Болезнь определение

Сеть клиник "Семейный доктор"

Сеть клиник "Семейный доктор"

fdoctor.ru

Болезнь

Сюда перенаправляется запрос «Больной». На эту тему нужна отдельная статья. Сюда перенаправляется запрос «Недуг». На эту тему нужна отдельная статья. Больная девочка (Den syge pige).
Художник Микаэль Анкер (1882 год)

Боле́знь (лат. morbus) — это состояние организма, выраженное в нарушении его нормальной жизнедеятельности, продолжительности жизни, и его способности поддерживать свой гомеостаз. Является следствием ограниченных энергетических и функциональных возможностей живой системы в противопоставлении патогенным факторам.

Заболева́ние — это нарушения нормальной жизнедеятельности, возникающие в ответ на действие патогенных факторов, нарушения работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов.

Антоним понятия здоровье.

Понятие «болезнь»

Развитие общих представлений о болезни менялось на протяжении истории медицины. Гиппократ причиной болезни считал неправильное смешение четырёх основных жидкостей организма: крови, слизи, жёлчи жёлтой и чёрной (венозная кровь). Примерно в то же время на основе атомистического учения Демокрита возникло представление, что болезнь развивается вследствие изменения формы атомов и их неправильного расположения. В конце старой и начале новой эры и особенно в Средние века появились идеалистические взгляды на учение о болезни, согласно которым душа, или особый вид жизненной силы («архей»), определяет борьбу организма с изменениями, вызванными болезнью. Материалистические взгляды на болезнь в Средние века развивал Ибн Сина (возникновение болезни под влиянием невидимых существ, «мужских и женских демонов»[1]), развитие болезни в зависимости от строения тела (болезни худых vs болезни толстяков; низкорослых vs высокорослых). В этих взглядах некоторые видят предвосхищение идеи о микроорганизмах и о корреляции конституционных особенностей организма с течением болезни. В XVII-XIX веках большой вклад в учение о болезни внесли Дж. Б. Морганьи (итал.)русск. (мысль о связи болезни с анатомическими изменениями в органах), М. Ф. К. Биша (описание патологоанатомической картины ряда болезней), Рудольф Вирхов (теория целлюлярной патологии), К. Бернар (болезнь — нарушение физиологического равновесия организма со средой) и др. С. П. Боткин, В. В. Пашутин, И. П. Павлов, А. А. Остроумов связывали болезнь с нарушением условий существования человека и развивали представление о болезни на основе идеи нервизма.

Несмотря на обилие работ по проблеме болезни, это понятие до сих пор не является точно детерминированным. Некоторые авторы отрицают качественные особенности болезни по сравнению со здоровьем. Так, А. А. Богомолец высказывал мысль, что болезнь не создаёт в организме ничего существенно нового. Другие включают в понятие болезнь лишь биологические закономерности. По П. Д. Горизонтову, болезнь представляет собой общую сложную реакцию, возникающую в результате нарушения взаимоотношений организма и среды. Болезнь сопровождается развитием патологических процессов, представляющих местные проявления общей реакции организма. В трудах Давыдовского отстаивается положение, согласно которому не существует принципиальных отличий между физиологией и патологией. Патологические процессы и болезнь, по его мнению, — это всего лишь особенности приспособительных процессов, сопряжённых с субъективным страданием. Согласно концепции Г. Селье об общем адаптационном синдроме, болезнь представляет собой напряжение («стресс»), возникающее в организме при воздействии на него чрезвычайного раздражителя.

Важным для болеющего человека является его собственное отношение к болезни. Это отношение может быть разным от «У меня тяжёлое заболевание — простуда, и я, скорее всего, умру» до «Я скоро поправлюсь, раковая опухоль — это не страшно». Такое отношение к болезни называется личностным смыслом объективного заболевания и может программировать человека как на выздоровление, так и на усугубление состояния[2].

Факторы болезни

Причины болезней разнообразны, но все они могут быть сведены в группы:

  • механические
  • физические
  • химические
  • биологические
  • психогенные

Любой из этих факторов вызывает состояние болезни, если он неадекватен (то есть чрезвычаен, непривычен) для организма. Неадекватность может быть количественной (количество раздражителя является чрезмерным для организма), качественной (на организм воздействует фактор, по отношению к качеству которого в организме не выработано защитно-приспособительных механизмов), временной (количественно и качественно адекватный раздражитель воздействует длительно или в такие промежутки времени и в таком ритме, которые непривычны для организма) и зависящей от индивидуальных свойств данного организма (то есть определяемой индивидуальной реактивностью данного организма в виде повышенной чувствительности).

В современном представлении болезнь характеризуется следующими основными чертами:

  1. В развитии болезни ведущую роль играет внешняя среда, а для человека — прежде всего социальная (см. Социальные болезни). Изменения внутренних свойств организма, вызванные факторами среды и стойко закреплённые (в том числе и наследственными механизмами), в дальнейшем сами могут играть ведущую роль в возникновении болезни (см. Генетика медицинская).
  2. Большое значение в развитии болезни, кроме этиологического фактора (то есть причины болезни) и внешних условий, имеют защитно-приспособительные механизмы организма. Развитие болезни в значительной степени зависит от совершенства этих механизмов, объёма и скорости их включения в патологический процесс. У человека на развитие и течение болезни большое влияние оказывает психогенный фактор.
  3. Болезнь — страдание целостного организма. Не существует совершенно изолированных болезнью органов и тканей, то есть местных болезней. При всякой болезни в большей или меньшей степени вовлекается весь организм, что не исключает наличия основного поражения в том или ином органе или части организма.

Различают следующие периоды болезни:

  1. Скрытый, или латентный (для инфекционных болезней — инкубационный), — период между началом воздействия болезнетворного агента и появлением первых симптомов болезни. Он может длиться от нескольких секунд (например, при отравлении сильными ядами) до десятков лет (например, при проказе).
  2. Продромальный период — период появления первых признаков болезни, которые могут носить неопределённый неспецифический характер (повышение температуры, разбитость, общее недомогание) или в ряде случаев быть типичными для данного заболевания (например, пятна Филатова — Коплика при кори).
  3. Период полного развития болезни, длительность которого колеблется от нескольких суток до десятков лет (туберкулёз, сифилис, проказа).
  4. Период завершения болезни (выздоровление, реконвалесценция) может протекать быстро, критически (см. Кризис) или постепенно, литически (см. Лизис). В зависимости от длительности течения и быстроты нарастания и исчезновения проявлений болезни различают острые и хронические. Присоединение к основным проявлениям болезни дополнительных изменений, не связанных с непосредственной причиной болезни, но развивающихся в результате её течения, называется осложнением. Оно может возникать в разгаре болезни и по миновании основных её проявлений. Осложнения отягчают болезнь, а иногда становятся причиной неблагоприятного исхода. Исходом болезни могут быть: полное выздоровление, выздоровление с остаточными явлениями, стойкое изменение органов, иногда возникновение новых форм заболевания в виде отдалённых последствий и смерть. Смерть как завершение болезни может наступить внезапно, после краткой агонии или постепенно, через более или менее длительное агональное состояние.

В случаях недостаточной реактивности организма, заболевание может перейти в хроническую форму.

Классификация болезней

Классификация болезней человека проводится по характеру течения:

  • острые
  • хронические

по уровню, на котором в организме выявляются специфические патологические изменения при болезни:

  • молекулярные
  • хромосомные
  • клеточные
  • тканевые
  • органные
  • заболевания всего организма

по этиологическому фактору:

  • вызванные механическими
  • физическими
  • химическими
  • биологическими
  • психогенными факторами

по способу их лечения

  • терапевтические
  • хирургические и др.

Наиболее принятым является нозологический принцип, то есть такая классификация болезней, в основу которой положена группировка болезней по родственным признакам (см. Нозология). Необходимо отметить, что ни одна из существующих классификаций болезней не является полностью удовлетворительной. Так, при классификации по нозологическому принципу пневмонию, например, можно отнести к заболеваниям органов дыхания, к инфекционным болезням и к аллергическим состояниям. Но вместе с тем, существует общепринятая классификация болезней:

  • Внутренние болезни (терапия) — область медицины, занимающаяся проблемами этиологии, патогенеза и клинических проявлений заболеваний внутренних органов, их диагностики, нехирургического лечения, профилактики и реабилитации[3][4][5]. К сфере терапии относятся заболевания дыхательной системы (пульмонология), сердечно-сосудистой системы (кардиология), желудочно-кишечного тракта (гастроэнтерология), мочевыделительной системы (нефрология), соединительной ткани (ревматология) и др. Врачи, занимающиеся нехирургическим лечением внутренних болезней, называются терапевтами (интернистами).
  • Хирургические болезни (хирургия) — это заболевания, главным методом лечения которых является операция
  • Злокачественные заболевания (онкология) — это заболевания, в основе которых лежит неконтролируемый процесс размножения одного из видов клеток
  • Наследственные болезни — заболевания, возникновение и развитие которых связано с дефектами в программном аппарате клеток, передаваемыми по наследству через гаметы. Термин употребляется в отношении полиэтиологических заболеваний, в отличие от более узкой группы — генные болезни. Наследственные заболевания обусловлены нарушениями в процессах хранения, передачи и реализации генетической информации. От наследственных заболеваний следует отличать врождённые заболевания, которые обусловлены внутриутробными повреждениями, вызванными, например, инфекцией (сифилис или токсоплазмоз) или воздействием иных повреждающих факторов на плод во время беременности. Наследственные болезни и врождённые заболевания представляют собой два частично перекрывающихся множества.
  • Болезни органов, участвующих в вынашивании беременности и родах (гинекология)
  • Кожные болезни — это болезни, ключевым клиническим проявлением которых является поражение кожи
  • Глазные болезни — органические и функциональные поражения зрительного анализатора человека, ограничивающие его способность видеть, а также поражения придаточного аппарата глаза. Заболевания зрительного анализатора обширны и их принято группировать в несколько разделов.
  • Инфекционные болезни — это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов. Для того чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулентностью (ядовитостью; лат. virus — яд), то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие. Одни патогенные агенты вызывают отравление организма выделяемыми ими в процессе жизнедеятельности экзотоксинами (столбняк, дифтерия), другие — освобождают токсины (эндотоксины) при разрушении своих тел (холера, брюшной тиф). Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода, то есть периода от времени заражения до появления первых признаков. Длительность этого периода зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от нескольких часов до нескольких лет (последнее бывает редко). Место проникновения микроорганизмов в организм называют входными воротами инфекции. Для каждого вида заболевания имеются свои входные ворота, так, например, холерный вибрион проникает в организм через рот и не способен проникать через кожу.
  • Венерические болезни — это болезни, которые передаются главным образом половым путём
  • Болезни, ключевым клиническим феноменом которых является нарушение объективного восприятия действительности (психиатрия)
  • Болезни уха, носа и горла (отоларингология)
  • Детские болезни (педиатрия) — изучение особенностей протекания заболеваний в детском возрасте.
  • Болезни неправильного питания (диетология) (от недостатка, от избытка)
  • Интеркуррентные болезни — заболевания, воз­ни­кающее на фоне уже имеющей­ся бо­лез­ни, по про­ис­хож­де­нию не свя­зан­ное с ней и отягощающее её течение (например, грипп у больного острым инфарктом миокарда).

Профилактика

Основная статья: Профилактика

Комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. Профилактические мероприятия — важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни. Выделяют общественную, включающую систему мероприятий по охране здоровья коллективов и индивидуальную профилактику, предусматривающую соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве. Индивидуальная — включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физической культурой и др.[6] Общественная — включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения. Меры общественной профилактики направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также развитие здравоохранения, образования и культуры, физической культуры. Эффективность мер общественной профилактики во многом зависит от сознательного отношения граждан к охране своего здоровья и здоровья других, от активного участия населения в осуществлении профилактических мероприятий, от того, насколько полно каждый гражданин использует предоставляемые ему обществом возможности для укрепления и сохранения здоровья. Практическое осуществление общественной профилактики требует законодательных мер, постоянных и значительных материальных затрат, а также совместных действий всех звеньев государственного аппарата, медицинских учреждений, предприятий промышленности, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса и т. д.[6]

Терапия

Основная статья: Терапия (лечение)

Лечение, оздоровление — процесс, целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья.

  • Этиотропная терапия направлена на устранение причины заболевания (например, антибактериальная терапия при инфекционных болезнях).
  • Патогенетическая терапия направлена на механизмы развития заболевания. Она применяется при невозможности этиотропной терапии (например, заместительная терапия инсулином при сахарном диабете в связи с недостаточной продукцией этого гормона поджелудочной железой и невозможностью, на современном уровне развития медицины, восстановить эту функцию).
  • Симптоматическая (паллиативная) терапия применяется для устранения отдельных симптомов заболевания (например, применение анальгетиков при боли, жаропонижающих препаратов при «высокой температуре» и др.) Она может применяться в дополнение к этиотропной и патогенетической терапии. Симптоматическая терапия при невозможности радикального излечения (терминальная стадия онкологического заболевания и др.) осуществляется в рамках спектра лечебно-социальных мероприятий, называемого паллиативной помощью.

Эпидемиология

Основная статья: Эпидемиология

Эпидемиология (др.-греч. ἐπιδημία — имеющая всенародное распространение; λόγος — учение) — общемедицинская наука, изучающая закономерности возникновения и распространения заболеваний различной этиологии с целью разработки профилактических мероприятий (преморбидная, первичная, вторичная и третичная профилактика). Предметом изучения эпидемиологии является заболеваемость — совокупность случаев болезни на определённой территории в определённое время среди определённой группы населения.

За весь период развития после бактериологических открытий эпидемиология сформировалась как наука, изучающая закономерности эпидемического процесса в интересах ликвидации его и его профилактики. По мере расширения границ профилактики за пределы инфекционной патологии возникла потребность в популяционном подходе при изучении не только инфекционных, но и неинфекционных заболеваний. Наиболее представительным эпидемиологическим исследованием, которое оценивает эпидемиологию как инфекционных, так и неинфекционных заболеваний, является проводимое под эгидой Всемирной организации здравоохранения исследование Global Burden of Disease. В настоящее время завершается его очередной этап, позволяющий оценить встречаемость, распространённость и летальность основных групп заболеваний во всем мире и отдельных регионах за период 1980—2010 гг.

Цель эпидемиологии заключается в выявлении закономерностей возникновения, распространения и прекращения болезней человека и разработке мер профилактики и борьбы с ними (Покровский В. И., Болотовский В. М., Зарицкий А. М. и др., 1993).

Задачи эпидемиологии сводятся к (Покровский В. И., Болотовский В. М., Зарицкий А. М. и др., 1993):

  • определению медицинской и социально-экономической значимости болезни, её места в структуре патологии населения;
  • изучению закономерностей распространения болезни во времени (по годам, месяцам и т. п.), по территории и среди различных групп населения (возрастных, половых, профессиональных и т. д.);
  • выявлению причин и условий, определяющих наблюдаемый характер распространения болезни;
  • разработке рекомендаций по оптимизации профилактики;
  • разработке прогноза распространения изучаемой болезни.

Всемирный день больного

Основная статья: Всемирный день больного

Международный день, призванный привлечь внимание людей к проблемам, с которыми сталкиваются больные люди по всей планете. Этот день своеобразное социальное мероприятие, которое проводится по всему миру ежегодно, 11 февраля[7]. «Всемирный день больного» стал отмечаться сравнительно недавно в 1993 году. Он был учрежден по инициативе Папы Римского Иоанна Павла Второго 13 мая 1992 года. В своем послании христианам-католикам он недвусмысленно охарактеризовал цель этого Всемирного дня: «… дать почувствовать сотрудникам многочисленных медицинских католических организаций, верующим, всему гражданскому обществу необходимость обеспечения лучшего ухода за больными и немощными, облегчения их страданий»[8]. Иоанн знал обо всем этом не понаслышке, в 1991 году врачи поставили ему диагноз — Болезнь Паркинсона.

ru.wikipedia.org

Понятие о болезни

Основные задачи и направления развития терапии.

Развитие терапии основывается на высоких медицинских техноло­гиях, современных достижениях науки в биохимии, иммунологии, био­физике, генетике и др. Это определяет задачи, стоящие перед практи­ческим здравоохранением и учреждениями, которые готовят кадры для здравоохранения:

1. повышение качества культуры и оказания медицинской помощи;

2. обеспечение жителей необходимыми лекарственными средствами и

предметами ухода;

3. профилактика заболеваний;

4. формирование здорового образа жизни человека в борьбе с вредны­ми привычками;

5. повышение качества подготовки медицинских кадров.

Самыми главными являются мероприятия по профилактике заболе­ваний:

· повышение уровня жизни людей

· устранение причин заболеваний

· улучшение условий труда, быта

· охра­на окружающей среды.

Современный фельдшер должен владеть навыками использования диагностических методик, оказания неотложной помощи. Одним из главных направлений развития охраны здоровья является реабилитация больных:

· восстановление здоровья

· трудо­способности после таких заболеваний, как инфаркт миокарда, заболева­ния почек, легких, органов пищеварения и др.

В XIX в. в свете научных открытий И. П. Павлова и И. М. Сеченова болезнь определяют, как нарушение функций, вследствие которого воз­никает угроза жизни. Ашофф (немецкий ученый) определил: это реакция орга­низма на вредно действующее влияние внешней среды и составляет сущ­ность больной жизни. С. П. Боткин: болезнь — это стесненная в сво­их обстоятельствах жизнь. К. Маркс: болезнь есть реакция организма на его повреждения.

Таким образом, болезнь — это нарушение жизнедеятельности организма, возникающее в ответ на действие чрезвычайных раздражителей внешней и внутренней среды через посредство нервной системы.

Все классификации отражают разные подходы к группированию за­болеваний:

· по этиологии — инфекционные, неинфекционные;

· по анатомо-топографическим признакам основной локализации болезни — бо­лезни сердца, почек, легких, печени, крови и др.;

· по признакам пола и возраста — женские, детские, болезни старшего возраста.

Различают также острые (имеют определенный период времени) и хронические (продолжаются всю жизнь, хотя возможно и выздоровле­ние) заболевания.

В развитии болезни различают четыре стадии или периода:

· Латентный (инкубационный) — период от первого воздействия
причины болезни до первых клинических проявлений ее;

· Продромальный — период появления неспецифических призна­ков болезни до развертывания полной клинической картины. Диагно­стика в этот период имеет большое значение, так как раннее лечение
обусловливает благоприятный исход болезни.

· Развития болезни — появление специфических признаков болез­ни, полное развертывание клинической картины болезни. Однако возможны стертые формы, которые не сопровождаются выраженными при­знаками. По течению этот период может быть острым или хроническим; в последнем случае болезнь протекает вяло и тянется месяцами и годами. На протяжении течения хронического заболевания выделяется фаза обострения или рецидива, когда все проявления болезни становятся бо­лее выраженными. В терапии термин «обострение» равнозначен терми­ну «рецидив» (рецидив язвенной болезни желудка, ревмокардита и др.). Выделяется также фаза ремиссии, когда признаки болезни значитель­но уменьшаются, и пациент становится трудоспособным, чувствуя себя здоровым;

· Период выздоровления (реконвалесценции) — исчезновение при­знаков болезни, полное восстановление трудоспособности. Полное выздоровление не всегда является окончательным. Возможны осложнения, т.е. изменения в органах и системах, ранее не вовлеченных в патологи­ческий процесс. Полное выздоровление при хроническом течении болезни возможно значительно реже, чем при остром течении.

Исходы болезни:

· выздоровление

· летальный (смертельный) исход, ко­торому предшествует терминальное состояние

· терминальные состояния могут быть обратимыми и поддаваться лечению в реанимационных от­делениях

· ограничение или утрата трудоспособности, инвалидность

Различают группы инвалидности:

· III группа — пациенты ограни­ченно трудоспособны, разрешается легкий труд;

· II группа — пациенты нетрудоспособны, иногда разрешается ограниченный рабочий день;

· I группа — пациенты нетрудоспособны и нуждаются в постороннем ухо­де.

Группы инвалидности определяются во МСЭК (медико-социальная экспертная комиссия) через четыре месяца непрерывного пребывания на лечении по больничным листам.

Отдаленные последствия. Иногда после перенесенной болезни и кажущегося полного выздоровления через длительное время развиваются различные патологические процессы, которые создают новую клини­ческую картину болезни в виде пневмосклероза, катаракты, лейкемии и др.

Прогноз болезни — это предсказание исхода заболевания. Прогноз зависит от вида болезни, тяжести его течения, наличия осложнении, ее влияния на деятельность жизненно важных органов и систем человека. Прогноз болезни может быть благоприятным (предполагается выздоровление), сомнительным (неуверенность в благоприятном исходе) и небла­гоприятным (предположение о летальном исходе). При легком течении очаговой пневмонии — прогноз благоприятный, при осложненном те­чении крупозной пневмонии — сомнительный, а в IV стадии рака — неблагоприятный.

Этиология это учение о причинах болезни. Причины могут быть самыми разнообразными.

Патогенез— учение о механизмах развития, течения и исходах заболевания.

Современная терапия является в основном патогенетической, преследующей задачу пресечь развитие процесса или изменить в благоприятную сторону его течение. Выделяют частный и общий патогенез.

Частный патогенез включает анализ механизмов развития частных нозологических форм (пневмонии, гипертонической болезни и др.). Существуют и общие механизмы развития, характерные для разных заболеваний. При общем патогенезе анализируются общие закономерности развития и течения заболевания и их типовых вариантов. Эти два типа патогенеза тесно связаны между собой. Каждая болезнь проявляется соответствующими признаками, которые делятся на симптомы и синдромы.

Симптом— это признак болезни. Например, кашель — симптом бронхита; жажда — симптом сахарного диабета; боль в сердце — симп­том стенокардии; одышка — сердечной недостаточности.

Симптомы различают: субъективные и объективные. Объективные симптомы выяв­ляются при осмотре, пальпации, перкуссии и аускультации. Напри­мер, отеки, увеличение печени, селезенки, шумы в сердце, хрипы в легких и др. Субъективные симптомы представляют собой ощущение пациента.

Это отражение в сознании пациента патологических измене­ний в организме. Например, боль разной локализации, головокруже­ние, тошнота и др.

Синдром— это совокупность тесно связанных между собою симп­томов с единым патогенезом, отражающих те или иные патологические изменения в системах и тканях. Примеры: отечный синдром (отеки, асцит, анасарка, бледность или цианоз кожи); бронхоспастический (удушье, кашель, хрипы при аускультации).

Диагностика— это наука распознавания болезней. Термин включа­ет в себя всё обследование пациента и определение диагноза.

Диагноз — это краткое заключение врача, фельдшера о сущности заболевания.

Различают предварительный диагноз, который ставится обычно только при наличии части информации, полученной при обследовании пациента (его жалобы, анамнез, объективное обследование, частично-инструментальное), и преимущественно на предварительных этапах обследования в поликлинике, приемном отделении. Окончательный (клини­ческий) диагноз выставляют, когда имеются все данные о пациенте, в том числе и лабораторно-инструментальные исследования. Клини­ческий диагноз состоит из диагноза основного заболевания, осложнения основного и сопутствующих диагнозов.

Окончательный (клинический) диагноз выставляется в результате дифференциального диагноза. Дифференциальный диагноз — это исключе­ние всех предположенных диагнозов, имеющих некоторое сходство с данным диагнозом по отдельным симптомам.

Одним из путей решения проблемы ранней диагностики является диспансерное обследование — изучение практически здоровых людей. В процессе диспансерного обследования даже при отсутствии жалоб па­циента можно обнаружить порок сердца, туберкулез и другие болезни.

В больничной практике, к сожалению, допускаются диагностические ошибки (врачебные ошибки).

Выделяют три группы причин диагностических ошибок:

· недостаточность знаний

· дефекты об­следования

· неправильное умозаключение.

После выставления диагноза пациенту назначается лечение:

1. Оно бы­вает комплексным, т.е. включающим кроме медикаментозных средств еще рекомендации по режиму, диете, физиотерапии и другим нетради­ционным методам лечения.

2. Лечение, которое проводится в поликлини­ке, называется амбулаторно-поликлиническим.

3. В стационаре — стацио­нарным.

4. В санатории — санаторным.

studopedia.ru

Определение понятий "здоровье, болезнь, предболезнь"

Краткий курс ОБЩЕЙПАТОФИЗИОЛОГИИ ВГМУ2001©REANIMATOR®

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ

.- т.е. наука, изучающая жизнедеятельностьбольного организма. Иначе: основные закономерности возникнове-ния, механизма развития (т.е. патогенез) и исхода болезни (выз-доровление, реабилитация или смерть). Знание этих общих законо-мерностей позволяет практическому врачу вести направленный по-иск специфических признаков болезни, позволяющих поставить пра-вильный диагноз.Патофизиологию можно разделить на три части:1. Нозология - общее учение о болезни.2. Типические патологические процессы - общие закономер-ности процессов, лежащих в основе многих заболеваний.3. Частная патофизиология, изучающая нарушения в отдельныхорганах и системах.Объектом патофизиологических исследований является P-гический процесс. Основной целью - установление базисных зако-номерностей патологических процессов, механизмов его развития,коррекции или ликвидации. Клиническая патофизиология - это пре-имущественно клинико-диагностическая часть нашей науки. В еезадачу входит разработка и использование стандартных методовдиагностики продромальных состояний и контроля за течением за-болевания, а также учет влияния внешних факторов на организмчеловека с позиции патофизиологии.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ, ЭКСПЕРИМЕНТ

В процессе познания  _научный эксперимент  .выполняет следую-щие основные функции: 1) посредством вычленения отдельныхсвойств и сторон предмета дает возможность проникать в его сущ-ность, раскрывать его закономерности; 2) материализуя ту илииную идею, выраженную в теории, гипотезе или предвидении, выс-тупает критерием их истинности, формой проявления общего; 3)выступает в качестве средства получения и накопления новых на-учных данных, является первоисточником новых гипотез и теорий;4) дает возможность зафиксировать "отклонения" реальных предме-тов от абстрактно-идеального образа, созданного на основе из-вестных законов науки.Для постановки эксперимента необходимо:I. Формирование рабочей гипотезы.II. Определение цели и постановка задач исследования.III. Выбор частных методик, адекватных поставленным зада-чам.IY. Проведение эксперимента (серии опытов с контролем).Y. Фиксация и анализ данных эксперимента.YI. Обсуждение и выводы._Экспериментальный метод .: основной метод патофизиологии,основанный на воспроизведении болезни у животного, изучение ее,и перенесение полученных данных в клинику.Эксперимент:  _острый . - сопровождается вивисекцией (напри-мер: воспроизведение острой кровопо-тери)._хронический . - подразумевает длительное наблю-дение за экспериментальным жи-вотным (введение электродов,трансплантация)Экспериментальные методики .:1. Выключения - т.е. удаления какого-либо органа хирурги-ческим или каким-либо другим воздействием (тепло, холод, радиа-ция), введение антител, фармакологических препаратов).2. Раздражения - производится стимуляция первичных струк-тур для того, чтобы вызвать нарушение функции какого-либо орга-на.

Здоровье - это состояние полного физического, психическогои социального благополучия, а не только отсутствие болезней илифизических дефектов (из преамбулы ВОЗ).Здоровье - это не только отсутствие болезни и инвалид-ности, но и наличие полноценного, гармонически развитого физи-ческого, психического и нравственного состояния человека(Б.В.Петровский).Здоровье - это высокоустойчивое состояние саногенетическихмеханизмов, это выражение не только биологической сущности, нои социальной стороны...(С.М. Павленко).Здоровье - биологическая полноценность трудоспособного ин-дивидуума (О.С. Глозман).Здоровье - жизнь трудоспособного человека, приспособленногок изменениям окружающей среды (И.Р. Петров).Для здорового состояния человека характерно:1. поддержание устойчивой неравновесности организма и сре-ды;2. сохранение целостности организма человека;3. сохранение трудоспособности.Норма здоровья - оптимальное состояние живой системы, при ко-тором обеспечивается максимальная адаптивность, т.е. приспособляе-мость к условиям жизни.Норма здоровья - такая форма жизнедеятельности организма, ко-торая обеспечивает ему наиболее совершенную деятельность иадекватные условия существования. _Болезнь . - это особый вид страдания, вызванный поражениеморганизма, отдельных его систем различными повреждающими факто-рами, характеризующийся нарушением системы регуляции и адапта-ции и снижением трудоспособности(ВОЗ).Болезнь - это сложная качественно новая реакция организмана действие чрезвычайного раздражителя, возникающая вследствиирасстройства взаимодействия его с окружающей средой и характе-ризуется:- нарушением функций и морфологических структур организма,регуляции функций и жизнедеятельности;- расстройством взаимодействия организма с окружающей сре-дой, т.е. снижением приспосабливаемости;- ограничением работоспособности и социально-полезной дея-тельности.Предболезнь - это состояние организма, являющееся следс-твием ослабления некоторых саногенетических механизмов и ихкомплексов (С.М.Павленко).Предболезнь (т.е. переход от здоровья к болезни) - этоснижение функциональной активности некоторых саногенетическихмеханизмов или их комплексов, ведущее к расстройству саморегу-ляции и ослаблению резистентности организма.Предболезнь формируется под действием факторов внешнейсреды, но, в ряде случаев, с опосредованием через внутреннююсреду организма.

Патологическая реакция

- кратковременная необычная реакцияорганизма на какой-либо раздражитель и не сопровождающаяся дли-тельным и выраженным нарушением регуляции функций трудоспособ-ности человека (например, повышение или понижение АД под влия-нием отрицательных эмоций).Патологическая реакция - неадекватный и биологически нецеле-сообразный (вредный или бесполезный) ответ организма или отдельныхего систем на воздействие обычных или чрезвычайных (патогенных)раздражителей.Патологический процесс - закономерная последовательностьявлений, возникающих в организме при воздействии патогенногофактора и включающая (в различных соотношениях) нарушения нор-мального течения жизненных процессов и защитно-приспособитель-ные реакции.Патологическое состояние - стойкое отклонение от нормы, имею-щее биологически отрицательное значение для организма.Патологическое состояние - болезненные расстройства с ма-лой динамичностью, медленно развивающийся процесс или егопоследствия. При этом собственно болезни может и не быть в свя-зи с полной компенсацией имеющихся нарушений (например, врож-денные уродства - косолапость, гипоплазия органа, состояниепосле ампутации конечности).Патологическое состояние - это интегральное выражение па-тологического процесса в каждый конкретный момент.Типическим (типовым) является такой патологический про-цесс, который развивается по общим закономерностям независимоот вызвавших его причин, локализации и вида живого. Они эволю-ционно закреплены. К типовым патологическим процессам относятсявоспаление, отек, лихорадка, нарушения микроциркуляции, гипок-сия и другие процессы.

Болезнь, как диалектич единство, стадии..

Специфические изменения- характерны для заболевания.Специфичность болезни определяется:1. Качественными особенностями раздражителя (туберкулез - tuberculosis).2. Количеством и качеством подвергшихся первичному раздражителю нервных рецепторов (пример: при введении гипертонич. раствора NaCl в артерию изменения резче чем при введении в вену).3. Следовые реакции, оставленными ранее действующими раздражителями.Специфичность локализации основных проявлений болезни определяется:введение сулемы - пораж. почек.1. Местом действия раздражителя - резаная рана.2. Качественными особенностями раздражителя (сродством) - введение 4-хлористого углерода - поражение печени.3. Количеством и качеством, подвергшихся первичному раздражителю нервных рецепторов (опыт Безредка - ампулы с возбуд. сибирской язвы под кожу, разбивали - ничего; царапали кожу сибирская язва).4. Следовыми реакциями, оставленными ранее действовавшими радражителями (у крыс вызывали местный столбняк задней лапы, затем вводили фенол - экстенз, реакция задней лапы).5. Трофическими изменениями в тканях (клетки опухоли Браун-Бирс вызывают дистрофические процессы в желудке на фоне его денервации, в почках на фоне их денервации).Периоды болезни1. Скрытый, латентный (инкубационный при инф.)от момента действия раздражителя до появления первых самых незначительных симптомов.Процессы при инкубацион. периоде: попадание микроба, его размножение, выделение токсина.Скрытый период - время скрытого молчаливого формирования многозвеньевых рефлект. реакций, новых динамических организаций из осколков разрушенных под действием раздражителя физиологических систем.Это время на организацию патологических систем.2. Продромальный период- от появления неясных симптомов до яркой картины заболевания. Недомогание, повышение температуры.Иногда есть специфич. симптомы: пятна Филатова-Комликова при кори.3. Период выраженной клинически болезни. При некоторых заболеваниях делится на фазы. При инфекционных заболеваниях - конкретные сроки длительности.Могут быть стертые формы; абортивные формы - есть вся симптоматика, но менее выражена, быстро проходит.По течению:а) острые заболевания (2 дня - 2-3 недели)б) хроническиев) могут быть острыми и хроническими (нефрит, пиелонефрит, лейкоз ...)Главное - течение заболевания, а не конкретная длительность заболевания.Острое - быстро нарастающее течение.Хроническое - периоды обострения сменяются периодами ремиссии.Нередко возникают осложнения - могут быть тяжелые, чем само заболевание.Могут быть типичными (пневмония после кори).4. Исход: 1. Полное выздоровление - после большинства травм. 2. Неполное выздоровление - есть остаточные явления (после скарлатины длительные изменения в почках). 3. Переход в патологическое состояние (после перенесенного эндокардита - порок сердца). 4. Смерть - при недостаточности компенсаторных восстановительных механизмов.

ЭТИОЛОГИЯ

Этиология  .-(от греч. aetia - причина, logos - учение)это учение о причинах и условиях возникновения болезни. Бо-лезни возникают тогда, когда под влиянием причин и соответс-твующих условий нарушается уравновешивание организма с внеш-ней средой, т.е. когда приспособление организма становитсянедостаточным. Следовательно, под этиологией понимают процесссложного, необычного взаимодействия организма с патогеннымфактором и комплексом разнообразных условий.Причиной болезни называют тот фактор, который вызываетзаболевание и сообщает ему специфические черты.Выделяют три основных типа действия причинного факторана организм:1. Причинный фактор действует на всем протяжении болезнии определяет ее развитие и течение (острое отравление и т.д.)2. Причинный фактор является лишь толчком, запускающимпроцесс, который затем развивается под влиянием патогенети-ческих факторов (ожоги, лучевая болезнь и т.д.)3. Причинный фактор воздействует и сохраняется на всемпротяжении болезни, но роль его на разных этапах неодинакова.Условия жизни человека составляют: внешняя среда (социаль-ная, географическая и т.д.) и внутренняя среда, т.е. те усло-вия, которые складываются в самом организме для его различныхорганов и систем, отдельных клеток и внеклеточных образований._Классификация причинных факторовПричины, вызывающие болезнь, можно разделить на: экзо- иэндогенные; на физические (механические, электрические, тер-мические, лучевые), химические, биологические, для человека -психогенные.

StudFiles.ru

Определение понятий «Болезнь», «Здоровье»

Наиболее просто определить болезнь как уменьшение адаптации к окружающей среде.Данное определение не является общепризнанным, но оно отражает ключевую сторону болезни – снижение способности индивидуума к труду и к активной жизни.

Слово «болезнь» в русском языке происходит от слова «боль». Таким образом, для индивидуума болезнь характеризуется не только снижением активности, но и физическими страданиями. Укрепление здоровья позволяет задержать или предотвратить развитие целого ряда болезней.

Однако ущерб от болезни испытывает не только сам пациент, но и общество, которое несет потери, связанные с болезнью индивидуума. Болезнь одного индивидуума может сказаться на состоянии общества в целом. Особенно это ощутимо в условиях развития эпидемий.

Очевидно, что развитие болезней зависит как от поведения индивидуума, так и от общественной, социальной ситуации.

Прогрессирование гипертонической болезни у лиц с ожирением определяется избыточной массой тела.

Вероятность развития гриппа у индивидуума во время эпидемии данного заболевания зависит не менее, чем от трех факторов:

· иммунная резистентность (т.е. способность сопротивляться инфекционному агенту) индивидуума;

· вирулентность (т.е. способность инфицировать) штамма вируса гриппа;

· распространенность вируса гриппа в популяции, где обитает индивидуум.

Исходя из приведенных примеров, становится ясно, что мероприятия по укреплению здоровья могут быть:

· индивидуальными, т.е. направленными на конкретного человека, его привычки, образ жизни;

· групповыми, т.е. адресованные определенной популяции или субпопуляции.

В случае с эпидемией гриппа индивидуальные мероприятия должны быть направлены на повышение иммунной резистентности. Они могут включать прием витаминных, иммуномодулирующих средств. Проведение профилактических противогриппозных прививок также повышает индивидуальную резистентность. Однако при массовой вакцинации снижается распространенность в популяции числа лиц, инфицированных вирусом гриппа. Поэтому массовая вакцинация (т.е. проведенная с широким охватом различных слоев населения) является групповым мероприятием по укреплению здоровья.

Чтобы эффективно заниматься укреплением здоровья, нужно не только знать определение болезни, но и здоровья. Сразу же оговоримся, что полной удовлетворительной дефиниции этого понятия нет. В Уставе ВОЗ (1948) записано, что здоровье – состояние полного физического, социального и душевного благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Данное определение является неудобным для практического использования, т.к. оно предполагает, что для выявления здоровья необходимы следующие действия:

· установление отсутствия физических дефектов;

· подтверждение отсутствия признаков всех известных болезней;

· выявление физического, социального и душевного благополучия.

Между тем, диагностика отсутствия всех болезней является сильно затратной процедурой. Кроме того, в различных обществах, разных культурах может быть неодинаковое восприятия термина здоровье. Так, в обществе потребления под социальным здоровьем понимают наличие материальных благ, а в духовном обществе – душевную чистоту, близость к Богу и т.д.

В практическом здравоохранении для установления факта здоровья иногда медицинские работники довольствуются отсутствием жалоб пациентов и отклонений при осмотре, а также по результатам некоторых лабораторных и инструментальных методов исследований. Однако, с точки зрения приведенного выше определения ВОЗ, этого недостаточно: необходимо учитывать стереотипы, восприятие жизни и устремления индивидуума.

Рис. 1.1. Влияние образа жизни на здоровье

Именно поэтому укрепление здоровья в конечном итоге подразумевает изменение образа жизни индивидуума, т.е. его привычек. Это неизбежно повлечет изменение социального статуса индивидуума или же восприятия им себя в обществе (рис. 1.1). Поэтому в программах укрепления здоровья крайне сложным является вопрос внутреннего отношения индивидуума к возможным переменам. Нельзя навязывать те или иные навыки, если они противоречат духовным ценностям.

Все религии вводят ограничения по режиму питанию. Любые рекомендации по рациональному питанию, составленные без учета религиозных особенностей индивидуума, не будут им соблюдаться или же вызовут развитие духовного дискомфорта при их соблюдении. Подобные рекомендации, даже если они будут способствовать замедлению или профилактике развития некоторых болезней, не будут содействовать укреплению здоровья, так как будет страдать духовная его составляющая.

Вопросы для обсуждения

1. Можно ли, имея неограниченный ресурс денег и времени, выявить отсутствие всех болезней?

2. Как привычки могут влиять на социальное положение индивидуума и наоборот?

3. Как духовное состояние индивидуума влияет на его социальное положение и наоборот?

4. Как доказать взаимосвязь образа жизни с привычками, социальным положением и духовным состоянием индивидуума?

5. Как здоровье связано с образом жизни индивидуума?

studopedia.ru

А что такое болезнь?

Паравоз

Болезнь — процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил. Болезнь проявляется нарушением равновесия организма с окружающей средой, выражающимся в возникновении побочных (неадекватных) реакций, а у человека — снижением на время болезни его трудоспособности.
Причины болезней разнообразны, но все они могут быть сведены в группы:
* механические
* физические
* химические
* биологические
* психогенные (для человека)
Любой из этих факторов вызывает состояние болезни, если он неадекватен (то есть чрезвычаен, непривычен) для организма. Неадекватность может быть количественной (количество раздражителя является чрезмерным для организма) , качественной (на организм воздействует фактор, по отношению к качеству которого в организме не выработано защитно-приспособительных механизмов) , временной (количественно и качественно адекватный раздражитель воздействует длительно или в такие промежутки времени и в таком ритме, которые непривычны для организма) и зависящей от индивидуальных свойств данного организма (то есть определяемой индивидуальной реактивностью данного организма в виде повышенной чувствительности) .
В современном представлении болезнь характеризуется следующими основными чертами:
1. В развитии болезни ведущую роль играет внешняя среда, а для человека — прежде всего социальная. Изменения внутренних свойств организма, вызванные факторами среды и стойко закреплённые (в том числе и наследственными механизмами) , в дальнейшем сами могут играть ведущую роль в возникновении болезни.
2. Большое значение в развитии болезни, кроме этиологического фактора (то есть причины болезни) и внешних условий, имеют защитно-приспособительные механизмы организма. Развитие болезни в значительной степени зависит от совершенства этих механизмов, объёма и скорости их включения в патологический процесс. У человека на развитие и течение болезни большое влияние оказывает психогенный фактор.
3. Болезнь — страдание целостного организма. Не существует совершенно изолированных болезнью органов и тканей, то есть местных болезней. При всякой болезни в большей или меньшей степени вовлекается весь организм, что не исключает наличия основного поражения в том или ином органе или части организма. Различают следующие периоды болезни: скрытый, или латентный (для инфекционных болезней — инкубационный) , — период между началом воздействия болезнетворного агента и появлением первых симптомов болезни. Он может длиться от нескольких секунд (например, при отравлении сильными ядами) до десятков лет (например, при проказе) . Продромальный период — период появления первых признаков болезни, которые могут носить неопределённый неспецифический характер (повышение температуры, разбитость, общее недомогание) или в ряде случаев быть типичными для данного заболевания (например, пятна Филатова — Коплика при кори) . Период полного развития болезни, длительность которого колеблется от нескольких суток до десятков лет (туберкулёз, сифилис, проказа) . Период завершения болезни (выздоровление, реконвалесценция) может протекать быстро, критически или постепенно, литически. В зависимости от длительности течения и быстроты нарастания и исчезновения проявлений болезни различают острые и хронические. Присоединение к основным проявлениям болезни дополнительных изменений, не связанных с непосредственной причиной болезни, но развивающихся в результате её течения, называется осложнением. Оно может возникать в разгаре болезни и по миновании основных её проявлений. Осложнения отягчают болезнь, а иногда становятся причиной неблагоприятного исхода. Исходом болезни могут быть: полное выздоровление, выздоровление с остаточными явлениями, стойкое изменение органов, иногда возникновение новых форм заболевания в виде отдалённых последствий и смерть.

Сима симанова

Здоровье - это способность организма так реагировать на различные раздражители, чтобы оставаться в равновесии и целостности (т.е. не болеть). «Человек болен не тогда, когда у него возникает болезнь, а болезнь возникает тогда, когда человек болен», когда защитные силы ослаблены, а резервы исчерпаны.
Болезнь - это результат нарушения обменных процессов в организме, когда на клеточном уровне в тканях и органах накапливаются вредные и даже ядовитые вещества, которые образуются в результате:
- жизнедеятельности клеток;
- стрессовых ситуаций;
- поступления извне в результате плохой экологии, вредных привычек, злоупотребления химическими лекарственными препаратами и т. д.;
- неконтролируемых эмоций.
Результатом такой «зашлаковки» организма является образование большого количества «свободных радикалов», которые разрушают мембраны, органеллы, хромосомы клеток; таким образом, нарушаются функции клеток и их наследственная информация, что приводит к формированию дефектных клеток, органов и тканей.
Для правильного функционирования организма, необходимо 90 элементов питания: 60 минералов, 16 витаминов, 12 аминокислот и 3 жирные аминокислоты, например, дефицит КАЛЬЦИЯ является причиной 147 различных заболеваний. Это «меню» для клеточек наших органов и систем должно быть качественным, получено только из «чистого» растительного или животного сырья, а не синтезировано химически, только тогда оно «приживется» и будет постепенно исцелять наш организм, очищая его и восстанавливая нарушенные функции.
Здоровья Вам, не болейте!

Роман первый

Болезнь
Заходила сегодня подруга – занимается косвенно болезнями и посоветовала написать про болезнь и действительно, многие хоть раз в жизни да болели, а механизм мало кто понимает, ну и вот она) статейка моя).
Ну как обычно первое слово Вики:
+++++++++++++++++++++++++
Болезнь — это состояние организма, выраженное в нарушении его нормальной жизнедеятельности, продолжительности жизни, и его способности поддерживать свой гомеостаз. Является следствием ограниченных энергетических и функциональных возможностей живой системы в противопоставлении патогенным факторам.
+++++++++++++++++++++++++
В целом, поверхностно технически понятно, что это такое, да и общая причина болезни описана.
Но давайте копнём глубже – Для чего вообще нужно болеть, зачем природа создала механизм болезни?
Если накладывать вопрос на животный мир, сразу приходит на ум естественный отбор – и действительно. Если животные будут плодиться бесконтрольно! Уже давным-давно бы все ресурсы закончились на планете. Вся вселенная идёт по пути совершенствования – всё и все развиваются с целью доминировать и занять наилучшее место как в пищевой цепи, так и в пространстве.
Наиболее сильное животное даст наиболее сильное потомство, которое будет доминировать на другими особями своего вида и не только. Так как будет более сильным, быстрым и ловким – что дает животному больше шансов на выживание, так как всегда будит сыто и сыто. А сытый организм всегда сильный если смотреть на животных.
Голодное животное ослабевает и теряет силы, скорость и ловкость и более подвержено внешним факторам в том числе и болезням. Что способствует некому отбору наиболее сильных особей.
Тоже самое можно применить и к человеку, но тут нужно добавить еще один фактор, животное действует по строго прописанной в генах и в тонких полях инструкции – говоря простым языком имеет инстинкт.
У человека тоже всё это есть – но человек способен благодаря своему анализу и доступу к накопленной информации не подчинятся инстинкту. Это очень хорошее качество, но оно несет в себе и обратную сторону медали. Качество, решающее для нашей планеты, чтоб стоять на верху пищевой цепи, но!
Если мыслить негативно, защитные биополя или тонкие поля (тела) начинают этой негативной для себя энергией заполняться. А так как вся энергия какая бы не была с внешних тел всегда стекается на внутреннюю, до тех пор, пока не попадет в само тело. И вот тут то и начинается свистопляска!
Попав в последнее проявленное теле ей нужно куда то деваться, а дальше во внутрь иди уже некуда. Естественно она не может копиться вечно, тело же не бездонная бочка. А было бы не плоха!)) В итоге проявляется в разных частях физического тела, в зависимости от типа энергии она всасывается определенной частью тела или органа. Орган перестает справляться с нагрузкой, и начинает захламляться токсинами, ядами и так далее.
В конечном итоге, сначала это слабые проявления и если человек не обращает на это внимание, орган все сильнее ослабевает и может совсем выйти из строя.
Поэтому эзотерики и знают по какой причине болит тот или иной орган, видя, можно определить тип энергии, по типу энергии уже какие деструктивные мысли и эмоции принадлежат данному типу энергии.
Даже написано огромное количество литературы, в которой есть карты тела и потоки энергии с описанием, что за что отвечает. Даже экстрасенсом не нужно быть, чтоб ставить некоторые диагнозы, чем и пользуются многие шарлатаны, хотя в данном случае хоть какой-то информацией пользуются, а ведь бывают совсем ленивые, которые несут полную околёсицу, рассчитанную на ленивого клиента, которому лень проанализировать хоть какую-то часть... Продолжение статьи тут: https://vk.com/rostokkzn?w=wall-130470596_33/all

Читайте также