Техника определение

История техники. Определение техники

Тезис № 1.

В современном обществе техника и технологии настолько вошли в современную жизнь человека, что стали, по существу, искусственно-естественным бытиём, хотя, безусловно, техника – это артефакты (т.е. искусственные феномены).

Тезис № 2.

Обращение к вопросам философии и истории техники, обсуждение социальных и философских процессов НТП определяется следующими факторами:

1) созданием новых наукоёмких технологий и технических изделий, которые во многом определяют эффективное развитие современного общества (инновации, инвестиции (4И президента РФ)…);

2) усилением взаимодействия техники и технологии с социальной и природной средой, изменением социальной функции самой техники, решением вопроса охраны и воспроизводства окружающей среды;

3) решением конверсионных проблем, связанных с разработкой и внедрением новейших технологий двойного назначения;

4) медленным, но имевшим место увеличением числа инженерно-технических работников;

5) новыми социальными, философскими и специальными требованиями к качеству подготовки инженерных кадров с их философским, культурным, государственно-патриотическим и специально инженерно-техническим воспитанием.

Тезис № 3.

Существует в серьёзной литературе несколько групп определений и ответов на вопрос, что такое техника. В этом аспекте:

1. Древнегреческая этимология слова «техника» – techne – в буквальном смысле с древнегреческого означает искусство, умение, мастерство. В свою очередь, techne происходит от индоевропейского корня tekh – умение, мастерство. В этом аспекте, сознательно использует слова techne, эпистема и mechane Аристотель в знаменитейшем трактате «Механические проблемы», подзаголовок «Псевдоаристотелевский трактат».

Современник Аристотеля, поэт Антифонт писал: «techne мы побеждаем там, где нас побеждает природа и побеждаем мы природу с помощью mechane (механических приспособлений, Терен «Механика», «Пневматика»).

2. Некоторые авторы (Шутов и др.) расширительно толкуют слово техника, понимая под ней, по существу, любую целесообразную деятельность человека: существует техника преподавания, умение преподавателя, педагога, техника танца, техника художника, инженерная техника, техника балета, грима и т.д.

3. Третья группа получила инструментальное определение техники. В этом аспекте, в инструментальное понимание техники, в свою очередь, входят три подвида определения техники:

а) техника рассматривается как рабочий инструмент, орудие труда;

б) техника как телесное мастерство;

в) техника как средство труда человека, которое со временем превращается в средство производства.

4. Техника рассматривается некоторыми авторами как феномен материальной человеческой культуры в целом. В этом ответе на вопрос о сущности техники говорится, что это вторая природа или искусственные артефакты.

Обобщая эти ответы на вопрос, что такое техника, мы должны иметь в виду при её определении три органических существенных признака:

1) техника должна быть понята как совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

2) как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

3) совокупность технических знаний – от специализирующих рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

Онтологическая интерпретация техники

Гносеологическая интерпретация техники

Антропологическое измерение техники

Онтология техники – это вся техносфера как таковая.

Антропологическое измерение техники – человек и техника.

Гносеологическая интерпретация техники – закономерности развития техники и т.д.

Слово «технология», которое употребляется наряду, а значит нетождественно технике в русском языке в отличие от английского, где техника и технология отождествлены, было введено в 1777 г. Бекманом. Само слово инженер в Европе получило распространение в позднее средневековье. В этом аспекте, древнегреческие мыслители называли инженеров «манганариями» (манганарии).

Техника в своём становлении и развитии прошла 3 крупных прогрессивных этапа:

1. Период орудийной (ручной) техники от возникновения человека и человеческого общества до 16 века нашей эры.

2. «Машинный период» в развитии техники с 16 века до второй половины 19 столетия.

3. Вторая половина 19 века и до сегодняшнего дня, обощённо его называют автоматизированным способом производства, который в настоящее время складывается из трёх органических составляющих:

1) робототехника;

2) компьютеры 7 – 8 поколения;

3) Современные технические системы коммуникаций.

StudFiles.ru

ТЕХНИКА это:

ТЕХНИКА ТЕХНИКА (греч. и лат. techne - искусство, мастерство) - понятие, которым в истории культуры было принято обозначать: 1) определенную онтологическую данность (комплекс инструментов, орудий, машин; искусственная среда; 2) воплощенное стремление человека к власти над природой; 3) творчество, отражающее определенные цели человека; 4) техническое творчество как самоцель; 5) средство сохранения человеческого рода при переходе от естественно-органического к искусственному миру; 6) деятельность, связанную с особым способом преобразования природы; 7) систему ценностей и норм, регулирующих жизнь человека в цивилизованном мире. Будучи одной из форм активности человека, Т. появилась вместе с ним. Объектом рефлексии Т. стала достаточно поздно. В натуралистической традиции греческое techne интерпретировалось как искусство изготовления, творения чего-либо. Однако уже в этой традиции произошла дифференциация основных смыслов techne (Аристотель). За современным значением Т. осталась лишь область изобретений, ремесленного труда, связанная с воплощением идеи в конкретном (а посему преходящем, изменчивом) материале природы, а следовательно, по мнению Аристотеля, недостойная философской рефлексии. (Элементы негативной оценки Т. сохранились в культуре до 20 ст.). Отдельные попытки описания технических систем перешли в 18 ст. в создание системы инженерного образования, технологии как комплекса знаний о Т. Последняя превратила Т. в практическое поле своих исследований. В 19 в. в содержании понятия Т. произошли изменения. Они были обусловлены индустриализацией, расширением мирового рынка, углублением разделения труда, усилением кооперации (транспорт, связь), политической нестабильностью (спрос на военную Т.), ощутимым влиянием Т. на социальные процессы (безработицу, отчуждение). Формируется слой инженерно-технической интеллигенции с определенной потребностью - осмыслить природу Т., ее влияние на общество. Четкие контуры Т. задали формы рефлексии над ней. Конкретно-научные представления сложились в комплекс технических наук. Интенция на синтез технических знаний выразилась в метанаучной рефлексии и предстала как «философия Т.». Последняя дистанцируется от философии по строгим критериям научности, в первую очередь, путем разработки специального метанаучно-го языка. В перспективе метанаучная картина Т., акцентирующая внимание на гуманитарных аспектах Т. в системе культуры, может стать важным основанием системы инженерно-технического образования. Этому способствует формирующаяся уже сегодня единая информационно-техническая система планеты, влияющая на массовое сознание и мировоззрение людей. Дифференциация форм рефлексии над Т. оказала влияние и на философию. Поскольку философия исследует мировоззрение с учетом региональной культуры, времени, то можно выделить следующие интерпретации Т., осуществленные ее средствами: аристотелевскую, новоевропейскую, позитивистскую, марксистскую, антропологическую, кризиса культуры, русского космизма, духовную (В. Соловьев, Бердяев), технического детерминизма, онтологическую (Хайдеггер). Основной тезис аристотелевской концепции заключается в нейтральности Т. по отношению к формам бытийствования человека в культуре, ее асоциальность. Это лишь небольшая область приложения творческой активности, связанная с созданием орудий труда. Новоевропейская - отразила изменения в обществе 16-17 ст., частности, заметно возросшую роль Т. в жизни человека (Ф. Бэкон, Гоббс), запрос предприимчивого мышления на технические новации. Согласно Декарту, такой запрос может быть удовлетворен рационалистической традицией, предварительно проанализированной с позиции радикального сомнения как метода проверки. Приоритет Разума как человеческого Я стал основанием не только научной методологии, но и деятельности в сферах политики, социальных отношений, производства. Дальнейшей конкретизацией рационалистической методологии стали позитивистская и марксистская концепции Т. Позитивистская (Конт) утверждает примат научной (естественно-научной) рациональности над абстрактной (метафизической). Марксистская - рассматривает рациональность как способность человека не только вырабатывать представления об идеальном (идеал, модель, теория), но и воплощать его в формах практической рациональности (действиях). Т. при этом выступает как нейтральный элемент в системе социальных отношений, но достаточно активный в преобразовании природы (научно-технический прогресс). Концепция кризиса культуры 19-20 ст. пессимистически трактует Т. В работах Ясперса, Шпенглера Т. предстает как один из ведущих факторов, способствовавших подчинению человека государственной машине, лишению его способности противостоять разрушительному воздействию технической цивилизации. Ортега-и-Гассет акцентирует внимание на последствиях урбанизации, исходящей от нее угрозы культуре. Возникшая у технической интеллигенции потребность в философской рефлексии над основаниями Т. выразилась в антропологической концепции и концепции технического (технологического) детерминизма. Согласно антропологической концепции, Т. есть естественное продолжение органов человека, его способности мышления. Концепция технологического детерминизма исходит из признания Т. как объективной реальности, обладающей высокой динамикой развития, собственными закономерностями, способными изменить не только социальные отношения, но и природу человека. Т. гуманна по своей природе. Человек же некомпетентен, неадекватно интерпретирует ее фундаментальный смысл. Концепция русского космизма (Федоров, Циолковский, др.) формирует представление о космотехническом мире как перспективе человеческого бытия (активное освоение космоса). Духовная концепция (В. Соловьев, Бердяев) призывает человека овладеть собственным духом перед лицом Т., выработать в культуре новые ценности свободы, ответственности, организации. Онтологическая концепция (Хайдеггер) включает не только мировоззренческую функцию, но и критическую (поисковую), связанную с необходимостью переоценки механизмов формирования основных ценностных ориентаций европейского сознания. Изменение ценностных ориентаций культуры в связи с Т. касается как онтологии, так и гносеологии. Онтологическая проблематика связана с исследованием феномена Т. как процесса. Гносеологическая детерминирована идеей о том, что Т. раскрывает человеку не только самое себя как подсистему, но и специфику современного калькулирующего (подсчитывающего) мышления. Это мышление не доходит до осмысляющего раздумья о будущем. Гносеология обнаруживает новое поле онтологии - сознание. В нем сконцентрированы основные проблемы технического мира. Онтологический подход к Т. совершенно по-новому представляет философский диалектический метод осмысления мира. Несмотря на различие школ и направлений, применение его очевидно, особенно в части принципов (объективности, развития, системности). Системный подход позволяет увидеть современную Т. как сложную систему, в которой элементы взаимосвязаны. В качестве таковых можно выделить: информационные технологии (прием, хранение, обработка, передача информации независимо от расстояний); производственные комплексы машин, технологий; сосудистая система (водо-, газо-, нефтепроводы, линии электропередач); транспорт; медицинские технологии; военная Т. и технологии; Т. в системе образования; бытовую; научную (поисковую); связанную с туризмом и отдыхом. Каждая из технических подсистем требует участия человека (творчество, изобретение, организация, управление, финансирование и т.д.). Т. подвластна времени. Это создает немало проблем в ее развитии. Последние все чаще возникают в диалоге (коммуникации) человека с машиной. В планетарном измерении Т. стала огромной силой, однако для некоторых региональных культур она еще остается неадекватно воспринимаемой ценностью, что создает дополнительные трудности при разрешении политических напряжений, решении экономических проблем. Т. как артефакт труда актуализирует вопрос о профессиональном мастерстве, искусстве. Этому способствует и тенденция в развитии потребностей людей - особое внимание к качеству, техническому дизайну. (см. также: ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ).

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

dic.academic.ru

Дадим определение понятиям наука и техника

История – комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всем его многообразии. Развитие науки и техники происходит в конкретных исторических условиях. Эти условия в каждый определенный период определяются, прежде всего, производительными силами общества. история знает немало примеров того, когда низкий уровень развития общества и производительных сил препятствовал развитию науки и использованию ее достижений.

Цель курса истории науки и техники как междисциплинарной науки заключается в том, чтобы осветить историю формирования, развития и трансформирование научного мировоззрения, движущие силы и механизмы коренных изменений в представлениях об окружающем мире.

Вводная лекция

Техникой называется совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. В технике материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общественного производства. Основное предназначение техники облегчение жизни человека и повышение производительности его труда. К технике относятся не только сложные машины, но и самые простые приспособления. Поэтому можно считать, что техника зародилась на заре человечества и позволила человеку выделиться из животного мира. Естественно, что она появилась намного раньше науки.

Общественные потребности формируются и регулируются, прежде всего, экономическими отношениями и, в свою очередь, формируют конкретные условия для развития техники. Внутренняя логика развития техники обусловлена взаимодействием ее с человеком и природой. В результате применения техники происходит замена человеческой силы силами природы, трудовые усилия человека заменяются механическими. Это позволяет преодолеть противоречия между развитием техники и ограничением человеческих психофизических возможностей. История свидетельствует, что поступательное развитие общества всегда связано с развитием его производительных сил. Основная социальная функция техники заключается в том, что она является составным элементом материально-технической деятельности людей. Техника расширяет масштабы трудовой деятельности и повышает ее эффективность. Техника развивается, опираясь на законы природы и производственный опыт. Создание новой техники невозможно без определенного уровня знаний, отвечающих объективным законам природы и способных руководить практическими действиями человека.

Классификация техники, как правило, производится по ее назначению: транспортная, военная, бытовая и т.д. В свою очередь, эти обширные категории имеют свою квалификацию с высокой степенью разделения.

Наука – особая сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка, теоретическое обоснование и систематизация объективных знаний о действительности. Это одна из форм общественного сознания. Непосредственные цели науки – объяснение и предсказание явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, осуществляемые на основании открываемых ею законов.

Анри Пуанкаре сказал: «Наука строится из фактов, как здание из кирпичей, нагромождение фактов не является наукой, также как куча кирпичей не является зданием».

Система наук делится на естественные, общественные и технические.

Наука зародилась только с появлением классового общества, и то не сразу. Современные исследователи считают, что она появилась в Древней Греции в VI веке до н.э. Причиной появления науки являются потребности общественной практики, хотя она далеко не сразу превратилась в производительную силу общества.

Истоки науки восходят к древним цивилизациям междуречья Тигра и Евфрата, Египта, Индии и Китая. Но первые научные и философские системы возникли в Древней Греции. Первыми науками были философия, математика и физика, а именно раздел механика.

В философии сложились две основные концепции – материализм и идеализм.

В математике получила развитие арифметика, геометрия, были заложены основы стереометрии, зародилась теория музыки. В трудах величайшего ученого античности – Архимеда были заложены основы дифференциального и интегрального исчисления. В астрономии была уже известна гелиоцентрическая система строения мира (Аристарх Самосский), хотя победила система геоцентрическая (система Птолемея). В механике неплохое развитие получили статика и кинематика. Динамика же основывалась на ошибочных представлениях Аристотеля, который, основываясь на бытовых повседневных наблюдениях, считал, что для поддержания равномерного прямолинейного движения тела к нему необходимо постоянно прикладывать силы. Его усилиями также утвердилась геоцентрическая система строения мира.

В античном мире сложилась не только система знаний, но и система образования. Наследниками греческой науки стала наука Древнего Рима. Однако статус ученого в Риме был непрестижным, и постепенно наука стала приходить в упадок. С падением Западной Римской империи центр науки переместился на Восток в Восточную Римскую империю. Однако там после прихода к власти императоров христиан большой удар развитию науки был нанесен религией. Христианские фанатики закрывали «языческие» школы, уничтожали библиотеки. Ученые в большом количестве эмигрировали в Азию, в основном в Иран.

Что касается техники античности, то она находилась в достаточно примитивном состоянии. Это объясняется тем, что рабовладельческая система не способствовала развитию техники, поскольку в избытке была дешевая рабочая сила. Большее развитие, пожалуй, получила военная техника. Правда, военные корабли были немореходными, так как предназначались для нападения вблизи берегов. Лучше были развиты торговые суда, хотя они и уступали военным в скорости.

В VI – VIII веках арабы под знаменем новой религии – ислама захватили огромные территории в Азии, Африке и Пиренейский полуостров. Только в IX веке франки дали им отпор в битве при Пуатье. Арабские завоевания довершили разгром античной науки. Но, начиная с IX века, в арабских эмиратах начинается возрождение античной науки. Именно арабским ученым мы обязаны не только сохранением, но и приумножением научных достижений античности. Кстати сказать, подавляющее количество сохранившихся сочинений античных ученых дошли до нас в арабских переводах. Именно арабам мы также обязаны распространением в Европе индийской десятичной системы счета и созданию алгебры.

Что касается Европы, то в Средние века, на протяжении 1000 лет там наблюдается упадок науки и культуры. Развитию науки также препятствовало то, что католическая церковь, первоначально враждебно настроенная к Аристотелю, с XIII века признала его величайшим авторитетом по всем вопросам, не касавшихся, правда, догматов религии. Таким образом, была узаконена и геоцентрическая система строения мира, и механика Аристотеля, основанная на неверных предпосылках. Хотя философы считают Аристотеля «основателем истинного естествознания», он отнюдь не считается таковым у физиков и механиков.

Возрождение (ренессанс) античного искусства, культуры и науки началось в Италии в XIV веке. Провозвестниками ренессанса стали поэт Данте Алигьери (1265–1337) и художник Джотто ди Бондоне (1267–1321). Их творчество пронизано верой в человека, его возможности, волю и разум. Деятели возрождения отрицают схоластику и аскетизм. Распространяются философские идеи неоплатонизма и пантеизма. Ренессанс отвечал потребностям зарождающегося класса буржуазии и способствовал разрушению феодальных отношений. В XVI столетии получает распространение гелиоцентрическая система строения мира Коперника. Происходит реформация церкви. Ответом на это становится инквизиция. По всей Европе пылают костры, на которых сжигают не только инакомыслящих, но порой и ни в чем не повинных людей.

На волне ренессанса в конце XVI века зародилась истинно научная динамика. С ее появлением механика превратилась в науку о движении, в которой появились попытки объяснить все явления природы на основе развития логических принципов. Одним из первых, кто усомнился в правильности учения Аристотеля, был Джамбаттиста Бенедетти (1530–1590), который обратил внимание на то, что действие сил выражается не в поддержании, а в изменении движения. Достоверность научных представлений в рамках механической картины мира тесно была связана с развитием экспериментальных методов исследования. Статика, в отличие от динамики, не подтверждалась в такой степени экспериментами. Динамика, отвечая на вопрос о переходе тела или механической системы из начального состояния к последующему под действием заданных сил, могла быть подтверждена соответствующим экспериментом. Это и придало механическому естествознанию ту необратимость развития и ту достоверность, которые отличают науку XVII века от научных представлений предыдущего периода.

Одними из первых экспериментальных исследований в механике были опыты Галилео Галилея (1564–1642), который открыл законы падения тяжелых тел, а также установил законы движения тел по наклонной плоскости. Он полностью доказал несостоятельность динамики Аристотеля и наметил путь к созданию новой динамики – ньютоновской.

Таким образом, Галилей начал научную революцию, которую завершил И. Ньютон. В 1686 г. вышел в свет его замечательный труд «Philosophiae Naturalis Principia Mathematica» («Математические начала натуральной философии»). Ньютон первым из ученых высказал мысль о том, что движение космических и земных объектов происходит по одним и тем же законам. Величайший ученый заложил основы теоретической механики, применив ее к изучению движения небесных тел. В его работе проблемы динамики получили математическую разработку. Величайший английский ученый создал методологию точного естествознания и стал основателем всего современного естествознания.

С этого момента развитие науки приняло необратимый характер, количество научных знаний, как и количество ученых, стало удваиваться каждые 10–15 лет. Появилась классическая механика, высшая математика, новые разделы физики, химия, аналитическая механика, математическая физика и др. науки. Великая французская революция способствовала развитию науки и образования. Не случайно Французская научная школа стала в XIX веке самой передовой в мире.

Что касается развития техники, то оно происходило и в период Средневековья. К XVII веку возникло мануфактурное производство, основанное на применении энергии воды и ветра. Но дальнейшее развитие промышленности тормозилось отсутствием источников энергии. Человечество оказалось в энергетическом тупике. Выходом из него стало применение энергии пара. Первые паровые машины (их часто называют пароатмосферными) появились в конце XVII столетия. А по настоящему универсальный паровой двигатель был создан Дж. Уаттом в 1786 г.

Изобретение паровой машины по своему значению в жизни человечества может сравниться только с освоением огня и созданием компьютера. С внедрением паровых машин связана промышленная революция XVIII века.

Роль науки в развитии техники не всегда была ведущей. Вплоть до конца XVIII века наука почти не влияла на производство и технику. Знания, которых требовало развитие техники, как правило, носили эмпирический характер. Это были знания о конкретных вещах, не противоречащие законам природы.

Однако развивающееся машинное производство потребовало объединения в одном технологическом цикле различных механических и физико-химических процессов, использования новых материалов и видов энергии. Благодаря этому неизмеримо выросла роль науки в создании новой техники. В XIX веке прогресс техники диктуется уже не только потребностями человека, но и развитием мировой науки и практики. Сочетание науки и практики создала новую отрасль промышленности – электротехнику. Ее применение произвело революцию в промышленности, изменило бытовые условия жизни человека, произвело переворот в средствах связи и т.д. В конце XIX века появляются новые типы двигателей – ДВС и паровые турбины. Все вышесказанное позволило создать новые виды транспорта, судов, летающие аппараты тяжелее воздуха.

В конце XIX – начале XX столетий возник кризис в физике. В результате появилась теория относительности, атомная физика и квантовая механика.

В развитии техники в XX веке произошел прорыв. Совершенствование ДВС и паровых турбин, автомобилей и самолетов и т.д. потребовало привлечения научных знаний. В 1940-е гг., в первую очередь для военных целей появляются совершенно новые отрасли промышленности: атомная, ракетостроение, реактивная авиация. Все это уже требует проведения качественно новых видов расчетов. Совершенствующиеся технологические процессы также уже не могут управляться человеком. Одним словом, человечество опять зашло в своем развитии в тупик – на этот раз информационный.

Выходом из этого тупика стало создание цифровых электронных вычислительных машин. Это достижение человечества невозможно переоценить. Оно не только вывело его из информационного тупика, но и перевернуло всю его жизнь. Именно создание компьютеров и развитие на этой основе науки и техники произвело научно-техническую революцию. С нею связано то, что наука стала непосредственной производительной силой общества. В настоящее время создание новой техники невозможно без самых передовых достижений науки. Автоматизация производства на основе ЭВМ ведет к росту возможностей применения новых высокоэффективных технологических процессов.

Таким образом, учитывая все вышесказанное и опираясь на периодизацию общей истории человечества в развитии науки и техники можно выделить следующие периоды:

I. Донаучный – от зарождения человечества до возникновения науки в VI веке до н.э.

II. Античный – от зарождения науки до падения Западной Римской империи (VI век до н.э. – V век)

III. Средневековый V – XIV века.

IV. Ренессанс и научная революция XV – XVII века.

V. Промышленная революция и аналитический период развития науки (XVIII век).

VI. Период сближения науки и промышленности (XIX век).

VII. Физико-технический период – (первая половина XX века).

VIII. Научно-техническая революция (со второй половины XX века по настоящее время).

studopedia.ru

Философия техники

Филосо́фия те́хники — исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» (1877)[1]. В 1898 году свои работы, посвященные философии техники, издают немецкий философ Фред Бон (одна из глав книги «О долге и добре») и российский инженер Петр Энгельмейер (брошюра «Технический итог ХIХ века»). Предметом систематического изучения данная наука стала только в XX веке. Различные аспекты философии техники рассматриваются в марксизме, трансгуманизме и ряде других направлений.

Основные идеи

  • Согласно Каппу, в основе техники лежит органопроекция, то есть техника создается по образцу живого организма. Создание техники не есть создание нового, но раскрытие естественных возможностей организма.
  • Техника — это путь к новым горизонтам бытия.

Различают следующие этапы развития технических знаний:

  • донаучный (до второй половины XVIII века) —- знания добываются эмпирическим путём и не подразумевают использование научных знаний;
  • зарождение технических наук (со второй половины XVIII века до 70-х годов XIX века) —- начинают использоваться естественные научные знания и появляются первые технические науки.
  • классический (до середины XX века) — характеризуется формированием ряда технических теорий, которые образовали фундамент для дальнейшего развития[2].
  • современный (с середины XX века) — технические науки начинают интегрироваться не только с естественными, но и с общественными, зарождаются комплексные исследования, технические науки все больше дифференцируются от естественных и общественных наук.

Соотношение философии науки и философии техники

Существует несколько соотношений философии науки и философии техники:

  • техника — это сама по себе прикладная наука и одна из частей глобального восприятия науки;
  • развитие науки обусловлено развитием технических аппаратов и инструментов;
  • процессы развития и техники и науки могут рассматриваться как автономные друг от друга и они в то же время координируют друг друга;
  • техника науки развивается намного быстрее техники повседневной жизни;
  • философия науки имеет сходные задачи по отношению к науке, что и философия техники к технике.

Основные проблемы философии техники

  • Различение искусственного и естественного (см. Искусственный интеллект)
  • Оценка техники

Философия техники в XX веке

В XX веке философия техники оказалась под пристальным взглядом многих ученых. В 30-е годы она обсуждалась ведущими представителями "Союза немецких инженеров", такими как Ф. Дессауэр (основоположник религиозного направления в философии техники[3]), К. Тухель и другими специалистами. Интенсивное развитие философии техники началось в эпоху «компьютерной революции» (70-е годы).

Развитие философии техники в России

Основы философии техники в России заложил в 1898 году Петр Энгельмейер, автор брошюры «Технический итог ХIХ века» (издана в 1898 году) и работ «Теория творчества» (опубликована в 1910 году), «Философия техники» (опубликована в 1913 году), основоположник одного из направлений в философии техники — техницизм[4], который он определяет как «учение о техническом существе, то есть о человеке, — учение показывающее, что необходимо и достаточно для того, чтобы человек стал таким».[5]

Значительную роль в развитии философии техники в СССР и современной России сыграл д.ф.н., проф. В. Г. Горохов (1947-2016), работавший в Институте философии РАН, в МГУ на кафедре Истории и теории мировой культуры Философского факультета[6], в Технологическом институте Карлсруэ, Германия.

В настоящее время над проблемами философии техники трудятся такие известные российские ученые:

  • д.ф.н., проф. В. М. Розин — ведущий научный сотрудник Института философии РАН, руководитель исследовательской группы философии техники[7];
  • д.ф.н., проф. В. Ф. Шаповалов — преподаёт в МГУ на кафедре Философии языка и коммуникации Философского факультета[8];
  • д.ф.н., проф. Е. А. Шаповалов — преподаёт в СПбГУ на Философском факультете[9];
  • д.т.н., проф. Б. И. Кудрин — создатель научной школы по направлениям «Электрика» и «Философия технетики»[10]
  • д. полит. н. Д. В. Ефременко — заместитель директора Института научной информации по общественным наукам РАН;
  • и многие другие.

Философы техники

  • Капп, Эрнст (1808—1896) — орудия суть проекция человеческих органов (органопроекция).
  • Энгельмейер, Петр Климентьевич (1855—1939) — техника как единственный инструмент социального прогресса.[4]
  • Эспинас, Альфред (1844—1922) — отстаивал идею сакрального происхождения техники[11].
  • Чиммер, Эберхард (1873—1940) — техника как инструмент освобождения.
  • Дессауэр, Фридрих (1881—1963) — техника выступает как инструмент продолжения человеком божьего творчества.
  • Мамфорд, Льюис (1895—1990) — историк техники.
  • Ортега-и-Гассет, Хосе (1883—1955) — техника как средство освобождения человека.
  • Симондон, Жильбер (1924-1989) — разрабатывал «общую феноменологию машин».
  • Хайдеггер, Мартин (1889—1976) — техника как способ самораскрытия бытия.
  • Эллюль, Жак (1912—1994) — определение техники как «тотальности методов, рационально направленных на эффективность».
  • Ясперс, Карл Теодор (1883—1969) — техника есть средство формирования и облегчения человеческого бытия.

Философские аспекты оценки техники

Оценка техники (англ. Technology assessment) - особое направление комплексных социальных исследований последствий научно-технического прогресса. С одной стороны, исследования по оценке техники характеризуются междисциплинарностью и проблемной ориентацией; в их рамках затрагиваются значимые вопросы онтологии, эпистемологии, аксиологии, этики научно-технической деятельности. С другой стороны, оценка техники является инструментом экспертной поддержки процесса принятия политических решений. При этом научно-техническое развитие рассматривается с точки зрения качественной трансформации социальной и природной реальности, в которой техника выступает в качестве коммуникативной связующей ткани, воспринимающей и ретранслирующей импульсы, исходящие от подсистем общества или от отдельных социальных акторов[12]. В России вклад в исследование философских аспектов оценки техники внесли В. Г. Горохов [13] и Д. В. Ефременко.

ru.wikipedia.org

Читайте также