Значение и смысл слова

Значение и смысл

До того как перейти к основной теме, следует ввести одно поня­тие, которое сыграет значительную роль во всем дальнейшем рассу­ждении.

Рядом с понятием значения, в современной психологии приме­няется понятие смысла, которое играет решающую роль для анализа важнейших сторон проблемы языка и сознания.

Для классической лингвистики «значение» и «смысл» были почти синонимами и, как правило, применялись однозначно. Лишь в самое последнее время в зарубежной психологии и психолингвисти­ке стали различаться два аспекта понятия значения слова: «рефе­рентное» значение, т.е. значение, вводящее его в определенную ло­гическую категорию, и «социально-коммуникативное» значение, отражающее его коммуникативные функции (Халлидей, 1970, 1975; Ромметвейт, 1974; и др.).

В советской психологии различие «значения» и «смысла» было введено несколькими десятилетиями раньше - еще Л. С. Выготским в его классической книге «Мышление и речь», которая впервые была опубликована в 1934 г. и приобрела широкую известность.

Под значением мы понимаем объективно сложившуюся в про­цессе истории систему связей, которые стоят за словом. Например, за словом «чернильница» стоит значение, на котором мы останавли­вались выше. Как мы уже говорили, слово «чернильница», которое сложилось в общественной истории, обозначает нечто, имеющее отношение к краске (черн-), к орудийности (-ил-), к вместилищам (- ниц-). Таким образом, это слово не только указывает на определен­ный предмет, но и подвергает его анализу, вводит его в систему объ­ективных связей и отношений.

Усваивая значения слов, мы усваиваем общечеловеческий опыт, отражая объективный мир с различной полнотой и глубиной. «Значение» есть устойчивая система обобщений, стоящая за словом, одинаковая для всех людей, причем эта система может иметь только разную глубину, разную обобщенность, разную широту охвата обо­значаемых им предметов, но она обязательно сохраняет неизменное «ядро» - определенный набор связей.

Рядом с этим понятием значения мы можем, однако, выделить другое понятие, которое обычно обозначается термином «смысл». Под смыслом, в отличие от значения, мы понимаем индивидуальное значение слова, выделенное из этой объективной системы связей; оно состоит из тех связей, которые имеют отношение к данному мо­менту и к данной ситуации. Поэтому если «значение» слова является объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл» - это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации.

Обратимся к примеру, иллюстрирующему это положение. Сло­во «уголь» имеет определенное объективное значение. Это черный предмет древесного происхождения, результат обжига деревьев, имеющий определенный химический состав, в основе которого ле­жит элемент С (углерод). Однако смысл слова «уголь» может быть совершенно различным для разных людей и в разных ситуациях. Для хозяйки слово «уголь» обозначает то, чем разжигают самовар или что нужно для того, чтобы растопить печь. Для ученого уголь - это предмет изучения, и он выделяет интересующую его сторону этого значения слова - строение угля, его свойства. Для художника - это инструмент, которым можно сделать эскиз, предварительный набро­сок картины. А для девушки, которая испачкала белое платье углем, слово «уголь» имеет неприятный смысл: это что-то, что доставило ей в данный момент неприятные переживания.

Значит, одно и то же слово имеет значение, которое объективно сложилось в истории и которое потенциально сохраняется у разных людей, отражая вещи с различной полнотой и глубиной. Однако на­ряду со значением каждое слово имеет смысл, под которым мы име­ем в виду выделение из этого значения слова тех сторон, которые связаны с данной ситуацией и аффективным отношением субъекта.

Именно поэтому современные психолингвисты с полным осно­ванием считают, что если «референтное значение» является основ­ным элементом языка, то «социально-коммуникативное значение» или «смысл» является основной единицей коммуникации (в основе которой лежит восприятие того, что именно хочет сказать говоря­щий и какие мотивы побуждают его к высказыванию) и вместе с тем основным элементом живого, связанного с конкретной аффективной ситуацией использования слова субъектом.

Взрослый культурный человек располагает обоими аспектами слова: и его значением, и его смыслом. Он твердо знает устоявшееся значение слова и вместе с тем может каждый раз выбирать нужную систему связей из данного значения в соответствии с данной ситуа­цией. Легко понять, что слово «веревка» для человека, который хо­чет упаковать покупку, имеет один смысл, а для человека, который попал в яму и хочет выбраться из нее, это средство к спасению. Только при некоторых нарушениях психики, например при шизоф­рении, резко страдает возможность выбрать смысл, соответствую­щий ситуации, и если человек, который упал в яму и которому бро­сили веревку, будет рассуждать о качествах веревки, скажем, о том, что «веревка - это вервие простое», и будет резонерствовать вместо того, чтобы действовать, это будет свидетельствовать о явном от­клонении его психики от нормы.

Итак, в слове наряду со значением, включающим предметную отнесенность и собственно значение, т. е. обобщение, отнесение предмета к известным категориям, имеется всегда и индивидуаль­ный смысл, в основе которого лежит преобразование значений, вы­деление из числа всех связей, стоящих за словом той системы свя­зей, которая актуальна в данный момент.

Обратимся теперь к основной интересующей нас теме и попы­таемся проследить, как формируется значение слова в процессе раз­вития ребенка.

studopedia.ru

Значение и смысл

Разобранные примеры свидетельствуют о том, что осмысление текста — сложный процесс. Вместе с тем он подчиняется определенным законам, обусловленным феноменальными особенностями работы человеческого мозга. Как же использовать эти законы для нашей задачи: научиться при быстром чтении глубоко и полно понимать текст? Чтобы найти пути решения этой проблемы, необходимо вначале решить вопрос о том, что следует понимать в читаемом тексте. Очевидно, некоторым читателям сам вопрос может пока­заться бессмысленным: понимать нужно все, что содержится в тексте. И вот здесь нас ожидает интересное открытие: текст весь, целиком читать не надо. Чтобы понять его, достаточно прочесть только некоторую его часть, которую можно условно назвать «золотым ядром» содержания. Это именно те 25% со­держания текста, которые остаются после исключения избыточности.

Что же представляет собой «ядро»? Чтобы понять это, рассмотрим основ­ные семантические (смысловые) принципы построения текста. Как устано­вила современная лингвистика, тексты обладают единством внутренней ло­гической организации. Они строятся по единым логическим правилам связности изложения.

Рис. 11. Уровни сжатия текста

Кроме того, как мы уже знаем, избыточность текстов до­ходит до 75%. Очевидно, «золотое ядро», о котором мы говорим, и несет основ­ную смысловую нагрузку. А если это так, то целевой процесс преоб­разования текста, т. е. его сжатие, при чтении можно условно считать выде­лением и формированием этого «ядра». На рис. 11 приведена блок-схема последовательности выполнения этой операции. Текст содержит определенную информацию, которую читатель в нем видит.

При описании дальнейших преобразований будем исходить из семанти­ческой теории информации, разработанной советским математиком и линг­вистом Ю. А. Шрейдером. Согласно этой теории читатель, изучая инфор­мацию, сравнивает ее с тем объемом знаний (его еще называют тезаурусом), которым он располагает в данный момент, и дает оценку поступающей инфор­мации. Это означает, что если вначале читатель не понял текста, то текст не несет для него никакой информации. Если затем, спустя даже длительное время, получив новые знания, читатель вторично обращается к этому же тексту, то он уже извлекает из него нужную информацию. Что же происходит с ней дальше? В результате изучения текста читатель выделяет смысл, который затем преобразуется в значение. Прежде чем разбирать сущность происходя­щего далее процесса, необходимо дать объяснение: что же такое смысл и зна­чение? Впервые изучение понятий «смысл» и «значение» предпринял не­мецкий математик и логик Готлоб Фреге.

В 1892 г. вышла его работа «О смысле и значении», которая до настоящего времени не потеряла своей актуальности. Г. Фреге определяет смысл как со­держание языкового выражения, т. е. это мысль, содержащаяся в словах. Зна­чением языкового выражения является тот сущностный предмет, который словесно зафиксирован в сознании человека. Например, значением слова Луна по существу является небесное тело или естественный спутник Земли.

Согласно концепции Г. Фреге, отношение имени к тому, что оно называет или обозначает, является отношением называния, а вещь, которая называет­ся, является значением этого имени. Всякое имя всегда что-то называет (функция наименования, или номинации), и этим что-то является определен­ная вещь. Естественно, что могут быть и неназванные вещи.

Таким образом, значение — это сущностное свойство имени, которое реализуется путем многообразного называния вещей. Смыслом Г. Фреге назы­вает различие в способе формального обозначения предметов именами. Со­четания слов типа Александр Пушкин, великий русский поэт, поэт, убитый Дантесом различны по смыслу, но одинаковы по значению. В языке вообще и в текстах в частности можно найти разные способы использования имен: педагог — преподаватель; врач — доктор; бегемот — гиппопотам и т. д. Эти примеры сообщают разные сведения об одном и том же. Смысл есть то, что передается и понимается в сообщении как социально значимая информа­ции и что при приеме сообщения должно быть понято однозначно. Два выра­жения могут иметь одно и то же значение, но разный смысл, если эти выраже­ния различаются по структуре реализации текста. Рассмотрим выражения «5» и «3+2». Смысл в каждом из них различный, а значение—одинаковое.

Обратимся вновь к рис. 11. Заключительные этапы преобразования фраг­мента текста включают выделение значения из полученного смысла. Озна­чает ли это, что всегда, в любом тексте есть все компоненты этой схемы? Совсем нет. Однако содержание каждого ее элемента идет по убывающей. В самом деле, тексты всегда содержат информацию. Немного можно найти бессмыс­ленных текстов. Но очень многие осмысленные тексты не содержат значения. В литературе по логике обычно приводят пример такого пустого выражения:

понятие, выраженное словами король Франции, имеет смысл, но применитель­но к XX в. значения не имеет. Возможны ли научные тексты подобного со­держания? Для ответа достаточно узнать, есть ли значение в цитируемом тексте.

Рассмотрим некоторый тотальный и, следовательно, уникальный эк­земпляр «А». Установление тождества экземпляра с самим собою можно рассматривать как отображение, приводящее образы «А» в соответствии с прообразом «А». Экземпляр «А» по определению может быть сопоставлен только с самим собою. Поэтому отображение является внутренним и, согласно теореме Стилова, может быть представлено в виде суперпозиции топологического и последующего аналитического отображения. Совокуп­ность образов «А» составляет точечную систему, элементы которой явля­ются эквивалентными точками ... Как показал анализ, проведенный советским лингвистом И. П. Севбо, фор­мальная связанность и наукообразное звучание не уменьшают пустоты этого текста.

Очевидно, теперь мы можем ответить на вопрос о том, что же следует чи­тать в текстах: нужно уметь находить значение.

Как же практически научиться выделять значение? Рассмотрим еще одно интересное явление. Как показал Н. И. Жинкин, мозг каждого человека уже обладает этой способностью, так как содержит программу выделения зна­чения в любом читаемом тексте, имеющем смысл. Эксперименты психологов! подтвердили, .что при обработке текста человеческий мозг всегда выделяет «ядерное» значение независимо от способа его формального выражения или смысла. Так, в одном из опытов группе испытуемых предлагалось нажимать специальную кнопку каждый раз, как только на экране появлялось словодоктор, и не реагировать на сигнал, если появлялись другие слова, даже сход­ные по начертанию, например диктор. Большинство испытуемых справились с

Рис. 12. Фильтрующая способность мозга

этим заданием. Затем без предупреждения на экране была показана над­пись врач. Практически все нажали кнопку, хотя по начертанию это слово никак не походило на слово доктор.

Этот пример — доказательство того, что при восприятии текстовой ин­формации мозг реагирует не на языковую структуру слова, а на его содержа­тельную часть. Восприятие мозгом различных словосочетаний показано на рис. 12. Благодаря наличию алгоритмического фильтра мозг не пропускает (выдает на выходе 0) фразу «Лиловые идеи яростно спят». Для фразы «Моя твоя не понимай» формируется соответствующее выражение. И наконец, мозг реагирует одинаково на слова врач и доктор, тогда как для слова «диктор» на выходе также 0.

StudFiles.ru

Значение слова как единица изучения речевого мышления. Стадии развития значений слов (Л.С. Выготский). Методика «двойной стимуляции». Значение и смысл слов

Единица анализа речевого мышления – психологический феномен, который одновременно является и речью, и мышлением – значение слов. Значение – это характеристика слова, с другой стороны – это обобщенное представление действительности. До появления человека речь и мышление эволюционировали отдельно и независимо друг от друга. Объединение их стало возможно благодаря возникновению в человеческом обществе языка. Речевое мышление возникло примерно в 2 года, когда дети начинают обладать языком. Как в онтогенезе развилось значение слова? Идея – моделирование естественных условий, в которых происходит овладение человеческими понятиями. 1) человек в окружающем мире сталкивается с различными объектами, которые могут быть сходны или отличны друг от друга по каким-то признакам. 2) человек в окружающем мире сталкивается со словами, которыми обозначают эти понятия. Понятие формируется в условиях возможного соотнесения различных слов с различными объектами, которые обозначаются этими словами. Выготский: В качестве единицы анализа высших форм мышления, отличающих человека от животных, следует выбрать значение слова, отражающее «единство общения и обобщения».

Выготский и Лурия экспериментально обосновали положение, согласно которому типы речевого мышления характеризуются видами обобщений, которые фиксируются в слове. О типе мышления можно судить по структуре функционирующих в его речи значений. Тогда этапы развития значений (в социогенезе и онтогенезе) дают название формам мышления: синкретическое, комплексное и понятийное. Дети 3-12 лет: стадии развития речи: 1) стадия синкретов. Особенности: между геометрическими фигурами невозможно установить объективные связи. Трудно выявить объективные содержания значения слов, используемых детьми. Группировка на основе случайного признака. 2) стадия комплексов. При подборе геометрических фигур дети начинают ориентироваться на их объективные признаки. При этом, не 1 из этих признаков не является общим для всех обозначенных тем или иным словом фигур. Значение слов характеризуется определенным объективным содержанием, но его нельзя назвать понятием. Есть 5 видов комплексов: ассоциативный (дети подбирают фигуры по образцу сразу по нескольким сменяющим друг друга признакам), коллекция (они это делают не по принципу сходства, а по принципу дополнительности), цепной (дети начинают подбирать фигуры по одному признаку. Но в какой-то момент они меняют признак), диффузный (фигуры подбираются на основе общего глобального сходства), псевдопонятие (отобранные фигуры имеют хотя бы один общий признак). 3) стадия понятий. Обнаруживается хотя бы один общий признак + они осознают этот признак как общий. У детей понятия впервые возникают в виде потенциальных понятий. Их содержание характеризуется одним общим для какой-то группы предметов признаком. Развитие понятий завершается формированием истинных понятий, они составлены по совокупности общих признаков. Истинные понятия впервые появляются у детей к 11-12 годам.

Методика двойной стимуляции– методика, первоначально разработанная Л.С. Выготским и Л.С. Сахаровым для изучения процесса образования понятий. В ней используются два ряда стимулов, из которых первый выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а второй – функцию знаков, с помощью которых эта деятельность организуется. Так в эксперименте Выготского – Сахарова в качестве стимулов–объектов использовались фигуры различных цветов, формы, высоты и размеров, а в качестве стимулов–средств – слова, написанные на обратной стороне каждой из фигур, являющиеся экспериментальными понятиями. Испытуемый должен был сформулировать понятие, постепенно раскрывая его признаки на основании отбора фигур, которые, по его мнению, выступали носителями данного понятия. При этом оказывалось возможным исследовать, как испытуемый применяет знаки для управления своими мыслительными процессами и как в зависимости от способа употребления слова протекает весь процесс образования понятий. В дальнейшем методика получила широкое методологическое осмысление как средство анализа развития и функционирования высших психических функций в целом.

Процесс воплощения мысли в слово длится по времени и проходит 5 последовательных планов. Их можно рассматривать как определённые формы существования мысли. 1 план – план внешней речи. Мысль представлена в конечной форме – звуковом выражении. 2 план – план значения внешней речи. Мысль существует в значении, связанных друг с другом слов. 3 план – план внутренней речи. Внутренняя речь – речь для себя. Она не используется для передачи другим людям. Ей свойственны определённые характеристики, которые отличают её от внешней речи (1. внутренняя речь является предикативной. В ней отсутствует субъект, о котором что-то сообщается. Т.к. каждый человек знает, о чем высказывается. 2. она является сокращенной. Она состоит не из полностью произносимых слов или фраз, а из обрывков. 3. преобладание смысла над значением). 4 характеристики значения слова: 1) объективность. Значение слова существует в языке независимо от субъекта так, что субъект должен присвоить эти значения и овладеть ими. 2) устойчивость. Значение слова обладает неизменным содержанием. 3) универсальность. Одинаковые содержания значения слов для всех людей. 4) значение слов – такие содержания, которые существую только вне контекстов фраз. Смысл слова – характеристики противоположные значению слов. Смысл слова: субъективность. Содержание зависит от воли и желания субъекта; изменчивость; уникальность; возникает и существует только в контексте фраз. Смысл слова – это субъективные изменчивые и часто уникальные содержания слова, приобретаются им только в определенном контексте фраз. 4 план – план мысли. Мысль существует в чистом виде, без связи с внутренней и внешней речью. 5 план – план потребности – волевой сферы. Любая мысль, которой предстоит воплотиться в слова, возникает в связи с его потребностью.

Значения являются одновременно: 1) предметом процесса мышления (содержанием того, о чем мы мыслим), 2) средством мышления (знак выполняет функцию орудия, позволяя выделять свойства объекта, фиксировать и устанавливать новые отношения), 3) продуктом мышления (в результате мышления вырабатываются новые значения).

Определение и основные процессы памяти. Виды памяти; их возможности классификации. Модели памяти. Закономерности памяти: кривые забывания, закон «края рядя», память и деятельность, мотивация и запоминание.

Память – психический процесс отражения опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Процессы памяти: 1) Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти впечатлений. 2) Сохранение – процесс переработки, обобщения и систематизации материала. 3) Воспроизведение (припоминание) – восстановление в памяти прежде воспринятой информации. 4) Забывание – процесс, ориентированный на удаление из памяти информации. У забывания есть положительная сторона – человек освобождает свою память для сохранения новой информации или забывает отрицательные события. 5) Узнавание – процесс памяти, в результате которого при восприятии информации возникает чувство знакомости.

Виды памяти: 1) В зависимости от времени сохранения материала: мгновенная (3 секунды), кратковременная (7±2 секунды) является обязательным промежуточным хранилищем и фильтром, который перерабатывает самый большой объём информации. Кратковременная память очень тесно связана с долговременной, т.к. здесь отсеивается ненужная информация и остается полезная, оперативная (промежуточная) – время хранения информации рассчитано на решение задачи, долговременная. 2) В зависимости от преобладающего анализатора: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, вкусовая, двигательная 3) • Генетическая (врожденная) • Прижизненная: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Законы памяти – общие закономерности, которые характеризуют работу и устройство памяти человека:

1) Закон ассоциаций: чем больше разнообразных связей и ассоциаций будет выявлено между частями сложно устроенного материала, тем быстрее и лучше материал запомниться, дольше сохраниться и легче припомнится.
Виды ассоциаций: по сходству, по контрасту, по смежности: психические образования, которые возникли одновременно или последовательно, воспринимаются вместе.

2) Закон Эббингауза: в первые часы после заучивания действует активный процесс забывания информации.

3) "Эффект края": хорошо запоминается начало и окончание информации.

4) "Эффект Зейгарник": гораздо быстрее забывается то, что касается завершенных дел, чем то, что касается незавершенных.

5) Закон активного повторения при заучивании материала.

Запоминание – процесс памяти, направленный на сохранение в памяти впечатлений.

Воспроизведение (припоминание) – восстановление в памяти прежде воспринятой информации.

Виды запоминания в зависимости от участия воли:

1) Произвольное (есть цель – запомнить).

Психологические условия: создание психологической установки; разумное во времени повторение; для эффективности важна внимательность.

2) Непроизвольное (без цели, но при наличии интереса).

3) Механическое (заучивание информации путем многократного повторения).

4) Смысловое (основано на поиске смысловых связей в изучаемом материале).

Воспроизведение информации происходит тем же путем, как происходило запоминание.

1. Ассоционистическая теория. Ассоциация – связь, соединение, объяснительный принцип всех психических образований. Необходимое и достаточное основание для образования связи между 2 впечатлениями – одновременность появления их в сознании. Соответственно памяти – не как активный процесс (деятельность) человека с предметами или их образами, а как механически складывающийся продукт ассоциаций. Типы ассоциаций – по смежности, по сходству, по контрасту. Запоминание – действительно связывание нового с уже имеющимся в опыте. Но связи образуются избирательно, и ассоцианизм не дает ответа на вопрос, чем детерминируется этот процесс.

Представители асс. психологии – Эббингауз, Мюллер, Пильцеккер – первые попытки экспериментального изучения памяти. Основной предмет исследования – изучение устойчивости, прочности и силы ассоциаций. Важный вклад в науку – разработка Эббингауза и его последователей методов количественного изучения процессов памяти.

2. Бихевиоризм. Глобальная задача – установление однозначных связей между стимулами и реакциями, проблема навыка. Память исчерпывается приобретением различных двигательных и речевых навыков; изучалась преимущественно в непроизвольной форме. Исследования произвольной памяти, центральная проблема – заучивание наизусть. В этих работах получили подтверждение и дальнейшее развитие известные положения о влиянии повторений на успешность заучивания, о его зависимости от объема и характера материала. Были получены новые факты о зависимости продуктивности запоминания от различного рода установок, мотивов.

3. Гештальт-психология. Кёллер, Коффка, Вертгеймер, Левин. Основа образования ассоциаций – закон целостности. Целостное – не простая сумма элементов; целостное образование – гештальт – первично по отношению к входящим в него элементам. Ведущее условие запоминания – структура материала. Поэтому для запоминания неорганизованного, бессмысленного материала необходимо дополнительное исходное условие – намерение субъекта. Гештальт-психологи упускали из вида наиболее важную сторону процесса построения и закрепления образа – собственную деятельность человека. Между тем для запоминания имеет значение не столько сам по себе факт сходства или различия элементов, сколько действие человека, обнаруживающего эти сходства и различия.

4. Личностные теории памяти – выявили ряд факторов, влияющих на протекания процессов памяти, особенно сохранения: активность, интерес, внимание, осознание задачи, а также сопровождающие протекание процессов памяти – эмоции.

5. Идея социальной природы памяти человека. Жане, Выготский, Лурия, Леонтьев. Процессы памяти понимаются как социальная форма поведения, специфическое социально управляемое действие. Сравнительные исследования непроизвольного и произвольного запоминания (П. И. Зинченко, А.А. Смирнов).

6. Структурная модель памяти. Сложная конфигурация взаимодействующих подсистем, которые обеспечивают выполнение основных функций памяти: фиксацию, переработку и воспроизведение мнемических содержаний в поведении и сознании. В современных структурных моделях выделяют следующие блоки (подсистемы): сенсорный регистр (сверхкратковременное хранилище информации очень большого объема. Задача – предоставить следующему блоку возможность классифицировать поступающую информацию и отправлять на дальнейшую переработку. Требуется, чтобы переживать мир как непрерывную целостность. Забывание связано с интерференцией и затуханием), распознаватель (часть долговременной памяти, вынесенная вовне. Превращение хаотичного потока информации в организованные осмысленные единицы. В ходе процесса распознавания, долговременная память предоставляет схемы познания (гипотезы эталонов, прототипов и черт)), рабочая память (блок памяти, в котором циркулирует информация, необходимая для осуществления текущей деятельности и/или присутствующая в сознании.), долговременная память (постоянное хранилище информации. Забывания как такового в долговременной памяти не существует).

studopedia.ru

значение слова это:

значение слова значе́ние сло́ва содержательная сторона слова; складывается из лексического, грамматического, иногда словообразовательного значений. Так, слова нежность и нежный различаются грамматическим значением; а нежный и снежный совпадают в грамматическом значении, различаясь лексическим. Значение слова изучается семантикой.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

Значение слова ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. Понятия, которые ассоциируются (связываются) говорящими на к.-н. языке с представлением об известном звуке или звуковом сочетании, составляющем слово. З. С. может быть сложным, т.-е. распадаться в сознании говорящего на несколько З.; так, со словом «руку» в русском яз. связываются понятия: 1. об известном предмете мысли и 2. об известном отношении его к другим предметам мысли, обозначенным другими словами в том же предложении (З., вносимое формой винит, пад.). Первое З., т.-е. З. С. как знака предмета мысли без отношения его к другим предметам мысли, наз. основным, а то З., которое сознается, как видоизменяющее основное З., наз. формальным. И основное, и формальное З. слова отличаются известной неустойчивостью, подвижностью, способностью при каждом новом употреблении слова несколько видоизменяться. По отношению к основному З. эта неустойчивость объясняется сложностью самого основного З.; так З. слов, обозначающих предметы, как вместилища признаков, может распадаться на представления об отдельных признаках, входящих в состав сложного представления предмета. Так, говоря о дубе, мы можем думать о форме растущего дуба, об его листьях, желудях, цвете коры, цвете древесной массы, крепости, долговечности и т. д.; каждое из этих частичных представлений может являться в нашей мысли без сопровождения других представлений в качестве З. С. «дуб». Далее, то же название может переноситься и на другие предметы по сходству или смежности (метафорический или метонимический перенос З.). То же происходит и со словами, представляющими названия отдельных признаков предмета (ср. глагол «идти» в применении к человеку, поезду, часам, времени, делу и пр.). Частое употребление слова в к.-н. одном из непервоначальных З. может привести к вытеснению его из языка в первоначальном З., т.-е. к изменению З. слова.

Н. Д. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925


.

dic.academic.ru

Читайте также