Социально значимый проект

Что значит социально значимый? Социально значимые проекты. Социально значимые темы

Сейчас модным стало употребление слов «социально значимый». Но что они значат? О каких преимуществах или специфике они нам говорят? Какие задачи выполняют социально значимые проекты? Всё это мы рассмотрим в рамках данной статьи.

Общая информация

Давайте обратимся к самому главному законодательному документу – Конституции. Согласно ей, государство берёт на себя обязанности по обеспечению своих граждан базовыми потребностями. К таковым относятся еда, образование, работа, жилье, здоровье, защита от внешних и внутренних угроз и так далее. Поэтому всё, что работает на выполнение этой задачи, – это социально-значимый объект. социально значимыйСледует отметить, что когда эти слова применяют по отношению к проблеме, то это значит, что она волнует не одного человека, а как минимум значительную часть общества. Как пример, можно привести низкие пенсии, высокий уровень преступности и так далее. Среди объектов для нас интерес (в рамках данной статьи) представляют те, что имеют определённое социальное значение, поскольку, обеспечивают потребности человека в жизненно важных услугах, продуктах и товарах:

  1. Объекты здравоохранения, социально обеспечения, образования.
  2. Потребительский рынок, розничная торговля, заведения общественного питания и бытового обслуживания.
  3. Объекты культуры, досуга и физической культуры.
  4. Кредитно-финансовые организации, жилищно-коммунальные предприятия, компании ритуального и похоронного обслуживания населения.

Как видите, на титул «социально значимый» может претендовать довольно много различных организаций и заведений.

Классификация

социально значимые проектыА как же проводится разделение на отдельные типы? Для этого используется группирование по похожим параметрам. А если приходится говорить о людях? Тогда большое значение имеют социально значимые качества. В качестве примера можно рассмотреть процесс подготовки учителей. Ведь это важные специалисты, от деятельности которых зависит будущее общества. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы они обладали всеми необходимыми для работы качествами и навыками.

Пример социальных качеств

социально значимые качестваИтак, учитель должен уметь:

  1. Организовывать процесс воспитания детей школьного возраста, а также мероприятия, что направлены на увеличение адаптивных возможностей у них, развивая умения конструктивно взаимодействовать на межличностном уровне.
  2. Осуществлять консультационно-просветительскую работу с родителями, чтобы сотрудничать в процессе воспитания ребенка.
  3. Оперативно решать педагогические задачи, что требует знаний не только правил и законов, но и значительной доли импровизации и творчества.
  4. Конструктивно выстраивать межличностные отношения.

Что такое социальный проект?

совокупность социально значимых качествТак называют открытое пространство, где может происходить взаимодействие различных людей, которые в обычной жизни не пересекаются. Социально значимые проекты способствуют их объединению для решения какой-то конкретной проблемы. Участниками процесса могут быть как общественные институты, так и отдельные люди или их объединение. Если развивать затронутую ранее ситуацию с педагогами, то можно в качестве примера рассмотреть работу библиотеками, детскими домами или развивающими центрами и так далее. Так, подобный социально значимый проект может работать в таких направлениях:

  1. Силами студентов и преподавательского состава организовывать и проводить праздничные и развлекательные мероприятия для детей сотрудников университета, в школах, детских садах и так далее.
  2. Проводить консультации и оказывать помощь родителям с детьми в решении проблем.
  3. Студенты-педагоги могут попробовать свои силы в подготовке учеников ещё в момент обучения в университете и посмотреть, как они смогут заинтересовать своих подопечных.

Во время таких проектов можно проверить совокупность социально значимых качеств, которыми обладает один конкретный человек. На основании наблюдения студенту можно дать рекомендации относительно его работы и направления деятельности.

Социально значимые темы

социально значимые темыТак называют определённые вопросы, которые беспокоят значительное количество людей. Так, если болит зуб – это проблема отдельного человека. А вот если стоматологическая отрасль страны пребывает в упадке – то это недостаток для всей страны. Тогда такими темами начинают заниматься социально значимые организации. Таковыми можно считать объединение стоматологов или движение за высококачественную медицину. Ещё одним показателем важности темы можно назвать регулярно возникающие дискуссии, конфликты и так далее. Как пример, можно вспомнить о коррупции. Все относятся к ней негативно (по крайней мере, на словах), хотят её исчезновения – но это всё никак не происходит. Поэтому бурлят дискуссии об этом явлении, причем очень часто они перерастают в яростные перепалки и взаимные обвинения. Что ж, как знать, возможно, это просто своего рода шоу, представление для отвлечения народа.

Мотивация

Итак, человек может принимать участие в чем-то социально значимом и важном. В основе его деятельности лежит мотивация. Она может выражать широкий спектр потребностей: в самореализации, в общении, в применении своего лидерского потенциала и так далее. Причем участие может выражаться в значительном диапазоне действий, начиная от работы грубой силой и заканчивая ценностно-ориентированным проявлениям. Следует отметить, что мотивационная активность, которая не подкреплена глубинной потребностью, является, как правило, ситуативной, непродолжительной и легко может перестать существовать. Благодаря этому можно наблюдать большое количество всевозможных инициатив, которые были брошены ещё до того, как их довели до конца. Немало этому поспособствовали трудности реализации.

Заключение

социально значимые организацииКак видите, социально значимое "что-то" имеет определенную важность. Конечно, в наших условиях наибольшее внимание уделено именно темам. Так, как не вспомнить экономический кризис, который продолжается уже два года, заморозку накопительной части пенсии (продолженную до 2019-го) и иные проблемы, которые упорно не хотят решаться. С ними могли бы помочь справиться социально значимые проекты, но, увы, в наших реалиях они не являются чем-то излишне распространённым и масштабным. Хотя с чего-то ведь следует начинать. Возможно, кто-то из читателей этой статьи сможет придумать свежее решение какой-то социально значимой темы или же предложит проект, которые позволит ответить на большое количество вопросов, актуальных на сегодняшний день. Как бы там ни было, необходимо учиться и думать, что делать со сложившимся положением. Причем не прятать свои мысли в далёкий ящик, а выносить их на суд общества. Ведь даже если у одного человека нет сил реализовывать что-то, это не значит, что кто-то другой не возьмется за решение проблемы. А вместе даже горы свернуть будет намного легче.

fb.ru

Пример социального проекта. Социальные проекты для молодежи: примеры

Для решения некоторых социальных проблем создаются социальные проекты, в рамках которых решаются различные вопросы. Но прежде чем рассматривать социальные проекты, необходимо определиться, что это. Какие особенности имеют те из них, что направлены на молодежь? Что вас интересует? Социальные проекты в школе, примеры их реализации? Или проекты, ориентированные на старших? Скажем, социальные проекты для молодежи, примеры уже их реализации?

Что такое социальный проект?

пример социального проектаПод социальным проектом понимают четко сформулированную идею относительно определённой социальной проблемы или направленную на улучшение какого-то аспекта социальной жизни. Но кроме идеи, он должен предложить ещё пути её реализации, ответив на вопросы о том, когда будет реализован, где, в каких масштабах, кто будет главной целевой группой проекта. Поможет вам понять, что собой он представляет, пример социального проекта, который будет опубликован ниже. Также, кроме этих вопросов, необходимо решить вопрос финансирования (можно обойтись и без него, но будет сложно). Обычно путей финансирования 2: когда его финансируют участники проекта из своих собственных средств или спонсорство от субъекта с крупными финансовыми возможностями.

К социальным проектам относят предложения по реформированию системы социального обеспечения, социальной защиты, здравоохранения, преодоление последствий социальных и природных потрясений. Цели в таких проектах намечаются сразу и могут редактироваться только при достижении промежуточных результатов, чтобы иметь возможность оценивать эффективность деятельности. Если говорить про социальные проекты для молодежи, примеры их реализации, они не сильно отличаются в общей массе, но некоторые особенности есть (хотя можно сказать, что они общие в той или иной мере для всех проектов).

Какие особенности имеют проекты, направленные на молодежь?

социальные проекты в школе примерыСамая главная особенность – то, что они направлены исключительно на молодёжь и аспекты её жизни. При создании молодежного социального проекта необходимо учитывать популярные веяния, нужды, потенциальную аудиторию проекта. Следует детально описывать каждые конкретные ситуации, которые должны быть улучшены, а также все конкретные методы и их применение. Примеры школьных социальных проектов принципиально не отличаются.

Чему должен соответствовать проект?

Проект должен соответствовать таким условиям:

  1. Должны отсутствовать противоречия в выдвигаемых идеях и способах реализации.
  2. Должна существовать возможность реализации в данных условиях.
  3. Должен создаваться на научной основе с применением научного метода во время проработки каждого этапа. Можно сказать про социальные проекты для школьников, примеры их должны уметь заинтересовать этих непоседливых ребят.
  4. Должен давать ответ на социальный заказ, который возник в обществе.
  5. План реализации должен быть эффективным и таким, что позволит достичь цели.
  6. Это должен быть социально-культурный проект, пример которого даже на стадии разработки сможет заинтересовать молодёжь.

Как необходимо оформлять социальный проект?

социальные проекты для школьников примерыЧто должно быть в проекте? Первоначально необходимо выбрать направление. В качестве области работы может быть выбрано здоровье, творчество, демографические вопросы, оздоровление, научная или культурная просвещенность, популяризация спорта или лучшего отношения к другим людям. После выбора направления следует определиться с целью: так, если была выбрана наука, то в качестве конкретной цели может быть популяризация радиоэлектроники, конструирования, физики, научного метода изучения, создание клуба логической мысли или астрономического кружка.

После определения целей необходимо задуматься о задачах – максимально сконцентрированных целях. Примером задач могут быть такие: привитие качеств, которые позволят трудным подросткам из группы риска обустроиться в жизни в качестве нормального гражданина, или помощь в определении места учебы/работы после окончания школы. Когда определено направление, цели и задачи, то следует обговорить план действий и сроки реализации, а также место, где все наработки будут получать жизнь. В плане действий должен содержаться максимально детализированный список действий, в котором будет указываться, что следует делать для достижения целей. Чтобы вы имели лучшее представление о том, что от вас требуется, можно ознакомиться с четырьмя социальными проектами для молодежи.

Далее будут идти примеры. Но хотя в них и написано, для чего они направлены (молодежь, сироты), их можно рассматривать как социальные проекты в школе. Примеры пускай будут и не очень масштабные, но позволят ознакомиться с номинальной составляющей. К работе желательно подключить школьного психолога.

Пример социального проекта для молодежи №1

социальные проекты для молодежи примерыНаправление: супружеские взаимоотношения молодых людей.

Цель. Уменьшить количество людей, которые разводятся после пребывания в браке, путём подготовки и разъяснения обязанностей и прав будущих супругов.

Задачи:

  1. Объяснить, что такое брак, какие обязанности и права будут у каждого из супругов.
  2. Помочь распределить будущие обязанности сейчас, чтобы потом не возникало притирок.
  3. Помочь найти причины, почему молодые люди хотят вступить в брак, и определить, понимают ли они, что он значит.

Нужен поэтапный план, в котором расписаны все действия и их последовательность.

Срок реализации: бессрочно.

Место реализации: город такой-то.

Пример для молодежи №2

примеры школьных социальных проектов

Пример социального проекта, подходящего для школы или молодежной компании.

Направление: поддержка материнства и профилактика сиротства.

Цель: оказание благотворительной помощи отказникам и несовершеннолетним сироткам, которые проходят лечение в больнице.

Задачи:

  1. Привлечение общественного внимания к данной проблеме в связи с тем, что большинство людей не проинформированы про её существование.
  2. Сбор средств, материальной помощи, игрушек и лекарств, для передачи в больницу с последующим использованием для восстановления здоровья у отказников и несовершеннолетних сирот.
  3. Привлечение средств из государственного бюджета или из благотворительных фондов для улучшения отказников или сирот, которые пребывают в лечебных медицинских учреждениях.
  4. Обращение внимания на проблему детей без родителей с целью убеждения людей усыновлять детей.

Детально расписанный план, в котором описаны детали поиска средств и их передачи.

Срок реализации: 16 июня 2015 года – 7 июля 2016 года.

Место реализации: Детская областная больница города Самары.

Пример для молодежи №3

социально культурный проект пример

Пример социального проекта, подходящего для школы или молодежной компании.

Направление: социальная адаптация молодежи с врожденными недостатками и инвалидностью в университетах.

Цель: достижение социализации физически отличимых студентов.

Задачи:

  1. Содействие полноценности социализации участников проекта.
  2. Взаимодействие с организациями, которые осуществляют социальную защиту для таких людей.
  3. Помощь в социально-культурной жизни.
  4. Помощь, направленная на преодоление духовного и физического одиночества.
  5. Оказание влияния на формирование адекватного отношения в обществе к молодёжи с особенными потребностями.
  6. Создание условий, когда молодежь с особенными потребностями сможет спокойно заниматься творческой деятельностью.
  7. Реализация творческой реабилитации.
  8. Поиск, проверка и внедрение новых методов реабилитации.

Детальный план.

Срок реализации: бессрочно.

Место: университет такого-то города.

Социальные проекты для школьников, примеры их реализации могут отличаться – для них можно выбрать помощь детям-инвалидам, что обучаются в обычных школах.

fb.ru

Пример социального проекта. Темы, создание, поддержка и реализация социальных проектов

Социальный проект направлен на улучшение жизни общества. Главная его особенность - отсутствие материальной выгоды для организаторов и улучшение какого-либо аспекта жизни общества. Далее подробнее разберем, что это такое.

Понятие

Социальный проект - вид деятельности, направленный на развитие социальной сферы, организации эффективной социальной работы, решение социальных проблем (преодоление бедности, повышение уровня образования и т. д.). Если социально-экономический проект направлен на извлечение прибыли, то цель социального – улучшение какого-либо социального аспекта жизни: системы образования, здравоохранения, изменения в лучшую сторону быта пожилых людей без какой-либо материальной выгоды для организаторов. Поэтому их инициаторами часто являются благотворительные фонды, образовательные некоммерческие организации, религиозные общины, но встречаются и просто граждане, которые просто хотят помочь другим людям.

пример социального проекта

Приведем пример социального проекта. В России был создан браслет с GPS-навигатором и тревожной кнопкой для оповещения в экстренной ситуации. Идею подсказал случай. Авторы ухаживали за престарелыми людьми, у которых были проблемы с памятью. Риск потеряться высок для пенсионеров с такими недугами. Достаточно пройти лишних два квартала, и они могут никогда не найти дорогу обратно. Для этой цели и служит кнопка с браслетом. Пенсионер нажимает на нее - подается сигнал родственникам с точными координатами.

Данный пример социального проекта понравился не только людям, ухаживающим за престарелыми. Родители, имеющие малолетних детей, также дали положительную оценку. Они обезопасили жизнь детей и пенсионеров.

Социальные проекты для молодежи

Не только пожилые и дети являются заинтересованными лицами. Существуют также социальные проекты для молодежи. Главная их особенность в том, что необходимо учитывать веяния моды, современную жизнь.

Приведем еще один пример социального проекта - для молодежи. Реализован «Фестиваль кино «10 вечеров в...». Суть его в том, что отбираются 10 фильмов одной страны. После этого устраиваются показы кино под открытым небом. Так, например, показ десяти немецких фильмов носил название «10 вечеров в Берлине». Испанских – «10 вечеров в Мадриде». Проект создан молодежной организацией исключительно для молодежи. Конечно, смотреть фильмы могли все возрастные категории, но поздним вечером под открытым небом в романтической обстановке смотрели фильмы, в основном, молодые пары от 18 до 25 лет. Проект активно сотрудничал с посольствами и региональными представительствами различных стран. Например, немецкие фильмы были представлены Немецким культурным центром им. Гете. Французские – при поддержке посольства Франции.

 социальные проекты для молодежи

Фильмы звучали в оригинале, с русскими субтитрами. Это дополнительно придавало интереса к ним студентам лингвистических факультетов, а также людям, изучающим иностранный язык.

Существуют также проекты, которые направлены на все категории. Подобный пример социального проекта рассмотрим далее.

«Побежали»

Проект «Побежали» - добровольное объединение людей, решивших заниматься бегом, но искавших дополнительный стимул для этого. Часто многие, кто не занимается спортом, утверждали когда-либо, что «завтра начнется новая жизнь». Как правило, словами все и ограничивается. Проект «Побежали» создан как раз для таких людей. Основная идея следующая: люди регистрируются в проекте и платят фиксированный взнос. В течение определенного времени они должны выкладывать доказательства, что они действительно занимаются бегом по тем маршрутам, которые прокладывает система.

После определенного времени общий денежный фонд делится между теми, кто остался в проекте. В результате человек приобщился к спорту и немного подзаработал. Иногда бонусы превышают первоначальные суммы в два раза. После проекта победители, как правило, продолжают заниматься бегом. Проект предполагает финансовую выгоду участникам, но не организаторам.

Данный пример социального проекта имеет цель развития здорового образа жизни через дополнительные стимулирования.

Как самостоятельно создать подобные проекты? Перейдем к этапам.

Этап первый: выбор цели

Первое, что необходимо сделать, сформулировать цель: для чего нужен проект? Это может быть безвозмездная помощь людям, бесплатные консультации и т. д. Важно понимать, что не имеется в виду задача конкретного проекта, например, создание бесплатной юридической консультации, а цель – повышение юридической грамотности населения.

темы социальных проектов

Этап второй: выбор темы

Исходя из целей, желаний, умений, инвестиций, выбираются темы. Можно проанализировать лучшие социальные проекты. Внедрить их опыт в свой будущий. Представим лучшие темы социальных проектов в 2016 году:

  • «Семейные спортивные центры».
  • Проект «Премия «Белая линия», направленная на поднятие уровня коммерческих и эстетических услуг.
  • Служба социальной помощи «Ваша сиделка» и др.

Главное при выборе темы социальных проектов – актуальность. Бессмысленно начинать дело, которое никак не улучшает жизнь людей. Часто некоторые образовательные учреждения, общественные организации тратят время волонтеров, деньги спонсоров ради бесполезной цели, которая никак не отражается на обществе.

Этап третий: создание и реализация

После того как определилась цель, задачи, тема, наступает третий этап – создание социального проекта. Можно обойтись своими силами и финансовыми возможностями. Однако если есть ограниченность в средствах, можно подумать про конкурс социальных проектов. Далее немного скажем об этом.

 конкурс социальных проектов

Конкурс социальных проектов

Конкурсы имеют цель поддержки начинаний. Она заключается:

  1. В предоставлении грантов, финансовой помощи.
  2. В информационной поддержке. Это различные курирования, консультации в правовых, финансовых вопросах.
  3. В освещении проекта. Некоторые начинания не нуждаются ни в финансовых поддержках, ни в консультации. Им нужна широкая огласка. Для этих целей служат различные форумы, выставки. Они, как правило, активно освещаются в СМИ.

Поддержка социальных проектов может быть со стороны федеральных, местных властей, коммерческих организаций. На официальных ресурсах выставляются условия, требования, приоритетные направления. Так, администрация Алтайского края в 2016 году объявила приоритетными:

  • поддержание материнства;
  • профилактику абортов, наркомании и ВИЧ-заболеваний;
  • повышение правовой грамотности;
  • наставничество «особых групп» детей и др.

Защита социального проекта обязательный этап конкурсов. Об этом подробнее далее.

Защита проекта

На защите специальная комиссия анализирует перспективы будущего дела, соответствие заявленным приоритетам и задачам конкурса. Оценка выносится на основе требований:

  1. Ограниченность. Может быть не только временная, но и по целям, задачам, результатам. Ограниченность предполагает, что проект имеет четкие этапы с конкретными сроками реализации, с измеряемыми задачами, планами и графиками.
  2. Целостность. Предполагает, что каждый этап входит в единую замкнутую систему. Любое действие в рамках реализации проекта служит ради достижения цели.
  3. Последовательность. Предполагает реализацию заранее спланированного плана, без лишних движений и затрат.
  4. Запланированные результаты. Должны быть основаны на объективном исследовании рынка, целевой аудитории, потребностей и т. д.
  5. Жизнеспособность. Определение развития, перспектив. Иными словами, сможет ли проект просуществовать столько времени, сколько было заявлено в планах.

 создание социального проекта

Реализация проекта

Реализация социального проекта происходит на основе тех требований, которые были заявлены при защите. Отходить от них рекомендуется только в крайних случаях.

Первое, что мы уже указали, - это ограниченность, или конкретность. Это позволяет уже на практике контролировать успешность запланированных действий. Например, проект по повышению правовой грамотности сельских жителей. Цели и задачи понятны из названия. Но как определить конкретные этапы? Для этого необходимо проанализировать, сколько жителей проживает в той или иной местности, разбить их на возрастные группы, определить их основные проблемы, связанные с юридической безграмотностью. На основе всей этой информации планировать этапы. Например, оказание бесплатной помощи одной тысяче человек за год по вопросам имущественных вычетов пенсионерам.

Конкретика играет важную роль, она содержит:

  • этапы и сроки реализации;
  • четкие цели и задачи;
  • измеряемые результаты;
  • планы и графики выполнения.

Как говорится, какой ветер должен быть попутным, если капитан не знает, куда плыть? Однако конкретика хоть и важный фактор для успешности проекта, но не единственный. Вторым является желание и самоотдача всех участников. Если авторы вкладывают в свое детище душу, энергию, желание, все силы, то это хороший залог успеха, и наоборот. Создание комфортных условий, должной мотивации, последовательность в реализации намеченных целей – все это требуется от руководителей.

Шаги реализации

Реализация происходит в несколько этапов (шагов):

  1. Сбор, анализ общественного мнения для определения актуальности.
  2. Создание единой и сплоченной команды.
  3. Определение целей и задач в зависимости от актуальности и команды.
  4. Составление поэтапного плана.
  5. Финансовое планирование.
  6. Разработка критериев эффективности.
  7. Формирование общественного мнения.
  8. Поиск спонсоров и партнеров.
  9. Реализация составленного плана.
  10. Анализ полученных результатов.

Важно знать, что данная последовательность не является строгой. Она может меняться в конкретном проекте в зависимости от индивидуальных целей и задач. Например, нет необходимости в поиске дополнительных средств и партнеров для оказания бесплатных юридических услуг пенсионерам на базе действующей юридической конторы.

социальный инвестиционный проект

Определение проблемы

Положительные результаты социальных проектов зависят от правильного выбора актуальности проблемы. Действительно, иногда возникают такие, которые не решают суть проблемы. То есть они абсолютно не нужны населению. Согласимся, глупо открывать парикмахерскую для домашних животных в сельской местности с населением менее одной тысячи человек.

Актуальность, т. е. социальная значимость, определяется изучением общественного мнения. Методы сбора различные: опросы, анкетирование, рассылки. Можно обратиться за помощью к местной администрации. Они идут навстречу подобным экспериментам, т. к. благодаря им решается одна из острых проблем населения. Помимо консультации, обращение к местным властям может принести другие существенные дивиденды.

Важно знать, что сначала должна быть выявлена значимая проблема, для решения которой и создаются подобные проекты. При ее определении учитывается следующее:

  • Актуальность проблемы для конкретного города, села, микрорайона, улицы.
  • Масштаб, т. е. сколько заинтересованных лиц будут в проекте участвовать.
  • Практическая реализация, т. е. возможность реализовать проект на предполагаемой территории с участием заявленного количества людей.

Информационная поддержка

На втором этапе важно заручиться общественным мнением. Для этого обязательно необходимо встретиться с местной администрацией, общественными организациями, журналистами. Важно получить не просто одобрение, а информационную поддержку. Это позволит привлечь дополнительное количество людей без финансовых затрат на рекламу.

Главное – персональная ответственность

Следующие шаги – составление проекта, набор команды. Важно четко определить, кто за что отвечает. Отсутствие ответственных приводит к отрицательному результату. Если работает группа, то нужно выявлять лидера. Наделять его персональной ответственностью за весь коллектив. Иначе сработает знаменитый закон: если виноватых больше одного, то не виноват никто.

Определение ресурсов

Следующий шаг – определение ресурсов. Под данным понятием понимаются не только финансовые средства, но и информация, материальные ценности, недвижимое имущество. Дополнительными источниками ресурсов могут быть:

  • Гранды, участие в конкурсах.
  • Муниципальные власти.
  • Другие заинтересованные общественные организации.
  • Неравнодушные граждане.

защита социального проекта

Разработка системы оценок

При реализации любого проекта важную роль играет контроль. Он предполагает четкую систему оценок. Перед созданием проекта обязательно нужно проработать критерии. При их определении важно, чтобы результаты были достижимыми. В противном случае, участники поймут, что достичь их невозможно. Это приведет к потере энтузиазма, концентрации, интереса. Все закончится провалом.

Формирование общественного мнения

Общественное мнение нельзя недооценивать. Поддержка населения приведет к успешным результатам. Если большинство жителей будет относиться к социальному проекту негативно, то он, скорее всего, будет обречен на провал. Население сделает все, что от них зависит, лишь бы неугодная организация свернула свою работу на их территории.

В качестве примера показательной силы общественного мнения можно привести случай обсуждения социального проекта для оказания помощи наркоманам. Планировалось, что будут создаваться центры, в которых зависимые могут получить дозу. По замыслу предполагалось, что таким образом уменьшится смертность. Также возможно будет вести учет количества наркозависимых, чтобы оценить масштаб проблемы. Население жилых кварталов, в которых предполагалось размещения подобных центров, встало на активную борьбу с проектом на этапе обсуждения. Люди боялись за свое имущество, детей, свою жизнь. Их кварталы становились своего рода наркопритонами. Естественно, это мало кому может понравиться.

Итоги работы

После проведения всех запланированных мероприятий важно подвести итоги, и ответить на следующие вопросы:

  • Все ли получилось? Достигнуты ли результаты, которые планировались заранее?
  • Если нет, то почему это произошло? Что необходимо сделать, чтобы избежать неудачи в будущем?
  • Какова была атмосфера при проведении мероприятий? Как поддерживали проект заинтересованные участники, местные власти, СМИ?
  • Какова эффективность работы команды? Необходима ли дополнительная мотивация?
  • Что дал проект его участникам?

Причины неудачи

Причины неудачи, в основном, кроются в невыполнении вышеперечисленных требований, это:

  1. Отсутствие четко поставленных целей и задач. Мы уже приводили аналогию с кораблем и ветром.
  2. Неэффективное управление. Иногда проблема в неправильных приоритетах, т. е. сначала решаются менее важные проблемы. Срочные, наоборот, уходят на второй план, что приводит к негативным последствиям.
  3. Недостаточное внимание к результатам и последствиям.
  4. Отсутствие учета внешней среды. Авторам и руководителям стоит усвоить, что иногда от них ничего не зависит. Недооценка внешних факторов приводит к внутренним неудачам. К таковым относятся: изменения в законодательстве, экономический кризис, смена власти и др.
  5. Недостаточное исследование актуальности. К неудачам часто приводит переоценка потребностей общества. Например, благотворительная организация вкладывает деньги в строительство спортивной площадки в сельской местности. Однако она не учла, что детей до 18 лет не наберется на две футбольные команды. Следовательно, строительство площадки в этом месте – крайне неэффективное расходование средств. С таким же успехом можно было построить спортивный объект в другом месте. Это позволило бы охватить большее количество детей. Данный пример корректен только в том случае, если цель объекта – максимальное развитие детского спорта. Возможно, что задачами организации является развитие деревни, увеличение количества жителей в сельской местности. Тогда наш пример, наоборот, корректен. Однако спрогнозировать этапы реализации очень сложно, т. к. от спортивного объекта вряд ли будет зависеть демографическая ситуация в конкретном населенном пункте.

Паспорт социального проекта

Любой коммерческий, социальный, инвестиционный проект должен иметь паспорт. Он составляет суть, содержательную часть. Достаточно проанализировать паспорт проекта, чтобы понять, что он собой представляет. В нем содержится:

  1. Тема.
  2. Тип проекта.
  3. Цели и задачи.
  4. Обоснование: организационное, правовое, финансовое.
  5. Этапы реализации и сроки.
  6. Ожидаемые результаты.

Заключение

Цель социального проекта - сделать жизнь людей лучше. Государство по возможности старается поддерживать все начинания в этом направлении.

syl.ru

Социальный проект это:

Социальный проект

Социа́льный прое́кт — сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению[1].

Субъекты социального проектирования: отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы. Неотъемлемая черта субъекта проектирования — социальная активность субъекта.
Объекты социального проектирования:

  • человек как индивид общества со своими потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, ролями в системе отношений;
  • разнообразные элементы и подсистемы социальной структуры общества (социальные группы, трудовые коллективы);
  • разнообразные общественные отношения (управленческие, нравственные, политические, идеологические, семейно-бытовые, межличностные, эстетические).

Современное социальное проектирование — это один из самых эффективных способов развития гражданского общества. Участие населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений представителей власти или частных лиц — одно из фундаментальных основ практики социального проектирования во многих странах. Включение общества в разных формах в процессы разработки и реализации социальных проектов значительно повышает гражданскую активность населения.

Содержание

  • 1 Типы проектов
    • 1.1 По характеру проектируемых изменений
    • 1.2 По направлению деятельности
    • 1.3 По особенностям финансирования
    • 1.4 По масштабам
    • 1.5 По срокам реализации
    • 1.6 «Псевдопроекты»
  • 2 Примечания
  • 3 Литература
  • 4 Ссылки

Типы проектов

По характеру проектируемых изменений

  1. Инновационные (характеризуются свойствами). Задача — внедрение новых разработок.
  2. Реставрационные или поддерживающие проекты решают задачи экологического характера, могут быть направлены на сохранение и использование культурного наследия.

По направлению деятельности

  1. Образовательные.
  2. Научно-технические.
  3. Культурные.

По особенностям финансирования

  1. Инвестиционные.
  2. Спонсорские.
  3. Кредитные.
  4. Бюджетные.
  5. Благотворительные..

По масштабам

  1. Микропроекты.
  2. Малые проекты.
  3. Мегапроекты.

По срокам реализации

  1. Краткосрочные (1-2 года).
  2. Среднесрочные (3-5 лет).
  3. Долгосрочные (10-15 лет).

«Псевдопроекты»

«Псевдопроекты» — это форма, которой прикрывается какое-то другое содержание, не представленное в псевдопроекте.

  1. Фикции. Инициаторы нацелены в получении финансирования под проект, которое в действительности планируется использовать на иные цели или использовать на проект лишь частично.
  2. Квазипроекты. Обладают всеми признаками настоящего проекта, но запланированные нововведения таковыми не являются в действительности.

Примечания

  1. Курбатов, В. И. Социальное проектирование: учеб. пособие. / О. В. Курбатова. — Ростов-н/ Д : Феникс, 2001.

Литература

  • Луков В. А. Социальное проектирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 350500 — Социальная работа. Москва: Московский гуманитарный ун-т: Флинта, 2010.
  • Антонюк Г. А. Социальное проектирование: некоторые методологические аспекты. Минск, 1978
  • Коган Л. Н., Панова С. Г. Социальное проектирование: его специфика, функции, проблемы//Проблемы социального прогнозирования. Вып. VI. Красноярск, 1980

Ссылки

  • Проектирование социальное. Российская социологическая энциклопедия
  • Ярмарка социальных проектов
  • Социальное проектирование
Категории:
  • Социология
  • Социальная сфера

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Социальное проектирование

Социа́льный прое́кт — сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению[1].

Субъекты социального проектирования: отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы. Неотъемлемая черта субъекта проектирования — его социальная активность.

Объекты социального проектирования:

  • человек как индивид общества со своими потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, ролями в системе отношений;
  • разнообразные элементы и подсистемы социальной структуры общества (социальные группы, трудовые коллективы);
  • разнообразные общественные отношения (управленческие, нравственные, политические, идеологические, семейно-бытовые, межличностные, эстетические).

Современное социальное проектирование — это один из самых эффективных способов развития гражданского общества. Участие населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений представителей власти или частных лиц — одно из фундаментальных основ практики социального проектирования во многих странах. Включение общества в разных формах в процессы разработки и реализации социальных проектов значительно повышает гражданскую активность населения.

Виды социальных проектов

По целевому направлению актуальному для социальных групп населения. Параметры качества жизни

1. Экология

2. Медицина. Здоровье

3. Жилье

4. Работа

5. Безопасность

6. Транспорт

7. Дети

8. Сервис жизнедеятельности

9. Климат

10. Социальная адаптация

11. Образование

12. Спорт

13. Питание

14. Досуг

15. Творчество

16. Финансы

17. Духовное просвещение

По ожидаемому результату от реализации социальных проектов

  1. По урегулированию межнациональной вражды
  2. По предотвращению гуманитарных катастроф
  3. По социальной адаптации населения к изменениям внешних условий выживания
  4. По улучшению условий проживания социально-ответственных и незащищенных групп населения

По направлению деятельности

  1. Исторические
  2. Национальные традиции и культура
  3. Улучшение качества жизни людей
  4. Повышение уровня квалификации
  5. Адаптация и выживание населения в современном мире
  6. Для развития экономики страны
  7. Для развития научно-технической деятельности

По особенностям финансирования

  1. Прямое финансирование частными компаниями социально ответственного бизнеса различного масштаба
  2. Частно-государственное социальное партнерство
  3. Международная безвозвратная материальная помощь в социальные проекты
  4. Государственное бюджетное финансирование социальных проектов
  5. Пожертвования волонтерских организаций для реализации социальных проектов
  6. Возвратная кредитная материальная помощь в социальные проекты

По социально незащищенному населению

1. Население потерпевшее бедствия от техногенных и антропогенных катастроф

2. Население как беженцы из зон боевых действий

3. Сироты разных вековых групп

4. Инвалиды разных вековых групп и восприятия внешней среды

5. Многодетные семьи

6. Пенсионеры и одинокие пожилые люди

7. Незащищенное население любой страны на пороге бедности

8. Голодающее население

По административно-территориальному делению мест проживания

  1. Отдельных представителей общин как граждан страны
  2. Сельских местных общин
  3. Городских местных общин
  4. Районных местных общин
  5. Региональные проекты
  6. Национальные проекты
  7. Международные проекты

По необходимым срокам реализации

  1. Крайне необходимые. В настоящее время. Онлайн.
  2. Мгновенные (1 - 4 недель).
  3. Краткосрочные (1 - 6 месяцев).
  4. Среднесрочные (0,5-1 лет).
  5. Долгосрочные (1-5 лет).
  6. Постоянные.

По недоверию

«Псевдопроекты» — это форма, которой прикрывается какое-то другое содержание или скрытый умысел.

  1. Фикции. Инициаторы нацелены в получении финансирования под проект, которое в действительности планируется использовать на иные цели или использовать на проект лишь частично.
  2. Квазипроекты. Обладают всеми признаками настоящего проекта, но запланированные нововведения таковыми не являются в действительности.
  3. Политическая социальная инженерия. Для лишения социальной свободы граждан и управления общественным мнением.
  4. Антисоциальные проекты. Создание агрессивной среды среди населения.
  5. Социальные пылесосы. Сбор баз данных социальных идей и готовых социальных проектов для корыстных целей и проектов Фикций.

ru.wikipedia.org

/ Примеры соц проектов

Примеры реализованных социальных проектов

Социальный проект «Акция «Подари праздник детям»

Членами Планетарного совета ДОО «Планета ЮНЕСКО» было принято решение о проведении в школе социального проекта «Подари праздник детям». Все классные коллективы, входящие в состав ДОО «Планета ЮНЕСКО» (5-10 класс), должны принять участие в данном школьном мероприятии, разработать и реализовать свои социальные проекты, направив социальную деятельность на классные коллективы начальной школы. Школьный социальный проект должен быть приурочен к празднованию Нового года и способствовать формированию доброжелательной атмосферы предстоящего праздника. Общий социальный проект ДОО должен быть представлен на городском «Конкурсе социальных проектов».

Понятие социального проектирования

В основу работы было положено определение социального проекта Прутченкова А.С.:

Социальный проект – есть способ выражения идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи.

Таким образом, мы исходили из того, что социальный проект – это создание нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта.

Постановка проблемы (введение)

Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

Социальной проблемойможно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность, и которое оно намеревается преодолеть

При постановке проблемы разъясняется:

  • актуальность и новизна

  • чьи интересы затрагивает

  • масштабы проблемы

  • аналитическое осмысление

  • сферы применения

  • Функциональное назначение

  • стратегия

Таким образом, нами была определена следующая социальная проблема: классные коллективы начальной школы не входят в состав ДОО «Планета ЮНЕСКО» (членами ДОО являются обучающиеся классных коллективов с 5 по 11 класс). В последнее время особенно явно наметился разрыв между начальной и основной школой, они существуют отдельно друг от друга, младшие школьники не владеют информацией о существовании ДОО на базе школы, не знакомы с характером его деятельности. Данный социальный проект позволит объединить будущих и настоящих членов ДОО путем вовлечения в совместную деятельность.

Участники проекта

Классы начальной и основной школы были объединены в пары по принципу принадлежности классного руководителя начальной школы к классу основной.

Цель проекта

Цель проекта - это осознанное представление результата деятельности по проекту.

Мы исходили из следующих требований к формулировке цели:

  • Достижимость в рамках этого проекта

  • Безусловность, т.к. для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ

  • Предусматривание итогового результата проекта

  • Соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям проекта

Цельсоциального проекта «Подари праздник детям»:

  • привлечение внимания членов ДОО к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества (проблема обозначена);

  • включение членов ДОО в реальную практическую деятельность по разрешению этой проблемы силами самих учащихся.

Задачи проекта

Задачи проекта - это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения.

  • Способствовать повышению общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;

  • Способствовать формированию навыков «разумного социального» поведения в сообществе;

  • Развивать навыки командной работы;

  • Развивать полезные социальные навыки и умения в рамках деятельности ДОО (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т. д.).

Сроки реализации проекта

Период реализации проекта «Подари праздник детям» – с 18 ноября по 17 декабря 2010 года.

Этапы реализации проекта

Каждый классный коллектив работал над своим социальным проектом, реализация которого проходила в несколько этапов

1. Изучение «среды» определенного класса начальной школы и выявление актуальной социальной проблемы данного класса. 2. Привлечение участников в рамках своего классного коллектива для решения данного социального проекта. 3. Определение цели и задач социального проекта. 4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей. 5. Определение необходимых ресурсов. 6. Проведение плановых мероприятий. 7. Анализ результатов работы.

Ожидаемые результаты

  • Повышенная социальная активность членов ДОО «Планета ЮНЕСКО», их готовность принять личное участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе

  • Реальный вклад членов ДОО «Планета ЮНЕСКО» в изменение социальной ситуации в местном сообществе

  • Положительные изменения в сознании участников проекта, повышение уровня общей культуры личности

  • Наличие у членов проектных групп (классных коллективов ДОО) сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела

  • Повышение статуса ДОО «Планета ЮНЕСКО» и формирование положительного имиджа школы

Ход работы над проектом «Подари праздник детям». Реализация этапов.

Этап 1. Изучение «среды» определенного класса начальной школы и выявление актуальной социальной проблемы данного класса.

На данном этапе каждый класс основной школы определил, какая проблема организации досуга волнует обучающихся класса начальной школы, который был за ним закреплен. Информация была собрана в результате социологического опроса обучающихся начальной школы, беседы с классным руководителем, членами родительского комитета.

Этап 2 . Привлечение участниковв рамках своего классного коллектива для решения данного социального проекта.

Каждый классный коллектив провел классное собрание, в ходе которого актив класса (члены Планетарного совета ДОО) объяснил обучающимся содержание проблемы организации досуга обучающихся определенного класса начальной школы, добился одобрения и поддержки.

Определил круг общественных организаций, родителей обучающихся и других заинтересованных лиц в решении данной проблемы, которые смогут оказать помощь и поддержку, и способы привлечения их к сотрудничеству. Также была создана инициативная группа из числа обучающихся, отвечающая за реализацию проекта.

Этап 3. Определение цели, задач социального проекта.

На данном этапе инициативные группы классов определили предполагаемые результаты реализации проекта с точки зрения их четкости, конкретности, достижимости. После того как была сформулирована цель проекта, определялись задачи, направленные на реализацию конкретных этапов. Учитывалось, что задачи помогают детализировать поставленную цель, раскрывают ее, решение задач должно привести к ожидаемому результату, от четкости и осознанности формулировок цели и задач проекта будет зависеть его успех.

Этап 4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.

На данном этапе инициативной группой классов основной школы были определены основные направления, формы и методы деятельности в рамках проекта, объем предстоящей работы, сроки ее выполнения и ответственные. Все это было оформлено в виде плана, в котором были обозначены не только конечные результаты, но и пути их выполнения, т.е. решения конкретных задач, с помощью которых реализуются этапы проекта. План был обсужден на классном собрании и одобрен всеми участниками и принят ими для реа­лизации. Далее инициативной группой были распределены обязанности между участниками проекта. При этом был использован принцип добровольности, т.е. учитывалось желание человека, а также его индивидуальные особенности, опыт, знания, способности и уровень подготовленности. Каждый участник проекта лично отвечал за определенный участок работы.

Этап 5. Определение необходимых ресурсов. Для осуществления социального проекта могут понадобиться различные ресурсы: финансы, материальные ценности, информация. В этом случае участниками проекта были предусмотрены объемы требуемых ресурсов на всех этапах реализации проекта класса.

Этап 6. Проведение плановых мероприятий. Каждый классный коллектив в обозначенный в проекте срок и согласно намеченным пунктам плана провел обозначенное в социальном проекте мероприятие в классах начальной школы:

5а класс. Социальный проект «Предновогодние чудеса!»

Цель проекта - подготовка и проведение развлекательной программы, украшение кабинета и изготовление подарков, а также других «предновогодних чудес» для учащихся 1а класса.

5б класс. Социальный проект «Мамины глаза».

Цель проекта - подготовка и проведение классного часа «Мамины глаза» для учащихся 1б класса, посвященного Дню матери России.

6а класс. Социальный проект «Дети в стране чудес!»

Цель проекта - подготовка и проведение интеллектуальной игры «Эрудированные ребята» для учащихся 2а класса.

7а класс. Социальный проект «Праздник чая».

Цель проекта - подготовка и проведение «Праздника чая» для учащихся 3а класса.

7б класс. Социальный проект «Встречаем Новый год!»

Цель проекта – украшение кабинета №2 (кабинета учащихся 3б класса) к Новому году.

7в класс. Социальный проект «Прощай, осень».

Цель проекта – подготовка и проведение осеннего праздника «Прощай, осень» для учащихся 3в класса.

8б класс. Социальный проект «Зимняя сказка».

Цель проекта – инсценировка пьесы-сказки А.Н.Островского «Снегурочка» для исполнения перед учащимися 4а класса.

8а класс. Социальный проект «Учимся играть в команде».

Цель проекта – подготовить и провести с учащимися 4б класса подвижные игры, в которые они смогут играть на переменках и которые смогут сделать коллектив дружнее.

9б класс. Социальный проект «О дружбе и друзьях».

Цель проекта – проведение деловой игры «О дружбе и друзьях» для учащихся 4б класса.

Итоги работы над проектом

Этап 7. Анализ результатов работы. Важным шагом является анализ работы над проектом. Классными коллективам основной школы было проведено итоговое классное собрание, на котором сделано сравнение поставленной цели и достигнутых результатов. Для этого в ходе групповой работы обучающиеся каждого класса постарались дать ответ на следующие вопросы: - Достигнута ли цель проекта? - Каковы положительные и отрицательные последствия проекта? (Что получилось? Что не получилось? Почему?) - Какой была атмосфера проведения социального проекта? - Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы? - Чему научились в ходе реализации проекта? - Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта была более успешной?

Представление результатов работы

17 декабря на очередном заседании Планетарного совета инициативные группы классов-участников проекта «Подари праздник детям» выступили с отчетом о проделанной работе.

План отчета:

  1. Название проекта

  2. Краткая аннотация (участники проекта, постановка проблемы)

  3. Цель проекта (результат работы)

  4. Задачи, способствующие реализации цели

  5. Сроки, необходимые ресурсы

  6. Этапы реализации проекта

  7. Наглядные приложения по истории реализации проекта

  8. Анализ результатов работы

Комиссия городского конкурса отметила высокий уровень подготовки школьного проекта, его ярко выраженную социальную направленность, результативность.

Творческий отчет

Социальный проект 5а «Предновогодние чудеса», проведенный в рамках социального проекта ДОО «Подари праздник детям!»

Новый год самый долгожданный праздник для всех детей. И это не удивительно. Его сопровождают подарки, нарядная елка, вкусные угощения. А ещё под Новый год случаются чудеса… и их можно творить самим!

Участники проекта

Для реализации решения Планетарного совета мы решили провести социальный проект и подарить маленькое «чудо» тем, кто только начинает свою школьную жизнь, - первоклассникам, ученикам 1А класса. Тем более, что Рамила Абдыкадыровна Алексеева и наша первая учительница, а значит ребята 1а класса наши маленькие «подшефные». Мы часто бываем в их классе, играем на переменках, провожаем в столовую, помогаем готовиться к урокам.

Постановка социальной проблемы

Итак, скоро праздник. И для ребят это первый Новый год в нашей школе. Очень хочется, чтобы это событие им запомнилось. Мы решили, что создание веселого предновогоднего настроения – будет хорошим подарком для них. А ещё они должны знать, что в этой школе есть мы, те, на кого они могут положиться.

Постановка цели и определение задач

Цель проекта – подготовка и проведение развлекательной программы, украшение кабинета и изготовление подарков, а также других «предновогодних чудес» для учащихся 1а класса.

В ходе обсуждения мы решили, что праздник для первоклассников должен быть ярким и запоминающимся. Но что для этого нужно сделать?

Во-первых, подготовить развлекательную программу с конкурсами и загадками.

Во-вторых, созданию праздничного настроения способствует преобразованная обстановка – значит нужно украсить кабинет.

В-третьих, какой же Новый год без подарков – значит необходимо подготовить для ребят подарки.

Предварительная подготовка

Итак, мы принялись за работу. В соответствии с поставленными задачами мы разделились на 3 группы.

Первая группаработала над созданием сценария развлекательной программы. Мы подобрали загадки для малышей, шуточные конкурсы, стихи и даже решили устроить номера - «ребусы» - фокусы с последующим их разоблачением.

Вторая группапродумывала возможное украшение кабинета. Решено было изготовить снежинки своими руками, разноцветные гирлянды, праздничную надпись «С Новым годом» и даже выпустить новогоднюю стенгазету, красочную и познавательную.

Третья группаребят продумывала подарки для наших подшефных. Решено было самостоятельно изготовить открытки, поместив в них новогоднее поздравление. Это будет хорошей памятью о поведенном мероприятии. Мы продумали три макета таких открыток. Сложная задача – но открытки получились настоящим произведением искусств.

Реализация задуманного

Праздник решено было устроить 8 декабря. Вот как он проходил.

После вступительного слова ведущих мы предложили ребятам прочитать «новогодние» стихотворения. Они с радостью выбегали читали стихи, а за своё выступление получали подготовленные для них сладости.

«Сложные загадки».Первоклассникам очень понравились наши загадки, ни одна из них не осталась нерешенной.

Чудо-открытки.Настоящим сюрпризом для ребят стали наши поздравительные открытки. Да, уроки труда не прошли даром…

Украшение кабинета. Заключительным этапом нашего праздника стало совместное украшение кабинета. Мы вместе развесили снежинки по стенам,

Финал

Праздник удался на славу! Ребята благодарили нас и не хотели отпускать. Ну, ничего, скоро увидимся!!!

StudFiles.ru

Читайте также