Дорожная разметка в России
Доро́жная размéтка Росси́йской Федера́ции установлена правилами дорожного движения. Соответствует Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах.
История
Впервые дорожную разметку в России начали использовать с июня 1933 года в Москве: с целью организации дорожного движения нитрокраской стали наносить линии безопасности, названные «штуц-линии». Первая разметка была нанесена на проезжей части на Театральной площади, а также перекрестках улицы Петровка и улицы Неглинная с Кузнецким мостом. В течение двух лет разметку стали применять и в других городах страны. До 60-х годов не существовало четкой единой законодательной базы, регламентирующей нанесение разметки, пока в СССР не были введены единые правила движения. В 1975 году был издан первый основанный на международных соглашениях ГОСТ, касающийся вопросов дорожной разметки.[1][2][3]
Действующая дорожная разметка
Последние изменения в правила были внесены 30 июня 2015 года. Дорожная разметка соответствует ГОСТу Р 51256-99 и ГОСТу Р 52289-2004. Современная дорожная разметка бывает двух видов.[4]
Горизонтальная разметка
Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содержит иную информацию для участников дорожного движения. Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10 и 1.17 желтого цвета, временная — оранжевый цвет.
Номер разметки Изображение Пояснение1.1 | ![]() |
Разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств. |
1.2.1 | ![]() |
(Сплошная линия) — обозначает край проезжей части. |
1.2.2 | ![]() |
(Прерывистая линия, у которой длина штрихов в 2 раза короче промежутков между ними) — обозначает край проезжей части на двухполосных дорогах. |
1.3 | ![]() |
Разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более. |
1.4 | ![]() |
Обозначает места, где запрещена остановка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.27 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра. |
1.5 | ![]() |
Разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении. |
1.6 | ![]() |
(Линия приближения — прерывистая линия, у которой длина штрихов в 3 раза превышает промежутки между ними) — предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений. |
1.7 | ![]() |
(Прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками) — обозначает полосы движения в пределах перекрестка. Применяется для разметки зоны парковки. |
1.8 | ![]() |
(Широкая прерывистая линия) — обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части (на перекрестках, пересечениях дорог на разных уровнях, в зоне автобусных остановок и тому подобное). |
1.9 | ![]() |
Обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование. |
1.10 | ![]() |
Обозначает места, где запрещена стоянка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.28 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра. |
1.11 | ![]() |
Разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, предназначенные для разворота, въезда и выезда со стояночных площадок и тому подобного, где движение разрешено только в одну сторону. |
1.12 | ![]() |
(Стоп — линия) — указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика). |
1.13 | ![]() |
Указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге. |
1.14.1, 1.14.2 | ![]() |
(«Зебра») — обозначает пешеходный переход; стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов. |
1.15 | ![]() |
Обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть. |
1.16.1, 1.16.2, 1.16.3 | ![]()
|
Обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков. |
1.17 | ![]() |
Обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси. |
1.18 | ![]() |
Указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаками 5.15.1, 5.15.2; разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот. |
1.19 | ![]() |
Предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участку, где уменьшается количество полос движения в данном направлении) или к линиям разметки 1.1 или 1.11, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений. В первом случае разметка 1.19 может применяться в сочетании со знаками 1.20.1 — 1.20.3. |
1.20 | ![]() |
Предупреждает о приближении к разметке 1.13. |
1.21 | ![]() |
(Надпись «СТОП») — предупреждает о приближении к разметке 1.12, когда она применяется в сочетании со знаком 2.5. |
1.22 | ![]() |
Указывает номер дороги (маршрута). |
1.23.1 | ![]() |
Обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств. |
1.23.2 | ![]() |
Обозначает пешеходную дорожку или пешеходную сторону велопешеходной дорожки. |
1.23.3 | ![]() |
Обозначает велосипедную дорожку, велосипедную сторону велопешеходной дорожки или полосу для велосипедистов. |
1.24.1, 1.24.2, 1.24.3, 1.24.4 | ![]()
|
Дублирует соответствующие дорожные знаки. Разметка 1.24.4 может применяться самостоятельно. |
1.25 | ![]() |
Обозначает искусственную неровность на проезжей части. |
Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.
Линию 1.2.1 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с неё в местах, где разрешена остановка или стоянка.
Линии 1.2.2, 1.5 — 1.8 пересекать разрешается с любой стороны.
Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах — с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.
Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.
Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.
В случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. В случаях, когда линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.
Вертикальная разметка
Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования. Вертикальная разметка:
Номер разметки Изображение Пояснение2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 | ![]()
|
Обозначают элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцовых частей парапетов и тому подобного), когда эти элементы представляют опасность для движущихся транспортных средств. |
2.2 | ![]() |
Обозначает круглые тумбы, установленные на разделительных полосах или островках безопасности. |
2.3 | ![]() |
Обозначает нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов. |
2.4 | ![]() |
Обозначает направляющие столбики, надолбы, опоры ограждений и тому подобное. |
2.5 | ![]() |
Обозначает боковые поверхности ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, крутых спусках, других опасных участках. |
2.6 | ![]() |
Обозначает боковые поверхности ограждений дорог на других участках. |
2.7 | ![]() |
Обозначает бордюры на опасных участках и возвышающиеся островки безопасности. |
ru.wikipedia.org
Дорожная разметка


Дорожная разметка (маркировка) — маркировка на покрытии автомобильных дорог. Она служит для сообщения определённой информации участникам дорожного движения. Разметка может использоваться самостоятельно или сочетаться с дорожными знаками или светофорами.
Дорожные разметки появились в начале XX века на асфальтовых и бетонных дорогах.
История
Эдвард Н. Хайнз (Edward N. Hines, 1870—1938), член дорожной комиссии Wayne County в штате США Мичиган, считается изобретателем дорожной разметки. Он в 1911 году предложил нанести на первую бетонную дорогу мира, Woodward Avenue в Детройте, центральную линию для разделения полос движения[1].
10 лет спустя (1921) в английском городке Sutton Coldfield, пригороде Бирмингема, появилась первая маркировка Великобритании. Этот эксперимент для повышения безопасности на дорогах был таким успешным, что впоследствии белая маркировка дорог стала стандартом в Великобритании и множестве других государств[2].
Некоторое время в разных странах использовались разные варианты разметки дорог. Например, в Германии в 30-е годы использовали черную разметку, от которой впоследствии отказались как от неэффективной. В настоящее время черный используют в сочетании с белым при нанесении вертикальной разметки.
В 1930-м году в Великобритании было запатентовано изобретенное британцем Перси Шоу световозвращающее устройство для улучшения видимости на дорогах — «Кошачий глаз», получившее широкое распространение в Соединенном королевстве во время Второй мировой войны, когда благодаря катафотам даже во время затемнения дорога оставалась видимой для водителей.
В 1950-х годах в Калтрансе (Калифорнийский транспортный департамент) Элберт Дайсарт Боттс, специалист в области химии красок, решил для улучшения видимости дорожной разметки использовать стеклянные шарики в составе краски. А чтобы слой воды, покрывающий разметку, не ухудшал видимость, световозвращающие элементы стали приподнимать над дорогой на четверть дюйма (примерно 6мм). При этом возник еще один эффект — при наезде на такую разметку водитель слышал глухие удары, но это сочли достоинством, т. к. она стала предупреждать о пересечении разметки тех водителей, которые её не заметили.
Керамические или пластиковые маркеры прибивались к дороге специальными гвоздями, пока в конце 1950-х годов Херб Руни, бывший студент Боттса, не изобрел специальную эпоксидную смолу, надежно склеивающую маркеры с дорожным полотном. С 1966 года маркеры, получившие название Botts' Dots, «точки Боттса», начали использовать на дорогах США, а потом и других стран мира.[3]
В 1955 г. в штате Нью-Джерси появились первые краевые шумовые полосы. В настоящее время они широко используются во многих странах, в т.ч. США, Канаде, Финляндии, Норвегии, Швеции и других.[4]
С ростом интенсивности движения начала использоваться вертикальная разметка для обозначения внезапных препятствий на дороге, ограждения опасных участков автодорог и т. д.
В настоящее время помимо дорог разметка используется и на прилегающих территориях — на заправках, наземных и подземных парковках. Используется она и на территории аэропортов.
Виды и цвета современной разметки


Разметка может быть постоянной или временной.
Для постоянной разметки во всех странах используется белая краска. Исключение составляет постоянная желтая разметка, обозначающая места остановки маршрутных транспортных средств и такси, а также места, где запрещена остановка или стоянка.
Временная разметка может наноситься краской желтого (Германия, Эстония), оранжевого или красного (Австрия, Швейцария) цвета и используется при ремонтных работах и реорганизации дорожного движения.
При наличии одновременно постоянной и временной разметки, необходимо руководствоваться временной. Наносится она обычно недолговечной краской, которая к завершению ремонтных работ стирается сама или удаляется дорожными службами.
Для улучшения видимости разметки часто используются светоотражающие материалы.
В ряде случаев для привлечения внимания используется шумовая разметка (шумовые полосы) — на особо аварийных пешеходных переходах, для обозначения краев и разделений полос федеральных трасс. Такой способ разметки позволяет «взбодрить» уставшего водителя, а также напомнить, что необходимо снизить скорость автомобиля. Шумовые полосы бывают фрезерованными (в асфальте фрезами вырезается ряд неглубоких выемок), приподнятыми (наносимыми поверх дорожного полотна), а также прессованными и формованными (последние две наносятся только во время строительства дороги в горячий асфальтобетон).[5]
Типы
Продольная разметкаразделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения.
сплошная линия
прерывистая линия
двойная сплошная линия
двойная прерывистая линия
сплошная линия
прерывистая линия
Пешеходный переход («зебра»)
для велосипедистов
для инвалидов
Литература
- ГОСТ Р 51256-99 Разметка дорожная. Типы основные параметры. Общие технические требования
![]() |
Нанесение дорожной разметки устанавливает определенные режимы и порядок движения транспортных средств и пешеходов. Дорожная разметка является средством визуального ориентирования водителей и применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими средствами с целью повышения безопасности организации дорожного движения, увеличения скорости движения автомобилей и пропускной способности дороги. | ![]() |
ru.wikipedia.org
Где узнать о ПДД, если на дороге красная разметка (см)?
В Ялте к сезону 2017 года нанесли красную разметку. Где можно делать обгон, если везде сплошная, можно ли обгонять вообще транспорт и много других нюансов возникает в связи с этой разметкой. Если кто сталкивался с такими дорожной разметкой подскажите, где почитать?
Самшит
Сплошная разделительная разметка - она и есть сплошная и ее пересекать нельзя. Единственное логичное объяснение появления красной разметки - это то, что с точки зрения дорожных служб они нанесли оранжевую разметку. Оранжевая является временной, но требования к ней такие же, как и к белой. Подробнее можете почитать тут - "красная дорожная разметка"
bolshoyvopros.ru
Можно ли пересекать разметку 1.1, если она жёлтого цвета (фото)?
На рисунке Вы видите дорогу с двумя полосами, по одной полосе в каждом направлении.
Посередине дороги нанесена разметка 1.1 (одинарная сплошная линия).
Однако она почему-то жёлтого цвета.
Можно ли пересекать её?
Нарушит ли ПДД водитель синего автомобиля, проехав по одной из траекторий: по А или по Б?
Rogneda
Из ПДД я твердо знаю, что сплошные линии разметки 1.1 не пересекаются. Можно только совершить опережение впереди ползущего тихоходного транспортного средства с соответствующим знаком на кузове и едущего со скоростью 30 км/час и менее и для объезда неподвижного препятствия.
А теперь по поводу цвета дорожной разметки. Постоянная дорожная разметка имеет белый цвет, кроме линий у края дороги, запрещающих остановку и стоянку и т.д.Линия разметки 1.1, разделяющая встречные транспортные потоки, может иметь желтый цвет.
Впереди синего автомобиля едет обычный грузовик. На мой взгляд, водитель синего автомобиля нарушит ПДД в обоих случаях его маневра на дороге с сплошной линией разметки на двухполосной дороге с разными направлениями движения.
Елена212
Насколько я знаю разметка жёлтого цвета наносится временно,например при ремонте дорог.Пренебрегать ей не стоит,так как она обозначает те же функции,что и сплошная белого цвета,с той лишь разницой,что она временная.А это значит,что автомобиль не может пересеч данную полосу.
bolshoyvopros.ru
Какая ответственность наступает и по какой статье, за порчу дорожной разметки? Например если закрасить сплошную линию.
Энком ксм
Статья 12.33. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
Так что имея в кармане 1 500 руб. можно жечь))) ) ¶
Скажите, разрешается ли пересекать узкую сплошную линию дорожной разметки?
Алёная
Неширокая сплошная линия 1.1. белого цвета (ширина 0,1 - 0,15 м)
1. Разделят транспортные потоки противоположных направлений на дорогах имеющих две или три полосы движения.
2. Обозначает границы полос движения на опасных участках дороги (перед перекрестками, железнодорожными переездами, поворотами, переломами продольного профиля) .
3. Обозначает границы мест стоянки транспортных средств
4. Определяет границы проезжей части, на которые въезд запрещен (направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков, островки безопасности для пешеходов) .
Пересекать и наезжать на линию 1.1 запрещается.
Сплошная линия 1.2.1 белого цвета (ширина 0,1 - 0,2 м)
Обозначает край проезжей части на дорогах, имеющих более двух полос движения. Допускается ее пересечение, если она расположена с правой стороны от водителя для остановки транспортного средства на обочине.
Сплошная линия 1.3 белого цвета (наносятся две продольные линии, идущие параллельно друг другу с шириной 0,1 - 0,2 м и с промежутком между ними 0,1 - 0,18 м) .
Разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более, показывая водителю границу полосы движения с левой стороны. Пересекать и наезжать на линию 1.3 запрещается.
Сплошная линия 1.4 желтого цвета (ширина 0,1 - 0,2 м) наносится у края проезжей части или по верху бордюров.
Обозначает места, где запрещена остановка и стоянка. Применяется самостоятельно или с дорожным знаком 3,27 (остановка запрещена) . При одновременном применении разметки и знака руководствоваться необходимо разметкой.
Александр чорный
Можно пересекать в следующих случаях:
1) если данная сплошная линия обозначает край проезжей части;
2) если установлены дорожные знаки, разрешающие пересекать сплошную, например "Объезд препятствия слева". По правилам знаки имеют приоритет перед разметкой;
3) по требованию регулировщика, скажем, если регулировщик просит Вас остановиться и для этого нужно пересечь сплошную.
В остальных случаях — нельзя.
Джей смит
Есть случаи, когда разрешается, это случай кодга на твоей стороне дороги препятствие, которое иначе не обьехать, для предотвращения ДТП.
А вот поворачивать через неё нельзя, только гогда начнет прерываться, зато в отличии от двойной, если дальше прерывистая, на неё можно заезжать.
А вообще тут руководствуемся правилом, Одинарная, если нельзя но очень надо - можно
Двойная, если нельзя на очень надо, лучше не надо.
Читайте также
Что означают линии
Красная веревочка на запястье что означает
Что означает красная разделительная полоса на дороге
Что означает красный цвет
Красная нить на руке что означает
Что означает красная нитка
Алексей что означает
Сон с субботы на воскресенье что означает
Татьяна что означает
Выражение баян что означает
Синий цвет в психологии означает
Сон со среды на четверг что означает