Основные подходы к определению сущности права

Основные подходы и доктрины к определению сущности права

Общая теория права различает право в объективном значении и право в субъективном значении.

Объективное право - совокупность юридических норм, регулирующих наиболее важные обществен­ные отношения. Так, право собственности в объективном значе­нии — это совокупность юридических норм, регулирующих отно­шение собственности.

Субъективное право - правомочие, ко­торое имеет субъект - гражданин либо юридическое лицо — в со­ответствии с нормами права. Так, право собственности в субъек­тивном значении включает в себя три правомочия: владение, пользование и распоряжение. Право называется субъективным, так как правомочия принадлежат субъекту.

Право- это нормативная система государственно-организо­ванного общества, которую характеризует наличие общеобяза­тельных формально-определенных правил поведения, устанавли­вающих меру свободы всех субъектов права.

Выделяют два подхода к сущности пра­ва:

- классовый- право выражает интересы господствующего класса, воплощает его волю и служит средством подавления и насилия по отношению к другим классам. Этот под­ход выражает марксистская теория, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений;

- общесоциальный - трактуют сущность права как средство компромисса для снятия противоречий в обществе, как средство согласия, уступок. При правовом реше­нии проблем должно быть достигнуто согласие и компромисс, и лишь затем применяться принуждение.

Следует признать, что сущность права многообразна как само право. Вместе с тем можно выделить ее двойственный характер: с одной стороны, право выражает и охраняет интересы власти — классовая сущность, с другой стороны, является средством защи­ты интересов всех членов общества — общесоциальная сущность.

Доктрины к пониманию сущности права:

Для юридического типа понимания права (от латинского "jus" – право) характерно, прежде всего, различие права как социального явления, которое объективно существует и действует независимо от других, со своей сущностью, принципами, функциями и позитивного права, выраженного в законе и государстве. В рамках юридического правопонимания существуют два подхода: естественно-правовой и современный либертарно-юридический.

Естественно-правовой подход понимает право как данное человеку изначально (богом, разумом, природой вещей) идеальное, предпозитивное право, которое выражает объективные ценности и требования человеческого бытия, и является безусловным источником и абсолютным критерием всех человеческих установлений, включая позитивное право и государство. Важно заметить, что всем естественно-правовым концепциям права, в той или иной мере, присущ принцип противопоставления идеального "естественного", права человеческому "искусственному", позитивному праву, которое справедливо и правильно постольку и в той мере, насколько оно соответствует "естественному".

В рамках современного, либертарно-юридического подхода под правом понимается не естественное право в его различных формах, а бытие и нормативное выражение принципа формального равенства, который понимается как единство трех основных компонентов правовой формы: равной для всех субъектов права нормы и меры, свободы и справедливости, (которые носят также формальный характер). Правовые средства (законы, нормативные акты) и государство являются позитивным выражением права.

studopedia.ru

Характеристика основных подходов к пониманию права

Право — сложное общественное явление, которое во все времена вызывает к себе широкий интерес, так как затрагивает тем или иным способом интересы каждого человека. Несмотря на существование разных мнений относительно природы права, возможно назвать три наиболее общих подхода: ценностный, нормативный, социологический.

Согласно ценностному подходу, важнейшим элементом права признается нравственное начало, отвлеченная идея. Юридические нормы могут лишь отражать эту идею, в той или иной степени соответствуя ей или искажая ее. Таким образом, действующее законодательство может противоречить идее права, которая служит ориентиром для исправления недостатков. Примером ценностного подхода является идея прав человека, распространившаяся начиная с XVIII в. Согласно ей, права и свободы личности — предполагаемые естественные нормативы, защищать и поддерживать которые посредством права призвано государство. В рамках ценностного подхода развивается естественно-правовая теория.

Нормативный подход признает то, что право — это исключительно те нормы, которые создаются и санкционируются политической властью. Только государство может обеспечить равенство справедливого общественного устройства, при котором все граждане равны перед силой закона. Одна из влиятельных концепций этого подхода — юридический позитивизм, получивший популярность после утверждения в Западной Европе и Северной Америке современного типа государственности, с начала XIX в. Представители этой концепции делают акцент на абстрактно-формальном характере юридических норм, позволяющих обеспечить равенство возможностей во всех условиях.

Наконец, социологический подход подчеркивает прямую зависимость права от меняющегося общества, связь юридических норм с особенностями общественно-политического строя того или иного общества, в ту или иную историческую эпоху, в том или ином географическом регионе. Среди сторонников этого подхода можно выделить ряд близких направлений, носящих разные названия. Их приверженцы признают исторический, развивающийся характер права, его изменчивость вслед за переменами в обществе. Они выводят юридические нормы из правовых отношений, связывают их возникновение с деятельностью судов, административным процессом, мнениями влиятельных юристов.

Длительное время ученые разных стран пытаются создать интегративную концепцию права, которая бы учитывала все стороны этого сложного явления. Точкой преткновения здесь является проблема соотношения права и закона.

Понятие, признаки и сущность права.

Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки:

1. Нормативность: право обладает нормативностью поскольку состоит из норм правил общего характера, благодаря этому свойству права способно охватить и урегулировать неопределенное число жизненных ситуаций и поведение неопределенного числа лиц.

2. Право - общеобязательный регулятор общественных отношений, благодаря этому свойству (обязательность), право способно урегулировать поведение всех без исключения членов общества.

3. Системность: право - это система норм, это единая система в масштабах всего государства, благодаря этому свойству права способно урегулировать единообразно поведение людей в масштабах всей страны.

4. Формальная определенность - это свойство появляется у права благодаря его письменной форме.

5. Волевой характер: Принудительность (обеспеченность) - это свойство возникает у права благодаря тому, что право обеспечивается принудительной силой государства. Благодаря этому свойству права способно утвердить в обществе тот порядок который необходим обществу или государству.

Сущность права. Основные подходы в понимании сущности права.

Одни исследователи полагают, что сущность права, как и сущность государства, имеет две стороны классовую и общесоциальную. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. В различных исторически условиях, в праве проявляет себя либо классовая, либо общесоциальная сторона.

По мнению др. исследователей (Р.З. Лившиц) право в прошлом носило классовый характер и являлось орудием классового господства, современное же право в основном утратило классовый характер и превратилось в орудие социальных компромиссов. Кроме этих двух позиций широко распространена точка зрения о том, что право с точки зрения его сущности есть мера свободы формального равенства и справедливости. Сущность позитивного права необходимо рассматривать в конкретных исторических условиях. Нет позитивного права вообще, оно носит конкретный исторический характер, и оно меняется с развитием общества. С изменением условий и сущности государства меняется сущность права.

Понятие и виды принципов права.

Принцип права - исходные определяющие идеи, начала в соответствии с которыми строится система права и которые лежат в основе её функционирования. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Классификация принципов права. Принципы делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

ТГП изучает только общеправовые принципы межотраслевые и отраслевые изучаются отраслевыми юр-ми науками.

Общеправовые - характеризуют систему права в целом, они присущи всей системе права.

1) принцип демократизма (система права строится на демократических началах);

2) гуманизма;

3) принцип справедливости (имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.);

4) принцип равенства юр-ых прав и обязанностей;

5) принцип единства прав и обязанностей.

6) Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

7) Содержание принципа законности не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

8) Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Межотраслевые присущи двум и более отраслям права.

Отраслевые принципы присущи одной отрасли права.

Понятие, признаки, система и виды функций права.

Функции права - обусловленные социальным назначением права направления правого воздействия на общественные отношения.

Правовое воздействие - пути, формы, способы влияния права на общественные отношения.

Особенности:

1) Определяют назначение права в обществе.

2) Определяют основные направления воздействия на общественные отношения.

3) Определяют сущность, главные черты права.

4) Отличаются динамизмом.

5) Но при этом относительно постоянны.

Постоянство как необходимый признак характеризует стабильность, непрерывность, длительность её действия. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы её осуществления, которые изменяются и развиаются в соответствии с потребностями практики.

Условно функции права можно разбить на две группы:

1) Общесоциальные

а) Экономическая функция - к примеру, право закрепляет формы собственности.

6) Политическая функция - право регулирует деятельность субъектов политической системы.

в) идеологическая - право отражает определённую идеологию, воздействует на поведение лиц.

г) Коммутативная - обеспечивает связь между объектами и субъектами управления.

д) Экологическая и т.д.; с учетом сферы действия их можно подразделять на внутренние и внешние, с учетом продолжительности осуществления на постоянные и временные, с учетом значимости на основные и не основные.

2) Специально-юридические.

Важнейшая задача системы права любой страны - упорядочение общественных отношений, введение их в рамки соц. свободы и справедливости.

Она обуславливает 2 группы функций права: регулятивную и охранительную, среди которых можно выделиить следующие подгруппы:

а) Регулятивно-статистическая функция - выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах (право собственности).

б) Регулятивно-динамическая функция - выражается в воздействии права на общественных отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений (дееспособность, компетенция).

в) Охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм. Охранительная ф-ия права подразделяется на карательную и компенсационную. Карательная ф-ия выр-ся в применении наказаний к лицам совершившим правонарушение. Компенсационная ф-ия права выр-ся в восстановлении нарушенных прав. В этом случае применяется правовостановительная санкции. Кроме этих двух выделяют еще и так называемую превентивную ф-ию. Она выр-ся в предупреждении правонарушений;

г) Оценочная - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

studopedia.ru

Сущность права

Понятие, сущность и исторические типы права.

Ведущее место и значение в современном обществе среди социальных норм принадлежит правовым нормам, которые в своей совокупности и образуют право.

Право - это система общеобязательных, формаль­но определенных юридических норм, устанавливае­мых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право — это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкциони­рованных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Признаки права:

1. Общеобязательность. Право является единственной системой общественных норм, которая обязательнадля всего населения, проживающего на территории определенного государства. Именно через обще­обязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в обще­ственную жизнь. Иные социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов различных общественных организаций, религиозных обществ и т. д.

2. Формальная определенность. Этот признак указывает на то, что правовые нормы являются не просто идеями и мыс­лями, а представляют собой строгую реальность, воплощенную государством в правовых актах – законах, постановлениях, указах, инструкциях и т.п. Именно юридические нормы, в отличие от иных норм, способны точно, вдеталях отразить требова­ния, предъявляемые к поведению людей.

3. Обеспеченность исполнения принудительной силой государства. Если требования закона не исполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их реализации: компетентные государственные органы применяют меры юридической ответст­венности (уголовной, административной и т.д.).

4. Многократность применения. Применение юридических норм рас­считано на неограниченное количество случаев. Например, положения Конституции США 1787 года до сих пор успешно регулируют правовые отношения в этой индустриально-разви­той стране.

5. Справедливость содержания юридических норм. Право признано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждать гос­подство принципов справедливости в обществе — в этом заключается его главное предназна­чение. "Jus est ars boni et aequi" "Право есть искусство добра и справедли­вости" - гласит известное римское изречение.

Понятие «право» может быть использовано в несколь­ких значениях.

В юридическом смысле можно выделить: объективное и субъективное право.

Объективное право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавли­ваемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Субъективное право - это мера юридически возмож­ного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица.

Если объективное право - это юридические нормы, вы­раженные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах объективного права.

Сущность права - это главное, основное содержа­ние, выраженное во внешнем его проявлении. Правопонимание - научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его вос­приятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности об­щества, характером классов, социальных групп населения, от­дельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. Но с течением времени со сменой эпох понятие права менялось.

Древние юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости». В идеале право должно быть формой возведения справедливости в закон жизни общества. Не случайно слова «спра­ведливость» и «право» имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий «jus» (право) и «justitia» (справедливость). Противоречие между справедливостью и правом может подорвать ав­торитет правовых норм и издавшего их государства в глазах обще­ства.

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. И. Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произ­волом другого по общему для них правилу свободы. Г. Гегель писал, что в общественной жизни свобода чело­века выступает как его право, т. е. нормированная, урегу­лированная правовыми средствами свобода.

С течением времени понятие содержания права и толко­вание его менялись:

- для Аристотеля право — это политическая справедли­вость,

- для средевековых ученых-богословов — это божествен­ное установление,

- для Ж.-Ж.Руссо — общая воля,

- для Р. Иеринга — защищенный интерес,

- для Л. Петражицкого — императивно-атрибутивные эмоции,

- для юридического позитивизма — веление, приказ государства.

Существует несколько подходов к изучению сущности права: классовый, общесоциальный, религиозный, национальный, расовый и др.

При классовом подходе право определяется как си­стема юридических норм, выражающих возведенную в за­кон волю экономически господствую­щего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.

При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реаль­ного обеспечения прав и свобод человека, демократии.

При религиозном подходе интересы религии доми­нируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах.

В условиях современного цивилизованного общества сущность права состоит в регулиро­вании общественных отношений, в достижении на норма­тивной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуется власть граждан, экономи­ческая свобода, свобода личности.

Существует понятие публичного и частного права. Римс­кие юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства, а частное право - интересы индивида.

Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что реше­ния принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимают­ся множеством частных лиц, действующих самостоятельно.

Типология права - это его специфическая клас­сификация. Типы права формируются с позиции нескольких под­ходов: формационного и цивилизационного, подход на основе конкретно-географических, нацио­нально-исторических, религиозных, специально-юридичес­ких и других признаков.

При формационном подходе основными признаками выступают социально-экономические. Базис (тип произ­водственных отношений) является при данном подходе решающим фактором общественного развития, на основе которого формируются соответствующие типы надстро­ечных элементов - государство и право. В зависимости от типа производственных отношений выделяют следующие типы права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

В рамках цивилизационного подхода выделяют следу­ющие типы прав:

- право древних государств;

- право средневековых государств;

- право современных государств.

В зависимости от конкретно-географических, нацио­нально-исторических, религиозных и других признаков выделяют следующие типы права:

1. Национально-правовая система (конкретного госу­дарства). Национально-правовая система - это конкретно-исто­рическая совокупность прав, юридической практики и гос­подствующей идеологии отдельного государства.

2. Правовая семья - это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

В настоящее время в теории права различают следующие правовые семьи:

- романо-германская (континентальное право);

- англо-американская (общее права);

- традиционно-религиозная (индуистская, мусульманская и другие).

В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Но в них было много общего в понимании сути права как регулятора общественных от­ношений. Это и понятно, ибо право утратило бы свою роль по стабилизации и упрочению общественных связей, если бы оно понималось всеми абсолютно по-разному.

Теории права. Большое многообразие факторов, влияющих на формирование права связано с наличием различных подходов к пониманию права, а это приводило к появлению различных правовых теорий. Каждая научная теория преувеличивает одну какую-то сторону права в ущерб другим. В видоизмененной форме не­которые из них сохраняются и в настоящее время. Среди наиболее распространенных в теории права подходов можно назвать следующие.

studopedia.ru

38 Основные подходы к пониманию права. Сущность права.

Право — это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

Три основных подхода к определению его понятия и сущности: а) нормативный, рассматривающий право только как систему юридических норм (нормативное, или так называемое «узкое» понимание права); б) социологический, отождествляющий право с регулируемыми им общественными отношениями; в) философский, связывающий право с мерой свободы и справедливости.

Социологический и философский подходы дали «широкое» понимание права, когда в его понятие включились и нормы права, и правосознание, и правоотношения, и т.д.

Естественное право основано на идее существова¬ния у человека естественных, неотчуждаемых прав, обусловленных самой его человеческой природой, таких как право на жизнь, свободу, равенство, пра¬во на счастье, на справедливое отношение к человеку и др.

Идея естественного права, естественных прав человека эволюционирова¬ла вместе с развитием общества и права. Как замечает проф. В.А. Туманов, доктрина естественного права «стара почти так же, как и само право, сопро¬вождая «действующее право» на всем его историческом пути». И основной смысл идеи естественного права с самого начала ее зарождения состоял в том, что естественные права человека выдвигались в качестве некоего ори¬ентира, своего рода критерия для оценки правового содержания закона (пи¬саного права). Еще знаменитый оратор и государственный деятель Древне¬го Рима Марк Туллий Цицерон говорил: «Несправедливый закон не создает право».

Как теория идея естественного права оформилась в XVII-XVIII вв., став идеологическим оружием буржуазии против феодально-абсолютистских по¬рядков. Основателем теории естественного права признается Гуго Гроций (1583-1645 гг.). В дальнейшем она получила развитие в трудах французских просветителей XVIII в. - Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтера и др. В России ее сторонником являлся Александр Николаевич Радищев.

Для классического учения XVII-XVIII вв. характерно то, что естествен¬ные права понимались как вечные и неизменные, раз и навсегда установлен¬ные человеческой природой.

Немецким теоретиком права и философом Рудольфом Штаммлером (1856-1938 гг.) была выдвинута идея «естественного права с меняющимся содержанием». В литера¬туре начала XX в. такой подход именовали «возрожденным естественным пра¬вом». (К настоящему времени этот термин вышел из употребления.)

С этого момента теория естественного права развивалась по двум основ¬ным направлениям:

1) неотомистская теория (новейшая интерпретация средневекового уче¬ния Фомы Аквинского), согласно которой источником естественного закона является Бог (сторонники - Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер);

2) «светская» доктрина, которая исходит из различения права и закона, настаивает на существовании для писаного права некой этической первоос¬новы (естественного права), базирующейся на принципе справедливости.

а) утверждение о существовании естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменных прав человека, обусловленных самой его природой;

б) различение права и закона;

в) идею «естественного права с изменяющимся содержанием», учитываю¬щую реальные процессы развития прав человека вместе с развитием общества;

г) существование различных направлений развития естественно-правовой теории.

StudFiles.ru

Читайте также