Методика определения водного баланса

Алгоритм определение водного баланса

Подготовить:

- установить с пациентом доверительное отношение, убедится, что пациент не принимал диуретики в течение последних 3 дней;

- объяснить механизм проведения процедуры, и получить согласие на ее проведение;

- медицинские весы;

- мерные стеклянные градуированные емкости для сбора мочи, рвотных масс и испражнений;

- лист учета водного баланса;

- ручку;

- емкость с дезинфицирующим раствором;

- контейнер для отходов;

- одноразовые салфетки и перчатки:

Действие:

Объяснить пациенту, что в 6.00 необходимо выпустить ночную порцию мочи в унитаз; после этого пациент должен собирать мочу после каждого мочеиспускания в градуированную емкость, записывать время и количество мочи, а так же, должен указывать время приема и количество принятой жидкости и данные фиксировать в лист учета до 6.00 следующего утра; в 6.00 следующего дня пациент должен сдать лист учета медицинской сестре; снять перчатки и опустить их в контейнер, вымыть (гигиенический уровень) и осушить руки; записать полученные данные в медицинскую документацию:

Внимание:

- Диурезом называется процесс образования и выделения мочи.

- Суточным диурезом называется общее количество мочи, выделенной пациентом в течение суток, у взрослых он колеблется от 800 мл до 2000 миллитров.

- Суточный водный баланс – это соотношение между количеством введенной в организм жидкости и количеством жидкости, выделенной из организма в течение суток.

- Учету, кроме выпитой жидкости, подлежит жидкость, содержащаяся во фруктах, супах, овощах и т.д., а также объем парентерально вводимых растворов.

- Учету количества выделенной жидкости должна подвергается не только моча, но и рвотные массы и испражнения пациента.

- Ожидаемое выделяемой жидкости с мочой рассчитывают по формуле (количество выпитой жидкости умножить на 0,8).

- Водный баланс считается положительным, если выделилось жидкости больше чем введено и наоборот.

- Положительный водный баланс свидетельствует об эффективности лечения.

studopedia.ru

Определение водного баланса

Цель: выявление скрытых отёков, определение количества выделенной за сутки мочи, оценка адекватности терапии, в первую очередь мочегонной (диуретической). Оснащение: медицинские весы, чистая сухая 2–3-литровая банка, два градуированных сосуда, лист учёта водного баланса, температурный лист. Методы: систематическое взвешивание пациента, измерение суточного диуреза и сравнение его с количеством выпитой жидкости, повторные измерения окружности голеней, живота, пальпация.

Измерение суточного диуреза и количества выпитой жидкости

Алгоритм действий

1. Накануне предупредить больного о предстоящей процедуре и правилах сбора мочи, дать ему подробную информацию о порядке записей в листе учёта водного баланса.

2. В 6 ч утра разбудить пациента, чтобы он помочился самостоятельно в унитаз, либо выпустить ему мочу катетером; эту порцию мочи не учитывают.

3. Все последующие порции мочи до 6 ч утра следующего дня включительно пациент должен собирать в банку.

4. В течение дня больной или медсестра ведут учёт введённой в организм жидкости в миллилитрах, включая выпитую, в том числе первые блюда, введённую парентерально и съеденные фрукты и овощи в соотношении 1:1.

5. С помощью градуированного сосуда подсчитать количество выделенной за сутки мочи.

6. Данные измерений занести в специальную графу температурного листа.

Помощь при боли в сердце (приступ стенокардии)

Цель:немедленно устранить боль.

Алгоритм действий

1. Обеспечить доступ свежего воздуха, полный физический и психический покой.

2. Срочно вызвать врача.

3. Усадить пациента.

4. Дать 1 таблетку нитроглицерина под язык.

5. Если через 3 мин боль не купировалась – повторить сублингвальный прием нитроглицерина, но не более 3 раз с интервалом 10 мин.

6. Поставить горчичник на место проекции боли.

7. Постоянно наблюдать за состоянием пациента: ЧДД, пульс, уровень АД, цвет кожных покровов.

8. Выполнять назначения врача.

studopedia.ru

3.5.РАСЧЕТ ВОДНОГО БАЛАНСА

58

НЕОТЛОЖНЫ Е СОСТОЯНИЯ

Внормальных условиях поступление воды в организм равно ее выделению. При расчете водного баланса следует учитывать:

1.Поступление: энтеральное, парентеральное и эндогенная вода(200—300мл/24 ч). 2.Физиологические потери: суточный диурез, выделение через легкие (500 мл/24 ч), кожу (500 мл/24 ч) и потери с калом —150—200мл. При повышении температуры

выше 37"С на каждый ГС прибавляют 500 мл.

3. Патологические потери: рвота, понос, свищи, дренажи, аспирация.

При расчете потребности организма в воде исходят из средней величины: 35— 40 мл/1 кг массы тела/24 ч.

Водный баланс рассчитывают у больных за сутки в определенное время. Если количество введенной жидкости соответствует потерям, это трактуется как нулевой водный баланс, превышает потери — положительный и меньше потерь — отрицатель­ ный.

Формулы расчета водного баланса

V1 =

(m

х40) +

(k х

)

- X1 X(2);

500

V2

=

х

(k 500)х + d- 200;

(14,5m) +

Vo

= V-

V;

1

2

где:

V1

потребность организма в воде в мл/24 ч,

V2

расчет необходимого для введения количества воды в мл/24 ч,

Vo

водный баланс за сутки,

m

масса в кг,

k

коэффициент температуры,

k

(t°C больного — 37);

k

=

0 при 137DC больного и ниже;

k

=

1 при t 38°C больного и выше;

k

=

2 при t 39°С больного и выше.

х1

=

300 (для взрослых) — количество эндогенной воды;

х2

=

150 (для детей) — количество эндогенной воды;

d

диурез.

Если V o = 0 — нулевой водный баланс,

Vo > 0 — положительный водный баланс, Vo < 0 — отрицательный водный баланс.

3.6.РАСЧЕТ ДЕФИЦИТА ЭЛЕКТРОЛИТОВ

ИКОЛИЧЕСТВА РАСТВОРОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИХ КОРРЕКЦИИ

Для расчета дефицита электролитов и количества растворов, необходимых для их коррекции, нужно знать эквивалентные отношения наиболее значимых химических соединений:

Натрий

Калий

1 мэкв = 1 ммоль = 23,0 мг

1

мэкв = 1 ммоль = 39,1 мг

1

г = 43,5 ммоль

1

г = 25,6 ммоль

Кальций

Магний

1

мэкв = 0,5 ммоль

1

мэкв = 0,5 ммоль

1

ммоль = 40,0 мг

1

ммоль = 24,4 мг

1

г = 25 ммоль

1

г = 41 ммоль

Хлор

Гидрокарбонат

1 м э к в = 1 ммоль = 35,5 мг

1

м э к в = 1 ммоль = 61,0 мг

1

г = 28,2 ммоль

1

г = 16,4 ммоль

Глава 3. Водно-электролитныйобмен

59

Натрия хлорид

1 г NaCl содержит 17,1 ммоль натрия и 17,1 ммоль хлора. 58 мг NaCl содержат 1 ммоль натрия и 1 ммоль хлора.

1 л 5,8% раствора NaCl содержит 1 000 ммоль натрия и 1 000 ммоль хлора. 1 г NaCl содержит 400 мг натрия и 600 мг хлора.

Калия хлорид

1 г КС1 содержит 13,4 ммоль калия и 13,4 ммоль хлора. 74,9 мг КС1 содержат 1 ммоль калия и 1 ммоль хлора.

1 л 7,49% раствора КО содержит 1 000 ммоль калия и 1 000 ммоль хлора. 1 г КС1 содержит 520 мг калия и 480 мг хлора.

Натрия гидрокарбонат

1 г гидрокарбоната натрия (NaHC03 ) содержит 11,9 ммоль натрия и 11,9 ммоль гидрокарбоната.

84 мг NaHCO, содержат 1 ммоль натрия и 1 ммоль гидрокарбоната.

1 л 8,4% раствора NaHCO, содержит 1000 ммоль натрия и 1000 ммоль гидрокарбо­ ната.

Калия гидрокарбонат 1 г КНС03 содержит 10 ммоль калия и 10 ммоль гидрокарбоната.

Натрия лактат

1 г NaC3 H5 02 содержит 8,9 ммоль натрия и 8,9 ммоль лактата.

Дефицит любого электролита в ммоль/л можно рассчитать по универсальной формуле: Дефицит электролита (Д) (ммоль/л)— (масса больного в кг)•0,2• (К1 — К)2

Примечание.К1 — нормальное содержание анионов или катионов в плазме, в ммоль/л; К2 — содержа­ ние анионов или катионов в плазме больного, в ммоль/л.

Расчет количества раствора электролита (V) в мл, необходимого для введения с це­ лью коррекции, производится по формуле:

V = А•Д (дефицит электролита в ммоль/л),

где А — коэффициент (количество данного раствора, содержащего 1 ммоль аниона или катиона):

3% раствор KCI

2,4

10% раствор СаС1

1,1

7,5% раствор КС1

1,0

2% раствор НС1

1,82

3

1,67

10% раствор NaCl

0,58

5% раствор NaHCО

5,8% раствор NaCl

1,0

10% раствор Na лактат

1,14

4

4

5% раствор NH

C1

1,08

25% раствор MgSО

0,5

5,4 раствор NH4Cl

1,0

0,85% раствор NaCl

7,1

Пример. У больного массой 70 кг на фоне основного заболевания имеется выраженная гипокалиемия (калий плазмы 3,0 ммоль/л). По вышеприведенной формуле определяем дефицит

электролита:

Д (ммоль/л = 70 (масса больного в кг) • 0.2 • (5,0 — 3,0)

Дефицит

калия

плазмы

у данного

больного

составляет

28

ммоль

(1 ммоль = 39,1 мг (см. выше), следовательно, в граммах это будет равно 39,1

мг •28 ммоль =

=1,095 г). Далее производим расчет количества раствора электролита (V) в мл, необходимо­ го для введения с целью коррекции. В качестве электролита используем 3% раствор КCl(см. выше).

V=А-Д=2,4-28= 67,2мл

Данный объем электролита (67,2 мл) нужно развести до 40 ммоль на литр 5—10%раствора глюкозы и ввести внутривенно капельно в виде поляризующей смеси. Учитывая, что скорость инфузии калия должна быть не более 20 ммоль/ч, определяем минимальную продолжитель­ ность введения 28 ммолей калия (67,2 мл 3% КС1), которая составит приблизительно 1,5 часа (90 мин).

60 НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Существуют и другие расчетные формулы, позволяющие сразу определить необ­ ходимый объем стандартных растворов для коррекции нарушений электролитного обмена (А. П. Зильбер, 1982):

при внеклеточном дефиците калия:

3% KCl (мл) = 0,5• масса (кг)•(5 — К плазмы (пл.);

при внутриклеточном дефиците калия:

3% КCl(мл) = масса (кг)• (115 - К эритроцитов (эр.);

при внеклеточном дефиците кальция:

10% СаС12 (мл) = 0,11•масса (кг) • (0,5- Са пл.);

при внутриклеточном дефиците кальция:

10% СаС12 (мл) = 0,22•масса (кг)• (0,75- Са эр.);

при внеклеточном дефиците натрия:

10% NaCI (мл) = 0,12«масса (кг) • (142 - Na пл,);

при внутриклеточном дефиците натрия:

10% NaCI (мл) = 0,23 • масса (кг)• (20- Na эр.);

при внеклеточном дефиците магния:

25% MgSO4 (мл) = 0,05• масс (кг) • (2,5- Mg пл.);

при внутриклеточном дефиците магния:

25% MgSO4 (мл) = 0,1 • масса (кг)•(5,2 - Mg эр.).

Примечание. Коррекцию дефицита электролитов следует начинать с того катиона или аниона, дефицит которого выражен меньше.

3.7. РАСЧЕТ ОСМОЛЯРНОСТИ ПЛАЗМЫ

Осмолярность плазмы определяется с помощью специальных лабораторных при­ боров, однако при их отсутствии данную величину нетрудно определить косвенным путем, зная концентрацию в ммолях натрия, глюкозы и мочевины в плазме крови. Ис­ пользование данной формулы оптимально при исходной гипергликемии и уремии.

Осмолярность плазмы (мосм/л) = Na (моль/л)•1,86 + глюкоза (ммоль/л) + мочевина (ммоль/л)+ 10= 142• 1,86 + 5,5 + 8 + 10= 288 мосм/л

Упрощенная формула расчета осмолярности плазмы (мосм/л): Na (моль/л) • 2 = 142 • 2 = 285 мосм/л

ЛИТЕРАТУРА

1. Анестезиология и реаниматология. Практические занятия / Под общей ред. проф. Л. В. Усенко. — Киев: Вища школа. Головное изд-во,1983. — 351 с.

2. Горн М. М., Хейтц У. И., Сверинген П. Л., при участии Вебер К. С. Водно-электролитныйикислотно-основнойбаланс (краткое руководство). Пер. с англ. — СПб.; М.: «Невский Диалект»; «Издательство БИНОМ», 1999. — 320 с: ил.

3. Жизневский Я. А. Основы инфузионной терапии: Справ.-практ.пособие. — Минск: Вышэйшая шк., 1994. — 288 с: ил.

4.Интенсивная терапия: Пер. с англ. доп.//Гл. ред. А. И. Марты­

нов -

М.: ГЭОТАР

МЕДИЦИНА, 1998.

- ISBN

5-88816-025-3.The

ICU

book//Paul L.

Marino//Philadelphia,

Williams &

Wilkins. - ISBN

0-8121-1306-3.

5. Клиническая патофизиология/ Алмазов В.А., ПетрищевН.Н., Шляхто Е.В., Ле­ онтьева Н.В. — М.: ВУНМЦ, 1999.-464с.

Глава 3. Водно-электролитныйобмен

61

6.Клиническая трансфузиология. А. Г. Румянцев, В. А. Аграненко — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1997.-ISBN5-88816-011-3.

7.Малышев В. Д. Интенсивная терапия острых водно-электролитныхнаруше­ ний. — М.: Медицина, 1985. — 192 с: ил.

8.Михайлов В.В. Основы патологической физиологии. — М.: Медицина, 2001. - 704 с.

9.Неотложные состояния: патофизиология, клиника, лечение/Терновой К. С, Бутылин Ю. П., Бобылев Ю. И. — К.: Здоров'я, 1984. — 264 с.

10.Патофизиология / Под ред. В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга. — Томск: Изд-воТом.Ун-та,2001. — 716 с.

11.Патофизиология / Под ред. Н.Н. Зайко. — К.: Вища школа, 1985. -575с.

12.Патофизиология водно-электролитногообмена икислотно-основногосо­ стояния / Под ред. Г.В. Порядина. - М.: РГМУ, 2002. — 50 с.

13.Рябов Г. А. Синдромы критических состояний. — М.: Медицина, 1994. — С. 60-84.

14. Справочник по анестезиологии и реаниматологии / Под ред.

А.А. Бунятяна. — М.: Медицина, 1982. — 400 с.

15.Спригинс Д. и др. Неотложная терапия: Практ. рук.: Пер. с англ. — М.: ГЭО­ ТАР Медицина, 2000. — 336 с. — (В помощь практическому врачу).

16.Шейман Дж. А. Патофизиология почки. — М.: Восточная книжная компания, 1997.-224с.

StudFiles.ru

Методические рекомендации

Методический материал рассчитан на 2-ой, уровень усвоения.

Входной контроль проводиться в виде устного опроса для выявления уровня усвоения знаний студентами при самостоятельной подготовке. При объяснении нового материала это поможет преподавателю обратить внимание на недочеты, указать пути их устранения.

Объясняя новый материал, преподаватель обращает внимание студентов на этико-деонтологические аспекты при работе с пациентами, демонстрирует наглядные пособия для заполнения температурного листа, для ухода за пациентами в различные периоды лихорадки и оказания помощи в случаи необходимости. Преподаватель демонстрирует методику определения пульса. Преподаватель проводит со студентами деловые игры и решает ситуационные задачи, что позволяет лучше усвоить новый материал по теме. Решение тестов и вопросы для углубленного опроса позволяют закрепить пройденный материал. Подводя итог занятию, преподаватель обращает внимание студентов на допущенные ошибки и рекомендует еще раз повторить данный материал дома.

Мотивация

Для оптимальной подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности целесообразно обучить их технике измерения температуры, заполнению температурных листов и принципам ухода за лихорадящими пациентами в различные периоды лихорадки с использованием стандартов профессиональной деятельности. Обучить студентов определению водного баланса, подсчету артериального пульса.

Занятие по данной теме поможет студентам выполнить алгоритм практических манипуляций согласно стандартам практической деятельности. Работая над заданиями, студенты могут самостоятельно проверить свои знания и практический уровень.

Учебные цели:

  1. Познакомить студентов с терморегуляцией организма человека.

  2. Познакомить студентов со способами измерения температуры тела.

  3. Познакомить студентов с видами лихорадки, периодами лихорадки, осложнениями.

  4. Познакомить студентов с принципами ухода за лихорадящими пациентами в различные периоды лихорадки.

  5. Познакомить студентов с возможными проблемами пациента и тактикой м/с для их решения.

6. Научить студентов измерять температуру пациенту и давать ей оценку.

7. Научить регистрировать t тела в температурном листе,

проведению дезинфекцию термометров.

8. Научить студентов определять по клиническим проявлениям период лихорадки, проводить уход за пациентом, решать возможные проблемы пациента.

9. Научить студентов определять водный баланс.

10. Научить студентов оценивать и подсчитывать артериальный пульс.

Воспитательные цели:

  1. Воспитать чувство ответственности за здоровье.

  2. Воспитать эстетическую культуру и культуру общения.

  3. Воспитать понимание важности функционального обследования пациента.

Развивающая:

Помощь студентам в развитии логического мышления при составлении алгоритма ухода за пациентом по теме.

Междисциплинарные связи: Анатомия и физиология человека, терапия, инфекционные болезни, философия, фармакология.Перспективные междисциплинарные связи: Сестринское дело в терапии, хирургии, педиатрии, сестринское дело в акушерстве и гинекологи, этапы жизнедеятельности.

Студент должен знать:

  1. Механизм теплообразования и пути теплоотдачи.

  2. Физиологические колебания температуры в течение дня.

  3. Что такое температура тела и способы ее измерения.

  4. Устройство термометра

  5. Что такое лихорадка ее виды, периоды, осложнения. Механизм развития лихорадки.

  6. Принципы ухода за лихорадящими пациентами.

  7. Возможные проблемы пациента и тактику м/с для их решения.

  8. Определения водного баланса и суточного диуреза.

  9. Технику исследования артериального пульса и его характеристики.

Студент должен уметь:

  1. Измерить температуру пациенту и дать ей оценку.

  2. Отметить температуру в температурном листе, измерить и записать профиль температуры у пациента.

  3. Провести дезинфекцию термометров.

  4. Определить по клиническим проявлениям период лихорадки.

  5. Провести уход за пациентом.

  6. Осуществить сестринский процесс при нарушении потребности пациента в подержании нормальной температуры тела на примере клинической ситуации.

  7. Определить водный баланс и подсчитать суточный диурез.

  8. Провести исследование артериального пульса и дать ему характеристику.

Формируемые компетенции: 060101.52 «Лечебное дело»

ПКС 7.1.

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в профессиональной деятельности

ПКС 7.2.

Соблюдать принципы профессиональной этики

ПКС 7.5.

Оформлять медицинскую документацию

ПКС 7.7.

Обеспечивать инфекционную безопасность

Формируемые компетенции: 060102.51 «Акушерское дело»

ПКС 5.1.

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в профессиональной деятельности

ПКС 5.2.

Соблюдать принципы профессиональной этики

ПКС 5.5.

Оформлять медицинскую документацию

ПКС 5.7.

Обеспечивать инфекционную безопасность

Формируемые компетенции: 060501.51 «Сестринское дело»

ПКС 4.1.

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в профессиональной деятельности

ПКС 4.2.

Соблюдать принципы профессиональной этики

ПКС 4.5.

Оформлять медицинскую документацию

ПКС 4.7.

Обеспечивать инфекционную безопасность

StudFiles.ru

Дорогие мед. работники, объясните мне как рассчитать водный баланс,

что на что нужно умножить или поделить чтобы его вычислить, а то методика понятна а формула на ум не приходит. ((((

Маргаритафилатова

Водный баланс можно рассчитать по следующей формуле:

V = V1-V2
V - суточный водный баланс;
V1 - суточная потребность воды в организме;
V2 - расчет суточного необходимого для введения количества воды.
V1 = 40m + 500k - x

V2 = 14,5m + 500k + d - 200
m - масса пациента (кг) ;
k - коэффициент температуры (k=t°C больного - 37°C):
при t≤37°C k=0
при t≥38°C k=1
при t≥39°C k=2
при t≥40°C k=3
x - количество эндогенной воды (x=300 для взрослых; x=150 для детей) ;
d - суточный диурез (мл)

При расчете суточного водного баланса исходят из средней величины суточной потребности организма в воде - 35..40 мл/1 кг массы тела.

Читайте также