Контрольное кормление ребенка проводят для определения

КОНТРОЛЬНОЕ КОРМЛЕНИЕ (ВЗВЕШИВАНИЕ)

I. ЦЕЛЬ: определить количество высосанного молока.

II. ПОКАЗАНИЯ: назначения врача.

III .ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: нет.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: не оставлять ребенка без присмотра. Информировать маму о целях и порядке проведения взвешивания, получить согласие.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство ребенка.

IV. ОСНАЩЕНИЕ: весы электронные ,чистая ветошь, дез. раствор.

V: Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

Подготовка к процедуре:

1. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

2. Обработать весы дез. раствором.

3. Отрегулировать весы.

Выполнение процедуры:

4. Завернутого ребенка взвесить.

5. Провести кормление в течение 15-20 минут.

6. Взвесить ребенка после кормления.

Окончание процедуры:

7. Определить разницу в массе до и после кормления, которая будет соответствовать количеству высосанного молока.

8. Повторно обработать весы дез. раствором.

9. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.

10. Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

ПРИМЕЧАНИЕ: проводить контрольное взвешивание в спокойной, доброжелательной обстановке, в часы, соответствующие режиму кормления данного ребенка. Желательно провести данную процедуру не менее 3-х раз в разное время дня.

Технология выполнения простой медицинской услуги

КОРМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

I. ЦЕЛЬ: обеспечить кормление грудным молоком, при его отсутствии - молочными смесями.

II. ПОКАЗАНИЯ: удовлетворение физиологической потребности в пище.

III .ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: нет.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: не оставлять ребенка без присмотра, предупредить заглатывание воздуха, обеспечить кормление смесью, приготовленной в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство, затруднения при кормлении грудью со стороны матери или ребенка, отказ от еды, рвота.

IV. ОСНАЩЕНИЕ: молочные смеси, сцеженное грудное молоко, бутылочки, соски, маска, косынка.

V. Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

studopedia.ru

Контрольное кормление (взвешивание).

Цель:

- определить среднее количество молока, получаемого ребенком при кормлении грудью.

Оснащение:

- набор для пеленания с памперсом;

- набор для подготовки матери к кормлению;

- чашечные весы;

- дезинфицирующий раствор, ветошь, бумага, ручка.

Обязательное условие:

- в течение суток необходимо провести минимум 3 контрольных кормления (утром, днем и вечером),

так как в различное время суток у матери разное количество молока.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

Объяснить маме (родственникам) цель и ход

выполнения процедуры.

Обеспечение права матери на информацию.

Подготовить необходимое оснащение.

Обеспечение четкости выполнения

процедуры.

Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Надеть на ребенка памперс и запеленать.

При использовании памперса исключаются погрешности в полученных данных.

Подготовить мать к кормлению.

Исключение инфицирования ребенка во

время кормления, создание комфортных

условий для проведения кормления.

Обработать весы дезинфицирующим раствором и подготовить их к работе.

Ребенка необходимо обложить с трех сторон.

Выполнение процедуры

Взвесить ребенка и зафиксировать полученную

массу.

Регистрация исходного веса ребенка.

Передать ребенка матери для кормления грудью в

течение 20минут.

Достаточное время для всасывания ребенком

необходимой дозы молока и удовлетворения сосательного рефлекса.

Повторно взвесить ребенка ( не меняя пеленок в

случае мочеиспускания и дефекации) и

зафиксировать результат. Определить разницу

полученных данных ( при взвешивании ребенка до и

после кормления).

Определение количества высосанного

ребенком молока.

Завершение процедуры

Передать ребенка маме или положить в кроватку.

Обеспечение безопасности ребенка.

Протереть весы дезинфицирующим раствором,

снять перчатки. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Рассчитать необходимое ребенку количество молока

на одно кормление( объемный или калорийный

метод).

Необходимое кол-во молока зависит от

возраста и массы тела ребенка.

Оценить соответствие фактически высосанного

молока ребенком долженствующему количеству.

Оценивается степень процесса лактации у

матери. Решается вопрос о дальнейшем

виде вскармливания малыша.

Измерение температуры тела в паховой складке и подмышечной области.

Цель:

- определить температуру тела ребенка.

Оснащение:

- медицинский термометр, часы;

- марлевые салфетки 2 шт.;

- лоток с дезинфицирующим раствором;

- температурный лист, ручка.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

Объяснить маме (родственникам) цель и ход

выполнения процедуры.

Обеспечение права матери на информацию.

Подготовить необходимое оснащение.

Обеспечение четкости выполнения

процедуры.

Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Достать термометр из футляра, встряхнуть его и

добиться, чтобы столбик ртути опустился ниже

отметки 350С.

Обеспечение достоверности результатов.

Осмотреть паховую (подмышечную) область.

Исключение поврежденной кожи.

Выполнение процедуры

Насухо протереть салфеткой область, используемую

для термометрии.

Влага охлаждает ртуть.

Поместить ртутный резервуар термометра в паховую (подмышечную) область так, чтобы он полностью охватывался ножной складкой и не соприкасался с

бельем.

Обеспечение условий для достоверности

результата.

Фиксировать ногу ребенка ( нога несколько согнута в тазобедренном суставе) или руку (плечо прижать к

грудной клетке).

Смещение термометра искажает результат измерений.

Засечь время и через 10мин. извлечь термометр и

определить его показания.

Оценка полученных данных.

Завершение процедуры

Сообщать маме/ребенку результат термометрии.

Обеспечение права на информацию

Зафиксировать температуру в температурном листе.

Примечание:

а) каждая клеточка температурного листа

соответствует 0,20С.

б) точку, фиксирующую температуру, необходимо

ставить в центре, а не по краям клеточки.

Документирование результатов термометрии.

Термометр встряхнуть так, чтобы ртутный столбик

опустился в резервуар

Подготовка термометра к последующему

измерению.

Полностью поместить термометр в лоток с дезинфицирующим раствором ( длительность

дезинфекции зависит от используемого дезраствора).

Обеспечение инфекционной безопасности.

Вытащить термометр, промыть под проточной

водой и вытереть насухо салфеткой. Поместить

термометр в футляр.

Подготовка к последующему использованию.

StudFiles.ru

/ Срез А - Педиатрия

Срез А

2 курс Педиатрия

1. Средняя длина тела доношенного новорожденного (см)

а) 45 ? 47

б) 47 ? 49

в) 50 ? 52

г) 54 ? 56

2. Средняя масса тела доношенного новорожденного (г)

а) 2500 ? 2700

б) 2700 ? 2900

в) 3200 ? 3500

г) 3500 ? 3800

3. Средний рост годовалого ребенка (см)

а) 50 ? 52

б) 65 ? 67

в) 75 ? 77

г) 85 ? 87

4. Средняя масса тела годовалого ребенка (кг)

а) 10 ? 11

б) 12 ? 15

в) 5 ? 8

г) 8 ? 10

5. Кратность проведения антропометрических измерений детям 1-ого года жизни

а) 1 раз в квартал

б) 1 раз в месяц

в) 1 раз в неделю

г) 1 раз в полгода

6. Физическое развитие ? это

а) антропометрия

б) динамический процесс роста и биологического созревания

в) определение соматотипа

г) оценка гармоничности

7. Основная физиологическая задача комплекса гимнастики и массажа №1

а) ослабление тонуса сгибателей

б) укрепление мышц живота и спины

в) улучшение тургора тканей

г) усиление тонуса разгибателей

8. Ребенку первого года жизни предпочтительно обеспечить вскармливание

а) грудное

б) искусственное

в) парентеральное

г) смешанное

9. Контрольное кормление ребенка проводят для определения

а) количества высосанного молока

б) количества докорма

в) количества прикорма

г) массы тела

10. Фруктовые соки дают ребенку грудного возраста

а) между кормлениями

б) на ночь

в) перед кормлением

г) после кормления

11. В качестве первого обучающего прикорма ребенку дают

а) кефир

б) молочную кашу

в) овощное пюре

г) фруктовый сок

12. Второй основной прикорм для ребенка грудного возраста

а) кефир

б) молочная каша

в) овощное пюре

г) фруктовый сок

13. Количество грудных кормлений ребенка 6 месяцев

а) пять

б) семь

в) четыре

г) шесть

14. При грудном вскармливании в кишечнике ребенка преобладают

а) бифидобактерии

б) кишечная палочка

в) лактобактерии

г) энтерококки

15. Показание для перевода ребенка на искусственное вскармливание

а) затруднение выделения молока

б) отсутствие молока

в) самопроизвольное истечение молока

г) трещина соска

16. Показание для введения докорма ребенку

а) гипогалактия

б) дисфагия

в) паратрофия

г) срыгивания

17. Средства для обработки сосков после кормления грудью ребенка:

а) 1% р-р бриллиантового зеленого

б) грудное молоко

в) крем

г) мазь

18. Причина развития рахита

а) дефицит витамина A

б) дефицит витамина B

в) дефицит витамина C

г) дефицит витамина D

19. При рахите нарушается обмен

а) калия, железа

б) калия, магния

в) кальция, железа

г) кальция, фосфора

20. Форма явной спазмофилии

а) ларингит

б) ларингоспазм

в) пилороспазм

г) фарингит

21. Заболевания родителей, приводящие к отягощению наследственности у ребенка по аллергии

а) врожденный или приобретенный порок сердца

б) отек Квинке, крапивница

в) пиелонефрит

г) туберкулез

22. У ребенка с нервно-артритическим типом конституции масса тела

а) не изменяется

б) повышена

в) понижена

г) соответствует норме

23. При нервно-артритическом типе конституции нарушается обмен

а) аскорбиновой кислоты

б) водный

в) минеральный

г) мочевой кислоты

24. При лимфатико-гипопластическом типе конституции

а) возбудимость ЦНС повышена

б) возбудимость ЦНС снижена

в) процессы торможения и возбуждения в ЦНС уравновешены

г) ЦНС не изменяется

25. Возможные причины гипотрофии:

а) гипогалактия у матери

б) перекорм

в) рахит

г) спазмофилия

26. Дефицит массы тела при гипотрофии: 1 степени

а) 10-20%

б) 20-30%

в) 5-10%

г) более 30%

27. Синдром, характерный для гипотрофии:

а) болевой синдром

б) гипертензионный синдром

в) мочевой синдром

г) синдром трофических нарушений

28. Причина бронхитов у детей:

а) бактерии

б) вирусы

в) грибы

г) простейшие

29. Продолжительность острого бронхита

а) 7-14 дней

б) более 1 мес.

в) более 3-х мес.

г) более 6 мес

30. К острому обструктивному бронхиту у детей предрасполагает

а) анемия

б) гипотрофия

в) экссудативно-катаральный диатез

г) энцефалопатия

31. Симптом острой пневмонии у детей раннего возраста:

а) одышка

б) повышенный аппетит

в) полиартралгии

г) судороги

32. Основной метод диагностики острой пневмонии:

а) общий анализ крови

б) общий анализ мочи

в) рентгенография легких

г) рентгенография придаточных пазух носа

33. Возраст, в котором чаще встречается железодефицитная анемия:

а) дошкольный возраст

б) младший школьный возраст

в) новорожденный

г) первый-второй год жизни

34. Лабораторные признаки железодефицитной анемии:

а) лейкоцитоз

б) повышение уровня билирубина

в) снижение уровня гемоглобина

г) эозинофилия

35. Гельминтозы ?это :

а) заболевание, вызываемое грибами

б) заболевания, вызываемые паразитическими червями

в) заболевания, вызываемые различными микробами

г) острое воспаление кишечника

36. Гельминты, которые вызывают энтеробиоз:

а) аскариды

б) власоглав

в) описторхи

г) острицы

37. Особенности мочевого синдрома при остром пиелонефрите у детей:

а) гематурия

б) лейкоцитурия

в) массивная протеинурия

г) цилиндрурия

38. Недостаток какого гормона отмечается при сахарном диабете:

а) альдостерона

б) глюкагона

в) инсулина

г) соматотропного гормона

39. Причина развития гипогликемической комы:

а) избыточная доза инсулина

б) недостаточная доза инсулина

в) переедание

г) стресс

40. Симптомы гипергликемического состояния:

а) боли в животе

б) жажда

в) развитие постепенное

г) все перечисленное

41. Метод ранней диагностики туберкулеза у детей и подростков:

а) исследование ОАК ( общего анализа крови )

б) исследование ОАМ ( общего анализа мочи )

в) постановка пробы Манту

г) рентгенография

42. Возбудитель кори:

а) бетта- гемолитический стрептококк

б) вирус

в) золотистый стафилококк

г) протей

43. Детская инфекция при которой карантин не накладывается:

а) коклюш

б) корь

в) краснуха

г) скарлатина

44. Инфекция особенно опасная для беременной женщины:

а) корь

б) краснуха

в) скарлатина

г) эпидемический паротит

45. Положение для больного с дыхательной недостаточностью:

а) горизонтальное

б) на боку

в) с возвышенным головным концом

г) с опущенным головным концом

46. Проба манту при папуле 12 мм считается

а) отрицательной

б) положительной

в) резко положительной

г) сомнительной

47. Для развития инфекционного процесса обязательно наличие

а) источника и восприимчивости человека

б) источника и факторов передачи

в) источника, фактора передачи и восприимчивости человека

г) факторов передачи и восприимчивости человека

48. Способ введения вакцины АКДС

а) внутривенно

б) внутрикожно

в) внутримышечно

г) подкожно

49. Способ введения туберкулина при постановке пробы Манту

а) внутривенно

б) внутрикожно

в) внутримышечно

г) подкожно

50. При эпидемическом паротите поражается

а) глоточные миндалины

б) заднешейные лимфоузлы

в) околоушная слюнная железа

г) сосцевидный отросток кости

51. Характерный клинический симптом при ветряной оспе

а) ангина

б) бледный носогубный треугольник

в) конъюнктивит

г) сыпь везикулезная

52. Путь передачи менингококковой инфекции

а) алиментарный

б) воздушно-капельный

в) контактно-бытовой

г) половой

53. При оказании неотложной помощи ребенку с гипертермическим синдромом противопоказано

а) обтирание кожи 40-50% раствором этилового спирта

б) применение краниоцеребральной гипотермии

в) применение пузыря со льдом на область крупных сосудов

г) согревание

ЭТАЛОНОТВЕТОВ

1 в, 2 в, 3 в, 4 а, 5 б, 6 б, 7 а, 8 а, 9 а, 10 г, 11 г, 12 б, 13 а, 14 а, 15 б, 16 а, 17 б, 18 г, 19 г, 20 б, 21 б, 22 в, 23 г, 24 б, 25 а, 26 а, 27 г, 28 б, 29 а, 30 в, 31 а, 32 в, 33 г, 34 в, 35 б, 36 г, 37 б, 38 в, 39 а, 40 г, 41 в, 42 б, 43 в, 44 б, 45 в, 46 б, 47 в, 48 в, 49 б, 50 в, 51 г, 52 б, 53 г

8

StudFiles.ru

/ переделанное Естественное вскармливание

Естественное вскармливание — кормление ребенка посредством прикладывания к груди биологической матери на протяжении 12-18 месяцев, при котором в первом полугодии жизни ребенок находится на «исключительно» грудном вскармливании, а во втором - дополнительно к грудному молоку получает прикормы (овощное, пюре, каши и другие блюда). При этом обеспечиваются включение специфического процесса сосания из молочной железы, полная внутрипарная совместимость (мать — ребенок), тактильный и эмоциональный контакты. Матери, кормящие грудью, вначале должны часто прикладывать ребенка к груди, что означает каждые 2-3 часа или как минимум каждые 4 часа без временного ограничения каждого кормления. Прикладывание к груди по требованию ребенка, даже ночью (поддерживать режим совместного пребывания матери и ребенка!) способствует становлению лактации и является лучшей профилактикой болезненного лактостаза. Противопоказания к раннему прикладыванию груди

1. Противопоказания к раннему прикладыванию груди и кормлению грудью со стороны матери:

-ВИЧ-инфицирование,

-прием цитостатиков, радиоактивных или противотиреоидных препаратов,

-активная форма туберкулеза.

2. Противопоказания к раннему прикладыванию груди со стороны ребенка:

-оценка по шкале Апгар 6 баллов и ниже,

-внутричерепная родовая травма,

-глубокая степень недоношенности,

-гемолитическая болезнь новорожденного.

- врожденные заболевания обмена веществ - галактоземия, фенилкетонурия, болезнь «моча с запахом кленового сиропа»

Затруднения при вскармливании со стороны ребенка:

- незаращение губы и твердого неба, прогнатизм

Грудное вскармливание и инфекции.

Цитомегаловирусная инфекция (ЦМВ):

ЦМВ-ДНК-позитивное грудное молоко может привести к передаче ЦМВ-инфекции. у зрелых новорожденных это не приводит к развитию симптомов заболевания, возможно, за счет трансплацентарного переноса материнских антител. У ЦМВ-позитивных матерей нет никаких противопоказаний для кормления грудью.

Гепати А: никаких противопоказаний.

Гепатит В: никаких противопоказаний, если начата активная и пассивная иммунизация.

Гепатит С: риск заражения через грудное молоко детей от гепатит-С-АГ-позитивных матерей очень низкий, особенно если мать ПЦР-негативна. Принятие решения о грудном вскармливании предоставляется матери после разъяснения о низком, но возможном риске заражения ребенка.

Простой герпес: никаких противопоказаний, однако требуется осторожность.

Туберкулез: никаких противопоказаний, если речь идет о закрытой форме туберкулеза.

Открытая форма является противопоказанием. Иммунологические факторы грудного молока.

Секреторный Ig A

Защищает эпителий кишечника от антигенов в полости кишечника и активно стимулирует иммунную систему ребенка

Лактоферрин

Конкурирует с бактериями за железо

Лизоцим

Осуществляет лизис клеточных мембран бактерий

Бифидус-фактор

Стимулирует рост бифидобактерий

Макрофаги

Участвуют в фагоцитозе

Лимфоциты

Выделяют иммуноглобулины (В-клетки) и лимфокины (Т-клетки)

Комплемент

Участвует в лизисе бактерий

Интерферон

Противовирусный фактор

Олигосахариды

Ингибиторы склеивания бактерий с эпителием

Трофические факторы

Ускоряют развитие кишечника ребенка

Антиоксиданты

Защищают от действия свободных радикалов

Другие вещества:

  • Гормоны, более 20-ти видов окситоцин, пролактин, гормоны надпочечников и яичников, простогландины, гонадотропный гормон, инсулин, соматостатин, гормоны щитовидной железы, эритропоэтин и др.)

  • Факторы роста (эпидермиса, инсулиноподобный фактор роста, фактор роста нервной ткани и др.)

  • Ферменты (липаза, амилаза и др.)

  • Микроэлементы (йод, никель, медь, кобальт, селен, хром, марганец, алюминий, ванадий, олово, кремний, мышьяк, кадмий и др.)

Процесс сосания состоит из двух действий:

  1. Втягивание груди по форме соски, что значительно длиннее чем сосок, который составляет лишь треть.

  2. Прижатие вытянутого соска и ареолы языком к небу. Вдоль языка ребенка, от его кончика до корня, проходит волна, подобная перистальтике. Она выжимает молоко из млечного синуса в рот ребенка.

Признаки, определяющие правильное положение ребенка при кормлении:

  • Ребенок всем корпусом повергнут к матери и прижат к ней

  • Его лицо находится близко от груди

  • Рот широко открыт

  • Нижняя губа ребенка вывернута

  • Над верхней губой виден больший участок ареолы, чем под нижней

  • Заметно, как ребенок делает медленные, глубокие сосательные движения и глотает молоко

  • Ребенок расслаблен и доволен, в конце кормления наступает состояние удовлетворения

  • Мать не испытывает боли в области сосков.

Признаки, определяющие неправильное положение ребенка при кормлении

  • Корпус отвернут от материнского и не прижат к нему.

  • Подбородок ребенка не касается груди.

  • Складывается впечатление, что рот его закрыт

  • Губы вытянуты вперед.

  • Виден большой участок ареолы, в том числе и под нижней губой.

  • Ребенок делает быстрые, короткие сосательные движения.

  • Во время кормления щеки могут быть втянуты внутрь.

  • Ребенок может нервничать и отказывается от кормления, так как он не получает достаточно грудного молока.

  • Мать может испытывать боль в области сосков.

  • Во время кормления ребенок может издавать «причмокивающие звуки».

  • Сосок может быть плоским в конце кормления и с полоской на кончике.

  • Основные проблемы при грудном вскармливании

  • 1. Неправильная форма сосков

  • - Чувство распирания, переполнения МЖ, болезненное нагрубание МЖ. Самочувствие не страдает. Грудь тугая, твердая, горячая. Тактика- более частое прикладывание к груди.

  • 2. Лактостаз

  • На практике медики часто сталкиваются с явлениями лактостаза и его крайним проявлением –маститом. Причиной нагрубания молочных желез может явиться большое количество молока, задержка с началом кормления грудью, плохое прикладывание к груди, ограничение с продолжительностью кормления.

  • Возможные действия

  • - При нагрубании молочных желез нужно сцеживать молоко.

  • - Если ребенок в состоянии сосать, то его надо часто кормить. Это лучший способ удалить молоко.

  • - Если ребенок сосать не в состоянии, то необходимо помочь матери сцедить молоко.

  • - Перед кормлением или сцеживанием надо простимулировать у матери рефлекс окситоцина. Этому способствует теплый компресс или душ, массаж шеи и спины, легкий массаж молочных желез, стимуляция кожи груди и сосков.

  • - Очень важно, чтобы вы успокоили мать и придали ей уверенность.

  • - При возникновении мастита необходима консультация врача.

  • 3. Трещины и воспаление сосков:

  • Не требуют перерыва в кормлении. Мыть МЖ 1 раз в день, не пользоваться мылом, проводить воздушные ванны, после кормления смазать сосок каплей «заднего» молока. Каждое последующее кормление начинать с груди, на которой нет трещин. Смазывание трещин различными мазями не используется. В крайнем случае можно использовать кремы и мази не имеющие запаха, и не требующие смывания ( пурелан, бепантен).

  • 4. Чувство недостатка молока

  • Иногда матерям кажется, что их ребенок получает недостаточно молока. Это является причиной раннего введения прикорма, а затем перехода на искусственное вскармливание. Чаще всего эти опасения ложны, поскольку каждая женщина, за редким исключением, способна кормить грудью и вырабатывать молоко в достаточном количестве. Мать может считать, что у нее недостаточно молока, по следующим причинам: ребенок стал больше плакать, требует более частых кормлений, долго сосет во время кормления, проявляет беспокойство, находясь у груди, сосет палец, после кормления из бутылки дольше спит.

  • Достоверными признаками того, что ребенок может получать недостаточно молока являются

  • - Плохая прибавка в весе (меньше 500 г в месяц)

  • - Выделение небольшого количества концентрированной мочи (меньше чем 6-10 раз в день)

  • Косвенными признаками являются: частый плач ребенка, плотный, сухой или зеленый стул, редкий стул, при сцеживании нет молока, молоко «не прибыло» после родов.

Техника сцеживания

  • 1. Сцеживание должно проводиться в спокойной и доверительной обстановке.

  • 2.Необходим контакт с ребенком (визуальный или лучше тактильный)

  • 3. Незадолго до процедуры выпить теплый напиток.

  • 4. Массировать грудь по направлению к соску.

  • 5. Грудь расположить на одной руке, другой рукою сверху вращающими движениями в направлении сверху вниз или спереди- назад разминать участки нагрубания, если они есть.

  • 6. Помощник может провести массаж спины.

Хранение грудного молока

  • Сцеженное молоко следует хранить в стерильной закрытой посуде в самом холодном месте (в молоке, которое хранится в холоде, сохраняется больше клеток, чем в замороженном )

  • При температуре 18-20°С в темном месте его можно хранить в течение 24 часов

  • В холодильнике (при температуре 4-5°) около 72 часов

  • В морозильнике (при температуре от -18 до -20°С) примерно четыре месяца.

  • Хранившееся молоко может быть заморожено через 24 часа после сцеживания, но не более.

Способы расчета объема питания для детей первого года жизни.

  • Суточное количество молока, необходимого ребенку в первые 10 дней жизни рассчитывается по формуле Тура-Финкельштейна: 70х n,(где n-день жизни) при массе тела менее 3200 и 80хп при массе более3200.Или по формуле Зайцевой-2% от массы тела при рождении х n (где n – день жизни).

  • Детям старше 10 дней жизни суточный объем питания можно рассчитать:

1) Объемным методом:

от 10 дней до 2мес. - 1/5 от фактической массы тела

от 2 до 4 мес.-1/6 от фактической массы тела

от 4 до 6 мес.–1/7 от фактической массы тела

старше 6 мес.–1/8 от фактической массы тела

2) Калорийный метод расчета (энергетический):

на кг массы тела ребенок должен получить:

В первую четверть года - 120ккал в сутки

Во вторую « « « 115ккал в сутки

В третью « « « 110ккал в сутки

В четвертую « « « 100ккал в сутки

Один литр женского молока содержит 700 ккал. К концу первого года суточный объем питания не должен превышать 1000-1200мл.

  • Формула Шкарина.

Ребенок в возрасте 2 месяцев (8 недель) должен получать в сутки 800 мл молока. На каждую неделю, недостающую до 8 недель - на 50 мл меньше, а на каждый месяц после 2-хмесяцев на 50 мл больше.

А) формула для детей младше 8 недель

800-50*(8-n),

где n- число недель жизни ребенка

Б) формула для детей старше 2-х месяцев:

800+50*(n-2),

где n- число месяцев жизни ребенка

Кратность кормления детей первого года жизни

  1. Кормить грудью ребенка по требованию, без соблюдения ночного перерыва.

2. Однако в зависимости от возраста ребенка и количества усваиваемого им молока приемлемы следующие режимы питания:

Дети от рождения до 1-2 месяцев:

- 10 раз через 2 часа (при разовом объеме 50-70 мл)

- 8 раз через 2,5 часа (при разовом объеме 70-80 мл)

- 7 раз через 3 часа (при разовом объеме 100-130 мл)

От 1-2 месяцев до 5 месяцев – 6 раз в сутки через 3,5 часа (при разовом объеме 130-160 мл)

От 5 до 12 месяцев – 5 раз в сутки через 4 часа (160-200 мл)

Гипогалактия

Гипогалактия-сниженная секреторная функция молочных желез в лактационном периоде. Диагноз в первые 7 суток после родов ставить преждевременно!!!Необходимо отличать от лактционных кризов ( могут повторяться с периодичностью каждые 30-40 дней, чаще возникают на 20-30 день и на 3, 4 месяцах лактации).

Контрольное кормление- вид кормления, при котором производится взвешивание ребенка до и непосредственно после кормления грудью с целью определения объема молока, высосанного из груди.

При проведении контрольного кормления необходимо придерживаться следующих правил:

а) взвешивание ребенка производится на хорошо отрегулированных весах (лучше электронных) в одной и той же одежде;

б) следует проводить несколько контрольных кормлений (не менее 3-4, на п

отяжении 1-2 суток), так как объем отдельных кормлений может колебаться достаточно широко;

в) контрольное кормление проводится в привычной для матери и ребенка обстановке (в домашних условиях);

г) мед.работник должен проявлять осторожность в интерпретации результатов и их изложении матери (сам факт проведения контрольного кормления может служить для матери стрессовой ситуацией, вследствие чего количество выделяемого молока может снизиться именно при контрольном кормлении). Необходимо помнить, что результаты контрольного кормления не позволяют дифференцировать гипогалактию и лактационный криз.

Схемы лечения гипогалактии.

Схема №1.

Никотиновая кислота по 0,05 г за 15-30 минут до кормления 4 раза день (можно увеличить до 0,1 г). Глютаминовая кислота по 1,0 г 3 раза в день через 20 минут после еды, лучше в сочетании с аскорбиновой кислотой по 0,2 г 3 раза в день. Гендевит или ундевт по 1 драже 3 раза в день. Апилак по 10 мг 3 раза в ден под язык на 10-15 дней. Витамин Е по 100-200 мг в день в 2-3 приема 2-3 недели. Душе-массажные процедуры (44-45 градусов) 4 раза в день по 10 минут. Противопоказания- мастит, выраженная лакторея УФО молочных желез

Схема №2.

Диетическая коррекия путем применения специальных продуктов для кормящих матерей (Мама Плюс, ЭнфаМама, ДумилМама Плюс, Фемилак-2, Мадонна и др.) Метаболическая коррекия ( никотиновая кислота, глютаминовая кислота, витамин Е, гендевит или ундевит) Фитотерапия:настой крапивы Иглорефлексотерапия 7-10 сеансов

Схема №3

Млекоин + Апилак + Лактовит Фитотерапия

1.Настой семян укропа( 1 ст ложка семян заливается 1 стаканом кипятка, настаивают 2 час. Принимать по 1 ст.ложке несколько раз в день

2. Лист крапивы 2 части, семян укропа и аниса по 1 части, 2 столовые ложки смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 2 часа, пить в течение дня

3. Настой крапивы 1 ст ложка заливается кипятком, настаивать в течение 30 минут. Принимать по 0,5 стакана за 30 минут до кормления. Можно заваривать в термосе.

4. Сок из листьев одуванчика

5. Масло фенхелевое по 3-5 капель на кусочек или в чайной ложке сахара

6. Настой грецких орехов: ½ стакана орехов+ 0,5 л кипящего молока. Настаивать в термосе 3-4 часа. Пить перед кормлением за 20 минут по 50мл. Орехи не употреблять Курс 1,5-2 недели

Смешанное вскармливание —сочетание грудного вскармливания и заменителей грудного молока, составляющих от 1/3 до ¾ от общего объема молочного питания, которые ребенок получает из соски. Грудное молоко составляет при этом менее 2/3, но более ¼ общего объема питания.

Искусственное вскармливание — такой вид вскармливания , которое проводится заменителями грудного молока, а само грудное молоко отсутствует в рационе или составляет менее ¼ общего объема питания

Характеристика смесей для искусственного вскармливания

Классификация молочных смесей

Адаптированные :пресные, кислые

Частично адаптированные: пресные кислые

Неадаптированные: пресные, кислые

Различают 3 типа адаптированных смесей:

«начальные»или «стартовые» (максимально адаптированы к особенностям обмена веществ и пищеварения детей первого полугодия жизни, количество белка составляет 1,4-1,6 г/100 мл) – «Агу-1», «Малютка - 1» (Россия), «Хумана-1»(Германия), «Семпер Беби-1» (Швеция), «Нан», «Нестожен 1» (Швейцария), «Нутрилон» (Голландия), «Энфамил-1» (США), «Фрисолак» (Голландия) и др.,

«последующие» (в отличие от начальных содержат большее количество белка, углеводов и минеральных веществ, используются от 6 до 12 месяцев) - «Агу-2», «Малютка - 2» «Нан от 6 до 12 мес.», «Галлия-2», «Нутрилон-2», «Семпер беби-2», «Нестожен -2» и др.)

смеси от «0 до 12 месяцев»,которые можно применять на протяжении всего первого года жизни ребенка, при этом в белковом компоненте могут преобладать как сывороточные, белки, так и казеины, причем в данном случае казеиновая основа продукта подвергается специальной технологической обработке, облегчающей ее переваривание и усвоение.

Простые неадаптированные смеси – жидкие Б-смеси №2 и 3. Их готовят на основе цельного молока или кефира путем разведения 1:1 (смесь №2, Б-рис, Б-греча, Б-овес, Б-кефир) и 2:1 (смесь №3, В-рис, В-греча, В-овес, В-кефир) отварами различных круп с добавлением сахарного сиропа. При отсутствии женского молока или адаптированных смесей детям в течение первой недели жизни назначают смесь №2, затем смесь №3. Сухие простые неадаптированные смеси – «Крепыш» и «Здоровье».

При выборе смеси для питания необходимо учитывать:

-Степень адаптированности смеси: чем меньше ребенок, тем больше по составу смесь должна приближаться к женскому молоку.

-Индивидуальную переносимость смеси.

-Социально-экономический и материальные условия жизни семьи.

-Желательно использование одновременно только одной смеси при смешанном вскармливании и не более 2-х смесей при искусственном

Смешанное вскармливание занимает промежуточное положение между естественным и искусственным. В зарубежной литературе термина «смешанное вскармливание» не существует, а употребляется термин «дополненное» вскармливание. В качестве докорма применяют те же смеси, что при искусственном вскармливании, отдавая предпочтение адаптированным смесям.

Естественное и искусственное вскармливание недоношенных детей.

Дети с массой тела более 2000 г, находящиеся в относительно удовлетворительном состоянии, могут быть приложены к груди в первые минуты после рождения. Однако необходимо внимательно следить за появлением признаков усталости в виде цианоза носогубного треугольника, одышки и др. При возникновении этих симптомов число кормлений грудью ограничивается. Для незрелого ребенка материнское молоко еще более необходимо, чем для доношенных детей.Недоношенные младенцы вскармливаются смесями для недоношенных детей до достижения веса 2500 г, возможно вскармливание гипоаллергенными смесями для недоношенных детей. Недоношенных детей также необходимо регулярно прикладывать к груди, что способствует становлению лактации у матери. Если ребенок не в полной мере способен сосать, то женщина может дополнительно сцеживать молоко. Чтобы облегчить сосание, непосредственно перед прикладыванием можно сцедить грудь молокоотсосом. Определенные трудности при кормлении недоношенных детей вызваны следующими особенностями незрелого организма: — снижением или отсутствием рефлексов сосания и глотания; — малым объемом желудка и замедленной эвакуацией его содержимого; — сниженной перистальтикой кишечника; — пониженной ферментативной активностью желудочно-кишечного тракта (преимущественно липотропных ферментов и лактазы); — значительным ограничением запасов всех пищевых веществ. Оптимальное питание с первого дня жизни является решающим фактором для последующего психомоторного развития ребенка. Голодание у недоношенных детей в течение нескольких дней приводит к атрофии слизистой кишечника.

1 день жизни:

  • недоношенные со сроком гестации < 30 недель: от 8 до 12 х 0,5-1-2 мл.

  • недоношенные со сроком гестации > 30 недель: 8 х 2-5 мл. Со 2 дня жизни:

  • Наращивание до 8 мл, максимально до 24 мл в день для недоношенных на зондовом питании. Недоношенные дети, способные к полному самостоятельному сосанию, должны получать кормление ad libitum. Недоношенные при частичном самостоятельном питании:

  • объем питания, получаемого через зонд, увеличивать максимально на 30 мл в день, даже если ребенок самостоятельно съел больше.

Химический состав и энергетическая ценность смесей для вскармливания недоношенных детей (в 100 мл готовой смеси) Таблица 2

Название смесей

Химический состав, г

Энергетическая ценность

белки

жиры

углеводы

(ккал)

Энфалак* Фрисопре Ненатал Алпрем Хумана 0 Пре-Бона Пре-Туттели Пренутрилак СМА Низкий вес Семилак спешл кэр 20 Семилак спешл кэр 20 Пре НАН

2,0 2,5 1,9 2,4 2,0 2,2 2,0 2,0 2,2 2,0 1,8 2,2 2,0

3,4 4,1 4,0 4,4 3,4 3,8 4,2 4,2 4,2 4,4 3,7 4,4 3,4

7,6 9,0 7,9 8,0 8,0 8,2 7,0 7,2 8,7 8,6 7,2 8,6 8,0

67 81 75 80 70 75 75 80 81,5 82 68 81 70

* - смесь можно готовить в двух разведениях.

При необходимости (масса тела менее 1500 г, выраженность симптомов угнетения центральной нервной системы) недоношенные дети вскармливаются порционно (7—10 раз в сутки) через назогастральный зонд. В этих случаях используют мягкий, нетравматичный катетер, который вводят через нос на длину, равную расстоянию от переносицы до мечевидного отростка грудины.

Следует подчеркнуть, что выбор того или иного способа и метода кормления зависит главным образом от состояния ребенка. В некоторых ситуациях ребенок с массой тела 2000 г и более рождается в очень тяжелом состоянии и получает парентеральное питание, а ребенок с массой тела 1300 г хорошо удерживает молоко при дробном кормлении и даже пытается сосать самостоятельно.

наш

StudFiles.ru

Читайте также