Интеллигент википедия значение слова

Интеллигенция

Интеллиге́нция — слово, используется в функциональном и социальном значениях:

  • В изначальном смысле слово использовалось в латинском языке, указывая на широкий спектр мыслительной деятельности.
  • В социальном значении слово стало использоваться с середины или второй половины XIX века в отношении общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью социально-психологической рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта[источник не указан 1011 дней].

Функциональное значение понятия «интеллигенция»

Производится от латинского глагола intellego[1]:

1) ощущать, воспринимать, подмечать, замечать
2) познавать, узнавать
3) мыслить
4) знать толк, разбираться

Непосредственно латинское слово intellegentia включает в себя ряд психологических понятий[1]:

1) понимание, рассудок, познавательная сила, способность восприятия
2) понятие, представление, идея
3) восприятие, чувственное познание
4) умение, искусство

Как видно из выше изложенного, изначальный смысл понятия — функциональный. Речь идёт о деятельности сознания.

Употребляемое в таком значении, встречается даже в XIX столетии, в письме Н. П. Огарева к Грановскому в 1850 году:

«Какой-то субъект с гигантской интеллигенцией…»

В этом же значении можно прочесть об использовании слова в масонских кругах. В книге «Проблема авторства и теория стилей» В. В. Виноградов отмечает, что слово интеллигенция относится к числу слов, употреблявшихся в языке масонской литературы второй половины XVIII века:

…часто встречается в рукописном наследии масона Шварца слово интеллигенция. Им обозначается здесь высшее состояние человека как умного существа, свободного от всякой грубой, телесной материи, бессмертного и неощутительно могущего влиять и действовать на все вещи. Позднее этим словом в общем значении — 'разумность, высшее сознание' — воспользовался А. Галич в своей идеалистической философской концепции. Слово интеллигенция в этом значении употреблялось В. Ф. Одоевским.

Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. — М.: Гослитиздат, 1961. — С. 299. — 614 с.

Кандидат исторических наук Т. В. Кисельникова отмечает, что разделяет следующий взгляд Е. Элбакян об интеллигенции, изложенный ей в статье «Между молотом и наковальней (Российская интеллигенция в ушедшем столетии)»[2]:

Интеллигенция — социальная группа, которая занимается умственным трудом, отличается высоким образовательным уровнем и творческим характером своей деятельности, проявляющимся в привнесении личностно-индивидуального начала в эту деятельность, производит, сохраняет и несёт в другие социальные группы общечеловеческие ценности и достижения мировой культуры, обладает специфическими психологическими чертами и позитивными нравственно-этическими качествами. Последнее можно назвать интеллигентностью.

Социальное значение понятия «интеллигенция»

Единого мнения о первом употреблении понятия в социальном значении не существует. Так, литературовед П. Н. Сакулин полагает, что термин «интеллигенция» был широко распространен в философской литературе Западной Европы уже в первой половине ХIХ века. Вместе с тем известна дневниковая запись В. А. Жуковского от 2 февраля 1836 года:

«Кареты, все исполненные лучшим петербургским дворянством, тем, которое у нас представляет всю русскую европейскую интеллигенцию».

Однако нельзя однозначно утверждать, что в данном случае речь идёт о социальном значении слова.

Известно, что в отношении группы лиц слово «интеллигенция» 46 раз фиксируется у К. Маркса в статьях «О сословных комиссиях Пруссии» (по-немецки — Intelligenz) при указании соотношения «между представительством интеллигенции и сословным представительством земельной собственности в ландтаге» (1842 год).

В Российской империи слово «интеллигенция» встречается также в дневнике министра иностранных дел П. А. Валуева, опубликованном в 1865 году: «Управление по-прежнему будет состоять из элементов интеллигенции без различий сословий».

В новом значении слово «интеллигенция» встречается в словарях и энциклопедиях XIX века. Об этом пишет Б. А. Успенский в своей работе «Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры»:

«Социальное значение данного слова впервые фиксируется в энциклопедиях — сначала в польских (Всеоб. энцикл. VII : 145 [1874 г.]), затем в русских (Березин П/2: с. 427—428 (1877 г .]); см.: Вуйцик 1962: 22, 24. Напротив, в русских словарях это значение регистрируется раньше, чем в польских».

Слово употребляется во втором издании словаря В. Даля, как «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей» (см. сл. Даля 1881, 2, с. 46).

Журналист второй половины XIX века П. Боборыкин объявил себя первым, кто применил слово «интеллигенция» в социальном значении и утверждал, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где это слово использовалось для обозначения того слоя общества, представители которого занимаются интеллектуальной деятельностью. Объявляя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин настаивал на особом смысле, вложенном им в этот термин: он определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», а не как «работников умственного труда». По его мнению, интеллигенция в России — это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу. Именно с этим особым смыслом слово «интеллигенция» вернулось затем обратно на Запад, где стало считаться специфически русским (intelligentsia).

Предпосылки появления интеллигенции

Представители будущей интеллигенции выделялись из различных социальных групп Европейских стран: духовенства, дворянства, ремесленников. Возрастал спрос на профессиональных учителей и философов, естествоиспытателей и врачей, юристов и политиков, писателей и художников. Представители этих профессий и создали базовые предпосылки выделения интеллигенции в социальную группу в XIX веке.

Современный социолог Н. В. Латова замечает:

Люди, профессионально занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (учителя, артисты, врачи и т. д.), существовали уже в античности и в средневековье. Но крупной социальной группой они стали только в эпоху нового времени, когда резко возросло количество людей, занятых умственном трудом. Только с этого времени можно говорить о социокультурной общности, представители которой своей профессиональной интеллектуальной деятельностью (наука, образование, искусство, право и т. д.) генерируют, воспроизводят и развивают культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества.

В России, первоначально производством духовных ценностей занимались в основном выходцы из дворянского сословия. «Первыми типично русскими интеллигентами» Д. С. Лихачёв называет дворян-вольнодумцев конца XVIII века, таких как Радищев и Новиков. В XIX веке основную массу этой социальной группы стали составлять выходцы уже из недворянских слоев общества («разночинцы»).

Интеллигенция как общественная группа

Во множестве языков мира понятие «интеллигенция» употребляется довольно редко. На Западе более популярен термин «интеллектуалы» (intellectuals), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов». Основой для выделения такой группы является разделение труда между работниками умственного и физического труда.

Групповую черту, присущую только интеллигенции выделить трудно. Множественность представлений об интеллигенции как социальной группе не дают возможности однозначно сформулировать её характерные черты, задачи и место в обществе. Спектр деятельности интеллигентов достаточно широк, в определённых социальных условиях задачи меняются, приписываемые черты разнообразны, не чётки и, порой, противоречивы.

Попытки понять внутреннюю структуру интеллигенции как социальной группы, определить её признаки и черты продолжаются. Например, В. В. Тепикин предлагает 10 признаков интеллигенции в своей работе «Интеллигенция: культурный контекст», а социолог Я. Щепаньский в 1950-е годы и А. Севастьянов в конце XX века рассматривают внутренние структурные связи и уровни интеллигенции.

По версии современного социолога Галины Силласте, российская интеллигенция в конце XX столетия расслоилась на три страты (от «stratum» — прослойка):

  • «высшую интеллигенцию» — люди творческих профессий, развивающие науку, технику, культуру, гуманитарные дисциплины. Подавляющее большинство представителей этого слоя заняты в социальной и духовной сферах, меньшинство — в промышленности (техническая интеллигенция);
  • «массовую интеллигенцию» — врачи, учителя, инженеры, журналисты, конструкторы, технологи, агрономы и другие специалисты. Многие представители страты работают в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование), несколько меньше (до 40 %) — в промышленности, остальные в сельском хозяйстве или в торговле.
  • «полуинтеллигенцию» — техники, фельдшеры, медицинские сестры, ассистенты, референты, лаборанты.

В результате возникает вопрос вообще о возможности признания интеллигентов группой социальной или же это индивиды различных социальных групп. Этот вопрос разбирает А. Грамши в своих записях «Тюремные тетради. Возникновение интеллигенции»[3]
:

«Является ли интеллигенция отдельной, самостоятельной социальной группой, или у каждой социальной группы есть своя особая категория интеллигенции? На этот вопрос ответить непросто, ибо современный историче­ский процесс порождает многообразие форм различных категорий интеллигенции».

Обсуждение данной проблемы продолжается и неразрывно связано с понятиями: общество, социальная группа, культура.

В России

Основная статья: Русская интеллигенция

В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий занятий умственным трудом отошёл на задний план. Главными признаками российского интеллигента стали выступать черты социального мессианства: озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности). При этом интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти — понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были частично разведены — не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отсталое» правительство. Русская интеллигенция, понимаемая как совокупность оппозиционных к власти лиц умственного труда, оказалась в дореволюционной России довольно изолированной социальной группой. На интеллигентов смотрели с подозрением не только официальные власти, но и «простой народ», не отличавший интеллигентов от «господ». Контраст между претензией на мессианство и оторванностью от народа приводил к культивированию среди русских интеллигентов постоянного покаяния и самобичевания.

Особой темой дискуссий начала XX века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе: интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы. Другие рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода, но расходились в вопросе о том, к какому классу/классам её относить. Одни считали, что к интеллигенции относятся люди из разных классов, но при этом они не составляют единой социальной группы, и надо говорить не об интеллигенции вообще, а о различных видах интеллигенции (например, по виду интеллектуальной деятельности и сфере занятий: творческой, инженерно-технической, университетской[4], академической (научной), педагогической и т. д.; а также буржуазной, пролетарской, крестьянской и даже люмпен-интеллигенции). Другие относили интеллигенцию к какому-либо вполне определенному классу. Наиболее распространенными вариантами были утверждения, что интеллигенция является частью класса буржуазии или пролетарского класса. Наконец, третьи вообще выделяли интеллигенцию в особый класс.

Известные оценки, формулировки и пояснения

Слово интеллигентский и Ушаков, и академический словарь определяют: «свойственный интеллигенту» с отрицательным оттенком: «о свойствах старой, буржуазной интеллигенции» с её «безволием, колебаниями, сомнениями». Слово интеллигентный и Ушаков, и академический словарь определяют: «присущий интеллигенту, интеллигенции» с положительным оттенком: «образованный, культурный». «Культурный», в свою очередь, здесь явно означает не только носителя «просвещенности, образованности, начитанности» (определение слова культура в академическом словаре), но и «обладающий определенными навыками поведения в обществе, воспитанный» (одно из определений слова культурный в том же словаре). Антитезой к слову интеллигентный в современном языковом сознании будет не столько невежда, сколько невежа (а к слову интеллигент — не мещанин, а хам). Каждый из нас ощущает разницу, например, между «интеллигентная внешность», «интеллигентное поведение» и «интеллигентская внешность», «интеллигентское поведение». При втором прилагательном как бы присутствует подозрение, что на самом-то деле эта внешность и это поведение напускные, а при первом прилагательном — подлинные. Мне запомнился характерный случай. Лет десять назад критик Андрей Левкин напечатал в журнале «Родник» статью под заглавием, которое должно было быть вызывающим: «Почему я не интеллигент». В. П. Григорьев, лингвист, сказал по этому поводу: «А вот написать: „Почему я не интеллигентен“ у него не хватило смелости»…

— Из статьи М. Гаспарова «Интеллектуалы, интеллигенты, интеллигентность»

Известно уничижительное высказывание В. И. Ленина об интеллигенции, помогающей буржуазии:

« Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно. «Интеллектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу), мы платим жалование выше среднего. Это факт. Мы их бережём. Это факт. Десятки тысяч офицеров у нас служат Красной Армии и побеждают вопреки сотням изменников. Это факт. В. И. Ленин (Из письма к Горькому 15 сентября 1919 года)[5] »

ru.wikipedia.org

Интеллигенты это:

Интеллигенты

Интеллигенция (лат. intelligentia, intellegentia — понимание, познавательная сила, знание, от intelligens, intellegens — умный, понимающий, знающий, мыслящий) — социальная группа лиц, профессионально занимающихся умственным — преимущественно сложным и творческим — трудом, развитием и распространением образования и культуры и отличающихся высотой духовно-нравственных устремлений, обостренным чувством долга и чести. В другом значении просто лица умственного труда. [1]

Содержание

  • 1 История
  • 2 Интеллигенция и интеллектуалы в различных странах
  • 3 Российская интеллигенция
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 См. также

История

Слово интеллигенция появилось в русском языке в первой половине XIX века. Вошло в иностранные словари с пометкой «русское». Известный теоретик и историк интеллигенции Виталий Тепикин (р. 1978) в своей книге "Интеллигенция: культурный контекст" утверждает:

"Первоисточником концепта "интеллигенция" можно считать греческое слово noesis - сознание, понимание в их высшей степени. Со временем греческий концепт породил в римской культуре слово intelligentia, которое несло смысловую нагрузку несколько иную, без тонкостей - хорошая степень понимания, сознания. Слово применил драматург-комик Теренций (190-159 гг. до н.э.). И уже позднее в латыни значение понятия трактовали способностью понимания (умственной способностью).

В средние века понятие получило теологический характер и трактовалось как Ум Божий, Божественный Разум. Предполагалось, что им творится многообразие мира. Примерно в таком роде интеллигенцию ощущает и Гегель, заключая в своей "Философии права": "Дух есть интеллигенция".

В приближенном варианте к современным трактовкам слово было употреблено русским прозаиком, критиком и публицистом П.Д. Боборыкиным. В 1875 году он подал термин в значении философском - "разумное постижение действительности". Он же осознавал интеллигенцию и в социальном значении, а именно как "самый образованный слой общества". Это определение из статьи автора под названием "Русская интеллигенция", в которой, кстати говоря, П.Д. Боборыкин объявил себя "крестным отцом" понятия. Автор, надо отметить, несколько слукавил в отношении своей роли первооткрывателя термина, хотя даже размышлял над ним и ранее. В 1870 году в романе "Солидные добродетели" Боборыкин пишет: "Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении ХIХ в. и даже в последней трети ХVIII в." В глазах главного героя романа русская интеллигенция должна устремляться в народ - в этом находить свое призвание и нравственное оправдание. Однако уже в 1836 году к слову "интеллигенция" в своих дневниках прибег В.А. Жуковский - там, где писал о петербургском дворянстве, которое, по его мнению, "представляет всю русскую европейскую интеллигенцию". Не исключено, правда, что Боборыкин и не знал о высказываниях коллеги. Исследователь С.О. Шмидт, обращаясь к наследию В.А. Жуковского, выявил не только первое употребление им дискуссионного термина, но заметил и доказал почти современную его трактовку поэтом: как то - принадлежность к определенной социокультурной среде, европейская образованность и даже нравственный (!) образ мысли и поведения. Выходит, круг Жуковского уже имел вполне конкретное представление о такой общественной группе, как интеллигенция. А в 1860-е годы понятие всего лишь было переосмыслено и получило большее хождение в обществе".

Как указывает социолог Г. Силласте, российская интеллигенция в конце ХХ столетия расслоилась на три страты (от «stratum» — прослойка):

  • «высшую интеллигенцию» — люди творческих профессий, развивающие науку, технику, культуру, гуманитарные дисциплины. Подавляющее большинство представителей этого слоя заняты в социальной и духовной сферах, меньшинство — в промышленности (техническая интеллигенция);
  • «массовую интеллигенцию» — врачи, учителя, инженеры, журналисты, конструкторы, технологи, агрономы и другие специалисты. Многие представители страты работают в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование), несколько меньше (до 40 %) — в промышленности, остальные в сельском хозяйстве или в торговле.
  • «полуинтеллигенцию» — техники, фельдшеры, медицинские сестры, ассистенты, референты, лаборанты. По уровню жизни преобладающая часть этой страты в России живёт за чертой бедности.[2]

Виталий Тепикин выделил эту особую общественную группу в качестве чисто русского феномена. Он предпринял достаточно успешную попытку консолидировать взгляды ученых, с этой целью сформулировал 10 признаков интеллигенции. В Кембриджском университете хранится его работа "Культура и интеллигенция", в которой признаки были представлены впервые:

  • передовые для своего времени нравственные идеалы, чуткость к ближнему, такт и мягкость в проявлениях;
  • активная умственная работа и непрерывное самообразование;
  • патриотизм, основанный на вере в свой народ и беззаветной, неисчерпаемой любви к малой и большой Родине;
  • творческая неутомимость всех отрядов интеллигенции (а не только художественной ее части, как многими принято считать), подвижничество;
  • независимость, стремление к свободе самовыражения и обретение в ней себя;
  • критическое отношение к действующей власти, осуждение любых проявлений несправедливости, антигуманизма, антидемократизма;
  • верность своим убеждениям, подсказанным совестью, в самых трудных условиях и даже склонность к самоотречению;
  • неоднозначное восприятие действительности, что ведет к политическим колебаниям, а порой - и проявлению консерватизма.

Серьезную дискуссию в научном и общественном мире вызвали два последних признака интеллигенции. В их обсуждении приняли участие Московский университет, Ивановский университет, Университет Сорбонна. По Тепикину, интеллигенция не является идеальной. Ей могут быть присущи "обостренное чувство обиды в силу нереализованности (реальной или кажущейся)", "периодическое непонимание, неприятие друг друга представителями разных отрядов интеллигенции, а также одного отряда, вызванные приступами эгоизма и импульсивности" и т.д.

Интеллигенция и интеллектуалы в различных странах

Во множестве языков мира понятие «интеллигенция» употребляется довольно редко. На Западе более популярен термин «интеллектуалы» (intellectuals), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов». Основой для выделения такой группы является разделение труда между работниками умственного и физического труда.

Люди, профессионально занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (учителя, врачи и т. д.), существовали уже в античности и в средневековье. Но крупной социальной группой они стали только в эпоху нового времени, когда резко возросло количество людей, занятых умственным трудом. Только с этого времени можно говорить о социокультурной общности, представители которой своей профессиональной интеллектуальной деятельностью (наука, образование, искусство, право и т. д.) генерируют, воспроизводят и развивают культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества.

Поскольку творческая деятельность обязательно предполагает критическое отношение к господствующим мнениям, лица умственного труда всегда выступают носителями «критического потенциала». Именно интеллектуалы создавали новые идеологические доктрины (республиканизма, национализма, социализма) и пропагандировали их, обеспечивая тем самым постоянное обновление системы общественных ценностей.

Любовь к своему народу - коренная и почти опознавательная черта интеллигенции. Почти - потому что частью интеллигенции народ все-таки недолюбливался, вызывал у нее неверие в "деревенский" духовный потенциал. И отношения между интеллигенцией и народом выстраивались противоречиво. С одной стороны, она шла на самоотречение (та черта, которую мы выводим в 7 признаке интеллигенции и вносим в авторское определение): боролась за отмену крепостного права, за социальную справедливость, жертвуя при этом положением, свободой, жизнью. Народ вроде бы получал и ощущал поддержку. С другой же стороны простому крестьянину царская власть казалась понятнее, чем лозунги интеллигенции. "Хождение в народ" 1860-х годов не увенчалось успехом, по крайней мере объединиться интеллигенции с массами не удалось. После же убийства императора Александра II затея вообще провалилась. Народовольцы не угадали с "народной волей". А.Волынский, раздумывая о той интеллигенции по свежим следам в своих статьях, нашел у нее однобокость политических представлений, слишком искаженные нравственные идеалы. Такого же мнения был и В.Розанов. Борцы за освобождение народа - от писателей-вольнодумцев до непосредственных деятелей - получили обличение в заблуждениях, опасной пропаганде и изуверской морали. Эта интеллигенция отличалась нетерпимостью к тем и тому, что перечило ее взглядам. Она характеризовалась не столько концентрацией знаний и достижений человечества, духовным богатством, сколько, полагаем, фанатичным желанием изменить мироустройство. Радикально изменить. К тому же - жертвуя собой. Цель являлась благородной, а вот средства... Они были действительно жестоки. И в современном понимании с интеллигенцией не вяжутся. Но противоречивость этой общественной группы ведь сохраняется до сих пор.

Народолюбие интеллигенции можно объяснить причиной выхода многих ее представителей из народных масс уже в наше время при относительной доступности образования. Однако отдельные русские умы и дарования прошли этот путь еще в ХVIII, XIX веках. На память сразу приходит судьба Ломоносова. Это из первопроходцев. Сейчас немало ученых, писателей, художников, имеющих народные корни, которые и питают интеллигенцию, и тянут ее к народу - с его укладом, обычаями, самобытным культурным наследием.

Западным интеллектуалам нельзя конечно же полностью отказать в народолюбии или же народоуважении. Но и коренной их чертой трепетное отношение к народу не назовешь. Оно, это чувство, может дать знать о себе у единиц интеллектуального сообщества Запада, в котором, по большому-то счету, - каждый сам за себя. Никакой взаимопомощи. Никакой взаимоподдержки. Прагматизм острого ума нацелен на личное самоутверждение, первенство, материальное благополучие. Интеллектуалы - люди интеллектуального труда. Все! Ничего лишнего. Интеллигенция - духовная и нравственная группа. Не случайно в Британской энциклопедии словарная статья понятия "интеллектуал" идет с подразделом "русский интеллигент". На Западе не принято понятие "интеллигенция", но в западном научном мире его понимают как русское явление, в чем-то близкое к интеллектуализму. В чем-то - это в компоненте умственной работы.

— Из книги Виталия Тепикина "Интеллигенция: культурный контекст"

Российская интеллигенция

«Отцом» российской интеллигенции можно считать Петра I, который создал условия для проникновения в Россию идей западного просвещения. Первоначально производством духовных ценностей занимались в основном выходцы из дворянского сословия. «Первыми типично русскими интеллигентами» Д. С. Лихачёв называет дворян-вольнодумцев конца XVIII века, таких как Радищев и Новиков. В XIX веке основную массу этой социальной группы стали составлять выходцы уже из недворянских слоев общества («разночинцы»).

Массовое употребление понятия «интеллигенция» в русской культуре началось с 1860-х, когда журналист П. Д. Боборыкин стал употреблять его в массовой прессе. Сам Боборыкин объявил, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где он использовался для обозначения того слоя общества, представители которого занимаются интеллектуальной деятельностью. Объявляя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин настаивал на особом смысле, вложенном им в этот термин: он определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», а не как «работников умственного труда». По его мнению, интеллигенция в России — это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу. Именно с этим особым смыслом слово «интеллигенция» вернулось затем обратно на Запад, где стало считаться специфически русским (intelligentsia).

В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий занятий умственным трудом отошёл на задний план. Главными признаками российского интеллигента стали выступать черты социального мессианства: озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности). Благодаря группе русских философов «серебряного века», авторов нашумевшего сборника «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции» (1909), интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти. При этом понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были частично разведены — не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отсталое» правительство. Критическое отношение к царскому правительству предопределило симпатии российской интеллигенции к либеральным и социалистическим идеям.

Русская интеллигенция, понимаемая как совокупность оппозиционных к власти лиц умственного труда, оказалась в дореволюционной России довольно изолированной социальной группой. На интеллигентов смотрели с подозрением не только официальные власти, но и «простой народ», не отличавший интеллигентов от «господ». Контраст между претензией на мессианство и оторванностью от народа приводил к культивированию среди русских интеллигентов постоянного покаяния и самобичевания.

Особой темой дискуссий начала XX века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе: интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы (Н. А. Бердяев, М. И. Туган-Барановский, Р. В. Иванов-Разумник). Другие (Н. И. Бухарин, А. С. Изгоев и др.) рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода, но расходились в вопросе о том, к какому классу/классам её относить. Одни считали, что к интеллигенции относятся люди из разных классов, но при этом они не составляют единой социальной группы, и надо говорить не об интеллигенции вообще, а о различных видах интеллигенции (например, буржуазной, пролетарской, крестьянской и даже люмпен-интеллигенции). Другие относили интеллигенцию к какому-либо вполне определенному классу. Наиболее распространенными вариантами были утверждения, что интеллигенция является частью класса буржуазии или пролетарского класса. Наконец, третьи вообще выделяли интеллигенцию в особый класс.

В 30-е же годы совершилось и новое, уже необъятное, расширение "интеллигенции": по государственному расчёту и покорным общественным сознанием в неё были включены миллионы государственных служащих, а верней сказать: вся интеллигенция была зачислена в служащих, иначе и не говорилось и не писалось тогда, так заполнялись анкеты, так выдавались хлебные карточки. Всем строгим регламентом интеллигенция была вогнана в служебно-чиновный класс, и само слово "интеллигенция" было заброшено, упоминалось почти исключительно как бранное. (Даже свободные профессии через "творческие союзы" были доведены до служебного состояния.) С тех пор и пребывала интеллигенция в этом резко увеличенном объеме, искажённом смысле и умаленном сознании. Когда же, с конца войны, слово "интеллигенция" восстановилось отчасти в правах, то уж теперь и с захватом многомиллионного мещанства служащих, выполняющих любую канцелярскую или полуумственную работу.

Партийное и государственное руководство, правящий класс, в довоенные годы не давали себя смешивать ни со "служащими" (они - "рабочими" оставались), ни тем более с какой-то прогнившей "интеллигенцией", они отчётливо отгораживались как "пролетарская" кость. Но после войны, а особенно в 50-е, ещё более в 60-е годы, когда увяла и "пролетарская" терминология, всё более изменяясь на "советскую", а с другой стороны и ведущие деятели интеллигенции всё более допускались на руководящие посты, по технологическим потребностям всех видов управления, - правящий класс тоже допустил называть себя "интеллигенцией" (это отражено в сегодняшнем определении интеллигенции в БСЭ), и "интеллигенция" послушно приняла и это расширение.

Насколько чудовищно мнилось до революции назвать интеллигентом священника, настолько естественно теперь зовётся интеллигентом партийный агитатор и политрук. Так, никогда не получив чёткого определения интеллигенции, мы как будто и перестали нуждаться в нём. Под этим словом понимается в нашей стране теперь весь образованный слой, все, кто получил образование выше семи классов школы. По словарю Даля образовать в отличие от просвещать означает: придать лишь наружный лоск.

Хотя и этот лоск у нас довольно третьего качества, в духе русского языка и верно по смыслу будет: сей образованный слой, всё, что самозванно или опрометчиво зовётся сейчас "интеллигенцией", называть образованщиной.

— Из статьи А. Солженицына "Образованщина"[1]

Слово интеллигентский и Ушаков, и академический словарь определяют: «свойственный интеллигенту» с отрицательным оттенком: «о свойствах старой, буржуазной интеллигенции» с ее «безволием, колебаниями, сомнениями». Слово интеллигентный и Ушаков, и академический словарь определяют: «присущий интеллигенту, интеллигенции» с положительным оттенком: «образованный, культурный». «Культурный», в свою очередь, здесь явно означает не только носителя «просвещенности, образованности, начитанности» (определение слова культура в академическом словаре), но и «обладающий определенными навыками поведения в обществе, воспитанный» (одно из определений слова культурный в том же словаре). Антитезой к слову интеллигентный в современном языковом сознании будет не столько невежда, сколько невежа (а к слову интеллигент — не мещанин, а хам). Каждый из нас ощущает разницу, например, между «интеллигентная внешность», «интеллигентное поведение» и «интеллигентская внешность», «интеллигентское поведение». При втором прилагательном как бы присутствует подозрение, что на самом-то деле эта внешность и это поведение напускные, а при первом прилагательном — подлинные. Мне запомнился характерный случай. Лет десять назад критик Андрей Левкин напечатал в журнале «Родник» статью под заглавием, которое должно было быть вызывающим: «Почему я не интеллигент». В. П. Григорьев, лингвист, сказал по этому поводу: «А вот написать: «Почему я не интеллигентен» у него не хватило смелости»...

— Из статьи М. Гаспарова "Интеллектуалы, интеллигенты, интеллигентность"[2]

Русская интеллигенция была трансплантацией: западным интеллектуальством, пересаженным на русскую казарменную почву. Специфику русской интеллигенции породила специфика русской государственной власти. В отсталой России власть была нерасчлененной и аморфной, она требовала не специалистов-интеллектуалов, а универсалов: при Петре — таких людей, как Татищев или Нартов, при большевиках — таких комиссаров, которых легко перебрасывали из ЧК в НКПС, в промежутках — николаевских и александровских генералов, которых назначали командовать финансами, и никто не удивлялся. Зеркалом такой русской власти и оказалась русская оппозиция на все руки, роль которой пришлось взять на себя интеллигенции. „Повесть об одной благополучной деревне“ Б. Вахтина начинается приблизительно так (цитирую по памяти): „Когда государыня Елизавета Петровна отменила на Руси смертную казнь и тем положила начало русской интеллигенции…“ То есть когда оппозиция государственной власти перестала физически уничтожаться и стала, худо ли, хорошо ли, скапливаться и искать себе в обществе бассейн поудобнее для такого скопления. Таким бассейном и оказался тот просвещенный и полупросвещенный слой общества, из которого потом сложилась интеллигенция как специфически русское явление. Оно могло бы и не стать таким специфическим, если бы в русской социальной мелиорации была надежная система дренажа, оберегающая бассейн от переполнения, а его окрестности — от революционного потопа. Но об этом ни Елизавета Петровна, ни ее преемники по разным причинам не позаботились...

...Мы видели, как критерий классической эпохи, совесть, уступает место двум другим, старому и новому: с одной стороны, это просвещенность, с другой стороны, это интеллигентность как умение чувствовать в ближнем равного и относиться к нему с уважением. Лишь бы понятие «интеллигент» не самоотождествилось, расплываясь, с понятием «просто хороший человек», (Почему уже неудобно сказать «я интеллигент»? Потому что это все равно что сказать «я хороший человек».) Самоумиление опасно.

— Из книги М. Гаспарова "Записки и выписки"[3]

Примечания

  1. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Автор Т. Ф. Ефремова. Печатное издание М.: Русский язык, 2000.
  2. Силласте Г. Стратификация российского общества. — Москва: 2002.

Ссылки

  • Интеллигенция в энциклопедии «Кругосвет»
  • Интеллигенция в МЭСБЕ
  • Интеллигенция в Толковом словаре русского языка Ушакова
  • Интеллигенция в БСЭ
  • Интеллигенция в словаре по общественным наукам
  • Интеллигенция в энциклопедии социологии
  • Грамши А. Формирование интеллигенции
  • Л. Троцкий Об интеллигенции
  • Уваров П.Б. Дети Хаоса: исторический феномен интеллигенции*
  • Константин Арест-Якубович «К вопросу о кризисе российской интеллигенции»
  • Ст. «Интеллигенция» в БСЭ, 3-е изд.
  • Реферат статьи А. Полларда. Происхождение слова «интеллигенция» и его производных.
  • ВѢхи. Сборник статей о русской интеллигенции (1909).
  • И. С. Кон. Размышления об американской интеллигенции.
  • Русская интеллигенция и западный интеллектуализм. Материалы международной конференции. Составитель Б. А. Успенский.
  • Просветительная деятельность интеллигенции среди рабочих
  • Эхо Москвы: Говорим по-русски. Передача-игра о слове интеллигенция от 30 марта 2008
  • Статья: «Интеллигенция и предпринимательство», (Авторство: П. Ореховский, А. Борисов, 2006.)
  • Луков Вал. А. Миссия интеллигенции в современном российском обществе
  • Подборка статей
  • Кормер В. Двойное сознание интеллигенции и псевдо-культура (1969, опубл. в 1970 под псевдонимом Алтаев). — В кн.: Кормер В. Крот истории. — М.: Время, 2009. — С. 211−252. — ISBN 978-5-9691-0427-3 (эл.вариант).
  • Гусарова М. Н. Теоретико-методологические подходы к исследованию процессов формирования научно-технической интеллигенции в современной России. — 2009. — № 6 - История.
  • Тепикин Виталий. "Интеллигенция:культурный контекст." Иваново, ИвГУ, 2008.

См. также

  • Тепикин, Виталий Владимирович

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

ИНТЕЛЛИГЕНТ это:

ИНТЕЛЛИГЕНТ ИНТЕЛЛИГЕНТ Человек, принадлежащий к интеллигенции.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

ИНТЕЛЛИГЕНТ более или менее образован. и умственно-развитой человек.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907.

ИНТЕЛЛИГЕНТ человек принадлежащий к образованному классу общества.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.

интеллигент интеллигента, м. [от латин. intelligens – понимающий]. 1. Лицо, принадлежащее к интеллигенции. 2. Человек, социальное поведение к-рого характеризуется безволием, колебаниями, сомнениями (презрит.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.

интеллигент а, м., одуш. ( лат. intellegēns (intellegentis) сведущий, понимающий, знающий).
Человек глубокой внутренней культуры и самостоятельного мышления.
Интеллигентка (разг.) — женщина-и.
Интеллигентщина (разг. неодобр.) — отрицательные свойства поведения, образа мыслей и т. п. интеллигентов, интеллигенции.
Интеллигентный
1) относящийся к интеллигенту, интеллигентам; свойственный интеллигентам, интеллигенции (интеллигентные слои населения, интеллигентные манеры);
2) образованный, культурный (интеллигентный человек).
Интеллигентский
1) относящийся к интеллигентам, интеллигенции (интеллигентская среда);
2) характерный для интеллигентов, интеллигенции (интеллигентские привычки).

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.


.

dic.academic.ru

Обсуждение:Интеллигенция

Понятие специфически российское, сто́ит об этом упомянуть в статье поподробнее. --Volkov 21:00, 4 июня 2006 (UTC)

Типаж

Коротковата статья, словарная. Нужно бы написать об эволюции как класса, так и понятия, о выражениях «Прогнившая интеллигенция» (пятая колонна), «интеллигентный человек» (разговорное понятие о просто вежливом человеке), о стереотипном образе в масс. культуре (очки, котелок, библиотекарша, с придыханием говорящая о классиках). Надо обсудить структуру. Beaumain 10:18, 1 мая 2007 (UTC)

— Когда задумываешься о том, кто такой интеллигент, перед глазами встает профессор Полежаев из кинофильма «Депутат Балтики» — неловкий, рассеянный, добрый, но в то же время стойкий и бескомпромиссный.

— [1]

НТЗ

Нейтральность под сомнение никто не ставил? Авторы, похоже, судят об интеллигенции по советским комедиям и статьям в "патриотической" прессе. Какой-то лубочно-шизоидный тип выходит.

В каком оно месте так выходит? Или автор предыдущего опуса такой моральный урод, что для него моральный человек - шизоид? 94.181.3.114 12:10, 10 марта 2010 (UTC)Александр

Дубли ссылок

Зачем ставить в источниках две ссылки на одну и туже словарную статью из БСЕ размещенную к тому же на одном и том же хостинге? Сначала в разделе ссылки, потом в разделе статьи.

Или тот кто это сделал считает, что статью стоило бы перечитать дважды :-) --Dime 20:24, 9 сентября 2008 (UTC)

Благодаря этой незаконченной статье я узнала, что я отношусь к массовой интеллигенции с претензией на переход высшую касту)))Ольга Чухно 13:44, 2 октября 2008 (UTC)Ольга Чухно

Удивительное рядом

Авторы согласны одновременно признавать пагубность мессианства интеллигенции и одновременно приветствовать это свойство. Складывается впечатление что под давлением известных грамотному читателю фактов приходится выкручиваться и как можно глубже запутывать достаточно простую статью.

Интеллигенция может быть только русской. Западная интеллигенция, если таковая обнаруживается — в точности повторяет шаблон русской. Интеллектуал это не интеллигент по-английски, это интеллектуал к интеллигенту не имеющий никакого отношения, равно и как интеллигент не имеет к интеллектуалу отношения.

Сравните: интеллектуал вынужден заниматься народным образованием чтобы иметь возможность продавать свой интеллектуальный продукт массово. В результате интеллектуал преследуя шкурные интересы поднимает народ из невежества к свету знания, просвещает его и в условиях конкуренции повышает качество своего продукта; в то время как интеллигент занимает позицию между народом и знанием в роли мессии, светоча, консультанта без которого, якобы, народ прожить не сможет. В результате народ остается во тьме невежества веруя в могущество знаний интеллигента и в заботу о благе народном.

Однако судя по отсутствию обсуждения это всем похуй.

195.208.150.12 18:36, 25 августа 2009 (UTC)К

  • Интеллигенция более связана с иудейской/христианской/церковной моралью, отвечающей интересам государства, чем непосредственно независимой интеллектуальной деятельностью. Человек интеллигентный не ругается матом, не пьёт, не курит (за очень редким исключением). Классический интеллигент вышел из среды православного христианства (вся русская интеллигенция 18-19 веков так или иначе связана с церковной средой). Начитан, образован, скромен и сер. Может являться атеистом (вариант советского интеллигента), но при этом всё равно находится в системе координат церковной морали. Например, невозможно назвать интеллигентом человека ругающегося русским матом (так как табуированная лексика — есть запрещенный в Средневековье Церковью комплекс языческих терминов). Ещё сложнее назвать интеллигентами Робеспьера, Ленина, Че Гевару — бунтарство и революционность характерны для богемы, а интеллигенция всегда стоит на устоях правящего режима государства и христианской морали.--Roman2299 15:02, 20 декабря 2012 (UTC)

Ну дык

Что ж еще ожидать от авторов причисляющих себя к интеллигентам. Забавно что судя по статье которую мне не дали исправить, они знают что любой может узнать прочитав по-английски об intelligentsia. То есть все в общем-то известно и скрывать глупо. Но в этом и заключается великая сила интеллигентов: ограждая народ от знания он может быть спокоен за свое будущее. Большинтву в голову не придет выучить английский чтобы убрать корыто из-под рыла шарлатана.

195.208.150.12 19:07, 25 августа 2009 (UTC)K

Вы знаете, под полем редактирования есть поле описания правки. Нельзя молча вот так просто убрать несколько абзацев текста без какого-либо комментария. — AlexSm 19:14, 25 августа 2009 (UTC) Это, конечно, верно - удалённый текст стоило вернуть. Но зачем было удалять добавленный коллегой текст? Там всё было по делу. Netrat 19:29, 25 августа 2009 (UTC)

КАЗУС ТЕПИКИНА

Странная статья. Похоже, что она написана неким комическим персонажем, вечным аспирантом, с гоголевской фамилией Тепикин (почти Тряпичкин), который пиарит себя с нездешней силой. И известный он исследователь, и рукопись у него в Кембридже, и признаков у него десять. Особенно уморительна отсылка к некой дискуссии, в которой участвовали представители Московского Университета, Ивановского Университета и Университета Сорбонны, именно в таком порядке. Ну и конечно разбросанные по статье обороты "по Тепикину". В общем, из статьи я узнал про Тепикина больше, чем про интеллигенцию, причем далеко не очевидно, что первого родовым признакам можно отнести ко второй. --87.251.152.100 21:00, 25 августа 2009 (UTC)

Я не понял, а кто статью в таком виде отпатрулировал, с ориссами «известного теоретика и историка интеллигенции Виталия Тепикина (р. 1978)», хранящимися якобы в Кембриджском университете? «Серьёзную дискуссию в научном и общественном мире вызвали два последних признака интеллигенции [Тепикина]. В их обсуждении приняли участие Московский университет, Ивановский университет, Университет Сорбонна.» - Неужели не видно, что это банальный самопиар? --V1adis1av 15:25, 3 октября 2009 (UTC)

К правке "Опять Тепикин?"

Не понял. Вы вернули текст, основанный на работе Тепикина. Зачем? В этом случае справка, ИМХО, получается однобокой. Я написал более краткий текст, указывающий на проблемы вопроса и указание на работы, где вопрос рассматривается более предметно. --Jakolev 21:17, 2 марта 2011 (UTC)

  • Хотите сказать, что то, что Вы убрали, а я вернул — это всё основано на работе Тепикина? Откатить не проблема, но я не могу понять для чего вообще нужно упоминать этого гражданина. Сейчас упоминания нет, а в Вашей версии оно было. Kobac 01:22, 3 марта 2011 (UTC)
  • Конечно, в восстановленной версии из работы В. Тепикина нарваны куски просто варварски, без соответствующей обработки. ИМХО, не эстетично.

Мною упоминается фамилия Тепикина в контексте проблемы определения признаков. Его 10 признаков интеллигенции есть. Это факт. Его подход обсуждается в обществе. Это факт. Википедия как справочный материал просто обязана указать это. И я сделал это, при чём, максимально кратко.

Википедия, на мой взгляд не поле идеологических войн. Она стоит над ними. Но читатели должны понять, что этот вопрос не разрешим до сих пор. Jakolev 11:34, 3 марта 2011 (UTC)

Прошу рассмотреть возможность восстановления моей версии статьи.(Jakolev 07:03, 6 марта 2011 (UTC))

Прошу восстановить мою версию, так как она более информативна в справочном контексте. Jakolev 12:25, 11 апреля 2011 (UTC)

Здесь участники равны, так что свою версию вы можете вернуть сами, но будьте готовы её аргументировать в случае возражений. Написанное при этом старайтесь подкреплять ссылками на источники – это увеличит выживаемость вашего текста.--Germash19 21:41, 12 апреля 2011 (UTC) Йельский университет США назвал ивановского ученого Виталия Тепикина одним из основоположников интеллигентологии. "10 основных признаков – одно время занимало первое место в рейтинге цитируемости." [2] - АИ?

Сама Светлана Биткина (журналист) - существует [3], но - собственно статья в "РГ № 58, 2014" (от 13 марта 2014?) гуглом не обноруживается (как и самим сайтом).. (тут есть скан, но - предлагатся купить).. Мистификация? Tpyvvikky (обс.) 06:47, 17 января 2017 (UTC)

  • Я бы предложил сначала удалить, потом обсуждать возврат. Возможно, на КОИ. В любом случае чисто оформительски отмечу спорную викификацию в ссылке. 188.162.64.21 06:53, 17 января 2017 (UTC)
так если публикации, собственно, нет, то и - обсуждать нечего. (но - написано красиво!) --Tpyvvikky (обс.) 06:59, 17 января 2017 (UTC) ..кстати этот В. Тепикин и в ст. Ивановский государственный университет фигурирует..

Короче!

Интеллигент - мыслитель и деятель, ставящий общее благо выше своего личного. см здесь

Граница между интеллигентом и интеллектуалом пролегает именно по этой меже. И, если софист-интеллектуал Гиппий совершенно согласен с тем, что: "Мудрец должен быть прежде всего мудрым для себя самого. Определяется же это так: мудр тот, кто заработал больше денег", то у интеллигента Сократа это мнение вызывает иронию. см здесь

Стремящийся к общему благу интеллигент должен помнить, что Сократ заплатил олигархам и манипулируемому ими "большинству" за свои убеждения самую высокую цену. (Греция, кстати, потом на 2 с лишним тысячи лет выпала из истории.) --Brambilla 14:13, 24 сентября 2009 (UTC)

Подводят итог ученые

Статья "Интеллигенция" в данной редакции более уместна и научно наполненна. В ней емко и достоверно дана история вопроса, представлены современные взгляды об интеллигенции. Звучат имена ведущих ученых в данной области. Широко разнообразие ссылок. Изучение интеллигенции на сегодняшний день выделилось в самостоятельную междисциплинарную область - интеллигентоведение. Существует даже НИИ интеллигентоведения при Ивановском государственном университете. Об этом участники обсуждения, похоже, и не подозревают. Играют термином, как хотят. Выворачивают и глумятся. А ведь это - энциклопедия. Пусть и электронная. Так хватит молоть чушь и дурачиться. Вчитайтесь в текст, подумайте, сравните с предыдущим. На наш взгляд, повторяем, данная редакция статьи из всех представленных ранее самая удачная, грамотная, профессиональная. Разве можно выпустить в свет статью, не упомянув профессора В.С.Меметова? Именно он закладывает в 20 в. данное исследовательское направление, возглавляет докторский диссертационный совет, в котором защитились многие серьезные историки и теоретики интеллигенции. Именно он пишет статью "Интеллигенция" по заказу Большой российской энциклопедии. Разве можно обойтись без профессора В.В.Тепикина, его ученика и сподвижника, получившего известность как в России, так и за рубежом? Читайте научную литературу, в конце-то концов! О каком пиаре идет речь, когда Виталий Тепикин - официальный эксперт телецентра "Останкино" по вопросу интеллигенции? У него за плечами не одна международная конференция, книги об интеллигенции, выступления перед студентами разных университетов, в том числе МГУ им. М.В.Ломоносова. Молодой классик - зовут его в научном мире. Конечно, статью можно усовершенствовать. Написать еще о работах проф. А.В.Квакина (МГУ), проф. М.Е.Главацкого (УрГУ), проф. В.Л.Соскина (РАН)... Нет предела совершенству! Но старая редакция никуда не годна, изобилует повторами, неточностями, курьезами. Отсутствует в ней академичность. Приглашаем к редактированию статьи специалистов - кандидатов и докторов наук. Хватит нам дилетантизма в повседневной жизни.

-- Союз молодых ученых КФ МГИУ.15:50, 8 октября 2009 (UTC)

Эге, 78 г.р. - и профессор? --кошин 195.216.210.233 22:51, 13 октября 2009 (UTC)

По поводу викификации и фактов

Спасибо, коллега, за предложение о викификации. Она будет полезна для оформления этой интересной и актуальной статьи "Википедии". На статью, смотрим, многие ссылаются (все чаще специалисты). Это подтверждает ее выверенность в данной редакции. В разделе "История", построенном на материалах уже признанной книги "Интеллигенция: культурный контекст" (в списке литературы указана с выходными данными), говорится, что греческий концепт породил слово в римской культуре. Предлагаем добавить, что предположительно Цицерон первым употребляет слово. Как Вы считаете? Автор, безусловно, его и имел в виду, но почему-то не назвал... Давайте подумаем над формулировкой...

Сектор истории интеллигенции НИИ интеллигентоведения.14:40, 15 октября 2009 (UTC)

"Коллега"! Кто ссылается? Ссылки можно увидеть? "НИИ интеллигентоведения" - интересная организация :) Где такая находится? --Wikiarius 11:04, 16 октября 2009 (UTC) Во-первых, ссылаться стали на научных конференциях, что нас, собственно, удивило. Такое случается крайне редко. Обычно происходит наоборот: из научной литературы информация идет в "Википедию". Тут с электронными ссылками сложновато, надо посетить библиотеку. А признаки интеллигенции, представленные в "Википедии", публиковались вскоре в издательстве Института социологии РАН (Тезисы Третьего Всероссийского социологического конгресса. М., 2008). Скоро должны выйти в МГУ им. М.В.Ломоносова. Во-вторых, появляются ссылки, обсуждаются позиции на интеллектуальных интернет-форумах. Вот, например:http://www.podvalchik.ru/index.php?showtopic=2534&st=30 Т.е. взята цитата из раздела статьи "Википедии" (телеинтервью Тепикина). Идет разговор вокруг нее. Таких ссылок уже изрядно. В подобных дискуссиях участвуют все, а не только ученые. Поэтому их можно расценивать лишь с позиции актуальности статьи, профессиональной ее подачи скорее по форме. И, в-третьих, НИИ интеллигентоведения - это Научно-исследовательский институт по вопросам изучения общественной группы интеллигенции (теория, история, современность) при Ивановском государственном университете. Достаточно известный. Директор - доктор исторических наук В.С.Меметов. Сектор истории интеллигенции НИИ интеллигентоведения.13:05, 16 октября 2009 (UTC) "взята цитата из раздела статьи "Википедии" (телеинтервью Тепикина)", опубликованного btw здесь без ссылки на источник. Уважаемый, это называется пинг-понг. Сюда вставляем ссылку на несуществующий разговор, там вставляем ссылку уже на Википедию, замечательно! :)))Да и можно ли считать досужий разговор девочек (Ilizanы, Незабудки и Багиры) на сайте знакомств интеллектуальным интернет-форумом ;)
А "НИИ" http://w3.ivanovo.ac.ru/win1251/niiintel/nii_ob.htm похоже действительно существует, но состоит по всей видимости из одного человека - тов. Меметова (публикации состоят исключительно из его тезисов) --Wikiarius 09:52, 16 октября 2009 (UTC) Профессор Меметов является редактором сборников тезисов Международных научных конференций, проходящих ежегодно в ИвГУ. А авторов докладов много, включая крупнейших ученых. Телеинтервью Тепикина - почему выдуманное? Посетите официальный сайт 3 канала "Останкино" (программа "Русский взгляд", 10 мая 2009 г.) А уж обсуждают, извините, люди разные тему интеллигенции. Мы об этом говорили. Можно найти комментарии специалистов, а можно - участников какого-нибудь форума. Поищите!

Сектор истории интеллигенции НИИ интеллигентоведения.13:35, 17 октября 2009 (UTC)

Авторские права не нарушены

Раздел "История" построен действительно на материалах книги Виталия Тепикина "Интеллигенция: культурный контекст" (Иваново, ИвГУ, 2008), как и указано в подводке. Книга получила академическое признание, была отрецензирована и замечена "Литературной газетой"http://lgz.ru/article/7918/, "Независимой газетой", учеными. Представлена в крупнейших библиотеках страны и мира, т.е. доступна каждому. Это Российская государственная библиотека (Москва), Государственная публичная историческая библиотека России (Москва), Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург), Библиотека Конгресса США (Вашингтон)http://catalog.loc.gov/cgi-bin/Pwebrecon.cgi?v1=4&ti=1,4&SAB1=Tepikin&BOOL1=all%20of%20these&FLD1=Keyword%20Anywhere%20%28GKEY%29%20%28GKEY%29&GRP1=AND%20with%20next%20set&SAB2=Tepikin&BOOL2=all%20of%20these&FLD2=Keyword%20Anywhere%20%28GKEY%29%20%28GKEY%29&GRP2=AND%20with%20next%20set&SAB3=&BOOL3=all%20of%20these&FLD3=Keyword%20Anywhere%20%28GKEY%29%20%28GKEY%29&CNT=100&PID=mfX3shwjn69PA96nKbk79I3kwTcB&SEQ=20090808130018&SID=5, Библиотека Кембриджского университета (Кембридж, Великобритания) и др. Если вы обратитесь в читальный зал любой из названных библиотек, то получите возможность сверить цитату. Мы, по роду своей профессии, это уже сделали. Она точна, находится на страницах 38-39. На сайте дипломных работ данной цитаты из Тепикина не обнаружено. Авторские права также не нарушены, поскольку разрешение на размещение данной цитаты в "Википедии" нами было получено от самого автора книги. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОСИМ СНЯТЬ! Сектор истории интеллигенции НИИ интеллигентоведения.16:55, 18 октября 2009 (UTC)

Автор должен явно это разрешить (ВП:ДОБРО) --Insider 51 16:30, 27 октября 2009 (UTC) Спасибо, такое разрешение автора есть. РАЗРЕШЕНИЕ в системе OTRS

— 2009102810052384. Сектор истории интеллигенции НИИ интеллигентоведения.12:30, 30 октября 2009 (UTC)

Рефлексия

некий участник 88.85.176.162 (и его клоны с близкими IP?) решительно отвергает наличие у интиллегентов рефлексии, разводя Войну правок (и, в итоге предложив дивную формулировку что "Некоторые ученые" говорят о "рефлексивности"(!) интеллигенции";)). Посему даже закрались сомнения - а всё ли верно в этом мире под луной;)) Короче говоря - таки обнаруживаецца ли рефлексия у интеллигенции ? Tpyvvikky 23:52, 11 марта 2010 (UTC)

  • Так в чём проблема с рефлексией? м? -_о Tpyvvikky 01:40, 21 января 2011 (UTC)
"склонная к самоотречению" Щито? Я не понял фразу. Попроще бы как-то.

В.И. Ленин

"Интелигенция, не "мозг" нации, а её говно." - стоит добавить в исторические взгляды. 95.30.135.164 17:24, 23 октября 2010 (UTC)

откуда цитата, кстати?

«…интеллигент — человек, выбравший путь порядочности»

Цитата «…интеллигент — человек, выбравший путь порядочности» в разделе Ссылки не подтверждается. Предлагаю убрать. 95.28.25.87 09:12, 15 сентября 2011 (UTC)

Я так же не нашёл чёткого указания на такое определение у автора под ником Алонат. Кроме того, нет подтверждений, что это авторитетный источник. Согласен, что можно убрать. Jakolev 19:17, 15 сентября 2011 (UTC)

Убрал. 95.28.25.87 13:23, 19 сентября 2011 (UTC)

По поводу определения и признаков

В присутствующем сейчас определении отсутствует нравственно-этическая составляющая интеллигенции. Ее необходимо внести, поскольку академическим сообществом она признана. Признаки интеллигенции также широко обсуждаются в прессе, на телевидении, в дипломных и диссертационных сочинениях в России и за рубежом.User:Союз молодых ученых КФ МГИУ 22:30, 30 октября 2012 (UTC) — Эта реплика добавлена с IP 81.20.102.157 (о) 18:45, 30 октября 2012‎ (UTC)

Приводите авторитетные источники вместе с предлагаемыми формулировками и пожалуйста не подделывайте подпись участника. — AlexSm 18:57, 30 октября 2012 (UTC)

Предлагаю все-таки внести в статью раздел о признаках интеллигенции. Вот о них пишет "Независимая газета":[4] 11:05, 8 апреля 2014 (UTC)Борис

"На Западе"

Как-то странно использовать сомнительный термин Запад в статье. Тем более, что Россия к этому Западу тоже относится (по крайней мере, в английской версии). Сам же термин интеллигенция означает работник умственного труда.Григорий Цуканов 18:03, 26 августа 2014 (UTC)

Мы - интеллигенты.

Нормально ли о себе говорить 'Я- интеллигент?' По моему это не скромно...

Почему "не скромно". По моему этим можно гордиться.

Я как то задался вопросом:

- Чем занимается инженер-проектировщик? (Я инженер путей сообщения и инженер - строитель).

И ответ был такой:

- Инженер - проектировщик разрабатывает варианты БУДУЩЕГО! Это относится ко многим специальностям. Например, учителя в школе, преподаватели в ВУЗах готовят людей для будущей жизни.

Недовольство части интеллигенции вызвано НЕСОВЕРШЕНСТВОМ НАСТОЯЩЕГО! WK 20150319

Определение отвергнутое Википедией:

Интеллигенция это люди (работники) умственного труда чья деятельность направлена в будущее. Это деятельность включает разработку вариантов будущего (например - инженерами-проектировщиками) или на подготовку людей к этому будущему (учителя, преподаватели ВУЗов). --WK 20150320

Роль Боборыкина во введении в оборот термина «интеллигенция»

"Журналист второй половины XIX века П. Боборыкин объявил себя первым, кто применил слово «интеллигенция» в социальном значении" —— Хорошо бы указать, в каком именно году и в какой публикации Боборыкин его начал употреблять... Для большей конкретности... )) Kirill-Hod 20:10, 17 октября 2015 (UTC)

интеллигентоведение/интеллигентология

В 1990-е годы стало формироваться отдельное научное направление – изучение интеллигенции – интеллигентоведение, или интеллигентология. Я как раз попал в круг ученых, которые создавали в Иванове НИИ интеллигентоведения.

ru.wikipedia.org

Что такое интеллигент

Катькиин

Интеллигенция (лат. intelligentia, intellegentia — понимание, познавательная сила, знание, от intelligens, intellegens — умный, понимающий, знающий, мыслящий) — социальная группа лиц, профессионально занимающихся умственным — преимущественно сложным и творческим — трудом, развитием и распространением образования и культуры и отличающихся высотой духовно-нравственных устремлений, обостренным чувством долга и чести. В другом значении просто лица умственного труда.

Ester

Интеллигенция (лат. intelligentia, intellegentia — понимание, познавательная сила, знание, от intelligens, intellegens — умный, понимающий, знающий, мыслящий) — социальная группа лиц, профессионально занимающихся умственным — преимущественно сложным и творческим — трудом, развитием и распространением образования и культуры и отличающихся высотой духовно-нравственных устремлений, обостренным чувством долга и чести. В другом значении просто лица умственного труда Слово интеллигенция появилось в русском языке в первой половине XIX века и представляло собой своеобразную альтернативу слову дворянство.
Интеллигент — представитель слоя интеллигенции. В отличие от интеллектуала, интеллигент не обязательно занимается умственным трудом. Интеллигентность есть интеллект плюс духовность. И, конечно, поступки!

Дарья беспяткина

Интеллигенция (лат. intelligentia, intellegentia — понимание, познавательная сила, знание, от intelligens, intellegens — умный, понимающий, знающий, мыслящий) — социальная группа лиц, профессионально занимающихся умственным — преимущественно сложным и творческим — трудом, развитием и распространением образования и культуры и отличающихся высотой духовно-нравственных устремлений, обостренным чувством долга и чести. В другом значении просто лица умственного труда. [1]
еще здесь посмотри всю статью http:// ru.wikipedia.org/wiki/Интеллигент тока пробел убери...))

Ольга с.

ИНТЕЛЛИГЕ'НТ, а, м. [от латин. intelligens — понимающий] .
1. Лицо, принадлежащее к интеллигенции. 2. То же, как человек, социальное поведение к-рого характеризуется безволием, колебаниями, сомнениями (презрит.) . Вот она, психология российского интеллигента: на словах он храбрый радикал, на деле он подленький чиновник. Лнн.
ИНТЕЛЛИГЕ'НЦИЯ, и, мн. нет, ж. [от латин. intelligentia — понимание] .
1. Общественный слой работников умственного труда, образованных людей (книжн.) . Советская и. — Ни один господствующий класс не обходился без своей собственной интеллигенции.. . Рабочий класс СССР также не может обойтись без своей собственной производственно-технической интеллигенции. Стлн. 2. собир. Люди этого слоя. На собрании присутствовала только и.

Наталия аскерова

Интеллигенция (лат. intelligentia, intellegentia — понимание, познавательная сила, знание, от intelligens, intellegens — умный, понимающий, знающий, мыслящий) — социальная группа лиц, профессионально занимающихся умственным — преимущественно сложным и творческим — трудом, развитием и распространением образования и культуры и отличающихся высотой духовно-нравственных устремлений, обостренным чувством долга и чести. В другом значении просто лица умственного труда.
Слово интеллигенция появилось в русском языке в первой половине XIX века и представляло собой своеобразную альтернативу слову дворянство. Вошло в иностранные словари с пометкой «русское» .
Интеллигент — представитель слоя интеллигенции. В отличие от интеллектуала, интеллигент не обязательно занимается умственным
трудом.
Интеллигентность есть интеллект плюс духовность. И, конечно, поступки! Лёжа на диване, интеллигентом не стать. Впрочем, им сознательно и не становятся: совестливого образованного человека, совершающего высокие с точки зрения морали поступки, могут причислить к интеллигентам другие, но не он сам. (Андрей Шувалов)
Как указывает российский социолог Г. Силласте, российская интеллигенция в конце ХХ столетия расслоилась на три страты (от «stratum» — прослойка) :
* «высшую интеллигенцию» — люди творческих профессий, развивающие науку, технику, культуру, гуманитарные дисциплины. Подавляющее большинство представителей этого слоя заняты в социальной и духовной сферах, меньшинство — в промышленности (техническая интеллигенция) ;
* «массовую интеллигенцию» — врачи, учителя, инженеры, журналисты, конструкторы, технологи, агрономы и другие специалисты. Многие представители страты работают в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование) , несколько меньше (до 40 %) — в промышленности, остальные в сельском хозяйстве или в торговле.
* «полуинтеллигенцию» — техники, фельдшеры, медицинские сестры, ассистенты, референты, лаборанты. По уровню жизни преобладающая часть этой страты в России живёт за чертой бедности.

Ivan loxov

Ой, блин, какие все умные! И откуда вы столько знаете? Ответы просто исчерпывающие. Даже и добавить нечего. Разве вот что:
1. Слово "интеллигент"-чисто русское и аналогов в мировых языках не имеет (на Западе употребляют слово "интеллектуал").
2. Слово придумал писатель Боборыкин в 60-х годах 19-го века.
3. Изначально оно обозначало человека не только (и не столько) образованного, но и человека высоких нравственных качеств, "болеющего" за народ и посвятившего свою жизнь служению ему-с пером в редакции столичного журнала или с ланцетом в захолустной земской клинике.
4. Значение слова со временем менялось, а сейчас и вовсе размылось. Если уж медсестер зачислять в интеллигенцию, то я не знаю...

Кто такие интеллигенция?

Габриела

Интеллигенция - это такая прослойка общества, в которую входят такие служащие, как учёные, врачи, учителя, юристы, а также поэты и писатели, художники и музыканты.. .
Этих людей объединяет грамотность, высокая нравственность, культура и этика поведения, начитанность, осведомлённость по многим вопросам жизни,
высокий уровень образования, творческий потенциал...

Мира бубен


Пожилому мужчине в очках в троллейбусе наступил на ногу сумрачного вида субъект с перегаром.
— Простите, аккуратнее, пожалуйста, — тихонько попросил очкастый.
— Чо, интеллигент штоле? ! — с вызовом спросил субъект.
— Нет, нет, что Вы, отнюдь нет! Такое же быдло как и вы.

Бородатый анекдот

Они мнят себя мозгом нации… На самом деле это не мозг нации, а её говно
В. И. Ленин о дореволюционной интеллигенции.

Андрей никулин

Интеллигенция - это такая прослойка общества, в которую входят такие служащие, как учёные, врачи, учителя, юристы, а также поэты и писатели, художники и музыканты.. .
Этих людей объединяет грамотность, высокая нравственность, культура и этика поведения, начитанность, осведомлённость по многим вопросам жизни,
высокий уровень образования, творческий потенциал...

Читайте также