Автомобиль определение

автомобиль это:

автомобиль АВТОМОБИ́ЛЬ -я; м. [франц. automobile от греч. autos - сам и лат. mobilis - подвижный, легко двигающийся]. Самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам. Легковой а. (пассажирский автомобиль с небольшим числом мест). Грузовой а. Спортивный, гоночный а. Ездить на (в) автомобиле. Водить а. А. мчится, сигналит, сбил кого-л. Заправка автомобилей. Автомоби́льный, -ая, -ое. А-ая шина. А. транспорт. А. завод. А. спорт (вид спорта, предусматривающий состязания на различных гоночных, спортивных, серийных автомобилях и картах). * * * автомоби́ль (от авто... и лат. mobilis — подвижной, легко двигающийся), транспортная безрельсовая машина главным образом на колёсном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания, электрическим или паровым). Первый автомобиль с паровым двигателем построен Ж. Кюньо (Франция) в 1769—1770, с двигателем внутреннего сгорания — Г. Даймлером, К. Бенцем (Германия) в 1885—1886. Вращение от двигателя передаётся муфте сцепления, коробке передач, дифференциалу и колёсам (ведущему мосту). Различают автомобили: пассажирские (легковые и автобусы), грузовые, специальные (пожарные, санитарные и др.) и гоночные. Скорость легковых автомобилей до 300 км/ч, гоночных свыше 1100 км/ч (1997), грузоподъёмность грузовых автомобилей до 180 т. * * * АВТОМОБИЛЬ АВТОМОБИ́ЛЬ (от авто... и лат. mobilis — подвижной, легко двигающийся), транспортная безрельсовая машина главным образом на колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания (см. ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ), электрическим (см. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ) или паровым (см. ПАРОВАЯ МАШИНА)). Первый автомобиль с паровым двигателем построен Ж. Кюньо (см. КЮНЬО Никола Жозеф) (Франция) в 1769—70, с двигателем внутреннего сгорания (см. ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ) — Г. Даймлером (см. ДАЙМЛЕР Готлиб), К. Бенцем (см. БЕНЦ Карл) (Германия) в 1885—86. Вращение от двигателя передается муфте сцепления, коробке передач (см. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ), дифференциалу (см. ДИФФЕРЕНЦИАЛ (в автомобильном деле)) и колесам (ведущему мосту). Различают автомобили пассажирские (легковые и автобусы), грузовые, специальные (пожарные, санитарные и др.) и гоночные. Скорость легковых автомобилей до 300 км/ч, гоночных до 1020 км/ч (1993), грузоподъемность грузовых автомобилей до 180 т.
* * *
АВТОМОБИ́ЛЬ, транспортная машина с автономным двигателем и колесным (главным образом) ходом, управляемая находящимся в ней человеком. Исторически термин «автомобиль» сложился лишь в конце 19 в., хотя самодвижущиеся транспортные машины (с паровыми, электрическими, позже — бензиновыми двигателями) существовали уже с начала 19 века.
Приоритеты
Известны сотни конструкций, которые могли выполнять транспортные функции и которые нередко называют первыми в истории. Долгие споры о приоритете тех или иных стран, изобретателей и конструкций заставили выработать четыре необходимые и достаточные условия для определения приоритета. Первое — выдвижение идеи транспортной машины упомянутого выше назначения. Второе — оформление юридического документа, который фиксирует авторское право изобретателя или изобретателей на данную идею. Третье условие — постройка работоспособного опытного образца, в котором эта идея воплощена, и его публичные испытания, отмеченные в периодической печати или ином документе-свидетельстве. И четвертое — организация производства изделия для его продажи независимым от создателя изделия потребителям. Названные здесь условия в равной мере применимы как к автомобилю в целом, так и к составляющим его узлам и агрегатам.
Эти фразы, звучащие несколько казенно, позволяют, если принять сформулированные здесь условия, отсеять несоответствующих им претендентов и назвать имя создателя протоавтомобиля. Им является немецкий инженер Карл Бенц (см. БЕНЦ Карл).
Бенц, имевший с 1871 года собственную фабрику газовых двигателей, 25 октября 1882 года оформил патент ДРП 22256 на быстроходный двухтактный мотор. В 1885 году он построил трехколесный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания собственной конструкции, но за пределы фабрики на нем не выезжал. Когда 29 января 1886 года он оформил патент ДРП 37435 на самодвижущийся экипаж как таковой, стало возможным провести публичную демонстрацию своего детища. Выезд состоялся 3 июля 1886 года, и местная газета «Нойе Бадише Линдесцайтунг» написала об этом событии и дала даже ему оценку.
Таким образом, первые три условия приоритета Бенц выполнил. Свой автомобиль он демонстрировал на выставках, но спроса на него не было. Первым покупателем стал парижанин Эмиль Роже в 1887 году. Этот случай заставил изобретателя приступить к постройке партии однотипных машин для продажи. Это была так называемая «Модель III». С 1886 по 1894 год Бенц выпустил 25 таких автомобилей. Тем самым он выполнил четвертое условие, и уже на этой стадии обеспечил себе положение пионера первого автомобиля.
В дальнейшем изобретатель мог бы и прекратить работу в этом направлении. Но он развивал свое дело, и в 1926 году его завод объединился с фирмой «Даймлер», созданной другим изобретателем, Готлибом Даймлером (см. ДАЙМЛЕР Готлиб). Фирма «Даймлер-Бенц (см. ДАЙМЛЕР-БЕНЦ)» существует и поныне, выпуская автомобили «Мерседес-Бенц».
Многие инженеры и изобретатели, работавшие в области автомобилестроения, довольно легко выполняли первые три условия приоритета. Но выполнить четвертое нередко удавалось через несколько десятилетий, когда созревала ситуация для использования предложенной ими конструкции в серийном производстве. Например, дисковый тормоз, примененный английским инженером Ф. Ланчестером (см. ЛАНЧЕСТЕР Фредерик Уильям) на опытном образце автомобиля собственной конструкции, был востребован полвека спустя, когда началась «цепная реакция» его применения.
В конце 19 века автомобилестроение еще находилось в зачаточном состоянии. Господствовало широчайшее разнообразие конструкций, и шел активный поиск канонических инженерных решений. Важнейшим среди них стала компоновочная схема, выдвинутая в 1891 году заводом «Панар-Левассор» (Франция): двигатель — впереди, ведущие колеса — задние. Поворотным пунктом в истории автомобиля явилось также создание В. Майбахом (Германия) распылительного карбюратора в 1892 году. И третьим важнейшим новшеством этого периода следует считать пневматическую шину, предложенную в 1895 году резиновым фабрикантом Э. Мишленом (Франция). Все три на много лет определили общую концепцию автомобиля.
Первооткрыватели
Десятилетие 1896 — 1905 гг. считается в истории автомобиля десятилетием первооткрывателей. Завод «Панар-Левассор» (Франция) в 1896 году построил и стал выпускать первые четырехцилиндровые моторы. Немецкая электротехническая фирма «Р. Бош» в 1897 году нашла практическое решение электрического зажигания с прерывателем. В 1901 увидел свет автомобиль «Мерседес», который явился для многих заводов образцом для подражания и стал на долгое время классической конструкцией.
Но по-прежнему шел поиск необычных инженерных решений. Австрийская фирма «Лохнер» изготовила в 1900 электромобиль с мотор-колесами. Его спроектировал известный впоследствии инженер Ф. Порше (см. ПОРШЕ Фердинанд). А в Голландии фирма «Спайкер» в виде эксперимента построила в 1903 опытный полноприводный легковой автомобиль. Они — «Лохнер» и «Спайкер» — на много лет опережали свое время, как и модели «Лятиль» (Франция) и «Греф—Штифт» 1897 года с передними ведущими колесами.
К сожалению, на рубеже 19 и 20 вв. еще не были решены вопросы создания надежных шарниров равных угловых скоростей, и до внедрения машин с приводом на все или на передние колеса в серийное производство пришлось ждать три десятка лет.
К 1906 году наметился отход от цепной передачи к трансмиссии валом с карданными шарнирами. Правда, на мощных, быстроходных автомобилях сохранялась цепная передача к ведущим колесам. Специалисты утверждали, что такая конструкция обеспечивает меньшие неподрессорные массы.
Классический период
Стремление поднять мощность двигателя выразилось в период 1906—1915 гг. внедрением в 1907 Чедвиком (США) нагнетателя, применением фирмой «Пежо (см. ПЕЖО)» (Франция) в 1912, правда, только на гоночных машинах, моторов с двумя распределительными валами в головках и четырех клапанов на цилиндр. Такая конструкция в серийном производстве была востребована лишь в 1980-е гг.
Несколько важных новшеств появились в 1908 и 1909 годах соответственно. Большие трудности тогда вызывала замена шин на несъемных колесах, имевших в те годы всеобщее распространение. Английская фирма «Рудж Уитворт» начала изготовлять быстросъемное колесо, которое крепилось одной центральной гайкой барашкового типа. А другая английская фирма, «Аррол-Джонстон» выступила пионером установки тормозов на все четыре колеса.
Настоящим же технологическим прорывом, который в дальнейшем открыл дорогу массовому производству автомобилей, стало введение конвейерной сборки. Она применялась в США еще в самом начале 20 в. на заводе «Олдсмобиль», но до совершенства ее довела компания «Форд (см. ФОРД МОТОР)» в 1912—16 гг. Сам Генри Форд (см. ФОРД Генри) очень внимательно подходил к решению технологических проблем, которые способствовали удешевлению производства. Он предложил, например, съемную головку цилиндров. При несъемных головках во время отливки блоков двигателей литейные стержни, которые формировали цилиндры, фиксировались консольно и часто перекашивались. Чтобы исключить брак, Форд пошел на внедрение отъемной головки цилиндров. В результате открылась возможность дать опору другому концу стержня и исключить перекосы.
Отливка отдельной головки оказалась несложной операцией, а для ее уплотнительных прокладок, изготовление которых порождало у изготовителей столько страхов, Форд нашел дешевую технологию.
К 1908 году Франция, которая до того была лидером по выпуску автомобилей, уступила первенство американскому автопрому. США имели прекрасно развитую станкостроительную и инструментальную промышленность. Она могла оперативно выпускать оборудование для новых технологических процессов, которые, в свою очередь, легли в основу массового производства высококачественных и дешевых автомобилей. В итоге с 1916 года завод «Паккард (см. ПАККАРД)» и другие предприятия США получили возможность выпускать V-образные 12-цилиндровые моторы, гидравлические амортизаторы двустороннего действия («Мерсер», 1918), гидропривод тормозов («Дюзенберг (см. ДЮЗЕНБЕРГ)» 1920 г., «Крайслер (см. КРАЙСЛЕР)» 1923).
Романтический период
В свою очередь европейские заводы после окончания Первой мировой войны (1914—18) пошли по пути обновления производства. Фирма «Ситроен (см. СИТРОЕН Андре)» первой в Европе в 1919 году внедрила у себя американскую технологию конвейерной сборки. Французский филиал испанской компании «Испано-Сюиза (см. ИСПАНО-СЮИЗА)», опираясь на опыт производства авиамоторов, начал с 1919 года выпуск моторов, у которых блок и головка цилиндров отливались из алюминиевого сплава. Французская компания «Бугатти (см. БУГАТТИ Этторе)» в 1924 году отважилась отливать из алюминиевого сплава колеса для своих гоночных и спортивных автомобилей.
В эти годы складывалось впечатление, что по обе стороны Атлантического океана все «автомобильные страны» торопятся наверстать упущенное в годы войны время и ускорить технический прогресс. В Америке нефтеперерабатывающая компания «Стандард Ойл» в 1923 году взялась за выпуск этилированного бензина. Добавки дешевых в изготовлении соединений, содержащих свинец, позволяли ощутимо повысить октановое число топлива. В свою очередь, такой бензин не детонировал в моторах с увеличенной степенью сжатия, позволял им развивать более высокую мощность.
В Италии фирма «Ланча» произвела в 1922 году сенсацию, начав выпуск модели «Лямбда» с несущим или, как тогда их называли, безрамным кузовом. Такая конструкция была легче и менее металлоемкой, чем кузов с лонжеронной рамой. В 1930-е гг. многие заводы («Ситроен», «Опель (см. ОПЕЛЬ)» и другие последовали примеру «Ланча».
Наконец, в Германии, стране без собственных месторождений нефти, заводы МАН и «Бенц» освоили в 1923 выпуск первых серийных грузовиков с дизелями, более экономичными, чем моторы, работающие на бензине. Франция тоже вела эксперименты с дизелями, но также оснащала автомобили газогенераторами, поскольку страна могла рассчитывать на поставки нефти только из своих африканских колоний.
На рубеже 1920—30-х гг. автомобилизация в Европе шла на подъем. На этой волне родились новые конструкторские решения, которые обещали полностью изменить облик автомобиля. Французский инженер Ж. Грегуар в 1926 году начал теоретические исследования шарниров равных угловых скоростей. Их называли синхронными шарнирами. К началу 1930-х гг. относится всплеск конструкций с передними ведущими колесами: «Ситроен» во Франции, ДКВ, «Адлер» и «Ауди (см. АУДИ)» в Германии, «Корд» в США.
Большой интерес конструкторы стали проявлять к машинам с независимой подвеской передних колес: «Ситроен» и «Берлие» во Франции, «Мерседес-Бенц» и БМВ (см. БМВ) в Германии, «Альвис»» в Англии, «Студебекер (см. СТУДЕБЕКЕР)» в США. Благодаря ее применению удалось выдвинуть передний торец двигателя вперед, за центры передних колес и, как следствие, сдвинуть весь салон вперед, в более комфортабельную зону.
В свою очередь независимая подвеска вызвала к жизни теоретические исследования управляемости и устойчивости автомобилей. Ими с успехом в середине тридцатых годов занимался в Америке инженер М. Оллей.
Американские фирмы постарались внести свой вклад в эволюцию автомобиля. Завод «Кадиллак (см. КАДИЛЛАК)» с 1928 стал выпускать модели с синхронизаторами в коробках передач. Этот же завод в 1930 г. внедрил гидравлические толкатели клапанов, а «Студебекер» с 1929 г. первенствовал в применении вакуумного автомата опережения зажигания. Европейские же компании выступили с торсионной (см. ТОРСИОН) подвеской колес («Ситроен», 1934)., обтекаемыми кузовами на заднемоторных машинах («Татра», 1935), полуавтоматическими преселективными коробками передач («Майбах», 1929, «Делаж», 1934), гидромуфтами («Дэймлер» 1931).
Автомобиль в период Второй мировой войны
Гидромеханические автоматические коробки передач ведут свое происхождение с 1940 г., когда они появились на американских серийных моделях «Дженерал Моторс (см. ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС)», в частности, «Понтиак» и «Олдсмобиль». Американцы в этот период на более дешевых моделях стали устанавливать рычаги переключения передач на рулевой колонке, а завод «Паккард» первым в мире с 1939 взялся комплектовать свои дорогие модели кондиционерами.
Как США, так и Германия в 1936—39 гг. заботливо создавали армейские внедорожные автомобили. Немецкие штабные машины трех унифицированных типов имели независимую подвеску всех колес, колесную формулу 4х4, блокируемые дифференциалы, четыре управляемых колеса. В противовес немецкой конструкторской школе американская создала простейшие по конструкции джипы (см. ДЖИП) с зависимой рессорной подвеской колес.
По требованиям военного департамента США американские заводы «Студебекер», «Шевроле (см. ШЕВРОЛЕ)», «Интернейшнл», РИО развернули в 1942 широкомасштабный выпуск трехосных полноприводных грузовиков грузоподъемностью 2,5 тонны. Их конструкция для многих фирм стала образцом для подражания. Но, наверное, самой интересной конструкцией стал плавающий полноприводный грузовик — амфибия «GMC-DUKV» 1944 года. На нем впервые в мире появилась система централизованного регулирования давления воздуха в шинах.
Германия в преддверии предстоящей войны делала упор на освоение выпуска дизельных грузовиков повышенной проходимости и дизельных легковых моделей («Мерседес-Бенц», 1936). Нельзя обойти вниманием и английский бронеавтомобиль АЕК (1942), первую в мире серийную машину такого типа с дизельным двигателем.
Послевоенный период. «Народные автомобили» и новые концепции
Большинство стран, принимавших участие во второй мировой войне, в годы боевых действий либо полностью свернули производство легковых машин, либо свели его к минимуму. Первые послевоенные годы отмечены также рационированием бензина и нехваткой тонкого стального листа для штамповки деталей кузова. Голод на новые автомобили промышленность взялась удовлетворять недорогими машинами, преимущественно малолитражными («Ситроен (см. СИТРОЕН Андре)», ФИАТ (см. ФИАТ), «Фольксваген (см. ФОЛЬКСВАГЕН)», «Майко», «Остин (см. ОСТИН Герберт)», «Стандард», «Изетта»). Эти автомобили представляли собой своего рода «сиюминутное» решение проблемы. Но ведущие фирмы, предвидя тенденции развития на десятки лет вперед, выступили в 1950-е гг. с кардинально новыми конструкциями. Они в значительной мере определили дальнейшую эволюцию автомобильной техники.
Компания «Даймлер-Бенц» в 1951 г. запатентовала концепцию безопасного автомобиля, которая в 1960-е гг. нашла лавинообразное применение на многих серийных моделях. В том же году английская фирма «Ягуар (см. ЯГУАР (компания))» выступила инициатором комплектации серийных легковых автомобилей дисковыми тормозами. Другая английская фирма, «Ровер (см. РОВЕР)», впервые в мире весной 1950 г. провела испытания опытной модели «Т1», оборудованной газовой турбиной. Ее примеру последовали заводы ФИАТ (Италия), «Гочкисс» и «Рено (см. РЕНО)» во Франции, ГАЗ в СССР. Но их машины, как и «Ровер», пока остались в зародыше, ожидая, когда сложатся благоприятные «климатические» условия, когда эти ростки смогут принести практический урожай.
В автопроме США за первое послевоенное десятилетие свершились две технические революции, последствия которых очень быстро получили распространение во всем мире. Так, фирма «Шевроле» с 1953 года начала выпуск пластмассовых (стеклоткань плюс эпоксидная смола) кузовов для спортивных машин. А другая американская компания, шинная компания «Гудрич» (ныне «Гудьир»), в 1948 году освоила производство бескамерных шин.
В Европе тоже состоялась шинная революция. Компания «Мишлен» (Франция) разработала конструкцию и технологию шин радиального типа, оградила их соответствующими патентами и в 1953 году выполнила и четвертое условие приоритета — организовала массовое производство таких покрышек. В силу радиального расположения нитей корда в них уменьшились внутренние потери, а оборудованные ими автомобили расходовали меньше топлива. Появление на рынке радиальных экономичных шин оказалось как нельзя кстати — в Европе ощущалась нехватка топлива, вызванная Суэцким кризисом 1956 (см. СУЭЦКИЙ КРИЗИС).
Автомобиль периода всеобщего процветания
Запатентованные (патент ДБП 854157) компанией «Даймлер-Бенц» конструкции для повышения безопасности автомобилей при авариях прошли в 1959 году многочисленные испытания на лобовой удар. Накопленный опыт позволил в 1965 году претворить в жизнь концепцию безопасного автомобиля в серийной модели «В111» компании «Даймлер-Бенц». Этот шаг не только отвечал четвертому условию приоритета, но и знаменовал появление новой тенденции в автомобильной технике.
Другое важное новшество компании «Даймлер-Бенц», внедренное в эти годы — система непосредственного впрыска топлива. Машины с двигателями, имевшими такую систему питания, стали серийно выпускаться компанией в 1954 году. Подача топлива регулировалась механическими устройствами и не была полностью совершенной. Широкое распространение она получила 45 лет спустя, когда для управления впрыском были использованы электронные приборы.
Этот пример — яркое свидетельство того, как технический прогресс в одной из областей техники (в данном случае электроники) помогает дать новую жизнь передовым идеям в другой области. Аналогичный случай произошел с развитием конструкции автомобильных фар. Многолетние исследования электрических фирм «Сибье» во Франции и «Филипс» в Голландии помогли создать очень мощный «галогенный» (с использованием паров элементов галогенной группы) источников света. Основанные на них автомобильные фары с мощным световым потоком с 1964 года получили распространение сначала как товары афтермаркета, а затем и как серийное оборудование.
Не менее важными в эволюции автомобиля были гидропневматическая подвеска колес («Ситроен», 1956), клиноременный бесступенчатый вариатор в трансмиссии (ДАФ, 1958 г.), роторно-поршневой двигатель на серийном автомобиле (НСУ), узлы шасси, не требующие обслуживания в течение всего срока эксплуатации автомобиля («Кадиллак» и «Крайслер», 1966).
Наделавшая много шума в 1965 книга американского юриста Р. Нейдера «Опасен на любой скорости» приковала внимание как общественности, так и специалистов к проблеме безопасности. Логический итог этой публикации — в 1966 году ремни безопасности стали обязательным оборудованием для всех американских легковых машин. За ремнями последовали травмобезопасные рулевые колонки, раздельный привод тормозов, подголовники сидений.
Шестидесятые годы отмечены невиданным размахом выпуска переднеприводных автомобилей. Компоновочные решения с силовым агрегатом, расположенным поперек кузова («Моррис Мини», 1959, «Аутобьянки» 1964) стали копироваться многими фирмами. Постепенно большинство французских, итальянских, немецких, японских и американских моделей стали переднеприводными.
Подлинный переворот в автомобильной технике в середине 1960-х — начале 1970-х гг. произошел под растущим влиянием электроники. Немецкая электротехническая компания «Бош» в 1967 году начала методично внедрять на серийных моделях разных фирм созданную ею систему «Джетроник» электронного управления впрыском топлива. На автомобилях «Мерседес-Бенц» в 1970 году появилась АБС (антиблокировочная система) в приводе тормозов. Ею автоматически управлял микропроцессор. На американских машинах «Олдсмобиль» («Дженерал Моторс») в 1976 г. нашла применение микропроцессорная система зажигания.
Производство автомобилей в 1960-х гг. пережило (прежде всего, в США и Японии) основательную перестройку. На сборочных операциях стали применяться роботы, функционирование которых без электронных систем управления просто немыслимо. Операции по подаче на конвейер нужного ассортимента комплектующих изделий, сварка и окраска кузовов тоже встали под электронный контроль.
Борьба за экологически чистые (точнее — существенно менее грязные) автомобили в начале 70-х годов резко активизировалась. Прежде всего в США, где парк легковых автомобилей превысил сто миллионов, а ежегодное производство приближалось к 10 миллионам. Уже в 1973 году в США и Японии получили законные основания очень жесткие нормы на предельные уровни количества вредных примесей в отработавших газах: окислов азота и углерода, углеводородов. Как следствие, заводы вынуждены были ставить на выпускаемые ими автомобили каталитические нейтрализаторы отработавших газов, системы впрыска с электронным контролем, системы питания обедненной горючей смесью и другие новшества. В области повышения безопасности в 1990-е гг. развернулось применение надувных подушек разных типов, инерционных ремней, складывающихся педальных мостиков, деформируемых структур несущего кузова.
В 1980 Япония обогнала США по производству легковых автомобилей. Ее фирмы уже давно перестали копировать иностранные конструкции. Они сами начали в широких масштабах находить новые технические решения, внедрять их на серийных моделях. Филиалы японских фирм успешно развернули производство своих моделей на таких форпостах автомобилизации, как США и Англия. В Америке по данным за 2000 год 28% легковых машин изготавливаются на местных дочерних заводах японских фирм. Эта доля в Англии еще выше — 51%.
Нашествие японской техники стало особенно заметно в последнее десятилетие. В 1982 фирма «Исудзу» обнародовала данные об экспериментах с двигателем, работающим по адиабатическому процессу. Эти работы она вела совместно с «Киото Серамикс», которая изготовила важнейшие детали двигателя из керамики.
Фирма «Мицубиси» первой в мире освоила выпуск дизелей для легковых автомобилей с непосредственным впрыском топлива, управляемым микропроцессором. А в 1996 она вышла на рынок (правда сначала только на внутренний) с моделью «ФТО», у которой автоматическая коробка передач являлась двухрежимной, в ручном режиме переключения запоминала манеру управления ею водителя и повторяла ее, работая в автоматическом режиме.
Но важнейшее достижение японской автомобильной промышленности последних лет, которое, безусловно, войдет в историю, это автомобиль «Тойота Приус» с гибридной силовой установкой. Машин, оснащенных двигателями внутреннего сгорания и электромотором, которые в определенных условиях движения помогали бы один другому или работали по отдельности, было построено множество. Все они являлись опытными образцами. А модель «Приус» впервые в мире выпускается с 1998 серийно и поступает в продажу.
Обогащенные многолетним опытом и традициями, европейские фирмы старались не отступать под напором японского автомобилестроения. Именно из Европы пришли турбонаддув, изменяемые на ходу фазы газораспределения, противобуксовочные системы с электронным управлением, алюминиевые несущие корпуса, вариаторы с многозвенчатым металлическим ремнем, полноприводные дорожные модели.
Оценивая эволюцию автомобильной техники за последнее десятилетие (вплоть до 2000 года) необходимо отметить, что интенсивность появления новых конструкций узлов и систем возросла по сравнению с 1900 годом на несколько порядков. Фактически на любой запрос рынка ведущие компании уже имеют не только готовые концепции, но и готовые конкретные конструкции. Для того, чтобы представить себе масштабы работы мировой автомобильной индустрии, достаточно сказать, что только заводы, выпускающие легковые автомобили, действуют в 37 странах. Они производят в год (данные 2000) 42 миллиона машин 122 разных марок, а общий парк легковых автомобилей на планете насчитывает 529 миллионов единиц. Таков путь, пройденный с 1886 года от первого бензинового безлошадного экипажа Карла Бенца.

Энциклопедический словарь. 2009.

dic.academic.ru

Классический автомобиль

Примеры классических автомобилей:
Ford Model A Phaeton. Mercedes-Benz 190SL R121. «Волга» ГАЗ-21.

Классический автомобиль — термин, в общем случае относящийся к старинным (ретро) автомобилям; существует, однако, очень большое количество конкретных определений. В то время, как одни очень широки и фактически причисляют к классике любой хорошо сохранившийся старый автомобиль, иные, например определения по версии «Concours d’Elegance» или The Classic Car Club of America, рассматривают в качестве конца «классической эры» 1948 года, и ставят иные жёсткие ограничения.

В Европе предпочитают использовать термин олдтаймер (англ. Oldtimer) — «старинный, раритетный автомобиль». Как правило, под этим словом имеют в виду машину, выпущенную более 30 лет назад.

В современном русском языке также распространёны термины «авторетро»[источник не указан 167 дней] и раритетный автомобиль, которые ещё не получили официального или хотя бы просто устоявшегося значения. Под «ретро» или «раритетом» может подразумеваться любой достаточно старый автомобиль, в силу возраста уже не способный выполнять функции повседневного средства передвижения.

Высоко ценящиеся модели олдтаймеров — предмет антиквариата и коллекционирования. В настоящее время существует целая индустрия, связанная с коллекционированием, восстановлением (реставрацией) и тюнингом классических автомобилей.

Символом движения любителей олдтаймеров в Европе считается редкий Mercedes-Benz 190SL (кузов R121), выпущенный в количестве 25881 экземпляра[источник не указан 167 дней] в 1955—1963 годах.

Современные технологии и материалы для реставрации позволяют воссоздать старинный автомобиль в первозданном виде, при этом сохранив его полную аутентичность, вплоть до мелочей. Но особо ценятся автомобили, сохранившиеся в своём первозданном виде.

Статус классического автомобиля (classic car) не следует путать или смешивать со статусом коллекционного (collectable car), то есть, являющегося объектом профессионального коллекционирования и пользующегося достаточно широким спросом на соответствующем рынке. На самом деле, большинство автомобилей массового выпуска (десятки и сотни тысяч экземпляров) не являются коллекционными вне зависимости от возраста (исключение — довоенные автомобили производства СССР, вследствие событий 1941-45 годов и других факторов обычно являющиеся большой редкостью вне зависимости от масштаба выпуска; но, скажем, в США такой градации не существует, так как там автомобилей довоенного выпуска сохранилось ничуть не меньше, чем машин первых предвоенных лет). Реальный интерес для серьёзных коллекционеров могут представлять лишь отдельные их модификации, как правило — редкие и малосерийные, или определённые типы кузова — в частности, традиционно высоким спросом пользуются купе и кабриолеты, в то время, как обычные седаны практически выпадают из круга интереса коллекционеров, а универсалы являются предметом интереса лишь узкой части сообщества. Например, Chevrolet Impala модели 1964 года — классический автомобиль, но однозначный статус коллекционного имеет лишь спортивная модификация Impala SS, выпускавшаяся ограниченным тиражом, да и то не любого года выпуска.

При этом для коллекционного автомобиля далеко не обязательно на момент выпуска быть дорогим и престижным. Порой популярными объектами серьёзного коллекционирования становятся, напротив, курьёзные автомобили, такие, как Peel P50, часто именно в силу своей курьёзности и непопулярности ставшие большой редкостью. Кроме того, массовый автомобиль может представлять коллекционную ценность в том случае, если он тесно связан с каким либо известным лицом или событием, однако в данном случае обязательно наличие строгих документальных свидетельств таких обстоятельств, а круг коллекционеров, для которых такой автомобиль может представлять интерес, достаточно узок.

Классификация Международной федерации старинных автомобилей (FIVA)

FIVA (Fédération Internationale des Véhicules Anciens) выделяет следующие категории старинных автомобилей по годам выпуска[1]:

  • Class A (Ancestor) — выпуска до 31 декабря 1904 года
  • Class B (Veteran) — с 1 января 1905 по 31 декабря 1918
  • Class C (Vintage) — с 1 января 1919 по 31 декабря 1930
    • Class D (Post Vintage) — с 1 января 1931 по 31 декабря 1945
  • Class E (Post War) — с 1 января 1946 по 31 декабря 1960
  • Class F — с 1 января 1961 по 31 декабря 1970
  • Class G — с 1 января 1971 и вплоть до минимального возраста, установленного FIVA — 30 лет.

США

В большинстве штатов США классическим автомобилем официально считается автомобиль, выпущенный за 20 и более лет до текущей даты и сохраняемый в состоянии, соответствующем заводскому (или восстановленный в него).

Определение по версии Classic Car Club of America Delahaye 180 1948 года — классический автомобиль по версии СССА.

CCCA признает классическими только автомобили высшей ценовой категории, выпущенные в ограниченных количествах между 1925 и 1948 годами. Из критериев «классика» называется также дизайн — он должен включать в себя архаические элементы, такие, как отдельные крылья, подножки, фары и так далее.[2] Им соответствует, например, 1948 Delahaye (на иллюстрации справа). У CCCA имеется собственный список классических автомобилей.[3] Однако, данное определение даже в США считается излишне жёстким, и, во избежание путаницы, к подпадающим под него автомобилям в среде коллекционеров обычно применяются термины Full Classic или CCCA Classic.

Определение по версии Antique Automobile Club of America

AACA считает классическим любой автомобиль, выпущенный 25 лет назад и более.[4]

Великобритания

В Великобритании официальное определение отсутствует, однако автомобили, выпущенные до 1 января 1973 года, определяются как historic vehicle (историческое средство передвижения) и освобождаются от дорожного налога. Если автомобиль зарегистрирован после этой даты, его год выпуска подлежит проверке компетентной организацией, например British Motor Heritage Foundation. Также государственная страховая компания причисляет к категории классических автомобили старше 15 лет и стоимостью выше £15,000. [5]

Германия

В ФРГ автомобили, выпущенные более 30 лет назад, имеют официальный[источник не указан 167 дней] статус «Oldtimer».

Россия

Отечественная «Волга» ГАЗ-24 по дизайну и конструкции соответствует классическим автомобилям 1960-х — 1970-х годов, но выпускалась без особых изменений до 1985, а с модернизациями — до 1992 года, что делает статус автомобилей этой модели в качестве олдтаймеров неоднозначным.

В России однозначное официальное определение отсутствует. Однозначное мнение в сообществе коллекционеров отсутствует также. Ввиду характерных для отечественного автопрома длительных сроков выпуска автомобилей, а также относительно небольшого числа моделей, можно сделать предположение, что наиболее рационально было бы использовать не временной критерий, а конкретный список моделей, относящихся к классическим.

Коллекционирование классических автомобилей, вне зависимости от того, что под этим подразумевается (от восстановления и сохранения крупносерийных образцов советского автопрома вроде ГАЗ-21 или ВАЗ-2101, до коллекционирования редких, уникальных автомобилей, вроде исключительно редкого и ценного бронированного ЗИС-115, ЗИЛ-4104), набирает всё большую популярность в России.

Приказом Россвязьохранкультуры № 117 от 14 марта 2008 года был утверждён Перечень культурных ценностей, попадающих под действие Закона РФ от 15.04.1993 года N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».[6] Согласно ему, к культурным ценностям отнесены предметы техники, созданные более 50 лет назад, в том числе — и автомобили, выпущенные до соответствующей этому возрасту даты (потенциально возможно признание культурной ценностью и автомобилей более позднего выпуска, на усмотрением работников Минкульта). Таким образом по сути было дано официальное определение автомобилей старше 50 лет как имеющих особый статус культурной ценности.

ЗИЛ-4104 — один из редких отечественных коллекционных автомобилей

Фактически, данный нормативный акт в настоящее время работает в качестве прикрытия массового ввоза в Россию классических автомобилей без подтверждения требуемого экологического класса и уплаты обычного таможенного сбора, так как ввоз культурных ценностей на территорию РФ производится без уплаты таможенных пошлин[7]. Данный режим таможенного оформления не предполагает эксплуатацию ввозимой культурной ценности — основным назначением такого автомобиля предполагается экспонирование на выставках, однако многие ввезённые при помощи этого механизма автомобили впоследствии проходят оформление по «серой схеме» и ставятся на регистрационный учёт уже в качестве полноценного транспортного средства.

Также в перечне автомобилей, не подпадающих под действие Технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств, присутствуют[8]

…[автомобили] категорий L и M1, с даты выпуска которых прошло 30 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии — рамой, сохранённые или отреставрированные до оригинального состояния…

Категория L — Мототранспортные средства
Категория M1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — легковые автомобили.

— что фактически является данным авторами Регламента определением классического автомобиля.

1959 Cadillac Series 62 — один из самых узнаваемых представителей времён повального увлечения «плавниковым стилем» дизайна

ru.wikipedia.org

Легковой автомобиль

ЗАЗ-1102 «Таврия» — типичный легковой автомобиль

Легковой автомобиль — автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 человек. При большем количестве мест для пассажиров автомобиль считается автобусом (микроавтобусом). Первый автомобиль был создан в 1876 г.

Классификация легковых автомобилей

Основная статья: Системы классификации легкового автотранспорта

Хотелось бы отметить, что классификация легковых автомобилей как класса колесных транспортных средств, так и внутри этого класса, сама по себе является достаточно условной: некоторые автомобили могут являться "переходными" между классами, а то и по всем признакам относиться к двум и более классам одновременно. К тому же сами по себе классы меняют своё определение, размер автомобилей и так далее. Лучше всего это иллюстрируется постоянным физическим ростом одной и той же модельной линии. Например, BMW 3-ей серии, дебютировавшая как весьма компактный автомобиль, к настоящему времени выросла настолько, что вызвала к жизни 1-ю серию BMW. Кроме того, классификация автомобилей сильно зависит от особенностей законодательства страны. Так, например, в России полная масса легкового автомобиля не может быть более 3500 кг, а в США - 8600 фунтов (3904 кг); в ФРГ легковой автомобиль с кузовом "универсал" или "хэтчбэк", при условии демонтажа задних сидений и ремней и закрашивания задних боковых стекол может быть зарегистрирован, как грузовик; в США долгое время все автомобили- внедорожники считались "truck" (грузовик), независимо от массы и размера; таможенные правила РФ требуют, что ввозимый автомобиль с максимальным разрешенной массой до 3500 кг регистрировался, как грузовик - если масса полезного груза превышает массу пассажиров и водителя (75 кг на одно место), и легковой - если масса водителя и пассажиров превышает допустимую массу полезного груза; и т. п. Таким образом, юридически классификация автомобилей определяется законодательством страны нахождения автомобиля, а не Производителем.

По месту производства

В скобках указан выпуск автомобилей в 2004 году (млн. шт.):
  • Легковые автомобили американского производства (18,8)
  • Легковые автомобили европейского производства (20,83)
    • Легковые автомобили производства России (1,1)
  • Легковые автомобили производства Азии и Океании (24,1)
  • Легковые автомобили производства Африки (0,42)

По размеру

США Великобритания РФ Сегмент[1] Euro NCAP 1997-2009 Примеры
Классификация легковых автомобилей по размеру
Microcar Microcar, Bubble car Мотоколяска A-класс Supermini Isetta, Smart Fortwo
Subcompact car City car Городской автомобиль Chevrolet Spark, Volkswagen up!, Ford Ka, Peugeot 107, Opel Agila, Kia Ceed, Fiat 500, Suzuki Alto
Supermini Малый класс B-класс Volkswagen Polo, Ford Fiesta, Peugeot 208, Opel Corsa, Citroën DS3, Kia Rio
Compact car Small family car Гольф-класс
Малый средний
C-класс Small family car Volkswagen Golf, Ford Focus, Peugeot 308, Opel Astra, Hyundai Elantra, Honda Civic, BMW 1, nissan almera classic
Mid-size car Large family car Средний класс D-класс Large family car Volkswagen Passat, Ford Mondeo, Peugeot 508, Opel Insignia, Hyundai Sonata, Honda Inspire
Entry-level luxury car Compact executive car Audi A4, BMW 3, Mercedes-Benz C-класс, Волга 31105
Full-size car Executive car Полноразмерный а/м E-класс Executive car Ford Crown Victoria, Chevrolet Impala, Honda Accord, Holden Commodore
Mid-size luxury car Бизнес-класс Audi A6, BMW 5, Mercedes-Benz E-класс
Full-size luxury car Luxury car Представительский класс F-класс  — Audi A8, BMW 7, Mercedes-Benz S-класс
Sports car Спорткар  S-класс  — Chevrolet Corvette, Porsche 911
Grand tourer Гран туризмо  — Jaguar XK, Maserati GranTurismo
Supercar Суперкар  — Bugatti Veyron, Pagani Zonda
Convertible Кабриолет  — Mercedes-Benz CLK-класс, Volvo C70, Volkswagen Eos
Roadster Родстер Roadster sports Audi TT, BMW Z4, Porsche Boxster
 — Leisure activity vehicle  — M-класс Small MPV Peugeot Partner, Škoda Roomster
 — Mini MPV Микровэн Ford B-Max, Opel Meriva, Honda Fit
Compact minivan Compact MPV, Midi MPV Компактвэн Ford C-Max, Opel Zafira, Volkswagen Touran, Renault Scenic
Minivan Large MPV Минивэн Large MPV Ford Galaxy, SEAT Alhambra, Chrysler Town & Country, Mazda5
Mini SUV Mini 4×4  — J-класс Small Off-Road 4×4 Daihatsu Terios, Mitsubishi Pajero iO, Suzuki Jimny
Compact SUV Compact 4×4 Компактный кроссовер Jeep Liberty, Honda CR-V, Kia Sportage, Toyota RAV4
 — Coupe SUV Внедорожное купе  — Isuzu VehiCROSS, BMW X6
Mid-size SUV Large 4×4 Средний внедорожник Large Off-Road 4×4 BMW X5, Jeep Grand Cherokee, Volkswagen Touareg
Full-size SUV Тяжёлый внедорожник Cadillac Escalade, Chevrolet Suburban, Range Rover, SsangYong Rexton, Toyota Land Cruiser
Мини-пикап Пикап Пикап  - Pick-up Chevrolet Montana, Fiat Strada, Volkswagen Saveiro
Среднеразмерный пикап Chevrolet Colorado, Ford Ranger, Mitsubishi Triton/L200, Nissan Navara
Полноразмерный пикап Dodge Ram, Ford F-150, GMC Sierra, Nissan Titan, Toyota Tundra
Пикап-гигант Chevrolet Silverado, Ford Super Duty, Ram Heavy Duty
  1. Классификация Европейской Комиссии

По объёму двигателя

По отраслевой нормали ОН 025270-66, издания 1966-го года, и ныне являющейся лишь исторической, и ранее применяемой в России и на Украине, легковые автомобили делятся на классы в зависимости от объёма двигателя, и класс определяет первую цифру номера модели:

Класс Первые цифры номера Объём двигателя, л Автомобили
особо малый 11 до 1,2 Ока, Таврия
малый 21 1,2-1,8 ВАЗ, Москвич
средний 31 1,8-3,5 Волга
большой 41 свыше 3,5 ЗИЛ

По классу

Класс Тип кузова, размеры Дополнительная информация Разумное применение Автомобиль
A 3-дверный и 5-дверный хэтчбек. Маленькие габариты — длина — не более 3600, ширина — не более 1520 Динамические и ходовые качества посредственные. Комфортен для двух человек и небольшого багажа. В черте города, как второй автомобиль в семье Rover Mini
B 3- и 5-дверные хэтчбеки, реже седаны, длина 3500—3900, ширина 1520—1630 Малогабаритный автомобиль особого класса. Комфортен для поездок четырёх человек или путешествия двух человек с солидным багажом. Личный автомобиль или автомобиль для небольшой семьи (городские поездки и пригородные). Skoda Felicia
С Хэтчбек, седан, универсал или УПВ. Длина 3,9 — 4,4м. Ширина 1,6 — 1,75м Универсальные, относительно компактные и одновременно вместительные автомобили. Динамические и скоростные качества варьируются в широких пределах. Комфортен и для поездок и для путешествий. Личный автомобиль, семейный автомобиль VW Golf
D Хэтчбек, седан, универсал и универсалы повышенной вместимости. Длина 4,4 – 4,7м. Ширина 1,7 – 1,8м Обычная группа — модели массового спроса умеренной стоимости (Opel Vectra, Peugeot-406, Ford Mondeo, Toyota Avensis, Nissan Primera, Volkswagen Passat). Элитная — дорогие и хорошо укомплектованные (Audi A4, Alfa Romeo 156, BMW 3-й серии, Mercedes-Benz C). Личный престижный автомобиль, комфортный и престижный — для семьи Audi A4
Е Седаны и универсалы. Длина более 4,6м. Ширина более 1,7м Обычная группа — Opel Omega, Toyota Camry. Элитная группа — Audi A6, BMW 5-й серии, Mercedes-Benz E класса, Jaquar S-type, Volvo S80/V70, Saab 9-5 Личный престижный автомобиль, комфортный и престижный — для семьи Mercedes Benz E-class
F Седаны, лимузины. Длина более 4,6м. Ширина более 1,7м Очень дорогие автомобили представительского характера, практически не приобретаемые физическими лицами ни в Европе, ни в России. Уровень комфорта и вместимость — по высшему классу — Audi A8, BMW серии 7, Mercedes-Benz S класса, Jaguar XJ8 и Lexus LS460 Личный престижный автомобиль Audi A8
Минивэны и автомобили повышенной вместимости Хэтчбек, седан, универсал или УПВ Вместимость этих моделей в трёхрядном исполнении — от 6 до 8 мест, а минивэнов — до 9 мест, включая водителя. К обычным УПВ можно отнести Citroen Evasion, Mazda MPV, Renault Espace, SEAT Alhambra и Volkswagen Sharan. К минивэнам — Ford Windstar, Hyundai H-1, Mitsubishi Space Gear и Volkswagen Caravelle/Multivan В случае демонтажа задних сидений могут использоваться для грузопассажирских перевозок. Volkswagen Sharan
Внедорожники 3- или 5-дверные универсалы, реже со съемным мягким верхом. Вместимость — от 4 до 9 мест. Назначение — вполне универсальное, хотя может быть и весьма специфическим. Подразделяются на 3 группы: малые (типа Suzuki Jimny или Daihatsu Terios), средние (например, как Honda CR-V) и большие (типа Chevrolet Tahoe или Jeep Grand Cherokee). Для местности с тяжелой проходимостью УАЗ-469
Купе Купе вместимостью 2 или 4 мест Alfa Romeo GTV, Audi TT Coupe, BMW Coupe 3 серии, FIAT Coupe, Ford Cougar, Honda Prelude, Mercedes-Benz CLK, а также Porsche 911 и Jaguar XK8 Coupe Автомобиль слишком чувствителен для российских дорог Audi TT
С открытым кузовом Кабриолеты, родстеры и спайдеры Имеют автоматически поднимаемый и устанавливаемый верх или трансформируемую жесткую крышу — Audi A4 Cabriolet, Audi TT Cabriolet, Mercedes-Benz SLK Летом на природе Mercedes-Benz SLK

В настоящих реалиях можно также классифицировать легковые автомобили по назначению

- "Пассажирские легковые". Предназначены для перевозки пассажиров и/или небольшого грузавыеколичества груза по дорогам с усовершенствованным покрытием. Повышенной проходимостью не обладают (даже при наличии полного привода!), съезд с дороги или преодоление небольшого брода может осуществляться исключительно "на страх и риск" водителя. Подклассом "пассажирских легковых" являются "спортивные автомобили". Эти автомобили не являются автомобилями, предназначенными для гонок, но призваны доставлять повышенное удовольствие от управления своему владельцу. Диапазон "спортивных" решений может начинаться от установки Производителем "спортивного обвеса" на рядовую модель (например, Chevrolet Lacetti WTCC, Opel Vectra OPC-line), и заканчивая выпуском высокодинамичных моделей (Honda NSX,Chevrolet Corvette, Lamborgini Murcelado...) - "Внедорожники". Этот класс автомобилей может эксплуатироваться в условиях настоящего бездорожья и конструктивно к этому приспособлен. - Популярный ныне класс "кроссоверов" (они же "паркетники") является промежуточным между пассажирскими и внедорожниками. Эти автомобиля обладают проходимостью, повышенной относительно "пассажирских легковых", но не обладают полным комплектом внедорожных качеств и не позволяют преодолевать серьёзное бездорожье. - "коммерческие" легковые автомобили часто созданы на базе "пассажирских легковых", но при этом предназначены в основном для перевозки мелких партий грузов в интересах бизнеса, и не только. Интересно, что существует тенденция "возврата" к функции пассажирского автомобиля: например, на базе популярной Opel Corsa создан грузовой фургон Opel Combo, в котором за спинками передних сидений организован объём около 3 м³ для грузов, и тут же предлагается Opel Combo Tour, где в просторном, ранее грузовом, отсеке установлены пассажирские сидения. От чисто "легкового пассажирского" прародителя такой автомобиль (как и многие конкуренты) отличается значительно более просторным салоном и высоким потолком.

Классификация прочих легковых автомобилей

  • G1 — купе
  • G2 — купе премиум
  • H1 — кабриолеты и родстеры
  • H2 — кабриолеты и родстеры премиум
  • I — универсалы повышенной проходимости
  • K1 — лёгкие внедорожники
  • K2 — средние внедорожники
  • K3 — тяжёлые внедорожники
  • K4 — пикапы
  • L — минивэны
  • M — малые коммерческие

Основные особенности прочих классов

Автомобили класса «купе» (G1) занимают особую нишу как у нас, так и в Западной Европе. В отличие от классов «В», «С», «D», «E» здесь нет четкого деления на лидеров и аутсайдеров. Класс автомобилей с кузовом купе вместимостью 4, 2+2 и тем более 2 места характеризуется понятной непрактичностью и поэтому в Европе спрос на них не превышает 1—2 % продаж. Кроме ограниченной вместимости, в российских условиях автомобили этого типа обладают рядом негативных особенностей: низкая посадка, жесткая подвеска на сверхнизкопрофильных шинах передают на кузов и сиденье каждый стык дорожного полотна и небольшую ямку. Поэтому большинство аргументов против приобретения такого автомобиля.

Купе премиум (G2) — автомобили для тех, кто, несмотря на своё исключительное положение, предпочитает обходиться без водителя.

Класс «кабриолеты, родстеры и спайдеры» (H1, H2) — это штучный товар. По-настоящему жарких месяцев у нас немного (с мая по август—сентябрь), а наши улицы с мылом не моют, как это делают на Западе. Прокатившись в такой игрушке, можно перепачкаться так, что в следующий раз поедешь уже с поднятым верхом. Кабриолеты и родстеры премиум класса (H2) «обитают» в основном на дорогих курортах, но иногда встречаются и у нас.

Класс Универсал — потому что по-настоящему универсален. Машина с этим кузовом может возить пассажиров, пассажиров с грузом или только груз. Грузом может быть холодильник, телевизор или шкаф, а может собака или детская коляска. Всё зависит только от того, как вы используете автомобиль. Класс универсалов повышенной проходимости (I) можно охарактеризовать так: кузов универсала, полный привод[1] , защитный пластиковый «обвес», увеличенный клиренс.

Класс так называемых внедорожников (класс K) очень популярен в США, но в Европе спрос на такие машины невысок — около 3 % продаж. Прочная подвеска и повышенная проходимость внедорожника — весьма ценные качества в российских дорожных условиях, особенно в зимнее время года. Кузова — 3- или 5-дверные универсалы, реже со съемным мягким верхом, который не годится для российского климата севернее Сочи. Вместимость — от 4 до 9 мест.

Внедорожники подразделяются на размерные подгруппы, из которых можно выделить по меньшей мере три ступени: малые класс K1 (типа Suzuki Jimny или Daihatsu Terios), средние класс K2 (например, как Honda CR-V) и большие класс K3 (типа Chevrolet Tahoe или Jeep Grand Cherokee). Фактически эти машины разных классов и типов, собранные под одним названием. Кроме этого, есть деление на быстроходные модели для езды по хорошим дорогам (например, Lexus RX 300 или Range Rover) и настоящие «работяги» по любой местности (Mercedes-Benz G-Класса или Nissan Patrol GR).

Класс пикапы (класс K4) — машины с явным делением на функциональные зоны. Передняя часть у неё от легковой машины, задняя обычно выполняется в виде платформы. Кабина машины может быть выполнена с одним или двумя рядами сидений, с двумя или четырьмя дверьми. Платформа обычно имеет откидной задний борт. Выполняется гораздо прочнее остальных машин в модельной гамме в связи с эксплуатацией в тяжёлых условиях.

Расцвет класса пикапов необходимо связать с американским стилем жизни и большим количеством людей, проживающих в собственных домах, в котором даже грузовая машина может стать главной звездой выставки. Там, за океаном, появляются пикапы с двигателем от Dodge Viper или на 26-дюймовых колёсах. Наиболее ярким представителем "американской мечты о пикапе" является серийно выпускавшийся Chevrolet SSR - Luxury Pickup. Во всем остальном мире пикап — это неприхотливая машинка для тяжёлой каждодневной работы.

Класс минивэнов (L) довольно обширен в США и пользуется растущей популярностью в Европе. Однако в России таких машин пока мало. Предназначены в основном для больших семей, а также могут использоваться для путешествий, в качестве офисных развозных машин и др. Вместимость этих моделей в трёхрядном исполнении — от 6 до 8 мест, а минивэнов — до 9 мест, включая водителя. В случае демонтажа задних сидений могут использоваться для грузопассажирских перевозок. По своим ходовым и скоростным качествам близки к обычным легковым универсалам. Минивэны, как правило, унифицированные по кузову и шасси с грузопассажирскими лёгкими грузовиками, отличаются большей вместимостью, имеют сдвижные двери и внушительную высоту.

Малые коммерческие автомобили класса M или «Каблук». На некоторых автомобилях этого класса можно только ящики возить, а другие вполне подойдут на роль семейного автомобиля на все случаи жизни.

ru.wikipedia.org

Легковой автомобиль это:

Легковой автомобиль автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 человек (включая водителя). Наибольшее распространение получили 4—5-местные Л. а. с закрытыми кузовами.          В СССР Л. а. классифицируются по рабочему объёму цилиндров двигателя: особо малый Л. а. до 1,2 л, малый от 1,2 до 1,8 л, средний от 1,8 до 3,5 л, большой свыше 3,5 л. Промышленность СССР выпускает автомобили всех четырёх классов в соответствии с перспективным типажом на 5—10 лет. За рубежом Л. а. с рабочим объёмом двигателя до 0,85 л называется микролитражным автомобилем, а от 0,85 до 1,5 л — малолитражным автомобилем (См. Малолитражный автомобиль).          Каждый класс Л. а. может быть также охарактеризован весовыми параметрами, габаритными размерами, средними эксплуатационными показателями. Современный уровень конструкции Л. а. характеризуется данными таблицы.         Основные показатели современных легковых автомобилей (средние данные)         ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------         |                                                   | Класс                                                                                   |         | Показатели                             |----------------------------------------------------------------------------------------------|         |                                                   | особо малый | малый            | средний       | большой       |         |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|         | Рабочий объём цилиндров      | до 1,2          | 1,2—1,8       | 1,8—3,5      | св. 3,5          |         | двигателя, л                               |                   |                   |                       |                     |         |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|         |                                                   | 22,1—36,8      | 36,8—73,6      | 73,6—118      | 232—220     |         | Мощность двигателя, квт (л. с.) |----------------------------------------------------------------------------------------------|         |                                                   | (30—50)       | (50—100)    | (100—160)     | (180—300)   |         |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|         | База (расстояние между          | 2000—2400  | 2400—2700  | 2700—2900 | 2900—3800    |         | осями), мм                                |                   |                   |                       |                     |         |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|         | Сухая масса автомобиля, кг       | 600—850        | 850—1150     | 1150—1500 | св. 1500          |         |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|         | Максимальная скорость, км/ч | 110—130        | 120—160        | 120—170       | св. 170        |         |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|         | Расход топлива, л/100 км           | 6,—8,0          | 8,5—10,0    | 11,0—14,0     | 14,0—20,0   |         ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------                   В зависимости от расположения двигателя и привода ведущих колёс различают конструктивные компоновки Л. а.: двигатель в передней части автомобиля, ведущие колёса задние; двигатель в передней части автомобиля, ведущие колёса передние; двигатель в задней части автомобиля, ведущие колёса задние.          Кузова Л. а. в большинстве случаев несущего типа, цельнометаллические, сварные. Л. а. выпускаются с кузовами различных типов (рис.): седан — четырёхдверный закрытый кузов с 2 или 3 рядами сидений; лимузин — то же, но с внутренней перегородкой (между передними и задними сиденьями); купе — двухдверный закрытый кузов; кабриолет — то же, что и седан, но с открывающейся крышей; фаэтон — четырёхдверный кузов с мягким открывающимся верхом; универсал — закрытый кузов, имеющий, помимо боковых, ещё и заднюю дверь, задние сиденья складывающиеся, что позволяет увеличить ёмкость кузова для размещения багажа. Распространены двухдверные кузова со скошенной задней стенкой и вделанной в неё дополнительной третьей дверью, что позволяет использовать Л. а. и как грузопассажирский. На базе Л. а. выпускаются разнообразные специализированные автомобили: такси, санитарные, почтовые, спортивные и др.          Как правило, Л. а. оснащаются поршневыми карбюраторными двигателями внутреннего сгорания. Отдельные фирмы устанавливают дизельные двигатели, а также роторно-поршневые (см. Ванкеля двигатель). В ряде стран предполагается завершение разработок и серийный выпуск Л. а. с электрическим двигателем. В трансмиссии главным образом используются однодисковые сухие сцепления, четырёх-пятиступенчатые коробки передач, шестерёнчатые главные передачи с гипоидным зацеплением. Некоторые автомобили выпускаются с автоматическими коробками передач. Основной тип передней подвески — независимая рычажно-пружинная подвеска, задняя подвеска в большинстве случаев зависимая с упругими элементами в виде рессор или пружин. Тормозные системы — с гидравлическим приводом. Колёсные тормоза колодочные или дисковые — с автоматической регулировкой.          В новых моделях Л. а. повышаются динамические и экономические качества, увеличивается их максимальная скорость, сокращается время, затрачиваемое на разгон, повышается эффективность действия тормозов, комфортабельность и облегчается управление. Большое внимание уделено повышению безопасности конструкции, снижению токсичности отработавших газов двигателя, снижению уровня шума, внешним формам и качеству покраски, а также лучшему приспособлению Л. а. для туристских поездок (решётчатые багажники, устанавливаемые на крыше, откидывающиеся спинки переднего сиденья и т.п.). Некоторые Л. а. оборудуются приспособлениями для буксировки лёгких одноосных прицепов (прицепа-дачи, прицепа для перевозки лодки и др.). Л. а. оснащаются различным оборудованием, предотвращающим травмирование водителя и пассажиров в случае дорожно-транспортного происшествия (см. Безопасный автомобиль).          Наибольшая интенсивность эксплуатации у автомобилей-такси. Их годовой пробег в СССР составляет в среднем около 80 тыс. км, у Л. а., используемых для служебных целей, — 30—40 тыс. км, у автомобилей личного пользования — около 8 тыс. км. В 1971 в СССР выпущено 529 тыс. Л. а. (5,5 тыс. в 1940; 64,6 тыс. в 1950; 138,8 тыс. в 1960).          Производство Л. а. в СССР увеличится к 1975 по сравнению с 1970 в 3,5—3,8 раза и достигнет примерно 1300 тыс. Л. а. в год. Резкое увеличение выпуска Л. а. в СССР стало возможным благодаря пуску Волжского автозавода, рассчитанного на производство 660 тыс. Л. а. в год. Мировое производство Л. а. составляет 24 300 тыс. автомобилей в год (1971). См. также статьи Автомобиль, Автомобильная промышленность, Автомобильный двигатель, «Волга», «Жигули», «Запорожец», «Москвич».          Лит.: Фучаджи К. С., Кауфман Ш. М., Автомобиль «Запорожец» ЗАЗ-965А. Устройство, техническое обслуживание и ремонт, М., 1969; Гольд Б. В., Как работает автомобиль, 4 изд., М., 1970; Краткий автомобильный справочник, 6 изд., М., 1971; Родионов В. Ф. и Фиттерман Б. М., Легковые автомобили, М., 1971; Автомобиль «Москвич-412», М., 1971; Автомобиль ГАЗ-24 «Волга», М., 1971.          Н. Б. Островский. Легковые автомобили с кузовами: а — седан; б — лимузин; в — купе; г — универсал; д — кабриолет; е — спортивного типа. Легковые автомобили с кузовами: а — седан; б — лимузин; в — купе; г — универсал; д — кабриолет; е — спортивного типа.         Лимузин ЗИЛ-114 (СССР). Лимузин ЗИЛ-114 (СССР).         Седан «Волга» (СССР). Седан «Волга» (СССР).         «Ситроен» с кузовом типа комби (Франция). «Ситроен» с кузовом типа комби (Франция).         «Рено» с кузовом типа комби (Франция). «Рено» с кузовом типа комби (Франция).         Универсал «Жигули» (СССР). Универсал «Жигули» (СССР).         Микроавтомобиль «Фиат-850» (СССР) с двигателем сзади. 70-е гг. Микроавтомобиль «Фиат-850» (СССР) с двигателем сзади. 70-е гг.         Микроавтомобиль «Мини» (Великобритания) с приводом на передние колёса от поперечно расположенного двигателя. 70-е гг. Микроавтомобиль «Мини» (Великобритания) с приводом на передние колёса от поперечно расположенного двигателя. 70-е гг.         «Крейслер» с автоматической трансмиссией и панорамным ветровым стеклом. Начало 60-х гг. «Крейслер» с автоматической трансмиссией и панорамным ветровым стеклом. Начало 60-х гг.         ГАЗ-69 (СССР). ГАЗ-69 (СССР).         «Ситроен» DV (Франция). «Ситроен» DV (Франция).         «Ситроен» 2 CV (Франция). «Ситроен» 2 CV (Франция).         «Фольксваген» (ФРГ). «Фольксваген» (ФРГ).         Перспективная модель: спортивное купе. Перспективная модель: спортивное купе.         Перспективная модель: аккумуляторная городская «каретка». Перспективная модель: аккумуляторная городская «каретка».         Перспективная модель: городское такси. Перспективная модель: городское такси.         «Фиат» с кузовом типа комби. «Фиат» с кузовом типа комби.         «Татра» (ЧССР). «Татра» (ЧССР).         «Победа» (СССР). «Победа» (СССР).         «Корд» (США) с приводом на передние колёса. «Корд» (США) с приводом на передние колёса.         Микроавтомобиль «Фиат-500». Микроавтомобиль «Фиат-500».         «Крайслер» (США) с несущим кузовом, независимой подвеской колёс и гипоидной главной передачей. «Крайслер» (США) с несущим кузовом, независимой подвеской колёс и гипоидной главной передачей.         Седан ГАЗ-МI (СССР). Седан ГАЗ-МI (СССР). Французский автомобиль высшего класса «Испано-Сюиза». Французский автомобиль высшего класса «Испано-Сюиза».         Французский автомобиль высшего класса «Бюгатти». Французский автомобиль высшего класса «Бюгатти».         Родстер («дорожный») «Паккард» (США). 30-е гг. 20 в. Родстер («дорожный») «Паккард» (США). 30-е гг. 20 в.         Седан «Шевроле» (США). 20-е гг. 20 в. Седан «Шевроле» (США). 20-е гг. 20 в.         «Ланча» (Италия) с несущим кузовом и независимой подвеской колёс. 20-е гг. 20 в. «Ланча» (Италия) с несущим кузовом и независимой подвеской колёс. 20-е гг. 20 в.         Лимузин «Роллс-Ройс» (Великобритания). Начало 20 в. Лимузин «Роллс-Ройс» (Великобритания). Начало 20 в.         Такси «Рено» (Франция). Начало 20 в. Такси «Рено» (Франция). Начало 20 в.         Дубль-фаэтон «Руссо-Балт». Начало 20 в. Дубль-фаэтон «Руссо-Балт». Начало 20 в.         Фаэтон «Форд-Т» (США) массового производства. 10-е гг. 20 в. Фаэтон «Форд-Т» (США) массового производства. 10-е гг. 20 в.         Торно «Фиат» (Италия) с входом сзади. Начало 20 в. Торно «Фиат» (Италия) с входом сзади. Начало 20 в.         Багги «Олдсмобил» (США). Начало 20 в. Багги «Олдсмобил» (США). Начало 20 в.         Виз-а-ви «Де Дион-Бутон». Франция. Конец 19 в. Виз-а-ви «Де Дион-Бутон». Франция. Конец 19 в.         Кабриолет «Панар-Левассор». Франция. Конец 19 в. Кабриолет «Панар-Левассор». Франция. Конец 19 в.         Купе «Рено». Франция. Конец 19 в. Купе «Рено». Франция. Конец 19 в.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

dic.academic.ru

Что такое автомобиль определение?

Qus

Механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов. Этот термин охватывает троллейбусы, то есть нерельсовые транспортные средства, соединённые с электрическим проводом; он не охватывает такие транспортные средства, как сельскохозяйственные тракторы, использование которых для перевозки людей или грузов является лишь вспомогательной функцией.

Deminserj

Автомоби́ль (от др. -греч. αὐτο — сам и лат. mobilis — движущийся) , автомаши́на — самоходное безрельсовое транспортное средство, предназначенное для передвижения по суше.

Механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов. Этот термин охватывает троллейбусы, то есть нерельсовые транспортные средства, соединённые с электрическим проводом; он не охватывает такие транспортные средства, как сельскохозяйственные тракторы, использование которых для перевозки людей или грузов является лишь вспомогательной функцией.

— ст. 1 Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 года. )

Любое механическое самоходное транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов; этот термин не включает сельскохозяйственные тракторы" (Ст. 1, Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) .

— Женева, 1 июля 1970 года)

Наземное транспортное средство, продвигаемое его собственными средствами, движущееся по крайней мере на четырёх колесах, не находящихся на одной линии, которые должны всегда быть в контакте с землей; управление должно быть обеспечено по крайней мере двумя из колес, и движение — по крайней мере двумя из колес.

— Международный спортивный кодекс ФИА, ст. 13

Читайте также