Аватар значение слова википедия

Аватара

Для термина «Аватар» см. также другие значения.

История · Пантеон

Статья по тематике
Индуизм

Aum
Направления

Вайшнавизм  · Шиваизм  · Шактизм  · Смартизм

Верования и практики

Дхарма · Артха · Кама · Мокша · Карма · Сансара · Йога · Бхакти · Майя · Пуджа · Мандир · Киртан

Священные писания

Веды · Упанишады · Рамаяна · Махабхарата · Бхагавадгита · Пураны
другие

Родственные темы

Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Атеизм · Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша

Hindu swastika

Портал «Индуизм»

п • о • р

Авата́ра[1] (санскр. अवतार, avatāra IAST, «нисхождение») — термин в философии индуизма, обычно используемый для обозначения нисхождения божества на землю, его воплощение в смертное существо[2][3] (в частности в вайшнавизме нисхождение Вишну из Вайкунтхи). Хотя на русский язык слово «аватара» обычно переводится как «воплощение», точнее его можно перевести как «явление» или «проявление», так как концепция аватары заметно отличается от идеи воплощения Бога «во плоти» в христианстве[4][5].

Чаще всего термин «аватара» ассоциируется с Вишну и его десятью основными аватарами. Из них наиболее популярны Кришна, Рама, Будда[6]. Список десяти аватар Вишну приводится в ряде Пуран. В «Бхагавата-пуране» содержится описание 22 основных аватар Вишну и утверждается, что аватар Вишну бесчисленное множество[7]. Аватары играют центральную роль в традиции вайшнавизма — преобладающем направлении индуизма. В большинстве традиций вайшнавизма изначальным источником всех аватар считается Вишну и Нараяна. Исключение составляют такие кришнаитские традиции, как гаудия-вайшнавизм, Нимбарка-сампрадая и Валлабха-сампрадая, в которых источником аватар почитается Кришна.

В таких текстах, как «Ганеша-пурана» и «Мудгала-пурана», описывается нисхождение аватар Ганеши, известны также аватары Шивы (главным образом в виде аскета и наставника в йоге)[2]. Однако, при более глубоком анализе источников можно прийти к выводу о том, что мифы об аватарах Ганеши и Шивы основаны на более древних сказаниях об аватарах Вишну[4][8]. Одно из самых ранних упоминаний об аватарах содержится в «Бхагавад-гите», где Кришна описывает основные функции аватар — восстановление принципов дхармы, поддержание социального и космического порядка[4][6].

По мнению ряда исследователей, истоки концепции аватар Вишну содержатся уже в «Шатапатха-брахмане» (воплощения Праджапати)[9][10][11].

Этимология

Санскритское слово аватара (санскр. अवतार, avatāra IAST) в буквальном переводе означает «нисходить» (аватарати) и подразумевает нисхождение Бога в более низкие сферы бытия с определённой целью. Несмотря на то, что основное значение термина аватара — «нисхождение», его, как правило, переводят на русский язык как «воплощение», — такой перевод уводит от правильного понимания слова по причине того, что в основном используется для описания понятия воплощения в христианстве. В христианском богословии Бог буквально воплощается «во плоти», тогда как аватары Бога в индуизме являются вечными формами или проявлениями Бога, которые нисходят в материальный мир, сохраняя свою всецело духовную природу[12]. «Явление» или «проявление» являются наиболее подходящими терминами для правильной передачи значения понятия аватары[12].

Аватары Вишну

Наиболее традиционными формами аватар в индуизме выступают аватары Вишну, которые обстоятельно описываются в Пуранах. Главными аватарами Вишну являются десять маха-аватар (великих аватар) — так называемые дашаватары (от санскр. दश, daśa IAST, «десять»).

Дашаватары Вишну

10 аватар Вишну Основная статья: Дашаватара

Список дашаватар даётся в «Гаруда-пуране» (1.86.10-11). Большинство аватар в этом списке характеризуются как лила-аватары. Первые четыре появились в Сатья-югу (первую из четырёх юг, или эпох, в индуистском цикле времени). Следующие три аватары снизошли в Трета-югу, восьмое воплощение в Двапара-югу и девятое в Кали-югу. Предсказано, что десятая аватара — Калки — появится в конце настоящей эпохи Кали-юги, примерно через 427 000 лет.

  1. Матсья («рыба») — явился в Сатья-юге
  2. Курма («черепаха») — явился в Сатья-юге
  3. Вараха («вепрь») — явился в Сатья-юге
  4. Нарасимха («человеколев») — явился в Сатья-юге.
  5. Вамана («карлик») — явился в Трета-юге.
  6. Парашурама («Рама с топором») — явился в Трета-юге
  7. Рама или Рамачандра, принц и царь Айодхьи, явился в Трета-юге. Воплощение Вишну как идеального царя и мужа.
  8. Кришна («черный») — явился в Двапара-юге вместе со своим братом Баларамой.[13]
  9. Будда (означает «просветлённый», «пробужденный») — явился в Кали-югу (как Сиддхарта Гаутама), принц Капилавасту.
  10. Калки («вечность», или «время», или «разрушитель» порока) — воин верхом на белой лошади. Ожидается, что он появится в конце Кали-юги, настоящей эпохи в индуистском временном цикле.

Аватары Вишну в «Бхагавата-пуране»

В первой песне «Бхагавата-пураны» перечислены 22 аватары Вишну:

  1. Кумары — четверо сыновей Брахмы
  2. Вараха — «вепрь»
  3. Нарада — «путешествующий мудрец»
  4. Нара-Нараяна — «близнецы»
  5. Капила — «философ»
  6. Даттатрея — объединённая аватара тримурти
  7. Яджна — Вишну, временно сыгравший роль Индры
  8. Ришабха — отец царя Бхараты
  9. Притху — царь, который сделал землю красивой и привлекательной
  10. Матсья — «рыба»
  11. Курма — «черепаха»
  12. Дханвантари — основатель Аюрведы
  13. Мохини — красивая, очаровательная женщина
  14. Нарасимха — человеколев
  15. Вамана — «карлик»
  16. Парашурама — «Рама с топором»
  17. Вьяса — составитель Вед
  18. Рамачандра — царь Айодхьи
  19. Баларама — старший брат Кришны
  20. Кришна — пастушок
  21. Будда — «просветлённый»
  22. Калки — «разрушитель»

Кроме этих 22 аватар, позднее в тексте «Бхагавата-пураны» описываются ещё три аватары:

  1. Пришнигарбха («родившийся у Пришни»)
  2. Хаягрива («конь»)
  3. Хамса («лебедь»)

После описания Калки аватары, в «Бхагавата-пуране» говорится, что аватары Вишну неисчислимы. Однако, перечисленные выше 25 аватар всеобще принимаются как наиболее значимые.

Последователи гаудия-вайшнавской традиции причисляют к числу аватар, упомянутых в «Бхагавата-пуране», вайшнавского святого и реформатора Чайтанью (1486—1534). В гаудия-вайшнавских текстах Чайтанья описывается как «Золотой Аватара» (согласно вайшнавскому преданию, его кожа была золотистого цвета) и как самый милостивый из аватар. Чайтанья проповедовал, что достичь высшей цели жизни — чистой любови к Богу — может каждый человек, независимо от социальной или национальной принадлежности. Как на доказательство своей позиции кришнаиты ссылаются на следующий стих из «Бхагавата-пураны»:

« В этот век Кали, люди, наделённые достаточным разумом, будут поклоняться Господу, сопровождаемому Своими спутниками, через совместное воспевание святых имён Бога. Несмотря на то, что цвет его кожи светлый, Он есть не кто иной, как Сам Кришна. »

В доказательство статуса Чайтаньи как аватары, также приводятся тексты из «Махабхараты» и другой пуранической и ведийской литературы.

Другие виды аватар в вайшнавизме

Часто говорится, что в вайшнавизме принято считать Вишну источником всех аватар. В этой традиции индуизма, однако, Вишну представляет собой лишь одну из форм Бога — Нараяна и Кришна принимаются как другие формы Бога, также нисходящие в форме аватар[14]. В вайшнавизме существует два разных понимания личности Кришны. Помимо того, что Кришна выступает как восьмая аватара в списке десяти аватар Вишну, миллионы индусов в Индии и по всему миру поклоняются ему как изначальной форме Бога и источнику всех аватар[14]. Вдобавок к этому, в индуизме существуют и другие значения и оттенки значения термина аватара.

Пуруша-аватары

Пуруша-аватары часто описываются как изначальные аватары Вишну или Кришны в каждой вселенной:[источник не указан 1532 дня] К числу пуруша-аватар относятся

  • Маха-Вишну, или Каранодакашайи Вишну,
  • Гарбходакашайи Вишну,
  • Кширодакашайи Вишну.

Гуна-аватары

Основная статья: Тримурти

Личностей тримурти (индуистской троицы) принято называть гуна-аватарами, так как каждая из них контролирует определённую гуну (качество) материальной природы. Они, однако, не являются аватарами в общепринятом смысле этого слова.

  • Вишну — управляет гуной добродетели (саттва)
  • Брахма — управляет гуной страсти (раджас)
  • Шива — управляет гуной невежества (тамас)

Манвантара-аватары

Манвантара-аватары нисходят в периоды правления (манвантары) различных Ману. Говорится, что[источник не указан 1532 дня] сами Ману являются нерождёнными.

Шактьявеша и авеша аватары

Аватары бывают двух видов:

  • Сакшат — прямые
  • Авеша — косвенные

Когда сам Вишну нисходит непосредственно, его называют сакшат или шактьявеша-аватара — прямым, или непосредственным воплощением Бога. Но в том случае, когда он не является непосредственно, но наделяет определённой силой или полномочиями какую-либо освобождённую личность, чтобы она выполнила определённую возложенную на неё миссию — такая личность называется косвенной, или авеша, аватарой[источник не указан 1532 дня].

Говорится, что существует большое количество авеша аватар. К их числу относятся Нарада Муни, Шакьямуни Будда и Парашурама. Парашурама — это единственная из дашаватар, которая не является прямым воплощением Вишну.

Согласно шри-вайшнавизму, одному из основных течений в вайшнавской традиции, существует два типа основных, или непосредственных аватар Вишну — пурна-аватары и амшарупа-аватары:

  1. Пурна-аватары это аватары, в которых Вишну сам непосредственно нисходит и в которых проявляются все его духовные качества и атрибуты. К этого рода аватарам шри-вайшнавы относят Кришну и Раму[источник не указан 1532 дня].
  2. Амшарупа-аватары — это также прямые аватары Вишну, в которых он нисходит непосредственно, но проявляет только некоторые из своих качеств. К этим аватарам принадлежат первые пять из дашаватар — Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха и Вамана.

Косвенных, или авеша аватар, обычно не принимают как форма Верховного Бога. За таковых почитают только прямых аватар, которым и поклоняются соответствующим образом. В современном вайшнавизме, это Кришна, Рама и Нарасимха. Большинство последователей вайшнавизма считают Кришну наиболее полной пурна-аватарой, в которой проявились все трансцендентные качества Абсолюта. Некоторые вайшнавские традиции, такие как гаудия-вайшнавизм, также известный как кришнаизм (к этой традиции принадлежит, в частности, Международное общество сознания Кришны), Нимбарка-сампрадая и Валлабха-сампрадая философски отличаются от последователей Рамануджи и Мадхвы тем, что считают Кришну не одной из аватар Бога, а непосредственно Верховной формой Бога.[уточнить]

Согласно Мадхве (основному поборнику двайты или дуализма в философии индуизма), все аватары Вишну обладают одинаковым могуществом и качествами. Между ними не существует какой-либо разницы. Согласно Мадхве, делать различия между аватарами может привести к вечному проклятию. Он говорит об этом в своём комментарии к «Катха-упанишаде» и в другом из своих трудов — «Махабхарата-татпарья-нирнае».

Аватары Шивы

Идея аватар в шиваизме получила довольно ограниченное представление: с одной стороны, в пуранической литературе есть списки аватар Шивы (как в маха-пуранах, так и в упапуранах) — тексты говорят о различном количестве этих аватар (18, 28, 64, 108 и других); с другой стороны, большинство направлений шиваизма, опирающихся на философскую школу Адвайта-веданты, отрицает наличие у Шивы аватар и воспринимает упоминаемые в литературе аватары лишь как формы или проявления Шивы[15][16]. Наиболее известным считается список из 28-и аватар из Линга-пураны[17], последним в котором упоминается Лакулиша — основоположник или реформатор традиции Пашупатья, живший в I—II веках н. э. Аватарой Шивы также считают Шанкару, основоположника философской школы Адвайта-веданты; среди современных деятелей индуизма существует тенденция именовать себя аватарами Шивы.

Из мифологических персонажей аватарами Шивы часто называют: риши Дурвасу; помощника восьмой аватары Вишну Рамы Ханумана[18][19]; Вирабхадру, уничтожителя жертвоприношения Дакши[20]; Шарабху, успокоившего разбушевавшегося Нарасимху. Некоторые местные божества также иногда воспринимаются как аватары Шивы[21][22].

Аватары вне ортодоксального индуизма

Кроме аватар, упоминаемых в пуранической и ведийской литературе индуизма, некоторые индусы объявляли себя аватарами и/или принимались как аватары другими. К ним относятся такие личности, как Мехер Баба (1894—1969), о котором говорится, что он был аватарой этой эпохи[23][24] и Сатья Саи Баба (1926—2011), объявлявший себя аватарой Шивы и Шакти, Рамы и Ситы, Кришны и Радхи[25].

Некоторые индуисты принимают как аватары центральные фигуры других религиозных традиций. В этом контексте к аватарам причисляются Иисус Христос[26] и Заратустра[27].

ru.wikipedia.org

АВАТАРА это:

АВАТАРА
(букв, нисхождение) — воплощение божества на земле. Индуистская концепция А. связывается с мифологией Вишну, однако упоминаются земные воплощения и др. богов (напр., Праджапати первонач. превращается в рыбу, черепаху и вепря). В отличие от последних А. Вишну объединяются в канонич. списки, оперирующие стабильной сюжетикой; наиб, популярный из них: рыба-матсья, черепаха-курма, вепрь-вараха, человек-лев — нарасимха, карлик-вамана, Рама с топором — Парашурама, Рама — герой "Рамаяны", Кришна, Будда и Калки Вишнуяшас. В диахронич. последовательности А. традицией усматривается отражение процесса эволюции жизни на земле (и тем самым — раннеисторич. восприятия времени): первые три А. териоморфны, фиксируя развитие живого от рыб к млекопитающим; две следующих обозначают переход к антропоморфности; остальные же свидетельствуют о постепенном совершенствовании человека, сочетающего героику с высшей духовностью. А. Вишну объединяет идея спасения и охраны миропорядка в разных ее модификациях вплоть до близкой мессианству, что получает наиб, полное выражение в сюжете последней из А., связанной с образом Калки. Концепция А. выявляет свойственную индуизму уже на ранней стадии его формирования способность ассимилировать первонач. чуждые ему верования и религиозно-философские идеи, о чем говорит, в части., включение Будды в число земных воплощений Вишну. В буддизме и джайнизме имеются до нек-рой степени сходные представления о множестве будд и тиртханкаров.
С. Невелева

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.

dic.academic.ru

АВАТАРА это:

АВАТАРА АВАТАРА (др.-инд. avatâra, «нисхождение»), в индуистской мифологии нисхождение божества на землю, его воплощение в смертное существо ради «спасения мира», восстановления «закона» и «добродетели» (дхармы) или защиты своих приверженцев (Бхаг.-г. 4, 7-8), при сохранении божеством частично божественной природы и приобретении им отчасти земной природы. Зарождение представления об А. засвидетельствовано в брахманах. Согласно «Шатапатха-брахмане», Праджапати однажды воплотился в вепря и поднял на клыках землю из мирового океана (XIV 1,2,11), а в другой раз - в черепаху, которая породила все живые существа (VII 5,1,5). В той же «Шатапатха-брахмане» (I 8,1) Праджапати воплощается в чудесную рыбу, которая спасает первочеловека Ману от всемирного потопа. Миф об аватарах всех богов во главе с Нараяной, сошедших на землю ради её избавления от бесчинства данавов, ракшасов, гандхарвов и змей, рассказан в «Махабхарате» (I 58-59). По мере того как доминирующее положение в индуистском пантеоне стал занимать Вишну, представление об А. связывается по преимуществу с его именем. В «Махабхарате», «Рамаяне», а затем пуранах, где учение об А. приобретает каноническую форму, изложены мифы о многочисленных А. Вишну, среди которых общепризнанными и наиболее чтимыми являются десять: 1) Матсья («рыба»). В своей первой А. Вишну замещает Праджапати в брахманической легенде о потопе. Согласно «Махабхарате» и пуранам, воплотившись в рыбу, Вишну спасает от потопа седьмого Ману - Вайвасвату, а также многих риши и семена всех растений, которые Ману берёт с собой на корабль. По версии «Бхагавата-пураны», Вишну в этой А. также убивает демона Хаягриву и возвращает похищенные демоном четыре веды.
2) Курма («черепаха»). Ранняя версия этой А. засвидетельствована в «Шатапатха-брахмане» и отражает архаические представления о черепахе как космогонической силе. В вишнуитских версиях мифа Вишну в виде черепахи погружается на дно молочного океана, чтобы спасти погибшие во время потопа ценности. Боги и асуры устанавливают на черепахе гору Мандару в качестве мутовки и, обмотав вокруг неё змея Васуки (см. Шеша), начинают пахтать океан, из которого добывают напиток бессмертия амриту, богиню Лакшми, луну, апсару Рамбху, корову желаний Сурабхи и некоторые другие священные существа и предметы.
3) Вараха («вепрь»), Брахманическая легенда о Праджапати-вепре и в данном случае отнесена к Вишну. Чтобы спасти землю, которую демон Хираньякша утопил в океане, Вишну воплотился в вепря, убил демона в поединке, длившемся тысячу лет, и поднял землю на своих клыках.
4) Нарасинха («человек-лев»). В этой А. Вишну избавляет землю от тирании демона Хираньякашипу, который получил от Брахмы дар неуязвимости. Хираньякашипу жестоко преследовал своего сына Прахладу, ревностного почитателя Вишну; Вишну, приняв облик получеловека-полульва, явился на помощь своему приверженцу и растерзал когтями демона.
5) Вамана («карлик»). Царь дайтьев Бали благодаря своим аскетическим подвигам получил власть над трилокой - тремя мирами (небом, землёй, подземным миром) и подчинил богов. Вишну в облике карлика предстал перед Бали и попросил у него столько земли, сколько сможет отмерить своими тремя шагами. Получив согласие дайтьи, Вишну первыми двумя шагами покрыл небо и землю, но от третьего шага воздержался, оставив Бали подземный мир - паталу. В основе этой А. лежит космогонический миф «Ригведы» о трёх шагах Вишну (I 22,17; I 154; I 155,4 и др.).
6) Парашурама («Рама с топором»). Воплотившись в сына брахмана Джамадагни - Парашу раму, Вишну истребил множество кшатриев и освободил от их угнетения варну брахманов.
7) Рама и 8) Кришна - главные А. Вишну, ставшие независимыми объектами важнейших индуистских культов и обладавшие собственной разветвлённой мифологией.
9) Вудда. В А. Будды Вишну соблазняет нестойких в вере отказаться от религиозного долга и почитания вед и тем самым обрекает их на гибель (Вишну-пур. 3,17-18). Воплощение Вишну в Будду отражает попытку интерпретации индуизмом учения Будды и включения его образа в индуистский пантеон.
10) Калки («белый конь»). Вишну, сидя на белом коне, со сверкающим мечом в руке, истребляет злодеев, восстанавливает дхарму и подготовляет грядущее возрождение мира. Это единственная «будущая», мессианистская А. Вишну, и произойдёт она, согласно мифологической хронологии, в конце калиюги (см. Юга), современного исторического периода.
Наряду с А. Вишну в индуистской мифологии известны и А. Шивы (главным образом в виде аскета и наставника в йоге; насчитывается 28 его А.), но они не приобрели такого же значения, как А. Вишну.
Лит.: Hacker P., Zur Entwicklung der Avataralchre, «Wiener Zeitschrift fur die Kunde Süd- und Ostasiens.. I960, 4, S. 47-70; Hohenberger A., Die indische Flutsage und das Matsyapurana, Lpz„ 1930; Abegg E., Der Messiasglaube in Indien und Iran, B.-Lpz., 1928.
П. А. Гринцер.
(Источник: «Мифы народов мира».) Вараха - аватара Вишну

Вараха - аватара Вишну

Джаганнатх и десять аватар Вишну

Джаганнатх и десять аватар Вишну

Вараха с Лакшми. 15 век

Вараха с Лакшми. 15 век


.

dic.academic.ru

Значение слова Аватар?

Legioner

Значение
1.религ. (тж. «аватара» ) в индуизме, ведической религии, брахманизме — земное воплощение, инкарнация Божества (в индуизме — Вишну) . Наиболее известными аватарами являются так называемые дашаватара или дасаватара («десять аватаров» ) Вишну, в том числе Кришна и Рама.
2.комп. игры персонаж некоей виртуальной реальности, компьютерной игры, представляющий некоего действительно существующего (обычно управляющего им) человека, игрока.
3.интернет маленькое изображение, представляющее определённого человека (пользователя) в виртуальной реальности (форумах, блогах, ICQ и т. д.) . В идеале аватар наиболее полно отражает сущность, внешность, характер его обладателя.

******

Авата́ра или авата́р (санскр. अवतार, avatāra?, «нисхождение» ) — термин в философии индуизма, обычно используемый для обозначения нисхождения Бога из духовного мира в более низкие сферы бытия. Хотя на русский язык слово «аватара» обычно переводится как «воплощение» , точнее его можно перевести как «явление» , так как концепция аватары тесно связана с понятием докетизма в христианском богословии и кардинально отличается от идеи воплощения Бога «во плоти» в христологии. [1][2]

Чаще всего термин «аватара» ассоциируется с Вишну и его десятью основными аватарами, наиболее популярными из которых являются Кришна и Рама. [3] Список десяти аватар Вишну приводится в ряде Пуран. В «Бхагавата-пуране» содержится описание 22 основных аватар Вишну и утверждается, что аватар Вишну бесчисленное множество. [4] Аватары играют центральную роль в традиции вайшнавизма — прелобладающем направлении индуизма. В одних течениях вайшнавизма, изначальным источником аватар почитается Вишну и Нараяна, а в других — Кришна.

В таких текстах, как «Ганеша-пурана» и «Мудгала-пурана» , описывается нисхождение аватар Ганеши и Шивы. Однако, аватары Вишну теологически гораздо более значимы, и при более глубоком анализе, истории о Ганеше и Шиве являются имитациями более ранних сказаний об аватарах Вишну. [1][5] Одно из самых ранних упоминаний об аватарах содержится в «Бхагавад-гите» , где Кришна описывает основные функции аватар — восстановление принципов дхармы, поддержание социального и космического порядка

Читайте также