Понятие и значение

Соотношение значения слова и понятия

Значение слова

Проблема определения и описания значения слова. Любое слово представляет собой языковой знак. Языковой знак – это двусторонняя единица. Две стороны: план содержания и план выражения.

Слово – это единство звукового или графического комплекса и связанного с ним содержания.

Означающее – десигнатор

Означаемое – десигнат

Значение слова создается при соотнесении означающего, то есть материальной стороны языкового знака, с означаемым объектом, то есть предмета или явления.

Есть прямая связь между материальной стороной знака и объектом. Знак непосредственно связан с означаемым объектом. Однако существует и прямо противоположная точка зрения, которая говорит о том что знак непосредственно не связан с обозначаемым объектом, поскольку значение – это какое-либо стабильное и постоянное содержание языкового знака, которое является общим для всех говорящих на данном языке.

Усредненное понимание предмета в сознании разных людей обусловлено сходством их опыта. Знаки языка, таким образом, являются символами, которые вызывают сходное значение в сознании говорящих.

Пример:

Стол – у всех возникают практически одинаковые ассоциации

Экзистенциализм – ассоциации у всех будут разными.

Слово – это единство трех компонентов:

1. Звукографическая форма слова

2. Сам предмет или явление, которое мы описываем

3. Понятие о нем

Это семантический треугольник или треугольник Огдена-Ричардса

В логике и философии понятие – это единица сознания, которая отражает в обобщенной форме предметы и явления действительности и существующие между ними связи посредством фиксации общих и специфических признаков. Определенное понятие мы называем к-л определенным словом, следовательно, понятие точно так же как и значение слова связано с определенной звукографической формой. Несколько точек зрения на соотношение значения и понятия слова.

1. Михаил Васильевич Никитин: значения – это те же понятия (значение = понятие)

2. Значение и понятие – это самостоятельные единицы, они не равны друг другу. Цель лексикологии объяснить связь между этими двумя явлениями

Повседневные и бытовые (наивные) и понятия научные. Повседневные и бытовые соответствуют значению слов. Они более расплывчатые и менее определенные в отличие от научных понятий, которые обычно довольно четкие.

В сознании есть две сущности – обыденная (упрощенная) и усложненная.

Значение – это понятие менее глубокое или значение – это всего лишь часть понятия. Значения и понятия – это разные уровни в создании человека. Уровень понятий универсален. Он одинаков для носителей разных языков. Уровень значений национально-специфический. Обычно он свойственен только носителям того или иного языка.

Мы учим значения, а понятия у нас уже есть с рождения.

studopedia.ru

Лексическое значение слова и понятие

Понятие лексемы

Сущность слова как лексической единицы.

Слово как основная номинативная единица языка

Слово - основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для данного языка.

Слово называется словесным знакомна основании его главного свойства:

слово представляет собой единство значения и формы его выражения.

Словесный знак как двусторонняя единица образуется в результате первичного знакообразования, при котором устанавливается прочная психическая связь (опосредованная сознанием и памятью пользующихся языком) определенной семантической значимости(понятия, представления) и столь же определенной языковой формыее выражения.

Связь между звучанием и значением слова в принципе условная, произвольная, или немотивированная.

Словоявляется важнейшей номинативной единицей языка. Представление о слове как основной единице наименования явлений действительности складывается непосредственно в речевой практике людей.

Слово - это минимальная значимая единица языка, обладающая позиционной самостоятельностью(морфемы внутри слова такой самостоятельностью не обладают), свободно воспроизводимая в речи для построения высказывания.

Аналогично фонеме, лексема - абстрактная единица системы языка, в отличие от слова - конкретной единицы системы речи.

Лексема(от греч. lexis - слово, выражение), слово, рассматриваемое как единица словарного состава языка в совокупности всех его конкретных грамматических форм и выражающих их флексий, а также всех возможных значений (смысловых вариантов); абстрактная двусторонняя единица словаря.

Все предметы и явления действительности имеют в языке свои наименования.

Слова указывают на реальные предметы, отношение к ним, возникшее в процессе познания окружающего нас мира, на понятия об этих предметах, возникающие у нас в сознании.

Эта связь (соотнесенность) слова с явлениями реальной действительности (денотатами), имеющая нелингвистический характер, но являющаяся важнейшим фактором в определении природы слова как знаковой единицы, понимается как значение слова.

Лексическим значением слованазывается закрепленная в сознании говорящих соотнесенность звукового комплекса языковой единицы с тем или иным явлением действительности. Это обобщенное отражение предмета, его наиболее общих свойств в сознании человека и непосредственно соотнесенное с определенным фонетическим обликом.

Значение - категория психологическая, отражательная. Оно определяется характером, сущностью отражаемых предметов.

Лексическое значение принадлежит не только конкретной словоформе, а лексеме в целом.

studopedia.ru

Московский финансово-юридический университет мфюа

Согласовано

Начальник УМО

____________О.А. Рашевская

«___» ________________2012г.

Дисциплина:Право социального обеспечения; Основы права социального обеспечения

Специальность (направление):все

Форма обучения: все

Вопросы для подготовки к зачету (экзамену)

1.Понятие и значение социального обеспечения.

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Под социальным обеспечением понимают: форму распределения, гарантирующую гражданам нормальный уровень жизненного и культурного стандарта сверх вознаграждения за труд в старости, при потере трудоспособности и кормильца; систему материального обеспечения и обслуживания граждан по возрасту, болезни, инвалидности, безработице, воспитания детей и в других установленных законодательством случаях; совокупность общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями, – с другой, по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов, бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность, либо по распределению внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан в случае утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам.

2.Виды социального обеспечения.

Виды социального обеспечения делятся на две группы:

  1. Социально-обеспечительная помощь.

Помощь по системе права социального обеспечения оказывается тем категориям нуждающихся, которые, согласно цели этого вида предоставления:

  • имеют определенный источник средств к существованию, но этот источник был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности;

  • помощь оказывается в тех случаях, когда нуждающиеся обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить алиментарное существование;

  • помощь может предоставляться и тогда, когда лицо, возможно, не утрачивает постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, экстраординарных обстоятельств, оказывается в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других случаях.

  1. Социально-обеспечительное содержание.

Преследует цель предоставить человеку:

а) необходимые и б) достаточные для жизнесуществования средства. Это значит, что государство обязуется направить в адрес нуждающегося, дать ему то, без чего естественное существование человека как биосоциального организма невозможно. Соц-обесп.содержание предоставляется тем, кто, еще не в состоянии приобрести самостоятельный источник средств к самообеспечению, либо уже не в состоянии самостоятельно себя обеспечить.

StudFiles.ru

Понятие это:

Понятие
Переписать Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения.

Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Понятие есть результат применения категории к восприятию. Отсюда понятие в его отвлеченности противостоит конкретности восприятия. Также понятие противостоит слову, которое можно трактовать как знак понятия[1].

Понятия суть «сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Ф. Энгельс)[2], а также нечувственных объектов, таких как другие понятия. Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, понятие «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего прочего.

В русских философских словарях XVIII века (см. Антиох Кантемир и Григорий Теплов) термин понятие сближался с идеей.

Содержание

  • 1 Классификация понятий
    • 1.1 Понятия в широком смысле и научные понятия
  • 2 Происхождение понятий
    • 2.1 См. также
  • 3 Понятие в истории философии
    • 3.1 Определение понятия у Канта
    • 3.2 Определение понятия у Гегеля
  • 4 Понятие в формальной логике
  • 5 Понятие в теории решения задач
  • 6 Понятие в психологии
    • 6.1 Методы исследования понятий
    • 6.2 Возрастное развитие понятий
      • 6.2.1 Предпонятия
      • 6.2.2 Исследование Выготского — Сахарова
      • 6.2.3 Житейские и научные понятия
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
  • 9 Примечания

Классификация понятий

В быту, да и в науке, значение слова «понятие» может отличаться от его значения в философии или формальной логике.

Понятие считается составным, если оно опирается на другие понятия, и элементарным в противном случае (например: «Элементарные понятия статистики»[3])

Понятия можно разделить на абстрактные и конкретные, и, в каждом из них, на эмпирические и теоретические.

Понятие называется эмпирическим, если оно выработано на основе непосредственного сравнения общих свойств некоторого класса наличествующих (доступных для изучения) объектов или явлений, и теоретическим, если оно выработано на основе опосредованного анализа некоторого класса явлений (или объектов) при помощи ранее выработанных понятий, концепций и формализмов.

Понятие называется конкретным, если оно относится к определённому объекту окружающего мира, и абстрактным, если оно относится к свойствам широкого класса объектов.

Название любого материального предмета одновременно является конкретным эмпирическим понятием. К конкретным теоретическим понятиям следует отнести, в частности, государственные законы.

Абстрактные эмпирические понятия отражают принятый стиль мышления или суждений, например: «В контексте логотерапии понятие духовного не имеет религиозной окраски и относится к собственно человеческому измерению существования».[4]

К абстрактным эмпирическим понятиям можно отнести, в частности, неписаный и порой довольно расплывчатый кодекс поведения какой-либо социальной группы (зачастую приблатнённой или даже уголовной), который в общих чертах определяет, какие действия считаются «правильными» или «неправильными»). Чтобы увидеть разницу между теоретическими и эмпирическими понятиями, сравните 2 фразы:
«Приговоры… выносились в соответствии с действовавшими в те времена законами»

«Приговоры… выносились в соответствии с действовавшими в те времена понятиями»[5]

(пример взят из[6] — по замыслу автора в последнем случае речь может идти, по существу, о беззакониях).

Абстрактные теоретические понятия приняты в физике, например: «Перейдем к изложению основных понятий классической механики. Для простоты, мы будем рассматривать только материальную точку, то есть тело, размером которого можно пренебречь…» (Википедия, Классическая механика).

В более специфических случаях понятие считается конкретным (хотя может оставаться вполне теоретическим), например: "Электрон — стабильная элементарная частица с зарядом −1.6021892(46)×10−19 Кл, массой 9.109554(906)×10−31 кг и спином 1/2. ".

Понятия в широком смысле и научные понятия

Различают понятия в широком смысле и научные понятия. Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений и закрепляют их в словах. Научные понятия отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами. В понятии выделяют его содержание и объём. Совокупность предметов, обобщённых в понятии, называется объёмом понятия, а совокупность существенных признаков, по которым обобщаются и выделяются предметы в понятии, — его содержанием. Так, например, содержанием понятия «параллелограмм» является геометрическая фигура, плоская, замкнутая, ограниченная четырьмя прямыми, имеющая взаимно параллельные стороны, а объёмом — множество всех возможных параллелограммов. Развитие понятия предполагает изменение его объёма и содержания.

Происхождение понятий

Переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий, представлений к отражению в форме понятий. По своему происхождению понятие является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания. Образование понятия — сложный диалектический процесс, который осуществляется с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, эксперимент и др. Понятие — это необразное, выраженное в слове отражение действительности. Оно обретает своё реальное мыслительно-речевое бытие лишь в развёртывании определений, в суждениях, в составе определённой теории.

В понятии выделяется и фиксируется прежде всего общее, которое достигается за счёт отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Но оно не исключает единичное и особенное. На основе общего только и возможно выделение и познание особенного и единичного. Научное понятие является единством общего, особенного и единичного, то есть конкретно-всеобщим (см. Всеобщее). При этом общее в понятии относится не просто к числу экземпляров данного класса, обладающих общими свойствами, не только к множеству однородных предметов и явлений, а к самой природе содержания понятия, выражающего нечто существенное в предмете.

См. также

  • Формирование понятий

Понятие в истории философии

В подходе к понятию в истории философии выявились две противоположные линии — материалистическая, считающая, что понятия объективны по своему содержанию, и идеалистическая, согласно которой понятие есть спонтанно возникающая мысленная сущность, абсолютно независимая от объективной реальности. Например, для объективного идеалиста Г. Гегеля понятия первичны, а предметы, природа суть лишь бледные копии их. Феноменализм рассматривает понятие как последнюю реальность, не относящуюся к объективной действительности. Некоторые идеалисты рассматривают понятия как фикции, созидаемые «свободной игрой сил духа» (см. Фикционализм). Неопозитивисты, сводя понятия к вспомогательным логико-языковым средствам, отрицают объективность их содержания.

Будучи отражением объективной реальности, понятия столь же пластичны, как и сама действительность, обобщением которой они являются. Они «… должны быть также обтёсаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир» (там же, с. 131). Научные понятия не есть нечто законченное и завершённое; напротив, оно заключает в себе возможность дальнейшего развития. Основное содержание понятия изменяется лишь на определённых этапах развития науки. Такие изменения понятия являются качественными и связаны с переходом от одного уровня знания к другому, к знанию более глубокой сущности мыслимых в понятии предметов и явлений. Движение действительности можно отразить только в диалектически развивающихся понятиях.

Определение понятия у Канта

Под понятием Кант разумел любое общее представление, поскольку последнее фиксировано термином. Отсюда и его определение: «Понятие… есть общее представление или представление того, что обще многим объектам, следовательно — представление, имеющее возможность содержаться в различных объектах»

Определение понятия у Гегеля

Понятие для Гегеля — «прежде всего синоним действительного понимания существа дела, а не просто выражение любого общего, любой одинаковости объектов созерцания. В понятии раскрывается подлинная природа вещи, а не её сходство с другими вещами, и в нём должна поэтому находить свое выражение не только абстрактная общность (это лишь один момент понятия, роднящий его с представлением), а и особенность его объекта. Вот почему формой понятия оказывается диалектическое единство всеобщности и особенности, которое и раскрывается через разнообразные формы суждения и заключения, а в суждении выступает наружу. Неудивительно, что любое суждение ломает форму абстрактного тождества, представляет собою её самоочевиднейшее отрицание. Его форма — А есть В (то есть не‑A)»[7].

Всеобщее понятие выражает не простую абстрактную общность, одинаковость единичных представителей данного класса, но «действительный закон возникновения, развития и исчезновения единичных вещей»[8].

Понятие в формальной логике

Понятие в формальной логике — элементарная единица мыслительной деятельности, обладающая известной целостностью и устойчивостью и взятая в отвлечении от словесного выражения этой деятельности. Понятие — это то, что выражается (или обозначается) любой значащей (самостоятельной) частью речи (кроме местоимений), а если перейти от масштабов языка в целом к «микроуровню», то — членом предложения. Для трактовки проблемы понятия (в её формальнологическом аспекте) можно воспользоваться готовым арсеналом трёх областей современного знания: 1) общей алгебры, 2) логической семантики, 3) математической логики.

  1. Результат процесса образования имени (понятия) естественно описывается[9] в терминах гомоморфизма; разбивающего интересующее нас множество объектов на классы «эквивалентных» в каком-либо отношении элементов (то есть игнорируя все различия между элементами одного класса, не интересующие нас в данный момент), мы получаем новое множество, гомоморфное исходному (т. н. фактор-множество) по выделенному нами отношению эквивалентности. Фактор-множество может содержать всего 2 класса (элементов имени и всех остальных элементов), тогда его естественно называть именем, или большее число классов, тогда его естественно называть свойством. Например: имя — дом, свойство — цвет. В случае имени, описанный выше гомоморфизм принято называть характеристической функцией подмножества, соответствующего объему имени. Элементы этого нового множества (классы эквивалентности) можно мыслить теперь как единые, нерасчленяемые объекты, полученные в результате «склеивания» всех неразличимых в фиксированных нами отношениях исходных объектов в один «комок». Эти «комки» отождествлённых между собой (образов) исходных объектов и есть то, что мы называем именами (понятиями), полученными в результате мысленной замены класса близких между собой представлений одним «родовым» именем. В этом смысле имя совпадает с (бинарным) свойством. Совокупность имён и свойств задаёт отношение толерантности. Понятия, таким образом, составляют подмножество имен или свойств, выделенное в силу проверенной на практике важности их для процесса познания. Именно такое определение было формализовано в рамках теории решения задач, оно описывается ниже в соответствующем разделе. Стоит особо подчеркнуть, что приведенные выше соображения не имеют отношения к самому процессу образования имени или понятия, не дают для него четкого математически точного алгоритма. Поиски таких алгоритмов относятся к тематике распознавания образов.
  2. При рассмотрении семантического аспекта проблемы понятия необходимо различать понятие как некоторый абстрактный объект и называющее его слово (являющееся вполне конкретным объектом), имя, термин. Объёмом имени называется та самая совокупность «склеиваемых» в него элементов, о которой сказано выше, а содержанием имени — перечень признаков (свойств), на основании которых производилось это «склеивание». Т. о., объём понятия — это денотат (значение) обозначающего его имени, а содержание — концепт (смысл), который это имя выражает. Чем обширнее набор признаков, тем ẏже класс объектов, удовлетворяющих этим признакам, и наоборот, чем ẏже содержание понятия, тем шире его объём; это очевидное обстоятельство часто именуют законом обратного отношения.
  3. Формальнологическую проблематику, связанную с теорией понятия, можно изложить, опираясь на хорошо разработанный аппарат исчисления предикатов (см. Логика предикатов). Семантика этого исчисления такова, что им легко описывается субъектно-предикатная структура суждений, рассматривавшихся в традиционной логике (субъект, то есть подлежащее, — то, о чём говорится в предложении, выражающем данное суждение; предикат, то есть сказуемое, — то, что говорится о субъекте), при этом возможны далеко идущие, хотя и вполне естественные, обобщения. Прежде всего допускается (как и в обычной грамматике) более одного субъекта в предложении, причём (в отличие от грамматических канонов) роль субъектов играют не только подлежащие, но и дополнения — «объекты»; в роли предикатов фигурируют не только собственно сказуемые (в том числе выраженные многоместными предикатами, описывающими отношения между несколькими субъектами), но и определения. Обстоятельства и обстоятельственные обороты в зависимости от их грамматического строения всегда можно отнести к одной из этих двух групп (субъекты и предикаты), а пересмотр всего словарного запаса любого языка, «мобилизуемого» на выражение понятия, показывает, что он весь распределяется на эти две категории (количественные числительные, а также слова типа «всякий», «любой», «некоторый», «существует» и т. п., не попавшие в это распределение на два класса, играют в естественном языке роль кванторов, позволяющих образовывать и отличать друг от друга общие, частные и единичные суждения). При этом субъекты (выражаемые посредством т. н. термов языков, основанных на исчислении предикатов) и предикаты выступают как имена понятий: вторые самым буквальным образом, а первые, будучи переменными, «пробегают» некоторые «предметные области», служащие объёмами понятий, и если они постоянные (константы), то являются именами собственными, обозначающими конкретные предметы из этих предметных областей. Т. о., предикаты — это содержания понятий, а классы объектов, на которых эти предикаты истинны, — объёмы; что касается термов, то они являются либо родовыми именами для произвольных «представителей» некоторых понятий, либо именами конкретных представителей. Иными словами, вся формальнологическая проблематика, связанная с теорией понятия, оказывается фрагментом исчисления предикатов. Так, закон обратного отношения оказывается перефразировкой тавтологии (тождественно-истинной формулы) логики высказываний А & В -> A (здесь & — знак конъюнкции, -> — знак импликации) или её обобщения из логики предикатов x C (x)-> С (х)( — квантор всеобщности).

Понятие в теории решения задач

Теория решения задач — теоретический раздел исследований по искусственному интеллекту — предлагает достаточно математически строгую и в то же время наглядную трактовку термина «понятие». Полное математически строгое описание можно найти в монографии Бенерджи[10]

Можно дать менее строгое, но более лаконичное описание таким образом:

  1. Понятия образуются на основании свойств.
  2. Существует два основных класса свойств — внутренние и внешние. Внешние свойства выявляются непосредственно, их существование постулируется, вопрос об их происхождении не ставится. Внутренние свойства являются ненаблюдаемой непосредственно логической функцией внешних свойств.
  3. При решении задач используются преимущественно внутренние свойства. Использование это состоит в том, что в зависимости от значения свойства выбирается та или иная операция, ведущая к решению задачи.
  4. Понятие в традиционном его понимании — это особый вид внутренних свойств, получаемых в результате логической конъюнкции (логическое И) внешних свойств.
  5. Любое внутреннее свойство можно представить в виде дизъюнкции (логическое ИЛИ) понятий.

В такой трактовке закон обратного отношения действительно оказывается тривиальным следствием определения и одного из законов поглощения A&B->A. Стоит заметить, что закон обратного отношения не имеет места для произвольного свойства.

Бенерджи рассматривает модель задач, в которой задано некоторое множество ситуаций и множество преобразований (операций) одной ситуации в другую. Выделено также подмножество ситуаций, являющихся целью решения. «При этом мы стремимся перевести данную ситуацию в другую допустимую ситуацию, применяя последовательность преобразований, чтобы в конце прийти к целевой ситуации»[11] Понятия в модели Бенерджи применяются для описания как целевого подмножества, так и стратегии выбора преобразований.

Понятия по Бенерджи логично было бы называть «протопонятиями», так как в общенаучном смысле понятия выделяются и фиксируются с помощью термина в ходе решения широкого класса однородных задач, в которых их применение оказалось полезным.

Понятие в психологии

Психология позволяет подойти к изучению понятий эмпирически, исследуя существующие в сознании отношения между понятиями (семантические кластеры, группы, сети), в том числе с помощью математических методов (кластерного и факторного анализа); процессы формирования понятий, в том числе с помощью метода формирования искусственных понятий; возрастное развитие понятий и т. п.

Методы исследования понятий

Основная статья: Методы исследования понятий

В психологии разработано множество методов исследования понятий, таких как ассоциативный эксперимент, метод классификации, метод субъективного шкалирования, семантический дифференциал, метод формирования искусственных понятий.

В некоторых случаях, как, например, в методе семантического радикала, используются также физиологические измерения.

Возрастное развитие понятий

Психологические исследования позволили установить, что понятия не являются неизменными по своей природе сущностями, не зависящими от возраста оперирующего ими субъекта. Овладение понятиями происходит постепенно, и понятия, которыми пользуется ребёнок, отличаются от понятий взрослого человека. Были выявлены различные типы понятий, соответствующие различным возрастным стадиям.

Предпонятия

Основная статья: Предпонятие

Ж. Пиаже обнаружил, что на дооперациональной стадии когнитивного развития (2—7 лет) понятия ребёнка представляют собой ещё не истинные понятия, но предпонятия. Предпонятия образны и конкретны, не относятся ни к индивидуальным объектам, ни к классам вещей и связываются друг с другом посредством трансдуктивного рассуждения, представляющего собой переход от частного к частному.

Исследование Выготского — Сахарова

Заготовка раздела Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Л. С. Выготский и Л. С. Сахаров в своём классическом исследовании[12], пользуясь собственной методикой, представляющей собой модификацию методики Н. Аха, установили типы (они же — возрастные стадии развития) понятий.

Житейские и научные понятия

Основная статья: Житейские и научные понятия

Л. С. Выготский, исследуя развитие понятий в детском возрасте, писал о житейских (спонтанных) и научных понятиях. Житейские понятия — приобретаемые и используемые в быту, в повседневном общении слова вроде «стол», «кошка», «дом». Научные понятия — это слова, которые ребёнок узнаёт в школе, термины, встроенные в систему знаний, связанные с другими терминами.

При использовании житейских понятий ребёнок долгое время (до 11-12 лет) осознаёт только предмет, на который они указывают, но не сами понятия, не их значение. Лишь постепенно ребёнок овладевает значением понятий. Согласно взглядам Выготского, развитие спонтанных и научных понятий идёт в противоположных направлениях: спонтанных — к постепенному осознанию их значения, научных — в обратном направлении.

Приходящее с возрастом осознание значений связано с рождающейся систематичностью понятий, то есть с установлением логических отношений между ними. А поскольку научные понятия, которые ребёнок усваивает в процессе обучения, принципиально отличаются от житейских понятий именно тем, что по самой своей природе они должны быть организованы в систему, то — полагает Выготский — их значения и осознаются первыми. Осознанность же значений научных понятий постепенно распространяется и на житейские.

См. также

  • Знак
  • Идея
  • Концепция
  • Формирование понятий
  • Методы исследования понятий
  • Множество
  • Модель
  • Обобщение понятий
  • Образ
  • Ограничение понятий
  • Содержание понятия
  • Родовые и видовые понятия
  • Символ
  • Система отсчёта
  • Слово
  • Смысл
  • Термин

Ссылки

  • Войшвилло Е. К. Понятие. — М.: Изд-во МГУ, 1967. — 284 с.
  • Войшвилло Е. К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 239 с.
  • Власов Д. В. Логические и философские подходы к построению теоретической модели образования понятия // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 1 - Философия. Политология.
  • Понятия в уголовно-тюремном мире
  • Психологический словарь
  • VIGL — Видео Глоссарий (беседы с личностями, которые трактуют значение понятий)

Примечания

  1. Философский словарь. — СПб. 1911. — С. 205
  2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 550.
  3. Элементарные понятия статистики. Электронный учебник http://www.statsoft.ru/home/textbook/esc.html
  4. Виктор Франкл. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГОТЕРАПИИ / Перевел А. Бореев, отредактировал В.Данченко. http://psylib.ukrweb.net/books/franv01/index.htm
  5. Сергей Ермилов. Карикатура «Законы — понятия» http://caricatura.ru/parad/ermilov/4941/
  6. Леонард Терновский. Закон и «понятия». http://www.mhg.ru/publications/5B0A77C
  7. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М., 1984. Очерк 5.
  8. IBid
  9. И. Ф. Берков. ЛОГИКА: задачи и упражнения. Минск: ТетраСистемс, 1998
  10. Р. Бенерджи «Теория решения задач. Подход к созданию искусственного интеллекта» — М :, Мир, 1972 г.
  11. IBid
  12. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. Гл. 5; Сахаров Л. С. О методах исследования понятий // «Психология», 1930 (т. III, вып. 1); Выготский Л. С., Сахаров Л. С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981.; Сахаров Л. С. О методах исследования понятий (1930) // Культурно-историческая психология. 2006. № 2. — C. 32-47.
Категории:
  • Мышление
  • Эпистемология
  • Философская логика

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Понятие и значение законности

Законность и правопорядок как качество современного государства

Лю­бое человеческое общество, независимо от того, на какой ступени цивилизации оно находится, нуждается в определенной правовой ор­ганизации. Без наличия законов и других правовых актов, их реализации в жизни невозможно цивилизованное существование государства. Поэтому законность можно рассматривать как сложное социальное явле­ние, неразрывно связанное с правом. Устанавливаемый порядок объективно обусловливается уровнем развития общества.

Исторически законность возникла как требование государственной власти к населению соблюдать изданные ею законы. Но постепенно требование о соблюдении законов стало предъявляться и к самой власти. Сегодня законность является одним из принципов построения демократического общества и правового государства, лежит в основе взаимоотношений личности и государства.

Законность в условиях определенного исторического периода конкретного государства, его политического режима и т.п. наполняется конкретным содержанием. Содержание законности и правопорядка в условиях восточных деспотий, афинской рабо­владельческой демократии, феодального абсолютизма демо­кратических или тоталитарных режимов современности имеет огромные различия, хотя законность всегда остается соблюде­нием, исполнением норм права, а правопорядок — ее результа­том.

Основным носителем законности является деятельность (поведение) людей. Но через нее свойство законности, т.е. соответствия праву, приобретают и другие объекты — нормативные и правоприменительные акты, различные документы, отноше­ния людей и пр. Содержание и состояние законности в значительной степени зависит от состава ее субъектов - государ­ства, его органов, общественных и иных организаций, должност­ных лиц и граждан. Исключение кого-либо из состава субъектов законности создает иллюзию необязательности исполнения ими правовых предписаний. Такое сужение круга субъектов законности раз­рушает идею ее всеобщности, общеобязательности правовых предписаний, равенства всех перед законом, что на деле приво­дит к размыванию режима законности, а в условиях админи­стративно-командной системы способствовало появлению «мер­твых зон», не подвластных закону.

Законность - это требование соблюдать установленный поря­док в обществе.

Для законности необходимы два условия, две стороны:

1. Наличие законов (содержательная сторона);

2. Правопорядок:

➥ возникает в результате реализации норм права;

➥ обеспечивается государством;

➥ создает условия для плодотворных общественных отношений;

➥ выступает итогом законности.

Законность - это принцип, метод и режим строгого, неуклонно­го соблюдения и исполнения в правотворческой и правореализующей деятельности правовых норм, содержащихся в законах и осно­ванных на них подзаконных нормативных актах, всеми субъектами права. Сущность законности выступает как всеобщее, строгое соблю­дение исполнения норм права. Законность провозглашается как прин­цип, становится методом деятельности большинства участников об­щественных отношений и в конечном счете реализуется в особый режим общественной жизни.

Под законностью следует понимать не существующие законы. Сами законы составляют основу законности. Исторические реалии показывают, что законы издавались, а законность отсутствовала.

Законность характеризуется единством двух признаков:

➥ внешнего - обязанность соблюдать, исполнять и применять законы

➥ внутреннего (сущностного) - качества законов.

Требование власти к населению соблюдать закон существует все­гда. Конечно, в конкретных исторических условиях при различных режимах какая-то часть господствующего класса или верхушка госу­дарственного аппарата, обладая правом требовать от других соблюде­ния норм права, сами могут не придерживаться требований законно­сти, нарушать правовые предписания. Так, в период культа личности требования законности были фактически необязательны для опреде­ленной части партийного и государственного аппарата, вместе с тем с граждан жестко требовали обязательного соблюдения правовых предписаний. В цивилизованном государстве все равны перед зако­ном и несут равные обязанности и ответственность в случае наруше­ния законности.

Законность является острейшей социальной проблемой, основной задачей государ­ственно-правового строительства. Трудно найти такой правовой акт, в котором бы не затра­гивается этот аспект.

Юридическая наука и практика по-разному определяют явление закон­ности:

С точки зрения науки С точки зрения юридической практики
законность - точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми субъектами права, т. е. речь о законности может идти лишь тогда, когда, все без исключения субъекты права будут соблюдать или в полной мере реализовывать удержание правовых норм. Законность -требование соблюдения действующих законов государства и их реальное исполнение. Отсюда следует понятие режима законности. Режим законности - политические, экономические, моральные и иные условия жизни, при которых беспрепятственное осуществление прав и добросовестное выполнение обязанностей является принципом деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан.

studopedia.ru

Читайте также