Что значит режим

Режим (значения)

Режи́м (фр. régime от лат. regimen — управление, командование, руководство)[1]в широком смысле — условия работы, деятельности, существования чего-либо. Может использоваться в следующих значениях:

Режим — это правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение одного дня, недели, месяца года.

Для человека

Чётко установленный порядок, распорядок:

  • Режим дня — точно размеренный распорядок действий на день.
  • Режим работы — откорректированный порядок работы и отдыха на предприятии.
  • Больничный режим — установленный для больного лечащим врачом образ жизни.
  • Режим питания — диета, приём пищи в соответствии с определённым распорядком.
  • Режим питьевой — порядок потребления воды с учетом вида деятельности, климатических условий и состояния организма.

В государстве

Комплекс правил, норм, различных мероприятий, установленных для достижения определённой цели отдельными субъектами.

  • Режим в политике — термин, обозначающий государственный строй, способ (образ) правления, способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества:
    • Старый режим — дореволюционный государственный строй:
      • Старый режим в России до 1917 года.
      • Старый режим во Франции.
  • Военный режим — особое правовое положение в стране на время войны, стихийных бедствий и пр.
  • Режим чрезвычайного положения — комплекс жёстких правил, вводимых на территории при возникновении чрезвычайной ситуации
  • Режим экономии — система мер и мероприятий для удешевления и более рационального использования ресурсов, средств и т. п.
  • Режим морского дна — международно-правовое урегулирование вопроса использования недр морей и океанов.
  • Таможенный режим — комплекс таможенных процедур по отношению к ввозимым товарам.
  • Безвизовый режим — взаимоотношения между разными странами без разрешительного документа.
  • Национальный режим — в международных отношениях правовое положение, по которому на иностранцев распространяются все права и преимущества местных граждан.
  • Режим секретности — комплекс мероприятий по защите государственной и иной охраняемой законом тайны.
  • Режим содержания (пенитенциарная система) — условия содержания заключённых в исправительно-трудовых колоний, в соответствии с которыми учреждения подразделяются на колонии общего, усиленного, строгого, особого режима и колонии-поселения.

В науке и технике

  • Интерактивный режим — непосредственное (прямое) взаимодействие человека и компьютера.
  • Режим работы в механике — рабочее состояние механизмов. Например, рабочий режим машины; режим работы двигателей (авиац.) (взлётный режим, номинальный режим, режим «малый газ»).
  • Водный режим — колебания уровня воды в водоёмах.
  • Тепловой режим Земли — совокупность факторов, определяющих распределение тепловых потоков на планете Земля.
  • Тепловой режим почв — изменение температурного баланса, влияющее на распределение тепла в почве на протяжении определённого промежутка времени.
  • Тепловой режим здания — совокупность факторов, определяющих микроклимат помещения.
  • Режим шифрования — метод преобразования зашифрованных данных.

Также

  • Режим безопасности — система правил, соблюдение которых на предприятии необходимо для обеспечения безопасности работы сотрудников:
    • Газовый режим — на шахтах система защитно-профилактических мероприятий против выбросов метана или водорода в горной выработке.
    • Пылевой режим — система особых мер по предотвращению или ограничению взрывов угольной пыли в шахтах (например, увлажнение угольного пласта, отсасывание пыли и пр.).

ru.wikipedia.org

Политический режим

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — правительство) — политическое управление, совокупность тех или иных методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве или стране), или способ функционирования его политической системы. В современном мире, как правило, термин употребляется с отрицательной коннотацией, обычно подразумевая авторитарный режим[1].

Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Словосочетание «политический режим» появилось в западной литературе ещё в XIX веке, а в широкий научный оборот вошло во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140 — 170 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном, которое часто используется и в работах российских авторов:

Под политическим режимом, согласно Ж.-Л. Кермонну, понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период.

— И. И. Санжаревский[2]

В американской политологии, в отличие от европейской, предпочтение отдается понятию политическая система, которое считается более значимым, чем политический режим. Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой». Критики такого подхода отмечают, что политический режим — более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и на протяжении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов[3].

В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим, представляющий собой совокупность приёмов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

Происхождение понятия политического режима

В наследии Древней Греции особый интерес представляют идеи Платона и Аристотеля, выступавших во многом с отличных друг от друга позиций и пользовавшихся различными способами аргументации. И тот, и другой внесли свой вклад практически во все интересующие нас вопросы деятельности политических режимов — в анализ особенностей их функционирования, способы типологизации и динамику трансформации. Платон (427—347 гг. до н.э.), унаследовавший элитаризм во взглядах на политику (свойственный, в основном, всем мыслителям периода расцвета древнегреческой философии и, частично, периода эллинизма), был в этом, как и во многом другом, последователем идей своего учителя Сократа. Он оставил интересные наблюдения о формах государственного устройства, выделив аристократию, тимократию, олигархию, демократию и тиранию и связав их при этом с пятью видами душевного склада людей. Но его главный вклад состоит, конечно же, не в этом. Главное в том, что будучи пессимистом и усматривая определенную деградацию в эволюции политических форм, Платон в своем "Государстве" и, особенно, в "Законах" создал образ "идеального государства", которое, в действительности, является продолжением легистских проектов и всесторонне обосновывает концепцию тоталитарного правления.

Современные подходы к определению понятия

В современной науке сложились две основные традиции осмысления понятия политического режима, одна из которых связана с политико-правовым подходом, сложившимся в юридической традиции конституционного права, а другая — с социологическим подходом, получившим широкое распространение в политической науке.

Институциональный подход

Данный подход называют также политико-правовым и формально-юридическим. В его рамках основное внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти. При использовании институционального подхода понятие политического режима сближается или даже сливается с понятиями формы правления или государственного строя. Таким образом термин политический режим оказывается частью категориального аппарата конституционного права. В рамках институционального подхода складывается разница между терминами политический режим и государственный режим.

Институциональный подход традиционно был характерен для французского государствоведения. Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:

  • режим слияния властей — абсолютная монархия;
  • режим разделения властей — президентская республика;
  • режим сотрудничества властей — парламентская республика.

Постепенно эта типология стала рассматриваться как подсобная, классифицирующая не столько режимы, сколько типы правительственных структур[4].

К этой группе можно отнести также подход американского политолога Г. Лассуэла и его последователей, рассматривавших политический режим как способ легитимизации политической системы. По их мнению, режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе. Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается в праве считаться политическими режимами[источник не указан 1319 дней].

Социологический подход

В рамках данного подхода преимущественное внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям её функционирования, осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились в реальности и не обязательно соответствуют тем, которые предписаны конституционными актами. При данном подходе режим рассматривается гораздо более широко — как баланс во взаимоотношениях государства и общества. Каждый режим имеет в своем основании систему социальных связей, поэтому режимы не могут быть изменены путём изменения закрепляющих их правовых актов, без трансформации тех социальных оснований, на которых он покоится. Этот подход часто приводит к отождествлению политического режима и политической системы.

Характерными представителями данного направления являются французские политологи М. Дюверже (рассматривал режим как: «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой») и его последователь Ж.-Л. Кермонн, чье определение приведено выше.

Сходной точки зрения в определении политического режима придерживаются американские ученые Г. О'Доннел и Ф. Шмиттер:

Совокупность структур, явных или скрытых, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, которые считаются для этих структур подходящими или неподходящими, используемые ими ресурсы и стратегии в целях получения желаемого назначения.

— Цыганков А. П.[4]

В рамках социологического подхода существует значительное многообразие исследовательских стратегий и вариантов типологизации политических режимов, базовым среди которых сегодня считают выделение демократического, авторитарного и тоталитарного режимов.

Виды политических режимов

Заготовка раздела Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Демократический режим

Основная статья: Демократия

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Антидемократический режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствле­нии общественных организаций; милитаризации общества и т.д.

Антидемократические полити­ческие режимы также отличаются разнообразием, однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режи­ма демократии, а именно: господство одной политической пар­тии или движения; одной, «официальной» идеологии; одной фор­мы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень основных слоев наро­да; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике. Антидемократические режимы подразделяются на: авторитарные, тоталитарные и военные.

Авторитарный режим

Основная статья: Авторитаризм

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских и духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

Существует два определения авторитаризма:

  • социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам;
  • социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:

Военно-бюрократический режим

Военно-бюрократический режим авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая, партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблему режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалов в политическую сферу через избирательные каналы. Примерами военно-бюрократических режимов были: правление генерала Пиночета в Чили (1973—1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии. Пиночет утверждал: Ни один лист не шелохнется в Чили без моего желания. Генерал Мартинес (Сальвадор, 1932 г.) философствовал: «Большее преступление убить насекомое, чем человека». Жертвами его антикоммунистических чисток стали около 40 тысяч крестьян, в результате чего с индейской культурой в стране было по существу покончено. Лозунгом генерала Риоса Монтта (Гватемала) было: Христианин должен носить с собой Библию и пулемет. В результате его христианской кампании, 10 тысяч индейцев были убиты и более 100 тысяч бежали в Мексику.

Корпоративный авторитаризм

Корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. Образцы корпоративного режима — правление Антониу ди Салазара в Португалии (1932—1968), режим Франсиско Франко в Испании. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации масс не раз позволяло внедрять корпоративное представительство интересов.

Дототалитарный авторитаризм

Дототалитарный авторитаризм — режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран. К порядкам такого типа Х.Линиц относит фашистские мобилизационные режимы, которые — по сравнению с военно-бюрократическим и корпоративным авторитаризмом с их единственной, слабой партией, — являются менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторными и демократическими. Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении. Дототалитарный характер режима обуславливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов, среди которых:

  • довольно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, ещё не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему;
  • такие институты, как армия, церковь, группы интересов, сохраняя достаточную автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу;
  • ситуация социальной неопределенности, когда одни ожидают, что прежние политические и социальные структуры сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса.

Постколониальный авторитаризм

Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты. Однако с обострением экономических проблем и активизации антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или вовсе ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием. Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, что проявляется в частых переворотах, убийствах правителей.

Расовая или этническая демократия

Это тип авторитаризма, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нём допущено определенное расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида.

Султанистский режим

Султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии. Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма. Примерами султанизма являлись Гаити при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде, Доминиканская республика при Рафаэле Трухильо, Филиппины при Фердинанде Маркосе, Ирак при Саддаме Хусейне и т. д.

Тоталитарный режим

Основная статья: Тоталитаризм

Тоталитарный режим правления подразумевает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

Признаки тоталитаризма:

  • идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же детерминируется)
  • единовластие одной партии — «ордена-меченосцев» (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы)
  • организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс)
  • монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)
  • централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики)
  • милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на фашистский, социалистический и национал-социалистический.

Анархия

Основная статья: Анархия

Анархию можно определить, как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

Другие

Также выделяются и другие политические режимы, являющиеся подвидами основных:

  • аристократия,
  • военная диктатура,
  • демократура (диктократия, диктабланда),
  • деспотизм
  • диктатура,
  • меритократия,
  • клептократия,
  • корпоратократия,
  • олигархия,
  • охлократия,
  • плутократия,
  • посттоталитаризм,
  • тимократия,
  • тирания,
  • фашизм,
  • феодализм.

Типологии

Заготовка раздела Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Аристотеля (работа Ἀθηναίων πολιτεία)

  • Правильные:
    1. Монархия.
    2. Аристократия.
    3. Полития
  • Неправильные:
    1. Тирания.
    2. Олигархия.
    3. Охлократия

Маркса

  1. Социалистический.
  2. Капиталистический.

Дюверже

  • явные и авторитарные;
  • демократические, автократические, монократические (диктаторские);
  • директории (коллективное правление).

Курашвили

  1. Тиранический.
  2. Авторитарно-демократический.
  3. Демократическо-авторитарный.
  4. Развернуто демократический.
  5. Анархо-демократический.

Голосова — Блонделя

  1. Традиционный (закрытый с монолитной элитой).
  2. Соревновательная олигархия (открытый, исключающий).
  3. Авторитарно-бюрократический (закрытый, с дифференцированной элитой, исключающий).
  4. Эгалитарно-авторитарный (закрытый, с монолитной элитой, включающий).
  5. Авторитарно-инэгалитарный (закрытый, с дифференцированной элитой, включающий).
  6. Либеральная демократия (открытый, включающий).

ru.wikipedia.org

Номинальный режим

Номинальный режим (продолжительный режим) — такой режим работы машин и оборудования, при котором они могут наиболее эффективно работать на протяжении неограниченного времени (более нескольких часов). Для оборудования, связанного с рассеиванием энергии (резисторы), либо с её преобразованием (двигатели, генераторы), номинальный режим определяется возможностью работы оборудования без превышения предельно допустимых температур.

Для авиационного двигателя номинальный режим (или сокращённо «номинал», также «максимальный продолжительный» — Мпр[1]) также является максимально допустимым для длительной работы и ограничен оборотами, нагревом лопаток турбины (для газотурбинных двигателей) или поршней и клапанов (для поршневых двигателей, нагревом масла. Поэтому, как правило, номинал используется только при наборе высоты, а наработка на номинале учитывается отдельно от наработки на взлётном и пониженных режимах и ограничена в общем ресурсе (как правило, цифрой порядка 25 %). Например, на самолётах Ан-72 и Ан-74 установлены отдельные счётчики ресурса для взлётного, номинального и пониженных режимов, включающиеся автоматически через концевые выключатели под рычагами управления двигателями[2].

При продолжительном режиме выходная мощность меньше, чем при часовом или иных повышенных режимах, поэтому её повышение играет важную роль для оборудования, работающего долгое время под номинальной нагрузкой, как например электродвигатель вентилятора компьютера либо лампа освещения.

Среди способов повысить мощность оборудования в продолжительном режиме можно назвать следующие:

  • применение системы охлаждения (воздушной либо жидкостной), что позволяет увеличить объём отводимого тепла
  • снижение тепловых сопротивлений, достигаемое за счёт применения более совершенной изоляции, термопаст либо за счёт полировки соприкасающихся поверхностей на границе теплового перехода
  • для электрооборудования:
    • снижение электрических потерь
    • применение более нагревостойкой изоляции
Центробежный вентилятор тяговых двигателей электровоза ВЛ80К

Современные электродвигатели для повышения длительной мощности имеют монолитную изоляцию из кремнийорганического лака или иного изоляционного материала с высокой теплопроводностью, а также активное охлаждение. Двигатели, работающие в повторно-кратковременном (например, на грузоподъёмных кранах) или продолжительном (двигатели вентиляторов, тяговые двигатели электропоездов и городского электротранспорта) режимах имеют самовентиляцию от насаженной на вал крыльчатки[3]. Электродвигатели, работающие с номинальной нагрузкой в широком диапазоне частот вращения (двигатели некоторых станков, ТЭД локомотивов[4]) часто имеют независимую вентиляцию от отдельно приводимого вентилятора, так как при малых оборотах самовентиляция не может быть обеспечена.

ru.wikipedia.org

Что значит смешанный режим езды?

Сергей виноградов

По европейским расчётам это -2/3 по трассе, средняя скорость (без остановок) 100,120км/ч. 1/3 по городу 1-5 остановок. Так что когда продают машину и говорят что у неё средний (смешанный) расход топлива невелик не верьте. Особенно для России это полностью не актуально. Зимой прогрев, бешенные пробки, постоянное торможение перед ямами, рельсами, светофорами. Разгоны, качество топлива.... Множество факторов у нас превышают заявленный заводом изготавителем этот пресловутый смешанный расход топлива.

Port port

Этого в точности не знает никто, кроме автопроизводителей, которые могут писать цифры расхода горючего совершенно "от фонаря". Все равно никто и никогда не сможет их проверить потому, что никто толком не знает, что это такое.

Что значит режим турбо?

Андреева ольга

По аналогии с дизельным двигателем, которому турбина дает дополнительную мощность. Данное название призвано информировать пользователя, что выбираемый режим, без всякого сомнения, повысит производительность чего бы то ни было, но не является расчетным. Иными словами, когда нельзя, но очень хочется - то можно. Применяется в пассивном разгоне материнских плат. Где подобный режим не способен нанести вред мат-части, но и прирост производительности, будет не таким, каким его себе мнит юзер.

Dequatro

Если вопрос относится к браузерам. режим турбо (Опера и Яндекс браузер) нужен для более быстрой загрузки страницы, но данный режим лучше работает толко когда у Вас очень медленный интернет, в противном случаи страницы будут наоборот грузится намного медленнее. Ускореение загрузки происходит средствами прокси кэширования на сторонних серверах и сжатия некоторых объектов, например картинок в счет ухудшения их качества.

bolshoyvopros.ru

Читайте также