Значение дыхательной системы

Обзор дыхательной системы. Значение дыхания

Глава 12

ПРОЦЕСС ДЫХАНИЯ

Анатомия и физиология органов дыхания

Обзор дыхательной системы. Значение дыхания

Дыхательной системой называется система органов, посред­ством которых происходит газообмен между организмом и внешней сре­дой (рис. № 218). В дыхательной системе выделяют органы, выполняющие воздухопроводящую (полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи) и дыхательную, или газообменную, функции (легкие).

Все органы дыхания, относящиеся к дыхательным путям, имеют твердую основу из костей и хрящей, благодаря чему эти пути не спадают­ся, и по ним свободно циркулирует воздух во время дыхания. Изнутри ды­хательные пути выстланы слизистой оболочкой, снабженной почти на всем протяжении мерцательным (реснитчатым) эпителием. В дыхательных путях происходит очищение, увлажнение, согревание вдыхаемого воздуха, а также рецепция (восприятие) обонятельных, температурных и механиче­ских раздражителей. Газообмен здесь не происходит, и состав воздуха не меняется. Поэтому пространство, заключенное в этих путях, называется мертвым, или вредным. При спокойном дыхании объем воздуха в мертвом пространстве составляет 140-150 мл (при вдыхании 500 мл воздуха).

Во время вдоха и выдоха воздух по воздухоносным путям поступает в легочные альвеолы и выводится из них. Стенки альвеол очень тонкие и служат для диффузии газов. Из находящегося в альвеолах воздуха в кровь поступает кислород, а обратно - углекислый газ. Оттекающая из легких артериальная кровь переносит кислород во все органы тела, а притекаю­щая в легкие венозная кровь доставляет углекислый газ.

Говоря о значении дыхания, следует подчеркнуть, что дыхание - это

одна из основных жизненных функций. Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его в окислительно-восстановительных реакциях и удаление из организма углекислого газа и метаболической воды. Без кислорода невозможен об­мен веществ, и для сохранения жизни необходимо постоянное поступле­ние кислорода. Поскольку в организме человека отсутствует депо кисло­рода, поэтому непрерывное поступление его в организм является жизнен­ной необходимостью. Если без пищи человек может прожить в необходи­мых случаях более месяца, без воды - 10 дней, то без кислорода всего лишь около 5 минут (4-6 мин). Таким образом, сущность дыхания заклю­чается в постоянном обновлении газового состава крови, а значение дыха­ния - в поддержании оптимального уровня окислительно-восстанови­тельных процессов в организме.

В структуре акта дыхания человека выделяют 3 этапа (процесса), ко­торые представлены в виде схемы.

studopedia.ru

Дыхание - это... Строение и функции органов дыхания

Дыхание – это процесс обмена такими газами, как кислород и углерод, происходящий между внутренней средой человека и окружающим миром. Дыхание человека представляет собой сложно регулируемый акт совместной работы нервов и мышц. Их слаженная работа обеспечивает осуществление вдоха – поступление кислорода в организм, и выдоха – выведение углекислого газа в окружающую среду.

Строение и функции органов дыхания

Дыхательный аппарат имеет сложное строение и включает в себя: органы дыхательной системы человека, мышцы, отвечающие за акты вдоха и выдоха, нервы, регулирующие весь процесса обмена воздухом, а также кровеносные сосуды.

Сосуды имеют особое значение для осуществления дыхания. Кровь по венам поступает в легочную ткань, где происходит обмен газами: кислород поступает, а углекислый газ выходит. Возврат насыщенной кислородом крови осуществляется по артериям, которые транспортируют его к органам. Без процесса оксигенации тканей дыхание не имело бы никакого смысла.

дыхание-это

Кроме того, кровеносные сосуды имеют в своей стенке специальные рецепторы, чувствительные к изменению параметров воздуха, таких, как кислотность, парциальное давление, концентрация различных веществ и другие. Благодаря этому осуществляется регуляция дыхания центральной нервной системой.

Все основные органы дыхания подразделяются на верхние и нижние. Каждый из отделов уникален по своим функциям. Верхний выполняет не только дыхательную функцию, но и очищение и увлажнение вдыхаемого воздуха.

Верхние дыхательные органы

К верхним органам системы дыхания относят:

  1. Нос.
  2. Рот.
  3. Глотку.
  4. Гортань.

Нос – самый первый орган дыхательной системы человека. Он имеет два отверстия – ноздри, через них воздух поступает в организм. Слизистая оболочка носа снабжена ворсинками, которые задерживают крупные инородные частицы, способствуя очищению воздуха. В носу выделяется специальный секрет, который увлажняет как оболочку носа, так и вдыхаемый воздух.

Воздух из носа поступает в следующий орган дыхательной системы – рот. Грамотнее будет упомянуть, что непосредственное прохождение воздуха через ротовую полость не происходит, в этом участвует носоглотка.

Следующим органом верхних дыхательных путей является глотка. Ее функция заключается в проведении воздуха на следующий этап. Так как глотка представляет собой соединение пищеварительной и дыхательной систем, ее функция транспортировки молекул воздуха – не единственная в организме человека.

Преодолев нос, рот и глотку, воздух непосредственно попадает в тот орган, который относится только к дыхательной системе и не выполняет больше никаких функций – в гортань. Она представляет собой трубку, в стенках которой имеются хрящевые структуры. В гортани также присутствуют голосовые связки, поддаваясь колебаниям воздуха, они способствуют формированию звуков речи человека.

Нижние дыхательные пути

Обмен между внутренним и внешним миром осуществляет непосредственно в легких. Они относятся к нижним дыхательным путям вместе с рядом органов, таких как:

  1. Трахея.
  2. Бронхи.
  3. Легкие.

Первым отделом нижних дыхательных путей является трахея. Она продолжается из гортани, поэтому имеет с ней схожее строение, также представляя собой трубку с хрящами в стенке. Хрящи в трахее гораздо более крупные и созданы природой для того, чтобы поддерживать форму органа, не давая ему спадаться и обеспечивая непосредственно дыхание. Это свойство стенки трахеи чрезвычайно важно и для ряда патологических ситуаций, когда человек теряет способность самостоятельно дышать через нос.

Строение и функции органов дыхания

Бронхи – парный орган, берущий свое начало от трахеи и разделяющийся надвое на уровне четвертого грудного позвонка. Сначала они делятся на правый и левый крупные главные бронхи, которые еще сохраняют хрящевую структуру вышележащих отделов системы, обеспечивающей дыхание человека. Далее главные бронхи ветвятся на более мелкие. Каждой степени ветвления присвоен свой порядок. В организме человека максимально выделяют 12 порядков. На этом уровне бронхи представляют собой тоненькие нити и заканчиваются альвеолами.

Альвеола – это наименьшая единица дыхательной системы, которая имеет форму пузырька и выполняет функцию газообмена. Именно совокупность миллионов альвеол образует главный орган дыхания – легкие. Они представляют собой крупный орган, имеющий сегментарное строение и располагающийся в грудной клетке. В правом легком сегментов выделяют больше, чем в левом, так как слева у человека располагается сердце.

Сверху каждое легкое укрыто своеобразным плащом – плеврой, которая состоит из двух листков с полостью между ними.

Функции дыхательной системы

Назначение дыхания представляет собой комбинацию функций всех элементов в отдельности. Глобально можно говорить о газообмене между тканями и органами человека и внешней средой. Но нельзя уменьшать функции носа в очистке воздуха и непосредственно легких, которые осуществляют обмен кислорода на углекислый газ.

Дыхание человека

Оценка функции органов дыхания производится врачами-пульмонологами. Важными показателями при этом являются:

  1. Ширина просвета бронхов.
  2. Жизненная емкость легких.
  3. Объем дыхания.
  4. Резервные объемы вдоха и выдоха.

Изменение хотя бы одного из этих показателей приводит к ухудшению самочувствия и являются важным сигналом к дополнительной диагностике и лечению.

Кроме того, имеются второстепенные функции, которые выполняет дыхание. Это:

  1. Местная регуляция процесса дыхания, благодаря которой обеспечивается приспособление сосудов к вентиляции.
  2. Синтез различных биологически активных веществ, осуществляющих сужение и расширение сосудов по мере необходимости.
  3. Фильтрация, которая отвечает за рассасывание и распад инородных частиц, и даже тромбов в мелких сосудах.
  4. Депонирование клеток лимфатической и кроветворной систем.

Этапы процесса дыхания

Благодаря природе, придумавшей столь уникальное строение и функции органов дыхания, возможно осуществление такого процесса, как обмен воздухом. Физиологически он имеет несколько стадий, которые, в свою очередь, регулируются центральной нервной системой, и только благодаря этому работают как часы.

Основные органы дыхания

Итак, ученые в результате многолетних исследований выделили следующие стадии, в совокупности организующие дыхание. Это:

  1. Внешнее дыхание – доставка воздуха из внешней среды к альвеолам. В этом активное участие принимают все органы дыхательной системы человека.
  2. Доставка кислорода к органам и тканям путем диффузии, в результате этого физического процесса происходит оксигенация тканей.
  3. Дыхание клеток и тканей. Иными словами, окисление органических веществ в клетках с высвобождением энергии и углекислого газа. Несложно понять, что без кислорода окисление невозможно.

Значение дыхания для человека

Зная строение и функции дыхательной системы человека, трудно переоценить значение такого процесса, как дыхание.

функции органов дыхания

Кроме того, благодаря ему осуществляется обмен газами между внутренней и внешней средой человеческого организма. Дыхательная система участвует:

  1. В терморегуляции, то есть охлаждает организм при повышенной температуре воздуха.
  2. В функции выделения случайных чужеродных веществ, таких, как пыль, микроорганизмы и минеральные соли, или ионы.
  3. В создании звуков речи, что необычайно важно для социальной сферы человека.
  4. В обонянии.

syl.ru

39. Значение дыхания для организма. Основные этапы процесса дыхания. Дыхательные пути.

Система органов дыхания служит для поступлений О2 в организм и выделении из него СО2. О2 необходим для протекания окислительных процессов в организме. Без пищи человек погибает через 60-70 суток, без воды через 5-7 дней, без О2 3-5 мин. Дыхательная система состоит из носовой полости, бронхов и лёгких.

В дыхательной системе выделяют:

- воздухоносные пути;

- паренхима лёгких, которую составляют дыхательные пузырьки (альбеолы) окружённые густой сетью капилляров;

Носовая полость помимо дыхательной функции очищает, согревает, увлажняет воздух, а также выполняет обонятельную функцию.

Лёгкие располагаются в грудной полости по обеим сторонам сердца. Снаружи каждое лёгкое окружено плеврой (соединительно тканной оболочкой), которая состоит из 2х листков между которыми находится пространство (плевральная полость). Здесь р ниже атмосферного. Поэтому говорят об «-» давлении в плевральной полости. В полости есть небольшое количество серозной жидкости.

Дыхание человека состоит из следующих процессов:

  1. Внешнее дыхание (вентиляция лёгких)

  2. Обмен газов в лёгких (между альбиолярным воздухом и кровью капилляров)

  3. Перенос газов кровью к ткани и обратно к лёгким

  4. Внутреннее дыхание (течение окислительных процессов в митохондриях)

Дыхательный цикл включает в себя 2 фазы: вдох и выдох. Соотношение 1:1,3. Вдох осуществляется активно, выдох пассивно.

В лёгких действуют силы, способствующие их растяжению.

1. Тяга грудной клетки обусловлена силой сокращения дыхательных мышц

2. «-» р в плевральной полости

Силы, способствующие спаданию лёгких.

  1. Эластическая тяга лёгких.

40. Понятие о дыхательных объёмах.

Дыхательный объём – объём воздуха, который вдыхает и выдыхает человек при спокойном дыхании. Составляет ≈ 500 мл колеблется от 300-800 мл.

  1. Резервный объём вдоха – количество воздуха, который человек может дополнительно вдохнуть ≈ 3000 мл.

  2. Резервный объём выдоха – количество воздуха, которое человек может дополнительно выдохнуть 1300 мл.

  3. Жизненная ёмкость лёгких. Это сумма указанных объёмов. Она составляет ≈ 4800 мл.

  4. Остаточный объём – количество воздуха, которое остаётся в лёгких после глубокого выдоха.

  5. Общая ёмкость лёгких – сумма остаточного объёма и общей ёмкости лёгких ≈ 6000 мл.

  6. Мёртвое пространство. Воздух находится не только в альбиолах на и в воздухоносных путях, он не участвует в газообмене ≈ 3500 мл. Объёмы воздуха определяют при помощи спирометра.

Кроме определения объёмов для изучения функции лёгких используются и временные показатели.

ВЕНТИЛЯЦИЯ ЛЁГКИХ

Это объём выдыхаемого и вдыхаемого воздуха в единицу времени. Обычно измеряют минутный объём дыхания (мод). При спокойном дыхании мод составляет 6-9 л.

Вентиляция лёгких зависит от глубины и частоты дыхания.

Газообмен в лёгких осуществляется в альбиолах. Вентиляция альбиол ‹ вентиляции лёгких на величину мёртвого пространства. При нагрузке более эффективно глубокое дыхание чем поверхностное, т.к. большая часть объёма воздуха при поверхностном дыхании тратится на вентиляцию мёртвого пространства.

МОД = 800 мл

ЧД = 16

StudFiles.ru

Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности

Значение дыхания. Дыхание — необходимый для жизни про­цесс постоянного обмена газами между организмом и окружаю­щей средой. Дыхание обеспечивает постоянное поступление в ор­ганизм кислорода, необходимого для осуществления окислитель­ных процессов, являющихся основным источником энергии. Без доступа кислорода жизнь может продолжаться лишь несколько минут. При окислительных процессах образуется углекислый газ, который должен быть удален из организма. В понятие дыхание включают следующие процессы:

1) внешнее дыхание —обмен га­зов между внешней средой и легкими — легочная вентиляция;
2) обмен газов в легких между альвеолярным воздухом и кровью капилляров — легочное дыхание;
3) транспорт газов кровью, пе­ренос кислорода от легких к тканям и углекислого газа из тканей в легкие;
4) обмен газов в тканях;
5) внутреннее, или тканевое, дыхание — биологические процессы, происходящие в митохондри­ях клеток.

Этот этап дыхания является предметом рассмотрения в курсе биохимии. Нарушение любого из этих процессов создает опасность для жизни человека.
Дыхательная система человека включает: воздухоносные пу­ти, к которым относятся полость носа, носоглотка, гортань, тра­хея, бронхи (рис. 41); легкие — состоящие из бронхиол, альвеоляр­ных мешочков и богато снабженные сосудистыми разветвлениями; костно-мышечную систему, обеспечивающую дыхательные движе­ния: к ней относятся ребра, межреберные и другие вспомога­тельные мышцы, диафрагма. Все звенья дыхательной системы претерпевают с возрастом существенные структурные преобразо­вания, что определяет особенности дыхания детского организма на разных этапах развития.

Воздухоносные пути и дыхательный путь начинаются носовой полостью. Слизистая оболочка носовой полости обильно снабжена кровеносными сосудами и покрыта многослойным мерцательным эпителием. В эпителии много железок, выделяющих слизь, кото­рая вместе с пылевыми частицами, проникшими со вдыхаемым воздухом, удаляется мерцательными движениями ресничек. В но­совой полости вдыхаемый воздух согревается, частично очищается от пыли и увлажняется. К моменту рождения носовая полость ребенка недоразвита, она отличается узкими носовыми отвер­стиями и практически отсутствием придаточных пазух, окончатель­ное формирование которых происходит в подростковом возрасте. Объем носовой полости с возрастом увеличивается примерно в 2,5 раза. Структурные особенности носовой полости детей раннего возраста затрудняют носовое дыхание, дети часто дышат с откры­тым ртом, что приводит к подверженности простудным заболева­ниям. Одним из факторов, затрудняющих дыхание через нос, явля­ются аденоиды. «Заложенный» нос влияет на речь, вызывая за­крытую гнусавость, косноязычие. При «заложенном» носе воздух недостаточно очищается от вредных примесей, пыли, недостаточ­но увлажняется, отчего возникают частые воспаления гортани и трахеи. Ротовое дыхание вызывает кислородное голодание, за­стойные явления в грудной клетке и черепной коробке, деформацию грудной клетки, понижение слуха, частые отиты, бронхиты, сухость слизистой полости рта, неправильное (высокое) развитие твердого нёба, нарушение нормального положения носовой пере­городки и формы нижней челюсти.
В придаточных пазухах носовой полости детей могут разви­ваться воспалительные процессы — гайморит и фронтит.
Гайморит —
воспаление придаточной (гайморовой— верхнече­люстной) полости носа. Обычно гайморит развивается после острой инфекции (скарлатина, корь, грипп). Инфекция попадает через кровь из полости носа или из соседнего очага (кариозный зуб). Больной испытывает общее недомогание, познабливание, повышается температура до 38° в первые дни заболевания, по­является головная боль или боль невралгического характера с иррадиацией в щеку, в верхние зубы и висок, слизистая носа (односторонне) набухает, появляются выделения (с той же сто­роны). Необходимо немедленно направить ребенка в лечебное учреждение для своевременного лечения. Недостаточное лечение приводит к переходу заболевания в хроническое состояние.
Фронтит
— воспаление лобной пазухи. Больной жалуется на боль над бровью, во лбу и нижней стенке лобной пазухи, наблю­дается слезотечение и светобоязнь. Комплекс этих симптомов по­является периодически, они продолжаются с 10—11 ч утра и за­тихают к 15—16 ч дня. При вертикальном положении тела наб­людаются обильные выделения (гнойные). Важно направить ребенка в лечебное учреждение для своевременного лечения. Не­редко заболевание становится хроническим.
Из полости носа воздух попадает в носоглотку — верхнюю часть глотки. В глотку открываются также полость носа, гортань и слуховые трубы, соединяющие полость глотки со средним ухом. Глотка ребенка отличается меньшей длиной, большей шириной и низким расположением слуховой трубы. Особенности строения но­соглотки приводят к тому, что заболевания верхних дыхательных путей у детей часто осложняются воспалением среднего уха, так как инфекция легко проникает в ухо через широкую и короткую слуховую трубу. Заболевания миндалевидных желез, расположен­ных в глотке, серьезно отражаются на здоровье ребенка.
Тонзиллит
— воспаление миндалин. Оно может быть острым .'(ангины) и хроническим. Хронический тонзиллит развивается по­сле частых ангин и некоторых других инфекционных заболеваний, сопровождающихся воспалением слизистой оболочки зева (скар­латина, корь, дифтерия). Особую роль в развитии хронического заболевания миндалин имеет микробная (стрептококк и аденови­рус) инфекция. Хронический тонзиллит способствует возникнове­нию ревматизма, воспалению почек, органическому поражению сердца.
Одним из видов заболеваний миндалевидных желез являются аденоиды — увеличение третьего миндалика, находящегося в носо­глотке. Для увеличения миндалика имеют значение ряд перене­сенных инфекций, климатические условия (в холодном климате аденоиды у детей встречаются чаще, чем в теплом). Разрастание миндалика констатируется преимущественно у детей до 7—8 лет. При аденоидах наблюдаются: долго не прекращающийся насморк, затрудненное носовое дыхание, особенно по ночам (храпение, не освежающий, беспокойный сон с частым пробуждением), притуп­ление обоняния, открытый рот, отчего нижняя губа отвисает, носогубные складки сглаживаются, появляется особое «аденоидное» выражение лица.
Следующее звено воздухоносных путей — гортань. Скелет гор­тани образован хрящами, соединенными между собой суставами, связками и мышцами.
Полость гортани покрыта слизистой оболочкой, которая обра­зует две пары складок, замыкающих вход в гортань во время глотания. Нижняя пара складок покрывает голосовые связки. Про­странство между голосовыми связками называют голосовой щелью. Таким образом, гортань не только связывает глотку с трахеей, но и участвует в речевой функции.
Гортань у детей короче, уже и располагается выше, чем у взрослых. Наиболее интенсивно гортань растет на 1—3-м годах жизни и в период полового созревания. В период полового со­зревания появляются половые различия в строении гортани. У мальчиков образуется кадык, удлиняются голосовые связки, гортань становится шире и длиннее, чем у девочек, происходит ломка голоса.
От нижнего края гортани отходит трахея. Длина ее увеличи­вается в соответствии с ростом туловища, максимальное ускоре­ние роста трахеи отмечено в возрасте 14—16 лет. Окружность трахеи увеличивается соответственно увеличению объема грудной клетки. Трахея разветвляется на два бронха, правый из которых более короткий и широкий. Наибольший рост бронхов происходит в первый год жизни и в период полового созревания.
Слизистая оболочка воздухоносных путей у детей более обиль­но снабжена кровеносными сосудами, нежна и ранима, она со­держит меньше слизистых желез, предохраняющих ее от .повреж­дения. Эти особенности слизистой оболочки, выстилающей возду­хоносные пути, в детском возрасте в сочетании с более узким про­светом гортани и трахеи обусловливают подверженность детей воспалительным заболеваниям органов дыхания.
Легкие.
С возрастом существенно изменяется и структура основного органа дыхания — легких. Первичный бронх, вступив в ворота легких, делится на более мелкие бронхи, которые об­разуют бронхиальное дерево. Самые тонкие веточки его называют бронхиолами. Тонкие бронхиолы входят в легочные дольки и вну­три них делятся на конечные бронхиолы.

Бронхиолы разветвляются на альвеолярные ходы с мешочка­ми, стенки которых образованы множеством легочных пузырь­ков— альвеол. Альвеолы являются конечной частью дыхательного пути (рис. 42). Стенки легочных пузырьков состоят из одного слоя плоских эпителиальных клеток. Каждая альвеола окружена снаружи густой сетью капилляров. Через стенки альвеол и ка­пилляров происходит обмен газами — из воздуха в кровь перехо­дит кислород, а из крови в альвеолы поступают углекислый газ и пары воды.
В легких насчитывают до 350 млн. альвеол, а их поверхность достигает 150 м2. Большая поверхность альвеол способствует луч­шему газообмену. По одну сторону этой поверхности находится альвеолярный воздух, постоянно обновляющийся в своем составе, по другую — непрерывно текущая по сосудам кровь. Через обшир­ную поверхность альвеол происходит диффузия кислорода и угле­кислого газа. Во время физической работы, когда при глубоких входах альвеолы значительно растягиваются, размеры дыхатель­ной поверхности увеличиваются. Чем больше общая поверхность альвеол, тем интенсивнее происходит диффузия газов.
Каждое легкое покрыто серозной оболочкой, называемой плев­рой. У плевры два листка. Один плотно сращен с легким, дру­гой приращен к грудной клетке. Между обоими листками — не­большая плевральная полость, заполненная серозной жидкостью (около 1—2 мл), которая облегчает скольжение листков плевры при дыхательных движениях. В альвеолах осуществляется газооб­мен: кислород из альвеолярного воздуха переходит в кровь, из крови углекислый газ поступает в альвеолы.
Стенки альвеол и стенки капилляров очень тонкие, что спо­собствует проникновению газов из легких в кровь и наоборот. Газообмен зависит от поверхности, через которую осуществляется диффузия газов, и разности парциального давления диффундирую­щих газов. Такие условия есть в легких. При глубоком вдохе альвеолы растягиваются и их поверхность достигает 100—150 м2. Также велика и поверхность капилляров в легких. Есть и доста­точная разница парциального давления газов, альвеолярного воз­духа и напряжения этих газов в венозной крови. Для кислорода эта разница составляет 70 мм рт.ст., для углекислого газа- 7 мм рт. ст.
Легкие у детей растут главным образом за счет увеличения объема альвеол (у новорожденного диаметр альвеолы 0,07 мм, у взрослого он достигает уже 0,2 мм). До 3 лет происходит уси­ленный рост легких и дифференцировка их отдельных элементов. Число альвеол к 8 годам достигает числа их у взрослого челове­ка. В возрасте от 3 до 7 лет темпы роста легких снижаются. Особенно энергично растут альвеолы после 12 лет. Объем легких к 12 годам увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного, а к концу периода полового созревания — в 20 раз (в основном за счет увеличения объема альвеол). Соот­ветственно изменяется газообмен в легких, увеличение суммарной поверхности альвеол приводит к возрастанию диффузионных воз­можностей легких.
Дыхательные движения.
Обмен газов между атмосферным воз­духом и воздухом, находящимся в альвеолах, происходит благо­даря ритмическому чередованию актов вдоха и выдоха.
В легких нет мышечной ткани, и поэтому активно они сокра­щаться не могут. Активная роль в акте вдоха и выдоха принад­лежит дыхательным мышцам. При параличе дыхательных мышц дыхание становится невозможным, хотя органы дыхания при этом не поражены.
При вдохе сокращаются наружные межреберные мышцы и ди­афрагма. Межреберные мышцы приподнимают ребра и отводят их несколько в сторону. Объем грудной клетки при этом увеличи­вается. При сокращении диафрагмы ее купол уплощается, что также ведет к увеличению объема грудной клетки. При глубоком дыхании принимают участие и другие мышцы груди и шеи. Лег­кие, находясь в герметически закрытой грудной клетке, пассивно следуют во время вдоха и выдоха за ее движущимися стенками, так как при помощи плевры они приращены к грудной клетке. Этому способствует и отрицательное давление в грудной полости. Отрицательное давление — это давление ниже атмосферного. Во время вдоха оно ниже атмосферного на 9—12 мм рт. ст., а во время выдоха —на 2—6 мм рт. ст.
В ходе развития грудная клетка растет быстрее, чем легкие, отчего легкие постоянно (даже при выдохе) растянуты. Растяну­тая эластичная ткань легких стремится сжаться. Сила, с которой ткань легкого стремится сжаться за счет эластичности, противо­действует атмосферному давлению. Вокруг легких, в плевральной полости, создается давление, равное атмосферному минус эла­стическая тяга легких. Так вокруг легких создается отрицатель­ное давление. За счет отрицательного давления в плевральной полости легкие следуют за расширившейся грудной клеткой. Лег­кие при этом растягиваются. Атмосферное давление действует на легкие изнутри через воздухоносные пути, растягивает их, прижимает к грудной стенке.
В растянутом легком давление становится ниже атмосферно­го, и за счет разницы давления атмосферный воздух через дыха­тельные пути устремляется в легкие. Чем больше увеличивается при вдохе объем грудной клетки, тем больше растягиваются лег­кие, тем глубже вдох.
При расслаблении дыхательных мышц ребра опускаются до исходного положения, купол диафрагмы приподнимается, объем грудной клетки, а следовательно, и легких уменьшается и воздух выдыхается наружу. В глубоком выдохе принимают участие мыш­цы живота, внутренние межреберные и другие мышцы.
Постепенность созревания костно-мышечного аппарата дыха­тельной системы и особенности его развития у мальчиков и дево­чек определяют возрастные и половые различия типов дыхания. У детей раннего возраста ребра имеют малый изгиб и занимают почти горизонтальное положение. Верхние ребра и весь плечевой пояс расположены высоко, межреберные мышцы слабые. В связи с такими особенностями у новорожденных преобладает диафрагмальное дыхание с незначительным участием межреберных мышц. Диафрагмальный тип дыхания сохраняется до второй половины первого года жизни. По мере развития межреберных мышц и роста ребенка грудная клетка опускается вниз и ребра принимают ко­сое положение. Постепенно дыхание грудных детей становится грудобрюшным, с преобладанием диафрагмального, причем в верх­нем отделе грудной клетки подвижность остается все еще не­большой.
В возрасте от 3 до 7 лет в связи с развитием плечевого пояса все более начинает преобладать грудной тип дыхания, и к 7 го­дам он становится выраженным.
В 7—8 лет выявляются половые отличия в типе дыхания: у мальчиков становится преобладающим брюшной тип дыхания, у девочек — грудной. Заканчивается половая дифференцировка дыхания к 14—17 годам. Следует заметить, что тип дыхания у юношей и девушек может меняться в зависимости от занятий спортом, трудовой деятельностью.
Возрастные особенности строения грудной клетки и мышц обусловливают особенности глубины и частоты дыхания в дет­ском возрасте. Взрослый человек делает в среднем 15—17 дыха­тельных движений в минуту, за один вдох при спокойном дыха­нии вдыхается 500 мл воздуха. Объем воздуха, поступающий в легкие за один вдох, характеризует глубину дыхания.
Дыхание новорожденного ребенка частое и поверхностное. Ча­стота подвержена значительным колебаниям — 48—63 дыхатель­ных цикла в минуту во время сна. У детей первого года жизни частота дыхательных движений в минуту во время бодрствования 50—60, а во время сна —35—40. У детей 1—2 лет во время бодр­ствования частота дыхания 35—40, у 2—4-летних — 25—35 и у 4—б-летних — 23—26 циклов в минуту. У детей школьного воз­раста происходит дальнейшее урежение дыхания (18—20 раз в минуту).
Большая частота дыхательных движений у ребенка обеспечи­вает высокую легочную вентиляцию.
Объем вдыхаемого воздуха у ребенка в 1 месяц жизни состав­ляет 30 мл, в 1 год — 70 мл, в 6 лет—156 мл, в 10 лет — 239 мл, в 14 лет — 300 мл.
За счет большой частоты дыхания у детей значительно выше, чем у взрослых, минутный объем дыхания (в пересчете на 1 кг массы). Минутный объем дыхания — это количество воздуха, ко­торое человек вдыхает за 1 мин; он определяется произведением величины вдыхаемого воздуха на число дыхательных движений за 1 мин. У новорожденного минутный объем дыхания составляет 650—700 мл воздуха, к концу первого года жизни — 2600— 2700 мл, к 6 годам — 3500 мл, у 10-летнего ребенка — 4300 мл, у 14-летнего — 4900 мл, у взрослого человека — 5000—6000 мл.
Важной характеристикой функционирования дыхательной си­стемы является жизненная емкость легких — наибольшее количе­ство воздуха, который человек может выдохнуть после глубокого вдоха. Жизненная емкость воздуха легких меняется с возрастом (табл. 18), зависит от длины тела, степени развития грудной клет­ки и дыхательных мышц, пола. Обычно она больше у мужчин, чем у женщин. У спортсменов жизненная емкость легких больше, чем у нетренированных людей: у штангистов, например, она состав­ляет около 4000 мл, у футболистов —4200, у гимнастов — 4300, у пловцов — 4900, у гребцов —5500 мл и более.

Таблица 18: Средняя величина жизненной емкости легких (в мл)

Пол Возраст (в годах)
4 5 6 7 8 10 12 15 17
Мальчики
Девочки -

Так как измерение жизненной емкости легких требует актив­ного и сознательного участия самого ребенка, то она может быть определена лишь после 4—5 лет.
К 16—17 годам жизненная емкость легких достигает величин, характерных для взрослого человека. Для определения жизнен­ной емкости легких используется прибор спирометр. Жизненная емкость является важным показателем физического развития.

studopedia.ru

Каково значение органов дыхания?

[Gs]berserker


Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ таких как пар воды, аммиака и другие

3. Окисление органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

Неизвестно

Насыщение кислородом крови, выделение углекислого газа. - легкие.
носоглотка- согревают воздух, поступающий из внешней среды и частички микропыли из внешней среды оседают на волосинках носа. Это серьезно

Илья иванов

Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ таких как пар воды, аммиака и другие

Окисление органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

Vladimir gevorgyan

Органы дыхания осуществляют газообмен между атмосферным воздухом и организмом. В легких кислород из воздуха, поглощаемого при вдохе, переходит в кровь и доставляется в клетки. Здесь большая часть кислорода связывается с углеродом и водородом, которые выделяются в процессе обмена веществ из высокомолекулярных органических соединений, входящих в состав клеток. Образующиеся при этом углекислый газ и водяные пары удаляются из легких при выдохе. Меньшая часть кислорода входит в состав клеток организма. Энергия, освобождающаяся при расщеплении органических веществ, используется для жизнедеятельности, для восстановления разрушающихся клеток и развития организма.
Дыхание разделяют на внешнее, или легочное — газообмен между атмосферным воздухом и кровью, и внутреннее, или тканевое — газообмен между кровью и тканями, обеспечивающий обмен веществ в клетках.
Без дыхания жизнь человека невозможна; через короткое время после его прекращения останавливается сердце и начинается разрушение организма, в первую очередь клеток нервной системы. Особенно велико значение дыхания для растущего организма детей, так как рост и развитие осуществляются в результате интенсивного обмена веществ.

Читайте также