Что означает слово еврей

Кто такой жид? Чем отличается жид от еврея?

Каждому из нас не раз удавалось слышать от малознакомых и близких нелестное упоминание о каком-либо неугодном деятеле - "жид". Произносится это всегда уверенно и с насмешкой, с толикой презрения и огоньком в глазах. Смысл улавливается на каком-то глубинном, подсознательном уровне - мало кто знает точно, кто такой жид. Но если выразиться так самому, в ответ гарантировано можно услышать понимающее поддакивание и усиленные кивки головой. Только вот это мало что объясняет. Почему такое отношение к, казалось бы, обычному слову? Что оно значит? В конце концов, кто такой жид?кто такой жид

При чем здесь православие?

Говорят, жидами называют евреев, только с презрительной окраской. Но будь все так просто, не возникал бы вопрос, чем отличается жид от еврея, да и прозвище не было бы окутано некой тайной. К тому же, при разбирательстве почему-то сразу же возникает уточнение от религии: дескать, так называют иудеев. Получается, что у них, последователей данной веры, и есть два названия: евреи и жиды. Тогда, правда, выходит совсем непонятно. Разбираться с этим придется при помощи известных историков, исторических фактов и прочих сводок.

Цитируя А. Нечволодова

Известный русский историк писал, что происхождение слова "жид" более чем простое. Не тайна, что иудеи - потомки Иуды, так что каждый европейский язык имеет для них свое название. Немцы называют их "юде", англичане - "джю", французы - "жюйф", а вот поляки выбрали так полюбившееся русскому человеку - "жид". И летописцы, и историки позаимствовали прозвище и использовали его повсеместно. Это можно заметить в их работах давней давности, когда никаких претензий к термину не возникало.

Почему тогда презрение?

чем отличается жид от еврея

Казалось бы, чем тогда не полюбился "жид", раз этимология не содержит ничего такого? Тут и стоит вернуться к вере и религиям. Для православных иудеи - враги Христа, как уже сказано выше, произошли они от Иуды - предателя, как уверяют христиане. Это значит, что жиды - народ, отрекшийся от Бога. Потому православие уверенно заявляет, что проблема того, что сами евреи не любят, когда их так величают, - следствие борьбы вероучений, а не чего-либо еще. Потому то "жидом" в глазах истинного христианина может оказаться человек любой национальности, который принял иудаизм, а значит, отвернулся от Иисуса Христа.

Великий и могучий...

Обратимся же к Толковому словарю Даля. Жид в этом талмуде определяется как "скупой, скряга" и т.д. Не очень лестное определение, но, между прочим, то, что это синоним слова "еврей", нигде даже не намекается, не то чтобы упоминается. То есть на вопрос, кто такой жид в русском языке, можно честно ответить - жадный человек. Без привязки к чему-либо национальному, религиозному и так далее. Но этот совершенно непротиворечивый факт почему-то опускается на фоне всего остального, не воспринимается как достаточный аргумент.

А может все-таки национальная рознь?

Откуда же тогда пошла поголовная нелюбовь к евреям? Быть может, антисемитизм как явление в России только пытаются разжечь, причем совершенно беспочвенно? Очень похоже.

Занимательный факт: изданный в 1978-1980 годах и совершенно не измененный (если верить редакции) словарь Даля страницу с дефиницией "жида" уже не содержит. Вот и созданы идеальные условия для сложения нового стереотипа. По нему еврей - национальность, а не член религиозной иудейской общины.евреи и жиды

Интересно, что то, почему евреи жиды, по сути, нигде не объясняется. Передергивание этих двух понятий искусственно, а толкование второго из них лживо приписано первому. И внезапно - это нация-враг.

Очередной софизм - скрытая логическая ошибка

"Нация-враг": что не так в этом выражении? Прежде всего, пожалуй, то, что евреи никогда не являлись нацией. Это принадлежность к вере, религии. К иудаизму, уже упоминаемому в этой статье. С этой точки зрения позиция православия хоть и не отличается особой этичностью, но логично представлена.

Хотя, конечно, с вопросом нации все тоже не так гладко. И вот почему: на иврите "еврей" означает и принадлежность к народу, и религии, а в Израиле и вовсе - юридический статус.

Сказ о том, как еврейскую общину нацией сделать пытались

Теодор Герцль дал свое определение народу-этносу. Согласно его словам, это не только группа людей с историческим прошлым и сплоченностью в настоящем, но и с причиной этой общности - общим врагом. То есть, по Герцлю, нет врага - нет единения. Спорное утверждение, но именно оно так хорошо объясняет концепцию антисемитизма: национальное угнетение порождает угнетаемую нацию.

Есть евреи и есть жиды...

Все помнят аксиому о том, что есть немцы, а есть нацисты? Вот. Жид, еврей: разница между ними такая же, принципиальная. По крайней мере, всегда находятся те, кто утверждает именно так.жиды фото

Некоторые люди искренне удивляются, почему к евреям проявляется такая ненависть. На каком-то общенациональном уровне, даже если человек особо-то ненавидеть не умеет, народное творчество в виде анекдотов просто испещрено вставками вроде "жид", якобы выставляя их менталитет на посмешище. И ладно бы это был не вредящий никому стереотип, но тут ведь - целый перечень плохих последствий.

И это при том, что среди представителей еврейства целый ворох ученых, творцов, гениев. Еврей же скупой купец - скорее завсегдатай старых пересказов, яркое второстепенное лицо литературных произведений.

Немного исторических сводок

Чтобы не путаться: сказ и православие с их презрением к иудеям, а также толковый словарь Даля с его искусно вызванным антисемитизмом - не две принципиально разные точки зрения. Во-первых, одно другому не мешает, а во-вторых, одно другое не отрицает.

Так, примем за исторический факт следующее: происхождение слова "жид" от "Иуда" и его первоначально совершенно не пренебрежительный смысл. Данное наименование начало удаляться из официальных сводок с началом правления Екатерины II. Произошла трансформация, сходная с нынешним переосмыслением слова "негр", резко ставшим оскорбительным.

Кстати говоря, в то время как в России русским писателями уже приходилось оправдываться за свою якобы ненависть, выраженную через использование в своих произведениях "неправильного" слова, польско-украинская среда в этом, так сказать, отставала. На территориях этих стран все оставалось по-прежнему.

Исключительно российская проблемажид человек

Продолжим перечень занимательных фактов: при переводе на английский слова "еврей" получим "jew". При переводе слова "жид" (внимание!) - тоже "jew". Тогда чем отличается жид от еврея? Тем, что первое в какой-то момент стало неугодным.

Ситуация обострилась во времена Советской власти: сначала слово ассоциировалось с контрреволюцией из-за антисоветской пропаганды белогвардейцев. А в период Великой Отечественной Войны "жид" приобрел издевательскую "надстройку" над называемым, что отнюдь не способствовало его эмоциональной восприимчивости в лучшую сторону - все только ухудшилось.

Тогдашние изменения укоренились настолько сильно, что сейчас произвести обратную трансформацию будет более чем сложно.

"Жид": значение

К толковому словарю Даля в этой статье уже обращались. И если ему верить (а не верить ему, в свою очередь, причин нет), то "жид" - человек жадный, скупой, проще говоря - скряга. Тут же вспоминается известный стереотип о евреях. Сразу очень логично выстраивается цепочка обзывательства. Но, найдя ответ на этот вопрос, натыкаемся на следующий: не о том, почему евреи - жиды, но о том, почему же евреи считаются скупыми.

Лион Левинсон однажды сказал, что еврейская жадность, безусловно, существует. Равно как и французская, и американская, и украинская. Удивительно точное замечание. Каждый народ всего имеет в меру: есть в нем и не лучшие представители, а есть и воплощения добродетелей.

Ассоциация "евреи-жадность"

Причина первая. Религиозная. И снова Иуда, и снова подпортил своему народу жизнь. Предатель Искариот продал Иисуса именно за деньги, за тридцать серебряников (что, вообще-то, не так уж и много), следовательно, его погубила жадность. Скупой персонаж ассоциируется с иудеями, а ведь, между прочим, они пошли совсем от другого Иуды. Не зря в начале статьи было уточнение: с Искариотом евреев связывают православные, но это не значит, что они правы. Потому что на самом деле - нет, совсем нет. Иудой звался также и один из последователей Христа, ни в чем повинном не замеченный.жиды мира

Причина вторая. Сугубо исторически сложившаяся. По существу, и эта причина несколько связана с христианством. Церковь в Средние века запрещала практически все виды денежных отношений. Кредит, однако, важен не только в экономике, но и в сельском хозяйстве, которым уже занимались христианские крестьяне. Что делать евреям, которым нечем больше заняться? Правильно - осесть в нише кредита. А дальше все, как по маслу: естественно, каждый кредитор работает, прежде всего, себе в выгоду, а то, что евреи стали ассоциироваться с этой скупой и жадной областью деятельности, - вопрос времени, не более. В современном же мире эта нация реализует себя и в других сферах, а не только в торговле и банковском деле.

Итоги и выводы

Итак, к чему можно прийти в заключение? Пробежимся по всему написанному чуть выше:

  1. Тайна происхождения слова "жид" возносится к имени Иуда.
  2. Православные веруют, что Иуда-прародитель иудеев - это Иуда Искариот, предавший Христа. Потому для христиан ответ на вопрос, кто такой жид, - это любой иудей, поскольку это вера предателей, отвернувшихся от Бога в пользу Дьявола (Сатаны).
  3. "Жид" - давнее название евреев.
  4. Начиная с определенного момента, "жид" стал носить отрицательную эмоциональную окраску. Из официальных документов слово стали удалять, перезаписывать, стыдиться.
  5. Толкование слова "жид" - скупой, жадный.
  6. Евреев называют жадными, поскольку Иуда Искариот предал Иисуса из-за денег.
  7. Кроме того, ассоциация с жадностью происходит от того, что жиды мира Средневекового в основном занимались торговлей, банковским делом, кредитами и экономикой.
  8. Вопросом, почему евреи жиды, задаются только на постсоветском пространстве, поскольку на иностранных языках перевод у этих слов один.
  9. Существует теория, по которой отрицательная окраска слова "жид" является одним из пунктов плана искусственно вызвать антисемитизм среди россиян.

почему евреи жиды

Как видно, неточности все еще имеют место быть. К сожалению, это не та тема, по которой можно сделать ясный вывод. Процесс укоренения стереотипов в мышлении, ненависти к отдельным нациям со стороны представителей других - дело долгое и исторически сложившееся. А ведь "жиды", фото которых иногда используются для насмешек и нелицеприятных подписей, - всего лишь люди, которые, как известно, не бывают только хорошими или только плохими.

fb.ru

Еврейский народ это:

Еврейский народ ЕвреиОбщая численность: Расселение: Религия:
Альберт Эйнштейн • Рамбам • Голда Меир • Эмма Лазарус
13,6 млн.[1]
Израиль 5 593 000

Соединённые Штаты Америки 5 275 000
Франция 492 000
Канада 373 000
Великобритания 297 000
Россия 228 000
Аргентина 184 000
Германия 118 000
Бразилия 96 000
Австралия 88 831
Венгрия 80 000—100 000
Украина 80 000
Южно-Африканская Республика 72 000
Белоруссия 65 000-70 000
Мексика 40 000
Бельгия 31 200
Нидерланды 30 000
Италия 28 600
Эфиопия 26 196
Иран 25 000
Чили 20 700
Уругвай 18 000
Швеция 18 000
Турция 17 800
Испания 12 000
Австрия 9 000
Азербайджан 6 800
Дания 6 400

Язык: Иврит, идиш, ладино
Иудаизм
Родственные народы: арабы и др. семиты

Евре́и — народ, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств, живущий во многих странах мира (с 1948 года существует также еврейское государство — Израиль). Численность от 12 до 14 млн чел. (2006, оценка), из них около 40 % в Израиле и 35 % в США. Традиционной религией евреев является иудаизм. Исторически понятия «еврей» и «иудей» тесно переплетены и в большинстве языков неразличимы. Большинство евреев говорят на языках тех стран, в которых живут. В Израиле государственным языком является иврит, возрождённый в качестве разговорного в XIX веке. В разных странах существует также ряд специфических еврейских языков, крупнейший из которых — идиш — входит в германскую группу языков.

Содержание

  • 1 Название
    • 1.1 Самоназвание
    • 1.2 Происхождение слова иудеи
    • 1.3 Происхождение слова евреи
    • 1.4 Название в русском языке
  • 2 Критерии еврейства
    • 2.1 Гиюр
  • 3 История
    • 3.1 Древнейшая (библейская) история
      • 3.1.1 Эпоха Первого Храма
      • 3.1.2 Эпоха Второго Храма
    • 3.2 Средние века
    • 3.3 История еврейской диаспоры
  • 4 Расселение в настоящее время и численность
  • 5 Этнические группы евреев
    • 5.1 Близкие группы
  • 6 Языки евреев
  • 7 Религия
  • 8 Традиционная культура
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 См. также
  • 12 Ссылки

Название

Самоназвание

Современное самоназвание ивр. יְהוּדִים‎, йеhудим; на идише: ייִדן (й)идн; на ладино: ג׳ודיוס джудиос.

Древним самоназванием является также бней-Исраэль — сыновья Израиля (Иакова), то есть потомки праотца Иаковa (Израиля).

Происхождение слова иудеи

Греческое Ἰουδαῖος происходят от древнееврейского יהודי (иеhуди)[2]. В свою очередь, от греческого происходят лат. judaeus, англ. Jew, фр. Juif, нем. Jude, польск. żyd, русск. иудей и т. д.

Изначальное название иеhуди относилось к потомкам (колена) Иуды, впоследствии — к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название иеhуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом.

Происхождение слова евреи

Буквальное значение слова иври — «пришелец с той стороны». От того же корня (ивр. ע-ב-ר‎) происходят глаголы: леhаавир (ивр. להעביר‎) — передать и лаавор (ивр. לעבור‎) — перейти. Остаётся, однако, неясным, имелась ли в виду река Евфрат или Иордан.

  • Существует также мнение, что этот эпитет связан с происхождением праотца еврейского народа, Авраама, от Эвера.
  • Согласно представлениям Каббалы, значение этого слова происходит от глагола леhаавир (передать) и смыслом названия народа является духовная миссия, возложенная на евреев — передать духовный свет и мудрость Творца неевреям.

Название в русском языке

Русское название «еврей» восходит через старославянский к древнегреческому Έβραίος; [hebrajos], позднее [эврэос], которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского самоназвания ивр. עִבְרִי‎ (иври)[3]. Подобным образом происходит и латинское hebraeus, к которому восходят англ. Hebrew, нем. Hebräer, фр. Hebreu, итал. ebreo, исп. hebreo и т. д.

Слово жид в современном русском языке считается оскорбительным. Оно восходит к позднепраславянскому *židъ — заимствование из итал. giudeo[4], и заимствовано из лат. judaeus — «иудей». Это обозначение евреев и/или иудеев сохранилось, например, в польском и чешском языках, где слово еврей не употребляется, и в галицком диалекте литературного украинского языка — но уже в языковом стандарте современного украинского языка предпочтительно слово єврей.

Слово гебреи (hebraeus) является архаичной формой, происходящей от латинизированного названия, и практически не употребляется.

Критерии еврейства

Основная статья: Еврейство

Согласно определению еврейского религиозного закона Галаха,

« евреем является человек, рождённый матерью-еврейкой или обращённый в еврейство в соответствии с религиозным каноном (гиюр) »

Вопрос «Кто является евреем?» (ивр. ?מיהו יהודי‎) — одна из наиболее активно обсуждаемых проблем в еврейских религиозных, политических, юридических и общественных дискуссиях в еврейской среде. Проблематичность определения того, что такое «еврейство» заключается в том, что на иврите термин «יהדות» — означает религию, национальность, происхождение, этническую общность, культуру, а в Израиле ещё и юридический статус.

Наиболее древним источником, дающим определение «еврейства», является еврейское право — Галаха, основанное на постановлениях законоучителей Талмуда. Тем не менее, в истории еврейского народа неоднократно возникала необходимость в переоценке этого самоопределения.

В период до разрушения Первого Храма, когда евреи прочно сидели на своей земле и еврейская национально-религиозная община жила устойчивой и полноценной жизнью, евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу — даже если он не происходил от одного из колен Израилевых. Положение принципиально изменилось после возвращения из вавилонского пленения (538 г. до н. э.). Падение Израильского, а затем и Иудейского царств сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Землю Израиля неевреев. Следствием этого были смешанные браки, угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа, и ослабление национально-религиозного самосознания у евреев, остававшихся в стране. В результате, Ездра (Эзра) и Неемия (Нехемия) распространили запрет Библии на смешанные браки на все окружавшие евреев народы (Езд.9-10; Неем.10:30, 13:23-27). Принадлежность к общине определялась теперь, в первую очередь, на основании религиозного критерия, и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Строго религиозный критерий еврея, введённый Эзрой и его соратником Нехемией, привел к культурно-религиозному обособлению евреев от языческого мира.

Если ещё в XVII—XVIII вв. принадлежность к еврейству в глазах общины определялась галахическими критериями (происхождение от матери-еврейки или принятие иудаизма), а в глазах неевреев — вероисповеданием, то с наступлением эпохи эмансипации религия постепенно перестаёт служить критерием принадлежности к еврейству. По этим причинам, а также в связи с тем, что различные определения еврейства частично перекрываются и оказывают одно на другое взаимное влияние, вопрос определения «Кто является евреем?» остаётся предметом обсуждения и споров.

В то же время, определение того, кого считать евреем, давалось также и различными антисемитскими образованиями, с целью преследования евреев. Эти определения еврейства оказали значительное влияние на характер этого вопроса на протяжении всего XX века.

С образованием Государства Израиль в качестве еврейского национального государства, возникла насущная необходимость в юридической формулировке критериев принадлежности к еврейству: должно ли это определение совпадать с галахическим или же евреем может быть признан всякий, кто заявляет о своей принадлежности к еврейскому народу. Закон о возвращении Государства Израиль гласит:

« евреем считается тот, кто рождён от матери-еврейки и не перешёл в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм »

Гиюр

Основная статья: Гиюр

Обращение в иудаизм происходит путем прохождения процедуры посвящения, называемой гиюром (ивр. גֶּיוּר‎), который сопровождается у мужчин обрезанием (брит мила) и окунанием в микву как мужчин, так и женщин. В отличие от христианства и ислама, иудаизм не приветствует прозелитизм, миссионерство среди других народов запрещено и гиюр пройти нелегко. Но, очень развито обращение к светским евреям соблюдать заповеди, совершить «хазара бэ тшува» «возвращение к вере» (смысловой перевод), или «обратно возвращаясь» («возврат к ответу»). В Израиле человек, прошедший гиюр, официально считается евреем по национальности, что соответствует еврейской традиции. Прошедший ортодоксальный гиюр за границей может претендовать по Закону о Возвращении на въезд в страну.

В новых течениях иудаизма — реформистском, консервативном и реконструктивистском — имеются иные правила для прохождения гиюра.

История

Основная статья: История еврейского народа
Часть серии статей об Истории еврейского народа
     

Хронология еврейской истории
Библейская хронология
Библейская история
История антисемитизма
Христианство и антисемитизм

История евреев по странам

В странах ислама
В Азии
В Западной Европе
В Восточной Европе
В России
В Новом Свете

Периоды еврейской истории:

Древнейшая история евреев Эпоха Ветхого Завета Эпоха Патриархов

Авраам · Исаак · Иаков Колена Израиля · Исход Завоевание Ханаана

Эпоха Судей
Древний Израиль и Иудея История древнего Израиля и Иудеи Саул · Давид · Соломон Эпоха Первого Храма Древний Израиль · Иудея Десять потеряных колен · Вавилонский плен Эпоха Второго Храма Иудея под персидским владычеством Античный период Маккавеи · Хасмонеи Иродиады · Ирод I Иудея под властью Рима
Период Мишны и Талмуда

Иудейские войны · Бар Кохба
Ессеи · Саддукеи · Фарисеи
Таннаи · Амораи · Савораи
Синедрион · Мишна · Талмуд
Евреи в Римской империи и Византии

Евреи в Средние века

Эпоха гаонов
Евреи в исламском мире
Крестовые походы
Еврейское мессианство
Изгнание евреев из Испании

Новое время (XVI—XVIII вв.)

Евреи в Польше и России

Новейшее время (XIX—XX вв.)

Хаскала

Катастрофа европейского еврейства История Палестины

Сионизм Британский мандат в Палестине Ишув

Современная история
(после 1945 года)
История Израиля

Категории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Течения в иудаизме

Древнейшая (библейская) история

Основная статья: Древнейшая (библейская) история еврейского народа

В качестве нации, древние евреи сложились во 2 тыс. до н. э. на территории древнего Ханаана. По одной из версий, это произошло в результате интеграции семитоязычных скотоводов-кочевников среднего течения Евфрата и земледельцев оазисов Ханаана.

Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате Исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай. Пришедшие в Ханаан евреи были разделены на 12 племён («колен»), ведущих свое происхождение от сыновей Иакова-Израиля.

На рубеже 2-1 тыс. до н. э. возникает Израильское царство Давида.

Эпоха Первого Храма

Основная статья: Эпоха Первого Храма

В X веке до н. э. царём Соломоном (Шломо) был построен Храм (Бейт а-микдаш, «Дом Святости») в Иерусалиме. После смерти Соломона еврейское государство разделяется на два царства — Израиль и Иудею. На протяжении многих веков создаётся Танах (еврейское Священное Писание).

В 722 году до н. э. население Северного Израильского царства — потомки десяти из 12 колен Израиля были переселены ассирийцами в Мидию, где растворились среди окружающего населения. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре, до сих пор распространены среди восточных еврейских общин и среди иудействующих движений. Согласно одной из версий они вернутся перед приходом Мессии (Машиаха).

В 586 до н. э. вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили Иерусалимский храм и увели значительную часть евреев в Вавилон (Вавилонское пленение).

Эпоха Второго Храма

Основная статья: Эпоха Второго Храма

С падением Нововавилонского царства (539 до н. э.) часть евреев возвратилась в Иудею, где был построен Второй Храм, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев.

С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору. Возникнув первоначально в Месопотамии и Египте, с конца 1 тыс. до н. э. диаспора охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Иран, Кавказ, Крым, Западное Средиземноморье. В период подчинения Земли Израиля Палестины Птолемеям и Селевкидам (IV—II вв. до н. э.) евреи подвергаются культурной эллинизации, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык (койне).

В результате восстания Маккавеев возникло Хасмонейское царство (164-37). В то время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.

Завоевание Иудеи Римом (63-37 до н. э.) и разгром освободительных движений I—II вв. н. э. привели к разрушению Второго Храма (70) и изгнанию большого числа евреев, пополнивших еврейские общины диаспоры. Тогда же появился введённый римлянами термин «Палестина», который должен был стереть память о еврейском присутствии в Эрец-Исраэль — Земле Израиля.

Средние века

Этнический центр в Палестине практически прекратил существование после арабского завоевания 638.

История еврейской диаспоры

В диаспоре последовательно сменяется несколько доминирующих центров, где складывались этнические группы евреев (эдот) различающиеся по языку и бытовой культуре:

  • Бавли (Месопотамия, Закавказье, Курдистанское нагорье) — V—XI века;
  • Сефарды (Пиренейский полуостров) — начало н. э. — 1492;
  • Ашкеназы (Центральная Германия, Восточная Европа) — X век — середина XX века.

Одна из древнейших эдот — бавли или иракские евреи, сложившиеся в середине 1 тысячелетия до н. э., говорившие вначале на арамейском языке, который около VIII—IX веков был вытеснен первой волной арабских диалектов (кылту), которые впоследствии сохранились в основном лишь у евреев и христиан, а окружающие мусульмане перешли на диалекты кочевников. Последние представители бавли покинули Ирак в начале американо-иракской войны (2003).

Евреи, сохранившие арамейский язык после арабского завоевания, были оттеснены в Курдистанское нагорье, где сформировались в этническую группу таргум, или лахлухов. В современном Израиле они известны как курдистанские евреи, сохраняют в быту еврейско-арамейские языки. Иранские евреи (парас-у-мадай) обитали в Иране и Средней Азии с ахеменидского периода. С VI—VII веков н. э. сохранились памятники еврейско-персидского языка. Впоследствии они разбиваются на собственно иранских евреев (джиди — 25 тыс. в Иране, 75 тыс. в Израиле, в XX веке большинство перешли с еврейско-иранских языков на фарси); татоязычных горских евреев; афгано — среднеазиатскую группу, которая к XVIII веке подразделялась на среднеазиатских евреев и говоривших на одном из еврейско — персидских этнолектов афганских евреев, покинувших окончательно Афганистан в конце XX-го века.

С иранскими евреями была связана и группа китаеязычных кайфынских евреев в Китае, сформировавшаяся в VI—VIII веках н. э. и ныне почти ассимилированная китайцами; её немногочисленные потомки в городе Кайфын сохраняют отд. признаки культурной обособленности.

В раннем Средневековье вдоль путей международной торговли пряностями формировались говорящие на языке маратхи бней-исраэль в штате Махараштра в Индии и говорящие на языке малаялам кочинские евреи, ранее обитавшие на юге Малабарского побережья, проживающие ныне в Израиле.

Еврейские поселения на Аравийском полуострове возникали с середины — 2-й половины 1 тыс. до н. э. Мухаммед создавал новую религию в противостоянии с еврейским населением Медины, однако отдельные еврейские кланы вошли в первоначальную исламскую общину. Арабоязычные потомки евреев населения южной Аравии («тейманим», то есть йеменцы) живут в основном в Израиле (около 140 тыс. человек), около 200 человек — в Йемене. В раннем Средневековье складываются арабоязычные группы в Северной Сирии и Южной Турции (халяби), Южной Сирии и Ливане (сами); с XVI века в их состав интегрировались беженцы-сефарды из Испании. В XVIII веке несколько кланов халяби и иракских евреев переселились в Индию на службу британской короне, откуда далее они расселились по Юго-Восточной Азии (Сингапур, Мьянмар, Гонконг, Индонезия и др.), где они известны под названием багдади. С середины второй половины 1-го тысячелетия до н. э. складывалась этническая группа евреев Магриба, разбивавшаяся на многочисленные географические и субэтнические подгруппы, в том числе бербероязычных евреев Атласа.

В изоляции от всех этих общин развивались эфиопские евреи (бета-исраэль, или фалаша), до XX века говорившие на агавских языках, затем — на амхарском и тиграй.

Еврейское население Византии (еваним, романиоты) с XVI века подверглось интенсивной ассимиляции со стороны сефардов. Их потомки, в XX века сменившие этнолект греческого языка (еваника) на стандартный греческий язык, живут в Греции (около 1 тыс. человек).

В Закавказье сформировалась группа грузинских евреев. Потомки грекоязычных евреев, живших с начала н. э. в Крыму и на Таманском полуострове, и более поздних евреев мигрантов (в том числе сефардов из Испании и Италии) образуют группу крымчаков, говоривших до недавнего времени на этнолекте крымско-татарского языка.

Этногенетически с романиотами, а также с хазарами и хазарскими евреями, вероятно связаны славяноязычные евреи Киевской Руси и западно-славянских земель X—XVII веков (кенааним), говорившие на еврейских этнолектах древнерусского и древнечешского языков и впоследствии ассимилированные расселившимися здесь из Германии ашкеназами.

На юго-западе Европы с поздней античности существовала еврейская группа сефардов, говорившая на этнолектах иберо-романских языков. После изгнания 1492 из Испании они расселяются в Восточном и Западном Средиземноморье, где в их среде фомируется еврейско-испанский язык. К ним культурно близки евреи Прованса и евреи Рима (ромаим), говорившие соответственно на этнолектах старопровансальского и итальянского языков (южный лоэз). Все эти группы, сохраняли общееврейское самосознание, дополнительным к которому выступало самосознание субэтническое.

К началу XX века общая численность евреев оценивается в 11 миллионов. Из них 46 % (около 5,2 млн.) жило в пределах Российской империи, в основном на территории современных Польши, Украины и Белоруссии (см. Черта оседлости). Ещё около 30 % жило в других странах Европы и лишь 14 % в Северной Америке. В Палестине тогда жило лишь 78 тыс. евреев.

В годы, предшествовавшие Второй мировой войне и во время её, были систематически уничтожены около шести миллионов евреев (см. Холокост).

Расселение в настоящее время и численность

Общая численность евреев оценивается от 12 до 14 млн чел. Тем не менее, общая численность тех, кто имеет определённое отношение к еврейскому народу, по разным данным, может составлять от 75 до 100 млн человек. Численность еврейского населения, заявленная в переписях, может существенно отличаться как от численности лиц, внутренне осознающих себя евреями.

В России в послереволюционных переписях национальность называл сам опрашиваемый. Поэтому, например, до 30-х гг. в них в качестве евреев не фигурируют люди, себя таковыми не считавшие (в то время около 20 %)[5] В дальнейшем доля евреев в СССР, не считавших разумным декларировать свою национальность, продолжала расти — вплоть до начала 80-х гг.

Наиболее крупные еврейские общины (св. 60 тыс.чел.) находятся в следующих странах:

  1. США — 5,2 — 5,5 млн чел (из них выходцев из бывшего СССР около 400 тыс.)
  2. Израиль — 5 394 тыс. чел. (перепись 2008; из них выходцев из бывшего СССР свыше 1,120 млн чел.)
  3. Франция — 575 тыс. чел.
  4. Аргентина — 400 тыс. чел.
  5. Канада — 348,6 тыс. чел. (перепись 2001)
  6. Великобритания — свыше 300 тыс. чел.
  7. Германия — около 250 тыс. (из них 110 тыс. зарегистрированных членов общин; всего выходцев из бывшего СССР ок. 216 тыс.) (данные на 2004).[6]
  8. Россия — 233,4 тыс. чел. (2002, перепись, в том числе в Москве 80,4 тыс. чел., С.-Петербурге 36,6 тыс. чел., в городе Биробиджан Еврейской автономной области не превышает 7 тыс. чел.).[7]
  9. Украина — 104 тыс. (перепись 2001)
  10. Австралия — 90 тыс.
  11. ЮАР — 89 тыс.
  12. Бразилия — 87 тыс. (перепись 2000)

Организованные еврейские общины существуют в 110 странах мира.

Этнические группы евреев

Основная статья: Этнические группы евреев

Наиболее крупными этническими группами среди евреев являются ашкеназы (из Центральной и Восточной Европы, в частности практически все евреи России) и сефарды (изначально из Испании и Португалии, затем рассеянные по всему Средиземноморью).

Другими этническими группами являются: арабские евреи; лахлухи, персидские и бухарские евреи; грузинские евреи; горские евреи; крымчаки; индийские евреи, романиоты, италким, фалаша и др.

Близкие группы

По признаку вероисповедания к евреям относят себя т. н. иудействующие и криптоиудеи. Криптоиудеи — потомки евреев, насильственно обращённых в христианство или ислам, продолжавшие тайно исповедовать элементы иудаизма и сохранять элементы транформированной евр. бытовой культуры: маранов (маранос — букв. «свиньи»)(«новых христиан» на Пиренейском п-ове, юге США, в Лат. Америке и на Филиппинах; ныне частично присоединяются к евр. общинам своих стран или переселяются в Израиль — наиболее компактная группа маранов сохранилась в г. Бельмонте в Португалии); шуэтос (потомки крещёных евреев Балеарских о-вов); джадиды и чала в Иране и Ср. Азии, формально считающиеся мусульманами, но сохраняющие в быту элементы ев. культуры; дёнме в Турции.

По религии к евреям примыкают иудействующие — группы разного этнич. происхождения, исповедующие или стремящиеся к исповедованию иудаизма (часто его своеобразной формы) и считающие себя частью евреев: субботники Центр. России, Сибири и Закавказья; бней-менаше инд. штатов Мизорам и Манипур и мьянмарского штата Чин; телугу-язычные бней-эфраим в инд. штате Андхра-Прадеш, обратившиеся в иудаизм в 1981 году; абаюдайя в Уганде; бантуязыч. лемба в ЮАР и Зимбабве и др.

Наконец, на периферии еврейского этноса находятся этноконфессиональные группы караимов и самаритян. Последние не рассматриваются евреями как часть себя.

Языки евреев

Основная статья: Еврейские языки

Древнейший язык евреев — древнееврейский язык (иврит), на котором написан Танах (еврейская Библия). В первые века н. э. его в качестве разговорного сменил один из арамейских языков, позднее в диаспоре на основе языков окружающих народов возникли еврейские языки и этнолекты. Древнееврейский язык перестал быть средством устного общения, но сохранялся в форме лашон-а-кодеш («языка святости») в качестве основного письменного языка, обслуживавшего религиозную, литературную, образовательную, культурную и деловую сферы. В XX веке этот язык был возрождён в форме иврита и стал официальным и основным разговорным языком евреев Израиля.

В странах диаспоры иврит (древнееврейский язык) сохраняется как основной язык иудаизма. Разговорным языком ряда хасидских общин в США, Израиле, Бельгии, Великобритании, Канаде и некоторых других странах служит идиш. Из других специфически еврейских языков и этнолектов наиболее сохранились также сефардский, татский (горско-еврейский), еврейско-арамейские, еврейско-иранские. На сегодняшний день около 45 % евреев говорят по-английски (в США, Канаде, Великобритании, Австралии, ЮАР, Израиле и др.), приблизительно 34 % на иврите (в Израиле и США), 13 % — по-русски, около 5 % — по-испански, около 4,5 % — по-французски, около 4 % на идише, приблизительно 3,5 % по-арабски (в том числе на еврейско-арабских диалектах), распространены также немецкий, румынский, персидский, польский, амхарский, португальский, венгерский, нидерландский, турецкий и др.

Религия

Основная статья: Иудаизм

Большинство верующих евреев являются последователями иудаизма (иудеями). Термин «иудаизм» происходит от греч. йуда́исмос, который восходит к ивр. яхадут‎ (יהדות), однокоренному с йехуди — еврей / иудей.

Священная книга еврейского народа — Танах (еврейское Священное Писание) (ТаНаХ — аббревиатура: Тора́ ивр. תורה‎‎, Невии́м ивр. נביאים‎‎, Ктуви́м ивр. כתובים‎‎ — Пятикнижие, Пророки и Писания). ТаНаХ является частью Священного Писания христиан (Ветхий Завет) и почитается в исламе.

Традиционная культура

См. категорию Еврейская культура

Неполноправный социально-экономический статус евреев в диаспоре (см. также Антисемитизм) способствовал сложению у них специализированной культуры. Участие евреев в сельском хозяйстве повсеместно ограничивалось, основными занятиями были ремесло и торговля, часть занималась предпринимательством и ростовщичеством, свободными профессиями. Большинство евреев жило замкнутыми общинами (кегила) в городских кварталах (гетто в Италии и Германии, худерия (жудерия) в Испании и Португалии, меллах в Северной Африке, махалла в Иране и Центральной Азии). Самоуправление (кагал) возглавлялось экономической элитой (гвир — «сильный», парнас — «кормилец») и раввинатом.

Сохранялись пережитки большой семьи, на Ближнем и Среднем Востоке до середины XX века — полигамия (нормативная моногамия введена у ашкеназов в X веке). Счёт родства патрилинейный, но по иудаистическим нормам евреем считается только рождённый от матери-еврейки (см. Еврейство). Общееврейские черты материальной культуры определялись предписаниями иудаизма: кашрут в пище, обязательное покрытие головы для мужчин и замужних женщин и др.

С отменой ряда ограничений прав евреев в Новое время в большинстве европейских стран происходили их ассимиляция и аккультурация, отход от ортодоксального иудаизма, распространились смешанные браки; евреи Восточной Европы и Азии дольше сохраняли традиционную культуру. Одновременно развивалась консолидация евреев, выражавшаяся в появлении общееврейских культурных и политических движений. В 1881—1914 годах усилились миграции евреев (особенно из Российской империи) — в Западную Европу, Америку, Австралию и др., с распространением идеологии сионизма началось их переселение в Палестину. Этническое развитие европейских евреев было разрушено Холокостом во время Второй мировой войны. После её окончания усилилась эмиграция евреев в страны Нового Света, а также во вновь образованное Государство Израиль, где складывается нация израильтян.

Примечания

  1. Population data from a 2006 study by The Jewish People Policy Planning Institute.
  2. Иер. 34:9; Зх. 8:23; Эсф. 2:5; 3:4 и другие места
  3. Быт. 14:13; 39:14, 17; 41:12; Исх. 2:11; Втор. 15:12; Иона 1:9 и другие места
  4. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  5. В. И. Биншток, С. А. Новосельский, «Демографический очерк», — В сб,: Вопросы биологии и патологии евреев . Л., 1926, цит. по М.Бейзер: http://www.jewishpetersburg.ru/userimages/Mikhail%20Beyzer_Evrei%20v%20Peterburge.htm
  6. http://demoscope.ru/weekly/2007/0303/analit07.php
  7. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. В 14 т. М., 2004

Литература

  • Н. И. Рутберг, И. Н.Пидевич. Евреи и еврейский вопрос в литературе советского периода. Хронологически-тематический указатель литературы, М.: Грант, 2000,598 с, ISBN 5-89135-135-8
  • Евреи в России: История и культура. Сборник научных трудов - ред. Д. А. Эльяшевич. СПб, Издание Петербургский еврейский университет, 1998. 394 с. ISBN 5889760041

См. также

  • Антисемитизм
  • Еврейство
  • Иудаизм
  • Еврейские языки
  • Каббала
  • Израиль
  • Сионизм
  • Холокост
  • Черта оседлости
  • Еврейские имена
  • Чёрные евреи
  • Евреи в украинском казачестве

Ссылки

  • Статья «Еврей» в Электронной еврейской энциклопедии
  • Книга Бытие
  • История еврейского народа
  • Иудаизм и Евреи
  • В поисках русского еврея
  • Статья «Евреи» С. И. Лучицкая. // Словарь средневековой культуры. 23 илл.
  • Какова этимология слова еврей
  • Еврейский Фонд Украины
  • «Евреи в Библии» — статья на сайте «Библия-центр».
  • Ваад Украины
  • Аидише — сообщество евреев, еврейских общин и семей.
  • Не кто еврей, а что еврей
  • История и культура евреев на сайте Конгресс Национальных Общин Украины.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Терминология: еврей, иудей, семит...

Терминология

1336892359_evgenijivanovevrejskijkvartal (340x340, 38Kb)

Е.Иванов. Еврейский квартал.

В русском языке есть два слова "еврей" и "иудей". В английском такого различия, кажется, нет; есть бытовое Jew (джу)- "еврей", более официальное Hebrew (хиибру)- "еврей", "иврит". Интересно, что jewel (джуэл)- драгоценность происходит, с большой долей вероятности, от jew, поскольку в сознании европейца средних веков "еврей" и "ювелир" сливались в одно целое. Аналогично, и judical (джудишл) -"юридический", "рассудительный", поскольку евреи часто были и адвокатами. Латинское judex (юдекс) означает "судья". Последнее совпадение замечательно тем, что римлян, чей вклад в мировую культуру ассоциируется с юриспруденцией, вряд ли можно заподозрить в особом расположении к иудеям. Еще одно совпадение заключается в имени Иуда: во-первых, это одного из колен Израильских; во-вторых, это географическое название одного из двух еврейских государств (Иудея=И'hудa [O]); в-третьих, имя предавшего Христа за 30 серебренников; в-четвертых, имя сына Иакова, продавшего Иосифа за 20 серебренников Исмаилитам ([H], Быт.37:26-28).

Впрочем, эти совпадения, которые допускают мистическое толкование, можно нейтрализовать: первое- вполне вероятным предположением о том, что рассеянные в Риме евреи занимались или даже монополизировали адвокатскую деятельность в период 3в.до н.э.-3в.н.э., а второе- предположением о вымышленности легендарного Иуды [O], т.е. что предательство совершил "еврей из поселка". Тем не менее, все-таки остается мистический вариант, ведь здесь аргументом является история: наличие на страницах Библии Иуды-предателя вызвало в веках волну ненависти к евреям со стороны примитивно религиозных христиан.

Следуя [O], необходимо внести некоторые уточнения в значение слов семит, еврей, израильтянин и иудей (хотя бы в библейском понимании этих слов). Семиты - потомки библейского Сима (Быт.9:18)- общепринято, что арабы так же, как и евреи, являются семитами. Слово еврей, по утверждению Иосифа Флавия, произошло от библейского Евера (Быт.10:24); само имя Евер, или, точнее, Эбэр, является по своей этимологии (его корень означает переходить) воплощением жителей за Евфратом. Слово еврей, или, точнее, ибрu, впервые встречается в Библии в связи с Авраамом (Быт.14:13). Евреями считаются потомки Авраама от Сарры. Израиль, он же Иаков, - внук Авраама (Быт.25:26); потомки Иакова называются израильтянами (Израиль, т.е. "боровшийся с Богом", Быт.32:38). Иуда - один из двенадцати сыновей Иакова (Быт.35:23); его потомки называются иудеями (в Славянской Библии - жидовинами). Подметим третье совпадение: "еврей"- значит "тот, кто переходит", и, дополняя, "от народа к народу" (1-я Пар. 16:20) с мистическим предвидением рассеяния (диаспоры). Хотя, конечно, не возбраняется принять "речную" точку зрения.

А вот, что пишет вдохновенно Рид[H], домысливая Библию: "Кочевники Хабиру вытеснили коренное население Ханаана путем вторжения, поселения и смешанных браков, выделив из своей среды племя Бен Израиль ("Дети Израиля"), которое в свою очередь распалось на ряд новых племен, слабо связанных одно с другим и часто воевавших между собой. Главное из этих племен, израильтяне, заселило северную часть Ханаана. На юге образовалось племя иудеев, изолированное и окруженное коренным населением. Здесь в ходе столетий, выросла расовая доктрина и появились слова "иудаизм" и "еврей". Странные черты отличали иудейское племя с первого дня его появления. Оно всегда было изолировано и никогда не уживалось со своими соседями. Его происхождение окутано тайной, а в его зловещем имени слышится некое предзнаменование, как будто с самого начала это племя было скорее отделено, нежели "избрано". Писания левитов причисляют его к израильским племенам, однако, поскольку эти последние смешались позже с другими народами, то это, казалось бы, оставляет иудеев последними претендентами на дары, обещанные Иеговой "избранному народу".

И вправду, нам неизвестно многое из того, что происходило на заре еврейской истории (ориентировочно 16-14вв. до н.э.), в частности, датировка знаменитого Исхода (ок.1233г?) из Египта в Палестину (от искаженного греческого названия филистимлян), или, иначе, Ханаан (Ханаан простирался узкой полосой вдоль восточного побережья Средиземного моря - от южных предгорий Ливана на севере до Синайской пустыни на юге (около 350 км) и от берега Средиземного моря на западе до Сирийской пустыни на востоке (в среднем около 100 км), являясь южной оконечностью "плодородного полумесяца", т.е. стран Передней Азии.). Во всяком случае, 500 или даже тысяча лет выпадают из поля зрения этнографов. Однако, достоверным фактом [Z] является образование объединенного еврейского государства, которое в 922г. до н.э. [Z] (928г. по [P]) распалась на два царства: Израиль (северное, соответствующее 10 коленам (племенам?)) и Иудею (южное, меньшее по территории, соответствующее коленам Иуды, Вениамина). Колено Левия, по-видимому, играло связующую роль, и было древнееврейским жречеством (Втор. 10:8-9). При внимательном чтении книги Бытия становится ясно [O], что первая глава этой книги возникла на севере, а вторая (или древняя ее часть) - на юге, и лишь впоследствии они были скомпилированы; этим и объясняются противоречия в последовательности сотворения мира в текстах этих двух глав. Итак, можно принять такую точку зрения: древние израильтяне (те, кто жили в Израиле) и древние иудеи (те, кто жили в Иудее) относятся друг к другу в таком же родственном отношении, как русские и украинцы. Дальнейшие исторические пертурбации привели к смешению народов, т.е. справедлива формула: "древние израильтяне"+ "древние иудеи"= "древние евреи".

Кого мы назовем "евреем"? Как его различить в толпе людей? Или возьмем, например, проблему ассимиляции (в смысле смешения крови). Следует ли считать фюрера евреем, поскольку [B] отец Гитлера - Шикльгрубер был незаконным сыном иудейского банкира из Гратца и его прислуги (фамилия банкира была Франкенбергер)? Следует ли считать евреем, например, премьер-министра Англии Вениамина Дизраэли (1804-1881), который был немного "конспирологом" [H] и принял христианство? И считать ли евреями почти четверть населения современного Израиля [J], практически переставшую соблюдать обычаи иудаизма? В качестве иллюстрации утраты внешних национальных признаков приведу пример [6]: "Мне запомнилась беседа с одним моим соучеником ругательски ругавшим "нацменов". Когда я заметил, что я тоже нацмен, он искренне оскорбился. "Как ты мог подумать", - бил себя в грудь мой собеседник,- "ты же наш". Это весьма типичное и понятное отношение большинства разумных русских людей".

Выше сформулированы два различных вопроса: о дефиниции и об идентификации. Ответим вначале на первый. Еврей- это человек, восходящий по отцовской или материнской линии к "древним евреям", и либо обладающий выраженными расово-типическими признаками, либо внутренне считающий себя евреем. Иудей- это еврей, подвергшийся обрезанию крайней плоти, исполняющий минимум предписаний иудаизма и являющийся монотеистом. Я думаю, что справедлива такая оценка- более 50% современных евреев являются иудеями (в древности эта цифра, вероятно, около 90%). Сформулированные определения допускают некую нечеткость ввиду присутствия слов "выраженный", "минимум" и, возможно, "монотеист". Предлагаю читателю придумать самому более четкое определение, адекватное реальности!

Первый критерий еврейства имеет отчасти религиозный характер, отчасти биологический. Религиозное значение связано со словами благословения (Быт. 22:18) и приобретает еще большее значение ввиду концепции "списка рода человеческого" [N]. Биологическое значение связано с наследованием генетически закрепленных признаков в изолированной популяции и коррелирует с обыденным пониманием слова "национальность". В еврейской традиции, однако, признается наследование еврейства только по материнской линии [2,J], хотя в Ветхом завете я не нашел этой нормы. Во всяком случае "Закон и возвращении" современного Израиля полагает такое определение [J]: "евреем считается тот, чья мать - еврейка или тот, кто прошёл процедуру гиюра".

Второй критерий селекторного типа: первая альтернатива обусловлена тем, что слабая степень выраженности физиологических признаков еврейства в человеке приведет к тому, что он не будет восприниматься как еврей и к нему не будет в среде специфически юдофобского или юдофильского отношения; вторая альтернатива открывает возможность "седьмой воде на киселе" при ощущении единства с еврейским народом оставаться евреем (первый критерий запрещает фантазию, например, интеллигента почитать себя евреем [C]). Сильно эмансипированный еврей, порвавший связь с еврейством и рьяно исповедующий принцип Маугли, тем не менее, будет оставаться евреем. Во многих случаях человек, генеалогически восходящий к Аврааму, по законам Менделя будет иметь соответствующие расово-типические признаки и в силу рассудочного признания их у себя будет считать себя евреем. Оборот "считающий себя евреем" при строгом рассмотрении тоже может быть оспорен с указанием на его субъективность. Но здесь, как и в случае "состояния веры", субъективная характеристика становится объективным признаком.

Теперь обратимся к вопросу об идентификации. Итак, идентифицировать "восхождение к Аврааму" практически невозможно, если только с глубокой древности семья не вела книги с родословной. Таким образом, первый критерий неидентифицируем. Вторая альтернатива второго критерия- наоборот. Если человека спросить на улице (в безразличной обстановке), не давая более трех секунд на раздумие: "Вы еврей?" [6], то его ответ "да или нет" и будет идентификацией. Первая альтернатива второго критерия также вполне идентифицируема, но о ней чуть ниже.

В истории иудейство тесно связано с еврейством. Как следует из сказанного выше, иудеи составляют подмножество евреев. Теоретически возможен случай прозелитизма: не-еврея, который перешел в иудейскую веру. Например, известны случаи перехода из иудаизма в христианство или ислам, или из протестантства в буддизм. Как будто, почему бы не быть случаям перехода в иудаизм? С.Лурье приводит такой исключительный пример [A]: "Царь Адиабены, Изат, настолько проникся нравственной высотой еврейской религии, что хочет подвергнуться обрезанию и стать евреем всецело… Однако другой еврей, Элеазар из Галилеи, требует от царя, чтобы он, если хочет стать евреем, прежде всего подвергся обрезанию, и царь так и поступает".

Один из современных евреев пишет [6]: "… выспрашивает, а чистопородный ли я еврей, может быть, как он выражается, у меня синдром Жириновского. Торжественно заявляю, что все известные мне предки были чистокровные евреи, кроме одного дедушки, который был меламедом. Более того, я был обрезан на восьмой день после рождения. К нашему сайту вообще необрезанные не допускаются, кроме шабес-гоя у сервера". Таким образом, можно заключить, "перейти в иудейство" и "сделать себе обрезание" - почти синонимы. Поэтому прозелит иудаизма должен быть очень волевым человеком, чтобы без давления со стороны в здравом уме не только согласиться с какой-то идеологией, не только с какими-то поведенческими нормами, но согласиться с некоторым телесным ущербом. Естественным образом, таких прозелитов мало, и можно зарезервировать для них слово "гер" (прошедший процедуру гиюра).Сомнительными выглядят случаи с двумя народами (идумеи и позже хазары), принявшими иудаизм- если такое имело место в истории, то все-таки и они не иудеи, а "геры".

Следующим по значимости признаком принадлежности иудаизму является соблюдение de facto норм Закона ("галаха"), например, пресловутой "субботы" или "запрета есть свинину". Вопрос в том, что считать "минимумом", ведь обязательных к выполнению заповедей 613 [F,L]. По оценке [L], "Галаха" детерминирует 10% жизни иудея: "Все самые важные вопросы не входят в Галаху. Например, я с утра просыпаюсь. Да, конечно, нужно читать Шахарит. Да, конечно, нужно при еде читать благословение, мыть руки и т.д. Но потом-то я живу остальную часть дня". Например, в Израиле общественный транспорт в субботу не ходит, а разрешены только частные коммерческие маршруты для туристов [J]. Или еще [6]: "Иудаизму, как и исламу, совершенно чуждо такое разделение сфер (светской и религиозной,- Matigor).

Центральное место в иудаизме занимает вовсе не запрет включать свет в субботу, наливать горячую воду в холодную или обязательство ходить в черном лапсердаке в любую погоду. Центральное место в иудаизме занимает установление Моисеева закона. Закона, а не "морали", которая является (по крайней мере, как замена закону) христианским понятием, совершенно чуждым иудаизму. Закона, который обязаны выполнять все жители святой земли, а не только те кто этого пожелает".

Третий по значимости критерий, возможно, избыточный, заключается в признании Единого Бога, с чем согласятся все без исключения исповедующие иудаизм. Именно таким "общим знаменателем" в сфере духа мы пытаемся исключить случай человека, обрезанным в несознательном состоянии детства родителями, а потом из страха перед общественным мнением соблюдающим 613 заповедей, но внутренне не верящим ни в Бога, ни в черта. Симптоматично, что покинувших лоно иудаизма евреев считали "мертвыми" для своего народа (см., например, [F] о Спинозе).

Что касается идентификации человека в качестве "иудея", то необходимо помимо решения вопроса о национальной принадлежности проверить каждый из трех пунктов. Наличие первого признака сравнительно просто выяснить непосредственным осмотром. Второй признак чуть более сложно проверяется наблюдением за внешней жизнью человека. С третьим признаком, который имеет психологический характер, просто лишь в том случае, когда человек поставлен в обстоятельства, исключающие его ложь. Теперь, когда мы определились со словоупотреблением "еврей" и "иудей", нам осталось прояснить еще одно темное слово- "антисемитизм", но вначале три замечания:

  • Многие авторы, пишущие по "еврейскому вопросу", пренебрегают четким определением терминов, поэтому область действия определенных нами терминов распространяется лишь на данную статью
  • Мы не будем употреблять без нужды слово "жид", синонимичное слову "еврей", как имеющее безусловно негативный характер (этимология, вероятно, связана с произношением буквы j,- ср. Иосиф-Джозеф), однако ряд однокоренных слов будем оставлять без изменений ввиду их устойчивости в литературе (например, "жидомасонский заговор"). В словаре Даля (по изд. до 1935г!) статья "жид" выглядела так: "Жидъ, жидовинъ, жидюкъ [-юка] м., жидюга об. собир. жидова или жидовщина ж., жидовьё ср. [стар. народное название еврея. // Презрит. название еврея.] Скупой, скряга, корыстный скупецъ. Еврей, не видал ли ты жида? - дразнят жидовъ. [Жидъ жидъ -- свиное ухо, пошлый, вульгарный способ дразнить евреев.]. На всякого мiрянина по семи жидовиновъ. Живи, что братъ, а торгуйся какъ жидъ. Жидъ крещоный, недруг примиреный да волкъ кормленый. Родом дворянинъ, а делами жидовинъ.
  • Мы не будем употреблять без нужды слово "гой", антоним к слову "еврей", как имеющее безусловно негативный характер (у меня ассоциируется с русским "изгой"-"чужой", однако, по-еврейски "гоим"- народ ), однако в ряде случаев, характеризуя крайний национализм, оставим его; вместо него будем обычно писать "нееврей"

Цитата "С иудеями очень уж сложно - чуть что не так, обвинят в антисемитизме или, наоборот, в сионизме (почему-то в Украине до сих пор третьего не дано)" указывает нам на актуальность дефиниций. Вот что пишет Британская энциклопедия [Z]: "Антисемитизм- это враждебность по отношению к или дискриминация евреев как расовой или религиозной группе. Слово "антисемитизм" был придумано в 1879г. немецким агитатором Вильгельмом Марром (Wilhelm Marr) для обозначения антиеврейских кампаний, прошедших в центральной Европе того времени. Хотя этот термин сейчас имеет широкое хождение, это определение неправильно, поскольку оно подразумевает дискриминацию против всех семитов. Арабы- также семиты, но они еще не являются мишенями для антисемитизма, как это часто понимается. Этот термин особенно неуместен в качестве ярлыка для антиеврейских предубеждений, установок или действий арабов и других семитов".

Мнение католика [7]: "Антисемитизм сегодня не что иное, как один из изъянов секуляризованного христианства, в котором перемешано добро и зло, подобно заблуждению и пороку разума, развращающему христиан". Шафаревич возмущается [C]: "Но никто никогда не разъяснил то, с чего, казалось бы, надо было начать, что это такое, антисемитизм, что подразумевается под этим словом? По сути-то, речь идет о том самом запрете: не допустить даже как предположения, что действия каких-то еврейских групп, течений, личностей могли иметь отрицательные последствия для других. Но так открыто его формировать, конечно, нельзя. Поэтому и напрасно добиваться ответа, его дано не будет, ибо тут и заключается мощь этой атомной бомбы: в том, что вопрос уводится из сферы разума в область эмоций и внушений. Мы имеем дело с символом, знаком, функции которого - мобилизовать иррациональные эмоции, вызвать по сигналу прилив раздражения, возмущения, и ненависти. Такие символы или штампы, являющиеся сигналом для спонтанной реакции, - хорошо известный элемент управления массовым сознанием".

Другой автор тоже подчеркивает эту особенность антисемитизма [I]: "В результатах социологических опросов, исследующих уровень антисемитизма в массовом сознании, известен даже довольно распространенный феномен "отрицания ксенофобии". Респондент отказывается признавать свой антисемитизм, утверждает, что нормально воспринимает евреев и людей других национальностей вообще. Более того, он уверен, что он лично и все русские относятся к евреям лучше, чем евреи к русским. При этом в ходе "глубокого" опроса, выявляющего настроения, которые сам респондент не осознает, выясняется, что человек вполне способен продемонстрировать весьма высокий уровень подсознательного антисемитизма". Наконец, о том же пишет Форд [F]: "Преследования, сами по себе, не новость для евреев; новым явилось для них желание проникнуть глубоко в их сущность и сверхнациональный дух. В течение 2.000 лет они чувствовали на себе гнет антисемитизма других рас; но это к ним отвращение никогда ясно не сознавалось, не получало разумного определения и не выливалось в определенную формулу". Далее, он же: "Выражение "антисемитизм" употребляют вообще слишком легкомысленно. Его следует применять только для обозначения активного антиеврейского настроения, основанного на чувстве и на предрассудках". А.Дикий определяет [B] "антисемитизм" как "взаимное отталкивание евреев и не-евреев".

На мой взгляд, весьма трудно дать рассудочную дефиницию явлению, происхождение которого идет из глубин бессознательного. Наиболее удачное название этой эмоции -"отталкивание", от которой производно все остальное: идеологический (рационализированный) антисемитизм и погромы (слово pogrom даже перекочевало в английский [Z]). Итак, будем считать, что антисемитизм- это явление отталкивания неевреями евреев. Вместо "антисемитизма" иногда будем писать "юдофобия".

Как будто, антонимом слову "антисемитизм" служит "сионизм". Во всяком случае, один человек, попав на сайт "Иудаизм против сионизма", выказал реакцию "чего на свете не бывает!". Очевидно, что исходный корень слова- Сион, гора, на которой стоит г.Иерусалим (800м над уровнем моря)- произносится "Циййон" (англ.- Zion) [O]. Точнее даже, Сион- крепость на горе, которая стала "городом Давидовым" или Иерусалим (1-я Пар. 11:5), впрочем, в этом вопросе не все ясно [Z]. Но часто слово "Сион" употребляется в смысле "еврейский народ" (например, Плач Иеремии 1:4-6 или Пс. 146:10), причем с оттенком национальной гордости. Таким образом, завязываются в один узел земля и народ, который жил на этой земле (вспомните старинный русский обычай брать в странствие щепотку родной земли). "Сионизм- это еврейское националистическое движение, которое имело своей целью создание и поддержку Еврейского национального государства в Палестине, древней родине евреев ("Эрец-Исраэль", или "земля Израиля")" [Z].

Основателем сионизма считается Теодор Герцль, австрийский журналист еврейского происхождения, написавший книгу "Еврейское государство" (1896), и добившийся проведения в швейцарском Базеле 1-го Всемирного сионистского конгресса (1897). Хотя основоположником современного сионизма считается Герцль, более верным было бы назвать его основателями немецкого еврея Мозеса Хесса и российского еврея Льва Пинскера, которые заговорили о еврейском государстве на десятки лет раньше Герцля [Z,18]. Более того, мессианские движения в 16-17 среди еврейства в Европе выдвигали сионистскую идею [Z]. Бытует мнение, что сионизм изжил себя [14], и наступила эра постсионизма [J]: "Концепция "постсионизма", появившаяся в конце 70-х гг. и активизировавшаяся в середине 90-х, утверждает следующее: "Сионизм выполнил поставленную перед ним историческую задачу - независимо от того, была ли последняя "разумной", "хорошей", "правильной", "справедливой", "исторически обоснованной" - или нет.

Сегодня Израиль - это обыкновенная более-менее западная страна, которая должны заниматься обеспечением собственной безопасности и уровня жизни населения, но не собиранием евреев со всего мира, возрождением родной земли и т. д. Сионизм кончился - начался новый, пост-сионистский период". Постсионизм моден в левых и особенно экстремистско-левых кругах… Идеи постсионизма зачастую служат пристойным заменителем слишком одиозно звучащему обороту "де-евреизация Израиля"". Относительно того, является ли сионизм лишь разновидностью национализма, единодушия нет [12]: "В нобелевской лекции, прочитанной Е. Боннэр в Осло 10 декабря 75-го г., Сахаров выразил сожаление по поводу принятия Генеральной Ассамблеей резолюции, объявивший сионизм формой расизма и расовой дискриминации. "Все беспристрастные люди знают, - с неподдельным волнением читала Боннэр, - что сионизм - это идеология национального возрождения еврейского народа после двух тысяч лет рассеяния, и что эта идеология не направлена против других народов".

Может показаться на первый взгляд, что сионизм- это просто и невинно- возвращение евреев на историческую родину. Но как следует в [Z]-определении понимать слово "поддержка"? Отсюда следует такое эмоциональное мнение юдофоба [4]: "Сионизм, как исход иудеев и всех сочувствующих ему евреев из стран рассеяния в Израиль, - политическое явление, которое все человечество должно холить и лелеять, создавая все условия для выезда евреев в Израиль". Также показателен исторический эпизод, связанный с министром внутренних дел России в нач. ХХ-го века Плеве [39,B]: "В письме Плеве к Герцлю говорится, что "поскольку сионизм имеет целью создать независимое государство в Палестине, и в этом случае сионизм приведет к эмиграции известного числа евреев - подданных России, постольку русское правительство могло бы отнестись к нему благожелательно. Но с тех пор, как сионизм стал уклоняться от своей прямой цели и стал заниматься пропагандой еврейского национального единства в самой России - такого направления Правительство не может потерпеть, ибо оно приведет к тому, что в стране возникнут группы людей, чуждых и враждебных патриотическим чувствам, на коих основано каждое государство". Тогда получается, что границы сионизма простираются недопустимо далеко.

Мы будем понимать под сионизмом теоретическую доктрину, согласно которой: а) все евреи составляют единый народ; б) каждый еврей, если не желает обратного, должен проживать на территории Эрец-Исраэль; в) в Палестине должно быть создано государство, все граждане которого являются евреями. Таким образом, сионистом может быть любой человек, разделяющий все три вышеупомянутые положения. Если этот человек- еврей, то он должен ощущать себя частицей мирового еврейства, тем самым, считая любого другого еврея состоящим к себе в более близком родстве, чем нееврея. При этом он не признает внешних препятствий для переезда на постоянное место жительства в Эрец-Исраэль, но допускает лишь идейные мотивы нежелания поселиться в Эрец-Исраэль. А также он стремится к тому, чтобы границы Эрец-Исраэль лежали внутри или совпадали с политическими границами государства Израиль (поскольку оно уже создано), и единственным и достаточным условием получения гражданства считает принадлежность к еврейству (все остальные национальные меньшинства не имеют вовсе никаких прав, и за лучшее им будет эмигрировать). Наше определение "сионизма" говорит только о цели, никак не раскрывая методы ее достижения. Без а), даже если наличествуют условия б) и в), сионизм мертв. Без б), на наш взгляд, неполноценно а). Условие в) есть логичное продолжение б); заметим, что государство вполне может быть для своих граждан демократическим, несмотря на выполнение дискриминационного условия в). Если еврей считает, что, например, приносит пользу своему народу, находясь вне Эрец-Исраэль, то условие б) допускает такой вариант.

Кратко остановимся на термине "диаспора" (лат.), или "рассеяние" (рус.) или "галут" (евр., более точно: изгнание). Его мы будем употреблять одновременно в двух значениях: во-первых, состояния, т.е. как историческую форму существования евреев в среде других народов; во-вторых, применительно ко всем еврейским общинам, проживающим на территории определенного государства или территории. Обратный термин "алия" (в пер.- "возвышение") означает возвращение еврея на историческую родину.

Вернемся к вопросу идентификации расово-типических признаках еврея (сугубо для полноты картины). Я без особого желания рассматриваю его, поскольку смешение кровей привело к невозможности выделить чистопородного еврея, а также, поскольку попытки разбора этих признаков напоминают "копание в грязном белье", чем обычно занимаются радикальные националисты. В обычной прессе избегают как-то касаться этой темы, поэтому мне пришлось ограничиться бытовыми разговорами и материалами форумов, что сказывается на достоверности такой информации. Одно издание насчитало аж 50 внешних признаков еврея; если приложить их все к человеку, то получится какой-то урод (это отвратительное чтиво может служить памятником юдофобии). Но даже Гитлер в расовом законе 36-го года, вводя понятия "ариец", "полный еврей", "полуеврей", "четверть еврей", не смог найти приемлемых идентификационных признаков еврея. [36] Например, просионистски настроенная секта любавичских хасидов регулярно проводит кампании на улицах Нью Йорка и других американских городах с целью привлечь секулярных евреев в свою секту. Чтобы найти секулярных евреев в уличном потоке людей они спрашивают всех проходящих "Вы еврей?", другого способа у них нет [6].

Итак, мы будем говорить об идеальном, чистопородном (махровом) евреем. Он встречается с трудностью в дикции букв "р" и "л", имеет выпуклые глаза, обладает укрупненным носом с горбинкой. К этому с большой долей сомнения прибавим специфический запах, согласно столь распространенной среди юдофобов версии. Собственно говоря, вот и все основные физиологические признаки; еще раз подчеркну, они применимы только к идеальному еврею. Наследуются ли они через аутосомы или же сцеплены с полом, а, может, виновата цитоплазменная митохондриальная ДНК яйцеклетки? Надеемся, что развитие молекулярной биологии и антропологические исследования дадут более нам более ясное представление. Любопытно в этой связи, что традиция наследования еврейства только по матери, быть может, оправдано биологической неравноценностью родителей (мать дает больше, чем отец). Указывается также, что статистически евреи- брахицефалы (с широким черепом) в отличие от других семитов, которые являются долихоцефалы [27]. На мой взгляд, заслуживает внимание версия [30] смешанного происхождения евреев от семитов и армян, чему порукой схожесть формы носа и упоминание о горах Араратских при описании Ноева потопа (Быт.8:4). Лингвистическая особенность евреев также может пролить свет на их этическое происхождение; мне почему-то вспоминается библейский "шибболет" (Судьи 12:5-7), сходный с этим.

Еще пара непроверенных научных данных. На основании анализа мужской (Y) выяснилось, что евреи мужского пола из семи разных общин имеют генетическое сходство друг с другом и с современным населением Палестины и Сирии, но отличаются от населения стран в которых они родились. Хотя разнообразие митохондриальной ДНА меньше чем ожидалось, в ашкеназийской общине, в отличии от других еврейских общин, не наблюдается признаков происхождения от небольшого числа праматерей. "Известно, что самой высокой частоты болезнь Тея-Сакса (ювенильная амавротическая идиотия) достигает среди евреев ашкенази. Этот факт хорошо объясняется эффектом родоначальника (Chase, McKusick, 1972)... Аналогичные данные приводят в отношении частоты гена болезни Гоше. Согласно расчетам, при высокой частоте этого заболевания среди евреев распространение гена в разных этнических группах Израиля неравномерно. Среди ашкенази его частота достигает 0,02, а среди евреев другого происхождения - меньше 0,005 (Fried, 1974)"- В.П.Эфроимсон, М.Г.Блюмина "Генетика олигофрений, психозов, эпилепсий" (с Инет-форума). Последнее сообщение, однако, представляется тенденциозно подобранным, как и еще одно "исследование", касающееся структуры узоров отпечатков пальцев. С другой стороны, уже доказано, например, различие в частотах встречаемости групп крови среди разных народов.

Хотя этот признак не является физиологическим, тем не менее, он достаточно показателен: это ФИО. Почти наверняка, человек с именем Моисей Яковлевич Рабинович- еврей. Справедливо замечено с другой стороны, что "не всякий Рабинович- еврей, и не всякий Иванов- русский". Очень часто евреи, опасаясь преследований, изменяли фамилию (мне довелось, читая какой-то материал по космологии, встретить фамилию "Зельманов"- наивная попытка маскировки суффиксом "ов"). Известный польский раввин Эльхонон Вассерман, героически погибший в нацистском лагере, вероятно, был потомком немецкого еврея (wasser- вода, mann- человек, нем.). Доподлинно известно, что великий Ньютон, нареченный Исааком, никоим образом не был евреем, но огромные силы его интеллекта пленились иудаизмом (о Ньютоне, например, [3],[10],[67]).

Заключительные штрихи

Заключая данный раздел, приведу несколько метких выражений касательно еврейской самоидентификации, чтобы было ясно многообразие точек зрений по данному вопросу.

  • "Кричим беспрерывно "Цион! Цион!", вместо того чтобы кричать "Тора! Тора! Что же станет с ней?" Без Торы мы беспомощны и наше положение безнадежно. С Торой - нет никого в мире сильнее нас" (Э.Вассерман, 1937)
  • "Евреи без иудаизма представляют собой временное явление в мировой истории" (Григорий Синайский)
  • "Изрaиль - этo oснoвнaя и глaвнaя чaсть иудaизмa" (с форума)
  • Едва утихомирится разбой,/ немедля разгорается острей,/ извечный спор славян между собой -/ откуда среди них и кто еврей./ Ах, как бы нам за наши шутки/ платить по счету не пришлось!/ Еврей! Как много в этом звуке/ для сердца русского слилось! (И.Губерман)
  • "Приезжайте к нам в Америку! У нас тут хоть и много евреев и раввинов, но запахов нет, потому что все граждане соблюдают правила личной гигиены" (с форума)
  • "Больше, чем народ Израиля бережет субботу, суббота бережет народ Израиля" (евр. Изречение)
  • "Еврей -- это человек, ощущающий себя чужим всюду. Даже в Израиле" (с форума)
  • "Не забывай, что еврей, - напомнят" (Г.Хазанов)
  • "Однажды один русский офицер спросил еврейского банкира из Варшавы: что такое пархатый жид? Банкир объяснил. Когда я вам даю деньги взаймы, я для вас еврей. Когда требую их обратно, то я жид. А когда я прихожу к вам с судебным испролнителем за своими деньгами, то я уже жид пархатый" (анекдот)
  • "На Земле жило только два человека - Эйнштейн и Ньютон. Они - евреи. Все остальные просто коптят небо. Кто ненавидит евреев - необразованный. ~ 30 лет назад Папа снял с них коллективную ответственность за распятие Исуса Христа" [13]
  • "Сионизм - это относительно новое движение, которое основывается на еретическом отказе от иудаизма. Ему, к несчастью, удалось вскружить голову многим иудеям, которые отныне стоят на ложном пути. Сионизм - это ересь" (р. Бек, движение "Нетурей Карта")
  • "Важно, что делают евреи, а не что говорят об этом гои" (Бен-Гурион)

источник: http://mivmiv.narod.ru/Things/Jew/jewterminus.html

liveinternet.ru

Есть национальность -еврей .вопрос что значит слово еврей (или если его перевести) что оно означает

Рон фридман

Еврей (עברי) - перешедший.. .
Глагол Лаавор (לעבור) - переходить, переезжать. Однокоренные слова авар (עבר) - прошлое, эвер (עבר) - сторона (в иврите есть только согласные буквы, корень עבר ).
Согласно Библии, Авраам перешел из Вавилона в Землю Обетованную. Он же и первый еврей.

Alla alla

слово "еврей" в современном употреблении это мифическое племенное определение этнически разнородной группы людей, искусственно введенное в язык для обозначения потомков иудеев в эпоху их массового отпадения от религии предков в конце XIX века, когда религия стала считаться пустым предрассудком, не заслуживающим серьезного внимания, а псевдо-научные расовые теории стали одной из движущих сил истории. В реальном смысле, секулярные евреи это потомки верующих иудеев на пути к полной ассимиляции и растворению среди окружающих народов. Это верно даже в Израиле, где секулярные евреи превращаются в новый этнос современных неоязычников говорящих на иврите, которому живущие в его среде правоверные иудеи также чужды, как и французам или швейцарцам. Заметим кстати, что в Израиле больше враждебности по отношению к правоверным иудеям, чем скажем во Франции, может быть потому что секулярные израильтяне и правоверные иудеи пока еще не осознали полностью свою отдельность. Сабры, евреи родившиеся и выросшие в Израиле, резко отличаются по своей ментальности и культуре также и от секулярных евреев Диаспоры.

Читайте также