Слово личность в конституции рф означает

41.Конституционные принципы правового статуса человека и гражданина в Российской.

Принципы правового статуса человека и гражданина - это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина:

1. Центральное место занимает принцип равноправия (ст. 19). Равноправие означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях.

Принцип равноправия включает в себя следующие положения:

1) правовой статус человека и правовой статус гражданина с точки зрения равноправия. Суть этого положения сводится к тому, что как член гражданского общества каждый человек равноправен со всеми другими, но как член политически организованного общества (как гражданин своего государства) он равноправен только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству;

2) равенство конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от их фактических различий (пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т. д.). Принципу равенства противоречит дискриминация в пользовании правами и свободами, в наложении обязанностей по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее правового статуса;

3) равноправие мужчины и женщины. Необходимость сформулировать указанное положение в виде отдельной правовой нормы в Конституции РФ (ч. 3 ст. 19) обусловлена требованиями Конвенции ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», ратифицированной СССР в 1980 году;

4) равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом -необходимое, но не достаточное условие равноправия. Если закон устанавливает привилегии или произвольно ограничивает права отдельных категорий лиц, то равенство всех перед таким законом означает неравноправие.

Законодательство Российской Федерации допускает в отдельных случаях неравенство перед законом. Например, Федеральный закон «О статусе судей» запрещает судьям принадлежать к каким-либо политическим общественным объединениям. Данный запрет обусловлен соблюдением принципа независимости судей и подчинения их только закону.

2. Непосредственное действие прав и свобод. Данный принцип получил впервые свое закрепление в ст. 18 Конституции РФ, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод тесно связан с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ (ст. 15), что означает возможность человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в случае нарушения всеми законными способами, руководствуясь непосредственно конституционными нормами.

3. Неотчуждаемость основных прав и свобод как принцип правового статуса человека сформулирован в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где говорится: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Тем самым Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав и в создании условий для их беспрепятственной реализации.

4. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод. В общем вире принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод содержится в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч. 3 ст. 15). Кроме того, на недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Федеральным Собранием РФ (ст. 135).

Вместе с тем Конституция РФ содержит положения о законных ограничениях прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях: в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом.

5. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной свободы, поскольку это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей и предотвратить возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны других лиц.

6. Гарантированность прав и свобод означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину (путем создания соответствующих экономических, политических, правовых условий) реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. В общем виде данный принцип сформулирован в ст. 2 Конституции РФ, где говорится, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

7. Приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип правового статуса вытекает из общей конституционной нормы о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Более того, применительно к правам и свободам положения ч. 4 ст. 15 дополнительно конкретизируются нормами ч. 1 ст. 17, где говорится о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

StudFiles.ru

Понятие и принципы конституционного статуса личности в РФ

Понятие конституционно-правового статуса личности.

Конституционно-правовой статус личности - это совокупность прав и обязанностей конкретной личности, закрепленных в Конституции и обеспеченных государственной защитой и иными гарантиями.

Принципы конституционно-правового статуса личности.

Принципы конституционно-правового статуса личности:

- Наличие гарантий прав и свобод человека и гражданина (часть 1 статьи 17, статья 45,46,48,49,51,52,53 Конституции РФ).

- Неотчуждаемость и неотъемлемость прав и свобод человека и гражданина (часть 2 статья 17 Конституции РФ).

- Принцип равенства всех перед законом и судом и равноправие всех субъектов конституционно-правовых отношений (статья 19 Конституции РФ).

- Принцип гуманизма (статья 21 Конституции РФ).

- Принцип демократизм (статьи 28, 29,30,31,32 Конституции РФ).

45 Гражданство: понятие, конституционно-правовая природа, принципы. Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь с государством (в данном случае с РФ), выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

В отношении каждого человека гражданство юридически оформляется документами (паспортом гражданина РФ, свидетельством о рождении, иным документом, содержащим указание на гражданство). Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть.

Гражданство РФ является единым (ст. 6 Конституции РФ).

Деление прав и свобод осуществляется по разным основаниям. Чаще по содержанию (условно) делят на:

а) личные (гражданские) – право на жизнь...(ст. 20 – 28);

б) политические – свобода мысли и слова...(ст. 29 – 33);

в) социально – экономические – право на труд...(ст. 34 – 44).

Конституция, закрепляя основы правового статуса, исходит из гарантированности прав и свобод, т. е. это определенные условия и средства, которые обеспечивают их реализацию. К таковым, общие (политические, экономические...) и специальные (юридические) гарантии. Закреплено право на юридическую помощь. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48). Причем в случаях, предусмотренных законом, эта помощь предоставляется бесплатно. Главным гарантом прав и свобод человека выступает государство. К ним относятся:

- судебная защита, вплоть до Европейского суда, особая роль в защите прав Конституционному Суду РФ;

- гарантом прав личности является Президент РФ. Для усиления гарантий соблюдения прав граждан создан институт Уполномоченного по правам человека при Президенте РФ.

Предусмотрены и процессуальные меры защиты. В частности, человек реализуя свое право на защиту, при обращении в соответствующие органы определены сроки их рассмотрения и обязательность ответы на них.

Вместе с тем Основной закон предусматривает и участие самого человека в защите им своих прав и свобод. В ч. 2 ст. 45 указывается, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Если права, свободы это юридическая возможность человека и гражданина совершать определенные действия, то Конституция РФ также закрепляет и обязанности. Конституция закрепляет основные обязанности человека и гражданина, в которых выражены наиболее важные требования государства к человеку, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства и жизнедеятельность общества.Принцип единого гражданства

Прежний российский закон о гражданстве предусматривал наряду с общероссийским гражданство республик в составе Федерации, что вытекало из характеристики республик как государств (ст. 5 Конституции РФ). В тех условиях принцип единого гражданства означал, что республиканское гражданство не обособлено от общероссийского и эффекта двойного гражданства не порождает.

Кроме того, в силу данного принципа нельзя было иметь гражданство республики в составе Федерации, не имея российского гражданства. Для приобретения республиканского гражданства достаточно было факта постоянного или преимущественного проживания российского гражданина на территории соответствующей республики. Республики не имели права принимать решения о прекращении своего гражданства. Действующий ныне Закон о гражданстве вслед за Конституцией РФ 1993 г. не предусматривает республиканского гражданства, хотя прямо и не отрицает его. В новых условиях единое гражданство, видимо, должно пониматься как определение гражданства Российской Федерации в качестве единственного в стране.

studopedia.ru

1. Конституция-это:

а) юридический документ, основа государственности, законность и правопорядок;

б) политический документ, который определяет политические отношения в обществе;

в) основной закон государства, обладающий верховенством, имеющий высшую юридическую силу;

г) основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина.

2. Конституция РФ 1993 г. принята...

а) Государственной Думой РФ;

б) Федеральным Собранием РФ;

в) Народом на референдуме;

г) Президентом РФ;

д) Конституционным Собранием.

3. Какой по счету является ныне действующая Конституция России:

а) третьей;

б) четвертой;

в) пятой;

г) шестой;

д) седьмой.

4. К юридическим свойствам конституции НЕ относится...

а) верховенство;

б) высшая юридическая сила;

в) юридическая база законодательства;

г) учредительный характер;

д) политический характер.

5. Укажите дату принятия ныне действующей Конституции:

а) 31 марта 1992 г.;

б) 22 декабря 1993 г.;

в) 12 декабря 1993 г.;

г) 12 июня 1990 г.

6. Судьи федеральных судов назначаются:

а) Президентом РФ;

б) Высшей Коллегией судей РФ;

в) Советом Федерации РФ;

г) Государственной Думой РФ;

д) Правительством РФ.

7. Действие Конституции может выть приостановлено:

а) Президентом РФ;

б) Постановлением Совета Федерации;

в) Конституционным Собранием;

г) Конституционным судом;

д) Действие конституции нельзя приостановить;

е) посредством референдума.

8. Органы местного самоуправления:

а) входят в систему органов государства;

б) не входят в систему органов государства;

в) входят в систему общественных объединений;

г) входят в систему органов субъектов федерации;

д) входят в федеральную и региональную систему органов власти.

9. Глава администрации местного самоуправления:

а) назначается главой субъекта Федерации;

б) избирается населением муниципального образования;

в) избирается представительным органом муниципального образования;

г) избирается населением или представительным органом муниципального образования;

д) назначается представительным органом субъекта Федерации.

10. Правительство Российской Федерации издает:

а) указы и решения;

б) решения и инструкции;

в) решения и приказы;

г) законы и приказы;

д) постановления и распоряжения.

11. Судебная власть НЕ осуществляется посредством:

а) конституционного судопроизводства;

б) гражданского судопроизводства;

в) уголовного судопроизводства;

г) трудового судопроизводства;

д) административного судопроизводства.

12. Какие составные части входят в структуру Конституции РФ?

а) преамбула;

б) переходные и заключительные положения;

в) временные положения;

г) приложения;

д) поправки;

е) дополнения;

ж) основная часть, состоящая из двух разделов и 9 глав;

з) основная часть, состоящая из 9 глав, объединенных в одном разделе.

13. Муниципальная служба — это:

а) профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе;

б) профессиональная деятельность, которая осуществляется не на постоянной основе на муниципальной должности, являющейся выборной;

в) профессиональная деятельность, которая осуществляется не на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной;

г) профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

14. Как правильно называется наше государство?

а) РФ;

б) Россия;

в) СССР

г) РСФСР.

15. Государственный строй РФ это ...

а) система социальных, экономических и политических отношений, установленных правовой системой РФ;

б) система социальных отношений, установленных нормами конституционного права РФ;

в) система материальных и политических отношений, закрепленных Конституцией РФ;

г) система социальных, экономических, политико-правовых отношений, установленных и закрепленных нормами конституционного права РФ;

д) система политических и правовых отношений, установленных нормами конституционного права РФ.

16. В каких случаях НЕ возможна отставка Правительства по Конституции РФ:

а) при вводе режима чрезвычайного положения;

б) Правительство само подает в отставку;

в) Президент принимает решение об отставке правительства по собственной инициативе;

г) Государственная Дума выражает недоверие Правительству;

д) при постановке Председателем Правительства вопроса о доверии перед Государственной Думой.

17. Кто в РФ имеет право на собственную конституцию:

а) РФ как суверенное государство;

б) республики;

в) автономные округа;

г) города федерального значения;

д) края.

18. Закреплено ли в Конституции РФ право наций на самоопределение?

а) нет;

б) да;

в) частично.

19. Исполнительную власть в РФ осуществляет:

а) Президент РФ;

б) Президент РФ и Правительство РФ;

в) Кабинет министров;

г) Правительство РФ;

д) Министерства и ведомства.

20. Какие общественные объединения запрещены в нашей стране?

а) подрывающие целостность РФ;

б) разжигающие социальную, национальную и религиозную рознь;

в) посягающие на основы конституционного строя;

г) имеющие вооруженные отряды.

21. Государственный язык в Российской Федерации:

а) двуязычие в республиках;

б) русский;

в) русский и английский.

22. Кто может изменить основы конституционного строя РФ:

а) Федеральное Собрание;

б) Конституционное Собрание;

в) Конституционный Суд;

г) народ - путем референдума;

д) никто.

23. Председателя Правительства назначает:

а) Президент РФ;

б) Совет Федерации;

в) Государственная Дума;

г) Президент РФ с согласия Государственной Думы,

д) Президент РФ с согласия Совета Федерации.

24. Кто является носителем суверенитета Российской Федерации?

а) представительные органы Российской Федерации;

б) Правительство Российской Федерации;

в) многонациональный народ Российской Федерации;

г) Президент Российской Федерации;

д) субъекты Российской Федерации.

25. Кто в правовом государстве является источником права?

а) государство;

б) общество;

в) политические партии;

г) трудовые коллективы;

д) законы, принятые с учетом неотчуждаемых прав человека.

26. В какой форме народ осуществляет государственную власть и законотворчество?

а) через органы государственной власти;

б) непосредственно;

в) через органы местного самоуправления;

г) через референдум;

д) через свободные выборы.

27. Чьи интересы представляет Совет Федерации?

а) народа;

б) политических партий;

в) представительных органов;

г) республик;

д) субъектов РФ.

28. Основы правового положения личности, это:

а) аналог основных прав, свобод и обязанностей;

б) институт конституционного права, устанавливающий основы отношений между личностью, обществом и государством;

в) аналог гражданства.

29. Слово «личность» в Конституции Российской Федерации означает, что это:

а) гражданин;

б) иностранный гражданин;

в) человек;

г) человек как субъект правовых отношений и сознательной деятельности;

д) лицо без гражданства.

30. Первое заседание Государственной Думы проводит:

а) старейший по возрасту депутат;

б) представитель партии, получивший большинство голосов на выборах;

в) представитель партии, получивший меньшинство голосов на выборах;

г) лицо, назначенное Президентом РФ;

д) председатель Совета Федерации.

31. Что понимается под гражданством:

а) правовая принадлежность лица к конкретному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений;

б) когда государство в полном объеме сохраняет права и свободы человека и гражданина;

в) подданство;

г) связь лица с конкретным лицом.

32. Можно ли лишить гражданства РФ:

а) лицо, совершившее преступление;

б) лицо, выехавшее на постоянное жительство в другую страну;

в) лицо, вступившее в брак с иностранцем;

г) при совершении лицом государственной измены;

д) нельзя лишить гражданства ни при каких условиях.

33. Гражданство республики в составе РФ:

а) существует независимо от гражданства РФ;

б) может быть сохранено после выхода из гражданства РФ;

в) может быть предоставлено иностранцу, не являющемуся гражданином РФ;

г) предоставляется гражданам РФ, проживающим в республике.

34. Кому Президент РФ дает присягу:

а) депутатам Государственной Думы;

б) членам Совета Федерации;

в) Конституционному Собранию РФ;

г) Конституционному Суду РФ;

д) народу РФ.

35. Какие основания прекращения гражданства устанавливает закон?

а) вследствие выхода из гражданства;

б) вследствие отмены решения о приеме в гражданство;

в) путем выбора гражданства при изменении границы РФ;

г) путем оптации.

36. Какие органы решают вопросы, связанные с гражданством:

а) Президент РФ;

б) Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ;

в) Министерство внутренних дел;

г) МИД;

д) Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

37. К социальным правам и свободам относятся:

а) свобода мысли;

б) право на обращение в государственные органы;

в) право на жилище;

г) право на объединение;

д) право на образование;

е) право собираться мирно, без оружия.

38. Когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет:

а) Председатель Совета Федерации;

б) Председатель Государственной думы;

в) Председатель Правительства;

г) Вице Президент;

д) Министр иностранных дел.

39. Гарантией прав и свобод выступает:

а) право на судебную защиту;

б) право на компенсацию морального вреда;

в) право на самозащиту;

г) право на обжалование действий должностных лиц.

40. Обязанностью граждан РФ является:

а) соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

б) платить налоги и сборы;

в) защищать Отечество;

г) получать высшее образование;

д) заниматься предпринимательством;

е) бережно относится к окружающей среде.

41. Российская Федерация - это:

а) парламентская республика;

б) дуалистическая республика;

в) президентская республика;

г) суперпрезидентская республика;

д) республика со смешанной формой правления.

42. Субъекты Российской Федерации имеют:

а) равный статус;

б) различный друг от друга.

43. Требования к кандидату в депутаты Государственной Думы:

а) 21 год;

б) гражданство РФ;

в) проживание в стране не менее 5 лет;

г) высшее образование.

44. Государственный суверенитет РФ распространяется:

а) на всю ее территорию;

б) только на территории краев, областей и автономных образований;

в) только на территории субъектов, которые признают суверенную власть РФ.

45. Конституционно-правовой статус РФ определяется:

а) только Конституцией РФ;

б) только Конституцией РФ и Федеративным договором;

в) только Декларацией о государственном суверенитете;

г) только Федеративным договором и Декларацией о государственном суверенитете;

д) Конституцией РФ, Федеративным договором и Декларацией о государственном суверенитете;

46. Президент Российской Федерации является:

а) главой государства;

б) главой государства и высшим должностным лицом;

в) высшим должностным лицом;

г) высшим должностным лицом и Председателем Правительства РФ;

д) главой государства и главнокомандующим вооруженных сил.

47. Равноправие субъектов РФ заключается в:

а) самостоятельном ведении налоговой политики;

б) самостоятельном ведении таможенной политики;

в) их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

г) самостоятельном изменении своего статуса;

д) самостоятельном изменении своих границ.

48. Сколько автономных областей в составе РФ?

а) 1;

б) 4;

в) 8;

г) 10;

д) 12;

е) нет правильного ответа.

49. Президент Российской Федерации избирается:

а) Советом Федерации РФ;

б) Федеральным Собранием РФ;

в) Гражданами РФ;

г) Главами субъектов РФ;

д) Конституционным Собранием.

50. Избирательное право РФ – это:

а) порядок выборов Президента РФ;

б) порядок выборов президентов республик в составе РФ;

в) порядок назначения губернаторов субъектов Федерации;

г) порядок выборов депутатов Государственной Думы;

д) прядок выборов государственных органов РФ населением РФ.

Ответы заочного тура по праву принимаются до 31 января 2014 года по электронному адресу юридического факультета ФГБОУ ВПО «РГСУ» Филиала в г. Чебоксары: uf_rgsu@rambler.ru.

StudFiles.ru

10.Понятие, сущность, юридическая природа, основные свойства и функции Конституции.

Понятие Конституции РФ

Среди правовых актов любого государства конституция занимает особое место. Конституция выступает в качестве общепризнанной платформы существования общества и предоставляет собой официальное выражение его интересов. Вместе с тем, как основной закон государства, конституция является продуктом и орудием государственной власти. Особое место во всей правовой системе государства вызывает необходимость всестороннего изучения конституции как самостоятельного объекта научного познания. Исследователями анализируются понятие и сущность конституции, предпосылки способы ее возникновения, ее виды, юридические свойства, место в правовой системе государства, принципы, функции и другие стороны правовой природы конституции.

Конституция занимает особое место в правовой системе государства. Конституция – это правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а так же основы взаимоотношения государства и гражданина. В этом определении отчетливо видна юридическая сущность конституции, которая проявляется, во-первых, в том, что ее нормы имеют приоритет над нормами законов и подзаконных актов. Во- вторых, законы и иные акты принимаются предусмотренными конституцией органами и установленном ею порядке. Таким образам, можно рассматривать конституцию как главный источник права и основу правовой системы, нормативно-юридического регулирования общественных отношений в стране.

Конституцию от всех других правовых актов традиционно отличают следующие черты:

  • Особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

  • Учредительный, первичный характер конституционных установлений;

  • Всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е тех сфер общественный отношений, воздействие на которые она распространяет;

  • Особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.

2. Юридические свойства Конституции рф

Для характеристики конституции как нормативного акта важнее всего представление о ней как о юридическом документе, имеющем в правовой иерархии высшую юридическую силу и учредительный характер.

Эти юридические свойства отражены в Конституции РФ 1993 года.

Юридические свойства конституции – это признаки ее как основного закона государства. Рассмотрим их подробнее, связывая общие положения темы с конституцией Российской Федерации.

Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

Акты, конечно, могут развивать положения конституции. Но при этом если первое слово по каждому вопросу уже сказано конституцией, они не в праве говорить что-то иное, содержать в себе другое предписание. Юридическое верховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Так согласно ст. 15 ч.1 Конституции РФ 1993 г «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить конституции Российской Федерации».

3. Сущность Конституции

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

Сущность конституции, как и любого явления, во многом проясняется, если проанализировать, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызывали ее к жизни. По общепринятому мнению появление конституции в современном ее понимании относится к 18 веку и связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с распадом феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического строя.

ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ — важнейшие направления конституционного воздействия на регулируемые отношения. Ф.к. раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, политическую и мировоззренческую (идеологическую) Ф.к. Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования. Эта функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе. Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции: а) учредительную, которая выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (например, ст. 1—16 Конституции РФ); б) правонаделительную, связанную с закреплением в Основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (например, ст. 83—89, 101, 102, 103, 112—114, 125 Конституции РФ); в) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 Конституции РФ); г) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

StudFiles.ru

Конституционный статус личности, его элементы и место в правовом статусе и в системе конституционного права

Наука конституционного права изучает не все проблемы, касающиеся правового статуса, ибо нормами конституционного права регулируются лишь основы правового положения человека и гражданина, закрепленные Конституцией РФ. Понятия «основы правового статуса человека и гражданина» и «конституционный статус человека и гражданина» - равнозначны.

Базовый принцип конституционного статуса зафиксирован в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Раскрывается он в гл. 2 Конституции.

Таким образом, конституционный статус человека и гражданина – это система прав, свобод и обязанностей индивида, которая отражает его фактическое положение в обществе и закреплена нормами Конституции.

Характеристики конституционного статуса гражданина:

· Отражает лишь общие для всех права, свободы и обязанности и оставляет за своими пределами те права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются при вступлении лиц в какие-то конкретные правоотношения.

· Относительно статичен и не может быть изменен без ведома государства, законодателя.

· Постоянен, не зависит от перемещения по службе, изменения социального положения, материальных возможностей.

Конституционный статус можно классифицировать по различным основаниям. По субъектам различают: а) конституционный статус человека; б) конституционный статус гражданина Российской Федерации; в) конституционный статус гражданина, проживающего на территории Российской Федерации; г) конституционный статус лица без гражданства, проживающего в пределах России.

По объему прав, свобод и обязанностей выделяют: а) базовый (основной) – им обладает каждый – гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства - всем им от рождения принадлежат основные права и свободы, естественные права человека; б) полный (имеют только граждане России); в) ограниченный (специальный) статус.

Элементы конституционного статуса гражданина:

1. Конституционные права, свободы и обязанности. Главный элемент, основа конституционного статуса. Выступают объектом взаимоотношений человека и государств и по их содержанию и объему можно судить о степени свободы личности. Вместе с тем данный институт хотя и важнейший, но не единственный, т.к. определенный круг прав, свобод и обязанностей имеют и неграждане Российской Федерации. Поэтому само по себе его конституционное закрепление еще не дает ответа на вопрос о том, какой конкретно совокупностью прав и свобод обладают граждане, какие они несут обязанности, какие права принадлежат иностранным гражданам и лицам без гражданства. Ответить на этот вопрос помогает следующий элемент конституционного статуса.

2. Гражданство. Позволяет из всей массы физических лиц выделить граждан Российской Федерации. Именно граждане РФ имеют полный конституционный статус, т.е. в полном объеме обладают правами и свободами и несут обязанности, установленные в Конституции. Иностранные граждане и лица без гражданства лишены, например, права участвовать в управлении государством, не несут воинской обязанности. В то же время и граждане Российской Федерации в силу разных причин фактически далеко не всегда наделяются полным объемом конституционных прав и свобод, а потому важную роль в решении анализируемой проблемы играет еще один элемент конституционного статуса.

3. Конституционная правосубъектность. Означает, что гражданин обладает полным объемом конституционных прав и свобод и в полном объеме несет конституционные обязанности. Факторы, ограничивающие конституционную правосубъектность:

· Возраст.Например, ст. 60 Конституции устанавливает, что граждане в полном объеме реализуют свои права и несут обязанности с 18 лет. Для реализации пассивного избирательного права при выборах в Государственную Думу Федерального Собрания требуется возраст в 21 год, для избрания Президентом – 35 лет, право на получение пенсии наступает у женщин в 55 лет, у мужчин – в 60 лет.

· Состояние здоровья гражданина: не могут участвовать в выборах, референдуме лица, признанные судом недееспособными.

· Ограничен статус содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда: они не могут пользоваться избирательными правами и рядом других прав (физическая изоляция от общества предполагает и отстранение их от участия в управлении делами государства).

· Существуют и другие ограничения в правосубъектности, обусловленные местом пребывания, особенностями выполняемой работы и т.д. (гражданин правоспособен, имеет все права, но реализовать их по каким-либо причинам не может).

Таким образом, гражданство и правосубъектность – важнейшие условия, предопределяющие полноту конституционного статуса гражданина российской Федерации.

4.Принципы конституционного статуса гражданина Российской Федерации Предоставление прав и свобод в Российской Федерации строится на основе начал, определяющих правовое положение личности в государстве – конституционных принципах правового статуса человека и гражданина. Принципы правового статуса человека и гражданина– это идеи, выработанные в ходе общественного развития и положенные в основу формирования, функционирования и реализации конституционного статуса личности.

studopedia.ru

33. Конституционное положение (конституционный статус) личности в рф: понятие, элементы и принципы.

Конституция Российской Федерации определяет, что высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность, возлагаемая на государство. 

Конституционно - правовой статус личности– это совокупность прав и обязанностей конкретной личности, которые закреплены в конституции, а так же обеспечены и гарантированны государством.

Элементами конституционно-правового статуса личности являются следующее:

Права и свободы обусловленные Конституционно правовым статусом данной личности

Обязанности вытекающие из его статуса

Гражданство определяющее принадлежность к данному статусу

Конституционная правосубъектность

Гарантии и ограничения прав и свобод.

К принципам конституционно-правового статуса личности относятся:

Принцип равенства всех перед законом и судомзаключается в том, что каждый независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. п. обязан соблюдать законодательство РФ.

Неотчужаемость и неотъемленмостьправ и свобод человека и гражданина - ограничения государством или кем-либо в этих правах и свободах недопустимы, одновременно и отказ самого лица от конституционных прав и свобод юридически недействителен,

Равенство прав и свобод граждан.Никто не может быть лишен этих прав и свобод.

Права и свободы личности в РФ гарантируютсягосударством –

Принцип гуманизма– достоинство личности охраняется государством, ничто не должно ее умолять

34. Понятие и классификация конституционных прав и свобод личности в рф.

Классификацию конституционных прав и свобод человека и гражданина можно проводить по различным основаниям.

1. В зависимости от субъекта обладания конституционные права и свободы можно классифицировать на:

  • права, свободы человека

  • права, свободы гражданина.

2. По степени абсолютизации права человека и гражданина принято делить на абсолютные и относительные. Абсолютные права, в отличие от относительных, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. Сюда относятся право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, право на жилище и ряд других.

3. Наибольшее распространение в науке конституционного права получила классификация прав и свобод по их содержанию.

1) личные,

2) политические ,

3) экономические, социальные и культурные.

35. Личные права и свободы, их конституционное регулирование в РФ.

Основные личные права и свободы гражданина РФ – это неотчуждаемые и принадлежащие каждому с рождения права и свободы человека, не зависящие от наличия гражданства РФ и обеспечивающие охрану жизни, свободы и достоинства личности.

К личным правам и свободам человека и гражданина в РФ относятся: 1) право на жизнь и охрану здоровья; 2) на личную неприкосновенность и охрану чести и достоинства личности; 3) на личную свободу и свободу передвижения; 4) равенство всех перед законом и судом; 5) право на неприкосновенность частной жизни и жилища; 6) право на свободное определение национальной принадлежности и свободное пользование национальным языком; 7) на свободу совести и вероисповедания и т. д.

36. Политические права и свободы, их конституционное регулирование в РФ.

Реализация политических прав и свобод связана с осуществлением политической власти в государстве.

К политическим правам и свободам (статьи 29-33) относятся свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию право на объединение, право на проведение публичных мероприятий, право на участие в управлении делами государства (включая избирательное право, право на участие в референдуме, на участие в правосудии, на доступ к государственной службе), право на обращения (однако информационные права и свободы, право на объединение имеют и неполитические аспекты). К экономическим правам и свободам (статьи 34-36) относятся право на использование способностей и имущества для экономической деятельности, право частной собственности, право наследования. 

37. Экономические, социальные и культурные права и свободы, их конституционное регулирование в РФ.

К экономическим правам и свободам(статьи 34-36) относятсяПраво на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ст.34), право частной собственности,Право свободно распоряжаться своими способностями, выбирать профессию

К социальным правам и свободам(статьи 37-42) относятся право на труд (и другие трудовые права), право на образование, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду (а также на достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба).

К культурным правам и свободам(статьи 43-44) относятся право на образование, свобода творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни.

StudFiles.ru

Конституция Российской Федерации

Отрасль права: Вид: Принятие: Вступление в силу: Первая публикация: Действующая редакция:
Конституция Российской Федерации
Издание
Конституция Российской Федерации, на которой приносили присягу президенты Российской Федерации

Конституционное право

Конституция

Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года

25 декабря 1993 года

Российская газета, № 237, 25 декабря 1993 года

21 июля 2014 года[1]

Wikisource-logo.svg Электронная версия в Викитеке
Политика — Портал:Политика
Россия
Coat of Arms of the Russian Federation.svg

Эта статья — часть серии:
Политическая система
России

Государственный строй России


Конституция России

  • Поправки

Президент России

  • Владимир Путин

  • Администрация президента

  • Совет безопасности

Правительство

  • Председатель Правительства
    • Дмитрий Медведев
  • Состав правительства

Федеральное собрание

  • Совет Федерации
    • Члены СФ
    • Председатель СФ
      • Валентина Матвиенко
  • Государственная дума
    • Депутаты Госдумы
    • Председатель Госдумы
      • Вячеслав Володин

Судебная система

  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд

  • Прокуратура

Федеративное устройство

  • Республики
  • Края
  • Области
  • Города федерального значения
  • Автономная область
  • Автономные округа

Выборы

  • Политические партии
  • Референдумы:
    • 17 марта 1991
    • 25 апреля 1993
    • 12 декабря 1993
  • Парламентские выборы:
    • 1990 • 1993 • 1995 • 1999 • 2003 • 2007 • 2011 • 2016
  • Президентские выборы:
    • 1991 • 1996 • 2000 • 2004 • 2008 • 2012

  • Внутренняя политика
  • Внешняя политика
  • Внешнеэкономическая политика
  • Военное положение
  • Международные организации

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом России 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Среди прочего упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный совет России и заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина[2][3].

История конституции

Основная статья: История конституции России

В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения ветвей власти.

Разработка проекта

16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного Суда РФ[4].

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной ветвей власти.

21 сентября 1993 года Конституционный Суд Российской Федерации вынес Заключение Конституционного Суда РФ от 21.09.1993 № З-2 «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина, связанных с его Указом от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в котором отрешил Б.Н.Ельцина с поста Президента РФ.[5] — которое не было отменено[6]

Основные статьи: Конституционный кризис в России (1992—1993), События сентября — октября 1993 года в Москве

Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:

  • Проект Конституционной комиссии
  • Проект Конституционного совещания, созванного по решению президента РФ Б. Н. Ельцина

В итоге проект Конституционного совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Российской Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен президентом на всенародное голосование.

По мнению Виктора Шейниса, одного из авторов конституции России, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, «президентский проект» конституции создавался под эгидой трёх человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, они были лидерами процесса[7], но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции — себя и Сергея Алексеева[8][9]. В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен президентом России на всенародное голосование (фактически — на референдум), и стал действующей Конституцией Российской Федерации по итогам голосования, прошедшего 12 декабря 1993 г.

Принятие (1993)

Основная статья: Всенародное голосование по Конституции России

15 октября 1993 года президент Борис Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года»[10]. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ[11], но в статье 1 данного закона оба эти термина являются равнозначными.

Голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

Конституция Российской Федерации 1993 года

Структура

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

Конституция России, почтовая марка с купоном. 1995
  • Преамбула
  • Раздел первый
    • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)
    • Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)
    • Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)
    • Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
    • Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118—129)
    • Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)
  • Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Отличия от Конституции 1978 года в последней редакции

  • Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России);
  • Ликвидировано закрепление земли и недр в качестве достояния народов, проживающих на соответствующей территории (ст.11 Конституции 1978 г.);
  • Ликвидирована должность Вице-президента Российской Федерации (ранее статья 121-7 Конституции 1978 года предусматривала, что Одновременно с Президентом Российской Федерации избирается вице-президент Российской Федерации);
  • Россия стала симметричной федерацией: полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми (пункт 4 статьи 5, пункт 2 статьи 72, пункт 1 раздела второго). Однако, республики, входящие в Россию, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов России[12]. В 1992—1993 гг. компетенция республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и округов различалась (см. главы 8, 9, 91 Конституции 1978 года), а до этого, в 1918—1992 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) и вовсе были только национальные образования (республики).
  • Срок полномочий президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2012 году увеличен до 6 лет);
  • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в президенты России; (в 1991—1993 гг. составлял 65 лет);
  • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;
  • Изменён текст Присяги президента Российской Федерации;
  • Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996—2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);
  • Президент Российской Федерации был наделен полномочиями главы государства, но перестал считаться главой исполнительной власти и её частью.
  • Введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические (ФКЗ, принимаются двумя третями голосов депутатов ГД и одобряются тремя четвертями голосов членов СФ) и законы о поправках к Конституции (порядок принятия тот же + ратификация субъектами).
    • Согласие субъектов Федерации (ратификация) теперь требуется для любых поправок к Конституции (а не только для изменения норм о федеративном устройстве).
    • Установлен усложненный порядок изменения основ конституционного строя (глава 1), норм о правах человека (глава 2) и порядке изменения Конституции (глава 9). Ранее любой раздел Конституции (включая основополагающие её нормы) мог быть изменен Съездом народных депутатов России (законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации).
  • Нормы об основах системы государственной власти субъектов России выведены из Конституции в федеральные законы (прежде всего — Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Ранее система государственной власти во всех субъектах была регламентирована непосредственно Конституцией России (разделы VI и VI1 Конституции 1978 года)
  • Отменена регламентация структуры представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в прежней Конституции статус местных Советов народных депутатов и местной администрации регламентировался непосредственно (главы 17 и 18)
  • Принципы избирательной системы выведены в законы. Ранее они регламентировались отдельной главой Конституции (одиннадцатой)
  • Государственная символика стала устанавливаться федеральными конституционными законами. Ранее герб и флаг были установлены непосредственно Конституцией (соотв. статьи 180 и 181 Конституции 1978 года), а гимн определялся Верховным Советом России (статья 182).
  • Конституция получила высшую юридическую силу (статья 15 Конституции России). Ранее говорилось лишь о том, что «все законы и иные акты государственных органов Российской Федерации издаются на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.» (статья 184 Конституции России 1978 года), поскольку Съезд народных депутатов России отказался рассматривать беловежское соглашение (и, в частности, отменять формальное действие Конституции и законов СССР)
  • Отменено право приостановления отдельных статей Конституции законодательным органом (ранее статья 185 Конституции 1978 года предусматривала, что Съезд народных депутатов России может это сделать не менее, чем двумя третями голосов народных депутатов России).
  • Исключены нормы о делегировании парламентом своих полномочий (ранее они предусматривались статьей 185 Конституции России 1978 года)
  • В Конституцию введены нормы о порядке принятия новой Конституции (Конституционным Собранием, двумя третями голосов от общего числа членов Собрания, либо референдумом, назначенным Собранием). Прежняя Конституция не включала прямых норм о порядке принятия Конституции, но содержала указание на эту процедуру среди исключительных полномочий Съезда (пункт 1 части третей статьи 104 КРФ 1978 года).

Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Основная статья: Поправки к Конституции России

Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть, субъектами, которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • Совет федерации;
  • Государственная дума;
  • Правительство Российской Федерации;
  • законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
  • группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.

Порядок внесения поправок в Конституцию и её пересмотра регламентируется главой 9 Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

  1. пересмотр положений глав 1 (основы конституционного строя), 2 (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;
  2. поправки к остальным главам (кроме статьи 65);
  3. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;
  4. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.

Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.

За время своего существования конституция претерпела 4 поправки.

Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта России

Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации. Нормативный акт До изменений После
Указ президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 Ингушская Республика Республика Ингушетия
Указ президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 Республика Северная Осетия Республика Северная Осетия — Алания
Указ президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. № 173 Республика Калмыкия — Хальмг Тангч Республика Калмыкия
Указ президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 679 Чувашская Республика — Чаваш Республики Чувашская Республика — Чувашия
Указ президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. № 841 Ханты-Мансийский автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России

В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции:

Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации Федеральный конституционный закон Дата внесения изменений Исключено из статьи 65 Включено в статью 65
от 25 марта 2004 года № 1 1 декабря 2005 Пермская область, Коми-Пермяцкий автономный округ Пермский край
от 14 октября 2005 года № 6 1 января 2007 Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Эвенкийский АО —[13]
от 12 июля 2006 года № 2 1 июля 2007 Камчатская область, Корякский автономный округ Камчатский край
от 30 декабря 2006 года № 6 1 января 2008 Усть-Ордынский Бурятский АО —[14]
от 21 июля 2007 года № 5 1 марта 2008 Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ Забайкальский край
от 21 марта 2014 года № 6 21 марта 2014 Республика Крым, город федерального значения Севастополь

Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации

Статья 136 Конституции гласит: «Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации».

Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции

В статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.

Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором — вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3—8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.

Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание — особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:

  • подтверждает неизменность Конституции;
  • разрабатывает проект новой Конституции, который:
    • принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или
    • выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.

Отличия Конституции от законов

Конституция России:

  • закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
  • обладает высшей юридической силой;
  • обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
  • отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
  • является базой для текущего законодательства.

Конституция и ограничение прав и свобод человека и гражданина

Файл:Medvedev responds to heckler.ogvВоспроизвести медиафайл Дмитрий Медведев: «…в соответствии с Конституцией именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание государственной деятельности…» Фрагмент выступления на научно-практической конференции, посвящённой 15-летию принятия Конституции Российской Федерации, 12 декабря 2008 года

ru.wikipedia.org

Читайте также