Здоровье определение

Здоровье

У этого термина существуют и другие значения, см. Здоровье (значения).

Должно оставить беспечность, коль дело пойдёт о здоровье.
Меру важно во всём соблюдать — в еде и напитках
И в упражненьях для тела, и мера есть то, что не в тягость.

Из «Пифагорейских Золотых стихов»[1] Леонардо да Винчи, «Homo vitruviano»

Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже). К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие[2].

Охрана здоровья человека (здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения.

На 2011 год в сфере психологии здоровья изучается преимущественно поведение, связанное со здоровьем — виды, факторы, способы изменения[3].

Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля, Всемирный день психического здоровья — 10 октября.

Определения здоровья

По уставу ВОЗ, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов»[4]. Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.

П. И. Калью в работе «Сущностная характеристика понятия „здоровье“ и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация»[5] рассмотрел 79 определений здоровья, сформулированных в разных странах мира, в различное время и представителями различных научных дисциплин. Среди определений встречаются следующие[6]:

  1. Здоровье — нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.
  2. Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
  3. Участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
  4. Отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений.
  5. Способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Согласно Калью, все возможные характеристики здоровья могут быть сведены к следующим концепциям:

  • Медицинская модель — для определений, содержащих медицинские признаки и характеристики; здоровье как отсутствие болезней и их симптомов.
  • Биомедицинская модель — отсутствие субъективных ощущений нездоровья и органических нарушений.
  • Биосоциальная модель — включаются рассматриваемые в единстве медицинские и социальные признаки, при этом приоритет отдаётся социальным признакам.
  • Ценностно-социальная модель — здоровье как ценность человека; именно к этой модели относится определение ВОЗ.

Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях

  • Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.
  • Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп.
  • Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.
  • Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом; определяется как «наука и искусство профилактики заболеваний, продления жизни и укрепления здоровья через организованные усилия и осознанный выбор общества, организаций, государственное и частное, общинное и индивидуальное». Методы профилактики общественного здоровья — внедрение образовательных программ, разработка политики, обслуживания, а также проведение научных исследований[7]. С понятием общественного здоровья связано понятие вакцинации. Большое положительное воздействие государственных программ в области здравоохранения широко признаётся. Отчасти в результате политики в области здравоохранения в XX веке зарегистрировано снижение смертности младенцев и детей, а также постоянное увеличение продолжительности жизни во многих частях мира. Например, подсчитано, что средняя продолжительность жизни американцев увеличилась с 1900 г. на 30 лет[8], а во всём мире — на шесть лет[9].

Показатели здоровья

Дополнительные сведения: Критерии оценки качества здравоохранения

Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объём грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физических (частота пульса, артериальное давление, температура тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и других биомаркеров.

Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определённый, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей.

С точки зрения ВОЗ, здоровье людей — качество социальное, в связи, с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели:

  • отчисление валового национального продукта на здравоохранение;
  • доступность первичной медико-санитарной помощи;
  • уровень иммунизации населения;
  • степень обследования беременных квалифицированным персоналом;
  • состояние питания детей;
  • уровень детской смертности;
  • средняя продолжительность предстоящей жизни;
  • гигиеническая грамотность населения.

Некоторые биологические показатели нормы для среднего взрослого человека

Основные статьи: Пульс, Артериальное давление, Частота дыхательных движений, Температура тела
  • Артериальное давление — не выше 140/90 мм рт. ст.
  • Температура тела — от 35,5 до 37,4 °C

С точки зрения здоровья можно определить два уровня артериального давления:

  1. оптимальное: САД менее 120, ДАД менее 80 мм рт. ст.
  2. нормальное: САД 120—129, ДАД 84 мм рт. ст.

САД — систолическое артериальное давление. ДАД — диастолическое артериальное давление[10][11].

Критерии общественного здоровья

  • Медико-демографические — рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни.
  • Заболеваемость — общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная.
  • Показатели инвалидности.
  • Показатели физического развития.

Все критерии нужно оценивать в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю не болевших на момент исследования (например, в течение года).

Факторы здоровья

В психологии здоровья выделяется три группы факторов, влияющих на здоровье: независимые (предшествующие), передающие и мотиваторы[12].

  • Независимые: корреляции со здоровьем и болезнью наиболее сильны:
    • Факторы, предрасполагающие к здоровью или болезни:
      • Поведенческие паттерны; факторы поведения типа A (амбициозность, агрессивность, компетентность, раздражительность, мышечное напряжение, убыстренный тип деятельности; высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний) и B (противоположный стиль).
      • Поддерживающие диспозиции (напр., оптимизм и пессимизм).
      • Эмоциональные паттерны (напр., алекситимия).
    • Когнитивные факторы — представления о здоровье и болезни, о норме, установки, ценности, самооценка здоровья и т. п.
    • Факторы социальной среды — социальная поддержка, семья, профессиональное окружение.
    • Демографические факторы — фактор пола, индивидуальные копинг-стратегии, этнические группы, социальные классы.
  • Передающие факторы:
    • Совладание с разноуровневыми проблемами.
    • Употребление веществ и злоупотребления ими (алкоголь, никотин, пищевые расстройства).
    • Виды поведения, способствующие здоровью (выбор экологической среды, физическая активность).
    • Соблюдение правил здорового образа жизни.
  • Мотиваторы:
    • Стрессоры.
    • Существование в болезни (процессы адаптации к острым эпизодам болезни).

Факторы физического здоровья[13]:

  • уровень физического развития;
  • уровень физподготовки;
  • уровень функциональной готовности к выполнению нагрузок;
  • уровень мобилизации адаптационных резервов и способность к такой мобилизации, обеспечивающие приспособление к различным факторам среды обитания.

При исследовании различий в здоровье мужчин и женщин Всемирная организация здравоохранения рекомендует использовать не биологические критерии, а гендерные, так как именно они наилучшим образом объясняют существующие различия. В процессе социализации поощряется отказ от самосохранительного поведения у мужчин, реализация рискогенного поведения, направленного на больший заработок; женщин ориентируют на сохранение здоровья как будущих матерей, однако при акценте на такое проявление здоровья, как внешняя привлекательность, вместо здорового функционирования могут возникать характерные женские нарушения — как правило, пищевые расстройства[14].

Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин зависит от страны проживания; в Европе она достаточна, а в ряде стран Азии и Африки практически отсутствует, что в первую очередь связано с женской смертностью от обрезания половых органов, осложнений беременности, родов и плохо сделанных абортов[14].

Показано, что врачи предоставляют женщинам менее полную информацию об их заболевании, нежели мужчинам[14].

К факторам здоровья относятся доходы и социальный статус, социальные сети поддержки, образование и грамотность, занятость / условия работы, социальная среда, физическая среда, личный опыт и навыки сохранения здоровья, здоровое развитие ребёнка, уровень развития биологии и генетики, медицинские услуги, гендер, культура[15][16][17].

Душевное здоровье

Основная статья: Психическое здоровье

Душевное здоровье — способность человека справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя оптимальный эмоциональный фон и адекватность поведения[18]. Понятие душевного здоровья, euthumia («благое состояние духа») описывается Демокритом, образ человека, достигшего внутренней гармонии, описан в диалогах Платона, касающихся жизни и смерти Сократа[19]. Источником душевных страданий в работах различных исследований часто называется культура (это характерно для Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера, Карен Хорни, Эриха Фромма)[20]. Виктор Франкл называет важнейшим фактором душевного здоровья наличие у человека системы ценностей[21].

В связи с гендерным подходом к здравоохранению было разработано несколько моделей психического здоровья[14]:

  • Нормативная, использующая двойной стандарт психического здоровья (для мужчин и для женщин).
  • Андроцентрическая, в которой принят мужской стандарт психического здоровья.
  • Андрогинная, предполагающая единый стандарт психического здоровья и одинаковое отношение к клиентам вне зависимости от пола.
  • Ненормативная (согласно модели Сандры Бем[22]), основанная на тех качествах. что не ассоциируются исключительно с мужскими или женскими.

Профессиональное здоровье

Как предмет научного исследования "профессиональное здоровье" впервые появилось в психологической научной литературе в середине 80-х годов ХХ века. Впервые был использован Джорж Эверли (George Everly) в 1986 г. в публикации, посвященной проблеме интеграции в практике организационной деятельности таких отраслей, как гигиена труда и психология труда (приводится по[23]). Как отмечает Р. А. Березовская, указанный исследователь подчеркивал важную роль психологов в разработке и реализации программ поддержания и продвижения здоровья (health promotion) на рабочих местах[24]. Позже, в 1990 г., исследователи из Гавайского университета Рэймонд, Вуд и Патрик (J. Raymond, D. Wood, W. Patrick) в своей статье сформулировали идею о том, что одной из задач психологии должно стать создание здоровой профессиональной среды и здоровых рабочих мест[25].

В российских исследованиях впервые эта тема прозвучала в 1991 г. в главе "Психология здоровья" коллективной монографии (учебном пособии) «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности». Авторы, ученые факультета психологии Санкт-Петербургского университета, основное внимание в книге уделяют психологическим аспектам формирования здорового образа жизни, вопросам психогигиены профессиональной деятельности, психологического обеспечения безопасности профессионального труда, профессионального долголетия, а также организации работы кабинета психологической разгрузки на производстве [26], но определения понятия профессионального здоровья на приводят.

Профессиональное здоровье, согласно определению, введенному в 1992 г. военным врачом, доктором медицинских наук В. А. Пономаренко (применительно к летчикам), – это способность организма сохранять компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности[27]. Аналогично понимание профессионального здоровья и у авторов монографии «Здоровье здорового человека» (1996 г.), дополняющих предыдущее определение необходимостью обеспечения еще и профессиональной надежности. Позже В. А. Пономаренко и А. Н. Разумов[28] предложили рассматривать профессиональное здоровье в виде системы, основными структурными компонентами которой являются клинический, психический и физический статусы, обусловливающие уровень функционального состояния, психических и физических качеств, устойчивость работников к факторам профессионального труда и надежность его деятельности. Центральное место в структуре профессионального здоровья, по мнению указанных исследователей, занимают профессионально-важные качества (ПВК), которые определяют генотипический статус человека, его функциональные резервы, а далее (и непосредственно, и опосредованно) – функциональные состояния человека[29].

В дальнейшем, в возникающей новой отрасли психология - психологии здоровья - стали определять профессиональное здоровье ( уже для любой профессиональной деятельности) как «интегральную характеристику функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности с заданными эффективностью и продолжительностью на протяжении заданного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность[30].

Критерием профессионального здоровья служит работоспособность человека, которая определяется как «максимально возможная эффективность деятельности специалиста, обусловленная функциональным состоянием его организма, с учетом ее физиологической стоимости»[31].

В современном понимании профессиональное здоровье рассматривается как определенный уровень характеристик человека–профессионала, специалиста (включая социально-психологические характеристики его личности), отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность.

Сохранение у человека профессионального здоровья при одновременном обеспечении результативности труда связано с психологической профессиональной адаптацией человека. Индикаторами нарушения адаптации (признаками дезадаптации) является, с одной стороны, возникновение негативных психических состояний человека в труде, с другой – снижение эффективности его деятельности[32].

Профессиональное здоровье является необходимым условием профессионального (и жизненного - в целом) благополучия[33] человека.

Исследователи подчеркивают значимость личностного (психологического ) здоровья профессионала. Базируясь на личностном подходе к здоровью профессионала, Г. Г. Вербина предлагает под профессиональным здоровьем понимать "тот уровень развития здоровья человека, который обеспечивает зрелость целостного организма, когда человек переживает фазы подъема, относительной стабильности и начатой инволюции, изменения внутренней картины здоровья в течение жизни и способен осознать такие изменения через самопознание, а через самоорганизацию, саморегуляцию и само-совершенствование способен противостоять психотравмирующей ситуации, возникающей в профессиональной деятельности"[34].

Здоровый образ жизни

Основная статья: Здоровый образ жизни Занятия физкультурой — одна из основных составляющих здорового образа жизни

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума[35].

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций[36], для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности[37]. Здоровый образ жизни предстает как специфическая форма целесообразной активности человека – деятельность, направленная на сохранение, укрепление и улучшение его здоровья[38].

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья[39].

Здравоохранение

Основная статья: Здравоохранение

Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья[40].

Здравоохранение может составлять значительную часть экономики страны. В 2008 году отрасль здравоохранения потребляла в среднем 9,0 процента от валового внутреннего продукта (ВВП) в наиболее развитых странах ОЭСР[41].

Здравоохранение традиционно считается важным фактором в обеспечении общего здоровья и благополучия людей во всём мире. Примером тому является мировая ликвидация оспы в 1980 году, объявленная ВОЗ первой болезнью в человеческой истории, полностью устранённой преднамеренным вмешательством здравоохранения[42].

Всемирная организация здравоохранения

Основная статья: Всемирная организация здравоохранения

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, англ. World Health Organization, WHO) — специальное учреждение Организации Объединённых Наций, состоящее из 193 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения и охране здоровья населения мира. Она была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии.

В специализированную группу ООН кроме ВОЗ входят ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры), МОТ (Международная организация труда), ЮНИСЕФ (фонд помощи детям). В состав ВОЗ принимаются государства-члены ООН, хотя в соответствии с Уставом, возможен приём и не входящих в ООН стран.

Валеология

Основная статья: Валеология

Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья» [43], претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других. Некоторыми специалистами причисляется к альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям [44].

ru.wikipedia.org

Что такое здоровье. Виды здоровья человека

Общее состояние каждого человека складывается из множества факторов, среди которых главнейшее место занимает здоровье. Виды здоровья представлены сложной системой, от которой зависит не только общее настроение, но и работоспособность организма.здоровье виды здоровья

Общая характеристика

Невозможно понять и изучить здоровье, виды здоровья, а также иные компоненты здорового организма, если подробно не заглянуть в следующее понятие. Итак, здоровьем человека, на сегодняшний день, называют нормальное и стабильное психосоматическое состояние индивида. Существуют следующие виды здоровья человека:

  • физическое;
  • психическое;
  • социальное благополучие.

Главным критерием, которым обладают вышеперечисленные виды здоровья, является способность обеспечивать организму нормальную регуляцию поведения, а также эффективную деятельность личности.

Ранее врачи придерживались того мнения, что здоровьем называется такое состояние человеческого организма, при котором отсутствуют какие-либо заболевания: психические, соматические, физические и иные. Однако Всемирная организация здравоохранения внесла необходимую лепту в старое определение, дополнив необходимый критерий о «благополучии» всех сфер функционирования организма.

В 2001 г. Апанасенко Г.А. вывел собственное определение. Он говорил о том, что здоровьем называется динамическое состояние человека, которое зависит от наличествующих в организме резервов, например устойчивости к внешним негативным факторам, способности компенсирования патологического стресса, что встречается в нашей жизни повсеместно, и так далее. Доктор отмечал дополнительные критерии, которыми характеризуется здоровье. Виды здоровья и их уровень, как говорил Апанасенко, характеризуются пластическим, энергетическим, а также необходимым информационным обеспечением жизненных процессов, выступающих в роли организаторов всей деятельности организма. Кроме того, здоровье в обязательном порядке подразумевает возможность проявления социальных и биологических функций, то есть естественное желание продолжения рода либо выживаемость и сохранение собственной особи.

физическое здоровье

Формы: телесное здоровье

Вышеперечисленная характеристика, конечно, необходима для изучения и понимания, однако рядовому читателю стоит приводить примеры на практике. Итак, от чего зависит человеческое здоровье? Виды здоровья прежде всего обращают внимание на телесное или физическое состояние организма. Данное понятие вы легко сможете увидеть во всех вышеназванных теоретических определениях.

Физическое здоровье – это такое состояние личности, при котором наблюдается совершенная регуляция жизненных процессов независимо от внешних показателей. Кроме того, к данной группе также можно отнести высокую степень устойчивости и адаптации к многочисленным факторам среды, а также гармонию всех физиологических процессов. Как правило, показатели здоровья представлены следующим списком:

  • Степень физической активности и физической подготовленности.
  • Физическое развитие.
  • Тренированность организма, которая зависит от регулярности и системности тренировок.

духовное здоровье

Во многом вышеперечисленные функции обеспечивают физическое здоровье человеческого организма. Причём необходимыми составляющими, от которых зависит статус телесного состояния личности, являются иммунный тонус организма и его сенсорное здоровье.

Психическое состояние

Психическое, духовное здоровье – в медицине существует большое количество всевозможных понятий. Несмотря на множественность определений, суть сводится к следующему: психическое здоровье личности – это её способность адекватно реагировать на окружающую среду, как внутреннюю, так и внешнюю. Главным составляющим компонентом этого вида здоровья является способность независимо от внешних и внутренних раздражителей уравновесить себя и своё настроение. Центральным элементом здесь является психологическое благополучие человеческого организма. сохранение психического здоровья

Социальное здоровье

Сохранение психического здоровья неразрывно связано с социальным благополучием личности. Благоприятное социальное состояние – это способность успешной адаптации к той социальной среде, в которой индивид находится в данный момент. Здесь также необходимо отметить сохранение способности к успешному выполнению социальных функций. Такое здоровье является показателем активности личности в обществе, то есть наличие связей, ресурсов, плодотворного общения, качество взаимодействия являются показателями высокого социального благосостояния личности. Достойный уровень здоровья позволяет человеку настроиться на деятельное взаимодействие с окружающим миром.

Стоит отметить, что понятие социального здоровья вошло в современную педагогическую и психологическую науку сравнительно недавно. Именно поэтому нельзя с полной уверенностью утвердить перечень измеряемых критериев. Однако общее мнение сводится к следующим постулатам, образующим благополучное социальное состояние человека:

  • наличие понимания моральных норм, принятых в обществе;
  • достойный уровень духовного развития;
  • адаптация к социальной среде;
  • освоение нравственных ценностей.

виды здоровья человека

Социально-психологическое здоровье: критерии

Социология и психология личности содержат перечень критериев, соблюдение которых необходимо для сохранения высокого уровня здоровья:

  • Осознание собственного «Я», а наравне с тем - переживание чувства постоянства и единства физического тела и духовного.
  • Адекватный уровень требований и критичности к собственной личности, а также нормальная оценка её результатов.
  • Способность управления собственным поведением, в том числе в нестандартных критических ситуациях.
  • Нормальная реакция на общепринятые правила поведения в современном обществе, на моральные установки и правовые нормы.
  • Понимание необходимости позитивного планирования как рабочей, так и личной деятельности, а также успешная реализация намеченных целей и задач.

показатели здоровья

Сохранение психического здоровья во многом зависит от сохранения индивидуальности личности. Здесь важно учитывать негативные изменения внешней окружающей среды, которые непосредственно влияют на структуру личности, вызывая психические заболевания. Несмотря на отрицательные моменты, важно сохранять позитивный настрой и разрабатывать собственные методы преодоления препятствий.

Психология в жизни человека

Психологическим здоровьем в медицине называют динамическую совокупность свойств личности, которые способны обеспечить гармонию между потребностями человека и требованиями, которые предъявляются ему обществом. Психологическое или духовное здоровье является одной из важнейших предпосылок, направленных на развитие и самоактуализацию личности.укрепление здоровья

А. Маслоу первым выделил качества, которые способствуют укреплению здоровья психологической стороны личности:

  • Ориентация на реальные события.
  • Концентрация мыслей не на собственной личности, а на проблеме.
  • Потребность в одиночестве.
  • Духовность и духовное развитие.
  • Независимость.
  • Чувство юмора и так далее.

Эмоциональное здоровье

Эмоциональное здоровье подразумевает принятие собственных чувств как реальной данности, подаренной жизнью. Благодаря наличию высокого уровня эмоционального состояния вы всегда сможете выслушать других, научиться сопереживанию, а также избавиться или наладить взаимозависимость. С хорошим эмоциональным здоровьем человек способен оказать крепкую поддержку нуждающимся в этом людям.

Сексуальное здоровье

Сексуальным здоровьем называется комплекс тех аспектов человеческого поведения, которые повышают способность личности к любви. Соматические, интеллектуальные, социальные и эмоциональные сферы деятельности жизни человека не только мотивируют к позитивному мышлению, но и повышают сексуальную коммуникабельность человека.

Нравственность и её роль в личностной деятельности

Основу нравственного здоровья человека составляют ценности и жизненные установки личности, которые определяют поведение индивида в конкретной социальной среде. Это значит, что независимо от жизненных ситуаций личность придерживается собственных принципов и ценит то, что у неё есть на данный момент. Нравственное здоровье складывается из потребностей, мотивации и информационных ресурсов, которые человек ищет на протяжении всей своей жизни.

Личность может чувствовать себя полноценно только при нормальном уровне здоровья в целом и отдельных его компонентов: психики, физического состояния, нравственного развития и так далее. В противном случае необходимо принять все меры для устранения отрицательного влияния на организм и нервную систему, а вместе с тем - начать укрепление здоровья.

fb.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕ». ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В отечественном здравоохранении принято более широкое определение здоровья, учитывающее функциональное состояние организма, степень его приспособленности к условиям биологической и социальной среды, дееспособность: «Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний. Для детей дошкольного возраста уравновешенность с окружающей средой означает возможность посещать дошкольные учреждения и овладевать умениями и навыками, предусмотренными для их возраста программой детского сада.

Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников составляет около 10 % от контингента детей, поступающих в школу[7].

Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что современное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется следующими тенденциями:

распространенность функциональных отклонений достигает более 70 %, хронических заболеваний 50 %, физиологической незрелости — 60 %. Более 20 % детей имеют дефицит массы тела. У детей с морфофункциональными отклонениями ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания кожи. У 60—70% детей дошкольного и школьного возраста отмечается кариес. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения.

С 1 сентября 2000 г. в дошкольных учреждениях введена «Медицинская карта[8] ребенка для образовательных учреждений» (форма 026/у-2000). В соответствии с этим документом (см. Приложения 1—3) во всех дошкольных образовательных учреждениях проводится скрининг-программа, которая включает в себя базовую и расширенную виды программы[9]. Первая из них осуществляется медицинской сестрой, вторая — педиатром и врачами — специалистами различного профиля.

В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста используют шесть основных показателей (критериев) здоровья.

Первый критерий — особенности онтогенеза (индивидуального развития), которые определяют по данным генеалогического, биологического и социального анамнеза.

Генеалогический анамнез отражает наличие заболеваний у кровных родственников ребенка, включая братьев и сестер. Биологический анамнез включает сведения о раннем периоде развития ребенка (течение беременности, родов, период новорожденности, тип вскармливания), нарушениях в состоянии здоровья ребенка за весь предшествующий период.

Основными показателями социального анамнеза являются полнота семьи, возраст родителей, их образование и профессия, психологический микроклимат в семье, отношение к ребенку, наличие вредных привычек у родителей, жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи, санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка.

Второй критерий — уровень физического развития и степень его гармоничности. Их устанавливают с помощью антропометрических исследований, опираясь на регионарны стандарты физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, используя центильные[10] таблицы. Принято считать вариантами нормы такие показатели, которые относятся к 3—6-му интервалам, т.е. в зоне от 10 до 90 центилей. Положение результата в зоне 2-го интервала свидетельствует о «сниженном» показателе, в зоне 1-го — о «низком», соответственно в 7-м интервале — о «повышенном», а в 8-м — о «высоком» показателе.

Третий критерий — уровень нервно-психического развития ребенка (НПР). Он зависит как от состояния центральной нервной системы ребенка и его опорно-двигательного аппарата, так и, в значительной мере, от воздействия окружающей среды. Часто нарушения НПР бывают обусловлены недостаточностью и неадекватностью педагогического воздействия на ребенка. Контроль за НПР является основой воспитательной и оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Этот контроль осуществляется воспитателем при ежедневном наблюдении за детьми, а также при плановых осмотрах в установленные сроки. Контроль НПР позволяет проводить своевременную и правильную коррекцию педагогических воздействий. Сведения об уровне и динамике ПНР ребенка анализирует педагог и передает врачу ДОУ.

Четвертый критерий — уровень сопротивляемости (резистентности) организма. О нем судят по количеству острых заболеваний (в том числе обострений хронических болезней) за предыдущий год. В соответствии с этим критерием дети подразделяются на две группы:

1) имеющие хорошую сопротивляемость (не болевшие в течение года или болевшие один—три раза);

2) часто болеющие, с пониженной сопротивляемостью (четыре острых заболеваний в год и более).

Пятый критерий — уровень функционального состояния организма. Этот критерий оценивается по совокупности результатов лабораторных и инструментальных обследований ребенка (частота пульса, дыхание, содержание гемоглобина в крови и др.), анализа поведения и характеристики адаптационных возможностей ребенка.

Функциональное состояние органов определяют клиническими методами с использованием в необходимых случаях специальных проб.

Сведения о поведении воспитатель получает в процессе ежедневного наблюдения и контакта с ребенком. Оценивают его эмоциональное состояние, настроение, сон, бодрствование, аппетит, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми, для более старшего возраста — умение сосредотачиваться, внимание, утомляемость. Важно учитывать наличие индивидуальных особенностей поведения.

Шестой критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

studopedia.ru

Определение здоровья. Основные методы его изучения. Группы здоровья

Социальные и биологические факторы определяющие здоровье

ЗДОРОВЬЕ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

Показатели здоровья и заболеваемости используются применительно к конкретным группам здоровых и больных людей. Это обязывает подходить к оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико-социальных позиций. Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие «образ жизни», доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.

Биологические характеристики человека (пол, возраст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье не более 20%. Как социальные, так и биологические факторы воздействуют на человека в определенных условиях окружающей среды, доля влияния которых составляет от 18 до 22%. Только незначительная часть (8-10%) показателей здоровья определяется уровнем деятельности медицинских учреждений и усилиями медицинских работников. Поэтому здоровье человека - это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь - нарушение этой гармонии.

Здоровье - это такое состояние, которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности человека (трудовой, хозяйственной, бытовой, рекреационной, социолизаторской, планирования семьи, медико-социальной и др.). Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».Имеются другие определения, среди которых здоровье индивидуума рассматривается как динамическое состояние сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимально продолжительной и активной жизни.

Основными критериями, характеризующими общественное здоровье, являются:

  • медико-демографические (рождаемость, смертность, естественный прирост, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни);
  • заболеваемость(общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная);
  • инвалидность;
  • показатели физического и психического развития;

Все критерии оцениваются в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю неболевших на момент исследования (в течение года и т. д.). Можно учитывать долю лиц с хроническими формами заболеваний, часто и длительно болеющих и др.

При оценке здоровья население распределяется по группам здоровья: 1-я группа (здоровые) - это лица, которые не имеют жалоб, хронических заболеваний в анамнезе, функциональных отклонений и органических изменений; 2-я группа (практически здоровые) - лица, у которых имеются хронические заболевания в стадии стойкой ремиссии, функциональные изменения в органах и системах, не влияющие на их деятельность и трудоспособность; 3-я группа - больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, субкомпенсации или декомпенсации.

Данные о здоровье населения представляют основу для:

· планирования всей системы здравоохранения

· расчета потребности в амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи

· определения объема бюджетного финансирования

· расчета количественных показателей, характеризующих деятельность учреждений здравоохранения

· организация противоэпидемической работы

В связи с этим важное место в работе средних медработников занимает тщательный учет всех случаев заболеваний, травм, случаев рождений, смерти, инвалидности; умение составлять отчеты, вычислять показатели и анализировать их.

studopedia.ru

Читайте также