Дайте определение понятию управление

Что такое «управление»?

Логика изложения какого-либо предмета требует, чтобы первоначально были определены все основные понятия. Поэтому вначале мы должны определиться с тем, что мы будем понимать под «управлением».

Оказывается, что в отечественной науке никогда не было, да и сейчас нет единого понимания этого термина. В различных монографиях, учебниках, учебных пособиях по управлению, менеджменту, теории организации вы можете без труда обнаружить совершенно различные определения того, что авторы понимают под «управлением».

Например, в учебнике для бакалавров «Основы управления» приводится следующее определение понятия «управление». «Слово управление произошло от старорусского «управа», то есть способность что-то или кого-то себе подчинять, контролировать. Управление в широком смысле слова – функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, осуществления текущей деятельности, реализацию программных целей, преобразование в новое желательное состояние, решение возникающих проблем.»[2]

Управление - элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.[3]

Управление – функция организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают У. в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах. Наиболее общими функциями У. считаются: поддержание и оптимизация системных характеристик, сознательное воздействие на внутренние и внешние (по отношению к системе) процессы, создание разнообразия, целеполагание, регулирование, учет.[4]

Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации[5].

Можно привести еще десятки определений понятия «управление», но пока достаточно остановиться на приведенных выше.

Первое определение, как легко видеть, фактически повторяет определение управления, которое фигурировало еще в Большой Советской энциклопедии. Поэтому отнесемся только ко второму определению. Здесь, во-первых, есть сразу вопрос: управление – это элемент или функция? Поскольку понятно, что элемент и функция - разные вещи. Поэтому при заимствовании из этого определения слово «элемент» попросту убрали. Управление, согласно этому определению, присуще системам любой природы. Но по отношению к биологическим и техническим системам бессмысленно говорить о «режиме деятельности, программе и цели деятельности», поскольку деятельность могут осуществлять только социальные субъекты. Кроме этого, в понимании автора определения управление обеспечивает сохранение определенной структуры. Но это совсем не обязательно для управления. Более того, управление часто предполагает изменение структуры, причем, иногда весьма существенные.

Третье и четвертое из приведенных выше определений являются функциональными, то есть в них управление сводят к некоторым функциям. Но, как Вы легко могли заметить, авторы выделяют совершенно различные функции управления.

Отметим, что проблема выявления существенных признаков управления, на основании которых можно задать содержание понятия и определить его объем, особенно актуальна для отечественных исследователей. Дело в том, что только в русскоязычной литературе существует такой интегративный термин как "управление". В зарубежной литературе принято говорить отдельно о государственном управлении как политическом управлении (government), о государственном управлении как администрировании (administration), об управлении в сфере бизнеса (management) и об управлении техническими объектами (control). В этом смысле, управление как единый феномен в зарубежных исследованиях отсутствует. Там исследуются четыре различных феномена.

Поэтому, когда в отдельных отечественных учебниках утверждают, то управление это менеджмент, то они заведомо совершают логическую ошибку подмены общего частным. То есть, такое «узкое» понимание управления приведет к тому, что многое останется вне поля зрения исследователей.

Подобное несоответствие русского понятия «управление» и его англоязычных аналогов создает дополнительные трудности при выявлении сущности управления из-за неадекватного использования отечественными авторами материалов исследований зарубежных ученых. При переводе на русский язык для всех четырех указанных выше англоязычных терминов часто используется один эквивалент - управление. Такие "неточности" при переводе не только искажали смысл и выводы оригинальных работ, но иногда заменяли их прямо противоположными.

К сожалению, такие факты отнюдь не новы и не единичны в истории отечественной науки. Здесь можно вспомнить, хотя бы, ситуацию с первым отечественным переводом книги Ч. Дарвина о "естественном отборе" (natural selection). Поскольку до этого времени термин "selection" соответствовал в русском языке понятию "селекция", означающему искусственное выведение новых сортов растений и пород животных, то дарвиновское понятие «natural selection» перевели на русский язык как "естественный подбор". Подобное искажение привело к специфическому и оригинальному пониманию многими русскими учеными и философами сущности эволюционной дарвиновской теории естественного отбора. Подобные недоразумения были исправлены только после повторного перевода трудов Ч. Дарвина К.А. Тимирязевым.

Мы привели здесь этот эпизод не случайно. Во многом аналогичная ситуация сложилась после выхода в русском переводе книги Н. Винера "Кибернетика (или управление и связь животном и машине)"[6], которая в оригинале имела название "Cybernetics or Control and Communication in the animal and the machine"[7]. Использование в оригинальном названии слова "control" подчеркивало, что один из "отцов" кибернетики Н. Винер отнюдь не искал и не отстаивал некоторое подобие человека и машины (такую аналогию проводили в прошлом, к примеру, Декарт и Ламетри), а рассматривал живые организмы и машины только с позиций общих черт функционирования (поведения), выделяемых на абстрактном уровне исследования. Только в этом смысле можно говорить о кибернетике как об общей теории управления. Феномен "control" во многом одинаково проявляется в живом организме и машине. "Когда я сравниваю живой организм с машиной, я ни на минуту не допускаю, что специфические физические, химические и духовные процессы жизни в нашем обычном представлении о ней одинаковы с процессами в имитирующих жизнь машинах. Я просто считаю, что как те, так и другие могут служить примером местных антиэнтропических процессов, способных, по-видимому, также выражаться и многими другими способами..."[8].

Публикация книги Н. Винера вызвала бурный резонанс как за рубежом, так и у нас в стране и послужила отправной точкой для начала дискуссии о сущности управления. В 1963 г. на русском языке выходят две книги, посвященные философским проблемам кибернетики - И.Б. Новика[9] и Г. Клауса[10]. В книге И.Б. Новика основное внимание уделяется философским вопросам теории информации, поскольку спецификой процессов управления, которыми занимается кибернетика, является то, что существенную роль в них играет информация. В книге немецкого логика Г.Клауса содержится философский анализ основных методологических принципов кибернетики: принципа математического описания поведения системы, принципа "черного ящика", принципа моделирования, принципа обратной связи. В этих первых философских работах, вышедших на русском языке и затрагивающих проблемы кибернетики, прямо вопрос о сущности управления и о его природе не поднимается, хотя косвенным образом все-таки затрагивается.

Так, например, в работе Г. Клауса мимоходом отмечается, что "у Винера для регулирования и управления в оригинале используется слово control"[11]. Подобное замечание не соответствует действительности. И Н. Винер, и его друг и соратник У.Р. Эшби различали понятия «регулирование» и «управление», используя для них соответственно слова "regulation" и "control". В своей работе[12] У.Р.Эшби посвятил целую главу "Regulation and Control" вопросам регулирования и управления. Более того, в своей работе Г. Клаус упоминает о двух типах систем, рассматриваемых Н. Винером - управляемой и регулируемой. "Если обратное воздействие S3 на S1 не имеет места, то мы имеем управляемую систему, а именно система S1 управляет системой S2, результатом же этого управления является S3 . Но если результат S3 ...обратно воздействует на S1, то мы имеем регулируемую систему, т.к. вся эта система в силу обратного воздействия приходит в одно определенное состояние"[13].

Таким образом, уже в этих первых работах, хотя и косвенно, затрагивалась проблема сущности управления путем соотнесения понятий "управление" и "регулирование". К сожалению, автор не анализирует это соотношение, а просто констатирует наличие его в работе Винера. Подчеркнем, что Н. Винер различал регулирование и управление на основании наличия или отсутствия обратной связи. Наличие последней неизбежно приводило систему в состояние равновесия. Отсутствие обратной связи не гарантировало такой результат. В этом смысле управление у Н. Винера отнюдь не отрицает развития, как это пытаются показать некоторые его критики.

Позднее в отечественной философской литературе был поднят вопрос о том, что понятие "управление" изучено слабо, и это сдерживает дальнейшие исследования всего понятийного аппарата кибернетики[14]. Кроме этого, было отмечено, что даже в тех науках, где понятие "управление" употреблялось задолго до кибернетики, - в теории права, в военной науке и др., - его роль и значение резко изменились. "В том-то и состоит трудность, что это понятие казалось "прозрачным" и "элементарным" только до возникновения кибернетики"[15].

Одним из центральных вопросов при решении проблемы сущности управления является вопрос о его природе. Здесь усматриваются две устойчивые тенденции. Сторонники одной из них утверждают, что управление имеет исключительно социальную природу, свойственно только общественным процессам и нигде больше не встречается. "Управление как объективно существующий процесс возникает лишь в стадии социального самодвижения материи, т.е. с появлением человека и общества. В биологических системах явления регулирования деятельности отдельного организма или их групп имеют в своей основе инстинктивное стремление к приспособлению к окружающей среде, выживание в данной ситуации, продолжение рода. Поэтому аналогии этих функций с управлением в человеческом обществе, допускаемые отдельными учеными, на наш взгляд, неправомерны"[16]. Сторонники другой тенденции, которая получила распространение в отечественной науке с конца 40-х годов ХХ века - после работ Н. Винера, А. Розенблюта, У.Р. Эшби, - связана с тем, что "управление свойственно не только социальному, но и биологическому уровням развития материи. ...Н. Винер и А. Розенблют теоретически и экспериментально показали наличие процессов управления в технических системах, а также у животных"[17].

Действительно, процессы регуляции и саморегуляции индивидуального и группового поведения (а отнюдь не деятельности) живых организмов в основе своей имеют совершенно иные "цели" и механизмы, нежели процессы управления в человеческом обществе. Процессы регуляции и саморегуляции в живой природе имеют естественный характер и используют механизм естественного отбора, который отвечает за то, чтобы выживали наиболее приспособленные. Механизм естественного отбора имеет принципиально эволюционную природу, поскольку он имеет смысл при избирательном размножении особей в ряду поколений. Вследствие этого он действует совместно с другими эволюционными механизмами, в частности - с наследственностью, которая является своеобразной "памятью" и определяет влияние прошлого на настоящее и будущее. Кроме этого, механизм естественного отбора работает лишь в тех случаях, когда изменения достаточно малы, т.е. в случае, если речь идет об отборе мелких признаков.

Управление в человеческом обществе связано не только (и даже, не столько) с эволюционными процессами, где наследственность (традиции, обычаи, привычки) играет доминирующую роль по отношению к изменчивости, но и с процессами революционными, когда происходит ломка старых механизмов наследования и доминантное значение получает изменчивость (инновации), затрагивающая не мелкие, а большинство жизненно важных признаков. В эти моменты "память", определяющая детерминацию настоящего и будущего прошлым, теряет свое значение, и механизм естественного отбора не срабатывает, - он для этого не приспособлен. В эти моменты необходимы, следовательно, другие регулятивные механизмы, отличные от естественного отбора, т.е. механизмы "искусственного" отбора, которые в живой природе отсутствуют.

Приверженцы точки зрения, отрицающей исключительно социальную природу управления, обычно апеллируют к работам Н. Винера, А. Розенблюта и У.Р. Эшби. Вообще говоря, подобная апелляция не совсем правомерна, поскольку указанные авторы исследовали не управление (как считают отдельные отечественные исследователи управления, не знакомые, по всей видимости, с работами Н. Винера, А. Розенблюта и У.Р. Эшби на языке оригинала), а только такой феномен как "control". Видимо, неадекватность перевода и новизна проблемы послужили причиной ряда искажений и недоразумений в понимании объекта и предмета кибернетики, ее целей и задач отечественными исследователями. В вышедшей через год после опубликования "Cybernetics..." книге[18] Н. Винер вынужден был обратить на это внимание и уточнить свое определение кибернетики и управления. "Кибернетика - это учение об управляющих устройствах, о передаче и переработке в них информации"[19]. Как видно, Винер подчеркивает техническую сущность разрабатываемой им науки, сужая предмет исследования. "Когда я давал определение кибернетики в первой своей книге, я отождествлял понятия "коммуникация" (communication - в оригинале) и "управление" (control - в оригинале). ...Управлять возможно, только используя коммуникацию... Таким образом, теория управления в человеческой, животной или механической технике является частью теории информации"[20].

Декларируя первичность коммуникативных процессов по отношению к процессам управления и рассматривая, поэтому, техническую составляющую теории управления как часть теории информации, Н. Винер подчеркивает, что в рамках кибернетики понятия "управление" и "коммуникация" тождественны. Таким образом, Н. Винер и другие утверждали, что только феномен "control" присущ и живому организму и машине, и с этой точки зрения правомерно говорить о "человеческой или животной технике".

Сведение понятия "управление" к понятию "control" означает расширение объема этого понятия и обеднение его содержания.

Судя по публикациям в отечественной научной литературе, картина представлений о сущности управления является весьма пестрой. Тем не менее, все разнообразие существующих представлений о сущности управления можно разбить на следующие группы: "целесообразная сознательная деятельность"[21], "целенаправленное воздействие"[22], "организация целенаправленных воздействий"[23], "упорядочение"[24], "регулирование"[25], "оптимизация"[26].

Определив в качестве сущности управления "целесообразную, сознательную деятельность", мы настолько расширим понятие управления, отождествив его, по сути дела, с понятием деятельности, сделаем его в плане содержания столь разнородным, что выделение качественной специфики управления будет не возможно.

Рассматривая в качестве сущности управления "целенаправленное воздействие", мы практически сводим управление до уровня отдельных действий, оставляя вне сферы управления то, что предшествует действию или является следствием его результата.

Попытки определения сущности управления путем введения термина "организация" требуют уточнения самого термина "организация", поскольку очень часто последнее отождествляется с понятием "управление".

Подобные проблемы возникают и при определении сущности управления через "упорядочение". Если понимать последнее как установление отношения порядка, то в этом плане "упорядочение" становится тождественным термину "организация", что характерно для работ И. Пригожина и И. Стенгерс. Но для них организация и управление суть различные феномены. Порядок (организация) может спонтанно возникать из хаоса в результате самоорганизации в неравновесных необратимых процессах, которые относятся к "естественным процессам внутри системы"[27]. Управление же у них связано с контролем и с противодействием естественному порядку. "...Необратимость "отрицательна": она проявляется в форме неуправляемых изменений, происходящих в тех случаях, когда система выходит из-под контроля. Наоборот, необратимые процессы можно рассматривать как последние остатки самопроизвольной внутренней активности, проявляемой природой, когда человек...пытается обуздать ее"[28].

Рассмотрение в качестве сущности управления регулирования критикуется, например, в работах[29]. Основное содержание их критики сводится к тому, что при таком подходе "размывается" качественная определенность понятия управления, которое в сущности становится тождественным понятию регулирования. При этом никак не разводятся естественные регулятивы и искусственные. Тем не менее, они различны не только по своей природе, но и по механизмам образования. Естественные регулятивы контролируют непосредственные и ответные реакции на существующие объективные условия. Искусственные регулятивы далеко не всегда имеют достаточную степень объективности, в них весьма существенным бывает влияние субъективного. Более того, искусственные регулятивы могут быть превентивной мерой для еще не существующих, но имеющих возможность осуществления, условий. В этом смысле, если реальное является единственным источником и первопричиной естественных регулятивов, то для искусственных регулятивов существенное значение играет идеальное. "Управление должно изучаться совместно с регулятивными механизмами иной природы, действующими в обществе"[30].

Выделив в качестве сущности управления "оптимизацию", мы сильно сузим понятие управления. Такой подход к сущности управления был исторически обусловлен периодом 40 - 50-х годов ХХ века, когда парадигму оптимизации, успешно зарекомендовавшую себя в технике, попытались принять и в биологии, и в социальных науках. "Модели оптимизации игнорируют возможность радикальных преобразований (т.е. преобразований, меняющих саму постановку проблемы и тем самым характер решения, которое требуется найти), и инерциальные связи, которые в конечном счете могут вынудить систему перейти в режим функционирования, ведущий к ее гибели"[31]. Помимо этого, оптимальное решение очень "хрупкое": незначительное изменение критериев или ограничений может привести к значительному изменению решения. Поскольку любые социальные процессы относятся к процессам с "неполной информацией", то искать оптимальное решение в этом случае бессмысленно. Достаточно найти приемлемое решение, причем в условиях нестабильности необходимым требованием к такому решению должна быть его адаптивность.

Рассмотренные представления о сущности управления либо нецелесообразно расширяют содержание понятия управление, в результате чего оно теряет свою качественную определенность и становится аморфным, либо сужают содержание, что приводит к применимости этого понятия в весьма малой области, меняя статус понятия "управление", переводя его из категории общего в категорию особенного.

Не отрицая регулятивной сущности управления, считаем необходимым провести принципиальное различие между естественными и искусственными, целерациональными регулятивами, поскольку и причины, и цели, и функции, и механизмы их принципиально различны.

Основываясь на этом, будем рассматривать в качестве сущности управления целерациональное регулирование. Подобный подход позволяет сохранить качественную определенность понятия «управление» (в частности, нет необходимости вводить весьма специфический тип управления, который ряд авторов склонен определять как "стихийное", весьма слабо связанный с другим типом - "научное управление") и вместе с тем оставляет его достаточно общим.

С позиций этого подхода будут устанавливаться границы управляемости, определяться место управления в системе деятельности, выясняться функции управления, пониматься специфика и взаимосвязь субъекта и объекта управления, исследоваться их различные модели.

studopedia.ru

Дайте определение понятию «управление качеством»

Управление качеством продукции – скоординированная деятельность, которая состоит в направлении и контролировании организации в отношениях качества.

Организация - совокупность людей и средств производства с распределением между людьми ответственности, полномочий и установлением взаимоотношений (например, предприятие, школа, корпорация, кооператив, фермерское хозяйство).

Политика в сфере качества - общие намерения и направленность организации, связанные с качеством, официально сформулированные наивысшим руководством, которое направляет и контролирует деятельность организации на наивысшем уровне.

Составляющие управления качеством – планирование, контроль, обеспечение, улучшение:

Улучшение качества – увеличение способности выполнить требования к качеству.Обеспечение качества - создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.Контроль качества – проверка выполнения требований к качеству.Планирование качества – установление целей в сфере качества и определение операционных процессов и соответствующих ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Цели в сфере качества – то чего желают, к чему стремятся в сфере качества.

Планирование качества – установление целей в сфере качества, определение производственных и управленческих процессов, а также соответствующих ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Контроль качества – составляющая деятельности в сфере качества, связанная с сосредоточением внимания на выполнении требований к качеству.

Соответствие – выполнение требований к качеству продукции.

Несоответствие – невыполнение требований к качеству продукции.

Система качества – система, которая направляет и контролирует деятельность организации в отношении качества.

Проект - документ, в котором расписан единый процесс, составляющий скоординированные и контролируемые виды деятельности (с датами их начала и окончания). Проект осуществляется для достижения цели, которая соответствует конкретным требованиям и содержит ограничения в отношении сроков, стоимости и ресурсов.

Методика – установленный способ деятельности или осуществления процесса.

Руководство (наставление) по качеству – общий документ, который регламентирует систему управления качеством.

Протокол – документ, в который зафиксированы полученные результаты или доказательства выполненных работ.

Корректирующее действие – действие по устранению причины выявленного несоответствия или другой нежелательной ситуации.

Круг качества – концептуальная модель взаимосвязанных видов деятельности, которые влияют на качество на различных стадиях жизненного цикла продукции.

Управление качеством продукции должно обеспечивать предупреждение различного рода дефектов и несоответствий.

С самого начала жизненного цикла продукции на это направлена функция маркетинга, реализация которой позволяет изначально верно решить проблему определения производства того, что нужно потребителю. Это самый важный этап жизненного цикла любой продукции. Ошибки на этом этапе могут повлиять на всю производственную цепочку. «Правило десятикратных затрат», которое существует в управлении качеством, гласит, что затраты связанные с ошибками возрастают десятикратно при переходе от стадии маркетинга к проектированию, от проектирования, к производству, от производства к стадии эксплуатации. Далее на стадии проектирования и разработки продукции на основе расчетов, конструирования, моделирования, испытаний подтверждается, что разрабатываемый проект соответствует требованиям потребителей. В процессе подготовки производства важно убедиться в том, что производственные процессы качественно спланированы, технология и оборудование позволяют обеспечить требуемые качественные показатели изготовляемой продукции и т.д.

Качество продукции, таким образом, закладывается с самой первой стадии жизненного цикла продукции и контролируется на каждой из последующих стадий.

Качество начинается с предупреждения ошибок. При этом в качестве нет мелочей – все стадии необходимы и важны. (рис.1).

Рис.1. Круг качества или стадии жизненного цикла продукции

studopedia.ru

1. Понятие управления

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………

1. Понятие управления……………………………………. ……….4-5стр

2. Управление как система………………………………………….5-13стр

3. Модель управления……………………………………………….13-16стр

4. Основные функции управления…………………………………16-19стр

Заключение……………………………………………………………..…….....

Библиографический список…………………………………………………....

Введение

Управление — это социальный феномен, характерный абсолютно для всех сфер человеческой жиз­недеятельности, будь то семья, дружеский коллектив, раз­личные общественные объединения и т. д. Каждый чело­век в своей жизни в различных ситуациях применяет те или - иные способы воздействия на поведение человека с целью изменить поведение другой личности в нужном для себя направлении.  Однако неправильно выбранные методы могут привести к необратимым последствиям, поскольку человек не машина, и «поломки» в душе человека, вызванные неумелым управлением со сто­роны «пользователя», выражаясь на машинном языке, могут навсегда нарушить характер и структуру межлич­ностных, профессиональных, отношенийПонятие «управление» очень многогранно, поэтому оно используется в ряде научных дисциплин, каждая из кото­рых трактует его в контексте специфики предмета иссле­дования и разрабатываемых ими концепций. Согласно од­ному из определений, которое дает В.И. Кнорринг, управ­ление представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект для обес­печения его функционирования и эффективного развития, а система управления — механизм, который обеспечивает этот процесс.Управление как система включает в себя управляющую и управляемую подсистемы, называемые соответственно, субъектом и объектом управления. В современной социо­логической литературе за термином «управление» утвер­дилось следующее определение: это «основанное на досто­верном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой мо­жет выступать общество в целом, на отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, уч­реждения и т. п.) с тем чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и раз­витие, достижение заданной цели».Не менее важна роль психологического знания в управленческой дея­тельности. Ведь, эффективность управления зависит не только от профессиональной ком­петентности руководителя, но и от его психологической подготовки в области управления — психологической куль­туры управления. Речь идет о том, что психологическое содержание управленческой деятельности является едва ли не самой главной составляющей структуры социально­го управления, поскольку только знание психологических особенностей людей, их поведения и взаимодействия, ха­рактера и темперамента, их проявления в трудовой и по­вседневной деятельности, способов воздействия на поведе­ние человека и других психологических особенностей лю­дей могут обеспечить руководителю тот уровень и характер работы трудового коллектива, который его (руководи­теля) устраивает.

Управление является важным ресурсом общества. По мнению Питера Дракера, исторические успехи человече­ства на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления.Вопросы, связанные с управлением, интересовали лю­дей на всех исторических этапах существования человече­ства с самого зарождения общественной организации, вол­нуют людей на современном этапе и будут волновать на протяжении всего развития человеческой цивилизации не­зависимо от того, о каком уровне управления идет речь, поскольку что может быть интереснее и полезнее, чем эф­фективное воздействие на поведение человека, группы, народа. В настоящий момент нет недостатка в управлен­ческой литературе и каждый управленец, руководитель в целях обеспечения эффективности управления вооружает­ся положениями, разработанными в рамках управленче­ских отраслей знания на основе теории управления.

Теория управления — это отрасль научного знания, изучающая процессы управления в социальных и социально-экономических системах, систему принципов, мето­дов и технологий управления, содержание, форму и эволюцию управленческих отношений, эффективность при­нятия управленческих решений и управления вообще.В социологической и управленческой литературе сло­жились различные подходы к управлению.

Управление как наука представляет собой систему зна­ний в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и школ управления.

Управление как искусство — это способность умело и эффективно применять на практике теоретические основы управления, разработанные в рамках научного знания.

Управление как функция может рассматриваться как целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей, осуществляемое с целью направить их действия на достижение желаемых целей.

Управление как процесс — это совокупность управ­ленческих действий, направленных на достижение постав­ленных целей.

Управление как аппарат — совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения определен­ных целей.

В наиболее общем виде управление представляет собой воздействие субъекта управления на его объект. Обозна­ченные элементы являются подсистемами единой системы управления. Г. В. Атаманчук, в зависимости от субъекта управляющего воздействия, выделил следующие типы управления: государственное управление (субъект управ­ления — государство), общественное управления (субъект управления — общество и его структуры), менеджмент (субъект управления — предприниматель, собственник).

2. Управление как система

Вместе с изменением и развитием социально-экономи­ческой и духовной структуры общества изменяется и со­вершенствуется управление, а вместе с ним и управлен­ческие отношения. Поэтому не может быть единой, универсальной для всех типов общественно-исторического раз­вития системы управления, управленческих отношений.В связи с реформой российской политической системы, преобразованиями в социально-экономической сфере чрез­вычайно актуальными становятся вопросы, связанные с поиском новых подходов к проблеме управления. Речь идёт не столько о модернизации, сколько о структурной пере­стройке всей системы управления. Осознание человеческо­го фактора в функционировании управленческих струк­тур привело к тому, что в центре внимания ученых, ана­литиков, политиков, руководителей различного уровня оказались проблемы поиска научных и прикладных мето­дов исследования и анализа системы управления, поскольку накопленный прежде научно-практический опыт в совре­менных условиях часто не дает желаемого результата.

Система управления представляет очень сложный объект, который включает в себя: управленческие взгляды, идеи, теории; социальные технологии; организационные формы выражения, функционирования и развития управленчес­ких отношений — совокупность организаций, учреждений данного общества, а также характеризуется такими важ­ными свойствами, как: уникальность, слабопредсказуемость, целенаправленность, способность к самообучению и адаптации. По своим свойствам системы управления мо­гут быть отнесены к различным классам: социальным, от­крытым, самоорганизующимся, адаптирующимся, много­уровневым, иерархическим, активным, полиструктурным, многоцелевым, динамическим.

В современной науке и практике управление, чаще все­го, рассматривается как система. Применение системного подхода в исследовании управления дает возможность все­стороннего анализа данного объекта. Современная наука рассматривает системный подход как «особую методоло­гическую (в широком смысле) установку, регулирующую направление тех или иных философских и специально на­учных исследований, выбор соответствующих объектов, а также теоретических и экспериментальных средств для их изучения». Системный подход нашел свое применение в различных научных областях знания при исследовании политических, философских, социологических и других проблем, рассматривающих системные объекты высокой сложности, а также управление ими.

Система может рассматриваться как «объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и дру­гим частям занимают соответствующие им места». Мож­но сказать проще, что «система — это набор взаимосвя­занных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое». Лю­бая система обладает важными системными принципами, среди которых особое значение для их исследования и изу­чения имеет принцип структурности, дающий возможность описания системы через установление ее структуры. Об­щество отвечает всем признакам системы и представляет собой сложноорганизованную систему высшего типа, су­персистему, или социетальную систему, включающую в себя все виды социальных систем.

Социальная система — это упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов, группы, организации, институты, общности и сообщества, объединенные соци­альными связями и отношениями. Основными элементами социальной системы являются люди, а также их нормы, связи, отношения, взаимодействия. Таким образом, соци­альные системы выступают в качестве структурных эле­ментов общества, представляя собой некое единое целое, детерминирующее на «своем системном» уровне действия, и поведение входящих в нее индивидов и групп, и элемент общей социальной структуры. Система управления как элемент единой социальной системы включает в себя три вида систем управления:

¨ машинные (например, система регулирования тур­бины);

¨ человеко-машинные (например, система управления станком);

¨ организационные, или системы «человек — человек» (например, система управления цехом или концер­ном).

Курс социологии и психологии управления предполагает рассмотрение и изучение только последнего вида систем.

Система управления — это совокупность принципов, методов, средств форм и процессов управления.Важнейший активный компонент системы управления — менеджеры, принимающие решения, организующие про­цесс их выработки и выполнения, и специалисты, непо­средственно готовящие решения.

В системе управления, в свою очередь, выделяются та­кие системы (подсистемы), как:

¨ принятия решений,

¨ информационная,

¨ планирования,

¨ повышения квалификации,

¨ мотивации,

¨ учета и др.

Эффективность системы управления напрямую зависит от согласованности ее отдельных компонентов.Абсолютно безупречной оптимальной системы управле­ния создать, к сожалению, невозможно, однако непрерыв­ный процессе ее совершенствования с акцентом на способ­ность гибкого реагирования на изменения внешней среды является необходимым условием эффективности системы управления.

Целостное представление о системе основывается на по­нятиях:

¨ открытой системы;

¨ взаимодействия с внешней средой;

¨ анализа характеристик, при изменении которых ме­няется взаимодействие с внешней средой.

Все системы имеют вход, трансформационный процесс и выход. Одним из самых важных качеств, присущих от­крытым системам, является признание взаимозависимос­ти между системой и внешним миром. Соответственно, из­менения во внешней среде сказываются на системе, либо на ее отдельных элементах. В свою очередь, изменения в системе влекут за собой изменения в окружающей среде.Как целостная система управление не наблюдаемый не­посредственно объект (за исключением отдельных элемен­тов — людей, техники управления, информации и др.), вследствие чего отдельные аспекты управления проявля­ются через конкретные виды связей, а потому восприни­маются конкретно, а комплексные отношения (управлен­ческие отношения в целом) непосредственно не восприни­маются. При их анализе и описании требуется абстракт­ная формализация.В управлении могут быть выделены реальные и кон­цептуальные (абстрактные) системы (подсистемы). В реаль­ной системе в отличие от концептуальной содержится пол­ный набор системных элементов. В нем выделяют грани­цы и внешние связи, цели и задачи, процессы управле­ния, организационную структуру, кадры, системообразу­ющий механизм. В таких системах протекают реальные процессы, а значит, существуют материальные и. инфор­мационные потоки, вход и выход.Одновременно отмечается усиление отношений и свя­зей — возрастает степень выраженности иерархической структуры системы управления. С позиций общей теории систем явление иерархии можно определить как «разноуровневое распределение частей (элементов) целого по сте­пени общности их функций (свойств). В социальных орга­низациях этот принцип преломляется в сложное отноше­ние, складывающееся из разных составляющих, разделе­ние последних, пусть условное, весьма существенно». Характерными особенностями иерархии, являются центра­лизация, односторонняя личная зависимость и власть.

М. Месарович, Д. Мако и И. Такахара выделяют в теории систем три основных вида иерархии: стра­тифицированные, многослойные, многоэшелонные» Эти структуры рекомендуется использовать при решении различных задач управления.

1. Стратифицированные При таком моделировании уровни абстрагирования опи­сываются стратами. Например, в модели предприятия мож­но выделить высшую страту - социальную, затем орга­низационно-экономическую и, наконец, техническую. Вале­но подчеркнуть, что каждая выделенная страта имеет свои понятийный язык и термины, концепции и принципы, позволяющие рассматривать и интерпретировать опреде­ленные характеристики, свойства и проблемы.

2. Многослойные Сложную исходящую проблему можно разбить на се­мейство последовательно расположенных более простых подпроблем, так что их решение позволяет решить и ис­ходящую проблему, то есть выделяется иерархия слоев принятия решений. Например, в системе управления мож­но выделить три слоя - концепцию, структурно-функци­ональное строение, управленческую деятельность.

3. Многоэшелонны В качестве примера можно привести формальные орга­низации людей. Различные входящие в систему элементы обладают правом принятия решений, имеют, как прави­ло, противоречащие одна другой цели. В рамках много­эшелонной системы авторами используется термин «орга­низационные иерархии». Согласно определению, организационная иерархия представляет собой «распределение ролей (статусов) по вертикали в структуре организации».

Эволюция научной мысли в рассмотрении управления как системы сформировала и соответствующий тип мене­джерского мышления - системный — это системное, мно­гомерное мышление, дополняющее, трехмерное мышле­ние характеризуется скоростью принятия решения, уче­том политических, этических, экологических последствий и т. д.Современное менеджерское мышление характеризуется определенным образом мыслей, складом ума и методом дей­ствий. Его основные качества следующие.

1. Многодисциплинарность подходов к решению орга­низационных проблем.

2. Многоаспектность рассмотрения системы управления (страты, слои, эшелоны, реальные и концептуальные эле­менты и т. д.) и понимание относительности оптимально­го решения.

3. Необходимость учета и нахождения компромисса (кон­сенсуса) интересов основных субъектов, затрагиваемых ре­шением.

4. Рассмотрение предприятия как открытой системы. Его успех определяется прежде всего не внутренними фак­торами — рациональной организацией производства, сни­жением затрат за счет мобилизации внутрипроизводствен­ных резервов и повышения производительности труда, а внешними, способностью приспосабливаться к их измене­нию. Это другая организационная культура: менеджер не исполнитель, а предприниматель; организационные меха­низмы приспособлены к решению новых проблем в боль­шей мере, чем к контролю за старыми; жизненно важным для предприятия становится обучение персонала.

5. Рассмотрение предприятия как социальной системы. Это означает понимание того, что она:

¨ включает совершенно разных людей, которые активно действуют, имеют свои интересы, и их поведение труд­но предсказать;

¨ имеет обратную связь (отсюда важно прогнозировать поведение людей на то или иное событие или реше­ние);

¨ полна неопределенностей;

¨ эволюционна, квазисамоорганизуема;

¨ склонна к сотрудничеству, коллегиальности, комп­ромиссу.

StudFiles.ru

Понятие управления и менеджмента

Вопросы темы

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Понятие управления и менеджмента

1.2. Содержание понятия «менеджмент», интерпретация понятий «управление», «руководство», «администрирование», «организация».

1.3. Подходы к определению менеджмента.

1.4. Содержание и особенности управленческого труда

1.5. Разделение труда в управлении

1.6. Менеджер, его роль и место в организации

1.7. Виды менеджмента

Возникнув в конце 19 в., менеджмент приобрел особую популярность в 30 – е гг. 20 века.

Менеджмент - происходит от английского слова management – управление, происходит от латинского слова «рука». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало искусство управлять лошадьми.

В условиях перехода к рыночной экономике термины «менеджмент» и «менеджер» вошли в наш обиход наряду с терминами «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель».

Термин «менеджмент» является синонимом термина «управление», но существенным отличием менеджмента и управления является та среда, в которой происходит процесс.

Управление имеет более широкое значение. Управление возникло и развивалось как потребность людей в согласованности их действий для достижения определенных результатов. В индивидуальной деятельности управление сводится к согласованию своих собственных действий для достижения желаемого результата. Развитие сознания человека привело к пониманию того, что совместными усилиями можно достичь таких результатов, которых невозможно добиться индивидуально. От управления определенным процессом зависит предвидение результатов, четкость и согласованность действий по достижению результата, время его получения, т.е. управление определяет качество результата.

По мере усложнения деятельности человека управление выделяется в особый вид деятельности и позднее специализируется. Появляется система управления, состоящая из субъекта и объекта управления, между которыми имеются определенные взаимоотношения, точнее субъект оказывает управляющее воздействие на объект управления, а объект управления, в свою очередь, может отвечать или не отвечать на такое управляющее воздействие, что определяется психологическими особенностями управленческого процесса.

Более того, управление можно рассматривать с позиции 3 подходов.

1 подход: Управлением – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ;

Из данного аспекта управления следует, что существует три класса управления:

- в неживой природе (технических системах – управление производственно – техническими процессами, механизмами, системами),

- в организмах (биологических системах, управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов – управление биологическими системами),

- в обществе (социальных системах – управление людьми, наиболее сложная область управления). Управление в социальных системах можно рассматривать в широком смысле как управление в любой организации людей независимо от целей их деятельности (управление государством, армией, церковью, библиотекой, больницей, предприятием и т.д.). В этой массе организаций имеются те, которые ставят своей целью получение прибыли, управление в этих организациях носит название менеджмент.

Менеджмент – вид управления в социально – экономической системе. Этим он и отличается от управления войсками, государственного управления, бюрократического управления и т.д.

Управление используется не только для условий рынка, но и в управлении некоммерческими предприятиями. В этом случае управление проявляется как совокупность различных аспектов, которые используются для определения понятия менеджмент.

Менеджмент имеет место в тех случаях, когда производство функционирует в условиях рынка, наблюдается высокая степень самостоятельности в действиях управленческих работников, которых называют менеджерами. Однако содержание работы менеджеров также имеет некоторые особенности. На начальных этапах становления общества и производства управленческие функции выполнялись самими владельцами предприятий, однако, по мере роста производства управление усложнялось, и управленческие функции пришлось распределить среди специально подготовленных людей – менеджеров, выполняющих управленческие функции для реализации управленческого процесса.

2 подход. Управление – это воздействие субъекта (административное, административно – авторитарное, авторитарно – организационное, экономическое или социально – психологическое) на все то, что он пытается подчинить своей воле, изменить, преобразовать, направить на достижение поставленной цели.

Управление начинается с проявления волевого акта, выдачи организатором команды сигнала, указания, задания, наряда и т.д. Осуществляется посредством контроля, надзора, требования отчета и учета результатов исполнения, оперативной корректировки при отклонениях от намеченных параметров и траектории движения к цели; завершается процессом стимулирования управляемого объекта, поощрением при положительных результатах либо заменяется применением санкций в случае неудач;

Основными признаками, присущими управлению являются:

- целенаправленность: исходный пункт управления – постановка целей. Цель – желаемое состояние объекта управления и его параметров, т.е. будущее состояние, которого необходимо достичь. Целью может служить и определенная траектория развития, которой должен следовать объект управления.

- воздействие на объект – это комплекс мер, позволяющий изменить характер деятельности системы (организации) и перевести ее в новое состояние (использование различных ресурсов, разработка проектов, обучение персонала, приказы, распоряжения).

В управлении можно выделить объект и субъект управления, т.е. управляющую и управляемую подсистему. Элементы, на которые направлена эта деятельность (управление), называется объектом управления. Это управляемая подсистема. Направление управленческой деятельности осуществляет субъект управления (управляющая подсистема). Любая организация есть совокупность управляемой и управляющей подсистем (рис. 1.1).

Субъект (орган) управления (управляющая система ()

Объект управления (управляемая система)

Рис.1.1 - Принципиальная схема управления (контур управления)

Управление – целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении.

Управление - представляет собой планомерную деятельность управляющей подсистемы, направленную на оптимальное функционирование и на развитие управляемой подсистемы.

3 подход. Управление рассматривается как социальное управление, т.е. воздействие на общество с целью его упорядочения, совершенствования развития.

По мнению П. В. Шеметова, управление трактуется как:

1. Элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы цели деятельности – что уже было рассмотрено;

2. Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу;

3. Соединение искусства науки, которое необходимо для организации деятельности людей таким образом, чтобы обеспечивалось наилучшее использование всех наличных ресурсов для достижения намеченных целей;

4. Искусство заставить события свершиться.

Термин «менеджмент» в обозначении управления появился в США, и в настоящее время известен практически каждому. В общедоступном понимании менеджмент обозначает умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Термин «менеджер» независимо от уровня управления обозначает принадлежность к профессиональной деятельности в качестве управляющего. Менеджер – управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством.

Менеджер это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия.

Управление - это процесс работы вместе с людьми и через них для достижения организационных целей эффективными способами.

Управление предприятием – деятельность по координации различных ресурсов организации.

Это определение управления отличается от определения управления в прошлом тем, что менеджеры не только отдают приказы, они работают вместе с людьми и через других людей. Менеджеры сегодня нуждаются в творческом воображении и активном продвижении смелых новых направлений этическими и чувствительными методами. Хорошие, эффективные менеджеры являются игроками одной команды, действующими по желанию и при активной поддержке других людей, которыми управляют противоречивые личные интересы.

1.2. Содержание понятия «менеджмент», интерпретация понятий «управление», «руководство», «администрирование», «организация»

С понятием менеджмента тесно связаны понятия организации, руководства и администрирования.

Можно выделить 3 подхода к определению организации:

1. Организация как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных или автономных частей целого, обусловленная его строением;

2. Организация как совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3. Организация как объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. /БСЭ/

Организация – группа людей, работающих для достижения одной цели. / Баринов, Голобокова /

Организация представляет собой совокупность людей и других ресурсов, необходимых для достижения определенных целей на основе установленных правил и процедур, разделения труда и обязанностей. /Румянцева /

Характерные черты организации:

Цели, которые отражают предназначение и те виды продукции и услуг, которые они производят для удовлетворения потребностей общества;

Персонал, или работники, обладающие соответствующей квалификацией, знаниями и умениями, необходимыми для достижения поставленных целей,

Разделение труда в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками каждого работника и обеспечивающее рациональную структуризацию работ и задач;

Коммуникации, т.е. различные виды связей, необходимых в процессе выполнения совместной работы,

Формальные правила поведения, процедуры и контроль, устанавливаемые для того, чтобы организации функционировании как целостные образования,

Уровни полномочий и ответственности, устанавливающие масштабы власти для разных должностей в организации.

О. С. Виханский, А.И. Наумов определяют организацию как систематизированное сознательное объединение людей, преследующих посредством решения задач, стоящих перед организацией, достижение определенных целей. Основными составляющими любой организации являются задачи, люди и управление.

Руководство - «надфункция», «сверхфункция» управления, позволяющая интегрировать усилия разных специалистов для достижения общей цели.

Термин «администрирование» ввел в научный и практический обиход основоположник классической школы в управлении Анри Файоль. По его мнению, административные функции состоят из умения предвидеть, организовать, руководить, координировать, контролировать.

Сегодня этот перечень имеет следующий вид - содержание функции администрирования:

1. Установление целей (определение будущего состояния предприятия),

2. Разработка стратегии (определение способов достижения цели),

3. Планирование работы (определение задач конкретным специалистам),

4. Проектирование работы (определение рабочих функций исполнителям),

5. Мотивирование работы (целенаправленное воздействие на работника),

6. Координация работы (согласование усилий исполнителей),

7. Учет и оценка работы (измерение результатов и их анализ),

8. Контроль работы (сопоставление результатов с целями),

9. Обратная связь (корректировка целей),

Под администрированием следует понимать более конкретную работу, связанную с необходимостью выполнять конкретные действия.

Администрирование – деятельность по руководству порученным участком работы посредством административных методов управления (приказы, распоряжения и т.д.).

Административный подход к управлению – подход, заключающийся в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения).

studopedia.ru

Читайте также