Трудовая деятельность это определение


Wikimedia Foundation. 2010.

  • Трудовая армия
  • Трудовая народно-социалистическая партия

Смотреть что такое "Трудовая деятельность" в других словарях:

  • Трудовая деятельность — выполнение за плату работы по определенной специальности, квалификации или должности в соответствии с законодательством о труде, а также иная приносящая доход деятельность, осуществляемая физическим лицом... Источник: ЗАКОН г. Москвы от… … Официальная терминология

  • Трудовая деятельность — см. Труд … Российская энциклопедия по охране труда

  • Трудовая деятельность — процесс осозданного изготовления орудий труда и других артефактов (иногда подчеркивается, что в этом процессе используются другие преднамеренно изготовленные орудия). Характерна прежде всего для человека (видоспецифичное свойство) … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

  • ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — представляет собой единство внешних легко различимых элементов (предметно действенный аспект): организованное рабочее место, орудия труда, действия, последовательность операций и т.д. и внутренних открытых элементов (психологический аспект):… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Трудовая деятельность иностранного гражданина — работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско правового договора на выполнение работ (оказание услуг);... Источник: Федеральный закон от 25.07.2002 N 115 ФЗ (ред. от 12.11.2012) О правовом… … Официальная терминология

  • ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА — работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско правового договора на выполнение работ (оказание услуг) … Юридическая энциклопедия

  • Трудовая деятельность иностранного гражданина — Работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско правового договора на выполнение работ (оказание услуг); ст. 2 федерального закона от 25.07.2002 № 115 ФЗ О правовом положении иностранных… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — (ИТД) общественно полезная самостоятельная личная деятельность граждан, проводимая в целях обеспечения занятости, получения дополнительных доходов, более полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах. Термин индивидуальная… … Экономический словарь

  • Индивидуальная трудовая деятельность — общественно полезная деятельность физических лиц по производству товаров и услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с предприятиями любого типа. По английски: Individual labour activities См. также: Типы предпринимательской деятельности… … Финансовый словарь

  • ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Лингвокогнитивное моделирование концепта Трудовая деятельность, Наталья Гусева. Книга посвящена изучению фразеологической картины мира с применением информационных технологий исследования важнейшего концепта, характеризующего трудовую деятельность человека. Автор… Подробнее Купить за 4889 грн (только Украина)
  • Художественно-трудовая деятельность во внеклассной работе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Пособие для педагогов, . Пособие представляет один из возможных вариантов реализации задач внеклассной работы по трудовому обучению и изобразительному искусству в специальном (коррекционном) общеобразовательном… Подробнее Купить за 677 руб
  • Художественно-трудовая деятельность во внеклассной работе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Пособие для педагогов, Бобкова О.В.. Пособие представляет один из возможных вариантов реализации задач внеклассной работы по трудовому обучению и изобразительному искусству в специальном (коррекционном) общеобразовательном… Подробнее Купить за 461 руб
Другие книги по запросу «Трудовая деятельность» >>

dic.academic.ru

Трудовая деятельность

Вспомните:
какую роль играл труд в эволюции человечества? В чем заключаются трудовые правоотношения? Чем квалифицированный труд отличается от неквалифицированного? Что такое профессионализм работника?

Трудовая деятельность — явление многогранное. Различные аспекты труда стали предметом изучения нескольких общественных наук.
С точки зрения экономической науки труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Экономика изучает труд как один из факторов производства, исследует механизм действия экономических законов в сфере труда, трудовые затраты на всех стадиях производственного цикла, соотношение оплаты труда с его результатами. Психология изучает психику работника, отличительные черты личности работников, формирование трудовых установок и мотивов поведения, психофизиологические особенности различных видов трудовой деятельности. Ученые-правоведы изучают проблемы, связанные с правовым положением работников, юридическим оформлением трудовых отношений между работниками и работодателями, охраной труда. Социология рассматривает трудовую деятельность как относительно жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в производственные организации. Социология труда исследует структуру и механизм социально-трудовых отношений, а также социальные процессы в сфере труда. Философия осмысливает труд как процесс создания людьми условий и средств существования, в котором воплощаются человеческие силы, умения, знания. Для философии важно определить, как в этом процессе проявляется человек, который реализует себя в труде.
Науки, изучающие труд, во многих случаях тесно соприкасаются, нередко пересекаются. Всестороннее знание о таком явлении, как труд, могут дать только его комплексные исследования, в которых объединяются усилия различных наук. Содержание этого параграфа интегрирует некоторые результаты изучения трудовой деятельности общественными науками, преимущественно социологией.

ТРУД КАК ВИД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Потребности и интересы людей являются той основой, которая предопределяет цель трудовой деятельности. Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель — создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Этим трудовая деятельность отличается от учебной, направленной на приобретение знаний и овладение умениями, и игровой деятельности, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс игры.
Социологи характеризуют трудовую деятельность, независимо от способа, средств и результатов, рядом общих свойств.
Во-первых, набором трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах. В каждом конкретном виде трудовой деятельности выполняются трудовые операции, которые включают в себя различные трудовые приемы, действия и движения. (С какими видами труда вы знакомы? Какие операции и приемы в них применяются?) В результате введения новой техники и современных технологий в содержание трудового процесса меняется соотношение между трудом физическим и умственным, монотонным и творческим, ручным и механизированным и т. д.
Во-вторых, трудовая деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъектов трудовой деятельности, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках. Напомним, что квалификацию не следует отождествлять с профессионализмом. Она является необходимым, но недостаточным условием эффективного труда. Чтобы стать профессионалом, человеку нужно приобрести опыт, ему должны быть свойственны обязательность, самодисциплина, деловая честность, ответственность.
В-третьих, трудовая деятельность характеризуется материально-техническими условиями труда. Для достижения цели в трудовой деятельности, как и во всякой иной, используются разнообразные средства. Это прежде всего различные технические устройства, необходимые для производства, энергетические и транспортные линии и другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс. Все они вместе составляют средства труда. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т. е. на материалы, подвергающиеся преобразованию. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями. Например, удалить лишний металл с заготовки можно с помощью металлорежущего оборудования, но применение электроимпульсного метода позволяет добиться аналогичного результата в 10 раз быстрее. Это означает, что в 10 раз вырастет производительность труда. (Подумайте, от чего зависит производительность труда и всегда ли это связано только с желанием человека.)
Современная техническая база предприятий представляет собой сложное сочетание средств труда разного типа, поэтому имеет место значительная дифференциация уровня технической оснащенности труда. Это влечет за собой его существенную неоднородность. Большое количество рабочих занято монотонным, нетворческим трудом. В то же время многие выполняют работу, требующую активной умственной деятельности, решения сложных производственных задач.
В-четвертых, трудовая деятельность характеризуется способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования. Важнейшей особенностью трудовой деятельности людей является то, что она требует, как правило, совместных усилий для достижения поставленных целей. Однако коллективная деятельность не означает, что все члены коллектива, создающего какой-либо продукт, выполняют одинаковую работу. Напротив, возникает необходимость разделения труда, благодаря чему возрастает его эффективность.
Очевидно, что труд предпринимателя, характеризующийся высокой степенью самостоятельности и материальной ответственности за принятые им решения, отличается от характера труда наемного работника, который по условиям трудового соглашения обязан выполнять распоряжения управляющих производством. (С этой точки зрения подумайте, чем характеризуется индивидуальная трудовая деятельность.)

В 2001 г. в России доля работающих по найму составляла 93% от числа всех занятых, доля работодателей — 1,4%, а доля лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, — 5%.

В-пятых, трудовая деятельность характеризуется структурой организации и управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение его участников. В частности, очень важным является понятие дисциплины. Нормальная трудовая деятельность невозможна без добровольного, сознательного соблюдения каждым работником правил и порядка поведения в коллективе, обязательных для всех его членов. Законы о труде и правила внутреннего трудового распорядка требуют производительного использования рабочего времени, добросовестного исполнения своих обязанностей, высокого качества работы. Выполнение этих требований и есть трудовая дисциплина.
Современное производство требует соблюдения определенного технологического режима (способов обработки материала, скорости, температуры, давления и т. д.), который обеспечивает достижение цели производства, т. е. получение продукта с заданными качественными показателями. Всякий знает, что, если, например, не отрегулировать силу огня в плите, продукт на сковородке может не зажариться, а сгореть. Строгое выполнение технологических норм называется технологической дисциплиной.
Когда предприятия связаны между собой договором, определяющим, например, поставки сырья, полуфабрикатов, деталей, узлов для производства готового продукта, строгое следование условиям договора называют договорной дисциплиной. Ее несоблюдение вызывает нарушение трудового ритма предприятия, сбои в отлаженной производственной деятельности многих людей.
Выполнение правил, норм, договоров, приказов, распоряжений руководителей производства называют также исполнительностью. Но исполнительность невозможна без инициативы. В самом деле, получив распоряжение, человек должен подумать, как лучше его выполнить. Невозможно в правилах, приказах, инструкциях предусмотреть все ситуации, которые возникают в трудовом процессе. Работник должен в конкретных условиях найти оптимальное решение, позволяющее качественно и в срок исполнить данное ему предписание. Инициатива и исполнительность взаимосвязаны. Бездумный исполнитель — плохой работник. Напротив, инициатива — свидетельство высокого профессионализма.
В социологии труд рассматривается с использованием понятий «содержание труда» и «характер труда». Содержание труда зависит от особенностей того или иного вида труда, обусловленных предметом труда, средствами труда, совокупностью выполняемых работником операций, их соотношением и взаимосвязью; от соотношения исполнительных и управленческих функций, а также функций контроля, наблюдения и наладки оборудования; от степени предопределенности действий, самостоятельности, уровня творческих возможностей и т. д. Изменение состава необходимых операций и соотношения трудовых функций означает изменение содержания труда. Главный фактор такого изменения — научно-технический прогресс.
Современные технологические процессы предполагают максимальную интеллектуализацию труда (представьте себе труд оператора АЭС или пилота современного лайнера), такую его организацию, когда личность не низводится до простого исполнителя отдельных операций. Иными словами, речь идет об изменении содержания труда, который на современном этапе научно-технического прогресса может стать более многообразным, более творческим.
Характер труда представляет отношения между участниками трудового процесса, влияющие на отношение работников к труду и на его производительность.
Большое значение имеютусловия труда. В них включаются степень опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека. Потенциально опасными являются факторы физические (шум, вибрация, повышение или понижение температуры, ионизирующие и иные излучения), химические (газы, пары, аэрозоли), биологические (вирусы, бактерии, грибки).
Особо вредные, экстремальные условия труда (например, добыча угля в шахтах) опасны возможностью тяжелых профессиональных заболеваний, серьезных травм, крупных аварий, сопровождающихся гибелью людей.
Большую роль играет культура труда. Исследователи выделяют в ней три компонента. Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Во-вторых, это культура взаимоотношений между участниками труда, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе. В-третьих, осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, а также творческое воплощение заложенного в него инженерного замысла.
Трудовая деятельность — это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

Человеческий фактор — это наиболее широкое обозначение всей совокупности свойств работника (квалификации, мотивов поведения, интересов, сознания, культуры и т. д.). Употребляется в сопоставлении с техническими и экономическими факторами. Близок к понятиям «персонал», «рабочая сила», «работник» и т. п.
Научно-технический прогресс радикально меняет положение человека (субъекта труда) в системе производства: он выводится за пределы непосредственного процесса создания готового продукта, становится рядом с ним и выступает по отношению к нему в роли контролера, наладчика, регулировщика. Еще раньше человек передал машине сначала исполнительную функцию (воздействие с помощью инструмента на предмет труда), а затем и двигательную, энергетическую. Теперь вместе с сокращением непосредственного участия человека в производстве происходит расширение опосредованных видов труда, связанных с выполнением контрольно-управленческих и логических функций все более высокого уровня, с принятием ответственных решений.
Научно-технический прогресс вызывает изменение роли человека в процессе производства, воздействует на содержание его трудовой деятельности.
Существенно меняется соотношение между физическим и умственным трудом, физическими и интеллектуальными способностями. Если прежде рабочий реализовывал в процессе труда преимущественно физические способности (выносливость, мускульную силу, профессиональную натренированность), то создание машин, выполняющих логические операции, математические расчеты и т. д., выдвигает на первый план такие человеческие способности, как умение анализировать обстановку, сопоставлять данные, ставить цели и т. п. Четкую границу между умственным и физическим трудом установить трудно. Ремонт компьютера связан и с ручным (физическим), и с умственным трудом. А можно ли разделить два вида труда, например, в деятельности хирурга?
Однако и у нас, и во всем мире научно-техническая революция влечет за собой усиление умственных функций труда. При этом возрастает творческое начало — способность оценивать ситуацию и принимать самостоятельные решения.
Новейшие техника и технология стимулируют развитие способностей человека и в то же время предъявляют высокие требования к личности работника. Следствием ошибки рабочего-станочника могла стать одна испорченная деталь. Ошибки оператора автоматической линии влекут за собой сотни бракованных деталей. Ошибки оператора АЭС или ошибки пилота авиалайнера могут обернуться тягчайшими последствиями. Казалось бы, работа сводится к слежению за приборами и нажатию кнопок, на деле же усиливаются эмоциональное напряжение, психические нагрузки, возрастает роль таких моральных качеств личности, как чувство ответственности, самодисциплина, самоконтроль.
Таким образом, наряду с преобразованием технического фактора производства значительно увеличивается роль человеческого фактора. Это должны учитывать создатели сверхсложных инженерных систем, в которые включен человек. Поскольку человеческое поведение в социотехнических системах может быть фактором риска, необходимо повышение надежности работника в непредвиденных ситуациях.
Исследователи указывают на новые квалификационные требования к современным профессиям, имеющим дело с высокотехнологическим оборудованием. Среди этих требований:
— способность к абстрактному мышлению и умение свободно пользоваться языком информатики;
— умение анализировать статистическую и графическую информацию, логически мыслить, гибко и быстро реагируя на всякое изменение производственной ситуации;
— знание некоторых общеобразовательных дисциплин (математики, физики, программирования) в объеме, превышающем уровень средней школы.
Рост информационного компонента в трудовой деятельности происходит и в связи с возросшими темпами старения информации в различных сферах человеческой деятельности. Отсюда — требование к работнику быть способным непрерывно в течение своей трудовой жизни обновлять и пополнять свои знания.
Свойства человеческого фактора в современном мире меняются под влиянием значительных сдвигов в жизни общества (прежде всего в связи с обновлением материально-технической базы, а в нашей стране еще и вследствие перехода к рыночной экономике), а также по мере его собственного развития (роста образования, общей культуры, качества жизни).
Заметим, что в науке отмечается ограниченность понятия «человеческий фактор». Человека нельзя рассматривать лишь как фактор производства. Человек, его разностороннее развитие — это самоцель; его жизнь, права и свободы — высшая ценность.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

В процессе трудовой деятельности возникают социально-трудовые отношения между работниками, с одной стороны, и работодателями (владельцами предприятий, организаций или их представителями) — с другой. Они могут приобретать конфронтационный характер, когда возникающие между сторонами конфликты разрешаются силовыми методами (через забастовки и локауты). Однако мировой опыт во второй половине прошлого века показал и иную модель отношений — социальное партнерство. В 90-х гг. XX в. эта модель получает признание и в России.
В широком смысле социальное партнерство — это определенный тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, их общественными объединениями, органами власти и бизнесом, основой которого является достижение согласия по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития. В более узком смысле — это система взаимоотношений между органами государственной власти, представителями трудящихся и работодателями, предпринимателями, основанная на равноправном сотрудничестве. Поскольку в данном параграфе речь идет о труде, социальное партнерство мы будем рассматривать во втором значении.
Вы знаете о том, что интересы наемных работников и работодателей во многом не совпадают. Между ними возникают противоречия, нередко порождающие конфликты, которые могут затрагивать любые вопросы трудовой деятельности: ее нормирование и оплату, рабочее время и охрану труда, социальные гарантии и право на объединение. Механизм социального партнерства дает возможность решать спорные вопросы не на основе конфронтации, а посредством переговоров, путем согласования интересов, на базе разумного компромисса.
Социологи отмечают следующие отличительные черты социального партнерства:
— участие наемных работников в управлении предприятиями в разных организационных формах, включая профсоюзы;
— переговорный характер урегулирования возникающих между сторонами (субъектами трудовых отношений) разногласий и противоречий;
— наличие механизмов и правовых институтов по согласованию интересов партнеров на разных уровнях;
— согласование между партнерами на высшем (национальном) уровне разделения доходов и социально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей социальной справедливости и мер по защите субъектов трудовых отношений;
— снижение уровня и смягчение трудовых конфликтов в форме забастовок и локаутов.
В России социальное партнерство в сфере труда регулируется в настоящее время Трудовым кодексом РФ, законами РФ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996 г.), «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (1999 г.).

С 2000 г. в подготовке и осуществлении Генеральных соглашений, в которых определяются приоритеты социального партнерства, участвуют представители 30 профсоюзов, 30 объединений работодателей и 30 представителей Правительства Российской Федерации.

Существует несколько форм социального партнерства. Одной из них являются коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров и их заключению. Такие договоры — это правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения в организации. Их готовят и заключают от имени работников и работодателей их представители. Договор может включать взаимные обязательства сторон по таким вопросам, как формы, системы и размеры оплаты труда; рабочее время и время отдыха; улучшение условий и охраны труда работников; экологическая безопасность, охрана здоровья работников на производстве; гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением, и т. п.
К формам социального партнерства относится и участие работников, их представителей в управлении организацией. Среди форм такого участия — получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию; участие в разработке, принятии коллективных договоров и др.
Формой социального партнерства является также участие представителей работников в досудебном разрешении индивидуальных трудовых споров. С этой целью создаются комиссии по трудовым спорам из представителей работников и работодателей.
Анализируя процесс становления социального партнерства в России, эксперты отмечали, что он происходил негладко. Трудности на этом пути объясняются слишком большим разрывом в доходах различных групп населения и социально-психологической неготовностью к восприятию идеи социального партнерства, недостаточным развитием гражданского общества, несоблюдением частью представителей бизнеса цивилизованных «правил игры», разобщенностью профсоюзов, несовершенной системой власти. Между тем взаимная согласованность, учет интересов различных социальных групп являются необходимым условием развития экономики, формирования гражданского общества, создания сильного государства. Взаимосвязь всех названных задач определяет перспективу развития социального партнерства в нашей стране.
Основные понятия:труд, социология труда, социальное партнерство.
Термины:содержание труда, условия труда, дисциплина труда, культура труда, человеческий фактор производства.

Проверьте себя

1) Какие аспекты труда изучает социология? 2) Что входит в понятие культуры труда? 3) Почему в современных условиях меняются требования к человеческому фактору производства? 4) Что такое социальное партнерство? 5) Как происходит становление социального партнерства в России?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Какая профессия вам более знакома? Осуществите анализ этого профессионального труда: определите его цель, используемые технические средства, способы трудовой деятельности (технологию), трудовые операции и приемы. Подумайте, как можно повысить производительность этой трудовой деятельности. Сравните содержание труда продавца в гастрономе и водителя автобуса.
2. Немецкий поэт и ученый И. В. Гёте писал: «Всякой жизни, всякой деятельности, всякому искусству должно предшествовать ремесло, которое может быть усвоено лишь при известной специализации. Приобретение полного знания, полного умения в области одного какого-либо предмета дает большее образование, чем усвоение наполовину сотни разнообразных предметов». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.
3. В развитых странах мира, вступивших в информационное общество, категории работников со значительным информационным компонентом в их деятельности в 90-х гг. XX в. составляли от 40 до 50% занятых в народном хозяйстве. А вместе с профессиями, требующими в той или иной степени творческого труда, их удельный вес достиг 70—80% всех занятых. Сделайте выводы из этих данных.
4. В литературе западных стран появились и прогнозы о негативных последствиях информатизации производства. В их числе: исчезновение многочисленных профессий, деквалификация, дегуманизация труда, новые требования к мобильности трудящихся, стрессы. Опираясь на знания, полученные в школе и из других источников, выразите свое отношение к этим прогнозам. Аргументируйте свой ответ.
5. Идея социального партнерства родилась как противовес теории классовой борьбы. Обсудите: какой из этих двух подходов к общественным отношениям в современных условиях наиболее соответствует интересам общества, государства и различных социальных групп?

Поработайте с источником

Ознакомьтесь с отрывком из книги А. И. Кравченко «Социология: справочное пособие».

studopedia.ru

Трудовая деятельность. Процесс трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности

Почти каждый человек работает для обеспечения и улучшения своей жизни. В работе используются умственные и физические способности. Сегодня, в современном мире, трудовая деятельность более обширная, чем была раньше. Как же происходит процесс и организация труда? Какие виды бывают? Почему человек отказывается от трудовой деятельности? Ответы на вопросы читайте далее…

Понятие трудовой деятельности

Работа – это умственные и физические усилия, применяющиеся для достижения определённого результата. Человек использует свои способности для последовательного труда и его заключения. Работа человека направлена на:

1. Сырьевые материалы (с ними человек работает, чтобы довести их до конечного результата).

трудовая деятельность

2. Средства труда – это транспорт, хозяйственный инвентарь, инструменты и оборудование (с их помощью человек изготавливает любую продукцию).

3. Затраты живого труда, что является зарплатой всего персонала на производстве.

Трудовая деятельность человека может быть как сложной, так и простой. Например, один планирует и контролирует весь процесс работы – это умственная способность. Есть работники, которые записывают каждый час показатели на счётчике – это физическая работа. Однако не такая сложная, как первая.

Эффективность труда будет улучшена только тогда, когда человек будет иметь определённые навыки работы. Поэтому принимают людей на производство не тех, кто только закончил ВУЗ, а тех, у кого есть опыт и умение.

Для чего нужна работа человеку

Зачем мы трудимся? Для чего нужна работа человеку? Всё очень просто. Для реализации человеческих потребностей. Большинство так и думают, но не все.

Есть такие люди, для которых работа – самореализация. Часто такой труд приносит минимальный доход, но благодаря ему человек занимается любимым делом и развивается. Когда люди выполняют дело, которое им нравится, тогда работа получается более качественная. Карьера тоже относится к самореализации.

Женщина, которая находится на полном иждивении мужа, выходит на работу только для того, чтобы не деградировать. Домашний быт зачастую настолько «съедает» человека, что начинаешь терять себя. В итоге из интересной и умной личности можно превратиться в домашнюю «наседку». Окружающим такой человек становится неинтересен.

Получается, что трудовая деятельность работника – сущность личности. Поэтому вам надо оценить свои способности и выбирать ту работу, которая не только приносит доход, но и удовольствие.

Разновидности трудовой деятельности

Как уже говорилось ранее, человек для работы прилагает умственные или физические способности. Насчитано около 10 видов трудовой деятельности. Все они разнообразны.

Виды трудовой деятельности:

К физическому труду относятся:

  • ручной;
  • механический;
  • конвейерский труд (работа на конвейере по цепочке);
  • работа на производстве (автоматическом или полуавтоматическом).

К умственному труду относят виды:

  • управленческий;
  • операторский;
  • творческий;
  • учебный (сюда же относятся врачебные профессии и ученики).

трудовая деятельность человека

Физическая работа – выполнение труда с применением мышечной активности. Они могут быть задействованы частично или полностью. Например, строитель, который несёт мешок с цементом (работают мышцы ног, рук, спины, торса и т. д.). Или оператор записывает показания в документ. Тут задействованы мышцы рук и умственная активность.

Умственная работа – приём, использование, переработка информации. В этом труде необходима внимательность, память, мышление.

На сегодняшний день только умственный или физический труд – редкость. Например, наняли строителя для ремонта в офисе. Он не только сделает ремонт, но и посчитает, сколько нужно материала, какая его стоимость, сколько стоит работа и т. д. Задействованы и умственные и физические способности. И так на каждой работе. Даже если человек трудится на конвейере. Эта работа однообразная, продукция проходит каждый день одна и та же. Если человек не будет думать, тогда он не сможет произвести правильные действия. И так можно сказать про любые виды трудовой деятельности.

Мотив трудовой деятельности

Что же побуждает человека к определённой работе? Конечно же это финансовая сторона. Чем зарплата выше, тем лучше человек старается выполнить свою работу. Он понимает, что плохо сделанное задание хуже оплачивается.

виды трудовой деятельности

Мотивация трудовой деятельности заключается не только в денежном эквиваленте, есть ещё и нематериальные стороны. Например, многие люди будут с удовольствием работать, если создать им дружескую атмосферу в коллективе. Частая текучка кадров на работе не может создать тепло среди сотрудников.

Некоторые работники нуждаются в социальных потребностях. То есть им важно чувствовать поддержку руководителей и коллег.

Есть такой тип людей, которым необходимо внимание и похвала. Они должны чувствовать, что востребована их работа и они не зря прикладывают свои усилия к работе.

Определённые сотрудники хотят самореализовываться за счёт трудовой деятельности. Они готовы работать не покладая рук, им главное, дать толчок.

Поэтому к каждому сотруднику надо найти правильный подход, чтобы у них была мотивация трудовой деятельности. Только тогда работа будет выполнена быстро и качественно. Ведь каждого человека необходимо побуждать к работе.

Организация трудовой деятельности

На каждом производстве или предприятии установлена определённая система, по которой рассчитана трудовая деятельность человека. Это делается для того, чтобы не сбивалась работа. Организацию трудовой деятельности планируют, затем фиксируют в определённых документах (схемах, инструкциях и т. д.).

мотивация трудовой деятельности

В системе планирования работы указываются:

  • рабочее место трудящихся, его освещение, оснащение и план деятельности (для труда должны быть у человека все необходимые материалы);
  • разделение трудовой деятельности;
  • методы работы (действия, которые выполняются в процессе);
  • приём труда (определяются по методу работы);
  • время работы (сколько должен сотрудник находится на рабочем месте);
  • условия трудовой деятельности (какая нагрузка у исполнителя работы);
  • процесс труда;
  • качество работы;
  • дисциплина работы.

Чтобы была высокая производительность на предприятии, необходимо придерживаться распланированной организации работы.

Процесс труда и его виды

Каждая работа происходит с помощью человека. Это и есть процесс трудовой деятельности. Он делится на виды:

  • по характеру предмета труда (работа служащих – предметом работы является технология или экономика, трудовая деятельность обычных рабочих связана с материалами или любыми деталями).
  • по функциям сотрудников (рабочие помогают выпускать продукцию или обслуживать оборудование, руководители следят за правильной работой);
  • по участию рабочих в уровне механизации.

организация трудовой деятельности

По последнему параметру можно выделить:

  1. Процесс ручной работы (в трудовой деятельности не применяются машины, станки или инструменты).
  2. Процесс в машинно-ручной работы (трудовая деятельность выполняется с помощью станка).
  3. Машинный процесс (трудовая деятельность происходит с помощью машины, при этом рабочий не прикладывает физической силы, но следит за правильным ходом работы).

Условия труда

Люди работают в разных сферах. Условия трудовой деятельности – ряд факторов, которые окружают рабочее место человека. Они влияют на его труд и здоровье. Их делят на 4 вида:

  1. Оптимальные условия трудовой деятельности (1-й класс) – здоровье человека хуже не становится. Руководители помогают сотруднику поддерживать высокий уровень труда.
  2. Допустимые условия трудовой деятельности (2-й класс) – работа сотрудника даётся в норме, но здоровье периодически ухудшается. Правда, к следующей смене уже нормализовывается. По документам не превышается вредность.
  3. Вредные условия работы (3-й класс) – превышается вредность, и у сотрудника портится здоровье всё больше. Гигиенические нормативы превышены.
  4. Опасные условия работы – при таком труде человек рискует заболеть очень опасными заболеваниями.

процесс трудовой деятельности

Для оптимального условия сотрудник должен дышать чистым воздухом, влажность помещения, постоянное движение воздуха, температура в помещении должны быть в норме, освещение желательно создать естественное. Если не будут соблюдены все нормы, тогда человек постепенно получает вред для своего организма, что и скажется со временем на его здоровье.

Качество работы

Эта категория самая важная для трудовой деятельности. Ведь правильная работа влияет на объём и качество продукции. От рабочей силы требуются профессиональные навыки, квалификация и опыт. Эти качества дают понять, на какой труд способен человек. Очень часто на предприятиях людей не увольняют, а сначала обучают, со временем повышая его квалификацию.

условия трудовой деятельности

В первую очередь человек сам должен осознавать ответственность в работе и качественно к ней подходить. Если показывать свою грамотность и профессиональность, тогда руководство примет решение о повышении квалификации и повышении в должности. Таким образом и улучшается качество работы.

Заключение

Можно сделать вывод, что работать человеку необходимо по нескольким причинам. Трудовую деятельность желательно выбирать по своим способностям и симпатии. Только тогда работа будет выполнена достойно и качественно. Обязательно необходимо обращать внимание на условия труда. Всегда помните о том, от чего зависит ваше здоровье. В процессе работы будьте очень внимательны, так как не исключены производственные травмы, которые влекут за собой не только проблемы для сотрудника, но и для руководства. Для успешной, высокой производительности придерживайтесь всех норм и правил, по которым работает предприятие. Всегда все проблемы оставляйте дома, а на работу ходите с улыбкой, как на праздник. Если день начнётся с хорошего настроения, тогда и закончится также.

syl.ru

§ 4. Развитие элементов учебной и трудовой деятельности

Учебная и трудовая деятельность в своих развитых формах складывается за пределами дошкольного возраста. Учебная деятельность является ведущей у детей школьного возраста (а также у взрослых, если они продолжают образование с отрывом от производства). Труд — основной вид деятельности взрослых. Каждый из этих видов деятельности имеет сложное строение и предъявляет высокие требования к психике человека. Для их успешного выполнения необходимы такие психические свойства

147

и способности, которые у ребенка дошкольного возраста еще сформировались.

Подготовка к систематическому учению и к последующему участию в производительном труде — одна из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Эта подго­товка осуществляется главным образом в игре и продуктивных видах деятельности. Однако наряду с этим взрослые выдвигают перед детьми задания собственно учебного и трудового характера, постепенно добиваясь того, чтобы дети, выполняя такие заданш усваивали и определенные психические действия, необходимые дл$ учебной и трудовой деятельности.

Оценивая развитие элементов учения и труда в дошкольнои детстве, необходимо не упускать из вида, что смысл деятельности для взрослого, организующего ее, и для ребенка в очень многи случаях оказывается разным. То, что ребенок усваивает опреде ленные знания и навыки в процессе обучения, выполняет обязанности дежурного или сажает цветы, еще не дает оснований для вывода о том, что у него сложилась (даже в элементарных формах) учебная и трудовая деятельность. До известного момента дети руководствуются интересом к самому процессудействия, желанием быть похожими на взрослых, заслужить одобрение взрослого, не осознавая того значения, которое имеют полученные знания или результаты выполнения ими трудовых заданий. А такое осознание является необходимым условием систематического учения и труда. Сознательное выполнение учебных и трудовых действий только начинает складываться в дошкольном возрасте.

Появлениеучебныхинтересовиусвоениеучебныхдействий. Основнаяособенностьучебнойдеятельностита, чтоеецельусвоениеновыхзнаний, уменийинавыков, анеполучениевнешнего результата.

Если ребенок рисует, увлекаясь процессом рисования или стремясь получить красивый рисунок, он занят игрой или про­дуктивной деятельностью. Но когда на занятии по рисованию он ставит перед собой особую цель — научиться рисовать лучше, чем раньше, например, научиться проводить ровные линии или правильно закрашивать изображение, его действия приобретают учебный характер.

Хотя все психическое развитие ребенка осуществляется в процессе обучения, передачи ему опыта, накопленного пред­шествующими поколениями, большую часть знаний и навыков дети усваивают, общаясь со взрослыми, выполняя их требования, советы и указания, а также в играх, рисовании, конструировании, в повседневном общении по самым разным поводам. Обучение вкраплено в разные формы общения взрослых с ребенком.

Однако по мере развития ребенка оно приобретает более систематический характер. В условиях общественного дошкольно­го воспитания дети обучаются на занятиях, проводимых по определенной программе. Значительное место при этом занимает

148

использование игровых приемов и продуктивных заданий. Вместе с тем на занятиях к детям начинают предъявлять и известные требования, касающиеся полноты и качества усвоения знаний и навыков, умения слушать и выполнять указания воспитателя. Обучениеназанятияхимеетважноезначениедляпервоначального овладенияэлементамиучебнойдеятельности. Овладение элемента­ми учебной деятельности включает формированиепознавательных интересовиусвоениеуменияучиться.

Получаемые ребенком разнообразные сведения об окружаю­щем мире — то, что ему показывают и рассказывают взрослые, то, что он видит сам,— порождает любознательность— интерес ко всему новому. Рост любознательности детей на протяжении дошкольного детства проявляется, в частности, в увеличении количества и изменении характера детских вопросов. Если в три-четыре года лишь небольшая часть вопросов направлена на получение новых знаний, выяснение непонятного, то к старшему дошкольному возрасту такие вопросы становятся преобладающи­ми, причем дети часто интересуются причинами разнообразных явлений, существующими между ними связями. «Почему идет дождь?»; «Зачем нужно поливать растения?»; «Зачем доктор выстукивает больного?»; «Откуда берутся звезды?»; «Может ли трактор везти маленький дом, если дом поставить на колеса?»; «Если вся вода течет в море, то куда она потом девается?» — вот небольшой список обычных вопросов шестилетнего ребенка.

Но любознательность еще не обеспечивает готовности учиться, систематически получать знания. Интерес к тому или иному явлению быстро возникает у ребенка, но быстро и исчезает, сменяется другим. Уже по приведенному списку вопросов видно, что ребенка интересуют явления, относящиеся к самым разно­образным областям действительности. Учение же в своих развитых формах предполагает устойчивый интерес к определенным типам и сторонам явлений, составляющим содержание разных учебных предметов — математики, родного языка, биологии и т. д.

В отдельных случаях у дошкольников рано обнаруживаются расчлененные и устойчивые интересы, приводящие к поразитель­ным успехам и в усвоении знаний.

Эдик вырос в трудных бытовых условиях. Когда ему было полтора года, тяжело заболел его отец и с тех пор стал инвалидом. Мать его, имевшая техническое образование, временно работала в школе учительницей; иногда ученики приходили к ней на дом. Четырех лет, прислушиваясь к домашним занятиям матери, Эдик неожиданно приохотился к учению и стал обнаруживать необычайные успехи (ходить и говорить он начал примерно в том же возрасте, как и другие дети).

На пятом году жизни без специального руководства со стороны взрослых и даже вопреки их желанию мальчик в течение нескольких месяцев научился читать, писать и считать. Овладение новыми навыками произошло очень быстро, бурно. Эдик начал просить называть ему буквы и плакал, если отказывали в объяснении. Познакомившись с алфавитом, он без конца произносил названия букв, с удовлет­ворением находя их повсюду. Родители не заметили, как Эдик складывал слоги — так быстро прошел он этот этап обучения.

• 149

Не менее настойчиво знакомился Эдик с цифрами и арифметическими действиями, если ему не говорили, как дальше считать, он расстраивался; он испытывал подлинные страдания, если не Удовлетворялась его любознательность..

Стремительное продвижение в науках болезненного ребенка пугало мать. Но мальчик неудержимо тянулся к умственной пище, тосковал без занятий. Ребенок радовался получаемым знаниям больше, чем лакомству или игрушке.

В те же дошкольные годы наряду с математикой он одно время усиление занимался по русскому языку, выучил склонения и с большим интересом устанавлк вал падежи слов, даже начинал писать учебник грамматики. Знакомство с географическим атласом вызвало интерес к географии. Он быстро усвоил географические понятия и выучил сотни названий. Любил переводить масштабные величины в действительные, находить все города, расположенные на определенной широте и долготе. (ПоматериаламН. С. Лейтеса.)

Конечно, дети, подобные Эдику,— исключение. Обычно же достаточно устойчивые познавательные интересы возникают у де­тей только к концу дошкольного возраста, и только в условиям хорошо организованного обучения.

Основную роль играет при этом содержаниедошкольного обучения.

Исследования показывают, что интерес к математике, язык) явлениям живой и неживой природы появляется в необходимой степени у всех детей, если на занятиях им дают не отдельные разрозненные сведения, а определенную системузнаний, в которой перед детьми раскрывают основные отношения явлений, свой­ственные каждой области действительности. В области математика это отношение меры к измеряемому, части и целого, единиць и множества, в области языка — отношение строения слова к егс смыслу, в области живой природы — отношение особенностей строения животных и растений к условиям их существования и т. д.

Когда дети знакомятся с такими общими закономерностями, они с огромным интересом прослеживают их проявление в частных случаях, перед ними раскрываются новые стороны окружающего мира и они начинают видеть, что учение — это путь к удивитель­ным открытиям.

Устойчивыеирасчлененныепознавательныеинтересысоздают уребенкажеланиеучиться, постояннополучатьновыезнания. Умение учиться предполагает прежде всего понимание смысла учебного задания как задания, которое выполняют для того, чтобы научиться, умение отличать учебные задания от практических, жизненных ситуаций. Бывает, что дошкольник, выслушав матема­тическую задачу, проявляет интерес не к тому, какие действия следует выполнять для ее решения, а к описанной в условиях задачи ситуации. Так, он отказывается решать задачу: «Мама съела четыре конфеты, а своему сыну дала две. Сколько они съели { вместе?», возмущаясь описанной в ней «несправедливостью»: «А почему она Мише так мало дала?— спрашивает ребенок.— Нужно, чтобы было поровну». В других случаях ребенок пытается как можно скорее получить ответ и для этого применяет наугад знакомые ему действия сложения и вычитания. И то и другое — проявление неумения учиться. Ребенок должен понимать, что

150

ситуация, описанная в условиях задачи, важна не сама по себе, не как описание жизненного случая, а как материал, который служит для того, чтобы научитьсярешать задачи вообще, и что смысл решения задачи не в скорейшем получении ответа, а опять-таки в том, чтобы научиться, исходя из условий, правильно определять, какое арифметическое действие необходимо применить, и пользо­ваться этим умением в дальнейшем.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети, как правило, принимают учебные задания только в том случае, если полученные при этом знания и навыки могут быть, сразу же использованы в игре, рисовании или в другом виде привлекающей их деятель­ности.

В условиях специально организованного обучения в старшем дошкольном возрасте у детей вырабатывается умение принимать учебные задания вне связи с возможностью немедленной реализа­ции усвоенного. Становится возможным усвоение знаний «впрок», на будущее.

Наблюдения показывают, что на протяжении всего дошкольно­го детства дидактическая игра оказывается более эффективным средством усвоения знаний, чем форма прямых учебных заданий. Но если в младшем и среднем дошкольном возрасте разница очень велика, то в старшем она значительно снижается. Это явный по­казатель возрастающего умения детей принимать учебные за­дания.

Понимание смысла учебных заданий приводит к тому, что дети начинают обращать внимание на способывыполнения действий, которые дает им взрослый, сознательно стараются овладеть этими способами. Дошкольники учатся целенаправленному наблюдению, описанию, сравнению и группировке предметов, связной передаче содержания рассказов и картин, приемам счета и решений арифме­тических задач и т. д. Основное значение приобретает правиль­ность выполнения задания, соблюдение требований, предъявляе­мых взрослым. При этом дети часто обращаются к взрослому, просят оценить правильность выполнения тех или других учебных требований. Например, в процессе обучения старших дошкольни­ков точному воспроизведению пространственных отношений (при составлении узора по образцу) дети неоднократно обращались к воспитателю: «Посмотрите, пожалуйста, правильно у меня получается?»; «Нужно, чтобы уголок к уголку и чтобы этот треугольник был напротив этого. Правильно?»

Оценка, которую дает работе детей взрослый, сравнение им хода и результатов работы разных детей приводят к тому, что ребенок сам начинает более верно контролировать свои действия и оценивать свои знания и умения. У детей начинают складываться навыки самоконтроляи самооценкипо отношению к выполнению учебных заданий. Часто старшие дошкольники неохотно выполня­ют задания, оцениваемые ими как слишком легкие, стремятся получить такие, которые, с их точки зрения, больше соответствуют

151

достигнутому уровню знаний и умений. Вот высказывания детей при получении задания на составление узора по образцу: «У, это легко! Это для нас ничего не стоит сделать, да, Саша?»; «Вы дайте мне чего-нибудь потруднее, это я умею»; «Ой, как трудно! Мы давно хотели делать такой узор».

Оценивая свои знания и умения, дети нередко ошибаются. Еще большие трудности представляет для них самоконтроль в процессе работы. Но появление самоконтроля и самооценки является важным шагом в овладении учебной деятельностью, которое завершается в период школьного обучения.

Овладениеначальнымиформамитрудовойдеятельности. Трудоваядеятельность(имеется в виду производительный труд) — этодеятельность, направленнаянасозданиеобщественно полезныхпродуктов— материальных и духовных ценностей, необходимых человечеству. Как по своим результатам, так и по своей организации труд является общественным видом деятельно­сти. Он, как правило, протекает в коллективе и предполагает умение согласовывать свои действия с действиями других участников труда, сообща добиваться достижения общей цели. Человек должен трудиться независимо от, того, каковы его настроения и желания в данный момент. Весь ход трудовых действий должен быть подчинен получению намеченного результа­та. Поэтому процесс труда бывает в той или иной степени трудным, связанным с напряжением, усилиями, преодолением внешних и внутренних препятствий.

Для участия в каждом виде труда необходимы определенные знания, умения и навыки, позволяющие человеку получить заданный продукт.

Все эти особенности трудовой деятельности определяют круг требований к психическим качествам человека. Сознательное участие в производительном труде предполагает прежде всего понимание общественного значения труда, желание выполнять действия, результат которых полезен другим людям. Оно требует также умения действовать совместно с другими, сообща добивать­ся получения заданного продукта. Труд требует известного уровня развития мышления, позволяющего планировать свои действия и предусматривать их результаты.

Особенно высокие требования предъявляет труд к волевым качествам — умению подчинять действия определенной цели, сознательно их регулировать, преодолевать возникающие трудно­сти.

Эти психические качества в их развитом виде превышают возможности ребенка-дошкольника. Но все они в той или иной мере начинают складываться в дошкольном возрасте. Однако так же, как усвоение знаний и умений происходит у дошкольников главным образом вне выполнения учебных заданий, формирование качеств, необходимых для труда, происходит у детей преимущественно вне выполнения заданий трудовых. Когда же детям дают такие

152

задания, они далеко не сразу осознаются именно как трудовые, отличающиеся от игры, предметной или продуктивной деятель ности.

Первоначальное знакомство с производительным трудом происходит у детей не при выполнении ими трудовых заданий, а при наблюдении труда взрослых, через рассказы, слушание книжек, рассматривание картинок. Дети воспроизводят трудовые действия и взаимоотношения взрослых в своих играх и именно таким путем получают представление о необходимости труда, его общественной значимости, его коллективном характере. В игре, как мы уже зна­ем, складываются и первые формы распределения и согласования действий, навыки их совместного выполнения.

В продуктивных видах деятельности дошкольники учатся выполнять действия, направленные на получение заданного результата, овладевают умением ставить перед собой опреде­ленную цель и планировать ее достижение. Выполнение учебных заданий способствует выработке у детей умения действовать в соответствии с системой обязательных требований, контролиро­вать и оценивать свою работу.

Все это — необходимые компоненты трудовых действий, но они как бы разбросаны по разным видам деятельности. Объединить их, связать между собой понимание общественного значения труда, согласование своих действий с действиями других людей, результа­тивность и целенаправленность, подчинение обязательным требо­ваниям — это и значит сформировать у детей начальные формы трудовой деятельности. И путем к такому объединению является организация условий для выполнения детьми трудовых заданий. К трудовым заданиям относятся задания, предполагающие достижение четко обозначенного внешнего результата, который имеет определенное значение для других людей. Получение результата совершенно обязательно и требует известной затраты усилий. Авыполнениетакихзаданийстановитсятрудовым действиемлишьприусловии, чтодетиосознаютзначимость иобязательностьполученияэтогорезультата, целенаправленно стремятсякнему.

Виды трудовых заданий, которые дают детям в условиях детского сада, довольно разнообразны. Это выполнение различных поручений взрослых, выполнение обязанностей дежурного, уход за комнатными растениями и животными, работа на участке детского сада, изготовление поделок из бумаги, картона (см. второй форзац, справа). Эти задания приобретают для детей смысл действительно трудовых, начинают выполняться при помощи трудовых действий только в случаях, когда работу детей соответствующим образом организуют и направляют взрослые. Организация условий для выполнения трудовых заданий включает: 1) обучение детей необходимым способам работы, 2) выработку у них соответствую­щих навыков и умений (в частности, умения обращаться с орудиями и материалами), 3) детальное разъяснение смысла

153

работы, того значения, которое она имеет для других люде{ 4) помощь детям в планировании и согласовании действий.

Особое значение имеют формы объединения детей совместном выполнении трудовых заданий. Нередко бывает, что хотя в работе участвуют несколько дошкольников или даже вся группа детского сада, каждый ребенок действует отдельно и полученные им результаты рассматривают и оценивают вне зависимости от результатов, достигнутых другими детьми. В дру­гих случаях каждый из детей выполняет свою работу отдельно, независимо от других, но ее сразу же дают ребенку как частичку общего дела, и результаты труда отдельных детей оценивают с точки зрения общих результатов, достигнутых группой.

Значительно более эффективными для формирования у детей начатков трудовой деятельности оказываются такие формы их объединения, когда общее задание разбивают на несколько связанных между собой более частных заданий, каждое из которых выполняет один или двое-трое участников. Здесь появляются промежуточные результаты, которые передаются от одних участни­ков работы к другим. Пока предыдущий ребенок (или группа детей) не выполнил свою часть общего задания, следующий не может приступить к делу, и качество работы, выполненной одним ребенком, может иметь решающее значение для качества работы другого и для общего результата.

Так, например, дети моют кубики. Двое моют, один споласкива­ет, двое вытирают и один складывает. Если первые два ребенка выполнят свою часть работы плохо, третьему придется либо доделывать за них (и тогда он будет фактически заново перемы­вать кубики и задержит всех), либо оставлять кубики грязными. Деятельность на следующем этапе будет зависеть от того, как выполнили задание дети на предшествующем этапе.

Подобная форма объединения детей создает предпосылки для того, чтобы они осознали совместный характер своих действий, научились рассматривать индивидуальные действия как звенья общего дела, предъявлять определенные требования к результатам действий сверстника и к результатам своих собственных действий. Объединение детей в труде способствует тому, что они учатся лучше планировать, у них формируется умение расчленять весь процесс работы на ряд последовательных звеньев. Все это постепенно превращает выполнение трудовых заданий в коллек­тивное трудовое действие. Мы видели, что впервые условия для объединения детей в совместной деятельности создаются в игре. Однако выполнение трудовых заданий существенно отличается от игры — здесь характер взаимоотношений между участниками начинает регулироваться необходимостью обязательно получить заданный результат, продукт определенного качества, т. е. услови­ями, характерными для трудовых действий, а не для игры.

Сложные формы объединения детей при совместном выполне­нии трудовых заданий и связанное с ними усвоение начальных

154

форм трудовой деятельности становятся возможными уже в стар­шем дошкольном возрасте. Вместе с тем и в этом возрасте эффективность выполнения чисто трудовых заданий оказывается ниже, чем эффективность выполнения тех же заданий, включенных в игровую деятельность. Когда детям предлагали определенные задания непосредственно в виде трудовых и те же задания — в ходе игры в мастерскую, где они брали на себя роли рабочих, именно в последнем случае действия детей были больше всего похожи на настоящий труд взрослых.

Однако важно не то, чтобы трудовые действия детей давали действительно высокие результаты, а то, чтобы эти действия осознавались детьми именно как трудовые. Именно осознание трудовых действий определяет специфику психического развития и готовит детей к будущей жизни в качестве сознательных членов общества.

StudFiles.ru

Читайте также