Значение финансов

Роль и значение финансов в рыночной экономике

Финансы представляют собой неотъемлемую часть денежных отношений. Их роль и значение зависит от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают именно финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить потребности государства и предприятий в денежных средствах. Финансыявляются связывающим звеном между созданием и использованием национального дохода. Они воздействуют на производство, распределение и потребление. Удовлетворяя потребности, связанные с развитием производства, потребности работника и его семьи, финансы предприятия и домохозяйств обслуживают процесс смены формы стоимости (товарной, денежной).

Финансы государства обслуживают процесс смены формы собственности в общегосударственном масштабе, обеспечивая удовлетворение общественных потребностей (оборона, культура, образование, управление и др.) и социальную защиту отдельных групп населения (пособия по безработице, пособие по беременности и т.д.).

Помимо традиционных функций государство осуществляет функции по регулированию хозяйственных процессов, поскольку через республиканский бюджет перераспределяется более 20 % ВВП и 10 % совокупного общественного продукта. Это дает возможность планомерно осуществлять воспроизводственные процессы, финансировать приоритетные направления экономики. Между тем в результате субъективных волевых решений финансирование может быть неэффективным.

Следует отметить, что рыночная экономика привела к усилению роли финансов. Это связано со следующими обстоятельствами:

Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными группами, возникают новые группы финансовых отношений.При этом взаимосвязи между ними усложняются.

Во-вторых – финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некоторую обособленность. Деньгикак материальная основа финансов, выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом,то естьсамовозрастающейся стоимостью.

В-третьих, происходит снижение роли финансов на микроуровне и увеличение значения финансов на макроуровне.

Переход страны к новым экономическим отношениям вызвал значительный спад производства, появление безработицы, обострил социальную и экономическую нестабильность, инфляцию и т.д. В этих условиях финансовая политика государства становится неустойчивой и часто меняется. Вместе с тем вырисовываются следующие тенденции:

- финансовые ресурсы концентрируются не только в бюджете, но и в других фондах – пенсионном, занятости, медицинского страхования;

- бюджет в основном пополняется за счет налогов. Основной упор на налог приводит в результате еще к большему спаду производства. Поэтому возникает необходимость в совершенствовании налоговой системы;

- финансирование народного хозяйства из бюджета уменьшается - с 60% до 12%, - что свидетельствует о невмешательстве государства в экономику.

studopedia.ru

Роль и значение финансов в экономике

Роль финансов в экономической жизни субъектов хозяйствования и экономике в целом базируется на ее функциях, и, прежде всего на распределительной функции, характеризующей способ действия категории финансов. Эта функция сама по себе обеспечивает перераспределительные процессы независимо от их последствий. В то же время в зависимости от конкретной экономической ситуации, экономической и финансовой политики формирование финансовых фондов и их расходование могут иметь как позитивные, так и негативные экономические результаты.

При благоприятных условиях и обоснованной экономической и финансовой политике образующиеся в процессе финансовой деятельности фонды финансовых ресурсов, организация и направления финансовых потоков оказывают существенное позитивное воздействие на экономическое и социальное развитие. В то же время, если в экономике в целом конечное потребление превышает валовой располагаемый национальный доход, это свидетельствует о негативных процессах. Аналогично этому позитивные или негативные результаты финансово-хозяйственной деятельности могут складываться в секторах и отраслях экономики и на предприятиях. В этом плане финансовая политика является одним из ведущих экономических рычагов организации общественного воспроизводства, мощным фактором развития национальной экономики в целом.

Обслуживая воспроизводство капитала, финансы являются инструментом формирования денежных средств, используемых для продолжения и развития производства на основе распределительных и перераспределительных процессов. Основой формирования этих денежных фондов является образование доходов, предопределяемое производством. Однако конечные располагаемые доходы экономики в целом, секторов экономики, отраслей и чистая прибыль предприятий хотя и зависят от первичного образования доходов, но, как отмечалось, могут существенно отличаться от них. Данные отличия являются следствием воздействия финансовых отношений в процессе перераспределения доходов на формирование денежных фондов, имеющих целевое предназначение. Такое воздействие ведет к перераспределению доходов между предприятиями, отраслями и т.д. и создает предпосылки для изменений в экономике. Эти изменения обеспечивают условия для инновационных процессов, прогрессивных структурных сдвигов в экономике, изменений в уровнях развития отдельных территорий и др.

При всем многообразии роли финансов в развитии экономики ее обычно сводят к двум основным направлениям: финансовое обеспечение расширенного воспроизводства и обеспечение финансового регулирования развития экономики страны. Рассмотрим более подробно эти направления.

Финансовое обеспечение воспроизводства предполагает формирование денежных ресурсов для покрытия затрат по производству и реализации товаров и услуг, расширению и технологическому развитию производства. Образующиеся в различных секторах экономики фонды денежных средств обеспечивают не только развитие производства, но и являются источником средств для решения социальных задач, повышения уровня жизни населения и развития человеческого капитала. Рост фондов, используемых для накопления, и их эффективное инвестирование являются основой ускорения экономического роста и социального прогресса. Уменьшение объема финансовых ресурсов и их нерациональное использование ведут к сужению масштабов воспроизводства, а при большой глубине и длительности – к уменьшению ресурсов для конечного потребления и ухудшению условий жизни.

Финансовое обеспечение деятельности предприятий первоначально базируется на уставном капитале. Вместе с тем в процессе финансово-хозяйственной деятельности средства предприятий могут увеличиваться за счет чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и других обязательных платежей. Накапливаемые предприятиями фонды денежных средств, а также образующиеся в процессе производства временно свободные амортизационные отчисления являются основой развития и инновационного обновления производства. Наряду с собственными средствами предприятия широко используют прямые заемные средства кредитных организаций и средства от выпуска облигаций. Эти средства привлекаются на основе платности и возвратности. Кроме того, могут использоваться средства государственного и муниципальных бюджетов в виде дотаций, субсидий и кредитов, а также и другие привлеченные средства.

Среди различных источников средств решающая роль принадлежит собственным средствам предприятий. Следует иметь в виду, что любое привлечение заемных средств влечет за собой необходимость формирования фондов собственных денежных средств для возврата долгов и выплаты процентов по ним.

Важнейшей характеристикой деятельности всех экономических единиц является их баланс активов и пассивов. Увеличение активов свидетельствует о положительных результатах финансово-экономической деятельности.

Экономическое регулирование. В условиях рыночной экономики, базирующейся на частной собственности, каждый экономический субъект осуществляет предпринимательскую деятельность индивидуально, исходя из собственных интересов. В процессе производства его участники самостоятельно определяют цели своей деятельности, партнеров, формы взаимодействия. Их интересы нередко противоречивы. Сбалансированное пропорциональное развитие производства достигается в процессе его экономического, в том числе финансового, регулирования. Основой регулирования являются объективные законы рынка, рыночная конкуренция. Происходящие на основе конкурентного производства процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов обеспечивают денежные средства для перестройки производства в соответствии с меняющимися потребностями общества, балансируют спрос и предложение. Согласование интересов и настройка субъектов рыночной экономики осуществляются, прежде всего, на основе саморегулирования рынка и использования финансовых отношений для перераспределения денежных ресурсов между различными субъектами хозяйствования. Финансы предприятий обеспечивают в основном перераспределение финансовых ресурсов внутри хозяйствующих субъектов и между субъектами хозяйствования на основе перечисления доходов от собственности и трансфертов, а также путем использования механизмов кредитования и рынка ценных бумаг.

Регулирующие механизмы предприятий сами по себе не обеспечивают оптимального распределения и использования финансовых ресурсов.

Недостаточность саморегулирования рынка может приводить к экономическим и финансовым кризисам. В связи с этим возникает потребность в регулировании экономических процессов на макроуровне. Такое регулирование, направленное на смягчение кризисных явлений, осуществляется путем стимулирования или ограничения экономического роста и инвестиций, регулирования денежного обращения, учетных ставок Центрального банка, валютных курсов и других инструментов.

Научно-технический прогресс и формирование информационно-индустриального общества требуют усиленного внимания к развитию инноваций, высокотехнологичных отраслей и производств. В целях ускорения научно-технического развития существует настоятельная необходимость в его стимулировании и поддержке, особенно в условиях глобализации, когда внутренние рынки с легкостью захватываются зарубежными фирмами. В экономической поддержке нуждаются также отрасли оборонной промышленности и сельское хозяйство, обеспечивающее продовольственную безопасность страны.

Частное предпринимательство недостаточно заинтересовано в развитии человеческого капитала, представляющего собой комплекс врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, знаний, творческого потенциала, мораль, но психологического и физического здоровья, обеспечивающих возможность приносить доход. На стадии формирования нового информационно-индустриального общества человеческий капитал превращается в главный фактор социально-экономического развития. Интересы частных предпринимателей ограничиваются в основном нуждами их предприятий. Между тем человеческий капитал рассматривается как категория, приносящая выгоду не только собственникам предприятия, но и обществу в целом.

Серьезной опасностью является монополизация производства и финансовых ресурсов.

В связи с этим, а также по ряду других обстоятельств в рыночной экономике существенную роль играет государственное регулирование экономики и финансовых ресурсов. Государственное регулирование позволяет согласовывать интересы частного предпринимательства с интересами общества в целом. Оно может способствовать развитию человеческого капитала на основе поддержки систем образования, здравоохранения и создания более благоприятных условий жизни, способствовать смягчению кризисных процессов, содействовать развитию инноваций и крупным прогрессивным структурным сдвигам, осуществлять институциональные преобразования, обеспечивать создание инфраструктуры, способствующей развитию как социальной сферы, так и производственной деятельности.

В рамках финансовой системы государство оказывает влияние на экономическое развитие с помощью налоговой и амортизационной политики, государственных дотаций, субсидий, кредитов, инвестиций, государственно-частного партнерства, государственных расходов на закупку товаров и услуг, финансирования дефицита бюджета и другими способами.

Налогообложение является основным инструментом, определяющим масштабы аккумулирования образующихся в экономике доходов в централизованных фондах бюджетов государственных и муниципальных органов управления и в государственных внебюджетных фондах. Оно оказывает непосредственное воздействие на величину фондов денежных средств предприятий, которые могут быть использованы на накопление капитала. При широкой налоговой базе и равномерной налоговой нагрузке на экономические единицы обеспечивается нейтральность налоговой системы по отношению к предприятиям различных секторов и отраслей экономики. В этом случае налогообложение само по себе не оказывает влияния на перемещение финансовых ресурсов между секторами экономики и отраслями производства. В то же время органы государственной власти могут использовать систему налоговых льгот и ускоренной амортизации в целях привлечения ресурсов в перспективные отрасли и производства, ускорения инновационных процессов, развития отдельных регионов и достижения других целей в интересах общества в целом.

Наряду с налоговой политикой органы государственной власти могут оказывать воздействие на производство с помощью субсидий, дотаций, государственных инвестиций и кредитов.

Государственные расходы являются затратами, связанными с осуществлением государством своих функций. Расходы складываются в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, трансфертов, связанных с социальными выплатами, и процентных платежей по государственному долгу. Государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая как общий объем расходов и расходы на отдельные секторы и отрасли экономики. В крупном плане в составе государственных расходов по своему функциональному назначению могут быть выделены:

- расходы на государственные услуги общего назначения (на законодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику, оборону, поддержание общественного порядка, безопасности и т.п.);

- расходы на общественные и социальные услуги (на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации, культуру и т.п.);

- расходы на государственные услуги, связанные с экономической деятельностью (на обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности, создание условий экономического роста, целевые программы экономического характера, создание новых рабочих мест и т.п.).

Необходимо также учитывать, что доходы и расходы государства тесно связаны с государственными активами и пассивами и оказывают на них непосредственное влияние. Потоки средств, поступающих и выходящих из органов государственного управления, приводят к изменению активов и пассивов. На этой основе может составляться баланс активов и пассивов государства, характеризующий стоимость активов, находящихся в его собственности в определенный момент времени, и финансовых требований к нему со стороны институциональных единиц других секторов. Общая стоимость активов государства за вычетом требований к нему образует чистую стоимость активов и отражает стоимость принадлежащего ему имущества.

Активы подразделяются на финансовые и нефинансовые. К финансовым активам относятся финансовые требования (денежные средства, ценные бумаги и др.), монетарное золото и специальные права заимствования, предоставляемые МВФ. К нефинансовым активам относятся основные фонды, запасы материальных оборотных средств и ценности. Величина чистой стоимости активов и ее динамика, определяемая соотношением входящих и исходящих потоков средств, является важнейшей характеристикой финансового состояния государства.

Государственное регулирование в области финансов, так же как и в других сферах экономики, является не только необходимым, но и неизбежным. Вместе с тем следует учитывать, что его направления и масштабы имеют объективно обусловленные границы. Чрезмерное вмешательство государства чревато ослаблением экономических стимулов, утратой обоснованных критериев оценки ситуации, снижением эффективности экономики.

Финансовое регулирование осуществляется наряду и во взаимодействии с другими экономическими регуляторами. Такими регуляторами являются, в частности, кредит, цены, валютная и таможенная политика. Использование этих и других регуляторов должно быть подчинено общим стратегическим целям социально-экономического развития, задачам и общей экономической политике на каждом этапе развития.

studopedia.ru

1. Сущность, функции и значение финансов и финансовых ресурсов коммерческих организаций в финансовой системе России.

Финансы - денежные отношения хозяйствующих субъектов, включая государство, в результате которого доход общества меняет свою структуру, увеличиваясь в руках одного субъекта за счет изъятия этой части и другого субъекта.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы. Вопрос о количестве и содержании функций спорный. Некоторые известные финансисты, как, например, А.М. Биртман, выделяли три основные функции: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль рублем, распределительную. А.М. Александров и Э.А. Вознесенский утверждали, что финансы выражаются в формировании денежных фондов, использовании денежных фондов и контроле. И.Т. Балабанов считает, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свое распределительное назначение.

Однако никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. Источник формирования многочисленных фондов на разных уровнях - валовой внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и так далее, установленных государством.

Если рассматривать финансы в целом, то, видимо, следует считать , что они выполняют три основные функции: распределительную, контрольную, регулирующую.

Распределительная функция осуществляется вот всех сферах общественной жизни, то есть в материальном производстве, нематериальной сфере, сфере обращения. Субъектами распределения выступают на микроуровне - юридические и физические лица, на макроуровне - государство. Объектами распределения служат ВВП и национальный доход в денежной форме. Распределительная функция - сложная функция, она охватывает три последовательные ступени:

1) формирование фондов денежных средств: на микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала; денежные средства домохозяйств; на макроуровне - централизованные средства государства;

2) распределение денежных фондов через финансовые инструменты: на микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный капитал, фонд оплаты труда, амортизационный фонд);денежные средства домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне - бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

3) использование денежных фондов. На макроуровне - улучшение народно-хозяйственных пропорций; общегосударственных потребностей страны; на микроуровне - расширенное производство и осуществление финансирования отдельных членов общества.

Распределительная и контрольные функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. В связи с этим возникает возможность и необходимость контроля за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Контрольная функция проявляется:

1) до наступления распределительного процесса (составляются планы, программы, сметы, прогнозы, бюджеты);

2) в процессе исполнения фондов денежных средств (при исполнении намеченных программ, смет, бюджетов и так далее);

3) в процессе подведения итогов, составление оценок. Исполнение денежных фондов.

Контрольная функция реализуется:

1) через финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях;

2) финансово-бюджетный контроль (при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов);

3) кредитно-банковский контроль (при использовании принципов кредитования и денежных расчетов).

Объектом контрольной функции являются финансовые показатели деятельности предприятия. Если на практике контрольная функция не осуществляется, то и не возможно оценить эффективность распределительной функции.

Регулирующая функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, положений и правил призвана регулировать финансовую деятельность. В связи с этим эта функция проявляется на всех уровнях, во всех сферах и звеньях финансовых отношений в иерархии ее построения. На макроуровне эта функция используя государственные расходы, налоги, государственные кредиты, достигает результатов улучшения качества производственного процесса, улучшения материального положения работающих, создает различные фонды. На микроуровне достигаются такие результаты.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

В рамках финансовой системы осуществляется разнообразная деятельность, в том числе планирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование и другие.

По основным признакам финансов можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Денежные отношения, возникающие между гражданами и розничной торговлей, нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноположение субъектов, объединенных данными отношениями.

Таким образом, финансы это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение - всегда финансовое отношение.

Рыночная экономика привела к усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, то есть самовозрастающей стоимостью. В-третьих, происходит смена приоритетов; постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.

С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

StudFiles.ru

Глава 1. Экономическое содержание и значение финансов домашних

хозяйств

1.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств.

Финансы домашнего хозяйства - это экономические денежные отношения, осуществляемые отдельными членами домашнего хозяйства по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе своей деятельности.

Финансы домашнего хозяйства ( домохозяйства) в условиях развития рыночных отношений и расширения потоков денежных средств выделены в самостоятельное звено финансовой системы, которое относиться к сфере децентрализованных финансов. Это обусловлено все возрастающей экономической ролью и социальной значимостью домохозяйств в современном обществе.

В экономической теории под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно или имеющими общий бюджет. Домохозяйство объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты и не заняты в общественном производстве.

Финансы домашнего хозяйства в условиях развитых рыночных отношений участвуют в кругообороте капитала и охватывают часть процесса производства. Однако в отличии от финансов коммерческих предприятий и организаций, имеющих решающее значение в создании, первичном распределении и использовании стоимости ВВП и национального дохода, финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений

Домашние хозяйства выступают одним из важных субъектов экономической деятельности, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельной хозяйственной единицы, но и всего населения в целом. Домохозяйства играют двойственную роль в экономике: они в конечном счете являются поставщиками экономических ресурсов и одновременно основной расходующей группой в национальном хозяйстве. Став крупнейшим субъектом экономики наряду с коммерческими организациями и государством, домашнее хозяйство участвует во всех макрорегулирующих процессах. От результатов их экономической деятельности зависит благосостояние не только отдельной хозяйственной единиц, но и населения страны в целом.

Домашние хозяйства находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с экономикой страны и обусловлены социально-политической стабильностью общества. Любые изменения в экономических отношениях неизбежно отражаются на их деятельности. Общий экономический подъем вызывает улучшение материального положения семей и может сдерживать их активную деятельность, тогда как спад ведет к усилению этой деятельности для сохранения прежних условий жизни.

Возникновение финансов домашнего хозяйства происходит на второй стадии процесса производства – распределении стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода. Члены домашнего хозяйства участвуют в первичном распределении, так как являются собственником рабочей силы и получают первичные доходы в форме оплаты труда на предприятии или дохода при индивидуальном предпринимательстве. Уплачивая налоги государству они имеют право на различные платежи из бюджета и внебюджетных фондов, такие как пенсии, пособия и т.п., таким образом они принимают участие в перераспределении ВВП и НД, т.е. преобретают право на вторичные доходы.

Финансы домашнего хозяйства выступают в денежной форме. В условиях рыночных отношений различные виды доходов (заработную плату, пенсии) члены домохозяйств получают деньгами (национальной валютой, иностранной валютой, векселями и т.д.), и даже натуральные доходы, оцениваются в денежной форме.

Расходование доходов также происходит с помощью денег. Денежные отношения, которые складываются у членов домохозяйств, становятся финансовыми, когда возникают и используются денежные фонды.

Различают внутренние и внешние денежно-финансовые отношения домохозяйств. К внутренним относятся финансовые (денежные) отношения по формированию различных семейных фондов (резервных, для приобретения товаров длительного пользования, покупки квартиры и т.д.), к внешним – отношения с юридическими лицами и государством.1

Социально-экономическая сущность финансов домашнего хозяйства находит свое проявление в функциях. Сейчас они выполняют две основные функции:обеспечения жизненных потребностей семьи и распределительную.

Главная – функция обеспечения жизненных потребностей семьи. Она создает реальные условия существования членов данной семьи. Развитие рыночных отношений значительно повлияло на форму проявления этой функции. В период натурального хозяйства продукция, создаваемая членами домохозяйства, удовлетворяла их потребности, и обмен излишками возникал редко, в небольшом количестве, и как правило, по соседству.

Товарно-денежные отношения, появление, а затем увеличение рынка привели к:

  1. Расширению материальных, социальных. Культурных и иных потребностей семьи;

  2. Созданию и росту денежных средств домашнего хозяйства;

  3. Возникновению денежного фонда – семейного бюджета, предназначенного для обеспечения материальными благами.

Распределительная функцияфинансов домохозяйства охватывает распределение стоимости ВВП и НД и формирование доходов семьи, выступающих в форме различных фондов. Процесс распределения, осуществляемый финансами домашнего хозяйства, происходит:

  1. Между данной хозяйственной единицей и другими сферами и звеньями финансовой системы (государственными финансами – бюджетами, внебюджетными фондами, финансами предприятий). В результате создаются, как было сказано, первичные и вторичные доходы в виде заработной платы, пенсий, пособий и т.д.;

  2. Внутри отдельного домохозяйства, когда совокупный доход семьи распределяется между ее членами, образуя обособленные денежные фонды каждого. Обособление средства внутри домохозяйства не меняет собственника и исключает всякую эквивалентность.

Эта функция включает три последовательные ступени: формирование, распределение и использование денежных фондов.

В современной экономической литературе кроме этих двух функций выделяют контрольную, означающую контроль за распределением полученного дохода по различным фондам и целевым использованием средств этих фондов, и регулирующую, поддерживающую сбалансированное развитие домашнего хозяйства как единого целого. Однако эти функции можно рассматривать как составные части регулирующей функции, которая предполагает регулирование и контроль.

Все функции домохозяйств взаимосвязаны и действуют одновременно, дополняя друг друга.

StudFiles.ru

Читайте также