Значение правовой статистики в деятельности правоохранительных органов

Значение правовой статистики в деятельности правоохранительных органов

Любая наука изучает реальность, которая существует объективно вне сознания исследователя. Для юридических наук такой реальностью являются общественные отношения, регулируемые правом, а также общественные отношения, имеющие (или могущие иметь) то или иное юридическое значение. Только на этой основе глубокого изучения объективных общественных отношений могут развиваться различные юридические исследования, разрабатываться и уточняться нормы права.

Статистика вообще, и правовая статистика в частности, с одной стороны, - фактическая база, а с другой — один из основных методов социально-правового познания. Этот вывод распространим на все отрасли юридической науки.

Правовая наука в целом и каждая ее отрасль имеют свой социологический аспект, свою социологию, раскрывающую социальную обусловленность норм права, социальный механизм их действия и эффективность правового регулирования, о чем существует большая литература. Вне этих сведений право не может плодотворно развиваться. Оно замкнется на догматике, логико-правовом анализе и сведется к умозрительным правовым решениям.

Очень часто с точки зрения формальной логики характер правового решения того или иного вопроса представляется очевидным, а в реальной жизни оно не действует. Для выработки реалистичного и эффективного решения необходимо исследовать социальные потребности возможного правового регулирования, его восприятие гражданами, объективные условия его выполнения, желательные и нежелательные последствия предлагаемого законодательного акта и т.д., т.е. необходимо обратиться к статистике данной отрасли права.

Различные отрасли права, юридической науки и практики по-разному обслуживаются правовой статистикой. Это зависит от уровня развития количественного учета явлений в той или иной правовой сферах, объективных потребностей и сложившейся практики.

Традиционно правовая статистика широко используется в системе наук уголовно-правового цикла: криминологии, уголовном и исполнительном праве, прокурорском надзоре, криминалистике, судебной психиатрии и судебной медицине. Этому способствует относительно высокий уровень развития прак­тического учета и отчетности в системе различных органов уголовной юстиции (внутренних дел, прокуратуры, судах, исполнительных и судебно-экспертных учреждениях). Несколько меньше юридическая статистика используется науками гражданско-правового и административно-правового циклов. Отчетность по гражданскому и административному судопроизводству менее развита, чем по уголовному. Однако это не является серьезным основанием игнорировать статистические методы познания реальности упомянутыми циклами юридических наук.

Что может дать юридическая статистика юридической науке и практике? Ответ на этот вопрос лучше всего построить на примере наиболее разработанной уголовно-правовой и криминологической статистики.

Уголовная и криминологическая статистика, отражая количественную сторону совершаемых преступлений и связанных с ними социальных явлений и процессов, обеспечивает науку и практику борьбы с преступностью необходимыми сведениями эмпирического характера, выполняя роль фактической основы, без опоры на которую невозможно проводить целеустремленную, научно обоснованную борьбу с преступностью в стране.

Уголовная и криминологическая статистика обеспечивает фактическими данными все основные направления этой работы:

1) изучение криминологической характеристики преступности, а совместно с социологией — уголовного права — и изучение некриминализированной преступной деятельности;

2) изучение причин и условий преступлений;

3) изучение криминологической характеристики личности правонарушителей;

4) прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения;

5) планирование и организацию борьбы с уголовно-наказуемыми деяниями;

6) проверку эффективности борьбы с преступными проявлениями.

Аналогичные возможности и проблемы скрыты в административно-правовой и гражданско-правовой статистике. Несмотря на их заметное отставание от уголовной статистики, статистическая база гражданско-правовой и административно-правовой деятельности постоянно совершенствуется. С полным принятием гражданского, финансового, арбитражного, банковского, процессуального, административного и других отраслей законодательства учет и отчетность в этих сферах приобретут более значимый характер.

studopedia.ru

Содержание:

16

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МИРОВОЙ

ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра уголовно – правовых дисциплин

Контрольная работа

по дисциплине: «Правовая статистика»

Выполнила: студентка 4 курса

Заочного факультета

Специальности «Юриспруденция»

Срок обучения 3,5 года

Попровская Софья Сергеевна

Проверил: к.п.н., Шульгин Е.Д.

Тюмень 2012 г.

Стр.

Введение 3

1. Правовая статистика и ее значение в обеспечении режима законности. 4

1.1. Понятие и значение правовой статистики. 4

1.2. Отрасли правовой статистики и её место в системе юридических наук. 7

2. Задача. 11

Заключение. 14

Список используемой литературы. 15

Введение

Правовая статистика традиционно входит в набор обязательных учебных дисциплин при подготовке специалистов с высшим юридическим образованием. Это обоснованно, поскольку для всех гуманитарных наук, включая и юридические, статистика – важнейший метод изучения социально-правовых явлений. Юристы уголовно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и иной специализации в своей практической деятельности имеют дело не только с конкретными юридическими фактами, но с массовыми юридически значимыми явлениями и процессами, статистический анализ которых является необходимым условием их профессиональной деятельности1.

Правовая статистика изучает следующие основные вопросы: статистические методы сбора, сводки, группировки различных юридически значимых данных. В частности дается подробное описание действующего статистического учета и отчетности в правоохранительных органах, судах и других юридических учреждениях. Потребность в дополнительных данных, которые отсутствуют в официальной отчетности, может быть удовлетворена путем их получения в специально организованном обследовании. Также используются выборочное наблюдение и социологические методы сбора юридически значимой информации, относительные и средние величины, индексы, динамические ряды.

Целью работы являются следующие вопросы:

- изучение понятия правовой статистики и ее значения в обеспечении режима законности;

- рассмотрение отраслей правовой статистики и её место в системе юридических наук.

1. Правовая статистика и ее значение в обеспечении режима законности.

1.1. Понятие и значение правовой статистики.

Статистика как наука и практическая деятельность, охватывающая своими показателями все стороны экономической, политической, культурной и правовой жизни общества и государства, как уже отмечалось, наряду с общей теорией статистики включает отраслевые статистики: экономическую (промышленности сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, груда и т.д.) и социальную (демографическую, медицинскую, статистику культуры и т.д.). Одной из многочисленных отраслей социальной статистики и является правовая статистика.

Сегодня правовая статистика - это основанная на общих принципах и содержании юридических наук система положений и приемов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними.

Правовая статистика — система концепций и методов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними. Правовая статистика является одной из отраслей статистической науки, которая своими показателями отображает количественную сторону разных социальных явлений, связанных с применением норм права и реализацией правовой ответственности: характеризует уровень, структуру и динамику, причины и условия проявлений разных правонарушений и мероприятия по борьбе с ними в конкретных условиях и пространства и времени.

Правовая статистика, как и другие отрасли социальной статистики, имеет два научных обоснования: с одной стороны, общую теорию статистики, с другой - то, что касается именно правовой статистики (правоведение как совокупность юридических наук). Именно правоведение исследует качественные особенности, природу правонарушений как статистическую совокупность, объект исследования правовой статистики и мер социального контроля над ними, реализуемых правоохранительными органами.

Показатели правовой статистики дают возможность определить уровень правопорядка в обществе благодаря цифровой характеристике всех правонарушений, рассмотренных правоохранительными органами. Используя данные правовой статистики, можно также охарактеризовать деятельность органов внутренних дел, прокуратуры, органов суда, исправительно-трудовых учреждений, хозяйственных судов, нотариата и других органов, которые выполняют функции юрисдикции, обнаружить недостатки, которые имели место в работе этих органов2.

Различные отрасли права, юридической науки и практики по-разному обслуживаются правовой статистикой. Это зависит от уровня развития количественного учета явлений в той или иной правовой сферах, объективных потребностей и сложившейся практики.

Традиционно правовая статистика широко используется в системе наук уголовно-правового цикла: криминологии, уголовном и исполнительном праве, прокурорском надзоре, криминалистике, судебной

Очень часто с точки зрения формальной логики характер правового решения того или иного вопроса представляется очевидным, а в реальной жизни оно не действует. Для выработки реалистичного и эффективного решения необходимо исследовать социальные потребности возможного правового регулирования, его восприятие гражданами, объективные условия его выполнения, желательные и нежелательные последствия предлагаемого законодательного акта и т.д., т.е. необходимо обратиться к социологии данной отрасли права.

Социология права в целом и ее различные отрасли в первую очередь базируются на официальных статистических данных, системно собираемых государственными учреждениями. Там же, где официальные данные отсутствуют или их недостаточно, социология права использует свои эмпирические методы получения необходимой информации. Но в том и другом случаях исследователь вынужден обращаться к статистике, как фактической базе, и к статистике, как научным методам социально-правового познания и обработки полученных данных.

В соответствии с этим правовая статистика, применяя свои специфические методы, должна количественно отразить всю совокупность мероприятий социального контроля над правонарушениями, осуществляемыми государственными органами в целях поддержания в стране режима законности.

Правовая статистика - понятие собирательное потому, что к ней могут быть отнесены статистические сведения, содержащиеся в статистике многих ведомств, в том числе не относящихся к правоохранительным, например различных контролирующих органов.

Правовая статистика отражает своими показателями, как охраняется личность, защищаются гарантированные Конституцией права и свободы человека и гражданина, все формы собственности и свобода экономической деятельности физических и юридических лиц, общественный порядок и безопасность, конституционный строй Российской Федерации. Из этого следует, что основной целью правовой статистики является учет нарушений законности, рассматриваемых органами МВД, прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Федеральной пограничной службы, Департамента налоговой полиции, Государственного таможенного комитета, судами, контрольными и другими органами, которые соответствии с уголовно-процессуальным законодательством вправе возбуждать уголовные дела, производить предварительное следствие и дознание, а также осуществлять государственные меры социального контроля за этими правонарушениями.

Учитывая то обстоятельство, что правовая статистика исследует не только количественно-качественные параметры правонарушений (состояние, уровень, динамику, структуру), но и детерминирующие их факторы, следует отметить, что сведения о подобного рода явлениях, относящиеся к правовой статистике, держатся и в различных отраслях экономической и иной социальной статистике (например, медицинской, демографической и др.).

Отсюда предметом правовой статистики и будет количественная сторона (в неразрывной связи с качественными особенностями): во-первых, преступления, лиц, совершивших преступления, и потерпевших от преступлений лиц, а также мер государственного контроля над преступностью; во-вторых, гражданских споров и правонарушений, ставших предметом разбирательства в суде, арбитраже или нотариате; в-третьих, административных правонарушений и мероприятий по их предупреждению со стороны административных и других контролирующих органов.

StudFiles.ru

2.Значение правовой статистики

Правовая статистика играет существенную роль в деле борьбы с нарушениями законности, в улучшении деятельности суда, прокуратуры и органов МВД. Статистические материалы используются прежде всего для оперативного руководства этих органов в целях контроля и выявления положительных и отрицательных сторон в их деятельности. Необходимо помнить, что учёт в области осуществления правосудия является одновременно и контролем над следственной и судебной практикой. Только посредством хорошо организованной правовой статистики можно установить, как работают суда, прокуратура, арбитражный суд, милиция и органы, приводящие приговор в исполнение. В соединении с другими материалами статистические показатели представляют важный источник анализа работы юстиции Украины. Позволяя установить основные тенденции в этой работе, статистика помогает выявить наиболее типичные недостатки и принять меры к их ликвидации.

Следует также иметь в виду использование материалов правовой статистики в работе по совершенствованию законодательства. Разработка проектов законов в области уголовного, гражданского и административного права и процесса, а также судопроизводства не может обойтись без целого ряда показателей, освещающих распространенность конкретных видов нарушений, практические применения действующего законодательства. Иллюстрируя своими данными практику применения тех или иных законов, характеризуя движение определённых нарушений, правовая статистика подтверждает целесообразность или, наоборот, нецелесообразность действия в данный период конкретного закона, его эффективность. Отсюда может возникнуть необходимость установления новых форм борьбы с определёнными нарушениями.

Огромная роль правовой, точнее уголовной статистики в деле изучения и предупреждения преступности. Чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать.

3.Хозяйственно-правовая статистика и ее роль в борьбе с преступностью

Экономическая преступность и другие правонарушения в сфере хозяйственной деятельности достигли в Украине в последние годы катастрофических размеров. По оценкам специалистов, убытки достигают десять миллиардов долларов в год, однако эта ЦИФРА ТОЛЬКО ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ. Более того, невозможно установить даже общие размеры убытков от зарегистрированных правонарушений в сфере хозяйственной деятельности по ныне действующей системе их учёта. И тут важную роль могла бы сыграть единая хозяйственно-правовая статистика, показатели которой давали бы определённую и разностороннюю характеристику существующих явлений.

Современный уровень статистического анализа хозяйственных правонарушений и преступлений не отвечает потребностям борьбы с ними, особенно за период к рыночным отношениям. Эта отрасль правовой статистики не выделена даже в учебниках. Существующие формы статистического наблюдения и методы изучения количественной стороны убытков от экономических правонарушений неадекватно отображают общий размер первых и распространённость последних.

Ныне существует несколько обособленных систем учёта хозяйственных правонарушений. Он осуществляется Министерством статистики, министерством юстиции и внутренних дел, Генеральной прокуратурой Украины, Высшим арбитражным судом, налоговой администрацией, таможенной службой, другими министерствами и ведомствами. Правоохранительными органами учитываются суммы убытков, причинённых вследствие совершения экономических преступлений: суммы убытков по данным обвинительного заключения, суммы, погашенные на стадии предварительного расследования; суммы, присуждённые судом к уплате. Но даже эти убытки подлежат самостоятельному учёту в разных ведомствах: органах внутренних дел, юстиции, прокуратуры. Такое положение не даёт возможности произвести их суммарную оценку.

Нарушение договорных обязательств наиболее широко учитываются статистикой арбитражного суда, которая достаточно тонко отображает споры, возникающие при заключении и исполнении хозяйственных договоров, вопроса об ответственности за хозяйственные правонарушения и их профилактики. Но характер и размер убытков в документах первичного учёта фактически не фиксируется.

Ведомственная статистика далеко не так глубоко отображает споры, возникающие при заключении и исполнении договоров, контрагентами по которым выступают организации одного и того же ведомства, а тем более размер вреда, причинённого вследствие нарушения обязательств. Не выходят за пределы ведомственных границ и претензионная служба юридических отделов в народном хозяйстве.

В Министерстве статистики фиксируются добровольно уплаченные поставщиками штрафные санкции, которые дают возможность более тонко регистрировать все случаи неисполнения хозяйственных договоров, судить об эффективности претензий. Однако эти сведения остаются в стенах Министерства, что исключает возможность анализа уровня и динамики сумм, добровольно уплаченных контрагентами, виновными в нарушении обязательств.

Таким образом, каждое ведомство с помощью своих программ наблюдения изучает хозяйственные правонарушения только с какого-то одного бока. Государственного органа, который бы обобщал, а тем более анализировал всю информацию об убытках от совершения экономических преступлений и других правонарушений в сфере хозяйствования и нарушения договорной дисциплины, нет. Отсутствуют и единые, научно обоснованные программы такого наблюдения.

Единую систему учёта и отчётности правоохранительных органов, арбитражного суда, налоговой администрации, таможенной службы можно было бы создать путём объединения существующих программ наблюдения в одно целое. Она должна включать также сведения об убытках в хозяйстве, причинённых хищениями, выпуском недоброкачественной продукции, нарушениями договорной дисциплины и т.д. Понятно, что статистическая отчётность не может охватить все основания хозяйственных споров, но данные о причинённых убытках должны быть отражены в документах первичного учёта.

Конечно, далеко не все возможные показатели необходимо включать в хозяйственно-правовую статистику, а только те, которые характеризуют именно хозяйственные правонарушения и размер ущерба, причинённого субъекту хозяйственной деятельности или государству. Отчётность арбитражного суда, правоохранительных и некоторых других органов даёт определённое представление о размере причинённых правонарушениями убытков, но в связи с ведомственной разделённостью, несогласованностью показателей сравнительный анализ в разных отраслях экономики невозможен. Нет возможности провести такой анализ, выявить причины и условия этих правонарушений и по отдельным регионам.

Таким образом, ведомственный принцип организации хозяйственно-правовой статистики не даёт возможности проводить комплексный анализ хозяйственных правонарушений и не позволяет в полной мере использовать этот действенный, эффективный способ укрепления законности в хозяйственных отношениях.

По мнению А.Кальмана, глубокий и всесторонний учёт всех факторов экономической преступности, а также других правонарушений в разных отраслях хозяйствования (за которыми, как показывают научные исследования, тоже скрываются экономические преступления) возможен только на основе единой централизованной хозяйственно-правовой статистики. Поэтому Министерство статистики Украины должно было бы разработать единые бланки первичного учёта и отчётности по этим правонарушениям, обязательные для всех правоохранительных, контролирующих органов и субъектов хозяйственной деятельности. Это даёт возможность органам власти и управления более оперативно и эффективно проводить работу по профилактике таких правонарушений и выявлять факторы, которые их определяют. Обычно, в полном объёме это задание может быть решено только с помощью машинной обработки первичных документов статистической отчётности, а такую возможность имеет в полном объёме только Минстат.

Но совершеннейшая статистическая отчётность не исключает необходимости проведения специально организованных исследований, которые дают возможность углублять и дополнять обычную статистическую информацию. Для организации полномерных социологических и статистических исследований экономических предприятий и правонарушений, указывает А.Кальман, целесообразно создать при Министерстве статистики научно-исследовательскую лабораторию (группу), привлечь к работе в ней специалистов разного профиля - юристов, экономистов, финансистов, социологов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во всех развитых странах размер убытков от экономических правонарушений и их причины тщательно изучаются и анализируются как на правительственном уровне, так и в научных учреждениях. Мы же пока не можем даже приблизительно подсчитать, сколько теряет государство от этих правонарушений.

Организация единой централизованной системы хозяйственно-правовой статистики в Украине дала бы возможность выявить наиболее уязвимые места в правовом регулировании, экономическом обороте и экономике страны в целом, содействовала бы предотвращению хозяйственных правонарушений и преступлений.

StudFiles.ru

Научно-практическое значение материалов правовой статистики

Важнейшие функции комиссии — разработка основных направ­лений стратегии и подготовка предложений Совету Безопаснос­ти по выработке и реализации государственной политики в этой области, оценка эффективности функционирования системы обеспечения защиты граждан от преступных и иных противо­правных действий и подготовка предложений по ее совершенст­вованию, анализ и прогнозирование состояния преступности и иных криминальных явлений в целях обеспечения обществен­ной безопасности, обобщение практики борьбы с коррупцией в фе­деральных органах государственной власти и внесение предложе­ний по профилактике этого вида противоправных действий.

Осуществляя эти функции, комиссия наряду с другими необ­ходимыми материалами и информацией в полном объеме ис­пользует данные правовой статистики.

Материалы правовой статистики широко применяются и как средство оперативного руководства вышестоящих органов подчи­ненными и постоянного контроля за их деятельностью. Количе­ственно фиксируя результаты деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, судов, арбитража и т.д., правовая статистика тем самым помогает выявить типичные не­достатки и принять своевременные меры к их устранению в це­лях укрепления режима законности. Например, показатели стати­стики МВД позволяют судить о работе его отдельных служб по рас­крываемости преступлений, соблюдению сроков расследования, возмещению материального ущерба и т.д.

Важную роль играют материалы статистики и в распростра­нении положительного опыта.

Так как уголовно-правовая статистика дает необходимый ма­териал, характеризующий работу органов уголовной юстиции, она может использоваться и для решения вопросов о дислокации, финансировании правоохранительных органов, планировании штатного расписания, подготовки кадров для этих органов, повы­шения их квалификации и т.п.

Приведем наглядный пример. В 1994 г. в связи с обвальным ростом тяжких преступлений в Московской городской прокура­туре был образован отдел по расследованию бандитизма и убийств. Этот отдел начал работать параллельно с уже существующими след­ственными отделами. Общее число следователей возросло с 27 до 37 человек. А когда стало очевидно, что это преобразование не по­спевает за развитием событий в криминальном мире, было при-

нято решение объединить параллельные структуры с увеличени­ем штата следователей до 50 человек. Между тем нагрузка на следователей увеличивается едва ли не с каждым днем. Постоян­но растет число сложных дел, по которым приходится работать брига­дами'.

В настоящее время во многих регионах России также созданы специальные подразделения из сотрудников прокуратуры по рас­крытию умышленных убийств и бандитизма.

Существенную роль материалы правовой статистики играют в про­цессе координации деятельности разных структур правоохранитель­ных органов и органов правосудия, преодоления их разобщенно­сти и снятия взаимных претензий.

Судебная система — сердцевина правоохранительной деятель­ности. Ее задачам подчинено выполнение практически всех дру­гих правоохранительных функций. Независимо от того, входит или не входит судебная система в правоохранительную2, люди, пред­ставляющие обе эти системы, не могут с цифрами в руках не об­щаться в профессиональном плане ради достижения общей зада­чи — обеспечения российским гражданам права на безопасность. При всей своей специфичности судебная система конституцион­но входит в единую государственную власть. Оставаясь независи­мыми и подчиняясь только закону, суды в то же время не могут отрешиться от стоящих перед государством в целом и в области контроля над преступностью задач. И в этом отношении статис­тика судимости — важный индикатор благополучия (или небла­гополучия) общества.

Эта ветвь государственной власти должна стать главным арби­тром правового государства, продвижение к которому объявлено одной из основных целей переустройства российской государст­венности в ближайшем будущем3.

Координируют деятельность органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов налоговой поли­ции, органов таможенной службы и других правоохранительных

1 См.: Муров О. Кадровые трудности мешают борьбе с бандитизмом // Центр PLUS. 1995. Январь. № 5.

2 Ранее суды включались в правоохранительные органы и считались частью карательного аппарата. Судьи избирались на сессиях местных Советов и проходи­ли сначала партийный фильтр. Судебная система не была самостоятельной вет­вью власти. Существовали органы единой государственной власти, которые вы­полняли функции наказания.

3 См.: Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Указ. соч. Сб.

108 Глава II. Правовая статистика и ее значение в обеспечении режима законности

органов Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему проку­роры.

Координация деятельности этих государственных структур призвана способствовать повышению действенности правовой защиты личности и ее собственности со стороны судебной влас­ти, органов прокуратуры, МВД, налоговой полиции, ФСБ.

В целях обеспечения координации деятельности указанных ор­ганов прокурор наряду с другими мероприятиями истребует ста­тистическую и другую необходимую информацию.

Кроме того, система организационных и юридических средств зашиты прав личности невозможна без разветвленной и доступ­ной инфраструктуры правовой помощи гражданам со стороны та­ких институтов, как адвокатура и нотариат. Естественно, стро­гий государственный и муниципальный контроль за их деятель­ностью основан на соответствующих материалах правовой ста­тистики. Оказание правовой помощи гражданам не должно за­висеть от стихии рынка услуг, так как это вызовет нежелатель­ные последствия'.

Третье направление широкого применения материалов правовой статистики — сфера законотворчества. В этом отношении труд­но переоценить роль, место и значение правовой статистики, криминологической информации в частности, в определении правовой политики государства в целом и уголовно-правовой в особенности: ее тенденций в сфере криминализации и декри­минализации, пенализации и депенализации, изучения эффектив­ности уголовного наказания как элемента системы социального контроля и достижения его целей (восстановление социальной спра­ведливости, исправления осужденного и предупреждения совер­шения новых преступлений и т.д.)2.

Объективные показатели состояния преступности, правонару­шений в целом и реального контроля над ними имеют важное зна­чение для разработки государственной программы борьбы с ни­ми на длительную перспективу и краткосрочных, как федераль­ных, так и региональных программ борьбы с преступностью3.

1 «О действенности государственной власти в России». Послание Президен­та РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 1995. 17 янв.

2 См., например: Коробеев А.И., Усе А.В., Голик Ю.В. Указ. соч.; Загородни-ков Н.И. Советская уголовная политика: Учеб. пособие. М., 1979; и др.

3 См., например: Федеральная целевая программа по усилению борьбы с пре­ступностью на 1996-1997 годы // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2696.

studopedia.ru

Читайте также