Категории автомобильных дорог общего пользования местного значения

Классификация автомобильных дорог в России

Классификации автомобильных дорог Российской Федерации посвящены статья 5 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…»[1] и ГОСТ Р 52398-2005[2].

Классификация по виду разрешённого пользования

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешённого использования подразделяются на:[1]

  • Автомобильные дороги общего пользования — автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
  • Автомобильные дороги необщего пользования — автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

Классификация по значению

Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на следующие виды.[1]

Автомобильные дороги федерального значения

Находятся в собственности Российской Федерации и финансируются за счёт средств федерального бюджета.

К автодорогам общего пользования федерального значения относятся автодороги:

  • соединяющие Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами субъектов Российской Федерации;
  • включённые в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

К автодорогам общего пользования федерального значения могут относиться автодороги:

  • соединяющие между собой административные центры субъектов РФ;
  • являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автодороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;
  • являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов РФ, не имеющие автодорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта РФ с Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.
Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения

Находятся в собственности субъектов Российской Федерации и финансируемые из их бюджетов. Критерии отнесения автодорог общего пользования к автодорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автодороги общего пользования федерального значения и их участки.

Дороги местного значения

Находятся в собственности муниципальных образований и финансируемые из их бюджетов (автомобильные дороги поселений, муниципальных районов или городских округов).

Частные автомобильные дороги

Находятся в частной собственности и финансируемые частным собственником. К частным автодорогам общего пользования относятся частные автодороги, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автодороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

Классы автомобильных дорог

Класс автомобильной дороги — характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на неё. Доступ на автомобильную дорогу — возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с неё транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три следующих класса.[2]

Автомагистраль

К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:

  • имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
  • не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  • доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км друг от друга.
Скоростная дорога

К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги:

  • имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
  • не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  • доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.
Дорога обычного типа (нескоростная дорога)

К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесённые к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:

  • имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
  • доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V — 50 м друг от друга.

Категории автомобильных дорог

Категория автомобильной дороги — характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги. Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:[2]

  • количества и ширины полос движения;
  • наличия центральной разделительной полосы;
  • типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  • условий доступа на автомобильную дорогу с примыканиями в одном уровне.

Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в следующей таблице.

Класс автомобильной дороги Категория автомобильной дороги Общее количество полос Ширина полосы движения, м Центральная разделительная полоса Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями Доступ на дорогу с примыканиями в одном уровне Автомагистраль Скоростная дорога Дорога обычного типа (нескоростная дорога)
IA 4 и более 3,75 Обязательна В разных уровнях В разных уровнях Не допускается
4 и более 3,75 Допускается без пересечения прямого направления
4 и более[∗ 1] 3,75 Допускаются пересечения в одном уровне со светофорным регулированием
II 4 3,5 Допускается отсутствие[∗ 2] Допускается
2 или 3[∗ 3] 3,75 Не требуется Допускаются пересечения в одном уровне[∗ 4]
III 2 3,5
IV 2 3,0 Допускаются пересечения в одном уровне
V 1 4,5 и более
  1. Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах.
  2. На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения.
  3. Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог.
  4. Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, «отнесённых» левых поворотов или пересечения кольцевого типа).

Идентификационный номер автодороги

Примеры идентификационного номера автодороги:

  • 00 ОП ФЗ М-1 (Е30, АН6) — автодорога М-1 «Беларусь»[3]
  • 01 ОП РЗ 01К-01 — Мостовой переход через р. Обь в г. Барнауле[4]
  • 94 ОП РЗ Р-1 — Воткинское шоссе (город Ижевск)[5]

Идентификационный номер автомобильной дороги состоит из четырёх разрядов. Разряд состоит из заглавных букв русского алфавита и (или) арабских цифр, которые могут отделяться друг от друга дефисом. Часто для идентификации дороги пользуются только четвёртым разрядом.[6]

Первый разряд идентифицирует дорогу по отношению к собственности и содержит от двух до восьми знаков[7], объединённых в одну, две или три группы:

  • для автомобильной дороги, относящейся к собственности Российской Федерации, первый разряд содержит только первую группу знаков, состоящую из двух цифр нолей — 00;
  • для автомобильной дороги, относящейся к собственности субъекта РФ, первый разряд содержит только первую группу знаков, соответствующих коду объектов первого уровня классификации ОКАТО, например: для Алтайского края — 01.
  • для автомобильной дороги, относящейся к собственности муниципального образования, первый разряд идентификационного номера автомобильной дороги может состоять из двух или трёх групп знаков, соответствующих коду объектов первого и второго или первого, второго и третьего уровня классификации ОКАТО, например: для Алейского района Алтайского края — 01-201; для Алейского сельсовета Алейского района Алтайского края — 01-201-802;

Второй разряд идентифицирует автодорогу по виду разрешённого пользования и состоит из двух букв:

  • ОП — для автодороги общего пользования;
  • НП — для автомобильной дороги необщего пользования.

Третий разряд идентифицирует автодорогу по значению и состоит из двух букв:

  • ФЗ — для автодороги, относящейся к собственности Российской Федерации (автомобильная дорога федерального значения);
  • РЗ или МЗ — для автодороги, относящейся к собственности субъекта РФ (автомобильная дорога регионального или межмуниципального значения соответственно);
  • МП, МР или МГ — для автодороги, относящейся к собственности муниципального образования (автомобильная дорога поселения, муниципального района или городского округа соответственно);
  • ЧС — для автодороги, относящейся к частной или иной форме собственности.

Четвёртый разряд представляет собой учётный номер автомобильной дороги, состоящий из заглавных букв русского алфавита и (или) арабских цифр, включающих в себя, в том числе через дефис, порядковый номер автомобильной дороги.

Учётный номер автомобильной дороги обязательно включает в себя заглавную букву русского алфавита:

  • M — для автодорог федерального значения, соединяющих Москву со столицами иностранных государств и административными центрами субъектов РФ.
  • Р — для автодорог федерального или регионального значения, соединяющих административные центры РФ.
  • А — для автодорог федерального или регионального значения, являющихся подъездом к крупнейшим транспортным узлам (например аэропортам), подъездом к специальным объектам либо подъездом от административного центра субъекта РФ, не имеющего дорожной связи с Москвой, к морским или речным портам, аэропортам и железнодорожным станциям либо границам других государств; для автодорог, соединяющих дороги федерального значения между собой.
  • К — для прочих автодорог регионального значения.
  • Н — для автодорог межмуниципального значения.

Учетный номер автодорог регионального и межмуниципального значения начинается группой знаков, соответствующих коду объектов первого уровня классификации ОКАТО, например: для Алтайского края — 01К-XXX либо 01Н-ХХХ, где XXX — порядковый номер автомобильной дороги.

Четвёртый разряд идентификационного номера автомобильной дороги, включённой в состав маршрутов международных автомобильных дорог, дополняется через дефис в скобках номером международного европейского или азиатского маршрута, например: автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-1 «Беларусь» будет имеет следующий идентификационный номер: 00 ОП ФЗ М-1-(Е30-АН6).

Четвёртый разряд идентификационного номера автомобильной дороги может использоваться для целей обозначения автодорог на дорожных знаках и указателях и их отображения на картографическом материале.

ru.wikipedia.org

Классификация автодорог. Перечень федеральных дорог России

Автомобильные магистрали являются теми транспортными артериями, которые связывают различные регионы и населенные пункты страны. Наибольшее значение для нашего государства имеют федеральные дороги России. Но и важность других автомобильных трасс тоже преуменьшать не нужно. Давайте узнаем, как классифицируют автодороги, а также составим перечень федеральных дорог России.

Типы классификации дорог

Прежде всего давайте выясним, по каким признакам можно сгруппировать автомобильные дороги. В зависимости от критериев существует несколько типов классификации:

  • по значению;
  • по типу покрытия;
  • по собственности;
  • по классу;
  • по категории.

Ниже мы рассмотрим каждый тип классификации более подробно.

перечень федеральных дорог россии

Классификация дорог по значению

Данный вид классификации в Российской Федерации определяет специальный федеральный закон о дорогах, опубликованный в 2007 году. Согласно ему, трассы подразделяются на федеральные дороги России, региональные, межмуниципального значения и местные. О том, что это означает, мы поговорим ниже.

Федеральные автодороги России – это автомобильные трассы общегосударственного значения. Они финансируются из федерального бюджета РФ.

Региональные дороги – автомобильные пути, находящиеся в ведении властей в регионах. Они имеют местную, региональную степень важности и финансируются из соответствующего бюджета. Если региональная трасса обеспечивает подъезд к крупным транспортным развязкам или другим особо важным объектам, то в российской классификации дорог она обозначается префиксом А, а все остальные – префиксом К.

Дороги межмуниципального значения служат для соединения населенных пунктов в границах одного региона, но имеют меньший уровень важности, чем региональные трассы, и тем более федеральные магистрали России. Все межмуниципальные пути обозначаются префиксом Н.

Все остальные дороги относятся к трассам местного значения. Зачастую они находятся в границах одного района или даже населенного пункта и имеют существенную ценность только для него. Финансируются из бюджета той единицы самоуправления, к которой относятся.список федеральных трасс россии

Виды дорог по типу покрытия

По типу покрытия автомобильные трассы делятся всего на два вида: с жестким покрытием и грунтовые. Причем первые подразделяются на несколько подвидов: асфальтированные, выложенные брусчаткой, железобетонной плиткой и т. д. Грунтовые дороги вообще не имеют искусственного покрытия.

Нужно заметить, что в перечень федеральных дорог России не входит ни один грунтовый транспортный путь. Также вы не найдете ни одной такой дороги среди трасс регионального и межмуниципального значения. А вот среди местных автодорог они могут встретиться.

Типы дорог по праву собственности

По праву собственности пути сообщения подразделяются на общегосударственные, региональные и частные. Если с определением владельца общегосударственных и региональных дорог вопроса не возникает, то с частными дела обстоят несколько иначе. Так, они могут принадлежать либо какой-то организации, либо физическому лицу. Однако заметим, что практика частных трасс в России пока не сильно распространена.

В то же время следует подчеркнуть, что все дороги, которые входят в список федеральных трасс России, принадлежат государству.федеральные дороги россии

Классификация по классу

Также существует классификация по классу дорог. Согласно ей, автодороги делятся на три типа: автомагистрали, скоростные и обычные трассы.

Главное отличие автомагистралей от простых скоростных дорог состоит в том, что у первого типа трасс не допускается доступ автомобильного потока на шоссе с примыканием на одном уровне, а у второго типа он возможен.

На обычных трассах установлен более низкий скоростной режим, чем на указанных выше двух. К тому же, в отличие от автомагистралей и скоростных дорог, на таких дорогах допускается пересечение с велосипедными, автомобильными и пешеходными путями в одной плоскости.

Обязательный атрибут автомагистралей и скоростных дорог – наличие четырех и более полос движения, при ширине каждой 3,75 м.

Следует учесть, что на различных своих участках одна и та же дорога может иметь различный класс.

Требуется отметить, что все из перечисленных типов автотрасс входят в перечень федеральных дорог России, а вот среди региональных шоссе автомагистрали уже отсутствуют.

Разбивка дорог по категориям

Классификацию дорог по категориям можно считать более скрупулезной разбивкой трасс по классу.

Все автомагистрали имеют категорию IA, скоростные дороги – IB, а вот обычные трассы подразделяются сразу на пять категорий – IC, II, III, IV и V. Отличие IC от всех остальных категорий обычных трасс состоит в том, что для неё требуется обязательное наличие разделительной разметки, как для автомагистралей и скоростных путей. Остальные категории дорог обычного типа различаются между собой общим числом полос движения и их шириной. Кроме того, в отличие от других вариантов, трассы с категорией IV и V допускают пересечение с железнодорожными и трамвайными колеями на одном уровне.

Все дороги категории IA, то есть автомагистрали, входят в список федеральных трасс России.

перечень федеральных трасс россии

Пути федерального значения

Теперь давайте подробнее остановимся на том, какие трассы входят в список федеральных автомобильных дорог России. В него включены абсолютно все автобаны, которые связывают Москву со столицами других государственных образований, или же соединяющие её с центральными городами регионов Российской Федерации. Кроме того, в перечень федеральных автомобильных дорог России могут входить пути, соединяющие административные центры различных регионов, если такие шоссе имеют особенную значимость. Также в данный список иногда включаются наиболее значительные соединительные дороги, в частности те, которые обеспечивают подъезды к самым большим транспортным развязкам или к коммуникациям, имеющим федеральное значение, например, к большим портам.

Федеральные дороги России имеют особое значение для транспортной системы страны.

Классификация федеральных дорог

Все дороги, входящие в перечень федеральных трасс России, имеют свою отдельную классификацию. О ней и пойдет наш дальнейший разговор.

Федеральные дороги России делятся на два основных вида: общего пользования и европейские трассы.

Кроме того, при нумерации дорог, соединяющих Москву с иностранными столицами или центрами регионов, используется префикс М. Для тех трасс, которые соединяют центральные города регионов меду собой, применяется префикс Р. Федеральные автомобильные дороги России, имеющие огромное значение как соединительные и подъездные, нумеруются с префиксом А.

федеральные магистрали россии

Список дорог федерального значения с префиксом М

Теперь давайте взглянем на сам перечень федеральных дорог России. Федеральные трассы общего значения, соединяющие Москву с европейскими столицами и центрами регионов, имеют следующие наименования:

  • М1 - в Минск.
  • М2 - в Ялту.
  • М3 - в Киев.
  • М4 - в Новороссийск.
  • М5 - в Челябинск.
  • М7 - в Уфу.
  • М8 - в Архангельск.
  • М9 - в Ригу.
  • М10 - в Санкт-Петербург.
  • М11 Санкт-Петербург - Москва (строится).

Список других федеральных дорог

В список федеральных автомобильных дорог Российской Федерации, которые связывают между собой центральные населенные пункты её субъектов, входят 34 трассы. К наиболее значительным из них относятся:

  • Р23 Беларусь - Санкт-Петербург.
  • Р56 Псков - Новгород.
  • Р92 Орёл - Калуга.
  • Р119 Тамбов - Орёл.
  • Р120 Беларусь - Орёл.
  • Р132 Рязань - Калуга.
  • Р208, Р209 Пенза - Тамбов.
  • Р216 Ставрополь - Астрахань.
  • Р217-«Кавказ».
  • Р239 Казахстан - Казань.
  • Р298 Курск – трасса Р22.
  • Р351 Тюмень - Екатеринбург.
  • Р402 Омск - Тюмень.
  • Р404 Ханты-Мансийск - Тюмень.
  • Р600 Иваново - Кострома.

Федеральные автомобильные дороги Российской Федерации, которые служат как соединительные и подъездные, имеют 75 наименований. Самые важные и них следующие:

  • А103 Щёлковское шоссе.
  • А109 Ильинское шоссе.
  • А113 ЦКАД.
  • А164-«Транскам».
  • А181-«Скандинавия».
  • А375-«Восток».

список федеральных автомобильных дорог россии

Европейские дороги

Кроме того, существуют федеральные дороги в России, которые имеют статус европейских транспортных путей. К ним можно отнести следующие магистрали:

  • Е18 Финляндия - Санкт-Петербург.
  • Е20 Эстония – Санкт-Петербург.
  • Е22 Латвия – Ишим.
  • Е28 Польша – Калининград - Литва.
  • Е30 Беларусь – Омск.
  • Е38 Украина – Воронеж - Казахстан.
  • Е40 Украина – Волгоград – Казахстан.
  • Е50 Украина – Махачкала.
  • Е58 Украина – Ростов-на-Дону.
  • Е77 Польша – Псков.
  • Е95 Санкт-Петербург – Беларусь.
  • Е97 Украина – Грузия.
  • Е101 Украина – Москва.
  • Е105 Норвегия – Ялта.
  • Е115 Новороссийск - Ярославль.
  • Е117 Грузия - Минеральные Воды.
  • Е119 Москва – Азербайджан.
  • Е121 Самара – Казахстан.
  • Е123 Челябинск – Казахстан.
  • Е125 Ишим – Казахстан.
  • Е127 Омск – Казахстан.

Данные федеральные автомагистрали России важны не только тем, что обеспечивают автомобильный поток внутри страны, но и гарантируют стабильную работу международного транспортного сообщения.

федеральные дороги россии список

Азиатские маршруты

Кроме того, существуют азиатские международные дороги. В классификации они обозначаются префиксом АН. Но нужно отметить, что азиатские маршруты одновременно классифицируются также префиксами М, Р и А в зависимости от того, какое значение имеет данная трасса.

Например, трасса Р258 «Байкал», проходящая из Иркутска в Читу, является частью азиатской дороги АН6 Беларусь – Пусан (Республика Корея). Аналогично магистраль М10 Санкт-Петербург – Москва (другое название дороги - «Россия») является частью азиатской трассы АН8 Финляндия – Иран и одновременно составляющей европейского маршрута Е105 Киркенес (Норвегия) – Ялта.

Строящиеся дороги

Среди дорог, входящих в перечень федеральных трасс России, на данный момент строится только одна – М11 Санкт-Петербург - Москва. Её главной задачей будет снижение потока транспортных средств с трассы М10 «Россия», которая проходит практически параллельно и тоже соединяет две российские столицы. Согласно плану, некоторые участки новой высокоскоростной магистрали будут платными. В 2014 году для водителей был открыт первый отрезок трассы. Ранее планировалось, что полностью магистраль будете запущена в эксплуатацию в 2018 году, но из-за наступившего экономического кризиса в стране сроки могут существенно сдвинуться.

Кроме того, существует ещё ряд интересных проектов, которые в случае реализации получили бы статус федеральных трасс. Но в настоящее время все они находятся только на стадии идеи.

федеральные автомобильные дороги российской федерации

Состояние дорог

Нужно отметить, что большинство федеральных дорог имеют удовлетворительное покрытие. Что же касается тех трасс, которые находятся в подчинении властей регионов и отдельных муниципалитетов, то их состояние значительно отличается. Все зависит от того, в какой части России они расположены, и сколько средств на их ремонт и восстановление могут выделить местные органы самоуправления.

Конечно, в Российской Федерации много дорог местного значения находятся в довольно неплохом состоянии, но есть и достаточное количество трасс, состояние которых просто катастрофическое, требующее немедленного ремонта полотна.перечень федеральных автомобильных дорог россии

Управление федеральными трассами

Управление дорогами федерального значения возложено на плечи государственной компании «Росавтодор», или, как по-другому она называется, Федеральное дорожное агентство. Данная компания была основана в 2004 году и подчиняется напрямую Министерству транспорта РФ. С 2012 года и по настоящее время её руководителем является Роман Викторович Старовийт. «Росавтодор» оценивает качество дорог федерального значения и принимает решения о проведении ремонта в случае необходимости. Также компания составляет график плановых ремонтов дорог.

Кроме того, в 2009 году была основана государственная организация «Российские автомобильные дороги», руководителем которой является С. В. Кельбах. В управление этой организации были переданы трассы М1, М3 и М4.

список федеральных автомобильных дорог российской федерации

Значение федеральных дорог

Трудно переоценить значение, которое для транспортной системы страны имеют федеральные дороги России. Список, представленный ранее, свидетельствует о том, что они соединяют наиболее важные для Российской Федерации населенные пункты и коммуникации. Поэтому очень важным является обеспечение их содержания в удовлетворительном виде, недопущение разрушения, правильное распределение транспортного потока.

Более того, чтобы оптимизировать поток автомобильного транспорта, следует построить ещё ряд крупных трасс федерального значения, сооружение которых, возможно, произойдет в ближайшем будущем.

fb.ru

Классификация автомобильных дорог в России это:

Классификация автомобильных дорог в России
Стилевые проблемы В этой статье отсутствует вступление. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи.

Содержание

  • 1 Присвоение идентификационных номеров
  • 2 Классы автомобильных дорог
  • 3 Категории автомобильных дорог
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • Европейские маршруты — часть единой европейской транспортной системы, имеют префикс E и номер, частично совпадают с участками федеральных автомагистралей.
  • Азиатские маршруты — часть единой азиатской транспортной системы, имеют префикс АН и номер, частично совпадают с участками федеральных автомагистралей.
  • Автомобильные дороги федерального значения — находятся в собственности Российской Федерации и финансируются за счёт федерального бюджета.
  • Автомобильные дороги регионального значения — дороги, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и финансируемые из их бюджетов.
  • Автомобильные дороги межмуниципального значения — дороги, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и финансируемые из их бюджетов.
  • Дороги местного значения — дороги, находящиеся в собственности муниципальных образований и финансируемые из их бюджетов (автомобильные дороги поселений, муниципальных районов или городских округов).
  • Частные автомобильные дороги — дороги, находящиеся в частной собственности и финансируемые частным собственником.

Присвоение идентификационных номеров

Учётный номер автомобильной дороги обязательно включает в себя заглавную букву русского алфавита:

M — для автодорог федерального значения, соединяющих Москву со столицами иностранных государств и административными центрами субъектов РФ.

Р — для автодорог федерального или регионального значения, соединяющих административные центры РФ.

А — для автодорог федерального или регионального значения, являющихся подъездом к крупнейшим транспортным узлам (например аэропортам), подъездом к специальным объектам либо подъездом от административного центра субъекта РФ, не имеющего дорожной связи с Москвой, к морским или речным портам, аэропортам и железнодорожным станциям либо границам других государств. Также применяется для автодорог, соединяющих дороги федерального значения между собой.

К — для прочих автодорог регионального значения.

Н — для автодорог межмуниципального значения.[1]

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также перечень автомобильных дорог, необходимых для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации (имеющих оборонное либо специальное значение), утверждается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время, с 28 сентября 2009, года действуют «Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог», утверждённые постановлением Правительства России от 28 сентября 2009 г. № 767.

В этом стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

  • Техническая классификация автомобильных дорог — разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.
  • Класс автомобильной дороги — характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на неё.
  • Категория автомобильной дороги — характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.
  • Доступ на автомобильную дорогу — возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с неё транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.

Классы автомобильных дорог

Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:

  • автомагистраль,
  • скоростная дорога,
  • дорога обычного типа (нескоростная дорога).

К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:

  • имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
  • не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  • доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км друг от друга.

К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги:

  • имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
  • не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  • доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.

К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесённые к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:

  • имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
  • доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V — 50 м друг от друга.

Категории автомобильных дорог

Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

  • количества и ширины полос движения;
  • наличия центральной разделительной полосы;
  • типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  • условий доступа на автомобильную дорогу с примыканиями в одном уровне.

Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в следующей таблице.

Класс автомобильной дороги Категория автомобильной дороги Общее количество полос Ширина полосы движения, м Центральная разделительная полоса Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями Доступ на дорогу с примыканиями в одном уровне Проектная скорость Автомагистраль Скоростная дорога Дорога обычного типа (нескоростная дорога)
IA 4 и более 3,75 Обязательна В разных уровнях В разных уровнях Не допускается 150 км/ч
4 и более 3,75 Допускается без пересечения прямого направления 120 км/ч
4 и более *1 3,75 Допускаются пересечения в одном уровне со светофорным регулированием *4
II 4 3,5 Допускается отсутствие *² Допускается
2 или 3 *³ 3,75 Не требуется Допускаются пересечения в одном уровне *5 100 км/ч
III 2 3,5
IV 2 3,0 Допускаются пересечения в одном уровне 80 Км/ч
V 1 4,5 и более 60 Км/ч
  • *1. Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах.
  • *². На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения.
  • *³. Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог.
  • *4. Пересечение 4-полосной трассы категории IВ с дорогами той же категории и дорогами категории II допускается только в разных уровнях.
  • *5. Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, «отнесённых» левых поворотов или пересечения кольцевого типа).

См. также

  • Автомагистраль
  • Автомобильные дороги федерального значения России
  • Список автомобильных дорог России и СНГ
  • Список европейских автомобильных маршрутов
  • Список автомобильных дорог Украины

Примечания

  1. Приказ Минтранса РФ от 7 февраля 2007 года № 16 "Об утверждении правил присвоедния автомобильным дорогам идентификационных номеров

Ссылки

  • RU.AUTOSTOP FAQ: маркировка трасс
  • ГОСТ Р 52290-2004: Знаки дорожные. Общие технические требования.
Категории:
  • Автодороги
  • Классификаторы

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

ДОРОГИ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Введение

К автомобильным дорогам местного значения относятся местные дороги общего пользования и внутрихозяйственные, в том числе сельскохозяйственные, дороги.

Местные автомобильные дороги общего пользования (межхозяйственные) проектируются в соответствии со СНиП 2.05.02-85 [1] по нормативам для дорог IV-V технических категорий.

Внутрихозяйственные дороги сельских государственный, кооперативных и фермерских хозяйств, предприятий по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, в том числе полевые и подъездные дороги, относятся к ведомственным и находятся на балансе предприятий и организаций. Они проектируются в соответствии со СНиП 2.05.11-83 [2].

При проектировании дорог местного значения разрабатывается оптимальный план трассы (на основании сравнения вариантов), рассчитываются водопропускные и другие искусственные сооружения, вычерчивается продольный профиль трассы с характерными поперечниками, выбирается конструкция дорожной одежды, рассчитываются объемы строительных работ и ориентировочные затраты на строительство.

ДОРОГИ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Сеть дорог в сельской местности должна с наибольшим экономическим эффектом обеспечить производственные перевозки сельскохозяйственных предприятий, а также перевозки местного населения.

Последовательность проектирования сети сельскохозяйственных дорог следующая:

1. Выполняют экономические изыскания и составляют схему транспортных связей;

При составлении схемы транспортных связей района сельские населенные пункты и отдельные промышленные сельскохозяйственные предприятия (элеваторы, консервные заводы и др.) рассматривают как отдельные грузооборотные пункты, а при составлении схемы транспортных связей отдельного села грузообразующими пунктами служат отдельные хозяйства: государственные, кооперативные и фермерские, расположенные на территории рассматриваемого села.

Объем перевозок (Q1,Q2…Qi) по отдельным грузообразующим пунктам определяют по данным сельскохозяйственных предприятий, заготовительных и торгово-снабженческих организаций. При этом учитывают грузооборот, связанный с бытовым обслуживанием сельского населения, перевозками пассажиров (среднее число поездок одного жителя в год), движение легковых автолюбителей и прочие перевозки, не поддающиеся учету. Поэтому выявленный грузооборот рекомендуется увеличивать на 30 %.

2. На основании схемы транспортных связей разрабатывают принципиальную схему размещения дорог.

Проектируемая сеть дорог с твердым покрытием должна соединять все основные грузооборотные пункты участка. При выборе направлений дорог используют графоаналитические методы, например, комбинаторный и метод многоугольника сил (рис. 1).

Комбинаторный метод состоит в том, что расположенные рядом и идущие в одном направлении лучи схемы транспортных связей объединяют путем комбинаций. Данные о перевозках по объединенным направлениям суммируют (рис. 1, лучи А-1 и А-2; А-3, А-4 и А-5; А-6 и А-7).

Метод многоугольника сил позволяет определить наиболее рациональное направление магистрали для группы пунктов, один из которых является узловым (рис. 2). Многоугольник строят, последовательно откладывая в выбранном масштабе величины грузоперевозок (тыс.т, тыс.т/км) из узла А параллельно лучам схемы транспортных связей. Равнодействующая многоугольника АМ, связывающая узловую точку и конец последней силы, показывает направление магистрали для данной группы пунктов. Целесообразно объединять одной магистралью пункты в пределах четверти окружности (b = 90°).

а)

б)

Рис.1 Графоаналитические методы (а)- комбинаторный метод, (б) – метод многоугольника сил.

3. Корректируют эту схему с учетом местных условий (существующей общей дорожной сети, рельефа местности, почвенно-грунтовых и гидрологических условий, границ полей и др.).

При трассировании дорог учитывают следующие рекомендации:

а) Дороги трассируют в обход высотных и контурных препятствий, особо полезных и ценных угодий, по границам землепользований, полей и других с/х участков.

б) Не допускают затопления полезных земель и заболачивания пойм путем создания постоянных подпоров воды у сооружений или преграждения стока воды из пониженных мест.

в) Существующие автомобильные и железные дороги пересекают на прямом участке, по возможности под прямым углом, но во всяком случае не меньше 45о.

г) Большие водотоки пересекают в самом узком месте, нормально течению, где пойма не заболочена.

д) Положение трассы не подчиняют удобству пересечения небольших оврагов, малых рек и ложбин.

е) Пересечения и примыкания сельскохозяйственных дорог проектируют в одном уровне и располагают ровных площадках и на прямых участках дорог.

При разработке проекта дороги широко используют типовые решения элементов дороги (поперечные профили земляного полотна, типы конструкции дорожных одежд с максимальным использованием местных дорожно-строительных материалов; конструкции водопропускных труб, мостов и других сооружений на дороге) и привязывают их к конкретным местным условиям.

ПЛАН ТРАССЫ ДОРОГИ

Продольную ось автомобильной дороги, положенной на поверхность земли, называют трассой, а проекцию трассы на горизонтальную плоскость — планом трассы.

Трасса проектируемой дороги (рис. 2) задается начальным, конечным, а иногда и промежуточными пунктами, т. е. контрольными точками. Кратчайшим расстоянием между двумя контрольными пунктами является прямая в плане, называемая воздушной линией. Естественные и искусственные препятствия (контурные — озера, болота и др.; линейные — железные дороги, реки, трубопроводы, кабели и др.; высотные — горы, холмы и глубокие балки), которые встречаются при проложении трассы на местности, заставляют отклоняться ее от воздушной линии. Врезультате она удлиняется, а между предыдущим и последующим направлениями дороги образуется угол поворота трассы α (рис. 2). На всех поворотах трассы устраивают закругления 3 (кривые участки) для более плавного перехода с одного направления на другое.

Рис.2. Пример трассировки дороги

Прямые вставки — это расстояние от начала трассы до начала круговой кривой, а также расстояние между концом предыдущей кривой и началом последующей, расстояние от конца последней кривой до конца трассы. Прямые вставки характеризуются длиной и направлением — румбом.

Румб — острый угол от ближайшего северного или южного меридиана до данной линии, определяют по азимуту.

Рис.3. Основные элементы круговой кривой с симметричными переходными кривыми

Трассирование дороги местного значения ведут в следующем порядке.

1. Намечают воздушную линию, соединяющую заданные грузооборотные пункты и контрольные точки по кратчайшим расстояниям.

2. Намечают два (или более) варианта трассы дороги, совмещая ее с границами садов, полей, с улицами в населенных пунктах, с существующими дорогами.

Трасу прокладывают с учетом обхода зданий и сооружений; водоемов, полей, лесных и садовых массивов; заболоченных участков; крутых склонов, оврагов, балок.

Реки по возможности должны пересекаться в самом узком месте нормально течению, целесообразно использовать существующие мосты. Пересечение с существующими дорогами выполняют на прямом горизонтальном участке под прямым углом (в исключительных случаях допускается уменьшение угла до 45°). Пересечение местных дорог с железными и автомобильными дорогами высоких категорий целесообразно устраивать в разных уровнях.

3. В углы поворота трассы вписывают круговые кривые. При радиусе кривых для дорог общего пользования R < 2000 м, а для внутрихозяйственных — R < 1500 м в угол поворота кроме круговой кривой вписывают две переходные кривые переменного радиуса.

Оптимальный радиус круговых кривых для дорог IV-V категорий должен быть не менее 600 м. При радиусе менее 600 м требуется устройство виража, при радиусе менее 400 м – уширение проезжей части дороги на повороте. Минимально допустимый радиус круговых кривых для дорог IV категории составляет 25 м, V категории – 20 м.

Элементы круговых кривых (рис. 4) определяют по таблицам или вычисляют по формулам:

Тангенс: T = R tg (a/2);

Биссектриса: Б = ÖR2 + T2 – R;

Длина кривой: R = pRa/180˚;

Домер: Д = 2T – K,

здесь: a– угол поворота, R – радиус кривой.

4. Определяют максимальные продольные уклоны imax по трассам дорог для выбранных вариантов:

imax = (Δh / lmin) 100%,

где Δh – высота сечения рельефа горизонталями, м;

lmin - минимальное расстояние между соседними горизонталями по трассе дороги, м.

Если уклон imax превышает 7% для дорог IV категории и 9% - для дорог V категории, то прибегают к развитию (удлинению) трассы.

5. Определяют безопасное расстояние видимости S на участках с максимальными продольными уклонами по формуле:

S = Sориент. + Sторм. + (5…10) м,

где S – расстояние, на котором водитель должен видеть дорогу перед собой без помех, м;

Sориент.- расстояние, которое автомобиль пройдет за время, пока водитель увидит помеху и сориентируется. Время, необходимое для того, чтобы водитель заметил помеху и начал торможение, составляет 1,2 с для автомобилей с гидравлическим приводом и 2 с – с пневматическим приводом.

Sторм. - тормозной путь автомобиля, вычисляется по формуле:

Sторм. =k v2 / 2g (φ + f – i),

где k - коэффициент надежности: для легковых автомобилей k = 1,2, для грузовых k = 2.

v - расчетная скорость движения автомобиля, м/с. Для дорог IV категории расчетная скорость составляет 80 км/ч; для дорог V категории – 60 км/ч;

φ - коэффициент сцепления колес автомобиля с покрытием, принимается: - для сухих шероховатых покрытий φ = 0,7…1,0;

- для сухих гладких покрытий φ = 0,5;

- для мокрых покрытий φ = 0,3…0,4;

- для грязных покрытий φ = 0,2;

- в гололед φ = 0,07.

f - коэффициент сопротивления качению. Для пневматических шин при расчетной скорости 50 км/ч для асфальтовых и бетонных покрытий f = 0,01-0,02; для щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных покрытий f = 0,03-0,05; для влажной грунтовой дороги f = 0,05-0,15; для пашни и песков f = 0,15-0,30; для заболоченных грунтов f > 0,30.

i - максимальный продольный уклон по трассе дороги, д.ед.

На дорогах со встречным движением величину безопасного расстояния видимости следует удваивать.

Безопасное расстояние видимости окончательно принимается не менее нормативных значений: для дорог IV категории S > 100 м, категории S > 75 м.

Боковая видимость на дорогах (от кромки проезжей части) должна быть не менее: для дорог IV категории – 20 м, V категории – 15 м.

6. Проверяют обеспечение видимости по трассам дорог. При необходимости намечают мероприятия для обеспечения видимости.

7. Проводят сравнение вариантов трассы по следующим показателям:

А) Экономические показатели – показывают, насколько данная дорога удовлетворяет хозяйственным требованиям:

- удобство и полнота обслуживания потребностей производства, населения и пр.;

- увязка с другими видами транспорта;

- общая стоимость строительства.

Б) Эксплуатационные или технико-экономические показатели дороги:

- длина трассы L, развитие трассы L/Lвозд.;

- степень извилистости (количество углов поворота, сумма углов поворота на 1 км трассы, количество кривых минимального радиуса);

- степень пологости трассы (количество и общая длина участков и максимальным уклоном imax);

- безопасность движения - характеризуется обеспеченностью видимости дороги в плане и в продольном профиле, числом пересечений других автомобильных и железных дорог в одном уровне;

- бесперебойность движения - наличие или отсутствие пересечений дорог в одном уровне, число переправ через реки, обходов населенных пунктов или проездов через них;

- устойчивость трассы - характеризуется протяженностью участков трассы по болотам, по неустойчивым участкам с осыпями, оползнями, подверженным пучинообразованию и т. п.;

- число пересекаемых трассой дороги линий водосливов лощин и рек.

- средняя скорость движения, расход топлива, время перевозок.

В) Строительные показатели - условия строительства дороги:

- объем строительных работ по устройству земляного полотна, дорожной одежды, искусственных сооружений;

- условия снабжения дорожно-строительными материалами;

- протяженность участков в неблагоприятных условиях (заболоченные, пучинистые, оползневые);

- необходимые затраты ресурсов;

- сроки строительства.

Сравнение технико-экономических показателей по вариантам трассы удобно вести в табличной форме (таблица 1).

Таблица 1.

Технико-эксплуатационные показатели вариантов трассы

Показатели Варианты
Длина трассы L, км
Коэффициент удлинения трассы Kу = L/Lвозд.
Степень извилистости трассы:
- количество углов поворота
- сумма углов поворота, град./км
- средний угол поворота αср
- количество кривых малого радиуса (R
Степень пологости трассы:
- максимальный продольный уклон imax
- общая длина участков с максимальным продольным уклоном
Количество пересекаемых водотоков:
- лощин, балок
- рек
Количество пересекаемых железных и автомобильных дорог (в одном уровне)
Протяженность участков, проходящих в пределах населенных пунктов, км
Средняя скорость движения, км/ч
Протяженность участков в неблагоприятных грунтовых условиях (болота, пучинистые грунты, оползни), км

На топографической карте намечают варианты трассы между заданными пунктами и после предварительного сравнения технико-экономических показателей вычерчивают план трассы.

studopedia.ru

Читайте также