Значение слова априори

'Априори' - значение и смысл этого слова

Многие люди сегодня взяли в привычку употреблять в речи огромное количество слов иностранного происхождения. Например, употребляя слово «априори», значение его понимают далеко не многие. В одном из разъяснений, касающихся этого слова, встречается такое: «утверждение, высказанное до получения опыта». И выставляется пример: «Друг просто помешан на скачках. Завтра решающий забег. Априори он будет на ипподроме!» Уместно ли в этом случае употребление слова? Вопрос спорный.

Ведь, как высказался блогер выше, слово указывает на то, что вывод делается не на основе полученного опыта. А в данном случае мы видим, что предположение как раз и основано на том, что в результате полученного опыта (друг всегда ходит на скачки, он ещё не пропустил ни одного важного забега) товарищ делает определённые выводы. Поэтому в данном контексте «априори» значение может иметь лишь с оттенком юмора либо лёгкой насмешки. Таким образом, человек, пытаясь объяснить смысл выражения, противоречит сам себе.

Другое высказывание опирается на том, что «априори» значение имеет тех изначальных знаний, которые не требуют доказательств. Приводится пример о сферической форме Земли. Само определение слова можно назвать верным, а вот с примером опять осечка.

Сколько столетий люди считали Землю плоской, это действительно было априори почти для всех. Но нашёлся один, по имени Коперник, для кого мнение всех ничего не значило. И доказал, что Земля круглая. Вот вам и априори…

Или вот ещё про параллельные прямые. Раньше можно было сказать: априори, что они не пересекутся! А сегодня уже вряд ли кто-то будет утверждать, что пересечение параллельных прямых невозможно.

Современный мир изменяется с огромной скоростью именно благодаря тем людям, для которых не существует слова «априори». Значение опыта для них – всё. Они жарят огурцы и готовят чесночное мороженое, пытаются скомпоновать своё тело таким образом, чтобы оно уместилось в метровом кубе, лезут на отвесные скалы и опускаются в самые глубины океанов.

А другая часть населения априори утверждает, что это невозможно. Не проверяя, не делая опытов, просто потому, что так считают многие, утверждает априори. Что это означает, мы уже выяснили. А вот какой частью речи слово может являться в предложении?

Чаще это слово имеет смысл наречия. Оно как бы заменяет слова «заранее», «умозрительно», «первоначально» или выражения, являющиеся обстоятельствами, типа «не требующее доказательств», «без опоры на факты». Реже в русском языке это слово выступает как субстантивированное наречие, то есть несклоняемое существительное среднего рода.

Априорное знание сегодня – дело глубоко субъективное. Если раньше, практически лет 50 назад, существовали определённые догмы, аксиомы, которые не нужно было доказывать, а следовало слепо принимать на веру, то сегодня всего этого не существует. Если бы школьников в прошлом веке спросили бы: «Существуют привидения?», то большая бы половина априори ответила бы: «Конечно, нет! И колдовства нет, и Бога, и превращений!» А сегодня даже учёные затрудняются дать однозначный и уверенный ответ на этот вопрос. Да что затрудняются! Существуют научно-исследовательские институты, которые изучают то, что в прошлом априори не существовало и не требовало поэтому изучения.

Смеялись над «заговорённой» бабками–знахарками водой, априори утверждая, что всё это – обман. А сегодня учёные заморозили разные виды воды (и заговорённую в том числе) и сделали анализ их структур. Удивительно! Факты разрушили априорное утверждение. Вода заговорённая имеет правильную структуру шестиугольной снежинки, такую же, какой обладает родниковая. А вот вода из-под крана структуру имеет изломанную.

Так что сегодня смешно что-либо утверждать априори. Прогресс не верит никому на слово, он всё «пробует на зуб». Рушит догмы, комкает аксиомы, устанавливает свои правила. А вот слово «априори» в речи некоторых ещё осталось, красивое такое иностранное словечко.

fb.ru

АПРИОРИ это:

АПРИОРИ АПРИОРИ см. Апостериори и априори.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

АПРИОРИ (лат. a priori – предшествующий)
знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом. Кант считает априорными те понятия, которые порождаются только рассудком, разумом и обнаруживаются, т.е. действуют, лишь тогда, когда восприятия формируются с их помощью в понятия. У Канта чисто априорными, хотя и имеющими непонятийную форму, являются такие категории, как пространство и время (см. Созерцания формы); однако только с их помощью, без прибавления к ним восприятий, нельзя достигнуть никакого познания. В 20 в. на основе неокантианства, прагматизма и конвенционализма сложилась т. н. функциональная концепция априорности, согласно которой априорные положения – это исходные постулаты науки, причем их выбор включает момент условности, конвенциональности. См. также Апостериори, Категориальный анализ.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

АПРИО́РИ (от лат. а priori, букв. – из предшествующего) – термин идеалистич. философии, означающий знание, к-рым человечество располагает независимо от опыта (в противоположность апостериори). В истории философии понятие "А." связано с учением о врожденных идеях, поскольку их признание предполагает существование внеопытного знания. Термин "А." получил широкое распространение после появления "Критики чистого разума" Канта, у к-рого знание А. отличается от врожденных идей тем, что оно касается только формы, а не содержания познания. Для Канта А. есть условие достоверного знания, содержащееся в интеллекте человека независимо от к.-л. опыта. Кант различал априорные формы чувственности – пространство и время ("Критика чистого разума", разд. Трансцендентальная эстетика) – и априорные формы рассудка. К последним относятся 12 форм суждения (см. тамже, разд. Трансцендентальная аналитика) и соответствующие им 12 категорий – причина, следствие, необходимость, случайность и др. Априорные формы чувственности и рассудка, по Канту, организуют, придают связанность и упорядоченность хаотич. знанию, получаемому с помощью чувств. По характеристике Ленина, "признавая априорность пространства, времени, причинности и т.д., Кант направляет свою философию в сторону идеализма" (Соч., 4 изд., т. 14, с. 185). Неспособность метафизич. мышления объяснить происхождение рационального знания из чувственного способствовала противопоставлению опыта знанию А. и распространению априоризма в бурж. идеалистич. Философии – неокантианстве, феноменологизме, абс. идеализме Брэдли и др. Разрешение этого противоречия коренится в практике, ее роли в процессе познания и историч. подходе к проблеме знания, на что и указала философия диалектич. материализма (см. Практика, Теория познания). Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, гл. 3, 4; Асмус В. Ф., Философия Иммануила Канта, М., 1957, с. 21–25, 29–40; Prantl С., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 1–4. В., 1955. Ц. Арзаканьян. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.


.

dic.academic.ru

Значение слова "априори"

Очень смешно слышать «взрослые», «умные» речи из уст малыша. Особенно умиляет, когда маленький человечек употребляет их вроде бы и к месту, но как-то не совсем удачно… И люди в годах, с высоты своего опыта и житейской мудрости, снисходительно посмеиваются над ним, называя это «приколом».

Иначе выглядит ситуация, когда взрослый человек, дабы показаться умнее или образованнее, употребляет в своей речи «красивые» и «модные» словечки и выражения, не зная точного их значения. И те промахи, что простительны детям, выглядят в данной ситуации, мягко скажем, неприглядно.

Вот, например, мало кто вдумывается в значение слова «априори», пользуясь, между тем, им направо и налево. А ведь это красивое словечко иностранного происхождения означает утверждение чего-либо, высказываемое до получения подтверждающего данный факт опыта.

Теперь вдумаемся глубже: можно ли сегодня априори что-либо утверждать? То есть утверждать, заведомо зная значение слова «априори»: не опираясь на ранее полученный опыт (свой или чужой) и не боясь ошибочности своего воззрения на данный вопрос. Ответ: практически нельзя, потому что любое бездоказательное высказывание можно опровергнуть. И это как раз доказано наукой. А значение слова «априори» как раз основывается на истинности изложенного факта.

Значение слова априори

Например, утверждение о том, что неживая природа не может мыслить, чувствовать, меняться от человеческих слов и мыслей, сегодня опровергли результаты многочисленных опытов. И доказывает «чувства» неживой природы опыт с обычной водой, который проводился вот таким образом.

В три банки налили одинаковую воду. С одной банкой постоянно разговаривали, произнося красивые и добрые слова. Вторая банка «слышала» только признания в любви. А вот третьей банке «досталось по полной»: при ней ругались, скандалили, обзывались.

После заморозки опытных образцов, взятых из всех трех банок, молекулы воды подвергли тщательному анализу. В образцах первых двух банок молекулы имели чётко выраженную кристаллическую структуру шестигранной правильной звезды, напоминающую снежинку. Молекулярная структура из третьей банки была ломаной, абсолютно не похожей ни на снежинку, ни на звёздочку.

априори значение словаПодобным образом, ставя разнообразные опыты, проводя вычисления и приводя доказательства, наука разрушила множество аксиом, которым раньше люди верили безоговорочно, не вдаваясь в суть. Просто верили – и всё. Земля плоская – априори. Камень всегда падает на землю – априори. Значение слова уже само говорит, что даже не нужно проводить опыты, просто верь – и всё!

Но Коперник посчитал, что априори – это ещё не доказательство. Взял и поставил под сомнение это утверждение. А потом и вовсе доказал всему миру обратное. А космические исследования удивили всех тем фактом, что камень, брошенный в открытом космосе, вовсе не стремится к Земле…

априори этоНу хорошо, это научные знания. А как же в обычной жизни? Например, можно сказать: «На улице дождь и грязь, пойдёшь без сапог – априори, испачкаешься!» Ведь данное утверждение нельзя опровергнуть, какие бы опыты не проводились!

И тут ошибочка выходит. Ведь значение слова «априори» указывает на то, что утверждение не должно опираться на опыт. А в данном случае выражение как раз основано на личном опыте говорящего.

А вот для ребёнка слова взрослого должны как раз-то и быть априори - непреложной истиной, не требующей доказательств. Но – увы… Дети тоже всё подвергают сомнению, всё проверяют «собственной шкурой». И это, как, опять же, доказывает опыт, верно – слова словами, а вдруг всё совсем не так? Ведь все открытия совершаются людьми, для которых «априори» - просто красивое словечко, не более того.

fb.ru

Что значит слово априори

Doctordemon

Априо́ри (лат. a priori — буквально «от предшествующего» ) — знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание) . Этот философский термин получил важное значение в теории познания и логике благодаря Канту. Идея знания априори связана с представлением о внутреннем источнике активности мышления. Учение, признающее знание априори, называется априоризмом. Противоположностью априори является апостериори (лат. a posteriori — от последующего) — знание, полученное из опыта (опытное знание) . В современной философии априори (как и апостериори) считается видом дескриптивного знания.
Термин имеет долгую историю и не раз менял своё значение; в определении приведён самый употребительный смысл. Слово «априори» в русском языке может выступать и как наречие (синоним — прилагательное «априорный») , и как субстантивированное наречие — несклоняемое существительное среднего рода (синоним: «знание априори» , «априорное знание») . Вне философского контекста это выражение часто употребляется как синоним «по существу» , «первоначально» («заранее») ; «бездоказательно» ; «умозрительно» ; «по умолчанию».

Алена

что значит слово априори
ОТВЕТИК !
АПРИОРИ - (лат. a priori - предшествующий) - знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом. Кант считает априорными те понятия, которые порождаются только рассудком, разумом и обнаруживаются, т. е. действуют, лишь тогда, когда восприятия формируются с их помощью в понятия. У Канта чисто априорными, хотя и имеющими непонятийную форму, являются такие категории, как пространство и время (см. Созерцания формы) ; однако только с их помощью, без прибавления к ним восприятий, нельзя достигнуть никакого познания. В 20 в. на основе неокантианства, прагматизма и конвенционализма сложилась т. н. функциональная концепция априорности, согласно которой априорные положения - это исходные постулаты науки, причем их выбор включает момент условности, конвенциональности. См. также Апостериори, Категориальный анализ.

Что значит слово "априори"?

Fenix

Априо́ри (лат. a priori — буквально «от предшествующего» ) — знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание) . Этот философский термин получил важное значение в теории познания и логике благодаря Канту. Идея знания априори связана с представлением о внутреннем источнике активности мышления. Учение, признающее знание априори, называется априоризмом. Противоположностью априори является апостериори (лат. a posteriori — от последующего) — знание, полученное из опыта (опытное знание) . В современной философии априори (как и апостериори) считается видом дескриптивного знания.
Термин имеет долгую историю и не раз менял своё значение; в определении приведён самый употребительный смысл. Слово «априори» в русском языке может выступать и как наречие (синоним — прилагательное «априорный») , и как субстантивированное наречие — несклоняемое существительное среднего рода (синоним: «знание априори» , «априорное знание») . Вне философского контекста это выражение часто употребляется как синоним «по существу» , «первоначально» («заранее») ; «бездоказательно» ; «умозрительно» ; "по умолчанию".

Леван папава


АПРИОРИ (лат. a priori – из предыдущего) , философский термин для обозначения особого рода изначального знания, извлекаемого из самого интеллекта (разума) . Противопоставляется апостериорному (лат. a posteriori – из последующего) знанию, источником которого полагается чувственный опыт. По Канту, априорное знание, в отличие от знания апостериорного, носящего случайный и единичный характер, имеет черты универсальности и необходимости. Так, суждение «7 + 5 = 12» универсально в том смысле, что не имеет исключений, и необходимо в том смысле, что должно быть истинным. Мы видим, что 7 + 5 не может быть ничем иным, как 12. Ни одна из характерных черт априорного знания не присуща знанию, получаемому из чувственного опыта. Например, знание о том, что снег бел, не является неким прозрением, благодаря которому мы постигаем, что снег по цвету может быть только белым. Поэтому мы никогда не можем быть уверены, что у этого правила не существует исключений. Логики эмпиристского направления, такие, как Дж. С. Милль, пытались «развенчать» априорное знание, сводя логическую необходимость к укоренившейся привычке: два атрибута появляются вместе настолько регулярно, что в нашем сознании между идеями того и другого атрибута образуется устойчивая ассоциация

Марина мельничук

АПРИОРИ (лат. a priori – из предыдущего) , философский термин для обозначения особого рода изначального знания, извлекаемого из самого интеллекта (разума) .
Противопоставляется апостериорному (лат. a posteriori – из последующего) знанию, источником которого полагается чувственный опыт.
По Канту, априорное знание, в отличие от знания апостериорного, носящего случайный и единичный характер, имеет черты универсальности и необходимости.
http://otvet.mail.ru/question/10173313
АПРИОРИ нареч. лат. гадательно, по заключению вперед, по наведению, наведением, умозрительно, передним умом; противопол. апостеори, доказательно, по делу, опытом, заключением назад, задним умом. , независимо от опыта
http://otvet.mail.ru/question/6447046
Большая советская энциклопедия
Априори
(от лат. a priori, буквально - из предшествующего) , знание, предшествующее опыту и независимое от него. Термин "А. " введён средневековыми схоластами, которые делали акцент на том, что некоторые знания предшествуют опыту; позднее, особенно после Лейбница, в априорном знании на первый план выдвигали его независимость от опыта, его чисто умозрительное, понятийное происхождение. Согласно Декарту и Лейбницу, самое глубокое знание достигается вне опыта, путём непосредственного усмотрения истины - путём интеллектуальной интуиции, составляющей одну из главных "способностей души". За этой постановкой проблемы угадывалось осознание того, что процесс познания не есть простое фотографирование действительности, что человек не только отражает, но и творит мир (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч. , 5 изд. , т. 29, с. 194). А это вело к поискам в самом сознании тех факторов, которые могут выступать как предпосылки познавательной деятельности. Поэтому попытки выделить знание А. отражали стремление выделить внутренний источник активности мышления. Наибольшего развития эта линия достигла в системе Канта, в которой априорное знание рассматривалось как условие необходимости и всеобщности опытного знания. При этом, в отличие от предшественников, для Канта априорным является не само знание, а форма, посредством которой оно получается; поэтому оно имеет смысл лишь в пределах опыта. Однако априоризм Канта, не говоря уже о его предшественниках, фактически разорвал два вида познания - априорное и апостериорное (см. Апостериори) и потому не дал удовлетворительного решения проблемы источника и форм мышления. В последующем развитии философии была воспринята эта постановка проблемы, но подвергнут критике сам априоризм, причём критика осуществлялась в различных, даже противоположных направлениях, в зависимости от того, какой школой она проводилась. Диалектический материализм, принимая тезис об активности познания, развивая идею его социальной природы, отверг априоризм как принцип объяснения природы знания и в основу своей теории познания положил тезис о происхождении всякого знания в конечном счёте из практики. Согласно диалектическому материализму, любое знание является отражением действительности; но при этом действительность даётся субъекту познания не прямо, непосредственно, а через практику, т. е. через деятельность, в которой сознание не просто воспроизводит данные опыта, а активно, творчески их перерабатывает. Благодаря этому то или иное конкретное знание (или форма мышления) может непосредственно возникать не из опыта, а из другого знания и, в этом смысле, носить на себе следы априоризма; его опытное, апостериорное происхождение обнаруживается в таком случае лишь в исторической перспективе.
http://otvet.mail.ru/question/7979086

Читайте также