Звезда давида значение символа

Звезда Давида это:

Звезда Давида Звезда Давида
Иудаизм
основные понятия

Star of David.svg     Menora.svg

Portal.svg    Портал Иудаизм
Основы веры

Бог • Монотеизм
Основы веры • Тора
Десять заповедей • 613 заповедей
Геула • Мессия • Каббала

Священные книги

Тора • Танах • Мишна • Талмуд • Мишне Тора • Шульхан Арух • Зогар

Танах

Пятикнижие • Пророки • Писания
Библейская хронология
Колена Израилевы
Скиния • Иерусалимский храм • Ковчег Завета • Менора

Выдающиеся персоны

Праотцы • Моше • Давид
Пророки • Эзра • Гиллель • Таннаи • р. Йоханан бен Заккай
Рабби Акива • Амораи • Гаоны
Раши • Маймонид • р. Йосеф Каро

Законы и традиции

Галаха • Устный закон
Жертвоприношения в иудаизме
Гиюр • Кашрут • Обрезание • Бар-Мицва
Тфилин • Цицит • Мезуза

Еврейский календарь

Шаббат • Рош Ха-Шана • Йом-Кипур
Суккот • Симхат Тора • Песах • Шавуот
Ханука • Ту би-Шват • Пурим • Лаг ба-Омер
Девятое ава • Йом ха-Шоа

Еврейская община

Синагога • Микве • Йешива
Раввин • Кантор • Шохет • Моэль

Течения в иудаизме

Ортодоксальный иудаизм:
Хасидизм • Религиозный сионизм • Ортодоксальный модернизм
Реформистский иудаизм • Консервативный иудаизм • Реконструктивистский иудаизм

Священные места

Синай • Масличная гора
Сион • Храмовая гора • Стена Плача
Пещера Махпела • Могила Рахели • Могила Иосифа
Иерусалим • Хеврон • Цфат • Тверия

См. также

Евреи • Еврейство • Сионизм • Маген Давид

Звезда Дави́да (ивр. מָגֵן דָּוִד‎ — Маге́н Дави́д, «Щит Давида»; в идише произносится могендо́вид) — древний символ, эмблема в форме шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два равносторонних треугольника наложены друг на друга: верхний — вершиной вверх, нижний — вершиной вниз, образуя структуру из шести равносторонних треугольников, присоединённых к сторонам шестиугольника.

Существуют различные версии происхождения названия символа, от связывающих его с легендой о форме щитов воинов царя Давида до возводящих его к имени лжемессии Давида Алроя или талмудическому обороту, обозначающему Бога Израиля. Другой его вариант известен под именем «Печать царя Соломона».

С XIX века Звезда Давида считается еврейским символом. Звезда Давида изображена на флаге Государства Израиль и является одним из основных его символов. Шестиконечные звёзды также встречаются в символике других государств и населённых пунктов.

Содержание

  • 1 История символа
    • 1.1 В древности
    • 1.2 Средние века
    • 1.3 Новое время
  • 2 Версии об истоках Звезды Давида как еврейского символа
  • 3 Мнения о значении Звезды Давида
  • 4 Использование в качестве еврейского символа
  • 5 Шестиконечная звезда в символике других стран
  • 6 Разное
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
    • 9.1 На английском языке
    • 9.2 На иврите
  • 10 Ссылки

История символа

В древности

Гексаграмма — интернациональный символ весьма древнего происхождения. Этот знак известен в Индии как Анахата или Анахата-чакра и использовался там, судя по всему, задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом и не имела отношения к иудаизму. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Иштар (Астарты)[1].

Начиная с бронзового века (конец четвёртого — начало первого тысячелетия до н. э.), гексаграмма, как и пентаграмма, довольно широко использовалась в декоративных и магических целях у многих народов, столь отдалённых друг от друга территориально, как, например, семиты Месопотамии и кельты Британии. На Иберийском полуострове найдены изображения гексаграммы, относящиеся к железному веку до прихода римлян[2]. Стоит отметить, что пентаграмма использовалась в качестве магического символа значительно чаще, чем гексаграмма. Тем не менее, обе геометрические фигуры можно обнаружить среди иллюстраций на страницах многих средневековых книг, посвящённых алхимии, магии и чародейству.

Шестиконечная звезда на камне из синагоги в Капернауме

Наиболее раннее на Ближнем Востоке бесспорное изображение гексаграммы было обнаружено на еврейской печати VII века до н. э., принадлежавшей некому Иехошуа бен Асаяху и найденной в Сидоне (хотя есть данные об обнаруженном при раскопках изображении шестиконечной звезды на стене здания эпохи царя Ахава — сына Соломона, правившего в IX веке до н. э.[3], это изображение слишком стёртое и неоднозначное и сам факт, что оно представляет собой шестиконечную звезду, оспаривается[4]). Позднее подобными звёздами украшали как домашнюю утварь (в том числе печати и светильники), так и многие древние синагоги, начиная с периода Второго Храма. В качестве примера можно отметить синагогу в Кфар-Нахуме (Капернауме) (II—III век н. э.), фриз которой украшен орнаментом, в котором чередуются шестиконечные звёзды и свастики. Гексаграммы украшают пол римской виллы, раскопанной в Эйн-Эяле под Иерусалимом. Таким образом, по-видимому, шестиконечной звезде в этот период на Ближнем Востоке ещё не придавалось какого-либо значения, кроме декоративного[5]. Кроме того, известно, что в эллинистический период этот символ с евреями не ассоциировался. Теории, объявляющие гексаграмму астрологическим символом Сатурна или увязывающие её со священным камнем иерусалимского храма периода, предшествовавшего царствованию Давида, подтверждений не получили[2].

Задолго до приобретения гексаграммой статуса еврейского символа эту роль выполняла менора — храмовый светильник. Менорой, в противовес кресту, со II века н. э. отмечаются еврейские захоронения в диаспоре и в Палестине, с этого же времени она стала атрибутом оформления синагог[6]. В то же время есть современные теории, связывающие шестиконечную звезду как символ именно с формой подсвечников меноры (см. Версии об истоках Звезды Давида как еврейского символа).

Средние века

В средние века шестиконечная звезда как символ широко использовалась в Старом Свете. Короли Наварры в X и XI веках размещали её на своих печатях. Французские, испанские, датские и германские писцы — как христиане, так и евреи — также использовали гексаграмму и пентаграмму как элемент печатей. В христианских церквях гексаграмма, иногда со слегка искривлёнными линиями, являлась частым фрагментом орнамента. Её можно увидеть на камне из раннехристианской церкви в Тверии, при входе в Бургосский, Леридский и Валенсийский соборы, на мраморном епископском престоле собора Ананьи[2]. Она встречалась на раннехристианских амулетах и в мусульманских орнаментах под общим названием «печать Соломона»[5].

Маген Давид на древнейшей, полностью уцелевшей копии масоретского текста Торы, Ленинградский кодекс, 1008 год

Самое раннее упоминание названия «Маген Давид» («щит Давида»), вероятно, восходит к раннему средневековью — эпохе вавилонских гаонов (впервые оно встречается в талмудической литературе как одно из имён Бога[3]). Магический щит царя Давида упоминается в тексте, толкующем магический «алфавит ангела Метатрона». Этот щит описывался как несущий на себе имя Бога, составленное из 72 имён, и имя Иуды Маккавея. К этим именам позже было добавлено имя Тафтафия — как одно из имён Метатрона, и в таком качестве амулет с гексаграммой в дальнейшем фигурирует в средневековых мистических рукописях (примерно с 1500 года имя Тафтафия сменяется именем Шаддай). В Средние века эта версия была популярна среди так называемых «Хасидей Ашкеназ» (англ. Chassidei Ashkenaz)[2]. В каббалистической книге «Сефер ха-Гвул» («Книга Предела»), написанной Давидом бен Иехудой — внуком Рамбана — в начале XIV века, дважды встречается упоминание гексаграммы как «щита Давида»[7]. В литературе сообщалось, что знак, именуемый «щитом Давида», упоминался также в книге XII века «Эшколь а-Кофэр» караима Иегуды бен Элиягу Хадаси[8], но профессор Еврейского университета в Иерусалиме Гершом Шолем указывает, что это упоминание было вставлено лишь в издание XIX века[9]. Также необходимо отметить, что в первой половине второго тысячелетия новой эры помимо гексаграммы такое же название носил знак в виде меноры, содержащий текст 67-го (в греческой традиции 66-го) Псалма[2]. Схожая ситуация наблюдается и с названием «печать Соломона», которое в Средние века носили как шестиконечная, так и пятиконечная звезда[10].

Из этого можно заключить, что в то время Звезда Давида использовалась в качестве мистического знака на амулетах. Однако, следует отметить, что в средневековых арабских книгах гексаграмма встречается намного чаще, чем в еврейских мистических трудах, и впервые изображения гексаграммы появляются в еврейских священных книгах именно в мусульманских странах, лишь в XIII веке добравшись до Германии[2]. Кроме того, гексаграмма встречается на флагах мусульманских государств Карамана и Кандара.

Существует теория, согласно которой понятие «щит Давида» восходит к имени лжемессии XII века Давида Алроя (Менахема бен Роя). Давид Алрой, который, захватив крепость Амади в Курдистане, по-видимому рассчитывал её использовать как опорный пункт перед походом в Землю Израильскую, был родом из областей, которые ещё находились под властью хазар в XII веке, и, согласно упомянутой теории, именно при нём шестиконечная звезда начала превращаться в еврейский национальный символ[11].

В XIII—XIV веках Звезда Давида появляется на фронтонах германских синагог (в частности, в Хамельне и Будеёвице) — предположительно как имитация убранства христианских храмов[2] — и на еврейских манускриптах. В ту же эпоху им начали украшать амулеты и мезузы[10], а в позднем Средневековье и еврейские тексты по Каббале. Однако, судя по всему, этот символ имел лишь декоративное значение.

Первое свидетельство того, что гексаграмма использовалась в качестве специфически еврейского символа, датируется 1354 годом, когда император Карл IV (император Священной Римской империи) даровал евреям Праги привилегию иметь собственный флаг. Этот флаг — красное полотнище с изображением шестиконечной звезды — получил название «флаг царя Давида». Маген Давид украсил также и официальную печать общины и стал фактически официальным символом еврейской общины Праги на протяжении веков[5].

Новое время

Герб семейства Ротшильдов (шестиконечная звезда в верхней части слева)

Впоследствии гексаграмма использовалась в качестве еврейского типографского знака (в особенности на пражских изданиях XVI века и на книгах, издававшихся в Италии и Нидерландах семейством Фоа) и составной части фамильных гербов. В Чехии того периода можно было встретить шестиконечную звезду как декоративный элемент в синагогах, книгах, на официальных печатях, на религиозной и бытовой утвари. Позднее (XVII—XVIII вв.) гексаграмма вошла в обиход евреев Моравии и Австрии, а затем — Италии и Нидерландов[5]. Несколько позже она распространилась среди общин Восточной Европы. Вплоть до начала XVIII века понятия «щит Давида» и «печать Соломона» несколько веков употреблялись как взаимозаменимые, пока первый термин не закрепился окончательно за шестиконечной, а второй — за пятиконечной звездой[2].

В кабалистических кругах «щит Давида» трактовался как «щит сына Давида», то есть Мессии, что отразилось в часто вписываемых в символ шестиконечной звезды на амулетах буквах «МБД», обозначающих «Машиах бен Давид» («Мессия, сын Давидов»)[12]. Так, последователи лжемессии Шабтая Цви (конец XVII века) видели в нём символ скорого избавления[5].

Лишь в конце XVIII в. Маген Давид стал изображаться на еврейских надгробиях. Примерно с этого времени закрепляется отношение к нему как к символу еврейства. Уже начиная с 1799 года Маген Давид появляется как специфически еврейский символ в антисемитских карикатурах, а четвертью века позже он включается в герб семейства Ротшильдов[5] (для сравнения, герб первого еврея-дворянина Якоба Бассеви, пожалованный ему императором Священной Римской империи в 1622 году, содержит три пятиконечных звезды[13]).

В XIX веке эмансипированные евреи избрали Звезду Давида в качестве национального символа, как еврейский аналог христианского креста. Именно в этот период шестиконечная звезда была принята практически всеми общинами еврейского мира[5]. Она стала распространённым символом на зданиях синагог и еврейских учреждений, на памятниках и надгробиях, на печатях и бланках документов, на бытовых и религиозных предметах, в том числе и на занавесях, покрывающих шкафы, в которых в синагогах хранятся свитки Торы. В 1897 году на Сионистском конгрессе в Базеле Звезда Давида была утверждена в качестве официального символа сионистского движения. С точки зрения Гершона Шолема, у неё были два весомых достоинства, которые разглядели отцы сионизма: она была широко распространена по всем еврейским общинам и в то же время не являлась древним религиозным символом, олицетворяя еврейский народ, но не еврейскую религию, что было важно для идеологов нового, светского сионизма[14].

Версии об истоках Звезды Давида как еврейского символа

Исследователь еврейских и иудейских символов Ури Офир цитирует раввина Моше Файнштейна, который в респонсе «Игрот Моше» (раздел Орах Хаим 3:15) указывает, что истоки Звезды Давида как еврейского символа неизвестны[3].

Белая лилия

Тем не менее сам Офир выдвигает версию, что происхождение Звезды Давида связано с храмовой менорой. Под каждым из её семи светильников располагался цветок: «И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него»  (Исх.25:31). Ури Офир считает, что это был цветок белой лилии, который по форме напоминает Маген Давид. В поддержку этой теории он приводит древний перевод Библии Онкелоса на арамейский язык, где слово פרח (цветок) переведено как «лилия». Офир ссылается на раввина Авраама ибн Эзру (1093—1167), который в комментарии к Песни песней пишет, что в этом произведении ароматная лилия с её шестью лепестками (лилия, ивр. שושן‎, на иврите имеет тот же корень, что и число 6 — ивр. שש‎) символизирует еврейский народ[3]:

« Я — нарцисс Шарона, лилия долин! Как между тернами лилия, так подруга моя между дев.
(Песн.2:1—2)
»

Профессор Иехуда Феликс в книге «Природа и Земля Израильская в Библии» отождествляет библейскую лилию с белой лилией (Lilium candidum) — единственным видом лилий, произрастающим в этих местах в диком виде. Лепестки белой лилии, как показывает Офир, симметрично расположены и в раскрытом виде образуют правильную шестиконечную звезду, в настоящее время известную как Звезда Давида. Светильник располагался в центре цветка, таким образом, что священник зажигал огонь как бы в центре шестиконечной звезды. Офир приводит также и другое доказательство своей правоты. В Третьей книге Царств рассказывается о том, как царь Соломон приказал поставить по обе стороны от входа в Храм две огромных медных колонны, высотой около 9 метров. Эти колонны назывались Яхин и Боаз. В верхней их части был венец диаметром около двух метров в виде лилии: «А в притворе венцы на верху столбов сделаны [на подобие лилии]... И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз. И над столбами поставил [венцы], сделанные [наподобие] лилии...»  (3Цар.7:19—22). Офир связывает это упоминание с версией о том, что и на меноре чашечки имели форму лилий, ссылаясь на текст Маймонида (Законы Храма, 3:3): «цветы [на меноре] такие же, как цветы на колоннах»[3].

Менора находилась в Скинии, во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском Храме, вплоть до разрушения Второго Храма. Таким образом, по мнению Офира, следует рассматривать Звезду Давида наряду с менорой как один из древнейших и наиболее важных еврейских символов[3].

Помимо версии, связывающей Звезду Давида с менорой, Офир приводит также версии, связывающие современное название символа непосредственно с царём Давидом. По этой версии Давид использовал шестиконечную звезду как свой личный символ, поскольку в его имени было две буквы «далет», в то время записывавшихся в виде треугольника. Таким образом, два наложенных треугольника, образующих шестиконечную звезду, могли служить ему своеобразной монограммой[3]. Эта версия изложена, в частности, в книге Бецалеля Дойча «Маасе Бецалель»[15]. В то же время, согласно некоторым источникам, личная печать Давида содержала изображение не звезды, а пастушеского посоха и сумы.

Согласно легенде, Маген Давид был изображён на щитах воинов царя Давида. По другой версии, щиты были сделаны из кожи и укреплялись полосами металла в форме перекрещивающихся треугольников. Согласно третьей версии, сами щиты были шестиугольными. Ведущий сайт в области еврейской традиции Aish.com (англ.)русск. предлагает более позднюю датировку, согласно которой креплениями в виде шестиконечной звезды были впервые снабжены щиты еврейских воинов во время восстания Бар-Кохбы[16].

Мнения о значении Звезды Давида

Существуют многочисленные трактовки символического значения Звезды Давида, как традиционные, так и относительно новые, в том числе предложенные уже в XX веке.

  • Гексаграмма трактуется, как соединение и сочетание двух начал: мужского (треугольник с «широкими плечами», направленный вершиной вниз) и женского (треугольник, направленный вершиной вверх)[3].
  • В древности считалось, что Маген Давид олицетворяет все четыре первоосновы: треугольник, обращённый вверх, символизирует огонь и воздух, в то время как другой треугольник, обращённый вниз, символизирует воду и землю[3]. По другой версии, верхний угол треугольника, обращённого вверх, символизирует огонь, два других (левый и правый) — воду и воздух. Углы другого треугольника, обращённого одним из углов вниз, соответственно: милость, мир (покой) и благодать.
  • По другой трактовке , шестиконечная Звезда Давида символизирует Божественное управление всем миром: землёй, небом и четырьмя сторонами света — севером, югом, востоком и западом[3][16].
  • Маген Давид также трактуется как сочетание небесного начала (макрокосма), которое стремится к земле, и земного начала (микрокосма), стремящегося к небесам[3].
  • Согласно Каббале, Маген Давид отражает семь нижних Сефирот. Каждый из шести треугольников и шестиконечный центр символизируют одну из Сефирот: треугольники, начиная с верхнего, по часовой стрелке, символизируют Сефирот Тиферет, Хесед, Нецах, Малхут, Ход и Гевура, а центр — Йесод[17].
  • Согласно трактовке раввина Элиягу Эссаса, этот знак символизирует 6 дней творения и отражает модель мироздания. Два треугольника — две направленности. Треугольник, направленный остриём вверх: верхняя точка указывает на Всевышнего и что Он — един. Далее расхождение этой точки влево и вправо указывает на появившиеся в процессе создания противоположности — Добро и Зло. Острие второго треугольника звезды Давида направлено вниз. От двух удаленных друг от друга вершин линии сходятся к одной — нижней, третьей. Эссас рассматривает второй треугольник как символ цели существования человека в объединении идей «правой» и «левой» сторон сотворённого мира[18].
«Звезда спасения» по Розенцвейгу
  • Существует традиция украшать Маген Давидом сукку — особый шалаш, в котором евреи живут в дни праздника Суккот. Шесть концов звезды, вывешенной в сукке, соответствуют шести «высоким гостям» (ушпизин), посещающим еврейскую сукку в первые шесть дней праздника Суккот: Аврааму, Исааку, Иакову, Моисею, Аарону и Иосифу. Объединяет же их всех седьмой «гость» — сам царь Давид.
  • Маген Давид имеет 12 рёбер, что соответствует 12 коленам Израиля. По легенде, в годы скитаний в пустыне шатры колен Израилевых разбивались таким образом, что, соединяясь по три, образовывали шестиконечную звезду вокруг Скинии — духовного центра. Таким образом, Звезда Давида рассматривается как символ единства еврейского народа[19].
  • Немецко-еврейский философ Франц Розенцвейг в своём главном философском труде «Звезда спасения» в 1921 году, предложил трактовку Маген Давида как символического выражения отношений между Богом, человеком и мирозданием[5]. Треугольник, лежащий в основании, по его мнению, олицетворяет три основных предмета, рассматриваемых философией: Бог, Человек и Мироздание. Второй треугольник, направленный вершиной вниз, олицетворяет связи между этими элементами — Творение, Откровение и Спасение. Наложение этих треугольников друг на друга и образует «Звезду спасения»[20].

Использование в качестве еврейского символа

  • Семейство Ротшильдов, получив дворянский титул, включило Маген Давид в свой фамильный герб в 1822 году[5].
  • Немецкий поэт еврейского происхождения Генрих Гейне с 1840 года ставил гексаграмму вместо подписи под своими статьями в немецкой газете «Аугсбургер альгемайне цайтунг»[5].
Флаг сионистского движения и Израиля
  • В 1879 году в Российской империи властями был созван большой симпозиум раввинов в Санкт-Петербурге, где им были заданы семь вопросов об основах иудаизма. Один из вопросов был о значении Маген Давида.
  • В 1897 году Первый Сионистский Конгресс принял проект флага сионистского движения, в центре которого располагался голубой Маген Давид и который известен сегодня в качестве флага Государства Израиль. Теодор Герцль, возглавлявший сионистское движение, предложил в своей книге «Еврейское государство» иной вариант: белый флаг, в центре которого семь золотых звёзд, однако его предложение не было принято[21]. В том же году шестиконечная звезда украсила и обложку первого номера журнала «Ди Вельт», издаваемого Герцлем[5].
  • Боксёр-тяжеловес Макс Бэр, выступавший на ринге в 1930-е годы, имел еврейские корни (не будучи иудеем по вероисповеданию), и вышел на ринг со Звездой Давида на трусах, когда боксировал с немцем Максом Шмелингом[22].
Жёлтая звезда Давида
  • Немалая «заслуга» в том, чтобы навсегда связать шестиконечную звезду с евреями, принадлежит нацистам. Во многих городах и странах Европы нацистские власти выбирали жёлтый Маген Давид в качестве отличительного знака еврея. Эта эмблема отделяла евреев от местного населения и служила в их глазах унизительным клеймом. Кроме того, звезда Давида использовалась в качестве опознавательного знака определённых категорий узников нацистских концлагерей, при этом часто (но не всегда) один из двух образующих её треугольников делался иного цвета в зависимости от категории заключенного, например, у «политических» — красный, у уголовников — зелёный, у так называемых «асоциальных элементов» — чёрный. Заключённые других национальностей и вероисповеданий «маркировались» одним цветным треугольником[23].
  • В то же время, в США и Великобритании видели в Маген Давиде иудейский символ, аналогичный христианскому кресту, и по этой причине изображали Маген Давид на могилах еврейских солдат, погибших в рядах армий союзников, подобно тому, как отмечают крестом могилы христиан[24]. На этом же настаивали и военные раввины[25]. Жёлтая Звезда Давида на фоне двух голубых полос с белой полосой посередине служила эмблемой Еврейской бригады, которая была частью британской армии во время Второй мировой войны. Возможно, авторы этого символа тем самым хотели превратить жёлтую звезду нацистов в предмет гордости.
  • После создания Государства Израиль было решено взять флаг сионистского движения, в центре которого изображён голубой Маген Давид, в качестве государственного флага. Обсуждались и другие варианты, среди прочих, включить в флаг семь золотых звёзд Герцля, однако комиссия, которая обсуждала этот вопрос, подчёркивала, что золотые звёзды, при этом, должны быть шестиконечными; предлагалось, помимо этого, включить в дизайн флага менору и скрижали Завета. Временное правительство Израиля приняло решение комиссии герба и флага и утвердило его 28 октября 1948 года. В то же время в качестве герба была выбрана более аутентичная и древняя еврейская эмблема — менора, образ храмового светильника[26]. Некоторые израильские арабы, включая депутатов кнессета, утверждают, что они не могут чувствовать солидарность по отношению к государственному флагу, поскольку его составляют лишь еврейские символы,[27][28][29] однако их оппоненты указывают на долгую историю использования Звезды Давида в мусульманской культуре[29].
Красный Маген Давид Красный Кристалл
  • В 1930 году в Тель-Авиве была создана еврейская организация скорой медицинской помощи — Маген Давид Адом. Название организации и её эмблема — шестиконечная звезда красного цвета на белом фоне — были унаследованы израильским обществом по оказанию неотложной медицинской помощи (аналогично названиям и эмблемам обществ Красного Креста и Красного Полумесяца)[30]. В 1950 году Маген Давид Адом был официально признан Государством Израиль. Однако международного признания он не получил, поскольку Международный комитет Красного Креста и Красного Полумесяца с 1949 года отказывался признать Маген Давид в качестве ещё одного символа международной организации. Несмотря на то, что Женевской конвенцией 1929 года за Персией и Египтом закреплялось право на собственную, отличную от международной, эмблему (соответственно, Красный Лев и Солнце), та же конвенция оговаривала, что никакие новые эмблемы приниматься не будут[31]. В конце 2005 года, в результате усилий израильских дипломатов и представителей Американского Красного Креста, Международный комитет Красного Креста предложил проект третьего, «религиозно нейтрального» символа — красного ромба («Красный Кристалл»). Было принято решение о том, что страна, не желающая использовать крест или полумесяц, сможет использовать ромб или местную эмблему, заключённую в красный ромб. Тем самым, Международный комитет Красного Креста выразил согласие принять в свои ряды израильскую организацию, однако обусловил это тем, что эмблема красного Маген Давида останется в употреблении лишь на территории Израиля, в то время как за её пределами она будет заключена в красный ромб. Маген Давид Адом стал членом Международного комитета Красного Креста и Красного Полумесяца в июне 2006 года.[32][30]
  • Эмблема Армии обороны Израиля также основана на Звезде Давида.
Синагога в Карлсруэ в форме Маген Давида с высоты птичьего полёта

Шестиконечная звезда в символике других стран

  • Государственные символы США, например, Большая печать США (в её первой версии)[33], содержат шестиконечную звезду в разных модификациях.
  • Шестиконечные и шестилучевые звёзды включены в гербы немецких городов Шер, Гамбург и Гербштедт (последняя представляет собой классическую Звезду Давида)[34], а также украинских городов Полтавы, Тернополя и Конотопа[35].
  • Три шестиконечные звезды изображены на флаге Бурунди. Они олицетворяют национальный девиз: «Единство. Работа. Прогресс»[36].
  • Маген Давид изображён на Колониальном флаге Нигерии (1914—1960 гг). Две шестиконечных звезды располагались в нижней части герба Итальянского Сомали.
  • Неофициальный флаг Северной Ирландии, а также флаг североирландских сепаратистов, включают в себя красную руку на фоне шестиконечной звезды[37], символизирующей, по одному из толкований, шесть графств Ольстера[38] (на флаге британского губернатора Северной Ирландии это элемент геральдического щита, на «Ольстерском знамени» — самостоятельный центральный символ).

Разное

  • В таблице Unicode, символу Звезды Давида соответствует U+2721 (✡).

См. также

  • Гексаграмма (символ)
  • Религиозные символы
  • Иудаика

Примечания

  1. The Kurkh Stela  (англ.). The British Museum. — «"...the six-pointed star of Ishtar, goddess of the morning and evening star..."»  Архивировано из первоисточника 20 октября 2012. Проверено 18 октября 2012.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Gershom Scholem. Magen David (from Encyclopedia Judaica)  (англ.). Jewish Virtual Library. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 17 сентября 2012.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Ури Офир. Еврейское происхождение Маген Давида  (иврит). Moreshet.co.il. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 1 октября 2012. (английский перевод на сайте Star-of-David.blogspot.ca)
  4. בעקבות גרשם שלום בחקר המגן דוד  (иврит). Star-of-david.blogspot.ca (7.06.2009). Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 2 октября 2012.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Маген-Давид — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  6. Менора — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  7. Scholem, 1949, p. 247
  8. Маген Давид // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1906—1913.
  9. Scholem, 1949, pp. 246—247
  10. 1 2 Scholem, 1949, p. 246
  11. Salo Wittmayer Baron. Social and Religious History of the Jews. — Columbia University Press, 1957. — Vol. 3: High Middle Ages: Heirs of Rome and Persia. — P. 204. — ISBN 0-231-08840-X
    Давид Алрой. Лжемашиах Давид Алрой. Иудаизм и евреи (по материалам журнала «Мир Торы») (15 апреля 2010). Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 1 октября 2012.
  12. Scholem, 1949, pp. 248—249
  13. Scholem, 1949, p. 250
  14. Scholem, 1949, p. 251
  15. Бецалель Дойч. Маасе Бецалель = מעשה בצלאל. — Иерусалим, 1975.
  16. 1 2 Star of David  (англ.). Aish.com. Архивировано из первоисточника 20 октября 2012. Проверено 18 октября 2012.
  17. Naftali Silberberg. What is the Mystical Significance of the Star of David?  (англ.). Chabad.org. Проверено 16 октября 2012.
  18. Элиягу Эссас. Маген Давид, что он означает? (21 января 2003). Архивировано из первоисточника 20 октября 2012. Проверено 16 октября 2012.
  19. Gabriel H. Cohen. Lectures on the Torah Reading by the faculty of Bar-Ilan University, Ramat Gan, Israel: Parashat BeMidbar  (англ.). Bar-Ilan University (1998). Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 4 октября 2012.
  20. Rosenzweig, Franz // Encylopedia of Judaism / Sara E. Karesh, Mitchell M. Hurvitz (Eds.). — New York: Facts on File, 2006. — P. 430. — ISBN 0-8160-5457-6
    Розенцвейг Франц — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  21. Флаг — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  22. Joseph S. Page. Primo Carnera: The Life and Career of the Heavyweight Boxing Champion. — Jefferson, NC: McFarland & Company, 2011. — P. 114. — ISBN 978-0-7864-4810-4
  23. Мельников, Д. Е., Черная, Л. Б. Конвейер смерти // Империя смерти: Аппарат насилия в нацистской Германии. — Москва: Политиздат, 1987.
  24. To mark graves of Jews  (англ.). The New York Times (September 18, 1919). Архивировано из первоисточника 20 октября 2012. Проверено 18 октября 2012.
    American War Cemetery Ardennes  (англ.). Adoptiegraven.nl. Архивировано из первоисточника 20 октября 2012. Проверено 18 октября 2012.
    How to "read" a military cemetery  (англ.). The Long, Long Trail: The British Army in the Great War. Архивировано из первоисточника 20 октября 2012. Проверено 18 октября 2012.
  25. Albert Slomovitz. The Fighting Rabbis: Jewish Military Chaplains and American History. — New York and London: New York University Press, 2001. — P. 64. — ISBN 0-8147-9806-3
  26. Alec Mishory. The Flag and the Emblem  (англ.). Israel Ministry of Foreign Affairs (28 April 2003). Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 28 сентября 2012.
  27. Yvonne Schmidt. The Flag and Emblem Law, 1949 // Foundations of civil and political rights in Israel and the occupied territories. — GRIN Verlag, 2008. — P. 228. — ISBN 978-3-638-05173-6
  28. Isabel Kershner. Noted Arab citizens call on Israel to shed Jewish identity - Africa & Middle East - International Herald Tribune  (англ.). The New York Times (February 8, 2007). Архивировано из первоисточника 20 октября 2012. Проверено 18 октября 2012.
  29. 1 2 Jonah Newman. Oren hopes Arabs can salute Israeli flag  (англ.). The Jerusalem Post (August 17, 2009). Архивировано из первоисточника 20 октября 2012. Проверено 18 октября 2012.
  30. 1 2 Маген-Давид адом — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  31. Франсуа Бюньон. Красный крест, Красный полумесяц, Красный кристалл. — Международный комитет Красного Креста, 2007. — С. 15-16.
  32. «Маген Давид Адом» принят в Международный Комитет Красного Креста. NEWStu.co.il (22 июня 2006). Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 28 сентября 2012.
  33. The Great Seal of the United States. — Washington, DC: United States Department of State, Vureau of Public Affairs, 1996. — P. 9.
  34. Scheer  (англ.). Heraldry of the World. Архивировано из первоисточника 20 октября 2012. Проверено 18 октября 2012.
    Hamburg-Logo, Flaggen und Wappen  (нем.). Hamburg.de. Архивировано из первоисточника 20 октября 2012. Проверено 18 октября 2012.
    Gerbstedt  (англ.). Heraldry of the World. Архивировано из первоисточника 20 октября 2012. Проверено 18 октября 2012.
  35. Герб Полтавской области. Геральдика.ру. Архивировано из первоисточника 20 октября 2012. Проверено 18 октября 2012.
    г. Тернополь (Украина). Геральдикум. Архивировано из первоисточника 20 октября 2012. Проверено 18 октября 2012.
    Герб города Конотоп. Геральдика.ру. Архивировано из первоисточника 20 октября 2012. Проверено 18 октября 2012.
  36. Альфред Знамиеровский. Флаги мира. — Москва: БММ, 2002. — С. 98. — ISBN 5-88353-150-4
  37. Encyclopedia of the Stateless Nations / James Minahan (Ed.). — Westport, CT: Greenwood Publishing Group, 2002. — Vol. 3. — P. 1400—1401. — ISBN 0-313-32111-6
  38. T. H. Eriksen, R. Jenkins. Flag, Nation and Symbolism in Europe and America. — New York: Routledge, 2007. — P. 81. — ISBN 0-203-93496-2

Литература

На английском языке

  • Dr. Asher Eder, «The Star of David»
  • G.S. Oegema, Realms of Judaism. «The history of the Shield of David, the birth of a symbol» (Peter Lang, Germany, 1996) ISBN 3-631-30192-8
  • Uri Ofir, «The Jewish Origin of the Star of David»
  • Gershom Scholem. The curious history of the six-pointed star // Commentary. — 1949. — № 8. — P. 243—251.

На иврите

  • אורי אופיר. מקורו היהודי של המגן דוד: תמצית מחקר  (иврит). Moreshet.co.il. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 1 октября 2012.
  • אפרים דיינרד, ציון במשפט.
  • הדבורה שנת תרמ"ה גיליון 33 וגיליון 40.
  • ישראל יפה, האסיף תרמ"ו.
  • המליץ תרנ"ח גיליון 11.
  • תל תלפיות תרס"א, עמ' 164 ועמ' 183.
  • מיכאל קוסטא, חתך הזהב, חותם שלמה ומגן דוד, ספרית פועלים, 1990.
  • אורי אופיר, «הסמל»,הוצאת ספר לכל, 2001
  • אורי אופיר, «הדגל», הוצאת ספר לכל, 2002
  • אליק מישורי, «שורו הביטו וראו», איקונות וסמלים ציוניים בתרבות הישראלית, עם עובד

Ссылки

commons:
Звезда Давида на Викискладе?
  • Маген Давид — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Маген Давид // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1906—1913.
  • Gershom Scholem. Magen David (from Encyclopedia Judaica)  (англ.). Jewish Virtual Library. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 17 сентября 2012.
  • Маген Давид — еврейский знак?, Рав Адин Эвен Исраэль (Штейнзальц).
  • «Геометрическая» традиция, Нахум Пурер.
  • Магендавид: история и легенды, Эммануил Менделевич
  • King Solomon’s Seal. Israel Ministry of Foreign Affairs.
  • The Flag and the Emblem. Israel Ministry of Foreign Affairs.
  • אלבום מגן דוד. Ресурс, посвящённый информации о Маген Давиде на иврите.
  • Star of David. Ресурс, посвящённый информации о Маген Давиде на английском.
  • zeevveez’s photos. Большая галерея изображений Маген Давида.
  • Магендавид в символике разных стран. Форум коллекционеров.
  • Маген Давид — Щит Давида.
  • Дискуссия о еврейской символике
Эта статья входит в число хороших статей
✰ Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии.
 Просмотр этого шаблона Flag of Israel.svg Израиль в темах История Символы Политика Вооружённые силы
и спецслужбы География Природа Население Экономика Связь и СМИ Культура Арабо-израильский
конфликт

Земля обетованная • Древний Израиль и Иудея (Израильское царство • Иудейское царство) • Античный период • Римская провинция • Византия • Арабский период • Крестоносцы • Айюбиды • Мамлюки • Османская империя • Британский мандат • Государство Израиль✯

Emblem of Israel.svg

Герб • Флаг • Гимн • Звезда Давида✰ • Менора✯

Государственный строй • Правовая система • Президент • Парламент • Правительство • Суд • Внутренняя политика • Внешняя политика • Идеология

Генеральный штаб • Сухопутные войска • Военно-воздушные силы • Военно-морской флот •
Внешняя разведка✰ • Общая служба безопасности • Военная разведка • Полиция

Столица • Административное деление • Города ≛ • Палестинская национальная администрация

Климат • Флора • Фауна✰ • Недра • Национальные парки • Водные ресурсы

Израильтяне • Языки (иврит • арабский • русский • идиш) • Религия • Наука • Спорт✰ • Образование • Здравоохранение • Профсоюзы

Валюта • Банковская система • Промышленность • Сельское хозяйство (кибуц • мошав) • Туризм • Транспорт • Торговля

Телефон • Интернет (.il) • Почта (марки) • Телевидение • Радио • Пресса

Всемирное наследие • Музыка✯ • Литература • Кинематограф • Архитектура • Скульптура • Кухня • Праздники • Музеи • Памятники

Раздел Палестины • Война за Независимость • Суэцкий кризис • Шестидневная война • ООП • Война Судного дня • Кемп-Дэвидские соглашения • Ливанская война • Первая интифада • Соглашения в Осло • Интифада Аль-Аксы • Вторая ливанская война • Размежевание

Портал «Израиль» • Проект «Израиль»
Категории:
  • История еврейского народа
  • Евреи
  • Иудаизм
  • Государственные символы Израиля
  • Еврейские символы
  • Символы в виде звезды
  • Царь Соломон
  • Давид

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Звезда Давида. Значение и история

Шестиугольная звезда из наложенных друг на друга правильных треугольников наиболее известна под названием «звезда Давида». Значение этого символа, однако, неоднократно менялось, прежде чем он попал на флаг государства Израиль. Полагается, что гексаграмма существовала в религиозном течении под названием «тантризм», распространенном в начале нашей эры в Непале, Индии, Тибете. Согласно ему этот элемент означал гармонию мира материи, который олицетворял верхний треугольник с духовным миром (нижний треугольник). Также бытовало мнение о трактовке знака как единства мужского и женского начала. звезда давида значение

На Среднем Востоке в древности также была своя «звезда Давида». Значение гексаграммы здесь связывали с символикой, посвященной богине Иштар. Первые же знаки такой конфигурации находили в разных частях света (от Британии до Месопотамии) и относились они к достаточно отдаленным временами. К примеру, на Иберийском полуострове орнаменты с такими включениями относятся к железному веку доримского периода. Что они означали у народов, проживавших там, ученым установить не удалось. Скорее всего, гексаграммы использовались при оправлении каких-то религиозно-мистических обрядов.

Трудно найти развитую культуру, где не использовалась бы символика, выглядевшая как звезда Давида. Значение в христианстве этого знака в средние века определить трудно. Он просто использовался как элемент печатей (французскими королями в 9-10 веках), был элементом узора для украшения памятников архитектуры. Например, сегодня звезду Давида можно увидеть на Валенсийском или Бургосском соборах. Арабские книги того же периода украшались затейливой вязью с этим элементом.звезда давида значение в христианстве

Какую трактовку в еврейской культуре имеет звезда Давида? Значение символа здесь ассоциируется с формой щитов войнов, сражавшихся под началом царя Давида. Также есть версия, что этот элемент произошел от храмовых светильников, под каждым из которых располагался цветок – лилия. В раскрытом виде ее лепестки как раз и образуют правильный шестиугольник.

Некоторые историки соотносят становление этого знака со временами походов Давида Алроя, который собирался с освободительным походом в Земли Обетованные в двенадцатом веке. Несколько позже, в 1254 году, появился первый флаг с гексаграммой на красном фоне, который император Карл IV даровал в качестве привилегии еврейской общине в Праге.звезда давида фото значение

Когда же у еврейского народа национальным символом официально стала звезда Давида? Значение ее для идентификации было определено в 19 веке наиболее эмансипированными представителями общин. Они сочли знак достаточно распространенным, олицетворявшим евреев, но не иудаизм, что было важно для формировавшегося светского сионизма. В 1897 году на конгрессе в Базеле символ был утвержден как основной знак сионистского движения.

Где в государственной символике присутствует звезда Давида? Фото, значение, геральдические особенности можно посмотреть для флагов некоторых городов или стран. Самым известным, безусловно, является флаг Израиля. Но такие же элементы есть на гербе немецкого города Гербштедта, старом флаге Нигерии, неофициальном флаге Северной Ирландии и гербе Итальянского Сомали. Более того, некоторые символы на полях, созданные непонятным образом, имеют форму гексаграммы.

fb.ru

Что символизирует шестиконечная звезда Давида?

Ольга кардо

Шестиконечная Звезда Давида символизирует Божественное управление всем миром: землёй, небом и четырьмя сторонами света.


Маген Давид на древнейшей, полностью уцелевшей копии Массоретского текста Торы. (Ленинградский кодекс, 1008 г. )

Звезда Давида (ивр. מָגֵן דָּוִ&#1491 — Маген Давид, «Щит Давида» ; в идише произносится могендовид) — эмблема в форме шестиконечной звезды (гексаграммы) , в которой два равносторонних треугольника наложены друг на друга — верхний концом вверх, нижний концом вниз, образуя структуру из шести равносторонних треугольников, присоединенных к сторонам шестиугольника.

Звезда Давида изображена на флаге Государства Израиль и является одним из основных его символов. Согласно легенде, этот символ был изображён на щитах воинов царя Давида. Другой его вариант, пятиконечная звезда, пентаграмма, известен под именем «Соломонова печать» . Тем не менее, связь этого символа с именем царя Давида, как и пятиконечной звезды с именем царя Соломона, по всей вероятности, измышление позднего Средневековья.
____

Каббала и Звезда Давида

В каббале два треугольника символизируют свойственную человеку дуальность: добро против зла, духовное против физического и так далее. Треугольник, направленный острием вверх, символизирует наши добрые дела, которые поднимаются на небеса и вызывают поток благодати, нисходящий обратно в этот мир (что и символизирует треугольник, направленный вниз) . Иногда Звезду Давида называют Звездой Творца и связывают каждый из ее шести концов с одним из дней недели, а центр – с субботой.

Щит Великого Царя Давида

В древнем иврите (во времена правления царя Давида) имя Давид состояло из трех букв: Далет, Вав, Далет, и буква Далет изображалась как треугольник. Царь Давид использовал шестиконечную звезду как подпись (два треугольника из его имени) . Средняя буква Вав значит шесть – шестиконечная звезда. Шесть лучей звезды символизируют, что Бог правит миром и защищает нас со всех сторон: с севера, с юга, с востока, с запада, сверху и снизу. Царь Давид изобразил этот символ на своем боевом щите как Божий знак.

Звезда Давида и Меркаба

Поток праны и меридианы создают вокруг нашего тела поле праны. Затем идет аура. Аура – энергетическое поле в форме яйца, которое окружает наше тело и меняет свой цвет в зависимости от наших мыслей, чувств и эмоций. Кроме ауры, у нас есть сотни электромагнитных полей. Они обладают точными геометрическими формами. Каждое из них состоит из трех идентичных полей, имеющих одинаковую форму и размер. Поля праны – это звездный тетраэдр, трехмерная Звезда Давида. Человек может вращать два из трех звездных тетраэдров в противоположных направлениях, используя древние техники дыхания праной и создавая при этом огромное 17-метровое энергетическое поле – тело света, Меркаба.

Звезда Давида и Эра Водолея

Эра Водолея официально наступила 23 января 1997 года в 17:35 минут (среднее время по Гринвичу) . Если составить астрологическую карту Иерусалима для этого момента, получится идеальная Звезда Давида! Что это значит? Никто не знает точно, но это поразительное совпадение!

См. иные трактовки: http://www.symbolsworld.narod.ru/Zvezda.html

Dan spe key

Символ иудаизма
На иврите «Звезда Давида» называется «Маген Давид» , что буквально переводится как «Щит Давида» . Видимо, это связано с легендой, которая гласит, что Любимый Царь Израиля носил шестиконечную звезду на своем щите, хотя этому и нет никаких доказательств.
Звезда Давида использовалась в Израиле во времена римского правления, но похоже, что символом иудаизма она стала только в последние века.
В 17 веке появилась традиция изображения звезды Давида на стенах синагог, чтобы пометить их как еврейские молитвенные дома, однако неясно, почему был выбран именно этот символ. В наши дни Звезда Давида – это общепризнанный символ евреев. Она изображена на знамени государства Израиль, а израильская версия Красного Креста называется «Маген Давид Адом» («Красная Звезда Давида») .

Нурен мартиросян

формула идеального государства .

God i

Звезда Давида имеет шесть концов, как лилия. В священном писании лилия или ''Лилия Долин'' это Иисус. Есть ещё предположения, что звезда Давида это та самая группа ангелов, которая показывала волхвам где Иисус. Так, как Иисус был из рода Давида, а ангелов приняли за звезду, то и назвали ЗВЕЗДА ДАВИДА.

Звезды Давида в "православных" храмах

Звезды Давида в "православных" храмах
Христианско-православные храмы такие же православные, как и Израиль. Я уж молчу про Библию, в которой рассказывается исключительно про евреев. Но посмотрите на убранство, так называемых, православных храмов. Кого они прославляют-то? Если кругом одни звезды Давида. А Алексий, который осеняет всех своим крестом? На том кресте тоже звезда Давида. И какое отношение это имеет к понятиям - Правь, Православный? Это славянские понятие, при чем тут евреи?
http://neopravoslavie.narod.ru/foto/xxs.htm
- ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
"Храм христа спасителя г. Москва, ул. Волхонка д. 15.
Самый известный в Москве и в России храм христа спасителя имеет на каждом кресте по 12 шестиугольных звёзд Давида, звёзд имеющих в Каббале тайное значение, и перевёрнутый рогами вверх серп ущербной луны, тоже являющийся специальным символом черной магии. Конечно же иудохристианские жрецы говорят, что мол это не серп, а чаша (чаша изобилия) однако нормальный человек способен отличить плоский серп от круглой чаши (которая к тому же должна быть наполнена дарами земли, если это чаша изобилия).
В центре зала в самом храме выложен огромный магендавид (шестиугольная звезда).
Вообще вся атрибутика просто пропитана иудаизмом, на предметах утвари, и культовых предметах везде лежит печать нечисти, даже на подсвечниках шестилучевые звезды".
Символ закабаления Руси в руках "смотрящего".
Алексий II благословляет свою паству крестом с иудейской звездой.
Фото из Церковного календаря Московской патриархии за 2000 год.
 (406x534, 57Kb)
Люстра в главном храме страны.
 (449x342, 46Kb)
Все внутреннее убранство Храма Христа Спасителя насыщено талмудическими символами. На полу храма сияет шестиконечная звезда выложенная из камня, вверху висит шестиконечная звезда в виде люстры, даже орнамент подчеркивает, что дух Каббалы витает на всех предметах христианского культа.
http://c.foto.radikal.ru/0609/80606be14f09.jpg
- Звезда Давида над Питером
 (375x500, 64Kb)
Так что, такие церкви просто идеально подпадают под определение "секта", ибо вся деятельность такой церкви направлена против русского народа.

liveinternet.ru

Читайте также