Уголовное право определение

Уголовное право как отрасль права

Название этой отрасли права в разных странах имеет разное происхождение и зависит от того, какая идея лежит в основе уголовного права. Если это идея преступления, то его называют criminal law (англ.), droit criminel (франц.), criminal-recht (нем.) — от лат. «crimen» (преступление), т.е. право о преступлении. Если же на первое место выдвигается идея наказания за преступление, то его называют иначе — penal law (code), droit penal, strafrecht — от лат. «poena» (наказание), т.е. право о наказании. В Болгарии уголовное право называется наказательным правом.

Так или иначе, понятие уголовного права всегда связывалось с правом (законом), определяющим наказание за преступное поведение.

Уголовное право — это отрасль права, представляющая собой систему юридических норм, установленных высшим органом государственной власти. Эти нормы определяют принципы уголовной ответственности, а также предусматривают, какие общественно опасные деяния признаются преступлениями и какому наказанию подлежат лица, виновные в их совершении. Принятый Верховной Радой Украины 5 апреля 2001 г. новый Уголовный кодекс (У К) в ст. 1 определяет, что он имеет задачей правовое обеспечение охраны прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Украины от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Юридическое своеобразие уголовного права выражается главным образом в особом методе и предмете правового регулирования. В самом общем виде предмет уголовного права можно определить как преступление и наказание. Это центральные понятия уголовного права.

При более детальном рассмотрении этого вопроса становится ясно, что предмет регулирования в основном образуют негативные общественные отношения, возникающие в связи с фактом совершения преступления (уголовно-правовые отношения). Они имеют относительный и двусторонний характер (государство и преступник). Праву государства (в лице его правоохранительных органов) привлечь преступника к уголовной ответственности и на значить ему предусмотренную уголовным законом меру наказания соответствует обязанность субъекта преступления ее претерпеть. В свою очередь, преступник наделен правом требовать точной оценки своего общественно опасного поведения в полном соответствии с законом и назначения ему судом соразмерного, справедливого и строго индивидуализированного наказания, чему соответствует обязанность государства. Однако предмет уголовного права этим не исчерпывается. В его структуру включены и некоторые позитивные правоотношения, например, возникающие при необходимой оборо не, задержании преступника и т.д.

Неоднородность предмета порождает и сложность метода право вого регулирования. Поскольку большинство правоотношений в области уголовного права является негативными, метод правового регу лирования в уголовном праве особый— карательный, заключающийся в применении уголовной репрессии к лицу, виновному в совершении преступления. Поскольку уголовная репрессия является наиболее острым оружием государства в борьбе с преступностью, неуклонное соблюдение уголовных законов представляет собой важнейший фак тор укрепления законности в стране. Позитивные правоотношения регулируются путем поощрения социально-полезного поведения.

Функции уголовного права: регулятивная, охранительная, предупредительная и воспитательная.

Охранительная функция является главной и заключается в определении ответственности за нарушение установленных в государстве правил поведения людей, за причинение вреда.

Уголовное право охраняет только наиболее значимые для личности, общества и государства ценности и отношения. Осуществление охранительной функции уголовного права происходит путем установления уголовно-правовых запретов: запрещается совершать действия, признаваемые опасными и вредными для личности общества и государства. В определенных случаях, когда на лицо возложена правовая обязанность совершать активные действия, уголовную ответственность может повлечь невыполнение этой обязанности, т.е. без действие. Наиболее часто уголовная ответственность за бездействие устанавливается при осуществлении служебных полномочий. В этих случаях уголовно-правовая норма содержит запрет бездействовать и предписание действовать определенным образом.

Предупредительная функция имманентно присуща уголовному закону. Она реализуется уже в самой угрозе применения предусмотренных законом санкций через механизм воздействия уголовно-правового запрета и угрозы наказания. Решающее значение в предотвращении преступлений, снижении их уровня имеют политические, экономические и социальные реформы и мероприятия, повышающие жизненный уровень населения, уровень образования и медицинского обслуживания, содействующие развитию культуры в стране, .а также повышающие уровень общественной нравственности.

Уголовное право играет необходимую, но подчиненную роль в борьбе с преступностью.

Воспитательная функция уголовного права заключается в воспитании у граждан соответствующего уважения, убежденности в необходимости исполнения и соблюдения законов.

Система уголовного права состоит из двух частей — Общей и Особенной.

Общая часть содержит законодательное определение принципов и задач уголовного права, пределов действия уголовного закона, таких основных понятий уголовного права, как преступление, вина, соучастие и т.д. В Общей части также сформулированы положения, определяющие основания, условия и пределы уголовной ответственности, указаны цели наказания, содержится описание видов наказания, определены условия и порядок их применения, а также условия и порядок освобождения от наказания.

Особенная часть уголовного законодательства состоит из норм, со держащих описание отдельных видов преступлений, и указаний на конкретный вид и размер наказаний, предусмотренных за их совершение.

Общая и Особенная части уголовного права тесно связаны между собой. Общие положения, сформулированные в Общей части, конкретизируются в нормах Особенной части. Практическое применение норм Особенной части невозможно без учета положений Общей части.

Термин «преступление» происходит от понятия «преступить какие-то границы, пределы», т.е. нарушить наиболее важные правила поведения в обществе. Уголовное право как раз и определяет границы допустимого поведения, нарушение которых будет считаться преступлением. ,

Нарушение других, менее важных правил поведения, нанесение вреда общественным отношениям и ценностям может повлечь административную, гражданско-правовую, дисциплинарную, общественную, моральную ответственность. Совершение же преступления влечет за собой уголовную ответственность, наиболее строгую из всех видов юридической ответственности.

studopedia.ru

Тема 1. Уголовное право как отрасль права и как наука.

  1. Понятие уголовного права, его предмет, метод, задачи и система.

Предметом уголовного права являются общественные отношения 2х групп: охранительные и регулятивные.

Субъектом уголовного права при охранительных отношениях являются их участники: государство в лице правоохранительных органов и лицо, совершившее преступление и обязанное понести ответственность за совершенное деяние. Права участников таких отношений. Государство имеет право привлечь лицо к уголовной ответственности и применить в отношении него различные принудительные меры. Лицо, совершившее деяние обязано соблюдать эти меры, имеет право быть привлеченным к ответственности только за то деяние, которое совершил. Государство обязано привлечь к ответственности только за то, что лицо совершило.

Субъекты регулятивных отношений, которые происходят под строгим контролем со стороны государства, – это 2 гражданина. Государство дает им право защищаться от преступления самостоятельно. Лицо, совершившее преступление, будет претерпевать на себе дозволенные государством меры ответного противостояния.

Метод уголовного права зависит от общественных отношений, которые он регулирует. В охранительных общественных отношениях - это императивный метод, а в регулятивных - диспозитивный.

Задачи уголовного права определяются ст. 2 УК РФ. Это:

  1. Охрана общественных отношений:

  1. личности;

  2. общества;

  3. государства.

  1. Предупреждение преступлений:

  1. лицом, привлекавшимся ранее к уголовной ответственности;

  2. другими лицами.

Уголовное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, направленных на регулирование общественных отношений, возникающих вследствие совершения преступлений, определяющих преступность и наказуемость деяния, основание уголовной ответственности, виды наказаний, иных принудительных мер, общие начала и условия назначения наказаний и иных принудительных мер, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Традиционно уголовное право делится на общую и особенную части (пандектная система). Общая часть основана на 3х институтах:

1) преступление;

2) наказание;

3) уголовный закон.

Особенная часть построена на объектной системе.

  1. Наука Уголовного Права.

Предмет науки уголовного права составляют преступление, наказание и уголовный закон.

Источниками науки уголовного права являются книги, монографии, судебная практика и пр.

Уголовное право – это наука, изучающая уголовное право как одну из отраслей права и представляющая собой постоянно развивающуюся систему знаний о преступлении и наказании. Наука уголовного права изучает так же историю уголовного права и уголовное право зарубежных стран.

Предметом науки уголовного права является российское зарубежное уголовное законодательство, история развития уголовно-правовой мысли и уголовно-правовых институтов, правоприменительной деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Поэтому предмет науки уголовного права значительно шире предмета уголовного права как системы уголовного законодательства.

Наука уголовного права, анализируя нормы уголовного законодательства и обобщая практику следственных органов и судов, разрабатывает рекомендации по совершенствованию практики уголовно-правовой борьбы с преступностью.

Развитие теории уголовного права, изучение зарубежного законодательства и практического опыта работы и борьбы с преступностью способствуют совершенствованию уголовного законодательства России.

Опираясь на современные идеи теории познания в сфере обществоведения, наука уголовного права использует ряд конкретных методов: обобщение и анализ следственной практики, исторический, систематический, сравнительный анализ законодательства, анализ уголовной статистики, конкретно-социологические методы, системный метод, метод сравнительного правоведения при изучении зарубежного уголовного законодательства. Применение всех этих методов должно основываться на положениях логики.

Наука уголовного права используют также последние достижения социологии, криминологии, психологии, психиатрии. Многие современные проблемы могут быть решены только на основе комплексного изучения вопросов с использованием научных разработок различных отраслей знания.

Задачами науки уголовного права являются: разработка фундаментальных проблем уголовно-правовой теории, предложений по совершенствованию и развитию уголовного законодательства, обобщение и анализ судебной практики, и формулирование рекомендаций по повышению ее эффективности, правовая пропаганда в целях повышения правосознания населения, создание учебной и методической литературы для обеспечения юридического образования в стране.

Уголовно-правовая наука должна быть свободна от идеологических штампов, руководствоваться прогрессивными идеями о защите прав человека и интересов личности.

Уголовно-правовая наука должна критически воспринимать законодательство и выступать против принятия законов, не имеющих социального обоснования или ограничивающих общепризнанные в цивилизованном мире права человека.

Уголовно-правовая наука должна также вскрывать ошибки судебной практики и обеспечивать правильное применение уголовного законодательства.

StudFiles.ru

Уголовное право России

Основная статья: Уголовное право

Уголовное право России — самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Изучение данной отрасли составляет часть предмета науки уголовного права. В юридических вузах Российской Федерации уголовное право России является предметом отдельного учебного курса.

История развития

Основная статья: История уголовного права России

А. Г. Кибальник выделяет в истории российского уголовного права следующие четыре основных этапа, отмечая при этом, что данная периодизация является условной и не единственной[1][2].

Средневековое уголовное законодательство

Первые известные нам уголовно-правовые нормы Древней Руси были закреплены в договорах с Византией 907, 911, 944 годов и в Русской правде. В этот период основой для писаного права служили правовые обычаи. Преступления в этот период не считались опасными для общества в целом, рассматривались как посягательство на личные интересы, что выражалось в установлении имущественной компенсации ущерба («виры») и возможности применения наказаний, основанных на принципе талиона[3].

В XV—XVII веках уголовно-правовые нормы окончательно приобрели публичный характер, преступления стали рассматриваться как деяния, угрожающие всему обществу в целом; в памятниках права этого периода (Судебники 1497, 1550 годов, Соборное уложение 1649 года) светские уголовно-правовые нормы отделяются от церковных, однако всё ещё неразрывно связаны с нормами других отраслей права[4].

Законодательство Нового времени

Первым нормативным актом, практически целиком состоящим из уголовно-правовых норм, стал Артикул воинский Петра I, принятый в 1716 году. Несмотря на то, что основное внимание в нём уделялось военно-уголовному законодательству, в нём были и нормы общего характера, в том числе заимствованные из уголовного законодательства европейских государств[4].

Также к этому периоду относится Устав благочиния, принятый в период царствования Екатерины II. В начале XIX века было также подготовлено несколько проектов Уголовного уложения. Нормы уголовного права вошли и в Свод законов Российской империи 1833 года, где были представлены в Книге первой тома XV «О преступлениях и наказаниях вообще».

Первый полноценный уголовный кодекс — Уложение о наказаниях уголовных и исправительных — был подписан в 1845 году Николаем I. Основной его особенностью в сравнении с более ранними нормативными актами было выделение общей части как элемента структуры кодифицированного акта[5]. Среди особенностей Уложения заслуживает внимания подробно разработанная система наказаний, включавшая 12 их «родов» и 38 «степеней»[5]. Кроме этого, нормы, предусматривающие уголовную ответственность, содержались в Воинском уставе о наказаниях (282 статьи)[6].

22 марта 1903 года, в период царствования Николая II, было принято новое Уголовное уложение, в котором были учтены произошедшие в России экономические и социально-политические изменения. Уложение носило весьма прогрессивный характер и с точки зрения уголовно-правовой науки и юридической техники[7]. Однако оно так и не вступило в силу в полном объёме.

В период между Февральской и Октябрьской революцией 1917 года применялись уголовные законы дореволюционного периода: Уложения 1845 и 1903 годов. Одновременно постановлениями Временного правительства вводились и новые уголовно-правовые нормы.

Уголовное право в советский период

В первые годы советской власти ответственность за преступления устанавливалась отдельными декретами, постановлениями и инструкциями. В целом можно отметить, что несмотря на то, что формально все законодательные предписания Российской империи в 1918 году прекратили своё действие, фактически новые законодательные акты во многом восприняли конструкции Уложений 1845 и 1903 года[8]. В 1919 году были приняты Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, фактически первый кодифицированный уголовно-правовой акт советской власти.

Уголовное законодательство, принятое в 1920-х — 1930-х годах (Уголовный кодекс РСФСР 1922 года, Уголовный кодекс РСФСР 1926 года, Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года), как и ранее действовавшее царское законодательство, имело своей приоритетной целью охрану политических интересов власти; при этом многие его нормы имели репрессивный характер[9].

В последовавший за смертью Сталина период демократизации общественных отношений были приняты Основы уголовного законодательства Союза СССР и союзных республик 1958 года и Уголовный кодекс РСФСР 1960 года, в которых были значительно либерализованы все институты уголовного права, а перекос в сторону большей защиты государственных интересов в ущерб личным и классовая дискриминация уже не имели такого выраженного характера, как в предыдущих актах[10].

Перестройка общественных отношений, начатая в 1985 году, затронула и уголовное законодательство. На основе разработанной в 1987 году группой учёных Академии наук СССР теоретической модели уголовного кодекса были приняты Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик 1991 года, учитывавшие демократические преобразования в обществе[11]. Ввиду распада СССР они так и не вступили в силу.

Уголовное право в период экономических реформ

В период экономических преобразований в России продолжал действовать УК РСФСР 1960 года, однако его содержание существенно менялось, отражая новые экономические и социальные характеристики общества: так, например, была унифицирована уголовно-правовая охрана государственной и иных видов собственности, декриминализованы многие ранее считавшиеся преступными деяния[10].

В 1996 году был принят Уголовный кодекс РФ, вступивший в силу с 1 января 1997 года, более полно отразивший новые экономические и политические реалии российского общества. В нём произошёл переход к приоритетной защите прав и свобод человека, а не интересов государства[12], наметился сдвиг от пунитивного (карательного) правосудия, целью которого является наказание преступника, к реституционному правосудию, целью которого является урегулирование социального конфликта, реставрация общественных отношений, нарушенных преступлением[13].

Уголовный кодекс РФ постоянно изменяется, за первые 10 лет его действия (с 1 января 1997 года по 1 января 2007 года) было принято 25 законов, внёсших в него более 300 изменений[14].

Задачи уголовного права России

Задачи уголовного права в целом совпадают с задачами Уголовного кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 УК РФ):

  • Охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств.
  • Обеспечение мира и безопасности человечества.
  • Предупреждение преступлений.

Порядок, в котором УК РФ перечисляет охраняемые уголовным правом объекты, соответствует приоритетам уголовно-правовой охраны. УК РФ 1996 г., в отличие от УК РСФСР 1960 г., ставит на первое место интересы личности, а лишь затем интересы общества и государства.

Система

Система российского уголовного права основывается на системе уголовного законодательства, но не совпадает с ней, поскольку включает институты, которые не получили явного законодательного закрепления. Уголовное право делится на Общую и Особенную части.

  • Общая часть
    • Уголовный закон: понятие, принципы и задачи уголовного законодательства; уголовная ответственность и её основание; действие уголовного закона во времени и в пространстве
    • Преступление: общие положения о преступлении; состав преступления (объект преступления, объективная сторона преступления, субъект преступления, субъективная сторона преступления); неоконченное преступление; соучастие в преступлении; обстоятельства, исключающие преступность деяния; множественность преступлений
    • Наказание: понятие и цели наказания; система и виды наказаний; назначение наказания; освобождение от уголовной ответственности; освобождение от наказания; амнистия; помилование; судимость
    • Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
    • Иные меры уголовно-правового характера: принудительные меры воспитательного воздействия; принудительные меры медицинского характера; конфискация имущества
  • Особенная часть
    • Преступления против личности: против жизни и здоровья; свободы, чести и достоинства личности; половой неприкосновенности и половой свободы личности; конституционных прав и свобод человека и гражданина; семьи и несовершеннолетних
    • Преступления в сфере экономики: против собственности; интересов службы в коммерческих и иных организациях; преступления в сфере экономической деятельности
    • Преступления против общественной безопасности и общественного порядка: против общественной безопасности; здоровья населения и общественной нравственности; безопасности движения и эксплуатации транспорта; экологические преступления; преступления в сфере компьютерной информации
    • Преступления против государственной власти: против основ конституционного строя и безопасности государства; государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; правосудия; порядка управления
    • Преступления против военной службы
    • Преступления против мира и безопасности человечества

Нормы общей и особенной частей уголовного права применяются, как правило, совместно. Содержащиеся в особенной части признаки конкретных преступлений дополняются имеющимися в общей части признаками, едиными для всех преступлений.

Кроме того, в теории уголовного права выделяют понятие института уголовного права, который является системой норм уголовного права, регулирующих некую относительно самостоятельную группу общественных отношений, близких по своему содержанию; выделяют институты наказания, соучастия и т. д.[15]

Принципы уголовного права России

УК РФ выделяет 5 уголовно-правовых принципов. Содержание этих принципов не является специфичным ни для уголовного права, ни для российского законодательства в целом, поскольку основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Принцип законности

Согласно ч. 1 ст. 3 УК РФ, применительно к уголовному праву принцип законности означает, что преступность, наказуемость и иные уголовно-правовые последствия деяния может устанавливаться только уголовным законодательством.

Ч. 2 ст. 3 УК РФ дополняет данный принцип указанием, что применение уголовного закона по аналогии не допускается. Это означает, что преступлением может быть признано лишь такое деяние, признаки которого точно совпадают с закрепленными в уголовном законе. Такой подход утвердился в судебной практике относительно недавно, в период действия УК РСФСР 1960 г.[16] Действовавшие ранее УК РСФСР 1922 г. и УК РСФСР 1926 г. в явном виде допускали привлечение к уголовной ответственности в случаях, когда деяние лица лишь частично соответствовало признакам конкретного указанного в законе преступления (то есть по аналогии). Указывается, что «аналогия в уголовном праве приводила к […] необоснованному и противозаконному в ряде случаев привлечению граждан к уголовной ответственности, создавала условия для произвольного толкования закона»[17]. Применение закона по аналогии в этот исторический период выступало одной из составных частей механизма сталинских репрессий[16].

Указание в законодательной формулировке принципа законности на деяние означает наказуемость лишь действий или бездействия лица, имеющих общественную опасность. Указывается, что не должны наказываться мысли, идеи, убеждения, даже выраженные вовне в объективной форме (например, в дневниковой записи)[18].

Принцип равенства граждан перед законом

Ст. 4 УК РФ так формулирует этот принцип: «Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Данный принцип прямо вытекает из ст. 7 Всеобщей декларации прав человека[19] и потому является общим для всего мирового сообщества.

Важно отметить, что единым для всех без исключения лиц является лишь основание уголовной ответственности — совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления (ст. 8 УК РФ). Пределы уголовной ответственности могут быть различными для разных категорий лиц: например, смертная казнь не назначается женщинам, несовершеннолетним и лицам, достигшим возраста 65 лет. Кроме того, для отдельных категорий лиц (например, главы государства или депутатов высшего законодательного органа власти) могут устанавливаться особые усложненные процедуры привлечения к ответственности ввиду особенностей их правового статуса[20]. Специалистами, однако, указывается, что в Российской Федерации для некоторых категорий таких лиц (депутаты, судьи) процедура привлечения к уголовной ответственности усложнена чрезмерно, что приводит к фактической безнаказанности совершённых преступлений[21].

Кроме того, равенство оснований применения уголовной ответственности не означает равенства наказаний: наказания всегда индивидуализируются, учитывают личность конкретного преступника[22].

Принцип вины

Согласно ст. 5 УК РФ уголовная ответственность может быть только виновной. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, в российском уголовном праве не допускается. Если в деянии нет вины лица в форме умысла или неосторожности, то это означает, что причинённый им вред на самом деле вызван действием внешних сил, не подконтрольных субъекту; такой вред не может быть наказан, поскольку имеет характер, аналогичный действию сил природы (штормов, лесных пожаров, наводнений)[23].

Данный принцип (его также называют принципом субъективного вменения) имеет особо важное значение. Он ставит на первое место в системе оснований уголовной ответственности не внешние проявления преступной деятельности, а внутреннее психическое отношение лица к совершаемому деянию. Так, например, если при совершении хищения потерпевший или иные лица видели действия виновного, однако он сам, исходя из окружающей обстановки, полагал, что действует тайно, содеянное является тайным хищением чужого имущества, то есть кражей, а не грабежом[24]. Следовательно, для правильной квалификации преступления необходимо установить прежде всего субъективную сторону преступления (вину, мотивы и цели лица), что нередко является довольно сложной задачей.

Принцип справедливости

Регламентация данного принципа в российском уголовном законодательстве состоит из двух частей. Во-первых, наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Важно отметить, что справедливость здесь понимается не как точное соответствие меры наказания причиненному вреду (принцип талиона), а как назначение меры наказания в рамках, установленных законом и с учётом обстоятельств, предусмотренных законом, то есть носит относительный характер.

Во-вторых, согласно ч. 2 ст. 6 УК РФ, никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Это положение восходит к римскому праву и часто цитируется в форме «non bis in idem». Если лицо было осуждено или оправдано судом в ходе уголовного судопроизводства, то повторное привлечение его к ответственности за то же самое деяние (даже при условии другой его квалификации) является недопустимым.

Справедливость уголовного закона в теории уголовного права толкуется также как требование социальной обусловленности уголовного закона, который должен учитывать как исторически сложившиеся нормы морали и обычаи, так и актуальные потребности современности[25]. Тем не менее, указывается, что требование социальной обусловленности не означает слепого следования «воле народа», выраженной, например, в результатах социологических опросов; социально обоснованным следует признать такой закон, который эффективно выполняет поставленные перед ним задачи: охрану общественных отношений от преступных посягательств, предупреждение преступлений и исправление осуждаемых за преступления лиц[26].

Принцип гуманизма

Ст. 7 УК РФ устанавливает, что уголовное законодательство обеспечивает безопасность человека и что наказание и иные меры уголовно-правового характера не могут иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. В основе данного положения лежит конституционное положение, согласно которому человек, его жизнь, права и свободы признаются высшей социальной ценностью. Схожие положения содержатся в ст. 5 Всеобщей декларации прав человека[19]).

Толкование термина «гуманизм» в уголовном праве отличается от бытующего в обществе (связанного с представлением о снисходительном отношении к нарушениям закона: «советский суд — самый гуманный суд в мире»)[27]. Гуманизм направлен на защиту прав и интересов в первую очередь потерпевших от преступления. В отношении преступников он выражается в основном в исключении возможности применения наказаний, не соответствующих статусу личности человека как высшей ценности, закреплённому ст. 2 Конституции РФ. Гуманизм не исключает карательной направленности наказания, ориентированной на причинение не являющихся чрезмерными страданий.

Тем не менее, в литературе отмечается, что не следует абсолютизировать карательное воздействие уголовного права, поскольку оно во многом не позволяет достичь целей, которые оно призвано решить. Ещё Маркс писал: «…история и такая наука, как статистика, с исчерпывающей очевидностью доказывают, что со времени Каина мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием. Как раз наоборот!»[28] Указывается, что значительных достижений в вопросах борьбы с преступностью позволяет добиться применение таких мер, которые не связаны с традиционным представлением о уголовно-правовой каре, в том числе не являющихся наказанием иных мер уголовно-правового характера[29].

Принципы уголовного права, прямо не закреплённые в законе

Не все принципы российского уголовного права получили прямое закрепление в уголовном законе. Теоретиками выделяются несколько принципов, которые непосредственного нормативного закрепления не имеют, но всё же играют важную роль в судебной практике.

К их числу относятся принципы демократизма, неотвратимости ответственности, дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания, экономии уголовной репрессии, принцип личной ответственности и другие[30].

Принцип личной ответственности

Следствием принципа вины является личный характер уголовной ответственности: человек ни при каких условиях не должен нести ответственность за поступок, совершённый другим человеком[31]. В практике Верховного Суда СССР имел место следующий случай:

К. и Ш. признаны виновными в том, что являясь рабочими геолого-разведочной партии, совершили неосторожное причинение смерти. К. около 9 часов утра 9 августа 1963 г. пошёл умываться к реке, протекающей на расстоянии 200 м от посёлка, и на противоположном берегу реки увидел колебание кустов, чёрный силуэт и услышал треск веток. Полагая, что в кустах медведь, К. побежал в дом поисковой партии и рассказал об этом Ш. Оба они взяли одноствольные ружья 16-го калибра, зарядили их одинаковыми патронами и вместе побежали к реке. На берегу реки Ш. с колена, а К. стоя одновременно произвели выстрелы в кусты противоположного берега, где, по мнению К., находился медведь. В кустах оказался техник-геофизик, которому одним из выстрелов было причинено смертельное ранение.

Решением суда К. и Ш. оба были признаны виновными в неосторожном причинении смерти, так как выстрелы по цели произвели одновременно, с одинакового расстояния, из одинаковых ружей, заряженных одинаковыми пулями. Однако в процессе следствия и судебного разбирательства дела не установлено, кто именно из них — Ш. или К. — причинил смертельное ранение потерпевшему. При таких обстоятельствах Пленум Верховного Суда приговор отменил и направил дело на новое рассмотрение для установления конкретного лица, виновного в совершении этого преступления.

— Бюллетень Верховного Суда СССР. 1966. № 5. С. 24—26[32]

В данной ситуации привлечь к ответственности можно было лишь то лицо, пуля которого попала в цель; действия другого не являются преступными. Помимо случаев, когда нельзя достоверно установить виновность конкретного лица в деянии, сфера действия этого принципа распространяется на случаи возможного привлечения к ответственности вследствие наличия определённых родственных или иных связей (которое нередко имело место в недавнем прошлом — см. член семьи изменника Родины). В современном праве в таких случаях применение каких-либо мер ответственности исключается.

Принцип неотвратимости ответственности

Модельный Уголовный кодекс для стран — участниц СНГ[33] так формулирует данный принцип:

(1) Лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию или иным мерам воздействия, предусмотренным Уголовным кодексом.

(2) Освобождение от уголовной ответственности и наказания возможно только при наличии оснований и условий, предусмотренных законом.

— Статья 7. Принцип неотвратимости ответственности

Данный принцип не был включён в систему УК РФ, поскольку его разработчиками было решено, что он носит скорее процессуальный характер, а его уголовно-правовые аспекты охватываются содержанием принципов законности и равенства[34].

Принцип демократизма

Под демократизмом в уголовном праве понимается возможность участия общественных органов (политических партий, общественных организаций, трудовых коллективов и т. д.) в исправлении преступников (как правило, совершивших преступления небольшой тяжести); такая практика была широко распространена в позднесоветский период: на рассмотрение общественности в 1989—1990 годах передавалось до трети виновных в нетяжких преступлениях лиц[35].

Такая практика была сочтена нарушающей принцип законности и в систему принципов УК РФ демократизм не вошёл[35].

Принцип интернационализма

В советский период уголовное право России защищало интересы не только самого Союза ССР, но и дружественных ему социалистических государств: так, шпионаж советского гражданина против Кубы или социалистических государств Европы рассматривался как измена Родине; собственность этих государств защищалась наравне с государственной собственностью (в то время как собственность капиталистических государств приравнивалась к личной собственности)[36].

В настоящее время Российская Федерация также участвует в мировом сотрудничестве в сфере борьбы с отдельными видами преступности. В первую очередь это касается преступлений международного характера: наркобизнеса, терроризма, захвата заложников, незаконной торговли оружием и т. д. Россия является членом нескольких специализированных международных организаций, в том числе Интерпола. В целом можно сказать, что и для современного российского уголовного права характерен интернационализм, который уже не ограничивается защитой интересами отдельных дружественных государств, а ориентирован на мировое сообщество в целом[37].

Источники права

Большинство правоведов считает, что единственным источником российского уголовного права является кодифицированный уголовный закон (Уголовный кодекс Российской Федерации), поскольку в ст. 1 УК РФ указано, что новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в Уголовный кодекс[38]. Такая трактовка не позволяет игнорировать качественные различия между законами и иными нормативными актами и потому является превалирующей среди учёных[39]. Другие авторы предлагают более широкое определение источников уголовного права, включая в их число Конституцию РФ и обязательные для России акты международного права[38].

Действительно, многие институты уголовного права имеют конституционно-правовую основу, выступают прямым воплощением нормативных установлений Конституции РФ: положения о равенстве граждан перед законом, смертной казни и т. д.[40] Конституция РФ имеет прямое действие: Верховный суд РФ в своих разъяснениях указывает, что суд может применять нормы Конституции во всех случаях, когда она прямо не указывает на то, что соответствующие отношения регулируются специальным законом, либо если он придёт к выводу, что подлежащие применению в конкретном деле нормы закона противоречат Конституции[41].

Что касается международных договоров, то здесь ситуация имеет двоякий характер. С одной стороны, международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств принять внутренний (национальный) закон, устанавливающий ответственность за эти деяния[42]. С другой стороны, в определённых случаях Уголовный кодекс может делать отсылки к нормам международного права, которые в этом случае применяются непосредственно. Это касается, например, норм об иммунитете дипломатических представителей иностранных государств от уголовной юрисдикции, предусмотренных Венской конвенцией о дипломатических сношениях, которые применяются на основании отсылки к ним, сделанной в ч. 4 ст. 11 УК РФ.

С другой стороны следует учитывать, что понятия «система уголовного права» и «система уголовного законодательства» различаются, хотя по своей сути и близки. Так, система уголовного законодательства включает в себя только нормативные акты, принятые высшим представительным органом власти и обладающие высшей юридической силой, в то время как система уголовного права является более широким понятием, включая в себя всю совокупность уголовно-правовых норм, в том числе вытекающих из международных договоров и иных источников. Таким образом, можно констатировать несовпадение отрасли уголовного права и отрасли уголовного законодательства. Это говорит о содержании диалектически противоположных сторон в уголовном праве, как целостном объекте исследования. Именно из-за отсутствия анализа взаимодействия этих сторон некоторые представители отечественной науки уголовного права не склонны признавать Уголовный кодекс РФ в качестве единственного источника уголовного права и предлагают включать в число таковых нормы Конституции РФ, отдельные законы, на которые сделаны ссылки в тексте Уголовного кодекса РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ, судебные прецеденты, нормы и принципы международного права[39].

Решения судов как источник уголовного права

Серьёзные споры в российской уголовно-правовой теории вызывает вопрос о включении судебной практики в круг источников уголовного права. Выделяются три вида судебных решений, которые могут повлиять на практику применения уголовно-правовых норм.

Решения Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ принимает два вида решений: постановления по вопросам соответствия Конституции нормативных актов (в том числе Уголовного кодекса РФ) и определения, дающие толкование норм Конституции РФ; и те, и другие решения носят обязательный характер для всех граждан и юридических лиц, а также государственных органов[43].

Конституционный суд не может создавать новых норм уголовного права, но может отменять уже действующие. Так, например, в одном из своих постановлений Конституционный суд признал, что квалификация бегства за границу или отказа возвратиться из-за границы как формы измены Родине не соответствует Конституции РФ, после чего соответствующая уголовно-правовая норма прекратила действие[44].

Кроме того, Конституционный суд имеет право давать конституционно-правовые толкования законодательных актов, в том числе и Уголовного кодекса, ориентируя практику на применение их норм в соответствии с истинным смыслом, который следует из сопоставления норм толкуемого закона и Конституции. Такие толкования имеют общеобязательную силу, любое иное толкование в правоприменительной практике исключается[45]. В то же время Конституционный суд в соответствии со своим статусом в таких толкованиях не имеет права выходить за рамки закона, Конституции РФ и действующих актов международного права, все его разъяснения должны непосредственно следовать из данных актов.

Решения международных судов и трибуналов

Ю. Н. Ансимов указывает, что уголовно-правовое значение могут иметь решения международных судов или трибуналов, при условии, что их юрисдикция признаётся Россией, в решении суда прямо указано, что оно может быть использовано в качестве «применимого права», оно является обязательным для России и вступило в законную силу в установленном порядке[46].

К числу судов, которые могут выносить такие решения, относится, например, Европейский суд по правам человека, а также действующие сейчас или в прошлом международные трибуналы: Нюрнбергский, Токийский, по бывшей Югославии, по Руанде.

Решения Верховного Суда РФ

Согласно ст. 126 Конституции РФ, в функции Верховного Суда РФ входит дача разъяснений по вопросам судебной практики. В российской уголовно-правовой теории нередко отмечается, что фактически эти решения носят характер судебных прецедентов, являясь своеобразным источником уголовного права[47].

В данных решениях Верховный Суд РФ толкует нормы уголовного законодательства, устанавливая фактически (но не формально) обязательные для судов правила квалификации определённых деяний[48]. Верховный Суд разъясняет содержание многих оценочных терминов, употребляемых в законе, ограничивая тем самым усмотрение суда, выносящего приговор. Например, такой признак убийства, как совершение его с «особой жестокостью» раскрывается следующим образом:

Признак особой жестокости наличествует, в частности, в случаях, когда перед лишением жизни или в процессе совершения убийства к потерпевшему применялись пытки, истязание или совершалось глумление над жертвой либо когда убийство совершено способом, который заведомо для виновного связан с причинением потерпевшему особых страданий (нанесение большого количества телесных повреждений, использование мучительно действующего яда, сожжение заживо, длительное лишение пищи, воды и т. д.). Особая жестокость может выражаться в совершении убийства в присутствии близких потерпевшему лиц, когда виновный сознавал, что своими действиями причиняет им особые страдания.

Глумление над трупом само по себе не может расцениваться в качестве обстоятельства, свидетельствующего о совершении убийства с особой жестокостью.

Уничтожение или расчленение трупа с целью сокрытия преступления не может быть основанием для квалификации убийства как совершенного с особой жестокостью.

— «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)»[49]

При этом нижестоящие суды уже не могут истолковать данный признак иным образом (например, включив в него надругательство над трупом). Обязательность данного толкования обеспечивается возможностью обжалования решений нижестоящих судов в Верховном Суде РФ в кассационном и надзорном порядке.

В то же время, решение Верховного Суда РФ не может создавать новые уголовно-правовые нормы или отменять уже существующие: преступность и наказуемость деяния в России определяются только законодателем[48].

Уголовная политика России

Уголовная политика — это стратегия и тактика борьбы с преступностью, формируемая общественно-политическими и властными институтами государства, на основе которой определяется конкретное содержание уголовного законодательства: преступность и наказуемость деяний, средства, методы и цели воздействия на преступников[50].

В советский период уголовная политика формировалась на основе идей классового содержания уголовного права, противопоставления социалистического и буржуазного уголовного права, классового характера самой преступности и вытекающей из него утопической идеи искоренения преступности в коммунистическом обществе за счёт ликвидации её социально-классовых детерминант[51].

Ввиду того, что классово-идеологические основы построения уголовной политики были отвергнуты, но краткость перехода к новому социальному строю не позволила вовремя создать новые, уголовно-правовая политика Российской Федерации в 1990-х — 2000-х годах являлась неэффективной, о чём свидетельствует практически постоянный рост преступности в этот период; указывается, что в ходе реформы правовой системы никакой единой концепции борьбы с преступностью выработано не было, что повлекло как установление излишне строгих наказаний за отдельные преступления (влекущее заполнение учреждений, исполняющих наказания, лицами, не представляющими большой общественной опасности), так и неоправданное смягчение наказаний за тяжкие преступления, приводящее к фактической безнаказанности преступников[52].

Наука уголовного права в России

Первые научные труды, посвящённые уголовному праву, появились в России ещё в XVIII веке, а первый учебник по уголовному праву — «Опыт начертания российского уголовного права. Часть 1. О преступлениях и наказаниях вообще», написанный Осипом Гореглядом, был издан в 1815 году[53]. Проблемами уголовного права занимались такие учёные, как Николай Степанович Таганцев, Михаил Николаевич Гернет, Арон Наумович Трайнин, Алексей Адольфович Герцензон; в современный период — Владимир Николаевич Кудрявцев, Нинель Фёдоровна Кузнецова и многие другие учёные (см. Список криминалистов).

Основной задачей науки уголовного права является изучение социальных основ уголовного права и разработка предложений по совершенствованию уголовного законодательства. Так, разработки российских криминалистов (в частности, разработанная в 1970-х — 1980-х годах Институтом государства и права РАН теоретическая модель уголовного кодекса[54]) легли в основу принятых законодателем нормативных актов в области уголовного права: Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 года и УК РФ 1996 года[55].

Помимо этого, российская уголовно-правовая наука выполняла и выполняет идеологические функции: в период становления советского государства она занималась критикой буржуазных правовых актов и поиском путей к созданию нового, социалистического уголовного права; в период «развитого социализма» её задачей было демонстрировать превосходство и гуманизм советской уголовной политики, в современной России перед ней стоит задача в коррекции искажений правосознания, сформировавшихся у значительной части населения[56], обеспечения перехода в законодательстве и правосознании от классовых ценностей к общечеловеческим[57].

Однако в настоящий момент некоторые специалисты заявляют о кризисе российской уголовно-правовой науки. Так, Альфред Жалинский пишет, что признаками этого кризиса является отсутствие решения многих основополагающих вопросов (например, проблема легитимации репрессии, оценки конкретного воздействия уголовного закона на жизнь людей, обоснования криминализации и декриминализации деяний, социальной роли и воздействия уголовно-правовой репрессии), «консервация» уголовно-правовой доктрины, связанная с чрезмерной опорой на старые источники и игнорированием современных проблем, которые ставит развитие общества, малый авторитет уголовно-правовой науки и оторванность её от практики[58].

Далеко не все правоведы согласны с этими положениями. Так, в отношении консерватизма уголовного права А. В. Наумов пишет: «Не следует стыдиться, что корни современного уголовного права лежат в идеях, выдвинутых в XVIII—XIX веках… Да, человечество уже к тому времени сформулировало основные уголовно-правовые идеи, и теперь они уже проверены веками. Трудность заключается в их правотворческой и правоприменительной реализации. Никакого нового уголовного права не будет, а будет органическое развитие старого с его приспособлением к новым… реалиям»[59].

ru.wikipedia.org

Пособие

42

учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

Международный институт трудовых и социальных отношений

по Общей части уголовного права Республики Беларусь

Минск 2009

Тема. Понятие и задачи уголовного права Республики Беларусь. Уголовная политика.

ОПОРНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Уголовное право- это сово­купность правовых норм, издаваемых высшим органом власти, которые предусматривают запрет на совершение общественно-опасных деяний под угрозой уго­ловной ответственности за их совершение, опре­деляют перечень и признаки деяний, признаваемых преступ­ными, и меры уголовной ответственности за их совершение, а также основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Предмет уголовного права- это определение круга деяний, признаваемых преступлениями, и установление за их совершение наказания. Основу уголовно-правового регулирования составляютохра­нительные уголовно-правовые отношения, которые складываются между государством (охраняющей инстанцией) и гражданами по поводу соблюдения уголовно-правовых запретов и имеют общий (общеобязательный для всех граждан) характер.

Методы уголовного права:

Принуждения

Запрета

Дозволения

Предписания

Поощрения

Задачи уголовного законодательства:

Социальное назначение уголовного права определяется его задачами, которые сформулированы непосредственно в статье 2 Уголовного кодекса.

Они подразделяются на:

Охранительные.

Предупредительные.

Воспитательные.

Регулятивные.

Принципы уголовного права- это руководящие идеи и основополагающие начала, которые дают гражданам, правоприменяющим органам и законодателю представление о том, в каких случаях гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности и каким образом должны определяться форма, пределы и объем ответственности за содеянное.

Принципы уголовного права:

Принцип законности.

Равенство граждан перед законом.

Принцип личной ответственности, индивидуализации ответственности и наказания.

Принцип вины.

Неотвратимость ответственности.

Справедливость ответственности.

Принцип гуманизма.

Уголовная политика- это закрепленная в соответствующих государственных документах политика государства по выработке основных принципов и направлений, форм и методов борьбы с преступностью, осуществляемая на основе мер, предусмотренных уголовным правом.

Уголовная политика реализуется в 3-х основных формах:

Правотворчество.

Правоприменение.

Развитие правовой культуры населения.

Тема. Уголовное законодательство Республики Беларусь опорные положения

Источниками уголовного праваРеспублики Беларусь являются общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь.

Основным источником уголовного права Беларуси является Уголовный кодекс 1999 г.

Уголовный закон Республики Беларусь- это правовой акт, издаваемый законодательным органом, который определяет, какие общественно-опасные деяния признаются преступлениями, закрепляет основание и условия уголовной ответственности, устанавливает наказания и иные меры уголовной ответственности, подлежащие применению к лицам, совершившим преступления.

В части 2 статьи 1 УК сказано: «Настоящий Кодекс является единственным уголовным законом, действующим на территории Республики Беларусь. Новые законы, предусматривающие уголов­ную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс».

Уголовный кодексРеспублики Беларусь состоит из 2-х частей:

1. Общей части.

2. Особенной части.

Общая частьустанавливает принципы и общие положения уголовно-правовой борьбы с преступностью. Имеет 5 разделов, 16 глав.

Особенная частьпредставляет собой систематизированный перечень конкретных видов преступлений с указанием вида и размера наказания за каждое из них. Имеет 10 разделов, 21 главу.

Структурно статьи Особенной части отличаются от статей Общей части (последние не имеют санкций) и состоят из двух частей - диспозиции и санкции.

Диспозициейназывается часть статьи Особенной части, содержащая определение предусмотренного ею преступного деяния.

Виды диспозиций:

1. Простая(например, ч.1 ст. 144 УК);

2. Описательная(например, ч.1 ст.166, ч.1 ст.206 УК);

3. Бланкетная(например, ч.1 ст. 317 УК);

4. Ссылочная(например, ч.1 ст.ст. 149 УК);

5. Смешанная(например, ч.1 ст. 321 УК);

6. С альтернативными действиями(например, ч.1 ст. 173 УК).

Санкциейназывается часть статьи Особенной части УК, которая определяет вид и размер наказания за данное преступление.

Виды санкций:

1. Относительно-определенная(например, ч. 1 ст. 139 УК);

2. Альтернативная(например, ч. 1 ст. 205 УК).

Принципы действия уголовного закона в пространстве:

Территориальный принцип;

Принцип гражданства;

Реальный принцип;

Универсальный принцип.

Территориальный принцип.Согласно ч. 1 ст. 5 УК «лицо, совершившее преступление на территории Республики Беларусь, подлежит ответственности по УК Республики Беларусь».

Территория Республики Беларусь признается местом совершения преступления в следующих случаях:

- если преступление начато на территории Республики Беларусь;

- если оно продолжалось на территории Республики Беларусь;

- если оно было окончено на территории Республики Беларусь;

- если оно было совершено в пределах Республики Беларусь в соучастии с лицом, совершившем преступление на территории иностранного государства.

Исключением из территориального принципа является положение ч.4 ст.5 УК, согласно которому не подлежат ответственности по нашему УК лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. Вопрос об уголовной ответственности этих лиц разрешается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права.

Принцип гражданствасформулирован в ч. 1 ст. 6 УК, согласно которому «Гражданин Республики Беларусь или постоянно проживающее в республике лицо без гражданства, совершившие преступления вне пределов Республики Беларусь, подлежат ответственности по настоящему кодексу, если совершенные ими деяния признаны преступлениями в государстве, на территории которого они были совершены, и если они не понесли уголовную ответственность в этом государстве».

Реальный принципсформулирован в ч. 2 ст. 6 УК, согласно которому «Иностранный гражданин или не проживающее постоянно в Республике Беларусь лицо без гражданства, совершившее преступления вне пределов Республики Беларусь, подлежат ответственности по настоящему кодексу в случаях совершения особо тяжких преступлений, направленных против интересов Республики Беларусь».

Универсальный принципсформулирован в ч.3 ст.6 УК, согласно которому УК Республики Беларусь применяется независимо от уголовного права места совершения деяния в отношении таких преступлений как геноцид (ст.127), преступления против безопасности человечества (ст. 128), производство, накопление либо распространение запрещенных средств ведения войны (ст.129), экоцид (ст.131), применение оружия массового поражения (ст.134), нарушение законов и обычаев войны (ст.135), преступные наруше­ния норм международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов (ст. 136 УК), бездействие либо отдание преступного приказа во время вооруженного кон­фликта (ст. 137УК) и иные преступления, совершенные вне пределов Республики Беларусь, подлежащие преследова­нию на основании обязательного для Республики Беларусь международного договора.

В вышеуказанных случаях лица подлежат ответственности по уголовному законодательству Республики Беларусь, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Республики Беларусь.

Экстрадиция– это выдача лица, совершившего преступление.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившие преступления вне пределов Республики Беларусь и находящиеся на территории Республики Беларусь, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Республики Беларусь.

Действие уголовного закона во времени:

1. Преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

2. Закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Со дня вступления в силу закона, устраняющего преступность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается преступным. Если новый уголовный закон смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбывает наказание, суд назначает наказание в соответствии с санкцией нового уголовного закона, руководствуясь статьей 62 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

3. Закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего это деяние, обратной силы не имеет.

Если действовавший во время совершения преступления уголовный закон был отменен или изменен уголовным законом, устраняющим преступность деяния, смягчающим наказание или иным образом улучшающим положение лица, совершившего преступление, но ко времени расследования уголовного дела или рассмотрения дела в суде вступил в силу иной более строгий уголовный закон, применению подлежит наиболее мягкий промежуточный закон.

Действие уголовного закона прекращается в следующих случаях:

В результате его отмены.

В случае его замены другим законом.

По истечении срока действия закона, если он был издан на определенный срок.

StudFiles.ru

Наказание в уголовном праве России

В данной статье рассматриваются специфичные для российского уголовного права характеристики уголовного наказания. Более общая информация содержится в статье «Уголовное наказание».

Наказание определяется в Уголовном кодексе РФ как назначаемая по приговору суда мера государственного принуждения, применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и выражающаяся в предусмотренных уголовным законом ограничении прав и свобод лица. Наказание выступает в роли основной формы реализации уголовной ответственности[1].

Содержание наказания в России составляют карательные меры (лишение осуждённого определённых прав и свобод), общественное порицание, меры воздействия на осуждённого, призванные предотвратить совершение им новых преступлений (контроль за его повседневной жизнью, наложение ограничений на допустимые виды поведения и деятельности), а также воспитательные меры (привлечение к труду, предоставление возможности получить образование), направленные на подготовку осуждённого к нормальной жизни в обществе[2]. В процессе отбывания наказания к осуждённому также может применяться принудительное лечение.

Помимо наказания, к лицу, совершившему уголовно наказуемое деяние, могут быть применены иные меры уголовно-правового характера: принудительные меры медицинского характера, конфискация имущества, принудительные меры воспитательного воздействия.

История института наказания в уголовном праве России

В первых кодифицированных уголовно-правовых актах России определение наказания отсутствовало, однако закрепляемая ими система наказаний была весьма обширной и сложной.

Первым законодательным актом, в котором наказания излагались в виде перечня и располагались в определённой иерархии, является Свод законов уголовных 1832 года. По мнению И. Я. Фойницкого, характерной чертой Свода законов уголовных было «стремление развить каждую из мер (видов) наказания в особую систему с самостоятельной для каждой меры градацией, что привело к тому, что Свод знал фактически несколько карательных систем»[3].

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года предусматривало лестницу из нескольких степеней наказания, наиболее тяжкими из которых были лишение всех прав состояния и смертная казнь; лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу; лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь или на Кавказ. Наказания делились на уголовные и исправительные; перечисленные ранее в этом абзаце наказания относились к категории уголовных, исправительными же считались такие наказания как отдача на время в исправительные арестантские отделение, временное заключение в тюрьме, временное заключение в крепости. Многие из этих видов наказания также имели градации по тяжести.

Представители высших сословий (дворянство, духовенство, почётные граждане, купцы первой и второй гильдий и др.) имели привилегии, связанные с наказанием: они не могли подвергаться телесным наказаниям, а арест мог исполняться на дому или по месту работы.

Уголовное уложение 1903 года делило наказания на главные, дополнительные и заменяющие. Главными наказаниями были смертная казнь (через повешение, непублично), каторга без срока и на срок от 4 до 15 лет, ссылка на поселение и др. Дополнительными считались различные правоограничивающие наказания: отобрание имущества, денежное взыскание, опубликование приговора, удаление от должности, заключение в работном доме, ограничение права избирать и переменять место жительства. Одиночное заключение могло заменяться общим при недостатке одиночных камер или опасности одиночного заключения для здоровья осуждённого; для престарелых лиц (старше 70 лет) смертная казнь и каторга заменялись ссылкой на поселение.

В первые годы советской власти применялось большое количество разнообразных видов наказания, созданных на волне революционного правотворчества: от предупреждения, общественного порицания — до расстрела[4].

Первое в истории российского права определение уголовного наказания было дано в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 года. Наказание определялось как «мера принудительного воздействия, посредством которой власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей последнего (преступников)» (ст. 7 Руководящих начал). Предусматривалось 15 видов наказаний, среди которых были внушение, выражение общественного порицания, объявление под бойкотом, отрешение от должности, лишение свободы (на определённый или неопределённый срок), смертная казнь (расстрел).

Последующие акты законодательства восприняли другую теорию наказания: уголовно-правовое воздействие на преступников стало рассматриваться как «мера социальной защиты» (УК РСФСР 1922 года) или «мера социальной защиты судебно-исправительного характера» (УК РСФСР 1926 года). Данные меры применялись не только к преступникам: основанием для их применения могла служить и «деятельность, свидетельствующая о серьёзной угрозе общественному правопорядку», уголовной репрессии могли быть подвергнуты не только преступники, но и «социально опасные» лица, в том числе оправданные в совершении преступления[5].

По УК РСФСР 1922 года к мерам социальной защиты относились: изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно; лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой; принудительные работы без содержания под стражей; условное осуждение; конфискация имущества полная и частичная; штраф; поражение прав; увольнение от должности; общественное порицание; возложение обязанности загладить вред; помещение в учреждения для умственно отсталых или морально дефективных; принудительное лечение; запрещение занимать ту или иную должность или заниматься определённой деятельностью либо промыслом; удаление из определённой местности; расстрел.

В УК РСФСР 1926 года эта система перешла практически в неизменном виде: лишение свободы стало делиться на два вида (в исправительно-трудовых лагерях и общих местах заключения), были введены ссылка и высылка внутри страны; условное осуждение было исключено из видов наказания.

Термин «наказание» вновь появился в уголовном законодательстве в 1934 году. Система наказаний по мере укрепления советской власти и развития советского уголовного права несколько упростилась, в ней стало меньше видов наказания, из неё были исключены меры, имеющие классовую направленность[4].

В УК РСФСР 1960 года говорится, что наказание является карой за совершённое преступление. Это определение теоретиками было охарактеризовано как неудачное, так как слово «кара» представляет собой архаичный синоним к слову «наказание» и таким образом не может быть использовано для определения сущности данного института[6].

Первоначальная редакция УК РСФСР 1960 года предусматривала 12 видов наказаний: к их числу относились лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы без лишения свободы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, штраф, увольнение от должности, возложение обязанности загладить причиненный вред, общественное порицание, конфискация имущества, лишение воинского или специального звания, направление в дисциплинарный батальон. Законом РФ от 18.02.1993 года № 4510-1 наказания в виде ссылки и высылки были отменены как утратившие реальное общественное значение.

В Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 года наказание определяется как «мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного». С незначительными изменениями это определение было воспроизведено в Уголовном кодексе РФ 1996 года.

Уголовный кодекс РФ внёс довольно значительные изменения в систему наказаний: были исключены такие наказания как общественное порицание, возложение обязанности загладить причиненный вред; добавлены новые наказания — обязательные работы, ограничение свободы, ограничение по военной службе, арест. В 2003 году из Уголовного кодекса РФ было исключено наказание в виде конфискации имущества; позже (в 2006 году) конфискация имущества вновь была введена в уголовное законодательство уже в качестве иной меры уголовно-правового характера. В 2011 году было введено новое наказание — принудительные работы, которые должны начать применяться в 2013 году.

Признаки уголовного наказания по российскому праву

В теории уголовного права выделяются признаки, которые являются характерными для уголовного наказания. Число этих признаков в трудах различных учёных является различным: три и более, вплоть до семи[7]. Наиболее часто называются следующие признаки:

  • Наказание — государственная мера. В настоящее время правом назначения наказания обладают только государственные органы (в советский период некоторые меры уголовно-правового воздействия могли применяться и товарищескими судами).
  • Наказание — мера государственного принуждения. Наказание назначается и исполняется вопреки воле осуждённого, с применением мер воздействия, которые заключаются в лишении осуждённого определённых благ. В случае уклонения от исполнения наказания к осуждённому могут быть применены ещё более строгие меры воздействия.
  • Наказание заключается в лишении осуждённого определённых прав и свобод или ограничении этих прав и свобод. Однако наказание не может заключаться в причинении осуждённому физических страданий, в унижении его человеческого достоинства.
  • Наказание назначается только за совершение преступления, причём только лицу, которое в установленном законом порядке признано судом виновным в совершении этого преступления.
  • Наказание назначается только судом. Иные государственные органы таким правом не обладают.
  • Наказание носит публичный характер и назначается (и приводится в исполнение) от имени государства. Оно представляет собой отрицательную оценку государством поведения лица.
  • Наказание носит личный характер и назначается только в отношении конкретного лица, причастность которого к конкретному преступлению доказана в установленном порядке.
  • Наказание влечет последствие правового характера — судимость. Судимость возникает с момента вступления в силу обвинительного приговора суда и действует до момента её погашения или снятия (законодательство РФ).
  • Наказание выражает отрицательную оценку преступника и его деяния со стороны государства.

На основе этих признаков можно отграничить наказание от всех остальных мер принудительного правового воздействия

Цели наказания в российском праве

Цели наказания — это «конечные социальные результаты, достижение которых преследуется установлением наказаний в уголовном законе»[8].

В современной российской правовой литературе на основе действующего УК РФ 1996 года выделяется три цели наказания:

  • Восстановление социальной справедливости. Социальная справедливость — это морально-правовая и социально-политическая категория, которая отражает «общественное представление о должном, соответствующее сущности и правам человека»[9]. Преступление нарушает социальную справедливость: оно ущемляет законные права граждан, причиняет им моральный, материальный или физический вред, вызывает у общества негодование, связанное с негативной оценкой действий преступника. Восстановление социальной справедливости, таким образом, подразумевает, во-первых, подкрепление негативной оценки преступника и преступления со стороны государства; во-вторых, ограничение прав и свобод преступника, соответствующее тяжести и характеру совершённого преступления; в-третьих, компенсацию материального и идеального ущерба, причинённого обществу и его институтам.
  • Исправление осуждённого. Согласно Уголовно-исполнительному кодексу РФ, исправление осуждённых подразумевает формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общества и стимулирование правопослушного поведения. Некоторыми учёными отмечается, что в уголовном праве исправление осуждённого трактуется более узко: чтобы осуждённый был признан исправившимся, достаточно, чтобы он не совершал новых преступлений, хотя бы причиной этого и был всего лишь страх перед наказанием[10]. Тем не менее, уголовное право предусматривает стимулы и для фактического исправления осуждённого: так, с таким исправлением связывается возможность сокращения срока наказания или замены его более мягким наказанием.
  • Предупреждение совершения новых преступлений — как самим наказанным лицом (специальная превенция), так и другими лицами (общая превенция). Общая превенция достигается за счёт создания у «неустойчивых» граждан, склонных совершать преступления, страха перед возможным применением наказания. Факторами, влияющими на эффективность общей превенции, являются неотвратимость наказания и его строгость. Кроме того, наказание выполняет функцию общей превенции только в условиях гласности и открытости судебного разбирательства. Специальная превенция связана как с исправлением преступника, так и с ограничением возможностей для совершения преступлений в ходе отбывания наказания.

Система уголовных наказаний в действующем законодательстве

Существует несколько подходов к рассмотрению видов наказания, применяемых в уголовном праве. Первый из них предполагает простую группировку, создание перечня всех наказаний, как правило, расположенных в определённом порядке. Второй предполагает рассмотрение видов наказания как образующих особую систему, обладающую признаками, не присущими простой совокупности всех видов наказания. Этот подход предполагает множественность оснований классификации наказания, выявление внутренних взаимосвязей между его отдельными видами[11].

В российском праве преобладающим является второй подход, в котором виды наказания рассматриваются как образующие единую систему[12]. В настоящее время система наказаний российского уголовного права является относительно простой и включает 13 видов наказаний.

Система наказаний включает только те виды наказаний, которые предусмотрены уголовным законом; перечень наказаний является исчерпывающим, условия и порядок назначения отдельных видов наказания, закреплённый в Уголовном кодексе РФ, является обязательным для суда[13].

Уголовный кодекс РФ предусматривает следующие виды наказания (в порядке от менее строгого к более строгому):

  • штраф
  • лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью
  • лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград
  • обязательные работы
  • исправительные работы
  • ограничение по военной службе
  • ограничение свободы
  • принудительные работы
  • арест
  • содержание в дисциплинарной воинской части
  • лишение свободы на определённый срок
  • пожизненное лишение свободы
  • смертная казнь

Наказания могут классифицироваться по различным основаниями. По порядку назначения[14]:

  • Основные наказания, которые могут применяться сами по себе и не используются для усиления эффекта применения других видов наказания.
    • обязательные работы
    • исправительные работы
    • ограничение по военной службе
    • принудительные работы
    • арест
    • содержание в дисциплинарной воинской части
    • лишение свободы на определённый срок
    • пожизненное лишение свободы
    • смертная казнь
  • Дополнительные наказания, которые не применяются самостоятельно и используются только для усиления эффекта других видов наказания.
    • лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград
  • Наказания, которые могут использоваться и в качестве основных, и в качестве дополнительных.
    • штраф
    • лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью
    • ограничение свободы

В зависимости от того, каким лицам они могут назначаться[15]:

  • Общие — могут назначаться всем лицам, совершившим преступления.
  • Специальные — могут назначаться лишь определённым категориям лиц (например, военнослужащим).

В зависимости от содержания ограничений прав и свобод[15]:

  • Наказания, оказывающие морально-психологическое воздействие.
  • Имущественные наказания.
  • Наказания, включающие принудительное привлечение к трудовой деятельности.
  • Наказания, связанные с лишением или ограничением свободы.
  • Смертная казнь.

Наказания могут быть назначаемыми на определённый срок или без определённого срока[15].

В процессе исполнения наказаний одно наказание может заменяться другим (как правило, более мягким — как результат положительного поведения осуждённого). Если наказание назначено на определённый срок — далеко не всегда требуется отбытие этого наказания в полном объёме, законодательство большинства стран предусматривает возможность досрочного прекращения отбывания наказания при определённых условиях (как правило, предполагающих, что осужденный доказал своё исправление)[16].

Может также применяться условное назначение некоторых видов наказания, предполагающее назначение наказания без его фактического отбывания, но с применением к осужденному мер исправительного воздействия. В случае, если осуждённый уклоняется от этих мер или совершает новое общественно опасное деяние, наказание может быть исполнено реально[16].

Частота применения отдельных видов наказания

С. В. Бородин приводит следующие данные о частоте использования отдельных видов наказания в Уголовном кодексе РФ (по состоянию на 2005 год)[17]:

Вид наказания Число составов Процент
Штраф 329 22,9%
Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью 199 9,7%
Лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград 0[18] 0%
Обязательные работы 82 5,7%
Исправительные работы 11 0,7%
Ограничение по военной службе 20 1,4%
Ограничение свободы 74 5,2%
Арест 132 9,2%
Содержание в дисциплинарной воинской части 24 1,7%
Лишение свободы на определённый срок 468 32,3%
Пожизненное лишение свободы 5 0,3%
Смертная казнь 5 0,3%

ru.wikipedia.org

Читайте также