Способы определения массы груза

Прямой способ определения массы груза

Определение массы с помощью весоизмерительных прибо­ров - это наиболее точная, но довольно трудоемкая операция, вызывающая существенные простои подвижного состава. Поэтому на практике чаще применяют расчетные способы определения массы груза. Массу груза в пункте назначения определяют тем же способом, каким ее устанавливают в пункте отправления.

В речных портах для взвешивания грузов в основном применяют рычажные весы, работающие по принципу равновесия рычагов, из которых на один помещают груз, на другой - гири. К таким механизмам относятся весы товарные передвижные и стационарные, автомобильные, вагонные и ковшовые элеваторные.

Условия равновесия рычажных весов выражено формулой

Pl= P1l1

где Р, P1 - силы, приложенные на концах рычага (гири и взвешиваемый груз);

l, l1 - длина плеч рычага от точки опоры до точки приложения сил.

На основе указанного принципа работают рычажные весы различных типов. Взвешивание (сравнение массы взвешиваемого тела с массой гирь) производится с учетом длины плеч рычагов.

Для взвешивания грузов в процессе перемещения их краном или транспортером служат транспортерные и крановые электромеханические весы. Количество груза, находящегося на платформе весов, в зависимости от их конструкции устанавливают подсчетом условно-номинальной массы уравновешивающих гирь или по показаниям на шкале, циферблате, дискретно-цифровом устройстве.

Схема действия рычажных весов

Для весов с показаниями на шкале не требуется накладных гирь. Их равновесие достигается перемещением по шкале передвижной гири (что изменяет плечо рычага), результат взвешивания виден непосредственно на шкале. На циферблатных весах массу груза определяют по углу отклонения коромысла от положения первоначального равновесия. На дискретно-цифровых весах результат взвешивания фиксируется на специальном табло с помощью электронного устройства.

Основными свойствами всяких весов являются чувствительность, устойчивость; верность и постоянство показаний веса.

Чувствительностью весов называется отношение массы добавочного груза, вызвавшего отклонение коромысла на 2—5 мм из положения равновесия, к массе основного груза на площадке весов. Чем меньше это отношение; тем чувствительнее весы и точнее результат взвешивания. Чувствительность весов зависит от длины коромысла, расстояния между центром тяжести весов и точкой подвеса коромысла, от сил трения в точке подвеса коромысла.

Устойчивостью называется свойство весов возвращаться в первоначальное положение равновесия после нескольких плавных колебаний коромысла, выведенного из состояния равновесия.

Верность, т. е. точность показаний весов, зависит от правильного соотношения плеч рычага и силы трения, возникающего в опорных деталях механизма. Вследствие невозможности устранить влияние трения и достичь абсолютно точного соотношения рычагов для всех весов, ГОСТами установлены допустимые погрешности.

Постоянством называется неизменяемость показаний весов при повторных взвешиваниях одного и того же груза. Постоянство во многом зависит от соблюдения правил содержания весов.

Товарные весы имеют устойчивое расположение грузоприемной платформы. Их изготовляют грузоподъемностью 1000, 2000, 3000 кг. Товарные стационарные весы углубляют в пол склада так, чтобы грузоприемная платформа находилась на уровне пола. Правильность установки товарных весов проверяют по уровню или отвесу, находящемуся на колонке весов.

Автомобильные весы имеют наибольшие пределы взвешивания 10 -150 т. Их устанавливают на прочном фундаменте не в складе, а на территории порта на пути движения автотранспорта. Весы предназначены для взвешивания грузов вместе с автомобилями и автопоездами.

Массу груза определяют как разность между массой груженого и порожнего автомобиля.

Вагонные весы могут быть одинарными и двойными. Наиболь­ший предел взвешивания 60, 150 и 200 т. Двухплатформенные весы предназначены для взвешивания разных по длине вагонов как на одной, так и на двух площадках. Две площадки разной длины (15,5 и 3,7м) устанавливают на общем фундаменте. К одному общему коромыслу присоединены все подплатформенные рычажные механизмы. Подключение к коромыслу каждой платформы отдельно или двух вместе производят с помощью специального приспособления.

При взвешивании грузов на вагонных весах надо соблюдать следующие правила: взвешивать каждый вагон в отдельности; подавать вагоны на весы (при закрепленном весовом коромысле) со скоростью не более 5 км; вагоны расцепить, чтобы они находились в свободном состоянии (взвешивать вагоны без расцепки не разрешается, кроме случаев, предусмотренных правилами); при определении массы ценных грузов проверить массу тары вагонов;

при определении массы навалочных грузов тару вагона принимают по надписи-трафарету на швеллерном брусе вагона.

Железнодорожные тензометрические весы ВЖТД-ЭЛКОМ-150.

Весы предназначены для поосного взвешивания движущихся вагонов в составе. Взвешивание осуществляется без расцепки состава с регистрацией массы каждого вагона и массы состава в целом.

Ковшовые автоматические весы применяют для взвешивания насыпных грузов, в частности зерна на элеваторах. Весы изготовляют двух типов: с опрокидывающимся ковшом и с открывающимся днищем ковша. На автоматических весах с открывающимся днищем ковша зерно взвешивают следующим образом: подвешенный к концу коромысла гиредержатель под действием веса гирь опускается вниз, а ковш, закрепленный на противоположном конце коромысла, поднимается вверх и открывает заслонку бункера. Зерно из бункера поступает в ковш, который под его тяжестью опускается. При достижении равновесия коромысла заслонка бункера закрывается, а ковш, продолжая по инерции опускаться вниз, достигает упора. При этом его днище, удерживаемое щеколдой, открывается и зерно высыпается в приемник. Освобожденный от груза ковш снова поднимается вверх, его откидное днище закрывается, открывается заслонка бункера, и цикл, взвешивания повторяется.

studopedia.ru

Определение массы груза

Масса груза определяется различными способами:

· взвешивание на вагонных весах

· - с остановкой и расцепкой

· - с остановкой без расцепки

· - во время движения

· взвешивание на автомобильных весах

· взвешивание на товарных весах

· по трафарету (масса указана на каждом грузовом месте, определяет грузоотправитель)

· по стандарту (все места одинаковой массы, определяет грузоотправитель)

· расчетным путем – наливные грузы. Замеряется высота налива, вычисляется объем налива и масса груза, делается корректировка по температуре окружающей среды. Определяет грузоотправитель.

Средства измерений массы подлежат обязательной проверке и клеймению в порядке, установленном Госстандартом России.

Подготовка подвижного состава к погрузке.

Перевозчик должен подать под погрузку исправные внутри и снаружи, очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры.

Подвижной состав должен иметь отметку о техническом осмотре, который включает в себя проверку исправности, пола, кузова, ходовых частей, выполняется работниками вагонной службы.

Также подвижной состав должен иметь отметку о коммерческом осмотре – качество очистки, торчащих гвоздей, плотность закрытия дверей и люков, соответствие рода вагона роду груза, отсутствие постороннего запах, неблагоприятных факторов (за исключением последствий атмосферных осадков на открытом подвижном составе)

Подготовка подвижного состава заключается в:

· очистка

· промывка

· дезинфекция

· дезинсекция

· оборудование вагонов

§ - хлебными щитами

§ - для перевозки животных

§ - воинских перевозок

· - экипировка рефрижераторного подвижного состава.

Подача подвижного состава под погрузку.

О времени подачи грузоотправителю вагонов, контейнеров под погрузку, перевозчик уведомляет грузоотправителя не позднее чем за два часа до подачи с одновременной регистрацией такого уведомления.

Порядок уведомления – устанавливается по соглашению перевозчика с грузоотправителем

· При подаче без уведомления вагоны учитываются как поданные грузоотправителю по истечению двух часов после фактической подачи вагонов

· При подаче позднее срока, указанного в уведомлении, но не более двух часов на МНОП время, исчисляется с момента фактической подачи, если более двух часов – вновь уведомление

· При подаче ранее срока в уведомлении – то с момента, указанного в уведомлении

Погрузка груза

Погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры осуществляется исходя из технических норм их погрузки, но не более грузоподъемности, в соответствии с «Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах » и в нормированные сроки.

Погрузка осуществляется при предъявлении накладной.

Погрузочные работы должны быть максимально механизированы и автоматизированы и производятся комплексной бригадой механизаторов.

studopedia.ru

39.3. Прием и определение массы наливных грузов

лей и других легковоспламеняющихся нефтепродуктов должны иметь знакиопасности, наносимыенатранспортныесредствавсоответствиис рис. П6.3.1 и П6.3.2 на форзаце Правил перевозок железнодорожным транспортомопасныхгрузов. Специализированныецистерныдляперевозки опасных грузов приведены в главах 41 и 44 учебника.

В соответствии со статьей 20 Устава подготовка цистерн под налив, принадлежащих перевозчику, производится перевозчиком или грузоотправителем засчетперевозчика всоответствиисзаключенными между ними договорами, а не принадлежащих перевозчику производятся грузоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет грузоотправителей.

Передналивомцистернгрузоотправителемпроверяютгерметичность котлов цистерн, техническую исправность арматуры и универсальных сливныхприборов. Этообязансделатьгрузоотправитель для того, чтобы избежать течи грузов из цистерн в пути следования.

Подготовка под налив собственных, арендованных и специализированныхцистерндляопределенногогрузапроизводитсясредствамииза счетгрузоотправителя. Пригодностьцистернибункерныхполувагонов под перевозку данного груза в коммерческом отношении определяет грузоотправитель, который несет ответственность за порчу груза в результатеналивавнесоответствующуюцистерну, атакжезапоследствия ихнеправильногоиспользования.

Запрещается подавать и использовать под налив цистерны с неисправнымисливнымиприборами, внутреннимилестницами, крышкамии барашками, с течью в котлах, без проушин на крышках для наложения ЗПУ, атакжебезуплотнительнойпрокладки, еслиестьспециальныйпаз для ее укладки.

Алфавитный указатель грузов, перевозимых наливом в вагонахцистернах и в вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, приведенвПравилахперевозокэтихгрузов(Приложение1). Длякаждого груза указывается номер ООН, № аварийной карточки, класс, подклассопасности, цистерны, вкоторыхразрешаетсяперевозка, специальныетрафаретынацистернахизнакиопасности, штемпелянаперевозочныхдокументах.

Ккаждойнакладной, предъявляемойгрузоотправителемнаперевозки нефтепродуктов, должен быть приложен качественный паспорт.

436

Вграфе накладной «Наименование груза» грузоотправитель должен указать точное наименование груза согласно Перечню, а если он относится к категории опасных, то и номер аварийной карточки. Например: «Бензиндляпромышленныхцелей. АК№305»; «Нефтьсырая.

АК № 305».

Вверхнейчастинакладнойгрузоотправительобязанпроставитьпредусмотренныедляданногогрузаштемпелякрасногоцвета. Например, длянефтисырой— «Легковоспламеняется», «Прикрытие0-0-1-0».Грузоотправители, ответственныезапогрузкуналивныхгрузоввцистерны, бункерные полувагоны, делают на оборотной стороне накладной в графе 1 отметку, которуюзаверяютподписью: «Грузпогруженсогласно Правилам перевозок грузов наливом в вагонах цистернах и вагонах бункерного типа для перевозкинефтебитумажелезнодорожнымтранспортом».

Определениемассыгрузов, перевозимыхналивомвцистернах, производится путем взвешивания, динамическим измерением или расчетным путем замера высоты налива и объема налитого груза на основе применениятаблицкалибровкижелезнодорожныхцистерн. Вэтомслучае в накладной в графе «Наименование груза» указывается высота налива, плотность, температурагруза.

Для определения массы груза расчетным путем необходимо измерить высоту налива продукта в цистерне, взять среднюю пробу продуктаизцистерныдляопределениятемпературыиплотностипродукта, установитькалибровочныйтипцистернпоеетрафарету, определитьпо таблицам калибровки в соответствии с высотой налива объем жидкости, умножитьобъемжидкостинаплотностьпродукта.

Высотуналиваизмеряютметрштоком— металлическимтрубчатым стержнем диаметром20—25мм с длиной шкалы до 3500 мм. Цена наименьшего деления — 1 мм. Нижний конец прибора имеет медный наконечник. Аверхний— металлическоекольцоилисерьгу. Замеряютвысоту налива при установившемся уровне спокойной поверхности жидкости и отсутствиянанейпены. Метрштокплавноистроговертикальноопускают черезлюккотладосамойнижнейточкикотла, азатембыстро, ноплавно извлекают из него и по линии смачивания определяют высоту налива. Высоту измеряют в двух противоположных точках люка котла по продольной осевой линии цистерны не менее двух раз в каждой точке. Расхождение между двумя отсчетами замера не должно превышать 0,5 см. Задействительнуювысотуналивапринимаютсреднеарифметическоезна-

437

чениезамеровдвухточек. Отсчетокругляютдоцелогосантиметра(величину менее 0,5 см отбрасывают, а 0,5 см и более считают за 1 см).

Влияние пены при определении уровня налива можно устранить замером высоты при помощи пеноизолятора, представляющего собой тонкостенныйметаллическийконусдлинойоколо1 м, диаметромширокого конца 160 мм, а узкого 60 мм (узкий конец с донышком, которое можно открывать ручкой рычага, помещенной у широкого конца). Пеноизолятор погружают в цистерну узким концом вниз при закрытом донышке. Когдазакрытыйконецприбораокажетсянижеслояпены, донышко открывается и полость конуса заполняется продуктом без пены. После этогометршток опускается вжидкость черезпеноизолятор.

Одновременноизсерединыцистерныпробоотборникомотбираютпробудляопределениятемпературыиплотностипродукта.

Плотность жидкого продукта и его температуру определяют специальнымприбором— денсиметром(ареометром). Приналичиипаспортныхданныхможноподсчитатьегофактическуюплотностьприданной температуреибезденсиметра, используясредниетемпературныепоправки. Массу продукта, налитого в цистерну, в этом случае находят умножениемобъеманаплотностьпритемпературегрузавмоментзамера:

Q = V[d ± (tф − 20) ·α ],

(39.1)

где Q — масса продукта кг;V — объем налитого продукта, дм3;d — плотность нефтепродукта при +20 °С, кг/дм3;tф — фактическая температура в момент замера высоты налива, °С;α — температурная поправка плотности на 1 °С разницы температуры.

Еслитемпературавыше20 °С, тотемпературнаяпоправкавычитается, ниже 20 °С — прибавляется.

Пример. Определитьмассунефтепродуктавцистерне(калибровочный тип 25), если высота налива 294 см, плотность нефтепродуктов при20 °С0,87235 кг/дм3, фактическаятемпературапродуктавмомент замера 30 °С.

Решение. По таблице калибровки для цистерны типа 25 по высоте налива 294 см определяем объем налитого продукта — 61190 дм3.

По таблице средних температурных поправок плотности нефтепродуктов определяем температурную поправку на 1 °С для 0,87235. Она составит 0,000673.

438

Находиммассуналитоговцистернупродукта:

Q = 61190 ·[0,87235− (30− 20)· 0,000673]= 52967 кг.

Динамические системы определения массы наливных грузов основаны на преобразователях массового и объемного расхода и поточных преобразователяхплотности.

В настоящее время разработаны и внедряются новые способы определениямассыналивныхгрузов(акустический, оптический, тепловойи др.), позволяющиеболееточноисминимальнымитрудозатратамиопределить количество груза в цистернах.

39.4. Налив и слив нефтепродуктов

Наливисливнефтепродуктовпроисходятнаместахнеобщегопользования, специальнооборудованныхиотвечающихтребованиямбезопасности. Грузоотправители(грузополучатели) обязаныиметьлицензиюорганов Госгортехнадзора России на право налива (слива) опасных грузов. Грузоотправители-владельцысобственных или арендованных цистернпередкаждымналивомдолжныпредъявлятьработникамстанциии ПТО свидетельство о технической исправности вагонов, включая их рабочее и конструктивноеоборудование, гарантирующеебезопасность перевозокконкретногонефтепродукта. Номерсвидетельстваработники ПТО проставляют в книге формыВУ-14.

Перед началом налива(слива) наливныхгрузовнасливно-наливнойэстакаде цистерны должны быть надежно закреплены с обеих сторон тормозными башмаками, а стрелки переведены в положение, исключающее возможность попадания на путь погрузки (выгрузки) вагонов и другого подвижного состава.

На пунктах налива с незначительными размерами грузооборота наливцистернпроизводятчерезотдельныестояки(колонки) илиизспециальных резервуаров. На пунктах налива с большим объемом работы применяютэстакады.

Недопускается наливатьимеющийтемпературу выше100° Сгрузв цистерны, оборудованныеуниверсальнымсливнымприбором.

Перед наливом работники наливного пункта осматривают поданные цистерны, проверяют их соответствие роду нефтепродукта, открывают колпаки цистерн, заправляют наливные рукава и открывают задвижки, послечегоначинаетсяналив. Наливгрузоввцистернынедолженпревышать грузоподъемность, указанную на котле цистерны. Расчет степени

439

заполнения цистерн производится в соответствии с Приложением № 3 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернахивагонахбункерноготипадляперевозкинефтебиту-ма. По окончании налива цистерн, замера высоты налива и определения массы налитого продукта крышки колпаков закрывают, ставя уплотняющиепрокладки изматериалов, невступающихвреакциюсперевозимой продукцией, устанавливаютЗПУ.

При приеме цистерн после налива приемосдатчик проверяет закрытие люков и сливных приборов, правильность установки ЗПУ, чистоту поверхности котлов цистерн, рам, ходовых частей, видимость знаков и трафаретов.

Способы опломбирования цистерн ЗПУ «Спрут-Универсал»,ЗПУ«ЛаВР-Гарант-М»с крышками загрузочных люков различных типов приведенывПравилахпломбированиявагоновиконтейнеров.

Бункерные полувагоны заполняют с недоливом на 250 мм до верхних кромокбортов. Температураналивногогрузанедолжнапревышать150 °С. Посленаливагрузоотправительобязанзакрытькрышкибункера. Грузоотправитель, производящий налив нефтебитума в бункерные полувагоны, долженоборудоватьместаналиваустройствами, защищающимиот попаданияатмосферныхосадковвбункера.

ВсоответствиистребованиямиГОСТ1510-84нефтьинефтепродукты изжелезнодорожныхцистерндолжныбытьслитыполностьюсудалением вязкихнефтепродуктовсвнутреннейповерхностикотлацистерн.Послеслива нефтепродуктовприемосдатчикобязанпроверитьполнотусливаидатьразрешениеназакрытиеколпаковцистерн. Приобнаруженииостатковгрузав цистернеприемосдатчикобязанотказатьвееприемеисоставитьактонедо-сливецистернформыГУ-7.Нацистерныснеочищеннойнаружнойповерхностьюприемосдатчикобязансоставитьактобщейформы.

Технологическое время налива и слива для всей одновременно поданнойпартиицистернибункерныхполувагоноввместахналиваислива не должно превышать: для налива в пунктах механизированногоналива независимо от рода груза и грузоподъемности цистерн и бункерных полувагонов — 2 часа; в пунктах немеханизированного налива для цистерн, имеющих четыре и более осей, — 3 часа; для слива соответственно— 2 часаи4 часа. ПрипоступлениивпунктсливатопливаТ-1,Т-2,ТС-1и авиационного бензина, при необходимости, устанавливается дополнительное время — 35 минут для производства анализа.

440

StudFiles.ru

2.2. Определение количества и качества грузов

Предметом договора перевозки является груз, имеющий определенное наименование. Оно должно соответствовать отраслевой и/или международной номенклатуре. Тогда само наименование груза содержит информацию о его свойствах. Кроме того, в сопроводительных документах указываются основные характеристики груза, отличающие его от одноименных товаров. За достоверность информации о представляемых к перевозке грузах грузоотправитель несет ответственность.

Понятие качества давалось в п. 2.1. Применительно к товарам, которые для перевозчика являются грузами, применяются различные способы определения качества.

  1. По стандарту: со ссылкой на государственный (ГОСТ), отраслевой (ОСТ) или какой-либо другой стандарт, технические условия (ТУ).

  2. По техническим характеристикам: с описанием использованных материалов, технологий, параметров и правил испытаний.

  3. По образцу: с приложением образцов (например, на нефтепродукты) и указанием порядка сопоставления товара с ними.

  4. Натурной проверкой: с приложением актов экспертизы, произведенной непосредственно при погрузке.

Натурная проверка производится экспертами по определенной категории товаров. Качество груза определяется физическими, химическими и биологическими методами. К основным физическим характеристикам объекта относятся его устойчивость к статическим и динамическим нагрузкам, погрузочная масса, сцепление с опорой. Этими параметрами руководствуются при разработке схемы погрузки и крепления груза. Химические свойства товара заключаются в его устойчивости к химическому взаимодействию с различными веществами, в том числе с воздухом и водой. Биологические характеристики отражают подверженность груза воздействию различных организмов, а также влиянию самого груза на биосферу. К биологическим методам определения качества товаров относится наиболее распространенный в быту органолептический метод, заключающийся в проверке объекта с помощью органов чувств человека (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).

Подтверждением качества груза служат соответствующие удостоверения и сертификаты, выдаваемые органами Госстандарта, Торгово-промышленной палаты, инспекциями по качеству и другими уполномоченными учреждениями.

Не менее важной информацией являются точные сведения о количестве предъявленного к перевозке груза. В первую очередь, оговаривается способ определения и единица измерения количества груза. Подробное рассмотрение сущности этих способов и их технической реализации является предметом специальных дисциплин по грузовой работе. Определение массы, габаритов, объема должно производиться по метрической, англо-американской или какой-либо другой системе веса, длины, объема соответственно. Если количество определено счетом грузовых мест, обязательно указывается масса одного грузового места, поскольку такие единицы измерения, как «мешок», «бочка», «кипа» и др., в разных странах имеют разное весовое и объемное значение.

Другим существенным моментом при определении количества груза является точность. В сопроводительных документах, кроме способа определения количества груза, указываются допуски погрешностей (обычно в процентах), зависящие от способа определения и использованных технических средств. На водном транспорте такие допуски носят название «марджин» (margine). Например, взвешивание на вагонных весах обладает существенно большей погрешностью, чем на товарных весах. Еще менее точным является определение массы груза по осадке морского или речного судна.

Расхождение в количестве груза при погрузке и выгрузке может быть обусловлено также его естественной убылью, которая характерна для некоторых категорий грузов. Информация о нормах естественной убыли содержится в соответствующих нормативных документах. Необходимо также оговорить вес тары в общей массе груза, указывая вес брутто, нетто, полубрутто (без внешней упаковки) и т. п.

StudFiles.ru

Читайте также