Абрек значение слова

Абрек

У этого термина существуют и другие значения, см. Абрек (значения).

Абрек — человек, ушедший в горы, живущий вне власти и закона, ведущий партизанско-разбойничий образ жизни; первоначально — кавказский горец, изгнанный родом из своей среды за преступление, обычно убийство[1]. Термин был распространён на Северном Кавказе, в Грузии также абраг, в Абхазии абрагь, а в Азербайджане "Гачаг".

Абрек принимал на себя обет избегать всяких жизненных удовольствий и быть неустрашимым во всех боях и столкновениях с людьми. Срок обета иногда достигал пяти лет[источник не указан 1593 дня], в течение которого абрек отказывается от всех прежних связей. Вернуться к обычной жизни абреку мог помочь кунак — защитник из другого рода[1].

В Кавказскую войну

Во время завоевания Кавказа Российской империей русские называли абреками любых недружественных горцев, которые в одиночку или небольшими группами вели партизанскую войну с завоевателями[2]. Горцы, посвятившие себя войне с русскими, носили черкесское название гаджерет[3].

В это время абречество стало массовым; прославились абреки-чеченцы Назир-абрек, Вара и Атабай Карачаевский. Абреки создавали отряды с десятками или сотнями человек, которые занимались грабежом, разбоем и похищениями людей, особенно из селений, где проживали их кровные враги.

В Русско-японскую войну

В 1880-1900-е годы абречество временно затихло, но возобновилось во время Русско-японской войны и революции 1905—1907 годов. Общую ситуацию того времени обрисовал генерал-майор Полозов, служивший в жандармерии Елисаветпольской губернии: «Революция 1905—1907 годов на Кавказе протекала не повсюду одинаково. Здесь она имела иной характер, нежели в других частях Империи… Чечня, Ингушетия, Кабарда, Дагестан и остальные мусульманские области оказались чужды политическим требованиям русских революционных партий. Они охотно вступали в ряды формировавшейся тогда в центральных губерниях белогвардейской конной стражи из добровольцев. Правда, в Терской области, где оперировал неуловимый Зелимхан, число абреков несколько увеличилось». В Грузии и Азербайджане экспроприации, похищения с выдачей пленников за выкуп и террористические акты продолжались дольше всего.

Абреки занимались набегами и вымогательством. Владельцы нефтяных промыслов, расположенных вокруг Баку, ежегодно платили за «охрану» до 200 тысяч рублей[источник не указан 1593 дня]; люди, занимавшиеся рыбной ловлей у Каспийского моря выплачивали абрекам 100 и более рублей каждый; владельцы больших рыбных промыслов платили до 1000 и более рублей в год. Город Хасавюрт, в котором проживал начальник округа, прокурор и другие должностные лица и дислоцировался полк, платил двоим абрекам две тысячи рублей в год за охрану. Деньги для этого собирались с населения, а по документам данная статья расхода оформлялась как «жалованье сторожам»[источник не указан 1593 дня]. В южном Дагестане в 1905—1913 гг. Абрек Буба из лезгинского селения Икра с шайкой из 20 человек терроризировал все побережье Каспия от Баку до Петровска (современная Махачкала). Благодаря поддержке местных жителей численность его отряда могла быть быстро увеличена до 200 человек. Он обложил данью рыбные промыслы, крупных садовладельцев и богатых купцов Дербента. Из городов он получал оружие и амуницию[4].

1910-е годы

На 1910-е годы приходится деятельность самых известных кавказских абреков. Область их действия сместилась к городам и крупным переселенческим аулам на равнине и в предгорьях, но укрывались они по-прежнему в горах. В это время абреки начали вмешиваться в экономические и религиозные дела горского общества. Сельским и окружным властям приходилось выполнять их требования об уменьшении налогового обложения горцев. Буба запретил горянкам-сунниткам идти осенью на обычные промыслы к шиитам Дербента. О росте влияния абречества на народное сознание свидетельствует стихийная канонизация в это время ряда погибших абреков, объявленных святыми (шейхами), например азербайджанского абрека Ших-Заде[источник не указан 1593 дня]. Их могилы стали объектом поклонения в Азербайджане, Дагестане, Чечне и Кабарде. Самыми хитрыми и увилистыми всегда считались ингушские разбойники, которые сразу после своих набегов скрывались глубоко в горах, достигнуть которых человеку не выросшему в тех местах было практически невозможно[источник не указан 1593 дня]. Тяжёлые условия жизни высоко в горах вынуждали горцев грабить, используя один и тот же путь по узкому ущелью, которое всегда охраняется. Однако карательные экспедиции, вырубка леса во всех ущельях, постройка русскими солдатами дорог постепенно заставили горцев выйти на равнину.

Ночью шайка абреков, ворвавшись в один из домов на окраине города, обстреляла жилые помещения, угнала лошадей и скрылась, на рассвете нападение было повторено в другом пункте. После перестрелки с сторожами абреки скрылись.
Владикавказ. 23 января (5 февраля) 1911 года, газета «Русское слово».[5]

Основным методом борьбы российских властей с абречеством в это время, как и в эпоху Кавказской войны, были военные рейды и карательные экспедиции. В 1908—1913 годах власти Дагестанской и Терской областей вынуждены были держать в районах действия абреков, в частности в Кайтаго-Табасаранском и Темирханшуринском округах, значительные отряды регулярных войск и местной милиции. Абреки Ших-Заде и Зелимхан Гушмазукаев погибли в боях с горской милицией, Буба Икринский и Саламбек Гараводжев из Сагопша сдались властям и по приговору военно-полевого суда были повешены в 1913 г.

Гражданская война

В годы Гражданской войны Нагорный Дагестан, Чечня, Карачай, Ингушетия, Кабарда и Ставрополье стали ареной действия бандитских шаек и партизанских отрядов горцев. Некоторые небольшие города, как Хасавюрт, были дотла разорены ими и к 1921 году перестали существовать. Большинство бандитских шаек сражались в 1918—1920 годах на стороне шейха Али-Хаджи из даргинского с. Акуша и большевиков. Но некоторые поддержали аварских шейхов Узун Хаджи из аварского села Салта и Нажмутдина Гоцинского.

В 1920 году большевики добились установления на Северном Кавказе советской власти, склонив на свою сторону главарей этих шаек из числа бывших абреков, таких как дагестанские «красные партизаны» Кара Караев и Гирей Куппинский. В 1921—1925 годах при поддержке абреков Гоцинский вел антисоветскую партизанскую борьбу в горах Дагестана и Чечни. Банды действовали в горах ещё в начале 1930-х годов, а в Чечне — до самого начала Великой Отечественной войны.

Две банды абреков продержались в Чечне длительное время после окончания войны и были уничтожены в 1968—1970-х годах. Последний чеченский абрек Хасуха Магомадов был убит в 1976 году[6].

ru.wikipedia.org

Абрек это:

Абрек У этого термина существуют и другие значения, см. Абрек (значения). Плакат к советскому фильму «Абрек Заур», 1926 г.

Абрек (вероятно, от карачаевского абрекъ, ингушского эбарг, чеченского обург или черкесского абрэдж — «молодец, удалец», от осетинского abræg — «скиталец, разбойник»; считается, что корни слова абрек ведут в иранское слово, обозначавшее «бродяга, грабитель») — человек, ушедший в горы, живущий вне власти и закона, ведущий партизанско-разбойничий образ жизни. Термин был распространён на Северном Кавказе, в Грузии также абраг. Абрек принимал на себя обет избегать всяких жизненных удовольствий и быть неустрашимым во всех боях и столкновениях с людьми. Срок обета иногда бывал довольно долгий — до пяти лет, в течение которого абрек отказывается от всех прежних связей, от родных и друзей; абрек не имеет ничего заветного и ничего не страшится.

Абрек первоначально — кавказский горец, изгнанный родом из своей среды за преступление.

«Абрек» — здесь не собственное имя, а прозвище. Оно означает «изгой, исключенный из семьи и рода»… Абреком делался по преимуществу убийца, от которого отказывался род… По черкесским обычаям убийца в таком положении должен был уходить из своего рода в горы и другие места и скрываться здесь, ведя жизнь бездомного и безродного бродяги — абрека, пока не находил для себя в чужом роде защитника — кунака, являвшегося посредником в деле примирения абрека с родом убитого.

— Л. П. Семенов. «Лермонтов и фольклор Кавказа», Пятигорск, 1941, с.30

Во время завоевания Кавказа Российской империей русские называли абреками любых «немирных горцев», которые в одиночку или небольшими группами вели партизанскую войну с завоевателями [1]. Также эти горцы, посвятившие себя войне с русскими, носили черкесское название гаджерет[2].

Массовым абречество стало во время Кавказской войны и период после её окончания. Наиболее знаменитыми абреками этого времени были чеченцы Назир-абрек и Вара, а также Атабай Карачаевский. Абреки терроризировали российские власти на Кавказе и местных жителей, сотрудничавших с ними. Во время Кавказской войны и восстаний 1860—1877 годов районы действия абреков совпадали с ареалом исторического распространения «наездничества» (так российские дореволюционные авторы называли вооружённые набеги конных дружин горских князей): Алазанская долина в Грузии, земли казаков в Терской и Дагестанской областях. Набеги совершались в весенние и летние месяцы. Абреки образовывали отряды от нескольких десятков до нескольких сотен человек, которые сжигали селения, грабили и при возможности похищали их жителей. Объектом нападений абреков нередко были селения, где проживали их кровные враги. Кроме набегов и грабежей на большой дороге абреки нападали на крепости и убивали русских офицеров. Например, в 1872 году ими был убит начальник Хасавюртовского округа. Абреки образовывали профессиональные шайки, жившие разбоем.

Известный борец за Советскую власть на Северном Кавказе чеченец Асланбек Шерипов (1897-1919) точно отразил, как народ воспринимал абречество:

«Власть терроризировала мирное население, абреки терроризировали эту власть. И, конечно, народ смотрел на абреков как на борцов против притеснений и зверств власти...»

В 1880-1900-е годы абречество временно затихло, но возобновилось во время русско-японской войны и революции 1905—1907 годов. Общую ситуацию того времени обрисовал генерал-майор Полозов, служивший в жандармерии Елисаветпольской губернии: «Революция 1905—1907 годов на Кавказе протекала не повсюду одинаково. Здесь она имела иной характер, нежели в других частях Империи… Чечня, Ингушетия, Кабарда, Дагестан и остальные мусульманские области оказались чужды политическим требованиям русских революционных партий. Они на деле доказали свою преданность Белому Царю и верность России, охотно вступая в ряды формировавшейся тогда в центральных губерниях конной стражи из добровольцев. Правда, в Терской области, где оперировал неуловимый Зелимхан, число абреков несколько увеличилось. Политика не политика, а отчего же не поразбойничать и не свести счеты с кровниками, благо полиция и войска заняты, одни рабочими беспорядками на нефтяных полях, а другие ослаблены выделением частей в Манчжурию, на войну с Японией. В общем же на Северном Кавказе было сравнительно тихо, зато на юге в Закавказье, то есть в Грузии и Азербайджане, картина была совсем другая. Экспроприации, похищения с выдачей пленников за выкуп и террористические акты продолжались и тогда, когда повсюду жизнь уже вошла в обычную колею.»

Абреки занимались набегами и вымогательством. Владельцы нефтяных промыслов, расположенных вокруг Баку, уплачивали ежегодно за «охрану» до 200 тыс. рублей; владельцы рыболовных «ватаг и станов» на береговой полосе Каспийского моря выплачивали преступникам «налог» до 100 и более рублей каждый; владельцы Куринских и других больших рыбных промыслов платили до 1000 и более рублей в год. Город Хасавюрт, в котором проживал начальник округа, прокурор и другие должностные лица и дислоцировался целый полк, платил двум разбойникам две тысячи рублей в год за охрану. Деньги для этого собирались с населения, а по документам данная статья расхода оформлялась как «жалованье сторожам». В Южном Дагестане в 1905—1913 гг. Абрек Буба из лезгинского селения Икра с шайкой из 20 человек терроризировал все побережье Каспия от Баку до Петровска (совр. Махачкала). Он мог в короткий срок довести численность своей шайки до 200 человек благодаря поддержке местных жителей. Он обложил данью рыбные промыслы, крупных садовладельцев и богатых купцов Дербента. Из городов он получал оружие и амуницию.[3]

На 1910-е годы приходится деятельность самых известных кавказских абреков. Область их действия сместилась к городам и крупным переселенческим аулам на равнине и в предгорьях, но укрывались они по-прежнему в горах. В это время абреки начали вмешиваться в экономические и религиозные дела горского общества. Сельским и окружным властям приходилось выполнять их требования об уменьшении налогового обложения горцев. Буба запретил горянкам-сунниткам идти осенью на обычные промыслы к шиитам Дербента. О росте влияния абречества на народное сознание свидетельствует стихийная канонизация в это время ряда погибших абреков, объявленных святыми (шейхами), например азербайджанского абрека Ших-Заде. Их могилы стали объектом поклонения в Азербайджане, Дагестане, Чечне и Кабарде. Самыми хитрыми и увилистыми всегда считались осетинские разбойники, которые сразу после своих набегов скрывались глубоко в горах, достигнуть которых человеку не выросшему в тех местах было практически невозможно. Тяжёлые условия жизни высоко в горах вынуждали горцев грабить, используя один и тот же путь по узкому ущелью, которое всегда охраняется с незапамятных времен — эта дорога всё для горцев, но и это не продолжалось долго. Бесконечные карательные экспедиции, вырубка леса во всех ущельях, постройка русскими солдатами дорог всё-таки вытянули горцев из их природного убежища на равнину.

Ночью шайка абреков, ворвавшись в один из домов на окраине города, обстреляла жилые помещения, угнала лошадей и скрылась, на рассвете нападение было повторено в другом пункте. После перестрелки с сторожами абреки скрылись.
Владикавказ. 23 января (5 февраля) 1911 года, газета «Русское слово».[4]

Основным методом борьбы российских властей с абречеством в это время, как и в эпоху Кавказской войны, были военные рейды и карательные экспедиции. В 1908—1913 годах власти Дагестанской и Терской областей вынуждены были держать в районах действия абреков, в частности в Кайтаго-Табасаранском и Темирханшуринском округах, значительные отряды регулярных войск и местной милиции. Абреки Ших-Заде и Зелимхан Гушмазукаев погибли в боях с горской милицией, Буба Икринский и Саламбек Гараводжев из Сагойша сдались властям и по приговору военно-полевого суда были повешены в 1913 г.

В годы Гражданской войны Нагорный Дагестан, Чечня, Карачай, Ингушетия, Кабарда и Ставрополье стали ареной действия бандитских шаек и партизанских отрядов горцев. Некоторые небольшие города, как Хасавюрт, были дотла разорены ими и к 1921 году перестали существовать. Большинство бандитских шаек сражались в 1918—1920 годах на стороне шейха Али-Хаджи из даргинского с. Акуша и большевиков. Но некоторые поддержали врагов советской власти — аварских шейхов Узун Хаджи из аварского с. Салта и Нажмутдина Гоцинского.

В 1920 году большевики добились установления на Северном Кавказе советской власти, склонив на свою сторону главарей этих шаек из числа бывших абреков, таких как дагестанские «красные партизаны» Кара Караев и Гирей Куппинский. В 1921—1925 годах при поддержке абреков Гоцинский вел антисоветскую партизанскую борьбу в горах Дагестана и Чечни. Банды действовали в горах ещё в начале 1930-х годов, а в Чечне — до самого начала Великой Отечественной войны.

Две банды абреков продержались в Чечне длительное время после окончания войны и были уничтожены в 1968 — 1970-х годах. Последний чеченский абрек Хасуха Магомадов был убит в 1976 году[5].

Содержание

  • 1 См. также
  • 2 Примечания
  • 3 Ссылки
  • 4 Литература

См. также

  • Гачаг

Примечания

  1. *Малая Советская Энциклопедия. Том первый. Аа—Ваниль. — М.: Акционерное об-во "Советская Энциклопедия", 1928.— С. 36.
  2. Торнау Ф. Ф. Воспоминания кавказского офицера. Часть вторая.1835, 36, 37, 38 гг.
  3. С. Невский. ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ НА КАВКАЗЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В. «История государства и права», 2008, № 18
  4. «Газетные старости» — газета «Русское слово»,5 февраля (23 января) 1911 года
  5. Хасуха Магомадов — Последний чеченский абрек

Ссылки

  • Об абреках
  • Абрек Зелимхан Харачоевский
  • Э. Эриксон. Об убийствах и разбоях на Кавказе

Литература

  • Малая Советская Энциклопедия. Том первый. Аа—Ваниль. — М.: Акционерное об-во "Советская Энциклопедия", 1928.— 960 c.
  • Новицкий И. Я. Управление этнополитикой Северного Кавказа — Краснодар, 2011. — 270 с., ISBN: 978-5-94945-030-7
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907). Расовые, этнические, религиозные, региональные и социальные прозвища Бывший СССР Остальной
мир Для чужаков Связанные
статьи
Байстрюк • Бульбаш • Дети фестиваля • Жид • Западенец • Кадровый • Кацап • Кулугур • Москаль • Пиндос • Рагуль • Раски • Рюсся • Сахаляр • Тибла • Фашист • Хач/Хачик • Хохол • Чалдон • Чухна Stop hand nuvola alternate.svg

Белый • Бош • Весси • Гринго • Гук • Джон Булль • Кафр • Киви • Кокни • Мумбо-Юмбо • Кули • Латинос • Манкурт • Негр • Осси (Германия, Австралия) • Пифке • Польский сантехник • Реднек • Рейнландский бастард • Фриц • Цветной • Шурави • Янки

Варвар • Гаджо • Гайдзин • Гой • Фаранг

Национальные прозвища • Этностереотип

[+] Уничижительные обозначения людей [+] Предрассудки
Категории:
  • История Кавказа
  • Организованная преступность
  • Разбойники

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Абрек – это кто? Кого так называют, и каково значение этого слова?

Абреком называли ушедшего в горы человека, живущего вне власти и закона, ведущего скрытный образ жизни и периодически совершающего грабительские налеты. У северокавказских народностей абрек – это изгнанник из рода, которому за совершенное преступление приходилось вести скитальческую и наполовину разбойничью жизнь. А что о таких персонажах говорит история? По предположениям, слово «абрек» произошло от осетинского названия «абыраег» или «абрег», которое переводится как «скиталец». Позже обозначение «абрек» стало постепенно восприниматься как «бандит» и «разбойник».абрек это

Литературные иллюзии

Русское общество довольно продолжительное время смотрело на горцев сквозь некую поэтическую призму. Ведь зачастую именно произведения русских поэтов и писателей способствовали созданию чарующих образов «детей гор», таких как Казбич, Исмаил-бек и Хаджи-Мурат. По прошествии лет поэтический флер все больше и больше безвозвратно уходил в небытие. На смену ему пришло время суровой реальной прозы. Как бы красиво и романтично ни выглядели конные мужчины в горах, в душах некоторых людей они поселили страх и нежелание сталкиваться с ними.

Описания без романтики

Русским властям на Кавказе пришлось столкнуться с абрекским движением. А ведь еще в начале XIX века Броневской в своей классической книге «Кавказцы» очень живописно и достоверно описал разбойничьи промыслы горцев. Он рассказал, как чеченцы, рискуя собственной жизнью, переправлялись через реку Терек и по 2-3 дня ждали у дороги появления одинокого купца или офицера. А дождавшись, они нападали на него, привязывали к бревну и таким образом переправляли через мощный горный поток в свои владения. После этого выходили на связь с властями либо близкими родственниками похищенного и требовали выкуп. Довольно часто за своего пленника им удавалось выручить хорошие деньги. Вот так и сменило в реальности слово «абрек» значениесвое с восторженного на категорически противоположное.мужчины в горах

Причинно-следственные истоки

Историки стараются подразделять всех абреков на две группы. Состав первой характеризуется так: абрек – это тот, кто выступал некогда против колониальной политики царизма и ее проводников. Ко второй группе относят обычных бандитов, занимающихся разбойными наездами и грабежами в целях личного обогащения. Но тем не менее одинаковые методы и первых, и вторых ставят их в один ряд с уголовными преступниками. «Политическими преступниками» русские и казачьи власти Северокавказского округа абреков никогда не считали.

Частично на разбойничий промысел горцев толкали экономические причины, потому как в горах сколько труда ни вкладывай, всё равно хорошего урожая не вырастить. Также не выручало и занятие скотоводством. А на равнине они были изгоями. Это и приводило к тому, что мужчины в горах решались на вылазки, на разбои и грабежи. Среди скал они сооружали каменные башни, в которых прятали чужой ворованный скот. В то время даже родилось некое дикое правило: если успеть загнать украденных коров или овец в свою башню и закрыть ворота, то эти животные становится твоими.абрек значение слова

От беззакония к беспределу

С конца XIX века многочисленные случаи абречества стали распространяться по территории Терской области, что переросло в проблемы довольно серьезных масштабов. Например, за 1910 год совершено было 3 650 вооруженных грабительских нападений. Повальное пленение зажиточных обывателей, уничтожение чиновников администрации, нападения на поезда, почтовые кареты, на казначейства и банки, на магазины и лавки с товарами, систематические угоны скота и лошадей – уже только перечисленное закрепило в людях уверенность, что абрек этозло и беспредел, от которого практически нет защиты. Но не все были такими, и чуть ниже приведем для сравнения двух человек, двух изгоев общества, а вы сделайте свои выводы.

Абрек Осман Мутуев (Грозненский округ)

Осман принадлежал видному чеченскому роду, некогда прославившемуся в войне под предводительством Шамиля. Карьера воина и лавры мятежника не интересовали парня. Он учился в Грозном и мечтал стать хорошим переводчиком, чтобы попасть на государственную службу. Потеря родителей заставила молодого человека забыть об учебе и возвратиться в родной аул, где односельчане уже приняли его не как своего, а как «пришлого». Осман с трудом сводил концы с концами, но совершить что-либо противоправное никогда не было в его мыслях.

А когда администрация округа в связи с растущим беспределом и участившимися случаями грабежей потребовала сдать «порочных членов» для высылки в Сибирь, то нечестные односельчане отдали на расправу Османа и всех тех, за кого некому было заступиться. Из Сибири парень сбежал, и, не скрываясь, пришёл к властям с просьбой разобраться в ошибке. В то время начальником области служил генерал Толстов. Он честно подошёл к вопросу, рассмотрел дело и официально признал Османа невиновным. Но жить спокойно ему опять не дали всё те же односельчане, которые вновь написали на него ложный донос. И снова Сибирь, побег. Но, вернувшись на родину, теперь уже Мутуев скрылся в горах.фото абрек

Чеченский «Дубровский»

Итак, какую же мысль передает выражение "абрек"? Значение слова часто сопоставляют с благородством, как в случае с Османом Мутуевым. Пострадавший от людского предательства, Осман не очерствел душой и не озлобился. Умный и честный человек – на таких и держится этот мир – стал защитником для всех несправедливо обиженных. За это его всегда радушно принимали и даже называли своим князем. И лишь семейство, некогда оболгавшее Османа, все так же продолжало натравливать на него власти, обвиняя и приписывая ему все, что творили другие абреки. Осман погиб в очередной зачистке, организованной властями по очередному несправедливому доносу.

Абрек Иски

На горные хребты Кавказа можно смотреть бесконечно, здесь можно делать самые загадочные и красивые фото. Абрек,появляющийся на этом красивом фоне, в один момент заставлял забыть про всякую лирику. Иски – это полная противоположность Осману. Сбежавший из тюрьмы ценой убийства нескольких человек, он подался в абреки. Иски был невысокий и худой, а злобным выражением лица и всей своей фигурой он напоминал обезьяну.

Отличительная черта его преступлений – звериная, беспощадная и бессмысленная тяга к убийству, иногда он даже не грабил своих жертв. Такой абрек – это был зверь в человеческом обличье. Иски наводил ужас и на русское, и на горское население. Его ненавидели все, независимо от национальности. Человек-зверь платил всем ещё более жестокой монетой.абрек значение

Заключение

Слово, которым называли скитальцев, не признающих законов общества или просто желающих жить вне его, приобрело со временем негативный окрас. Абреков боялись. Но как и везде, одни рождаются и остаются людьми, другие превращаются в зверей. Может, дело не в обстаятельствах, а в силе и благородстве духа?

fb.ru

А кто такие абреки?

Афина

Абреки (вероятно, от осетинского абыраег, абрег — скиталец, разбойник) , в прошлом у народов Северного Кавказа изгнанники из рода, ведшие скитальческую или разбойничью жизнь. В эпоху обоснования русского царизма на Северном Кавказе А. стали называть и всех тех, кто вёл одиночную борьбу против царизма и установленного им режима. Среди последних известны: Зелимхан Гушмазакаев из Карачая (погиб в бою) , Саламбек Гараводжев из Сагойша (добровольно предался властям на условиях расстрела, но был повешен) и др. Об участи одиночек, ведших борьбу с царизмом, сложился у народов Кавказа довольно значительный фольклор.

Максим )

1)Абрек у кавказских горцев — человек, принимающий на себя обет избегать всяких жизненных удовольствий и быть неустрашимым во всех боях и столкновениях с людьми. Срок обета иногда бывает довольно долгий — до пяти лет, в течение которого абрек отказывается от всех прежних связей, от родных и друзей; абрек не имеет ничего заветного и ничего не страшится.
2)Абрек — горец, участвовавший в борьбе против царских войск и администрации после завершения Кавказской войны.

Александр деняченко

Так называют на Кавказе бандитствующих изгоев. Существовали задолго до проникновения русских на Кавказ и никакого отношения к нац. освободительному движению не имели. Возможно, что впоследствии они обрели столь благородный статус.

Алексей ценкю

* Абрек у кавказских горцев — человек, принимающий на себя обет избегать всяких жизненных удовольствий и быть неустрашимым во всех боях и столкновениях с людьми. Срок обета иногда бывает довольно долгий — до пяти лет, в течение которого абрек отказывается от всех прежних связей, от родных и друзей; абрек не имеет ничего заветного и ничего не страшится.
* Абрек — горец, участвовавший в борьбе против царских войск и администрации после завершения Кавказской войны.
Термин "АБРЕК" вероятно происходит от осетинского «абрег» , чеченского «обург» или черкесского «абрек» — молодец, удалец. Считается, что корни слова "абрек" ведут в иранское слово, обозначавшего "бродяга, грабитель".
В прошлом у народов Сев. Кавказа этот термин "абрек" стал обозначать князя или дворянина, изгнанного из общества или рода за проступок или преступление и ведущего скитальческую или разбойничью жизнь. В русском же языке "абрек" стал символом любого "немирного горца". У кавказских горцев этим именем называют человека, давшего срочный обет или зарок не щадить головы своей и драться неистово, принимающего на себя обет во имя поставленной цели избегать всяких жизненных удовольствий и быть неустрашимым во всех боях и столкновениях. Срок обета иногда бывает довольно долгий - до пяти лет и даже более, в течение которого абрек отказывается от всех прежних связей, от родных и друзей; абрек не имеет ничего заветного и ничего не страшится.
Абреками также называли отчаянных горцев, одиночек, борцов против существующего режима. Своеобразным "золотым веком" абречества стало XIX столетие - время Кавказской войны. Именно тогда к этому явлению было привлечено самое пристальное внимание российского общества. В период присоединения Кавказа к России, абрек - горец-партизан, участвовавший в борьбе против тирании чиновников царского правительства царских войск и администрации. Абречество стало своего рода национальной защитной реакцией против произвола властей, как форма протеста против невыносимого национального и социального гнета . Чеченский революционер Асланбек Шерипов писал: «Власть терроризировала народ, а абреки терроризировали власть» . Так оно и было. Однако, абреки держали в страхе не только царскую власть, но и собственных прислужников этой власти.

Омар

. Об участи одиночек, ведших борьбу с царизмом, сложился у народов Кавказа довольно значительный фольклор.
Они абреки не с царизмом а с (Россией) колониализмом воевали
за свободу своего народа! И за свое национальное самоопределение!

Читайте также