Хаос значение слова

Хаос (значения)

Не следует путать с Хаус.

Ха́ос — беспорядок, отсутствие порядка, также хаос — понятие из древнейших мифологических представлений, категория космогонии.

  • Хаос — категория космогонии, первичное состояние Вселенной, бесформенная совокупность материи и пространства (в противоположность порядку).
  • Хаос — описанное впервые Гесиодом в «Теогонии» изначальное состояние мира до появления чего бы то ни было, а также зачастую обозначение потустороннего мира (Тартара).
  • Хаос — сила, возникшая в варп-пространстве в вымышленной вселенной Warhammer 40,000.
  • Хаос — понятие, используемое в планетной геологии для описания областей на поверхности небесных тел, имеющих хаотичный рельеф.
  • (19521) Хаос — транснептуновый объект
  • Хаос — один из полюсов мира (наряду с Амбером) в вымышленной вселенной «Хроник Амбера» американского писателя-фантаста Роджера Желязны.
  • Хаос (фильм):
  • Хаос (фильм, 1973) — советская кинокартина студии «Арменфильм» 1973 года.
  • Хаос (фильм, 1984) — итало-французский фильм (жанр — комедия, драма).
  • Хаос (фильм, 2005) — криминальный боевик 2005 года, режиссёром и автором сценария которого является Тони Гиглио.

ru.wikipedia.org

Хаос (философия)

Merge-arrow.svg Необходимо перенести содержимое этой статьи в статью Хаос (мифология) и заменить эту статью на перенаправление. Вы можете помочь проекту, объединив статьи.
В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения, замените этот шаблон на шаблон {{К объединению}} и добавьте соответствующую запись на странице Википедия:К объединению. Пожалуйста, также проверьте историю правок.

Хаос (греч. χάος от χαίνω — раскрываюсь, разверзаюсь), в древнегреческой философии и поэзии — докосмическое состояние, зияющая пра-бездна (от греч. χάσκω, χοανω — зиять, зевать, разевать рот, быть пустым и голодным); неупорядоченное первовещество; противоположность конечному, упорядоченному космосу.

Символ Хаоса

Возникновение

Впервые слово «хаос» встречается у Гесиода:[1] Согласно Гесиоду, хаос, будучи чистым отрицанием, порождает столь же негативные силы — чёрный Мрак и Ночь.

Он возникает первым, но не является ни творческим первоначалом, порождающим космос, ни материалом для вселенной, а образует лишь пространство для развертывания позитивных сил — Геи-Земли и Эроса-Любви, которые зарождаются не из него, а наряду с ним и после него.

— Гесиод. "Теогония"

Хаос в эпоху античности

Аристотель отождествляет хаос с местом, или пространством, отмечая, что Гесиод был прав, делая хаос первым, ибо все вещи должны находиться где-нибудь. У позднейших греческих философов слово «хаос» может означать бесконечное пространство (в частности, у Плотина и Секста Эмпирика). Аристофан называет хаосом воздушное пространство между небом и землей. Хаос часто отождествляется с Тартаром[2] — подземной бездной, безвозвратно поглощающей все некогда живое и символизирующей смерть. Другое подземное царство смерти — Аид — мыслится как расположенное ближе к земле; там умершие ещё продолжают как-то существовать, хотя бы в виде теней. У Марка Аврелия, хаос — это бездна времени, «бесконечная в обе стороны вечность», беспредельная ненасытность, неумолимо поглощающая все сущее.[3] В позднем пифагореизме хаосом называют Единое, желая подчеркнуть его непознаваемость и тьму.[4]

В стоицизме

Наряду с пониманием хаоса как зияния, бесконечного пространства, тьмы и всепоглощающей бездны, восходящим к Гесиоду, у стоиков встречается другая трактовка хаоса как неупорядоченного первовещества, из которого случайно или под воздействием неких противоборствующих или упорядочивающих сил сложился мир. По отношению к уже существующему космосу стоический хаос не представляет собой ненасытную пустую бездну или бесконечную энтропию, а является своего рода кладовой первовещества, подпитывающей космос.

При христианстве

В христианской литературе понимание хаоса опосредовано библейским истолкованием. В Книге Бытия 1, 2 говорится о «тьме над бездною», бывшей до сотворения мира. Эта «бездна» по своему значению исключительно близка к греческому понятию хаоса и отождествляется с ним. Однако учение о творении из ничего лишает её всякой значимости как в качестве места мира, так и в качестве его первоматерии. Эта бездна не исчезла и по сотворении мира, продолжая существовать в виде ада. Кроме того, хаос приобретает у христиан и эсхатологическое значение, поскольку в «Апокалипсисе» говорится, что в конце времен «зверь выйдет из бездны».

Средневековье

В средневековой философии и космологии (Калкидий, Василий Великий, Беда Достопочтенный, Фома Аквинский) распространено учение о двух материях — первичная materia, невещественная, пустое пространство, или чистая энергия, в которой творится мир и существование которой опровергают большинство христианских учителей, и silva — вторичная материя, разреженная и беспорядочно движущаяся масса первоэлементов вещества, результат первого акта творения, хаотическое состояние, предшествующее появлению оформленных тел.

Средневековые мыслители отождествляют её с хаосом древних («беспорядочное смешение телесной твари, которое древние звали Хаосом» и которое, по убеждению Фомы, действительно было первым состоянием вселенной, но первым не по времени, а только по порядку, логически[5]). Очевидна связь первого понятия, materia, с гесиодовско-аристотелевским хаосом и понятием материи в платонизме, а второго, silva, с хаосом стоиков. Именно от последнего ведет свою историю современное понимание хаоса как первобытного беспорядка.

ru.wikipedia.org

Не могу найти определения 2 слов:хаос(ударение на разные слоги)

B b

Вот пример значений с разными ударениями:
хаос
а, мн. нет, м. (греч. chaos < chainō разверзаюсь) .
1. (ха́ос) . В древнейших мифологических представлениях: зияющая бездна, наполненная туманом и мраком, неорганизованная стихия, из которой впоследствии образовалось все существующее. Первозданный х.
2. (ха́ос) . Отсутствие порядка, полная путаница. X. в делах. X. в голове.
3. (ха́ос) . Нагромождение, скопление чего-н. (обычно — как результат действия стихийных сил) . X. полузатопленных бревен.
4. (хао́с) , разг. Беспорядок в помещении, в жилье и т. п. В комнатах — невообразимый х.
Хаотический, хаотичный — беспорядочный, лишенный последовательности, стройности.
|| Ср. базар, бардак, бедлам, содом.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина. - М: Русский язык, 1998.

А вот в определении начала прошлого века есть интересное значение про музыку:
ХАОС
(греч. chaos - неизмеримое, пустое темное пространство) . 1) первобытная, безвидная масса, смешение всех элементов, из которой произошел мир. 2) в музыке: нестройная масса звуков, нескладица. 3) в обыденной жизни означает вообще всякий беспорядок.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. - Чудинов А. Н. , 1910.

У немцев - тоже двоякий смысл этого слова:
хаос

хаос
I х`аос
м миф.
Chaos n тк. sg, неизм.
II х`аос, ха`ос
м
(беспорядок, путаница) Chaos n тк. sg, неизм. , Durcheinander n

Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь. 2003.

Сергей остапенко

Ха́ос - категория космогонии, первичное состояние Вселенной, бесформенная совокупность материи и пространства (в противоположность порядку) .
В переносном значении хао́с - неустройство, беспорядок, скопление, нагромождение чего-либо

Что означает слово ХАОС? На какой слог ставится ударение в слове ХАОС?

А ударение на какой слог должно ставиться? — 2 года назад

Ирина робертовна

Коротко так:

  • ХА́ОС;
  • ХА́ОС и ХАО́С.

Но прежде чем пояснить этот ответ, отмечу: удивительно, но в русском языке есть слова с двойным ударением, причём это не омонимы, а самые обычные многозначные и даже однозначные слова:

  • ко́мпас и компа́с;
  • тво́рог и творо́г;
  • фено́мен и феноме́н;
  • ржа́веть и ржаве́ть;
  • шпри́цы и шприцы́, шпри́цем и шприцо́м – и так во всех косвенным падежах единственного и множественного числа.

Подобные примеры можно дополнять и дополнять. Причин такого расхождения в месте ударения несколько.

  • Прибор с намагниченной стрелкой, помогающий определить стороны света, называют КО́МПАСОМ, и данное слово с ударением на слоге первом, сколько я себя помню, является общеупотребительным, а вот ударение на слоге втором сразу превращает это общеупотребительное слово в профессиональное: всякий моряк произнесёт его только так: КОМПА́С.
  • Ударение на последнем слоге и написание в результате гласной О в словоформе ШПРИЦО́М, появилось опять же под влиянием профессиональной речи, на этот раз медиков: это лишь для их лексикона ещё совсем недавно были характерны шприцы́ и шприцо́м, а нам же, простым смертным, учителя в школе постоянно твердили: правильно – шпри́цы, шпри́цем. Думаю, что под влиянием речи медиков в слове постепенно меняется место ударения (в словаре Ожегова 1964 года, например, даже намёка нет на то, что ударение можно поставить на окончание).
  • ТВО́РОГ и ТВОРО́Г – тоже слово однозначное, но уже много лет нам разрешают произносить его двояко – кому как нравится; я, например, предпочитаю произносить тво́рог, но и творо́г мне ухо не режет.
  • Сложнее со словом ФЕНО́МЕН – ФЕНОМЕ́Н. Оно, согласно словарям, имеет три значения и только одно из них – «человек в особыми талантами, выдающимися способностями» – имеет двоякое ударение. Но когда Вы употребляете эту лексему для обозначения какого-то редкого факта, необычного явления или как философский термин, обозначающий явление познаваемое, то непременно произносите его с ударением на слоге втором – фено́мен.

Таким образом, среди причин двоякого ударения можно назвать такие:

  • размежевание общеупотребительного и профессионального произношения слова;
  • перенос профессионального произношения на общеупотребительное;
  • различение с помощью места ударения значений слова (что крайне неудобно и от чело язык постепенно избавляется);
  • замена одного произношения, связанного с ударением, другим, что тоже связано с избавлением от дублей, – процесс, который в одних случаях длится недолго, в других является достаточно длительным.

Вот и слово ХАОС имеет двоякое ударение: и на слоге первом, и на слоге втором. Но и с этим существительным не всё так просто, как и со словом ФЕНОМЕН.

Во-первых, словарь Ожегова 1964 года даёт не многозначное слово ХАОС, а омонимы:

  • значение первого – ХА́ОС – связано с мифологией, с легендами о сотворении мира из первозданного хаоса;
  • второй – ХАО́С – употребляется в значении «беспорядок где-то, в чём-то, путаница, часто в голове».

Во-вторых, до Ожегова Ушаков (словарь под его редакцией издавался в 1935–1940 годах) отмечает такую же семантику и такие же ударения у многозначного слова ХАОС (то есть омонимов автор словаря и его помощники здесь не увидели). Кстати, и в последующих изданиях словаря Ожегова, а потом Ожегова и Шведовой омонимов ХАОС не наблюдается, есть многозначное слово с указанными значениями и соответствующими им ударениями. Но уже здесь выделяется ещё одно значение данного слова с ударением на первом слове – «нагромождение чего-либо», а в качестве примера дано словосочетание «хаос камней». А значение «беспорядок где-то, в чём-то, путаница, часто в голове» разделено на два с разным произношением:

  • ХА́ОС – «отсутствие порядка, путаница», согласно которому и в делах, и в головах наблюдается ХА́ОС;
  • ХАО́С – «беспорядок, но не где-либо, а в помещениях», так что в квартирах, комнатах, кладовых царит уже не ХА́ОС, а ХАО́С.

То же самое мы наблюдаем в словаре «Русское словесное ударения», составленном учёным по фамилии Зарва, изданном в Москве в 2001 году, а в электронном виде – на портале gramota.ru чуть позже, в 2001–2002 годах.

Как видим, ещё в словарях начала века XXI – Зарвы и Ожегова со Шведовой (4-е издание, 2005) – четыре значения у интересующего нас слова и строгая дифференциация: в мифологии, в делах и головах ХА́ОС, нагромождение чего-то – он же родимый, в вот в помещениях непременно ХАО́С.

Естественно, что язык не очень-то терпит дублирование, которое время от времени встречается по разным, как отмечено выше, причинам, да и деление беспорядка на две категории с разными ударениями в названии и выделение беспорядка, связанного с нагромождением чего-либо, весьма спорно, а потому когда мы обращаемся к более современным словарям, в частности Большому толковому в авторской редакции 2014 года, размещённой на портале gramota.ru, то видим уже иную картину:

  • значений только два: 1) мифологическое и 2) объединившее всё остальное;
  • произношений тоже два: ХА́ОС в первом значении: ХА́ОС и ХАО́С – во втором.

В этом объединении я вижу наметившееся стремление избавиться от дубля: придёт время, когда останется одно ударение – на первом слоге: ХА́ОС.

Подобное уже произошло со словом СВЁКЛА (СВЕКЛА́): двойное ударение в этом слове отмечалось словарями ещё в самом начале годов 60-х столетия прошлого, но уже в ожеговском словаре 1964 года издания отмечается один вариант – СВЁКЛА, что остаётся нормой и сейчас.

Начало процесса ликвидации дубля мы нынче и наблюдаем: что ещё буквально вчера можно было называть только ХАО́СОМ, сейчас называют ещё и ХА́ОСОМ (словари закрепили эту двойную норму). На следующем этапе вариант ХАО́С почи́ет в бозе и останется одно произношение для всех значений – ХА́ОС.

Как скоро лексема с двояким произношением – ХА́ОС и ХАО́С – приобретёт один вариант произношения, никто не скажет: этот процесс может завершиться в ближайшие годы, а может продлиться несколько десятилетий, например, варианты ТВО́РОГ и ТВОРО́Г живут в языке только на моей памяти 55 лет (тогда я пошла в первый класс и впервые услышала о том, что можно говорить и ТВОРО́Г – в нашей семье говорили ТВО́РОГ).

В общем, поживём – увидим.

Грустный роджер

На оба. Потому что в зависимости от того, на какой слог поставлено ударение, меняется значение слова. Точнее так: в зависимости от значения, ударение надо ставить или на первый, или на второй слог.

Хáос - философская категория, которой описывается первоначальный бепорядок, царивший во вселенной. Этот термин характерен для античной комошонии.

Хаóс - это слово из обыденного лексикона, означащее крайний беспорядок, полный бардак, неразбериху. Между прочим, в этом значении ногие словари (не все!) допускают оба варианта ударения, но мне привычнее как раз ударение на о.

Дамкан

Ударение ставится на первом слоге. Значение слова нужно искать в древнегреческой мифологии-предшественнице философии. Хаос, согласно древнегреческим представлениям-это некое первоначальное состояние мироздания, неупорядоченная космическая субстанция. Вообще понятие довольно сложное и запутанное. Собственно, из Хаоса непонятным образом и зародился, по представлениям греков, первое верховное божество-Уран. Потомком Урана стал Крон, потомком Крона-всем известный Зевс. В современном понятии Хаос-беспорядок.

Людвиго

Ударение в слове хаос зависит от контекста, от того, что имеется в виду под этим словом.

Произошло слово от древнегреческого chaos и сохранило ударение на первом слоге, если под словом хАос подразумевается бездна, темнота, из которой возникло все живущее на Земле либо отсутствие порядка, бессмысленное нагромождение вещей. Произношение же хаОс имеет значение беспорядка в жилище, которое заменяется словом бардак.

Саяны

Если возникает трудность, как произносится: "хаОс" или "хАос", нужно отметить, что оба варианта правильны. Постановка ударения зависит от значения слова: если имеется ввиду пространственое смешение, то "хАос", а если беспорядок менее масштабный (например, дома), то "хаОс". Но это в словарях, а в жизни, как правило, в любых случаях люди говорят "хАос".

Ольга1177

В слове "хаос" возможны оба варианта ударения в зависимости от значения слова. Если мы говорим, например, о греческой мифологии, началах мира, то ставим ударение на первый слог: хАос. Пример: мир родился из хАоса.

Говоря о каком-то беспорядке, сумятице, надо говорить "хаОс", с ударением на последний слог.

Владимиръ

Это древнегреческое слово, которым в мифологии обозначали то, что было до сотворения мира. Само слово хаос происходит от греческого " зеваю". В общем, вначале была скука. Но потом это переделали либо в бесконечное пустое поостранство, либо в полный динамический бардак.

bolshoyvopros.ru

Что есть Хаос?

Angelus

Хаос связывается с творческим началом; сущность хаоса — пустота и ничто, которые содержат и порождают все. В хаосе совпадают начало и конец, это непрерывное становление, разрежение материи и сгущение ее, жизнь и смерть. Он выполняет функцию лона, в котором зарождается все живое. Повсеместно акцентируются такие характеристики хаоса, как неупорядоченность, непредсказуемость; антитеза культуре, логосу.
Во многих космогонических традициях мир начинается с разделения неба и земли в бесформенном, неупорядоченном хаосе, где все стихии пребывают нераздельными, слитыми, и образования между ними
пустого пространства, зияния. Древнегреческое слово «хаос» происходит от глагола «хайно» — разверзаюсь, раскрываюсь; хаос — это не беспорядок, а зияние между небом и землей. Однако в ряде концепций хаос оказывается первичным: «Прежде всего во Вселенной хаос зародился» (Гесиод, «Теогония») . Хаос представлен у Гесиода как физическое (пустое пространство) и мифологическое (порождающее жизнь первоначало) понятие; сходным образом у Секста Эмпирика хаос определяется как «место, вмещающее в себя целое» . Представление о хаосе как о вместилище первоначала, развитие которого приводит к возникновению вселенной, свойственно китайской мифологии. Орфики отождествляет его с мировым яйцом, из которого все произошло; по некоторым свидетельствам, они соотносили его с четным, двоичным как беспредельным (ср. у Гегеля образ «дурной бесконечности») . В орфизме хаос — «страшная бездна» (ср. «зияющая бездна» в «Старшей Эдде») . Орфики заостряют внимание на принципиальной непредсказуемости хаоса, тем более страшной, что она не оставляет человеку возможности приспособления к ней (в то время как космос — обустроен, и соразмерен человеку) . Возможно соотнесение хаоса с аидом: как и в хаосе, в аиде все разрушается и гибнет, теряет вид и форму. Будучи невоплощенным и неоформленным («безвидным» — таково значение слова «аид») , хаос чувственно не воспринимаем и может быть помыслен только в качестве умозрительного. У Платона хаос сближается с материей в целом как «всеприемлющая природа» , лишенное всяких физических свойств и даже имени начало.
В Древнем Египте фигурирует первородный океан Нун, воплощение небытия, отсутствия тварного мира; аналогичное представление о хаосе как о мировом океане имеется в шумерской мифологии. Океан в древнегреческих космогониях наделяется характеристиками, сближающими его с хаосом. В библейской мифологии сохраняется образ хаоса-бездны, частью которого являются морские воды; хаос противопоставляется Яхве, созидающему и упорядочивающему мир, и враждебные ему силы помещаются обычно в морские воды (чудовище Левиафан) . В христианстве подчеркивается сакральное значение водного крещения как «возвращения в первоначальную бесформенность, растворение форм» .
Хаос трактовался в контексте космогонического процесса как изначальное (докосмическое) состояние бытия. Но и в рамках космически оформленного мироздания он сохраняется на периферии мира; мифологические тетраморфы выступают в роли охранителей четырех направлений света, сходящихся к центру, от периферического хаоса. Хаос постоянно угрожает миру, поскольку миротворение мыслится в целом как процесс обратимый. Воспроизведение хаоса в праздничных обрядах является своеобразным его заклинанием; предоставив хаосу кратковременную возможность явить себя, его затем вновь «высылают» за пределы обитаемого мира.
Хаос охватывает как процесс становления космически оформленного мироздания (дифференциация исходной нерасчлененности, выделение традиционных пар противоположностей, возникновение качественно определенных стихий и оформление конкретных предметов) , так и процесс разрушения «установившегося» космоса (египетский бог-творец, Атум, угрожает богам: «Я разрушу все, что я создал. Мир снова превратится в хаос, Нун.. . как было вначале») .
Таким образом, хаос выступает как то, что включает все противоположные силы в недифференцированном состоянии

Читайте также