Икона всех скорбящих радость фото и значение

"Всех Скорбящих Радость" - икона Божией Матери. Значение иконы

Нет более высокого служения, чем нести радость скорбящим. Слово «скорбь» в старину имело более широкое значение, чем в наши дни. Под ним подразумевались не только горестные переживания, но и физические страдания от болезней, и неудачи житейского плана, и вообще всё то, что мы сейчас называем словом «негатив». Вот сквозь эти беды и невзгоды житейские, которыми полон мир, и несёт радость утешения икона Богородицы «Всех скорбящих радость».

Благодать, подаваемая через иконы

Всех скорбящих радость, икона Божьей Матери

Прежде чем начать о ней разговор, следует подчеркнуть один очень важный факт ― не сама икона творит чудеса и несёт людям Божественную благодать, а изображённая на ней Матерь Божья. Творит же Она это через свои образы, перед которыми мы возносим Ей молитвы. Есть среди них великие иконы, которые принято называть чудотворными. Это означает, что Царица Небесная именно на них остановила свой выбор, и Ей угодно посредством именно этих икон ниспосылать благодать. За это мы их почитаем, но молимся не им, не доскам, покрытым живописным слоем, а Той, чей святой образ на них запечатлён.

Для названия иконы, о которой идёт речь, использованы слова одной из Богородичных стихир (особого богослужебного текста) ― «Всех скорбящих радость». Икона Божией Матери с этим названием появилась на Руси в XVII веке. Искусствоведы отмечают в её иконографии ощутимое влияние западноевропейской школы. Кроме того, следует отметить отсутствие во множестве её изводов (вариантов) единой композиционной схемы. В результате можно встретить в иконах с этим названием существенные различия.

В качестве примера можно привести изображаемых на ней святых. В самых ранних изводах эти фигуры отсутствовали и появились лишь на иконах, написанных после 1688 года. Объяснение этому следующее: в этот год икона Богородицы «Всех скорбящих радость» принесла чудесное исцеление от недуга сестре Патриарха Иоакима ― Евфимии. С этих пор началось её прославление, и в живописный сюжет стали вносить фигуры страждущих, тем самым акцентируя внимание на целительной силе образа.

Особенности общепринятой иконографической традиции

С годами сложилась традиция изображать Богородицу в полный рост, стоящую в так называемой мандорле ― вертикальном овальном сиянии. Любопытный факт: подобное изображение характерно для христианского и буддийского искусств. В таком нимбе принято изображать фигуры Христа, Богородицы и Будды. В христианской иконописи часто встречается изображение Христа в мандорле на иконах «Преображение Господне» и «Второе пришествие», а в богородичной иконографии ― на иконе «Успение Пресвятой Богородицы».

Помимо Богородицы и фигур, страждущих недугами, вошло в традицию изображать на иконе ангелов, творящих акты милосердия от имени Царицы Небесной. Кроме того, можно встретить многочисленные изводы с изображениями святых, стоящих по правую и по левую сторону Богородицы. Несмотря на то, что икона «Богоматерь всех скорбящих радость» появилась после церковного раскола, причиной которого послужила известная реформа патриарха Никона, она весьма распространена у старообрядцев. Особенно много появилось её списков, выполненных в белорусском селе Ветке.

История прославления иконы

Следует подробнее остановиться на истории иконы. Как было сказано выше, прославление её началось в 1688 году с исцеления от недугов патриаршей сестры Евфимии Папиной. Легенда гласит, что страдала она от незаживающей раны в боку. И вот однажды во время молитвы услышала Евфимия дивный голос, возвестивший, что исцеление ей принесёт икона Богородицы «Всех скорбящих радость».

Икона

На Ордынке есть Преображенская церковь, в которой следует искать эту икону. После молитвы перед ней свершится чудо, и недуг оставит больную. Голос добавил также, что Евфимия должна будет исповедовать это чудо, прославляя имя Пресвятой Богородицы. Вскоре икону доставили к страждущей, и после молитвы перед ней рана стала быстро заживать. Произошло это 24 октября. Выполняя наказ Пречистой Девы (именно Ей принадлежал тот голос), брат Евфимии ― Патриарх Иоаким ― повелел составить молитвенную службу образу «Всех скорбящих радость». Икона Божией Матери была прославляема с тех пор наряду с другими чудотворными иконами.

Среди жителей Москвы и всей России эта история получила широкую известность, что и неудивительно ― её главной героиней была сестра Патриарха. Был написан акафист «Всех скорбящих радость». Кроме уже упомянутой службы составили «Сказ об иконе», в котором подробно излагались все обстоятельства происшедшего, а царские мастера-иконописцы приступили к изготовлению списков с неё. К сожалению, так и не удалось установить, откуда попала в Преображенскую церковь икона «Всех скорбящих радость». Значение её для русского православия велико, и отсутствие сведений о её ранней истории является большим пробелом.

Создание списка с иконы и отъезд в Петербург

Дальнейшие события, связанные с чудотворной иконой, относятся к 1711 году. В этот период столица России была перенесена из Москвы в Петербург. Переехала туда и царская семья. Из исторических документов явствует, что родная сестра царя Петра I ― царевна Наталья Алексеевна, уезжая в новую столицу, заказала копию с иконы «Всех скорбящих радость». Икона Божией Матери была отвезена в Петербург. Но тут в документах появляется разногласие ― по одним источникам, на берега Невы поехала копия, а подлинник остался в Москве, другие источники утверждают обратное.

Следует заметить, что после прославления иконы Спасо-Преображенская церковь, где находился освящённый в её честь предел, стала именоваться в народе «Скорбященской» или «Всех скорбящих радость» на Ордынке. Можно с полной уверенностью утверждать, что та икона, которую оставила москвичам царевна Наталья, находилась в храме вплоть до революции. Дальше начинаются загадки.

После революции церковь была закрыта, её здание использовалось для государственных нужд. Есть версия, что хранившаяся там икона бесследно исчезла в период церковного лихолетья, а образ, находящийся ныне в восстановленной церкви, ― это подаренный ей Патриархом Алексием I список XVIII века. Но есть и другая версия, согласно которой подлинная икона чудесным образом пережила годы богоборчества и сейчас находится на своём прежнем месте.

Петербургская икона Богородицы

Оклад иконы

Однако перенесёмся в Петербург и проследим за той иконой, которую привезла сюда из Москвы родная сестра царя. Осталось так и невыясненным, оригинал это или копия, но, несмотря ни на что, и московская икона, и её петербургская сестра почитались в равной степени чудотворными. Это подтверждается тем, что, отправляясь в Прутский поход в 1711 году, царь приказал взять её с собой как залог небесного покровительства армии.

Царевна Наталья Алексеевна поместила привезённую ей икону в домовой церкви собственного дворца, который располагался на Шпалерной улице. В те годы там же находилось и знаменитое детище её брата ― Литейный двор, на котором отливались орудия для армии и якоря для флота. Там создавалась военная и экономическая мощь России.

Наталья Алексеевна не пожалела средств для святыни. Оклад иконы, выполненный из серебра и покрытый золотом, богато украсили фамильными драгоценностями. По установленной традиции, в него были помещены частицы мощей святых и прочие реликвии. Со временем благочестивая царевна устроила при своём дворце богодельню, к которой и отошла церковь после её кончины в 1716 году.

Почитание иконы царствующими особами

Через полвека императрица Екатерина II с особым почитанием относилась к чудотворному образу «Всех скорбящих радость». Икона Божией Матери придала ей силы в период эпидемии оспы, которая разразилась в 1768 году. Известно, что императрица одна из первых сделала прививку от этой страшной болезни себе и наследнику престола, подав тем самым пример остальным.

Он был очень важен, так как прививки в те годы являлись новшеством и были встречены в обществе со страхом и непониманием. Перед тем как решиться на подобный шаг, Екатерина II приехала в домовую церковь царевны Натальи. Молитва иконе «Всех скорбящих радость» вселила в неё уверенность. В результате прививки, сделанные по её примеру, спасли жизнь сотням людей. В знак благодарности вскоре был сделан новый, ещё более богатый оклад иконы.

Всех скорбящих радость на Ордынке

В период царствования её внука Александра I домовая церковь на Шпалерной была полностью перестроена по проекту архитектора Л. Руска, для иконы создали особую нишу с правой стороны от иконостаса. К этому периоду относится создание нового, третьего по счёту оклада для иконы.

Он был выполнен с необыкновенной щедростью. На его изготовление пошло почти семь килограмм золота. Кроме того, для украшения были использованы в большом количестве драгоценные камни. Фото с литографии иконы, сделанной в 1862 году, можно увидеть в этой статье. В оклад были помещены также частицы мощей многих святых. После торжественного освящения, которое было совершено митрополитом Григорием (Постниковым), оклад занял своё место.

Три списка с иконы

Надо также отметить, что в храме на Шпалерной кроме иконы, о которой идёт речь, находились ещё три сделанные с неё списка, однако они считаются утерянными. Известно только, что один из них практически не отличался по своим иконографическим особенностям от того, что привезла Наталья Алексеевна. Украшал его драгоценный оклад. В 1847 году икона была передана в собственность Спасо-Ефросиньевского монастыря в Полоцке, а её место заняла копия, выполненная живописцем П.М. Шамшиным.

О двух других списках известно, что они имели свои иконографические особенности. В их композицию были включены фигуры страждущих, что говорит об их более позднем написании. Живописная манера, в которой они были выполнены, более характерна для западной школы. Одна из икон находилась в верху помещения на хорах. Её авторство приписывают известному в то время художнику Ф.А. Бронникову. Другая же была создана специально в честь пятидесятилетнего юбилея перестройки храма. Она написана на медной доске художником И.А. Тюриным.

Несколько позднее была произведена перестройка церкви, и с тех пор она получила название Скорбящинской. Также была известна как Церковь иконы «Всех скорбящих радость». Просуществовала она до 1932 года, когда вместе со многими российскими храмами её закрыли. После этого бесследно исчезла и хранившаяся в ней чудотворная икона – семейная реликвия царевны Натальи.

В Петербурге, в Спасо-Преображенском соборе, есть икона, которую многие считают именно той, утраченной при закрытии храма на Шпалерной. Но это, к сожалению, ошибочное мнение. Старинная литография, сделанная с иконы, принадлежавшей царевне, доказывает их неидентичность. Более вероятно, что в Спасо-Преображенском соборе находится тот чтимый список, который, как известно, хранился в драгоценном окладе рядом с иконой Натальи Алексеевны и был передан в собор после закрытия домовой церкви.

Икона с грошиками

Среди петербургских богородичных икон есть одна по-своему уникальная. Называется она икона «Всех скорбящих радость» с грошиками. Существует предание, что однажды, в середине XIX века, её прибило невскими волнами к берегу рядом с имением купца Куракина. От них икона перешла к купцу Матвееву, который преподнёс её в дар часовне, построенной в честь иконы Тихвинской Божьей Матери в Деревне Клочки вблизи Петербурга. Находилась часовня рядом со знаменитым Петербургским стекольным заводом.

Известность эта икона получила после страшной грозы, разбушевавшейся над городом 23 июля 1888 года. Из документов, оставшихся с той поры, известно, что удар молнии, попавшей в часовню, опалил внутренние стены и находящиеся там иконы. Больше всего пострадала кружка для сбора пожертвований — она оказалась полностью разбитой. Осталась невредимой только находившаяся в часовне икона — дар купца Матвеева. Больше того, разлетевшиеся при ударе молнии монеты непостижимым образом накрепко пристали к поверхности иконы.

Храм

Когда после грозы открыли повреждённую часовню, то обнаружили, что образ Богородицы, прикреплённый ранее в углу на шнуре, от сильного удара опустился вниз. Но самым поразительным было то, что лик Божьей Матери, потемневший от времени, сам собой просветлел и обновился. Этому чуду было много свидетелей, молва о нём быстро разнеслась по Петербургу.

Её прославление началось с того, что по повелению правящего архиерея митрополита Исидора (Никольского) начались регулярные молитвенные службы перед иконой. К этому времени относятся и сообщения о первых чудесных исцелениях, совершившихся по молитвам перед этим вновь обретённым образом. Из записей явствует, что после того как 6 декабря 1890 года была совершена молитва иконе «Всех скорбящих радость», отрок Николай Грачёв 14 лет от роду получил исцеление от эпилепсии. Следующий случай зафиксирован в феврале 1891 года, когда 26-летняя Вера Белоногова, полностью потерявшая вследствие болезни горла способность говорить, вдруг обрела дар речи.

Разрушенный храм «Всех скорбящих радость» (Спб)

Благочестивый император Александр III в 1893 году отслужил молебен перед этой иконой. Через пять лет благодаря пожертвованным им финансовым средствам на специально отведённом участке возвели для неё каменный храм «Всех скорбящих радость». Высился он на набережной Невы. Однако в тридцатые годы его постигла та же участь, что и многие храмы нашей страны — он был снесён. Сейчас о нём напоминает только чудом сохранившаяся часовня.

К счастью, удалось спасти саму чудотворную икону, и теперь она находится также на Невском берегу, в церкви Пресвятой Троицы, которую в народе за её архитектурные особенности называют «Кулич и Пасха». В честь этой иконы установлен особый день празднования — 5 августа. Кстати, своё официальное название Петербургская икона «Всех скорбящих радость» с грошиками получила по личному указанию Патриарха Алексия II в 1998 году. На всех сделанных с неё впоследствии копиях монеты изображались краской.

Списки, прославившиеся чудесами

Известно, что многими чудесами прославились не только иконы, о которых уже упоминалось в данной статье, но и сделанные с них списки. По своему иконографическому типу эти иконы часто повторяют как московскую, так и петербургскую икону. Они находятся в разных концах страны, но предания о явленных ими чудесах становятся всеобщим достоянием.

Молитва иконе

Следует подробнее на этом остановиться. Самая известная из этих икон — Решнёвская. Её название происходит от села Решнёв, где для неё был специально выстроен храм «Всех скорбящих радость». По преданию, эту икону получила от странствующего монаха благочестивая и богатая помещица — М. Савич. На её средства и был построен храм.

Предание гласит, что в день его освящения свершилось чудо — по молитвам матери получил исцеление отрок, страдавший параличом. Сама эта икона несколько отличается от прочих икон подобного типа. Она почти полностью копирует «Иверскую Богоматерь», тем не менее, среди местных жителей и вообще среди своих почитателей именуется как икона «Всех скорбящих радость». Значение её для верующих состоит в ощущении реальности заступничества и помощи, ниспосылаемых Пресвятой Богородицей.

Списки иконы, прославившиеся в больницах и тюрьмах

Вот уже несколько столетий икона «Всех скорбящих радость» помогает больным, потерявшим всякую надежду на выздоровление. Примером этого является образ, находящийся в больнице, принадлежащей Киево-Печёрской лавре. Предание гласит, что пожертвовал туда икону основатель больницы ― князь Николай Святоша, позже прославленный в лике святых. Далее предание повествует, что больничный сторож не раз становился свидетелем того, как в больницу наведывалась никому не известная женщина, и те больные, к кому она подходила, вскоре выздоравливали. Был там и один монах, страдавший неизлечимой болезнью и готовый уже закончить свой земной путь. И вот однажды над его изголовьем в лунном свете появился отчётливый образ Богородицы. Больной увидел её и вскоре исцелился.

С давних времён в Вологде в тюремной больнице находилась чудотворная икона «Всех скорбящих радость». Значение её и там оценили. Люди, попавшие по своей вине или в силу обстоятельств за решётку, как никто другой нуждаются в помощи и заступничестве Пресвятой Богородицы. Жители города, почитавшие икону, сделали для неё серебряный с позолотой оклад и выносили на каждый крестный ход. К сожалению, этот чудотворный образ не сохранился до наших дней, бесследно исчезнув в годы революции.

Икона из Воронежа

Воронежская Богословская церковь также известна своей чудотворной иконой. Существует предание, что один из приближённых Петра I, проплывая в лодке по реке Воронежу, отказался причалить к берегу возле храма и поклониться находящейся в нём иконе. Он даже позволил себе весьма дерзостно выразиться по этому поводу. Однако разразившаяся вскоре буря, угрожавшая жизни и самого вельможи, и его свите, заставила его раскаяться в опрометчивых словах и, причалив к берегу, поспешить в храм. После того как он приложился к иконе, буря чудесным образом прекратилась. Эта икона почитается как чудотворная. Существует много свидетельств об исцелениях, происшедших по молитвам перед ней.

Икона Богородицы

Трудно перечислить все чудотворные списки с этой благодатной иконы. Их всегда почитали, для них строили храмы и часовни. Такая часовня «Всех скорбящих радость» была построена в Петербурге в 1915 году. Предназначалась она для помощи психически больным детям и строилась под патронажем императрицы Марии Фёдоровны. После революции она была закрыта и вновь освящена лишь в 1990 году.

Нельзя не вспомнить и список иконы, находящейся в Тобольске. Сведений о его создании немного, но искусствоведы полагают, что его написание можно отнести к концу XVI века. В храме эта икона была выставлена в драгоценном окладе и украшена многочисленными кольцами, крестами и привесами, пожертвованными прихожанами по случаю дарований помощи по молитвам. Характерно, что в особом почёте она была у городских купцов, среди них считалось залогом удачной коммерции пронести её по торговым рядам. К сожалению, эта икона не сохранилась до наших дней. Как и многие другие, она пропала в период революции.

Многие верующие люди в своих домашних собраниях имеют этот замечательный образ. Иконы в квартире всегда создают особую атмосферу. Даже люди, не отождествляющие себя с религией, ощущают исходящую от них благодатную энергию. Она действует независимо от нашего восприятия. Но если сердце человека согрето верой в Бога, то иконы становятся по истине чудотворными.

fb.ru

Всех Скорбящих Радость

Дата появления: Местонахождение: Чтимые списки Дата празднования
Икона Божией Матери
«Всех Скорбящих Радость»
Radost ordynka.jpg
Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

1688 год

Преображенская Скорбященская церковь, Москва

  • Всех скорбящих Радость с грошиками
  • Решневская Скорбященская икона

24 октября (6 ноября)

Изображения иконы на Викискладе

«Всех Скорбя́щих Ра́дость»[1], «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице…» — наименование иконы Богородицы, почитаемой в Русской православной церкви чудотворной. Известна в различных списках. На иконе изображена Богоматерь в сиянии мандорлы, окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени.

Согласно преданию, образ впервые был прославлен в 1688 году в Москве в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения) на Большой Ордынке, где, как считается, и хранится ныне (в честь иконы освящён северный придел храма). Празднование иконы совершается 24 октября (6 ноября). Некоторые списки с неё имеют свои дни празднования.

Иконография

«Всех Скорбящих Радость» — начальная строка одной из богородичных стихир[2]. По-видимому, первой иконой с таким названием был известный только по упоминанию в документах образ, написанный в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым[3], работавшим в европейской стилистике.

Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским влиянием[4] (Мадонна во славе, Мизерикордия, Ружанцова, Непорочное зачатие Девы Марии; из православных — Живоносный источник, Образ умиления и посещения в беде страждущим, слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку). Исследователи отмечают, что иконография «Всех скорбящих Радости» не получила «единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов»[5]. Ранние изводы XVII века первоначально не имели изображений страждущих. Они появляются только после прославления иконы в 1688 году.

Помимо изображения Богородицы, традиционно включает в себя изображения людей, обуреваемых недугами и скорбями, и ангелов, совершающих благодеяния от имени Богоматери. Богоматерь изображается в рост, стоящей в мандорле (сиянии) и в окружении ангелов, (с Младенцем на левой руке, но чаще без него). Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная. Дева Мария стоит на полумесяце (образ из иконографии апокалиптической Жены, облечённой в солнце — Откр. 12:1) или на облаках. В руке Богородицы чётки (ранний и редкий вариант, возник под влиянием католического розария[6]), свиток или хлеб. Существуют извод, где Богоматерь изображается без Младенца со скипетром в правой руке, тогда как левой передаёт «алчущим питание», хлеб[источник не указан 380 дней].

Несмотря на то, что иконография «Всех скорбящих Радости» сложилась после церковного раскола, связанного с реформами патриарха Никона, образ пользовался популярностью у старообрядцев[4]. Иконописцы из старообрядческих мастерских села Ветка в Белоруссии писали многочисленные списки этой иконы, в том числе и в его западном типе Мизерикордия.

История иконы

Храм на Ордынке. Церковь была перестроена в конце XVIII века Василием Баженовым, а после пожара Москвы в 1812 году — Осипом Бове.

Прославление

Икона «Всех Скорбящих Радость» впервые прославилась как чудотворная в 1688 году, в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке. Когда и при каких обстоятельствах икона попала в этот храм, точных сведений нет. Скорее всего, это произошло в 1685 году, когда церковь была заново отстроена из камня на пожертвования Евдокии Васильевой Акинфовой[4]. К 1688 году икона была уже настолько ветхой, что после прославления её укрепили вставками кипарисового дерева.

Чудо, прославившее икону, по преданию, заключалось в исцелении по молитве к иконе родной сестры Патриарха Московского Иоакима Евфимии Петровой Папиной[5]. Церковная запись Преображенской церкви сообщает: «В Лето 7196 месяца Октовриа в 24-й день… в царствующем граде Москве… Бе некая вдова именем Евфимия, Петрова дщерь, по реклу Папина, Святейшего же кир Иоакима патриарха единоутробная сестра… лежаше она на одре своем еле жива сущи, продолжашебося болезнь ея годичное время, яко видетися уже ей к смерти, но и внутреннимъ являтися из боку ея»[7].

По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Ефимия Папина однажды во время молитвы услышала голос:

— Евфимия, отчего в страдании твоём не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?
— Где же найти мне такую Целительницу? — отвечала Евфимия, изумлённая голосом.
И был ответ:
— Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.
Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего[8].

Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона «Всех скорбящих Радость», попросила принести её к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из «Сказания об иконе», написанного практически сразу после совершения чуда. Служба иконе «Всех скорбящих Радость» по образцу службы иконе Божией Матери «Одигитрия» и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским[5].

Дальнейшая история

Уменьшенный точный список с московской иконы (1710 год)

Событие получило широкий отклик (так как Ефимия была родной сестрой покойного патриарха), «помимо Сказания были составлены служба и молитвы иконе, а изографы царской иконописной мастерской при Оружейной палате стали создавать с неё списки»[4]. Церковь Преображения на Ордынке стала известной в народе не как Спасо-Преображенская, а как Скорбященская — по приделу, посвящённому чудотворному образу. Согласно одной из версий, в 1711 году икону увезла из Москвы царевна Наталья (см. ниже), оставив вместо неё список. По другим версиям, царевна, напротив, увезла список, оставив оригинал в Москве.

При советской власти церковь была закрыта и превращена в фондохранилище Государственной Третьяковской галереи. По некоторым сведениям, хранившаяся там икона бесследно исчезла. Та икона, которая хранится сейчас на Ордынке, по одной из версий, является вкладом патриарха Алексия I, подарившего её храму, когда в нём в 1948 году были возобновлены службы[4]. Это точный список с первоначальной иконы, созданный, по-видимому, во второй половине XVIII века. По другой версии, это именно та икона, которая находилась там до закрытия храма[5].

Особенности иконографии

Московская икона «Всех скорбящих Радость» изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Это указывает на патрональный характер иконы, которая вероятно была написана именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где находился придел преподобного Варлаама Хутынского[6] (до постройки каменного храма на его месте была деревянная церковь в его честь). Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Списки

Список царевны

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Около 1710—1711 года царевна Наталья Алексеевна (сестра Петра I), переезжая вместе со двором в Санкт-Петербург, вывезла икону «Всех скорбящих Радость» из церкви Преображения на Ордынке. Все справочники по богородичным иконам по этому пункту расходятся во мнениях: некоторые считают, что она увезла список, другие, что список был оставлен в Москве вместо оригинала. В любом случае, обе иконы — московская и петербургская равно почитались как чудотворные. Сообщается, что эта икона была в рядах русских войск в Прутском походе 1711 года.

Икона, привезённая царевной в Петербург, была украшена окладом и поставлена в домовой церкви Воскресения Христова при её дворце за Литейным двором на Шпалерной улице. Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. В 1713 году при дворце была устроена богадельня, к ней после смерти царевны в 1716 году приписали её домовой храм. Императрица Екатерина II также почитала икону и в 1768 году во время эпидемии оспы ходила к ней на богомолье перед тем, как сделать прививку от этой болезни себе и наследнику Павлу Петровичу[5]. При Екатерине II был создан также новый оклад для иконы. В 1817—1818 годах по проекту архитектора Л. Руска церковь полностью перестроили, и икону установили в особой нише справа от иконостаса.

Список иконы был выполнен на кипарисной доске размером 69,0 × 51,2 см. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом[9]. В него поместили мощи многих святых и после торжественного освящения 3 августа, совершённого митрополитом Григорием (Постниковым) возложили на икону.

В храме также находилось три копии, сделанных со списка царевны, ни одна из которых не сохранилась:

  • первая точно повторяла иконографию списка царевны и была украшена окладом, сделанным ещё при царевне Наталии Алексеевне. В 1847 году её без оклада передали в полоцкий Спасо-Ефросиниевский монастырь, а в храме поместили её копию работы П. М. Шамшина.
  • две другие имели видоизменённую иконографию с добавлением фигур страждущих и были выполнены в живописной манере. Одна (293,4 × 226,7 см) находилась на хорах и была написана в 1858 году художником Ф. А. Бронниковым. Вторая (213,5 × 124,5 см) находилась в нише на наружной стене. Она была создана в 1869 году художником И. А. Тюриным на медной доске в память пятидесятилетия перестройки храма.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви. В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

В петербургском Спасо-Преображенском соборе сейчас находится икона, которая считается образом Натальи Алексеевны, но, как отмечают исследователи[4], это заблуждение, так как сохранилась старинная литография с изображением иконы царевны, и икона из Спасо-Преображенского собора с ним не совпадает. Возможно, это чтимый список в драгоценном окладе, который, как известно из документов, хранился рядом с иконой царевны в Скорбященской церкви. По-видимому, именно его и перенесли в собор при закрытии церкви.

Список «с грошиками»

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость с грошиками» (оригинальный образ из церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха», Санкт-Петербург)

Всех скорбящих Радость с грошиками — список с иконы «Всех скорбящих Радость» с прилипшими к красочному слою во время пожара медными монетами (на списках с иконы монеты изображаются краской). Имеет размеры 53,5 × 35,5 см, относится к типу «Умиление и посещение в беде страждущим». По стилю живописи датируется XIX веком. В честь иконы установлено отдельное празднование — 23 июля (5 августа), а распоряжением патриарха Алексия II от 2 апреля 1998 года указано именовать её Санкт-Петербургской иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками[5].

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. Почитание иконы началось после того как 23 июля 1888 года над Петербургом и его окрестностями была сильная гроза:

Молния с силой ударила в часовню у Стеклянного завода, обожгла внутренние стены, но не коснулась образа Богоматери, несмотря на то, что другие иконы были опалены пламенем, а кружка для сбора подаяний совершенно разбита. Образ Владычицы прикреплён был в часовне в углу на шнурке. От громового удара икона спустилась на землю, причём лик Богоматери, сильно потемневший от времени и копоти, как бы просветлел и обновился. Двенадцать[10] же медных монет из разбитой кружки каким-то образом оказались прикреплёнными в разных местах к образу[8].

Известие о случившемся быстро распространилось по городу и на следующий день с благословения митрополита Исидора (Никольского) началось служение молебнов перед иконой. Вскоре появились сообщения о чудесных исцелениях от иконы. К первым из них относятся: 6 декабря 1890 года — 14-летнего Николая Грачева, страдавшего припадками, и 7 февраля 1891 года — 26-летней Веры Белоноговой, лишившейся голоса из-за болезни горла[11].

В 1893 году император Александр III молился в часовне и пожертвовал деньги и земельный участок на строительство каменного храма, который был освящён 2 августа 1898 года (авторы проекта А. И. фон Гоген и А. В. Иванов).

В 1930-е годы церковь на набережной Невы была снесена (сохранилась лишь часовня; проспект Обуховской Обороны, 24), и в настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Празднование иконе «Всех скорбящих Радость с грошиками» совершается 23 июля по юлианскому календарю (5 августа в XX и XXI веках). В московском храме на Ордынке 23 июля празднуется так же, как и 24 октября, хотя не считается престольным праздником.

Другие списки, почитаемые чудотворными

Известны многочисленные списки образа Богородицы «Всех скорбящих Радость», находившиеся в различных городах России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Им приписывают различные чудеса, послужившие причиной их местного почитания. Ниже приведён ряд наиболее известных списков, с которыми связаны самостоятельные предания.

Список иконы из Церковно-археологический кабинета Московской духовной академии (иконографический тип Мизерикордия, московская школа, 1713 год)
  • Решневская[12] — получена в дар от странствующего монаха благочестивой вдовой Марией Савич, которая, получив от иконы чудесную помощь, построила ей каменный храм в селе Решнёве Кременецкого уезда Волынской губернии. В 1650 году при освящении храма по молитве матери был исцелён от паралича младенец.
    Икона является копией Иверской, но местными жителями именуется «Всех скорбящих Радость». Празднование иконе совершается 7 августа (24 июля по юлианскому календарю).
  • В церкви больницы Киево-Печерской Лавры, поставленная туда, по преданию, основателем больницы святым князем Николаем Святошей[13]. Образ прославился многочисленными исцелениями. По преданию, сторож больницы замечал несколько раз женщину, приходившую в больницу к тяжелобольным, которые после этого выздоравливали. Однажды он увидел на стене над умирающим монахом в отблеске лунного света изображение Богоматери. Больной тоже увидел это видение и выздоровел.
  • В вологодской тюремной больнице, принадлежавшая, согласно позднему и недостоверному преданию, святому князю Ивану Андреевичу (в иночестве Игнатию). Икона участвовала во всех городских крестных ходах. Не позднее 1827 года икону украсили серебряным позолоченным окладом. Этот список не сохранился.
  • В Воронеже в Богословской церкви. По преданию, в царствование Петра I один воевода, проезжая по реке Воронеж мимо храма, отказался от предложения адъютанта поклониться иконе, сказав: «У вас всё чудотворно». Поднявшаяся буря, грозившая затопить лодку, вызвала у воеводы раскаяние и желание приложиться к иконе, что и было им исполнено. Икона почиталась чудотворной, ей приписывали многочисленные исцеления и в благодарность за них украшали вотивными привесами. Ей было установлено дополнительное празднование на третий день после дня Святой Троицы.
  • Список из тверской кладбищенской церкви, первоначально находившийся в кафедральном соборе города. Первое сообщение об исцелении от него датируют второй половиной XVIII века. В дальнейшем исцеления списку приписывались неоднократно, и к 1776 году икона была украшена многочисленными вотивными привесами. Особо икона прославилась исцелениями в холерные 1848 и 1853 годы[14]. После эпидемии её украсили серебряным золочёным окладом.
  • В Тобольске находился список иконы, созданный на рубеже XVII—XVIII веков (подновлён в 1745 году). Начало почитания иконы неизвестно, но в 1752 году, когда её переносили в новый храм, на ней уже был серебряный золочёный оклад. Храмовая опись 1795 года сообщает, что на иконе было множество вотивных привесов, колец, крестов и драгоценных камней. Икона особо почиталась купцами, которые ежегодно носили её в торговые ряды для молебнов. Икона не сохранилась, по её воспроизведениям XIX века (во многих храмах Тобольска были её чтимые списки) известен её размер 71 × 53 см. Иконография относилась к типу «Умиление и посещение в беде страждущим» (Мизерикордия).
  • Список из Скорбященской церкви Дома милосердия в Харбине (Китай), основанного в 1920-х годах. Икона была даром сотрудницы епископа Нестора (Анисимова), и вскоре священник обнаружил обновление тёмных красок на иконе, приведшее к обновлению образа[15]. Это стало началом почитания иконы среди православных Харбина. В 1950-х годах церковь была закрыта, и вся её утварь и убранство перешли государству. Староста церкви З. Л. Тауц-Зверева смогла получить разрешение вывезти икону в Гонконг, откуда в 1965 году её перевезли в США, где поместили в синодальном соборе Русской православной церкви заграницей.

Гимнография

Тропарь, глас 2-й

Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак, глас 6-й

Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Молитва[16]

О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих Радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем беспомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о, Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости Ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити. Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыша, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей; Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подавши. Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению: приими, всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас, недостойных, от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческая, буди нам помощница неотступная во все дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранена Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ru.wikipedia.org

Храм на Ордынке "Всех скорбящих Радость". Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость": значение

Известная в столице улица - Большая Ордынка - по праву называется местом золотых куполов. Среди верующих особенно почитаема церковь «Всех Скорбящих Радость». Это намоленное место впервые упоминается в летописных источниках 1571 года. В то время храм был известен под другим названием, как церковь Варлаама Хутынского. Согласно предположениям историков, он был возведён в 1523 году во времена митрополита Варлаама, во имя его небесного заступника и покровителя. В 1625 году священнослужители провели здесь освящение престола во имя Преображения Господня. В настоящее время это главный престол Скорбящей церкви.

храм на ордынке всех скорбящих радость

Храм на Ордынке «Всех Скорбящих Радость» в 1683/85 годах был выстроен в камне. Через несколько лет в его стенах произошло чудо: одна из прихожанок получила полное исцеление от образа Богоматери. Как гласят предания, сестра патриарха Иоакима испытывала сильные страдания от болезненной раны в боку. Она взывала в молитвах о помощи. Однажды до Евфимии донёсся таинственный глас, указавший, что ей следует отслужить водосвятный молебен у иконы Царицы Небесной в Преображенском храме. Женщина поняла, что услышала зов самой Всезаступницы. Она исполнила все указания и исцелилась. С тех пор икона славится как чудотворная, и до сегодняшнего дня образ почитаем всеми православными верующими страны.

Храм на Ордынке «Всех скорбящих Радость» в 1922 году во время изъятия церковных ценностей был разорён. Все украшения и утварь были экспроприированы (более 65 кг серебра и золота). В 1933 году его закрыли, большевики сняли колокола, но внутреннее убранство осталось практически нетронутым.

Во время Великой Отечественной войны храм на Ордынке «Всех скорбящих Радость» был запасником Третьяковской галереи. В 1948 году его вновь открыли для богослужений.

Архитектура

Церковь «Всех скорбящих радость» представляет особый интерес благодаря своим архитектурным решениям. Её колокольня обладает редкой формой. Здание выстроено в виде цилиндрической ротонды, с окнами-арками полукруглой формы и ионическими двухколонными портиками. Внутри расположено 12 колонн, служащих опорой небольшому барабану с куполом в виде полусферы и шаровидной главой. Характерной особенностью внутреннего убранства является размещение подсвечников. Они находятся наверху, служители поднимаются по переносной деревянной лестнице, чтобы поставить свечу.

всех скорбящих радость молитва

Образа

Икона «Всех скорбящих радость» – это удивительное явление в истории иконописи. Существует множество документальных свидетельств о чудотворных деяниях этого образа. Перечень таких документов едва ли не самый длинный в истории Православия.

Иконы и списки «Всех скорбящих радость»: значение в Православной вере

«Всех скорбящих радость» – первая строка одной их стихир. Даже название этого образа послужило тому, что он стал отличаться такой распространённостью в нашей стране. Помимо первой иконы, расположенной в московском храме, насчитывается около двух десятков местночтимых и чудотворных списков.

Душе русского человека очень близок и понятен скрытый в наименовании иконы смысл. У образов «Всех скорбящих Радость» значение раскрывается так: это безоглядное упование верующего на Пречистую Богородицу, повсюду спешащую облегчить скорбь, утешить, избавить людей от скорби и страданий, дать больным исцеление и нагим одеяние…

церковь всех скорбящих радость

Иконография

На иконе изображена Богородица в полный рост, с младенцем на руке или без него. Всезаступницу окружает сияние мандролы. Это нимб особой овальной формы, вытянутой в вертикальном направлении. Богородицу окружают ангелы, в облаках изображена Троица Новозаветная и Господь Саваоф.

Этот принцип иконографии сложился на Руси в семнадцатом веке под влиянием западноевропейских традиций. Иконография образа не смогла получить единой завершённой композиции и представлена в церквях во множестве вариантов. Самыми известными считаются два типа иконописи – с младенцем на руках, как в храме на Ордынке, и без него.

Особенностью иконы является то, что вместе с Богоматерью на ней изображаются люди, мучимые скорбями и недугами, и ангелы, которые совершают благие деяния от имени Всеспасительницы.

Икона «Всех скорбящих радость» с грошиками

Образ прославился в Петербурге в 1888 году, когда в часовню, где она размещалась, ударила молния. Икона осталась целостной, к ней лишь прилипли медные копейки (грошики). Впоследствии на этом месте был построен храм. Знаменитая икона «Всех скорбящих радость» с грошиками находится в нём и по сей день.

икона всех скорбящих радость

Как молиться Царице Небесной

К чудотворной иконе «Всех скорбящих радость» молитва должна возноситься с чистым сердцем и помыслами. Просить заступницу о помощи могут все нуждающиеся, больные люди, матери, ожидающие детей с войны, целые семьи, где случилась беда.

Молитва Пресвятой Деве

"Царица преблагая, Надежда моя, Богородице, Заступница сирым и странным Покровительница! Скорбящим Радосте, обиженным Предстательнице! Узри мою беду, узри мою скорбь: помоги мне немощному рабу Божьему (имярек). Обиду мою разреши по воле своей. На твою помощь уповаю. Только тебя, Богоматерь, о помощи прошу! Аминь".

Священнослужители советуют, как можно чаще обращаться к образу «Всех скорбящих Радость», молитва может быть произнесена своими словами, главное – искренность и истинная вера прихожанина.

Списки с иконы Царицы Небесной

Когда в 1711 году царь Пётр Первый вместе с приближёнными переезжал в Санкт-Петербург, его сестра поставила в новой дворцовой церкви список с иконы Всезаступницы. Позже во имя Богородицы в Северной столице был отстроен целый храм, что пришлось на период царствования Елизаветы Первой.

всех скорбящих радость значение

Как и когда можно посетить храм

Церковь находится в Москве, улица Б. Ордынка, дом 20. Доехать до места можно на метро, до станций «Третьяковская», «Новокузнецкая». Храм на Ордынке "Всех скорбящих Радость" доступен для посещения ежедневно, с 7.30 до 20.00 вечера.

Вместо завершения

Один из самых старых и известных храмов столицы всегда готов принять прихожан. Доступ к чудотворной иконе открыт всегда, но, возможно, придётся отстоять небольшую очередь.

fb.ru

Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Икона Всех Скорбящих Радость – это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа – едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.

Всех скорбящих Радость — начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Иконография
На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба — сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.

Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных — «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции и существует во множестве вариантов . Но наиболеее известны два типа - с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода "с грошиками").

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

История иконы
Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году , в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Однажды утром она услышала голос: «Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый "Всех скорбящих Радость". Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».

Храм Преображения на Ордынке

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм – тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона. Утрачен ли первоначальный список – точно неизвестно.

Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь – Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» , еще одно название – Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке – один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу "Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»
В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны . Обе иконы — московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства – Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви . В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»
Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет .

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской) . Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств) . 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.

Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование — 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Другие списки иконы
В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета). С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме – залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного – нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой – непременно получает помощь и отклик.

Серия сообщений "иконы":
Часть 1 - Без заголовка
Часть 2 - Утоли мои болезни
...
Часть 8 - Феодоровская икона Божией Матери
Часть 9 - Икона Божией Матери «Достойно есть» (или «Милующая»)
Часть 10 - Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
Часть 11 - Икона Божией Матери «ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА»
Часть 12 - «Неупиваемая Чаша»
...
Часть 25 - Иконография Рождества Пресвятой Богородицы: иконы, мозаики, фрески
Часть 26 - Икона Божией Матери, именуемая «Всецарица» («Панта́насса»)
Часть 27 - Икона «Владимирская Божия Матерь»: в чем помогает и как правильно молиться?

liveinternet.ru

ИКОНА "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ" С ГРОШИКАМИ

Цитата сообщения Декабрина Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
ИКОНА "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ" С ГРОШИКАМИ

НАШЛА ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ ИКОНУ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ" С ГРОШИКАМИ, КОГДА-ТО В АРЗАМАСЕ Я УВИДЕЛА ЭТУ ИКОНУ И ВОТ ВСПОМНИЛОСЬ. ТАКИЕ КРАСИВЫЕ ЛИКИ НА ИКОНАХ, ТАКАЯ ПО НАСТОЯЩЕМУ РАДОСТЬ СОЗЕРЦАТЬ ЛИК БОГОРОДИЦЫ.

Церковь "Всех Скорбящих Радость" иконы Божией Матери (с грошиками) подворья Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря 1909г

Уже со второй половины XVIII века в селении Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте стояла деревянная Тихвинская часовня с иконой Тихвинской Б.М. Икона этой часовни по преданию была обретена в водах Невы. Часовня была поставлена возле перевоза к дер. Клочки. Во время наводнения 1824 г. часовню унесло на противоположный берег в деревню Клочки. Часовню было решено оставить там. Для возвращенной жителями Клочков иконы на прежнем месте Д. Туляковым была возведена новая деревянная часовня. Часовня знаменита Скорбященской иконой. Икона Божией Матери "Всех скорбящих радосте" была родовой святыней в семье купца Матвеева - семейная легенда гласила, что один из предков купца нашел эту икону на берегу Невы. Сам купец однажды попал на Неве в сильнейшую бурю, его лодка перевернулась, и, уцепившись за доску, купец обратился с мольбой о спасении к домашней иконе. Волны вынесли его на берег возле Тихвинской часовни. В благодарность за спасение купец пожертвовал часовне родовую святыню. Эта икона изестна как икона Б.М. „с грошиками". Икона прославилась в 1888 г., когда во время грозы часовня загорелась. Во время пожара икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты. 12 монет прилипли к иконе и держались на ней непонятным образом (позднее 1 монета отпала). Причем ни одна монета не закрыла лик на иконе и не была вдавлена в краску. Так же обнаружилось, что лик на Скорбященской иконе обновился. С тех пор возле иконы стали происходить случаи исцеления. Молва быстро прославила икону, поток народа стал столь велик, что стали задумываться о строительстве церкви. Богоматерь "Всех скорбящих Радость" - это список московской святыни. В Москве икона находилась в церкви Преображения на Ордынке. Икона прославилась в 1688 г. чудом исцеления родной сестры патриарха Иоакима. Сестра Петра I Наталия Алексеевна из благоговения к этой иконе сделала с нее список и в 1711 г. привезла в Санкт-Петербург. Икона стала одной из главнейших святынь Санкт-Петербурга и почиталась как чудотворная. Позже образ был перенесен в Преображенский собор, где пребывает и поныне. С иконы делали многочисленные списки и упрощенные реплики, одна из которых и прославилась в 1888 г. в часовне на Стеклянном заводе. Икона "с грошиками" несколько отличается от иконы "Всех скорбящих Радость", прославившейся в Москве в 1688 г. Богоматерь изображена во весь рост, но без Младенца и без короны. Она предстает перед молящимися в обычной одежде, в белом плате на голове. Фигуры ангелов и людей по размеру значительно уступают Ее изображению. Но главное отличие этого образа от других - монетки, прилепившиеся к иконе. Их изображают и на списках с чудотворной иконы. На московской иконе Богоматерь изображена с младенцем. Весной 1893 г. император Александр Ш, проезжая с семьей по Шлиссельбургскому тракту, с благоговением молился у иконы. Вскоре была выделена земля для строительства храма. В 1893-1898 гг. рядом с часовней была построена Скорбященская церковь. Икона оставалась в часовне и переносилась в церковь для богослужений. В 1906-1909 гг. возле храма была устроена каменная часовня. Авторы проекта - арх. А. И. фон Гоген и А. В. Иванов. Историческую деревянную часовню разместили внутри новой, в ее правой части. В 1911 г. возле часовни со стороны Невы была похоронена известная странница и богомолка Матренушка-босоножка (в миру Матрена Петровна Мыльникова). Церковь закрыли в ноябре 1932 г. Сначала хотели передать здание под общежитие завода "Большевик", но позднее снесли, якобы для расширения территории речного порта. После закрытия церкви, часовня действовала как приходской храм, потом была передана обновленцам, а в 1938 г. окончательно закрыта и передана Володарскому районному штабу МПВО. Чудотворный образ был передан в Троицкий храм "Кулич и Пасха", где находится и поныне. В начале 1990-х гг. обезглавленная часовня была возвращена епархии. В 1996 г. начался ремонт, который закончен в 2008 г. В настоящее время это храм подворья Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря. 4674362________20110404_1509406877 (498x600, 101Kb) 4674362_Radost_s_groshikami477x600 (477x600, 118Kb) 4674362_vseh_sko (500x618, 252Kb) -Образ из храма Петра и Павла в Крутицах г. Москва.

Она – в столичном граде, но не вхожа в Летний Сад и на «бульвар» — Невский проспект, где гуляют «благородные кавалеры с дамами». Её не пускают туда – как не пускали и блаженную Ксению… Её место – на рабочей окраине, и всё её имение роздано нагим, больным и нищим, которых нашла она на дорогах и под изгородями (Лк.14:23).

Всех их, забытых и брошенных, нищих и бомжей, не умеющих жить, и прочих лузеров, которых не пускают «на бульвар», призывает, зовет Церковь, убеждает придти и наполнить дом Сына Божия, придти на брак и вечерю великую.

Она зовет всех вкусить хлеба и вина Премудрости (Притч.9:1-6)– и раздает воду жизни даром (Откр. 22:17). Прост наряд её – так же просто одевались царственные и благородные жены и вдовы, когда навещали в приютах и госпиталях больных и раненых.

Церковь – нищая странница в мире –

Как скала, как стрела — от алеф и до тав,

по кирпичным дорогам, по тропам меж трав,

среди странствий своих ткёт червленую нить,

смеет тварей Господних с ладони кормить —

что о крыльях, копытах и многих очах,

что поя, вопиют, и взывают, крича,

бесприютна, бездомна, седа и юна,

неприступная, словно в огне купина….

…Удар молнии в кружку с грошиками, принесенными как пожертвование, вдовицами и бедняками в храм, — как сияющее явление Бога Живого в нищете этого мира с его роскошными садами и бульварами, камением и зданиями (Мк.13:1). Ведь Христос Воскресший, несущий раны от смерти Крестной на теле Своем, тоже сравнивается в византийских гимнографических текстах с молнией.

Древние верили, что от удара молнии в раскрытые створки раковины, лежащей на самой глубине вод морских, вод бездны, таинственно зарождается жемчуг, и этот образ приводил преп. Ефрем Сирин, когда говорил о таинственном Рождестве Сына Божия. Рожденный от Духа Свята и Марии Девы, Он пришел для того, чтобы потом путем крестным сойти во ад и божественной молнией осветить его темные, беспросветные глубины. Он осветил все его углы, ища человека – каждого человека, без сарказма Диогена, но с величайшим состраданием к людям – потерянным неудачникам перед Богом Живым.

Для Бога неважно, что люди стали неудачниками, и, промахнувшись, (а грех – это по-гречески «промах», «амартия») не попали в цель. Он стал совершенным Человеком, Он попал в цель вместо них – чтобы никто более не промахивался. Новое человечество собрано вокруг Него – символом этого были двенадцать Его апостолов, символизировавшие двенадцать колен Израилевых.

…Икона Богоматери, висящая на шнурке, от удара грома опустилась со стены вниз, к людям, и двенадцать монет остались навек запечатленными на ней. На главе Богоматери – белый плат. Церковь Его – та жемчужина, за которую все отдал Сын Божий (Мф.13:45; Филипп. 2:7)

И обрёл Он Церковь Свою, и она возлюбила Его, и странствует, нищая, за Ним, Нищим Странником – куда бы Он ни пошёл (Откр.14:8).

И копейка с изображением святого великомученика Георгия Победоносца, та самая, которую –единственную! – брала в милостыню блаженная Ксения, бездомная странница Петрова града, есть символ победы Христа и свободы Его Невесты – Церкви.

Здесь нет больше разделения на тех, кого пускают в Летний Сад, и кого гонят прочь – ибо здесь во всём и везде Христос Бог, разрушающий все преграды.

Она, Церковь Его, взирает на барыню и нищенку, на бомжа и менеджера, приходящих к Нему в своей великой беспросветной нищете. И раздает она, Церковь, Христа – ибо ничего у нее нет, лишь только Сам Христос, Сын Божий.

Освободив потоки вод,
Замки срывая с рек,
Он собирает хоровод,
Неистовый Хорег!

Но кто за Ним дерзнет пойти,
Сквозь свет и синеву –
Пить от потока на пути
И вознести главу?

Подаст Он ланям водопой,
Замки срывая с рек –
Веселый Странник, Бог Живой,
Убитый Человек.

Но – посмотри! – средь света дня
Зовет Он в хоровод!
Не опалит Его луна,
И солнце не ожжет.

Лишь Серафим со взмахом крыл,
что светел, синь и ал,
в смятенье помнит, как Он жил
и как Он умирал.

Но — не дано теперь прервать
Веселый путь Его!
…Лишь Сам Себя Он может дать,
А больше – ничего.

Его рука раздвинет рожь,
Пронзенная гвоздьми,
И, хоть охватит сердце дрожь,
Но – хлеб из рук возьми!

Освободив потоки вод,
Замки срывая с рек,
Он созывает хоровод,
Неистовый Хорег

Ольга Джарман

4674362_vseh_skorbyachih_radoste (506x700, 84Kb)

Акафист к иконе в следующем посте.

Серия сообщений "Молитвы":
Часть 1 - "Святителю отче Николае, моли Бога о нас!"
Часть 2 - Молитва, которая поможет изменить вашу жизнь.
...
Часть 11 - Колокольный звон (Господи помилуй)
Часть 12 - Редкая молитва Архистратигу Михаилу
Часть 13 - ИКОНА "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ" С ГРОШИКАМИ
Часть 14 - ИКОНА ПРСВ.БОГОРОДИЦЫ "НЕРУШИМАЯ СТЕНА"
Часть 15 - АКАФИСТ К ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ" ЧАСТЬ 1
...
Часть 18 - Сильная молитва к священномученику Киприану от бесов и колдовства разного
Часть 19 - МОЛИТВА СВЯТОГО КИПРИАНА
Часть 20 - Молитва для тех,кого преследуют неудачи.

liveinternet.ru

Читайте также