Значение систематизации законодательства для правоприменительного процесса

Лекция 15. Система законодательства

1.Понятие и структура системы законодательства 2.Соотношение системы права и системы законодательства 3.Систематизация законодательства: понятие и виды.

1. Понятие и структура системы законодательства

В наиболее общем виде законодательство – это совокупность формально-юридических источников права, используемых в процессе правового регулирования в том или ином государстве.

Для России основным формально-юридическим источником права является нормативно-правовой акт. Поэтому, говоря о системе российского законодательства, следует дать следующее определение: система законодательства – это совокупность действующих в пределах юрисдикционной территории государства нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы правотворчества и реализации права.

Систему законодательства характеризуют следующие признаки:

Публичность – нормативно-правовые акты, в комплексе образующие систему законодательства, принимаются от имени всех и действуют в отношении всех лиц, находящихся в пределах юрисдикции государства.

Объективность – законодательные акты принимаются в целях обеспечения и защиты общезначимых интересов. В связи с этим особую значимость приобретает принципы «равенства всех перед законом», «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение» и т.п.

Формальность – законодательство представляет собой совокупность соответствующим образом оформленных документов – законодательных актов. Причем обязательным условием приобретения законодательным актом юридической силы является наличие у него соответствующих реквизитов (названия, указания места и времени принятия и т.д.).

Иерархичность – нормативно-правовые акты, образующие систему законодательства, располагаются в порядке последовательного убывания юридической силы. При этом нижестоящие нормативно-правовые акты черпают юридическую силу из вышестоящих. Основным по юридической силе нормативным актом российского законодательства является Конституция РФ, выступающая в качестве документа, обладающего высшей юридической силой.

Непосредственная связь с государством – законодательные акты принимаются от имени государства, их реализация обеспечивается при помощи системы государственных гарантий и санкций.

Непосредственная связь законодательства с пространством и временем – в отличие от системы права, которая в силу абстрактности непосредственным образом не связана с каким либо пространственным масштабом либо временным промежутком, система законодательства формируется на базе действующих в данный временной период и в данном государстве нормативно-правовых актов и, соответственно, непосредственным образом зависит от этих «переменных величин».

Структура системы законодательства предполагает вертикальное и горизонтальное деление.

Вертикальное деление системы законодательства основывается на принципах субординации, подчинения, иерархичности.

Критерием вертикального деления системы законодательства является юридическая сила нормативно-правового акта. В свою очередь юридическая сила нормативного акта зависит как от его формы (законы, подзаконные акты), так и от уровня, на котором этот акт принят (акты принятые на федеральном, региональном, локальном уровнях).

Горизонтальное деление системы законодательства происходит в основном под влиянием объективно сложившейся системы права. Горизонтальное построение представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, объединяемых в группы в зависимости от предмета правового регулирования. Как правило, различают отраслевое и межотраслевое законодательство. Отраслевое законодательство регламентирует отношения в рамках отдельной отрасли (уголовно-правовое законодательство распространяет свое регулятивно-охранительное воздействие исключительно на сферу действия одноименной отрасли права). Межотраслевое законодательство регулирует объединяемые каким либо связующим элементом общественные отношения, возникающие в рамках различных отраслей права (к примеру, таможенное законодательство регламентирует отношения, вытекающие из таможенных, административных, гражданско-правовых правоотношений и т.п.). Таким образом, когда мы сталкиваемся с заявлением о появлении новой отрасли права (информационное право, военное право, горное право, транспортное право), то, по сути, речь идет не об отраслях права как таковых, а о появлении новой межотраслевой группы законодательных актов.

Кроме того, в рамках горизонтального структурирования законодательства следует различать текущее и чрезвычайное законодательство, а также законодательство общего и специального характера.

Текущее законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях стабильной социально-политической ситуации.

Чрезвычайное законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях чрезвычайной ситуации. К примеру, ст. 15 Федерального Конституционного закона о чрезвычайном положении (30.05.2001) закрепляет положение о том, что «Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на этой территории режима чрезвычайного положения». При этом, ст. 26 этого же закона устанавливает порядок по которому «…органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения».

Законодательство общего характера – представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, в которых закрепляются наиболее общие базовые положения и принципы правового регулирования, значимые для всех без исключения субъектов права (Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ и др.).

Законодательство специального характера – объединяет нормативно-правовые акты, регламентирующие регулятивно-охранительную деятельность в обособленных социально-правовых сферах (правотворческой, правоохранительной, в сфере правосудия и т.д.)

2. Соотношение системы права и системы законодательства

Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные, но не тождественные явления. С определенной долей условности их соотношение может быть представлено как соотношение содержания и формы.

Система права соответствует философской категории «содержание» и представляет собой внутреннюю структуру права, соответствующую характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства соответствует категории «форма» и представляет собой совокупность формально-юридических источников права.

Система права характеризует внутреннее устройство права, воспринимаемого с точки зрения юридической абстракции (теоретической модели). Подобная оценка системы права позволяет говорить о ней как об объективном явлении, находящемся вне непосредственной пространственно-временной зависимости.

Система законодательства представляет собой совокупность действующих в пределах данного государства нормативно-правовых актов. В этом смысле законодательство субъективно, поскольку, возникая по воле государства, в порядке предусмотренной государством процедуры, законодательные акты могут по воле того же государства изменяться и отменяться.

Первичным элементом системы права является норма права.

Первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт.

Законодательство не может существовать вне права, хотя зачастую содержание законодательных актов может противоречить общеправовым принципам (законодательство тоталитарных государств). В свою очередь право, получая свое формально-юридическое закрепление в действующем законодательстве, не может быть сведено только к формальным источникам. Дозволительный тип правового регулирования, в основу которого положены принципы «Разрешено все, что не запрещено законом» и «Не является правонарушением деяние прямо не предусмотренное в качестве такового законом», предполагает, что законодательное регулирование является лишь частью механизма правового воздействия. Следовательно, право более объемная по своему содержанию категория, нежели законодательство.

Правильное понимание соотношения системы права и системы законодательства способствует повышению эффективности процесса правового регулирования и является необходимым условием оптимизации взаимодействия государства и права.

3. Систематизация законодательства: понятие и виды

Возникновение, изменение, прекращение правоотношений регламентируется огромным количеством нормативно-правовых актов. Для того, чтобы облегчить процесс использования этих актов и тем самым усилить эффективность правового регулирования, следует систематизировать законодательство, придать ему четкий структурированный характер.

Систематизация законодательства– это целенаправленная деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов в целях удобства пользования ими на практике, устранения возможных противоречий, неточностей, пробелов и, таким образом совершенствования системы законодательства в целом.

Систематизация законодательства необходима для:

Дальнейшего развития и совершенствования законодательства.

Правильного уяснения и применения нормативно-правовых актов.

Облегчения поиска необходимого нормативного материала.

Устранения противоречий, неточностей, повторов, пробелов в действующем законодательстве.

Формирования правового сознания и правовой культуры субъектов права.

Значение систематизации законодательства состоит в повышении эффективности правотворческой деятельности и обеспечении качественной реализации правовых норм в оптимальные сроки.

Видами систематизации являются кодификация, инкорпорация, консолидация, учет.

Кодификациянаиболее сложная форма систематизации, представляющая собой целенаправленную деятельность компетентных государственных органов, направленную на качественную (как внешнюю, так и внутреннюю) переработку действующего законодательства путем обобщения систематизируемых актов, вычленения из них наиболее значимых положений и принципов, устранения повторов, неточностей, противоречий, пробелов. Конечным результатом кодификации является принятие нового комплексного нормативно-правового акта (кодифицированного акта), в котором «растворяются» взятые для систематизации нормативные акты.

В результате кодификационной деятельности происходит качественная переработка действующих правовых норм, а в необходимых случаях и формулируются новые нормы права. Как правило, кодифицированные акты характеризуются относительно большим объемом, высокой юридической целостностью и внутренней согласованностью, стабильностью, устойчивостью, важностью регулируемых общественных отношений и тщательной подготовкой проекта.

В Российской Федерации с кодификацией тесно связана проблема унификации нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств, Федеральных служб и т.п.). В этой сфере стоит задача сокращения количества актов, повышения согласованности актов, принимаемых разными государственными органами, уменьшения числа форм, в которых издаются такие нормативно-правовые акты.

Инкорпорация – это систематизация законодательства путем объединения исходного нормативного материала в разного рода сборниках.

В процессе инкорпорации систематизируемые акты не претерпевают изменений. В отличие от кодификации, результатом которой является появление нового источника права – кодифицированного акта, в котором «растворяются» взятые для систематизации нормативные акты, инкорпорация не предполагает утрату индивидуальной юридической силы актами, объединяемыми в инкорпорированном сборнике, сам сборник не является самостоятельным источником права.

В зависимости от субъектов, осуществляющих инкорпорацию законодательства, различают официальную и неофициальную инкорпорацию.

Официальная инкорпорация осуществляется от имени государства компетентными государственными органами. На официальные инкорпорированные сборники, содержащие в себе те или иные нормативно-правовые акты, следует ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности. Примерами официальной инкорпорации являются Собрание законодательства РФ, Собрание актов Президента и Правительства РФ и др.

Неофициальная инкорпорация осуществляется в целях реализации личных либо корпоративных (ведомственных) интересов. Неофициальные инкорпорированные сборники не имеют юридического значения. Ссылки на них в официальных документах не допускаются. Примерами неофициальной инкорпорации являются: Сборник кодексов РФ, инкорпорированные сборники ведомственного характера и т.п.

Инкорпорация отличается от кодификации по следующим основаниям:

1. Инкорпораци – постоянный процесс упорядочения действующего законодательства, не изменяющий его содержания. Кодификация же, напротив, осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки и объединения в целом или по отдельным отраслям.

2. Результатом инкорпорации является собрание или сборник изданных в разное время нормативно-правовых актов, содержание которых точно повторяет официальный источник, при этом сам сборник не является самостоятельным источником права. Кодификацию же завершает новый как по форме, так и по содержанию правовой акт, являющийся самостоятельным источником права.

Консолидация представляет собой вид систематизации, в котором сочетаются характерные черты кодификации и инкорпорации. В результате консолидации создается новый источник права – консолидированный акт, что является признаком кодификации. Вместе с тем, акты, объединяемые в рамках консолидированного акта, не теряют индивидуальной юридической силы – признак инкорпорации. Примером консолидированного акта является Конституция России в период с апреля 1992 г. по декабрь 1993 г. В этот период в качестве дополнительного раздела в Конституцию был включен Федеративный договор (31.03.1992).

Учет простейшая форма систематизации, смысл которой заключается в упорядочении имеющейся информации и группировке систематизируемых материалов в специальные предметные блоки. Учет осуществляется путем составления алфавитно-предметных словарей; рубрикаторов отраслей законодательства; картотек; заполнения учетных журналов; использования автоматизированных систем.

Лекция 16. Теория правоотношений

1.Правоотношения: понятие, признаки, виды 2.Общая характеристика структурных элементов состава правоотношения 3.Понятие и структура правосубъектности 4.Предпосылки правоотношений.

1. Правоотношения: понятие, признаки, виды

Реальные жизненные отношения между людьми и их организациями имеют различные стороны и формы внешнего выражения. Они могут быть моральными, политическими, национальными, религиозными, в том числе и правовыми.

Право – особый, официальный регулятор общественных отношений. Регулируя те или иные общественные отношения, оно, тем самым, придает им правовую форму. Таким образом, появляется особый вид социального отношения – правоотношения. В самом упрощенном виде правоотношение можно определить как общественное отношение, урегулированное нормами права.

При детальном рассмотрении, правоотношение можно определить как общественное отношение, в котором стороны связаны между собой юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

Правоотношения обладают следующими признаками:

1. Являются разновидностью социальных отношений (возникают только между людьми).

2. Возникают на основе норм права.

3. Представляют собой форму правомерного поведения.

4. Складываются из субъективных прав и юридических обязанностей корреспондирующего характера (реализация права одним субъектом находится в непосредственной зависимости от выполнения соответствующего обязательства другим субъектом).

5. Субъектами правоотношений могут быть только правосубъектные лица.

6. Обеспечиваются системой государственных гарантий.

В теории права осуществляется классификация правоотношений. Правоотношения могут классифицироваться по следующим критериям:

По функциям права:

– регулятивные правоотношения – возникают в целях регулирования общественных отношений, направленных на реализацию позитивных интересов членов сообщества;

охранительные правоотношения – возникают в целях защиты установленного правопорядка от противоправных посягательств, а также в целях реализации мер юридической ответственности в отношении правонарушителей

По степени определенности субъектов:

абсолютно-определенные правоотношения, в которых управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов (праву владельца на собственность корреспондирует неопределенное количество субъектов, обязанных уважать данное право и не нарушать его);

относительно-определенные правоотношения, в которых все стороны отношения конкретно определены (истец - ответчик, супруг - супруга, подсудимый - судья и т.п.).

По отраслям права:

– конституционно правовые отношения;

– гражданско-правовые отношения;

– уголовно-правовые отношения;

– уголовно-процессуальные отношения;

– административно-правовые отношения и т.д.

По степени сложности:

простые правоотношения – отношения между двумя субъектами, связанные с реализацией предписания одной нормы права (отношения по поводу заключения мелкой бытовой сделки);

сложные правоотношения – отношения между несколькими субъектами, складывающиеся в процессе реализации комплекса юридических норм, объединенных единым целевым назначением (правоотношения в сфере правосудия).

2. Общая характеристика структурных элементов состава правоотношения.

Состав правоотношения – это его внутреннее устройство (структура). Изучение состава позволяет рассматривать правоотношение как сложное системное явление, в качестве составных элементов которого выступают предметы материального и нематериального мира, формирующие объект правоотношения; участвующие в правоотношении правосубъектные лица – субъекты правоотношения; наконец, само поведение субъектов, складывающееся из субъективных прав и юридических обязанностей корреспондирующего характера – содержание правоотношения.

Объект правоотношения материальные, духовные и иные социальные блага, с приобретением и распоряжением которыми связано поведение участников правоотношений.

Субъекты правоотношений это лица, наделенные правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью), реализующие в рамках правоотношений субъективные права и юридические обязанности корреспондирующего характера.

В теории государства и права выделяют следующие виды субъектов правоотношения:

1. Индивидуальные субъекты, которые в зависимости от отрасли права могут иметь соответствующие названия: физические лица – в гражданском и уголовном праве; граждане – в конституционном праве и т.д.

2. Коллективные субъекты, которые так же в рамках определенных отраслей права в зависимости от сферы регулируемых общественных отношений могут рассматриваться как: юридические лица – в гражданском праве; политические партии, избирательные блоки – в конституционном праве; трудовые коллективы в трудовом праве и т.д.

Содержание правоотношений –это поведение субъектов правоотношений, в рамках которого реализуются их субъективные права и юридические обязанности по отношению друг к другу.

Субъективные права, возникающие в процессе правоотношений, предполагают, что их пользователи:

а) могут прикладывать определенные усилия для достижения позитивного интереса, используя при этом правомерные (т.е. предусмотренные законодательством) средства и методы;

б) имеют право требовать от других участников соответствующих активных действий, направленных на удовлетворение собственного позитивного интереса;

в) могут требовать от государства защиты нарушенного права (и должны получить эту защиту) или принятия объективного решения по спорному вопросу.

Юридические обязанности, возникающие в процессе правоотношения, предполагают, что участники:

а) должны предпринимать активные действия, направленные на удовлетворение позитивного интереса контрсубъекта (судья обязан рассмотреть дело, возбужденное по иску);

б) обязаны воздерживаться от принятия противоправных решений и совершения поступков, ущемляющих права и свободы других участников (за исключением случаев, когда такое ограничение является предусмотренным в законе и необходимым в конкретном деле).

3. Понятие и структура правосубъектности

Правосубъектность – это предусмотренная нормами права способность быть участником правоотношений. Правосубъектность представляет собой юридическое состояние, подразумевающее наличие двух элементов – правоспособности и дееспособности.

В теории государства и права выделяют правосубъектность индивидуальных и коллективных субъектов.

Правоспособность индивидуальных субъектов (физических лиц) – это потенциальная возможность лица обладать правами и обязанностями.

Индивидуальная правоспособность характеризуется следующими признаками:

- возникает с момента рождения, а в ряде случаев и ранее этого момента (в наследственном праве предусматривается возможность составления завещания, в котором учитываются интересы не родившегося ребенка);

- прекращается с момента юридической регистрации факта смерти;

- не подлежит ограничению.

Дееспособность индивидуальных субъектов – это фактическая способность физического лица своими осознанными, волевыми действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности, а также нести определенную законом ответственность при совершении правонарушений.

В отличие от правоспособности, возникающей у индивида сразу в полном объеме, возникновение дееспособности связывается с рядом предпосылок, важнейшими из которых являются совершеннолетие, вменяемость, законопослушность.

Совершеннолетним, с точки зрения приобретения дееспособности, считается лицо, достигшее 18-летнего возраста. Лицо, не достигшее 18-летия, считается частично-дееспособным. В гражданско-правовой сфере частичная дееспособность складывается из частичной дееспособности малолетних (с 6 до 14 лет) и частичной дееспособности несовершеннолетних (с 14 до 18 лет). При этом по принципу эмансипации несовершеннолетний, достигший 16-летнего возраста, может быть признан полностью дееспособным, если он с согласия родителей работает по трудовому договору либо занимается частнопредпринимательской деятельностью. Кроме того, полностью дееспособным считается лицо, вступившее в юридически оформленный брак. В уголовно-правовой сфере ответственность за большинство преступлений несут лица, достигшие 16-летнего возраста, вместе с тем за совершение особо тяжких преступлений предусматривается уголовная ответственность с 14-летнего возраста.

Вменяемым считается лицо, которое по своимпсихическим качествам способно осознавать и контролировать свое поведение. Лицо, признанное судом не вменяемым, не может самостоятельно реализовать свои субъективные права и не подлежит ответственности за вредоносные деяния.

Законопослушным считается человек, не нарушающий требований законности. В противном случае, к человеку могут быть применены негативные меры ответственности, ограничивающие его дееспособность (лишение свободы, лишение либо ограничение субъективного права и т.д.).

По объему прав и обязанностей, которые могут быть реализованы субъектом в рамках правоотношения, различают полную и неполную дееспособность. В свою очередь неполная дееспособность может быть частичной либо ограниченной.

Частичная дееспособность лица обусловлена причинами объективного характера – не достижение лицом возраста совершеннолетия.

Ограниченная дееспособность лица обусловлена причинами субъективного характера – противоправным поведением, а также поведением лица, не являющимся в юридическом смысле противоправным, однако, причиняющим вред окружающим. К примеру, по решению суда может быть признано ограниченно дееспособным лицо, злоупотребляющее алкогольными напитками, в том случае если в результате этого пагубного пристрастия ставятся в тяжелое материальное положение члены семьи, находящиеся в материальной зависимости от злоупотребляющего алкоголем лица.

По характеру прав и обязанностей, реализуемых субъектом правоотношения различаются общая, родовая и специальная дееспособность.

Общая дееспособность определяется общеправовым статусом человека и гражданина (равенство всех перед законом, право на судебную защиту, обязанность законопослушного поведения и т.д.).

Родовая дееспособность определяется родом деятельности субъекта (государственная служба, правоохранительная деятельность, частнопредпринимательская деятельность и т.д.).

Специальная дееспособность предполагает специфику функциональных полномочий субъекта в рамках родовой дееспособности (специальная дееспособность следователей, участковых инспекторов, сотрудников спецподразделений МВД РФ).

Правосубъектность коллективных субъектов наступает с момента их юридического признания и прекращается соответственно с юридическим признанием прекращения их существования.

Так, например, правосубъектность юридических лиц возникает с момента регистрации лица в органах юстиции. Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно и прекращаются с момента регистрации факта ликвидации лица. В том случае, если имеет место реорганизация юридического лица, правоспособность и дееспособность реорганизуемого лица передаются вновь создаваемому юридическому лицу в порядке процедуры правопреемства.

Правосубъектность социальных общностей, таких как нация, народность, государство и т.д. может наступать, например, с момента международного признания или закрепления соответствующего конституционно-правового статуса.

4. Предпосылки правоотношений. Юридические факты

Предпосылки правоотношений – это необходимые условия, при наличиикоторых может возникнуть правоотношение. Такими условиями являются: наличие соответствующей нормы права, субъектов правоотношения и юридического факта либо фактического состава.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Признаки юридических фактов:

- по своему содержанию это явления, имеющие место в реальной действительности;

- эти обстоятельства предусмотренные гипотезой нормы права;

- вызывают наступление определенных юридических последствий – возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Виды юридических фактов:

По связи с волей субъекта:

а) События – юридические факты, наступление которых не связано с волеизъявлением участников конкретного правоотношения. События могут быть абсолютными и относительными.

- абсолютные события – естественные природные явления, наступление которых вызывает юридически значимые последствия, порождающие соответствующие правоотношения. Так, например, стихийное бедствие (наводнение, землетрясение, ураган и т.д.), повлекшее за собой материальный ущерб, является юридическим фактом, порождающим правоотношение, связанное с компенсацией понесенных убытков;

- относительные события – это юридические факты, которые не связаны с волеизъявлением участников конкретного правоотношения, но связаны с волей третьих лиц (поджог дома инициирует страховое правоотношение между собственником и страховой компанией).

б) Деяния – юридические факты, наступление которых связано с волеизъявлением хотя бы одного из субъектов правоотношения. Деяния бывают правомерными и противоправными. По степени активности лица деяния подразделяются на активные (действия) и пассивные (бездействия).

- правомерные деяния активного характера предполагают совершение лицом социально-полезных действий;

- правомерные деяния пассивного характера предполагают соблюдение (не нарушение) лицом юридических запретов;

- противоправные деяния активного характера предполагаютдействия лица, повлекшие за собой вредоносные последствия и квалифицируемые законом как противоправные;

- противоправные деяния пассивного характера предполагают не совершение лицом действий, которые то должно было и имело возможность осуществить.

По отношению к последствиям правоотношения:

- акты;

- поступки.

Акты – юридические факты, порождающие правоотношения, последствия которых субъекты четко себе представляли и стремились к их наступлению (заключение сделки, совершение умышленного преступления).

Поступки – юридические факты порождающие правоотношения, последствия которых субъекты себе не представляли, однако своими осознанными волевыми действиями обусловили их наступление (написание и опубликование книги приводит к возникновению авторского права и обусловленного этим правом права на гонорар, на который автор в процессе творчества мог и не рассчитывать; поступком также является неумышленное правонарушение, совершенное, к примеру, в результате противоправной самонадеянности).

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность – фактический состав.

Фактический состав – это совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Например, правоотношение между абитуриентом и ВУЗом возникнет только в том случае, если будет иметь место фактический состав, включающий в себя следующие юридические факты: наличие среднего образования, успешная сдача вступительных экзаменов, приказ ректора о зачислении в ВУЗ.

Наряду с юридическими фактами и фактическими составами, правоотношения могут возникать при наличии обстоятельств, которые, не являясь фактами в прямом смысле этого слова, тем не менее, могут порождать конкретные правоотношения. Это юридические презумпции и фикции.

Юридическая презумпция – обоснованное предположение, на основании которого возникает, изменяется, прекращается правоотношение и которое в процессе самого правоотношения либо доказывается, либо опровергается (презумпция невиновности в уголовном процессе, презумпция виновности в гражданском процессе).

Юридическая фикция – заведомо ложное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта (усыновление ребенка супругом, не являющимся фактическим родителем; признание сделки фиктивной; признание нормативного акта юридически ничтожным и т.д.).

Лекция 17: Теоретические основы правового статуса личности.

1.Понятие и структура правового статуса личности 2.Классификация прав и обязанностей человека и гражданина 3.Юридические гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина 4.Ограничение правового статуса личности.

1. Понятие и структура правового статуса личности

Правовой статус личности - система признанных и гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей личности, персонифицирующих индивида как субъекта права.

В структуру правового статуса личности входят следующие элементы:

- правовые нормы;

- правоспособность и дееспособность лица, обладающего правовым статусом;

- основные права, свободы и обязанности;

- законные интересы;

- гражданство;

- юридическая ответственность.

В зависимости от перечисленных критериев различают:

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный (или родовой) статус определенных категорий граждан;

в) индивидуальный статус.

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три. Остановимся на их характеристике более подробно.

Общий правовой статусэто статус лица как гражданина государства, члена общества. Определяется он прежде всего Основным законом (Конституцией) государства и не зависит от различных текущих обстоятельств. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права, свободы и обязанности, которые закреплены и гарантированы всем и каждому Конституцией страны.

Общий правовой статус личности является основным, базовым, исходным, определяющим для всех остальных.

Специальный или родовой статус отражает особенности положения отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).

Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.

Таким образом, рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус); принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом; представляет собой отдельную неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус.

2. Классификация прав и свобод человека и гражданина

Одним из общепризнанных критериев классификации прав и свобод человека и гражданина являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием права и свободы традиционно в науке подразделяются на личные и гражданские (экономические, политические, социальные, культурно-духовные, экологические и т.д.).

Личные права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом.

К ним относятся: право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, личную и семейную тайну, свободу передвижения и т.д.

Экономические права – это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, как единолично, так и совместно с другими лицами, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т.д.

Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным и т.д.

Социальные права - это права на достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь и др.

Культурно-духовные праваэто права на пользование культурно-духовным наследием, ценностями, накопленными в обществе, на формирование духовного мира личности. В данную группу входят: право на пользование родным языком, право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.

Экологические праваэто права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.

3. Юридические гарантии обеспечения правового статуса личности

Юридические гарантии обеспечения правового статуса личности – это условия, с наличием которых законодатель связывает реальную возможность и максимальную эффективность реализации прав, свобод и обязанностей в комплексе составляющих правовой статус.

Юридические гарантии правового статуса личности можно разделить на две большие группы:

а) гарантии реализации правового статуса личности;

б) гарантии охраны правового статуса личности

К первой группе гарантий относятся:

- нормативное закрепление основных прав, свобод и обязанностей в действующем законодательстве и, прежде всего в Конституции государства;

- предоставление человеку возможности своими правомерными действиями реализовать законные интересы;

- стимулирование (со стороны государства) определенных видов деятельности и, таким образом, побуждение людей к занятию этой деятельностью (кредитование образования, строительства жилья, установление льгот для военнослужащих и сотрудников ОВД и т.д.);

- государственная забота о социально-незащищенных слоях населения (пенсионное обеспечение, государственные программы поддержки материнства и детства и т.д.).

Вторую группу юридических гарантий составляют:

- личные гарантии, предполагающие право личности самостоятельно защищать свои законные интересы всеми, предусмотренными законом средствами;

- гарантии в правоохранительной сфере, предполагающие создание государственных органов, осуществляющих охрану прав и свобод человека и гражданина на профессиональной основе (милиция, прокуратура, институт уполномоченного по правам человека и т.д.);

- гарантии в сфере правосудия, предполагающие формирование и функционирование государственных органов (судов), осуществляющих от имени государства объективное разрешение спорных ситуаций, а также определяющих степень виновности лиц, обвиняемых в совершении правонарушений, и выносящих решение о мерах юридической ответственности в отношении этих лиц;

- международные гарантии, предполагающие право личности обращаться за защитой своего нарушенного права в международные правозащитные организации.

4. Ограничение правового статуса личности

Ввиду сложности и многообразия общественных отношений, складывающихся в повседневной жизни людей, особую роль приобретает деятельность государства по их упорядочению и регламентации.

Условно все отношения в обществе можно разделить на две группы:

1) Отношения, урегулированные правом.

2) Отношения, урегулированные иными (неюридическими) нормами.

Правовое регулирование предполагает в качестве основных методов воздействия: убеждение, стимулирование, обязывание, запрет и т.д.

При этом реализация перечисленных методов в ряде случаев предполагает использование механизма государственного принуждения, применение которого связано с вмешательством в сферу частных интересов и, соответственно, ограничением правового статуса личности.

Пределами такого вмешательства являются:

1) законодательное закрепление функциональных полномочий органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменительную деятельность, которая основывается на принципе «разрешено лишь то, что разрешено законом»;

2)установление принципа, в соответствие с которым гражданам «разрешено все, что не запрещено законом». Следовательно, не является правонарушением деяние, прямо не предусмотренное законом в качестве такового.

Использование государственного принуждения в целях ограничения правового статуса личности возможно в случаях:

1) чрезвычайной ситуации, крайней необходимости (стихийное бедствие, социальный катаклизм, катастрофы техногенного характера, эпидемии и т.д.);

2) государственной целесообразности (в этих случаях необходимость вмешательства предопределяется необходимостью решения общесоциальных задач: забота о социально-незащищенных группах, поддержание обороноспособности страны и т.д.);

3) по инициативе заинтересованного лица, как правило, имеет место при разрешении конфликтов в сфере гражданско-процессуальных отношений (привлечение к ответственности ответчика по заявлению истца, взыскание долга с должника по заявлению кредитора, признание лица ограниченно дееспособным по заявлению заинтересованного лица и т.д.);

4) адекватная реакция государства на правонарушение, как правило, связана с реализацией уголовной ответственности за преступление (лишение свободы, принудительные работы, высшая мера и др.).

Следует особо подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией РФ ряд прав и свобод человека и гражданина признаются неотъемлемыми и неотчуждаемыми и не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах. Это право на гражданство, право на уважение достоинства, право на правосудие и т.д.

Лекция 18. Реализация права

1.Понятие и формы реализации норм права 2.Применение как специфическая форма реализации норм права 3.Правоприменительная деятельность: понятие, стадии и субъекты 4.Акты правоприменения.

1. Пониманиеи формы реализации норм права

Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем обеспечения правомерного поведения субъектов общественных отношений, а также осуществления мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

Реализация права – это процесс результативного воздействия права на общественные отношения. Результатом правового воздействия является как совершение лицом активных действий направленных на удовлетворение позитивных интересов (активное правомерное поведение), так и сознательное несовершение действий, влекущих социально-вредные последствия и признанных, в силу этого, противоправными (пассивное правомерное поведение). При этом реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, то есть таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям.

По характеру деяний субъектов, степени их активности и направленности выделяют формы непосредственной реализации права (соблюдение, исполнение, использование), и особую, опосредованную форму реализации – применение права.

Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. В большинстве случаев соблюдение права происходит незаметно. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется. Например, нормами уголовного права устанавливается запрет воровства. Не воруя, субъект соблюдает соответствующую норму права, т.е. реализует ее властное предписание.

Исполнение норм права происходит, когда субъекты претворяют в жизнь возложенные на них юридические обязанности. В этих случаях они действуют активно. В данной форме реализуются обязывающие нормы права. Например, пассажир общественного транспорта, компостируя талон, выполняет юридическую обязанность – оплачивает проезд, следовательно, исполняет норму права.

Использование норм права состоит в совершении дозволенных законом действий и имеет место тогда, когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют (либо не используют) предоставленные им правом возможности. Не использование субъектом предоставленной возможности, само по себе не рассматривается как правонарушение и не влечет отрицательных последствий. Пример

Эти три формы реализации права, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. Непосредственная реализация права может осуществляться субъектами как в рамках правоотношений (участие в выборах, служба в вооруженных силах), так и вне их (отказ от использования избирательного права, несовершение кражи и т.д.).

2. Применение как специфическая форма реализации норм права

В ряде случаев соблюдения, исполнения и использования норм права непосредственно заинтересованным субъектом оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических предписаний, при этом требуется вмешательство в процесс реализации права компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. Например, назначение пенсии требует помимо формального наличия оговоренных законом качеств, решения органа социального обеспечения; зачисление на учебу в вуз невозможно без приказа о зачислении (одного желания и факта успешной сдачи вступительных экзаменов здесь недостаточно), выполнение обязанности военной службы предполагает издание приказа о призыве конкретного человека в вооруженные силы и т.п. Кроме того, в ряде случаев субъекты не могут самостоятельно разрешить спорную ситуацию возникшую в ходе правоотношения и вынуждены поэтому обратиться за квалифицированной помощью к третьей стороне, в качестве которой, как правило, выступает государство в лице органов правосудия. Наконец, совершение лицом противоправного поступка предполагает привлечение его к юридической ответственности. Естественно, что в большинстве случаев, правонарушитель пытается избежать ответственности, поэтому необходим механизм принудительного вовлечения его в соответствующее правоотношение.

Во всех перечисленных случаях для результативного воздействия права на общественные отношения требуется участие в этих отношениях субъектов, принимающих от имени государства властные решения, связанные с реализацией права в рамках конкретной ситуации. Поэтому выделяется четвертая форма реализации права – применение.

Применение праваэто осуществляемая от имени государства в специально установленных законом формах властно-распорядительная деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение условий реализации субъективных прав и юридических обязанностей, разрешение спорных ситуаций между субъектами правоотношений, осуществление мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

Применение права как особая форма реализации отличается от форм непосредственной реализации рядом особенностей:

1. По своей сущности применение права представляет собой властно-распорядительную деятельность, осуществляемую от имени государства компетентными государственными органами (ОВД, суды, таможенные органы и др.), а также негосударственными органами (организациями, учреждениями), которым государство делегирует полномочия в правоприменительной сфере (органы местного самоуправления, третейские суды и др.).

2. Применение права осуществляется всегда в рамках специфических правоотношений – властеотношений. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Субъект осуществляющий правоприменение действует от имени государства и, в силу этого обладает властными полномочиями по отношению к субъекту, непосредственные интересы которого затрагиваются в процессе правоприменения. Последний может быть вовлечен в правоприменительное отношение в принудительном порядке (принудительное вовлечение правонарушителя в правоприменительное отношение в сфере юридической ответственности).

3. Правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных законом формах, в порядке предусмотренных законом процедур, в течение определенных сроков.

4. Применение права – это комплексная форма реализации юридических предписаний. Применяя норму, правоприменительный орган одновременно исполняет требования правовых норм (обязанность рассмотреть дело и принять решение), использует закрепленные в нормах возможности (право принимать любое справедливое решение в пределах, установленных законом), а также соблюдает установленные запреты (недопустимость превышения функциональных полномочий).

5. Применение права – это не единовременное явление, а сложный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий (этапов).

6. Конечным результатом применения права в любом случае является вынесение акта применения права (индивидуального правового акта).

3. Правоприменительная деятельность: понятие, стадии и субъекты

Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, который невозможен без последовательных, взаимосвязанных и взаимообусловленных действий правоприменителя.

Выделяются три стадии применения права:

1. Установление фактических обстоятельств дела.

На этой стадии правоприменитель должен собрать и проанализировать материалы, имеющие юридическое значение для дела и позволяющие представить наиболее близкую к реальности картину произошедшего.

Установление фактических обстоятельств осуществляется в соответствие с принципами относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Относимость предполагает, что правоприменитель в процессе исследования фактических обстоятельств, «сортирует» собранный материал, отбирая лишь те факты, которые имеют юридическое значение для рассматриваемого дела.

Допустимость предполагает, что получение материалов, имеющих юридическое значение для рассматриваемого дела должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, в порядке предусмотренной законом процедуры. Материалы, полученные с нарушением требований закона не могут рассматриваться в качестве юридически значимых и, таким образом, не являются доказательствами по делу.

Достоверность предполагает, что материалы собранные по делу должны нести в себе достоверную (правдивую) информацию.

Достаточность предполагает, что собранных материалов должно быть достаточно для принятия объективного решения по делу в оптимальные сроки.

2. Установление юридической основы дела.

Данная стадия является основной в процессе применения права и в свою очередь складывается из ряда «подстадий», к числу которых следует отнести:

- выбор нормы права и анализ ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц;

- толкование нормы и разрешение возможных коллизий норм;

- юридическая квалификация фактических обстоятельств дела.

Выбор нормы права и анализ ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц предполагает изучение нормативно-правовой базы с целью установления нормы (группы норм), в предписании которой закрепляется типовой вариант поведения, соответствующий фактическим материалам конкретного дела. Анализ выбранной правовой нормы предполагает тщательную проверку ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

- действует ли норма в тот момент, когда на ее основе необходимо решить конкретное дело и (или) действовала ли она на момент обнаружения требующей правоприменения ситуации;

- действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;

- распространяется ли действие данной нормы на субъектов, в отношении которых она должна быть применена.

Толкование нормы и разрешение возможных коллизий норм предполагает мыслительный процесс, в ходе которого правоприменитель уясняет для себя сущность выбранной нормы, проверяет, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная норма. При этом следует пользоваться текстом, опубликованным в официальном издании.

В процессе выбора нормы права и ее последующего толкования, правоприменитель может столкнуться с ситуацией, когда имеют место несколько норм, каждая из которых в принципе может быть применена для юридической квалификации фактических обстоятельств дела. Причем нередко предписания, закрепленные в этих нормах, носят противоречивый характер, что, естественно, затрудняет процесс юридической квалификации. Такая ситуация называется коллизией норм и связана, прежде всего, с несогласованностью действий органов, участвующих в законодательной деятельности. Разрешение коллизии норм осуществляется в соответствии с рядом принципов, к числу которых следует отнести следующие:

- при возникновении коллизии норм, закрепленных в законах, и норм подзаконных актов, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в законах;

- при возникновении коллизии норм, закрепленных в нормативных актах федерального и регионального уровней, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в актах федерального уровня;

- при возникновении коллизии норм, закрепленных в нормативных актах, изданных одним органом, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в более позднем по времени издания акте;

- при возникновении коллизии норм, закрепленных в одноуровневых актах общего и специального характера, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в актах специального характера и т.д.

Коллизия считается разрешенной тогда, когда правоприменитель определил для себя конкретную норму конкретного нормативно-правового акта, в соответствие с которой он собирается осуществлять юридическую квалификацию фактических обстоятельств дела.

Юридическая квалификация фактических обстоятельств дела предполагает процесс установления формально-юридической связи между фактическими обстоятельствами дела (его материальной основой) с выбранной нормой права (юридической основой).

3. Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц.

Это завершающая и наиболее значимая, с юридической точки зрения, стадия процесса применения нормы права. Первые две стадии носят подготовительный характер и направлены на обеспечение условий, позволяющих выработать и принять объективное решение по рассматриваемому делу. Перед вынесением конкретного решения правоприменитель должен еще раз убедиться в том, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны и им дана правильная юридическая оценка, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения выносится властное решение.

В зависимости от сложности дела, характера применяемой правовой нормы устанавливается различная процедура принятия решения. По одним делам решения принимаются тайным голосованием, по другим – открытым, по третьим – единолично должностным лицом. После того, как решение принято, оно объявляется заинтересованным лицам. Принятое решение оформляется путем издания акта применения права. Издание правоприменительного акта означает окончание процесса применения права и является предпосылкой и условием начала процесса реализации принятого решения.

4. Акты правоприменения права

Акт применения праваэто правовой акт, содержащий индивидуальное властное предписание компетентного органа (должностного лица), принимаемый от имени государства в результате разрешения конкретного юридического дела и обеспечиваемый системой государственных гарантий и санкций.

Основные признаки актов применения права:

Во-первых, акт применения права имеет властный характер. Содержащиеся в нем предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и, в необходимых случаях, могут быть реализованы принудительным путем. Например, отказ от добровольного выполнения судебного решения в гражданско-процессуальной сфере, приводит к «включению» механизма принудительного исполнительного производства.

Во-вторых, акт применения права – это индивидуальный правовой акт. Он принимается в результате разрешения конкретного юридического дела и действует в отношении строго определенного круга лиц. Этим акт применения права отличается от нормативно-правового акта, предписание которого содержит информацию обобщенного характера, а действие распространяется на неперсонифицированный круг субъектов.

В-третьих, акт применения права является актом одноразового действия, поскольку закрепляемое в нем предписание носит казуальный характер (посвящено правовому регулированию в рамках конкретной жизненной ситуации, в отношении конкретных лиц). В отличие от нормативно-правовых актов, акты применения права, не являются актами многоразового действия и могут применяться неограниченное количество раз до тех пор, пока не утратят свою юридическую силу.

В-четвертых, акты применения права обладают особой формой выражения. Наиболее распространенной формой выражения актов применения права является документальная (письменная) форма. Вместе с тем акты применения права могут быть выражены в устной (устный приказ, распоряжение), а также в конклюдентной (в форме сигнала) формах. В отличие от актов применения права, нормативно-правовые акты выражаются исключительно в документальной форме.

Как правило, документальные акты применения права характеризуются четырехзвенной структурой.

К примеру, судебное решение должно иметь следующие обязательные элементы:

1. Вводную часть, в которой указывается наименование документа (решение, определение, приговор, постановление), название и состав органа правосудия, принявшего решение, место и время принятия, предмет судебного разбирательства, конкретный адресат.

2. Описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела, указываются мотивы к возбуждению дела и заявленные при этом требования.

3. Мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения, где указывается на обстоятельства, достоверно установленные в процессе правосудия, мотивы, по которым принимаются или отвергаются соответствующие доказательства, выводы, которыми обосновывается выбор юридических норм и принимаемое решение.

4. Резолютивную часть, в которой излагается содержание решения, указание на те последствия, которые вытекают из нормы права и данного правоприменительного акта.

Классификация актов применения права производится по различным основаниям.

В зависимости от реализуемой функции права:

- регулятивные акты – направлены на обеспечение реализации субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений в случаях, когда реализация права в рамках непосредственной формы невозможна (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии и т.п.);

- охранительные актыиздаваемые в связи с совершением отдельными субъектами правонарушений (например, приговор суда, постановление прокурора о возбуждении уголовного дела и т.п.).

По типу правового регулирования:

- регистрационные акты – формально закрепляют и в последующем удостоверяют фактическое состояние, в котором пребывает субъект в данный период (регистрация в списках избирателей, постоянная и временная регистрация места жительства и т.п.);

- разрешительные акты – выражают дозволение компетентного органа на использование конкретным субъектом конкретного права с учетом обстоятельств: времени, места, условий, порядка реализации и т.д. К таким актам можно отнести принятие органами внутренних дел решения о разрешении приобретения газового или охотничьего оружия и т.п.;

- запретительные акты – содержат запрет на совершение определенных действий. К примеру, решение о лишении владельца автомобиля права на управление автотранспортным средством;

- ограничительные акты – устанавливают перечень ограничений в отношении конкретного субъекта. К примеру, освобождение лица из под ареста под подписку о невыезде.

По предмету правового регулирования:

- конституционно-правовые акты ;

- гражданско-процессуальные акты;

- уголовно-процессуальные акты;

- административные акты и др.

Лекция 19. Толкование норм права

1.Понятие и стадии толкования норм права 2.Способы и виды толкования норм права 3.Пробелы в праве: понятие, условия возникновения, механизм устранения и восполнения.

1. Понятие и стадии толкования норм права

В процессе реализации права возникают ситуации, когда понимание смысла правовой нормы невозможно без ее дополнительного анализа. Процесс толкования (интерпретации) правовых норм как раз и призван привести к соответствию фактического смысла и текстового содержания правовой нормы. Толкование (интерпретация) права является необходимым элементом деятельности любого субъекта по реализации правовых предписаний.

Толкование (интерпретация) норм права – это сложный волевой процесс, направленный на установление точного смысла содержащегося в нормах права предписаний и доведение необходимой информации до сведения заинтересованных лиц.

Процесс толкования включает две стадии: уяснение и разъяснение. Осуществляющий толкование субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя, а затем разъясняет смысл и содержание правового предписания заинтересованным лицам.

Неотъемлемым элементом интерпретационной деятельности является вынесение акта толкования права (интерпретационного акта).

Акт толкования права (интерпретационный акт) – это правовой акт, содержащий в себе разъяснение фактического смысла интерпретируемых норм права.

Признаки акта толкования права (интерпретационного акта):

1) Интерпретационные акты не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся интерпретируемые юридические нормы;

2) Отмена первичного нормативно-правового акта, в отношении которого осуществлялось толкование, влечет утрату юридической силы интерпретационным актом;

3) Интерпретационные акты адресованы только правоприменительным органам;

4) Интерпретационный акт не является самостоятельным источником права. Окончательное решение в любом случае принимается правоприменителем на основе действующего нормативно-правового акта.

2. Способы и виды толкования норм права

Процесс толкования осущес

studopedia.ru

5. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, необходимость

Систематизацияэто деятельность, направленная на упорядочение нормативно-правовых актов, приведение их в единую, согласованную, цельную систему с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.

Демократическое общество диктует потребность в том, чтобы право было совершенным по своей форме, упорядоченным, систематизированным, эффективно выполняющим свои задачи.

Цели систематизации:

  1. Создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования;

  2. Устранение устаревших и неэффективных норм права;

  3. Разрешение юридических коллизий;

  4. Ликвидация пробелов и обновление законодательства;

6. Инкорпорация и консолидация как разновидности систематизации

Инкорпорация (от лат. incorporeatio – включение в свой состав) это вид систематизации, в ходе которой действующие нормативно-правовые акты объединяются, сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования в разного рода сборники, собрания, где каждый из нормативно-правовых актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Результат инкорпорации – это различного рода сборники или собрания. Инкорпорация – это самый простой вид систематизации, при котором не производится переработка содержания норм права. Она проводится с целью обеспечения самого широкого круга субъектов текстами законов и иных нормативно-правовых актов.

Принципы инкорпорации:

  1. хронологический (по времени их принятия). Например, «Собрание законодательства РФ», «Ведомости Федерального собрания РФ»;

  2. тематический, систематический, предметный (по определенной тематике). Например, Свод законов Российской Империи действовал в XIX- XX вв.;

Пример: Свод законов Юстиниана как основной источник древнеримского права представлял собой форму инкорпорации действовавших в тот период в Риме норм. Первое в России Полное собрание законов, изданное в 1830 г., состояло из законодательных актов, исходящих от царя, нормативных актов, принятых Сенатом, министерствами, а также Святейшим Правительствующим Синодом.

Виды инкорпорации:

  1. Официальная осуществляется компетентными государственными органами. На официальные сборники (своды, собрания) возможны ссылки в процессе правоприменительной деятельности (Собрание законодательства РФ).

  2. Неофициальная может проводится государственными и негосударственными организациями для удобства использования нормативного материала в учебных целях, для просвещения населения либо с коммерческими целями (сборники нормативно-правовых актов по отраслям права). На неофициальные сборники нельзя ссылаться в ходе рассмотрения дел в суде и других правоприменительных органах.

Консолидациявид систематизации, в ходе которой действующие н.п.а., изданные по одному и тому же вопросу или по нескольким взаимосвязанным вопросам объединяются без изменения их содержания в единый укрупненный акт, где каждый из объединенных н.п.а. теряет свое самостоятельное юридическое значение. В данном случае нормативно-правовые акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.д.). Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Очевидно, что объединению подлежат предписания одинаковой юридической силы. Этот новый укрупненный акт не вносит изменений в действующее законодательство. Данный вид систематизации законодательства не имеет самостоятельного значения, поскольку является этапом в переходе от инкорпорации к кодификации. Субъектами консолидации выступают официальные правотворческие органы.

Пример консолидации: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях», который заменил собой 48 нормативно-правовых актов. Мировая практика консолидации весьма обширна. В Великобритании издаются десятки такого рода актов, которые объединяют акты парламента, принятые по одному и тому же предмету регулирования за все длительное время его существования. В конце XIX века английский парламент принял специальный закон о консолидации статутного права. Во Франции получили распространение кодексы, объединяющие нормативные предписания по одному и тому же вопросу. Изданы, например, такие консолидированные акты, как Кодекс дорог общественного пользования, кодекс сберегательных касс и др. В Германии действует такой консолидированный акт как Социальный кодекс.

StudFiles.ru

/ ТГП

21

Тема 57. Конституция в системе нормативно-правовыхактов, ее юридическая природа и функции

Понятие и черты Конституции. Конституция как основной закон государства. Верховенство Конституции в системе источников права. Обеспечение верховенства Конституции. Конституционный контроль. Порядок принятия и изменения конституций. Виды конституций. Функции Конституции: учредительная, правообразующая, организаторская, программная, идеологическая, информационная, стабилизирующая.

Тема 58. Подзаконные нормативно-правовыеакты, их понятие, виды, соподчиненность

Понятие и признаки подзаконного нормативно-правовогоакта. Классификации подзаконныхнормативно-правовыхактов по различным основаниям. Виды подзаконныхнормативно-правовыхактов по юридической силе (на примере законодательства Российской Федерации). Норма-тивно-правовыеакты Президента РФ.Нормативно-правовыеакты Правительства РФ.Нормативно-правовыеакты центральных органов исполнительной власти. Подзаконныенормативно-правовыеакты органов субъектов Федерации.Нормативно-правовыеакты органов местного самоуправления. Локальныенормативно-правовыеакты.

Тема 59. Действие нормативно-правовыхактов во времени. Порядок опубликования и вступления в силунормативно-правовыхактов

Пределы действия нормативно-правовыхактов во времени. Общий и специальный порядок вступления в юридическую силу нормативноправовых актов. Особенность официального опубликования и вступления в силу законов (на примере Конституции РФ, конституционных и обыкновенных федеральных законов РФ), указов главы государства, постановлений правительства, актов федеральных (центральных) органов исполнительной власти. Порядок опубликования и вступления в силу законов г.Санкт-Петербургаи Ленинградской области. Условия утраты норма-тивно-правовымиактами юридической силы. Принципы действия норма-тивно-правовыхактов во времени: «немедленное действие», «обратная сила закона», «переживание закона».

Тема 60. Пределы действия нормативно-правовыхактов в пространстве и по кругу лиц

Территориальные пределы действия нормативных правовых актов. Экстерриториальность. Категории лиц, в отношении которых применим

22

принцип экстерриториальности. Пределы действия в пространстве федеральных законов и иных нормативно-правовыхактов федеральных органов власти. Пределы действия в пространственормативно-правовыхактов органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, пределы действия локальных нормативных актов. Действиенормативно-правовыхактов по кругу лиц: в отношении граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства. Особенность действия по кругу лиц локальных нормативноправовых актов.

Тема 61. Систематизация законодательства, ее понятие и виды

Понятие систематизации законодательства как вида юридической деятельности и способа упорядочения нормативно-правовогоматериала. Связь систематизации законодательства с иными видами юридической деятельности. Виды систематизации законодательства, их понятие и общая характеристика. Инкорпорация законодательства. Консолидация законодательства. Кодификация законодательства как вид правотворчества. Учетнормативно-правовыхактов: журнальный, картотечный, автоматизированный, поддержание текстовнормативно-правовыхактов в контрольном состоянии. Систематизация нормативных актов на электронных носителях.

Тема 62. Инкорпорация законодательства как форма систематизации: понятие и виды

Определение систематизации законодательства. Понятие инкорпорации как разновидности систематизации законодательства. Особенности инкорпорации законодательства по сравнению с иными видами систематизации (консолидацией и кодификацией). Назначение инкорпорации законодательства. Виды инкорпорации законодательства. Официальная, неофициальная инкорпорация. Принципы расположения нормативноправового материала при инкорпорации законодательства: алфавитный, хронологический, предметный. Примеры хронологической и систематической инкорпорации законодательства. Свод законов как результат высшей инкорпорации, его юридическая природа. Проблема создания Свода законов РФ.

Тема 63. Кодификация законодательства: понятие, формы и значение

Понятие кодификации законодательства. Кодификация законодательства как вид правотворческой деятельности. Отличие кодификации законодательства от иных видов систематизации (инкорпорации и консо-

23

лидации). Значение кодификации законодательства в правовой системе общества. Виды кодификации законодательства. Всеобщая кодификация законодательства. Отраслевая кодификация законодательства. Межотраслевая кодификация законодательства. Кодификация по институтам права. Кодификационный акт, особенность его содержания, строения. Виды кодификационных актов.

Тема 64. Понятие и виды правоотношений

Понятие правового отношения. Признаки правового отношения. Правовое отношение как урегулированное нормами права общественное отношение. Взаимосвязь правового отношения и юридической нормы. Правоотношение как индивидуализированная связь между лицами. Правовое отношение как специфическая правовая форма общественного отношения. Субъективные права и юридические обязанности как содержание правового отношения. Правовое отношение и государственное принуждение. Место и роль правоотношений в правовом регулировании. Виды правоотношений. Общие (общерегулятивные) и конкретные правоотношения. Регулятивные и охранительные правоотношения. Правоотношения активного и пассивного типа. Абсолютные и относительные правоотношения.

Тема 65. Состав (строение) правоотношений и общая характеристика его основных элементов

Элементы состава правового отношения. Субъекты правоотношений и их виды. Правосубъектность и ее виды. Правоспособность. Дееспособность. Правовой статус. Содержание правоотношений. Субъективное право, его состав. Субъективная (юридическая) обязанность, виды юридической обязанности. Объект правоотношений. Виды объектов правоотношений.

Тема 66. Субъекты права: их понятие и виды. Правосубъектность

Понятие субъекта права. Субъект права и субъект правоотношения, их соотношение. Правовой статус личности. Виды правового статуса. Юридические свойства субъекта правового отношения. Правосубъектность, ее понятие и виды. Правоспособность и дееспособность в составе правосубъектности. Виды субъектов права. Индивидуальные и коллективные субъекты права. Понятие и виды физических лиц. Граждане. Иностранцы. Лица без гражданства. Должностные лица, их отличие от физических лиц. Организации как субъекты права. Виды организаций.

24

Государственные органы. Негосударственные организации. Общественные объединения, особенности их правосубъектности. Особенности юридического лица как субъекта правоотношения.

Тема 67. Понятие и нормативное содержание (состав) субъективного права и юридической обязанности

Понятие и признаки субъективного права. Отличие субъективного права от объективного права. Состав субъективного права. Правомочие и его виды. Право требования. Право на собственные активные действия. Притязание. Понятие юридической обязанности. Признаки, отличающие юридическую обязанность от субъективного права. Состав юридической обязанности. Обязанность совершать активные действия. Обязанность воздерживаться от активных действий. Претерпевание как юридическая обязанность в охранительных правоотношениях. Взаимосвязь субъективного права и юридической обязанности.

Тема 68. Объекты правоотношений: их понятие и виды

Понятие объекта правоотношения. Виды объектов правоотношения. Монистический и плюралистический подходы к объекту правоотношения. Многообразие объектов правоотношения: вещи и другие материальные блага, продукты духовного творчества, личные неимущественные блага, поведение или деятельность участников правоотношений, результаты деятельности субъектов.

Тема 69. Понятие и классификация юридических фактов. Фактический состав

Понятие юридического факта. Материальная (фактическая) и юридическая стороны юридического факта. Классификация юридических фактов по правовым последствиям: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты. Виды юридических фактов по волевому признаку: события и действия. Правомерные действия и неправомерные действия. Виды правомерных действий: индивидуальные правовые акты, юридические поступки и результативные действия. Виды неправомерных действий: правонарушения и объективно противоправные деяния. Общеизвестные, презюмируемые и преюдициальные юридические факты. Понятие и виды фактических составов, их отличие от сложных юридических фактов. Сложные юридические факты.

25

Тема 70. Понятие, способы и формы реализации права

Понятие реализации права. Реализация права и правомерное поведение. Способы и формы реализации права. Непосредственная реализация права и применение права. Формы непосредственной реализации права. Соблюдение права. Исполнение права. Использование права. Применение права как особый способ реализации права, его отличие от непосредственной реализации права.

Тема 71. Понятие и функции правоприменительной деятельности. Необходимость применения права в процессе его реализации

Понятие применения права как государственно-властнойдеятельности специальных субъектов. Применение права как особый способ реализации права и вид юридической деятельности. Признаки применения права. Субъекты правоприменительной деятельности, их виды. Условия, при которых возникает необходимость правоприменительной деятельности в процессе реализации права. Функции правоприменительной деятельности. Общесоциальные функции применения права.Специально-юридическиефункции применения права: правонаделительная, правообеспечительная, индивидуального (казуального) регулирования.

Тема 72. Стадии правоприменительного процесса. Основные требования правильного применения права

Понятие правоприменительного процесса. Стадии правоприменительного процесса. Установление фактических обстоятельств дела. Установление юридической основы дела, выбор и анализ юридической нормы. Правовая квалификация. Решение юридического дела и оформление акта применения права. Исполнение правоприменительного решения и контроль за его исполнением. Основные требования правильного применения права: обоснованность, законность, справедливость, целесообразность, эффективность.

Тема 73. Акты применения права, их отличие от иных правовых актов. Виды и структура актов применения права

Понятие и признаки актов применения права. Отличие акта применения права от иных правовых актов (нормативно-правовых,интерпретационных). Акт применения права как юридический факт. Виды актов применения права по субъектам правоприменительной деятельности. Регулятивные и охранительные акты применения права. Основные и вспо-

26

могательные акты применения права. Виды актов применения права по их значению в механизме реализации права: правоконкретизирующие, разрешающие, регистрационные, акты о признании, учреждающие, запрещающие. Структура актов применения права.

Тема 74. Пробелы в праве, их понятие, виды и причины. Способы преодоления пробелов в праве в процессе его применения

Понятие пробела в праве. Причины пробелов в праве. Виды пробелов в праве, их отличие от мнимых пробелов. Первоначальные и последующие пробелы. Пути устранения пробелов в праве. Восполнение пробелов в праве высшими судами. Преодоление пробелов в праве в процессе его применения. Аналогия в праве. Ограничения применения аналогии. Виды аналогии в праве. Аналогия закона. Аналогия права. Субсидиарное применение права.

Тема 75. Толкование законов и других правовых актов: понятие и этапы. Способы толкования содержания нормативно-правовыхактов

Понятие толкования права. Толкование права как мыслительный процесс и как вид юридической деятельности. Этапы толкования права: уяснение и разъяснение содержания правовых норм. Способы толкования права (способы уяснения), их общая характеристика. Грамматический, логический, систематический, телеологический, исторический, специальноюридический способы толкования. Толкование норм права по объему: буквальное, распространительное и ограничительное толкование.

Тема 76. Виды толкования права. Толкование Конституции РФ Конституционным судом РФ

Виды толкования права по субъектам, виды разъяснения. Официальное толкование права. Нормативное и казуальное толкование права. Аутентичное и легальное толкование права. Виды неофициального толкования права. Доктринальное (научное), профессиональное, обыденное толкование права. Значение Конституционного суда РФ в толковании Конституции РФ. Юридическая природа постановлений Конституционного суда, содержащих толкование норм Конституции РФ. Правовые позиции Конституционного суда, их юридическая природа.

27

Тема 77. Интерпретационные акты: понятие, юридическая природа, отличие от иных правовых актов

Понятие интерпретационного акта. Юридические свойства акта толкования правовых норм. Отличие интерпретационного акта от иных видов правовых актов (нормативно-правовогои правоприменительного). Положение интерпретационного акта в системе правовых актов. Виды интерпретационных актов. Интерпретационные акты правотворчества. Интерпретационные акты применения права.

Тема 78. Понятие и виды юридической деятельности

Признаки и определение юридической деятельности. Субъекты, осуществляющие юридическую деятельность. Виды юридической деятельности, их общая характеристика. Правотворческая деятельность. Правоприменительная деятельность. Деятельность по систематизации законодательства. Интерпретационная деятельность. Юридическая деятельность невластных субъектов. Правовая активность, правореализующая деятельность.

Тема 79. Понятие и виды правомерного поведения

Понятие правомерного поведения. Правомерное поведение как разновидность правового поведения. Признаки, отличающие правомерное поведение от правонарушения. Правомерное поведение и юридическая деятельность. Виды правомерного поведения. Индивидуальное и коллективное (групповое) правомерное поведение. Мотивы правомерного поведения. Обычное и маргинальное правомерное поведение. Разновидности правомерного поведения по формам реализации права: соблюдение, исполнение, использование права.

Тема 80. Понятие и состав правонарушения. Виды правонарушений

Понятие правонарушения. Признаки правонарушения. Противоправность деяния. Общественная опасность (вредоносность) деяния. Виновность деяния. Деликтоспособность субъекта правонарушения. Вменяемость и возраст правонарушителя. Отличие правонарушения от объективно противоправного деяния. Понятие и элементы состава правонарушения. Объект правонарушения. Субъект правонарушения. Объективная сторона правонарушения. Субъективная сторона правонарушения. Виды правонарушений по степени причиненного вреда. Преступления и проступки. Гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения.

28

Тема 81. Понятие и функции юридической ответственности. Юридическая ответственность и другие меры государственного принуждения

Понятие и признаки юридической ответственности. Проблема позитивной и ретроспективной ответственности. Функции юридической ответственности. Штрафная (карательная) и правовосстановительная функции.

Юридическая ответственность как мера государственного (правового) принуждения. Юридическая ответственность и иные меры государственного (правового) принуждения. Предупредительные (превентивные) меры. Меры защиты, или правовосстановительные меры. Меры пресечения.

Тема 82. Основания и виды юридической ответственности

Определение юридической ответственности. Виды оснований юридической ответственности. Фактическое основание юридической ответственности. Норма права как юридическое основание юридической ответственности. Иные юридические основания юридической ответственности и ее реализации. Значение состава правонарушения и правоприменительного акта в реализации юридической ответственности. Виды юридической ответственности по различным основаниям, их общая характеристика. Конституционная ответственность. Уголовно-правоваяответственность. Гражданскоправовая ответственность.Административно-правоваяответственность. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность.

Тема 83. Понятие, принципы и требования законности. Гарантии законности в современном государстве

Понятие законности. Формы проявления законности (как принцип, метод, особый правовой режим общественной жизни). Конституционная законность. Основные принципы законности: верховенство закона, всеобщность закона, единство законности, связь законности и целесообразности, гарантированность законности. Требования законности. Гарантии законности: экономические, политические, социальные, идеологические. Правовые гарантии законности. Условия и средства обеспечения законности в обществе.

Тема 84. Понятие правопорядка. Соотношение законности и правопорядка

Понятие правового порядка. Правопорядок и общественный порядок, их соотношение. Внутренний и международный правопорядок. За-

29

конность и правопорядок, их соотношение. Законодательство как нормативная основа правового порядка. Законность как средство и условие создания правового порядка.

Тема 85. Правовое регулирование: понятие, способы и типы. Правовое регулирование и правовое воздействие

Понятие правового регулирования. Соотношение правового регулирования и правового воздействия. Информационное, ценностноориентационное и специально-юридическоевоздействие права на участников общественных отношений. Виды правового регулирования: нормативное и индивидуальное регулирование. Предмет правового регулирования. Методы правового регулирования: централизованное и децентрализованное правовое регулирование. Стадии правового регулирования. Способы правового регулирования: дозволение, позитивное обязывание и запрет. Типы правового регулирования. Общедозволительное и разрешительное регулирование.

Тема 86. Механизм правового регулирования, его основные элементы

Понятие механизма правового регулирования (МПР). Механизм правового регулирования и механизм правового воздействия, их соотношение. Основные элементы механизма правового регулирования, их общая характеристика и значение в МПР. Юридические нормы. Юридические факты. Правовые отношения. Акты реализации прав и обязанностей. Акты применения права.

Тема 87. Правовые средства в механизме правового регулирования, их понятие и классификация

Понятие и признаки правовых средств. Правовое средство как институционное образование правовой действительности. Виды правовых средств. Общие и специальные правовые средства. Правовые средства, образующие механизм правотворчества и механизм реализации права. Регулятивные, охранительные, процессуальные средства. Основные, факультативные и вспомогательные средства.

Тема 88. Эффективность права: понятие и уровни. Пути повышения эффективности права

Понятие эффективности права. Эффективность права как соотношение между целью правового регулирования и результатом реализации

30

права. Уровни эффективности действия права. Высокий уровень эффективности действия права. Средний уровень эффективности действия права. Низкий уровень действия права. Неэффективное и отрицательноэффективное действие права. Пути повышения эффективности действия права.

Тема 89. Понятие и структура правовой системы общества

Понятие правовой системы общества. Соотношение понятий: «правовая система общества», «система права» и «механизм правового регулирования». Структура правовой системы общества. Основные компоненты правовой системы общества: система права, официальные юридические источники права, юридическая практика, правовая идеология, их общая характеристика. Национально-правоваясистема и правовые общности.

Тема 90. Правовые системы современности, их классификация и общая характеристика

Определение правовой системы общества. Классификация правовых систем по правовым семьям (правовым общностям). Общая характеристика правовых систем современности. Романо-германскаяправовая система, ее особенности. Роль закона вромано-германскойправовой системе. Анг-ло-американскаяправовая система, ее особенности. Роль судебной практики вангло-американскойправовой системе. Неотдеференцированные правовые системы: мусульманские (религиозные) правовые системы, семья традиционного (обычного) права, идеологизированные правовые системы. Особенности современной российской правовой системы.

StudFiles.ru

60. Систематизация нормативно-правовых актов (понятие, виды, значение)

Систематизация нормативно-правовых актов это деятельность, связанная с приведением этих актов в систему, с упорядочиннием этих нормативных актов. Это специальная работа, направленная на то, чтобы привести эти акты в систему (упорядочить). Благодаря систематизации правовая система упорядочивается, развивается, не отстает от развития общества.

Внешняя сторона систематизации - это формирование разделов, рубрик и т.п. Внутренняя сторона - устранение противоречий, пробелов норм, другими словами, их изменение. Выделяют следующие виды систематизации по процессу упорядочивания правового материала:

Самостоятельными формами систематизации являются: кодификация, инкорпорация, консолидация, учет.

Виды. Прежде всего, выделяют:

  • официальную систематизацию. Официальная систематизация осуществляется официальными органами и учреждениями. Главный вид официальной систематизации – кодификация нормативно-правовых актов, это сложная правотворческая деятельность. В результате неё появляются новые законы, а чаще кодексы, как результат кодификации. Официальная систематизация носит правотворческий характер. Неофициальной кодификация никогда не бывает потому, что это всегда властная правотворческая деятельность.

Кодификация - эта такая систематизация законов, при которой не ограничиваются внешней их обработкой, но ставят задачей создать сборники законов, проникнутые внутренним единством, исходящие из некоторых общих принципов. Присутствует как внешняя, так и внутренняя сторона систематизации. При кодификации отдельные положения действующих законов перерабатываются, дополняются или отменяются. Этот вид систематизации осуществляется только правотворческими органами. В результате получается новый законодательный акт, заменяющий собой весь ранее действовавший нормативный материал, регулировавший тот же круг вопросов.

Кодификация может быть: а) всеобщей; б) отраслевой; в) специальной.

Существуют следующие виды кодификации:

а) принятие основ и основных начал законодательства - пример, основы уголовного законодательства СССР.

б) принятие федеральных кодексов и уставов - устав железных дорог СССР.

в) принятие кодексов - гражданский кодекс, уголовный кодекс.

г) принятие уставов, регламентов, положений - основной вид кодификации.

  • неофициальную систематизацию. Каждый человек может осуществлять эту систематизацию для написания дипломной работы, и она не будет носить никакого официального характера.

Есть ещё один вид систематизации правовых актов – инкорпорация - это объединение нормативно-правовых актов определенного уровня в сборники или собрания законодательства. Такая обработка законов и иных актов, содержащих нормы права, при которой их содержание не меняется, но весь правовой материал объединяется и располагается в определённом систематическом порядке. Присутствует лишь внешняя сторона систематизации, это лишь простая классификация. Может быть: генеральной (инкорпорация всего законодательства страны) или частной; официальной (свод законов государства)или неофициальной (создание сборников по инициативе частных лиц), полуофициальной (инкорпорация по поручению министерств). Официальной инкорпорацией чаще всего занимается Министерство юстиции.

Инкорпорация нормативно-правовых актов непосредственно связана с их учетом, т.к. базируется на определенном максимально полном фоне соответствующих актов, ибо первой задачей инкорпорации является подготовка перечня актов, из которых должен состоять сборник. Нормативные акты могут инкорпорироваться в том виде, в каком они были приняты правотворческими органами.

В последние годы появляется большое количество нормативно-правовых актов, в связи с этим, должны разнообразиться формы и виды систематизации. Говорят, что есть что-то смешанное между кодификацией и инкорпорацией и называют это консолидацией. Она представляет собой нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией. Несколько нормативных актов объединяются в один. Устраняются противоречия и повторы, обычно носит неофициальный характер.

В последнее время стали ещё выделять такой вид систематизации, как учёт нормативно-правовых актов. Его ведут специальные учреждения и в Думе и в Совете Федерации и в Правительстве ведут такую работу. Берут на учёт все действующие нормативно-правовые акты.

StudFiles.ru

Читайте также