Что означает тюркское слово казак

Происхождение казачества

Происхождение казачества — основные научные и околонаучные версии происхождения этнонима «казаки» и постановка вопроса их этнической принадлежности.

Этимология

В соответствии с рядом источников, слово «казак» имеет тюркское происхождение.

По одним версиям, древнее тюркское значение — «отделившийся, отложившийся от своего рода»[1].

Так, по версии лингвиста-тюрколога Р. Г. Ахметьянова, слово «казак» происходит от формы «казгак» в первоначальном значении «лошадь, отбивающаяся от табуна во время тебенёвки», корнем же служит глагол «казу» — копать, от которого происходит также «казыну» в значениях «копаться, мешкаться, отставать»[2][3][4].

По другим версиям, впрочем, близким к первой группе по сути, казак — «вольный человек»[5] «свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга».

Так, ещё в 1074 году Махмуд Кашгари в словаре тюркских языков «Диван лугат ат-турк» фиксирует выражение производное от корня «каз»−«казитган», переводя тюркское выражение «казитган эр» как «человек, который никому не подчиняется». «Каз итган» в данном случае является глагольной формой совершенного вида, а слово «казак» будет являться отглагольным существительным.[источник не указан 1284 дня]

Один из половецких ханов, ставший персонажем «Слова о полку Игореве», фигурирует в литературном памятнике под именем Гзак, что, вероятно, соответствует слову «казак» и в какой-то мере отражает характерные для тюркского языка особенности произношения слова qazaq: с редуцированием первой безударной гласной и взрывным заднеязычным “К” на первой позиции.[источник не указан 378 дней]

Слово «казак», зафиксировано в словаре половецкого (кыпчакского) языка XIII века, известном как «Кодекс Куманикус», в том числе, в выражении «хасал косак» — стража (стр.118 издание Кууна). В этом случае представляет интерес наличие (д-диалектных) соответствий:

  • в хакасском «кадаг» — охрана, стража, караул, а также выпас, присмотр за скотом,
  • в чулымско-тюркском «кадакла» — караулить,
  • тувинское «кадар» — пасти, караулить, сторожить, ждать.

Автор множества стихов и прозаических произведений о казаках Захиреддин Бабур вспоминал в своих знаменитых «Записках», как он «во время своего казачества» решил предпринять в одиночку путешествие из горной страны Матча к Султан Махмуд-хану. Удалой молодец, по выражению Бабура, «неутомимо, с отвагой угоняющий табуны врага», — это тоже казак. По представлениям того времени, как сообщает кузен Бабура автор «Тарих-и Рашиди» Мирза Мухаммед Хайдар, считалось похвальным, чтобы мужчины, подвергая себя опасности, в молодости провели некоторое время в уединении: в пустыне, в горах или лесах, на расстоянии одного или двух месяцев пути от обитаемых мест, питаясь мясом дичи и одеваясь в шкуры убитых ими зверей. (То же запорожцы рассказывали Ригельману о первых казаках из козар, убивавших коз и носивших козьи шкуры). Казаком мог стать любой человек, не только тюрок, белудж, пуштун, но и перс, славянин, рядовой кочевник-скотовод или принц крови в десятом поколении. Некоторое время казаками были, например, старший сын Тохтамыша Джелал ад-Дин-хан, основатель государства «кочевых узбеков» Шейбанид Абу-л-Хайр-хан, его внук Мухаммед Шейбани, Чагатаиды Вайс и Султан-Саид-хан. Султан Хусайн, владевший саблей как никто другой из Тимуридов, провел в «казачестве» не один месяц. Важно отметить, что человек, ставший казаком, мог вернуться в свое общество, как это и произошло со всеми выше упомянутыми казаками из высшего света того времени. Султан Хусайн и Султан-Саид-хан позднее стали государями каждый в своей стране; Мухаммед Шейбани и Захиреддин Бабур основали новые государства. Бабур также широко использовал термин «по-казацки», то есть, скромно. При этом казаки часто образовывали свои общины — джамааты, у них могли быть подобные джурам товарищи — казакдаши.[6]

В словаре В. И. Даля отмечается, что этот термин «вероятно» происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». У него под казаком понимался «войсковой обыватель, поселённый воин, принадлежащ. к особому сословию казаков», в новгородском и северных диалектах «батрак, годовой наёмный работник, не подёнщик», иногда «прислуга»[7]. То есть, средние, скромные, но не оседлые слои — значение, подмеченное ещё Бабуром.

При этом шло постоянное смешение тюркских казаков и славянских (знакомых с казачеством со времён хазар — в значительной степени славян — и половцев). В Пекине охрану монгольских ханов династии Юань, считавших себя наследниками Хазарского (Казакского) каганата, причём для закрепления преемственности и Мункэ, и Хубилай всерьёз рассматривали возможность перехода в русское православие, подобно киевским каганам, и окруживших себя соответствующей стражей, осуществляли именно русские, а не тюркские или монгольские воины. Существует мнение, что к 1330 году русская гвардия Юань составляла 10000 человек, вытеснив гвардейцев другого происхождения.[8][9] Известно, что, помимо непрерывного пополнения запорожских казаков татарами-христианами запорожские казаки и крымские татары в целом активно сотрудничали в 1624—1629 гг., а также в 1636—1637 гг., затем крымский хан был союзником Богдана Хмельницкого. Это, в частности, проявилось в длительном пребывании больших татарских отрядов на Запорожье. Часть из них могла здесь осесть. Например, Львовская летопись под 1637 г. зафиксировала такое событие: двенадцать тысяч татар перешло под руку «короля польского», и им указано было поселиться «за Днепром среди казаков».[10]

Согласно Военной энциклопедии 1911−1915 годов, слово «казак» или «козак» имеет несколько вероятных версий происхождения и ряд значений[11]:

♦ от косогов («одного из кавказских народов»), либо от Касахии[Комм 1]; ♦ от турецко-татарского «каз» — гусь; ♦ от слова «коза́ры»; ♦ из монгольского языка, где «ко» — броня, защита; «зах» — граница; таким образом, «козак» — защитник границы. ♦ от турецко-татарского[Комм 2] — вольный бродяга, не имеющий ни кола, ни двора (разбойник);[12] ♦ название (самоназвание) киргизов[Комм 3]; ♦ в Туркестанском крае — «прозвище» кочевых племён; ♦ по половецки (тюркски) — «страж»; ♦ у татар это «бессемейные и бездомовые одинокие воины, служившие авангардом при походах и передвижениях татар. орд», несшие, в основном, разведывательную и сторожевую службу.

В «Этимологическом словаре тувинского языка» Татаринцева относительно корневой основы слова «казанак» — "хлев, конура" высказывается мнение о существовании архетипа *кас, означавшего "загораживать", а монгольское «каши» — "загораживать, преграждать, защищать" является заимствованием из тюркского[уточнить] (против мнения Севортяна[уточнить])[источник не указан 377 дней].

Согласно М. Фасмеру слово «козак» пришло в польский язык из украинского и восходит к древнерусскому «козакъ», что означало «вольнонаёмный работник, батрак».[13]

Во множественном числе ударение в форме каза́ки возникло в результате влияния польско-украинской формы множественного числа kozácy (коза́ци), в то же время, оренбургские казаки используют ударение казаки́[13].

По Фасмеру, слово «казахи» — родственное казакам, а вот этноним касог — не родственен (хотя, согласно тому же Фасмеру, такие версии, всё же, существуют)[13].

Первые упоминания казаков

Первая предположительная фиксация наименования «казак» (в значении «стража») имеется в словаре половецкого языка «Codex Cumanicus» начала XIV в. (1303 г.)[14][15].

В «Сугдейском синаксаре» крымского города Сугдеи под 17 мая 1308 г. отмечается: «В тот же день скончался раб Божий Альмальчу, сын Самака, увы, молодой человек, заколотый казаками»[16].

Прозвище от основы «козак» впервые фиксируется во всех трёх Псковских летописях, где под 1406 г. упоминается посадник Юрий Козачкович: в 1 и 3 летописях «Гюрги посадник псковский сын Филипов Козачкович»[17][18], во 2 «Юрий посадник Козачкович»[19][20][21].[Комм 4]

С 40-х годов XV в. казачество становится регулярно упоминаемым в источниках (у Самарканди[23], в Никоновской[24] и Ермолинской[25] летописях и других источниках).

По С. М. Соловьёву первое упоминание о казаках встречается в конце первой половины XV века, когда в летописи «Повесть о Мустафе царевиче» упоминаются казаки рязанские, «которые пришли на помощь к рязанцам и москвичам против татарского царевича Мустафы» в конце 1444 года.[26]

Первые польские воспоминания о казаках датируются 1489 годом. Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане[27]. В том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов[28].

Надпись на одной из старинных украинских картин с казаком Мамаем: «Не завидую никому — ни панам, ани царю. Богу своему святому я за всё благодарю! Хотя тилом и не славен, но жизнь весело веду, У дилах своих исправен, я вовик не пропаду».

Ещё одно из первых упоминаний в польских хрониках о казаках относится к 1493 г., когда потомок Мамая черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков. «Казак Мамай» стал с тех пор героем фольклора и лубочных картин Украины и символизировал казаков.

Впоследствии жалобы хана на казацкие нападения становятся регулярными. По мнению Литвина[27], учитывая, насколько привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки-русичи были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия. Учитывая, что свидетельство феномена казачества локализовалось на территории, так называемого, «Дикого Поля», то, возможно, что у своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды украинские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности.[уточните ссылку]

Гипотеза славянских колонистов

Согласно гипотезе С. М. Соловьёва, которую он постоянно упоминает на страницах своего труда «История государства Российского», казаками на Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения. В XIV−XVI вв. именно из среды таких людей князья, бояре и богатые купцы начинают снаряжать промышленные экспедиции в удалённые, малозаселенные регионы Руси с целью разведки новых земель, путей, торговли, охоты (в частности «промысла пушнины»), рыбной ловли и т. д.: «Князья посылали толпы своих промышленников, ватаги, к Белому морю и Северному океану, в страну Терскую и Печерскую за рыбою, зверем и птицею: из грамоты великого князя Андрея Александровича узнаем, что уже тогда три ватаги великокняжеские ходили на море со своим ватамманом (ватагаманом, атаманом)»[26]. Именно из этих людей возникали первые казачьи дружины[29]:

« «Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.» »

Похожего мнения о происхождении сословия казаков придерживался В. О. Ключевский, упоминая, что «в казаки», то есть временно заниматься степными промыслами (охотой, рыболовством), уходили, в том числе, помещики[30].

Со временем, по мере устройства российского общества и повышения его благосостояния, количество подобных людей уменьшилось за счёт людей земских (дворян, купечества, мещан и крестьян)[31]:

« «И все на севере, в эпоху сосредоточения, принимает характер прочности, оседлости, вследствие чего земельные отношения, условливающие прочность, получают важное значение; общество сознаёт различие земского человека, оседлого собственника, от вольного казака, представителя старины, старой эпохи безнарядного движения; этому представителю старины трудно в новом обществе, он уходит на простор в вольную степь и там ждет случая вступить в борьбу с враждебным ему новым порядком вещей. Но эпоха сосредоточения, но государи московские сделали своё дело: государство крепко, и казаку не осилить земского человека.» »

По словам советского историка второй половины XX в. А. Л. Станиславского[32]:

« Для дворянских историков «неистовые» казаки были искателями «дикой вольности и добычи», «сволочью людей бесприютных», занимавшихся только разбоем; для крупнейшего историка С. М. Соловьёва — носителями антигосударственного начала, стремившимися жить за счёт общества; для авторов известного сборника «Вехи» — грозными, неорганизованными, стихийными силами, из-за борьбы которых с государством было «погублено» и «извращено» «дело крестьянского освобождения». В то же время декабрист В. Д. Сухорукой видел в казачьей общине сообщество равных людей, бежавших от притеснений своих бывших владельцев, а в представлении А. И. Герцена казаки — «витязи-мужики, странствующие рыцари чёрного народа. »

Казаки — тюрки

Слово «казак» в разных диалектных формах и значениях издревле существует в языке и культуре разных тюркских народов Великой Степи.

Для относительно многочисленного тюркского народа казахов является самоназванием в ед. ч. — каз. «қазақ», которое восходит и связано с тюркским значением «свободный независимый кочевник»[33].

После проводов родственника в дальнюю дорогу и расставания сибирские татары по традиции пьют чай, называемый «касгак-цай», а у ногайских татар существует песенный жанр — «песни казаков», главными героями в которых выступают молодые неженатые мужчины.

В дошедших до нас письменных и устных текстах тюркских народов, восходящих к событиям Средневековья, уход героя в «казаки» — распространённый сюжетный ход.[источник не указан 552 дня]

Об уходе Чингисхана в «казаки» — периоде отшельничества и изгнания — говорится в имевшем хождении у татар «Чынгыз дафтар-наме», рукописные списки которого известны с XVII века, а в XIX веке произведение было переведено на русский язык (Жизнь Джингизъ-Хана. Пер. с татарского В. Луганский.)[уточните ссылку]

В эпосе «Идегей», посвящённом событиям конца XIV века в Золотой Орде, приводятся намерения героев эпоса Идегея и его сына Нурадына при разных обстоятельствах уйти в «казаки» — покинуть ханский двор и политику и вести независимый образ жизни.

Декан истфака МГУ С. П. Карпов, работая в архивах Венеции и Генуи, обнаружил там упоминания о казаках с тюркскими и армянскими именами, которые охраняли от набегов Тану и другие итальянские колонии в Северном Причерноморье.[источник не указан 552 дня]

После раскола Золотой Oрды оставшиеся на её территории казаки оказались в полной независимости как от осколков былой империи (Ногайской орды и Крымского ханства), так и от появившегося на Руси Московского государства, но при этом сохранили свою войсковую организацию[34].

Репрессированный в 1936 году историк М. Худяков в «Очерках по истории Казанского ханства» отмечал, что в структуре военного сословия Казанского ханства «постоянный кадр войска составляли люди, именовавшиеся казаками и находившиеся в подчинении огланов и мурз … Этой особенностью — военным характером своей профессиональной службы — казаки отличались от массы „простых татар“ и, в силу своего значения для государства, получали, по временам, доступ к участию в курултае вместе с огланами, напр. в январе 1546 и в июле 1551 года. В некоторых случаях термин „казаки“ детализуется: различаются казаки „дворные“ и „задворные“, то есть служившие при дворе, в столице, и вне двора, в улусах, по деревням. Татарские термины, соответствующие русскому переводу „дворные“ и „задворные“ — „ички“ (внутренние) и „исьникы“ (внешние)»[35].

Аналогичная структура военной организации прослеживается и в других ханствах возникших в результате распада Золотой Орды.[источник не указан 1198 дней]

Проф. В. В. Вельяминов-Зернов в «Исследовании о касимовских царях и царевичах» объясняет термин «казак», встречающийся в документах соответствующего времени, как «простой татарин»: «Простые татары, приходившие в Россию вместе со своими царевичами, а равным образом и простые татары казанские, крымские и пр. обыкновенно звались у русских казаками, да и сами они называли себя казаками».[36]

Мещёрские (городецкие) казаки упоминаются в документах с 1491 г. Главные их силы были в порубежье с ногайскими татарами, в том числе, земля рязанская, верховья Дона. Так, в 1493 г. мещёрцы приходили воевать с турками[уточнить] к Азову. Постепенно выходцы из Рязанской земли, касимовские татары и татары-мещеряки стали селиться на берегах Дона и Волги. Эти люди, называвшиеся казаками, жили в укреплённых городках, построенных ими по берегам рек и на островах. Историки предполагают, что в 1549 г. основателем казачьих городков (станиц) на Дону был выходец из Мещеры Сары-Азман[37].

Старинный русский историк В. Татищев в сообщении о происхождении донских казаков отмечает, что «начало сих казаков из двух мест: одни жили в Месчере по городкам, и главный город их был Донской (скорее всего, Данков), 16 вёрст ниже Тулучеевой, где ныне монастырь Донской, а когда царь Иоанн IV ногайских татар в Месчеру перевел, тогда оные казаки из Месчеры все на Дон переведены».[уточните ссылку] Известный историк донского казачества В. Б. Броневский также сообщает, что «царь Иоанн Васильевич мещорских казаков, живших по разным городам, перевёл на Дон. По сему сих мещорских казаков и должно почитать родоначальниками донских казаков»[уточните ссылку]. Пётр I, также переселил в самом начале XVIII в. часть казаков из Мещеры в низовья Дона.[источник не указан 1198 дней]

После распада Улуса Джучи на землях мишарей образовалось несколько независимых княжеств (Темниковское княжество, Наровчатское княжество, Кадом, Сарыклыч и др.), которые не вошли в состав Казанского ханства, а с конца XV века начинают переходить в русское подданство.

Исследователь Мухамедова Р. Г. приводит исторические факты целенаправленного расселения московским правительством татар-мишарей вдоль создаваемых в XVI−XVII веках пограничных сторожевых линий Московского государства, о чём свидетельствует и локализация населённых пунктов татар-мишарей[38][уточните ссылку]:

  • В 1578 г. была основана засечная линия вдоль р. Алатырь, на ней же организована сторожевая служба Алатырь-Арзамас-Темников. Вдоль линии правительство начинает раздавать поместья мишарям. Но в настоящее время на территории бывшего Арзамасского уезда татаро-мишарских поселений почти нет, причиной чему стала усилившаяся в XVIII в. христианизация, когда мишари, бросив поместья, стали переселяться на восток (в частности, в Алатырский уезд).
  • В начале XVII в. при строительстве Карсунской засеки, татары-мишари получили земли в Симбирской губернии.
  • В середине XVII в. происходит расселение мишарей в южном направлении. Так мишари заселили побережья рек Верхний Ломов, Нижний Ломов и Инсар. К юго-востоку от засечных черт располагалось «Дикое Поле», для контроля над которым был выстроен острог Пенза (позже город) и засёлен мишарями. Позже земли вдоль р. Сура были переданы мишарям.
  • В 80-х годах XVII в. правительство раздаёт земли Саратовского края на поместном праве мишарям. Наиболее ранними являются селения на р. Уза (Искеево, Усть-Уза и др.). Раздача земель в этом крае продолжается вплоть до конца XVIII века.
  • 1652—1657 годах была построена Закамская укреплённая черта по линии Ерыклинск — Тиинск — Билярск — Новошешминск — Кичуевский острог — Заинск — Мензилинск. В XVIII веке южнее этой линии была проведена вторая черта: Алексеевск — Красноярская — Сергиевск — Кондурчинская — Черемшанская — Кичуйская. В пределы Закамья, оказавшиеся к концу XIV−XV вв. малозаселёнными вследствие опустошительных войн и набегов, вместе с другими народами переселялись и мишари из различных районов их обитания.
  • Заселение Приуралья происходило с начала XVI века и было связано как с вольной колонизацией, так и с переводом некоторой части служилых татар.
  • В начале XVIII в. мишари получают поместья по р. Терешка

Однако, расселение мишарей также связано с вольной колонизацией земель после присоединения Среднего Поволжья к Московскому государству. Таким образом были заселены южное междуречье Волги и Суры, а также Саратовский Край. Интенсивно шло переселение на восток. Уже в XVI−XVII веках Дикое Поле было населено татарами-мишарями и засечные линии строились, исходя из уже существующих селений (например, селения Лаки, Лауш, Чиуш и др.), при этом местное население вводилось в состав служилого сословия.[4][уточнить][уточните ссылку]

Историк А. М. Орлов также утверждает, что, помимо Дона, мещерские казаки были поселены на Средней Волге. Как служилые люди, арзамасские казаки впервые упоминаются в 1572 г. как участники, так называемого, «немецкого похода». Арзамасские казаки вплоть до Разинского восстания оставались надёжной частью поместного войска. Впоследствии они составили основную часть нижегородских татар (мишарей), а часть их обрусела. Кроме служилых мещерских казаков (татар), здесь появляются казаки, занимавшиеся разбоем. Мещеряки уходили вниз по Волге[уточнить]. Известен сподвижник Ермака, казацкий атаман Матвей Мещеряк. Царские власти неоднократно предпринимали меры по борьбе с разбоем в Поволжье, привлекали волжских казаков на свою сторону. При этом часто использовались методы насильственного этапирования в прежние земли. Об одном таком факте пишет В. Татищев, что в 1554 г. этапируются мещерские казаки с Волги, разбойничавшие в этих места. Арзамасские воеводы и стольники активно занимались привлечением на службу волжских атаманов и казаков, состоявших в основном из татар. В этом деле особую активность проявляли арзамасские воеводы И. В. Измайлов, Бутурлин[уточнить], В. Я. Кузьмин, Г. Родионов. Известно, что в 1587 г. к волжским казакам и атаманам выезжал И. В. Измайлов. Они же занимались расселением прибранных людей по уезду. В частности, Измайлов вместе с Бутурлиным разъезжали по уезду в поисках пустошей по Залесному стану уезда. О татарском происхождении волжских казаков свидетельствует тот факт, что к ним царские воеводы официально обращались на татарском языке. Грамота князя Одоевского[уточнить] к волжским татарам в 1614 г. была написана татарским письмом и послана с толмачом Сафоном Огарковым. Адресована она была «Великой Российской державы и Московской области оберегателям Волжским и Терским и Яицким атаманам и молодцам всему великому войску»[39].

Обер-офицер и Казак мишарских кантонов. 1845 г.

Немецкий историк Г. Штекль указывает, что[40]:

« «первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всём — в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков». »

Как следует из работы Якова Гришина[источник не указан 1504 дня] «Польско-литовские татары (наследники Золотой Орды)», татары, массово переселявшиеся в Великое княжество Литовское на рубеже XIV и XV веков, имели социальное разделение на знатных татар, приравненных в правах к шляхте, и татар-казаков, приравненных в правах к служебному боярству. Татары-казаки несли службу в родоплеменных хоругвях: Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт, Найман, Улан (надродовая хоругвь, возглавляемая Чингизидами).

Смешанная версия

Ещё Карамзин так писал о казаках[41]:

« Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Казаки — также… некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Казаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкассы назван их именем. »

По мнению Л. Гумилёва казачество возникло путём слияния касогов и бродников[42] после монголо-татарского нашествия. Касоги (касахи, касаки, ка-азаты) — древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X−XIV веках, а бродники — смешанный народ тюрко-славянского происхождения, впитавший остатки булгар, славян, а также, возможно, степных огузов.

После покорения монголами касоги бежали на север и смешались с подонскими бродниками, которые унаследовали их имя — казак. При этом известно, что сами бродники приняли сторону монголов, сражались против Руси в Битве на Калке. Так и образовалась первая ячейка казачества, изначально на службе Орды[43]

Историк В. Н. Татищев в «Истории Российской с самых древнейших времён» считал что[44]:

« Первые казаки, сброд из черкес горских, в княжении Курском в 14 ст. явились; где они слободу Черкассы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли; потом перешли на Днепр и город Черкассы на Днепре построили. »

Согласно легенде, восходящей к Стефану Яворскому (1692 год), казаки в 1380-м году преподнесли Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали в битве против Мамая на Куликовом поле[45].

По С. М. Соловьёву, древнейшее летописное известие о казачестве (в «Повести о Мустафе царевиче») говорит о казаках рязанских, в 1444 принявших участие в битве против татар, приведённых царевичем Мустафою.[26] По некоторым данным[каким?], казаки рязанские имели татарское происхождение.

По версии Георгия Владимировича Вернадского, казаки — это сообщество «свободных людей», известное под таким именем в степях Европы как минимум со времён Ордынского царства (XIII−XIV вв.). В работе «Монголы и Русь» Вернадский пишет[46]:

« согласно Полю Пелио, имя Узбек (Özbäg) значит „хозяин себя“ (maître de sa personne), то есть „свободный человек“. Узбек в качестве названия нации значило бы тогда „нация свободных людей“. Казак (казах) — в нескольких тюркских диалектах означает „свободный человек“, „свободный искатель приключений“ и, отсюда, „житель приграничной полосы“. В его основном значении этим словом называли как группы, в которое входили среди прочего предки современных татарских, украинских и русских поселенцев (казаки), так и целый среднеазиатский народ киргизов (казахов). »

Тот же Вернадский обращает внимание на существование в Великой Ясе Чингисхана (ставшей потом одним из источников устного казачьего права) положений, уравнивающих права и свободы всех его свободных подданных[47]:

« «Существует равенство. Каждый человек работает столько же, сколько другой; нет различия. Никакого внимания не уделяется богатству или значимости.» »

Во многом подтверждают теорию смешанного этногенеза и современные методы генетических исследований, в том числе, популяционной генетики, результаты которых позволяют достоверно утверждать, что[48]:

« …кубанские казаки генетически неотличимы от русских и украинцев. А терское казачество вобрало в себя почти половину местных кавказских гаплотипов… »

Казаки — потомки автохтонного праславянского населения Дикого Поля

Рассматривая в своей работе «История Руси и русского Слова» вопрос о казаках, В. В. Кожинов пишет следующее[49][неавторитетный источник?] :

« Речь идёт об издавна заселенном выходцами из основной Руси пространстве между реками Воронежем и Хопром, а если мерить с севера на юг — от реки Цны до нынешней станицы Вёшенской на среднем Дону (ныне это пространство входит своими отдельными частями в Липецкую, Тамбовскую, Воронежскую, Волгоградскую и Ростовскую области). Давно установлено, что восточнославянские, — главным образом северянские, – поселения имелись здесь ещё в VIII−IX веках (затем русские вынуждены были уйти отсюда из-за различных опасностей, связанных с военной практикой Хазарского каганата…), но гораздо менее известно, что никак не позже XII века (а вернее, даже ещё ранее – вскоре после гибели Хазарского каганата, в конце Х века) сюда снова явились русские переселенцы. Они оказались вне власти какого-либо княжества, и именно здесь, на этой мало ведомой окраине тогдашней Руси, как аргументировано доказывает в своей книге А. А. Шенников, начало складываться казачество.
…сейчас важно утвердить одно: будущие казаки, очевидно, принесли сюда эпос не в XV−XVI веках, а не позднее XII века (то есть, возможно, и в XI веке), когда его жизнь действительно ещё продолжалась на Руси (кстати сказать, само слово «казак» широко употребляется в письменности уже с XV века; в устный язык оно вошло, без сомнения, намного раньше).
»

Согласны с этим и многие современные специалисты-историки:

« О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. Так Н. С. Коршиков и В. Н. Королёв считают, что «кроме широко распространённой точки зрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения. По мнению Р. Г. Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы. Л. Н. Гумилёв предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII−XV вв.[50]»[51] »

Ещё дальше вслед за академиком И. Е. Забелиным идёт Е. П. Савельев. По мнению Забелина и Савельева, казаки — это потомки автохтонного славянского и даже праславянского населения (в том числе, хазар, готов (на это обращал внимание ещё Н. В. Гоголь), сарматов, гетов, бастарнов, скифов, массагетов и т. п.), на протяжении тысячелетий с глубокой древности и до начала второго тысячелетия н. э. населявшего долины нынешних казачьих рек на территориях, протянувшихся от северного Прикаспия до северного Причерноморья (в том числе, «Дикое поле»), которые в последующем, фактически совершив на протяжении нескольких веков круговую миграцию по территории древней Руси, возвратились в XV в. в границы своего исторического ареала расселения.[52]. В частности, Савельев, в том числе, на материале археологических исследований, полученном уже после смерти И. Е. Забелина, защищает его версию о происхождении донских казаков от танаитцев. Признавая вслед за Забелиным смешанное происхождение танаитцев, он в то же время относит их культуру к сарматской.[53]

По мнению Савельева, потомки покинувшего в IX−XII веках Дикое Поле славяно-казацкого населения перебрались в Новгородскую землю (так называемые, гофейские /готские/ казаки), откуда, занимаясь ушкуйничеством, переселились на Вятку, составив население вечевой республики вятских (хлыновских) ушкуйников, существовавшей в XII−XV вв.[54][55][56].

В конце XV века вольная Вятская земля с выборными воеводами, атаманами и священнослужителями в ходе нескольких военных походов была взята под контроль Москвы (в 1459 и 1489 годах), после чего часть населения бывшей вятской вечевой республики была расселена на южной границе России, а часть бежала в низовья Волги и Дона и, возможно, Днепра и Яика, вполне вероятно, став основанием казачества в указанных регионах.

Савельев прослеживает значительную преемственность лексического состава языка, церковной архитектуры и обычаев у донских казаков и новгородцев (хотя и не отрицает, что это может быть связано также с влиянием ставшей образцом для Новгорода Римской республики — не только вследствие воздействия законсервировавшей идеалы Римской Республики православной церкви, но из-за ассимиляции танаитцами и эллинов, и римлян).

Просматривается также сходство символики казаков Дона и Днепра с Вятским гербом (натянутый лук-арбалет и равносторонний крест).

Ещё одну волну вынужденных переселенцев в указанные выше традиционные казачьи регионы Савельев связывает с присоединением в 1520 году к Москве Великого княжества Рязанского и усиленным переселением на Дон рязанских казаков — потомков автохтонного населения Дона.

Согласно Е. П. Савельеву, этими переселениями был, в том числе, завершён многовековой «круговорот» части коренного казачьего населения Приазовья и Дона, покинувшего в XIII веке исконные территории и переселившегося в Новгородские и Вятские земли.

Комментарии

  1. Что, в принципе, одно и то же; правда, Военная энциклопедия Сытина безапелляционно локализует Касахию в Закавказской области — см. [11]
  2. Kazak, qazak.
  3. Впоследствии называемых казахами.
  4. В Новгородских летописях под 1397 г. (а в Никоновской летописи под 1398 г.[22]) говорится о прибытии в Новгород посольства из Пскова, в состав которого входил Филипп Козачкович, отец Юрия.

ru.wikipedia.org

Так откуда же взялось слово “КАЗАК” ?

Alexcourageous все записи автора 000n (649x173, 47Kb)
До сих пор нет однозначного ответа на вопрос о происхождении слова “казак”. В разные эпохи оно трактовалось по-разному. Некоторые возвращаются к библейским временам. Аз – начальная буква славянского алфавита. Есть мнение о ее космогоническом характере: АЗ – начало мира, а в начале, как известно, было Слово. АЗ является составной частью слова “кАЗаки”, это вселенское понятие уходит в добиблейские времена, когда миром правили Азы (боги), жившие на вершинах КавкАЗских гор, а к Арарату, по преданию, во времена Всемирного потопа причалил Ноев ковчег. Отсюда якобы и легендарные воители кАЗаки и легендарные воительницы амАЗонки, первые жили без жен, вторые-без мужей.
АЗ (альфа) есть сокровенный знак мира, венец ее- треугольник – центр пресвятой вечности. Об этом, в частности, писал знаменитый казачий философ Григорий Скорода, основоположник украинской и русской философии. Альфа – основа разума, “всякую тварь предвещает”, она – основа трисолнечного единства, “недремлющее око”. Ученый утверждает: аз обозначает “познание”, то есть является “корнем рода своего”. Он диктует нам как главную задачу человечества: “Познай себя”. А ведь это и главная загадка Сфинкса.
“Прародиной Казаков, Землею их Отцов в точном значении этого слова, следует считать Северо-Кавказскую равнину, Приазовье и берега реки Дона”.
Географ Птолемей во II веке от Рождества Христова называет эту реку Тан – так она звучала в греческой транскрипции, а живущих на Дону – танаитами, то есть попросту донскими. Имела эта страна у греков и другое название – Великая Скифия. Она включала в себя Приазовье и Северное Причерноморье. Далее на севере в первом тысячелетии находились земли и страны, которые греки именовали Гипербореи. Конечно, наши предки казаки, населявшие Великую Скифию, сами себя назвали не по-гречески, а по-славянски: русами,росами. Реки назвали русами,росами; землю свою – Росью,Поросью. Дон назвали Доном, а не Таной, себя донцами, а не танаитами.
Эта земля, при защите которой было пролито море казачьей крови, земля, впитавшая потоки пота долгих трудов, земля насыщенная духом ушедших в вечность казачьих поколений, где сам чернозем,кажется, не что иное, как превратившаяся в прах казачья жизнь, земля, к которой всегда стремилась казачья мысль и с далекой чужбины, она манила ее изгнанников, даже тех, кто родился далеко от родной степи.
На этой земле уже две тысячи лет назад росли и множились племена, положившие начало казачьему роду.
1.КАЗАК (тюркское слово - “удалец,вольный,свободный”);
2.КАЗАКИ (персидское слово - “люди, состоящие на службе и оплачиваемые казной”);
3.КАЗАК (арабское слово - “всадник,сражавшийся за веру и законы пророка”);
4.КАЗАК (монгольское слово - “свободный воин, живущий обособленно в палатке”);
5.КАЗАК - “броня, щит и крепкий оплот по охране границ, военный страж”;
6.“КАЗАК” - у многих народов так назывались предметы обихода, птицы, звери. Одно из слов “казак” означало “ОЛЕНЬ”. Изображение оленя прочно вошло в символику казачьих знамен и гербов.
7.Существует даже трактовка слова “КАЗАК” как производного от русского слова “КОЗА”, то есть дерево со специально заостренными ветвями, ими перекрывали дороги.
У всех народов из эпохи в эпоху племенные названия претерпевают своеобразные изменения. Такие же изменения претерпевают своеобразные изменения. Такие же изменения произошли и с нашим именем. Поэтому нельзя опровергать тождественности имен КОССАЙ, КЭСА, КОСАГ, КАЗАХ, КАСАК, КАЗАК только потому, что некоторые из них отклоняются привычной формы. Нужно помнить: перемены происходили в течение двух тысяч лет. Ведь и на наших глазах киргиз-кайсаков стали называть казахами.
В конце старой эры саков-кочевников узнали китайцы. В своих летописях они назвали их СЭЙКИ, СЫСЦЫ, СА, САЙ, СЭУ. Позднее в хрониках VI-VII вв. Они прибавляют к их именам приставку КЮЙ, называя их КЮЙСЭУ, что в китайском начертании соответствует названию КАЙСАК.
Область саков еще в начале нашей эры сохраняла свое имя – САКАСЕНА. Следовательно, скифы- саки проживали здесь много веков подряд. Имя этого народа с веками частично изменялось, к нему приросла приставка “КА”, “КОС”. Саки начали называтся КАСАКАМИ, КОССАГАМИ, и КАСАХАМИ. Подтверждение такой перемены служит последующее имя САКАСЕНЫ – КАЗАХИЯ. Страбон пишет их имя КОССАЙИ. Дело в том, что греческая буква гамма, по произношению близка нашему “Х”, перед “ОИ” произносится как “Й”. Страну коссаев Страбон указывает там, где раньше находилась Сакасена. Даже если не брать в расчет китайского произношения, совершенно очевидно, что КЭСА это та же КОССАЙИ и помещенаы они у китайцев, как и у Страбона, в прежней области САКОВ.
Таким образом, вторая половина первоначального нашего имени КА-САХИ две тысячи лет тому назад служила названием скифского народа. Решение же вопроса о значении приставок “КА”, “КАЙ”, “КОС” заключается, вне всякого сомнения, в их особенном смысле по понятиям самих скифов.
Вообще слог “КА” у многих народов восточных служит корнем слов, обозначающих превосходство, главенство. Так, например, у китайцев “КАО” значит высокий, у лезгинов “КА” - голова, у сирийцев, афганцев и таджиков “КАБИР” означает великий,всемогущий,могущественный; у албанцев “КАБА” - великий; хазарский КАГАН – царь. Соответственно, КА-САКИ или КАЙ-САКИ должно было означать ВЕЛИКИЕ САКИ, ГЛАВНЫЕ САКИ.
Должно заметить, что начертание и произношение слова “КАЗАК” принято только у самих казаков и у народов восточных. На западе предпочитают писать КОССАК или КОЗАК. Разнообразие в произношении национальных имен вещь совершенно обыденная, но в этом случае изменяется решение вопроса о значении приставки.
Слово “КАЗАК” развилось соответственно из слов “КОССАЙ”, “КОССАГ”. Но слог “КОС” означал по-скифски белый, и, значит, имя саков некогда обогатилось эпитетом белые. Коссака кроме значения белые сака имеет и еще одно скифо-иранское значение - “БЕЛЫЕ ОЛЕНИ”. А.И. Ригельман (русский генерал-майор, 1720-1789 гг.) в “Повествовании о Донских казаках” пишет: “От начала же оное Войско или правительство оного имело и ныне еще имеет небольшую печать с изображением белого оленя, пораженного стрелою, и с надписью вокруг оного: “Печать Войсковая”. Идея герба связана с преданиями глубокой старины. Легенда о таинственном олене, уходящем от охотников, была известна в Подонье (Танаиде) уже в первые века нашей эры, записанная Прокопием из Кесарии, Иорданом, Созоменом (“История Церкви”) и некоторыми другими авторами.
Персидская география “Гудут ал Алем” сохраняет почти без изменений – Земля Касак (с тюркского – Земля белых Лебедей). КАЗАК = КАЗ-АКИ в переводе с тюркского означает лебедь белый или гусь белый. В дохристианском славянском мире Белый лебедь был священной птицей,общеславянским тотемом. Этот символ и сегодня является распространенным фольклорным элементом в орнаментах, сказках, песнях. Один из видных донских казаков А. Леонов писал: “КАЗАК – слово магическое. КАЗАК – это прежде всего синоним свободы, равенства и братства и уже потом синоним удальства, молодечества” (№26-28, Донские Войсковые Ведомости, г. Новочеркасск, 1862 год).
Существуют также другие трактовки и упоминания происхождения казаков (казачества):
КАСАХИ (Константин Багрянородный);
КАЗАГИ (летопись о завоевании этого народа Мстиславом Тмутараканским в 1021 г.);
САКИ (А. Попов);
ЧЕРКАССЫ (Н.М. Карамзин);
Заимствование этнического самоназвания у других народов ( kassaka-purisa из древнеиндийского трактата “Самюттаникае”);
Тюрско-татарского трактования – КЕРГКЗЫ или ЧЕРКЕСЫ (Сталенберг и Рубруквис);
“Черкесы из Египта” (В.Н. Татищев);
Римское название области на Кавказе – Гиркании (от латинского слова hircus, что значит “козел”), оттуда - “КАЗАКИ” ( П. Симоновский).
Использовалась литература: В. Никитин “Казачество Нация или сословие?”

liveinternet.ru

Каково происхождение казаков?

N

По одной из версий, слово казак тюркского происхождения, известное с XIV века (впервые в «Codex Cumanicus»).
Тем не менее, относительно происхождения казачества, как явления, существуют следующие основные версии:
Казаки — это славяне, заселившие в XV в. пустующие земли Дикого поля (В. Соловьёв).
Казаки — это потомки автохтонного праславянского населения (в том числе, скифов, сарматов, гетов, массагетов и т. п.), на протяжении тысячелетий с глубокой древности и до начала второго тысячелетия н. э. населявшего территории, протянувшиеся от северного Прикаспия до северного Причерноморья (в том числе, "Дикое поле"), которые в последующем, фактически совершив на протяжении нескольких веков круговую миграцию по территории древней Руси, возвратились в XV в. в границы своего исторического ареала расселения (Е. Савельев).
Казаки — это обрусевший восточный народ (касоги, черкесы, хазары) (В. Шамбаров, Л. Гумилёв).
Согласно Военной энциклопедии 1911−1915 годов, слово «казак» или «козак» имеет несколько вероятных версий происхождения и ряд значений:
♦ от тюркского «казак» — «вольный человек»
♦ от косогов (одного из кавказских народов) либо от Касахии (что, в принципе, одно и то же);
♦ от турецко-татарского «каз» — «гусь»;
♦ от слова «козары»;
♦ из монгольского языка, где «ко» — броня, защита; «зах» — граница; и, таким образом, одно из значений древнерусского слова «козак» — защитник границы. В "Этимологическом словаре тувинского языка" Татаринцева относительно корневой основы слова казанак -"хлев, конура" высказывается мнение о существовании архетипа *кас, означавшего "загораживать", а монгольское "каши" -"загораживать, преграждать, защищать" является заимствованием из тюркского (против мнения Севортяна).
♦ от турецко-татарского «қазақ» — свободный, независимый человек, удалец, искатель приключений;
♦ название (самоназвание) киргизов ;
♦ в Туркестанском крае — «прозвище» кочевых племён;
♦ по половецки (тюркски) — «страж»;
♦ у татар это бессемейные и «бездомовые» воины, служившие авангардом в походах и при перемещениях татарских орд, несшие, в основном, разведывательную и сторожевую службу.
Согласно М. Фасмеру слово «козак» пришло в польский язык из украинского и восходит к древнерусскому «козакъ», что означало «вольнонаёмный работник, батрак».
Во множественном числе ударение в форме каза́ки возникло в результате влияния польской формы множественного числа kozácy (коза́ци), в то же время, украинские, кубанские и оренбургские казаки используют ударение казаки́ (укр. козаки́ ).
По Фасмеру, слово «казахи» — родственное казакам, а вот этноним касог — не родственен (хотя, согласно тому же Фасмеру, такие версии, всё же, существуют)
Первая предположительная фиксация наименования «казак» (в значении «стража») имеется в словаре половецкого языка «Codex Cumanicus» начала XIV в. (1303 г.)

Лесник

Вольные русские люди- не крепостные, служили конными воинами русским царям по взаимному договору, те отряды казаков, которые не признавали договоров с царской властью называли "воровские казаки"например- атаманы Ермак Тимофеевич, Степан Разин, Кондратий Булавин, Болотников. Существует множество теорий происхождения казаков: от скифов-сариматов, от хазар и половцев, от беглых крепостных

Михаил бобрешов

Казаки - это издревле, воины, постоянно охранявшие границы страны (империи). Символом у казаков было Солнце, звёзды, крест и Луна (месяц в круге). Только месяц и звезду, позже взяли за символ в исламе. У казаков до Советской власти эти символы сохранялись на знамёнах и т. д. Османская (Отоманская) или Атаманская империя была создана казаками-атаманами. Известная казачья Тамань называлась - Атамань. Была у казаков-русов письмо-вязь, которая затем, стала основой для арабского письма.

Откуда пошло и что означает слово: казак?

по татарски (тоже тюркск). казмак-вольный человек. — более года назад

Прейскурант

Я думаю, что некоторые исследователи этого слова дают неправильное толкование. Так, например, в 4-х томной "Истории казачества" пишется, что слово казак происходит от названия горского племени койсугов.Но это не так.Первые казачьи атаманы были нерусской национальности, а под знаменем казачества собирались не только сбежавшие от хозяев русские крепостные, как об этом пишется в Советской истории.На турецком есть слово хачах и хочах, что означает свободных людей, не признающих никакую власть. Эти слова употребляются и в армянском языке. Русские казаки взяли форму хачах, а украинские - форму хочах, так появилось это слово в русском языке, как казак и как козак (В "Тарасе Бульбе" Гоголя, как видите, употребляется вторая форма - козак).

Andrei

Так никто и смог точно сказать как произошло слово "казак", но одни исследователи считают его искажением тюркского слова, означающего вольного человека или защитника окраины, другие считают его хазарским словом, означающим кочевника приволжья, прикаспия или дона, третьи считают их народом северокавказского происхождения. Время возникновения этого слова относится к 12 веку нашей эры.

bolshoyvopros.ru

Читайте также