Через тернии к звездам значение

Через тернии к звездам: что это значит и почему?

Русский язык богат различными фразеологизмами. Есть огромное множество выражений, которыми пользуются, интуитивно понимая, что они означают, но очень редко задумываются о действительном происхождении или правильном произношении, не говоря уже об адекватном литературном применении. Ярким примером является крылатая фраза: «Через тернии к звездам». Что это значит и почему именно так сложились эти слова в оборот? Эти вопросы довольно интересные как с точки зрения употребления в разговорной речи, так и применительно к литературному использованию.

Происхождение

Корни этого выражения обычно относятся к известному латинскому Per aspera ad astra, которое, в свою очередь, приписывается Луцию Сенеке, использовавшему его в своем сочинении «Неистовый Геркулес». Римский философ, живший в начале первого века нашей эры, был одним из ярчайших представителей стоицизма.

через тернии к звездам что это значит

Данное направление мысли обязует последователей сохранять твердую позицию, несмотря на любые удары судьбы. Видимо, это и склоняет ученых к тому, чтобы указывать источником именно слова Сенеки, который, как известно, не только был строгим последователем учения стоицизма, но и пошел на смерть, дабы не изменить своим убеждениям, прихватив заодно и жену. Действительно, не часто в наши времена встретишь подобную убежденность в своей философской позиции.

Через тернии к звездам: что это значит?

Возвращаясь к цитируемой фразе: Per aspera ad astra, можно увидеть изначально вложенный в нее смысл. В переводе это звучит примерно так: «к звездам, преодолевая трудности на пути». Действительно, чувствуется четкая стоическая позиция. Еще один вариант, встречающийся в переводах «Геркулеса», это «не гладок путь от земли к звездам». Однако это уже нюансы толкования в рамках языка, на который переводится литературное произведение. Как бы то ни было, отсюда и вытекает основной смысл фразеологического оборота «Через тернии к звездам». Что это значит для самого Сенеки, догадаться можно уже просто исходя из стоического образа мышления и соответствующего отношения к жизнедеятельности автора.

через тернии к звездам что это значит произношение

Очевидно, это движение вверх, к цели своего существования, ее достижение с привлечением всех сил, отпущенных человеку природой, несмотря на препятствия, большие или малые. Ведь это и есть смысл жизни для истинного стоика. Также следует упомянуть о появлении в русской версии оборота интересного слова «терние». Оно означает колючку, растение с шипами, а также в переносном смысле трудность, невзгоду и т. д. Не так просто пройти по дороге, заросшей подобными растениями. Видимо, для усиления эффекта и было добавлено это слово. В русском языке закрепился именно данный вариант.

Рассмотрим следующий нюанс, связанный с крылатым выражением «Через тернии к звездам». Что это значит, если представить, что звезды - это не цель, а нечто практически недостижимое, фантазия? Чем, в общем-то, и являются звезды для человека на современном этапе развития технологий. В таком случае появляется еще одна трактовка, о которой редко упоминают фразеологические словари. А именно: достойная, но, казалось бы, недостижимая цель порождает еще более трудные препятствия.

через тернии к звездам что это значит свойство сочетания

Однако моменты трактовки - это еще не весь материал, который можно рассмотреть в рамках заглавия статьи. Действительно, пока акцент был лишь на значении фразы «Через тернии к звездам» (что это значит).

Произношение

В разговорной речи, да и не только, часто встречается разновидность этого фразеологизма. Вместо «через» употребляется «сквозь». В целом вариация достаточно правомерная, хотя иногда считается некорректной, поскольку в словарях предлагается именно первая. Не стоит обманывать читателя, отвечая однозначно, как правильно, а как - нет. Ведь это всего лишь устойчивое выражение, причем изменения в языке зачастую настолько скоротечны, что и эта стабильность фразеологизмов на поверку оказывается довольно зыбкой.

через тернии к звездам что это значит тип

Но вернемся к нашему высказыванию «Через тернии к звездам». Что это значит? Свойство сочетания слов, с точки зрения произношения, очень неустойчиво. Как правило, в разговоре люди редко употребляют это изречение в таком виде, как мы его представили. Наша фраза лучше звучит именно со словом «сквозь», как это ни парадоксально.

Заключение

Данный материал не претендует на полновесный разбор всех нюансов при ответе на вопрос: «Через тернии к звездам: что это значит?». Тип предложенной информации не имеет назидательной цели, а лишь дает общепринятую трактовку.

fb.ru

Через тернии к звёздам (значения) это:

Через тернии к звёздам (значения)

Через тернии к звёздам:

  • Через тернии к звёздам — латинское изречение, в оригинале — per aspera ad astra.
  • «Через тернии к звёздам» — советский научно-фантастический двухсерийный фильм режиссёра Ричарда Викторова по сценарию Кира Булычёва.
Разрешение неоднозначностей
Disambig.svg Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.
Категория:
  • Многозначные термины

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Через тернии к звёздам (фильм)

Жанр Режиссёр Автор
сценария В главных
ролях Оператор Композитор Кинокомпания Длительность Страна Язык Год IMDb
Через тернии к звёздам
Постер фильма

фантастика
драма

Ричард Викторов

Кир Булычёв
Ричард Викторов

Вадим Ледогоров
Александр Лазарев
Игорь Ледогоров
Елена Метёлкина
Елена Фадеева

Александр Рыбин

Алексей Рыбников

Киностудия имени М. Горького
(Ялтинский филиал).
Третье творческое объединение

148 мин.

СССРFlag of the Soviet Union.svg СССР

русский

1980

ID 0126237

У этого термина существуют и другие значения, см. Через тернии к звёздам (значения).

«Че́рез те́рнии к звёздам» — широкоформатный научно-фантастический двухсерийный фильм режиссёра Ричарда Викторова по сценарию Кира Булычёва.

Сюжет

XXIII век. Патрульный звездолёт дальней разведки «Пушкин» обнаруживает в космосе погибший корабль неизвестного происхождения, на нём — трупы гуманоидных существ, выведенных искусственно путём клонирования. Один из клонов, девушка лет 18 по земным меркам, оказывается живой благодаря скафандру, в котором она, очевидно, находилась в момент гибели корабля. На карантинной околоземной станции Комиссия по контактам решает дальнейшую судьбу инопланетянки. Учёный-экзобиолог Надежда Иванова настаивает на изоляции и всестороннем исследовании клона в институте космической генетики, так как неизвестна цель выведения инопланетных гуманоидов ин витро. Однако комиссия принимает сторону специалиста по контактам с инопланетным разумом Сергея Лебедева, предлагающего под свою ответственность поселить инопланетянку в своём доме, поскольку он уверен, что общение с человеческой семьёй продуктивнее для установления контакта. Надежде Ивановой поручен биоконтроль над существом.

Девушка живёт в доме Лебедева, осваивается в его семье, состоящей из пожилых родителей Сергея (отец — океанолог, мать — профессор медицины, акушер) и его сына Степана — курсанта космического института. Вскоре благодаря усилиям Сергея устанавливается долгожданный контакт, — Нийя (так называет себя девушка) начинает общаться с окружающими. В результате этого общения обнаруживаются некоторые сверхчеловеческие способности инопланетянки, такие как мгновенная реакция, телекинез, телепортация. Необыкновенные способности, нечеловеческая сила и выносливость проявляются независимо от неё в экстренных ситуациях. При этом просматриваются явные признаки амнезии, — Нийя почти ничего не может рассказать о себе. Лишь иногда в мозгу девушки всплывают отдельные эпизоды прошлого: отец-профессор, сёстры и братья-клоны в лаборатории, кислотные дожди, отравленные почва и вода. Раз за разом воспоминания из прошлого накладываются на благополучное земное настоящее Нийи, влияя на её поступки. Между тем Надежда обнаруживает в мозгу Нийи искусственно внедрённый «центр послушания», воздействуя на который определённым излучением, можно полностью управлять ею.

Нийе нравится земная жизнь и земляне, но её не покидает мысль, что она создана для некой важной миссии и должна её исполнить. Вскоре случайность помогает разрешить её терзания. По телевидению показывают репортаж о визите посланников с планеты Десса. Они прилетели, чтобы просить у землян помощи: на Дессе растрачены все природные ресурсы и уничтожена биосфера, у населения нет воды и воздуха, люди находятся под угрозой скорой гибели. Увидев одного из посланников, Ракана, Нийя узнаёт его и вспоминает, что её родная планета — Десса. Девушка принимает решение: вернуться на родную планету.

Нийя проникает на корабль «Астра», посланный с ассенизаторской миссией на Дессу. В составе экипажа есть её знакомые: Надежда Иванова, которая входит в число специалистов, отправленных на Дессу, и практикант Степан Лебедев, опоздавший на свой корабль дальней разведки и переведённый на «Астру». На этом же корабле возвращаются домой Ракан и его коллега Торки. На пути к Дессе «Астра» встречает мёртвую «Гайю» — корабль, в котором год назад нашли Нийю. Ракан и Торки узнают в нём корабль видного учёного с Дессы, профессора Глана. Рискуя жизнью, Нийя телепортируется на Гайю и отключает «зов Глана» — установку по контролю и слежению за клонами. От неминуемой гибели её спасает Степан.

Посланники, наконец, открывают землянам тайну мёртвого корабля-лаборатории, профессора Глана и прошлого Нийи. Глан очень хотел спасти Дессу от экологической катастрофы, но уже не веря, что это под силу жителям планеты, создал искусственных людей, наделив их сверхспособностями, чтобы они силой остановили гибель Дессы. Не понятый соотечественниками, Глан вынужден был бежать с Дессы на последнем космическом аппарате-лаборатории, рассчитывая вернуться, когда его друзья придут к власти и дадут сигнал к возвращению. Однако сигнал так и не поступил. Когда на корабле подошли к концу запасы продуктов и топлива, Глан принял решение возвращаться, но возвращения не случилось — судя по предварительным анализам землян, «Гайя» была взорвана.

Оказавшись на Дессе, земляне начинают операцию по очистке планеты. Но им противодействует местный олигарх Туранчокс, боящийся потерять прибыль от продажи противогазов, масок, воздуха, воды, продуктов питания, а с ними и реальной власти и могущества. Люди Туранчокса во главе с Торки подбрасывают в последний действующий источник воды агрессивный химический реагент и обвиняют землян в порче воды, разжигая недовольство населения. Однако земляне спасают источник, а затем успешно проводят первый этап ассенизации, конденсируя смертельную атмосферу Дессы плазменными разрядами, при этом на короткое время демонстрируя дессианам голубое небо и настоящий чистый дождь. Туранчокс решается на крайние меры. Используя единственный оставшийся центр управления клонами, он решает взорвать «Астру», используя Нийю. Ракан понимает, что Туранчокс, поместивший свою штаб-квартиру в бывшем институте Глана, добрался до центра управления клонами. Колебавшийся ранее, фактически предавший Глана из-за боязни навредить карьере, сейчас Ракан готов отдать жизнь ради спасения Дессы. Кроме того, Ракан озабочен судьбой Нийи, он был донором биоматериала для клонов Глана, Нийя биологически является его дочерью.

При встрече с Туранчоксом Ракан просит его не мешать землянам, но не находит сочувствия. Туранчокс показывает Ракану центр управления и вызывает Нийю, чтобы та пронесла на «Астру» мощную бомбу-браслет. Ракан пытается помешать этому, но один из слуг Туранчокса смертельно ранит его. Умирающий Ракан решает погубить Туранчокса и из последних сил выпускает из секретной лаборатории института последнее детище Глана — биомассу (материал для будущих поколений населения Дессы). Биомасса крайне агрессивна и мгновенно распространяется, пожирая органику.

В это время Нийя идёт на «Астру», повинуясь командам Туранчокса. Надежда останавливает её, но Торки, идущий за Нийей по пятам, стреляет в Надежду. Увидев её гибель, Нийя преодолевает «зов Глана» и выбрасывает бомбу. Биомасса быстро заполняет институт Глана, в недрах которого погибают Ракан и Туранчокс, и вырывается наружу. Это гибельно для всей планеты, но Нийя, используя свои сверхвозможности, укрощает биомассу. Вместе с астронавтами «Астры» Нийя дает биомассе программу развития — воду и зерна. Благодаря этой программе, биомасса превращается в разные растения и деревья. Планета Десса снова начинает обретать природу и возвращение к экологически чистой жизни.

В финале экипаж «Астры», выполнив свою задачу по предварительной очистке Дессы, готовится к возвращению домой. Прощаясь с Нийей на поле с посадками молодой зелени, Степан просит её вернуться с ним на Землю, но Нийя отказывается — она снимает ментальный «слепок» с лица Степана, оставляя его образ в своей памяти. Она теперь точно знает своё предназначение — налаживание нормальной жизни на своей родной планете.

Премии

  • 1982 — Государственная премия СССР. Эта премия была присуждена за создание фильма «Через тернии к звёздам» и мультфильма «Тайна третьей планеты» следующим людям: Р. Н. Викторову (режиссёр), А. Н. Рыбину (оператор), К. И. Загорскому (художник), Р. А. Качанову (режиссёр мультипликации), Н. В. Орловой (художник мультипликации), Киру Булычеву (автор сценария)[1].

В ролях

  • Елена Метёлкина — Нийя
  • Улдис Лиелдидж — Сергей Лебедев
  • Вадим Ледогоров — Степан Лебедев
  • Елена Фадеева — Мария Павловна Лебедева
  • Вацлав Дворжецкий — Пётр Петрович Лебедев
  • Надежда Семенцова — Надежда Иванова
  • Игорь Ледогоров — Ракан
  • Глеб Стриженов — Глан
  • Игорь Ясулович — Торки
  • Владимир Фёдоров — Туранчокс
  • Александр Лазарев — Виктор Климов
  • Александр Михайлов — Олег Дрейер
  • Борис Щербаков — Эдуард Колотун

В эпизодах

  • Евгений Карельских — командир звездолёта «Пушкин» Дёмин
  • Людмила Нильская — Селена
  • Валерий Носик — Лий
  • Алексей Ванин — робот Бармалей
  • Николай Тимофеев — председатель Совета по контактам Роман Долинин
  • Светлана Радченко — робот Глаша
  • Г. Ивченко — инопланетянин-осьминог Пруль
  • Владислав Ковальков — штурман звездолёта «Пушкин»
  • Александр Бочаров — Тэр
  • Х. Осепян — археолог Хуан
  • Артём Карапетян — учёный на пресс-конференции
  • Владимир Вязовик — учёный на пресс-конференции
  • Борис Володин — учёный на пресс-конференции

Озвучивание 2001 года

  • Любовь Германова — Нийя
  • Игорь Тарадайкин — Сергей Лебедев
  • Михаил Кононов — Пётр Лебедев
  • Ирина Савина — Надежда Иванова
  • Алексей Серебряков — Виктор Климов
  • Дмитрий Харатьян — Олег Дрейер
  • Сергей Быстрицкий — Эдуард Колотун
  • Игорь Ледогоров — озвучивает сам себя
  • Олег Стриженов — Глан
  • Татьяна Чернопятова — Селена
  • Николай Кочегаров — робот Бармалей
  • Андрей Межулис — Лий
  • Клара Румянова — робот Глаша

Что не вошло в фильм

Все расхождения между сценарием[2] и фильмом обусловлены в основном урезанием бюджета и требованиями цензуры Госкино[3].

В фильме отсутствуют (или имеют отличия) эпизоды
  • полёт Сергея и Нийи с орбиты к дому Лебедевых на флайере;
  • прилёт на флайере к Лебедевым бригады специалистов во главе с Надеждой и с аппаратурой для биоконтроля;
  • домашний робот Гришка в фильме переименован в робота Глашу;
  • ночная сцена в доме Лебедевых;
  • отсутствует в сценарии: игра бабушки и Нийи в «ладушки» («ласточка, ласточка, чёрненький хвостик»);
  • перед отъездом к Надежде в институт Нийя ломает стабилизатор флайера;
  • на пляже Селена удивлена отсутствием у Нийи пупка;
  • в сценарии: агрессию по отношению к Селене останавливает приказ Надежды через центр управления, Надежда не согласна с Сергеем и считает свои действия верными;
  • в фильме: приказ Надежды звучит секундой после того, как Нийя сама отпускает Селену, Надежда раскаивается в своих действиях;
  • сцена второго созыва Комиссии по контактам;
  • сцена в роддоме;
  • в Чичен-Ицу (в фильме плато «Южный крест») после экзаменов приезжает и Степан; Нийя испугана инсценировкой местной труппы у жертвенного колодца; Степан дарит Нийе половинку бранзулита на память; после телерепортажа с посланниками из Дессы Нийя сбегает из Мексики, Степан в поисках Нийи опаздывает на свой корабль;
  • диалог Степана и Пруля («расстраиваться вредно»)
  • земная биостанция на планете Океан, нападение карруш, Нийя спасает Степана;
  • отсутствует в сценарии: эпизод с ручкой Колотуна («Виктор, это не моя ручка?»)
  • сцены диалога Лия с землянами о Туранчоксе, пещеры с хищниками и исследования дессианского водоёма изменены;
  • сцена «Оплошности землян»;
  • отсутствует в сценарии: эпизод совещания землян перед ассенизацией;
  • эпизод следования Бармалея за Нийей;
  • Нийя после гибели Надежды угоняет планетарный катер землян, и переборов звучащий в её мозгу приказ «пульта управления», уводит катер от «Астры» и разбивает его.

Новая версия фильма

Кадр фильма «Через тернии к звёздам» (новая версия, 2001). Космодром.

В 2001 году сыном режиссёра Николаем Викторовым была выпущена переработанная версия фильма[4]. Проведена цифровая обработка изображения, восстановление цвета, переработаны некоторые спецэффекты, записана полностью новая звуковая дорожка в формате Dolby Digital. Продолжительность фильма приведена в соответствие со стандартами современного кинопроката, в результате он сокращён на 20 минут. По утверждениям авторов, в переработанной версии сокращены растянутые эпизоды, снижавшие динамику фильма, и выброшены эпизоды, нёсшие в себе советскую идеологическую окраску. В новой версии фильма добавлены, в частности, кадры парящих в облаках над космопортом звездолётов (посадочная площадка в точности копирует знаменитую «рюмку» аэропорта Шереметьево-1)[5], кадры висящего в космическом пространстве корабля с Дессы «Гайя»[6].

Кир Булычёв писал: «Когда фильм снимался, у Ричарда возникла мысль, вместо слово „конец“ написать „Все кадры мёртвой планеты Десса сняты на Земле сегодня“. Жаль, что в Госкино испугались, и картина завершается как принято»[7]. Только в новой версии фильма в финальных титрах мы можем увидеть фразу: «Все кадры гибнущей планеты Десса сняты на планете Земля».

Сокращению подвергался практически весь фильм, особенно «пострадала» первая серия. Заметно сокращены следующие сцены:

«Нийя — искусственный человек» (1 серия)
  • Совещание комиссии по контактам на карантинной околоземной станции, на котором определялась дальнейшая судьба Нийи (00:06:30).
  • Упоминания Петра Петровича о земном адепте клонирования Загорском (00:07:58; 00:20:57)
  • В доме Лебедевых во время трансляции по телевидению комиссии по контактам Нийя чихает (00:08:04)
  • Эпизод с бранзулитом, который Сергей привез Степану с планеты Сеник (00:13:53).
  • Разговор Марии Павловны с роботом Глашей о Нийе (00:21:01).
  • Сцена установления контакта с Нийей в кабинете Сергея (00:21:20)
  • Быстрые кувырки Нийи по траве и недовольство Глаши беспорядком в доме: «Если бы я видела, я бы этого безобразия не допустила!» (00:22:54; 00:24:12)
  • Эпизод на пляже о моральных нормах землян и вид обнаженной Нийи (00:36:45)
  • Часть разговора между Сергеем и Надеждой о «центре послушания» (00:37:34)
  • Диалог Степана и экзобиолога Климова о значении работы экипажа «Астры» (00:59:25)
«Ангелы космоса» (2 серия)
  • Визит Бармалея и Степана в лабораторию к Нийе после того, как она приходит в сознание (00:02:10)
  • Доклад Ивановой и Климова об исследовании Дессы Дрейеру с видеорядом общих планов пустующих коридоров «Астры» (00:22:54)
  • Финальная часть совещания землян перед проведением первой фазы очистки (тоннельная абсорбция) (00:30:05)

Также авторы новой версии местами перемонтировали порядок эпизодов согласно литературному и режиссёрскому сценарию.

Не секрет, что композитор Алексей Рыбников частично использовал одни и те же музыкальные темы для оперы «Юнона и Авось» и х/ф «Через тернии к звёздам». В новой версии большинство тем было заменено музыкой Дмитрия Рыбникова, сына Алексея Львовича. Однако основной темой новой версии становится так называемая тема «Гроза», написанная Алексеем Рыбниковым исключительно для «Терний». Кроме того, обе версии фильма начинаются с известной темы «Свет звёзд», в новой версии лишь немного изменена аранжировка.

Факты

«Через тернии к звёздам» — Институт Глана на фоне пейзажей в окрестностях Исфары
  • На роль Нийи была приглашена не актриса, а манекенщица Елена Метёлкина[8].
  • Первоначально задумывалось снимать инопланетянку совершенно лысой, но из-за критики чиновников из Госкино пришлось делать короткие белые парики для всех клонов[9].
  • Манекенов, «сыгравших» роль погибших на Гайе клонов, изготавливали из гипсового слепка Метёлкиной, заливая его жидким пенопластом[10].
  • Исследование разрушенного инопланетного корабля снимали в декорациях, установленных на дне бассейна гостиницы «Ялта»[11].
  • Некоторые космические сцены снимались под водой, с использованием «гидроневесомости» для имитации настоящей[12].
  • В фильме должен был быть показан флаер — аппарат, который спускает Нийю и Сергея Лебедева с орбиты прямо к его дому на посадочную площадку. Но на это транспортное средство не хватило бюджета, пришлось показать, как на площадку сходят Сергей и Нийя, а откуда — неясно. Также, в сцене, когда Степан Лебедев просит у Надежды разрешение «покататься», он идёт за кусты, где виден обычный автомобиль.
  • Робота Бармалея предполагалось сделать из металла. Но первую конструкцию реквизитор сварил из железных вёдер, проигнорировав режиссёрские эскизы, и Викторов её отверг. На другую не осталось ни времени, ни средств, и робота сделали надувным[13].
  • В эпизоде, где Нийя раздевается на пляже, изначально было задумано показать, что у героини отсутствует пупок. Партийное начальство сочло такую сцену недопустимой в советском киноискусстве. Пришлось ради сохранения сцены выдумывать диалог про «моральные нормы землян»[14].
  • Плато «Южный крест» снимали недалеко от Бахчисарая в пещерном городе Чуфут-Кале[15].
  • В роли одного из археологов на плато «Южный крест» снимался сын режиссёра Николай Викторов, впоследствии ставший режиссёром Новой версии «Терний»[16].
  • На информационном табло космопорта можно заметить название звездолёта «Заря» и пункт его назначения — Альфа Кассиопеи. Этот звездолёт, очевидно, назван в честь звездолёта «Заря» из другого фильма Ричарда Викторова: «Москва — Кассиопея»[17].
  • Виды гибнущей планеты Десса снимались в Таджикистане, в окрестностях заброшенного нефтеперерабатывающего завода возле города Исфары. До этого там планировались съёмки фильма Андрея Тарковского «Сталкер», но не было найдено места для размещения съёмочной группы, и съёмки были перенесены в Эстонию[18]. Необычный вид ландшафтов был получен за счёт использования технической спектрозональной киноплёнки «СН-6М», один из эмульсионных слоёв которой обладает светочувствительностью к инфракрасному излучению[19].
  • Подземные сооружения Дессы снимали в подвалах Солянки.
  • Вездеход, на котором земляне исследуют Дессу, изготовили на Ялтинской киностудии из армейского гусеничного бронетранспортёра и деталей самолёта. Там же снимали и биомассу, состоящую из противопожарной пены и муки, а плавающие в этой смеси аквалангисты создавали визуальный эффект живого бурления массы[20].
  • В конце фильма новой версии ошибочно указан актёр Владимир Носик, сыгравший Лия. На самом деле эту роль сыграл его брат, Валерий Носик[21].
  • Актёр Улдис Лиелдидж был известен в советском кинематографе ролями офицеров нацистской Германии. Однако режиссёр Ричард Викторов именно этому типичному латышу отдал роль советского космонавта Сергея Лебедева[22].
  • Упоминание бабушкой Степана Марией Павловной Плутона, где «нашли каких-то Странников» — явная отсылка к «полуденному» циклу романов Стругацких. Странники присутствуют также и в некоторых произведениях самого Кира Булычёва (например, в романе «Гай-до»).
  • 8 октября 2015 года в Лондонском музее науки в рамках российской выставки «Cosmonauts. Birth of the Space Age» состоялась премьера полностью восстановленной оригинальной версии фильма «Через тернии к звездам»[23].
  • 28 января 2016 года состоялся премьерный показ в России и встреча с создателями отреставрированного фильма в известном московском кинотеатре «Иллюзион»[24].

ru.wikipedia.org

Как понять per aspera ad astra ?

Оксана федюк

Значение - через трудности к высокой цели.

Фраза пришла к нам из древнего Рима - Per aspera ad Astra (латинский) . Ее автор Луций Анней Сенека (4 до н. э. - 65 гг. , древнеримский философ, поэт и государственный деятель) .

Слово "Терние" означает - 1. Всякое колючее растение. Такие растения. 2. Отдельная колючка, шип, игла такого растения (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940).

Слово "терние" образовалось от растения Тёрн, терно́вник, или Сли́ва колю́чая (лат. Prunus spinosa) - вид небольших колючих кустарников подсемейства Сливовые (Prunoideae) семейства Розовые (Rosaceae).

В свою очередь от "терние" образовалось и "Тернистый".

Соответственно, выражение "через тернии к звездам" - образное от преодоления пути, усыпанного колючками к высокой цели (звездам).

Значение этой татуировки

Дельфина

скорпион ищущий путь к звездам (((((((
Навигационная звезда или роза ветров - древний, и, тем не менее ничуть не устаревший тату - мотив, известный еще столетие назад. Звезды на небе часто служили ориентиром для моряков, особенно Северная, или Полярис, в Северном полушарии, а также Южный Крест в Южном. Моряки татуировали себе навигационные звезды, потому что они полагались на них: от звезд зависела их жизнь, они должны были указать путь домой. Мореплаватели были весьма суеверными людьми и надеялись, что их татуировки в форме звезды послужат амулетом благополучного пути. Приблизительно в то же время морская звезда стала обозначаться на компасах. В более позднее время подобные звезды стали символизировать жизненный путь, его поиск. Их стали делать те, кто хотел не сбиться с избранного пути. Таким образом, звезда стала путеводной - ее образ помогал не сбиться с избранного пути, когда человек потерян или испуган. Позже такие звезды стали символами награды, высокого поощрения, признаком отличия.

Татуировки скорпион - выглядит стильно, мужественно, красиво в большей степени подойдет мужчинам, которые предпочитают агрессивную тату.

Значение татуировки скорпион:

Cкорпион иногда — оберегающий талисман.

В Европе скорпион является символом насилия, ненависти и мести.

В Японии скорпион - олицетворение мудрости, а в сочетании с цветами - символ любви и долгой супружеской жизни.

В Древнем Египте он был атрибутом покровительницы мертвых богини Селкет.

В Африке считалось, что скорпион сам выделяет средство против своего яда, поэтому его символика носила двойственный характер — он был символом как врачевания, так и убийства.

В Библии скорпион — демоническое существо, в средневековом искусстве — знак смертельного предательства, иногда зависти или ненависти.
Вот какие значения имеет символ скорпиона в разных традициях:

Христианство: зло, мучение, предательство, Иуда Искариот.
[an error occurred while processing this directive]
Египет: атрибут Сета в тифонической ипостаси, Селка, или Селкета, защищающего мертвых. Семь скорпионов сопровождали Изиду во время поисков Озириса.

Еврейская традиция: яд, смерть.

Митраизм: дадофоры (факелоносцы) , держащие направленный вверх и вниз факелы, - это Бык и Скорпион как символы жизни и смерти, восходящего и заходящего Солнца и т. д.

Шумеро-семитская традиция: скорпионы или человеко-скорпионы были стражами Ворот Солнца, Гор Запада и Двойных Ворот. Скорпионы были связаны с Иштар или Ниной. Атрибут Сабазия Фригийского.

В греческой мифологии охотник Орион, который дерзко вызвал на поединок богиню Артемиду, был смертельно ужален скорпионом.

Игорь-никита никитин

Значения нет. Просто татуха которых очень много. Да и какая разница кто чего себе сейчас колет. В данное время нет спроса за наколки. Так что можешь набить себе хоть танк, хоть кочегаров. Но с кочегарами будут иметь тебя.

Максим

в прошлом скорпиона носили участники боевых действий (армейская сфера) или зэки-беспредельщики (буквальное значение: "Выживу в любых условиях"), отбывавшие сроки на т. н. "красных зонах" - усиленного режима с жесткой не воровской, а конвойной дисциплиной. Там было значительно труднее существовать "ворам".
Иногда скорпиона берут в свои особые символы отдельные отряды спецподразделений или просто армии, и тогда они начинают кочевать с нашивок на тела самих людей, в них служащих или служивших.
Перевод - через тернии к звездам. Роза ветров - аналогично подкове - удача, форт. Если эта тату на твоей спине, то можно сказать, что она значит из прапорщиков в генералы))) ) раз звезда одна, то в генерал майоры.

Читайте также