Слово методика в переводе с древнегреческого означает

/ KorStud

—Приемы и средства наглядного преподавания и учения ис тории.

—Классификация наглядных средств обучения по характе ру изображаемого и способу изображения.

—Методика работы с учебной картиной при обучении истории.

—Типы исторических карт; локализация исторических со бытий на карте; методические приемы и средства изучения кар тографического материала; виды познавательных заданий учащимся разных возрастных групп.

—Понятие об учебных умениях учащихся, их классифика ция; основные умения школьников, вырабатываемые в процес се изучения истории.

—Нетрадиционные формы проведения уроков; методы и приемы работы учителей новаторов; результативность процес са обучения.

—Учебник истории: структура, компоненты, требования к нему; виды заданий по учебнику в разных возрастных группах учащихся.

—Методика изучения исторических терминов и понятий, де дуктивный и индуктивный пути их изучения.

—Современная система школьного исторического образова ния; проблема углубленного изучения истории и пути ее реше ния в школах России.

—Содержание, формы и средства внеурочной работы по ис тории, ее роль в историческом образовании, воспитании и раз витии учащихся.

—Кабинет истории в школе, научные основы его организа ции; роль кабинета в урочной и внеурочной работе.

1 7 2

Приложение 2

Тестовые задания 1

1.Кто из методистов рассматривал методику как самостоя тельную педагогическую науку?

1.Коровкин Ф.П.

2.Лейбенгруб П.С.

3.Бернадский В.Н.

4.Вагин А.А.

2.В какой период истории развития методики было харак терно существование концентрического принципа преподава ния истории в школе?

1.1914—1934.

2.1934—1959.

3.1959—1964.

4.1965—1994.

3.Какой ученый считается идеологом социологического на правления в преподавании истории в школе?

1.Виноградов П.Г.

2.Соловьев С.М.

3.Виппер Р.Ю.

4.Иловайский Д.И.

4.Какая из моделей обучения более всего распространена в школах Западной Европы?

1.Классическая.

2.Мозаичная.

3.Культурно историческая.

4.Прогрессистская.

5.Кто из методистов 50—70х гг. занимался проблемой раз вития умений?

1.Дайри Н.Г.

2.Вагин А.А.

3.Запорожец Н.И.

4.Коровкин Ф.П.

1 7 3

6. В каких классах по современной концентрической систе ме обучения изучаются события и личности?

1.

Кровавый Совет.

8. Санкюлоты.

2.

Луддизм.

9. Битва при Каннах.

3.

Альбрехт Дюрер.

10.

«Медный» бунт.

4.

Крещение Руси.

11.

Ермак.

5.

Цинь Ши хуанди.

12.

Реформа 1861 г.

6.

Крымская война.

13.

Февральская революция.

7.

Симон Ушаков.

14.

Октябрьская революция.

7.Какие компоненты учебника истории включают: 1. Под заголовки подпунктов; 2. Карты; 3. Подписи к иллюстрациям;

4.Таблицы; 5. Определения терминов; 6. Словарь; 7. Схемы;

8.Оглавление? Расставьте их.

1.Текст.

2.Иллюстрации.

3.Методический аппарат.

4.Аппарат ориентировки.

8.Выберите из предложенных одно правильное утверждение:

1.Конечным результатом функционального анализа урока является определение его развивающей цели.

2.Эмпирическое осознание исторических явлений происхо дит на репродуктивном, воспроизводящем уровне.

3.Творческо поисковая деятельность учащихся на уроках от личается новым способом действий и новым результатом позна ния исторической действительности.

4.При структурном анализе исторических фактов учитель может считать главными те, которые вызывают у учащихся бур ную реакцию.

5.Вывод по теме урока является результатом индуктивного способа познания истории.

9. Выберите из перечня, какие из черт присущи учебникам нового поколения:

1.Преоблание фактов над теорией.

2.Обязательность выводов.

3.Объемный документальный материал.

4.Вопросы на трех уровнях.

5.Хронологическая таблица.

1 7 4

6.Обобщающие таблицы.

7.Формационная версия событий.

8.Цивилизационный подход.

9.Дискуссионные вопросы.

10.Преобладание индуктивного изложения.

11.Тщательный отбор материала.

12.Подлинные иллюстрации.

10.К каким компонентам учебно методического комплекта относятся фамилии: 1. С.Г.Смирнов; 2. П.В.Гора; 3. Н.И.Аппа рович; 4. А.А.Вагин; 5. В.Б.Кобрин; 6. И.И.Долуцкий;

7.Д.И.Полторак; 8. С.Л.Утченко?

1.Научная и популярная литература.

2.Учебная литература.

3.Методическая литература.

4.Наглядные пособия.

11. Какой вид наглядности: 1. Изобразительную; 2. Предмет ную; 3. Условно графическую составляют следующие пособия?

1.Фото египетской пирамиды.

2.Восковая табличка.

3.Бюст Гомера.

4.Аппликации «Религия греков».

5.Рисунок на древнегреческой вазе.

6.Телепередача «В Древних Афинах».

7.Диафильм «Афинский раб».

8.Разрез греческой триеры, рисунок.

12. Какие факты из перечня вы отнесете к главным на уроке «Восточные славяне в древности»?

1.Славяне — исконные жители Европы.

2.Главное занятие славян — земледелие.

3.Землю славяне обрабатывали сохой.

4.Первоначально славяне жили родовыми общинами.

5.В X в. появилась соседская община.

6.Славяне жили различными племенами.

7.Кочевники постоянно угрожали славянам.

8.Главными становились князья.

9.Появились первые города.

10.Славяне обожествляли силы природы.

1 7 5

11.Славяне жили по земледельческому календарю.

12.Ремесло постепенно отделилось от сельского хозяйства.

13.Какой из терминов выражает внешнюю сторону процес са обучения истории?

1.Прием.

2.Метод.

3.Умение.

4.Действие.

14. В каком случае можно считать, что у ученика сформиро валось умение оценивать исторические личности?

1.Высказывает простейшие оценочные суждения об исто рическом деятеле.

2.Определяет поступки и главные черты характера.

3.Описывает внешний вид исторического деятеля.

4.Сравнивает двух личностей.

5.Дает характеристику с общей оценкой.

15. В каком плане можно поменять местами подпункты?

1.План перечисление.

2.Стереотипный.

3.Смысловой.

4.Картинный.

16. Какое средство является лишним в ряду?

1.Картосхема.

2.План местности.

3.Слайд карта.

4.Контурная карта.

17. Определите, на каких уровнях познавательной самостоя тельности учащихся выполняются следующие задания:

1.Почему древние египтяне знали только три времени года — зиму, весну и лето?

2.Какие проблемы могли обсуждать вождь древних гер манцев и его дружина во время очередного пира? Составить диалог.

1 7 6

3.От какого события мусульмане ведут свое летосчисление?

4.Полюдье на Руси продолжалось по расчетам историка Б.А.Рыбакова 180 дней, скорость перемещения князя с дружи ной составляла 7—8км в сутки. Используя масштаб карты и эти данные, начертите маршрут полюдья, которое отправилось из Киева и вернулось обратно.

5.Когда и за что князя Ярослава прозвали Мудрым?

6.Пользуясь картой, проанализируйте шансы различных русских княжеств стать центром объединения Руси.

7.Рассмотрите рисунки новгородского мальчика Онфима. Напишите несколько слов уставом от имени ученика того вре мени.

8.Вспомните даты Ливонской войны. Какие из перечислен ных событий мировой истории происходили в то время:

— войны католиков и гугенотов;

— начало буржуазной революции в Нидерландах;

— экспедиция Ф.Дрейка;

— сожжение Дж.Бруно?

18. Расставьте в нужной последовательности этапы подготов ки учителя к уроку истории:

1.Выбор приемов.

2.Подбор средств.

3.Формы контроля учащихся.

4.Изучение материала темы.

5.Наметить познавательную деятельность.

6.Провести структурный анализ.

7.Сформулировать задачи урока.

8.Определить тип и форму урока.

9.Оформить конспект урока.

10.Сделать функциональный анализ материала.

19. Какие качества профессиональной подготовки учителя истории наиболее эффективно формирует курс методики?

1.Энциклопедизм знаний по истории.

2.Этика общения с детьми.

3.Умение подготовить урок.

4.Умение провести урок.

5.Умение пользоваться техническими средствами.

6.Знание учебной и педагогической литературы.

1 7 7

20. Отгадайте методический кроссворд.

1. Обобщенное название

9

индивидуальных показате

711 лей скорости и качества ус

воения материала учащими

3

ся (это слово по горизонтали).

4

5

10

Остальные по вертикали:

2

8

2. Один из познавательных

процессов, происходящий

1

6

при изучении фактического

материала по истории. 3. Тип

урока, наиболее распростра

ненный в школе. 4. Процесс

овладения учащимися зна

ниями и умениями в ходе по

знавательной деятельности

на уроке. 5. Одна из форм вне

классной работы по истории.

6. Средство обучения, редко

применяемое на уроках исто

рии. 7. Один из современных

подходов в методике препода

вания истории, основанной

на составлении коректирую

щих методик с учетом индивидуально психологических особен ностей школьников. 8. Первоначальный уровень восприятия и освоения истории учащимися. 9. Предварительная работа учителя по рациональному распределению учебного времени.

10.Вид современного познавательного задания учащимся.

11.Один из способов диагностики методики.

Ответы

1 — 4;

2 — 3;

3 — 3;

4— 2;

5— 3;6—1—6,2—8,3—6,4—5,7, 10, 5 — 5,6—8,10,7—7,10, 8—

8, 9—6,10—7,10,11—5,7, 10,12—8,10,13—9,11,14—9,11;

1 7 8

7 —1—3,5,2—2,7,3—1,4,4—6,8;8 — 3;9 — 1, 3, 4, 8, 9, 12;

10 —1—5,8,2—1,6,3—2,4,4—3,7;11 —1—1,5, 6, 7, 8,2—2,3,3—4;12 — 1, 2, 5, 6, 7, 8, 10, 12;13 — 4;14 — 5;15 — 1;16 — 3;

17 —1—2,2—3,3—1,4—2,5—1,6—2,7—3,8—2;18 — 4, 7, 6, 10, 8, 1, 2, 5, 3 9;19 — 3, 4, 6;

20 — 1. Обучаемость. 2. — Воображение. 3. — Комбиниро ванный. 4. — Изучение. 5. — Вечер. 6— Аппликации. 7. — Диф ференциация. 8. — Эмпирический. 9. — Планирование. 10. — Тест. 11. — Анкетирование.

Тестовые задания 2

1.Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает:

1.Педагогическая наука.

2.Путь исследования.

3.Школьная методология.

4.Метод изучения.

2.Предметом методики обучения истории является:

1.Процесс обучения истории.

2.Процесс научного исследования.

3.Процесс познания истории.

4.Процесс познания педагогики.

3.Важнейшим фактором обучения истории является:

1.Применение наглядности.

2.Систематический опрос учащихся.

3.Наличие программ разного уровня.

4.Содержание обучения.

1 7 9

4.Методика истории является:

1.Отраслью психологии.

2.Отраслью социологии.

3.Отраслью педагогической науки.

4.Самостоятельной дисциплиной.

5.Основным методом исследования школьного обучения ис тории является:

1.Тестирование.

2.Анкетирование.

3.Наблюдение.

4.Собеседование.

6.На основе действующего «Закона об образовании» в шко лах России введено обязательное образование:

1.8 летнее.

2.9 летнее.

3.10 летнее.

4.11 летнее.

7.В настоящее время в школах России реализован принцип обучения:

1.Линейный

2.Концентрический.

3.Смешанный.

4.Цивилизационный.

8.Обязательный для школы документ, в котором указаны предметы, их последовательность преподавания, количество часов в неделю:

1.Учебный план.

2.Школьная программа.

3.Школьный устав.

4.Школьный журнал.

9.Современное содержание школьного исторического обра зования предусматривает изучение всеобщей истории с древно сти до наших дней в:

1.Начальной школе.

2.Основной школе.

3.Полной средней школе.

4.7—8классах 9 летней школы.

1 8 0

10.По истории России XIX в. в школах действует учебник:

1.Нечкиной М.В.

2.Нарочницкого А.Л.

3.Зырянова П.Н.

4.Вигасина А.А.

11.Современная стратегия исторического образования пре дусматривает:

1.Признание традиции гуманизма в национальном масштабе.

2.Переход к плюрализму идеологий.

3.Сохранение монополии государственной идеологии.

4.Отказ от целостной системы знаний о человеке и обществе.

12.Во временном госстандарте указана следующая периоди зация рубежа нового времени:

1.XIV—XVвв. —XVII—XVIIIвв.

2.XV—XVIвв. —XVIII—XIXвв.

3.XVI—XVIIвв. —XIX—XXвв.

4.XVII—XVIIIвв.— середина XIX в.

13.Проверка достижений учащихся по категории «исто рическое движение» включает в себя знание:

1.Хронологии событий

2.Исторической географии.

3.Изменений исторической карты мира.

4.Фактов, событий, терминов.

14.Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения, оборудование урока дается в:

1.Тематическом планировании.

2.Поурочном планировании.

3.Школьном учебнике.

4.Учебном плане.

15.В структуру программы 10—11классов «История России

сдревнейших времен до наших дней» входит рубрика:

1.Межпредметные связи.

2.Нормы оценки знаний и умений учащихся.

3.Проблемы обсуждения на занятиях.

4.Основная методическая литература.

1 8 1

StudFiles.ru

2. Содержание школьного курса математики: основные линии и связь с другими учебными предметами.

1. Предмет методики преподавания математики. Цели обучения математики в средней школе. Слово методика в переводе с древнегреческого означает способ познания, путь исследования. Метод – это путь достижения какой-либо цели, решение конкретной учебной задачи.

Определение:

- МПМ – раздел педагогики, исследующий закономерности обучения математике на определённом уровне её развития в соответствии с целями обучения подрастающего поколения, поставленными обществом. Методика обучения математики призвана исследовать проблемы мат-го обр-я, обучения математике и мат.воспитания.

Цель МПМ заключается в исследовании основных компонентов системы обучения математике в школе и связи м/у ними. Под основными компонентами понимают цели, содержание, методы, формы и средства обучения математике.

Предметом МОМ явл. цели и содержание математического образования, методы, средства и формы обучения мат-ке.

Основные задачи МПМ.

-определение конкретных целей изучения математике по классам, темам, урокам.

-отбор содержания учебного предмета в соответствии с целями и познавательными возможностями учащихся.

-разработка наиболее рациональных методов и организационных форм обучения направленных на достижение поставленных целей.

-выбор необходимых средств обучения и разработка методики их применения в практике работы учителя математики.

МПМ призвана дать ответы на вопроса: Зачем? Что? Как?

Структурно Мпм м/б представлена тремя разделами: общее, специальное, конкретное.

Цели образования- один из определяющих компонентов пед.системы. Они зависят от современных условий, соц.заказа общества на образование граждан.

Основные цели обучения математики (в широком смысле)

-овладение всеми учащимися элементами мышления и деятельности, которые наиболее ярко проявляются в мат-кой ветви человеческой культуры и которые необходимы каждому, для полноценного развития в современном обществе.

-создание условий для зарождения интереса к математике и развития мат способностей одарённых школьников.

Соответственно целям обучения выдаются уровни обучения математике

1)общекультурный

2) общеобразовательный

3)творческий

Цели обучения математике (в узком смысле)

-образовательный (овладение учащимся сиcтемой мат.ЗУН, дающий представление о предмете математики, о мат.приемах и методах познания применяемых в математике);

-воспитательные;

-развивающие (формирование мировоззрения учащихся, логической и эвристической составляющей мышления).

Школьным учебным планом на изучение мат-ки с 1-11 класс отводится около 2000 учебных часов. Кроме того , дополнительные часы на изучение мат-ки предусматривается в системе факультативных курсов (7-11)

Нормативным, обязательным для выполнения документом, определяющим основное содержание шк.курса мат-ки объем подлежащих усвоению учащимся каждого класса знаний, приобретаемых умений и навыков, яв-ся уч. программа по мат-ке.

Учебная программа школы основывается на принципах соответствия программы основным целям школы, обеспечивает преемственность получаемой уч-ся подготовки в 1-4 классах, в 5-9 основная школа, с 10-11 средняя школа.

Основные линии: числовые системы, величины, уравнения и неравенства, тождественные преобразование мат.выражений , координаты, функции, геом. Фигуры и их свойства (измерение геом. величин, геом. преобразования), векторы, начало математического анализа, основы информатики и вычислительной техники.

На каком возрастном этапе, в каких классах, с какой глубиной и при каком числе часов изучаются эти разделы, определяют программа по математике в средней школе?

Раздел «числовые системы» изучается на протяжении всех лет обучения. В школьную программу, вопросы числовых систем входили уже в далеком прошлом.

Изучение величин в программах и учебниках по математике не выделено в специальный раздел.

На изучение уравнений и неравенств посвящается значительная часть всего учебного времени. Особая значимость этой темы состоит в широком применении уравнений и неравенств в самых различных областях приложений математики. Раньше систематическое изучение уравнений начиналось лишь с 7 класса. В течение последних десятилетий знакомство с уравнениями и применение уравнений к решению задач вошло в курс математики начальной школы в 4-5 классов.

Выполнение тождественных преобразований, овладение специфическим языком математики требуют от учащихся не только понимания, но и отработки прочных практических навыков на достаточно большом числе тренировочных упражнений. Такие упражнения, содержание которых в каждом разделе курса обладает своими особенностями, выполняются учащимися всех классов.

Координаты и функции вошли в курс математики средней школы только в первой четверти 20 века. Характерной особенностью современного школьного курса математики являются расширение этих разделов и возрастающая роль, метода координат и функций в изучении других тем школьном программы.

Векторы впервые вошли в курс геометрии нашей школы только в середине 70-х годов. Большая общеобразовательная значимость этой темы, обширные практические применения обеспечили ей общее признание. Однако вопросы доходчивого всех учащихся изложения этого раздела в школьных учебниках, применения векторов к решению содержательных задач находятся ещё в стадии разработки и могут найти своё решение только на основе глубокого анализа и учёта результатов школьного преподавания.

Элементы математического анализа вошли в программу общеобразовательной школы недавно. Включение в программу этих разделов вызвано их большой идейной и прикладной значимостью.

Основы информатики и вычислительной техники отражает требования, предъявляемые к современной математической подготовке молодёжи в связи с широким внедрением в практику электронно-вычислительных машин.

Выделенное ядро школьного курса математики составляет основу его базисной программы, в которой материал расположен не по классам, а по ступеням обучения и излагается согласно логике развития ведущих научно методических линий.

Базисная программа является основой для всех учебных заведений, дающих среднее образование, она является исходным документом для разработки тематических программ. В тематической программе для средней школы, кроме распределения учебного материала по классам, излагаются требования к ЗУН учащихся, раскрываются межпредметные связи, примерные нормы оценок. В программе подробно освещаются вопросы формирования научного мировоззрения, воспитания учащихся в процессе обучения.

Математика тесно связана с физикой. Например, механический смысл производной это есть мгновенная скорость, то есть производная от расстояния дает скорость; а производная скорости даёт ускорение.

В химии – при решении задач на вычисление процента концентрации.

Добавить межпредметные связи!

StudFiles.ru

Основные понятия. Свое название методика получила от греческого слова "метод", что в буквальном переводе означает: "путь к чему-либо"

Свое название методика получила от греческого слова "метод", что в буквальном переводе означает: "путь к чему-либо", а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова - совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.

Методику разделяют на общую и частную.

Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при изучении многих наук (последовательность и четкость изложения учебного материала, его доступность для аудитории).

Частная методика, исходя из установок общей методики, определяет способы и приемы обучения и воспитания детей и взрослых, приемы наблюдения, изучения и исследования тех или иных объектов. Таким образом, каждая частная методика связана с конкретной наукой и вытекает из самой сущности предмета, служит основой определенного вида деятельности.

Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах:

основа профессионального мастерства экскурсоводов;

механизм, совершенствующий "подачу" материала;

процесс упорядочения деятельности экскурсовода.

Экскурсионная методика выполняет функцию рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов.

Любая методика - это умение производить определенную работу в четком соответствии с наиболее оптимальными правилами, рекомендациями и обеспечивать ее высокую действенность. На практике - это сумма определенных умений и навыков проводить работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии, закреплять полученные экскурсантами знания, совершенствовать свои знания.1

Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:

Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?

Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержание)?

Как проводить экскурсию (методические приемы)?

Как возбудить и сохранить внимание экскурсантов?

Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей:

1.методики разработки новой для данного бюро темы;

2.методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;

3.методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;

4.методики проведения экскурсии;

5.методики после экскурсионной работы.

studopedia.ru

Взаимосвязь МОМ и других областей знаний

Предмет методики преподавания математики

Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной учебной задачи.. Методика преподавания математики- наука о математике как учебном предмете и закономерностях процесса обучения математике учащихся различных возрастных групп и способностей. Предмет методики преподавание математике отличается исклю­чительной сложностью. Предметом методики преподавания ма­тематикеявляется обучение математике, состоящее из целей и содер­жания математического образования, методов, средств, форм обучения математике.

Математика, как наука

Математика - наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов

Математика, как учебный предмет.

Учебный предмет математики в школе представляет собой элементы арифметики, алгебры, начал математического анализа, евклидовой геометрии плоскости и пространства, аналитической геометрии, тригонометрии. Математика как учебный предмет отличается от математики как науки не только объёмом, системой и глубиной изложения, но и прикладной направленностью изучаемых вопросов. Современный этап развития математики как учебного предмета характеризуется: жёстким отбором основ содержания; чётким определением конкретных целей обучения, межпредметных связей, требованиями к математической подготовке учащихся на каждом этапе обучения; усилением воспитывающей и развивающей роли математики, её связи с жизнью; систематическим формированием интереса учащихся к предмету и его приложениям.

Цели и задачи методики преподавания математики

Определить конкретные цели изучения математики по классам, темам урокам; -Отбирать содержание учебного предмета в соответствии с целями и познавательными возможностями учащихся;- Разработать наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей-; Рассмотреть необходимые средства обучения и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.

Взаимосвязь МОМ и других областей знаний.

Методика обучения математике тесно связана с другими науками и предметами, изучаемыми в педагогическом учебном заведении.

Как известно, педагогика-наука о воспитании человека, о процессе образования и обучения. Она включает в себя теорию воспитания, дидактику т.е. теорию обучения и школоведение. Психология - наука, изучающая психические явления, в частности, такие, как восприятие, память, воображение, мышление и другие. Логика - это наука о законах, формах и приёмах правильного мышления, направленного на познание объективного мира. Методика обучения математике имеет много общего и с методиками обучения другим предметам. Все они вместе решают общеобразовательные, воспитательные и практические задачи обучения школьников.

В истории развития математики выделяют четыре периода: Первый период - зарождения математики как самостоятельной научной дисциплины. Продолжался он приблизительно до 6-5 веков до н.э.. Изучаются простые геометрические фигуры, величины - длина, площадь, объем и т.д. Второй период элементарной математики, продолжался приблизительно до конца 17 века, когда довольно далеко зашло развитие новой, «высшей», математики. Начало этого периода положили математики Древней Греции (VI - V вв. до н. э.). Этот период характеризуется тем, что математика выступает как самостоятельная научная дисциплина, имеющая свой предмет (число, фигура) и свои методы исследования. Возникает дисциплина - алгебра, характеризующаяся специальной символикой. Третий период математики переменных величин (с XVII в. до середины XIX в.) характеризуется созданием и развитием математического анализа, изучением процессов в их движении, развитии. Четвертый период создания математики переменных отношений (XIX - XX вв.) характеризуется созданием и развитием математического анализа, изучением процессов в их движении, развитии.

2. Цели и задачи обучения математике в школе.

Современное математическое образование

Основной целью математического образования является воспитание у школьников умения рассматривать явления реального мира с математической точки зрения, видеть практическую направленность математики и её приложений.

В процессе обучения математике воспитывается настойчивость, целеустремленность, дисциплина, критичность мышления, развиваются математические способности, формируется понимание красоты математических утверждений, развивается пространственное воображение и др.

studopedia.ru

/ Лекции по ОТП / Тема 2

ТЕМА 2: Методология и методы общей теории права.

  1. Методология общей теории права.

  2. Методы общей теории права.

I. В переводе с греческого методология - "methodos" означает "способ, путь следования, прием осуществления той или иной деятельности»", «loqos» «слово, смысл, суждение, учение» - таким образом, учение о познавательных процедурах и из результатах.

Слово "методология" в научной литературе трактуется двояко:

а) как учение о методе;

б) как система методов, используемых в той или иной науке, теории.

Методология общей теории права это принципы, основные подходы, способы познания права, это учение о методах в их единстве и разнообразии, с помощью которых познается истина о праве.

Современная методология имеет следующие характерные черты:

  • отрицает монополизм, является плюралистической;

  • имеет гуманистическую направленность;

  • отличается свободомыслием, открытой рациональностью.

Метод в науке, - это знание, с помощью которого добывается новое знание.

Слово "метод" греческого происхождения и в переводе означает "путь исследования или познания

II. Метод общей теории права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях правовых явлений.

В общей теории права, как и во многих других социальных науках, принято классифицировать методы на общенаучные и частные.

К общим методам познания права относятся:

  • диалектический, дедукции, индукции, анализа, синтеза и др.

К частным методам познания права относятся:

  • исторический, генетический, сравнительный, структурный и др.

Существует более детальная классификация:

  • всеобщий философский метод= его всеобщность выражается в том, что данный метод используется во всех конкретных науках и на всех стадиях, этапах научного познания;

  • общие методы- анализ и синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, которые также используются во всех конкретных науках, однако сфера их применения ограничивается решением определенных познавательных задач и не охватывает всех стадий научного познания;

  • специальные методы- статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, разработанные конкретными науками и используемые для познания правовых явлений;

  • частные методы(толкования, сравнительно-правовой и др.).

С глубокой древности для изучения государственно-правовой действительности использовались рационалистический и эмпирический методы.

Рационализм (от лат. ratio- разум) - философское направление, признающее разум основой познания.

Эмпиризм (в переводе с древнегреческого опыт) – направление в теории познания, которое признает чувственный опыт источником знания.

Эмпирическое и рациональное могут рассматриваться в качестве важнейших основных подходов, двух основополагающих форм научного познания, а также структурных компонентов и уровней научного знания. В основе различения эмпирического и рационалистического (теоретического) лежит выделение в научном познании, в данном случае познании правовых и государственных явлений и процессов, эмпирических и теоретических исследований. Первое направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента, второе связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата государственно-правовой науки и имеет целью всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях.

Оба подхода взаимосвязаны и предполагают друг друга. Эмпирический подход ориентирован на выявление новых данных наблюдений и эксперимента, он стимулирует развитие теоретического исследования, ставит перед ним новые задачи. Теоретический подход развивает и конкретизирует рациональное содержание науки, открывает новые перспективы, объясняет факты, обобщает и направляет эмпирические исследования.

С рационализмом и эмпиризмом тесно связаны такие методы исследования, как идеализм и материализм.

Идеализм утверждает, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое – вторично. Таким образом, идеализм – философский принцип, согласно которому дух первичен по отношению к материальному.

Материализм – это философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно. Сознание мышления – это свойство материи, как правило, утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

В социальных науках вообще и в общей теории права в частности особое место занимает диалектический метод. Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика является всеобщим методом познания и требует учитывать в процессе познания окружающей действительности всеобщую взаимосвязь и постоянное развитие явлений. В чем же суть диалектического метода? Слово «диалектика» означает «веду беседу». Первоначально этот термин означал диалог, спор, столкновение противоположных мнений, в результате которых возникает истина.

Центральное место в диалектике занимает идея единства и борьбы противоположностей. Однако понимается эта идей по-разному. Одни философы считают, что противоречия лишь следствие недостаточности нашего мышления, а реальность едина. Другие мыслители исходят из того, что диалектические противоречия существуют как в самом объекте познания, так и в самом процессе познания. Исходя из этих представлений, сформировались два прямо противоположных диалектических метода: идеалистическая диалектика и материалистическая диалектика.

Социологический методхарактеризуется тем, что отдельные социальные институты рассматриваются в их связи с общественным целым, а основу исследования составляет фактический материал. Социологический метод включает в себя целый ряд конкретных приемов и способов исследования: статистический анализ, анкетирование, интервьюирование, опросы населения, изучение документов, использование текстов, проведение социально-правовых экспериментов и др.

Благодаря социологическому методу из общей теории права выделилось самостоятельное направление в юридической науке - социология права.

Один из важнейших методов, которые использует общая теория права – логический. Разнообразные логические операции (анализ, синтез, индукция, дедукция), законы (тождества, противоречия, исключение третьего, достаточного основания и др.) используются также в научном познании юридической действительности.

Анализпредставляет собой расчленение целого на составные элементы, их изучение в отдельности (например, деление права на отрасли, исследование особенностей каждой отрасли права).

Синтез– это логический прием, противоположный анализу, заключающийся в обобщении в рамках целого знания, полученного в результате исследования отдельных элементов этого (например, синтезируя знания об отдельных отраслях права, мы получаем знания о позитивном праве в целом).

Индукция– это логический прием, позволяющий на основании частного знания получать знание общее. Дедукция – это такой логический прием, при помощи которого на основании знания общего приходят к знанию частному.

В общей теории права широко используется исторический метод. Любое явление или процесс имеет свою историю развития, используя данный метод, это развитие изучается и воспроизводится в динамике во всех деталях. Абсолютизация принципа историзма привела к появлению так называемой исторической школы права.

Сравнительно-правовой методимеет важное значение в методологии государствоведения и правоведения. Реформирование и совершенствования государственно-политической и правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов познания, существующих одновременно или разделенных известным периодом времени. Сравнению могут быть подвергнуты государство или правовые системы различных исторических типов, различных стран и континентов, одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо анализировать количественные и качественные стороны объекта, теоретические и эмпирические его характеристики.

StudFiles.ru

Что в переводе с древнегреческого языка означает слово «methodos»?

Наталья

метод и есть. .
так указано даже в словаре иностранных слов в статье "метод".
МЕТОД (гр. methodos)
1) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни
2) приём, способ или образ действия.

Suh22

1) это составное слово
2) μεθα + οδός
3) предлог "мета" (встречающийся также в многочисленных русских словах греческого происхождения) означает "посредством", "согласно чему-либо"
4) а "одос" - "дорога" (в русском языке этот корень почти не встречается, но есть, например, Богоматерь Одигитрия, т. е. "указывающая путь")
5) так что получается что-то типа "(идти) по дороге". а не "переться абы как напролом"
6) отсюда уже рукой подать до производного значения "метод" - это когда делаешь с умом и идешь проторенной дорожкой
7) а всех любителей познания природы и прочих догадливых поздравляем с методологически безграмотным пердением в лужу!

Переведите греческое слово "псих"

Артем маркин

Часто приходится сталкиваться с мнением, что слово 'психолог' происходит от слова 'псих', т.е. 'сумасшедший'. Соответственно, человек говорит: 'Нет, я к психологу не пойду! Я не больной!' или 'Мне к психиатру еще рано, а к психологу в самый раз!' На самом деле слово 'psyche' в переводе с греческого означает 'душа', и психология своими корнями уходит в философию. Как самостоятельная наука психология выделилась в 60-х годах XIX в. с появлением экспериментальных методов изучения психики.
Современная психология - развитая наука со множеством различных отраслей: возрастная, педагогическая, клиническая, спортивная, юридическая, гендерная (психология мужчины и женщины), психология труда, творчества, искусства, управления, психология рекламы и т.д. Каждый день, сами того не ведая, мы сталкиваемся с результатами труда психологов этих отраслей в своей обычной жизни: на работе и в учебе, при просмотре телепередач, делая покупки в магазине и во многих других ситуациях. Соответственно и вопросы, которые люди задают психологу, касаются не только душевного здоровья, взаимоотношений и личностных проблем, но и того, как развить свои способности или улучшить память, как успешно пройти собеседование при приеме на работу, как противостоять влиянию рекламы, как научиться ставить цели и достигать их, как управлять своим временем, как стать успешным и счастливым.

Читайте также