Что означает духов день после троицы

Духов день

У этого термина существуют и другие значения, см. Духов день (значения). Тип Иначе Также Установлен Отмечается Дата В 2016 году В 2017 году Празднование Традиции
Духов день, День Святого Духа
Descent of the Holy Spirit (Novodevichy Convent).jpg
Сошествие Святого Духа
(икона из Святодуховского храма Новодевичьего монастыря, XVIII век)

христианский /
народно-христианский

День Духа, Иван-да-Марья

Понедельник Святого Духа

в память сошествия на апостолов Святого Духа в 50-й день после Пасхи

большинством христиан мира, славянами

51-й день по Пасхе в православии и 50-й день по Пасхе в католицизме

7 (20) июня (в православии),
15 мая (в католицизме)

23 мая (5 июня) (в православии),
4 июня (в католицизме)

богослужения, фестивали, народные гулянья, выносили за деревню троицкую берёзку

запрет на работы

Commons-logo.svg Духов день на Викискладе

Ду́хов день или День Свято́го Ду́ха — христианский и народный праздник в честь Святого Духа.

В православии празднуется на 51-й день после Пасхи, то есть на следующий день после Пятидесятницы (всегда в понедельник). В православных церквях праздник также носит название Понеде́льник Свято́го Ду́ха[1] (греч. Δευτέρα τοῦ Ἁγίου Πνεύματος)[2].

В католицизме празднуется на 50-й день после Пасхи, одновременно с Пятидесятницей (всегда в воскресенье). В Римско-католической церкви праздник называется также Пра́здник Соше́ствия Свято́го Ду́ха[3].

Во многих государствах День Святого Духа является выходным днём. В некоторых из этих стран праздник известен как «второй день Пятидесятницы».[4].

На востоке Балкан и у восточных славян Духов день был связан по преимуществу с комплексом поминальных ритуалов, с «душами» умерших и пр. (см. Задушницы, Русалии, Троицын день), тогда как на западе славянского мира этот день почти целиком посвящён пастушеским праздникам[3]. Для восточно-славянской народной традиции были характерны поверья о том, что земля на Духов день — именинница[5].

История установления

Подробнее по этой теме см. День Святой Троицы.

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Новом Завете в книге Деяний святых апостолов: в пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Иерусалиме, когда

« ... внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2:1-18) »

Праздник установлен ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы, в противодействие антитринитарной ереси, отвергавшей божественную природу Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.[6]

Богослужение

В православии

В богослужении праздник в честь Святого Духа начинается великой вечерней. Распространён обычай на приходах сразу после литургии в воскресенье служить девятый час и великую вечерню. Сама вечерня начинается с пения молитвы Святому Духу: «Царю небесный». Молитва «Царю небесный» уже в качестве стихиры поётся ещё раз на «Господи воззвах». Совершается вход с кадилом, а затем дьякон или священник произносит великий прокимен седьмого гласа: «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш? — Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́» (Пс. 76). Во время вечерни молящиеся во главе со священником трижды совершают коленопреклонение — встают на колени, а священник читает семь молитв, составленных святым Василием Великим (первый и второй раз коленопреклонения иерей читает по две молитвы, а третий раз — три молитвы). Эти молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»). Это первое коленопреклонение согласно Типикону, которые совершают молящиеся после Великого поста. Вечером в храмах совершается малое повечерие, на котором поётся канон Святому Духу, написанный Феофаном. Краестрочие канона: «Ду́ха пою́ созда́вшаго всю тварь». Утреня на Духов день это повторение утрени Дня Святой Троицы, отличия в том, что в данном случае не поётся полиелей и, соответственно Уставу, не читается Евангелие; канон поётся на 14 (на Троицу на 16); катавасия — это ирмосы только первого канона (на Троицу — обоих канонов); хвалительные стихиры на 4 (на Троицу на 6) и отпуст иной.

Тропарь, кондак и задостойник в Духов день. На греческом На церковнославянском (транслитерация) На русском
Тропарь праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ') Εὐλογητὸς εἶ, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ πανσόφους τοὺς ἁλιεῖς ἀναδείξας, καταπέμψας αὐτοῖς τὸ Πνεῦμα τὸ ἅγιον, καὶ δι' αὐτῶν τὴν οἰκουμένην σαγηνεύσας, φιλάνθρωπε, δόξα σοι. Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, и́же прему́дры ловцы́ явле́й, ниспосла́в им Ду́ха Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную: Человеколю́бче, сла́ва Тебе́ Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!
Кондак праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ') Ὅτε καταβὰς τὰς γλώσσας συνέχεε, διεμέριζεν ἔθνη ὁ Ὕψιστος· ὅτε τοῦ πυρὸς τὰς γλώσσας διένειμεν, εἰς ἑνότητα πάντας ἐκάλεσε, καὶ συμφώνως δοξάζομεν τὸ πανάγιον Πνεῦμα. Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха. Когда сошёл Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.
Задостойник праздника, глас 4 (Ἦχος δ') «Χαίροις Ἄνασσα, μητροπάρθενον κλέος. Ἄπαν γὰρ εὐδίνητον εὔλαλον στόμα. Ῥητρεῦον, οὐ σθένει σε μέλπειν ἀξίως. Ἰλιγγιᾷ δὲ νοῦς ἅπας σου τὸν τόκον Νοεῖν ὅθεν σε συμφώνως δοξάζομεν» Ра́дуйся, Цари́це, матероде́вственная сла́во, вся́ка бо удобообраща́тельная благоглаго́ливая уста́ вити́йствовати не мо́гут, Тебе́ пе́ти досто́йно, изумева́ет же ум всяк Твое́ Рождество́ разуме́ти. Те́мже Тя согла́сно сла́вим. Радуйся, Царица, матерям и девам слава! Ибо никакие подвижные красноречивые уста, ораторствуя, не могут Тебя воспевать достойно; изнемогает и всякий ум, стремясь постигнуть рождение от Тебя Христа; потому мы Тебя согласно славим.

В католицизме

Planned section.svg Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 декабря 2016 года.

Славянские традиции

Названия праздника

В славянской традиции — День Святого Духа, День Духа (общерусск.); Троица (воронеж.); Именины Земли[7] (вят.), Земля именинница[8][9][страница не указана 336 дней] (тамб., сиб.); Клечальный понедельник, Провожание русалок (рязан.); Богодухів день, Розигри (укр.); Русальница, Иван-да-Марья, Брэзжыны (белор.); Русаље, Духови, Духова, Дува[3] (серб.); Св. Дух, Духовден[3] (болг.); Дуввете[3] (болг. банат.); Дуовден (макед.); Święta Zesłania Duchu Świętego[3] (пол.); Duhovi[3] (чеш.); Dovi[3] (хорв.-словон.); Dohove[3] (хорв.); sv. Duh, Binkoštna nedelja[3] (словен.).

У русских

Для восточно-славянской традиции характерны поверья о том, что «Земля на Духов день — именинница»[5], потому, что «в этот день она сотворена»[7] (также «Земля — именинница на Симона Зилота»). В народной традиции с Духовым днём часто связаны грозы; по другим поверьям, погода в Духов день определяет и погоду на ближайшие 6 недель — на всё оставшееся лето[3].

Вплоть до начала XX века повсеместно было распространено поверье, что вечером накануне Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах. Считалось, что в Духов день земля беременна урожаем и поэтому её нельзя трогать: пахать, боронить, копать, засевать, вбивать колья и палки. По поверьям, в самый Духов день, перед восходом солнца, Мать Сыра-Земля открывает свои тайны: многие, помолясь Святому Духу, ходили «слушать клады», припадая к земле ухом (но утверждалось при этом, что открывались земные и подземные тайны только истинным праведникам, благочестивым людям)[10].

Во многих местах в Духов день совершали крестный ход вокруг полей. В Вятской губернии зафиксирован обычай кормить землю — «бабский праздник»[11]. Замужние женщины (в основном пожилые) уходили в поле, где стелили на земле скатерти, раскладывали еду и устраивали трапезу, которая время от времени прерывалась; в это время женщины с песнями разносили по полям часть принесённых продуктов. Самая старшая «кормила земельку»: положив кусочки еды на землю, аккуратно прикрывала их небольшим слоем почвы и произносила — «Земля-именинница, дай нам урожай»[11].

Верили, что в Духов день русалки выходят на сушу и бегают по полям и лугам, давая им влагу; там, где русалки пробежали, трава будет расти гуще, а рожь и ячмень — колосистее[12].

Крестьяне верили, что в Духов день души умерших людей прилетают на землю и садятся на берёзовые ветки, воткнутые в наличники окон или поставленные на божницу. В этот день в некоторых местах за пределы деревни выносили обрядовое деревце — ту самую троицкую берёзку, которая в течение предыдущих дней была центром праздника. Берёзку «развивали» (расплетали переплетённые до того ветви) и оставляли её в поле или топили в реке[12].

Девушки бросали венки в воду: потонет — к несчастью, поплывёт — к счастью. В Сибири в Духов день проходили последние весенние народные гулянья молодёжи[13].

Считалось, что «этого дня как огня страшится бродячая по земле нечисть», так как «сходит с неба священный огонь, который испепеляет злых духов»[14][11]. Знающие женщины в этот день изготавливали травяные сборы, с помощью которых лечили различные болезни. В Калужской губернии в Духов день (на следующий день после троицких гуляний и игрищ) полагалось сходить на освящённый колодец или родник, бросить монету в воду, помолиться и умыться святой водой, чтобы смыть с себя всё греховное и нечистое; у колодца оставляли поминальную еду, а воду брали домой[11].

У украинцев

На Украине был обычай на «Богодухів день» освящать колодцы, так как считалось, что именно в них скрываются вышедшие из рек и озёр русалки[15]. После литургии крестьяне шли крестным ходом к колодцам, чтобы окропить их святой водой. Сначала священник освящал сельский общественный колодец, а потом шёл к личным. Хозяева, которые хотели «избавиться от нечистой силы в доме», выставляли у ворот стол, накрывали его скатертью и клали хлеб-соль. Прочитав молитву, священник заходил в дом, кропил стены, а потом все постройки — «чтобы русалки не тревожили подворье»[15].

У хорватов и словенцев

Католики отмечают Духов день в воскресенье на пятидесятый день по Пасхе. В западных областях Словении в церквях сверху спускали голубя с бумажными крыльями, реже — живую птицу, как символ Святого Духа. Накануне в субботу старались вернуться домой с поля пораньше: считалось, что в это время Святой Дух уже снизошёл на землю и «разливается по полю»; если он застанет кого-нибудь за работой, то «свернёт с пути» и не благословит посевы. В субботу же хозяева обходили поля и кропили посевы святой водой, «da bi jih sv. Duh rešil toče» [чтобы Святой Дух защитил их от града][16]. В доме утром в воскресенье открывали все окна и двери, «чтобы Святой Дух пришел в дом». Считалось, что в доме не будет благополучия, если Святой Дух не сможет туда попасть. У хорватов в Каставщине за несколько дней до этого дня принято было устраивать уборку, стирать постели, белить дома снаружи и изнутри. Если этого не сделать, то после Духова дня, согласно поверьям, в доме будет много блох, ибо «sveti Duh prnese punu vreću buh. Sakemu hmetu po jeny baretu» [Святой Дух принесёт полный мешок блох. Каждому хозяину по шапке][3]. С Духова дня начиналось лето, и появлялось много насекомых: «Doša sveti Duv nosi jednu vriću muv drugu vriću buv» [Пришёл Святой Дух, принёс один мешок мух, другой мешок блох][17].

Поговорки и приметы

  • С Духова дня не с одного неба, а даже из-под земли тепло идёт[18].
  • Свят-Дух весь белый свет согреет[18].
  • До Свята-Духа не снимай кожуха[18].
  • Не верь теплу до Духова дня[18].
  • Придёт Свят-Духов день, — будет на дворе, как на печке[18].
  • И сиверок холоден до Духова дня[18].

ru.wikipedia.org

Что означает " духов день".

Натали

День Святого Духа, Духов день, в богослужебных книгах Понедельник Святаго Духа – христианский праздник, выпадает на следующий день после Дня Святой Троицы, отмечаемого Церковью в воспоминание сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Всегда понедельник.
России в народно-церковной культуре существовал особо строгий запрет на работу в Духов день, как и в день Благовещения. В Российской Федерации данный день, как понедельник, почти всегда – рабочий.
В народной традиции с Духовым днём часто связаны грозы; по другим поверьям, погода в Духов день определяет и погоду на всё оставшееся лето.
Государства, в которых праздник День Святого Духа (понедельник) – выходной, нерабочий день
• Австрия
• Германия
• Украина
• Швейцария
• Дания
• Франция
• Нидерланды
• Люксембург
• Греция
• Кипр
http://ru.wikipedia.org/wiki/День_Святого_Дух а
Духов день
Первый понедельник после Троицы
Праздновался в начале недели Всех Святых. Утверждает божественную сущность Святого Духа и его единство с другими ипостасями Святой Троицы. В этот день крестьяне славили землю – именинницу, совершали обходы полей "кормили земельку", отдавая ей часть трапезы.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта] – здесь очень подробная статья об этом празднике.

Lz

ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА
В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью ''ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы'', в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
МОЛИТВА СВЯТОМУ ДУХУ
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Перевод:
Царь Небесный, Утешитель Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякаго блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наша.

Председатель

День Свято́й Тро́ицы, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа (греч. πεντηκοστή [ἡμέρα], pentekostē [hēmera]) — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников.
Православная церковь отмечает Троицу на 49 день после Пасхи, в воскресенье. В христианских церквях западной традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, отмечая сошествие Святого Духа на апостолов, а день Святой Троицы празднуют в следующее воскресенье. Антитринитарии, не признающие Догмат Троицы отмечают его строго, как сказано в Деяниях 2.1 на 50 день после Пасхи.
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян. 2:1-18. В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).
В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы и услышав что внутри говорят на различных наречьях пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2:13). В ответ на такую реакцию: Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.
(Деян. 2:14-18)
[править]
Название и толкование
Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога — «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви» . В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь (Деян. 2:41-47).
Соответствующий текст в католицизме — молитва Veni Sancte Spiritus. Veni per Mariam.
Хотя в Новом Завете не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа, она традиционно присутствует на иконописных изображениях этого события. По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет: «Могла ли в момент прихода Святого духа не присутствовать та, что зачала и родила через его посредство?».

Евгений белов

День Свято́й Тро́ицы, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа (греч. πεντηκοστή [ἡμέρα], pentekostē [hēmera]) — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников.
Православная церковь отмечает Троицу на 49 день после Пасхи, в воскресенье. В христианских церквях западной традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, отмечая сошествие Святого Духа на апостолов, а день Святой Троицы празднуют в следующее воскресенье. Антитринитарии, не признающие Догмат Троицы отмечают его строго, как сказано в Деяниях 2.1 на 50 день после Пасхи.
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян. 2:1-18. В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).
В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы и услышав что внутри говорят на различных наречьях пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2:13). В ответ на такую реакцию: Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.
(Деян. 2:14-18)
Название и толкование
Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога — «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви» . В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь (Деян. 2:41-47).
Соответствующий текст в католицизме — молитва Veni Sancte Spiritus. Veni per Mariam.
Хотя в Новом Завете не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа, она традиционно присутствует на иконописных изображениях этого события. По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет: «Могла ли в момент прихода Святого духа не присутствовать та, что зачала и родила через его посредство?».

Footbolyastro

День Святого Духа — христианский праздник
http://www.spektr.info/articles/religiya/105/
http://www.calend.ru/holidays/0/0/1581/
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Славянка иванова

В языческой Руси 15 июня - Зеленые святки (Духов день) являлись главным рубежом между зимой и летом. В обрядах зеленых святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ. Поскольку бороться с язычеством оказалось очень сложно, христианская церковь какие-то языческие праздники попыталась взять под свое "крыло", поэтому с принятием христианства к древнейшему земледельческому празднику, посвященному духу земли, был приурочен праздник Троицы.

СВЯТАЯ ТРОИЦА и Духов день

Цитата сообщения Ipola Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Сегодня День Святого духа,
А также Сына и Отца,
И наполняет светлым чувством,
Он наши души и сердца!
Желаю вам добра и света,
Я в праздник Троицы Святой,
Пусть радует вас жизнь любовью,
Здоровьем, счастьем, красотой!
2835299_ (531x295, 292Kb)
День Святой Троицы или Пятидесятница в 2014 году приходится на 8 июня. Это один из главных церковных праздников в православии, Троица входит в число двунадесятых праздников с переходящей датой. Обычаи и традиции Троицы-2014, Духов день и Родительская суббота – подробнее об этом можно прочитать в материале ниже.
Троица в 2014 году приходится на 8 июня. Православная церковь отмечает День Святой Троицы в 50-й день по Пасхе, в воскресенье. В католической ветви христианства этот день называется Пятидесятницей (приходится на 50-й день после Пасхи), символизируя собой сошествие Святого Духа на апостолов.

Андрей Рублев. Троица.
Название «Троица» пошло в честь сошествия Святого духа на апостолов. Его сошествие указало на тройственность Бога: «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви». В день Троицы, таким образом, возникла вселенская апостольская церковь.
Существует обычай совершения службы в православных храмах в честь Святой Троицы. После традиционной литургии служится вечерня, на которой поются стихиры и три специальные молитвы о церкви – во время их прочтения все прихожане и священники стоят на коленях.
Священники на празднование Троицы 8 июня 2014 года не будут нарушать традиций, сформировавшихся очень давно. Например, священники служат в храмах в зеленом облачении, изображающем животворящую и обновляющую силу Святого Духа. Пол храмов и домов верующих, по древним обычаям, устилается свежескошенной травой, а иконы украшаются берёзовыми ветвями.
После Святой Троицы, 9 июня 2014 года, празднуется Духов день или День святого Духа. Дата его всегда переходящая (как и у Троицы), но неизменно – понедельник. В России издавна существовало поверье, что в Духов день категорически нельзя работать. Кстати, в некоторых странах этот день признан выходным.

Праздник День святого Духа 9 июня установлен «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы». Среди народных примет, традиций и обычаев этого дня – поверие, что погода на Духов день определит метеорологическую обстановку на ближайшие 6 недель. Распространена поговорка о том, что Земля в Духов день – именинница, потому, что «в этот день она сотворена».
Перед праздником Святой Троицы, 7 июня, в христианстве празднуется Родительская суббота – день общерусского поминовения усопших. В церквях 7 июня 2014 года служат вселенскую панихиду, где вспоминают всех когда-либо умерших православных христиан. Существовало поверье, что всю Троицкую субботу русалки выходят из реки, леса и раскачиваются на ветвях берёз, прячутся и катаются в цветущей ржи.
Среди народных традиций и обычаев, принятых в Родительскую субботу перед Троицей – посещение кладбищ и поминовение своих усопших родственников. Их могилы украшали зеленью, устраивались ритуальные трапезы.
www.fontanka.ru
В этот день церкви и дома украшаются зеленью и цветами. Особенно хорошо считается украсить жилье побегами березы с только распустившимися почками. Этот обычай символизирует время года, когда на апостолов снизошел Святой Дух: в этот день всё цвело и зеленело. Следование этому народному обычаю церковь не возбраняет. Береза традиционно считается символом чистоты и возрождения. Потому перед Троицей принято проводить тщательную уборку жилища. Желательно попутно обойти дом со свечой и троекратно перекрестить все углы, чтобы очистить помещение не только от физической грязи, но и от духовной.
Задуматься о триединстве Бога
Для православных данный праздник является, в первую очередь, символом триединства Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Принцип единства Святой Троицы является одним из основополагающих догматов Православия. Святые отцы наставляют, что постичь и принять данный догмат можно только положившись на веру, отрекаясь от попыток логического разумения божественной сущности. Так же в этот день православным христианам стоит задуматься о чистоте своих помыслов и своей души. Не случайно данный праздник связан с весной и обновлением. Как растут молодые листья, так должны открываться у человека новые духовные силы с приходом весны.
В этот день принято готовить угощения и приглашать в гости близких людей. Ограничений на продукты питания, которые должны быть на столе, не предусмотрены. На праздничный стол можно поставить березовые побеги в вазе, которые будут создавать праздничную атмосферу чистоты и уюта.

2835299_toica_animaciya_ikoni (400x438, 499Kb)

Ин_ночка_ Серия сообщений "Православие,вера, ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ": ipolaЧасть 1 - Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Часть 2 - Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии
...
Часть 46 - Отмечаем ПАСХУ!!! Христос воскресе!
Часть 47 - Вознесение Господне.
Часть 48 - СВЯТАЯ ТРОИЦА и Духов день

liveinternet.ru

Сегодня Духов день.

На момент введения Юлианского календаря Духов день был 10 мая.
В пасхальном календаре этот день выпадает на понедельник после Троицы.

Русские люди верили, что вечером накануне Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах. Считалось, что в Духов день, земля беременна урожаем и поэтому, её нельзя трогать: копать, засевать, втыкать палки.

Повсеместно было распространено поверье, что в Духов день, перед восходом солнца, Мать-Сыра-Земля открывает свои тайны. Желающие узнать их, помолясь Святому Духу, ходили «слушать клады», припадая к земле ухом. По преданию, земные и подземные тайны открываются только истинным праведникам, благочестивым людям.

Верили что в Духов день русалки выходят на сушу и бегают по полям и лугам, давая им влагу, и там, где пробежали русалки, трава будет расти гуще, а рожь и ячмень – колосистее.

Крестьяне верили также, что в Духов день души умерших людей прилетают на землю и садятся на берёзовые ветки, воткнутые в наличники окон или поставленные на божницу.

В ряде мест в Духов день продолжались молодежные гулянья. Так, в Новгородской губ. в сосновом бору собиралась молодёжь из нескольких соседних деревень, разводила костры и устраивала возле них игры и пляски.

В Костромской губ. в Духов день колдуны начинали делать пережины – магическим способом переправлять урожай в свои амбары.

В этот день за пределы деревни выносили обрядовое деревце – троицкую березку, которая в течение предыдущих дней была центром праздника, развивали и оставляли её в поле или топили в реке. Бросают венки в воду: потонет – к несчастью, поплывет – к счастью. В Сибири в Духов день проходили последние весенние гулянья молодежи.

Считали, например, что этого дня «как огня, страшится бродячая по земле нечисть», так как «сходит с неба священный огонь, который испепеляет злых духов». Пожилые женщины в этот день изготавливали травяной порошок, с помощью которого «изгоняли бесов», т.е. лечили различные болезни. В Калужской губ. в Духов день (на следующий день после троицких гуляний и игрищ) полагалось сходить на святой колодец, бросить мелочь в воду, помолиться и умыться святой водой, чтобы отмолить и смыть с себя то греховное и нечистое; святую воду брали домой, а у колодца оставляли поминальную еду.

По народным приметам только после Духова дня прекращаются заморозки; их не бывает до самой осени. «Не верь теплу до Духова дня!», «Придет Свят-Духов день – будет на дворе, как на печке», «Свят-Дух весь белый свет согреет!».

Отправляясь в Духов День к реке, озеру, колодцу, бабе нельзя говорить: «Пошла за водой», чтобы не накликать беду. «За водой» – значит по течению реки и ручья, так «идут» только утопленники. Вместо этого лучше сказать: «Пошла по воду». Смотреть на свое отражение в воде означает, что никого не сможешь полюбить или любовь свою потеряешь.

В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.

В народе также говорили, что погода в Духов день даёт прогноз на ближайшие 6 недель. Подобные приметы и в Германии: «Если на День Святого Духа дождь, дождь будет идти семь воскресений подряд», «Сырой День Святого Духа – жирное (сытое) Рождество». В Германии на Духов день в деревнях совершается обход полей с молитвами о плодородии.

Поговорки и приметы
До Свята-Духа не снимай кожуха. С Духова дня не с одного неба, а даже из-под земли тепло идёт. Не верь теплу до Духова дня. Придёт Свят-Духов день, – будет на дворе, как на печке. И сиверок холоден до Духова дня. Зябка девица-рассада, а и та просит у Бога холодку после Духова дня. Свят-Дух весь белый свет согреет. Доживи до Духова-дня, а тепло будет. «На Духа будзець цёпла і суха» (белорус.).
Веселится весь собор, катится к нам сокол (т. е. дух святой) /скопцы/. На сошествие св. духа развивают берёзки, бросают венки в воду; если тонет – к несчастью, плавает – к добру. «Как святым духом взято». «Духом сделаю». Свет плоти – солнце, свет духа – истина.

Источник.

liveinternet.ru

Читайте также