Стереотип это в психологии определение

Стереотип

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.
У этого термина существуют и другие значения, см. Стереотип (значения).

Стереоти́п (от др.-греч. στερεός — объёмный[1] + τύπος — отпечаток) изначально — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин.

В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия стереотип, в зависимости от методологического направления научной школы. В общем случае, стереотип — устойчивое, упрощенное, схематичное представление о чем-либо (например, об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе)

Западная традиция (У. Липпман)

Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, т.к. позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, из 33 симпозиумов 13 были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге «Общественное мнение» Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык.

Экономия усилий

Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов — это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нём. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своём — это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

Разметка мира

Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его.

Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идёт о серьёзных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще.

Система стереотипов — не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращённый и упрощённый путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

Стереотипы и предрассудки

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 19 мая 2011 года.

В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных (априорное) суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Справедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтён и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков.

В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как об исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы, например, подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным[2], поэтому необходимо разграничивать стереотип и предрассудки, которые бывают только негативными (в книге Гадамера Г. Г. «Истина и метод» удачно осуществлена апология предрассудков и показано, что предрассудки бывают и позитивными).

Динамика стереотипов

Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определённой степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях, когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определённую гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет её.

Гендерные стереотипы

Основная статья: Гендерные стереотипы

Половые стереотипы — это социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о половой специфике социальных ролей.

Советская традиция

Схема стереотипа

В 1920—1930-е годы физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым «динамической стереотипией». В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.

Определение динамического стереотипа (по И. П. Павлову) — слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответствует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула[3].

Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.

На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».

Содержательно связь между «динамической стереотипией» Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпман акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов — на физиологии нервной деятельности.

ru.wikipedia.org

Стереотипизация - это классификация форм поведения. Стереотипизация в психологии - это...

Стереотипизация - это процесс формирования устойчивого представления или образа каких-либо людей, событий, явлений. Она характерна для представителей той или другой социальной общности. Рассмотрим далее подробнее, как происходит стереотипизация восприятия. стереотипизация это

Общая характеристика

Различные социальные общности, идеальные (профессиональные) и реальные (нации) вырабатывают устойчивые объяснения для определенных фактов, создают привычные интерпретации явлений. Этот процесс вполне логичен, поскольку стереотипизация - это полезный и необходимый инструмент познания мира. С его помощью можно быстро и на конкретном уровне упростить социальное окружение человека. Таким образом, вещи становятся понятными и, следовательно, прогнозируемыми. Механизм стереотипизации связан с ограничением, селекцией, категоризацией огромного объема социальной информации, которая ежеминутно касается человека. Мотивацией этого инструмента выступает оценочная поляризация, направленная в пользу своей группы. Она дает индивиду ощущение защищенности и принадлежности к конкретной общности.

Функции

Г. Тэджфел выделил четыре задачи, которые решает стереотипизация. Это:

  1. Селекция общественной информации.
  2. Формирование и сохранение положительного "Я-образа".
  3. Создание и поддержание идеологии группы, оправдывающей и объясняющей ее поведение.
  4. Формирование и сохранение положительного "Мы-образа".

Первые две функции исполняются на индивидуальном, последние - на групповом уровне. стереотипизация в психологии это

Возникновение образов

Стереотипизация - это процесс, который связан с определенными ситуациями в обществе. В каждом конкретном случае определенный образ успешно выполнил задачи, указанные выше, и, соответственно, принял устойчивую форму. Однако социальные условия, в которых протекает жизнь группы и людей, в нее входящих, изменяются быстрее, чем стереотипы, порожденные в ней. В итоге устойчивый образ начинает существовать обособленно, самостоятельно. Вместе с этим он воздействует на развитие отношений этой группы с прочими общностями, конкретного человека - с остальными людьми. При возникновении стереотипы зачастую проходят этап, связанный с закономерностью образования "общественных местоимений" - "они-мы-я". эффект стереотипизации

Негативное содержание

На бытовом уровне существуют устойчивые мифы, касающиеся стереотипов. Первый заключается в том, что устойчивый образ рассматривается как модель представлений о другой группе, содержащая преимущественно враждебные, негативные характеристики. Данное положение является заблуждением. Стереотипизация в психологии - это ответ на реальные отношения между коллективами людей. Устойчивые образы, которые возникают при этом, насыщаются теми эмоциями, которые свойственны для конкретных сложившихся взаимодействий. В одной ситуации тенденция к субъективному увеличению различий между группами может сводиться почти к нулю. В этом случае возникает симпатия, формируются привлекательные образы других коллективов, возможно даже с некоторым оттенком легкой, безобидной иронии. В другой ситуации взаимоотношения выражаются в стереотипе в форме злого сарказма, негативных и порой унизительных характеристик. механизм стереотипизации

Догма

Второй миф касается особенностей восприятия самого стереотипа. Человек, мыслящий устойчивыми образами, зачастую признается носителем скудных и бесперспективных умственных моделей. Стереотипизация в психологии - это явление, которое не может характеризоваться как плохое или хорошее. Другое дело, что возможности этого устойчивого образа отличаются локальностью. Они ограничиваются пределами действия ситуации ролевого, межгруппового восприятия. При переносе устойчивых моделей в события межличностного понимания, замене ими более тонких инструментов настройки на других индивидов происходит искажение, разрушение общения и взаимодействия.

Физиогномическая редукция

По своей сущности она представляет собой попытку оценить внутренние психологические особенности человека, его поступки и спрогнозировать его действия на основании типичных черт внешности, присущих его группе. Этот механизм очень активно функционирует в межэтнических взаимодействиях. Очень успешно работает физиогномическая редукция и в простейших социальных отношениях. стереотипизация восприятия

Внутригрупповой фаворитизм

Он представляет собой тенденцию благоприятствования при оценке членам собственной группы в сравнении с другими коллективами. Проще говоря, "наши лучше, чем не наши". Это объясняет тот факт, что в чужом городе люди очень рады землякам, а в другой стране - соотечественникам. Однако такое явление не всегда имеет место. Фаворитизм свойственен не каждой группе, а только тем, которые успешно развиваются, обладают позитивной системой внутренних ценностей, отличаются сплоченностью. В коллективах, где имеют место конфликты, распад, перестройка целей, может быть не до тенденции благоприятствования. Более того, возможно и прямо противоположное явление. Оно будет проявляться в фаворитизме к членам другой группы.

Эффект стереотипизации

По мнению Снайдера, устойчивые образы могут формировать собственную реальность. В этом случае они направляют общественное взаимодействие по такому направлению, что воспринимаемый стереотипно человек начинает своими действиями подтверждать соответствующие впечатления о себе другого индивида. Такой образ, который способен породить новую реальность, получил соответствующее название. Его именуют "стереотипом ожидания". Наблюдатель, согласно своим перцептивным (чувственным) изысканиям, формирует свою стратегию поведения относительно объекта наблюдения и начинает ее реализовывать. Последний, в свою очередь, строит собственную линию активности, но отталкивается от указанной модели и, следовательно, от того субъективного мнения, которое о нем складывается. Если наблюдателем является авторитетный человек, то наблюдаемый будет стремиться вписаться в предложенную стратегию. В результате начнет действовать субъективная оценка. стереотипизация идентификация эмпатия

Стереотипизация, идентификация, эмпатия

Выше был рассмотрен процесс формирования устойчивых образов внутри групп. Существует также явление идентификации. Оно представляет собой уподобление другому индивиду. Проявляется это в попытке понять настроение, состояние человека, его отношение к себе и миру, ставя себя на его место, сливаясь с его "Я". Родственным в некотором смысле понятием является эмпатия. Она представляет собой постижение эмоционального фона индивида. В настоящее время этот термин используется в разных значениях. Основой эмпатии выступает умение верно представлять себе происходящее в душе другого человека. И в первом, и во стором случае немаловажное значение могут иметь и устойчивые образы, сформированные в тех или иных группах, к которым могут относиться наблюдаемые лица.

fb.ru

Обсуждение:Стереотип

Myriada A Gold.png Статья «Стереотип» входит в общий для всех языковых разделов Википедии расширенный список необходимых статей.
Её развитие вплоть до статуса избранной является важным направлением работы русского раздела Википедии.
Вы можете посетить страницу проекта «Мириада», который занимается улучшением наиболее важных статей Википедии, и, при желании, присоединиться к нему.
Проект «Психология и психиатрия»
Символ психологии

Статья «Стереотип» является частью Проекта «Психология и психиатрия»
В цели проекта входят создание и улучшение статей на психологическую и психиатрическую тематику.

Если вы хотите помочь проекту, то можете отредактировать статью, к которой относится это обсуждение, статьи рекомендованые к улучшению на главной странице Проекта «Психология и психиатрия», или создать статью на одну из тем, перечисленных в списке «К созданию». См. также категории Незавершённые статьи по психологии и Незавершённые статьи по психиатрии

Вы также можете записаться в список участников проекта «Психология и психиатрия».

Полезные ссылки
Портал «Психология»
  • Запросы на создание статей по психологии и психиатрии
  • Обсуждение проекта «Психология и психиатрия»
  • Лента новых статей
  • Шаблоны, которые можно использовать при написании статей
Важность статьи: не определена. Уровень: не определён.
может вообще разделить эту статью на другие? типа, одна статья о стереотипах(например "у японцев нет души" или "эстонцы тормознутые") и о других стереотипах. Что тут разделять только? Нужно дополнить эту, чтобы была похожа на английскую версию, где все очень подробно описано, а также создать статьи, описывающие распространенные стереотипы, как это сделано, опять же, в английской версии. Например, стереотипы связанные с расой, о которых ты упомянул, и полом. Плюс к этому в английской версии есть статья, подробно описывающая социальную роль человека в обществе (en:Role). Мне очень хотелось бы это все перевести, потому что в рунете вообще нету подробных описаний стереотипов и самого определения, а примеры вообще отсутствуют. Многие люди в России даже не понимают, что является стереотипом, а что нет. Но с переводом возникают трудности у меня. Я могу читать английские статьи и абсолютно все в них понимать, а вот изложить все прочитанное на русском языке, тем более в стиле википедии, для меня затруднительно. Иногда перевожу небольшие кусочки в других статьях, а браться за целую статью - уйдет полгода и надо будет массу сил приложить. Bloody Rose 09:04, 9 апреля 2008 (UTC) недостаток английсткой статьи заключается в том, что за конкретными приаерами стереотипов, терятся предмет статьи "явление социального стереотипа". Конечно, чтобы оживить статью неполохо было бы парочку живых забавных примеров добавить ещё, но ни в коем случае они не должны превалировать. Как вариант развития статьи добвать раздел: "Забавные стереотипы", но боюсь, материала в нём на отдельный портал. Ничего там не теряется. Часто для того, чтобы людям что-то донести, требуются примеры. В английской статье и понятие "стереотип" изложено подробно, и примеров достаточно. Причем изложено все понятным языком, а не как сейчас в русской версии — как будто учебник для психологов какой-то. Bloody Rose 08:25, 11 июля 2008 (UTC) Теряется, теряется за забавными фактами, самая суть. А суть состоит в том, что стереотип - это неотъемлимый от нашего мышления элемент, и ничего плохого в нем нет. Кроме того, в нашей традиции стереотипом называют не только предтсавления рода "все евреи - жадные!". Специальную терминологую в русской статье если найдёте, правьте, безусловно, она ни к чему. А.D. 09:02, 23 июля 2008 (UTC)

> Многие люди в России даже не понимают, что является стереотипом, а что нет.

Любое знание - стереотип. Отличие бытовых от научных С. в степени их "разветвлённости", глубины. Или поверхностности. А.D. 05:56, 7 июля 2008 (UTC)

Никак не любое. Определение стереотипа из английской википедии:

A stereotype is a simplified and/or standardized conception or image with specific meaning, often held in common by people about another group

Переводится примерно так: «Стереотип — упрощенное и/или обобщенное понятие или образ с определенным значением, зачастую применяемый людьми по отношению к какой-либо группе (людей)». Т.е. не любой образ или понятие, а именно упрощенное или обобщенное. Bloody Rose 08:25, 11 июля 2008 (UTC)

Именно любое, обратитесь к определению со ссылкой на источник, т.е. к русской статье. Обращу дополнительно ваше внимание, что определение не какого-то амерканского вики-юзера, а автора применения этого термина в области человеческого мышления. Впрочем и в анлийском написано "или стандартизованной", а любая научная теория есть суть, конечно, стандартизованное представление о действительности, и даже упрощённое. Чтобы вам стало понятно, просто попробуйте строго применить какую-нибудь поппулярную психологическую концепцию на себя, или другого КОНКРЕТНОГО человека, а не "вообще людей". Сразу станут ясны ограничения теории, т.к. теория есть обобщение знания. Да что там писхология! Вот физику возьмите - механику Ньютона или теорию относительности Эйнштейна, которая теперь уступает дорогу синтезам квантовой механики и теории суперструн. А.D. 09:03, 23 июля 2008 (UTC) Для справки сообщу, что "научность" знания определяется не усложнением (в противоположность упрощению), а возможностью его опровержения. А.D. 09:07, 23 июля 2008 (UTC) По поводу научных знаний, вероятно, характер их, в общем, зависит скорее от точности модели, этими знаниями описываемыми (здесь и разветвлённость, и глубина, и например, отношения между подмножествами, и многое другое). Но основным признаком "научности", кажется, всё же следует считать не "возможность опровержения" (можно Поппера и не только — глубже), а "воспроизводимость" :) --IlyaMart 21:20, 13 ноября 2011 (UTC)

Казнить нельзя помиловать

Статью надо явно делить на две:

  • Стереотип (народное мышление)
  • Стереотип (нейроканалы в башке)

Да, и высказывания вроде "стереотип позволяет нам..." надо отодвинуть в подраздел первой статьи, т.к. сейчас, в виде вставок в тексте, они жоско противоречат правилам Википедии SergeyPosokhov 13:50, 12 декабря 2008 (UTC) Но вообще то эти формы не так точны.

Преамбула

Вы бы определились, что-ли, с преамбулой. А то это ж блин ни в какие ворота.

Кроме того, сюда идёт перенаправление с паттерн (психология) (что такое паттерн в психологии можно поглядеть в дизамбиге паттерн), и этот смысл слова "стереотип" в преамбуле вообще не описан... Короче стыдно ссылаться на статью ( --Nikolay Swamp_Dog Kovalev 10:58, 18 августа 2009 (UTC)

ru.wikipedia.org

Что такое стереотип?

Блэк равен

Стереоти́п (от др. -греч. στερεός — твёрдый, объёмный [ + τύπος — отпечаток) изначально — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия стереотип, в зависимости от методологического направления научной школы.
В общем случае, стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т. д.

Dmitriy privalov

Например привет как дела. Если хорошо или нормально - то это стереотип. Программа как-бы поведения. Цикл такой. Иф гуту. Если так, то мы - так. И всегда так. Даже скучно становится. Человек не думает уже, не пользуется вариантами. Всё налажено. Утром встал, о чём то своем думаешь, а тем временем уже умылся, ноги на кухню, еда, руки мыть, уходим к выключателю рука сама тянется и сама закрывает дверь. Можно даже не участвовать в процессе. Ужас. И точно также, отношения, может быть там, я не знаю. Например пересмотрев подряд определённое количество свадеб. Ужас. Они само собою, получаются одинаковые. Стереотипные.

Читайте также