Человек определение в обществознании

Человек

Mergedisputed.svg Эту страницу предлагается объединить со страницей Человек разумный. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К объединению/29 марта 2017#Человек и Человек разумный.
Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.
Ambox scales.svg Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности.
Ambox scales.svg Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения. Возможно, содержание данной статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения должны быть подробности.
У этого термина существуют и другие значения, см. Человек (значения). Запрос «люди» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Эта статья о философском понимании; о биологическом виде см.: Человек разумный. Изображения мужчины и женщины на бортах космического аппарата «Пионер-10»

Челове́к — общественное существо[2], обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Возник на Земле в результате эволюционного процесса — антропогенеза, детали которого продолжают изучаться. Специфическими особенностями человека, отличающими его от других животных, являются прямохождение, высокоразвитый головной мозг, мышление и членораздельная речь[3].

Человек изучает и изменяет себя и окружающий мир, создаёт культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, занимаемое им место в мире были и остаются основными проблемами философии, религии, науки и искусства[3].

По сведениям «Новой философской энциклопедии», можно выделить не менее четырёх подходов к определению понятия (термина) «человек»:

  1. Человек в естественной систематике животных;
  2. человек как сущее, выходящее за рамки живого мира и в известной мере противостоящее ему;
  3. человек в смысле «человеческий род»;
  4. человек как индивид, личность[4].

Отличительные черты человека: возможность мыслить и способность к осуществлению свободного выбора, принимать ответственность за поступки, наличие моральных суждений. Описывая человека, отмечают его биологическую неприспособленность, отсутствие специализации его органов для какого-либо конкретного простого животного существования, способность производить орудия труда, огонь, и использовать их, дар речи, пластичность поведения. Не известно ни одного другого существа, которое имеет высшие эмоции, традиции, способность мыслить, утверждать, отрицать, считать, планировать, знает о своей смертности, любит в настоящем смысле этого слова, обладает чувством юмора, осуществляет свои замыслы, воспроизводит имеющееся и создаёт что-то новое[4].

Биологические особенности

См. также: Человеческое тело и Анатомия человека Характерные анатомические характеристики мужчины и женщины. У изображённых моделей удалены волосы на теле женщины и на лице мужчины. У женщины ногти на ногах покрашены в красный цвет и надето обручальное кольцо.

В современной систематике биологический вид Человек разумный (лат. Homo sapiens) относится к роду Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов класса млекопитающих[5].

Относительно крупный головной мозг, пятипалая хватательная кисть руки с плоскими ногтями и противопоставляющимся большим пальцем и некоторые другие особенности являются общими для человечества и большинства приматов. По результатам исследований сравнительной анатомии, физиологии, молекулярной биологии, иммуногенетики, патологии наиболее близкими к человеку современными являются африканские человекообразные обезьяны — шимпанзе и в несколько меньшей степени горилла[5]. ДНК человека и шимпанзе имеют не менее 98,5 % схожих генов.[6][7]

Тело человека имеет ряд отличий от обезьян

  • ноги более длинные по сравнению с руками,
  • S-образная форма позвоночника с заметными шейным и поясничным изгибами,
  • связанные с прямохождением форма, размер и расположение некоторых мышц и связок,
  • низкой расширенной формой таза,
  • в переднезаднем направлении грудная клетка относительно плоская,
  • сводчатость стопы, имеющий массивный и приведённый большой палец при уменьшении остальных пальцев,
  • полное противопоставление большого пальца кисти,
  • хорошо развитые папиллярные узоры на подушечках пальцев[5].

Мозг человека тоже отличается некоторыми особенностями,

  • абсолютно и относительно очень крупный размер (в среднем его масса превышает массу мозга шимпанзе и горилл в 3-4 раза),
  • прогрессивная дифференциация областей мозга, которые могут быть связаны с развитием членораздельной речи (его лобная, нижнетеменная, височная доли)[5].

Есть и другие отличия от приматов, например,

  • анатомические особенности, связанные с усложнением аппарата голосообразования, в том числе особый голосовой мускул гортани,
  • увеличение мозгового отдела черепа за счёт лицевого,
  • вырождение волосяного покрова и др[5].

Внутривидовой полиморфизм

Основная статья: Раса

В пределах вида Homo sapiens выделяют несколько рас — внутривидовых групп популяций, имеющих сходный набор наследуемых морфологических и физиологических признаков, варьирующих в определённых пределах и обусловленных долговременными адаптационными процессами популяций людей, обитавших в различных ареалах.

У вида наблюдается непрерывное распределение типов телосложения (мускульного, костного, жирового), пигментации кожи и других признаков; таким образом, раса или этнорасовая группа в терминах популяционной генетики определяется как группа со специфическим распределением частот генов, отвечающих за эти признаки. Комплексы признаков, характерных для этнорасовых групп, отражают не только адаптационную реакцию на условия обитания, но и миграционную историю популяций и историю генетического взаимодействия с другими популяциями.

Происхождение

Схема расселения популяций человека разумного в пределах современного ареала. Буквы в кружках обозначают МтДНК-гаплогруппы. Основная статья: Антропогенез

Сравнение последовательностей ДНК показывает, что самыми близкими родственниками человека из ныне живущих видов являются два вида шимпанзе (обыкновенный и бонобо)[8][9][10]. Филогенетическая линия, с которой связано происхождение современного человека (Homo sapiens), отделилась от других гоминид 6—7 млн лет назад (в Миоцене)[8][11][12]. Другие представители этой линии (главным образом, австралопитеки и ряд видов рода Homo), до настоящего времени не сохранились.

Ближайшим относительно надёжно установленным предком Homo sapiens был Homo erectus. Homo heidelbergensis, прямой потомок Homo erectus и предок неандертальцев, по всей видимости, не был предком современного человека, а был представителем боковой эволюционной линии[источник не указан 2378 дней]. Большинство современных теорий связывают возникновение Homo sapiens с Африкой, тогда как Homo heidelbergensis возник в Европе.

Появление человека было связано с рядом существенных анатомических и физиологических модификаций, в том числе:

  1. Структурные преобразования мозга
  2. Увеличение мозговой полости и головного мозга
  3. Развитие двуногого передвижения (бипедализм)
  4. Развитие хватательной кисти
  5. Опущение гортани и подъязычной кости
  6. Уменьшение размера клыков
  7. Появление менструального цикла
  8. Редукция большей части волосяного покрова.

Сравнение полиморфизмов митохондриальной ДНК и датирование окаменелостей позволяют заключить, что Homo sapiens появились ок. 200 000 лет назад (это примерное время, когда жила «Митохондриальная Ева» — женщина, которая была последним общим предком всех ныне живущих людей по материнской линии; общий предок всех ныне живущих людей по отцовской линии — «Y-хромосомный Адам» — жил несколько позже)[13].

В 2009 году группа учёных под руководством Сары Тишкофф из Университета Пенсильвании опубликовала в журнале «Science» результаты комплексного исследования генетического разнообразия народов Африки. Они установили, что самой древней ветвью, испытавшей наименьшее количество смешиваний, как раньше и предполагалось, является генетический кластер, к которому принадлежат бушмены и другие народы, говорящие на койсанских языках. Скорее всего, они и являются той ветвью, которая ближе всего к общим предкам всего современного человечества[14].

Около 74 000 лет назад небольшая популяция (ок. 2 000 человек), пережившая последствия очень мощного вулканического извержения (~20-30 лет зимы), предположительно вулкана Тоба в Индонезии, стала предком современных людей в Африке. Можно предположить, что 60 000—40 000 лет назад люди мигрировали в Азию, и оттуда в Европу (40 000 лет), Австралию и Америку (35 000—15 000 лет)[13].

Вместе с тем, эволюцию специфических человеческих способностей, таких как развитое сознание, интеллектуальные способности и язык, проблематично исследовать, поскольку их изменения невозможно прямо отследить по останкам гоминид и следам их жизнедеятельности, для изучения эволюции данных способностей учёные интегрируют данные различных наук, в том числе физической и культурной антропологии, зоопсихологии, этологии, нейрофизиологии, генетики.

Вопросы о том, как именно эволюционировали упомянутые способности (речь, религия, искусство), и в чём состояла их роль в появлении сложной социальной организации и культуры Homo sapiens, остаются по сей день предметом научных дискуссий.

Помимо главенствующих теорий антропогенеза, существует и немало менее известных, непроверенных гипотез происхождения человека (вплоть до откровенно фантастических). Например, гипотеза о южноамериканском происхождении человека. Большинство альтернативных гипотез являются достоянием паранауки, и академическая наука их опровергает.

Понятие о сущности человека

Основная статья: Природа и сущность человека

При исследовании сущности человека стремятся найти среди многочисленных отличительных признаков главный, решающий в его отличии от животных, который может быть даже определял бы в конечном результате все остальные. Самым известным и наиболее широко распространённым атрибутом человека является наличие разума, человека определяют как «человек разумный» — (homo sapiens). Другое важнейшее определение человека связано со способностью трудиться, его называют homo faber — человек действующий, производящий. Следующим важнейшим признаком является наличие речи. Например, Э. Кассирер определял человека как homo symbolicus — человек символический, то есть существо созидающее символы, самым главным из которых является слово. Слово даёт человеку возможность общаться с другими людьми, что делает намного более эффективным процессы понимания и практического использования реального мира. Понимание человека как существа общественного известно со времён Аристотеля, который в своё время считал это важным. Это далеко не полный перечень сущностных определений человека, в которых отмечены важнейшие, основополагающие свойства человека, тем не менее, среди них нет ни одного всеохватывающего, на базе которого было бы возможно создать и развивать общепринятую концепцию природы человека. Поиск такого определения природы человека, которое, с одной стороны, полностью согласовывалось бы с эмпирическими данными о свойствах человека и позволяло бы предугадать пути его развития, а также выяснение смысла его существования были важнейшими темами исследований на всех этапах развития философской мысли[4].

В восточной и западной мифологии, в античной философии отразилось понимание человека как своеобразного ключа к разгадке многих тайн Вселенной. В древности человек не отделял себя от остальной природы, чувствуя свою связь с жизнью окружающего мира, что отразилось в антропоморфизме — бессознательном восприятии Вселенной и действующих в ней сил как живых существ, подобных ему самому. В древней мифологии и философии рассматривается параллелизм и изоморфность микрокосмоса, то есть внутреннего мира человека и макрокосмоса — огромного мира, лежащего вне человека. Примерами этой космогонической мифологемы «вселенского человека» являются — пуруша в Ведах, скандинавский Имир в «Эдде», китайский Паньгу)[4].

История понятия

В античное время понимается, что человека делает уникальным разум. В иудаизме появляется представление о человеке как личности, обладающей свободой выбора между добром и злом, которое в дальнейшем перенимается христианством. Возникшая в эпоху Возрождения в Европе идея гуманизма утверждает человека как высшую ценность, обладающую своеобразной и самобытной индивидуальностью. В эпоху Просвещения преобладает восприятие человека как независимой и разумной личности с неограниченными возможностями. Немецкая классическая философия рассматривает проблему свободы человека как духовного существа. В XIX веке, в трудах И. Канта сформулированы мысли о создании философской антропологии. Изучение биологической природы человека сопровождалось критикой объективно-идеалистических воззрений панлогизма. Романтизм основное внимание уделяет тончайшим нюансам человеческих переживаний, обладающих неповторимо богатым внутренним миром, то есть в качестве важнейшей отличительной черты человека уже воспринимаются не только мыслительные, но и чувственные возможности[4].

К. Маркс рассматривает человека с общественно-исторической точки зрения, у него человек в первую очередь общественное существо, определяемое конкретными условиями его функционирования и развития, а также его сознательной деятельностью, а именно: «сущность человека… есть совокупность всех общественных отношений». Человек является и причиной, и результатом истории. Индивидуальное и историческое развитие человека представляет собой освоение и воспроизведение опыта всего человечества. Философско-антропологическая концепция Маркса получила развитие как в работах российских и советских философов, так и в трудах представителей Франкфуртской школы, было показано, что в процессе развития человек становится зависимым от социальных институтов, созданных им самим[4].

Неокантианец Кассирер рассматривает человека в качестве «символического животного». В основе философской антропологии как самостоятельной дисциплины лежат работы М. Шелера, X. Плеснера, А. Гелена. Понятию бессознательного определяющее значение придают психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К. Г. Юнга. Экзистенциализм рассматривает вопросы смысла жизни, вины и ответственности, проблемы выбора и принятия решения, отношение человека к своему предназначению и к смерти. Персонализм рассматривает человека как фундаментальную онтологическую категорию, структурализм — в качестве отложения в глубинных структурах сознания прошлого[4].

В 1960 году В. Брюнинг в книге «Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние» выделил главные типы философских концепций человека, разработанных за 2,5 тысячи лет существования философской мысли:

  1. концепции, считающие сущность и природу человека зависящими от заранее заданных объективных условий — либо «сущностей» или «норм» (традиционных метафизических и религиозных учениях), либо законов «разума» или «природы» (рационализме и натурализме);
  2. концепции, рассматривающие человека как автономную личность, отдельных самостоятельных субъектов (в индивидуализме, персонализме и спиритуализме, позже — в философии экзистенциализма);
  3. иррационалистические концепции, растворяющие человека в окончательном результате в бессознательном потоке жизни (философия жизни и др.);
  4. концепции восстановления форм и норм, сначала — исключительно как субъективных и интерсубъективных, трансцендентальных установлений, далее — как объективных структур (прагматизм, трансцендентализм, объективный идеализм)[4].

Человечество

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 31 октября 2015 года.
Основная статья: Человечество

История человеческой цивилизации

Основная статья: Всемирная история

Неотъемлемые составляющие человеческой цивилизации возникли в различные эпохи. Часть из них появилась задолго до возникновения Homo sapiens.

Каменные инструменты. Наиболее древними на сегодняшний день являются инструменты, найденные в ущелье Олдовай (Танзания). Их возраст оценивается в 2,6 млн лет.

Освоение огня. Ряд археологических находок демонстрирует, что гоминиды использовали огонь по крайней мере 1,6—1,5 и 1 млн лет назад[15][16].

Искусство. К наиболее ранним образцам искусства относится рубило с украшением из окаменевших останков морского ежа. Его возраст оценивается в 200 000 лет. Некоторые исследователи считают древнейшим образцом искусства обработанную гальку, найденную в Израиле. Этот камень, возможно, представляет собой изображение женщины. Возраст артефакта составляет 330 000—230 000 лет.

Язык и речь. Время появления языка и речи у человека или его предков может быть выведено лишь приблизительно только на основании косвенных археологических или анатомических данных. Развитие областей мозга человека, связанных с регуляцией речи (зона Брока и зона Вернике) прослеживается в черепе Homo habilis, возраст которого составляет 2 млн лет.

В развитии материальной культуры выделяют несколько археологических культур, которые отличаются друг от друга типом артефактов (прежде всего инструментов) и технологиями их создания.

  • Олдовайская культура — 2,5—1,5 млн лет.
  • Аббевильская культура — 1,5 млн — 300 000 лет.
  • Ашёльская культура — 300 000—100 000 лет.
  • Мустьерская культура — 100 000 — 30 000 лет.
Реконструкция черепа «Пекинского человека» («синантропа»). В современной антропологии классифицируется как Homo erectus.

Первые люди были охотниками и собирателями, что подразумевало в основном кочевой образ жизни. Приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. (даты различаются в зависимости от географического региона) в образе жизни людей произошёл ряд крупных изменений, связанных с освоением сельского хозяйства и получивших название «Неолитической (сельскохозяйственной) революции». Переход к сельскому хозяйству был вызван оседлостью и созданием первых крупных поселений, необходимых для крупного строительства. В частности переход от собирательства к земледелию прослеживается в археологических раскопках храмового комплекса Гёбекли-Тепе и обусловлен большой концентрацией людей на небольшой территории (собирательство не могло прокормить большое число строителей). Переход к сельскому хозяйству также породил торговлю, которая в свою очередь способствовала расслоению общества[источник не указан 1669 дней]. С развитием технологий сельского хозяйства и ростом численности населения связано становление первых цивилизаций Древнего мира.

Историю человечества принято для удобства описания разделять на этапы:

  • Первобытное общество (также доисторическое общество)
  • Древний мир (до 476 года — низложение последнего римского императора)
  • Средние века (476—1492 — открытие Америки европейцами)
  • Новое время (1492—1918 — окончание Первой мировой войны)[17]
  • Новейшее время (1918—нынешнее время).

Население Земли

Основная статья: Население Земли

Населе́ние Земли — непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей (население), живущих на Земле в целом. На июль 2016 года, численность населения Земли составляет, по оценкам, около 7,3 миллиарда человек[18] (точнее см. далее). Расчётную численность населения мира в текущий момент можно увидеть на сайте «U.S. and World Population Clock».

Вплоть до 1970-х годов численность населения мира росла по гиперболическому закону; с 1990 г. наблюдается замедление темпов роста населения Земли[19], в 1990 году прирост составил 87,4 млн. Тем не менее, численность населения в абсолютном выражении продолжает быстро увеличиваться (в 2002 году на 74 млн, в 2014 на 87 млн[20]), хотя относительный прирост в 2000-х годах сократился почти вдвое по сравнению с показателем 1963 года, когда он достиг пикового значения (2,2 % в год)[21].

По данным ООН, в 1994—2014 годах количество людей старше 60 лет удвоилось, и уже в 2014 году количество пожилых людей в мире превысило число детей в возрасте до пяти лет[22].

В 2009 году впервые за всю историю человечества численность городского населения сравнялась с численностью сельского, составив 3,4 миллиарда человек[23].

Изучение человека

По настоящему научным в строгом понимании изучение начинается со 2-й половины 19 века. Опубликованная в 1859 году теория естественного отбора Дарвина оказала значительное влияние не только на развитие изучения непосредственно антропогенеза, но и на развитие многих других разделов человековедения, например этнографии, археологии, психологии. К настоящему времени не осталось характерной стороны человека, как биологического существа, социального существа и как личности, не охваченной специальными научными исследованиями; собрано и обобщено огромное количество разнообразной информации. Появилось много наук, в названии которых имеется слово «антропология», — культурная антропология, социальная антропология, политическая антропология, поэтическая антропология и т. д.[4]

Единая наука о человеке

В 20 веке было предложено создать единую науку, предметом изучения которой могли бы быть все природные и социальные свойства и отношения человека. Если бы такая наука была создана, то возможный вариант определения предмета её изучения мог бы быть описан так:

«Человек — это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами»[4].

ru.wikipedia.org

Что такое личность: определение по обществознанию через социальные роли

Мы все стремимся стать личностями. Но какой смысл вкладываем в это понятие? Обществознание как одна из человековедческих наук давно эту проблему рассматривает. И она пришла к некоторым обоснованным выводам. Нас они тоже интересуют.

Итак, в нашей статье мы постараемся понять, что такое личность: определение по обществознанию этого понятия, а также составляющие его. Может, именно этого не хватает нам, чтобы стать полноценными личностями - осознания себя таковыми.

что такое личность определение по обществознанию

Определяем понятие

В обществознании личность человека рассматривается через социальную структуру, связи человека с культурной и социальной жизнью общества.

Слово "личность" является производным от латинского слова "персона" - человек в маске, выступающий в театре в роли актера. Античные корни слова дают нам понять, что личностью не рождаются люди, а становятся. В настоящее время на основе знаний, предоставленных психологией и обществознанием, мы можем сказать, что личностью становятся, обрастая социально значимыми связями с другими людьми, собственными чертами в этой связке.

что такое личность определение по обществознанию кратко

Личностью становятся через социализацию - процесс, посредством которого человек после своего рождения входит в общество. Длится он всю жизнь, видоизменяясь, подстраиваясь под обстоятельства динамичного мира.

После этого предисловия к понятию можем сказать, что такое личность. Определение по обществознанию говорит нам следующее: личностью является носитель социально значимых свойств, черт и качеств, субъект социальной деятельности. Каждый из нас рождается человеком, но личностью становится лишь через социализацию.

Подходы к характеристике личности

Как одна из самых обсуждаемых уже много десятилетий проблема, вопрос определения личности рассматривается в науке через два подхода:

  1. Как набор ролей: личностью человек является, проявляя себя в различных ситуациях в разных ролях.
  2. Через сущностные характеристики: такими являются характеристики человека, которые формируют его мировоззрение и самооценку. Индивидуальные личностные характеристики являются важнейшими для человека. Последний же становится активным участником в познании и изменении мира.

личность определение обществознание 6 класс

Характеристики личности

Современная наука о человеке не прекращает структурировать знания о личности человека. Мы уже рассмотрели, что такое личность (определение по обществознанию) кратко. А какие же характеристики личности сегодня выделяют?

  • Воля - способность человека желать чего-то и делать это, осознавая и полностью беря на себя ответственность.
  • Свобода - идейность, лежащая в основе совершаемых действий.
  • Разум - анализирование совершаемых человеком действий и их последствий.
  • Чувства - особые эмоциональные процессы, происходящие во время совершения сознательных действий.

Совокупность этих черт в человеке и их проявления являются основой для персонализации - становления личности.

В этой теме будет актуально затронуть понятие характера человека. Под характером в обществознании подразумевают те яркие качества человека, которые проявляются в различных жизненных ситуациях.

Характер рассматривается как атрибут личности, но не отождествляется с нею. Он является той движимой силой, которая заставляет совершать определенные действия.

личность определение обществознание 8 класс

Определение личности - актуальная дискуссия

В философии и психологии определение личности - одна из важнейших и сложнейших проблем. Обществознание дает нам представление о личности кратко и достаточно четко очерчено, исходя из того, что человек - существо социальное.

У различных научных воззрений свое представление о личности. Остается актуальной тема формирования представления о личности, своей собственной и как абстрактного понятия. В школе на уроках обществознания учителям стоит уделять вопросу достаточно времени, чтобы получить от учеников рефлексии - проявление осознания темы.

Уроки, посвященные этой проблеме, могут быть проведены такие, как "Личность: определение" (обществознание, 6 класс). Основы понимания, что такое личность, желательно преподносить в виде обработанного материала и ранее. По мере взросления дискуссиям на тему личности с учениками в школе стоит придавать больше смысловой нагрузки. Так, в урок "Личность: определение" (обществознание, 8 класс) уже можно внести данные о различных концепциях личности.

Заключение

Проблема личности остается актуальной и сегодня. Ее определение берутся давать многие науки, центром изучения которых является человек.

В нашей статье мы рассматривали, что такое личность (определение по обществознанию): субъект социально-культурной деятельности, наделенный особыми чертами и качествами. Важно то, что личностью становятся именно через связи с социумом. Рождаемся же мы все людьми, готовыми к росту и новым открытиям каждый день.

fb.ru

Индивид: определение. Человек, индивид, личность

Человеческая личность - объект изучения многих гуманитарных наук, таких как психология, философия, социология. Понятие "человек", "индивид", "личность" часто встречается как в научном, так и в повседневном языке. В обиходе данные слова считают синонимами, но на самом деле каждому присущ собственный смысловой оттенок. Попробуем подробнее в этом разобраться.

Понятие - человек, индивид, личность

Слово «человек» звучит при обозначении способностей и черт, присущих всем. Оно подчеркивает существование особой общности - человеческого рода, отличного от других присущим лишь ему способом жизнедеятельности. Именно благодаря ему на всех этапах своего развития, везде и всегда сохраняет определенный статус.

Определение "человек-индивид" обозначает существование отдельного конкретного представителя человечества. Кто это такой? Человек-индивид - это единица людского рода, определенный носитель психологических и социальных черт, присущих всей людской общности. Под ними подразумеваются воля, разум, собственные интересы и потребности. В этом смысле индивид - это конкретный человек.

В данном контексте не рассматриваются биологические факторы (пол, возраст, физические характеристики, темперамент), а также социальные различия. Но, конечно, совсем не учитывать эти данные нельзя. Ведь различия между ребенком и взрослым, первобытным дикарем и нашим современником вполне очевидны.

Таким образом, определение понятия "индивид" включает набор характеристик и черт, по которым каждый человек отличается от другого. При этом подразумеваются различия совершенно разных уровней – от нейрофизиологического и биохимического до социально-психологического.

индивид определение

А что же такое личность

Динамику развития человека в различные моменты (исторические и собственные) характеризует понятие «личность». Индивид при этом - отправная точка развития личности, ее начальное состояние. Таким образом, личность – наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Как социальному субъекту, личности присуща автономность, стремление в определенной степени противопоставить себя социуму и обрести независимость от общества. Это предполагает наличие самосознания, навыков умственного контроля, способности к аналитической деятельности и оценке себя самого.

Все эти качества составляют основу жизненной позиции. Это основной принцип поведения, базирующийся на социальных и мировоззренческих установках, ценностях и идеалах. Значение этих нормативных факторов в жизни объясняет теория саморегуляции поведения человека в социуме.

Основы развития личности

У каждого автора - свое толкование личности. Но почти любое определение "личность", "индивид", "индивидуальность" основано на одном из двух полярных взглядов. Один из них гласит, что личность формируется и подвергается дальнейшим изменениям в зависимости от врожденных качеств и данных, влияние социального окружения при этом сводится к минимуму.

Представители противоположной позиции практически полностью отвергают врожденный фактор и предпочитают рассматривать личность как некий продукт социального развития. Пожалуй, обе точки зрения являются крайностями.

Классическое определение личности подразумевает, что человек, индивид, личность имеет сформированные, необходимые ему как продукту общественного развития конкретные качества. От него ожидают вхождения в социальные отношения путем общения и сознательной деятельности. Согласно такому подходу, биологический организм становится личностью только благодаря социальному и культурному опыту. Причем допускается влияние на формирование индивидуальных черт - совокупности темперамента, врожденных способностей и предрасположенности.

понятие человек индивид личность

Как мы взрослеем

Рассмотрим, каким образом формируется человек, индивид, личность. Что непосредственно влияет на процесс роста? Таких предпосылок несколько.

- Биологический фактор. Наследственность человека - тот самый материал, который позже будет сформирован в человеческого индивида. Этот фактор сам по себе еще не создает личности, так как социальный опыт и культурное наследие невозможно передать с генами. Но его требуется учитывать как источник бесконечного разнообразия характеров, темпераментов, склонностей и причину возможных социальных ограничений.

- Физические условия окружающей среды. Часть исследователей придают им первостепенное значение. Но, как известно, в одних и тех же географических условиях существуют совершенно разные типы личностей, а схожие общегрупповые признаки наблюдаются в совершенно различных.

- Общественная культура, формирующая определенное число соответствующих ей базовых типов личности. Определенный же культурный опыт служит общим достоянием человечества.

- Опыт, как групповой, так и уникальный (субъективный). Это самый главный фактор ее формирования, возникающий в процессе социализации.

Что такое социализация личности

Комплекса ценностей, установок, симпатий-антипатий, целей и шаблонов поведения человек достигает благодаря явлению социализации. Это процесс усвоения индивидом норм и образцов поведения его группы, необходимых для функционирования в обществе.

Социализация касается всех сторон воспитания, обучения и приобщения к культуре. В ней участвуют все, с кем сталкивается индивид в семье, быту, детском саду и школе, видит по телевизору и т.д. При этом процесс личностного формирования проходит три последовательные стадии:

1. Дети подражают взрослым и копируют их поведение.

2. Дети играют и примеряют на себя различные роли.

3. В групповой деятельности они начинают понимать ожидания, обращенные к ним со стороны других.

индивид и индивидуальность

Когда она происходит

Большинство психологов считают, что процесс социализации не ограничивается детским возрастом и длится всю жизнь. Социализация детей закладывает основы личностных ценностей. А применительно ко взрослым этот процесс подразумевает изменение внешнего поведения и приобретение нужных навыков.

По одной из теорий, в процессе социализации взрослых изживают себя детские мифы, например, о незыблемости авторитета или собственной суперценности. Постепенно на базе полученного опыта формируется тот индивид, определение которого приведено выше.

Общение в группе и соответствующий опыт дает возможность скорректировать уникальные внутренние установки личности с общими качествами, характерными для ее социальной среды.

Как это бывает

В начале жизни человек еще не осознает, что он индивид, и индивидуальность его находится в зачаточном состоянии. Обособление от физического и социального мира продолжается в течение всей жизни. Накапливая социальный опыт, он формирует образ своего «Я» путем сопоставления себя с другими.

Доказательством того, что личность - не просто автоматически развивающаяся совокупность природных задатков, служат известные науке случаи воспитания человека в социальной изоляции, например, в среде животных. Исследования психики таких "Маугли" показали, что те не имеют представлений о собственном «Я» как об обособленном существе в ряду подобных.

Может ли считаться личностью подобный индивид? Определение самого понятия идет вразрез с приведенными данными, так что ответ однозначно отрицательный.

человек индивид личность

На чем основан личный опыт

«Социальное зеркало» постоянно перед каждым из нас. В детстве при оценке собственных способностей человек основывается на мнении ближайшего окружения, с возрастом - на оценках компетентных специалистов. Зрелый человек понимает, что он - индивид, и индивидуальность его уникальна.

Нельзя недооценивать влияние личного опыта. Именно поэтому дети, воспитанные в одной семье, очень разные. У них имеется похожий групповой опыт (но не идентичный). Помимо семьи дети общаются во внешней среде и с разными людьми. Даже близнецы с одним набором генов не могут постоянно находиться в абсолютно одинаковых условиях, встречаться с одинаковыми людьми и испытывать идентичные эмоции.

Именно поэтому каждый личностный опыт уникален. По утверждениям психоаналитиков, определенные инциденты, происшедшие с людьми, вполне могут оказаться критическими, задавая тональность последующим эмоциональным реакциям.

Что такое социальная роль

Под этим понятием подразумевают способ поведения человека в соответствии с общепринятыми нормами межличностных отношений в зависимости от имеющегося статуса в системе. Процесс социализации личности подразумевает непременным условием освоение социальных ролей как способ интеграции человека в общество.

Понятие социальной роли подразумевает ролевые ожидания – чего именно ждут от индивида согласно «правилам» той или иной роли. Другое основное понятие здесь - ролевое поведение. Это все то, что человек осуществляет согласно своей роли. Общество в данном случае берет на себя функцию контроля.

Индивид и общество связаны существованием самых разных институтов - от правоохранительных органов до общественного мнения. К "ослушавшимся" применяется система социальных санкций. Самые незначительные из них - осуждение и общественное порицание, более жесткие - меры насильственного пресечения.

человек индивид

Индивид - определение социального статуса

Под социальным статусом понимается позиция (ранг) индивида в структуре группы или самой группы в ряду других образований. Поведение, которое ожидается от носителя определенного социального статуса, и составляет суть его социальной роли. Различные статусы имеют дети и взрослые, женщины и мужчины, военнослужащие и штатские. Каждый человек - носитель множества разных статусов, в соответствии с которыми и выстраивает свое поведение в тех или иных ситуациях.

Через обучение ролям усваиваются культурные нормы. Приемлемое для одного статуса может стать совершенно неподходящим для другого. То есть социализация - важнейший процесс обучения принятым в обществе методам и способам взаимодействий, в результате которого социум получает своего адекватного члена.

Умение исполнять важнейшие роли приобретается, начинается с детства. Большая часть данного процесса происходит на бессознательном уровне довольно безболезненно. Дети участвуют в играх, помогают родителям, вслушиваются в семейные разговоры, читают и смотрят различные истории. Их "игровые" роли помогают в будущем роль принять на себя настоящие и понять реакции окружающих.

О предписанных статусах

Общество устроено очень сложно, и согласованное функционирование всех его институтов возможно лишь в случае строгого соблюдения людьми собственных обязанностей, регламентированных внутригрупповыми отношениями. Простейший путь добиться этого - классификация всей многообразной человеческой деятельности по огромному количеству предписанных ролей и приучение каждого индивида с ранних лет к выполнению определенного набора их, "положенного" по статусу.

Пройдя в детстве первичное ролевое обучение, человек назначает себе сам предписанные роли согласно выбранному критерию. Его кодовое название - "правила достижения успеха". Универсальной основой выработки подобного критерия в обществе служит пол и возраст человека. Другие определяющие факторы - национальность, раса, религиозная либо классовая принадлежность.

Несмотря на бессознательный характер ролевого обучения, это мощный и реальный фактор социализации. Например, раздельное обучение в течение многих лет мальчиков и девочек ведет к большим различиям между ними в зрелости по части способностей, предпочтений и способам выражения эмоций.

определение личность индивид индивидуальность

Что такое достигаемый статус

Это социальная позиция, закрепляемая путем индивидуального выбора и конкуренции. Если часть статусов назначается группой либо обществом, при этом не учитываются индивидуальные качества индивида или его способности, то достигаемый статус - результат способностей, упорства, трудолюбия, исполнительности личности, а также некоторой доли везения.

В примитивных (или традиционных) обществах статусы почти всегда предписаны, и социальное положение прямо зависит от рождения. В современном обществе личность обладает большей степенью свободы.

Выигрыш имеют люди, проявляющие наибольшие способности и гибкость. Те же, кто не сумел "найти себя" и приспособиться к новым ролям, оказываются неконкурентоспособными.

определение человек индивид

Чем они различаются

Достигаемые и предписанные статусы имеют принципиальную разницу, тем не менее пересекаются и взаимодействуют. Индивиду почти невозможно улучшить или как-то изменить собственное положение в обществе, где большинство статусов являются предписанными. Социализация не связана с ожиданием смены статуса. Но если наследственные факторы не играют принципиальной роли, человеку трудно смириться с низким статусом, имея возможности проявить личные способности

Когда за статус идет борьба и возможности условно равны, причины отсутствия успеха - исключительно личная некомпетентность и отсутствие способностей. В обществе "равных возможностей" данный постулат усваивает любой индивид. Определение неуспеха как собственной несостоятельности больно бьет по самооценке человека. Но даже в этом случае личность находит пути повысить статус, используя различные льготы и преимущественные права.

Если роль - поведение, ожидаемое от индивида в случае конкретного статуса, то ролевое поведение бывает фактическим. Оно отличается от того, которое ожидается по большинству характеристик - от ролевой интерпретации до возможных конфликтов с другими. Вот почему нет двух индивидов, одинаково исполняющих одну и ту же роль.

fb.ru

Что такое человек. Дайте пожалуйста определение. Завтра экзамен по обществознанию.

Sweet

человек – разумное, общественное существо, выступающий в процессе своего существования как личность. Сущность человека, личность, место в мире – все это изучают религия и философия. Я больше скажу – человек творец истории и цивилизации, творец культуры.
Челове́к разу́мный (лат. Homo sapiens) (в биологии) — вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов, единственный живущий в настоящее время. От современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной культуры (включая изготовление и использование орудий) , способностью к членораздельной речи и абстрактному мышлению. Человек, как биологический вид — предмет исследования физической антропологии. Природа и сущность человека является предметом как философского, так и религиозного диспута.

Неоантропы (др. -греч. νέος — новый и ἄνθρωπος — человек) — обобщённое название людей современного вида (Homo sapiens), ископаемых и ныне живущих.

Человечество — совокупность человеческих индивидов. Разнообразие культур, форм общественной жизни и социальной организации — предмет социальных и гуманитарных наук (социальной и культурной антропологии, социологии, экономики, истории и др.) .

Zanna oniswzczuk

На вопрос Что такое человек нельзя ответить одназначно. С одной стороны это - живой организм, который подчиняется законам природы (например: человек рождается, растёт, стареет, умирает ит. п. как и любой другой живой организм) . С другой стороны человек - это существо, вынужденное создавать вокруг себя искуственную среду обитания, ведь в естественных условиях его существование подвергается большой опасности (например он не имеет физической силы диких жзивотных и т. п. )

Maxim solovey

Прежде всего этот вовпрос к самому себе Только так можно понять кто ты То что ты узнаешь о том что такое человек в сущности не даст тебе силы для движения Для начала остановись ощути что ты это ЧЕЛОВЕК а не просто так сяк там сказали тут сказали туда послали сюда послали После ощущения придёт понятие об этом вопросе это и будет твоя истина

Что такое человек?

Alexey khoroshev

Один древний мудрец сказал, что для человека нет более интересного объекта, чем сам человек.

Что же такое человек с точки зрения философского учения?

На первый взгляд, этот вопрос кажется очень простым: кто же не знает (пусть интуитивно, хотя бы поверхностно, на житейском уровне), что такое человек?! Однако то, что нам ближе всего, то, с чем мы как будто бы знакомы лучше всего, оказывается на деле самым сложным объектом познания.

Человек-это вселенная во Вселенной! И в нем не меньше тайн, чем в мироздании. Более того, человек — это главная тайна мироздания. И если мы говорим о неисчерпаемости для познания материального мира, то тем более неисчерпаем человек — венец творчества природы.

Что же входит в состав философского знания о человеке?
Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-психологических типов личности и т. п.

Известно, что в различные исторические эпохи эта проблема “высвечивалась” неодинаково: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления. Философская мысль в определенные периоды то растворяла человека в природе (Космосе) или в обществе, то относилась к нему как существу самодовлеющему, противопоставляя его природному и социальному миру.
Философия познания человека требовала прежде всего становления особого метода познания, когда человек оказывается одновременно субъектом и объектом этого процесса.

В античной философии он рассматривался преимущественно как микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу — судьбе.

В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. Например, Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая — арена низменных страстей и желаний. Отсюда постоянное стремление человека к постижению божественного света и истины, что освобождает его от дьявольских пут.

Философия Нового времени видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность. Естествознание смогло создать непревзойденные образцы натуралистических исследований природы человека. Но еще большей заслугой этого времени было признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.

Философия XIX — начала XX в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других — к иррациональному. Хотя понимание действительной сущности человека часто уже просматривалось в различных теориях, более или менее адекватно формулировалось теми или иными философами (например, Г. Гегелем), но целостного учения о человеке еще не было.

Проявления человеческой сущности многообразны — это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение. Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам.
По словам Ф. М. Достоевского, “...самое лучшее определение человека — это: существо на двух ногах и неблагодарное”. Самым отличительным признаком человека является прежде всего труд. Труд — не просто отличительный, а сущностный признак, человека.

http://elhow.ru/ucheba/opredelenija/ch/chto-takoe-chelovek

[ZEBR_TAG_a rel="nofollow" href="http://propaganda-journal.net/283.html" target="

Читайте также