Мальчик для битья значение фразеологизма

Мальчик для битья

Принц и мальчик для битья

Мальчик для битья (англ. whipping boy; нем. Prügelknabe) — мальчик, которого наказывали, когда принц плохо себя вёл или плохо учился.

Мальчики для битья существовали при английском дворе в XV и XVI веках. Причиной появления мальчиков для битья явилась идея о божественных правах королей, в котором говорится, что короли назначаются Богом, и подразумевается, что никто кроме короля не достоин наказывать сына короля. Но поскольку король редко оказывался рядом чтобы наказать сына, когда это необходимо, воспитателям молодого принца было крайне трудно обеспечить соблюдение правил обучения.

Мальчики для битья, как правило, были благородного происхождения, но не всегда — им мог стать и сирота или подкидыш. Чтобы подобное наказание было эффективным, принц должен был испытывать сильную эмпатию к мальчику для битья. В связи с этим, мальчики для битья воспитывались с принцем с рождения, были его компаньонами по играм и учебным занятиям.

Выражение стало крылатым и им называют того, кого заставляют расплачиваться за чужую вину.

В литературе

  • В романе Марка Твена «Принц и нищий» мальчик для битья, не подозревая, что «принц» является самозванцем, помогает ему «переучиваться» в тонкостях придворного этикета.
  • Детская книга Сида Флейшмана «Мальчик для битья», в которой описываются отношения принца и его мальчика для битья, была награждена «Медалью Ньюбери» в 1987 году.

Ссылки

  • Прюгелькнабе. // Рат-Вег И. История человеческой глупости. — Ростов н/Д: Феникс, 1996.

ru.wikipedia.org

Козёл отпущения

У этого термина существуют и другие значения, см. Козёл отпущения (значения). «Козёл отпущения». Картина Вильяма Хольмана Ханта, 1854

Козёл отпуще́ния (иначе назывался «Азазель»[1][2][3]) — в иудаизме особое животное, которое, после символического возложения на него грехов всего народа, отпускали в пустыню. Обряд исполнялся в праздник Йом Киппур (Лев. 16:29,34) во времена Иерусалимского храма (X в. до н. э. — I в. н.). Ритуал описан в Ветхом Завете (Лев. 16).

Козёл отпущения в иудаизме

В праздник Йом-Киппур в Иерусалимский храм приводили жертвенный скот: овна во всесожжение, тельца и двух козлов (Лев. 16). Первосвященник бросал жребий и, по его выбору, первого из козлов закалывали в жертву вместе с тельцом (за грехи священника и народа), их кровью освящали скинию, а туши позже выносили и сжигали вне стана; а на второго козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа и его уводили в пустыню (Лев. 16:20-22). После чего, жрец и люди, сжигавшие «нечистых» тельца и козла, и уводившие второго козла в пустыню, мылись и мыли свою одежду (Лев. 16:23-28). Отсюда — «козёл отпущения».

Надо заметить, что в книге Исход (Исх. 29:10) и далее повсеместно в книге Левит есть требование Моисея приносить скот в жертву за грех (искупительная жертва) и во всесожжение (во славу Бога). В зависимости от уровня богатства иудея, за грехи требуется приносить в жертву: тельца (кожа и мясо которого сжигаются вне поселения), козла, овна, козу, горлицу или голубя, муку и зерно.

Трактовка и связь с дьяволом

Отсылание козла в пустыню символизирует очищение от всех грехов и уничтожение последствий всех дурных дел сынов Израиля в результате полного раскаяния и стремления приблизиться ко Всевышнему. Талмуд рассказывает, что в период Первого Храма, когда Божественное присутствие было ощутимо и выражалось в постоянных чудесах, происходивших в Храме, одно из них было связано с козлом, отсылаемым в пустыню. К рогам козла привязывали кусок красной шерсти, и, когда животное выводили из ворот храмового двора, один из коэнов разрывал этот кусок шерсти пополам: одну половину вешал над воротами, а другую — снова привязывал к рогам козла. Если раскаяние народа было искренним и чистосердечным, то в тот момент, когда козла сбрасывали со скалы, кусок красной шерсти, повешенный над воротами, становился белым в соответствии с тем, что сказано в книге пророка Исайи: «Если будут грехи ваши как пурпур, побелеют они как снег, а если будут ярко-красными, станут белыми, подобно шерсти».

Раши отмечает, что закон о козле, отсылаемом в пустыню, наряду с законом о приготовлении пепла для снятия ритуальной нечистоты, который предполагает убой и сжигание ярко-рыжей коровы за пределами территории Храма, всегда служил основой для обвинений в том, что Тора признает существование тёмных сил и даже предполагает принесение им даров. Однако ни ярко-рыжая корова, ни отсылаемый в пустыню козёл не являлись жертвами и никому не посвящались. Сжигание ярко-рыжей коровы служило символом уничтожения греха золотого тельца, лежащего в основе всех грехов, а сбрасывание со скалы козла было призвано напомнить народу о том, какой должна быть участь того, кто совершает преступления против Всевышнего, и указать на силу раскаяния, способную спасти человека и уберечь его от беды.

Видимо именно отсюда возник популярный образ дьявола в виде пылающего быка или козла с туловищем кровавого цвета, будто с него сняли кожу, что соответствует обряду (кожа и мясо быка и первого козла сжигаются вне поселения). Близка образу и история о сжигании в огне Золотого тельца Моисеем (Исх. 32:19-20), незадолго до утверждения им данной традиции о сжигании жертвенного скота.

Козла ассоциировали с прикованным в пустыне демоном Азазелем[2][4]. По другой версии, Азазелем называли скалу, с которой козла сбрасывали в пропасть[2].

Козёл отпущения в христианстве

В христианской теологии Козёл отпущения иногда интерпретируется[5] как прообраз самопожертвования Иисуса Христа[6]. (1Пет. 1:19; Отк. 5:6, 7:9-17, 12:11, 17:14, 21:22-27, 22:1. Иоанн Креститель называет Спасителя «Агнцем Божиим, который берет [на Себя] грех мира» в Иоан. 1:29). «Агнцем» в Библии назывался ягненок или козленок[7][8], а прообразом жертвы Христа послужили все виды ветхозаветных жертв, культ которых появился с незапамятных времен[9]. «Агнцем, ягнёнком» называют также кроткого верующего человека, Библия называет так весь народ Израиля, ведомый словно на заклание[10].

Некоторые христиане видят в этом образе Сатану. Они считают, что все грехи человечества были возложены именно на Козла отпущения, то есть на Сатану, но не потому, что он может принести искупление, что было сделано Христом, а потому, что он должен быть наказан как первоисточник греха.

Понимание Козла отпущения как прообраза самопожертвования Иисуса Христа коренится в идее, что Бог возложил на Иисуса грехи всего человечества. Он стал искупительным пасхальным агнцем для всего человечества. Поэтому все те, кто верит в Иисуса Христа как Мессию, который пришёл и спас человечество от первородного греха Адама — получают прощение грехов[11]. Для этого лишь надо прийти в молитве к Иисусу, принять его жертву и покаяться в грехах, ибо мы прощены в Иисусе Христе[12].

Метафора

Идиома «козёл отпущения» используется в качестве метафоры (образного выражения) и обозначает человека, на которого возложили ответственность за действия других, вину за неудачу для того, чтобы скрыть её настоящие причины и настоящего виновника.

Политика и социология

Создание «козлов отпущения» может быть важной частью пропаганды.

Назначение кого-либо «козлами отпущения» может использоваться и как пропагандистский инструмент в борьбе с инакомыслием. Хотя в современном демократическом обществе ущемление прав инакомыслящих противоречит социальным нормам (см. политкорректность), фактически закон не всегда в состоянии полностью защитить их права.

В международных отношениях «козлом отпущения» может быть назначена какая-либо страна.

Культура

«Козел отпущения» — сатирическая песня Владимира Высоцкого.

ru.wikipedia.org

Откуда появилось выражение "мальчик для битья"?

пороть или не пороть

Елена кузнецова

Мальчик для битья-это тот кого наказывают вместо другого.Явление это возникло в Англии в средние века.Так называли специальную должность,которую, кстати занимал, представитель благородной фамилии.Роль его заключалась в том,что его наказывали(пороли)вместо принца.Так как считалось,что никто не может посягать на божественную природу королевской власти и поднять руку на королевскую кровь.А наказать то кого-то надо было.

Андрей1961

В 15-18 веках в Англии принято было вместе с принцем благородных кровей воспитывать простых детей. Причем принцу кроме этого мальчика и не с кем было играть, всё время они проводили вместе, между детьми возникала устойчивая психологическая связь и при детских провинностях принца наказывали всегда другого мальчика, это было равносильно наказанию самого принца. Так и появилось выражение-мальчик для битья.

Gigabyte

Исторический роман Марка Твена "Принц и Нищий". По сюжету у принца был мальчик для порки, поскольку царственную особу нельзя было наказывать (поркой, розгами).

Возможно данная должность была вполне реальной, но с лёгкой руки писателя она стала знаменитой.

bolshoyvopros.ru

Кто такой «мальчик для битья»?

Вопрос закрыт, так как является дубликатом вопроса "Откуда появилось выражение "мальчик для битья"?"

Miv72

Мальчик для битья это выражение означает человека, тихого и скромного, не умеющего отстаивать свои интересы и тем более их защищать. Ну а как же в нашем демократическом обществе не сверкнуть "талантами" на фоне такого человека? Вот и начинают все свои беды сваливать на него, причем, как правило начинают это делать начальнички, самоутверждаясь и поднимая собственную самооценку. Затем в бой идут прихлебалы начальников, они как свита тупо копируют действия своих кумиров. За ними могут последовать слабые умом, но не духом. И вот уж никто не последует за ними, так это по настоящему сильные духом люди и профессионалы своего дела - им просто некогда.

Мальчик для битья - это индикатор состояния трудового коллектива.

Irina koroleva

Выражение "мальчик для битья" пришло к нам из Англии, когда в 15-16 веках у каждого человека королевского происхождения был такой мальчик. Этого ребенка наказывали, когда высокородный ребенок провинился и его следовало наказывать. В Англии считали, что король (а принцы их отпрыски) от Бога, у него божественное происхождение. А Бога наказывать нельзя. Эти дети "мальчики для битья" должны были быть из высших слоев общества (не гоже принцу общаться с неровней) и росли как правило с королевскими детьми и получали такое же образование. В наши дни выражение "мальчик для битья" обозначает человека, которого постоянно наказывают за чужую вину.

bolshoyvopros.ru

Определите, о каких фразеологизмах идет речь.

Напишите эти фразеологизмы и объясните их значение. Придумайте предложения с этими фразеологизмами.
А) Первоначально самая крупная весовая и денежно-счётная единица в Древней Греции, Вавилоне, Персии и других областях Малой Азии называлась талантом. Из евангельской притчи о человеке, который получил деньги и закопал их, побоявшись вложить в дело, произошло это выражение.
Б) В Англии и других европейских странах XV – XVIII веков так называли мальчиков, которые воспитывались вместе с принцами и получали телесное наказание за провинности принца. Эффективность такого метода была не хуже непосредственной порки виновника, так как принц не имел возможности играть с другими детьми, кроме мальчика, с которым у него устанавливалась сильная эмоциональная связь.

Таисияконовалова

1. Зарыть талант - так говорят о человеке, когда имеют ввиду, что человек не заботиться о развитии своих талантов.
Костя гордится своими способностями, а о брате говорит, что он «зарыл свой талант в землю» ,

2. Мальчик для битья - так говорят о том, кого заставляют расплачиваться за чужую вину.
Все шишки сыпались на Петю: он в классе был мальчиком для битья.

Читайте также