Дети сироты это определение

Сирота

Томас Кеннингтон. Сироты (1885) У этого термина существуют и другие значения, см. Сирота (значения).

Сирота́ — человек, лишившийся единственного или обоих родителей в связи с их смертью.

Начиная с произведений Чарльза Диккенса, художественный образ сироты стал очень популярен в литературе.

В России дети-сироты направляются в специально предназначенные для этого детские воспитательные учреждения: дома ребёнка, детские дома, интернаты, приюты. Но наиболее приоритетной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является семейное жизнеустройство: усыновление, опека и попечительство, приёмная семья. Право ребёнка жить и воспитываться в семье закреплено в ст. 54 СК РФ. Поэтому дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат устройству в семью и только при отсутствии такой возможности — в интернатные учреждения (ст. 123 СК РФ).

Этимология

Сирота — общеславянское слово, образованное от прилагательного «сиръ» со значением «безродный, одинокий», родственно современному русскому сирый («одинокий, бедный, осиротелый»)[1]. До XV века слово сироты использовалось как самоназвание крестьян[2].

В лексиконе севернорусских причитаний слово «сирота» относимо к любому человеку, чье социальное состояние изменяется в результате похорон. Объём значения слова «сирота» в контексте ритуала расширяется: оно именует не только детей, потерявших родителей, но каждого, понесшего личную утрату, пережившего смерть родителей, детей, жены или мужа.[источник не указан 216 дней]

Виды сирот

Можно выделить следующие группы сирот:

  1. собственно сироты: несовершеннолетние дети, чьи родители умерли;
  2. «лишенцы»: дети родителей, лишенных родительских прав;
  3. «отказники»: дети родителей, отказавшихся от родительских прав;
  4. интернатские сироты: дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании;
  5. домашние условные сироты: ребёнок живёт с родителями, но им не до ребёнка.

Можно выявить и сгруппировать в 7 блоков социальных стереотипов о детях сиротах:

  1. сироты — дети с плохой биологической наследственностью и генетической предрасположенностью к различным заболеваниям, в том числе склонностью к проявлению разного рода девиаций;
  2. сироты подвержены психическим отклонениям;
  3. у детей-сирот плохое физическое здоровье и предрасположенность к хроническим заболеваниям;
  4. склонность к проявлению асоциального поведения;
  5. воспитанники детских домов плохо адаптируются к социальной среде;
  6. «неблагодарность» приемного ребёнка к родителям-усыновителям;
  7. социальные сироты — «бедные», «несчастные, брошенные дети».

Социальные сироты

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Одной из важных проблем России является социальное сиротство. С ростом рождаемости возникают другие проблемы. Из-за растущего алкоголизма отцов, распада семей и бедности многие матери ещё в роддоме отказываются от своих детей, кроме того, родителей-алкоголиков и преступников лишают родительских прав. Возникло так называемое социальное сиротство: сироты при живых родителях.

В 2012 году в России насчитывалось около 650 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Более 70 % из них являлись «социальными сиротами» (их родители живы, но не хотят или не могут заботиться о детях).[3] В 2011 году на Украине было почти 100 тысяч сирот, из них 70 % — социальные сироты.[4]

Но и у многих детей, живущих в семьях, печальная судьба. Конфликты в семьях и разводы, алкоголизм родителей, нищета вынуждают многих детей убегать из дома и скитаться по стране. Таких беспризорных детей — точной цифры никто не знает — около 1 млн. Ещё больше — до 2 млн — безнадзорных, тех, кто лишь ночует дома, но днём остаётся без надзора родителей и воспитывается улицей. В результате в год около 330 тыс. преступлений совершается подростками, 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством . Около половины выпускников детских домов пропадают для общества: одни становятся алкоголиками, другие — преступниками. При этом государство не решает проблемы усыновления и опекунства. Бюрократия и низкая материальная поддержка семей, принявших ребёнка на воспитание, создают для них непреодолимые трудности. В таких условиях повышение рождаемости имеет сомнительную ценность.

По данным доклада директора Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ А. А. Левитской на Всероссийском совещании «Инновационные подходы в деятельности органов опеки и попечительства по защите прав детей» 2011 г. пребывание детей в интернатных учреждениях отрицательно сказывается на состоянии их здоровья. Уровень заболеваемости в домах ребёнка увеличивается в 2 раза, отмечается нарастание количества воспитанников с отставанием в физическом и нервно-психическом развитии, происходит рост хронической заболеваемости. Зафиксирован ранний возраст начала курения и употребления алкогольных напитков детьми-сиротами (до 11 лет). У 30 % детей-сирот диагностированы эмоциональные расстройства и расстройства поведения, треть отклонений приходится на гиперкинетическое расстройство поведения, которое проявляется гиперактивностью и нарушенным вниманием[5].

С 2015 года для социально ответственных средств массовой информации в поддержку профилактики социального сиротства в России проводится национальный конкурс медиапроектов «Конек»[6].

В Российской Федерации

Солдат кормит ребёнка, у которого убили мать. 1 октября 1943 года

По данным доклада уполномоченного по правам ребёнка города Москвы, председателя Ассоциации уполномоченных по правам ребёнка субъектов Российской Федерации Алексея Голованя (Париж, 22 октября 2008 года) на 1 января 2007 года в России насчитывалось 748 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей.[7]. Большая часть из этих детей живут в приемных семьях (оформлено усыновление, опека или приемная семья). В детских домах находятся около 150 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей [1] Детей-сирот среди них — 15—20 %. В то же время в России наметилась тенденция на уменьшение проблемы. На октябрь 2012 года по данным уполномоченного по правам детей Павла Астахова в стране было 654 тысячи детей сирот.[8] За 5 лет число оставшихся без попечения родителей уменьшилось на 94 тысячи (сокращение на 12,5 %). В некоторых регионах закрываются детские дома.[8]

В период с 15.04.2010 по 13.07.2011 в России действовал мораторий на усыновление российских детей гражданами США. В декабре 2012 года в законопроект, рассматриваемый Госдумой в ответ на принятие в США закона Магнитского, депутатами Е. Лаховой (Единая Россия) и Е. Афанасьевой (ЛДПР) был внесен запрет усыновления российский детей-сирот американскими гражданами[9][10][11].

Банк данных о детях-сиротах

В 2001 году в России был принят закон о создании государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Общефедеральный банк данных, который ведет Минобрнауки России, составляется из отдельных региональных банков данных, куда региональные органы опеки и попечительства собирают сведения о сиротах и возможных усыновителях.

Анкета ребенка в этом банке данных включает его фотографию, имя, пол, дату рождения, этническое происхождение, гражданство и место жительства, внешние приметы, состояние здоровья и развития и особенности характера, данные о родителях, братьях и сестрах и других родственниках, причины отсутствия родительского попечения и возможные формы устройства ребенка в семью.

Когда ребенок устроен в семью, вернулся к родителям, достиг полной дееспособности или скончался, учет его данных прекращается.

Анкета желающего взять ребенка в семью содержит его имя, пол, дату рождения, гражданство и место жительства, семейное положение, паспортные данные и номер телефона, решение профильных ведомств о его возможности взять ребенка, информация о ребенке, которого он хотел бы взять, и предполагаемой форме устройства в семью, а также данные о его посещении сирот в детских домах.

Если гражданин больше не хочет или не может принять ребенка в семью, учет его данных прекращается.[12]

Отношение к сиротам в Библии и христианстве

Образ сироты, как незащищенного и нуждающегося в помощи лица, с древних времен упоминался у христиан как в Ветхом и Новом Заветах Библии, так и в более поздних христианских произведениях.

Помощь сиротам издавна считалась богоугодным делом и одним из наиболее важных проявлений благотворительности. Считалось, и до сих пор считается, что Всевышний Господь особенно внимателен к сиротам, вдовам и всем нуждающимся. В Псалме 67 Ветхого Завета Бог называется «Отцом сирот и судьей вдов во святом Своем жилище».

В Псалме 9 Ветхого Завета, обращаясь к Богу, псалмопевец говорит:

Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.

Заповеди Ветхого Завета требовали «не притеснять ни вдовы, ни сироты».

В Новом Завете и во всей последующей истории христианства помощь сиротам также считается необходимым и богоугодным делом.

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

— Послание апостола Иакова, 1:27

Ссылки

  • Усыновление в России. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
  • cirota.ru — интернет-портал о сиротах в России и СНГ
  • neodni.ru — интернет-сайт для выпускников детских домов
  • Помощь детским домам и их выпускникам // jyravlik.ru
  • Помощь сиротам // vd-spb.ru

ru.wikipedia.org

/ Сиротство

1.Социальное сиротство как общественное явление в России.

1.1. Понятие социального сиротства и его причины.

В любом государстве, в любом обществе всегда были ,есть и будут дети,которые по каким-то причинам остались без попечения родителей. В этом случае заботу о таких детях берет на себя общество и государство. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия-сирота(сиротство)и социальный сирота(социальное сиротство). Попробуем разграничить эти понятия.

Дети-сироты-это дети,не достигшие возраста совершеннолетия, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота- это ребенок, который имеет биологических родителей , но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Социальное сиротство-это социальное явление, которое обуславливается наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признание родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

В настоящее время существуют следующие виды сиротства:

1.дети,родители которых рано умерли(собственно сироты)

2.дети,родители которых лишены родительских прав(лишенцы)

3.дети,родители которых отказались от родительских прав(отказники)

4.дети,которые воспитываются в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании(интернатские сироты)

5. дети,у которых полный комплект родителей , и ребенок живет с ними, но им-не до ребенка(домашние сироты). В этом случае родители и дети либо чужие друг другу, либо находятся в антагонических отношениях.

Во всех этих случаях ,кроме первого,речь идет именно о социальном сиротстве.

Очень важными понятиями являются попечительство и опека. Дадим им определение.

Попечительство- это форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних(и некоторых других категорий людей). Близко к понятию опеки.

Опека-это “форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц(детей,лишившихся родителей,душевнобольных) “. Опека- это также лица и учреждения,на которых возложено это наблюдение. Так в чем же различие между опекой и попечительством? Под попечение попадает значительно более широкая категория детей. Это дети,родители которых:умерли,лишены родительских прав,ограничены в родительских правах,признаны безвестно отсутствующими,недееспособны(ограниченно дееспособны),отбывают наказание в исполнительных колониях,обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей,уклоняются от воспитания детей,отказываются забрать детей из лечебных,социальных учреждений,куда ребенок помещен временно.

В настоящее время социальное сиротство значительно расширяется,появляются его новые характеристики. Возникло так называемое “ скрытое“ социальное сиротство. Оно распространяется в результате ухудшений условий жизни значительной части семей,падением нравственных устоев семьи. И как вследствие изменяется отношение к детям,вплоть до полного вытеснения их из семей,растет беспризорность большого количества детей и подростков.

Сиротство-это фактор, из-за которого ребенок теряет связи с окружающей его социальной средой,с миром взрослых и сверстников,развивающихся в наиболее благоприятных условиях,тем самым,вызывая глубокие вторичные нарушения в развитии личности.

В последние десятилетия особенностями России стали:

1.обострение противоречий между жизненными установками поколений,различных слоев общества

2.резкое падение уровня жизни большинства населения

3.резкое и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе,чему во многом способствует рассвет массовой культуры.

Кризис современной семьи,констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в

стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической,политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети,проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения,непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией,психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.

Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие

аналогичных процессов и в детской среде.

В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие:

добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт,который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев

родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. · принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав,жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают

алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. · смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население

страны к хаотической миграции.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни,воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

1.2.Социально-психолого-педагогический портрет детей-сирот.

“Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях,

То она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях”.

К.Д.Ушинский.

Большинство детей - социальных сирот попадают в государственные учреждения из неблагополучных семей, где уже с раннего возраста они были лишены эмпатийного общения, где с ними жестоко обращались. Родители многих таких детей - алкоголики, наркоманы, ведущие асоциальный и аморальный образ жизни. Такие семьи не выполняют своих основных функций. Многие авторы Л.И. Божович, М.И Лисина и др. отмечают, что семья является важнейшим институтом социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании подрастающего поколения. Общение со взрослым - основной путь проявления активности ребенка. Именно в процессе общения со взрослым ребенок познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, принимает нормы, понятия и ценности общества.

Многочисленные исследования проводимые Л.И Божович, И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной и др., посвящены анализу неблагополучных последствий воспитания детей в государственных учреждениях. Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у ребенка воспитывающегося в семье - они просто другие.

Этому способствуют специфические условия детского дома:

1. Частая сменяемость взрослых в учреждении, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка;

2. Ограниченный контакт с внешним миром;

3. Специфическая позиция педагогов, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения, в отличие от "событийной" позиции взрослого в семье;

4. Групповой подход к детям и отсутствие эмоционального контакта, что влечет недифференцированность и неосознанность своего "Я".

5. Жесткая регламентация всех действий ребенка в учреждении, не оставляющая возможности выбора и ответственности.

Специфические условия детского дома существенно влияют на эмоциональное развитие детей. Особенные различия отмечаются у детей попавших в детский дом с рождения. Значительная часть детей становятся сиротами уже в родильном доме вследствие отказа от них матерей.

В настоящее время имеются данные о влиянии информационных связей между будущей матерью и плодом на формирование психических функций будущего ребенка. Отрицательное воздействие на развитие ребенка могут оказывать нарушения не только в соматической, но и в психической сфере беременной женщины. Одним из наиболее мощных психотравмирующих факторов для будущей матери является вынашивание нежелательной беременности. Это одна из причин того, многие дети, от которых отказались, даже при хорошем уходе вырастают отклонениями в поведении, имеют интеллектуальные и невротические расстройства.

У младенцев, воспитывающихся без родителей, значительно позже, чем у детей из семьи возникает потребность в общении с взрослыми и оформляется непосредственно - эмоциональное общение. Мимические реакции, жестикуляционные, общие моторные реакции, звуковые в "комплексе оживления" заторможены или просто не развиты. Во втором полугодии жизни у детей - сирот не возникают аффективно - личностные связи со взрослым: они не стремятся разделить с ним свои эмоции, не ищут у него сопереживания в новой или пугающей ситуации. Все это приводит к снижению общей, в том числе познавательной и эмоциональной активности детей. Само общение отличается вялостью, безынициативностью, бедностью коммуникативных средств, это проявляется в обедненности эмоционального реагирования на зов, человеческую речь, тихий голос, новизну обстановки, на персоны окружающих людей.

Обобщая результаты исследования психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.Е. Ермолова и др. считают, что в возрасте от года до трех лет к уже имеющимся психологическим характеристикам прибавляется дополнительный ряд особенностей, отличающих воспитанников домов ребенка от их сверстников из семьи:

  • пониженная любознательность;

  • отставание в развитие речи;

  • задержка в овладении предметными действиями;

  • эмоциональная нечувствительность к отношению взрослого;

  • отсутствие стремления к самостоятельности;

  • отсутствие тенденций к партнерству в игровой деятельности.

Психиатрическое, неврологическое и психологическое обследование детей в домах ребенка показывает, что разлука с матерью на первом году жизни приводит к депрессивным расстройствам ребенка. Клинические симптомы депрессии затрагивают три сферы: эмоциональную, моторную и познавательную. Эмоциональные нарушения проявляются в депрессивном настроении в виде грусти, апатии, безучастности. Происходит постепенная углубляемость эмоционального дефицита. Двигательные нарушения в рамках депрессивных расстройств характеризуются малой выразительностью мимики. Имеют место стереотипные и привычные действия - сосание пальцев, обкусывание губ, пальцев, выдергивание волос, царапанье. Заторможенность познавательных реакций проявляется в снижении общей активности, слабом развитии игровой деятельности.

В период дошкольного возраста у детей, живущих в детских домах, отмечается следующее: слабо развит временной план действий, они не выделяют и не фиксируют в сознании своих действий, не планируют будущих действий. Их прошлое и будущее связано только с режимными моментами ("спать", "есть", "гулять") и ограничивается одним днем.

У дошкольников в детских домах часто проявляются психогенные реакции на условия воспитания: плаксивость, подавленность, заторможенность или, наоборот, раздражительность, агрессивность; обнаруживается пониженная эмоциональность, пассивность во всех видах деятельности. В отличии от дошкольников воспитывающихся в семье у детей - сирот отсутствует способность к сопереживанию другим людям, как к взрослым, так и к сверстникам. У детей живущих вне семьи, в игре практически отсутствует ролевое взаимодействие со сверстниками.

Особенности психологического развития детей,оставшихся без попечения родителей,дошкольного возраста нашли свое отражение в работах таких исследователей как Кравченко А.И.,Дубровина И.В.,Андреева А.Д.,Павленок П.Д.,Ушинский К.Д.,Флейк-Хобсон К. и др.

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними. Рассмотрим психолого-педагогические характеристики разного возраста у детей-сирот.

1.Дошкольный возраст. Дети дошкольного возраста в (СУ) отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениями со сверстниками. Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания. В исследованиях Н.Н.Авдеевой показано, что дети из (СУ) значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можно предположить, что развитие чувства самоиндентичности у детей-сирот наступает намного позднее, чем у детей которые растут в семье.(1, с.5-13) По данным Т.П.Гавриловой, кризис трех лет протекает у этих детей в стертой форме, запаздывает. Гордость за достижение – такое личностное новообразование дошкольного возраста – формируется у этих детей дефектно. Наиболее отчетливо проявляется недостатки развития эмоциональной сфере. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. Они конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У этих детей нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Представления о собственной семьи у них туманны. Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротства препятствует становлению самоидентичности. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее – поступление в школу, учение. Борьба за новую индентичность при поступлении их в детское учреждение – одна из основных проблем этих детей в период исправления депривации. Неудовлетворение потребности в общении со сверстниками и взрослыми приводит к нарушениям в овладении игровой деятельностью. Дети –сироты, зачастую не имели дома игрушек, книг, не знают никаких игр и поэтому, попадая в (СУ), не знают, как играть с игрушками, играми. Они быстро ломают, портят и теряют игрушки, примитивно используют их в игре. Основными видами деятельности на улице у них являются беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание.

2. Младший школьный возраст. Дети школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сфере, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умением и низкому качеству учения. Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассников. Как правило, им уже 7-8, а иногда и 10 лет. По данным исследований А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие в школу из (СУ), не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач. Игры, в которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступны им. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся восполнить. Желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалу настолько велико у первоклассников из (СУ), что оно лежит в основе готовности детей выполнять учебные задания учителя. В это время это сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика к учителю, что отрицательно отражается на формировании полноценной учебной деятельности и развитии личности младшего школьника. Воспитанники (СУ) с раннего возраста живут в условиях дефицита общения со взрослыми. Ограниченное, большей частью групповое общение детей со взрослыми не предоставляется самостоятельности ребенку.

3. Дети подросткового возраста. Подростки характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушения в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека. По данным А.Л.Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков из (СУ) показателем счастья является: еда, сладости, игрушки, подарки, одежда. Таким «вещные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства, 43% отмечают минимум признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% таких подростков обнаружено в нормальных семьях. Опыт переживания одиночества подростками из (СУ) составляет 70%. Выход из состояния одиночества не видят только 1%, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять…). При работе с подростками из (СУ) следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности. Понятие «беспомощность» рассматривается как то состояние человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков из (СУ) это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями. Переживание состояния беспомощности может возникнуть и как реакция на горе, утрату близкого человека, разлуку с ним. В данной ситуации у подростка может произойти болезненное нарушение представлений о будущем: « Как я теперь буду жить?», « Что мне делать одному в этом мире?», « Кому я нужен на земле?».

4. Юношество. Юношество характеризуются особым процессом социализации. Для них характерны следующие специфические особенности: 1.неумение общаться с людьми вне учреждения,

2.трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками,

3.отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них; 4.нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства; 5.низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им; 6.слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним; 7.потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу; 8.неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержка с их стороны; 9.несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное; 10.несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей ( еда, одежда, жилище, развлечения ); 11.низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания; 12.склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты. Юношество стоит на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, а с другой боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Это двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.

2. Проблемы обучения и воспитания воспитанников детских домов.

2.1.Проблема девиантного поведения.

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии.

Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Классификация девиантного поведения

Многие авторы, рассматривая девиантное поведение, используют как синонимы понятия разновидности, виды, типы, формы девиантного поведения.

В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:

1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.

"Ядром" девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

- преступность;

- алкоголизм;

- наркомания;

- самоубийство;

- "преддевиантный синдром" - комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

  • аффективный тип поведения;

  • семейные конфликты;

  • агрессивный тип поведения;

  • ранние антисоциальные формы поведения;

  • отрицательное отношение к учебе;

  • низкий уровень интеллекта.

Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:

1) социально-психологическая:

- антидисциплинарное поведение;

- асоциальное;

- противоправное;

- аутоагрессивное.

2) клинико-психопатологическая:

- патологические;

- непатологические девиации.

3) личностно-динамическая:

- "реакции";

- "развития";

- "состояния.

Формы девиантного поведения-гемблинг (игровая зависимость) и пищевая девиация

-анорексия

-булимия

Сексуальные девиации

-педофилия

-зоофилия

-некрофилия

-Алкогольная зависимость

-Наркомания

-Трудоголизм

-Клептомания

Признаки девиантного поведения

1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин "девиантное поведение" можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким образом, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Кризис современной семьи,

Кризис современной семьи,

StudFiles.ru

Глава 1. Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей как юридическая категория

Дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей как социальный феномен появились не сегодня. Данное явление существовало с возникновения человеческого общества и, вероятно, будет существовать всегда. В разные периоды истории к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, общество относилось по-разному от полного игнорирования и безразличия до всеобщего участия и заботы.

По мнению современных исследователей «Россия сегодня переживает третью волну социального сиротства (после гражданской и Великой Отечественной войн)»[4] причин тому несколько: это и кризис культуры, охвативший различные страны и слои общества, повлекший за собой переоценку духовных ценностей и как следствие предопределил кризисные явления в семье выразившееся в росте числа разводов; резкое падение жизненного уровня основной массы населения в России приведший к асоциальному образу жизни родителей (алкоголизм, наркомания). На сегодняшний день общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2010 года в Российской Федерации составляет 665987 человек[5].

Обращаясь к этимологии слова «сирота»: в русском языке этим словом назывался ребенок, лишившийся одного или обеих родителей. В.И. Даль в своем словаре, так определяет слово сирота – «вообще беспомощный, одинокий, бесприютный, бедняк; в этом значении и старики, и старухи зовут себя сиротами, и так же зовут нищих и побирушек»[6].

Однако, на сегодняшний день в научной литературе отсутствует единый подход в понимании термина «сирота».

Л.С. Кочкина предлагает использовать два понятия «натуральное сиротство» и «социальное сиротство». Первое определяется ею как «случай, когда родителей у ребенка нет или они неизвестны» (дети-сироты или подкидыши). Второй термин предлагает использовать, в отношении «детей, оставшихся без попечения родителей в случае, когда общество проявляет функциональное неудовлетворение тем, как родители их воспитывают, и берет эти функции на себя»[7].

Для другого исследователя, Е.Б. Бреевой, решающим фактором для отнесения ребенка к категории детей-сирот является его проживание в учреждении интернатного типа и в тоже время она определяет понятие социального сиротства следующим образом: «Это дети, имеющие родителей, но вынужденные жить вне своего дома – в детских домах, приютах, интернатах»[8]. Как мы видим налицо терминологическая путаница когда «классические» сироты не попадают под определение детей-сирот.

Более подробной является классификация детей-сирот О.А. Дорожкиной, в которой она выделяет следующие категории: «Отказные дети; дети-подкидыши; дети, чьи родители находятся продолжительное время в местах лишения свободы или неизлечимо больны; дети, родители которых безвестно отсутствуют»[9]. Безусловно, эти дети чаще всего оказываются воспитанниками интернатных учреждений. Но в детский дом может попасть не только ребенок-сирота, но и беспризорник. Но беспризорник может иметь родителей или опекунов, т.к. беспризорник – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания[10].

В своей работе мы будем исходить из понимания детей-сирот как детей, физически лишенных своих родителей, или полностью лишенных родительской (опекунской) заботы, по какой бы причине это лишение не наступило.

Этот смысл более всего соответствует законодательному определению категории «сирота». Так в ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ[11], основанное на положениях ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ)[12] установлено, что дети-сироты – дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Однако в данном законе стали использоваться и новые термины, определяющие другие категории детей – дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Различая понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, законодатель, тем не менее, определяет им равные дополнительные права и гарантии в получении образования (ст. 6), медицинского обслуживания (ст. 7), жилого помещения (ст. 8), дополнительные гарантии права на труд (ст. 9).

В научной и публицистической литературе часто используется термин, не закрепленный законодательно – социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким – то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем[13]. В этом случае заботу о детях берет на себя государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях (брошенные родителями, родители судом лишены родительских прав, родители находятся в местах временного лишения свободы и др.).

Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Очень близкими, но не тождественными этой категории, согласно российскому законодательству является понятие, содержащееся в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее ФЗ № 124-ФЗ)[14]: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Этот же закон дает определение таким детям: безнадзорные и беспризорные:

безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. Как видим эти два определения терминов «безнадзорный» и «беспризорный» очень похожи на определения «сирота» и «оставшийся без попечения родителей», но законодатель не предоставляет им гарантий защиты жилищных прав.

Для нашего исследования важно определить такие категории как опека и попечительство. Так, законодатель в ФЗ № 159-ФЗ[15] под опекой и попечительством понимает – форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Вместе с тем термин попечительство (англ. guardianship) –форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних (и некоторых других категорий) граждан[16]. Согласно ст.26 ГК РФ попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет[17].

Опека – это форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)[18].

Под опекой понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Лицо, которому поручено попечение называют попечителем, а его обязательства - попечительство. Под попечением, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:

– лишены родительских прав;

– ограничены в родительских правах;

– недееспособны (ограниченно дееспособны);

– отбывают наказание в исправительных колониях;

– обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

– уклоняются от воспитания детей;

– отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно;

– признаны безвестно отсутствующими;

– умерли.

Согласно ФЗ № 159-ФЗ [19] опека и попечительство – устройство таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и законных интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

studopedia.ru

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это кто? Права и защита детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, которые в связи с жизненными обстоятельствами остались без родительского внимания и заботы, должны быть обеспечены защитой государственных органов. Их определяют в приемные семьи либо в специализированные учреждения, где за ними будет осуществляться надзор и уход. Кроме того, несовершеннолетние в данном случае не считаются сиротами, а только детьми, которые остались без родительского попечения, потому что законные представители ограничены или лишены прав, не исполняют свои обязанности. Сиротой можно назвать только того ребенка, который потерял и отца, и мать, потому что они умерли.

Определение

ребенок, оставшийся без попечения родителей это

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который остался без заботы, внимания и материального обеспечения последних, в связи с тем, что они были лишены или ограничены в правах на него, уклоняются от воспитания, длительно отсутствуют, не забирают его из образовательного учреждения.

Вопросами по устройству таких детей в приемные или патронатные семьи либо в специализированные учреждения занимаются государственные социальные службы. Они должны выявлять таких несовершеннолетних, вести их учет, а также осуществлять контроль за их дальнейшей жизнью, питанием и развитием, если последние были переданы для воспитания другим людям.

Устройство

сироты и дети оставшиеся без попечения родителей

Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, определяются в специализированные учреждения для того, чтобы они могли нормально питаться, развиваться и получать образование.

Существует несколько форм для устройства несовершеннолетних:

  • опека или попечительство;
  • усыновление, удочерение;
  • патронатная или приемная семья.

В случае если такие возможности определения детей отсутствуют, то они должны быть переданы в специальные учреждения. Последние могут быть следующих видов:

  • детские дома;
  • интернаты;
  • социально-реабилитационные центры и приюты.

Ст. 155 кодекса о семейных отношениях говорит о том, что перечень таких учреждений может быть также дополнен иными некоммерческими организациями, которые будут осуществлять свои главные функции в виде надзора за такими несовершеннолетними.

В данном случае помощь детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечивается государством в лице специальных социальных служб, которые занимаются их устройством в приемные и патронатные семьи, а также в специализированные интернаты и временные приюты.

Сроки

помощь детям оставшимся без попечения родителей

Органы опеки вправе определить несовершеннолетних в указанные учреждения для постоянного или временного проживания.

В том случае, когда ребенок помещен в детский дом на неустановленный период, то все обязанности по уходу, питанию и его содержанию ложатся на данную организацию.

Если же несовершеннолетнего определили в интернат временно, то за законными представителями, опекунами, попечителями сохраняются все права. При этом у данных лиц обязательно должны быть уважительные причины (тяжелое заболевание, длительная командировка), в связи с которыми они не могут должным образом следить и ухаживать за детьми.

В независимости от того, временно или постоянно ребенок будет находиться в специализированном учреждении, органы опеки составляют соответствующий акт при его передаче в указанную организацию.

Главные обязанности

На органы опеки возложены следующие функции:

  • обеспечение устройства несовершеннолетнего в специализированную организацию, где он будет получать образование, находиться под присмотром и на полном содержании;
  • осуществление контроля за деятельностью учреждения, где проживают маленькие граждане.

До того момента, пока ребенок не станет совершеннолетним, он будет находиться под их пристальным вниманием и надзором.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, полностью ложится на органы опеки, которые таким образом выполняют свои главные функции.

Помощь

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний гражданин, который вправе получать питание, образование и жилье от государства, потому что он лишился заботы родных и близких людей. Подобную помощь детям оказывают государственные органы, которые их передают в специализированные приюты и интернаты. Для этого и существуют социальные службы. Кроме того, каждый неравнодушный человек может помочь детям, обратившись для этого в специализированное учреждение.

Данные

защита детей оставшихся без попечения родителей

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который находится в банке учета детей, которые нуждаются в помощи и защите. Для того чтобы получить какую-либо информацию о несовершеннолетних либо при желании их взять для воспитания в семью, необходимо обратиться к региональному оператору. На сайте банка есть анкеты малышей, вместе с фотографиями и краткими сведениями.

Данные о детях, оставшихся без попечения родителей, существуют для учета специализированными органами, которые осуществляют контроль за ними, а также для реализации прав граждан, желающих взять ребенка для воспитания в семью или усыновить.

Формы

права детей оставшихся без попечения родителей

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который нуждается в заботе и помощи государства. В данном случае его определением в интернат или приют будут заниматься специализированные органы.

Существует несколько форм устройства несовершеннолетних, лишившихся поддержки близких людей:

  • усыновление или удочерение, которое производится после оформления всех необходимых документов, представляет собой принятие ребенка на правах кровного родства, после чего от него уже невозможно отказаться;
  • опека - устанавливается над малышом до 14 лет, после этого возраста возможно только попечительство; подразумевают под собой проживание несовершеннолетнего с людьми в их доме под постоянным контролем социальных служб;
  • приемная семья - малолетние передаются гражданам после оформления договора; заменяет нахождение последних в специальной организации.

Поддержка государства

данные о детях оставшихся без попечения родителей

Права детей, оставшихся без попечения родителей, ни в коем случае не должны быть нарушены. Поэтому существует государственная поддержка, направленная на их защиту. Дети в данном случае имеют следующие права:

  • на образование;
  • на медицинское обслуживание;
  • на получение жилья;
  • на осуществление трудовой деятельности.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с помощью государственных органов опеки, благодаря которым ребенок сможет обрести новую и крепкую семью, которая лучше прежней сможет позаботиться о нем и его будущем.

Труд

Несовершеннолетние граждане, лишенные родительского попечения, при обращении в службу занятости должны быть поставлены на учет в качестве безработных с назначением пособия, которое будет соответствовать уровню средней зарплаты региона. При этом данные лица имеют право пройти профессиональную подготовку с назначением стипендии. Кроме того, если при трудоустройстве работодатель нарушит их права, то он будет нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Медицинское обслуживание

Детям, оставшимся без родительского попечения, и сиротам гарантируется бесплатная помощь в случае их болезни. Кроме того, они имеют право на лечение за пределами РФ при наличии достаточных медицинских показаний после обследования, которое будет проведено за счет денег из федерального бюджета. Также указанные несовершеннолетние граждане направляются в оздоровительные лагеря на безвозмездной основе.

Получение жилья

Дети, которые остались без попечения родителей, и сироты должны находиться в специализированных учреждениях, в которых за ними будет осуществляться надзор и контроль со стороны органов опеки. После достижения указанными лицами 18 лет, они имеют право на предоставление им благоустроенного жилья. Кроме того, оно должно быть в состоянии, пригодном для проживания. Возможность получения жилья сохраняется за данными лицами даже после исполнения последним 23 лет.

Судебная защита

число детей оставшихся без попечения родителей

В том случае, если нарушаются права детей, оставшихся без родительского попечения, и сирот, то их законные представители и прокурор вправе обратиться в вышестоящие инстанции для восстановления социальной справедливости. При этом данные граждане могут обратиться в суд, который находится по их месту жительства.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется профессиональными юристами на безвозмездной основе, потому что такое правило установлено законодательством РФ.

Прокурор при обращении в судебный орган всегда исходит из того, что граждане из тех детей, которые лишились родителей, в силу своего трудного материального положения не могут самостоятельно сделать этого. Кроме того, они нуждаются в защите государства.

Организации

Виды учреждений для детей, которые лишились родительского попечения, достаточно сильно отличаются друг от друга, и каждое имеет свое назначение.

К организациям, где содержатся несовершеннолетние, относятся:

  • образовательные, где они обучаются и воспитываются;
  • социального обслуживания, в случае наличия у ребенка выраженных умственных и физических недостатков;
  • системы охраны здоровья.

Учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда могут обеспечить им полноценное образование и развитие, поэтому органы опеки всегда стараются найти для каждого такого малыша хорошую семью.

Данные организации существуют нескольких видов:

  • социальный приют предназначен для временного пребывания;
  • дом ребенка, куда помещаются малолетние до трех лет, в том случае если их оставили после рождения, для помощи матерям-одиночкам;
  • школа-интернат, где несовершеннолетние проживают и учатся;
  • детский дом - специализируется как учреждение для ребят различного возраста.

Кроме того, не сильно впечатляют темпы устройства маленьких граждан в семьи. Поэтому число детей, оставшихся без попечения родителей, становится все больше. Также не каждого ребенка можно взять для воспитания в семью в связи с различными медицинскими показаниями, иногда ему лучше будет находиться под контролем специалистов коррекционного учреждения.

fb.ru

Глава 2. Понятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.1. понятийный аппарат, причины сиротства.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.

(сноска Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..)

Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей.

Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте.

Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается. (Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..)

По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства.

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.

В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие: · добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. Принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. Смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

Во время прохождения преддипломной практики, я просматривала банк детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детского дома №3» города Перми, обнаружила, что в большинстве имеющихся дел, дети являются социальными сиротами (примерно 75% из 100) в каждом деле есть история попадания ребенка в детский дом. Основными причинами было нахождение детей на улице в позднее время суток, без присмотра родителей, или по заявлению одного из родителей, родственника, соседей проводилась проверка органами опеки и попечительства жилого помещения, где проживает ребенок. Чаще всего это были ужасные условия не пригодные для проживания. Родители, которые часто находили под воздействием алкогольного или наркотического опьянения - это все являлось основным фактором лишения родительских прав. Встречались дела, в которых указывалось, что ребенок сам ушел из семьи и обратился за помощью в государственные органы, или, например, родители сами приводили детей в детский дом, причем не только в раннем возрасте(4-5 лет), а старше (14 лет) из нежелания воспитывать ребенка, а не по каким- либо другим обстоятельствам.

Это все, я считаю, неким падением нравственных приоритетов населения страны. Отсутствие чувств ответственности и развязного образа жизни. Многим просто не под силу содержать собственных детей, или нет возможности завести ребенка. Но для этого государство выплачивает различные пособия, гражданам имеющим детей, для поддержания естественного прироста населения и помощи семьям.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства( Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..)

Основанное на положениях ст.121 Семейного Кодекса, законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».(сноска "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ; Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)

Согласно данному законодательству:

1.Дети – сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2.Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием или наказания в учреждениях, исполняющие наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением от родительских родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.(сноска "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ)

Обобщая накопленный опыт по предупреждению социального сиротства во всем мире, можно увидеть, что решение проблемы профилактики социального сиротства должно включать целый комплекс мероприятий, осуществляемых на разных уровнях государства и общества. Эти мероприятия относятся к масштабам общей социальной политики государств и направлены на общество в целом, это и более селективные меры, относящиеся к определенным социальным группам. И, наконец, это - мероприятия, которые адресованы индивидуальному, личностному уровню конкретной женщины, находящейся в кризисной ситуации, угрожаемой отказом от материнства.

К мерам, направленным на предупреждение социального сиротства, проводимым в масштабах, касающихся существенных частей всего общества, относится вся социальная политика государства. Устранение нищеты и всех форм социальных лишений, обеспечение высокого жизненного уровня всего населения и особая помощь многодетным и юным семьям - это действительно базисные условия, существенные для предупреждения социального сиротства.

( Брутман В. И. Социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. - М.: Асопир, 1994. с. 38.)

2.2 сравнительный анализ детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по законодательству СССР и настоящему.

StudFiles.ru

Дайте пожалуйста определение термина "социальное сиротство"

Я

Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.
Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения) . В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях

Читайте также