Спас в силах икона значение

Икона "Спас в силах": фото, значение, в чем помогает?

Икона «Спас в силе» присутствует в каждом храме. Она располагается в центральной части иконостаса. Имеет особое значение и важность среди людей, которые верят в Бога. Икона «Спас в силе» включает в себя все важные события, которые присутствуют в Христианстве. Они изображены таким образом, каким представляли их пророки. Ниже будет рассмотрено значение данного образа.

Описание иконы и ее элементов

Особенность такого святого образа, как икона «Спас в силе», заключается в ее символике. Она довольно сложна по сравнению с другими образами.

икона спас в силе

Икона «Спас в силе» имеет несколько важных элементов:

  1. На образе изображен Иисус, который одет в белые с золотом одежды. Белый цвет является символом чистоты и непорочности. А золото говорит о том, что Иисус святой.
  2. На иконе «Спас в силах» (фото ее для наглядности представлено выше) имеется изображение красного квадрата. Он располагается за Иисусом. Концы его имеют заостренную форму. Данный квадрат является символом земли. В его углах изображены такие символы Евангелия, как Лев, Телец, Орел и Ангел. Они относятся к святым Матфею, Луке, Иоанну, Марку.
  3. За Иисусом также расположен овал синего цвета. Он является символом духовности.
  4. На синем фоне изображены ангелы, которые символизируют силы. В честь этих сил и названа икона.
  5. Красный ромб, который нарисован сверху синего фона, является обозначением мира, который нам не видим.

Значение иконы "Спас в силах"

Значение данной иконы заключается в том, что изображение Иисуса Христа означает сочетание в нем духовного составляющего с божественностью, а также к его принадлежности человеческому состоянию.

икона спас в силах фото

Этот образ относится к трактату из Библии о Втором Пришествии Христа. Сын божий должен соединить небесные и земные силы воедино.

Чем помогает?

В чем помогает икона "Спас в силах"? К данной иконе можно обращаться с различными молитвами. Она поможет в тяжелых жизненных ситуациях, а именно при потере близкого человека. Также она помогает тем, у кого произошло какое-либо психическое расстройство или пошатнулся эмоциональный фон. Молитвы данной иконе помогут восстановить душевные силы и настроят человека на нужный лад.

Сын Божий поможет человеку отказаться от совершения необдуманных поступков. Он будет защитой от нечистых сил. Также можно попросить у иконы, чтобы наладились отношения в семье, было достигнуто взаимопонимание и принятие родственников или других близких людей такими, какие они есть. Людям будет подарено понимание того, что не стоит переделывать окружающих, следует принимать их со всеми чертами характера.

Как молиться и когда?

Обращаться к данной иконе следует в период Спаса в августе. Также можно молиться во время других больших церковных праздников.

спас в силах икона значение

Людям, которые пришли в храм, следует знать, что они могут молиться господу в любой удобной для них форме. Но также можно выучить молитву к иконе "Спас в силах" и произносить ее при обращении к Богу.

История

Икона "Спас в силах" представляет собой сюжет, который является довольно распространенным.

Она причисляется к Панкраторской иконографии, важность значения, которое в ней заложено определяет ее место в храме. Как говорилось выше, этот святой образ располагается в центральном месте иконостаса.

Данный образ уходит далеко в историю. Впервые такая икона возникла в XIV-XV веках. Основой для нее стало видение. Оно пришло к пророку Иезекиилю, описание Иерофании. Откровение было дано Иоанном Богословом.

Изображение данного образа было основано на библейских текстах. Оно сохранилось по настоящее время. В руке у Иисуса находится Евангелие. Святой держит его в левой руке. А жестом правой руки благословляет верующих. Христос парит в воздухе, он вписан в ромб красного цвета.

икона спас в силах в чем помогает

Икона «Спас в силах» является не только изображением библейского текста. Она напитана всевозможными знаками, которые говорят о пророчестве. Это трактовка Библии.

Композиция выстроена с использованием геометрических фигур. Они символизируют Вселенную, в центре которой расположен Иисус, который является Спасителем. Он расположен в красном ромбе. Цвет его символичен. Он означает огонь спасительного характера.

Овал говорит о бесконечности бытия, он изображает сферу, которая подразумевает Царствие Небесное. Красный квадрат обозначает землю. Четыре угла говорят людям о четырёх стихиях, на которых держится Земля. Звери, которые расположились по краям четырёхугольника, представляют из себя евангелистов. Они распространяют Слово Божие на все четыре стороны света.

Цветовое решение иконы также имеет своё значение, а именно красный цвет означает землю, а голубой - небо. Символическое значение заключается в том, что Иисус совмещает в себе божественное и земное начало.

Данная икона имеет аполикаптическое значение, оно определяет ее месторасположение в храме.

Верующим людям следует знать, что существуют специальные мастерские, в которых можно заказать написание иконы. Ее изготовят по нужным размерам и с учётом пожеланий клиента. Как правило, такие мастерские располагаются непосредственно при храме и работа в них ведётся с благословения. Иконописцы соблюдают нужные традиции и канон церкви при написании образов. Срок, в течение которого пишется икона, может составлять от пары недель до нескольких месяцев. Также он зависит от сложности работы.

Советы

Хочется сказать несколько слов тем людям, которые только начинают свои шаги к вере. Прежде всего, не стоит стесняться того, что нет достаточных знаний о святых образах и о том, как молиться, как вести себя в храме и прочее. Главной составляющей является то, что человек обратил свой взгляд к Богу, что его сущность ищет духовности. Поэтому для начала можно просто прийти в храм на службу, подумать о том, что тревожит, или обратиться к Всевышнему своим словам без использования молитв.

молитва к иконе спас в силах

Со временем человек выучит нужные ему молитвы, после чего будет обращаться к святым образам посредством них. Стоит помнить, что перед Богом все равны. Поэтому не следует думать о том, что незнание каких-либо законов и канонов церкви лишает человека возможности заходить в храм.

Можно завести себе наставника, который будет разговаривать с человеком и направлять его по жизни, давать определённые советы. Если душа тянется к вере, следует дать ей такую возможность.

fb.ru

Спас в силах

Rename icon.svg Эту страницу предлагается переименовать в Спас в Силах. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/10 мая 2017.
Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования статей Википедии.
Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.

Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон.
1410-е годы; Третьяковская галерея Spas v silach from Vasilyevskiy chin (15th c., GTG).jpg

Спас в силах:

  • Спас в силах — иконографический тип Христа как Небесного Царя и Судии, Господа Вседержителя, Спаса Вседержителя.
  • «Спас в силах» — центральное изображение в иконостасе православного храма.
  • «Спас в силах» (1408) — икона Андрея Рублёва, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
  • «Спас в силах» (1500) — икона московского изографа Дионисия.

ru.wikipedia.org

Православные иконы: икона Спаса Вседержителя

Подобно тому, как иконография Иисуса Христа занимает центральную часть всей древней православной иконописи, так и Спас Вседержитель (иконы фото представлено ниже) – образ, который занимает основное место среди всех многочисленных типов изображения Господа. Догматическое значение этой иконы очень велико: Христос – Царь Небесный и Судия, «Альфа и Омега, Начало и Конец, Господь, который есть, и был и грядет, Вседержитель». Практически в каждом православном храме в центральной части купола находится этот образ, который может встречаться в комплекте с традиционными русскими православными иконостасами или в виде одиночной иконы.

икона спаса вседержителя

Описание иконы Спас Вседержитель

Спаситель Христос на иконе может изображаться в разных положениях: сидя, по пояс, в рост или погрудно, в левой руке со свитком или Евангелием, а правая рука находится в благословляющем жесте.

Эпитет «Вседержитель» выражает догмат Боговоплощения, который символизирует Божественную и человеческую природу Спасителя. Его еще называют по-гречески «Пантократор», где первая часть слова обозначает «все», а вторая - «сила», то есть, Всесильный и Всемогущий. По литературному переводу - «Ему возможно сотворить все», Он - «Правитель мира» и «Властитель всего».

Термин «Вседержитель» встречается неоднократно в Ветхом Завете, древние евреи называли так своего Бога «живаго», которому поклонялись, затем так стали обращаться к Иисусу Христу.

спас вседержитель икона значение

Древняя икона

Появление образа Христа Пантократора в Византии датируется IV-VI веками. Самый древний из иконописных изображений – это икона, которая называется Христос Пантократор из Синайского монастыря (VI в.).

Икона Спаса Вседержителя «Спас на Престоле» - одна из наиболее древних схем, где Христос изображен фронтально, восседающий на престоле с подушкой, в традиционной одежде и с подножием в ногах.

Ранние и первые изображения Спаса на престоле можно увидеть в римских катакомбах (III-IV вв.). Но иконография уже окончательно оформится в послеиконоборческий период (X в.).

Престол имеет значение атрибута царского достоинства. Ветхозаветным пророкам Бог являлся восседающим на престоле. Именно так Господь явится на землю, в День Всеобщего Воскресения, чтобы совершить Свой Страшный суд над всеми людьми живыми и мертвыми.

Икона Спаса Вседержителя «Мануилов Спас» по преданию принадлежит кисти императора Византии Мануила I, и ее отличает особый жест правой руки, указывающий на текст Евангелия.

Есть еще несколько интерпретаций изображения Христа: «Спас в силах», в традиционном русском иконостасе, а также икона Христа, восседающего на престоле в окружении Небесного Воинства, Психосостер (Душеспаситель), Елеемон (Милующий).

спас вседержитель иконы фото

Иконоборчество

Икона Спаса Вседержителя показывает возраст Христа, который соответствует времени, когда Он начал проповедовать. Он изображен с прямыми спускающимися до плеч волосами, на светлом лике небольшие бородка и усы.

По канону Спаситель носил красного цвета хитон, а поверх него синий гиматий. Синий - как символ небесного начала, красный – мученичество и цвет крови. Одеяния Христа трактуются, как уединение небесного, земного и духовного. В истории христианства иконы стали камнем приткновения между сторонниками иконопочитания, которые указывали на человеческую и божественную природу Иисуса, и еретиками, отрицавшими все это.

С IV по VI век шла иконоборческая борьба, когда тысячи икон мозаик и фресок просо уничтожались, потому что стали для многих людей оплотом веры, сторонников же иконописи жестого наказывали. Только к 842 году на Константинопольском Соборе приверженцы ортодоксальных взглядов все-таки достигли победы, а иконоборцев предали анафеме. Икона Спаса Вседержителя Пантократора в итоге стала символом победы над ересью.

икона спас вседержитель в чем помогает

Спас Вседержитель: икона, значение

Перед образом этой иконы возносят молитвы люди, которые хотят поблагодарить Великого Господа за помощь и поддержку или получить благословение на намеченные дела. Молитва иконе Спас Вседержитель поможет получить утешение и силы. Ей также молятся, чтобы получить исцеление от травм физических и духовных и избавление от грешных помыслов. Возносить свои молитвы можно не только за себя, но и за своих родных и близких друзей.

К иконе надо обращаться не только в минуты трудностей и отчаяния, но и с тем, чтобы поделиться своими радостями. При этом молитва должна звучать искренне, с чистыми помыслами и открытым сердцем.

описание иконы спас вседержитель

Помощь

Икону «Господь Вседержитель» можно преподнести в дар как составляющую венчальную пару для молодоженов или подарить ее дорогому человеку. Так как у этой иконы очень сильная энергетика, она может наставить на истинный путь спасения души, если, конечно, человек кается, и подарить чудесное исцеление человеку искрене верующему. Перед тем как просить милости у Бога, надо прочесть молитву «Отче наш».

На вопрос Икона Спас Вседержитель в чем помогает, можно ответить тем, что Иисус Христос – главный врач наших душ и тел, который обо всем ведает и Ему в самую первую очередь должна быть направлена наша молитва. Икона Спаса по церковным правилам ставится во главе всего иконостаса.

Описано очень много разного рода чудес и исцелений возле этой иконы. Однако есть и те, кто считают иконы суеверием и обманом, но опыт показывает совсем обратное, по-настоящему верующий человек без молитвы не начнет свой день, как говорят с Богом хоть за синее море, но без Бога не до порога.

молитва иконе спас вседержитель

Отношение к иконам

Да и вообще, любая православная икона – это совсем не картинка, где можно любоваться сюжетной композицией или игрой красок и восхищаться талантами художника ее создавшего.

Икона, прежде всего, это строгость и умиление. В противовес любой картине, она заставляет думать о вечных ценностях и о состоянии души, приближая нас к Богу.

Когда мы смотрим на икону и молимся, она наполняет нас той всеобъемлющей благодатью, которая нас невидимым образом обволакивает, зовет ко спасению, пробуждает в нас нашу совесть, и тем самым воскрыляет молитву.

Почитание святынь

И если православных христиан обвиняют в поклонении иконам, как идолам, то это является неверным утверждением. Они им не поклоняются, а почитают как святыню. Верующие прекрасно понимают, что такое иконы, и через них возносят честь и хвалу первообразу Господа Вседержителя.

Весь земнородный народ объединяют желания жить без проблем, иметь здоровье и благополучие. И это все на основе веры, надежды и любви, которые является неотъемлемыми христианскими добродетелями.

Жизнь обязательно изменится в лучшую сторону, если начать усилено молиться и благодарить Господа за все - и за все хорошее, и за то плохое, что в нашей жизни происходит. Бог в помощь всем!

fb.ru

Спас в Силах

4107848_ikona03 (384x539, 255Kb)

Икона Спас в Силах относится к иконографии Пантократора и представляет довольно распространенный сюжет. В убранстве русского православного храма эта икона занимает особое место - в центре иконостаса, что соответствует важности заключенных в нее значений. Образ Второго пришествия Иисуса Христа, икона Спас в Силах, отображает ключевое событие христианской религии так, как его представляли себе пророки.


В соответствии с названием икона представляет Христа в окружении небесных Сил, которые наряду с Господствами и Властями составляют вторую сферу ангельской иерархии. К первой же и наивысшей сфере относятся такие чины, как Престолы и Серафимы, которые наиболее приближены к Богу и в aряде случаев также изображаются на иконе.

Иконография Спаса в Силах сложилась в XIV-XV вв. на основании видения, изложенного в книге пророка Иезекииля и описания Теофании (явление Бога), данного в Откровении Иоанна Богослова. В Откровении Иоанна сказано так: «Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду… И перед престолом - море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола - четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет».

Основанный на библейских текстах иконописный канон Спаса в Силах тщательно соблюдается по сей день.

Итак, Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата, на который последовательно наложены синий круг (овал) и красный ромб. Собственно, на сочетании двух основных цветов, красного и синего, и строится вся композиция. Это символизирует соединение во Христе антиномических начал - милости и истины, огня Духа и воды Живой, божественной и человеческой его природы, непознаваемости и воплощения и т. д. Красный нижний квадрат означает землю - четырехугольник всегда прочитывается как земная фигура (четыре стороны света, четыре стихии и т. п.). В четыре конца земли проповедуется Евангелие Царства и в четырех уголках квадрата изображаются символы евангелистов. Символы распределяются следующим образом: ангел символизирует евангелиста Матфея, телец - Луку, лев - Марка, орел - Иоанна. Следующая фигура - синий круг означает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов. Нередко этот небесный свод изображается как бы затканным ангельскими головками. Собственно, все, что изображено вокруг фигуры Христа, и есть изображения небесной иерархии - подножие престола с колесами и даже сам престол тоже не что иное, как изображение различных небесных сил. Один из чинов ангельской иерархии так и называется Престолы, другие также носят весьма показательные названия: Силы, Власти, Начала и т. д. И всех их заключает в себе данная иконографическая схема.

И, наконец, фигура Христа, парящая в воздухе, вписана в красный ромб. В отличие от нижнего квадрата, также красного, этот верхний ромб обозначает огонь, сходящий с небес, огненную природу божества. Бог говорит к нам из среды огня. Обычно Спаситель облачен в одежды двух цветов - красный хитон и синий гиматий, что символизирует соединение двух природ, божественной и человеческой, иногда - в одеждах золотого цвета, что обозначает сияние его славы. Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую книгу. Образ книги раскрывается здесь и как Книги Жизни, в которой вписаны имена спасенных, и Книги Откровения, запечатанной семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца. Это и Книга Завета и Закона - Библия и собственно Евангелие - Благая Весть, которую в мир принес Спаситель, и то Его сокровенное учение, которое «горько во чреве и сладко в устах» (Откр. 10.9). И, наконец, символ самого Господа Иисуса Христа, который есть Слово Божие, пришедшее в мир. В ранних памятниках христианского искусства так и изображали Христа в виде символической композиции «Этимасия» - книги, лежащей на престоле (например, храм Успения в Никее, VII в.).

Рассмотрим тексты, которые обычно избираются для написания на открытых страницах книги. Чаще всего это слова из Евангелия от Матфея: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Образ Божественного Судии и образ Страшного Суда приобретают в этом контексте особое звучание, выраженное в Новом Завете словами апостола Иакова: «Милость превозносится над судом». Иногда на раскрытом Евангелии можно прочесть следующие варианты текстов: «Я - свет миру» (Ин. 8.12), «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7.24) и т. д. Все эти варианты имеют одну цель - открыть перед человеком возможность встать лицом к лицу с Богом, в его Свете и Слове, которое есть «меч обоюдоострый, который проникает до разделения души и духа, составов и мозгов» и «судит помышления и намерения сердечные2 (Евр. 4.12).

Образ Спас в силах - это целый богословский трактат, исполненный посредством живописи и символического языка. Благодаря этому в русских храмах образ «Спас в силах» становится центром не только иконостаса, но и всего храма, отчасти повторяя изображение Христа Пантократора в куполе. Можно сказать, что Спас в Силах несет в себе образ храма - Христос, как уже говорилось, изображается на фоне символических фигур: красного квадрата и синего круга, которые символизируют землю и небо, что одновременно повторяет и символическую схему храма: земной куб, перекрытый сферой неба; и это не случайное совпадение, ибо храм является моделью космоса.

Спас в Силах - своего рода точка отсчета в храме, как от камня, брошенного в воду расходятся круги, так и образы святых, предстоящих Христу, образуют деисусный чин, являются образом Церкви небесной, так и мы, стоящие в храме, все вместе, обращенные ко Христу «единомыслием исповемы», образуем Церковь земную.

Одной из известных сегодня икон, относящихся к данному типу иконографии, является знаменитый образ Спас в Силах, написанный Андреем Рублевым для деисусного чина владимирского Успенского собора в 1408 г. Икона, хранящаяся сегодня в коллекции Государственной Третьяковской галереи, является образцом, которому русские иконописцы следуют на протяжении шести веков.

Нередко Спас в Силах является центром отдельных икон, также носящих название Деисус или Предста Царица (по Пс. 44.10) (иногда состав святых сокращен до Богородицы и Иоанна Предтечи). В таком случае иконографическая композиция Спаса в Силах упрощается, изображение его славы дается в сокращенном варианте.

4107848_92930 (700x413, 127Kb)

Серия сообщений "Русская православная икона":
Часть 1 - Защита дома (19 сентября)
Часть 2 - Анимированные "Иконы"
...
Часть 39 - Спас Вседержитель (Пантократор)
Часть 40 - Спас на Престоле
Часть 41 - Спас в Силах
Часть 42 - Спас Благое Молчание
Часть 43 - Спас в терновом венке
...
Часть 48 - «Спас Ярое Око»
Часть 49 - Спас - «Лоза истинная»
Часть 50 - Икона Божьей Матери «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК»

liveinternet.ru

Иконы Спаса

julia_prefizid все записи автора

Давно собирала иконы под этот пост. Редко и не редко встречающиеся изображения Христа. Самое время – Троица. Итак. Первое – Христос в Силах. Второе – Христос-Эммануил. Третье – Христос-Благое молчание. Четвертое – Спас Нерукотворный.
Дальше – изображения расположены не по порядку.
Расшифровка.
Христос в Силах или Спас в Силах
img368_10107_big (525x700, 306Kb)
Икона «Спас в силах» относится к иконографии Пантократора и представляет довольно распространенный сюжет. В убранстве русского православного храма эта икона занимает особое место — в центре иконостаса, что соответствует важности заключенных в нее значений. Образ Второго пришествия Иисуса Христа, икона «Спас в силах» отображает ключевое событие христианской религии так, как его представляли себе пророки.
В соответствии с названием, икона представляет Христа в окружении небесных Сил, которые наряду с Господствами и Властями составляют вторую сферу ангельской иерархии. К первой же и наивысшей сфере относятся такие чины, как Престолы и Серафимы, которые наиболее приближены к Богу и, в ряде случаев, также изображаются на иконе.
Иконография «Спаса в силах» сложилась в XIV-XV веках на основании видения, изложенного в книге пророка Иезекииля и описания Теофании (явление Бога), данного в откровении Иоанна Богослова. В откровении Иоанна сказано так: «Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду… И перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет».
Основанный на библейских текстах иконописный канон Спаса в силах тщательно соблюдается по сей день. В центре иконы изображается Пантократор — Христос Судия, сидящий на троне, держащий Евангелие и благословляющий зрителя жестом правой руки. Фигура Христа, парящая в воздухе, вписана в красный ромб. Ромб изображается внутри синей сферы (овала), которая, в свою очередь, вписана в красный квадрат, составляющий как бы внешний фон композиции. Поле голубого овала записано полупрозрачными изображениями Сил и прочих небесных чинов, а по углам внешнего красного четырехугольника изображаются образы ангела, льва, тельца и орла — те самые «животные», которые описал Иоанн Богослов.
Взято тут: http://mirikon.org/ikonografiya/iisus_hristos/spas_v_silah/
От себя добавлю, что в красном ромбе теснятся серафимы, а синий овал заполнен херувимами.
Спас Эммануил
159963854 (305x400, 172Kb)
По традициям иконописи Иисуса Христа принято изображать в возрасте проповедничества, то есть около 30 лет, и это не случайно. Крещение, проповедь, чудеса и мученическая смерть на кресте с последующим воскресением и вознесением на небеса — именно эти события определяют и догматический, и богословский подтекст изображения Спасителя. Исключение составляют лишь два типа икон. Первый — различные вариации на сюжет Рождества, особенно популярный в западной католической и протестантской культуре. Изображение младенца Христа в яслях, в данном случае, это не столько иконописный образ, сколько элемент художественной композиции, живущей, как жанр, по своим особым законам. Второе исключение объединяет иконы, которые представляют Иисуса Христа в детском или отроческом возрасте и относятся к иконографии «Спаса Эммануила».
Иконография «Спаса Эммануила» основана на отдельных фрагментах библейских текстов и, с точки зрения христианской догматики, неоднозначна. Имя Эммануил, что означает «С нами Бог» впервые встречается в книге ветхозаветного пророка Исайи, где сказано: «Итак, сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил».Можно также отметить слова из Евангелия от Луки, который писал: «И когда он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник». На основании этого текста образ Спаса Эммануила обычно рассматривают как изображение Христа в возрасте 12 лет.
По распространенной версии появление иконографии Спаса Эммануила стало ответом церкви на ересь Нестория, отрицавшего божество Спасителя до Крещения. В противовес этому, каноническая иконография представляет отрока Иисуса в нимбе как символе святости и со свитком, который символизирует учение. В части деталей иконография Спаса Эммануила фактически не имеет отличий от образа Пантократора. Отрок одет в те же царственные одежды, красный гиматий и синий хитон, и даже нимб над его головой имеет особую крестчатую форму. Соответственно, близок и смысл икон: прославление Христа как Царя небесного на земле. Другое значение связано с образом Предвечного Младенца, символизирующего идею предопределенности, исполнения божественного замысла, о котором пророчествовал Исайя.
Взято тут: http://mirikon.org/ikonografiya/iisus_hristos/spas_v_silah/
Спас Благое молчание
100785 (584x700, 136Kb)
Как сказано в Откровении Иоанна Богослова, «Господь Вседержитель … был, есть и грядет», и эта тройственность бытия находит свое отражение в иконографии Спасителя. Большинство икон, включая такие как Вседержитель и Нерукотворный Спас, представляют Христа таким, каким он был на Земле: младенцем, отроком или мужчиной в возрасте проповедничества. Образ «Спаса в силах» отображает Второе пришествие и относится, таким образом, к ипостаси «грядет». Что же касается первой ступени, предвечного бытия Христа, здесь можно выделить редкую иконографию «Ангел Великого совета», известную на Руси по иконе Спаса «Благое молчание».
Ангел Великого совета представляет образ Христа до его воплощения, «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа», в виде юноши с крыльями за спиной. Ангел изображается в белой далматике, которая символизирует чистоту и бесплотность духа, голову же Его окружает крестчатый или особый восьмиугольный нимб, присущий господу Савоофу. Нимб состоит из двух наложенных друг на друга квадратов красного и черного цвета. Красный цвет знаменует божественность, черный (или зеленый) — непостижимость Творца.
Образ Ангела Великого совета сложился в византийской иконописи и был основан на христологическом толковании пророчества из книги Исайи. Одно из самых известных изображений датировано началом XIV века, и находится в церкви Богородицы Перивлепты, расположенной в Македонии. На фреске Ангел Христос окружен особым сиянием — мандорлой. В руках Спасителя находятся жезл с крестом и развернутый свиток с текстом из пасхального канона Иоанна Дамаскина: «Днесь Спасения миру, яко воскресе Христос, яко всесилен». Рядом изображены фигуры пророков Иезекииля и Аввакума, которому, по преданию, было видение «светоносного ангела».
На Руси образ Ангела Великого совета получил развитие в иконе Спаса Благое молчание, которая представляет поясное изображение Спасителя с восьмиконечным нимбом и сложенными на груди руками. Икона была известна с древних времен, однако широкое распространение она получила в XVIII-XIX веках, став популярной как у староверов, которые ориентировались на древние памятники иконописи, так и у нового сословия богословов, предлагавших разнообразные толкования этого образа.
Считается, что в основе иконографии Спаса Благое молчание лежит идея проповеди, заключенная в пророчестве Исайи, где сказано: «Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет услышан на улицах». В другом толковании образ символизирует смирение, молчаливое недеяние перед лицом страданий и смерти.
Взято тут: http://mirikon.org/ikonografiya/iisus_hristos/spas_v_silah/
Спас Нерукотворный
original_mirror (481x640, 49Kb)
Считается, что первой христианской иконой стало нерукотворное изображение Христа, которое проявилось на плате (материи), после того как Спаситель отер им лицо. По одной версии чудо произошло во время крестного шествия на Голгофу; плат же Спасителю подала св. Вероника. Другая легенда гласит, что образ был специально запечатлен для правителя древней Эдессы царя Авгаря после того, как направленный им художник по имени Аннаний не смог написать Христа, лик которого утопал в ярком сиянии.
Так или иначе, евангельский плат лег в основу обширной иконографии, которая получила широкое распространение во всем христианском мире. Первые русские иконы Нерукотворного Спаса, дошедшие до наших дней, относятся к XII веку. Впоследствии лик Иисуса Христа, изображенный на белом и золотом поле, либо на плате, написанном драпировками, стал в числе наиболее популярных икон, которые имелись фактически в каждом доме. В различных изводах образ имеет такие названия как «Спас на плате», «Спас на убрусе», «Спас Мокрая брада», «Спас Вероники» и «Мандилион». Последние два относятся к католической иконографии, которая отличается тем, что вокруг головы Христа изображается терновый венец.
Взято тут: http://mirikon.org/ikonografiya/iisus_hristos/spas_v_silah/
От себя добавлю, что убрус и платок отличаются. Платок – маленький, скромный, без полосок. Убрус – большое полотнище, со множеством складок и полосками.

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Размещено с помощью приложения Я - фотограф

liveinternet.ru

Читайте также