Гражданская оборона определение

Задачи гражданской обороны и цели. Основные задачи гражданской обороны

Одной из основных потребностей человека является состояние безопасности и стабильности. А в современном мире наличествует множество факторов, событий и угроз, мешающих людям чувствовать себя защищенно и стабильно.

Именно поэтому во всем цивилизованном обществе существуют определенные законы и правила, в соответствии с которыми живет все население. В сфере безопасности наиболее ярким таким понятием и системой мероприятий, закрепленных на законодательном уровне, является определение гражданской обороны.

Исходя из этого, всем гражданам государства необходимо понимать, каковы же цели и задачи гражданской обороны, в чем ее суть.

задачи гражданской обороны

Понятие и суть гражданской обороны

Гражданская оборона государства (ГО) - это специально разработанная система действий и мероприятий, выражающихся в защите населения, культурных и материальных ценностей страны от возникающих в результате военных манипуляций или чрезвычайных происшествий опасностей. А также в подготовке и обучении людей в данной области.

Одной из функций государства является обеспечение безопасности населения. Для ее выполнения страны предпринимают различные действия по ведению и организации ГО.

Основные задачи гражданской обороны заключаются в своевременной помощи, защите от нападения врага, катастроф техногенного или природного характера и других опасностей крупных масштабов.

Руководство современной гражданской обороной на общем уровне осуществляется правительством и президентом страны. В Российской Федерации, помимо вышеуказанных органов власти, гражданской обороной занимаются также исполнительные органы власти в регионах страны и в ее муниципальных образованиях. В каждом из которых устанавливаются свои руководители.

Цели и задачи

Можно выделить следующие задачи гражданской обороны:

  • обучение жителей населённых пунктов правильному поведению во время проведения военных действий или возникновения стихийных бедствий;
  • оповещение людей о наличии опасности или о ее возможном появлении;
  • вывоз населения, культурных или материальных ценностей в безопасные места;
  • предоставление жителям средств, необходимых для индивидуальной защиты, медикаментов и медицинского обслуживания;
  • обнаружение и проведение всех необходимых мер по ликвидации заражения радиацией, химическим или биологическим оружием территорий;
  • наведение порядка на территориях, где проводились военные действия или произошло стихийное бедствие, в том числе восстановление работ коммунальных служб, привлечение их к данному процессу;
  • проведение процедур обеззараживания, санитарной обработки зданий, техники, строений;
  • борьба с возгораниями, возникшими в результате военных или стихийных катастроф;
  • проведение мероприятий по всем видам маскировки;
  • обеспечение постоянной боевой готовности всех имеющихся сил и средств государства;
  • захоронение трупов людей, ставших жертвами войны или чрезвычайных ситуаций.

Также можно выделить следующие задачи в области гражданской обороны, которые должны быть выполнены со стороны государства:

  • проведение комплекса мер, позволяющих укрепить устойчивость объектов экономики, которые способствуют улучшению функционирования ГО во время чрезвычайных ситуаций;
  • специальное обучение, подготовка и переквалификация в случае необходимости сил гражданской обороны и управленцев ГО;
  • строительство фонда защитных сооружений для безопасности населения (например, бомбоубежищ);
  • контроль и координация деятельности организаций, занимающихся прогнозированием, предупреждением и ликвидацией последствий экологических и техногенных катастроф;
  • создание и поддержание в полной готовности всех систем оповещения населения, систем выявления и наблюдения за химической, радиационной и биологической обстановкой;
  • поиск потерпевших бедствие космических кораблей, самолетов, подводных лодок и судов;
  • обучение жителей самостоятельному изготовлению средств индивидуальной защиты, приемам по спасению от массового поражения оружием (ядерным), ведению ими спасательно-аварийных работ.

Таким образом, назначение и задачи гражданской обороны достаточно хорошо прописаны законодательством, но на практике зачастую происходят сбои в системе. В результате чего страна несет большие потери населения, не говоря уже об огромных материальных ценностях.

назначение и задачи гражданской обороны

Законы, регулирующие гражданскую оборону РФ

Решение задач по гражданской обороне, само ее понятие и суть в Российской Федерации регулируется ФЗ № 28 "О гражданской обороне". ФЗ был принят еще в 1998 году, а последние изменения в него были внесены в декабре 2013-го, уже при ныне действующем руководстве страны.

Данный закон устанавливает понятие гражданской обороны, основные задачи и особенности. А также в нем определены компетенция органов государственной власти и права, ответственность, обязанности граждан в сфере ГО.

Помимо основного ФЗ об обороне, законодатель прописывает некоторые нюансы ГО в других нормативно-правовых актах и постановлениях Правительства. При этом все ФЗ, касающиеся ГО, не противоречат Конституции РФ и Гражданскому Кодексу.

Система

После того как было рассмотрено в общем виде, что такое гражданская оборона, понятие и задачи ее в целом, следует перейти к углубленному рассмотрению ГО в РФ. Начиная с ее системы.

В систему ГО входят:

  • органы управления и обеспечения гражданской обороны;
  • денежные и материальные (продовольствие, медикаменты, средства защиты) фонды и резервы;
  • комплексы управления, оповещения и связи, необходимые в случае возникновения опасности;
  • иные средства и силы, нужные для того, чтобы были выполнены задачи гражданской обороны.

Гражданская оборона образует собственную структуру не только исходя из территориальных принципов, но и из производственных. Ее основным звеном является экономический объект. Например, завод, университет и т. д.

Так, территориальная особенность формирования гражданской обороны заключается в ее организации на разных местностях, в разных субъектах, краях, областях, городах и станицах РФ, согласно административному делению страны.

Производственный же принцип состоит в организации обороны в отдельных ведомствах, министерствах, предприятиях и объектах разных значений.

Из полученной информации становится понятным, что представляет собой гражданская оборона. Структура и задачи ее тесно связаны между собой. Так как каждое звено ГО выполняет ряд функций, которые входят в его компетенцию, то вместе данные части системы образуют мощный, эффективно работающий механизм.

Гражданская оборона может выполнить сложные задачи глобального характера только при тесном взаимодействии различных ветвей власти на всех ее уровнях, а также начальства и подчиненных различных организаций и предприятий. Поэтому очень важным является рассмотрение как всех звеньев гражданской обороны отдельно каждого, так и их взаимосвязь в процессе выполнения намеченных целей.

задачи гражданской обороны рф

Силы ГО

В главе пятой ФЗ "О гражданской обороне" закреплены силы гражданской обороны. К ним относятся воинские формирования федерального значения, противопожарная и аварийно-спасательная службы и нештатные формирования, которые осуществляют основные задачи гражданской обороны.

Порядок действий вооруженных сил закреплен законодательством РФ, а их вовлечение в процесс военных действий, предупреждения или устранения последствий чрезвычайных ситуаций определяется Президентом РФ. Нештатные же формирования привлекаются в процесс согласно плану гражданской обороны, по указу должностного лица, являющегося руководителем гражданской обороны на той территории, где это необходимо.

Также в ФЗ указаны основы деятельности специальных формирований и органа исполнительной власти, который уполномочен решать задачи гражданской обороны РФ. А именно:

  • На вооружении государственных организаций в рассматриваемой области находятся специальная техника и оружие (стрелковое и холодное).
  • Военным спасательных формирований выдаются специальные удостоверения, определенного образца, которые подтверждают их статус. А также военные имеют международные знаки, обозначающие их принадлежность к силам гражданской обороны.
  • Социальная помощь, финансирование и сама деятельность сил ГО осуществляется по законам РФ. При этом денежные средства выделяются на разных уровнях (федеральном, региональном и местном) в зависимости от того, какие формирования финансируются.

В военное время вооруженные силы РФ начинают осуществлять свою деятельность с момента объявления военного положения президентом страны, а в мирное время при возникновении эпидемий, аварий техногенного вида, катастроф или бедствий стихийного характера.

Руководство

Руководство ГО в РФ в соответствии с законом осуществляется Правительством страны. Государственную политику в этой же области проводит федеральный орган исполнительной власти на основании полномочий, которыми его наделил президент. На уровне субъектов государства и муниципальных образований правление гражданской обороной осуществляют главы исполнительной власти субъектов и муниципалитетов соответственно. Начальники полностью ручаются и отвечают за организацию и проведение мероприятий по охране и защите населения.

Для того чтобы своевременно, на соответствующей территории и в полной мере были выполнены задачи в области гражданской обороны, в РФ законодательно закреплены следующие органы правления гражданской обороной:

1. Орган исполнительной власти в области ГО федерального значения.

Данный орган власти осуществляет соответствующее регулирование всех нижестоящих по уровню органов и организаций. Обладает специальными разрешительными, надзорными и контрольными функциями, для того чтобы были обеспечены цели и задачи гражданской обороны.

2. Территориальные исполнительные органы власти ГО.

Это региональные центры по ликвидации следствий стихийных бедствий, помощи в момент чрезвычайных ситуаций, в целом уполномоченные решать любые задачи гражданской обороны на территории отдельного субъекта или муниципального образования. Такие органы комплектуются военнослужащими воинских формирований федерального органа власти, а также руководящими лицами состава противопожарной службы федерального уровня и гражданским персоналом.

Руководство территориальных органов назначается и снимается с должности начальством федерального исполнительного органа. Освободить их от занимаемой должности вправе также Президент РФ.

3. Структурные подразделения органов власти федерального значения исполнительного характера.

4. Структурные подразделения организаций (работники).

цели и задачи гражданской обороны

Полномочия Президента и Правительства РФ в сфере ГО

Помимо того что ФЗ-28 поясняет назначение и задачи гражданской обороны, определяет ее понятие и особенности, он также отдельной главой прописывает компетенцию органов государственной власти в данной области.

Так, во второй главе ст. 5 указано, что Президент РФ уполномочен:

  • определять основы единой политики в сфере гражданской обороны;
  • утверждать и вводить в действие План ГО, как на всей территории РФ, так и в отдельных ее субъектах;
  • утверждать численность, состав, структуру спасательных воинских формирований, положение об их организации и изменениях.

В соответствии со ст. 6 Правительство РФ для того, чтобы были выполнены задачи гражданской обороны, имеет право и обязано:

  • обеспечивать проведение единой политики в области обороны;
  • руководить общим ведением и организационными моментами гражданской обороны;
  • издавать различные нормативно-правовые акты в области обороны и организовывать разработку ФЗ;
  • определять порядок отнесения местности к группам гражданской обороны;
  • устанавливать порядок эвакуации людей, материальных и культурных ценностей из зоны опасности;
  • устанавливать регламент обучения граждан в области обороны;
  • определять порядок создания укрытий и убежищ, а также накопления, использования и хранения различных защитных средств, продовольствия, медикаментов.

http://fb.ru/misc/i/gallery/26590/617969.jpg

Полномочия исполнительных органов власти в сфере ГО

В соответствии со ст. 7 органы исполнительной власти в сфере ГО могут и должны:

  • принимать нормативно-правовые акты в данной сфере, доводить до сведения информацию, содержащуюся в них, компетентным организациям, контролировать их соблюдение и выполнение;
  • разрабатывать план гражданской обороны, при этом согласовав его с федеральным органом власти;
  • проводить мероприятия и процедуры по гражданской обороне, создавать необходимые силы и средства защиты;
  • проводить комплекс мероприятий предназначенных для сохранения объектов, крайне важных для функционирования экономики и сохранения жизни людей;
  • создавать и следить за постоянной готовностью комплекса технических устройств управления гражданской обороны, а также за системами оповещения населения;
  • создавать и следить за сохранностью запасов провизии, медикаментов и иных необходимых средств.

Гражданские организации ГО

Для того чтобы защитить население от опасностей, помимо государственных органов, также существуют формирования ГО на уровне предприятий. В такие гражданские организации ГО могут вступать все совершеннолетние граждане, не достигшие пенсионного возраста, кроме беременных, инвалидов, матерей маленьких детей (до 8 лет) и некоторых других категорий граждан.

ФЗ-28 также выделяет задачи гражданских организаций гражданской обороны и их полномочия. А именно:

  • планирование и организация мероприятий по обороне;
  • осуществление обучения собственных работников в области обороны;
  • создание и хранение собственных запасов ценных во время бедствия средств, медикаментов, провизии.

Организации 1-го и 2-го и некоторые 3-го класса опасности (производство радиационной или ядерной опасности, гидротехнические сооружения) обязаны создать и держать в постоянной готовности аварийно-спасательные нештатные формирования. А 1-й и 2-й классы опасности еще и локальные системы оповещения об опасности.

основные задачи гражданской обороны

Другие особенности гражданской обороны РФ

Также можно добавить, что все задачи гражданской обороны РФ, в зависимости от общей внутренней и внешней обстановки, выполняются в нескольких режимах:

  1. Повседневная деятельность - выполнение целей и задач в мирное время, при отсутствии катастроф природного и техногенного характера.
  2. Повышенная готовность - действия при явной угрозе развязывания войны, при ухудшении обстановки химического, радиационного, сейсмического или производственного характера.
  3. Режим чрезвычайной ситуации - объявление войны, военного положения, фактическое свершение аварии, катастрофы.

Несколько слов касаемо того, как в общем развивалась и менялась гражданская оборона. Задачи ГО всегда выполнялись и преобразовывались в зависимости от того, какой вид опасности угрожал стране в тот или иной период.

Например, в 30-е годы 20-го столетия была создана система противовоздушной обороны местного значения. Именно в связи с появлением и усилением бомбардировки в это время со стороны агрессора (немецких оккупантов). С помощью данной системы были обезврежены множество авиабомб, потушено огромное количество пожаров и предотвращено аварий промышленного характера.

В середине 20-го века появилась угроза ядерного оружия, поэтому в данное время страна наращивала ядерный потенциал для собственной защиты. Регулярно проводилось обучение населения средствам и действиям, необходимым для защиты от ядерного взрыва.

Сегодня государство в большей степени подвержено террористическим нападениям банд-формирований. А также серьезным стихийным бедствиям (пожарам, наводнениям). Соответственно, все силы государства и народа положены на борьбу с ними. Для этих целей в РФ с января 1994 года существует МЧС.

гражданская оборона определение и задачи

Заключение

Выше были рассмотрены термин "гражданская оборона", определение и задачи ее в современном мире. Исходя из полученной информации, можно сделать вывод, что в РФ сегодня существует вполне эффективная законодательная база в области ГО. Тем не менее, из года в год случаются различные ситуации, из которых становится понятно, что проблем в данной сфере все-таки очень много. Из-за неслаженности, халатности и попустительства руководящих лиц и членов органов исполнительной власти страна терпит большие убытки и теряет множество жизней своих граждан.

В связи с этим стоит выделить основные направления в развитии гражданской обороны:

  1. Государственное определение приоритетов в финансировании и выполнении мероприятий ГО.
  2. Упор компетентных органов на систематическое обучение основам безопасности как внештатных формирований и органов гражданской обороны, так и простого населения страны.
  3. Ужесточение наказания за ненадлежащее выполнение своих обязанностей должностными лицами в области гражданской обороны.

fb.ru

Гражданская оборона это:

Гражданская оборона (ГО) 1) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основными задачами в области ГО являются: обучение населения способам защиты от опасностей; оповещение населения об опасностях; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно-спасательных работ; первоочередное обеспечение пострадавшего населения; борьба с пожарами; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, техники, зданий, территорий; восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО. ГО организуется по территориально-производственному принципу. Подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время. Ведение ГО начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях. Руководство организацией и ведением ГО осуществляет Правительство РФ. В федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах местного-с самоуправления, учреждениях и организациях - их руководители, являющиеся по должности начальниками ГО этих органов и организаций. Органами, осуществляющими управление ГО, являются органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области ГО (федеральный, территориальные, в федеральных органах исполнительной власти и организациях). При начальниках ГО создаются соответствующие органы управления и различные службы гражданской обороны. Силы ГО составляют войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны. Предшественницей ГО явилась основанная в 1932 местная противовоздушная оборона, которая в 1961 была преобразована в ГО СССР, введена должность начальника ГО СССР, создан штаб ГО. В 1971 руководство ГО было возложено на МО СССР, повседневное - на начальника ГО СССР - заместителя министра обороны СССР. Управление ГО было возложено на ГКЧС РСФСР, ему были переданы войска ГО, силы и средства ГО. 2) (по терминологии МОГО), гуманитарные действия, направленные на защиту гражданского населения от опасностей и помощь ему в устранении непосредственных последствий военных действий или бедствий и на создание условий выживания населения.

EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010

dic.academic.ru

Гражданская оборона это:

Гражданская оборона система общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения от возможного нападения противника и обеспечения устойчивой работы народного хозяйства. Мероприятия по защите населения и народного хозяйства начали осуществляться ещё в 1-ю мировую войну 1914—18 и играли важную роль во 2-й мировой войне 1939—45, во время которой удары с воздуха наносились по всей территории некоторых воюющих государств, например Англии. В 50—60-х гг. 20 в. Г. о. создана в большинстве крупнейших государств в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет и значительным повышением поражающих возможностей авиации и др. средств вооруженной борьбы. Общее руководство Г. о. в большинстве стран осуществляется правительствами, а на местах — местными органами власти. Для непосредственного руководства Г. о. созданы специальные органы управления и готовятся необходимые силы и средства: специальные войска Г. о., военизированные и невоенизированные формирования из трудоспособного населения.          В современных условиях Г. о. заключается в организации и обеспечении эвакуации населения из городов, по которым наиболее вероятны удары оружием массового поражения, а также из районов возможного затопления, в результате разрушения крупных гидротехнических сооружений, в более безопасные районы и в укрытии населения в убежищах и др. защитных сооружениях. Важное значение придаётся обеспечению населения индивидуальными средствами защиты: противогазами, респираторами, медицинскими препаратами, позволяющими снижать опасность радиоактивного и др. видов заражения. Предусматривается проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, зонах выпадения радиоактивных осадков и затопления. Др. важная задача Г. о. заключается в обеспечении устойчивой работы народного хозяйства в военное время. В этих целях проводятся различные организационное и инженерно-технические мероприятия; создаются запасы сырья, оборудования и средств для восстановительных работ. Для успешного решения задач Г. о. необходима заблаговременная подготовка населения, в том числе всеобщее обучение способам защиты от оружия массового поражения.          Лит.: Чуйков В. И., Гражданская оборона в ракетно-ядерной войне, М., 1968; Белявский В. А., Гражданская оборона — всенародное дело, М., 1968; Толстиков О. В., КПСС о необходимости совершенствования гражданской обороны, М., 1967; Хампе Э., Стратегия гражданской обороны, пер. с нем., М., 1958.          Л. И. Корзун.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

dic.academic.ru

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи ГО

Ушедший в историю 20 век преподал человечеству небывалый урок жесткости военных конфликтов в целом, и к мирному населению в особенности. Если в первой мировой войне удельный вес жертв среди мирного населения составил 5% от всех погибших, то во второй мировой войне – 50%, а в современных военных конфликтах он достигает 90%. Всего от вооруженного насилия в прошлом веке погибло около 150 млн. чел, из которых 1/3 приходится на Россию (СССР). Мирное население все больше становится заложником в ходе войны. В связи с этим его защита от - опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, становится сегодня новой общечеловеческой обязанностью.

В XX веке по мере развития и совершенствования средств вооруженной борьбы во многих странах мира стали создаваться государственные системы по защите мирного населения в ходе военных действий 4.10.32г. такая система – местная противовоздушная оборона страны (МПВО) была создана и в нашей стране. МПВО носили местный характер и решала задачи по защите населения в зонах возможного действия вражеской авиации.

В 1961 году в связи с появлением ракетно-ядерного оружия на базе МПВО была создана государственная система гражданской обороны (ГО). Ее отличия от МПВО состояла в том, что она должна обеспечить защиту населения на территории всей страны от поражающих факторов качественно нового оружия – оружия массового поражения.

Необходимо отметить, что решение данной задачи носило проблематичный характер. Любому здравомыслящему человеку ясно, что в условиях массового применения ядерного оружия гражданская оборона в лучшем случае может лишь частично сократить потери. Поэтому не случайно в обществе появилось некоторое недоверие по отношению к мероприятиям гражданской обороны. Необходимо добавить к этому ограниченность ее деятельности только рамками военного времени, низкую готовность к ликвидации природно-техногенных аварий и катастроф. Необходимы были перемены.

В 1992 году дополнительно и системе гражданской обороны и частично на базе ее органов управления и войск ГО была создана качественно новая, не имеющая аналогов в мире система – Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Которая призвана повысить готовность государства к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время. При этом система гражданской обороны и РСЧС действовали и действуют под единым руководством МЧС РФ. Этапы развития МПВО – ГО – РСЧС – РСГС представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Этапы

развития МПВО – ГО – РСЧС – РСГЗ

этапы годы Основное содержание этапа Особенности этапа
1. 1918- 1932 Изменение социально – политического устройства страны, последовательная индустриализация и техническое перевооружение, зарождение системы гражданской защиты Основная задача МПВО: защита населения, объектов экономики и отдельных территорий страны от воздействия обычных средств поражения противника
2. 1932 – 1941 Создание и развитие МПВО – общегосударственной системы защитных мероприятий, предназначенной для гражданской защиты в условиях назревшей войны
3. 1941 – 1945 Становление МПВО и накопление практического опыта по защите населения, территорий и объектов от ударов противника с возраста и ликвидации их последствий
4. 1945 – 1961 Совершенствование структуры МПВО, развитие способов и средств защиты от ОСП, поиск наиболее эффективных путей защиты от нового вида вооружения – ОМП Основная задача ГО: защита населения, экономики и территорий страны, как от обычных средств поражения, так и оружия массового поражения противника
5. 1961 – 1971 Глубокие структурные изменения системы МПВО – разделение ее на ГО под руководством территориальных органов власти и местную оборону Минобороны
6. 1971 – 1986 Усиление гонки вооружений, новые структурные изменения в системе ГО - перевод ее в состав ВС страны и подчинение ей местной обороны Минобороны
7. 1986 – 1990 Позитивные перемены в международных отношениях, окончание «холодной» войны и переключение значительных усилий руководства страны, а следовательно, и ГО на решение внутригосударственных проблем, привлечение ее сил на ликвидацию хозяйственных, природных и экологических ЧС Основная задача ГО: защита населения, экономики и территории страны не только в военное, но и в мирное время
8. 1990 – 1998 Уточнение и разграничение целей и задач государства по защите населения и территорий в мирное и военное время, создание РСЧС, вывод ГО из состава Минобороны Основная задача РСЧС: ПЛЧС в мирное время; Основная задача ГО: ПЛЧС в военное время
9. с 1998 Дальнейшее реформирование РСЧС и ГО, появление предпосылок для их объединения в единую общегосударственную систему комплексной защиты РСГЗ Основная задача РСГЗ: ПЛЧС в мирное и военное время

В последние годы усилия МЧС РФ при поддержке президента и правительства РФ были направлены на сохранение потенциала системы ГО, ее материально-технической базы. В целом это удалось сделать, хотя следует отметить, что в силу объектовых причин, он все же снизился. В настоящее время мы должны не только восстановить этот потенциал, но и значительно его повысить. К этому нас обязывает ряд обстоятельств.

Первое. На рубеже веков меняется, и не в лучшую сторону, военно-политическая обстановка для России. Несмотря на снижение уровня военно-политического противостояния на международной арене, все же нельзя учитывать, что пока еще не созданы достаточно надежные гарантии необратимости позитивных тенденций. Военная опасность для России продолжает сохраняться, и при определенных условиях может перерасти в военные конфликты различной интенсивности.

Более того. Ряд военных специалистов и политологов прогнозируют в первом десятилетии XXI в обострение военно-политической обстановки, рост военных угроз для России.

Главными возможными источниками военной опасности и военной угрозы для России сегодня может быть:

- территориальные претензии;

- захват национальных богатств;

- стремление отдельных государств и коалиций к разрешению конфликтов силовыми методами;

- действия других государств по дестабилизации внутриполитической обстановки;

- расширение военных союзов и нарушение международных договоров;

- распространение оружия массового поражения, появление нового оружия;

- нарастание националистических сепаратистских тенденций;

- нестабильность военно-политической обстановки;

- расширение масштабов терроризма.

Второе. Характер и особенности современных войн и тенденция их развития в XXI в. предопределяют необходимость особого внимания к проблемам защиты населения, материальных и культурных ценностей. Вид инфраструктуры государства в целом в период военных действий. Войска в наши дни стремятся избегать прямых столкновений на поле боя, предпочитая обмениваться авиационно-ракетными ударами на расстоянии по войскам. Объектам и учреждениям была (Югославия, Афганистан). Все это ведет к росту потерь среди мирного населения и нарушения среды обитания человека.

Характерен пример агрессии против Югославии, где объектом активного воздействия был тыл страны. При этом ВВС НАТО выполнил 9300 боевых вылетов, выпустил 24 тыс. боеприпасов, суммарная мощность которых по тротиловому эквиваленту превысила 15 тыс. тон. было выведено из строя до 70% объектов оборонной промышленности, более 40 крупных мостов, 35% объектов энергоснабжения, включая электростанции, топливные хранилища и нефтеперерабатывающие заводы. В провинции Косово уничтожено до 40% жилых домов,32% школ, 88% больниц.

Для разрушения системы энергоснабжения использовались графитные бомбы, которые нарушали подачи электроэнергии на всей территории страны, это вызвало колоссальные трудности в жизнеобеспечении городов из-за отсутствия энерго-, водоснабжения, тепла и других коммунальных услуг.

Общий ущерб экономики Югославии превысил 100 млрд. долларов. За время агрессии погибло 1200 чел, мирных жителей, более 5 тыс. получили ранения. Вместе с тем, по мнению специалистов, благодаря эффективной системе оповещения населения, а также возможности укрытия его в защитных сооружениях, удалось избежать более крупных потерь среди населения.

Хотелось бы обратить внимание еще на одну характерную особенность. Как показывает опыт военных конфликтов последних лет (Иран, Югославия, Афганистан), зачастую складывается ситуация, когда идет вооруженная борьба, страдает и гибнет мирное население, а фактического объявления войны или введение военного положения нет. То есть, как бы стирается грань между мирным и военным временем. В этих условиях действия системы ГО по “классическому” варианту – мирное время – угрожаемый период – военное время, с классическим набором мероприятий не всегда получается. По этому часть сил и средств ГО должны находиться в “упреждающей” готовности. Такую готовность в России обеспечивают силы и средства РСЧС. Вот почему не прав тот, кто разделяет РСЧС и ГО. Это не параллельные, а две тесно взаимодействующие системы. Укрепляя одну - мы укрепляем и другую. В перспективе возможен вариант, когда эти две системы образуют единую систему – систем гражданской защиты.

Третье. В современных условиях и в планах на перспективу полностью не исключена вероятность применения оружия массового поражения. Все больше государств становятся владельцами ядерного оружия. В военных доктринах всех ядерных государств предусматривается так называемое ограниченное применение ядерных боеприпасов. Кроме того, надо учитывать и то обстоятельство, что и обычное современное высокоточное оружие может вызывать последствия, соизмеримое с применением оружия массового поражения (разрушения АЭС, химических предприятий, гидротехнических сооружений, плотин и т.д.).

Четвертое. В XXI в. возможно появление новых видов перспективного оружия. В последние десятилетия произошел решительный поворот теоретиков и историков в разработке новой тенденции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что появились новые технологии. Высокоточное оружие на новых физических принципах. Что неизбежно изменит характер будущей войны, основанном на новых физических принципах, прежде всего, не летательного воздействия. Можно отнести:

- ядерное оружие;

- инфразвуковое оружие;

- средства радиоэлектронной и информационной борьбы;

- высокоточное оружие нового поколения;

- метеорологическое, геофизическое и биологическое оружие нового поколения (включая психотропные средства);

- биотехнические средства;

- химическое и психотропное оружие нового поколения;

- оружия электромагнитного импульса.

Есть основание полагать, что эти виды оружия через 10-15 лет, а в некоторых странах, возможно, и раньше, существенно обесценят роль ядерного, разрушат тот уставной барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обычных средств поражения.

В связи с выше указанным хотелось бы обратить Ваше внимание на характерные особенности современных войн. К ним относятся:

- различные формы и методы боевых действий в т.ч. и не- традиционные;

- сочетание военных операций (проводимых в соответствии с Правилами военной науки) с партизанскими и террористическими действиями;

- широкое применение криминальных формирований;

- скоротечность военных действий;

- избирательность поражения объектов;

- повышенная роль дальних дистанционных боев с применением высокоточных радиоуправляемых средств;

- нанесение точечных ударов по ключевым объектам;

- сочетание мощного огневого поражения, политико-дипломатического, информационно-психологического и экономического воздействия.

Не смотря на различие особенностей ведения войн, проблема защиты населения и экономического потенциала страны, остается актуальной. Следовательно, гражданская оборона, призванная обеспечивать жизнедеятельность населения и государства в экстремальных условиях военного времени, была, есть и обозримом будущем останется важнейшей государственной функцией.

Пятое. Одной из самых актуальных в последнее время стала проблема терроризма. Терроризм приобретает такой размах, когда не исключается вероятность террористических актов с особо тяжелыми последствиями (например, США) для общества. Опыт ликвидации террористических диверсий в последние годы показал необходимость специально подготовленных сил.

В целом можно сделать вывод, что и в XXI в. гражданская оборона будет оставаться важным элементом национальной безопасности России. Как это и определенно в Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Гражданская оборона в настоящее время должна строиться по тому же принципу, что и вся оборона в масштабе государства – принципу стратегической мобильности. Суть его состоит в поэтапном наращивании мероприятий ГО по времени и пространству в зависимости от уровня военных угроз, в концентрации сил и средств в нужное время и в нужном месте. Реализация этого принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащенных сил, способных прикрывать не только отдельные города и объекты, а целые территории; наличие мобильных резервов, средств защиты и средств для жизнеобеспечения населения. Пи этом в значительной степени возрастает роль и значение особого (угрожаемого) распада для современного мобилизационного развертывания гражданской обороны.

В новых изменившихся геополитических, геостратегических и экономических условиях важно определить основные направления в политике государства в области гражданской обороны.

В связи с этим в МЧС России подготовлен проект: ”Основных направлений государственной политики РФ в области гражданской обороны”, в котором изложены цель, принципы и основные направления государственной политики в области гражданской обороны на современном этапе. Данный документ согласован с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, рассмотрен и одобрен на совещании в совете безопасности РФ.

Каковые же основные направления государственной политики в области ГО:

Во-первых, это совершенствование нормативно-правовой базы по подготовке и ведению гражданской обороны, которая регламентирует статус, структуру, состав органов управления, сил и средств гражданской обороны, финансовое и материально-техническое обеспечение ее мероприятий, а также порядок осуществления специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области ГО.

Во-вторых, совершенствование системы управления в области гражданской обороны. В первую очередь, необходимо продолжить восстановление на всех уровнях института начальников гражданской обороны, их соответствующих служб; создание в федеральных органах исполнительной власти и организациях структурных подразделений, специально уполномоченные на решение задач в области ГО.

В-третьих, дальнейшее совершенствование сил и средств гражданской обороны. Особое внимание требуют вопросы:

- реформирование войск ГО;

- создание на их основе Государственной спасательной службы МЧС РФ;

- реорганизация невоенизированных формирований ГО;

- создание гражданских организаций гражданской обороны;

- создание системы мониторинга природных, техногенных и военных угроз и опасностей;

- создание мобильных группировок сил ГО;

- реконструкция всех систем оповещения объектов экономики и населения.

В-четвертых, дальнейшее совершенствование системы подготовки органов государственной власти и обучения населения, накопление научных знаний в области ГО, отвечающих современным требованиям и новым социально экономическим условиям.

В-пятых, в условиях многополярного и взаимосвязанного мира сегодня нет альтернативы дальнейшему развитию межгосударственного сотрудничества в области ГО. Необходимо развивать двух- и многосторонние связи с зарубежными странами, принимать участие в соответствующих мероприятиях, проводимых ООН, МОГО, содействовать формированию системы коллективной гражданской обороны государств – участников сотрудничества Независимых государств.

И все же главное, что нам предстоит сделать – это изменить отношение к мероприятиям ГО. Сейчас намечается такая тенденция, когда все хотят быть объектом защиты, а роль субъекта отводят только государству. Решение оборонных систем всегда требовало и требует консолидированных усилий всех органов власти и всего общества. Большие и сложные задачи гражданской обороны могут быть решены только при активном участии всех федеральных органов власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций, трудовых коллективов и всего населения.

Высказывание некоторых руководителей, что гражданская оборона, как основная часть оборонных мероприятий страны, является функцией только федеральных органов, глубоко ошибочны. В защите населения на своих территориях должны быть заинтересованы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Они несут прямую ответственность перед своими гражданами, которые их избрали не занимаемые ими должности. За их безопасность. И не только через уплату соответствующих налогов в федеральный бюджет. Но и другими многочисленными мероприятиями:

- создание чрезвычайных резервов;

- подготовка населения по гражданской обороне;

- создание и обеспечение учебно-методических центров (курсов, консультационных пунктов и т.д.);

- создание, финансирование и материально-техническое оснащение гражданских организаций ГО;

- выделение средств на приобретение СИЗ, строительство защитных сооружений и других объектов ГО.

В обеспечение непрерывного функционирования своих предприятий и организаций независимо от форм собственности, в защите рабочих, служащих и членов их семей, естественно должны быть заинтересованы их владельцы и руководители.

Таким образом, в соответствии с выше указанным должны, распределяться обязанности, финансовые и материальные затраты между федеральными органам, субъектами федерации, владельцами и руководителями предприятий и организаций.

Особенно большая роль в гражданской обороне принадлежит гражданскому населению. От его сознательного, а может быть и самоотверженного отношения к участию в мероприятиях гражданской обороны зависит их эффективность. Это ярко показала Великая Отечественная война. В мероприятиях ИПВО участвовали все граждане. Они осуществляли меры по совершенствованию, тушили пожары, ликвидировали разрушения, оказывали помощь пострадавшим. Такое отношение к делу, когда встают всем миром против беды является характерной чертой нашего народа. Гражданская оборона – это поистине всенародное дело.

Вывод: как видим, главным достоинством гражданской обороны является то, что она выступает как одна из форм участия всего населения страны, органов власти и местного самоуправления в обеспечение обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции. Суть этих функций в следующем:

1. Решая проблемы сохранения людских ресурсов и экономического потенциала страны, гражданская оборона выполняет важную роль в оборонных мероприятиях.

2. Обеспечивая защиту и жизнедеятельность населения в военное время, спасая и оказывая помощь пораженным и пострадавшим, гражданская оборона мимолетно решает важнейшую часть социальных задач.

3. Повышая устойчивость функционирования объектов экономики, защищая материальные и культурные ценности, снижая опасность образования вторичных очагов поражения в условиях войны, а в конечном итоге наносимый противником ущерб, то осуществляет значительный объем работ по сохранению экономии государства.


studopedia.ru

Дайте пожалуйста определение гражданской обороне

мне надо исправить обж одну тему вот и вопрос
кто нибудь сможет мне помочь с определением что такое го и для чего она организованна

Т с

ГРАЖĘАНСКАЯ ОБОИОНА, составная часть общегосударственной системы оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и хозяйства страны от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Гражданская оборона включает организацию разведки и оповещения населения о готовящемся и начавшемся нападении с применением оружия массового поражения, заблаговременную подготовку защитных сооружений и укрытий; создание запасов средств индивидуальной защиты; проведение эвакуации населения из крупных городов в загородную зону при угрозе нападения; обучение населения способам защиты от оружия массового поражения, проведение инженерно-технических мероприятий по усилению защиты объектов во всех отраслях народного хозяйства для повышения их устойчивости от ударов противника, создание запасов материальных средств, автономных источников электроэнергии, газа, водоснабжения; выполнение аварийно-спасательных и восстановительных работ; ликвидацию последствий аварий и катастроф в мирное время; пополнение материалов и средств для восстановительных работ.
В 1950-1960-х годах структыры гражданской обороны были созданы в большинстве крупных государств. Эти структуры включают специальные органы управления гражданской обороной, войска, военизированные и невоенизированные формирования из трудоспособного населения. В Российской Федерации гражданская оборона с 1994 года находится в ведении министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС). Организационно она состоит из органов (штабов и служб гражданской обороны), сил гражданской обороны (войск гражданской обороны и невоенизированных формирований), сетей связи и автоматизации. МЧС взаимодействует с вооруженными силами и органами руководства действиями войск и сил флота в чрезвычайной обстановке.

Читайте также