Определение группы здоровья у детей

6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах

В Российской Федерации существует система раннего выявления нуждающихся в терапии детей и дальнейшей организации их жизнедеятельности. В частности, ежегодные медицинские осмотры обучающихся позволяют разбить их на медицинские группы в соответствии с четырьмя критериями:

• наличие или отсутствие хронических заболеваний;

• характер функционирования основных функциональных систем организма;

• степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям;

• уровень физического развития и степень его гармоничности.

Группы здоровья. В соответствии с указанными критериями выделяют следующие группы здоровья:

1‑я группа – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Сюда относятся школьники без хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно‑психическое развитие. К этой группе относятся 20 – 25% школьников, и такое наполнение первой группы не изменилось за последние 50 лет. Но сейчас характеристика здоровья этих детей не совсем объективна, так как к первой группе чаще всего относят тех, кому просто не поставили диагноз, хотя у них несомненно снижены адаптационные возможности, т.е. они находятся в «третьем состоянии».

2‑я группа – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений. Это не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (четыре и более раз в году) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие школьники. Эта группа имеет довольно расплывчатые критерии, поэтому отнесение к ней конкретного школьника часто является компетенцией (или некомпетенцией) врача.

3‑я группа – больные в компенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

4‑я группа – больные в субкомпенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным характером реконвалесценции после острых заболеваний.

5‑я группа – больные в декомпенсированном состоянии: с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями; как правило, они не посещают образовательные учреждения общего профиля, а обучаются либо в специализированных школах, либо на дому и наблюдаются по индивидуальным схемам.

Комплексную оценку состояния здоровья и распределение по группам здоровья дает врач‑педиатр.

Дети и подростки, отнесенные к разным группам, требуют дифференцированного подхода в организации занятий физкультурой или лечебной физкультурой. Так, для детей первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких‑либо ограничений в соответствии с государственными программами по физическому воспитанию для соответствующей возрастной категории. Дети второй группы здоровья как группа риска нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей. С ними необходимо проводить специальные мероприятия по закаливанию, занятия лечебной физкультурой, диетотерапию; для них требуется организовать рациональный режим жизнедеятельности в соответствии с состоянием их здоровья. Дети с третьей, четвертой и пятой группами здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей, их двигательный режим ограничен определенными противопоказаниями (но должен быть обязательной частью образа жизни), и для них удлиняется продолжительность отдыха и сна.

После распределения по группам здоровья детей, признанных годными к обучению в общеобразовательной школе, разбивают по медицинским группам, принадлежность к каждой из которых определяет и тот режим занятий физической культурой, который наиболее соответствует их состоянию здоровья. Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью работы врача‑педиатра и учителя физкультуры.

Распределение школьников по медицинским группам производит врач‑педиатр на основании «Положения о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР. Приказ № 826 от 09.ХI.1966г.».

На основе данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности детей все учащиеся, занимающиеся по государственным программам, делятся на четыре группы: основная, подготовительная, специальная и группа лечебной физической культуры.

К основной медицинской группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии.

К подготовительной группе относят детей без отклонений в состоянии здоровья при недостаточном физическом развитии, а также с незначительными отклонениями в здоровье. К группе с отклонениями в состоянии здоровья относят учащихся с хроническими заболеваниями. Наибольшую наполняемость этой группы составляют школьники с очаговой инфекцией ротовой полости, носоглотки, придаточных пазух носа и др. Особенно распространены хронический тонзиллит (20 – 40% учащихся), кариес зубов (почти 90%) и др. Известно, что хронические очаги воспаления в носоглотке и полости рта изменяют общую реактивность организма, снижают его защитные функции и естественную сопротивляемость инфекциям. Такие дети часто болеют в период подъема острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа, у них нередки обострения хронического тонзиллита, отита, гайморита. Очаг инфекции в носоглотке может провоцировать бронхит, воспаление легких, переход их в хроническую форму.

К специальной медицинской группе относят школьников с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок или определенных противопоказаний в применяемых средствах физической культуры. В специальную медицинскую группу включают также школьников, страдающих другими заболеваниями, из‑за которых в данное время необходимо значительно ограничить физическую нагрузку (после перенесенного туберкулеза, при значительном отставании в физическом развитии и в физической подготовке, при острых желудочно‑кишечных заболеваниях с явлениями истощения, через пять – шесть месяцев после гепатохолецистита, а также вирусного гепатита).

К контингенту специальной медицинской группы относят и школьников, для которых физическая нагрузка не представляет опасности, но они не могут заниматься по общей программе из‑за дефектов опорно‑двигательного аппарата: анкилозов, контрактур, резкой атрофии мышц, после травматических повреждений, хронического инфекционного полиартрита, сопровождающегося ограничением подвижности суставов, имеющих остаточные явления полиомиелита, а также выраженную деформацию позвоночника I – II степени.

Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки, степень которой зависит от состояния здоровья данного школьника, его заболевания и других критериев состояния организма. Так, специальные медицинские группы комплектуются из обучающихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения. Поэтому физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе, соответствующей особенностям занимающегося в данной медицинской группе контингента.

К группе лечебной физкультуры относят детей (чаще всего относящихся к четвертой и пятой группам здоровья), которые имеют те или иные выраженные нарушения здоровья и освобождаются от занятий физкультурой в школе. Такие группы должны работать непосредственно при лечебных учреждениях под контролем соответствующего специалиста.

Таким образом, ни один ребенок, посещающий общеобразовательное учреждение, не должен быть полностью освобожден от физического воспитания. В случае, если такое положение имеет место, ответственность за него должен нести врач, принявший такое решение.

В соответствии с указанным выше Приказом министра здравоохранения СССР № 826 от 09.XI.1966 г., до настоящего времени распределение школьников по медицинским группам проводится согласно приводимой ниже таблице 13.

Таблица 13

Примерные показания для определения медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков

Следует обратить внимание на то, что приведенная таблица еще раз подтверждает: за редким исключением, связанным, как правило, с острыми состояниями, не может быть детей, полностью освобожденных от занятий физической культурой! В полной мере это относится и к тем случаям, когда ребенок приступает к школьным занятиям после перенесенного острого заболевания или состояния (простудно‑инфекционное, травма и пр.). При этом сроки его освобождения от занятий физкультурой в медицинской группе, в которой он постоянно занимается, рекомендуются следующие (табл. 14).

Таблица 14

Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенного заболевания

Приведенные сроки касаются лишь непосредственно занятий физкультурой в школе, однако в течение указанных периодов школьник должен заниматься физическими упражнениями по схемам лечебной физкультуры непосредственно под контролем соответствующего специалиста и лечащего врача.

Таким образом, в соответствии с результатами медицинских осмотров или (при острых состояниях и после них) заключения лечащего врача обучающиеся распределяются по медицинским группам для физического воспитания непосредственно в школе.

Физическое воспитание в медицинских группах. Занятия физкультурой в медицинских группах непосредственно в образовательных учреждениях проводятся по соответствующим программам.

Основная группа. Здесь занятия проводятся по государственной программе физического воспитания в полном объеме, предусмотрена сдача определенных нормативов, разрешаются занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. Итогом успешности освоения программы является определенная соответствующими критериями оценка.

Подготовительная группа. Занятия проводятся по общей программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. Непосредственно на занятиях школьники данной группы нуждаются в более тщательном контроле со стороны учителя физической культуры и медицинского работника образовательного учреждения. Помимо обязательных уроков физкультуры для таких школьников рекомендуются занятия в секции общей физической подготовки. Итоговая оценка, в отличие от школьников основной группы, преимущественно определяется учителем физкультуры в соответствии с установленными для данного этапа обучения индивидуальными критериями.

Специальная медицинская группа. Занятия проводятся по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы заменяются выполнением индивидуальных заданий. Основной формой и средством работы специальной медицинской группы являются занятия лечебной физкультурой.

Перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской в подготовительную группу возможен при условии положительной динамики результатов лечения и успехов в занятиях физкультурой.

StudFiles.ru

2 группа здоровья у ребенка: что это означает? Алгоритм определения групп здоровья у детей

Судя по состоянию здоровья ребенка, который только что появился на свет, его относят к определенной группе здоровья. Именно этот показатель будет решающим при определении физической нагрузки детей в детском саду и школе.

Для того чтобы следить за здоровьем и развитием детей, проводят:

- Углубленное исследование. Во время него оценивается состояние здоровья ребенка в периоды эпикриза с последующими рекомендациями специалистов для дальнейшего полноценного развития малыша.

- Выявление на ранних стадиях различных заболеваний и оздоровление ребенка, целью которого является предотвращение формирования хронического заболевания.

Педиатр определяет группу здоровья, принимая во внимание все осмотры специалистов.

у ребенка 2 группа здоровья что это означает

Выделяют несколько критериев для того, чтобы оценить состояние здоровья ребенка:

1 критерий – наблюдаются ли отклонения в раннем онтогенезе.

2 критерий – развитие в физическом плане.

3 критерий – нервно-психическое развитие.

4 критерий – сопротивляемость организма различным болезненным факторам.

5 критерий – состояние органов и систем.

6 критерий – есть ли хронические болезни или врожденные заболевания.

Таким образом, определение группы здоровья происходит, исходя из перечисленных выше критериев. Итак, у ребенка 2 группа здоровья. Что это означает?

Характеристики 2 группы здоровья

Нужно понимать, что группа здоровья – это не что иное, как состояние здоровья ребенка и предрасположенность его к различным заболеваниям, а также присутствие врожденных болезней. Ко 2 группе здоровья принадлежат дети, у которых наблюдаются незначительные проблемы со здоровьем. Они, как правило, чаще болеют, например, ОРЗ, может присутствовать лишний вес или вероятность возникновения аллергии.

2 группа здоровья у новорожденных бывает чаще всего. Потому что в настоящее время полностью здоровых детей не рождается, даже если мать не страдает никакими заболеваниями. Отношение человека к той или иной группе здоровья устанавливается не только в родильном доме, но и сопровождает его всю жизнь.

2 группа здоровья у новорожденных

Выделяют еще две подгруппы среди детей, которых отнесли ко 2 группе

2-А – это дети, которые имеют биологические, генетические и социальные факторы для развития заболеваний, но они здоровы по остальным критериям.

Генетические факторы – это наличие родственников с различными заболеваниями, которые могут передаваться из поколения в поколение. Например, сахарный диабет, заболевания сердца, аллергия и прочие.

Биологические факторы – это отклонения, которые возникли в период беременности и родов у матери. Это быстрые или наоборот долгие роды, кесарево сечение, длительное нахождение плода без околоплодных вод, патологии плаценты, неправильное расположение плода и так далее.

К социальным факторам относятся курение, алкоголизм родителей, работа родителей на вредном производстве, заболевания матери хронического характера, слишком ранняя или поздняя беременность. Наличие инфекций, которые могут передаваться половым путем, угроза преждевременных родов или выкидыша у матери. Плохое питание в период беременности и нарушение общего режима.

2 группа здоровья у ребенка

2-Б – это дети, которые имеют морфологические и функциональные изменения. Новорожденные, которые относятся к этой подгруппе, перенесли какое-либо заболевание в первые дни или часы жизни и после выписки из роддома у них еще сохраняются какие-то отклонения. Такие малыши часто болеют, присутствуют аномалии конституции и другие отклонения в здоровье.

При выписке из роддома указывается группа риска, и, судя по ней, педиатр должен составить план наблюдений, обследований, проводить профилактические мероприятия (закаливание, прививки). При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Наблюдать за детьми, которые принадлежат к подгруппе 2-Б необходимо в домашних условиях до трех месяцев.

Итак, что такое группа здоровья 2, и как можно отнести детей раннего возраста и дошкольников к ней?

Выделяют ряд отклонений, по которым можно судить о состоянии здоровья ребенка:

• Многоплодная беременность.

• Незрелость плода, плод переношен, недоношенность.

• Поражение ЦНС.

• Гипотрофия 1 степени.

• Инфицирование в утробе матери.

• Небольшой вес при рождении.

• Избыточный вес при рождении (4 кг и более).

• Начальный период рахита, 1 степень рахита и его остаточные явления.

• Присутствие аномалий в конституции.

• Изменения, которые касаются сердечно-сосудистой системы, изменение артериального давления, пульса.

• Частые заболевания, в том числе респираторные.

• Низкое содержание гемоглобина.

• Нарушения функций ЖКТ – отсутствие аппетита, боли в животе и прочее.

что такое группа здоровья 2

2 группа здоровья у ребенка – это еще не показатель того, все отклонения должны присутствовать в медицинской карте. Достаточно всего одного или нескольких. По самому тяжелому отклонению определяется группа здоровья.

Все родители легко могут узнать, к какой группе здоровья относится их ребенок. Этой информацией владеет каждый участковый врач, и даже медсестра сможет дать пояснения. Ведь группа здоровья ребенка не является врачебной тайной.

Наблюдение за здоровьем детей в детских учреждениях

Информация о детях со 2 гр. здоровья обязательно должна быть у медсестры детского учреждения. Если ребенок принадлежит к этой группе, то на уроках физкультуры ему предлагается специально разработанный для таких детей комплекс упражнений. Нагрузки для них должны быть ниже. Но это совсем не означает отказ от занятий спортом. Если имеется 2 группа здоровья у ребенка, то таким детям часто назначают занятия лечебной физкультурой.

Ко всему прочему необходимо медицинское наблюдение за детьми, которые относятся к этой группе. Так как у них возможен высокий риск развития различных патологий. Основной метод, который позволяет получить оценку состояния здоровья детей - это профилактический осмотр, который проводят медики.

2 гр здоровья

Существует также алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет. Детей осматривают:

- в 3 года (перед поступлением в детский сад);

- в 5 с половиной или 6 лет (за год до начальной школы);

- в 8 лет, когда ребенок заканчивает 1 класс школы;

- в 10 лет, когда ребенок переходит в среднюю школу;

- в 12 лет;

- в 14-15 лет.

Если в результате осмотра показатели здоровья ребенка имеют отношение к выделенным Министерством здравоохранения РФ классам и группам болезней, то его относят к определенной группе здоровья.

Занятия физкультурой с детьми 2 группы здоровья

Для того чтобы уроки физкультуры проходили эффективно и без риска для здоровья школьников, последних относят к одной из трех групп (основная, подготовительная и специальная). Деление производит педиатр или терапевт в конце учебного года, но окончательный вердикт специалист выносит только после повторного осмотра перед началом следующего учебного года.

2 группа здоровья по физкультуре

Если у ребенка 2 группа здоровья по физкультуре, то он относится к подготовительной медицинской группе. Это практически здоровые дети, но имеющие те или иные отклонения, слабо подготовленные физически. Школьникам можно заниматься физической культурой, но с условием постепенного усвоения необходимых двигательных умений и навыков. Соблюдается дозировка физической нагрузки, исключаются противопоказанные движения.

Если имеется 2 группа здоровья у ребенка, то тогда ему запрещено выполнять тестовые задания на уроках и участвовать в спортивных мероприятиях. Но специалисты настоятельно рекомендуют проводить дополнительные занятия физкультурой дома или в школе.

Задачи физического воспитания школьников, имеющих 2 группу здоровья:

- укрепление и улучшение здоровья;

- улучшение физического развития;

- освоение важных двигательных навыков, качеств и умений;

- улучшение адаптации организма к физическим нагрузкам;

- закаливание и увеличение сопротивляемости организма к болезням;

- формирование интереса к постоянным занятиям физической культурой, развитие волевых качеств;

- воспитание положительного отношения к ЗОЖ;

- освоение комплекса упражнений, которые благоприятно воздействуют на состояние организма ребенка, принимая во внимание имеющееся заболевание;

- соблюдение правильного режима отдыха и труда, гигиены, полноценного питания.

алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте

Заключение

Таким образом, 2 группа здоровья у ребенка – это не приговор. Не стоит считать его неполноценным или неизлечимо больным. Принадлежность ребенка к этой группе означает, что ему необходим чуткий уход, нужно постоянно следить за состоянием его здоровья, дабы избежать неприятных последствий.

Дети с такой группой здоровья ведут обычный образ жизни и прекрасно развиваются, они ни чем не отличаются от других малышей.

fb.ru

/ 12-09-2014_19-55-04 / ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ

О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНО

приказом Минздрава России

от 30.12.2003 г. N 621

ИНСТРУКЦИЯ

ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:

- наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);

- уровень функционального состояния основных систем организма;

- степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из "групп здоровья" дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

- к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

- ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют

хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и

морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно

перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания;

дети с общей задержкой физического развития без эндокринной

патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического

развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее M-1сигма ) или

R

избыточной массой тела (масса более M+2сигма ), дети часто и/или

R

длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с

физическими недостатками, последствиями травм или операций при

сохранности соответствующих функций;

- к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;

- к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

- к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение "здоров".

Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях, необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.

Все дети, независимо от того, к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.

Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно - врачом-педиатром.

Дети, отнесенные к III-V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.

Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей - отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.

Приложение N 2

УТВЕРЖДЕНО

приказом Минздрава России

от 30.12.2003 г. N 621

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ

В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО

(ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ)

--------------------------+--------------+--------+-------------------------¬

¦Классы, группы болезней, ¦Шифр по МКБ-10¦ Группы ¦ Примечания ¦

¦отдельные нозологические ¦ ¦здоровья¦ ¦

¦ формы ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦органы кровообращения ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦пороки сердца: ¦ ¦ ¦ ¦

¦врожденные ¦Q20-Q28 ¦III, IV,¦В зависимости от ¦

¦ ¦ ¦V ¦компенсации (степени ¦

¦приобретенные ¦I34-I38 ¦ ¦недостаточности ¦

¦ ¦I05-I09 ¦ ¦кровообращения) ¦

¦ ¦ ¦ ¦- при отсутствии ¦

¦ ¦ ¦ ¦недостаточности ¦

¦ ¦ ¦ ¦кровообращения - III; ¦

¦ ¦ ¦ ¦- при недостаточности ¦

¦ ¦ ¦ ¦кровообращения 1 ст. - ¦

¦ ¦ ¦ ¦IV; ¦

¦ ¦ ¦ ¦- при недостаточности ¦

¦ ¦ ¦ ¦кровообращения в ст. ¦

¦ ¦ ¦ ¦более 1 - V. ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦миокардит неревматической¦I40-I41 ¦III, IV,¦При полной клинической ¦

¦этиологии ¦ ¦V ¦ремиссии - III, ¦

¦ ¦ ¦ ¦при неполной клинической ¦

¦ ¦ ¦ ¦ремиссии - IV, V ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦ревматическая лихорадка ¦I00-I02 ¦III, IV ¦Без порока сердца ¦

¦ ¦ ¦ ¦- при отсутствии ¦

¦ ¦ ¦ ¦признаков активности ¦

¦ ¦ ¦ ¦ревматического процесса, ¦

¦ ¦ ¦ ¦от 1 года до 5 лет после ¦

¦ ¦ ¦ ¦атаки - III, ¦

¦ ¦ ¦ ¦- в период стихания ¦

¦ ¦ ¦ ¦активности ревматического¦

¦ ¦ ¦ ¦процесса (от 6 мес. до 1 ¦

¦ ¦ ¦ ¦года после атаки) - IV ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦Малые аномалии сердца: ¦ ¦II ¦ ¦

¦- открытое овальное окно;¦Q21.1 ¦ ¦ ¦

¦- двустворчатый клапан ¦Q23.1 ¦ ¦ ¦

¦ аорты; ¦ ¦ ¦ ¦

¦- аномально расположенная¦Q24.8 ¦ ¦ ¦

¦ хорда ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦пролапс митрального ¦I34.1 ¦I, II, ¦Без регургитации - I; ¦

¦клапана ¦ ¦III, IV ¦с регургитацией 1 ст. - ¦

¦ ¦ ¦ ¦II; ¦

¦ ¦ ¦ ¦с регургитацией в ст. ¦

¦ ¦ ¦ ¦более 1 - III-IV ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦нарушения ритма сердца и ¦ ¦II, III,¦ ¦

¦проводимости: ¦ ¦IV ¦ ¦

¦- экстрасистолии; ¦I49.1-I49.4 ¦ ¦II. ¦

¦- тахиаритмии; ¦I47-I48 ¦ ¦- при наличии нарушений ¦

¦ ¦ ¦ ¦функций сердца, ¦

¦- синдром ¦I45.7 ¦ ¦аллоритмии III, IV ¦

¦ преждевременного ¦ ¦ ¦- без пароксизмов - II ¦

¦ возбуждения желудочков;¦ ¦ ¦- при наличии пароксизмов¦

¦ ¦ ¦ ¦- III, IV ¦

¦- брадиаритмии (СССУ, ¦I49.5 ¦ ¦- при наличии синкопе - V¦

¦ миграция предсердного ¦I49.8 ¦ ¦ ¦

¦ водителя ритма) ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦блокады сердца: ¦ ¦II, III,¦ ¦

¦- предсердно-желудочковые¦I44.0 ¦IV, V ¦- II ¦

¦ блокады I ст. ¦ ¦ ¦ ¦

¦- предсердно-желудочковые¦I44.1-I44.3 ¦ ¦- при наличии синкопе ¦

¦ блокады II-III ст. ¦ ¦ ¦III-V ¦

¦- внутрижелудочковые ¦I44.4-I45. ¦ ¦- III-V ¦

¦ блокады ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦синдром вегетативной ¦ ¦II, III ¦- средние уровни САД ¦

¦дистонии по ¦ ¦ ¦и/или ДАД в пределах ¦

¦ваготоническому типу ¦ ¦ ¦10-5-го процентиля для ¦

¦ ¦ ¦ ¦данного пола, возраста и ¦

¦ ¦ ¦ ¦роста - II; ¦

¦ ¦ ¦ ¦- при наличии ¦

¦ ¦ ¦ ¦вегетативной дисфункции: ¦

¦ ¦ ¦ ¦потливость, повышенная ¦

¦ ¦ ¦ ¦утомляемость, головные ¦

¦ ¦ ¦ ¦боли и др. - III ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦синдром вегетативной ¦ ¦II, III ¦- средние уровни САД ¦

¦дистонии по ¦ ¦ ¦и/или ДАД в пределах ¦

¦симпатикотоническому типу¦ ¦ ¦90-95-го процентиля для ¦

¦ ¦ ¦ ¦данного пола, возраста и ¦

¦ ¦ ¦ ¦роста - II; ¦

¦ ¦ ¦ ¦- при наличии ¦

¦ ¦ ¦ ¦вегетативной дисфункции ¦

¦ ¦ ¦ ¦тахикардия, ¦

¦ ¦ ¦ ¦субфебрилитет и ¦

¦ ¦ ¦ ¦отсутствии изменений в ¦

¦ ¦ ¦ ¦сосудах глазного дна и на¦

¦ ¦ ¦ ¦ЭКГ - III ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦артериальная гипертензия ¦I10-I15 ¦III, IV,¦- средние уровни САД ¦

¦ ¦ ¦V ¦и/или ДАД равные или ¦

¦ ¦ ¦ ¦превышают значение 95-го ¦

¦ ¦ ¦ ¦процентиля для данного ¦

¦ ¦ ¦ ¦пола, возраста и роста - ¦

¦ ¦ ¦ ¦III, IV; ¦

¦ ¦ ¦ ¦- при появлении сердечной¦

¦ ¦ ¦ ¦недостаточности - V ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦варикозное расширение вен¦I83, ¦III, IV ¦- при - отсутствии ¦

¦н/конечностей, флебит и ¦I80.0-I80.3 ¦ ¦венозной недостаточности ¦

¦тромбофлебит ¦ ¦ ¦- III; ¦

¦поверхностных и глубоких ¦ ¦ ¦- при наличии венозной ¦

¦вен н/конечностей ¦ ¦ ¦недостаточности - IV ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦варикозное расширение вен¦I86.1 ¦III, IV ¦- при отсутствии венозной¦

¦мошонки ¦ ¦ ¦недостаточности - III; ¦

¦ ¦ ¦ ¦- при венозной ¦

¦ ¦ ¦ ¦недостаточности - IV ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦Органы пищеварения ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦кариес (декомпенс.) ¦К02 ¦II ¦множественный (4-5 и ¦

¦ ¦ ¦ ¦более зубов) ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦функциональные ¦К31 ¦II ¦при отсутствии ¦

¦расстройства желудка ¦ ¦ ¦эндоскопических признаков¦

¦ ¦ ¦ ¦хронического процесса ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦функциональные кишечные ¦К59 ¦II ¦ ¦

¦нарушения ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦хронический гастрит ¦К29.4, К29.5, ¦III ¦при наличии ¦

¦ ¦К29.7 ¦ ¦эндоскопических признаков¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦хронический дуоденит, ¦К29.8-К29.9 ¦III ¦при наличии ¦

¦гастродуоденит ¦ ¦ ¦эндоскопических признаков¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦эрозивный гастродуоденит,¦К25, К26 ¦III, IV ¦в стадии ремиссии - III; ¦

¦язва желудка, язва 12-п. ¦ ¦ ¦при осложнениях - IV. ¦

¦кишки (язвенная болезнь) ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦Болезнь Крона, ¦К50-К52 ¦III, IV ¦в стадии ремиссии - III, ¦

¦неспецифический язвенный ¦ ¦ ¦при обострении - IV ¦

¦колит ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦синдром нарушения ¦К90.0 ¦II, III,¦вторичного характера ¦

¦кишечного всасывания ¦ ¦IV, V ¦- II; ¦

¦ ¦ ¦ ¦первичного характера в ¦

¦ ¦ ¦ ¦зависимости от тяжести ¦

¦ ¦ ¦ ¦течения - III, IV, V ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦хронический панкреатит ¦К86 ¦III ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦хронический гепатит ¦К73 ¦III, IV,¦вне обострения - III, ¦

¦ ¦ ¦V ¦при обострении в ¦

¦ ¦ ¦ ¦зависимости от тяжести - ¦

¦ ¦ ¦ ¦IV, V ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦хронический холецистит ¦К81.1 ¦III ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦дискинезия пузырного ¦К82.8 ¦II ¦ ¦

¦протока и желчного пузыря¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦другие болезни ¦К83 ¦III ¦ ¦

¦желчевыводящих путей ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦гельминтоз ¦В65-В83 ¦II, III ¦без признаков ¦

¦ ¦ ¦ ¦интоксикации - II, ¦

¦ ¦ ¦ ¦при наличии признаков ¦

¦ ¦ ¦ ¦интоксикации - III ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦грыжи ¦К40-К46 ¦I, III ¦После проведенного ¦

¦ ¦ ¦ ¦оперативного лечения при ¦

¦ ¦ ¦ ¦отсутствии осложнений - ¦

¦ ¦ ¦ ¦I ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦кровь и кроветворные ¦ ¦ ¦ ¦

¦органы ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦Анемии, связанные с ¦D50, D51, ¦II, III ¦при легком течении - II ¦

¦питанием ¦D52, D53 ¦ ¦при среднетяжелом - III ¦

¦(железодефицитная и др.) ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦Органы дыхания ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦хронический бронхит, ¦J40-J42, J44 ¦III, IV,¦в зависимости от ¦

¦простой, ¦ ¦V ¦компенсации (степени ¦

¦слизисто-гнойный, ¦ ¦ ¦дыхательной ¦

¦обструктивный, ¦ ¦ ¦недостаточности) и ¦

¦эмфизематозный, ¦ ¦ ¦частоты обострений: ¦

¦неуточненный ¦ ¦ ¦- 1-4 раза в г. - III; ¦

¦ ¦ ¦ ¦- 5-6 раз в г. - IV ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦Астма бронхиальная ¦J45 ¦III, IV,¦при полной клинической ¦

¦ ¦ ¦V ¦ремиссии - III; ¦

¦ ¦ ¦ ¦при неполной клин. ¦

¦ ¦ ¦ ¦ремиссии - IV. ¦

¦ ¦ ¦ ¦В зависимости от ¦

¦ ¦ ¦ ¦компенсации (по ¦

¦ ¦ ¦ ¦клиническим и ¦

¦ ¦ ¦ ¦функциональным ¦

¦ ¦ ¦ ¦показателям, данным ¦

¦ ¦ ¦ ¦аллергологического ¦

¦ ¦ ¦ ¦обследования): ¦

¦ ¦ ¦ ¦- при легком течении - ¦

¦ ¦ ¦ ¦III; ¦

¦ ¦ ¦ ¦- при среднетяжелом ¦

¦ ¦ ¦ ¦течении - IV; ¦

¦ ¦ ¦ ¦- при тяжелом течении - ¦

¦ ¦ ¦ ¦IV или V; ¦

¦ ¦ ¦ ¦- при гормональной ¦

¦ ¦ ¦ ¦зависимости - V ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦бронхоэктатическая ¦J47 ¦III, IV,¦в зависимости от ¦

¦болезнь ¦ ¦V ¦компенсации (степени ¦

¦ ¦ ¦ ¦дыхательной ¦

¦ ¦ ¦ ¦недостаточности) ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦аллергический ринит ¦J30 ¦II, III,¦при легком течении - II; ¦

¦ ¦ ¦IV ¦при среднетяжелом - III; ¦

¦ ¦ ¦ ¦при тяжелом течении - IV ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦хронический ринит ¦J31.0 ¦III ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦хронические болезни ¦J35 ¦II, III ¦при гипертрофии миндалин ¦

¦миндалин и аденоидов ¦ ¦ ¦и аденоидов 2, 2-3 ст., ¦

¦ ¦ ¦ ¦отсутствии лакунарных ¦

¦ ¦ ¦ ¦наложений и признаков ¦

¦ ¦ ¦ ¦интоксикации - II; ¦

¦ ¦ ¦ ¦при гипертрофии 3 ст. - ¦

¦ ¦ ¦ ¦III ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦хронический синусит ¦J32 ¦III ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦искривление носовой ¦ ¦II ¦при отсутствии ночного ¦

¦перегородки без нарушения¦ ¦ ¦храпа и ночных апное ¦

¦дыхания ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦хронический назофарингит,¦J31.1, J31.2 ¦II, III ¦без клинических ¦

¦хронический фарингит ¦ ¦ ¦проявлений - II ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦носовые кровотечения ¦R04.0 ¦II ¦при отсутствии тяжелой ¦

¦ ¦ ¦ ¦органической патологии, ¦

¦ ¦ ¦ ¦их обуславливающих ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦поллиноз ¦ ¦II, III,¦в ремиссии - II, при ¦

¦ ¦ ¦IV ¦обострении - III, IV в ¦

¦ ¦ ¦ ¦зависим. от тяжести ¦

¦ ¦ ¦ ¦течения ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦ухо и сосцевидный ¦ ¦ ¦ ¦

¦отросток ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦хронический отит ¦Н65-Н75 ¦III, IV ¦при обострениях до 4 раз ¦

¦ ¦ ¦ ¦в г. - III; ¦

¦ ¦ ¦ ¦при обострениях свыше 4 ¦

¦ ¦ ¦ ¦раз в г. и отчетливом ¦

¦ ¦ ¦ ¦снижении слуха - IV ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦отосклероз, кондуктивная ¦Н80; Н90; ¦III, IV,¦в зависимости от степени ¦

¦и нейросенсорная потеря ¦Н91.9; ¦V ¦потери слуха: ¦

¦слуха (в том числе ¦Н93-Н95 ¦ ¦- шепотная речь слышна на¦

¦кохлеарный неврит и др.) ¦ ¦ ¦расстоянии более 3 метров¦

¦потеря слуха неуточненная¦ ¦ ¦- III; ¦

¦(в т.ч. глухота на оба ¦ ¦ ¦- шепотная речь слышна на¦

¦уха) ¦ ¦ ¦расстоянии от 1 до 3 ¦

¦ ¦ ¦ ¦метров - IV; ¦

¦ ¦ ¦ ¦- шепотная речь не слышна¦

¦ ¦ ¦ ¦- V ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦нарушения вестибулярной ¦Н81-Н83 ¦II, III,¦в зависимости от ¦

¦функции, вестибулярные ¦ ¦IV ¦выраженности ¦

¦синдромы ¦ ¦ ¦вестибулярных нарушений ¦

¦ ¦ ¦ ¦II, III, IV ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦психические расстройства ¦ ¦ ¦ ¦

¦и расстройства поведения ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦соматоформная дисфункция ¦ ¦ ¦ ¦

¦вегетативной нервной ¦ ¦ ¦ ¦

¦системы, ¦ ¦ ¦ ¦

¦нейроциркуляторная ¦ ¦ ¦ ¦

¦астения: ¦ ¦ ¦ ¦

¦НЦА (по гипертензивному ¦F45.3 ¦II ¦ ¦

¦типу) ¦ ¦ ¦ ¦

¦НЦА (по гипотензивному ¦F45.3 ¦II ¦ ¦

¦типу) ¦ ¦ ¦ ¦

¦НЦА (по смешанному типу) ¦F45.3 ¦II ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦фобические тревожные ¦F40 ¦II, III ¦слабо выраженные - II ¦

¦расстройства ¦ ¦ ¦выраженные - III ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦неврастения ¦F48.0 ¦II ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦невротические и/или ¦ ¦II ¦ ¦

¦астенические реакции ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦невротические реакции, ¦F43.2 ¦II, III ¦слабо выраженные - II ¦

¦связанные со стрессом ¦ ¦ ¦выраженные - III ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦расстройство сна ¦F51 ¦II ¦ ¦

¦неорганической этиологии ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦органическое ¦F06.6 ¦III ¦ ¦

¦эмоционально-лабильное ¦ ¦ ¦ ¦

¦(астен.) расстройство ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦расстройства личности и ¦F07 ¦II, III ¦слабо выраженные - II ¦

¦поведения, обусловленные ¦ ¦ ¦выраженные - III ¦

¦болезнью, повреждением ¦ ¦ ¦ ¦

¦или дисфункцией головного¦ ¦ ¦ ¦

¦мозга ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦эмоциональные ¦F90-F98 ¦II, III ¦слабо выраженные - II ¦

¦расстройства, ¦ ¦ ¦выраженные - III ¦

¦начинающиеся в детском и ¦ ¦ ¦ ¦

¦подростковом возрасте ¦ ¦ ¦ ¦

¦(тики, энурез, ¦ ¦ ¦ ¦

¦логоневроз, др.) ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦специфические ¦F60-F62 ¦II, III ¦слабо выраженные - II ¦

¦расстройства личности ¦ ¦ ¦выраженные - III ¦

¦(психопатии) ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦шизотипическое ¦F21 ¦III ¦ ¦

¦расстройство ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦гиперкинетические ¦F90 ¦II, III ¦при компенсации - II ¦

¦расстройства ¦ ¦ ¦при субкомпенсации - III ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦расстройства поведения ¦F91 ¦II, III,¦ограничен. рамками семьи ¦

¦ ¦ ¦IV ¦- II; ¦

¦ ¦ ¦ ¦несоциализирован. ¦

¦ ¦ ¦ ¦расстр. - III; ¦

¦ ¦ ¦ ¦социализирован. расстр. -¦

¦ ¦ ¦ ¦III-IV ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦задержка псих. развития ¦F70 ¦II ¦ ¦

¦/умств. отсталость легкой¦ ¦ ¦ ¦

¦степени/ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦специфические ¦F80 ¦II ¦ ¦

¦расстройства развития ¦ ¦ ¦ ¦

¦речи и языка ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦нервная система ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦эпилепсия ¦G40 ¦III, IV ¦на фоне ¦

¦ ¦ ¦ ¦резидуально-органических ¦

¦ ¦ ¦ ¦поражений головного ¦

¦ ¦ ¦ ¦мозга, в стадии ¦

¦ ¦ ¦ ¦компенсации (без ¦

¦ ¦ ¦ ¦постоянной терапии) - III¦

¦ ¦ ¦ ¦в стадии субкомпенсации ¦

¦ ¦ ¦ ¦(с постоянной терапией) -¦

¦ ¦ ¦ ¦IV ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

¦Мигрень ¦G43 ¦III ¦ ¦

+-------------------------+--------------+--------+-------------------------+

StudFiles.ru

Группы здоровья взрослого населения и детей: классификация

На сегодняшний день выделяют 3 основные группы здоровья взрослого населения. Каждая из них отличается не только состоянием пациента, но также и периодичностью его диспансерного наблюдения.

группы здоровья взрослого населения

Группы здоровья взрослых: классификация

Необходимость в создании полноценного разделения пациентов на различные категории возникла практически сразу после появления диспансеризации. Дело в том, что она предполагает разное количество исследований в зависимости от того, какие именно заболевания имеются у человека.

В настоящее время существуют 3 основные группы здоровья взрослого населения. Каждая из них характеризуется определёнными критериями, указывающими на наличие или отсутствие определённых заболеваний.

Первая группа здоровья

Сюда относятся полностью здоровые люди, которые не страдают какими бы то ни было хроническими неинфекционными заболеваниями, а также не имеют большого количества факторов риска их развития.

группы здоровья взрослых классификация

У этой группы здоровья населения наиболее благоприятный прогноз для дальнейшей жизни. Дело в том, что именно хронические неинфекционные заболевания чаще всего и становятся причиной развития тяжелейших состояний.

В результате значительного расширения диагностических возможностей на сегодняшний день представителей первой группы здоровья взрослого населения не так уж и много. Это обусловлено тем, что с возрастом у человека накапливается достаточно большое количество факторов риска возникновения тех или иных хронических заболеваний.

Вторая группа здоровья

Что характерно для второй группы здоровья взрослого человека? К ней, так же как и к первой, относят людей, у которых нет никаких хронических неинфекционных заболеваний. При этом они имеют достаточно высокий риск их приобретения уже в самое ближайшее время. Помимо этого, обладают сразу несколькими факторами развития сердечно-сосудистых недугов.

В процессе накапливания факторов риска постепенно могут происходить незначительные морфологические изменения. В конечном итоге они приводят к приобретению того или иного хронического заболевания, которое уже не может быть полностью излечено даже самыми современными лекарственными средствами. В итоге пациент переходит из второй группы здоровья взрослого человека в третью. Данная категория является самой обширной.

группы здоровья взрослого человека

Третья группа здоровья

Сюда относятся люди с высоким риском развития заболеваний сердечно-сосудистой системы, а также наличием хронической патологии неинфекционного характера. Данная категория населения является наиболее обширной в возрасте после 40 лет. Дело в том, что с возрастом рано или поздно у любого человека запускаются процессы старения. Это приводит к морфологическим изменениям. В результате уже совсем скоро начинают страдать и различные органы. Всё это приводит к постепенной декомпенсации деятельности различных систем организма. В настоящее время данная группа здоровья является достаточно распространённой. На диспансерное наблюдение пациентов, входящих в нее, приходится тратить наибольшее количество денежных средств.

Группы здоровья у взрослых: диспансеризация

Наличие или отсутствие хронических заболеваний определяет то, насколько часто пациент должен посещать определённых специалистов. Во многом именно поэтому и было введено разделение на группы здоровья взрослых. Классификация помогает докторам правильно вести диспансерный учёт. Для каждой категории граждан предусмотрены разный уровень и периодичность медицинских осмотров.

О первой и второй группах

Пациенты из первой группы здоровья взрослого человека могут посещать докторов всего 1 раз в год и сдавать только стандартные анализы. В том случае если в результате такой комиссии у них не выявляется никаких хронических неинфекционных заболеваний или же дополнительных факторов к их образованию, они остаются в этой же категории.

Что касается второй группы здоровья взрослого населения, то те, кто относится к ней, могут проходить осмотр также всего 1 раз в год, однако при этом им нужно более серьёзное обследование. Его объём будет зависеть от того, какие именно факторы риска уже имеются у пациента. Дело в том, что первичное выявление хронических неинфекционных заболеваний присуще именно для этой группы здоровья у взрослых. Характеристика этой категории пациентов не предполагает наличия болезней, так что после выявления недуга человек автоматически переходит в следующую группу здоровья.

Наличие хронического заболевания является достаточным основанием для того, чтобы посещать доктора не 1, а хотя бы 2 раза в год. При этом необходимо сдавать соответствующие анализы. Благодаря им доктор увидит, насколько активно протекает хронический патологический процесс, а также влияет ли он в настоящее время на функционирование того или иного органа. В конечном итоге врач поймёт, необходимо ли проводить какие бы то ни было серьёзные лечебные мероприятия или же вполне достаточно обычной профилактики.

О третьей группе

Пациенты из третьей группы здоровья взрослого населения могут осматриваться и чаще, чем 2 раза в год. Периодичность наблюдений зависит от степени выраженности хронического патологического процесса. При этом для пациентов с некоторыми заболеваниями согласно диспансерному наблюдению рекомендуется проходить курс стационарного лечения 1-2 раза в год.

О детях

группы здоровья взрослых и их характеристика

Группы здоровья взрослых и детей в значительной степени разнятся. Дело в том, что малышей принято разделять не на 3, а на 5 категорий. Это обусловлено большим вниманием именно к детскому населению. Так что группы здоровья взрослых и их характеристика неприменимы к несовершеннолетним пациентам.

Первая группа характеризуется отсутствием каких бы то ни было заболеваний или же отклонений у ребёнка. Такой малыш может иногда болеть острой формой какой-либо патологии, однако на момент осмотра у него она отсутствует. Кроме этого, у такого ребёнка должен наблюдаться достаточно высокий уровень сопротивляемости организма.

Вторая группа детского здоровья включает детей, не имебщими каких бы то ни было хронических заболеваний, но при этом имеющих незначительные отклонения. Примером могут являться осложнения во время родов у матери. При этом на функциональные способности ребёнка данные отклонения абсолютно никак не влияют.

группы здоровья у взрослых характеристика

У детей из третьей группы здоровья есть то или иное хроническое заболевание. При этом для данной категории маленьких пациентов характерна его полная компенсация. То есть, несмотря на наличие недуга, ребёнок не испытывает особых проблем с обычными нагрузками.

Если говорить о четвёртой группе здоровья детей, то в неё входят те малыши, которые обладают достаточно серьёзными хроническими недугами, находящимися в стадии субкомпенсации. То есть у ребёнка имеются возможности для того, чтобы поддерживать полноценную функциональную активность, однако при этом его органы и системы вынуждены работать, постоянно напрягаясь, что в конечном счете приводит к морфологическим изменениям и дальнейшему ухудшению деятельности. В итоге такого ребёнка приходится переводить в следующую группу здоровья.

группы здоровья взрослых и детей

К пятой группе у детей принято относить тех малышей, которые являются обладателями серьёзной хронической патологии. Причём для перевода в данную категорию должна наблюдаться ещё и декомпенсация деятельности того или иного органа. Такой ребёнок однозначно нуждается в серьёзной медицинской помощи.

Наибольшее внимание в плане диспансеризации докторам приходится уделять, естественно, детям из 3-й, 4-й и 5-й групп.

fb.ru

/ Оценка здоровья

«Утверждаю»

зав. кафедрой педиатрии,

д.м.н., профессор

А.И. Кусельман

------------------------------

«------»-----------2007

Методические рекомендации для студентов по теме:

Комплексная оценка состояния здоровья детей различного возраста. Критерии оценки. Группы здоровья.

(пропедевтика детских болезней 3 курс)

Вид занятия: практическое

Продолжительность занятия 2 часа

Цель занятия: Изучить особенности и методику оценки состояния здоровья детей различного возраста. Уметь определять группу здоровья, знать основные критерии оценки. Изучить правила и принципы диспансеризации детей различного возраста.

Студент должен знать:

  1. Определение здоровья согласно ВОЗ.

  2. Критерии оценки здоровья.

  3. Группы здоровья.

  4. Общее понятие о диспансерном наблюдении.

  5. Организация динамического профилактического наблюдения за развитием и состоянием здоровья ребенка.

  6. Диспансерное наблюдение: организация диспансерного профилактического наблюдения за развитием и состоянием ребенка.

  7. Основные элементы диспансеризации.

  8. Схема диспансерного наблюдения детей первых 7 лет жизни.

  9. схема диспансерного наблюдения детей школьного возраста.

Студент должен уметь:

  • Правильно оценить состояние здоровья ребенка.

  • Правильно проводить антропометрию, психометрию детей различного возраста.

  • Определять группу здоровья.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

  • самостоятельная курация больных.

  • комплексная оценка развития ребенка.

  • алгоритм определения группы здоровья детей.

По определению ВОЗ 1990 г. индивидуальное здоровье– это состояние полного социального, биологического и психического благополучия, когда функции всех органов и систем организма человека уравновешены с природной и социальной средой, отсутствуют какие-либо заболевания, болезненные состояния и физические дефекты.

Учитывая то, что детский организм растущий, развивающийся, понятие «здоровье» применительно к детству должно включать и наличие условий для обеспечения последующего оптимального развития ребенка.

Общеизвестно, что все, что не тренируется, не работает, постепенно атрофируется и даже отмирает! Это касается не только мышечной системы, но и высшей человеческой функции — мышления. Яркий пример — феномен «Маугли». При отсутствии интегральной концепции здоровья в настоящее время его оценивают по тем или иным физическим, физиологическим, лабораторным или другим показателям. Это привело к тому, что как парафраз известного афоризма И. Гёте: «Если человек займется исследованием своего организма или морального состояния, то непременно признает себя больным» — возникла справедливая шутка: «Уровень медицины настолько высок, что признать кого-либо здоровым в настоящее время невозможно».

Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:

  1. Наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса).

Физические заболевания или врожденные пороки развития определяют во время осмотра педиатром или врачом-специалистом и оценивают как «здоров», «пограничное состояние» или «болен».

Проводится биологический и генеалогический анализ, социальные условия жизни.

  1. Уровень функционального состояния основных систем организма.

Определяется сравнением показателей основных функциональных систем с нормой.

  1. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям.

Резистентность и реактивность – определяют кратность острых заболеваний по обращаемости за предшествующий период (обычно год). Хороший результат – отсутствие или редкие (до 3 раз) заболевания.

Для детей первого года жизни определяется индекс острой заболеваемости:

J=N/T, где N – количество острых заболеваний, Т – возраст ребёнка в месяцах.

Возраст в месяцах

Среднее значение

Сигма

2 месяца

0,65

0,03

3 месяца

0,47

0,22

4 месяца

0,39

0,02

5 месяцев

0,35

0,22

6 месяцев

0,30

0,02

7 месяцев

0,28

0,02

8 месяцев

0,27

0,17

9 месяцев

0,23

0,02

10 месяцев

0,27

0,17

11 месяцев

0,26

0,17

12 месяцев

0,20

0,10

Таблица: Индекс острой заболеваемости у детей 1-го года жизни (Т.Я. Черток, 1987 год, ЦОЛИУВ).

Часто болеющие дети (ЧБД) — это термин, обозначающий группу детей, выделяемую при диспансерном наблюдении, харак­теризующуюся более высоким, чем их сверстники, уровнем заболеваемости острыми респираторными инфекциями.

Критерии выделения детей в группу ЧБД сфор­мулированы в 1986 г. В.Ю. Альбицким и А.А. Ба­рановым [1]. Они приведены в таблице, из кото­рой видно, что в возрасте до 1 года к группе ЧБД относят ту категорию детей, которые перенесли 4 и более эпизодов ОРЗ в год. Среди детей от 1 до 3 лет в нее включают детей, перенесших в течение года 6 и более эпизодов ОРЗ, соответственно, среди детей от 3 до 5 лет — 5 и более эпизодов, а среди детей старше 5 лет — 4 и более ОРЗ в год

.

Таблица 1. Критерии включения детей в группу часто болеющих

Возраст ребенка

Частота эпизодов ОРЗ

в год

До года

4 и более

1 — 3 года

6 и более

4 — 5 лет

5 и более

Старше 5 лет

4 и более

  1. Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Оценивается физическое развитие и степень его гармоничности (антропометрия и оценка полученных данных с помощью сигмальных отклонений или центильных критериев), а также психическое развитие и степень его гармоничности (таблицы НПР).

Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр. Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из "групп здоровья" дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

- к I группе здоровьяотносятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

- ко II группе здоровьяотносятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее M - 2 сигма_R) или избыточной массой тела (масса более M + 2 сигма_R), дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;

- к III группездоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;

- к IV группе здоровьяотносятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

- к V группе здоровьяотносятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Отнесение больного ребенка или подростка ко II,III,IVилиV группамздоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков (см. приложение 1.). Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение "здоров".

Оценка состояния здоровья по группам при нескольких диагнозах у ребенка дается по самому основному и тяжелому из них. При каждом последующем осмотре в декретированные сроки отмечается динамика в состоянии здоровья ребенка, например переход из 2 группы в 1 группу здоровья ( в случае улучшения ) или в 3 и 4 ( в случае ухудшения ). Своевременное обследование и оздоровление детей 2 группы здоровья препятствует развитию у них патологического состояния с переходом в 3 группу здоровья.

Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях, необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.

Все дети, независимо от того, к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Дети, отнесенные к I группездоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.

Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группездоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно - врачом-педиатром.

Дети, отнесенные к III - V группамздоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.

Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей - отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.

Таблица 2. Группы здоровья.

Группа

Характе-ристика группы

Состав группы

Хроническая патология

Функциональное состояние систем организма

Резистентность и реактив-ность

Физичес-кое развитие и НПР

I группа

Здоровые дети, подлежащие общему медицинскому наблюдению

A. Дети, развитые соответственно возрасту, из семей без «факторов риска». Могут иметь отдельные стигмы, не требующие коррекции.

Б. Дети с вариантами нормы и непатологичес-кими привычками.

B. Подгруппа внимания - здоровые дети с повышенным генетическим, семейным, социальным, экологическим риском.

Отсутствует

Отклонений нет

Редкие, легко протекающие ОРЗ

Нормальные, соответственно возрасту

II группа

Здоровые дети, с функциональными и морфологическими отклонениями, требующие повышенного внимания, консультаций специалистов

A. Подгруппа краткосрочного врачебного наблюдения (менее 6 мес), например, реконвалесценты после хирургических вмешательств, травм, перенесенных пневмоний и других инфекций, острых заболеваний, потребовавших госпитализации, а также дети с начальными проявлениями рахита, гипотрофии, анемии. Дети, нуждающиеся в общеоздоровительных мероприятиях.

Б. Подгруппа длительного врачебного наблюдения. Дети с отклонениями, доступными коррекции (умеренная миопия, косоглазие, плоскостопие, аномалии прикуса, начальный кариес зубов, энурез и т. п.).

B. Подгруппа постоянного медицинского наблюдения. Дети из условий и семей повышенного медицинского риска, с пограничными состояниями (см. выше), негрубыми нарушениями осанки и увеличениями щитовидной железы в препубертатном периоде, функциональными шумами в сердце, минимальной мозговой дисфункцией, дети с проявлениями диатезов, субфебрилитетом, имеющим самостоятельное диагностическое значение.

Отсутствует

Функциональные отклонения (отягощенный акушерский анамнез, аномалии прикуса и т.д.)

Продолжительные ОРЗ, с последующим периодом реабилитации (субфебрилитет и т.д.)

ФР нормальное, но возможен дефицит/избыток массы тела 1 степени. НПР в норме.

III группа

Дети со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, подтвержденным диагнозом хронического заболевания, но в стадии компенсации. Они требуют ограничений физических и эмоциональных нагрузок, регулярного наблюдения специалистами, проведения специальных функциональных исследований.

A. Дети с прогностически благоприятными заболеваниями (кандидаты во II группу) - хронический тонзиллит, соматогенная задержка роста, речи, вегетодистонии.

Б. Дети с прогностически тревожными заболеваниями - компенсированные врожденные пороки развития, неврозы, синдромы повышенной химической, радиационной чувствительности, аллергическими заболеваниями.

B. Дети с нетяжелыми проявлениями наследственных заболеваний

Хроническая патология, врожденные дефекты органов и органов и систем

Функциональные отклонения, патологически измененная система, без клинических проявлений

Редкие нетяжелые обострения основного заболевания. Редкие интеркуррентные заболевания

ФР нормальное, но возможен дефицит/избыток массы тела 2-3 степени, низкий рост. НПР в норме или слегка отстает

IV группа

Дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками с периодической функциональной декомпенсацией

A. Дети с приобретенными заболеваниями, требующими повторных госпитализаций - рецидивирующие болезни, например, бронхиальная астма.

Б. Дети с наследственной и врожденной патологией, требующей длительного (постоянного) лечения - гемофилия, адреногенитальный синдром, фенилкетонурия, гипотиреоз.

B. Дети с постоянной, но неполной инвалидностью

Хроническая патология, врожденные дефекты в развитии

Врожденные отклонения патологически измененного органа или системы

Частые обострения основного процесса, другие заболевания с нарушением общего состояния

ФР - дефицит или избыток массы тела, низкий рост. НПР в норме или оттстаёт

V группа

Дети-инвалиды

A. Дети с онкозаболеваниями.

Б. Дети, страдающие болезнями с серьезным прогнозом. Дети на гемодиализе.

B. Дети-инвалиды, требующие постоянного ухода и применения медицинских технологий

Тяжелая хроническая патология, врожденный порок, предрешающий инвалидность

Отклонения патологически измененных органов и систем

Частые тяжелые обострения основного заболевания, присоединение другой патологии.

Диспансерное наблюдение

Диспансерное наблюдение в динамике за здоровым ребенком — важнейший раздел профилактической работы участкового педиатра. Своевременное выявление и грамотная оценка отклонений от нормы физического и психомоторного развития, питания, режима, закаливания позволяют скорректировать эти дефекты, чтобы сохранить состояние здоровья или возвратить, если оно утрачено. Здесь, конечно, не должно быть формализма, ибо творческий подход родителей к питанию, закаливанию ребенка крайне целесообразен.

Функциональный подход к оценке состояния здоровья в настоящее время — доминирующий. Функциональное тестирование включено в структуру характеристик здоровья, используемых в X пересмотре «Международной класси­фикации болезней и их последствий (нарушений, ограничений жизнедеятель­ности и социальной недостаточности)» — МКБ, принятой в нашей стране в 1997 г.

Организация динамического профилактического наблюдения за развитием и состоянием здоровья ребёнка.

Непрерывное врачебное профилактическое наблюдение детского населения является приоритетным принципом Российского здравоохранения. Одним из основных мероприятий по антенатальной охране плода является дородовый патронаж. Сведения о беременных женщинах поступают из женской консультации еженедельно к мед. сестре кабинета здорового ребёнка или кабинета антенатальной охраны плода.

Первый дородовый патронаж(мед. сестринский) проводится не позднее чем через 10 дней после передачи сведений в детскую поликлинику. Его цель – знакомство с будущей матерью, выяснение факторов риска (состояние здоровья родителей, условия работы беременной, вредные привычки у супругов, особенности социально-психологического климата семьи, условия жизни). Даются советы по режиму труда и отдыха беременной, гигиене, питанию. При необходимости женщину посещает участковый педиатр.

Второй дородовый патронажпроводится мед. сестрой в период декретного отпуска женщин (32-34 нед.). основная цель – выполнение назначений врача женской консультации и рекомендаций первого патронажа. Женщина приглашается в «Школу матерей», где один раз в неделю участковые педиатры проводят занятия с беременными.

Первичный патронаж к новорожденному осуществляется в первые 3 дня после выписки из роддома (к детям II-Vгрупп здоровья и к первенцам – в день их выписки). Если первый патронаж проводится врачом и м/с совместно, то в дальнейшем лучше наблюдать за ребенком поочередно. Повторный визит к здоровому новорожденному врач проводит на 20-й день его жизни. М/с навещает ребенка еженедельно в сроки, установленные врачом.В возрасте 1 мес мать с ребенком приходит на профилактический осмотр педиатра в поликлинику, где проводят антропометрию, взвешивают ребенка.

При первичном патронаже необходимо:

  1. собрать анамнез (генеалогический, акушерско-гинекологический и социальный), выявить и оценить перинатальные факторы риска, особенности течения раннего неонатального периода.

  2. при первичном обследовании:

  • выявить особенности, характерные для периода новорождености;

  • определить наличие возможных аномалий развития, функциональных отклонений и патологических состояний ;

  • дать оценку физическому и нервно-психическому развитию;

  • дать комплексную оценку состояния здоровья новорожденного;

  • определить комплекс оздоровительно-воспитательных мероприятий;

  • обосновать индивидуальный план дальнейшего наблюдения за новорожденным.

Основной целью врачебных патронажей к новорожденному следует считать динамическое наблюдение за ребенком в домашних условиях, изучение быта, взаимоотношений в семье, осуществление гигиены ухода, режима, вскармливания, становление и развитие лактационного процесса.

Основное назначение повторного врачебного патронажа – подготовка ребёнка к режиму №1 (бодрствование 5-10 мин. после кормления, с 3 нед. – подвешивание игрушек и т.п.), рекомендации относительно всех выявленных недостатков. Первичные врачебно-сестринские патронажи, помимо медицинских целей, предусматривают и нравственные аспекты. В этот момент налаживается контакт между людьми, которым предстоит на протяжении 18 лет нести ответственность за психо-физическое становление ребёнка.

Динамическое профилактическое наблюдение за здоровыми детьми первого года жизни осуществляется участковым педиатром не реже 1 раза в месяц во время профилактических приемов здоровых детей в поликлинике. В 3,6,9 и 12 месяцы педиатр пишет этапные эпикризы, в которых подводит итоги прошедшего периода. На втором году дети осматриваются не реже 4-х и на третьем – не реже 2-х раз. Ортопед в поликлинике осматривает ребенка в возрасте 1 мес, 1 и 3 года, 7 лет, невропатолог, офтальмолог, отоларинголог — в 3 мес, 1 и 3 года, 5 лет, стоматолог — ежегодно. Плановые клинические анализы крови и мочи делают всем детям в 3 мес, 1 год и далее — ежегодно.

Каждый профилактический осмотр ребенка в декретированный срок складывается из следующих компонентов:

  • исследование состояния здоровья по критериям комплексной оценки;

  • заключение о состоянии здоровья с определением группы здоровья;

  • назначение профилактических, оздоровительных или лечебных мероприятий в зависимости от группы здоровья;

  • оформление истории развития ребенка (форма 112/У).

Основные элементы диспансеризации.

  1. Активное выявление больных, имеющих начальные стадии патологического процесса.

  2. Полное клиническое обследование.

  3. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья.

  4. Осуществление комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, куда включается амбулаторное лечение, госпитализация, санаторно-курортное лечение, диетпитание, трудоустройство.

  5. Знакомство с условиями труда и быта с целью установления связи между ними и выявленными заболеваниями.

  6. Пропаганда среди диспансерных контингентов рационального режима питания, труда и отдыха.

  7. Периодическое обобщение данных об эффективности диспансеризации.

Диспансеризация детей заключается в периодических профилактических осмотрах, активном динамическом наблюдении за выявленными больными, своевременном систематическом квалифицированном лечении и оздоровлении. Детей, подлежащих диспансеризации, выявляют врачи всех специальностей при проведении профилактического осмотра, на амбулаторных приёмах.

Врач, впервые выявивший ребёнка, подлежащего диспансеризации, обязан взять его на диспансерный учёт, если выявленное заболевание соответствует профилю специализации врача или передать под диспансерное наблюдение врачу соответствующей специальности.

StudFiles.ru

Читайте также