Определение человека как политического животного было сформулировано

Кому принадлежит определение "Человек - политическое животное"?

Античная Греция – колыбель философии, политики, социологии и других наук, без которых сейчас трудно вообразить себе наш мир. В благодатном климате Эллады родились совершенно новые идеи и концепции государства, человека, социума... И в наибольшей мере мы должны благодарить за это знаменитого философа Аристотеля, чье имя наряду с Платоном и Сократом знакомо каждому из нас. О его достижениях в области естествознания, логики, риторики, философии, этики можно говорить бесконечно. Это он сказал, что человек – политическое животное. Чтобы понять, что имел в виду Аристотель, стоит немного углубиться в его учение.

Аристотель: краткая биография

«Человек – политическое животное…» Аристотель, автор этого изречения, жил и творил во времена наибольшего расцвета Греции, в 384-322 гг. до н. э. Родился в Стагире, маленькой греческой колонии возле македонской границы. Большую часть жизни провел в Афинах, где мог активно принимать участие в политической жизни. Известен также тем, что был учителем Александра Македонского, за что потом, когда в Афинах вспыхнули восстания против македонской власти, был осужден. человек политическое животное аристотельБыл учеником Платона, отношения с которым складывались не так, как обоим хотелось бы, но об этом чуть позже. Аристотель написал более 150 трактатов и научных работ, среди которых «Метафизика», «Политика», «Риторика». Идеи Аристотеля на то время оказались наиболее продвинутыми и инновационными. Впрочем, они не теряют своей актуальности и сегодня.

Влияние Платона

Аристотель учился в Академии Платона и действительно был дружен с учителем, если не считать взаимных споров разной натуры. Платон критиковал пышный стиль одежды Аристотеля, его любовь к украшениям и уходу за собой, считая это неприемлемым для философа. Аристотель же, будучи изначально платоником, в скором времени начал сомневаться в некоторых учениях Платона. Главные отличия их теорий сосредоточены на концепциях «идеального» государства, происхождения государства, роли власти, формы общества и функции человека в нем. Именно Аристотелю приписывают высказывание: «Платон – мой друг, но истина дороже». Только метафизические теории о происхождения духа и материи ученик принял целиком от учителя. Таким образом, можно рассматривать конфликт и даже временную неприязнь между Платоном и Аристотелем как ситуацию положительную, ведь главной чертой философа должна быть рациональная «подозрительность», то есть задавание вопросов, осознание и переосмысление уже существующих теорий в поисках истины. Именно Платон помог своему лучшему ученику разработать абсолютно другую модель государства и человека.человек политическое животное автор

Кем является человек у Аристотеля?

Чтобы понять, какого именно человека определил как политическое животное Аристотель в своем трактате «Политика», стоит определить, кого Аристотель вообще считал человеком, а кого нет. В Древних городах-полисах, в том числе и в Афинах, ¾ общества составляли рабы, которые не имели никаких гражданских прав. Стоит заметить, что ни один греческий философ не отрицал необходимости рабовладения, считая рабов людьми, «от природы предназначенными для подчинения». Кроме них, гражданами также не считались иностранцы и ремесленники. Значит, Аристотель, говоря о том, что человек – это политическое животное, подразумевал только участников суда присяжных и народных сборов. Маленькая ремарка: женщины тоже не имели всей полноты гражданских прав, но в то же время являлись важной частью общества.определение человека как политического животного

Политика: дефиниция Аристотеля

Разобрав понятие «человека», можно приступить к дефиниции слов «политика», «политическое». Этимология этого слова греческая, и изначально им описывали искусство управления государством. Политика происходит от слова «полис», то есть город в Древней Греции с околичными сельскохозяйственными территориями, собственной армией и дипломатическими отношениями. Соответственно, все дела города, собрания, голосования, гражданские обязанности, то есть все общественное – это политика. Семейные и приватные дела в эту категорию не входят. Аристотель выделял три «правильных» типа управления государством: монархию, аристократию и политию (правление большинства). Полития была для него идеальным решением, потому что сочетала в себе богатство олигархии, добродетели аристократии и свободу демократии. Основой такой «идеальной» страны должна быть армия (Кипр и Спарта были для теории Аристотеля нужными примерами). То есть «политическое» в крылатой фразе «человек – политическое животное» – значит «общественное, добродетельное, общее, гражданское».кому принадлежит определение чеовека как политического животного

Почему человек – политическое животное?

Фраза эта стала популярной в эпоху Просвещения, когда ее в своих письмах процитировал Шарль Монтескье – известный французский мыслитель и теоретик политики. Иногда можно услышать собственно греческое выражение: zoon politikon. Суммируя все вышесказанное, фразу «человек – политическое животное» следует понимать так: только развиваясь в обществе людей, человек может сформироваться как личность. Быть и воспитываться среди людей – это натуральная потребность индивидуума. При отсутствии общества человек не может научиться основным добродетелям, необходимым для правильного функционирования государства. А добро государства Аристотель ставил очень высоко в своей иерархии ценностей.

В наше время назвать человека животным – не очень прилично, но Аристотель как гениальный естествовед понимал, что в каждом человеке есть биологическое начало, и это нормально. И человек, следуя правилам натуры, должен жить в «стаде», не теряя при этом чувства человеческого (!) достоинства и здорового рассудка.человек политическое животное

Концепция государства

Говоря о государстве, мы имеем в виду греческий полис, которому Аристотель (как, впрочем, и Платон) приписывал не только защитную функцию. Философ считал, что целью государства является гарантирование счастливой (справедливой, равной в финансовом плане) жизни каждому гражданину. Наличие законов и их соблюдение облагораживают человека, а само государство есть не что иное, как общение семей, родов и селений.человека определил как политическое животное

Интересные факты

  • Женой Аристотеля была Пифиада – биолог и эмбриолог (редкий род занятий для женщин в античной Греции). После смерти жены философ начал жить со своей рабыней, и у них родился сын.
  • Аристотель после смерти своего великого учителя открыл свою школу – Лицей.
  • Александр Македонский в качестве благодарности за полученные знания отправлял Аристотелю произведения искусства из подчиненных территорий.
  • Считается, что философ был первым эрудитом. Кроме прочего, является основателем метеорологии и психологии.
  • За то, что у европейской цивилизации сейчас есть доступ к сочинениям Аристотеля, нужно благодарить арабов, которые восхищались мыслями философа и старательно переписывали его труды.

Значение для будущего

Тот, кому принадлежит определение человека как политического животного, сделал для развития политической мысли больше, чем все философы и ученые последующих веков. Именно Аристотель обозначил место человека в обществе и его роль, сформулировал функции государства, которые обязательны в большинстве современных стран, и построил классификацию способов правления – и это все только в области политологии! «Политику» Аристотеля до сих пор изучают студенты в университете, по его трудам пишут докторские диссертации, а его концепциями вдохновлялись такие великие умы прошлого, как Тома Аквинский, Марсилий Падуанский и Данте Алигьери. Аристотеля можно цитировать без остановки, и мы теперь знаем, что именно ему принадлежит изречение: «Человек - животное политическое». Автор множества трактатов и научно-популярных трудов заслуживает звания одного из мудрейших людей за всю историю человечества.

fb.ru

Тема 2. История философии

Основными принципами философии конфуцианства являются …

человеколюбие
следование ритуалу
выполнение долга
принцип недеяния
следование единому пути
труд для всеобщей пользы

Философы Возрождения решали проблему соотношения Бога и мира с позиции …

неоплатонизма
схоластики
рационализма
деизма

По мнению Пифагора, гармонию Космоса можно постигать с помощью …

чисел
стихий
атомов
молитв

Критерием истинности знания, с точки зрения рационализма Р. Декарта, является …

очевидность, ясность
достоверность опыта
практическая реализуемость
общезначимость логических выводов

Н. Я. Данилевский, предвосхитивший теории локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби, является создателем теории …

культурно-исторических типов
пассионарности
общественно-экономических формаций
ноосферы

Переосмысление идеалистической диалектики Г. Гегеля с позиции материализма было осуществлено …

К. Марксом
Ф. Шеллингом
О. Контом
Гераклитом

В философии Просвещения высшей исторической ценностью человечества считается …

прогресс
искусство
сильное государство
индивидуальная воля

Философская система К. Маркса может быть определена как …

диалектический материализм
вульгарный материализм
объективный идеализм
стихийная диалектика

Учение об идеальном государстве было создано древнегреческим философом …

Платоном
Пифагором
Диогеном Синопским
Сенекой

В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан …

Т. Кампанеллой
Н. Макиавелли
Дж. Боккачо
Т. Мором

Появление первых оригинальных философских текстов на Руси относят к …

XI–XII векам
XIX веку
XX веку
VI веку до н. э.

К числу основных шести даршан относятся …

ньяя
санкхья
миманса
вайшешика
чарвака
джайнизм

Идейное движение эпохи Возрождения, отстаивающее уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, получает название …

гуманизма
либерализма
антроподицеи
секуляризации

Основоположником рационалистического метода в новоевропейской философии становится философ …

Р. Декарт
Ф. Бэкон
Б. Паскаль
И. Кант

Определение человека как «политического животного» было сформулировано …

Аристотелем
Платоном
К. Марксом
Ф. Ницше

Утверждение, что «в практике должен доказать человек истинность, то есть действительность и мощь, посюсторонность своего мышления», принадлежит философу …

К. Марксу
И. Фихте
Г. Гегелю
Ф. Бэкону

К понятиям, связанным с философией буддизма, относятся …

хинаяна
махаяна
нирвана
пуруша
драхма
Веды

Преимущества эмпиризма как универсального метода научного познания отстаивал английский философ …

Ф. Бэкон
Иоанн Дунс Скот
Б. Рассел
Ч. Пирс

В средневековой философии особенный статус человека в системе мироустройства определяется тем, что он создан …

по образу и подобию Бога
исключительно греховным существом
абсолютно свободным
двуногим и без перьев

Основные законы и категории идеалистической диалектики были разработаны …

Г. Гегелем
Ф. Энгельсом
П. Гольбахом
Э. Гуссерлем

Основоположник русского космизма Н. Ф. Федоров под философией общего дела понимал …

проект воскрешения мертвых
проект строительства коммунизма
русское мессианство
дело социалистической революции

Всю философию периода эллинизма пронизывает противоречие между …

универсализмом и индивидуализмом
материализмом и идеализмом
космоцентризмом и теоцентризмом
стоицизмом и эпикуреизмом

Направление в средневековой схоластике, утверждавшее реальное (физическое) существование вещей и признававшее общие понятия лишь именами вещей, называется …

номинализмом
теодицеей
универсализмом
реализмом

Одним из ключевых понятий кантовской теории познания является …

вещь в себе
бытие-в-мире
софизм
эпохе

С точки зрения Ж.-Ж. Руссо, индивид, не испорченный условностями и предрассудками культуры, называется …

естественным человеком
цивилизованным человеком
вежливым человеком
циничным человеком

Существенной особенностью развития русской философии ХХ века является ее раскол на …

советскую и русскую зарубежную
массовую и элитарную
формальную и неформальную
прогрессивную и консервативную

Главное препятствие к счастью Л. Фейербах усматривает в …

отчуждении человеческой сущности
разуме, мыслящем Я
чувственной природе человека
природной необходимости

Основными представителями древнекитайской философии даосизма являются …

Лао-цзы
Чжуан-цзы
Кун-Фу-цзы
Мо-цзы
Мэн-цзы

Этическая концепция Эпикура может быть обозначена термином «__________».

эвдемонизм
аскетизм
прагматизм
утилитаризм

Начало спору между славянофилами и западниками положила публикация «Философических писем» …

П. Я. Чаадаева
А. С. Хомякова
А. Н. Радищева
А. С. Пушкина

Николай Кузанский, утверждая, что «у творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме человека», отстаивает позицию …

антропоцентризма
телеологизма
креационизма
фатализма

Одной из существенных характеристик гегелевской философской системы является …

панлогизм
материализм
иррационализм
теоцентризм

Воздерживаться от суждений призывала античная школа …

скептицизма
стоицизма
неоплатонизма
кинизма

Сущность христианской религии, с точки зрения Л. Фейербаха, заключается в том, что …

человек создает Бога по своему образу и подобию
Бог создает человека по своему образу и подобию
Бог умер
Богочеловек совмещает в личностном единстве всю полноту как божественной, так и человеческой природы

Развитие антропологической проблематики в средневековой философии было связано, в первую очередь, с решением вопроса о …

свободе воли
универсалиях
символе веры
Троице

Принимать свою судьбу как проявление благого промысла, следовать долгу и добродетели вопреки желаниям и страстям призывает античная философская школа …

стоицизма
эпикуреизма
аскетизма
даосизма

В традиции немецкой классической философии система субъективного идеализма была создана …

И. Фихте
Д. Юмом
К. Ясперсом
Г. Гегелем

Существенной особенностью развития русской философии ХХ века является ее раскол на …

советскую и русскую зарубежную
массовую и элитарную
формальную и неформальную
прогрессивную и консервативную

По мнению Декарта, критерием истинности научного познания является правильная …

дедукция
индукция
диалектика
апологетика

Образ идеального государства, выстроенного в соответствии с ценностными ориентирами гуманизма и расположенного в «месте, которого нет», был создан философом …

Т. Мором
Платоном
К. Кастанедой
Н. Макиавелли

studopedia.ru

Задание № 43

Вопрос:

Основоположником теории общественного договора является философ …

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) У. Джеймс

2) Т. Гоббс

3) Дж. Милль

4) Аристотель

Задание № 44

Вопрос:

Определение человека как «политического животного» было сформулировано …

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) К. Марксом

2) Платоном

3) Аристотелем

4) Ф. Ницше

Задание № 45

Вопрос:

Религиозное учение об истории как исполнении Божественного предначертания называется …

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) теоцентризмом

2) сотериологизмом

3) мистицизмом

4) провиденциализмом

Задание № 46

Вопрос:

Первая научная картина мира, созданная в XVII веке, получает название …

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) квантово-релятивистской

2) механической

3) физической

4) электродинамической

Задание № 47

Вопрос:

Представителями русского космизма являются …

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) В. И. Ленин

2) Г. В. Плеханов

3) В .И. Вернадский

4) К. Э. Циолковский

5) А. Н. Радищев

6) Н. Ф. Федоров

Задание № 48

Вопрос:

Зенон Элейский в своих апориях поставил проблему …

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) бытия и небытия

2) априорного знания

3) свободы и необходимости

4) логических противоречий

Задание № 49

Вопрос:

Критерием истинности знания, с точки зрения рационализма Р. Декарта, является …

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) общезначимость логических выводов

2) практическая реализуемость

3) очевидность, ясность

4) достоверность опыта

Задание № 50

Вопрос:

Представителями материалистического направления в русской философии являются …

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) П. А. Флоренский

2) В. С. Соловьев

3) М. А. Бакунин

4) Н. А. Бердяев

5) Д. И. Писарев

6) Г. В. Плеханов

Задание № 51

Вопрос:

Философское учение, отождествляющее Бога и мир, называется …

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) пантеизмом

2) креационизмом

3) атеизмом

4) деизмом

Задание № 52

Вопрос:

Философскую позицию Л. Фейерабаха можно определить как …

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) антропологический материализм

2) априоризм

3) субъективный идеализм

4) вульгарный материализм

Задание № 53

Вопрос:

Автором теории культурно-исторических типов является …

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) К. Ясперс

2) Н. Я. Данилевский

3) О. Шпенглер

4) Н. А. Бердяев

Задание № 54

Вопрос:

Августин Аврелий является виднейшим представителем средневековой философии периода …

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) реформации

2) аверроизма

3) патристики

4) схоластики

studopedia.ru

Кому принадлежит определение человека как политического животного?

В своем произведении "Политика" древнегреческий философ Аристотель говорит о человеке как о "политическом (общественном) животном" (zoon politikon) — 3 года назад

Alexfort

Не слыхал такой характеристики человека. Точно знаю другую характеристику: Человек социальное существо (если угодно животное). А вот насчёт "политическое" не согласен. Огромное количество людей, можно сказать, что большинство, аполитичны.

Convar

Определение человека как политического или общественного животного принадлежит Аристотелю, который в своем сочинении «Политика» размышляет о человеческой сущности: **«9.Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, н что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо в сверхчеловек; его и Гомер поносит, говоря "без роду, без племени, вне законов, без очага"; такой человек по своей природе только и жаждет войны; сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной доске.

Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа, согласно нашему утверждению, ничего не делает напрасно; между тем один только человек из всех живых существ одарен речью.»**

Это выражение стало популярным после того, как французский мыслитель Шарль Монтескье в своих «Персидских письмах» (1721 год), почти процитировал эту фразу Аристотеля (ПИСЬМО LXXXVII. Рика к * ): **«Говорят, что человек - животное общительное». Древнегреческое словосочетание: zoon politikon можно перевести и как «общественное животное» и как «политическое животное». В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», также в этом же произведение Аристотель употребляет другой термин «politikos» - государственный муж, а в «Политике» — человек – существо политическое.

Смысл выражения Аристотеля в том, что человек может состоятся как личность только в обществе, а в не общества человек не сформируется как личность.

Для Аристотеля человек — это общественное («политическое животное»), который отличается «от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятии, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т. п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государств». А человек, который не составляет элемента государства, становиться «либо животным, либо божеством».

Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Жизнь человека вне общества невозможна.

bolshoyvopros.ru

Читайте также