Определение частоты дыхательных движений

4. Измерение частоты дыхания:

Последовательность выполнения:

1. Создать доверительные отношения с пациентом.

2. Объяснить пациенту необходимость подсчета пульса, получить согласие.

3. Взять руку пациента, как для исследования пульса.

4. Положить свою и пациента руки на грудную клетку (при грудном типе дыхания) или эпигастральную область (при брюшном типе дыхания) пациента, имитируя исследование пульса.

5. Подсчитать число вдохов за минуту, пользуясь секундомером.

6. Оценить частоту, глубину, ритм и тип дыхательных движений.

7. Объяснить пациенту, что ему сосчитали частоту дыхательных движений.

8. Вымыть и осушить руки.

9. Провести регистрацию данных в температурном листе.

Примечание: подсчет ЧДД проводится без информирования пациента об исследовании частоты дыхания.

5. Проведение антропометрии (измерение роста)

Последовательность выполнения:

  • По возможности установить доверительные отношения с пациентом. Объяснить цель и ход процедуры, получить согласие на проведение.

  • Подложить на площадку ростомера (под ноги пациента) сменную салфетку.

  • Поднять планку ростомера и предложить пациенту встать (без обуви!) на площадку ростомера.

  • Поставить пациента на площадку ростомера; к вертикальной планке ростомера должны плотно прилегать затылок, позвоночник в области лопаток, крестец и пятки пациента; голова должна быть в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии.

  • Опустить планку ростомера на голову пациента и определить на шкале рост по нижнему краю планки.

  • Помочь пациенту сойти с площадки ростомера и убрать салфетку.

6. Проведение антропометрии (определение массы тела)

Последовательность выполнения:

  • По возможности установить доверительные отношения с пациентом. Объяснить цель и ход процедуры, получить согласие на проведение.

  • Подложить на площадку весов (под ноги пациента) сменную салфетку.

  • Открыть затвор весов и отрегулировать их: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в «нулевом положении» должен совпадать с контрольной отметкой – «носиком» весов в правой их части.

  • Закрыть затвор весов и предложить больному встать (без обуви!) в центр площадки весов.

  • Открыть затвор и определить массу пациента, передвигая гири на двух планках коромысла до тех пор, пока коромысло не встанет вровень с контрольной отметкой медицинских весов.

  • Закрыть затвор.

  • Помочь больному сойти с весов и убрать салфетку.

  • Записать данные измерения.

7.Оценка риска развития и степени тяжести пролежней

Последовательность выполнения:

I. Подготовка к обследованию

1. Представиться пациенту, объяснить цель и ход обследования (если пациент в сознании). II. Выполнение обследования Оценка степени риска развития пролежней осуществляется по шкале Waterlow, которая применима ко всем категориям пациентов. При этом проводится суммирование баллов по 10 параметрам: 1. телосложение; 2. масса тела, относительно роста; 3. тип кожи; 4. пол, возраст; 5. особые факторы риска; 6. удержание мочи и кала; 7. подвижность; 8. аппетит; 9. неврологические расстройства; 10. оперативные вмешательства или травмы. III. Окончание процедуры 1. Сообщить пациенту (ке) результат обследования 2. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации

ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

Последовательность выполнения I. Подготовка к процедуре 2.. По возможности установить доверительные отношения с пациентом. Объяснить цель и ход процедуры, получить согласие на проведение. 3.. Отрегулировать высоту кровати. 4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Надеть перчатки. II. Выполнение процедуры 1. Помочь пациенту лечь на живот или на бок. 2. Осмотреть места образования пролежней: крестец, пятки, лодыжки, лопатки, локти, затылок, большой вертел бедренной кости, внутренние поверхности коленных суставов. 3. Оценить: локализацию, окраску кожных покровов, наличие запаха и боли, глубину и размер поражения, наличие и характер отделяемой жидкости, отечность краев раны, наличие полости, в которой могут быть видны сухожилия и/или костные образования. 4. При необходимости применять стерильные пинцеты и стерильные перчатки. III. Окончание процедуры 1. Сообщить пациенту результат исследования 2. Подвергнуть дезинфекции использованный материал и перчатки. 3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. 4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации

StudFiles.ru

Частота дыхательных движений

Диафрагмальный (брюшной) тип дыхания у человека

Частота́ дыха́тельных движе́ний — число дыхательных движений (циклов вдох-выдох) за единицу времени (обычно минуту). Является одним из основных и старейших биомаркеров.

Подсчёт числа дыхательных движений осуществляется по числу перемещений грудной клетки и передней брюшной стенки. Обычно в ходе объективного исследования сначала определяют и подсчитывают пульс, а затем — число дыхательных движений за одну минуту, определяют тип дыхания (грудной, брюшной или смешанный), глубину и его ритм[1].

Частота дыхания у человека

У взрослых

Здоровый взрослый человек в состоянии физиологического покоя совершает в среднем от 16 до 20 дыхательных движений в минуту, новорожденный — 40—45 дыхательных движений, частота которых постепенно снижается с возрастом. Во сне дыхание урежается до 12—14 в минуту, а при физической нагрузке, эмоциональном возбуждении или после обильного приёма пищи — закономерно учащается[1].

Патологическое учащение дыхания (тахипноэ) развивается в результате наличия некоторых патологических состояний[1]:

  1. сужение просвета мелких бронхов при их спазме, либо диффузном воспалении их слизистой оболочки (бронхиолит), которые препятствуют нормальному поступлению воздуха в альвеолы;
  2. уменьшения дыхательной поверхности лёгких (воспаление лёгких — крупозная или вирусная пневмония, туберкулёз лёгких, спадение лёгкого (ателектаз); в результате сдавления лёгкого — экссудативный плеврит, гидроторакс, пневмоторакс, опухоль средостения; при обтурации или сдавлении главного бронха опухолью; при инфаркте лёгкого в результате закупорки тромбом или эмболом ветви лёгочного ствола; при резковыраженной эмфиземе лёгкого и переполнении их кровью при отёке на фоне патологии сердечно-сосудистой системы);
  3. недостаточной глубины дыхания (поверхностное дыхание) при резких болях в грудной клетке (сухой плеврит, диафрагматит, острый миозит, межрёберная невралгия, перелом рёбер, либо развитие в них метастазов злокачественной опухоли); при резком повышении внутрибрюшного давления и высоком уровне стояния диафрагмы (асцит, метеоризм, поздние сроки беременности) и при истерии.

Патологическое урежение дыхания (брадипноэ) может быть вызвано[1]:

  1. повышением внутричерепного давления (опухоль головного мозга, менингит, кровоизлияние в мозг, отёк мозга);
  2. воздествием на дыхательный центр накопившихся в значительных количествах в крови токсических продуктов метаболизма (уремия, печёночная или диабетическая кома, некоторые острые инфекционные заболевания и отравления).

У детей

У здорового ребёнка визуально отмечается синхронное участие в акте дыхания обеих половин грудной клетки. Для определения степени подвижности (экскурсии) грудной клетки сантиметровой лентой измеряют окружность грудной клетки на уровне сосков спереди, а сзади под углами лопаток. При осмотре обращают внимание на тип дыхания. Подсчёт числа дыхательных движений проводят в течение минуты, когда ребёнок спокоен или спит. У новорожденного и детей раннего возраста можно пользоваться мягким стетоскопом, раструб которого держат около носа обследуемого ребёнка. Данный способ позволяет подсчитать число дыхательных движений, не раздевая ребёнка. Иногда этим способом удаётся выслушать хрипы, характерные для бронхита, бронхиолита или пневмонии[2].

У новорожденных может отмечаться периодическое дыхание — чередование регулярного дыхания с нерегулярным. Это считается нормальным для этого возраста.

Частота дыхательных движений и основные гемодинамические показатели у детей в норме[3] Возраст Частота дыхания (/мин) Пульс (ударов/мин) Систолическое кровяное давление (mm Hg)
Новорожденный 30-60 100-160 50-70
1-6 нед. 30-60 100-160 70-95
6 мес. 25-40 90-120 80-100
1 г. 20-40 90-120 80-100
3 г. 20-30 80-120 80-100
6 л. 12-25 70-110 80-100
10 л. 12-20 60-90 90-120

Частота дыхания у животных

Planned section.svg Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 декабря 2015 года.

ru.wikipedia.org

Норма ЧДД у детей: таблица. Частота дыхательных движений

Одним из действий, осуществляемых при осмотре педиатром, является подсчет дыхательных движений. Этот простой на первый взгляд показатель несет важную информацию о состоянии здоровья в целом и о функционировании органов дыхания и сердечно-сосудистой системы в частности.

норма чдд у детей таблицаКак правильно подсчитать частоту дыхательных движений (ЧДД) в минуту? Это не составляет особой сложности. А вот с интерпретацией данных возникают определенные трудности. Это в большей степени касается молодых родителей, поскольку, получив результат у ребенка, в несколько раз превышающий свой собственный, они впадают в панику. Поэтому в данной статье предлагаем все же разобраться, какая норма ЧДД у детей. Таблица нам в этом поможет.

Особенности дыхательной системы ребенка

Первое, чего так долго ждет будущая мама - первый крик малыша. Именно с этим звуком происходит и первый его вдох. К моменту рождения органы, обеспечивающие дыхание ребенка, еще не до конца развиты, и только с ростом самого организма происходит их дозревание (как в функциональном, так и в морфологическом плане).

Носовые ходы (которые являются верхними дыхательными путями) у новорожденных имеют свои особенности:
• Они достаточно узкие.
• Относительно короткие.
• Внутренняя их поверхность нежная, с огромным количеством сосудов (кровеносных, лимфатических).

пульс у детейПоэтому даже при незначительных катаральных явлениях слизистая носа у ребенка быстро отекает, уменьшается и так маленький просвет, как результат - затрудняется дыхание, развивается одышка: маленькие дети еще не могут дышать ртом. Чем младше ребенок, тем опаснее могут быть последствия, и тем быстрее необходимо устранить патологическое состояние.

Легочная ткань у маленьких детей также имеет свои особенности. У них, в отличие от взрослых, слабо развита легочная ткань, а сами легкие имеют небольшой объем при огромном количестве кровеносных сосудов.

Правила подсчета частоты дыхания

Измерение частоты дыхательных движений не требует каких-либо особенных навыков или оснащения. Все, что понадобится – это секундомер (или часы с секундной стрелочкой) и соблюдение простых правил.

Человек должен находиться в спокойном состоянии и в удобной позе. Если речь идет о детях, особенно раннего возраста, то подсчет дыхательных движений лучше проводить во сне. Если такой возможности нет, следует максимально отвлечь испытуемого от проводимой манипуляции. Для этого достаточно взяться за запястье (где обычно определяется пульс) и тем временем подсчитывать частоту дыхания. Следует отметить, что и пульс у детей младше года (около 130-125 ударов в минуту) не должен вызывать опасений - это норма.

вдох выдохУ грудничков настоятельно рекомендуется проводить подсчет частоты дыхания во время сна, поскольку плач может в значительной степени повлиять на результат и дать заведомо ложные цифры. Положив руку на переднюю брюшную стенку (или просто визуально), вы сможете с легкостью провести данное исследование.

Учитывая, что дыхание имеет свой ритмический цикл, необходимо соблюдать и длительность его подсчета. Обязательно проводите измерение ЧДД в течение целой минуты, а не умножая результат, полученный всего за 15 секунд, на четыре. Рекомендуется провести три подсчета и вычислить среднее значение.

Норма ЧДД у детей

Таблица демонстрирует нормы частоты дыхательных движений. Данные представлены для детей разных возрастных групп.

 частота дыхательных движений в минутуКак видим из таблицы, частота дыхательных движений в минуту тем выше, чем младше ребенок. Постепенно, по мере взросления, их количество уменьшается, и к пубертатному периоду, когда ребенку исполняется 14-15 лет, частота дыхания становится равной этому показателю у взрослого здорового человека. Каких-либо различий по половому признаку не наблюдается.

Типы дыхания

Существует три основных типа дыхания как у взрослого, так и у ребенка: грудной, брюшной и смешанный.

Грудной тип больше характерен для представительнец женского пола. При нем вдох/выдох обеспечиваются в большей степени за счет движений грудной клетки. Недостатком такого типа дыхательных движений является плохая вентиляция нижних отделов легочной ткани. Тогда как при брюшном типе, когда в большей степени задействована диафрагма (и визуально движется при дыхании передняя брюшная стенка), недостаток вентиляции испытывают верхние отделы легких. Данный тип дыхательных движений присущ в большей степени для мужчин.

А вот при смешанном типе дыхания происходит равномерное (одинаковое) расширение грудной клетки с увеличением объема ее полости во всех четырех направлениях (верхне-нижнем, боковых). Это наиболее правильный тип дыхания, который обеспечивает оптимальную вентиляцию всей легочной ткани.

В норме частота дыхания у здорового взрослого человека равна 16-21 в одну минуту, у новорожденных – до 60 в минуту. Выше более подробно приведена норма ЧДД у детей (таблица с возрастными нормами).

чдд в минуту

Учащенное дыхание

Первым признаком поражения органов дыхания, особенно при инфекционных заболеваниях, является учащение дыхания. При этом обязательно будут и другие признаки простудного заболевания (кашель, насморк, хрипы и т. д.). Достаточно часто при повышении температуры тела увеличивается частота дыхания и учащается пульс у детей.

Задержка дыхания во сне

Достаточно часто у маленьких детей (особенно грудничков) во сне отмечаются кратковременные по длительности остановки дыхания. Это физиологическая особенность. Но если вы заметили, что подобные эпизоды учащаются, их продолжительность становится большей или возникают другие симптомы, такие как посинение губ или носогубного треугольника, потеря сознания, немедленно необходимо вызывать "Скорую помощь", чтобы предотвратить необратимые последствия.

измерение чддЗаключение

Органы дыхания у детей раннего возраста имеют ряд особенностей, способствующих их частому поражению и быстрой декомпенсации состояния. Это, прежде всего, связано с их незрелостью к моменту рождения, определенными анатомо-физиологическими особенностями, незавершенной дифференциацией структур центральной нервной системы и их непосредственным влиянием на дыхательный центр и органы дыхания.
Чем младше ребенок, тем меньшим объемом легких он обладает, тем, следовательно, ему потребуется сделать большее количество дыхательных движений (вдох/выдох), чтобы обеспечить организм необходимым объемом кислорода.

норма чдд у детей таблица

Подводя итоги

Следует помнить, что у детей первых месяцев жизни достаточно часто встречается дыхательная аритмия. Чаще всего это не является патологическим состоянием, а лишь свидетельствует о возрастных особенностях.

Итак, теперь и вы знаете, какая норма ЧДД у детей. Таблица средних показателей должна приниматься во внимание, но не следует паниковать при небольших отклонениях. И обязательно проконсультируйтесь с врачом, прежде чем делать поспешные выводы!

fb.ru

Манипуляция № 40 «Подсчёт числа дыхательных движений (чдд)».

Цель:определить основные характеристики дыхания.

Показания:заболевания органов дыхания, и сердечно – сосудистой системы.

Противопоказания:нет.

Оснащение:часы (секундомер), температурный лист или лист сестринского наблюдения, ручка бумага.

Алгоритм:

Этапы

Обоснование

I. Подготовка к процедуре:1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться.

Установление контакта с пациентом.

2. Предупредить пациента, что будет проведено исследование пульса.

Исключается возможность управ­ления дыханием.

3. Получить согласие пациента на проведение процедуры.

Обеспечиваются права пациента на информацию.

4. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности

5. Попросить пациента или помочь ему удобно лечь (сесть) в постели, чтобы видеть верхнюю часть его грудной клетки и живота (эпигастральную область).

Для уточнения (определения) типа и ритма дыхания.

6. Определить тип и ритм дыхания.

Обеспечивается точность (достоверность) подсчета ЧДД.

II. Выполнение процедуры:7. Взять пациента за руку так, как для исследования пульса, наблюдать за экскурсией грудной клетки или за движениями эпигастральной области живота пациента. Считать дыхательные движения за 1 минуту. Примечание: если не удается наблюдать экскурсию грудной клетки, то положить руки (пациента и свою) на грудную клетку (у женщин) или на эпигастральную область (у мужчин), имитируя исследование пульса (продолжая держать руку за запястье)

Определение ЧДД

8. Зафиксировать результат на бумаге и перенести данные в лист сестринского наблюдения или температурный лист.

Обеспечение контроля за состоянием органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.

III. Окончание процедуры:9. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Манипуляция № 41 «Заполнение температурного листа».

Цель:правила заполнение медицинской документации.

Показания:регистрация результатов обследования пациента.

Противопоказания:нет.

Оснащение:температурный лист, ручки (или карандаши) с красной, синей пастой.

Алгоритм:

Этапы

Обоснование

I. Подготовка к манипуляции.

1. Приготовить стандартный температурный лист.

2. Приготовить синий или черный карандаш (или пасту), красный карандаш (или пасту).

II. Выполнение манипуляции.

3. Утреннюю температуру отметить точкой в графе «У», вечернюю – в графе «В».

4. Отметить верхнюю границу (систолического) и нижнюю границу (диастолического) артериального давления красным карандашом (или пастой).

5. В графе «У» отметить точкой результаты подсчета пульса утром, а в графе «В» результаты подсчета пульса вечером.

6. В графе «Дыхание» записать подсчет числа дыхательных движений в 1 мин..

7. В графе «Вес» сделать отметку о данных массы тела пациента.

8. В графе «Выпито жидкости» отметить количество жидкости, поступившей в организм пациента.

9. В графе «Суточное количество мочи» отметить количество мочи, выделенное пациентом за сутки.

10. В графе «Стул» отметить знаком + данные о дефекации.

11. В графе «Ванна» отметить знаком + о проведении санитарной обработки пациенту.

III. Окончание манипуляции.

4. Соединить точки утренней и вечерней температуры.

5. Соединить точки результатов подсчета пульса.

6. Красным карандашом обозначить в виде столбика АД.

Правила заполнения медицинской документации.

Эффективное прочтение результатов обследования пациента.

Достоверность результата.

Достоверность результата.

Информация для лечащего врача.

Обеспечение преемственности в сестринском уходе.

Информация для лечащего врача.

Обеспечение преемственности в сестринском уходе.

Информация для лечащего врача.

Обеспечение преемственности в сестринском уходе.

Информация для лечащего врача.

Обеспечение преемственности в сестринском уходе.

Получение температурной кривой.

Графическое отображение результатов пульса.

Эффективность заполнения медицинской документации.

StudFiles.ru

Возрастные нормы частоты дыхательных движений.

Возраст

ЧДД, в минуту

Новорожденный

1 год

5-6 лет

10 лет

Взрослый

40-60

30-35

20-25

18-20

16-18

• Соотношение ЧДД и ЧСС у здоровых детей на первом году жизни составляет 3-3,5, т.е. на одно дыхательное движение приходится 3-3,5 сердечных сокращения, у детей старшего года – 5 сердечных сокращений.

Пальпация.

Для пальпации грудной клетки обе ладони симметрично прикладывают к исследуемым участкам. Сдавливая грудную клетку спереди назад и с боков, определяют её резистентность. Чем меньше возраст ребёнка, тем более податлива грудная клетка. При повышенном сопротивлении грудной клетки говорят о ригидности.

Голосовое дрожание – резонансная вибрация грудной стенки пациента при произнесении им звуков (предпочтительно низкочастотных), ощущаемая рукой при пальпации. Для оценки голосового дрожания ладони также располагают симметрично. Затем ребёнку предлагают произнести слова, вызывающие максимальную вибрацию голосовых связок и резонирующих структур (например, «тридцать три», «сорок четыре» и т.д.). У детей раннего возраста голосовое дрожание можно исследовать во время крика или плача.

Перкуссия.

При перкуссии лёгких важно, чтобы положение ребёнка было правильным, обеспечивающим симметричность расположения обеих половин грудной клетки. При неправильном положении перкуторный звук на симметричных участках будет неодинаковым, что может дать повод к ошибочной оценке полученных данных. При перкуссии спины целесообразно предложить ребёнку скрестить руки на груди и одновременно слегка нагнуться вперёд; при перкуссии передней поверхности грудной клетки ребёнок опускает руки вдоль туловища. Переднюю поверхность грудной клетки у детей раннего возраста удобнее перкутировать, когда ребёнок лежит на спине. Для перкуссии спины ребёнка сажают, причем маленьких детей кто-нибудь должен поддерживать. Если ребёнок ещё не умеет держать голову, его можно перкутировать, положив животом на горизонтальную поверхность или свою левую руку.

Различают непосредственную и опосредованную перкуссию.

• Непосредственная перкуссия – перкуссия с выстукиванием согнутым пальцем (чаще средним или указательным) непосредственно по поверхности тела пациента. Непосредственную перкуссию чаще применяют при обследовании детей раннего возраста.

• Опосредованная перкуссия – перкуссия пальцем по пальцу другой руки (обычно по фаланге среднего пальца левой кисти), плотно приложенному ладонной поверхностью к исследуемому участку поверхности тела пациента. Традиционно перкуссионные удары наносят средним пальцем правой руки.

- Перкуссию у детей раннего возраста следует проводить слабыми ударами, так как вследствие эластичности грудной клетки и её малых размеров перкуторные сотрясения слишком легко передаются на отдалённые участки.

- Так как межребёрные промежутки у детей узкие (по сравнению со взрослыми), палец-плессиметр следует располагать перпендикулярно рёбрам.

При перкуссии здоровых лёгких получается ясный лёгочный звук. На высоте вдоха этот звук становится ещё более ясным, на пике выдоха несколько укорачивается. На разных участках перкуторный звук не одинаков. Справа в нижних отделах из-за близости печени звук укорочен, слева вследствие близости желудка принимает тимпанический оттенок (так называемое пространство Траубе).

Аускультация.

При аускультации положение ребёнка такое же, как и при перкуссии. Выслушивают симметричные участки обоих лёгких. В норме у детей до 6 месяцев выслушивают ослабленное везикулярное дыхание, с 6-ти месяцев до 6 лет – пуэрильное (дыхательный шум более громкий и продолжительный в течение обеих фаз дыхания).

Особенности строения органов дыхания у детей, обусловливающие наличие пуэрильного дыхания, перечислены ниже.

• Короткое расстояние от голосовой щели до места аускультации из-за малых размеров грудной клетки, что приводит к частичному выслушиванию дыхательных шумов гортани.

• Большая эластичность и малая толщина стенки грудной клетки, увеличивающие её вибрацию.

• Значительное развитие интерстициальной ткани, уменьшающий воздушность ткани лёгких.

После 6-ти лет дыхание у детей постепенно приобретает характер везикулярного, взрослого типа.

Бронхофония – проведение звуковой волны с бронхов на грудную клетку, определяемое при помощи аускультации. Пациент шёпотом произности слова, содержащие звуки «ш» и «ч» (например, «чашка чая»). Бронхофонию обязательно исследуют над симметричными участками лёгких.

Инструментальные и лабораторные исследования.

Клинический анализ кровипозволяет уточнить степень активности воспаления, анемии, уровень эозинофилии (косвенный признак аллергического воспаления).

Посев мокроты из трахеального аспирата, промывных вод бронхов, (мазки из зева отражают микрофлору только верхних дыхательных путей) позволяет выявить возбудитель респираторного заболевания (диагностический титр при полуколичественном методе исследования – 105 – 106), определить чувствительность к антибиотикам.

Цитоморфологическое исследование мокроты, полученной путем забора трахеального аспирата или при проведении бронхоальвеолярного лаважа позволяет уточнить характер воспаления (инфекционное, аллергическое), степень активности воспалительного процесса, провести микробиологическое, биохимическое и иммунологическое исследование полученного материала.

Пункция плевральной полости проводится при экссудативных плевритах и других значительных скоплениях жидкости в плевральной полости; позволяет провести биохимическое, бактериологическое и серологическое исследование полученного при пункции материала.

Рентгенологические метод:

- рентгенография – основной метод рентгенодиагностики в педиатрии; проводится снимок в прямой проекции на вдохе; по показаниям проводится снимок в боковой проекции;

- рентгеноскопия – даёт большую лучевую нагрузку и поэтому должна проводится только по строгим показаниям: выяснение подвижности средостения при дыхании (подозрение на инородное тело), оценка движения куполов диафрагмы (парез, диафрагмальная грыжа) и при ряде других состояний и заболеваний;

- томография – позволяет увидеть мелкие или сливающие между собой детали поражения лёгких и лимфатические узлы; при большей лучевой нагрузке уступает по разрешающей способности компьютерной томографии;

- компьютерная томография (используются в основном поперечные срезы) – даёт богатую информацию и в настоящее время все чаще заменяет томографию и бронхографию.

Бронхоскопия - метод визуальной оценки внутренней поверхности трахеи и бронхов, Проводится ригидным бронхоскопом (под наркозом) и фибробронхоскопом с волокнистой оптикой (под местной анестезией).

Бронхоскопия - инвазивный метод и должен проводиться только при наличии бесспорных показаний.

- П о к а з а н и я м и для проведения диагностической бронхоскопии являются:

- подозрение на врожденные пороки;

- аспирация инородного тела или подозрение на неё;

- подозрение на хроническую аспирацию пищи (лаваж с определением наличия жира в альвеолярных макрофагах);

- необходимость визуализации характера эндобронхиальных изменений при хронических заболеваниях бронхов и лёгких;

- проведение биопсии слизистой оболочки бронха или трансбронхиальной биопсии легкого.

Помимо диагностической, бронхоскопию, по показаниям, используют с лечебной целью: санация бронхов с введением антибиотиков и муколитиков, дренирование абсцесса.

Во время бронхоскопии возможно проведение б р о н х о а л ь в о л я р н о г о л а в а ж а (БАЛ) – промывание периферических отделов бронхов большим объемом изотонического раствора натрия хлорида, что даёт важную информацию при подозрении на альвеолиты, саркоидоз, гемосидероз легких и некоторые другие редкие заболевания легких.

Бронхография- контрастирование бронхов с целью определения их строения, контуров. Бронхография не является первичным диагностическим исследованием. В настоящее время используется в основном для оценки распространенности поражения бронхов и возможности хирургического лечения, уточнения формы и локализации врожденного порока.

Пневмосцинтиграфия- используется для оценки капиллярного кровотока в малом круге кровообращения.

Исследование функций органов дыхания. В клинической практике наиболее широко используют вентиляционную функцию легких, что методически более доступно. Нарушение вентиляционной функции легких может быть по о б с т р у к т и в н о м у (нарушение прохождения воздуха по бронхиальному дереву), р е с т р и к т и в н о м у (уменьшение площади газообмена, снижение растяжимости легочной ткани) и к о м б и н и р о в а н н о м у типу. Функциональное исследование позволяет дифференцировать виды недостаточности внешнего дыхания , формы вентиляционной недостаточности; обнаружить нарушения, не выявляемые клинически; оценивать эффективность проводимого лечения.

Для исследования вентиляционной функции лёгких используют спирографию и пневмотахометрию.

Спирография даёт представление о вентиляционных нарушениях, степени и форме этих нарушений.

Пневмотахиметрия даёт кривую выдоха ФЖЕЛ, по которой рассчитывают около 20 параметров как в абсолютных значениях, так и в % от должных величин.

Функциональные пробы на реактивность бронхов. Ингаляционные фармакологические пробы проводят с β2-адреномиметиками, для определения скрытого бронхоспазма или подбора адекватной спазмолитической терапии. Исследование ФВД проводят до и через 20 минут после ингаляции 1 дозы препарата.

Аллергические пробы.

Применяют кожные (аппликационные, скарификационные), внутрикожные и провокационные пробы с аллергенами. Определяют общее содержание IgE и наличие специфических имуноглобулинов к различным аллергенам.

Определение газового состава крови.

Определяют раО и раСО2, а также рН капиллярной крови. При необходимости длительного непрерывного наблюдения за газовым составом крови проводят чрескожное определение насыщения крови кислородом (S2O2) в динамике при дыхательной недостаточности.

Программные тесты по теме: «АФО дыхательной системы»

Указать один правильный ответ

1. Пуэрильное дыхание у детей выслушивается с

а) 5 до 10 лет

б) 1 года до 8 лет

в) 6 мес. до 5-7 лет

г) рождения до 4 лет

2. Частота дыханий у ребёнка в возрасте 1 года составляет:

а) 55-50 в 1 минуту

б) 40-45 в 1 минуту

в) 30-35 в 1 минуту

г) 20-25 в 1 минуту

3. Частота дыханий у ребёнка 5 лет составляет:

а) 30-32 в 1 минуту

б) 28-30 в 1 минуту

в) 23-25 в 1 минуту

г) 20-22 в 1 минуту

4. Частота дыханий у подростков составляет:

а) 22-20 в 1 минуту

б) 18-20 в 1 минуту

в) 16-18 в 1 минуту

г) 14-22 в 1 минуту

5. Нижняя граница легкого по лопаточной линии у ребёнка 3-х лет определяется:

а) VIII ребра

б) IX ребра

в) Х ребра

г) XI ребра

6. Возбудителями пневмонии у детей являются все кроме:

а) пневмококк

б) геликобактер пилори

в) гемофильная палочка

г) ассоциации бактерий и вирусов

д) микоплазма

7. Основными путями проникновения возбудителя при пневмонии являются все кроме:

а) бронхогенный

б) чрескожный

в) гематогенный

г) лимфогенный

8. Критериями тяжести пневмонии являются все кроме:

а) сердечно-сосудистые изменения

б) дыхательная недостаточность

в) кашель

г) локализованные хрипы

д) степень токсикоза

е) притупление перкуторного звук

9. Симптомами острой пневмонии являются все кроме:

а) одышка

б) цианоз

в) кашель

г) мелкопузырчатые, влажные

хрипы

д) сухие хрипы

10. Для крупозной пневмонии характерно:

а) двухсторонний процесс

б) румянец на щеке с одной стороны

в) коробочный оттенок перкуторного звука над очагом

г) сухие хрипы с обеих сторон

д) поражение доли легкого

11. Для микоплазменной пневмонии характерно:

а) высокая температура

б) сухие хрипы

в) вовлечение в процесс интерстициальной ткани

г) склонность к затяжному течению

д) очаговые тени на рентгенограмме

12. При лечении пневмококковой пневмонии препаратом выбора является:

а) эритромицин

б) фуразолидон

в) аугментин

г) трихопол

д) бисептол

13 При лечении хламидийной пневмонии препаратом выбора является:

а) азитромицин

б) фуразолидон

в) пенициллин

г) трихопол

д) бисептол

14 Отхаркивающими препаратами являются

а) димедрол

б) либексин

в) бромгексин

г) кодеин

д) глаувенит

15.Аллергический ларингит проявляется

а) афонией

б) высокой лихорадкой

в) нейтрофилезом в крови

г) ускорением СОЭ

д) экспираторной одышкой

16.Пуэрильное дыхание у детей обусловлено всем кроме:

а) малой воздушностью легочной ткани

б) примесью ларингиального дыхания

в) широким просветом бронхов

г) тонкой стенкой грудной клетки

д) узостью носовых ходов

17.Ослабленное везикулярное дыхание у ребёнка выслушивается в возрасте:

а) с 1 дня до 6-ти месяцев

б) с 1 года до 5-ти лет

в) с 5-ти лет до 10-ти лет

г) с 10-ти лет до 15-ти лет

StudFiles.ru

3. Техника подсчёта частоты дыхания у детей разного возраста

Оснащение:Секундомер или часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручка.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход манипуляции, получить информированное согласие.

2. Провести санитарную обработку рук. осушить.

3. Раздеть ребёнка до пояса.

Выполнение манипуляции:

1. Отвлечь ребёнка.

2. Положить руку исследователя на живот или грудную клетку ребёнка (в зависимости от возраста).

3. Считать количество экскурсий живота или грудной клетки во время вдоха в течение 1 минуты.

4. Оценить частоту дыхания у ребенка.

5. Одеть ребёнка.

Завершение манипуляции:

1. Вымыть и осушить руки.

2. Записать результат в температурный лист.

Примечание:у новорождённых и грудных детей ЧДД подсчитывают с помощью стетоскоп, раструб которого держат около носа ребёнка.

4. Техника подсчёта частоты пульса у детей разного возраста

Оснащение:Секундомер или часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручка.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме или ребёнку ход предстоящей манипуляции.

2. Получить согласие мамы или пациента.

3. Провести санитарную обработку рук.

|4. Придать положение пациенту «сидя» или «лёжа».

Выполнение манипуляции:

1. Положить 11, III, IV пальцы на область лучевой артерии, 1 палец должен находиться со стороны тыла кисти.

2. Прижать слегка артерию и почувствовать пульсацию артерии.

3. Взять часы или секундомер.

4. Подсчитать количество сокращений за 1 минуту в покое.

Завершение манипуляции:

1. Вымыть и осушить руки.

2. Записать результат в температурный лист.

Примечание:

1. У детей до 1 года пульс определяют на височной, сонной артерии, у детей старше 2-х лет - на лучевой.

2. Кисть и предплечье при подсчёте пульса не должны быть «на весу».

5. Техника постановки горчичников детям

Обязательные условия:Горчичники ставить при Т тела не более 38°С и на неповреждённую кожу.

Оснащение:Горчичники, лоток с водой Т 40-45°С. широкий бинт. подсолнечное масло, полотенце, одеяло.

Подготовка к манипуляции:

1. Сообщить маме о ходе манипуляции, получить информированное согласие.

2. Проверить пригодность горчичников (горчичники должны иметь резкий специфический запах и не должна осыпаться).

3. Провести обработку рук.

4. Раздеть ребёнка по пояс, уложить ребёнка в кроватку, осмотреть кожные покровы.

Выполнение манипуляции:

1. Смочить широкий бинт, сложенный в 1-2 слоя, в тёплом подсолнечном масле (Т 37-38°С) отжать и приложить к телу ребёнка, не захватывая область сердца и позвоночника.

2. Поверх бинта положить горчичник, смоченный в воде (Т 40-45°С).

3. Укрыть ребёнка пелёнкой и одеялом.

4. Зафиксировать время и следить за состоянием кожи. Держать горчичники до появления стойкой гиперемии (5-10 минут).

5. Снять горчичники, протереть кожу пелёнкой насухо.

6. Укрыть ребёнка тёплым одеялом.

Завершение манипуляции:

1. Тепло укрыть ребёнка и уложить в постель.

2. Вымыть, осушить руки.

6. Техника соскоба на энтеробиоз

Примечание:процедура проводиться утром, ребёнка не подмывать.

Оснащение:Глицерин 50 % раствор или изотонический раствор хлорида натрия,деревянная палочка с ватным тампоном на конце, чистая сухая пробирка, I пара стерильных перчаток, контейнер для отходов класса «В», бланк - направление.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход манипуляции, получить информированное согласие.

2. Выписать направление на исследование.

3. Провести гигиеническую обработку рук.

4. Надеть перчатки.

5. Палочку с ватой смочить в глицерине или изотоническом растворе натрия хлорида.

Выполнение манипуляции:

1. Уложить ребёнка на бок или маме на колени.

2. Раздвинуть ягодицы пациента 1 и 2 пальцами левой руки и произвести соскоб с поверхности прианальных складок деревянной палочкой с ватным тампоном на конце.

3. Поместить палочку в пробирку.

Завершение манипуляции:

1. Снять перчатки, положить в контейнер для отходов класса В

2. Вымыть и осушить руки.

3. Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с Сан.ПиН 2.1.3. 2630 -10«Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно ~ профилактических учреждений».

4. Доставить материал в клиническую лабораторию с сопроводительной документацией.

StudFiles.ru

Читайте также