Реформы петра 1 и их историческое значение

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I И ИХ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Петр I Алексеевич (1682–1725) реально оказался у власти, придя к своему двадцатилетию. Петра Великого как государственного деятеля отличала многоплановость в дарованиях. Он являлся талантливым полководцем, отличным дипломатом, выдающимся законодателем и одаренным публицистом и др. Петровские преобразования оставили глубокий след в истории страны, так как коснулись практически всех сфер жизни.

В начале 1690-х гг. курс первых петровских реформ начал формироваться спонтанно. Они являлись в тот период вынужденными мерами, последовательными оперативными мероприятиями, которые были направлены на укрепление российской армии и флота и создание военной промышленности, достижение победы в Северной войне (1700–1721).

Можно отметить следующие характерные черты большинства петровских преобразований: 1)стремление к всеобщей регламентации, унификации (приведению к единому образцу) политических и социальных институтов;

2) формирование многоступенчатой единой системы полицейского надзора и контроля;

3) широкое использование западно-европейского опыта в качестве образца преобразований.

В политической сфере выделяют следующие реформы:

1) после победы в Северной войне Петр I принял титул императора, Россия с этого времени стала называться империей, что должно было подчеркнуть ее новый внешнеполитический статус мировой державы;

2) взамен прекратившей свое существование Боярской думы высшим совещательным органом при императоре Петре I стал Сенат (с 1711 г.). Это был государственный орган, который формировался из высших чиновников, пользовавшихся наибольшим доверием у императора. Главной задачей Сената являлся контроль и ревизии деятельности нижестоящих органов, для чего Сенат имел особый штат фискалов. Хотя в дальнейшем и сам Сенат являлся объектом постоянного присмотра со стороны специально организованной прокуратуры (с 1722 г.);

3) были сформированы центральные органы управления, коллегии (с 1719 г.). При этом отдельные приказы продолжали существовать и работали вплоть до середины XVIII в. Главными коллегиями были: Военная, Адмиралтейская и Коллегия «чужестранных дел». Кроме того, были созданы 3 торгово-промышленные, 3 финансовые коллегии, Юстиц-коллегия (контролировал суд на местах), Вотчинная коллегия (ведала землевладением), Городской магистрат (контролировала городское управление);

4) старое уездно-волостное устройство страны было отменено. Россия была разделена на 8 губерний (в 1708–1710 гг.). Губернии, в свою очередь, подразделялись на провинции, а провинции – на дистрикты. Возглавляли губернии губернаторы, которые назначались Петром Великим из числа наиболее доверенных ему соратников;

5) православная церковь при Петре I была преобразована в государственное учреждение во главе с Синодом. Возглавлял Синод обер-прокурор, который являлся светским лицом, при этом патриаршество было ликвидировано. Священники с этого времени рассматривались как госслужащие и обязаны были выступать с докладами о благонадежности прихожан. Большой урон Петр I нанес монастырям, которые он считал пристанищами тунеядцев. Значение административных преобразований. В результате административных реформ Петра I в России завершилось оформление абсолютной монархии.

studopedia.ru

Реформы Петра I и их значение

В преобразовательной деятельности Петра I можно выделить четыре основных направления.

  1. Реформы государственного аппарата – административная и военная.
  2. Экономические и социальные реформы.
  3. Реформы церкви и преобразования в культурной жизни.
  4. Реформы, связанные с повышением международного статуса России.

Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Прикрепление каждого россиянина к месту жительства и месту службы сократили пространство свободы, расширившееся в это время в Европе. Все были вмонтированы в систему, как винтики в часовой механизм. Проводя реформу государственного управления, Петр I руководствовался введением бюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием.

Особенностью административной реформы было создание системы государственного контроля за деятельностью аппарата управления. Это привело к своеобразной “бюрократической революции”, последствием которой стала зависимость всех от госаппарата.

Экономическая политика в период царствования Петра I носила меркантилистский характер, сочеталась с протекционизмом по отношению к отечественной промышленности. Политика меркантилизма подразумевала поощрение развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Поощрение «полезных и нужных» с точки зрения государства видов производства сочеталось с запрещением или ограничением выпуска «ненужных» товаров. Развитие промышленности диктовалось нуждами ведения войны. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. Появились медеплавильные, сереброплавильные, железоделательные заводы. В столице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь, со стапелей которой при жизни Петра I сошло 59 крупных и 200 мелких судов. К 1725 году в стране имелось 25 текстильных предприятий, канатные и пороховые мануфактуры. Впервые были построены бумажные, цементные, сахарные заводы, а также фабрика по производству обоев. Рост промышленного производства основывался на усилении феодальной эксплуатации. На мануфактурах широко применялся принудительный труд – использовался труд крепостных, купленных (посессионных) крестьян, а также труд государственного (чернокожного) крестьянства, которое приписывалось к заводу как постоянный источник рабочей силы.

В мелкотоварном производстве также происходили преобразования. В 1711 году при мануфактурах были учреждены ремесленные школы. А указами 1722 года в городах было введено цеховое устройство. Это свидетельствовало о покровительстве власти развитию ремесел.

Сельское хозяйство развивалось по-прежнему экстенсивным путем. Вводились новые культуры – лекарственные растения, фруктовые деревья, табак и др.

В области внутренней и внешней торговли большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров, что значительно пополняло казну. К концу петровского правления экспорт русских товаров вдвое превышал импорт, а высокие таможенные тарифы надежно ограждали внутренний рынок.

Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем

- создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;

- появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

- создание мощного военного флота; - гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.

Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти. В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.

23.«Регулярное государство» Петра I.

Хотя проводимые Петром I реформы государственного управления не отличались систематичностью и строгой последовательностью, нетрудно заметить две задачи, которые оставались для него всегда приоритетными и неоспоримыми, а именно: 1) унификация органов государственного управления и всей системы администрации; 2) проведение через всю администрацию коллегиального начала, которое вместе с системой гласного (прокурорского) и тайного (системы фискалитета) контроля должно было, по убеждению царя, обеспечить законность в управлении.

Петр I был захвачен идеей создания в России государства совершенной регулярности, в котором каждый человек имел бы точно обозначенное место и строго подчинялся регламенту. Его модель идеального (регулярного, правомерного) государства строилась на убеждении, что государство может эффективно функционировать только на основе установленных сверху законов и правил и только с помощью правильно устроенной системы государственной бюрократии, поставленной под жесткий контроль верховной власти и свободной от произвола чиновников.

Построение рационально управляемого государства путем реформ и законодательного регламентирования было осознанной целью Петра. Он мечтал о создании, по его выражению, «регулярного» государства, в создании, по его выражению, «регулярного» государства, в котором использовались бы хорошо продуманные законы, обеспечивающие бесперебойное функционирование всего механизма управления и ограждающие население от произвола чиновников. Но при отсутствии каких-либо институтов социального контроля государство ничем не было связано в ходе осуществления реформ. И реформы стали приобретать характер принудительных мероприятий. Никакая инициатива, исходящая от общества и даже от ближайшего окружения, стала не нужна. Петру необходимы были лишь способные организаторы и исполнители.

С точки зрения практической реализации модель регулярного государства нашла свое воплощение в законодательном регулировании всех сторон общественной жизни, активном государственном вмешательстве в общественные отношения, государственном протекционизме (активной государственной поддержке приоритетных отраслей народного хозяйства) вплоть до введения государственной монополии в ряде отраслей тогда еще молодой национальной промышленности. С этим же связано стремление Петра I создать действенную систему борьбы против коррупции и приказной волокиты.

Основным принципом государственной политики Петра I был принцип пользы, государственной выгоды. В утверждаемой им новой системе ценностей государственные, державные интересы преобладали над идеологическими постулатами и догмами. Государство, ставшее в эпоху Петра I предметом нового культа, воспринималось как самодостаточная сущность и, в конечном счете, как новая основа российской идентичности. Религиозные ценности также были поставлены на службу государству. Такой государственный максимализм неизбежно должен был вступить в противоречие с христианской идеей духовного суверенитета личности. Как последовательный прагматик, Петр I не мог воспринимать нравственные абстракции христианства. Можно сказать, что именно с Петра I политика в России лишается всякого морального содержания.

Главной задачей государственных реформ Петра I являлась радикальная перестройка государственного аппарата, так как сформировавшиеся в московский период традиционно организованная власть и управление не могли обеспечить мобилизацию всех ресурсов — экономических, военных, технологических в условиях начавшейся модернизации общества. Модернизация государственного аппарата предполагала совершенно новые принципы его построения. В качестве основных из них обычно выделяют:

1) институционализацию управления, нашедшую свое выражение в создании новой системы учреждений;

2) повышение эффективности управления, достигавшееся за счет унификации (единообразия), централизации, дифференциации аппарата управления и его милитаризации;

3) изменение принципов комплектования аппарата новых учреждений (коллегий, губерний).

studopedia.ru

21. Реформы Петра Великого и их значение для российской истории: мнения историков.

Внешняя политика Петра I. Главной целью внешней политики Петра I был выход к Балтийскому морю, который обеспечил бы России связь с Западной Европой. В 1699 г. Россия, вступив в союз с Польшей и Данией, объявила войну Швеции. На исход Северной войны, длившейся 21 год, повлияла победа русских в Полтавской битве 27 июня 1709г. и победа над шведским флотом при Гангуте 27 июля 1714 г.

30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому Россия сохранила завоеванные земли Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, часть Карелии и все острова Финского и Рижского заливов. Выход к Балтийскому морю был обеспечен.

В ознаменование достигнутого в Северной войне Сенат и Синод 20 октября 1721 г. наградили царя титулом Отца Отечества, Петра Великого и Императора Всероссийского.

В 1723 г. после полутора месяцев военных действий с Персией Петр I заполучил западный берег Каспийского моря.

Одновременно с ведением военных действий кипучая деятельность Петра I была направлена и на проведение многочисленных реформ, целью которых было приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России. Очень много сделано великим царем, вот лишь основные реформы Петра I.

Реформа государственного управления Петра I

Вместо Боярской думы в 1700 был создан Совет Министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 г. - Сенат, который к 1719 г. превратился в высший государственный орган. С созданием губерний многочисленные Приказы прекратили свою деятельность, их заменили Коллегии, которые подчинялись Сенату. В системе управления также действовала Тайная полиция – Преображенский приказ (ведал делами государственных преступлений) и Тайная канцелярия. Оба учреждения находились в ведении самого императора.

Административные реформы Петра I

Областная (губернская) реформа Петра I

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г. 8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11. Вторая административная реформа поделила губернии на провинции во главе с воеводами, а провинции – на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами.

Городская реформа (1699-1720 гг.)

Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу, и магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.). Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов.

Сословные реформы

Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия – дворянства, крестьянства и городского населения.

Дворянство.

  1. Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья.

  2. Указ об образовании (1706 г.) – все боярские дети обязаны получить начальное образование.

  3. Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей.

Табель о рангах (1721 г.): служба государю делилась на три отдела – армия, государство и двор - каждый из которых был разделен на 14 рангов. Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство.

Крестьянство

Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

Среди свободных крестьян были:

  • государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е. по воле монарха они могли быть переданы в крепостные);

  • дворцовые, принадлежавшие лично царю;

  • посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их.

Городское сословие

Городские люди подразделялись на «регулярных» и «нерегулярных». Регулярные делились на гильдии: 1-я гильдия - наиболее богатые, 2-я гильдия - мелкие торговцы и зажиточные ремесленники. Нерегулярные, или «подлый люд», составляли большинство городского населения.

В 1722 г. появились цеха, которые объединяли мастеров одного ремесла.

Судебная реформа Петра I

Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами. Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад. С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат. В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.

Церковная реформа Петра I

Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну. Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган – Святейший Синод.

Финансовые реформы Петра I

Первый этап финансовой реформы Петра I сводился к сбору денег на содержание армии и ведение войн. Добавились выгоды от монопольной продажи некоторых видов товаров (водка, соль и др.), введены косвенные налоги (банные, конские, на бороды ит.д.).

В 1704 г. была проведена денежная реформа, по которой основной денежной единицей стала копейка. Неразменный рубль был отменен.

Податная реформа Петра I заключалась в переходе от подворного обложения к подушному. В связи с этим правительство включало в тягло все категории крестьянского и посадского населения, которые до этого были освобождены от налога.

Таким образом, в ходе налоговой реформы Петра I был введен единый денежный налог (подушная подать) и увеличено число налогоплательщиков.

Социальные реформы Петра I

Реформа образования Петра I

В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.

Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.

Реформы Петра I в культуре

Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.

Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Петр I положил начало Эрмитажу.

Социально-экономические реформы Петра I

Для подъема промышленного производства и развития торговых связей с заграницей Петр I приглашал иностранных специалистов, но в то же время поощрял отечественного промышленника и торговца. Петр I добивался того, чтобы из России вывозилось больше товара, чем ввозилось. За время его царствования на территории России действовало 200 заводов и фабрик.

Реформы Петра I в армии

Петр I ввел ежегодные рекрутские наборы из молодых россиян (от 15 до 20 лет) и велел начать обучение солдат. В 1716 г. был издан Воинский Устав, излагающий службу, права и обязанности военных.

В результате военной реформы Петра I была создана мощная регулярная армия и военно-морской флот.

Реформаторская деятельность Петра имела поддержку широкого круга дворянства, но вызывала недовольство и сопротивление среди бояр, стрельцов и духовенства, т.к. преобразования влекли утрату ими руководящей роли в государственном управлении. Среди противников реформ Петра I был и его сын Алексей.

Итоги реформ Петра I

  1. В России установлен режим абсолютизма. За годы своего царствования Петр создал государство с более совершенной системой управления, сильной армией и флотом, стабильной экономикой. Произошла централизация власти.

  2. Быстрое развитие внешней и внутренней торговли.

  3. Упразднение патриаршества, церковь потеряла свою самостоятельность и авторитет в обществе.

  4. Был достигнут огромный прогресс в области науки и культуры. Поставлена задача государственной важности – создание российского медицинского образования, а также положено начало российской хирургии.

Особенности реформ Петра I

  1. Реформы проводились по европейскому образцу и охватили все сферы деятельности и жизни общества.

  2. Отсутствие системы проведения реформ.

  3. Реформы осуществлялись, в основном, за счет жесткой эксплуатации и принуждения.

  4. Петр, нетерпеливый по природе, вносил новшества в быстром темпе.

Причины реформ Петра I

К XVIII веку Россия была отсталой страной. Она значительно уступала западноевропейским странам по объему продукции в промышленности, уровню образования и культуры (даже в правящих кругах было много неграмотных людей). Боярская аристократия, стоявшая во главе государственного аппарата, не отвечала потребностям страны. Русское войско, состоявшее из стрельцов и дворянского ополчения, было плохо вооружено, не обучено и не могло справиться со своей задачей.

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721г. Титула российского монарха - Петр объявил себя императо­ром, а страна стала

называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной арми­ей и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международ­ную политику. В результате Петровских реформ государство не было свя­зано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения сво­их целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного уст­ройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного че­ловека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели. Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вмес­те с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и при­нуждения. Сложность и противоречивость развития России в этот пери­од определили и противоречивость деятельности Петра и осущест­вленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный историчес­кий смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на ук­репление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования пет­ровского времени с самого начала несли в себе консервативные чер­ты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство фео­дально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукро­тимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, сме­лостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Род Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нель­зя не признать – Петр Великий является одной из самых заметных фи­гур мировой истории.

StudFiles.ru

Историческое значение реформ Петра I состоит в следующем.

Во-первых, итогом реформ и преобразований стало укрепление державной мощи России, укрепление её экономического потенциала и военного могущества. Пётр I завершил государственное строительство Российской империи, начатое династией Романовых. Благодаря его стараниям прежняя Московия превратилась в сильное европейское государство с регулярной армией и флотом, с мощным и дееспособным государственным аппаратом, с четкой системой государственного управления.

Во-вторых,законотворческая деятельность петровских времён укрепила основу абсолютной монархии в России, ничем не ограниченной власти императора. За период правления Петра I было принято более 3000 правовых актов, касавшихся изменений в государственном управлении, других важных сферах государства. Свои реформы Петр Великий закреплял законодательно для того, чтобы не было возврата к старому, чтобы россияне учились жить по закону, по-новому, по-европейски. Закон при этом монархе окончательно вытесняет бесчисленные обычаи и традиции, присущие княжеской Руси. Игнорирование, не исполнение закона стали рассматриваться как преступление. Кроме того, Петру I принадлежит авторствомногих регламентов, табелей, артикулов и других нормативных правовых актов, изданных в период реформ. Достаточно сказать, что Генеральный регламент, определявший права и обязанности должностных лиц, подвергался царскому редактированию двенадцать раз.

В-третьих, перестройка Петра I изменила многие сферы российской жизни. Благодаря его реформам Россия стала в один ряд с развитыми европейскими странами.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Каковы предпосылки реформ Петра I?

  2. С чего начал Петр I своё царствование?

  3. Почему первый Азовский поход потерпел неудачу?

  4. Как Петру I удалось взять Азовскую крепость?

  5. Почему Петр I начал Северную войну?

  6. С чего царь начал реформу государственного управления и почему?

  7. Для чего Петр I проводил военную, налоговую, церковную и другие

  8. реформы?

  9. Как Петр I боролся с коррупцией?

  10. В чем состоит историческое значение преобразований Петра I?

  11. Какие титулы были присвоены Петру I?

Глава 6. Российская империя в XVIII в.

6.1. Дворцовые перевороты.

Россия после Петра Великого. После смерти Петра I Россия вступает в длительную полосу дворцовых перево­ротов. Дворцовые перевороты были единст­венным способом разрешения противоречий, возникавших в политических элитах того времени.

К концу правления Петра I напря­женность отношений между са­модержавной властью, правящей верхушкой и господст­вующим сословием достигла кри­тической величины. Это было вызвано, с одной стороны, уменьшением льгот для дворянства, а с другой - усилением самодержавной власти, императорской формой правления, отличавшейся при Петре Великом резким давлением на дворянское сословие. Это привело к подрыву социальной опоры самодержавия, открытому недовольству элиты, что свидетельствовало об отсутствии единства внутри правящего лагеря.

Уже в канун смерти Петра I, 25-26 января 1725 г., среди высших чинов империи возник раскол. Одна груп­пировка (президент Юстиц-коллегии П. М. Апраксин, президент Коммерц-коллегии Д. М. Голицын, президент Военной коллегии Н. И. Репнин, сенатор В. Л. Долгору­кий, президент Штатс-контор-коллегии И. А. Мусин-Пушкин и канцлер Г. И. Головкин) выступила за возве­дение на престол внука Петра I — царевича Петра Алек­сеевича и установление системы регентства — правления жены Петра I Екатерины Алексеевны вместе с Сенатом. Другая группировка (светлейший князь А. Д. Меншиков, генерал-прокурор Сената П. И. Ягужинский, генерал И. И. Бутурлин, дипломат и руководитель Тайной канце­лярии П. А. Толстой, вице-президент Синода Ф. Прокопович и др.) отстаивала кандидатуру Екатерины как са­модержавной государыни.

Спор зашел далеко, однако напористость, умелая агитация и самое главное — опора в критический момент на гвардейские (Преображенский и Семеновский) полки обеспечили возведение на пре­стол после кончины Петра Великого 28 января 1725 г. Екатерины Алексеевны.

Императрица Екатерина I(1725-1727), дочь литов­ского крестьянина Марта Скавронская, в 1702 г. оказалась в числе пленников, взятых армией Петра в Мариенбурге. Брак с Петром I в 1712 г. вознес ее на вершину власти. Тем не менее ни по своему кругозору, ни по деловым ка­чествам она не подходила для роли преемницы Петра. Императрица, не­способная к самостоятельной деятельности, по существу, передала свои полномочия избранным са­новникам. Указом от 8 февраля 1726 г.был образован новый высший орган — Верховный тайный совет.В него вошли А. Д. Меншиков (в руках которого сконцентриро­валась реальная власть), Ф. М. Апраксин, Г. И. Головкин, Д. М. Голицын, А. И. Остерман и П. А. Толстой. Несмотря на представительный состав и обширную ком­петенцию, Совет не являлся органом, ограничивающим самодержавие, но был бюрокра­тическим учреждением, поставленным под контроль импе­ратрицы.

Отказ от петровских реформ. Политика Верховного тайного совета характеризова­лась отказом от широкой преобразовательной программы Петра I, признанной чересчур дорогостоящей для госу­дарства. Были пересмотрены отдельные принципы организации госуправления, изменена система налого­обложения, был проведен демонтаж учреждений петровского времени. Одни коллегии были уп­разднены, а другие объединены, ликвидировались магистраты. Вся судебная и административная власть в губерниях была передана губернаторам, а в про­винциях и уездах — воеводам. Принижена была и роль петровского Сената.

«Верховники» уменьшили размер подушной подати на 4 коп. и отозвали из провинций воинские команды, представлявшие собой при Петре параллельную местной администрации власть с широкими полицейскими функ­циями. Однако расчет на то, что губернские и уездные чиновники справятся со сбором податей и недоимок, оказался несостоятельным. Поэтому с 1728 г. возобнови­лась регулярная отправка в уезды воинских команд для взыскания с населения налоговых платежей.

Пётр II. В мае 1727 г.Екатерина I скончалась. Согласно ее завещанию преемником на престоле ста­новился одиннадцатилетний внук её императора — Петр II, а коллективным регентом до совершеннолетия юного го­сударя назначался Верховный тайный совет. Эта полити­ческая комбинация была продумана и блестяще осу­ществлена Меншиковым, который рассчитывал выдать свою дочь замуж за юного императора и таким образом окончательно утвердиться в качестве реального правите­ля при наследниках Петра Великого.

Пётр II правил недолго, всего три года с 1727 по 1730 г. Он не проявлял прилежания и склонностей ни к каким иным занятиям, кроме охоты, поэтому казалось, что он должен стать игрушкой в руках регента или опекуна.

Первое время после воцарения Петра II всё шло по воле Меншикова: ему удалось установить мелочную опе­ку над царем, добиться обручения с ним дочери Марии, а для себя - звания генералиссимуса. Однако уже летом 1727 г., когда из-за болезни Меншиков утратил прежнюю активность, произошел внезапный перелом: император почти демонстративно избегал общения с бывшим на­ставником и не скрывал перемены в фаворе — новыми любимцами стали отец и сын Долгорукие. В трудный мо­мент у Меншикова не оказалось ни друзей, ни заступни­ков, а заговор против него организовал его же собствен­ный выдвиженец, вице-канцлер А. И. Остерман. В сен­тябре 1727 г. Меншиков был арестован и сослан с семьей в сибирский поселок Березов, рядом с Полярным кругом. Несметные богатства семьи Меншикова были конфискованы, притом часть их была израсходована на подготовку коронации Петра II. После пережитого генералиссимус через два года скончался.

Падение генералиссимуса Меншикова привело к пе­регруппировке сил внутри Верховного тайного совета: в чис­ло его членов попали двое Долгоруких. Для упрочения своего влияния при дворе они решили повторить ход Меншикова - со­единить браком Петра II с Екатериной Алексеевной Долгорукой. Свадьба была назначена на 19 января, но в ночь перед торжеством Петр II скончался, прожив неполные пятнадцать лет.

«Кондиции» «верховников». На экстренном заседании Совета в день смерти Петра II инициативу взял в свои ру­ки князь Д. М. Голицын. Он выдвинул кандидатуру пле­мянницы Петра I - герцоги­ню Анну Ивановну. Замысел политической элиты состоял в том, чтобы новая претендентка на трон была в качестве царствующей, но не само­державной государыни. Этот выбор был продиктован да­леко идущими планами «верховников» - ограничить власть императрицы. После единодушного одобрения этого намерения к Анне в Митаву был отправлен В. Л. Долгорукий с текстом «Кондиций» - условий, на которых она должна была принять власть.

«Кондиции» содержали следующие требования: без согласия Верховно­го тайного совета не объявлять войны и не заключать ми­ра; не утверждать бюджета и не вводить новых податей; не производить в чины выше полковника; не жаловать нико­му вотчин; не назначать на придворные должности; не ли­шать представителей дворянства без суда жизни, чести и имущества. Условия политической элиты, по существу, вели к установлению олигархического правления — они также обязывали императрицу сохранить Верховный тай­ный совет в составе 8 человек и передать в его полное подчинение армию и гвардию.

Получив согласие Анны Ивановны, 2 февраля на рас­ширенном заседании совета с участием высших чинов государства «верховники» огласили проект государствен­ного устройства, однако он вызвал недоверие и даже про­тест у присутствующих. Тогда «верховники» разрешили дворянству принять участие в обсуждении предстоящей формы правления и высказать свои соображения. Семь встречных проектов, разработанных дворянскими круга­ми, показали, с одной стороны, непротивление самому замыслу ограничения самодержавия, а с другой — неприязнь к Верховному тайному совету, стремящемуся утвердиться во власти.

Одновременно бурную деятельность развили защитники абсолютистского строя, и в первую очередь Ф. Прокопович и А. И. Остерман, которые тайно пересылали Анне подроб­ные отчеты и советы. Их активные действия позволили Анне без труда овладеть обстановкой. Опираясь на поддержку гвардии и крепнущие ряды своих сторонников, 25 февра­ля в Кремлевском дворце она публично разор­вала текст кондиций и провозгласила себя самодержав­ной императрицей.

Правление Анны Ивановны (1730-1740). Анна, малообразованная и недалекая, предпочитавшая государствен­ным делам грубые забавы, вроде пальбы из окон дворца по птицам, и наслаждавшаяся потасовками шутов, переда­ла бразды правления своему ближайшему окружению.

Императрица и узкий круг ее приближенных контролировали все служебные переме­щения в гвардии, оказывали гвардейцам всяческие знаки внимания. В дополнение к старым гвардейским полкам (и отчасти в противовес им) были сформированы новые: Измайлов­ский и Конногвардейский.

В 1731 г. для расследования политических преступле­ний была учреждена Канцелярия тайных розыскных дел, приравненная к коллегии и выведенная из-под контроля Сената. При Анне Ивановне Канцелярия яви­лась орудием подавления не­довольных её правлением. Характерно, что значительная часть дел, рас­сматривавшихся в ней, с применением так называемого расспроса с пристрастием и пыток в застенке, приходи­лась на представителей высших сословий.

Кабинет министров.В 1731 г.«для лучшего и порядочнейшего отправле­ния всех государственных дел» был образован Кабинет министровиз трех персон: канцлера Г. И. Головкина, ви­це-канцлера А. И. Остермана и действительного тайного советника князя А. М. Черкасского. После смерти Голов­кина его место последовательно занимали П. И. Ягужинский, А. П. Волынский и А. П. Бестужев-Рюмин. Подмяв Сенат, Синод, коллегии, Кабинет всякий раз оставлял за собой последнее слово в делах государственной важности. С се­редины 30-х гг. три подписи кабинет-министров были признаны равноценными подписи императрицы. Заметную роль в принятии управленческих решений играл в то время фаворит императрицы обер-камергер Э. Бирон — мелкий курляндский дворянин, получивший от императ­рицы впоследствии титул герцога Курляндского. Его политика при царском дворе вошла в историю как «бироновщина».

Существенные послабления получили дворяне. В 1730 г. были отменены те пункты указа о единонаследии от 1714 г., которые устанавливали принцип наследования имения одним сыном и ограничивали тем самым право распоряжения земельной собственностью. В 1731 г. был учрежден Сухопутный шляхетский корпус кадетов, по окончании которого дворянские отпрыски получали воз­можность выходить на службу в офицерских чинах. С 1736 г. сроки военной службы дворян были со­кращены до 25 лет.

Однако дела в государстве шли так, что вызывали осуждение даже у лиц, находившихся вблизи престола. Так, ценимый императрицей фельдмаршал Б. X. Миних, президент Военной коллегии был вынужден признать, что «Кабинет и вообще весь образ правления при Анне Ивановне были несовершен­ны и даже вредны для государства». На протяжении всего десятилетия хронически росли недоимки. Временщики, как иностранцы, так и рус­ские, безнаказанно опустошали казну. Из-за постоянного дефицита бюджета правительство было вынуждено выплачивать гражданским чиновникам жалованье за не­которые годы сибирскими и китайскими товарами не­лучшего качества.

В то же время колоссальные суммы тратились на со­держание двора, где бесконечно устраивались пышные празднества. Недовольство охва­тывало все слои общества. Отражением этого явления стало дело Артемия Петровича Волынского.

Заговор. В составленном заговорщиками «Генераль­ном проекте о поправлении внутренних государственных дел» предлагалось очистить государственный аппарат от иноземцев и дать широкую дорогу представителям рос­сийского дворянства, восстановить руководящую роль Сената среди правительственных учреждений, усовер­шенствовать правовую систему в стране путем кодифика­ции законов, в целях распространения просвещения ос­новать университет и академии для духовенства. Во мно­гом предложения Волынского и его товарищей пред­восхищали собой реальную политику просвещенного абсолютизма и были прогрессивны для своего времени. Не исключено, что для осуществления своих замыслов Волынский предусматривал возможность возведения на престол дочери Петра I царевны Елизаветы. Однако все эти намерения были пресечены Бироном и Остерманом, не желавшими более мириться с ретивым кабинет-мини­стром. В 1740 г. Волынский был арестован и казнен. Жестоким наказаниям подверглись и другие чле­ны крамольного кружка.

Конец бироновщины. В октябре 1740 г. Анна Ивановна умерла. Согласно за­вещанию, императором был провозглашен внучатый племянник Анны, двухмесячный младенец Иван Антоно­вич, а регентом — Э. И. Бирон. Родители младенца бы­ли отстранены от власти. Высота, на которую вознесся Би­рон, предопределила и его падение. Властолюбивый курляндский герцог не устраивал уже не только русских, но и немцев. 8 ноября 1740 г.,опираясь на отряд из 80 гвардей­цев, фельдмаршал Б. X. Миних сверг Бирона. Правитель­ницей временно стала немка Анна Леопольдовна Брауншвейгская, мать провозглашенного дитя-императора. Сам фельдмаршал Миних вскоре был отправлен в отставку. Ведущая роль в пра­вительстве перешла к вице-канцлеру Остерману.

Авторитет правительственной власти, ставшей игруш­кой в руках политических авантюристов, по большей части иностранцев, падал все ниже. В этих условиях по­чти ностальгическими становились воспоминания о ве­ликом царе-преобразователе.

Елизавета Петровна (1741-1761). Надежды на возрождение славных традиций Петра I все больше связывались с име­нем его дочери Елизаветы Петровны. В ночь на 25 ноября 1741 г.гренадерская рота Преображенского полка во главе с ца­ревной вступила во дворец. Представители Брауншвейгской фамилии были арестованы. На престол вступила Елизавета. Дворцовый переворот 1741 г. носил антизападный характер, Елизавету поддержали главным образом низшие гвардейские чины.

Елизавета Петровна, смолоду страстно любившая на­ряды, танцы, маскарады, а в зрелые годы — тяжелоболь­ная и немощная, была не способна к систематическим занятиям и контролю за государственными делами. Тем не менее, ей не были чужды здравое понимание государ­ственных интересов и практическая сметка, проявляв­шаяся в умении отыскивать и приближать способных и знающих людей.

Новой власти сразу же пришлось столкнуться с тяжелыми про­блемами: расстроеные финансы, неразбериха в сфере законодательства и управления, мас­совые побеги крестьян. Правительство пыталось разрядить обстановку - указом от 1741 г. прощались все недоимки за 17 лет, размер подушной подати был временно снижен на 10 коп. В последующие годы правительство пыталось, также не поднимая ставки подушной подати, увеличить государственные доходы за счет повышения цен на соль и вино. Такой способ переориентации бюджетных пос­туплений с прямого обложения на косвенное, практико­вавшийся во многих европейских странах, способствовал развитию товарно-денежных отношений. В этих же целях правительством были предприняты и некоторые другие меры: уничтожение в 1754 г. внутренних таможен, вос­становление магистратов. В 1754-1762 гг. над составлением нового кодекса права работала специальная Уложенная комиссия. Важной стороной ее деятельности являлся пересмотр части законодательного материала под углом зрения интересов купечества, поощ­рения торгового и промышленного предпринимательства в стране.

У истоков большинства полезных начинаний елизаве­тинского царствования стоял видный государственный деятель П. И. Шувалов. Он стремился направить внима­ние правительственных кругов на нужды и потребности купечества. Однако фигура Шувалова, крупного земле­владельца, заводчика, откупщика и прожигателя жизни, вызывала порой неприязненное отношение даже во дворце, что, несомненно, осложняло положение Шува­лова-реформатора. Главным центром по подготовке основных законо­проектов, так же как и всех сколько-нибудь существен­ных мероприятий 1741-1761 гг., являлся Сенат, восста­новленный Елизаветой в том значении, которое он имел при Петре I.

Конференция при Елизавете Петровне. Вместе с тем Елизавета Петровна не отказа­лась от практики императорских советов. С 1741 г. периодически созывалось так называемое собрание минист­ров и генералитета из 11 человек. В 1756 г. был создан но­вый высший орган — Конференция при высочайшем дворе. Во главу угла ее работы были поставлены разработка и ре­ализация мер противодействия Пруссии, с которой Россия столкнулась в Семилетней войне. Деятельность Конфе­ренции в годы войны охватывала самые разнообразные сферы: руководство армией, финансы, кадровые вопросы, а также дела, превышавшие компетенцию Сената. Влия­ние Конференции обусловливалось и тем, что в нее во­шли ключевые фигуры государственного управления: руководители внешнеполитического ведомства М. И. Ворон­цов и А. П. Бестужев-Рюмин, генерал-прокурор Сената Н. Ю. Трубецкой, генерал-фельцейхмейстер (начальник артиллерии) П. И. Шувалов и руководитель Тайной кан­целярии А. И. Шувалов.

Внутриполитический курс под покровительством фаворитов Елизаветы А. Г. Разумов­ского и И. И. Шувалова характеризовался значительным расширением дворянских льгот, особенно в 50-е гг. XVIII в. В это вре­мя были учреждены дворянские заемные банки, предос­тавлявшие землевладельцам дешевый кредит для хозяй­ственных и прочих нужд. Дворянство получило моно­польное право на производство вина. Кроме того, генеральное межевание земель, проводимое центральной властью, обернулось значительным приростом дворянского землевладения. В общей сложности площадь дворянского землевладения в России увеличилась на 50 млн десятин. Наконец, в 1760 г. был издан указ, разрешавший помещикам ссы­лать крепостных в Сибирь за «дерзостные» поступки с последующим зачтением сосланного как сданного госу­дарству рекрута.

Первый в России университет. Но одновременно с продворянскими и прокрепостническими тенденциями в политике верховной власти проявлялись черты, свойственные просве­щенному абсолютизму. Наиболее ярким актом такого ро­да явилось основание в 1755 г. в Москве по проекту М. В. Ломоносова первого в России университета. Его куратором был назначен фаворит Елизаветы Петровны, просвещенный вельможа и меценат И. И. Шувалов.

Правление Петра III(25 декабря 1761 - 28 июня 1762 гг.). 25 декабря 1761 г. Елизавета Петровна умерла. Ее пре­емником стал племянник Петр Федорович, сын старшей сестры Анны Петровны и голштинского герцога Карла Фридриха, вступивший на российский престол под именем Петра III.

Петр Федорович, объявленный еще в конце 1741 г. наследником российского престола и воспитанный при дворе своей тетки, тем не менее был плохо подготовлен к новой роли. Поверхностное образование и слабое пред­ставление о России в сочетании с природной импульсив­ностью, особенной склонностью к военной муштре под­рывали позиции царя и мешали претворению его благих помыслов.

Короткое царствование Петра III было отмече­но активизацией всех форм правительственной деятель­ности. Менее чем за полгода был издан целый ряд ука­зов, отразивших назревшие потребности в изменении системы власти и расширении ее попечительских функ­ций. Среди них были: уничтожение Тайной канцелярии и прекращение преследования раскольников, упраздне­ние торговых монополий, стеснявших развитие предпри­нимательства, провозглашение свободы внешней торгов­ли, передача монастырских и церковных имений в веде­ние специальной Коллегии экономии.

Манифестом от 18 февраля 1762 г. дворянство было освобождено от обязательной государственной службы. Это событие вызвало массовое ликование дворян. Тем не менее этой меры оказалось недостаточно, чтобы обеспечить устойчивость власти. Позиции Петра III под­рывало его жесткое обращение с высшей имперской бю­рократией, связанное со стремлением восстановить расшатанную дисциплину в центральных органах государственного управления, а также попытки навести порядок в гвар­дии, которую он сравнивал с войском турецких янычар.

Импульсивное законотворчество и стремление лично вникать во все дела, далеко не всегда соответствовавшие практическим возможностям и способностям самого им­ператора, существенно осложняли его положение. Дан­ные недостатки могли бы быть уравновешены коллеги­альным высшим органом государственного управления. Однако такой орган — Императорский совет из 9 человек был создан только в конце правления Петра III, в мае 1762 г.,и был уже не в состоянии радикально изменить ситуацию. К тому времени за спиной императора сложи­лась враждебная политическая группировка, которая и свергла его с престола 28 июня 1762 г. Заговор возглавили супруга Петра IIIвеликая княгиня Екатерина Алексеевна, урожденная принцесса Ангальт-Цербстская, ее фаворит Г. Г. Орлов с братьями, фельдмаршал К. Г. Разу­мовский, Н. И. Панин, воспитатель малолетнего великого князя Павла, и около 40 гвардейских офицеров. 6 июля низложенный монарх был убит приспешниками своей супруги в Ропшинском замке. На российском троне появилась очередная императрица.

В период с 1725 по 1762 г. на Российском престоле сменилось 6 императоров и императриц. Интенсивность государственных преобразований в этот период замедляется. Политическая нестабильность, обусловленная частой сменой власти и составом политической элиты, не позволяла сконцентрироваться на решении проблем, стоявших перед Россией.

Государственное управление, экономика и финансы находились не в лучшем состоянии. Важнейшие государственные проблемы не решались годами. Роскошь императорского двора резко контрастировала с нищенским состоянием подавляющего большинства россиян. Характерный пример: на развитие образования в стране не выделялось и половины того, что официально расходовалось на содержание императорской конюшни.

Однако государственный механизм, запущенный первым императором Петром Великим, продолжал исправно работать. Он позволил руководить империей женщинам. Пять женщин, в том числе иностранного происхождения, правили Россией в ХVIII веке в течение 70 лет. Если бы не ярчайшая фигура Петра I, XVIII век можно было бы по праву назвать женским веком.

Заняв царский трон с помощью гвардейцев и фаворитов, женщины-правительницы России создали особенный институт высшей власти и управления – фаворитизм. Он заключался в возможности фаворита, то есть любимца высокопоставленного лица, в данном случае императрицы, решающим образом влиять на принятие государственных решений, проведение или свертывании государственных реформ. Это наложило определенный отпечаток на политическую систему государства. Современники отмечали бессистемное принятие решений, зачастую противоречивших друг другу, бездарность и леность чиновничьей бюрократии. Об этом подробно написано в работе князя М.М.Щербатова, которая называется «О повреждении нравов в России».

Любимец Анны Ивановны, конюх Бирон милостью императрицы становится графом, обер-камергером, а затем принимает непосредственное участие в управлении государством. Другая императрица, Елизавета Петровна осыпала почестями своего фаворита А.Г.Разумовского. Бывший придворный певчий стал владеть огромными поместьями со 100 тысячами крепостных душ. Не обладая военными и дипломатическими талантами, он с радостью принял графский титул и чин генерал-фельдмаршала, пожалованные императрицей. При этом Алексей Григорьевич государственными делами почти не занимался.

Шесть дворцовых переворотов, осуществленных в 1725-1762 гг., служили наглядным свидетельством воз­росших возможностей придворно-бюрократической оп­позиции и гвардии - ее ударной силы. Угроза дворцо­вых переворотов ставила верховную власть перед необхо­димостью наиболее полного учета сословных требований дворянства, а также заставляла искать пути решения го­сударственных проблем, которые не были бы отвергнуты его самыми активными группировками.

StudFiles.ru

22. Преобразования Петра I и их значение для русской империи.

В истории Петровских реформ исследователи выделяют два этапа: до и после 1715 г. На первом этапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, связанными с ведением Северной войны, проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики. Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти. На втором этапе, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее усиление аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий. В основном реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации. Целью реформ стало обретение Россией роли одной из ведущих мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада в военном и экономическом отношении. Главным инструментом проведения реформ было осознанно применяемое насилие.

Военная реформа

Основным содержанием военной реформы было создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота, комплектуемых на основе рекрутской повинности. Ранее существовавшие войска постепенно упразднялись, а их личный состав использовался для новых формирований. Армия и флот стали содержаться за счет государства. Для управления вооруженными силами взамен приказов учреждены Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия; введена должность главнокомандующего (на военное время). Была установлена единая система обучения в армии и на флоте, открыты военные учебные заведения (навигацкая, артиллерийская, инженерные школы). Для подготовки офицерских кадров служили Преображенский и Семеновский полки, а также ряд вновь открытых специальных школ и Морская академия. Организация вооруженных сил, основные вопросы обучения, способы ведения боевых действий были законодательно закреплены в Уставе воинском (1716), Книге-уставе морском (1720).В целом военные реформы Петра I содействовали развитию военного искусства, явились одним из факторов, обусловивших успехи русской армии и флота в Северной войне.

Реформы в экономике охватывали сельское хозяйство, крупное и мелкое производство, ремесло, торговлю и финансовую политику. Сельское хозяйство при Петре I развивалось медленно, в основном экстенсивным путем. В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма - поощрение развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Развитие промышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны и было особой заботой Петра. За первую четверть XVIII в. было создано 200 мануфактур. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. Рост промышленного производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации, широким применением принудительного труда на мануфактурах: использованием крепостных, купленных (посессионных) крестьян, а также труда государственного (черносошного) крестьянства, которое приписывалось к заводу как постоянный источник рабочей силы. В 1711 г. при мануфактурах были учреждены ремесленные школы. Указами 1722 г. в городах было введено цеховое устройство. Создание цехов свидетельствовало о покровительстве властей развитию ремесел и их регламентации. В области внутренней и внешней торговли большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, пенька, меха, сало, икра, хлеб и др.), что значительно пополняло казну. Всячески поощрялось создание купеческих “кумпанств” и расширение торговых связей с заграницей. Правительство Петра уделяло большое внимание развитию водных путей - главного в это время вида транспорта. Велось активное строительство каналов: Волго-Донского, Вышневолоцкого, Ладожского, были начаты работы по сооружению канала Москва - Волга.

Финансовая политика государства в годы правления Петра I характеризовалась небывалым налоговым гнетом. Рост государственного бюджета, необходимый для ведения войны, активной внутренней и внешней политики, достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Специальными “прибыльщиками” во главе с А.Курбатовым выискивались все новые источники доходов: вводились банная, рыбная, медовая, конская и др. подати, вплоть до налога на бороды. Всего косвенных сборов к 1724 г. насчитывалось до 40 видов. Наряду с указанными поборами вводились и прямые налоги: рекрутские, драгунские, корабельные и особые “сборы”. Немалые доходы приносили чеканка монеты меньшего веса и понижение содержания в ней серебра. Поиски новых источников доходов вели к коренной реформе всей налоговой системы - введению подушной подати, заменившей подворное обложение. В результате таковой, во-первых, практически удвоилась сумма налоговых поступлений с крестьян. Во-вторых, податная реформа стала важным этапом крепостного права в России, распространила его и на те слои населения, которые ранее были свободными (“гулящие люди”), либо могли обрести свободу после смерти господина (кабальные холопы). В-третьих, вводилась паспортная система. Каждый крестьянин, уходивший на заработки дальше 30 верст от места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения.

Реорганизация государственного управления.

Укрепление абсолютной монархии потребовало коренной перестройки и предельной централизации всей системы государственного управления, его высших, центральных и местных органов. Во главе государства стоял царь. В 1721 г. Петра провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей ее с 1701 г. Консилии (Совета) министров был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Руководство работой сенаторов было в 1722 г. поручено генерал-прокурору, которого Петр I называл “оком государевым”. В 1718 - 1721 г. была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции часто совпадали и не имели четких границ, было учреждено 11 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления. Коллегия иностранных дел - внешними сношениями, Военная - сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская - флотом, Камер-коллегия - сбором доходов, Штатс-коллегия - расходами государства, Вотчинная - дворянским землевладением, Мануфактур-коллегия - промышленностью, кроме металлургической, которой ведала Берг-коллегия. Фактически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавший русскими городами. Кроме того, действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия. Наряду с укреплением центрального аппарата управления еще раньше началась реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации в 1708 - 1715 г. была введена губернская система управления. Первоначально страна была разделена на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию и поэтому делилась на провинции. Их было 50 (во главе стоял воевода). Провинции, в свою очередь, делились на уезды. Таким образом, сложилась единая для всей страны централизованная административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. Значительно выросло число чиновников. Выросли и расходы на содержание управленческого аппарата. Генеральный регламент 1720 г. ввел единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате.

Церковь и ликвидация патриаршества.

После смерти в 1700 г. патриарха Адриана Петр I решил не назначать нового патриарха. Временно во главе духовенства был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский, при этом не облеченный патриаршими полномочиями. В 1721 г. Петр утвердил “Духовный регламент”, разработанный его сторонником псковским епископом Феофаном Прокоповичем. Согласно новому закону была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная вскоре для придания большего авторитета в Святейший правительствующий Синод. В его ведении находились чисто церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, заведование учебными заведениями и смещение церковных должностных лиц и т.д. Синод имел также функции духовного суда. Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду. Таким образом, это означало подчинение церкви государству.

Социальная политика.

В 1714 г. был издан “Указ о единонаследии”, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами. Указ о единонаследии предписывал передавать вотчины и поместья одному из сыновей. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в органах государственной власти. В 1722 г. последовало издание “Табели о рангах”, разделившей военную, гражданскую и придворную службы. Все должности (и гражданские и военные) подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя все предыдущие. Чиновник, достигший восьмого класса (коллежский асессор), или офицер получали потомственное дворянство (до середины XIX в.). Остальное население, исключая дворянство и духовенство, обязано было платить налог государству.

При Петре I сложилась новая структура общества, в которой четко прослеживается принцип регулирования государственным законодательством. Реформы в области образования и культуры. Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противостоявшая религиозным ценностям. Богословские предметы в школе уступали место естественнонаучным и техническим: математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу. Первыми появились Навигацкая и Артиллерийская школы (1701), Инженерная школа (1712), Медицинское училище (1707). Для упрощения процесса обучения сложный церковнославянский шрифт был заменен на гражданский. Получило развитие издательское дело, созданы типографии в Москве, Петербурге и других городах. Заложены основы развития русской науки. В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук. Развернулась большая работа по изучению истории, географии и природных богатств России. Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. Кунсткамера - первый отечественный естественноисторический музей. С 1 января 1700 г. в России было введено новое летоисчисление по юлианскому календарю. В результате реформы календаря Россия стала жить в одном времени с Европой. Происходила коренная ломка всех традиционных представлений о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел бродобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге “Юности честное зерцало”. В 1718 г. появился Указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч. Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов вводились зачастую насильственными методами и носили ярко выраженный политический характер. Главным в этих реформах было соблюдение интересов государства.

Значение реформ: 1. Реформы Петра I ознаменовали оформление абсолютной монархии, в отличие от классической западной, не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием, а на крепостническо-дворянской основе.

2. Созданное Петром I новое государство не только существенно повысило эффективность госуправления, но и послужило главным рычагом модернизации страны. 3. Опираясь на некоторые тенденции, наметившиеся в XVII в. в России, Петр I не только развил их, но и за минимальный исторический промежуток времени вывел ее на качественно более высокий уровень, превратив Россию в могущественную державу.

Платой за эти радикальные изменения явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый, податный нажим на население. Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Различные социальные выступления - бунт стрельцов в Астрахани (1705 -1706), восстание казачества на Дону под руководством Кондратия Булавина (1707 - 1708), на Украине и в Поволжье - были направлены не столько против преобразований, сколько против методов и средств их осуществления.

StudFiles.ru

Историческое значение реформ Петра 1. Ребят,2-3-предложения всего нужно)

Елена ануфриева

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

В заключение можно привести слова современника Петра - Нартова:

"... и хотя нет более Петра Великого с нами, однако дух его в душах наших живет, и мы, имевшие счастие находиться при сем монархе, умрем верными ему и горячую любовь нашу к земному богу погребем вместе с собой. Мы без страха возглашаем об отце нашем для того, что благородному бесстрашию и правде учились от него".

Читайте также