Существовать значит быть в восприятии кто сказал

Быть - значит быть в восприятии

Беркли полностью принимал тезис Локка о том, что все наши знания о внешнем мире происходят из опыта, но отвергал различение первичных и вторичных качеств. По мнению Беркли, все качества - вторичные. Все знания являются достоянием человека, представляют собой функцию опыта. Через несколько лет его позиция получила название ментализма*, что подчеркивает то обстоятельство, что для Беркли весь мир представляет собой не более чем некое субъективное, психическое явление.

Он утверждал: esse est percipi, что в переводе с латинского означает «быть - значит быть в восприятии». Нам недоступны истинные характеристики внешнего, объективного мира, поскольку все, что мы о нем можем знать, - это наше восприятие. Но поскольку восприятия - внутренние ощущения человека и потому субъективны, они не могут с достоверностью считаться отражением внешнего, объективного мира. То, что мы называем объектом, - не что иное, как сочетание различных ощущений в один целостный комплекс, который привычка впоследствии закрепляет как единое целое. Таким образом, по Беркли, чувственный мир есть не более чем сочетание различных ощущений.

Нет ни одной материальной субстанции, в существовании которой мы можем быть в достаточной мере уверены, поскольку, если отвлечься от всех ощущений, не остается ровным счетом ничего. Вне ощущений не существует цвета. Равным образом вне ощущения формы или движения нет ни формы, ни движения.

Беркли не утверждал, что физические объекты в действительности существуют только в то время, когда их кто-либо воспринимает. Его позиция состоит в следующем: поскольку весь наш опыт существует внутри нас и неотделим от ощущений, то у нас нет достаточно надежного доступа к объективным характеристикам предметов внешнего мира. Мы можем с достоверностью полагаться только на собственные ощущения.

Беркли признавал, что некоторые впечатления обладают определенной независимостью, стабильностью и согласованностью, поэтому ему необходимо было найти объясняющий это обстоятельство фактор. Выход был найден при помощи введения в предложенную схему понятия Бога (поскольку Беркли был все же священником). Бог воспринимает все, что происходит в мире. Если где-нибудь в лесу упадет дерево (такова старинная загадка) и не будет никого, кто мог бы услышать это, то звук все же будет существовать, потому что есть Бог, который всегда все слышит.

studopedia.ru

/ Тест / Вариант 2

Вариант 2

« Природа есть Бог в вещах»- Дж. Бруно

«Атрибуты Бога есть, нечто иное как атрибут…»Фейербах

«Быть – значит быть в восприятии»- Дж. Беркли

«Лишь в общем мнении существует сладкое»- Демокрит

«Он предпочел бы персидскому престолу нахождение хотя бы одного причинного объяснения природных событий»- Демокрит

«Правитель [всегда должен быть] правителем, слуга – слугой, отец – отцом, сын – сыном»- Конфуций

«Сущность христианства» (1841)–Фейербах;

«Устрани ощущение мягкости, влажности…»- Дж. Беркли

«Человек должен постичь общие понятия …»– Платон

«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют» – Протагор

«Эстетическое отношение искусства к действительности»; Развил антропоцентрический принцип в философии.- Чернышевский

«Этот космос один и тот же для всего сущего, не создан никем из Богов и из людей, но он всегда будет вечно загорающий. »- Гераклит

«Я знаю, что я ничего не знаю…» – Сократ

«Я мыслю, следовательно, существую»Р. Декарт

Августин – История человечества движется к определенной цели; «Хочу понять Бога и душу. И ничего более. Совершенно ничто»; Уделял внимание динамике человеческой личности; Произведение «Исповедь»

Автор атомистической теории. - Левкипп

Английский философ 18 в.: «существовать значит быть воспринимаемым» (Беркли – «Быть – значит быть в восприятии»)

В каком значении употребляется термин цивилизация-все вместе взятое

В творчестве, какого русского религиозного философа впервые прозвучала знаменитая фраза: «Если Бога нем, то все дозволено»- Достоевский

В чем древнегреческие философы сравнивали религию и политику - противоборство

В чем причинность философии - в идейном противоборстве различных философских школ

Гегель сказал: «история философии показывает ряд благородных умов, гомеровских героев , мыслящегося разума, который силой этого разума проникли в сущность вещей, сущность природы и духа, в сущность Бога и добыли у ног. Венчает сокровище разумного, рационального познания» О какой эпохе?Новое время

Гельвеций– сочинение «Об уме»

Главный тезис экзистенционализма: существование предшествует сущности и определяет её.

Гносеология- раздел философии, в котором исследуется сам процесс познания

Гольбах– «Материя есть все то, что каким-либо образом действует на органы чувств»; Сочинение «Система природы»

Д. Юм- «Невозможно доказать ни существование, ни не существование материи»

Древнегреческий философ, автор изречения: «Человек есть мера всех вещей»- Протагор

Европейская философия 18 в., кого по праву считали первоначальником немецкой классической философии - Кант

Значение диалектики Ян и Цзы - закон единства и борьбы противоположностей

Значение термина «цивилизация» - совокупность материальных и духовных достижений общества

Изучать по Марксу - общественные отношения

Имя признанного систематизатора зрелой средневековой схоластики - Фома Аквинский

Имя выдающегося медика - мыслителя прошлого, прославившимся своим «Медицинским каноном». В Европе этим руководствовались- Авиценна

Имя ученого, философа Нового времени, положившего начало самодознанию? - Декарт

Имя философа, друживший с Петром Iи сказавший, что тело, состоит из монад и каждая монада бессмертная душа - Лейбниц

К какому понятию относится определение: « категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его»материя

К какому понятию относится определение: «Субъективный образ выражает совершенные высшие желания и предел человеческий, означает сущность общественных интересов» -идеал

Какие из философских работ русских философов принадлежат Вл. Соловьеву«Смысл любви»

Какое определение истины диалектичнее(истина – это соответствующее знание действительности)

Какое определение истины можно считать классическим:Истина-это соответствие знмния действительности

Какой закон диалектики называют ее ядром и сутью? – закон единства и борьбы противоположностей

Какую роль в философских учениях выполняет аксиология - учение о ценностях

Категория «субстанции»- вещество, из которого происходят все вещи

Кому принадлежат слова: «Философия продукт своего народа, самые тонкие драгоценные, не виданные соки которого концентрируются в философских идеях» Маркс

Кто ввел термин «философия»Пифагор

Кто и в какой работе философию Гегеля и Фейербаха рассматривает в качестве почвы для формирования марксизмаЭнгельс

Кто и в какой работе рассматривает Гегеля и Маркса источниками формирования марксизма Ленин «Три источника и три составные части марксизма»

Кто и в какой работе сказал, что борьба противоположностей составляет основной источник развития мира - Ленин; «Философия тетради»

Кто и в каком произведении употребляет выражение: «Человек по природе своей животное общественное, наделенное разумом» -Аристотель «Эстетика»

Кто из античных мыслителей считал важнейшей идеей идею «блага»- Платон

Кто из основоположников немецкой классической философии говорил: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «Я» и в этом же откровении и забвении впервые обрести самого себя и овладеть самим собой»(Фихте)

Кто из славянофилов, соборников и общественников назвал совмещением личной самостоятельности с целью общего порядка- И.В.Киреевский

Кто сказал: « не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимаешь»- Спиноза

Кто сомневался в правоте Локка по поводу того, что нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах, кроме самого разума- Кант

Материализм- философия, которая отражает объективную реальность

Материя и движение являются единственным существующим разумом- Дидро

Мировоззрение - совокупность принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы людей) (самый длинный ответ)

Можно ли диалектическое отрицание считать моментом перехода от старого к новому- нет

Можно ли считать диалектическое отрицание моментом перехода от старого качества предмета к новому? Да

Назвать китайского философа, основателя даосизма , возникшего в 6-5 вв. до н. э. -Лао-Дзы

Назвать одну из определяющих характеристик деонтологии - раздел этической теории, в котором рассматриваются проблемы долга и должного

Назвать философский метод познания, разработанный представителем немецкой классической философии Гегелемдиалектика

Немецкий философ классик, осуществивший революционный переворот в философии. Перенес внимание исследователя с объекта на познающий субъектКант

Немецкий философ, автор учения о феноменологии, повлиявший на европейскую культуру - Гуссерль - основатель феноменологической школы;

Неопозитивизм Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап.

Определение истины в медицине- как соответствие представлений объекту

Определений понятия истины много. Укажите на определение наиболее распространенное в медицинской среде.-как соответствие субъективных представлений объекту

Основатель физиологической школы, обосновал положение о том, что все акты сознательной, бессознательной психологической жизни является рефлексом.- Сеченов

Основной метод познания философии- методология

Основной фактор развития общества- экономические отношения

Основоположник экзистенциализма первой половины 19 в. - Кьеркегор

Отличие категории диалектики от понятия категории- имеют отрицательный характер универсалии

Отрасль философии, изучающая всеобщие проблемы познания, совокупность принципов научного исследования- эпистимогогия

Первый определил философию как науку- Платон;

Подобрать понятие к определению: «Учение о наблюдении общих законов развития природы, общества и познания, основанные на этом учении универсальный метод мышления и познаниядиалектика

Подобрать понятие к определению: Древняя форма общественного сознания, зародившееся в первобытном обществе, характеризующая социально-духовный инстинкт саморегулирования отношений между людьми»мораль

Понимание - знание сущности

Развил учение о мире ноуменов и мире- Кант ;

Родоначальник философии «всеединства»- Соловьев

Родоначальник философии всеединстваСоловьев

Роль диалектики как метода познания в конце деятельности ученыхмедиковопределенно:служить творческим ориентирам

Роль знаний- материальные знания среди врачей помогают в развитии

С. Кьеркегор– Родоначальник философии экзистенциализма.

Согласно Марксу в истории человека можно выделить общественно-экономические формации. Какими признаками при этом руководствуютсяотношение к собственности

Соотношение философии и идеологиив философии всегда есть идеалистический аспект

Сочинение «Новый органон»Ф. Бекон

Сочинение «Рассуждение о методе» Р.Декарт

Специфическая черта натуралистической философии эпохи Возрожденияпантеизм;

Страдание общий удел мира; причина его – желание; конец страдания в нирване; существует путь к достижению нирваны- Благородные истины буддизма –

Страна, где идея всеединствоРоссия

Считал воду основой и началом всего сущего– Фалес

Укажите мыслителя древности, которому принадлежит определение справедливости: «Существует 2 первоначала справедливости: никому не навредить и приносить пользу обществу»Цицерон

Укажите на правильное определение «развития» с философской точки зрения – необратимое качественное изменеие с преобладанием прогрессивной тенденции

Указать на определение материи, характерные для диалектического материализма- объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им

Указать специфические особенности русской религиозной философии по ее содержанию и формам выражения-все вместе взятое

Умозрение?Способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построений, не связанных зачастую с научно установленными фактами наблюдения и эксперимента)

Учение о первичных и вторичных качествах.– Локк

Учение, отождествляющее Бога и природу; специфическая особенность натурфилософии- Пантеизм -

Ф. Бекон- Автор индуктивного метода в философии;

Философия - логика науки- течение неопозитивизм

Философия медицины- Это умственные теории здоровья и болезни

Фома Аквинский – Приспособил учение Аристотеля для католической церкви; Основные категории: сущность – существование, материя – форма, потенция – акт; Произведение «Сумма теологии»

Чем является наука в современном обществе- интеллектуальный компонент духовной культуры

Что в марксистской философии называется «историческим типом общества», который характеризуется как определенный способ развития производствасоциально-экономическая формация

Что входит в понятие философия медицины?Логико-гносеологическая база теории медицины

Что означает понятие «экзистенция», от которого получено название философских учений в 20 в. существование

Что означает философская концепция агностицизма- теория, отрицающая познаваемость мира

Что ориентирует философия антропологиивсе перечисленное

Что первоначально подразумевалось под понятием культурыобрабатывание земли человеком

Что понимается в диалектико-материалистической философии под категорией «субстанция» - универсально-логическая характеристика для объяснения материального мира как его причины

Что такое веды?древние письменные памятники индийской культуры (конец 2 – начало 1 тысячелетия до н. э.)

Что такое понимание в философии?это процедура осмысления, выявления иного значения;

Что философы подразумевают под рефлексией?Это философский принцип мышления, направляющий размышление на осмысление собственных форм и предпосылок познания, критическое само осмысление

Чьи слова: «не много в самом деле разрешиться между мудростью и медициной , и все, что имеется в мудрости, все это в медицине, а именно презрение к деньгам, совестливость, скромноость, простота в одежде, уважение, служение; решительности, определенности, изобилие мыслей, знание всего того, что намеренно необходимо?»- Гиппократ

Экзистенциализм- К. Ясперс, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю;

StudFiles.ru

Быть - значит быть в восприятии

Беркли полностью принимал тезис Локка о том, что все наши знания о внешнем мире происходят из опыта, но отвергал различение первичных и вторичных качеств. По мнению Беркли, все качества - вторичные. Все знания являются достоянием человека, представляют собой функцию опыта. Через несколько лет его позиция получила название ментализма, что подчеркивает то обстоятельство, что для Беркли весь мир представляет собой не более чем некое субъективное, психическое явление.

Он утверждал: esse est percipi, что в переводе с латинского означает «быть - значит быть в восприятии». Нам недоступны истинные характеристики внешнего, объективного мира, поскольку все, что мы о нем можем знать, - это наше восприятие. Но поскольку восприятия - внутренние ощущения человека и потому субъективны, они не могут с достоверностью считаться отражением внешнего, объективного мира. То, что мы называем объектом, - не что иное, как сочетание различных ощущений в один целостный комплекс, который привычка впоследствии закрепляет как единое целое. Таким образом, по Беркли, чувственный мир есть не более чем сочетание различных ощущений.

Нет ни одной материальной субстанции, в существовании которой мы можем быть в достаточной мере уверены, поскольку, если отвлечься от всех ощущений, не остается ровным счетом ничего. Вне ощущений не существует цвета. Равным образом вне ощущения формы или движения нет ни формы, ни движения.

Беркли не утверждал, что физические объекты в действительности существуют только в то время, когда их кто-либо воспринимает. Его позиция состоит в следующем: поскольку весь наш опыт существует внутри нас и неотделим от ощущений, то у нас нет достаточно надежного доступа к объективным характеристикам предметов внешнего мира. Мы можем с достоверностью полагаться только на собственные ощущения.

Беркли признавал, что некоторые впечатления обладают определенной независимостью, стабильностью и согласованностью, поэтому ему необходимо было найти объясняющий это обстоятельство фактор. Выход был найден при помощи введения в предложенную схему понятия Бога (поскольку Беркли был все же священником). Бог воспринимает все, что происходит в мире. Если где-нибудь в лесу упадет дерево (такова старинная загадка) и не будет никого, кто мог бы услышать это, то звук все же будет существовать, потому что есть Бог, который всегда все слышит.

Взаимосвязь ощущений

Для объяснения процесса познания Беркли использовал теорию ассоциаций. Наши знания преимущественным образом есть сочетания взаимосвязанных простых идей, отдельных психических элементов. То есть сложные представления представляют собой комбинации ряда простых, возникающих благодаря имеющимся у нас органам чувств. Этот момент Беркли рассматривает в своем труде «Новая точка зрения» (An Essay Towards a Neiv Theory of Vision).

Сидя в моем рабочем кабинете, я слышу, что вдоль улицы едет карета: я смотрю в окно и вижу ее: выхожу и сажусь в нее. Так. повседневная речь склоняет каждою думать, что он слышал, видел и осязал одну и ту же вещь, а именно карету. Тем не менее на самом деле идеи, вводимые каждым отдельным чувством, совершенно различны и независимы друг от друга; но так как они постоянно наблюдаются вместе, то и высказываются как бы об одной и той же вещи. (Перевод фрагмента приводится по русскому изданию: Беркли Дж. Соч. М. 1978. С. 73.)

Сложное представление кареты состоит из звука ее колес по булыжной мостовой, ощущения прочности ее корпуса, свежего запаха кожаных сидений и зрительного образа ее внешнего вида. Наше сознание конструирует сложное восприятие, соединяя между собой базовые психические строительные блоки - простые представления. Причем механическая аналогия и использование терминов «конструирует» и «строительные блоки» в данном случае не случайны.

Беркли использует идею ассоциаций для объяснения так называемого глубинного, пространственного зрения. Он исследует то, каким образом мы воспринимаем третье измерение, если принять во внимание, что человеческий глаз способен воспринимать лишь два измерения. С его точки зрения, мы воспринимаем трехмерные изображения благодаря предшествующему опыту, проводя ассоциации данного ощущения с другими зрительными ощущениями, которые мы имели прежде, рассматривая этот предмет с различных расстояний. Иными словами, продолжительный опыт рассматривания данного предмета с различных сторон и на различном расстоянии накладывается на непосредственные ощущения, вызываемые сокращениями глазных мускулов. Все это в совокупности дает нам ощущение глубины восприятия. Таким образом, по Беркли, трехмерное восприятие объекта - не элементарное восприятие, а ассоциативное и многоплановое, которое усваивается нами в процессе научения.

В этом произведении Беркли пытается дать объяснение чисто психологических явлений на основе представления об ассоциативных ощущениях. Таким образом, он примыкает к растущей ассоцианистской волне в эмпирической философии. Его объяснение глубинного зрения в значительной мере предвосхитило современные представления об аккомодации и конвергенции.

Давид Юм (1711-1776)

Давид Юм, известный шотландский философ и историк, получил образование в университете г. Эдинбурга. Однако ему не довелось закончить полный курс. Он попробовал себя в коммерции, но скоро обнаружил, что это дело не для него. В итоге он отправился во Францию изучать философию. После этого 10м вновь вернулся в Англию, где вскоре приобрел известность и славу как литератор. Его наиболее значительной работой в области психологии считается «Трактат о природе человека» (A Treatise of Human Nature, 1739). В своей жизни он также побывал государственным чиновником, адвокатом в военной экспедиции и наставником страдающего лунатизмом отпрыска одного благородного семейства.

Юм разделял представления Локка об объединении ряда простых идей в сложные, однако подверг существенному пересмотру его теорию ассоциаций. Он был согласен с Беркли в том, что материальный мир не существует для индивида до тех пор, пока он не доступен наблюдению. Однако Юм пошел дальше. С точки зрения Беркли, Бог непрерывно воспринимает мир и тем самым выступает гарантом стабильности и постоянства физических объектов. Юм же задает следующий вопрос: что будет, если убрать идею Бога из этой картины?

По мнению Юма, в этом случае у нас не будет никакой возможности знать,

StudFiles.ru

Джордж Беркли

Родился Беркли на юге Ирландии в 1685 г. в английской дворянской семье, учился сначала в школе, где до него учился Джонатан Свифт, после закончил колледж Св. Троицы Дублинского духовного университета. В 1709 г. его рукополагают во диакона англиканской церкви. В это же время выходит его первая работа «Опыты новой теории зрения».

После этого работы у Беркли выходят достаточно часто, он интенсивно разрабатывает свою новую теорию, корнями уходящую в сенсуализм Локка. В 1710 г. выходит трактат «О принципах человеческого знания» (основная его работа). Идеи, изложенные в этом трактате, Беркли излагает в более популярной форме в работе «Три разговора между Гиласом и Филонусом». Это диалоги между вымышленными героями («Гилас» − «материя», а Филонус − «любитель ума», «философ»). В 1734 г. Беркли становится епископом англиканской церкви и до 1752 г. служит в г. Клейн на юге Ирландии. В это время он практически не пишет.

Задачу своей философии Беркли видел в апологии христианства и критике атеизма. Именно исходя из этого и следует понимать всю его философию, иначе мы действительно будем трактовать Беркли как субъективного идеалиста, каковым он, конечно же, не являлся. В противном случае он вообще не являлся бы христианином, даже членом англиканской церкви.

Своим главным врагом Беркли считал атеизм и материализм. Откуда берется вера в объективное, независимое от человека существование материи? Беркли видит причину существования материализма в вере людей в существовании материи. Критике этой уверенности Беркли и посвящает свои работы.

Вначале Беркли рассматривает проблему общих понятий. Он пишет, что основное заблуждение людей состоит в том, что они верят в существование общих понятия, в то, что общее понятие образуется посредством абстракции. Человек, наблюдая различные предметы (скажем, мел, сахар, снег), обнаруживает свойство всех этих предметов быть белыми, поэтому он абстрагирует свойство белизны от носителя этого свойства и считает, что таким образом образуется понятие белизны. Далее человек может производить следующую ступень абстракции − вводить понятие цвета и т.д. вплоть до самых общих понятий, наиболее общим из которых является понятие материальной субстанции. Поэтому для опровержения веры в существование материи (материальной субстанции) Беркли вначале рассматривает проблему образования общих понятий.

Он утверждает, что сам не обладает способностью к абстрагированию. Какое бы общее понятие Беркли ни пытался себе представить, он всегда представляет его в совокупности с неким материальным носителем. Если Беркли пытается представить себе белизну, он представляет себе снег или мел, если он пытается представить себе человек вообще, то в его уме всегда возникает образ какого-то конкретного человека. Поэтому общих понятий не существует − это ошибка философов, которая, по Беркли, возникает вследствие неправильного употребления слов (точнее, вследствие злоупотребления словами), поскольку люди, пользуясь словами (а такие слова, как «белизна» и «человек», конечно же, существуют), считают, что эти слова действительно что-то обозначают.

По Беркли, эти слова ничего не обозначают, кроме конкретного материального предмета. Поэтому слово является знаком, но знаком не общей идеи, существующей в нашем уме, а знаком конкретного предмета. Поэтому нет и материи как наиболее общего понятия, а то, что это понятие к тому же еще вредно и противоречиво, Беркли пытается показать в своем трактате.

Свою задачу Беркли рассматривает с точки зрения философии Джона Локка, который, как мы помним, говорил, что существуют первичные и вторичные качества. Беркли утверждает, что различия между ними нет. Первичными качествами Локк называет качества, принадлежащие самому материальному предмету. Таковыми являются его форма, вес, размеры и т.д., а вторичные качества (вкус, цвет и запах) предмету не принадлежат, а возникают в уме воспринимающего эти качества субъекта.

Беркли исходит из принципа, что о существовании вещи мы судим на основе того, что мы ее воспринимаем, т.е. утверждает, что существовать − значит быть воспринимаемым. Поэтому чувственные вещи − это такие вещи, которые могут быть восприняты чувствами непосредственно, а не через слова, понятия и т.д.

Беркли рассматривает каждое конкретное качество, чтобы показать, что ничто из них не принадлежит предмету. Вначале он рассматривает теплоту. Например, если человек поместит одну руку в холодную, а другую − в горячую воду и затем погрузит обе руки в теплую воду, то эта вода покажется одной руке теплой, а другой − горячей. Поскольку одна и та же вода не может быть одновременно и теплой и горячей, то, значит, вода не имеет в себе теплоты или холода. Теплота и холод − это свойства воспринимающего субъекта.

То же самое Беркли проделывает и с другими вторичными качествами − вкусом и запахом. Еще со времен античности существуют доказательства субъективности цвета. Так, больной желтухой воспринимает цвета совсем иначе, чем здоровый человек; если на предмет, окрашенный в один цвет, посмотреть в микроскоп, то там мы увидим совсем другие цвета. Поэтому нельзя сказать, что цвет принадлежит самому предмету − цвет является свойством субъекта.

Но эти аргументы мы уже знаем, встречались они у Демокрита, Галилея, Локка. Беркли же утверждает, что не только вторичные, но и первичные качества предметам не принадлежат. Действительно, величина, т.е. протяженность и форма, не может быть присуща самому предмету, поскольку один и тот же предмет может казаться и большим, и маленьким − вблизи или вдали от него мы находимся. Бывают мелкие животные, которым одна и та же вещь может показаться значительной большей, чем нам.. Другое первичное качество, движение, также не присуще самим вещам, потому что движение относительно и мы можем сказать, что вещь движется быстро, медленно или покоится в зависимости от того, с какой точки мы на нее посмотрим. Поэтому нет никаких первичных качеств.

Другой аргумент. Как мы воспринимаем первичные качества − скажем, протяженность, форму и движение? Не может быть тела, имеющего протяжение, не окрашенного ни в какой цвет. Мы не можем воспринимать плотность тела без осязания. Поэтому мы всегда воспринимаем первичные качества при посредстве качеств вторичных. Если бы тело не было окрашено ни в какой цвет, то мы не воспринимали бы ни форму, ни движение, ни размеры этого тела. Поэтому нет ни первичных, ни вторичных качеств.

Далее Беркли переходят к критике понятия материи, материального субстрата.

Что значит, что материя протяженна? Что означает слово «поддерживать», которое мы употребляем, говоря о субстрате, о субстанции (что субстанция есть как бы поддержка, некое вещество, находящееся под всеми вещами − то, что поддерживает все многообразие материальных вещей)? Что такое «поддерживать», что такое «простираться под», − спрашивает Беркли. Я вижу конкретные предметы, но что под ними находится, что их поддерживает, я не воспринимаю. Я воспринимаю ощущения об этих предметах; никакого ощущения о материи у меня нет. Поэтому понятия материи на основании ощущения не возникает, а потому нет и никакого материального субстрата (вспомним, что для Беркли основным принципом было существовать − значит быть воспринимаемым).

На основании данных аргументов можно было бы сделать вывод, что не существует ни материи, ни материальных вещей. Но это не совсем так. Беркли хочет показать, к каким абсурдным выводам можно прийти, если допустить объективное, независимое существование материи. Получается, что существование материи самопротиворечиво: допустив, что материя существует и что она воздействует на наши органы чувств, мы приходим к выводу, что не существует ни материи, ни материальных тел. То есть если мы допускаем, что чувства отражают свойства реального материального мира, то мы приходим к выводу, что этого мира не существует. Поэтому понятие материи не только излишне (поскольку мы познаем лишь данные своих органов чувств и никакого понятия материи для этого нам не нужно), но и противоречиво. Поэтому, говорит Беркли, мы должны исходить из совершенно других принципов познания.

Беркли утверждает, что все многообразие вещей реально существует, но не как независимая от моего ума материальная действительность, а как то, что существует лишь в уме. Беркли не говорит «в моем уме», но просто: «в уме». Все люди воспринимают одни и те же предметы одинаково − следовательно, они существуют не в моем уме, но в уме вообще. Поэтому если мы уверены, что мир существует, то существует и некий ум, который порождает этот мир. Таким образом Беркли приходит к доказательству существования Бога. Обычно люди, говорит Беркли, проводят несколько иную логическую цепочку: они верят в Бога и на основании своей веры заключают о существовании мира. Я же верю в существование мира и заключаю, что существует Бог.

Понятна логика Беркли: существовать − значит быть воспринимаемым; если я воспринимаю в себе некоторые чувства, то я делаю вывод, что мир существует; я делаю также вывод, что для этого совершенно не нужна никакая материальная субстанция. Поскольку я знаю, что этот мир воспринимается точно так же и другими людьми, я понимаю, что мир существует не только в моем уме, но и в уме другом, который объемлет и этот материальный мир, и наши души. Поэтому Беркли не стоит на позициях субъективного идеализма. По Беркли, внешний мир существует, он реален, как реален и каждый человек, а не только субъект, познающее Я. Это доказывает, что существует Бог. Иное было бы сложно допустить, понимая, что Беркли был христианином и главную цель своей философии видел в апологии христианства.

Учение Беркли не получило поддержки со стороны англиканской церкви, но и особых возражений оно не вызвало, поскольку Беркли продолжал свое диаконское служение, а впоследствии был даже рукоположен во епископа.

Итак, Беркли подвергает критике понятие субстанции, но только материальной субстанции. Не существует материальной субстанции − существует лишь духовная субстанция, ею является Бог. Нет никакого материального мира − есть лишь Бог, и больше ничего. Бог создает души и вкладывает в них идеи; Он создает души таким образом, что во все души вкладывает одинаковые идеи. Поэтому и работают все души так же одинаково и воспринимают идеи одинаково − не только окружающий мир, но и законы нравственности, логики, эстетики и того, что нельзя отнести к материальному миру.

studopedia.ru

Существовать — значит быть воспринимаемым. Что означает это утверждение?

К каким выводам может привести утверждение Беркли: "Существовать — значит быть воспринимаемым"?

Джордж Бе́ркли (англ. George Berkeley; 12 марта 1685 — 14 января 1753) — английский философ, известный своей системой спиритуалистической философии; епископ Клойнский (англ. Cloyne)1 в Ирландии. Последовательно развивал тезис о том, что «бытие — это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает».

Википедия.

Volna7

Перечитала разные статьи Беркли, Юма.

И статьи современников.

Беркли опирался на религиозные понятия.

Юм опирался на ощущения человека.

Современники тоже считают, что если ребенка мама не воспринимает, значит, не любит, а это уже ощущения самого ребенка.

То есть мир состоит из ощущений.

Быть воспринятым, значит- понять себя через глаза другого человека, как он вас видит, отсюда взаимные ощущения.

Восприятие не может быть голым. Оно обязательно проходит через ум, образы, опыт, чувства и ощущения.

Поэтому считаю, что Беркли немного жил в свое время и в своей философии. Мир изменился.

Быть воспринимаемым, это пропускать человека через собственное восприятие, через свой разум, интеллект, понятия, качества ума, способности и ощущения.

Статья1Философия Беркли и Юма

Статья 2 Основы учения Беркли

bolshoyvopros.ru

Читайте также