Значение древневосточной философии кратко

Древневосточная философия: общая характеристика.

Философия Востока, в основе которой лежат направления мышления, порожденные индийской и китайской культурами, носит название Древней. Восточную философию нельзя уподобить некоему набору догм или историческому памятнику, не поддающемуся трансформации. Напротив, обращение к философии Индии и Китая - это обращение к изначальной сущности человека. Человек не только для окружающих, но подчас и для самого себя остается нераскрытым, загадочным по глубине и непостижимости внутреннего мира.

Восток привлекает к себе своей экзотичностью. Поскольку Восток интуитивно сильнее и богаче в понимании единства природных и социальных процессов, многогранности проявления интеллектуальных и физических возможностей человека.

Однако, такой подход выглядит односторонне, так как предполагает недостаточную разработку онтологических проблем, например, в античной философии, не менее древней, чем индийская и китайская.

Проблема заключается еще и в том, что компаративистский метод пытается примирить восточные и западные типы философствования, когда восточную философию представляют собственно древние тексты буддизма, даосизма, конфуцианства, а западную - философская рефлексия европейских мыслителей преимущественно XX века.

Особенности древневосточной философии: 1) глубокая разработка проблем мистического познания; 2) тесная связь с социально-политическими реалиями; 3)в основе нравственной культуры взаимоотношений человека с окружающим миром (обществом и природой) - идеи космизма.

Конечно, философию нельзя рассматривать в отрыве от тех культурных традиций, в которых она возникает и развивается. Философия, по определению обладая степенью максимальной обобщенности, является теоретическим выражением образа жизни и в целом отражает мировоззрение, присущие именно Древней Индии или Древнему Китаю. Поэтому вполне возможно говорить о самостоятельных древневосточных культурно-психологических традициях, на основе которых складывались определенные нравственные, религиозно-философские, социально-политические нормы. Древневосточная философия основана на культурных ценностях традиционного общества, которые проявлялись в стереотипах мышления. Ведь какова модель мира, таков и способ мышления и наоборот, когда в соответствии с умонастроением человек действует и строит отношения с окружающим миром. И востоковед Л.С.Васильев говорит о таких складывающихся веками и прошедших через множество поколений стереотипах, как: 1) пиетет перед мудростью древних, давших образец социальной гармонии; 2) принцип стандартных ситуаций, когда даже правитель принимал решение в рамках предложенных традиций; 3) принцип монизма мира: центр везде, в каждой точке, ничто не раздельно , не автономно;4) принцип подчинения желаний и эмоций разуму.

Эти и ряд других стереотипов мышления могли возникнуть только из определенного способа решения проблем мироздания, а именно: не боги или бог творят мир, а стоящая вне феноменального мира высшая сила создает все, включая богов. В Индии эта сила называется брахман, в Китае - дао.

Таким образом, высшая реальность, лежащая в основе многообразия всех вещей и явлений и объединяющая их, выступает в роли Абсолюта как самой природы с ее вечными и вездесущими законами.

Философия Древнего Востока и зафиксировала такую целостность мировосприятия, показала взаимосвязь и взаимообусловленность природы и человека. Человек как одно из равновеликих проявлений мира может ощутить свою исходную сопричастность к природе, следуя принципам несуетливости, неспешности естественности. В религиозно-философских трактатах показано не только как формируются нравственные ориентиры, но и как это влияет на самочувствие и судьбу каждого отдельного человека.

Согласно восточной традиции, придает ценностный смысл, направляет, ведет людей в мире истинного знания определенная высокодуховная личность Учителя как носителя скрытого, незафиксированного, но существенного содержания о жизненных ценностях, не связанных с удовлетворением непосредственных потребностей. Беседы с Учителем важны для того, чтобы с помощью высокого духовного наставника достичь состояния мокши, нирваны, дао - состояния покоя, умиротворенности, целостности.

Осознавшему иллюзорность и относительность мира физических явлений ничто не мешает видеть вещи такими, какие они есть, проникнуться состраданием. Следовательно, путь к истинному гуманизму - свобода индивидуального, свобода каждого, которая дается духовной работой над самим собой и победой над своими страстями и страхами. Поэтому для различных философских направлений Древнего Востока проблемы познания отождествлялись с нравственным совершенствованием человека.

Восточная философия предлагает путь самосовершенствования, самоуглубления, путь к душе, восхождение к себе. Такой серьезный подход к внутренней субъективной жизни духа, мышления требует от человека высокой индивидуальной ответственности не только за поступки, но также за помыслы и речи.

Философские учения Древнего Востока интересны не только своей мистической стороной. Желание находиться в порядке, ощущать состояние душевного покоя и стабильности в реальной жизни; вопросы устройства общества с помощью традиционных ценностей - это тоже проблемы, с которыми сталкивается и пытается решить древневосточная философия.

Главная особенность восточной философской традиции - в обращении к человеку, в постоянном и пристальном внимании к его внутреннему состоянию. Ведь гармонию постигают постольку, поскольку носят ее в себе.

StudFiles.ru

Тема 2. Возникновение древневосточной философии

Дополнительная

Основная

Литература

1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.

2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.

3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.

4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.

5. Философия. Р-н-Д., 2003 г.

6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.

7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.

1. Ильин В. История философии: Учеб. Для вузов. – СПб., 2003.

2. Каратини Р. Введение в философию. – М., 2003.

3. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. – М., 2003.

4. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. – М., 1991.

5. Современный философский словарь. – М., 1998.


Вы будете изучать:

  • общие закономерности развития философии Востока и Запада;
  • философию Древней Индии и её главные философско-религиозные направления;
  • философию Древнего Китая и её основные философские школы.

Цели темы:

  • дать основное представление о философии Востока и Запада;
  • изучить тенденции развития философских школ Древней Индии и Древнего Китая;
  • дать сравнительную характеристику философии Востока и Запада;
  • показать самоценность философской мысли и Востока и Запада.

После изучения темы вы сможете:

  • знать персоналии и терминологию философии Индии и Китая;
  • выявить сходство и различие философских концепций Востока и Запада;
  • знать специфику философских школ Индии и Китая;
  • выявлять тенденции культурного диалога Востока и Запада;
  • ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей.

Философская мысль человечества зарождается в эпоху, когда первые классовые общества и государства приходят на смену родовым (племенным) отношениям. Наиболее древней в этом плане является философия, возникшая в странах Древнего Востока: Индии, Китае, Египте, Вавилоне. Этот процесс не был однороден. Так, в Древнем Египте и Древнем Вавилоне не сложилось философских школ. Ранее же всего философские традиции и школы утвердили себя в Древней Индии. Их появление относят ко II - началу I тысячелетия до нашей эры.

Восток всегда привлекал людей своей таинственностью, неизвестными обрядами и традициями.

Индийская и китайская философия одарила человечество богатством идей, религиозно-духовных и социальных дисциплин. В восточной философии существует три главных традиции, одна родом из Китая, другая из Индии, а третья – с ближнего Востока.

Восточная философия заложила основы развития самых значимых религиозных направлений.

Сейчас наиболее важно изучение культуры и традиций Востока, так как основным направлением развития международной политики становиться отношение между западом и востоком. И чтобы объективно оценивать те или иные события, происходящие в мире, мы должны разбираться в культурных особенностях развития восточного региона.


Развитие философии на Востоке и Западе имеет ряд общих закономерностей и различий.

Восток Запад
Различия философской проблематики Запада и Востока
Сконцентрирована на проблеме человека Многопроблемна: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы.
Развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстаёт и как философское, и как религиозное (например, брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство) Философия придерживается научной методологии. Философские учения Запада не превратились ни в одну из мировых религий. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция
Проблемой логики занималась лишь индийская школа ньяя. Познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое, то есть разрабатываются проблемы логики
Социальная философия: проблемы общечеловеческих ценностей, проблемы закона, отношения народа и правителя Социальная философия: проблемы государства, управления, власти, имущественного деления общества, этики, этикета, войны и мира, труда, закона, желаний и интересов власти и т.д.
Общие закономерности философии Востока и Запада
Философская мысль и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне мифологии. В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд собственно философских вопросов: как возник мир и как он развивается; что такое жизнь и смерть и другие.
Философия Запада и Востока зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства.
Философия и Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям

Вся духовная цивилизация Востока несёт в себе обращение к бытию личности, её самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всём образе жизни и способах освоения всех ценностей культуры, истории народов Востока.

Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом.

Индийскую философию можно разделить на 5 значительных периодов в соответствии с различными источниками философской мысли, известными как в древности, так и в современную эпоху.

I. Ведический период (XV – VI вв. до н.э.)

Веды (дословно – «знания») – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части вед – Упанишады (дословно с санскрита – «сидение у ног учителя»), в которых даётся философская трактовка содержания вед.

В веды, как правило, включались следующие составные части: «священное писание», религиозные гимны («самхиты»); описание ритуалов («брахманы»), написанное брахманами (жрецами) и используемое ими при проведении религиозных культов; книги лесных отшельников («араньяки»); философские комментарии к ведам («упанишады»)

Упанишады содержат идеи, во многом определившие всё последующее развитие индийской философии. Это идеи о взаимоотношении мироздания и человека, о высшей объективной реальности, недоступной описанию (Брахма), единстве целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о бессмертии души и её перерождении (сансара) согласно закону воздаяния (карма).

Ведическая религия политеистична: её пантеон содержит 33 высших бога, в ряде древних книг их количество достигает 333. В начале I тысячелетия возникает брахманизм, поскольку усложнение культа ведической религии перестаёт устраивать жителей бурно растущих городов. Изменились состав и характер богов, хотя чёткой иерархии ещё не было выработано. Освящая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений – лишь майя – иллюзия, его существование призрачно. Единственно реальным остаётся существование мирового духа.

II. Эпический этап (VI – II вв. до н.э.)

Многие философские проблемы эпохи затрагивались в поэмах Древней Индии – эпосах Махабхарата и Рамаяна. Веды, Махабхарата и Рамаяна стали подлинными энциклопедиями индийской народной мудрости. Впервые прозвучавшее изречение из Махабхараты «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» затем встречается в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта, Толстого.

Также в эту эпоху возникают философские школы как развивающие ведическое учение, так и оппозиционные ведам.

Философские школы, продолжавшие традиции «Вед»:

Школа Основатель Основной вопрос
Йога Патанджали Учение и метод управления психикой и физиологией человека
Веданта Бадараяна Основывается на трактовке высказываний шрути («священных текстов» индуизма)
Вайшешика Канада Учение об атомах
Ньяя Готама Проблемы теории познания и логики.
Миманса Джаймини Разработка ведических ритуалов
Санкхья Капила Противопоставление двух вечных начал: первоматерии как основы всего существующего и духа, выводящего материю из первоначального бездеятельного равновесия и тем побуждающего ее к созданию всего психического и материального мира.

Учения, оппозиционные «Ведам»:

Джайнизм, религия в Индии (ок. 3 млн. последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (6 в. до н. э.). По преданию он в 30 лет ушел из дома, вступил на путь аскезы, и в течение 12 лет вел жизнь, полную лишений. Принято считать, что в возрасте 42 лет Махавира достиг просветления, с тех пор он стал известен как Джина (победитель), а его последователи стали называться джинами или джайнами – соратниками победы.

После 30 лет подвижничества Махавира ушел из жизни, прибегнув к добровольной и бессрочной голодовке. Это случилось в местечки Пава, которое стало местом джайнского паломничества.

К моменту его смерти джайнская община была весьма многочисленная, причем преобладали женщины – монахини. В соответствии с традициями монахов поддерживали спонсоры.

Как и буддизм, джайнизм явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизму, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы.АХИМСА (санскр. – «невреждение»), избегание убийства и насилия, нанесения вреда действием, словом и мыслью.Учение об ахимсе является в известном смысле и критерием философской истины: любая философская система, допускающая под любым предлогом нарушение этого первопринципа, есть «учение недостойных». Практические последствия подлинного культа ахимсы в джайнизме выражаются в строжайшем вегетарианстве, которое в идеале предполагает невреждение не только животным, но и растениям, и питание лишь теми плодами, которые сами падают с деревьев.

Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ — червей, насекомых).

§

Буддизм. Буддизм, одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама.

studopedia.ru

ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

В древнем Китае и древней Индии сложилась весьма устойчивая социальная организация общества, которую классики марксизма условно назвали азиатским способом производства. Эта социальная организация характеризовалась, с одной стороны, наличием огромного количества земледельческих общин, с устойчивым воспроизводством социальных связей между людьми, а с другой стороны, наличием сильной государственной власти в лице восточных деспотов и централизованной бюрократической системой управления, осуществляющей взаимосвязь между земледельческими общинами с целью организации ирригационных и других работ, требующих огромного числа рабочей силы. Устойчивость социальных систем древней Индии и древнего Китая, наряду с их относительной изоляцией от других центров мировых цивилизаций, порождала определенную застойность в развитии материального и духовного производства. Все это не могло не сказаться и на развитии теоретической формы общественного сознания — философии. Так, возникшие в глубокой древности в Китае философские концепции Конфуция и JIao-цзы с определенными модификациями продолжали господствовать в китайском обществе вплоть до начала XIX в. То же самое можно сказать об Индии, где все философские школы усматривали основу своих теоретических спекуляций в сборниках сказаний древних индусов — Ведах и в философских толкованиях к ним — Упанишадах.

Конечно, нельзя говорить о том, что индийская и китайская философия не развивались с течением времени. Здесь возникали новые философские системы, появлялись великие религиозные реформаторы (Сиддхартхи Гаутамы-Будды). Следует отметить, что это развитие шло в пределах тех традиций мышления, которые были заложены еще в древности. В свою очередь, различия в социально-политической истории Древнего Китая и Индии при общих для них характеристиках азиатского способа производства обусловили особенности их истории философии.

Социально-политический строй древнего Китая характеризуется не сословно-кастовой, а административно-бюрократической иерархией, при которой оценивалась не принадлежность человека к той или иной социальной группе, а его личные заслуги. Критерием выдвижения наверх являлись: грамотность, образование, ум, умение убеждать. Наряду с достаточно высокой социальной мобильностью существовала необходимость функционирования устойчивой государственной власти с деспотическими формами управления обществом. Эти две, в определенной степени, противоположные тенденции функционирования древнекитайского общества: с одной стороны, социальная мобильность, незакрепленность социального положения рамками кастового и сословного строя, с другой стороны, потребность в сильном деспотическом государстве, для функционирования которого был необходим железный социальный порядок, поддерживающий административную структуру государства, обусловили основные особенности истории китайской философии. В ее основе лежала идея этико-социокультурного Порядка, санкционированного Небом.

В философии Конфуция, идеи которого стали своеобразным эталоном китайской философской мысли, концепции всеобщего порядка, подчинения ему являются фундаментом всех рассуждений. Идея ли (ритуала), которому должны следовать высшие и низшие в китайском обществе, составляя и поддерживая порядок в нем, наряду с понятием фа (законом), общеобязательным для всех подданных императора Поднебесной, стали основными категориями социальной философии древнего Китая. Идея вековечного и неизменного Порядка была настолько крепко укоренена в мышлении китайского общества, что никто не мог и не пытался отклоняться от испытанных древностью и мудростью образцов и норм поведения. Те или иные узурпаторы власти то ли в результате завоеваний, то ли в результате крестьянских восстаний спешили привести свои действия в соответствие с эталоном вечного Порядка.

Отсюда главная задача философских произведений — учить порядку, прославлять общепризнанные нормы, осуждать любые отклонения от него. Поэтому теория рассматривалась только как ответ на практические запросы жизни, функционирования государства и общества, но никак не свыше всего этого. Практицизм древнекитайской философии, отрицание самостоятельной роли теории в конечном счете привел и к тому, что традиционная китайская философия не выработала развитой логики и онтологии, что существенно сказалось на развитии научного знания в древнем Китае.

В древнекитайской философии появились категории бытия и небытия. Понимание небытия есть источник и полнота бытия. В этой системе мышления мир предстает как постоянный круговорот превращения бытия в небытие, причем видимое, реальное, вечное, движущееся бытие как бы выплывает из невидимого, покоящегося небытия и, исчерпав себя, опять погружается в него. Небытие выступает как отсутствие вещей и форм, но в нем как бы скрыто все возможное богатство мира, все порожденное, не ставшее и неоформленное.

Особый смысл в древнекитайской философии обретает категория пустоты, которая выступает в качестве выражения небытия. Пустота осмысливается в древнекитайской философии как начало вещей, определяющая их природу. Представляя собой отсутствие всяких форм, она одновременно выступает как условие формы вещей (колесо создается благодаря особому соединению спиц, но применение колеса зависит от пустоты между ними: сосуды создаются из глины, «но употребление сосудов зависит от пустоты в них»; «пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем».

Взаимодействие и баланс интересов мощного, гигантского государства и множества крестьянских общин, исключавших индивидуальную деятельность человека в социальной и политической жизни древнего Китая, объясняет и такую характерную черту древнекитайской философии, как нерасчлененность объекта и субъекта, материи и души. Организмичность, полизм (целостность) китайской философской мысли, обусловливая совершенно иную, чем западная, модель понятия причинности, которая также явилась фактором, задерживавшим развитие науки западного образца. Развитие научного знания было задержано приверженностью китайской философской мысли к традиции, к каноническим текстам, которые можно было по-новому интерпретировать, давать в них вставки, но не критиковать. Это объясняет и то обстоятельство, что хотя в Китае гораздо раньше, чем в Европе, были сделаны многочисленные технические изобретения (изготовление бумаги, книгопечатание, создание первого компаса), естественно-научная мысль китайского общества не вышла на уровень, сопоставимый с европейским, а сами изобретения, вызванные отдельными практическими потребностями, не смогли сложиться в единое целое, которое бы существенно изменило весь процесс производства.

Необходимость сильной государственной власти, объединяющей в единое хозяйственное целое всю совокупность мелких крестьянских общин, без которой они не могли адекватно выполнять собственную хозяйственную функцию, привела к тому, что в социально-политических учениях китайских мыслителей интересы не только отдельного индивида, но и целых социальных структур (семья, община, народ) приносились в жертву интересам государства, а сама идея мирового социального Порядка, которая была фундаментом китайской философии, отождествлялась с идеей государства. Это обстоятельство многое объясняет в этических концепциях китайской философии, особенно в концепции самосовершенствования индивида. Самосовершенствование трактовалось как само обуздание личных и социальных амбиций индивида, подчинение его традиционным нормам морали поведения. Присущие индивиду индивидуализирующие признаки, такие как богатство, приводились в гармонию с интересами и требованиями государства. Отсюда эгалитаризм, идея равенства в социальной китайской философии мирно уживались с идеей иерархического строения государства.

Практицизм китайской философии проявляется в том, что главная задача ее этических и социальных концепций заключается не в построении теории государства и общества, а в том, чтобы дать правителям и государственным деятелям ряд полезных советов, опирающихся на опыт прошлого.

Хотя основные социальные характеристики древнеиндийской культуры в основном совпадали с древнекитайской, в отличие от Китая, где социальное положение индивида слабо детерминировалось его социальным происхождением, в Индии эта детерминация была наиболее сильной из всех древневосточных цивилизаций и вытекала из кастового деления общества. Принадлежность человека древнеиндийского общества к одной из четырех варн (каст): брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр строго определяла всю его жизнь. Таким образом, жесткая детерминация индивидуальной деятельности человека со стороны сельской общины и деспотического государства (которая была характерна для всех древневосточных обществ) дополнялась в Индии железной кастовой системой. Будучи лишенной способности действовать вне себя, в обществе, энергия индивида сосредотачивалась на его внутреннем мире, на его душе.

Железная обусловленность всей социальной жизни человека древнеиндийского общества была отражена в его философии понятиями кармы и самсары и заставляла индивида искать средство освобождения от этого совершенно безличностного и безжалостного социального порядка. Вот почему в центре философии древней Индии стоит понятие «мокши» — спасения.

Поскольку главная задача индийской философии заключается в обретении спасения, то одной из самых характерных ее черт является нацеленность на практику. Все теоретические рассуждения о мире, о бытии, не связанные напрямую с главной задачей философии, отвергаются как совершенно незначительные. Но понятие практики в индийской философии совершенно иное, нежели в западной или китайской. Если в западной философии этот термин указывает на связь человека с природой, если в китайской — на взаимосвязь людей в обществе, то в индийской он употребляется для выражения осуществляющихся изменений внутри «самости», где все усилия направлены на преобразование эмпирического «Я» в чистую самость. Эта чистая «самость» лишена всех эмпирических качеств, погружающих человека во внешнюю эмпирическую социальную природную среду, которая толкает его на путь самсары — путь перерождения. Она есть ничто иное, как слияние человека с духовным первоначалом всего существующего, с атманом (всемирная душа). Таким образом, процесс освобождения от внешнего мира мыслится индийскими философами как процесс слияния «Я» с субстанцией всего сущего. Цель и главная задача индийской философии заключается в слиянии «Я» с духовным первоначалом, Единым Брахманом. Второй характерной чертой индийской мысли является ее синкретический характер: метафизика, религия, этика, социально-политическая философия, психология. Они слиты в ней в единое целое, их нельзя разделить для специального изучения.

Но для того, чтобы преобразовать «Я» отдельного человека в чистую «самость», ничем не связанную с эмпирическим миром, необходима совершенная психотехника, набор психологических упражнений, медитация, с помощью которых душа человека освобождается от всего внешнего: социального и природного. Вот почему характерной особенностью индийской философии является то обстоятельство, что философские рассуждения неразрывно связаны с психологической техникой. Причем, как утверждает специалисты, в области истории индийской философии, психологическая тренировка, логическая практика предшествовали формированию ее доктрины.

Говоря о характерных особенностях, следует подчеркнуть, что все различие между каноническими школами индийской философии: ведантой, санкхьей, йогой, вайшешикой, миман-сой и неканоническими: джайнизмом и буддизмом, заключается в том, что если, с точки зрения последних, интуитивный опыт конкретного человека непосредственно открывает истину и кладется в фундамент умозрительной системы, то, с точки зрения первых, личностный опыт приобретает законность лишь опираясь на тексты откровения, изложенные в Ведах. Однако мы не утверждаем, что этими чертами обладали абсолютно все философские системы Древней Индии. Уже в Упанишадах имеются определенные материалистические идеи, которые получили свое дальнейшее развитие в школе чарваков-локаятиков, открыто проповедующие философский материализм. Но следует подчеркнуть, что центральное и доминирующее место в индийской философии занимали такие доктрины, которые базировались на религиозных началах.

Поскольку главная задача индийской философии заключалась в мокше — спасении, т. е. освобождении человека из круга перерождений — самсары, естественно, древнеиндийские мыслители чрезвычайно мало уделяли внимания всему внешнему, эмпирическому, преходящему — природному и социальному. Следствием этого является слабое развитие теоретического естествознания и социологии в древней Индии. Сосредоточенность на «Я», применение разнообразных психотехник для того, чтобы уйти из этого несовершенного мира, слиться с первоосновой бытия, оставляло большинство философов равнодушными к изменению социального мира и природного окружения человека.

Характерное для восточных философов видение мира как переход бытия в небытие и обратно конкретизируется далее в специфических Смыслах таких категорий, как «причинность», «необходимость», «случайность», «явление», «сущность» и др.

В древнекитайской и древнеиндийской системах мировидения любое ситуационное событие воспринимается как выражение становления вещи или явления, их «выплывания» из небытия с последующим уходом в небытие. Поэтому в любом событии, в их смене и становлении, в фиксации их неповторимости дана истина мироздания. Она раскрывается не за счет проникновения в сущность путем ее вычленения в чистой аналитической форме, а за счет улавливания в каждом мимолетном явлении целостности бытия. Сущность мира не столько фиксируется в понятиях, где она отделена от явлений, сколько выражается в образах, когда через индивидуальность и ситуационность явлений просвечиваются неотделимые от них сущности.

Все эти особенности категориального членения мира в мышлении человека древневосточных обществ неразрывно связаны со специфическим для культуры этих обществ пониманием места человека в мире. В европейском мышлении, и заложенное в основных чертах еще античной культурой, понимание человека как активного деятельностного начала противоположного пассивности веши и проявляющего себя в своих действиях, отличается от понимания человека в культурах Древнего Востока. Здесь идеалом человеческого бытия выступает не столько реализация себя в предметной деятельности, в изменении человеком внешних обстоятельств, сколько нацеленность человеческой активности на свой собственный внутренний мир.

Идеал углубления в себя путем отказа от активной предметной деятельности воспринимается как возможность достижения полной гармонии с миром, как выход из сферы предметного бытия, вызывающего страдания, в сферу, где обретается покой и отсутствуют страдания. Но покой, отсутствие реальных предметов и отсутствие страданий выступают как фундаментальные признаки небытия. Погружение в него понимается как необходимое условие воспитания невозмутимости духа в ситуациях сложных житейских коллизий, как способ обрести истину. Тем самым «небытие» предстает не как нейтральная характеристика мира самого по себе, а как ценностно окрашенная категория. Ее особый статус в культуре Древнего Востока получает объяснение в реальных особенностях образа жизни характерного для древнекитайской цивилизации, где достаточно жесткая система социального контроля оставляет за личностью право на свободу только в самопознании и самоотречении. Подавление личного «Я» предстает здесь как условие проявления творческих потенций личности (творчество допустимо только в жестко регламентированных рамках традиции).

Гармония человека и космоса в этих философиях всегда понималось так, что созвучие человеческих поступков космическому порядку должно быть связано с минимальным проявлением человеческой активности. Гармония достигается путем растворения личности в космическом целом. Ее поступки должны быть выражением космического целого, а не самовыражением.

Античная философия также развивает тему гармонии человека и мира, а категория гармонии, соразмерности частей в рамках целого, является фундаментальной для философии древнегреческого полиса. Но смысловая ткань этой категории уже иная. Гармония Космоса соразмерна гармонии самого человека, но человек понимается здесь не как растворяющийся в таинственном и непостижимом Космосе, а как особая выделенная его часть, выступающая мерой всех вещей. За этим принципиально иным пониманием отношений гармонии человека и мира стоит иной, чем в восточных цивилизациях, образ жизни греческого полиса, античной демократии, в которой индивидуальная активность, стремление личности к самовыражению выступают условием воспроизводства всей системы его социальных связей.

Литература

1. Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Саванаролла: Биогр. очерки. М., 1995.

2. Древнекитайская философия. В 2 т. М., 1994.

3. Древнеиндийская философия. М., 1972.

4. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Богута. М., 1991.

5. История философии: Учеб. пособие для вузов. М., 1997.

6. Курбатов В. И. История философии. Конспект. Ростов н/Д., 1997. С. 17—25.

7. Томпсон М. Восточная философия / Пер. с англ. Ю. Бондарева. М., 2001.

8. Философия: Учеб. М., 1997. С. 6—30.

9. Юлов В. Ф. Философия. Проблемный курс лекций для вузов. Киров, 1998. С. 51—73.

Контрольные вопросы и задания (практикум)

1.В чем социокультурные и мировоззренческие особенности древнекитайской и древнеиндийской философии? Почему мудрость Востока органично сочетает религиозные, философские и мистические традиции?

2.Единый корень школ и течений китайской философии — культура Дао, для которой характерно циклическое понимание развития, общее для космоса, природы и человека.

Каковы характерные черты такого понимания? Объясните: «Как ни расцветай, придется вернуться к своему пределу» (Лао-цзы).

3.Почему сложный язык иероглифов способствовал развитию нумерологии, а не логики в древнекитайской философии?

4.В «Книге перемен» («И-цзин») дается иерархическое соотношение «светлого» (ян) и «темного» (инь) начал мира (космические силы). Их постоянное взаимодействие (свет и тьма) объясняет процесс непрерывного изменения природных и жизненных ситуаций. Попробуйте составить соответствующую схему гексаграммы на основе триграммы, при этом начальная позиция — свет (ян):

Свет (ян)

Тьма (инь)

Свет (ян)

5.Какие общие принципы объединяют такие философские школы как конфуцианство, даосизм и моизм? Что их отличает друг от друга? Для этого используйте графическую формулу «Пять духовных элементов диалектического (генетического) кода Дао»:

6.Опираясь на эту формулу, объясните:

1)В чем заключается своеобразие философии конфуцианства? Почему до 1911 г. конфуцианство являлось государственной религией Китая? Какое место оно занимает в современном массовом сознании китайского государства?

2)Какие принципы отличают школу даосизма? Прокомментируйте афоризмы Лао-цзы:

«Дао» — корень неба и земли. «Дао» — мать всех вещей. «Дао» лежит в основе мира. Оно является «неопределенным», «бесконечным», «безграничным в пространстве и времени», «как хаосом, так и формой».

«Кто знает меру, у того не будет неудачи».

«По себе можно познать других».

«Кто много обещает, тот не заслуживает доверия».

«Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков».

3)Каково основное содержание моизма? Почему Л. Н. Толстой интересовался учением моизма? Прокомментируйте следующие суждения Мо-цзы:

«Следование определенному методу — залог успеха в начинаниях».

«При оценке человека необходимо рассматривать в совокупности его намерения и результаты действий».

«Только нравственная власть пользуется уважением».

«Бедность — корень беспорядков в стране».

«Оценка не превращает ложь в истину и истину в неистину».

7.В чем социально-этический смысл таких изречений Конфуция:

«Напрасно обучение без мысли,

Опасна мысль без обучения».

«… что такое знание? Считай знанием то, что знаешь, и считай незнанием незнание. Это и есть знание».

«Что такое человечность? Это когда ведут себя на людях так, словно вышли встретить важную персону, руководят народом так, словно совершают важный жертвенный обряд; не делают другим того, что не хотят себе».

«Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица».

«Если человек не обладает человеколюбием, к чему тогда говорить об этике и музыке»?

8.Каковы характерные особенности древнеиндийской философии? Почему Веды и Упанишады являются мировоззренчески-ценностными истоками философии Древней Индии?

9.Философские школы Древней Индии многообразны. Проанализируйте их содержательный характер, опираясь на данную таблицу:

Ответьте на следующие вопросы:

1)Что различает школы миманса и локаяты?

2)Какие принципы присущи школам санкхья, ньяя, вайшешика? Что у них общего и в чем их существенные различия?

3)Каковы в своей основе главные идеи веданты? Почему эта философская школа наиболее полно и систематически выражает религиозно-мировоззренческую суть брахманизма-индуизма?

10.Прокомментируйте:

«Исполнить — пусть плохо — свой долг самолично, Важней, чем исполнить чужой сверхотлично. Погибнуть свой долг исполняя,— прекрасно, А долгу чужому служенье — опасно». (Бхагавадчита).

«Лишь разумом, чувствами, сердцем и телом. Пусть действует, дело избравший уделом». (Бхагавадчита).

11.Охарактеризуйте основные положения буддизма. В чем суть «четырех благородных истин»?

12.Древнеиндийский философ Нагарджуна (ок. 113 — ок. 213 гг.) впервые четко сформулировал один из парадоксов познания — парадокс возникновения (парадокс новизны):

«Абсолютно нет вещей, Нигде и никаких, которые возникают заново, Будь то из самих себя, или из не-себя,Или из обоих, или случайно…Ни в какой-либо из отдельных причин,Ни во всех них вместеНе обитает предполагаемый результат. Как же можно извлечь из них то, что никогда в них не существовало? […] Формула «Это бытие, которое возникает» Теряет тогда всякий смысл».

Объясните, как Вы это понимаете. Как связаны между собой «старое» и «новое» (знание, вещи).

13.Проанализируйте суждение: «Йога — это прежде всего образ жизни, в известной мере целостное мироотношение человека. Оно основывается на таких принципах, как закон кармы, сансара, мокши, включает психологию транса» (И. А. Донцов).

Объясните: какие элементы йоги способствуют пассивно-созерцательному отношению человека к окружающему миру и неприемлемы для формирования активно-гражданской личности?

14.Раскройте содержание восьмеричного пути спасения человека от страданий, предлагаемого Буддой: правильное видение, правильная мысль и речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, внимание, сосредоточение. В чем их морально-нравственный смысл?

Как Вы понимаете данное суждение: «И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицаний или только похвалы» (Будда).

studopedia.ru

Особенности философии Древнего Востока?

Йорик петкевич

1.В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, причем рассматривает проблему человека с точки зрения практики, не вникая в суть натурфилософских, онтологических, гносеологических, логических оснований этого практического бытия человека как было в античной философии.
2. Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией, примеры тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Западная же философия более привержена научной методологии и отмежевывается от религии.
Философские учения Запада в эпоху древнего мира не превратились ни в одну из мировых религий. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция.
3. Разработка категориального аппарата : в Восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией. Западная философия в большей мере оперирует традиционно философскими категориями: движение, противоположность, единство, материя, сознание, пространство, время, мир, субстанция и др.
4. Различия в решении проблем познания. В восточной философии делается акцент на практическое сознание, в западной - познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое, т. е. дается разработка проблем логики. Большой вклад в их решение внесли Сократ, Платон и особенно Аристотель.
5.В социальной философской проблематике античности преобладает рационализм. Так, в одних только «Диалогах» Платона даются определения понятий судьбы, старости, добродетели, разумности, справедливости, терпеливости, хладнокровия, совестливости, свободы, скромности, порядочности, великодушия блага, миролюбия, легкомыслия, дружбы, благородства, веры, здравомыслия и др. В восточной философии преобладает косметизм, так, рассматриваются проблемы «вселенского человека» , общечеловеческих ценностей. Так, в частности, в китайской философии Конфуций стремился показать необходимость иерархии социальных структур, субординации людей. Много внимания уделяется в восточной философии проблеме закона, отношения народа и правителя.
6. Восточная философия более традиционалистическая, ищет гармонию в мире с опорой на традицию, западная в данном отношении больше ориентируется на инновацию. Поэтому духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе - атеистическом, интеллектуальном, практическом.

Анжелика m.

Конфуцианство, даосизм, индуизм и буддизм в основном. В первом случае патриархат, второе учила о воле Неба и тайной силы Дао, третья о том что люди состоят из разных иерархических каст а последняя что от мучений можно избавится и в этой жизни, путем изоляции от социума

Черная кошка

Обожаю восточную философию, и скажу более доступными словами) Это как глоток свежего воздуха, бальзам для души. Именно для души, когда отключается мозг и ты по настоящему начинаешь говорить с собой, на том языке, который знвешь только ты... .
Как то так)

Forget_lex

В древнем востоке было много религиофилософских и философских школ, и даже совершенно противоположные учения, объединяет их только отсутствие рационалистического (научного) способа познания. Обычно именно об этой особенности говорят, когда противопоставляют западные и восточные философские школы.

Читайте также