Форма обучения это в педагогике определение

Понятие форма обучения

Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке и режиме.

Форма характеризуется: количеством участников, временем и местом протекания процесса и порядком его осуществления.

В связи с развитием дидактической системы формы обучения возникают и совершенствуются. Очень часто, говоря о формах обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развиваются по мере развития общества.

Существуют следующие способы обучения:

1) индивидуальный способ обучения – обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально (Например: ремесленник брал к себе в дом ученика, который живя в его доме обучался ремеслу и грамоте) Сегодня индивидуальный способ обучения используется для обучения «отстающих» детей в школе или на занятиях с репетитором при поступлении в ВУЗы или школы.

2) индивидуально-групповой способ обучения. В классе находятся дети разных возрастов и разного уровня подготовки. Учитель занимается с группой детей, а в это время остальные дети работают самостоятельно (выполняют задания). Учебная деятельность носила индивидуальный характер, учитель поочередно спрашивал у каждого ученика пройденный материал, объяснял новый, затем давал индивидуальные задания. В ходе обучения дети приобретают простейшие навыки чтения, письма и счета. Однако большинство детей оставались необучаемыми.

Таким образом к концу 16 началу 17 века оба эти способа обучения постепенно утратили свою значимость для общества. Быстрое развитие производства и повышение роли духовного в обществе привели к созданию нового способа обучения.

3) групповой способ обучения – возник в 16 веке, свое применение этот способ нашел в школе Белоруссии и Украины, он явился началом зарождения классно-урочной формы обучения.

4) коллективный способ обучения – появился в начале нашего столетия в России. Его основоположником был А. Г. Ривин. В 1918 году Ривин организовал школу, в которой обучались около 40 разновозрастных детей (от 10-16 лет). Сегодня эта школа была бы частными курсами. Учащиеся здесь работали друг с другом в парах. Состояние пар постоянно меняется поэтому их называли парами смешанного состава. Учащиеся изучали различные новые темы и объясняли их другим членам группы, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и без расписания. Однако результаты обучения были поразительными. За 1 год обучения дети усваивали материал 3-4 лет обучения. Полностью на коллективный способ обучения не перешла ни одна современная школа, т. к. не было разрешения на эксперимент. Однако отдельные элементы этой Фомы обучения использовались во многих образовательных учреждениях.

Функции формы обучения.

Функции форм обучения:

1) обучающе-образовательная – она создает наилучшие условия для передачи ЗУНов, формирования практических способностей;

2) воспитательная – последовательное введение школьника в разнообразные виды деятельности, формирование положительных качеств личности;

3) организационная – четкая организация методической подачи материала, строгий отбор вспомогательных средств;

4) психологическая – выработка у учащихся определенного деятельностного биоритма, т.е. привычка к работе в одно и тоже время;

5) развивающая – содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами;

6) интегрирующе-дифференцирующая – коллективная и индивидуальная деятельность детей, взаимообмен информацией, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;

7) систематизирующая и структурирующая – разбивка всего учебного материала по часам и темам, формам организации обучения (что изучается на уроке, что выносится на домашнюю работу), учитывает формы организации обучения;

8) стимулирующая – мобилизация учащихся на активное усвоение материала;

9) дополняющая и координирующая – т.е. формы организации дополняют и корректируют друг друга.

Классификация форм обучения.

По длительности (времени) обучения различают:

1) классический урок – 45 минут;

2) спаренный урок – 90 минут;

3) спаренное укороченное занятие – 70 минут;

4) «уроки без звонков» произвольной длительности.

Организация формы обучения – виды учебных занятий отличаются друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью и содержанием деятельности педагога и учащихся.

Существует 2 вида форм обучения:

1) коллективная работа;

2) индивидуальная работа.

Коллективная работа включает в себя:

1) урок – традиционная форма обучения, ограниченная во времени, организованная система взаимодействий учителя и учащихся, в результате которой происходит усвоение детьми ЗУНов;

2) факультатив – углубление и расширение знаний в определенной области, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Они организуются по выбору учителя и их желанию в соответствии на них часами в учебном плане. Здесь проводятся творчески-практические занятия;

3) семинар – коллективное обсуждение изученных вопросов, докладов, рефератов, используемых в целях утверждения мировоззренческих позиций, углубление знаний и формирование оценочных суждений. Он способствует прочному усвоению ЗУНов и развивает психические процессы (готовятся в течении 2 недель – 1 месяца, получают консультации, могут готовить все вопросы или разделить на группы, занимает – 90 минут)4

4) практикум – комплекс самостоятельных, лабораторных работ учащихся (биология, химия, физика, география). Учебный практикум – выработка практических умений и навыков. Программы рассчитаны на длительное время (10-16 часов) – на протяжении 2-3 недель;

5) экзамен – итоговая форма проверки и признания успехов или неудач в учебной деятельности;

6) учебная экскурсия – учебное занятие проводимое вне школы: на производстве, в музее, в полевых условиях и т. д. (экскурсии вне класса, они не имеют строго разграничения во времени и могут составом учащихся);

Экскурсии бывают:

- по месту в учебной программе: - вводные;

- текущие;

- обобщающие.

- по содержанию: - предметные (1 объект);

- комплексные (несколько объектов).

- по мету проведения: - природоведческие;

- производственные;

- культурологические.

Они используются на любом этапе обучения:

1) с целью введения в тему;

2) как способ получения новой информации;

3) для закрепления и углубления уже имеющихся знаний.

7) дополнительные занятия – групповые и индивидуальные формы обучения с целью восполнения пробелов в знаниях, реализация возможности учащихся в выборе индивидуальных тем на усвоение материала, удовлетворение повышенного интереса к учебному предмету;

8) домашняя работа- самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием. Виды домашней работы: по характеру познавательной деятельности – репродуктивная и творческая; по учебным действиям – выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений, изготовление пособий и т.п.

Цель домашней работы: закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков; самостоятельное усвоение доступного материал и дополнительной информации; выполнение практических и творческих работ.

Необходимо принимать во внимание следующие требования:

- домашнее задание должно быть своевременным;

- домашнее задание должно быть связано с темой урока;

- организация домашнего задания должна быть ясной, понятной и точной;

- задание уроков на дом должно быть доступным;

- необходимо обращать внимание на то, владеют ли учащиеся необходимой техникой работы.

Для учителя важно не то, что все должны сделать одинаковое задание, а достижение поставленной учебной задач, формирование положительного отношения к выполнению, поддержание интереса, развитие поисковых умений. Особое внимание уделяется контролю за выполнением домашнего задания.

Проверка домашнего здания происходит различными приемами:

1) учитель проверяет домашнее задание всех учащихся;

2) учитель проверяет только несколько работ;

3) учащиеся взаимно проверяют свои работы;

4) ученики сами проверяют свои работы.

У ученика для занятия должно быть постоянное рабочее место. Ему следует объяснить важность соблюдения последовательности в выполнении заданий по степени трудности, перерывов для отдыха.

studopedia.ru

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Общее понятие о формах организации обучения. Классификация форм обучения. Характеристика основных форм обучения.

Урок – основная форма организации учебного процесса. Типология уроков. Структура урока. Технологическая карта урока. Анализ эффективности урока.

Вопрос о формах организации обучения один их центральных в дидактике. В энциклопедическом словаре «форма» - это внешнее очертание, наружный вид или внешнее выражение какого-либо содержания. В педагогике под формой обученияпонимается способ организации учебно-воспитательного процесса. Выбор формы обучения тесно связан и с содержанием, и с принципами, и с методами обучения.

Существует классификация форм обучения. Основной формой обучения в общеобразовательной школе является урок. Кроме него существуют дополнительные и вспомогательные формы обучения.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ


Дополнительные формы обучения могут быть использованы для организации обучения в дополнение изучаемого материала в рамках учебных планов, программ и образовательных стандартов. В дополнительных формах обучения решаются педагогические задачи в продолжение задач уроков. Проводятся чаще всего с постоянным составом учащихся класса.

Вспомогательные формы обучения нацелены на организацию изучения материала предметной области вне рамок программы – шире и глубже, чем на уроке. Эти формы работы проводятся в сборном составе учащихся из разных классов одной параллели, или с разновозрастной группой учащихся, заинтересованных в углубленном изучении предмета.

Основная форма обучения – урок. В нем четко прослеживаются стиль отношений между учителем и учащимися, отношение учеников к учебному процессу, результаты обучения. Урок как форма обучения существовал не всегда, а вошел в практику школы с классно-урочной системой Яна Амоса Коменского (начало17 века).

Ян Амос Коменский педагог, священник, славянофил, руководил чешской братской общиной. Он впервые попытался реорганизовать систему обучения: проанализировав средневековую практику обучения, подверг её критике. Путешествуя по странам восточной Европы и юго-запада Руси, обобщил опыт лучших школ братских общин, и внес в практику школы свои предложения по усовершенствованию:

1 - установил единое начало учебного года (стал принимать в школу после окончания с/х работ – в сентябре), разделил учебный год на части и установил между ними каникулы,

2 - разбил учеников на группы по возрасту и уровню знаний,

3 - ввел уроки и перемены (отдых),

4 - вменил в обязанность учителей объяснять учебный материал,

5 - разработал программу, которую необходимо проходить в каждом классе, поделил материал на отрезки, порции для каждого урока,

6 - разработал методические пособия для учителей, дал указания как вести урок, как планировать его, уделяя часть урока опросу, часть – объяснению, часть – упражнениям,

7 - ввел переводные экзамены из класса в класс.

Все свои предложения Я.А.Коменский изложил в книге «Великая дидактика» (1632г.), где теоретически обосновал классно-урочную систему. Он не только обобщил опыт и дал научное обоснование новой системы, но и основал проникновение её в практику. Его система называлась - классной, т.к. все ученики сгруппированы по классам соответственно их возрасту и уровню знаний, класс имеет свой постоянный состав; - урочной, т.к. учебный курс по каждому предмету расчленялся на ряд отдельных разделов и тем, а темы на ряд равномерно и последовательно расположенных частей – уроков, которые идут один за другим по определенному расписанию.

Это было гениальное открытие, своеобразная революция в области обучения, а Коменский по праву считается великим педагогом. Его теория стала распространяться, завоевывать свои позиции, утверждаться не только в школах Чехии, но и всей Европы. Появление классно-урочной системы было огромным шагом вперед, но нельзя сказать, что она оставалась неизменной. Попытки ее изменения были связаны, прежде всего, с изменениями социально-экономических условий.

Урок– основная форма обучения и в современной общеобразовательной школе. Уроки разнообразны, их существует несколько типов. В основе типологии уроков лежит дидактическая задача, которая решается на уроке. Она является первичным моментом, определяющим тип урока, например: изучение нового материала, проверка знаний, обобщение материала по теме или разделу и т. д. Отсюда типы уроков:

- урок изучения нового материала;

- урок формирования практических умений и навыков;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- урок проверки знаний, умений, навыков (контрольно-учетный;

- комбинированный или смешанный урок (включает в себя и усвоение новых знаний, и закрепление, и повторение, т.е. решает несколько дидактических задач).

Составляя календарные планы, учитель заранее планирует, какие уроки у него будут по каким темам и когда.

Будучи единым целостным образованием, урок включает в себя ряд этапов в работе с классом. Эти этапы тесно связаны между собой и плавно переходят друг в друга.

Совокупность этапов представляет собой структуру урока. Рассмотрим структуру на примере комбинированного урока.

1.Организационный момент или вводная часть урока (1-2 мин.). Это мобилизационная часть, ее задача – создать рабочую обстановку, что важно при любом типе урока. Здесь устанавливается контакт учителя с классом, проверяется наличие у учащихся всего необходимого на парте, выясняются отсутствующие, подготавливается восприятие учащихся, их внимание, настрой на урок, акцентирование того, о чем будет идти речь на уроке. Есть различные вводы в урок: иногда организационный момент урока можно свести к минимуму – в старших классах, привыкших быстро, самостоятельно включаться в работу, может быть в развернутом виде – в начальной школе, пока учащиеся только приучаются к школьным правилам.

Функции этого этапа урока: - мотивирование (обеспечение эмоционального настроя и готовности к учебному труду); - целевая ориентация (постановка цели урока, уяснение детьми того, чем будем заниматься и зачем).

Требованияк осуществлению оргмомента: - непременно на каждом уроке, - спокойно, уверенно, доброжелательно.

2. Этап актуализации ранее усвоенных знаний - повторительно-проверочная работа по пройденному материалу 10-15 мин. Назначение (задачи) данного этапа:

а) узнать, что и как усвоили ученики на прошлом уроке,

б) воспроизведение ранее усвоенного материала (предыдущего урока или более ранних), или тех знаний, без которых дальше идти нельзя, на которые будем опираться на этом уроке, т.е. актуализировать прежние опорные знания, показать преемственность тем.

Для достижения этих целей не обязательно проводить опрос у доски, можно использовать фронтальную беседу, самостоятельную работу или короткий диктант (10 мин.), небольшую творческую работу и т.д.

Раньше главной функцией опроса был контроль, сегодня его задачи определяются более широко. При опросе выставляются оценки с обязательным кратким комментарием. С одной стороны, учащиеся должны быть заранее ознакомлены с критериями оценивания, с другой, в каждом конкретном случае учитель аргументирует свое мнение. Положительные оценки комментируются при всем классе, плохие, нежелательные для ученика оценки в зависимости от ситуации и личностных особенностей ученика могут быть прокомментированы наедине, после урока. Оценивается данный ответ ученика, его успех или неуспех, но, ни в коем случае, не личность ученика.

3.Изучение нового материала (20-30 мин.). Эта часть урока занимает центральное место. Объяснения в том виде, в каком оно было принято ранее, может и не быть. Организовать этот этап можно по-разному:

- если материал сложен, учитель излагает весь материал сам, а ученики осмысливают, записывают, отвечают в ходе рассуждения учителя на промежуточные вопросы;

- если есть хорошие пособия, ученикам предлагается самим разобраться в определенном вопросе, пользуясь картой, книгой, учебником, дополнительными пособиями, заданным алгоритмом действия;

- если есть база знаний и материал несложный, можно организовать эвристическую беседу, в ходе которой ученики сами приходят к выявлению новых знаний, усваивают новый материал;

- учебное исследование (эксперимент), где ведутся наблюдения за изучаемым явлением, выводится новая закономерность или выводы, заключения;

- использование индуктивных и дедуктивных методов познания;

- на основе повторения изученного, вводятся дополнительные вопросы и задания, выполнение которых знакомит с новыми знаниями.

Заканчивается этот этап урока обобщением и систематизацией знаний, с целью выделить основное и сформулировать выводы.

4. Закрепление и практическое применение усвоенного материала (5-10 мин.). Его назначение: – вторично зафиксировать в памяти, в сознании полученные знания и придать им большую прочность, - учиться использовать полученные знания, применять в новых ситуациях при решении новых интеллектуальных задач, т.е. работа по формированию умений и навыков применения знаний на практике.

5. Домашнее задание (3-5 мин.). Этому этапу тоже отводится специальное время. Здесь раскрывается сущность задания, методика его выполнения, срок выполнения, инструкция, характер дифференциации и индивидуализации. Необходимо проследить, чтобы д/з было записано в дневнике или в рабочей тетради (такой вариант удобен в старших классах на некоторых уроках). Исполнение этого этапа возможно в любой период урока, в зависимости от целесообразности.

6. Окончание урока (1-3 мин.). На этом этапе идет подведение итогов урока, напоминание о том, какова была цель и насколько успешно она достигнута, здесь же возможно выставление и комментирование оценок, определение перспективы на следующий урок.

Это традиционная структура комбинированного урока. Все структурные элементы расположены во времени, поочередно, НО, повторяемость их из урока в урок в одном и том же порядке недопустима. Это приводит к монотонности, шаблонному, стандартному преподаванию, ученики привыкают к этому шаблону, вырабатывается определенный стереотип поведения.

В календарных тематических планах учителя заранее должны быть спланированы типы уроков, с учетом их разнообразия, преемственности и соответствия целям обучения данному предмету. При планировании необходимо учитывать и межпредметные связи, они помогут при изучении нового материала опираться на уже известный, помогут ребенку в более целостном восприятии мира.

studopedia.ru

Основополагающие идеи и приемы конструирования творческих форм воспитательной работы

Идея первая:содержание воспитания, реализованное в различных организационных формах, обогащается за счет богатства наук и искусств, лежащих в основе тех или иных видов деятельности (познавательная – в области различных наук и их истории; ценностно-ориентированная – в этике, эстетике, культурологии, политологии, различных отраслях искусства; свободное общение – в углубленном изучении всех наук и искусств, лежащих в основе организации досуга, различных хобби).

Вторая идея: творческим сделать подход в воспитании. Педагогу поможет «копилка» специальных педагогических приемов, из которых можно конструировать различные методы воспитания и организационные формы: анализ афоризмов; использование биографий, историй жизни, жизненного опыта великих людей; использование сказок, легенд, преданий; конверт откровений; экспресс-опрос; «трудное чтение».

Картотека организационных форм воспитания.

1. Познавательная деятельность: устный журнал, викторина.

2. Ценностно-ориентировочная деятельность: встречи в литературной гостиной.

3. Трудовая деятельность (по восстановлению памятников страны).

4.Общественно-полезная деятельность.

5. Художественно-творческая деятельность.

6. Физкультурно-спортивная деятельность.

7. Деятельность свободного общения.

Причины, не позволяющие воспитателю получить положительный результат своей работы.

1. Формализм в педагогической деятельности (проще провести нужное мероприятие и отчитаться за него, нежели добиться воспитательного эффекта).

2. Излишняя заорганизованность всего до мелочей.

3. Непонимания внутренней природы формы и механизмов ее воспитательного влияния (беседа, со-беседники).

4. Неорганичность формы для ее участников (чаепитие родителей и детей, если класс социально разнороден).

5. Небрежность в реализации той или иной формы.

6. Попытка прямого копирования чужого сценария.

Клятва учителя

Я – Амонашвили Шалва Александрович – добровольно выбрав профессию Учителя и находя в ней свое признание, глубоко сознавая свою причастность к сохранению и процветанию жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребенка, о судьбах детей, клянусь:

любить детей, любить каждого ребенка от всего сердца;

– быть им верным и преданным;

– следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребенке личности;

– быть оптимистом в отношении любого ребенка в любых условиях.

Обязуюсь постоянно и усердно заботиться:

– о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеской культуры и нравственности;

– о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о природе, о выживании человечества;

– об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребенком.

Клянусь:

– не вредить детям,

– не вредить Ребенку.

Ш.А. Амонашвили

Домашнее задание: выполнить анализ клятвы с позиции ее потенциальных возможностей воспитательной работы.

Лекция 6 Воспитательные модели, концепции и теории

Воспитание – это самое трудное из искусств

/В.П. Вахтеров/

Цель – познакомить с метазнаниями по теории воспитания, раскрыть их возможности и назначения.

План лекции

1. Базовые модели воспитания и их парадигмальное представление.

2. Парадигма педагогики авторитета в воспитании.

3. Парадигма педагогики манипуляции в воспитании.

4. Парадигма педагогики поддержки в воспитании.

5. Другие возможные подходы к выделению воспитательных моделей.

Основные понятия: модель воспитания, содержание модели, виды моделей.

StudFiles.ru

Что такое "Форма обучения": скажите пожалуйста определение: Форма обучения - это ...только пожалуйста попроще

Volodya

Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т. п. ) и общими.
Форма обучения - это исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса.

Елена

Форма организации обучения - это ”исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения”.

Евгения коротаева

это именно внешняя организация процесса обучения. Это не совесм способы, способ связан с методикой преподавания, обучения, а форма - именно с "режимом организации". Формы могут быть разные: групповые, индивидуальные, фронтальные; дневная, вечерняя, очная-заочная, дистантная.

Читайте также