Внутригородская территория города федерального значения

Внутригородская территория города федерального значения

Внутригородска́я террито́рия го́рода федера́льного значе́ния — тип внутригородских муниципальных образований, существующий с 2006 года в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и с 2014 года в Севастополе.

Внутригородское муниципальное образование является самостоятельным муниципальным образованием, в границах которого местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и другие органы местного самоуправления[1][2].

Местное самоуправление на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города федерального значения и Уставом внутригородского муниципального образования.

Используемые в законодательстве понятия «внутригородская территория города федерального значения» и «внутригородское муниципальное образование в городе федерального значения» идентичны по своему содержанию.

В Москве существует 146 внутригородских муниципальных образований (125 муниципальных округов, 2 городских округа и 19 поселений), в Санкт-Петербурге — 111 внутригородских муниципальных образований (81 муниципальный округ, 9 городов и 21 посёлок), в Севастополе — 10 внутригородских муниципальных образований (9 муниципальных округов и 1 город).

С 2006 года все внутригородские муниципальные образования в других городах прекратили существование.

В 2014 году среди других городов вновь появилась категория внутригородских муниципальных образований: внутригородские районы, входящие в состав городского округа с внутригородским делением[3]

ru.wikipedia.org

Внутригородская территория города федерального значения это:

Внутригородская территория города федерального значения

Внутригородска́я террито́рия го́рода федера́льного значе́ния — тип муниципальных образований, существующий с 2006 года в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Внутригородское муниципальное образование является самостоятельным муниципальным образованием, в границах которого местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и другие органы местного самоуправления[1].

Местное самоуправление на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города федерального значения и Уставом внутригородского муниципального образования.

Используемые в законодательстве понятия «внутригородская территория города федерального значения» и «внутригородское муниципальное образование в городе федерального значения» идентичны по своему содержанию.

В Москве существует 146 внутригородских муниципальных образований (125 муниципальных округов и 21 поселение), в Санкт-Петербурге — 111.

С 2006 года все внутригородские муниципальные образования в других городах прекратили существование.

См. также

  • Муниципальные образования Москвы

Примечания

  1. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Весы Фемиды
Муниципальные образования в России

Сельское поселение • Городское поселение • Муниципальный район • Городской округ • Внутригородская территория города федерального значения

Категории:
  • Местное самоуправление
  • Административные единицы России

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

ВОПРОС 58. Особенности организации местного самоуправления на территории городов федерального значения

Города федерального значения Москва и Санкт ‑ Петербург согласно Конституции РФ обладают статусом субъектов Федерации. В то же время они являются поселениями, следовательно, в них, должно осуществляться местное самоуправление.

Закон о местном самоуправлении (2003) устанавливает, что в городах федерального значения Москве и Санкт ‑ Петербурге в соответствии с уставами указанных субъектов РФ местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.

Внутригородская территория города федерального значения – это часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Здесь следует отметить, что города Москва и Санкт ‑ Петербург включают в себя не только городскую территорию, но и так называемые пригородные территории. В Санкт ‑ Петербурге расположенные на данных территориях муниципальные образования именуются городами и поселками. Однако на города федерального значения не распространяется общая классификация муниципальных образований: любое муниципальное образование, расположенное на территории Москвы и Санкт‑Петербурга, является внутригородской территорией, а не поселением или муниципальным районом вне зависимости от того, расположено ли муниципальное образование на территории основной городской застройки или на пригородной территории.

В настоящее время в соответствии с Законом г. Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» (далее – Закон Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56) местное самоуправление в городе Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых на территории районов города Москвы (включая районы города Зеленограда). В соответствии с данным Законом внутригородское муниципальное образование – это часть территории города Москвы, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются собственность муниципального образования, бюджет муниципального образования и выборные органы местного самоуправления.

В границах района может существовать одно или несколько муниципальных образований, но не может быть муниципальных образований, включающих в себя территории двух и более районов города. Образование муниципальных образований, установление их территорий и наименований осуществляются законом города Москвы по представлению мэра Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально‑экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий.

В соответствии с Законом г. Санкт‑Петербурга от 23 июня 1997 г. «О местном самоуправлении в Санкт‑Петербурге» жители города осуществляют свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях, расположенных на территории Санкт‑Петербурга. Местное самоуправление в Санкт‑Петербурге осуществляется на всей его территории в границах территорий городов, поселков, муниципальных округов Санкт‑Петербурга. На территории Санкт‑Петербурга создано 111 муниципальных образований. Таким образом, территориальная организация местного самоуправления в городах Москве и Санкт‑Петербурге соответствует Закону о местном самоуправлении (2003).

Представляется, что на сегодняшний день вариант осуществления местного самоуправления в городах федерального значения путем образования внутригородских муниципальных образований наиболее эффективен по следующим причинам. Во‑первых, исключается подмена, пересечение, дублирование функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Во‑вторых, в масштабе крупного мегаполиса единый орган местного самоуправления просто физически не сможет решать все задачи на местах, т. е. сама идея местной власти, самостоятельности населения в решении местных вопросов оказывается дискредитированной [1, с. 232].

Внутригородские территории городов федерального значения образуются и преобразуются законами городов федерального значения Москвы и Санкт‑Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий. В соответствии Законом Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 образование муниципальных образований осуществляется Законом г. Москвы по представлению мэра Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально‑экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий.

В каждом московском районе образуются независимые друг от друга органы власти двух видов: во‑первых, управа – орган исполнительной власти, входящий в систему органов государственной власти и подчиняющийся мэру, Правительству Москвы и префекту административного округа, во‑вторых, органы местного самоуправления – муниципальное собрание и муниципалитет, избираемые жителями района и не входящие в систему органов государственной власти.

Специфика организации местного самоуправления в городах федерального значения обусловливает то, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт‑Петербурга – исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Города Москва и Санкт‑Петербург представляют собой единые хозяйственные комплексы, в силу чего многие вопросы местного значения в них более целесообразно решать на уровне субъекта РФ в целом. Так, например, с обеспечением работы транспорта непосредственно связано строительство дорог. Невозможно при всей целостности городского хозяйства в одном муниципальном образовании строить развязки и новые дороги, не строя их в других. Таким образом, в городах федерального значения к вопросам местного значения не могут быть отнесены вопросы, имеющие общегородское значение [1, с. 233].

Конституционный Суд РФ в определении от 5 июня 2003 г. № 274‑О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Санкт‑Петербургского городского суда о проверке конституционности абзаца второго пункта 3 статьи 6 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и жалобы администрации муниципального образования „Смольнинское“ на нарушение той же нормой конституционных прав и свобод» указал, что особенности статуса городов федерального значения Москвы и Санкт‑Петербурга, территории которых как субъектов РФ, где в соответствии с прямым указанием Конституции РФ осуществляется государственная власть (ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 77), совпадают с их территориями как городских поселений, где обязательным является осуществление местного самоуправления, предопределяют необходимость принятия мер, в том числе законодательных, для разграничения государственной власти и местного самоуправления, с тем чтобы обеспечить баланс интересов города федерального значения как субъекта РФ и находящихся на его территории муниципальных образований, не допустить произвольное ограничение права населения на осуществление местного самоуправления.

Таким образом, право субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт‑Петербурга самостоятельно определять перечень вопросов местного значения, не противоречит Конституции РФ.

Касаясь источников доходов местных бюджетов, следует отметить, что согласно ст. 12 НК РФ местные налоги и сборы в городах федерального значения устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Федерации. Данная статья вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Целесообразность введения данной нормы также вполне очевидна: в рамках одного города недопустима ситуация, когда в различных его районах существуют различные ставки местных налогов.

Закон о местном самоуправлении (2003 года) допускает возможность зачисления установленных им источников доходов местных бюджетов в бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт‑Петербурга в соответствии с законами этих субъектов.

В Санкт‑Петербурге перечень доходов местных бюджетов муниципальных образований определяется ежегодно законом Санкт‑Петербурга о бюджете Санкт‑Петербурга на соответствующий год. Доходы определяются в соответствии с классификацией БК РФ: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления.

Органы государственной власти городов федерального значения также самостоятельно производят передачу органам местного самоуправления имущества исходя из перечня вопросов местного значения, установленным для этих муниципальных образований законами субъектов РФ.

В Санкт‑Петербурге этот процесс осуществляется в соответствии с Законом г. Санкт‑Петербурга «О порядке передачи объектов государственной собственности Санкт‑Петербурга в собственность муниципальных образований». Закон устанавливает, что с инициативой передачи собственности города в собственность муниципального образования могут выступить Законодательное собрание, губернатор и представительные органы местного самоуправления Санкт‑Петербурга.

studopedia.ru

5.5. Внутригородская территория города федерального значения. Особенности осуществления местного самоуправления в городах федерального значения

Внутригородская территория города федерального значения – муниципальное образование, территорию которого образует часть территории города федерального значения. Особенности внутригородских территорий Москвы и Санкт-Петербурга состоят в следующем: а) одноуровневая организация местного самоуправления; б) разграничение вопросов местного значения этих префектур, округов на те, которые они осуществляют сами, и те, которые «забирают» у них субъекты Федерации. Связана эта специфика с необходимость сохранить единство городского хозяйства городов-субъектов Российской Федерации, поскольку есть публичные услуги местного уровня, которые невозможно решать автономно частью территории хотя и большого, но единого города. К таковым, например, относятся, организация транспортного обслуживания, организация предоставления ритуальных услуг, содержание мест захоронения, утилизация и переработка ТБО и мусора и другие; в) часть доходных источников, которые по федеральному бюджетному законодательству должны поступать в местный бюджет, перенаправляются в региональный, поскольку органы государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга берут на себя решение части вопросов местного значения. ^

6. Принципы взаимодействия муниципального района и поселений, находящихся на его территории

Российская модель организации местного самоуправления, избранная Россией, повторяет в вопросе взаимодействия государства и местного самоуправления англо-американский вариант организации местного самоуправления. При решении вопросов местного значения, как указывается, в части 3 статьи 17 ФЗ-131, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается. Вместе с тем органы местного самоуправления районов и городских округов вправе заключать соглашения о передаче полномочий по решению вопросов местного значения. Полномочия могут передаваться от района поселению (например, по организации содержания здания ФАПа, школы, детского сада, по подвозу детей в школьные учреждения и иные) и наоборот, от поселения району. В качестве примера последних видов соглашений можно назвать передача полномочий по сбору и вывозу мусора, по дорожной деятельности в отношении дорог населенных пунктов, по организации предоставления коммунальных услуг. Принципам заключения соглашений являются: 1. Передаются отдельные полномочия, а не вопрос местного значения; 2. Заключаются органами местного самоуправления добровольно; 3. Обязательно предусматривают передачу субвенции на их осуществление; 4. Заключаются только на определенный срок; 5. Должны содержать основания и порядок прекращения действия; включать регулирования вопроса о финансовых санкциях за неисполнение; 6. Допускается наличие в собственности имущества, предназначенного на их осуществление, то есть имущества непрофильного для этого муниципалитета; 7. Соблюдение ограничений, установленных законодателем на передачу отдельных видов полномочий (например, по управлению муниципальными унитарными предприятиями). в частности, в дополнение к законодательно установленным структурам муниципально-территориальной организации закрепить возможность применения: многоуровневой структуры городских округов, где сформировались сложноорганизованные территориальные общности с относительно самостоятельными поселениями - спутниками городов; одноуровневой структуры муниципально-территориального деления по поселенческому принципу для небольших территориальных общностей, включая общности, которые не могут за счет своей ресурсной базы решать все вопросы местного значения; одноуровневой структуры по районному принципу для регионов с низкой плотностью населения, в которых отсутствует регулярное наземное транспортное сообщение между населенными пунктами и достаточная ресурсная база для решения основных вопросов местного значения; и т.п.

StudFiles.ru

Внутригородские территории городов федерального значения это:

Внутригородские территории городов федерального значения

Внутригородские территории городов — тип муниципальных образований, существующий с 2006 года в городах федерального значения Москва, Санкт-Петербург.

Внутригородское муниципальное образование является самостоятельным муниципальным образованием, в границах которого местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города федерального значения и Уставом внутригородского муниципального образования.

Используемые в законодательстве понятия «внутригородская территория города федерального значения» и «внутригородское муниципальное образование в городе федерального значения» идентичны по своему содержанию.

В Москве существует 125 внутригородских муниципальных образований, в Санкт-Петербурге — 111 внутригородских муниципальных образований.

С 2006 года все внутригородские муниципальные образования в других городах прекратили существование.

Муниципальные образования в России

Сельское поселение • Городское поселение • Муниципальный район • Городской округ • Внутригородская территория города федерального значения


Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Читайте также