Геральдика значение символов и цветов

Геральдика: значение символов и цветов. Виды, форма щитов и их значение в геральдике

Ни одно государство не может существовать без собственных символов, по которым его будут узнавать. Если задуматься, в современном мире флаги и гербы играют весьма и весьма значительную роль, поскольку в них сочетаются особенности страны, ее дух и основные черты.

В еще большей мере это касается государственного герба. Особое внимание изучению их уделяет такая наука как геральдика. К ней мы и обратимся.

Что за наука такая

Несмотря на замысловатое наименование, суть науки довольно проста. Изучает геральдика значение символов и цветов, использованных при создании герба. Такого рода знание на первый взгляд может показаться бесполезным, однако не стоит делать поспешных выводов.

геральдика значение символов и цветов

Геральдика зародилась во времена крестовых походов и с течением времени впитала в себя многие традиции рыцарства, отразила быт и культуру феодальной Европы.

Герб может рассказать очень много о своем обладателе: сильные и слабые стороны, девиз, его жизненное кредо и даже социальное положение. Все, что нужно для того, чтобы понять все это, - всего лишь обратиться к знанию, накопленному за долгие столетия изучения.

Герб и его хозяин

Прежде чем перейти к более конкретному рассмотрению тех или иных символов, определим, кому может принадлежать герб. В понимании современного человека это слово ассоциируется прежде всего с государством. У России, к примеру, в таком качестве выступает двуглавый орел.

Тем не менее, как говорит геральдика, значение символов и цветов может быть важно не только стране, но также городу, конкретной территории или даже конкретному роду. К слову сказать, именно последний вариант ранее был наиболее распространенным.

Значимость цвета

Несложно догадаться, что в исполнении герба важна даже мельчайшая, казалось бы, незначительная деталь, без которой смысл геральдического символа изменится в корне. Геральдика значение символов и цветов рассматривает как в совокупности, так и по отдельности друг от друга. Можно предположить, что только самые первые изображения, которые стали помещать на флаги и доспехи, имели случайный характер. Однако в эпоху Средневековья, когда повсеместно было распространено увлечение мистическими особенностями тех или иных явлений и существ, в эпоху, когда люди старались разглядеть скрытый смысл и некое божественное откровение в окружающем их мире, символам и цветам стали придавать особое значение.

значение цветов в геральдике

Значение цветов в геральдике особенно велико, поскольку именно на них в первую очередь обращается внимание. Кроме того, цвет дополнительно характеризует владельца герба. В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Изначально использовались лишь четыре цвета, однако со временем палитра расширилась путём смешения красок. Отдельным типом геральдического окраса считаются меха – горностаевый и беличий.

Итак, рассмотрим основное значение цветов в геральдике.

Золото

Чаще всего, конечно, в гербах используется золото. Помимо привычного свидетельства роскоши и богатства, данный цвет несет в себе и другую информацию.

Использование золота в гербе изначально свидетельствовало о принадлежности если не к королевскому, то к очень богатому роду.

Геральдика значение символов и цветов трактует весьма четко, поэтому внимание уделяется каждой детали. Так, наличие в гербе золотых элементов часто свидетельствовало о наличии солярной составляющей, которая считалась признаком возвышенности, величественности рода или же территории.

Серебро

Если в предыдущем случае была очевидная отсылка к солнечному свету, то мягкий серебристый оттенок представляет в гербовой символике светило ночное. Помимо этого, этот цвет говорит о чистоте рода, его высоком происхождении и особом доверии со стороны вышестоящих. Серебро всегда говорило об избранности.

Алый

Червленые гербы и щиты любили представители воинствующих родов. Именно оттенки красного говорили о храбрости, непоколебимости и могуществе носителей. Это цвет огненный, мощный. К слову, в славянской культуре даже существовал обычай червления щитов перед боем путем окропления собственной кровью. Это не только устрашало врагов, но и обеспечивало мощную защиту для самого носителя.

Примерно тем же принципом руководствовались и спартанцы, выбирая оттенок своего одеяния.

Голубой

Преобладание голубого цвета в символике говорило о приверженности носителей вечным идеалам красоты.

значение животных в геральдике

Лазурный оттенок на щитах и гербах должен был свидетельствовать о ясности суждения, безупречности и элитарности.

Чернь

Данный цвет щитов говорит не только о трауре, но и о глубокомыслии, рассудительности, благородстве носителя. Как правило, данный цвет наносится перпендикулярными линиями по всей поверхности. Щиты в геральдике изучаются особенно пристально.

Для чего украшались щиты

Традиция помещать на щит различные отличительные знаки берёт своё начало во времена крестовых походов. В пылу сражения было крайне сложно отличить своих собратьев по оружию от противника, ведь рыцарские доспехи выглядели примерно одинаково, а боевые построения постоянно изменялись в ходе битвы. Даже знамёна и хоругви не всегда могли служить отличительными признаками. Именно поэтому благородные рыцари стали помещать на щиты различных символические изображения, которые отличали их личные доблести и служили опознавательным знаком на поле сражения.

щиты в геральдике

Очень часто на щитах и гербах изображают животных, чьи отличительные особенности должны были поведать окружающим о характере рыцаря. Среди животных, которые наиболее часто встречаются на геральдических символах, стоит отметить льва, леопарда, орла. Значение животных в геральдике обычно сводится к отождествлению волевых и героических качеств рыцаря, который украсил ими свои регалии.

Животные на щите

Так, к примеру, лев в геральдике традиционно считается символом мужества, отваги и великодушия. Альтернативой льву часто выступает леопард. Чаще всего лев изображается на гербе или щите один, однако иногда можно встретить изображение нескольких зверей. Таких львов принято считать львятами.

растения в геральдике значение

Орёл – это также очень распространенный геральдический символ, можно даже сказать, что после главенствующей по численности позиции льва орёл занимает второе, не менее уверенное место.

Геральдическая флора

Растения в геральдике значение имеют ничуть не меньшее, нежели животные образы. Использование различных растений в геральдике имеет длительную историю. Наиболее распространённым образом среди растений является символ розы. Королева цветов часто занимает почётное место на гербах разных знатных фамилий. По законам геральдики, украсить свой герб венком или гирляндой из розы могут себе позволить только члены королевской фамилии. Другим популярным символом растительного происхождения является лилия. Она символизирует чистоту, святость, непорочность.

лев в геральдике

Фигуры фантастических животных, как правило, заимствовались из фольклора или же мифологии.

Среди такого рода изображений чаще всего встречаются на гербах грифоны, птица-феникс, русалки, знаменитые василиски, конечно, пегас. Не обходились в данном случае и без огнедышащих драконов.

Утверждение, что в геральдике использовались существа исключительно фантастические, было бы неверным. На гербах домов и государств нередко встречались орлы, антилопы, лошади и саламандры, пантеры и олени, волки и львы.

fb.ru

Геральдика

Фрагмент немецкого Хигхальменского гербовника, около 1485 Фрагмент гобелена из Байё, изображающий Вильгельма, приподнимающего шлем, чтобы показать воинам своё лицо Изображение на гробнице Жоффруа V

Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus — глашатай) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что строение, употребление и правовой статус гербов соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык.

Знаток геральдики — геральдист, геральдик, гербовед или арморист[1].

Зарождение геральдики

Появление геральдики относят к периоду времени между первым, когда гербов ещё не существовало, и вторым, когда она стала делом привычным, крестовыми походами[2][3][4][5]. Указывается и более узкий период: между 1120 и 1150 годами[6][7]. Зарождение гербов связывают с тем, что в связи с изменениями военного снаряжения в конце XI — начале XII веков получить информацию о человеке, зачастую не видя его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты, обычно имевшие миндалевидную форму, различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки и стали ассоциироваться с конкретными личностями[8]. По этой причине ранняя геральдическая символика была чрезвычайно простой и легко читаемой и не содержала сложных рисунков и надписей[9]. Постепенно сложились и правила начертания и использования гербов, впоследствии оформившиеся в своеобразный свод законов. Кроме того, появление геральдики было вызвано изменениями в самом европейском обществе, произошедшими после 1000 года[2]. Развитие феодальных отношений привело к тому, что принадлежность к той или иной социальной группе полностью определяло жизнь человека. Знатность рода в это время становится своего рода культом. В этих условиях естественным развитием гербов, как личных эмблем, стало возникновении традиции их передачи по наследству, появление которой относят к концу XII века[10][11].

Некогда существовало множество других версий о происхождении геральдики. Первые попытки объяснить возникновение гербов относятся ещё к концу Средневековья. В вышедшем в 1671 году труде «Истинное искусство геральдики и происхождение гербов» (фр. Le veritable art du blason et l'origine des armoiries) его автор священник Клод Франсуа Менестрье привёл около двух десятков различных версий, среди которых были как совершенно неправдоподобные, относящие зарождение геральдики ко временам Адама, Ноя, Александра Македонского, Юлия Цезаря и короля Артура, так и более аргументированные. Первые уже к концу XVI века геральдистами серьёзно не рассматривались, а вторые просуществовали как основные вплоть до конца XIX — начала XX веков, когда были развенчаны уже в научных трудах по геральдике[12]. Так, последовательно были откинуты версии о преемственности между античными военными и семейными эмблемами и первыми гербами XII века, о влиянии на становление феодальной геральдики германо-скандинавской эмблематики — рун-инсигний — I тысячелетия нашей эры, и о происхождении геральдики от узоров на тканях арабов, перенятых европейцами в эпоху первых крестовых походов[12].

На знаменитом гобелене из Байё, изображающем завоевание Англии Вильгельмом I и созданном вскоре после этого события, на щитах нормандских воинов вышито множество изображений, похожих на геральдические. Между тем в различных эпизодах одни и те же рыцари изображены с разными щитами, что не позволяет говорить об их геральдическом характере[8][13].

К наиболее ранним свидетельствам существования геральдики относят изображение щита на покрытой цветной эмалью гробнице графа анжуйского Жоффруа V, умершего в 1151 году. Этот же герб изображён на скульптурной гробнице внука Жоффруа — Уильяма Длинного Меча, умершего в 1226 году. Согласно Жану де Мармутье, в 1127 году по случаю женитьбы Жоффруа на Матильде её отец, король Англии Генрих I, возвёл Жоффруа в рыцари и подарил ему щит, украшенный львами. Очевидно, что речь идёт о том же щите, что и изображён на гробницах Жоффруа и его внука. Между тем хроника Мармутьера написана уже после смерти Жоффруа, в 1170 годы, а гробница была изготовлена между 1155 и 1160 годами[6][14]. Более того, на единственном известном оттиске печати Жоффруа, привешенном к документу 1149 года, нет никакого герба, что такжке говорит не впользу того, что он обладал гербом[15].

Распространение

В скором времени после зарождения геральдики она распространилась на всё средневековое общество. Хотя первоначально гербы использовали только крупные сеньоры, уже к 1180 году, а, возможно, и ранее они стали использоваться знатными дамами, в конце века появились первые городские гербы, к 1200 году появляются гербы духовных лиц, ещё до 1220 года — патрициев и буржуа, к 1230 году — ремесленников, в 1240 году — цехов, в конце века — гражданских и монашеских общин. В Нормандии, Фландрии и Южной Англии ранняя геральдика получила наибольшее распространение — здесь гербами владели даже некоторые крестьяне. К XIV веку церковь, ранее относившаяся к гербам с подозрением, становится одним из центров геральдического творчества. Гербы можно увидеть на церковных стенах, плитах, витражах, потолках, церковной утвари и одежде священнослужителей[16].

Существенную роль в распространении геральдики вне среды рыцарства сыграли печати, которые ставились или привешивались почти ко всем документам. На большинстве печатей использовались те же изображения, что и в гербах, с той лишь разницей, что они вписывались в поле самой печати. Сеньоры и рыцари, кроме украшения гербами своих щитов, стали наносить гербовые изображения на другие детали амуниции, знамёна, попоны и вальтрапы лошадей[11].

Огромное влияние на распространение геральдики сыграла практика проведения рыцарских турниров, бывших основой геральдического действа среди аристократов вплоть до, по крайней мере, XVI века[17]. Обычно непосредственно турниру предшествовала продолжительная демонстрация гербов и гербовой атрибутики. Участвующих в турнире рыцарей представляли глашатаи — герольды, от названия которых в XIX веке и произошло название науки о гербах[18]. Оглашение герба выступающего на турнире рыцаря привело к становлению специального геральдического языка, характеризующегося чёткостью и однозначностью формулировок, а также определённой поэтичностью. Гербы участников турнира демонстрировались присутствующим двумя мужчинами или мальчиками, наряженными в костюмы ангелов, чудищ или дикарей. От подобной практики впоследствии произошёл такой почётный элемент герба, как щитодержатели[18].

Примерно с конца XII века гербы стали приписывать и фантастическим персонажам, а также реальным людям, никогда гербы не носившим[19]. Например, были сочинены гербы для Адама, Христа, ветхозаветных пророков, деятелей эпохи античности и многих других[20].

Геральдика возникла практически одновременно сразу в нескольких регионах Западной Европы: в области между Луарой и Рейном, в Южной Англии, в Швейцарии и в Северной Италии[19] — и очень скоро распространилась практически по всему континенту. Начиная с XVIII века европейская традиция эмблематики начинает проникать за пределы Европы — вместе с европейскими переселенцами она попадает в Новый Свет, а затем в Азию, Африку и Австралию[21].

Вплоть до середины XVII века интерес к геральдике всё возрастал, а практика использования гербов продолжала шириться. С середины XVIII века интерес к геральдике снижается, особенно во Франции и Англии[22]. Мишель Пастуро объясняет это тем, что конкуренцию гербам в качестве опознавательного знака составили новые эмблематические формы — монограммы, криптонимы, значки и девизы[22]. Во время первой французской революции новое правительство в 1790 году вообще запретило гербы как «знаки феодальности», хотя большинство гербов принадлежало вовсе не знатным лицам[23]. Во Франции обычай ношения гербов был восстановлен в 1808 году Наполеоном I вместе со введением новой геральдической системы, которая была ликвидирована сразу же после реставрации Бурбонов[24]. В XIX веке наметился ещё более глубокий спад, продолжившийся и в следующем столетии[22].

Основная статья: Русская геральдика

В России геральдика была заимствована из Западной Европы при непосредственном влиянии польской геральдики во второй половине XVII века. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672 год). В 1705 году по указу императора Петра I в Амстердаме была напечатана книга «Символы и эмблемата», содержащая более 800 образцов и послужившая впоследствии примером для создания многих российских гербов. В 1722 году была создана Герольдия, в 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», включающий около 5000 гербов. В советское время гербоведение пришло в упадок, последствия которого далеко не исчерпаны и на начало XXI века.

Цвета в геральдике

Основная статья: Тинктуры

Геральдические тинктуры (цвета) разделяются на металлы, меха и финифти (эмали). В геральдике используется девять важнейших тинктур: два металла, пять эмалей и два меха. Первоначально было только четыре цвета — красный, синий, чёрный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зелёный, жёлтый и пурпурный. Жёлтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла и как самостоятельные уже не использовались. Ныне используется два металла — золото и серебро, а также пять основных финифтей — червлень, лазурь, зелень, чернь и пурпур. Особым типом геральдических цветов являются меха — горностаевый и беличий.

Символика цветов

Символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции[25]. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.

Основные понятия

Основная статья: Глоссарий геральдических терминов
  • Герб — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, с изображением символов его владельца (человека, сословие, род, город, страну и т. п.):
    • гласный герб — прямо указывает на фамилию владельца или название города;
    • полугласный герб — с отдалённым, относительным согласованием между именем города и эмблемами щита.
  • Геральдический щит — основа любого герба; стилизованный щит с гербовыми фигурами на лицевой поверхности (в гербовом поле). Одна из распространённых форм — французский щит.
  • Геральдический язык — язык описания герба, процесс описания называют блазонированием, а само описание — блазоном.
  • Герольд — распорядитель рыцарских турниров, ведавший составлением гербов и родословий.
Оформление щита
  • Деление щита — разделение поля щита на различно окрашенные части посредством прямых или фигурных линий.
  • Гербовые фигуры — все фигуры (не деления), размещённые в щите герба:
    • геральдические — основные фигуры; бывают почётные (например, глава, пояс, столб) и простые (ромб, круг и т. д.);
    • негеральдические — все фигуры, не относящиеся к геральдическим, разделяются на естественные (лев, орёл и т. д.), фантастические (дракон, ангел и т. д.) и искусственные (меч, подкова и т. д.).
  • Бризуры — отличительные геральдические знаки младшего поколения.
  • Знаки отмены — включаемые по приговору для обозначения бесчестного поступка.

Ссылки

П:commons:
Портал «Геральдика»
Геральдика на Викискладе
  • Винклер П. П. Герб, гербоведение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907..
  • Геральдика / Ю. Н. Коротков // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Главы из книги на сайте «Геральдика. Ру» // Медведев М. Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. — СПб.: Гербы и флаги, 2008.
  • Правила геральдики // Проект «Геральдика. Ру».
  • Правила геральдики // Проект «Экскурс в геральдику».
  • Глоссарий геральдических терминов // Проект «Геральдикум».
⚙️    Словари и энциклопедии Нормативный контроль
Брокгауза и Ефрона
GND: 4072428-1

ru.wikipedia.org

Символы семьи и их значение

Семья – это социальный институт, равноправный союз мужчины и женщины, крепость, в которой мы чувствуем себя защищенными. Но ее еще необходимо построить, а взаимоотношения в браке сделать поистине крепкими и счастливыми. Существуют определенные символы института семьи, значение которых мы и рассмотрим здесь.

Ромашка

В настоящее время в нашей стране знаком чистой любви является ромашка, кроме того, она также обозначает верность, нежность и простоту. Белый цвет ее олицетворяет чистоту, а желтая серединка – домашний очаг. Лепестки словно объединяются в одно целое - в крепкую семью. Этот цветок стал символом Дня семьи, любви и верности, отмечаемого в России с 2008 года. Он отражает чистое и большое чувство. Рекомендуется в летний период держать дома букетики ромашек, а в другие сезоны неплохо было бы повесить дома икебану, состоящую минимум из 5 цветков ромашки.

Обозначением семьи являются и открытые ладошки, которые подразумевают единение родных и тепло, которое они дают друг другу.

символы семьи

Древние символы семьи

Славяне поклонялись силам природы, и это нашло отражение в изготовлении оберегов. Такие символы можно было встретить повсюду: они являлись не только средством украшения, но и, по поверью, давали определенную защиту и привлекали удачу.

Так, среди этих знаков, которые использовали наши далекие предки, можно выделить такие, как Солард, Ладинец, Колард, Зайчик, Свадебник. Они даруют защиту членам семьи. Рассмотрим их подробнее.

Солард – знаменует процветание, достаток. Знак Колард является похожим символом, разница в том, что свастика этих знаков расположена по-разному: по ходу часовой стрелки и против нее. Он способствует укреплению семейного союза, а потомству дает здоровье.

Эти два знака являются солнечными и огненными, они направлены на то, чтобы поддерживать благополучие в доме, и покровительствуют тем, кто живет в мире и согласии.

Ладинец символизирует счастье, любовь и гармонию в семье. Он является истинно женским оберегом, например, дает защиту от сглаза. Для замужних женщин приобретает значение защиты семейного очага, благополучия и достатка в доме. Зачастую парой к этому оберегу являлся Колядник, который являлся олицетворением мужской силы. В те времена у женщин покровительницей считалась богиня Лада, а у мужчин – бог Коляда. Сочетание этих двух знаков являет собой единение двух полов, взаимопонимание между ними, укрепление брачных уз, и, конечно же, настоящую любовь.

Зайчик олицетворяет обновление и считается родовым оберегом. Во время беременности было принято носить пояс с этим знаком, считалось, что он наделяет маму и малыша светлой, солнечной энергией.

символы благополучия семьи

Мощный семейный символ

Свадебник считается сильным оберегом. Он означает слияние мужского и женского начал, двух родов в одно целое. Издревле славяне большое значение придавали церемонии бракосочетания и институту брака. Этот знак дарили, по обыкновению, родители молодоженам после свадебной церемонии. Он предназначен исключительно для замужней пары. Изображение этого символа представляет собой соединение четырех колец красного и синего цвета в знак бесконечности.

Фэн-шуй: символы благополучия семьи

В практике фэн-шуй символом неразлучности и преданности у семейной пары считается статуэтка уточек-мандаринок. Как правило, ее ставят в юго-западной части жилища. Также в этом учении знаками семьи являются деревья. Среди них можно выделить бамбук, кипарис, сосну, сливу. Кроме того, благополучию может поспособствовать фигурка дракона. Он приносит удачу, защищает всех членов семьи.

Фотографии домочадцев в рамках тоже являются своеобразными талисманами. Они должны располагаться в восточной части жилища. Рамочки должны быть прямоугольной формы и сделанными из дерева. Цвет желательно выбрать зеленый или синий.

значение символов семьи

Иконы, оберегающие семейное благополучие

Рекомендуется дома держать следующие образы: Хранительницы и Заступницы Вашего рода, Святого Петра и Февронии Муромских. Икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет» дает защиту супругам.

Также образ, которым родители благословляют молодых, является символом семьи и приносит счастье.

символы семьи и брака

Предметы в быту, являющиеся оберегами

Символы семьи и брака: лапти, фигурка домика, полотно, подкова, бублик, цепь. Лук – оберег от слез. Хлеб означает достаток и согласие в доме. Семена подсолнуха сулят здоровье детям. Кукуруза – сплоченность семьи, продолжение рода, защита от болезней, взаимопонимание. Женская и мужская фигурка, перевязанные ниточками – неразрывность уз и любовь. Узелок – оберег от скандалов.

символы института семьи

Свадебные символы

Обозначением любви и семейного благополучия также является пара голубей. Не зря существует такая свадебная традиция, как отпускать этих птиц в небо.

Обручальные кольца – символы семьи, нерушимого союза между мужчиной и женщиной, вступающих в брак. Обмениваясь кольцами, супруги передают друг другу часть своей энергетики. Рекомендуется в первые месяцы после свадьбы не снимать их и не давать никому примерять.

Фата – дает невесте защиту от сглаза. Обычай надевать ее на свадьбу пришел из Польши. Она своего рода создает собой энергетический щит, отражающий негатив, направленный в сторону невесты. При этом после свадьбы необходимо бережно хранить фату, она будет служить оберегом, способным защитить молодую семью.

Букет невесты – еще один важный атрибут. По поверью, та девушка, которая поймает его, должна вскоре выйти замуж, это происходит потому, что она начинает излучать особую энергетику, и венок будто бы сам идет к ней. Лучше чтобы в букете присутствовали белые цветы: они являются знаком чистоты и вечности.

Магический символ для семьи – каравай. Только для того, чтобы он стал таковым, его необходимо правильно испечь. Над его изготовлением должна потрудиться мама, родственница или крестная невесты, та близкая женщина, у которой хорошо сложилась семейная жизнь. Его необходимо испечь так, чтобы он имел аккуратную форму, без трещин.

На каравае выкладывают символы семьи, которые дают защиту молодой паре. В качестве них часто используются цветы, птицы, калина, мята и рожь. Каравай раздается всеми гостям, чтобы, таким образом, энергетика двух семей слилась воедино.

Рушник - его должна вышить невеста сама, в тайне ото всех. Она должна находиться одна и в полной тишине. Предварительно девушка читает молитву. При вышивании ее мысли должны быть позитивны и наполнены представлениями о будущей семейной жизни. Работа должна обязательно начинаться в четверг. Он вышивается на чистом и целом полотне. Рушник является символом того жизненного пути, который должна вместе пройти семья.

Родители благословляют молодых на нем, при этом дома не должны находиться посторонние. У рушника имеются мужская и женская половина, поэтому важно правильно встать на него во время благословения. С этого момента этот атрибут приобретает значение оберега. Обряд непременно должен проходить в воскресенье.

Родительское благословение – важный символ семейного счастья. Атрибутами при этом являются для невесты икона Богоматери, а для жениха - икона Христа Спасителя.

древние символы семьи

Камни, являющиеся символом семейного счастья

К ним относят:

  • Берилл – знак семьи, верности и любви.
  • Аквамарин – охраняет счастье супругов.
  • Сапфир – камень любви, семьи и верности.
  • Сердолик – хранит домашний покой, счастье и оберегает от злых чар.

Таким образом, мы определили, что существует множество различных обозначений института брака, истолковали значение символов семьи и любви. Их использовали с древних времен, когда свято верили, что таинственные силы природы могут помочь в построении счастья. Как бы то ни было, не стоит забывать, что основа истинного благополучия в семье – это искренняя любовь, уважение и верность.

fb.ru

Геральдика - цвета и их символика

Гера́льдика — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык.

Цвета в геральдике:

Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры). В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета — красный, синий, черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зелёный, жёлтый и пурпурный. Жёлтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Особым типом геральдических цветов являются меха — горностаевый и беличий.

Символика цветов

Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма эпоху Средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.

Золото — король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

Серебро — символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Червлень — символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Лазурь — символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

Зелень — символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.

Пурпур — символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

Чернь — символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

Но символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции

Трактовка цветов флага РФ

Цветам российского флага приписывается множество символических значений. Не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации.

Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали:

белый цвет — благородство и откровенность;

синий цвет — верность, чест­ность, безупречность и целомудрие;

красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.

Считается, что именно так следует расшифровывать символику бело-сине-красного «Флага Царя Мос­ковского»

Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями Российской империи: Белой (белый цвет), Малой (синий цвет) и Великой Руси (красный цвет). Это объяснение исходило из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов.

Кроме того в дореволюционные времена существовала другая трактовка значений этих цветов, например:

белый — цвет свободы;

синий — цвет Богородицы;

красный цвет — символ державности.

Было также толкование этих цветов, как триединства православной церкви, царской власти и народа, где:

белый цвет — символ православной веры;

синий цвет — символ царской власти;

красный цвет — символ русского народа;

Это триединство веры, царя и народа отразилось и в общественном сознании: в призыве «За Веру, Царя и Отечество!» и в политическом принципе «самодержавие, православие, народность».

Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь»


liveinternet.ru

Геральдика. Основные правила.

Цитата сообщения Дракон_Севера Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Немного геральдики

Геральдика — Основные правила

Геральдика (позднелатинское heraldica, от heraldus —глашатай) является системой наследственной идентификации, использующей визуальные символы, например герб, и изначально возникла и применялась в военной области. Вначале армейские геральдические атрибуты состояли из целого ряда стандартных обозначений и изображались на щите и гербе средневекового рыцаря. Практиковалась традиция изображения той же эмблемы на верхней одежде рыцаря, для этого служила специальная туника, одеваемая поверх кольчуги или брони, на которой изображались геральдические символы.

Геральдика возникла из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. Создателями геральдики были герольды. Ранние сочинения по геральдике — стихи и поэмы поэтов-герольдов — появились во 2-й половине 13 в. К 1-й половине 14 в. относятся древнейший гербовник «Цюрихский» («Zuricher Waррenrolle», 1320) и первое изложение правил геральдики итальянского юриста Бартоло.

Использование геральдических символов, которые стали со временем чрезвычайно разнообразными, скоро вышло за пределы военной сферы и стало достоянием индивидуумов, семейств, политических объединений и общественных организаций.

Использование символов идентификации, или знаков различия, — общая особенность простых обществ, где все, или большая часть населения, неграмотны.

В средневековой Европе, тем не менее, такая эмблематическая идентификация стала очень сложной наукой, корнями уходящей в X век.

Достоверно известно, что викинги использовали галеру с полной парусностью, а многие шотландские кланы и племена использовали изображение льва. Лошадь была символом, чаще всего встречающимся среди англосаксов и саксонцев Германии, орел был широко распространенным символом в Германии. Все эти эмблемы предшествуют формальной геральдике, но они позже стали использоваться очень широко.

Начало XII-го столетия, когда в Западной Европе массово стали появляться гербы, считается временем становления геральдики как явления общественной и политической жизни.

С образованием сословных монархий практическая геральдика принимает государственный характер: право пожалования и утверждения гербов становится исключительной привилегией королей, вводится гербовая грамота (впервые в Германии в 15 в.) — официальное свидетельство на право употребления изображенного и описанного в нём герба, за утверждение герба устанавливается определённая такса — «розыск прав на герб» (droit de recherche), за пользование неутверждённым гербом взыскивается штраф. В абсолютистских монархиях при королевских дворах учреждаются специальные ведомства во главе с герольдмейстером (Франция, 1696, Пруссия,1706). Теорию геральдики в 16—18 вв. разрабатывали и систематизировали учёные геральдисты. Первая кафедра геральдики учреждена в Берлине в 1706. С падением феодализма геральдика утратила своё практическое значение. Научное изучение геральдики как вспомогательной исторической дисциплины началось во 2-й половине 19 в.

Составные части герба

Составные части герба. Герб герцогов Лотарингских

Шлем имеет различные формы, корона соответствует титулу владельца герба, нашлемник обычно повторяет главную эмблему щита. В государственных гербах монархий над гербом изображается сень в виде шатра. Главной частью герба является щит, с конца 18 в. преобладает его французская форма (см. рис. 3). Изображения на его поле наносятся металлами — золото и серебро; финифтями (эмалями) — червлень (красная), лазурь (голубая), зелень, пурпур (фиолетовая), чернь; «мехами» — горностаевый и беличий. С 17 в. в геральдике приняты условные графические обозначения цветов, т. н. шафировка. Металл на металл и финифть на финифть обычно не накладываются. Первоначально геральдические цвета имели символическое значение: золото означало богатство, силу, верность, чистоту, постоянство; серебро — невинность; голубой цвет — величие, красоту, ясность; красный — храбрость; зелёный — надежду, изобилие, свободу; чёрный — скромность, образованность, печаль; пурпуровый — достоинство, силу, мужество; горностай символизировал чистоту.

Левая и правая стороны

Латинские правила геральдики: левая сторона олицетворяет зло, правая — добро. Правая и левая стороны в гербе определяются от лица, несущего щит.

По правилам западноевропейской геральдики живые существа (всадник, зверь) должны быть повернуты только в правую геральдическую (левую для зрителя) сторону. Это древнее правило было установлено для того, чтобы всадник или, например, лев, изображенные на щите рыцаря, который он держал у левого своего бока, не казались убегающими от противника.

Поле щита

Деления щита
Деления щита Формы щитов и шифровка
Формы щитов
и шифровка

Поле щита обычно делится на части. Четыре основных деления (рассечение, пересечение, скошение справа и слева) могут сочетаться самыми разнообразными способами (см. рис. 2, 1—12). При выделении меньшей части поля образуются геральдические фигуры — главные (почётные) и второстепенные. Почётных геральдических фигур 8: глава, оконечность, пояс, столб, перевязь, стропило (шеврон), костыль и крест (13—24). В геральдике встречается около 200 разновидностей креста, которые являются вариантами трёх основных видов (22—24). Второстепенных геральдических фигур в геральдике свыше 300, из них наиболее часто встречаются следующие 12: кайма (внешняя и внутренняя), квадрат, вольная часть, клин, остриё, брусок, гонт, ромб, веретено, турнирный воротник, круг (монета), щиток (сердце щита) (25—42). На щите изображаются также негеральдические гербовые фигуры, которые условно разделяются на 3 группы: естественные, искусственные и фантастические. Человек изображается обычно вооружённым, часто — на коне, встречается рисунок головы, вооружённой мечом руки, пылающего сердца. Руки, сложенные накрест, выражали верность. Из четвероногих животных распространены изображения льва (символ силы, мужества, великодушия) и леопарда (храбрость, отвага), которые отличаются только по положению (43—44). Часто встречается изображение коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель) и др. Из птиц чаще всего изображаются орёл (власть, великодушие), ворон (долголетие), петух (символ боя), цапля (пугливость), павлин (тщеславие), пеликан (любовь родителей к детям), журавль с камнем в одной лапе (эмблема бдительности) и пр. Из морских животных часто встречается дельфин (эмблема силы), из насекомых — пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочка (непостоянство).

Змея изображается прямой или свёрнутой в кольцо (символ вечности). Растения в геральдике представлены деревьями — дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами — роза, лилия (геральдическая и натуральная 45—46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта — различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского — орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.). Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).

Лит.: Арсеньев Ю. В., Геральдика, М., 1908; Лукомский В. К. и Типольт Н. А., Русская геральдика, П., 1913; Лукомский В. К., О геральдическом художестве в России, «Старые годы» , 1911, февраль; его же, Гербовая экспертиза, «Архивное дело» , 1939, № 1 (49); его же, Герб как исторический источник, в сборнике: Краткие сообщения института истории материальной культуры, в. 17, М. — Л., 1947; Арциховский А. В., Древнерусские областные гербы, «Уч. зап. МГУ» , 1946, в. 93; Каменцева Е. И., Устюгов Н. В., Русская сфрагистика и геральдика. М., 1963 (библ.); Савелов Л. М., Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства, 2 изд., Острогожск, 1897. Ю. Н. Коротков.

© www.rubricon.ru

Геральдическое значение дракона

«В гербоведческой литературе имеются краткие высказывания о «змие» и «драконе». А.Б. Лакиер, касаясь западноевропейских гербовых фигур, писал о драконе как эмблеме «нечистой силы, язычества, невежества» в виде грифона с лапами, языком-жалом, крыльями летучей мыши и рыбьим хвостом.»

Г. Бидерман «Энциклопедия символов»

«В центральном круглом медальоне знака (креста) ордена на розовом (с 30-х гг. XIX в. — красном) фоне помещалось изображение св. Георгия на коне, поражающего копьем змия.

Некоторыми это изображение неверно трактyется как борьба с драконом, но дракон в геральдике олицетворяет добро. Причинy ошибки следyет искать в том, что и дракон, и змий изображаются в геральдике крылатыми, но дракон — с двумя лапами, а змий — с четырьмя. Последняя тонкость, оставаясь незамеченной, и приводит к ошибочномy трактованию изображения змия как дракона.»

В. А. Дуров «Русские награды»,
М., Просвещение, 1997.

Другое геральдическое значение дракона — неприкосновенность.

Обоснование геральдического элемента: будучи традиционным воплощением запрета, дракон олицетворяет собой неприкосновенность, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы и проч.).

«Могу я и другое порассказать о нем.
Он страшного дракона убил своим мечом,
В крови его омылся и весь ороговел.
С тех пор чем ни рази его, он остается цел.»

«Песнь о Нибелунгах»

Позы животных

Животные и мистические существа в геральдике обычно изображаются в одной из стандартных геральдических поз.

Отображение (Disрlayed) «Отображение» (Disрlayed)

Существо изображается в «развернутой» позе. Такая поза обычно используется для птиц и крылатых существ.

Идущий С Поднятой Правой Передней Лапой (Passant) «Идущий С Поднятой Правой Передней Лапой» (Passant)

Существо идет направо, передняя лапа поднята, а остальные три лапы на земле. Смотрит вперед.

Безудержный, неиствующий (Ramрant) «Безудержный, неиствующий» (Ramрant)

Существо смотрит направо. Оно стоит, опираясь в основном на свою левую (зловещую) ногу, правая служит лишь для опоры. Обе передние лапы подняты вперед. Левая лапа — немного ниже, чем правая. Эта поза подразумевает ярость. Для некоторых существ (дракон, грифон) эта поза называется segreant.

Стоящий На Всех Лапах (Statant) «Стоящий На Всех Лапах» (Statant)

Существо смотрит вправо, стоя всеми четырьмя лапами на земле.

Дракон главным образом изображается как «Безудержный» (segreant), «Стоящий На Всех Лапах» (statant) и «Идущий С Поднятой Правой Передней Лапой» (рassant). У него четыре ноги, раздвоенный язык, крылья как у летучей мыши, хвост с лопатообразным утолщением на конце и чешуя.


Дракон

Dragon passant / Дракон идущий
Dragon rampant / Дракон неистовствующий
Dragon statant / Дракон стоящий
German dragon / Германский дракон

Dragon (англ.), Lindwurm (нем.) — один из наиболее широко распространенных геральдических монстров; устойчивыми признаками дракона являются: четыре когтистых лапы, сегментированные брюхо, грудь и внутренняя поверхность бедер, длинный прямой хвост со стреловидным окончанием, высунутый язык и перепончатые крылья летучей мыши.

Дракон входит в герб Уэльса, также — Принца Уэльского (титул наследника британского престола со времен Столетней войны); красный дракон входил в герб династии Тюдоров.



Виверн

Wyvern erected / Виверна стоящая Wyvern displayed / Виверна с расправленными крыльями Sea wyvern / Морская виверна Wyvern / Виверна сидящая

Wyvern (англ.) — специфически английский геральдический монстр, в прочих странах не различаемый с драконом; в отличие от дракона в узком смысле этого термина, виверна имеет только переднюю пару конечностей, а задняя часть ее тела плавно переходит в драконий хвост; в остальном виверна полностью аналогична дракону; виверны входят в герб герцогов Мальборо


Кокатрис

Cockatrice (англ.) — геральдический монстр —виверна с головой петуха; термин basilisk также иногда используется применительно к cockatrice; однако в узком геральдическом смысле basilisk отличается от cockatrice — он имеет хвост, оканчивающийся драконьей головой

Salamander / Саламандра

Саламандра — Монстр, описываемый как «дракон в огненной купели»; однако фактически саламандра, в отличие от геральдического дракона, изображалась без крыльев и по внешнему виду больше напоминала ящерицу; саламандра входила в герб Франциска I, короля Франции



Античный автор II в. н. э. Флавий Арриан, служивший правителем римской провинции Каппадокии (на территории современной Турции) и лично командовавший римскими войсками, направленными против вторгшихся в Закавказье алан в 135 г. н. э., в своей работе «Тактика» приводит описание скифских военных знамен и значков: «Скифские военные значки представляют собой драконов, развевающихся на шестах соответствующей длины. Они сшиваются из цветных лоскутьев, причем головы и все тело вплоть до хвостов делаются наподобие змеиных, как только можно представить страшнее. Выдумка состоит в следующем. Когда кони стоят смирно, видны только разноцветные лоскутья, свешивающиеся вниз, но при движении они от ветра надуваются так, что делаются очень похожими на этих животных (т. е. драконов), и при быстром движении даже издают свист от сильного дуновения, проходящего сквозь них. Эти значки не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но и полезны и для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой.»

Войско каролингской эпохи в походе. Впереди — драконарий со знаменем-«драконом». Миниатюра из Золотой Псалтыри (Psalterum Aureum). Сенкт-Галл, ок. 900 г. Войско каролингской эпохи в походе. Впереди — драконарий со знаменем-«драконом». Миниатюра из Золотой Псалтыри (Psalterum Aureum). Сенкт-Галл, ок. 900 г.

В рассказе Флавия Арриана обращает на себя внимание в первую очередь то, что военные знамена скифов и алан, на которых наносились изображения фантастических и полуфантастических животных, сшивались именно из разноцветных лоскутьев...

Под влиянием скифов и затем алан подобные драконообразные значки и их изображения на знаменах получили распространение в персидском, парфянском и римском войске.

В одиннадцатой песне «Илиады» мы читаем, что на щите Агамемнона был изображен синий трехглавый дракон; через много веков скандинавские пираты рисовали драконов на своих щитах и помещали резные изображения драконовых голов на носах своих длинных судов.

Знамя-'дракон'

У римлян дракон был значком когорты, как орел — значком легиона; отсюда происходят современные драгуны.

Дакийские, а впоследствии римские знамена II-IV вв. н.э. назывались «драконами» (draco – «дракон»). Это было особое знамя пехотных и кавалерийских соединений, которое представляло собой шелкового змееобразного дракона, прикрепленного к древку (по покрою draco напоминал большие полотняные аэродромные флюгера, которые, кажется, по сей день кое-где используются); когда «дракон» вился по ветру, он издавал мрачные звуки, леденящие душу парфянских панцирных кавалеристов

В балладе об Атисе читаем:

Се souloient Romains рorter
Се nous fait moult a redouter
(Их римляне несли перед собой,
От страха мы и проиграли бой.)

«Тогда и Август Феодосии повелел великому комиту Аддэ отправиться на помощь Папу со всем греческим войском, не оставляя никого в стороне, даже пешие гарнизоны городов, носившие шелковые (знамена) с изображением драконов.

Так как греческие воины носили золотое и серебряное оружие и кони их были украшены таким же образом, то они выглядели подобно каким-то стенам, причем многие из них своим снаряжением из ремней и кожаной брони создавали впечатление твердых каменных глыб, а над ними колыхались гривы с голов животных, подобно раскидистым кронам деревьев. Извивы же драконов, раздувавшихся при порывах ветра и разевавших ужасные пасти, могу сравнить только с алмазной горой, нависающей над морем, как нависла вся греческая рать над персидским войском. Ибо и последнее было сходно с широко разлившейся по берегам рекой; цвет их защитного снаряжения и впрямь создавал впечатление воды».

Мовсес Хоренаци «История Армении в трех частях, рассказанная Мовсесом Хоренаци по просьбе Сахака Багратуни»


Грифон

Grifon erased / Голова грифона Grifon passant / Грифон идущий Grifon segreant / Грифон разгневанный Grifon statant / Грифон стоящий

Griffin, Grурhon (англ.) представляет собой гибрид орла и льва; а именно: передняя часть туловища, передние лапы, голова и крылья – орлиные; задняя часть туловища, задние лапы и хвост – геральдического льва; помимо этого, в отличие от реального орла, грифон имеет на затылке пару острых ушей; грифон никогда не изображается со сложенными крыльями


Изначально символика была создана из-за военной необходимости опознавать броню, одевавшую воинов, чьи лица были скрыты шлемами и забралами.

Во времена Крестовых походов, в которых принимали участие мужчины из разных стран, идея геральдической идентификации легко прижилась и широко распространилась среди благородных сословий Западной Европы.

Поскольку большинство аристократов не могли писать, их гербы стали использоваться в восковых печатях, которыми благородные господа запечатывали письма и подтверждали документы. Для этой же цели гербами обзаводились духовные лица, юристы и главы различных предприятий, организаций, учреждений, как, например, колледжи, коммерческие компании и города.

Хотя геральдика зародилась в среде аристократии, в некоторых странах (как, например, Германия, Италия и Скандинавия) она получила распространение и среди бюргеров (burgerlich), «не-благородных», служивших в армии.

В городах Италии и в Альпийских регионах патриции — те, кто считался равными по статусу с земельными аристократами, хотя последние не снисходили до них, — также могли использовать геральдические символы.

В Европе развевающиеся знамена символизируют стремление к победе, и все символы геральдики, в конечном счете, принимают такое же значение.

Геральдические символы в определенные исторические эпохи имели возвышенное эмоциональное воздействие, в них видели гораздо больше того, что было в них заключено на самом деле. Если «говорящие гербы» часто содержали имена их носителей в форме ребуса — иногда в искаженной форме, безо всякой оглядки на подлинное происхождение предмета наименования, ибо не всему, что изображалось в качестве геральдических фигур, придавался серьезный символический подтекст, то в Новое время такой подтекст приписывали путем спекулятивных домыслов. Такое толкование гербовых символов было излюбленным занятием в эпоху барокко и маньеризма.

Здесь используются характерные высказывания из книги «Искусство геральдики» Георга Андреаса Беклера (1688), поскольку они обладают идейно-историческим содержанием и, в связи с этим, и ныне могут представлять интерес. Понятно, что такие царственные животные, как орел или лев, часто привлекаются в качестве имперских символов и в качестве выражения превосходства. Однако то, что рысь должна иметь значение «проворной, живой хитрости и ума, производящего впечатление исключительной остроты», что вепрь означает «во всеоружии отчаянного воителя, который в мужестве своем врагу в битве противостоит рыцарски», — это, скорее, маньеристская интерпретация, чем собственно геральдика. Пока в прошлом веке такие интерпретации обстоятельно дискутировались, геральдика превратилась в самостоятельную вспомогательную историческую науку.

Лис на гербе означает живость и остроту ума, причем о нем говорится: «слово и дело суть одно и то же».

В геральдике вначале существовало представление о равнозначности цветов, в эпоху Ренессанса возникла сложная символика, связанная со значением планет и человеческих свойств (Беклер, 1688). Подобные разграничения чужды средневековой геральдике и возникли лишь после того, как гербоведение перестало соотноситься с рыцарством в прежнем смысле. Следует отметить, что цветовой набор предопределялся распространенностью определенных красок вообще. Например, в доисторической наскальной живописи собственно голубой (синий) цвет не встречается, поскольку под рукой не было соответствующего материала.

Вепрь в геральдике обозначает «находящегося во всеоружии отчаянного и мужественного воителя, который в битве рыцарски противостоит врагу и не склонен отступать никоим образом» (Беклер, 1688г.)

Ключи, изображаемые на гербах, означают господство и власть открывать и закрывать, поэтому с ними изображался двуликий Янус, ибо он имеет силу закрывать старый год и открывать новый. Есть также обычай приносить ключи от города его верховным правителям, чтобы показать тем самым, что им передается вся власть. Ключи на гербе указывают также на доверие и испытанную верность, проявленную по отношению к своему господину и повелителю»

В геральдике известны многочисленные формы крестов

В геральдике известны многочисленные формы крестов, которые частично имеют символическое значение. В частности, стоит упомянуть «иерусалимский крест» с четырьмя маленькими крестами на концах, который во время крестовых походов был гербом Иерусалимского королевства. Пять крестов (вместе) указывают на пять ран распятого Христа. Сочетание креста и круга, при котором перекладины креста выходят за пределы круга, как у «ирландского высокого креста», называется Квестен-крестом, или, короче, Квесте (англ. queste — поиски), и обозначает поиски рыцарских приключений в качестве испытаний. Лилиеобразным крестом называют гербовую фигуру в виде креста, на концах которого изображен геральдически упрощенный лилиеобразный символ. Сама лилия считалась символом королей.

Лилиеобразный крест

Иногда лилиеобразным называется крест, вставленный в лилию, у которого нижний конец заканчивается острием. Лилиеобразный крест является орденским знаком основанного в 1156 г. военного рыцарского ордена Алкантара в Кастилии. У стреловидного креста концы оформлены в виде наконечников стрел: он являлся политическим символом и назывался в Венгрии Nyilaskereszt (скрещенные стрелы); как эмблема тамошней фашистской партии в тридцатые годы, он должен был напоминать о стрелах мадьярских завоевателей и, следовательно, о давнем величии мадьяр. В Австрии крест рыцарей тевтонского ордена был политическим символом «Отечественного фронта», который надеялся внедрить свой знак, в отличие от свастики господствующего в Германии национал-социализма. Другие кресты, используемые в геральдике, — это, например, деревоподобный, или ветвеобразный, крест, клеверообразный крест как символ св. Патрика, воспроизводящий, или святительный, крест как четырехкратное повторение крестового символа, иоаннитский, или мальтийский, крест с разделенными концами, булаво- или яблокоподобный крест и др.

При создании данной страницы использованы материалы,
любезно предоставленные Александром Зоричем
(проект «Art Pragmatica. Галереи хороших изображений»).
Г. Бидерман «Энциклопедия символов»

Взято с сайта http://dragons-nest.ru/

liveinternet.ru

Читайте также