Значение законности и правопорядка в современном обществе

Понятие законности и правопорядка и их значение в современном обществе

Законность - это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней. Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Например, законным поведением будет являться переход проезжей части, пользуясь пешеходным переходом и на зеленый свет светофора, то есть, соблюдая правила дорожного движения.

Таким образом, законность - это требование общества и государства, состоящее в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно.

Правопорядок - это объективная необходимость и закономерность развития общества, он является правовой формой образа жизни, обеспечивает нормальное функционирование общества, является эталоном для его членов в выборе ими поведенческих решений.

Большое значение имеет правильное определение соотношения правопорядка и законности.

Правопорядок как результат проявления законности есть состояние фактической упорядоченности общественных отношений, приобретших форму правовых отношений, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязанности. Можно сказать, что правопорядок - это законность в действии. Существует прямая зависимость между правопорядком и законностью: укрепление законности влечет в качестве результата укрепление правопорядка, и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок.

Деятельность правоохранительных органов тщательно регламентирована законом. Правопорядок допустимо охранять только законными средствами и методами, которые соответствуют принципам нравственности.

Правовой порядок является сердцевиной демократии. Уровень его развития есть своеобразное мерило свободы личности, гарантированности ее прав, интересов, выполнения обязанностей и осуществления ответственности.

Правопорядок и законность в современном обществе составляют основу правовой культуры общества. Установление правопорядка ведет к стабильности общества, расширению демократии и свободы личности, гарантированности прав личности, учету ее интересов, а также к выполнению обязанностей и несению ответственности. Правовое положение личности, правопорядок и демократия тесно взаимосвязаны и при демократическом режиме образуют единую внутренне согласованную социальную систему.

Законность и правопорядок в современном обществе существуют неотделимо друг от друга, поэтому укрепление законности ведет к укреплению правопорядка и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок.

В современной России государство устанавливает гарантии законности и правопорядка, которые представляют собой совокупность условий и способов, позволяющих реализовать правовые нормы, осуществлять права и исполнять юридические обязанности.

studopedia.ru

Тема 5. Значение законности и правопорядка в современном обществе

Принятие государством нормативных актов еще не обеспечивает того, что содержащиеся в них нормы права будут реализованы. Необходимо создать условия, чтобы все субъекты, кому они адресованы, соблюдали содержащиеся в них правовые предписания и требования, обеспечивали законность.

Законность – понятие многоплановое. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и требование строгого соблюдения законов. Законность – исключительное достояние правового государства, выражающееся в режиме господства закона во взаимоотношениях личности и государства, гражданина и должностного лица (органа государства).

Под законностью понимается принцип государственного руководства жизнью общества, заключающийся в том, что все без исключения субъекты права должны строго, точно и неукоснительно соблюдать законы, установленные государством.

Суть законности – строгое неуклонное соблюдение, исполнение норм права всеми участниками общественных отношений. Законность связана с действенностью закона, с его способностью эффективно влиять на регулируемые общественные отношения. Законность можно определить, как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений. Сущность законности как режима состоит в том, что должно осуществляться, с одной стороны, жесткое, неукоснительное требование ко всем органам государства и должностным лицам при исполнении ими своих полномочий строжайшего соблюдения буквы и духа закона. С другой – создание обстановки (атмосферы) уверенности каждого гражданина в неприкосновенности своей личности, в гарантированности реализации своего правового статуса и в неотвратимости юридической ответственности за всякое правонарушение.

Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве. В качестве принципов законности можно назвать следующие идеи: всеобщность и равенство всех перед законом, единство, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности, целесообразности и справедливости.

С законностью теснейшим образом связано другое правовое явление – правовой порядок (правопорядок). Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Это – конечный результат реализации правовых требований и предписаний, результат соблюдения, исполнения правовых норм, т. е. законности. Это проявление законопослушности. Если законность представляет собой требование всеобщего соблюдения законов, то правопорядок есть фактическая реализация этого требования, воплощение его в жизнь.

Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, и для его достижения издаются нормативно- правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности. Особенность правопорядка: он запланирован в нормативных правовых актах; возникает в результате реализации данных норм; обеспечивается государством; создает условия для организованности общественных отношений; делает человека более свободным, облегчает жизнь, выступает итогом законности.

Роль законности и правопорядка может быть определено с точки зрения интересов государства и личности.

Для государства эта роль определяется в зависимости от того места, которое занимают законность и правопорядок в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство использует различные методы и средства: экономические, политические и др., среди них особое место занимает правовое регулирование общественных отношений. Этот метод заключается в том, что государство издает (санкционирует) правовые нормы и обеспечивает их соблюдение и исполнение, т. е. законность, и тем самым добивается правопорядка.

С позиций личности законность и правопорядок выступает в 1-ю очередь как средство защиты ее прав, свобод и законных интересов. Они обеспечивают охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий других лиц. От состояния законности и правопорядка зависят степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии.

Все это определяет особую роль законности и правопорядка для общества в целом: они выступают как основа, ядро порядка в обществе. Как условия и необходимые элементы демократии, как важные общечеловеческие ценности.

Укрепление законности и правопорядка является непременным условием и средством формирования правового государства, а сами они – его необходимыми элементами. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности порядка.

Контрольные вопросы для самоконтроля

1. Дайте понятие «правовой семьи».

2. Что может объединять национальные правовые системы?

3. Что представляет собой романо-германская семья?

4. Что представляет и собой англосаксонская правовая семья?

5. Что можно рассказать о религиозной правовой семье?

6. Почему международное право считается особой системой права?

7. Что такое законность?

8. В чем суть законности?

9. Дайте понятие правопорядку?

10. В чем заключается роль законности и правопорядка?

МОДУЛЬ (РАЗДЕЛ) 2

СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

studopedia.ru

Правовое государство. Значение законности и правопорядка в современном обществе

Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство

Законность – это основанное на законодательстве требование общества и государства, состоящее в точной и неукоснительной реализации (исполнении, использовании, соблюдении, применении) правовых норм всеми и повсеместно.

Принципы законности Гарантии законности
Всеобщность Общественная польза Экономические
Единство Политические
Верховенство закона Социальные
Неотвратимость наказания Идеологические
Недопустимость противопоставления законности и целесообразности Юридические (правовые), в том числе: · совершенствование законодательства исходя из интересов всего общества; · предотвращение правонарушений; · привлечение правонарушителя к юридической ответственности
Неразрывная связь законности и культурности
Правопорядок включает в себя общественный и правовой порядок.
Общественный порядок – это сложившаяся система устойчивых отношений между членами общества, которая утвердилась в качестве образа жизни в результате воздействия всей системы нормативного регулирования, отражающей идей социальной справедливости. Правовой порядок – это часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права.
Подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка

Идея правового государства зародилась еще в древности. На протяжении столетий мыслители отстаивали гуманистические взгляды, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон. Позднее в работах политологов, социологов, юристов речь шла уже не только о чертах и признаках правового государства, но и об условиях его формирования. Становление и развитие первых правовых государств относятся к ХIХ вв. Конституция Соединенных Штатов Америки была принята в 1787 г., Конституция Франции — в 1791 г. Движение к правовому государству началось и в сегодняшней России.

Правовое государство – это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей. Принципиально важными предпосылками создания и упрочения правового государства являются следующие моменты.5

Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т. д.

Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека составляют прочную социальную основу правового государства.

Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального развития общества, государства, личности.

Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями: верховенство закона во всех сферах государственной и правовой жизни. Государство устанавливает в законах общеобязательные правила поведения, которые должны учитывать объективные потребности общественного развития, быть воплощением справедливости. Поэтому в правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо или общественная организация, ни одни человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность.

Взаимная ответственность государства и личности. Государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол. К ним относятся: юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей; политическая ответственность правительства перед органами государственной власти; политическая ответственность перед своими избирателями и т. д.

Реальная гарантированность прав и свобод личности. Государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных прав человека. К числу этих прав относятся: право на жизнь, на человеческое достоинство, неприкосновенность жилища, личности, свобода передвижения, свободы совести и др. Государство также призвано защищать каждого от произвола властей и должностных лиц.

Одной из важнейших задач государственной власти в правовом государстве являются обеспечение и охрана основных прав и свобод личности — гражданских, политических, экономических, социальных, культурных. Но права человека неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью людей. Граждане обязаны соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц, сохранять природу и т. д. Граждане, не выполняющие свои гражданские обязанности, справедливо подвергаются принуждению или наказанию. Государство тоже ответственно перед личностью и обществом за надлежащее исполнение своих функций. Формы этой ответственности различны: достоверная информация для граждан, отчеты исполнительных органов, судебное обжалование действий должностных лиц и т. д.

Легитимной властью считается, прежде всего, власть:

· сформированная путем демократических выборов;

· эффективная, обеспечивающая стабильность и порядок в обществе;

· признаваемая как внутри страны, так и на международном уровне.

Все ветви власти должны быть разграничены.

Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной, где каждая из них служит противовесом другой. Принцип разделения властей позволяет функционировать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой из них и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Иначе говоря, ни одному из органов власти не принадлежит власть в полном объеме. Кроме того, разделение властей не абсолютно: оно предполагает единство ветвей власти, их согласованное действие на основе общих принципов. Принцип разделения властей означает, что все споры и конфликты между ветвями власти разрешаются правовым путем. Среди перечисленных признаков правового государства признак господства права является стержневым. Без него невозможна нормальная жизнедеятельность общества.

Целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального развития общества, государства, личности. В настоящее время Россия начала процесс формирования правового государства, но таковым еще не стала.

Построение правового государства России поставлено как цель. Основу правового государства составляет принцип справедливости.

Можно выделить основные направления построения России как правового государства:

· совершенствование российского законодательства;

· повышение правовой культуры граждан и общества;

· обеспечение неотвратимости наказания за совершенное правонарушение;

· защита и охрана прав и интересов граждан России;

· совершенствование работы всех ветвей власти, в том числе и правоохранительных органов.

Например, в области совершенствования российского законодательства и защита и охрана прав и интересов граждан России -наиболее интересен в современных условиях построения России как правового государства Указ Президента РФ от 18.07.2008 год № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым Совету при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и Исследовательскому Центру частного права при Президенте РФ было получено разработать Концепцию развития гражданского законодательства в срок до 1 июня 2009 года, обеспечив ее публичное обсуждение. Концепция разбита на несколько разделов, например уже одобрены проекты:

1. Концепции совершенствования общих положений обязательственного права России.

2. Концепции совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации

3. Концепции развития законодательства о юридических лицах.

4. Концепции развития законодательства о вещном праве.

5. Концепции развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках.

6. Концепции совершенствования раздела VII Гражданского кодекса Российской Федерации «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».

7. Концепции совершенствования раздела VI Гражданского кодекса Российской Федерации «Международное частное право».

В октябре 2009 года уже разработана общая Концепция. Для дальнейшего рассмотрения Правительством.


Тема 2. Конституция Российской Федерации – основной закон государства (2009)

studopedia.ru

/ Правоведение. Ответы на билеты

Билет 13. Понятие законности и правопорядка и их значение в современном обществе.

В юридической науке сложилась традиционная концепция законности, сущность которой заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами правил действующего законодательства. Законность может быть рассмотрена в узком и широком смысле. В узком смысле под ней понимается принцип функционирования государственного аппарата, согласно которому все органы должны осуществлять свои функции в рамках закона, соблюдая права и свободы каждого члена общества. В широком смысле под законностью понимают такой требуемый государством образ поведения, когда все законы и подзаконные акты безусловно соблюдаются всеми. Следовательно, законность может быть рассмотрена как принцип, как метод осуществления власти (способ деятельности всех участников общественных отношений) и как режим общественной жизни, т. е. как система требований, предъявляемых к личности. Формирование демократического правового государства, реализация правовой реформы, развитие местного самоуправления ставят новые задачи по укреплению законности и дисциплины в нашем государстве. В связи с этим основное внимание должно уделяться вопросам правовой защиты личности, соблюдения гарантий осуществления политических, экономических, социальных прав и свобод граждан. Для этих целей государство должно надежно обеспечивать законность и дисциплину в деятельности своих органов и всего общества в целом. Укрепление законности неразрывно связано с повышением эффективности права, с выработкой наиболее совершенных законодательных актов, полностью отвечающих потребностям современного общества. Здесь следует выделить особую роль Конституции РФ, значение и действие которой выражается в закреплении основных начал, принципов осуществления государственной власти и управления. Конституционные принципы — наиболее общая и высшая форма юридического закрепления режима законности. Это объясняется тем, что она служит базой для построения всей системы законодательства, а все принимаемые в стране законы издаются на основе Конституции РФ и во исполнение ее установлений. В этом состоит ее верховенство по отношению к другим актам в государстве. Конституционные нормы, касающиеся принципа законности, распространяются на все три ветви государственной власти — законодательную, исполнительную и судебную и имеют особое значение в сфере государственного управления, что выражается в деятельности всех субъектов права. Это связывается с тем, что должностные лица, государственные служащие этих органов ежедневно связаны с решением дел, затрагивающих права и интересы граждан, государственных и иных организаций и учреждений. Законность обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм как управляющими, так и управляемыми. Она является объективным условием эффективности права и управления. Принцип законности закрепляется Конституцией РФ (ст. 4, 15) и характеризуется тем, что:

  • — органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы;

  • — Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации;

  • —.законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения;

  • — Российская Федерация признает приоритет общепризнанных принципов и международных договоров и обеспечивает соответствие им российского законодательства.

Соотношение законности и целесообразности. Органам управления, должностным лицам дается возможность и право в пределах своей компетенции самостоятельно выбирать наиболее целесообразные пути и конкретные меры по решению поставленных перед ними задач. Насколько они самостоятельны в своих действиях? Речь идет о проблеме соотношений законности и целесообразности. Целесообразность только тогда может приносить пользу обществу, государству и личности, когда она не противоречит законности. Соотношение законности и целесообразности определяется тем, что:

  • — все нормативные и индивидуальные акты в то же время и целесообразны;

  • — субъект права (орган управления или должностное лицо) в соответствии с законом избирает оптимальный, т. е. наиболее целесообразный вариант действия;

  • — при наличии правовой нормы недопустимо руководствоваться целесообразностью, недопустимо противопоставление законности и целесообразности.

Принципы и гарантии законности. В законодательстве и юридической литературе выделяются следующие принципы и гарантии законности:

  • — верховенство закона по отношению ко всем иным подзаконным актам. Согласно этому принципу акты органов власти, управления, следственных и судебных органов должны соответствовать закону и издаваться на его основе;

  • —единство понимания и применения законов на всей территории государства и распространение их на всех членов общества. Это означает, что законы действуют и применяются на территории всей страны без какого-либо исключения;

  • — равенство всех перед законом и судом. В этом принципе заключена неразрывная связь законности и демократии, устанавливающей широкие права и свободы для всех субъектов

права;

  • — пресечение любых правонарушений. Любое правонарушение является нарушением законности, быстрое его выявление, пресечение и наказание за его совершение играют важную роль для стабильности и укрепления законности;

  • — быстрое и эффективное рассмотрение жалоб и просьб граждан.

Осуществление этого принципа служит эффективным средством укрепления законности и реализацией конституционного права граждан вносить в государственные- органы и организации конкретные предложения, замечания и жалобы;

  • — надзор и контроль за состоянием законности.

Законность и правопорядок. Законность представляет собой особый государственный и общественный режим, принцип поведения участников общественных отношений, к которым предъявляется основное требование — точно и неуклонно исполнять все законы и подзаконные акты. От законности необходимо отличать правопорядок, который можно определить как реально существующее в стране состояние общественных отношений, урегулированных правом. Этот фактический порядок проявляется в том, что: не нарушаются правовые запреты; беспрепятственно осуществляются права всех граждан; выполняются правовые обязанности; в случае нарушения права, неисполнения обязанности или правового запрета обязательно наступает юридическая ответственность. Вполне понятно, что правопорядок может быть оценен по-разному. Если все участники общественных отношений действуют строго в соответствии с законом, можно говорить о наличии в стране высокого уровня правопорядка. Следовательно, правопорядок есть результат осуществления законности. Его уровень показывает, в какой степени законность реализуется. Правопорядок реально осуществляется, воплощаясь в актах поведения конкретных людей. Если нормы права систематически нарушаются, преступления вовремя не пресекаются и не раскрываются, есть все основания говорить о низком уровне правопорядка. Именно от того, насколько точно и неуклонно соблюдаются законы, зависит слаженность и эффективность работы управленческих органов, их дисциплина, развитие партнерских и трудовых отношений между людьми. Прочный правопорядок — это гарантия осуществления демократии во всех звеньях государственной власти, обеспечения прав личности, участия граждан в управлении делами государства. Охрана пра­вопорядка — одна из основных внутренних функций социального государства.

Билет 14. Понятие правонарушения. Виды и состав правонарушения. Понятие презумпции невиновности.

Правонарушение — это противоправное виновное действие | (бездействие) лица, причиняющее вред другим лицам, обществу в целом и влекущее установленные меры государственного принуждения. Состав правонарушения — это совокупность юридически значимых признаков, характеризующих правонарушение как таковое. Элементами состава правонарушения являются: объект правонарушения, субъект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъективная сторона правонарушения. Объектом правонарушения являются общественные отношения, охраняемые правом. Исключительно важное значение имеет объект для правильной квалификации правонарушения, а также для разграничения смежных составов правонарушений. Объекты могут быть как материальными, так и нематериальными: честь и достоинство, здоровье и жизнь личности, имущество, объекты природы, деятельность граждан или организаций, общественная безопасность и т. д. Объективная сторона правонарушения представляет собой внешний акт противоправного поведения, осуществляемый в определенной форме и протекающий в определенных условиях места, времени и обстановки. Объективная сторона правонарушения включает в себя:

  • — само противоправное деяние;

  • — причиненный им вред;

  • — необходимую причинную связь между противоправным деянием и причиненным вредом;

  • — время, место, способ, средства и обстановку совершения правонарушения.

Субъект правонарушения — это лицо, совершившее противоправное виновное деяние. Обязательными признаками субъекта преступления являются: физическое лицо, достижение возраста ответственности и вменяемость. Важным критерием установления возрастных признаков субъекта является количество прожитых лет (возраст). Лицо считается достигшим определенного возраста с начала следующих за днем рождения суток. Возраст устанавливается на основании личных документов, а при их отсутствии — на основании заключения экспертизы. Существование возрастного критерия означает, что законодатель - исходит из предположения, что всякое лицо по достижении соответствующего возраста обладает способностью осознавать свои действия и руководить ими. Вот почему, например, от уголовной ответственности освобождаются малолетние (до 14 лет). За предусмотренные законом общественно вредные поступки малолетних отвечают лица, виновные в том, что они не осуществляли должного надзора за ними, и те совершили правонарушения. Обязательным признаком субъекта преступления является вменяемость. Вменяемость — это способность лица в момент совершения правонарушения осознавать фактический характер и опасность своих действий и руководить ими. Закон исходит из того, что все лица являются вменяемыми, если не будет установлено иное. Субъективная сторона правонарушения. Правонарушением является не всякое противоправное деяние, а лишь совершенное умышленно или по неосторожности, т. е. по вине лица. Этот признак отличает правонарушения от правомерных действий. Последние совершаются сознательно и по воле лица, но вины (умысла или неосторожности) не содержат. По общему правилу закон допускает ответственность лишь при наличии вины (умысла или неосторожности). Субъективная сторона правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к совершаемому им противоправному действию и к его последствиям. Признаками субъективной стороны преступления являются: вина правонарушителя; мотив, которым руководствовался нарушитель; цель, которую он стремился достичь своими противоправными действиями. Виды правонарушений. По характеру вредности для общества правонарушения можно разделить на преступления и правовые проступки. Преступление — это наиболее серьезный вид правонарушения. Отличительное свойство преступлений — общественная опасность, состоящая в том, что они нарушают базовые условия существования общества. Это означает, что они либо посягают на основы конституционного строя, либо причиняют существенный вред другим важным общественным отношениям. Преступлениями признаются общественно опасные виновные деяния, запрещенные уголовным законодательством. Если правонарушение обладает всеми признаками, указанными в законе, но малозначительно, т. е. лишено общественно опасного характера, оно не является преступлением. За преступления предусматриваются самые строгие меры государственного принуждения — уголовные наказания. В Российской Федерации признать виновным в преступлении и назначить наказание может только суд, причем только в Установленной для этого процессуальной форме. Отбывание наказания регламентируется специальным (уголовно-исполнительным) законодательством. Правовым последствием отбытия наказания является судимость, т. е. особое юридическое состояние, отражающееся на правовом и моральном положении лица и признаваемое отягчающим обстоятельством при повторном совершении преступления. Таким образом, преступлениями являются правонарушения, посягающие на базовые условия существования общества, это экстраординарные, особо вредные и опасные правонарушения. Этим они отличаются от других видов правонарушений — проступков. Правовые проступки охватывают все остальные правонарушения — противоправные виновные деяния, признаваемые общественно вредными, но не общественно опасными, и не влекущие за собой уголовные наказания. Проступки имеют отличия по направленности и по видам взысканий, которые за них применяются. Выделяют административные, гражданско-правовые, дисциплинарные проступки. Административные проступки (правонарушения) посягают на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления. Это виновное противоправное деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административные проступки влекут такие наказания, как предупреждение, штраф, возмездное изъятие и конфискация предмета, явившегося орудием совершения правонарушения, лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты), административный арест, дисквалификация. Гражданско-правовые проступки (деликты) имеют место при причинении неправомерными действиями вреда личности, организации или их имуществу, а также при заключении противозаконных сделок, неисполнении договорных обязательств, нарушении права собственности, авторских или изобретательских прав. Гражданские правонарушения влекут применение к правонарушителю таких мер правового воздействия, как принудительное возмещение причиненного вреда, восстановление нарушенного права, исполнение невыполненной обязанности и др. Дисциплинарные проступки связаны с нарушениями трудовой, служебной, воинской, учебной дисциплины. За такие нарушения налагаются различные дисциплинарные взыскания. Это может быть замечание, выговор, строгий выговор. Дисциплинарная ответственность судей, прокуроров, военнослужащих, работников железнодорожного транспорта и некоторых других лиц регулируется специальными положениями и уставами. Презумпция невиновности (Presumption of innocence) Каждый, кто обвинен в совершении уголовного преступления, считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в открытом судебном разбирательстве с соблюдением всех процессуальных гарантий, необходимых для защиты в соответствии с законом.

Билет 15. Юридическая ответственность: понятие, основания и условия наступления. Виды юридической ответственности.

За совершение правонарушений нормами российского права установлена юридическая ответственность. Юридическая ответственность — это обязанность лица, совершившего преступление, претерпеть определенные лишения и другие неблагоприятные для себя последствия, установленные в санкциях правовых норм. Юридическая ответственность заключается в отрицательной оценке государством совершенного правонарушения и выражается в применении к правонарушителю определенных мер государственного принуждения. Основанием юридической ответственности является совершение лицом общественно опасного, противоправного деяния, содержащего признаки состава правонарушения, предусмотренного диспозицией правовой нормы. Общая характеристика всех видов юридической ответственности позволяет выделить следующие признаки: а) юридическая ответственность устанавливается только государством в нормативных правовых актах (законах и подзаконных актах); б) применяется только за совершенное правонарушение; в) выражается в отрицательной оценке государством совершенного правонарушения и применении к правонарушителю мер государственного принуждения; г) назначение мер государственного принуждения осуществляют уполномоченные государственные органы или должностные лица в определенном процессуальном порядке; д) исполнение этих мер производится принудительно. Таким образом, любой вид юридической ответственности имеет государственно-принудительный характер.

В соответствии с видами правонарушений различаются следующие категории (виды) юридической ответственности: а) уголовная, б) гражданская, в) административная, г) дисциплинарная, д) материальная. Уголовная ответственность установлена нормами УК за совершение самого тяжкого правонарушения — преступления. Основанием ее применения является совершение физическим лицом общественно опасного деяния, содержащего признаки конкретного состава преступления, предусмотренного Особенной частью УК. Реализуется уголовная ответственность, как правило, через уголовные наказания, назначаемые по приговору суда, которые влекут за собой определенное правовое последствие — судимость. УК содержит исчерпывающий перечень наказаний, который не может быть расширен по усмотрению суда: штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и др. Гражданско-правовая ответственность предусмотрена в нормах Гражданского, Семейного, Жилищного и Земельного кодексов РФ. Основанием ее применения является совершение правонарушения, установленного в нормах указанных кодексов. В качестве мер государственного принуждения в гражданском праве применяются меры восстановительного характера (изъятие имущества у незаконного владельца, восстановление честного имени и др.) и меры взыскания (неустойка, пеня, штраф). Меры восстановительного свойства (алименты на воспитание несовершеннолетних детей) и меры взыскания (лишение родительских прав) применяются также в соответствии с нормами семейного права. Административная ответственность установлена нормами КоАП РФ. Основанием административной ответственности является совершение физическим или юридическим лицом общественно опасного деяния, содержащего признаки конкретного состава правонарушения. Мерами государственного принуждения являются административные наказания: предупреждение, как мера воспитательного характера, и остальные — штраф, арест, выдворение за пределы РФ, лишение права на какой-либо вид деятельности и др. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральные органы исполни­тельной власти (например, органы милиции) и уполномоченные должностные лица (ревизоры, контролеры, инспектора и т.д.). Дисциплинарная ответственность установлена в нормах ТК, уставов, служебных инструкций, правил внутреннего распорядка организаций. Основанием применения дисциплинарной ответственности является совершение физическим лицом дисциплинарного проступка. Налагается дисциплинарная ответственность руководителем организации, предприятия, учреждения на работника, подчиненного по службе или работе, руководителем учебного заведения в отношении учащегося, командиром на подчиненных по военной службе. Применяются воспитательные меры (замечание, наряд вне очереди) и меры взыскания (выговор, увольнение, отчисление из учебного заведения, понижение в воинском звании и другие меры, предусмотренные уставами и положениями о дисциплине). Материальная ответственность устанавливается нормами ТК в виде обязанности участника трудового договора (работодателя или работника), причинившего материальный ущерб другой стороне, возместить этот ущерб в соответствии с федеральными законами. Закон предусматривает полное возмещение работодателем материального ущерба (имущественного или физического), причиненного работнику Работник несет материальную ответственность за причинение ущерба работодателю (например, за поломку станка, повреждение детали, инструмента) в пределах своего месячного заработка. При наличии указания о полной материальной ответственности в трудовом договоре или при умышленном повреждении имущества, а также при повреждении имущества в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и при некоторых других условиях работник возмещает причиненный ущерб в полном объеме.

Основания юридической ответственности.

Рассматривая отношение ответственности в развитии, в нем нужно различать следующие стадии

  • Возникновение юридической ответственности.

  • Выявление правонарушителя.

  • Официальная оценка правонарушения как основания юридической ответственности в актах компетентных органов.

  • Реализация юридической ответственности.

Юридическая ответственность прекращается в связи с тем или иным юридическим фактом (амнистия либо помилование, завершение наказания либо истечение сроков давности привлечения к ответственности и т.п.), во всех случаях прекращаются и соответствующие правоотношения. Таким образом, юридическая ответственность существует на всех этапах возникновения и развития правоотношения, основанием возникновения которых является правонарушение.

Билет 16. Основы конституционного строя России и его основные элементы.

Большинство стран мира имеет конституцию, но при этом в немногих из них сложился конституционный строй. Принятие государством конституции само по себе еще не означает установление в нем конституционного строя. Конституционный строй характеризуется особыми чертами, ибо предполагает такую организацию государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характера и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства. Под основами конституционного строя следует понимать закрепляемые Конституцией коренные устои, базовые начала, принципы, которые, определяя характер взаимоотношений человека, общества и государства, призваны обеспечить подчинение государства праву, соблюдение и защиту прав и свобод человека, реализацию народовластия. Основы конституционного строя России закрепляет гл. 1 Конституции. Особенность положений главы состоит в том, что они могут быть изменены только путем принятия новой Конституции и никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. В науке конституционного права предлагаются разные критерии классификации принципов конституционного строя России, закрепляемые Конституцией РФ. Можно выделить конституционные положения и принципы, определяющие политические основы конституционного строя. Прежде всего надо отметить, что, закрепляя данные основы, Конституция РФ определяет Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, суверенитет которого распространяется на всю территорию Российской Федерации (ст. 1,4). Основы организации России как демократического и правового государства определяют:

  • признание Конституцией РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2); Конституционное положение о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью означает, что в демократическом правовом государстве недопустимо всевластие и произвол государства в его взаимоотношениях с индивидом, что обеспечение общегосударственных интересов не должно игнорировать и подавлять интересы личности, полностью подчиняя их общегосударственным ценностям и приоритетам. Напротив, интересы человека, его права и свободы должны определять смысл и содержание деятельности всего государственного аппарата, всех государственных и муниципаль­ных органов власти, ибо человек, его права и свободы как высшая ценность обладает приоритетом в демократическом, правовом государстве.

  • принцип народовластия (ст. 3); определяет принадлежность власти народу и основные формы ее осуществления в демократическом государстве.

  • Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации согласно ст. 3 Конституции РФ является ее многонациональный народ, который выступает как единый субъект, объединяющий всех граждан, имеющих равную правовую связь с государством независимо от национальной принадлежности, социального положения и других обстоятельств.

  • Принцип народовластия означает, что народ обладает верховенством в решении вопросов устройства государства и общества, учреждении системы публичной власти в государстве.

  • Принцип верховенства Конституции и закона (ст. 4); Одним из важнейших принципов конституционного строя, характеризующих Российскую Федерацию как правовое государство, является верховенство права. Государство, государственные органы, образно говоря, связаны правом: они должны действовать строго в пределах своих полномочий, установленных нормами права. Верховенство права находит свое воплощение прежде всего в верховенстве Конституции и законов, которые обеспечивают незыблемость демократических устоев общества. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Все иные правовые акты не должны противоречить Конституции.

  • принцип разделения властей (ст. 10); Принцип разделения властей предполагает специализацию государственных органов по видам их деятельности, т.е. осуществление государственной власти на основе ее разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются соответствующие самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ). Каждая из ' ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) самостоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на. себя осуществление функций другой ветви власти. Однако при этом все ветви власти взаимосвязаны. взаимодействуют, уравновешивая друг друга, и образуют единый государственный механизм.

  • принцип местного самоуправления (ст. 12); Выступает одной из форм осуществления народом своей власти, которая обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение населением городских и сельских поселений, а также других территорий вопросов местного значения.

  • принцип политического и идеологического многообразия, многопартийности (ст. 13); Принцип многопартийности обеспечивает плюрализм политической жизни, политических идей и программ. Многопартийность предполагает наличие политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоев населения. Политические партии обеспечивают участие граждан в политической жизни общества путем формирования и выражения общественного мнения, организации и проведения общественно-политических акций. Они участвуют в выборах и референдумах, а также представляют интересы граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

  • принцип федерализма; Конституция закрепляет следующие основы федеративного устройства Российской Федерации: а) государственная целостность; б) равноправие и самоопределение народов; 3) единство системы государственной власти; г) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; д) равноправие субъектов РФ между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5), которые также характеризуют конституционный строй нашего государства.

StudFiles.ru

Читайте также